Выход

СЛУЖЕНИЕ ХРИСТУ

Звание - "слуга Христа"

Иоан. 12, 26

Христос говорит: "Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я. там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой".

Мы знаем, что в мире люди несут разного рода служения. Есть служение народу, есть служение той или иной идее; есть служение науке и служение искусству. И есть особое служение - служение Христу. И всех, кто служит Ему, Он называет "слугами" Своими. Он говорит: "Где Я, там и слуга Мой будет". Звание слуги многим не нравится, они видят в этом звании что-то унизительное. Однако звание "слуга Христа" - это высшее звание для всех, кто любит Христа и идет за Ним. Любящие Христа имеют и другие звания. Христос называет их "детьми" Своими, а также "учениками" Своими.

Я хотел бы подчеркнуть эти три звания, которые Сам Христос установил для Своих последователей: дети Христа, ученики Христа и слуги Христа. И каждое из этих званий имеет свое значение и налагает на нас, верующих во Христа и любящих Его, определенные задачи и обязанности.

Что значит быть "детьми Христа"? Два раза назвал Христос Своих апостолов "детьми" - в Ев. Иоан. 13, 33: "Дети, не долго уже быть Мне с вами"... и в Ев. Иоан. 21, 5: "Дети! есть ли у вас какая пища?"

Звание "чада Божия", чада Христа человек получает сейчас же, как только примет Христа и уверует в Него, как мы читаем в Ев. Иоан. 1, 12: -"А тем, которые приняли Его, верующим БО имя Его, дал власть быть чадами Божиими". Это звание очень драгоценное, но оно и самое доступное: уверуй только во Христа, и ты получишь тут же звание "чада Божия". Задача детей простая: быть как можно ближе к отцу или матери. И задача детей Христа - как можно ближе быть ко Христу. Прекрасная участь дитяти - возлежать на груди отца или матери, и такая же прекрасная участь детей Божиих - возлежать на груди Христа, как возлежал Иоанн во время вечери в Иерусалимской горнице.

А что значит быть "учеником" Христа? Звание "ученика Христа"- очень высокое звание, и с этим званием связаны более сложные обязанности, чем со званием "чада Христа". О Своих учениках Христос говорит такие слова в Ев. Иоан. 8, 31: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики".

Пребывать в слове Христа - это значит исследовать Писание, к чему призывает Христос всех Своих учеников словами Ев. Иоан. 5, 39: "Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне". Такой же призыв мы слышим и в Ветхом Завете. Послушаем, что говорит Господь Иисусу Навину: "Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь" (Иис. Нав. 1, 8).

О задачах "учеников" Христа говорят и другие места Слова Божия. Познавать Христа во всей Его божественной полноте - это более сложная задача, чем наслаждение общением со Христом, которое имеет каждое чадо Божие. В Послании к Колоссянам 3, 16 мы читаем: "Слово Христово да вселяется в вас обильно". Этими словами указана и еще одна задача всех учеников Христа: "Слово Христово", каковым является все Писание, все Слово Божие, вся Библия, должно "вселиться" в нас, то есть в наши умы и сердца, оно должно наполнить все наше существо. Слава Господу, что все верующие во Христа являются Его искупленными детьми; но как важно, чтобы все дети Христа стали и Его хорошими учениками.

Теперь мы подошли к самому ответственному званию - званию "слуги Христа". Как мы видели, это звание дает Сам Христос, но кому? Тем, кто Ему служит! Это звание "слуга Христа"- особенно высокое звание. Мы знаем, как служили люди Христу в дни Его пребывания на нашей земле. В Вифании Марфа всегда заботилась о подкреплении физических сил Христа и приготовляла для Него "большие угощения", когда Он приходил в ее дом. Мы знаем, как незадолго перед страданиями и смертью Христа на Голгофе Мария особенно прекрасным образом послужила своему дорогому Учителю: она помазала Его драгоценным миром к погребению. Мы знаем также, как некоторые женщины - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы, домоправителя Иродова), Сусанна и другие - служили Христу своим имением (Лук. 8,3).

Служение Христу во время Его земной жизни нам очень понятно; но как служить Христу, находящемуся в славе небес? Отвечая на этот вопрос, не забудем, что Христос Сам говорит, что служение любовью людям является служением Ему Самому. Вспомним слова Христа, которые записаны в Матф. 25, 35-36. Он говорит: "Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня". И когда мы удивимся, как же мы отсутствующему на нашей земле Христу могли послужить с такой любовью, мы услышим из Его уст слова: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25, 40). Но мы должны знать, что есть более трудное служение Христу, чем то, о котором написано в 25-й главе Евангелия от Матфея. Об этом более трудном служении мы читаем в 2 Кор. 2, 14: "Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте". Наш Христос - "благоухающий" Христос! И задача слуги Христа являть повсюду это подобие в нашем характере, в наших словах и в наших делах. Это значит: распространять "благоухание Христа" в нашей жизни, полной любви, чистоты и святости Христа. Вот почему это нелегкое служение.

Служение Христу Иоанна Крестителя

Иоан. 5, 35

"Он был светильник, горящий и светящий" - так сказал Христос о служении Иоанна Крестителя. Мы имеем еще и другое свидетельство Иисуса Христа об Иоанне Крестителе. Прочтем Ев. Матф. 11, 7-11: "Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: "се, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал -больший Иоанна Крестителя". Мы знаем также свидетельство об Иоанне Крестителе народа, который слушал его проповеди на берегах реки Иордана. Прочтем это свидетельство в Ев. Иоан. 10, 41: "Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем (о Христе), было истинно". А что говорил Иоанн Креститель о самом себе? О, если бы каждый служитель Христа мог искренне повторять слова Иоанна Крестителя! Что же это за слова, столь достойные повторения, причем каждым служителем и каждой служительницей Христа?

Эти слова Иоанна находятся в Ев. Иоанн. 3, 30: "Ему (Христу) должно расти, а мне умаляться!" Все слуги Христа могут и должны сделать их "лейтмотивом", то есть основным руководящим мотивом всего своего служения Христу.

В чем же заключалось служение Христу Иоанна Крестителя? Оно заключалось в благословенном свидетельстве о Христе. О его великом служении мы читаем в Ев. Иоан. 1, 6-8: "Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете".

Мы знаем, о каком Свете был послан Богом свидетельствовать Иоанн. "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир". Свет этот - наш Господь Иисус Христос! Мы все хотели бы быть слушателями Иоанна, когда он свидетельствовал о Христе в пустыне Иудейской. Его свидетельство о Христе было "истинным", то есть правильным. Послушаем его свидетельство: "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан. 1, 29). И это было не случайное и не единократное свидетельство Иоанна о Христе как об Агнце Божием. Нет, это было постоянной "квинтэссенцией", то есть самым главным, самым важным, что видел Иоанн Креститель во Христе и о чем он считал необходимым постоянно, изо дня в день свидетельствовать, учить и проповедовать. Что в этом именно заключалось главное свидетельство Иоанна о Христе, видно из слов Евангелия Иоанна 1, 35-36: "На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий". Были ли тысячные толпы на берегах Иордана или "двое из учеников Иоанна", а, может быть, порой только и одна душа, - Иоанн был верен своему свидетельству о Христе как об "Агнце Божием", взявшем на Себя грех мира. Нам дорого свидетельство Евангелия о служении Иоанна: "Все, что он сказал о Христе, было истинно". И особенно важным было свидетельство Иоанна об "Агнце Божием", то есть о Голгофе, где Христос Своей смертью совершил искупление от ада всех грешников мира.

Обратим теперь наше внимание на слова Самого Христа об Иоанне Крестителе. Он говорит о нем: "Он был светильник, горящий и светящий"!

Каждый светильник освещает окружающие его предметы: он может освещать темную лестницу, на которой легко споткнуться, письменный стол с грудой книг по вопросам науки и искусства; и он может освещать портрет дорогого для нас человека. Христос говорит об Иоанне Крестителе как о "светильнике".

Что же освещал этот благословенный светильник? Он освещал людям чудную Личность Христа, красоту Его дивного образа и особенно красоту Его безграничной любви, явленной в Его страданиях и смерти для спасения мира, как говорится об этой красоте Голгофы у одного поэта: "Одна есть в мире красота любви, печали, отреченья и добровольного мученья за нас распятого Христа". Себя Иоанн Креститель не выставлял; он жаждал, наоборот, исчезать, чтобы лучше был виден Христос. Его лозунгом были слова: "Ему должно расти, а мне умаляться". В своем служении Христу он стремился быть невидимым, а только слышимым в своем свидетельстве об Агнце Божием, Спасителе мира. Он говорил, когда его спрашивали, пророк ли он: кЯ глас (то есть голос) вопиющего в пустыне" (Иоан. 1, 23). Он не хотел, чтобы люди им любовались или восхищались; он желал только одного: чтобы было слышно его свидетельство о Христе! Христе, Агнце Божием - Искупителе мира.

Вот образец и пример для всех служителей Христа - для пастырей и учителей Церкви, для проповедников и самых скромных свидетелей Христа! Каждый проповедник - это "светильник", задачей которого является - освещать и озарять Христа, чтобы всем стала видна красота Его! Какое славное служение Христу!

Но светильники есть разные: есть так называемые "прожекторы", это самые яркие светильники мира, которые освещают даже портреты в облаках; но ведь и горящая спичка является тоже светильником. В Церкви Христовой есть ".прожекторы" и есть маленькие скромные "спички". Если те и другие горят, то они показывают людям красоту Христа, конечно, не в одинаковой степени и силе. Ведь прожектор и спичка - разница большая, но в одном отношении они имеют сходство: они освещают! Известный проповедник Сперджен был "прожектором", ослепительно ярко освещавшим Христа. Тысячи безымянных проповедников и свидетелей Христовых - это, может быть, только "спички", но все же они освещают Христа и делают Его видимым для людей. Свидетельство о Христе - это очень высокое служение Господу.

Работа в "винограднике" Христа

Матф. 21, 28-29

"У одного человека было два сына; и он подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: "не хочу"; а после, раскаявшись, пошел". В Евангелии мы имеем очень много повелений нашего Господа Иисуса Христа. Но не всегда мы бываем внимательны к ним. Однако есть одно повеление Христа, которое исполняется всеми верующими в Него. Как же гласит это повеление? Оно гласит: "Веруйте в Бога и в Меня веруйте" (Иоан. 14, 2). Изо дня в день, из года в год все идущие путем Христа исполняют это повеление Его: они веруют в Него.

Но вот мы слышим из уст Христа другое повеление, которому далеко не все Его последователи послушны. Христос (выразил это повеление словами Своей притчи о двух сыновьях - послушном и непослушном. Он говорит и тому и другому: ("Сын! пойди, сегодня работай в винограднике Моем". Какое ясное повеление Христа, но кто послушен ему?

Повеление Христа гласит: "работай!" Работай в Моем винограднике! И Его божественные очи направлены на всех Его искупленных детей, чтобы видеть, каково их послушание Ему, своему Спасителю. И что же Он видит в Своем винограднике? Многие из Его детей в своем труде для Господа обливаются потом, - так усерден их труд. Они боятся потерять даже минуты, - так они дорожат временем. Мы знаем слова Христа одному из таких тружеников в Его винограднике: "Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал" (Откр. 2, 3). Разве возможен усердный труд без утомления и необходимости в отдыхе? Разве не сказал Христос Своим утомившимся апостолам: "Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного" (Марк. 6, 31)? А почему им потребовался отдых? Мы читаем: "Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда".

Каждый усердный труд естественно связан с возможностью утомления, и если сам труд в наше время является предметом научного изучения, то и отдых должен быть разумно организован. Христос Своим труженикам говорит: "Отдохните немного", отдохните столько, сколько нужно для еще более усердного труда. А наука все больше склоняется к тому, что лучшим отдыхом является перемена труда. Но Христос видит и праздно стоящих детей Своих, которые думают о труде для Господа и Спасителя своего, но до служения Ему они так и не доходят.

Немало детей Господних заняты критикой работы служителей Христа. Им не нравится одно и не нравится другое. Они критикуют все- и пение, и проповеди, и молитвы, и порядки в церкви. Конечно, критика нужна, особенно если она разумная и справедливая. Горе служителю Христа, который не выносит критики. Но критикующим все и вся надо напомнить, что критика не является еще трудом для Христа, и Христос не говорит: критикуйте, критикуйте; нет, Его повеление гласит: "Работайте в Моем винограднике".

Но что значит "виноградник Христа"? Где он? Что он из себя представляет? И как в нем трудиться? Виноградник - это виноградные лозы, и их ветви с красующимися на них плодами. А "виноградник" Христа -это "Лоза" Христос и Его "ветви", то есть люди, верующие в Него и любящие Его. Где же мы найдем такое чудное сочетание - Христа с Его "ветвями"? Ответ: в Церкви Его! Виноградник Христа - это Церковь Христа! Теперь мы будем знать, куда Христос нас посылает "работать".

Какая же работа ожидает слуг Христа там? Много можно говорить о работе в винограднике Христа, но главная и основная работа в нем - это работа над правильной связью "ветвей" с "Лозою". Будет все в порядке со связью детей Божиих со Христом - Церковь, виноградник Его, будет всегда в самом цветущем состоянии, и все девять плодов Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание - будут красоваться в нем. Каждый труженик и каждая труженица в винограднике Христа должны усердно трудиться прежде всего над собой, а затем и над другими, чтобы довести на высшую ступень связь свою и связь других с небесной виноградной Лозой - Иисусом Христом (Иоан. 15, 5).

Мы знаем, как главным образом поддерживается наша постоянная живая связь со Христом, - это через общение с Ним в молитве и через общение с Ним в Слове Божием. И именно эти два пути для живой и тесной связи со Христом не бывают у нас всегда в порядке, как это правильно сказано в нашей евангельской песне: "Что праздно стоите? работа вас ждет". Разве тропинки, ведущие ко Христу, не бывают у нас поросшими травою из-за неиспользования их должным образом? Разве молитва и Слово Божие занимают в Церкви Христа всегда то место, какое они должны занимать для процветания виноградника Христа? Работа в Церкви Христовой - это работа над самой живой и тесной связью со Христом как всей Церкви в целом, так и каждого ее члена в отдельности. Как часто мы думаем, что порядок в Церкви и процветание "виноградника" Христова заключается в количестве богослужений, во множестве (проповедников, в хорошем пении хора и тому подобном. Дай Господь, чтобы все это было в Церкви Христовой.

Но не будем забывать никогда, что процветание Церкви, процветание виноградника Христа зависит прежде всего от живой и непрерывной связи ветвей с Лозой. Вот в каком направлении должна быть устремлена основная работа в винограднике Христовом - на упорядочение связи всех искупленных детей Господних с Самим Христом.

Это самая большая, самая важная и самая трудная работа в винограднике Христа, и именно этой работе должны быть отданы все силы как служителей Церкви, так и всех членов ее.

Упорядочение связи с нашим Господом Иисусом Христом - это главная задача во всем нашем служении в Его искупленной Церкви, какой бы вид работы в ней мы ни несли.

Дай Господь, чтобы во всех церквах Христовых на земле, во всех Его виноградниках связь ветвей с благодатной Лозой - Христом была на самом высоком уровне! В этом, и только в этом, - залог истинной жизни и благоденствия Церкви!

Служение всех верующих - ходатайственная молитва

Исход 28, 29

"И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом".

Область молитвы-это самая благословенная область нашей христианской жизни. А в области молитвы самой благословенной молитвой является ходатайственная молитва, то есть молитва за определенных людей - как близких и дорогих нашим сердцам, так и далеких и незнакомых для нас. Одним из самых некрасивых и даже отталкивающих свойств нашего характера является наше себялюбие, то есть любовь только к самим себе. И вот одним из действенных средств для победы над нашим себялюбием является молитва о других. Молясь о других, мы превращаемся в священников Бога Всевышнего, приносящих к престолу Его благодати наших ближних с их различными переживаниями - внешними и внутренними. Мы все, любя Христа, являемся священниками Его новозаветной Церкви, и задача всех нас- подобно Аарону, носить "наперсник" у сердца своего с именами тех или иных людей - для воспоминания их в молитве перед Господом. Это не значит, что мы должны забывать о своих собственных нуждах, о своих собственных немощах и недостатках и думать, что молитва наша нужна только другим, а сами мы в ней не так уж нуждаемся. Мы все знаем, как много говорит Библия о значении молитвы в нашей личной жизни, и молиться мало - это значит мало получать благословений от Господа, как сказано в Послании Иакова 4, 2: "Не имеете, потому что не просите".

Слово Божие, говоря о великом значении молитвы для нашей личной христианской жизни, все снова и снова призывает нас и к молитве ходатайственной, к молитве о других. Если мы проверим свои молитвы, то мы убедимся, как они много вращаются вокруг нас самих, вокруг наших личных нужд. Мы знаем, что есть немало красивых цветов, но без аромата, без благоухания. Так есть и красивые молитвы, но им не хватает аромата любви, то есть ходатайства пред Господом за других. Много детей Божиих в Церквах Христовых, у которых отсутствует "наперсник" Ааронов с именами людей, приносимых к Господу в молитвах. Есть ли у всех нас этот замечательный "наперсник"?

Слово Божие говорит нам о многих праведниках. Все они - очень различные люди; у каждого из них свои достоинства, но и свои недостатки. Но в одном отношении они все очень похожи друг на друга: все они подвижники в молитве и все они носят "наперсник" на груди своей с именами людей, за которых они молятся, и их молитвы благоухают ходатайствами о других перед Богом.

Вот перед нами Авраам - духовный отец всех верующих. Он знает об опасности, грозящей двум городам - Содому и Гоморре - за их грех и нечестие. И он предстал перед Богом с ходатайственной молитвой за них. Он говорит Господу в молитве: "Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в -нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так" (Быт. 18, 24-25).

Вот перед нами многострадальный Иов. У него семь сыновей и три дочери. И о всех их он каждое утро возносит молитвы, как мы читаем в книге Иова 1, 5: "Вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их". Какой пример для всех верующих родителей!

А вот перед нами великий служитель Божий - Моисей. Все снова и снова он взывает к Богу о своем жестоковыйном народе, и в своем ходатайстве о нем дошел даже до таких слов: "Прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх. 32,32).

В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос дает нам пример ходатайственной молитвы. Мы имеем Его "первосвященническую" молитву, которая полна ходатайства о всех верующих в Него, о всей Его Церкви. На пути в Гефсиманию Он говорит Петру: "Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лук. 22, 32). А на Голгофе пригвожденный ко кресту Спаситель молится о Своих врагах: "Отче, прости им!"

Теперь Христос на престоле Своей вечной небесной славы, но что говорит о Нем Писание? В Евр. 9, 24 мы читаем: "Христос вошел... в самое небо, чтобы предстать за нас пред лицо Божие". И в 1 Иоан. 2, 1 написано: "Мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника".

Все послания апостолов полны призыва к детям Божиим - молиться друг о друге. Церкви в те времена были маленькими группками верующих. Они были разбросаны по всему громадному пространству Римского государства. Пути сообщения были трудными, и христиане жили изолированно друг от друга. И вот апостольские послания призывают их молиться друг о друге. Эти молитвы были для них самой крепкой связью. Ведь молитвы связывают нас не только с Господом, но и с людьми, о которых мы молимся. Послушаем, как апостолы призывают всех верующих молиться ходатайственными молитвами. Прочтем Ефес. 6, 18-19: "Молитесь... о всех святых, и о мне". Апостол Павел просит верующих молиться друг о друге, и о нем самом.

В апостольские дни был один скромный служитель Христа, о котором Слово Божие говорит только вскользь. Это Епафрас - член и служитель церкви в Колоссах. Что пишет ап. Павел о нем в своем Послании к Колоссянам 4, 12-13? Он пишет о нем: "Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе". По словам апостола Павла, Епафрас не только молится, но подвизается в молитвах за три дорогие его сердцу церкви - в Колоссах, Лаодикии и Иераполе.

Епафрас - это образец служителя, совершающего служение Христу и детям Его усердной молитвой. Как нужны всем нашим церквам Епафрасы, то есть христиане-молитвенники. И каждый член Церкви Христовой должен стать Епафрасом, чтобы подвизаться в своих молитвах как за свою церковь, за все дело Господне, так и за отдельные человеческие души.

Был один благословенный проповедник, которому иногда казалось, что успех его служения является результатом его проповеднического дарования. И вот он видит сон: ему явился ангел и сказал, что все благословения, которые он получает в своем служении, благодаря усиленным молитвам одной бедной, одинокой старушки, которую в его церкви почти никто не знает, но которая хорошо известна Господу, потому что она днем и ночью приходит к престолу Его благодати со своими огненными молитвами о нем, проповеднике, и о своей любимой церкви. Эта старушка была истинным "Епафрасом" и служила своему Спасителю подвигом своих ходатайственных молитв.

Именно это служение доступно всем, без исключения, детям Господним, и оно всегда было самым благословенным служением!

Притча об одном таланте

Матф. 25, 24-25

"Подошел и получивший один талант и сказал: "господин! я зная тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое".

Вина раба, получившего от своего господина один-единственный талант, заключалась не в том, что он расточил его или неправильно употребил его, а в том, что он закопал его в землю и совершенно не употреблял его. Поэтому притчу об одном таланте можно назвать притчей о неиспользованном таланте.

Надо сказать, что из трех рабов в притче Христа о талантах только получивший один талант не употребил его. И если мы посмотрим на труд, совершаемый в Церкви Христа, мы увидим, что не участвуют в труде для Господа именно те дети Божий, которые считают себя лишенными талантов, "бесталанными". Но "бесталанных" у нашего Господа нет; хоть один талант да дарован свыше каждому идущему за Иисусом Христом.

Апостол Павел в Послании к Римлянам 12, 6 говорит, что мы "по данной нам благодати, имеем различные дарования", а в Первом послании к Коринфянам 12, 4 и 7 он пишет: "Дары различны, но Дух один и тот же... но каждому дается проявление Духа на пользу". Это значит, что Дух Святой наделяет всех детей Господних, без исключения, различными дарами на пользу-на пользу Церкви, на пользу дела Господнего. И если мы тот или другой дар Духа Святого закапываем и не употребляем, то мы становимся виновными перед Богом. Конечно, получившим от Господа много талантов, одаренным от Духа Святого многими дарами, закопать их трудно. Одаренные даром проповеди или даром пения разве могут укрыться в Церкви, сделаться незаметными? Нет, их обязательно обнаружат, их обязательно привлекут к служению. С незаметным же, не бросающимся в глаза дарованием можно оставаться незамеченными годами в Церкви.

Вот почему так много в церквах Христовых закопанных талантов. Эти неупотребляемые таланты, может быть, неизвестны даже самим обладателям их. И тем более о них могут ничего не знать остальные члены Церкви. Один только талант, да притом еще малый, ничтожный, незаметный -о, кто оценит его? Не проще ли - положить его в шкатулку и закопать в землю? Так обычно и поступают с малыми дарами Господними. А между тем самое малое и ничтожное в нашем мире является основой самого великого и могущественного на земле. Самым великим и могущественным на земле являются моря и горы. И те и другие состоят из самого малого и невзрачного, а именно - из крошечных капель воды и ничтожных песчинок. Как важно научиться даже в самом малом видеть бесконечное величие Творца вселенной.

В мире много искушений, но есть одно искушение, которое нас меньше всего, возможно, пугает. Это искушение - зарыть свой небольшой талант и считать себя "бесталанным". И тогда уже нетрудно оправдывать свое неучастие в служении Христу. Распознать свое дарование - для многих христиан является очень трудным делом; вот почему в винограднике Христовом так много праздно стоящих христиан. И все же найти свое место в служении Христу необходимо каждому христианину и каждой христианке. Чем меньше наши способности, чем незначительнее наши таланты, тем труднее их распознать. И есть дети Господни, которые годами стараются распознать свои дарования, и все же не могут сказать, на что же они способны. Это печально, но так.

Одно мы должны помнить всегда: в нашем служении Христу главным является отнюдь не дарование и не какие-то особые способности, и не одаренность большими талантами. А что же тогда главное? Главное - это жажда, это горячее, непреодолимое желание что-то делать для Христа, для славы Его имени и блага Его Церкви.

А где же нам взять это великое желание служить Христу и что-то делать для Него? В каждом часовом механизме много колесиков, и все они в движении, все они выполняют какое-то дело. Но что приводит их в движение? Это - пружина! Именно она является движущей силой, приводящей в движение все части часов. Выйдет из строя пружина - остановится и движение в часах. В христианстве есть тоже такая благодатная "пружина", которая приводит в движение всех членов Церкви, все их дарования, способности и таланты, причем и самые небольшие дарования. Что же это за пружина, которая является такой благословенной движущей силой в Церкви Христовой? Это не что иное, как пламенная любовь к Иисусу Христу в сердце каждого христианина и каждой христианки. Именно любовь ко Христу обнаруживает все наши дарования и способности; именно любовь ко Христу, рано или поздно, извлечет из недр земли любой закопанный там наш талант.

Мы можем даже больше сказать: любовь ко Христу разовьет в нас еще и многие другие способности, о которых мы раньше ни малейшего понятия не имели. Приведем такой пример: много книг написано по вопросу материнства, книг, полных наставлений, какою должна быть мать и как она должна служить своим детям. Но когда женщина становится матерью, то любовь к своему ребенку научает ее лучше всяких книг быть хорошей матерью. Дремавшие в ней материнские способности, на удивление всем, становятся очевидными для всех. Именно любовь к родному дитяти делает мать способной давать ребенку все, что нужно для его благополучия. И без всякого понукания любовь побудит ее жить целиком и жертвовать всем для своего ребенка. Так и в Церкви Христа: любовь ко Христу приведет в движение всех членов Церкви. Среди праздно стоящих в винограднике Христовом мы не найдем ни одной души, которая пламенела бы любовью ко Христу. Любящие Христа всем сердцем своим пользуются каждой возможностью, чтобы что-либо сделать для Христа. При горячей любви ко Христу в Церкви не останется ни одного зарытого таланта! Ни одного неупотребляемого дарования! Все будет использовано для прославления нашего Господа Иисуса Христа. Любящее Христа сердце не скажет: я не знаю, как и чем мне послужить Христу; как не скажет любящая мать: я не знаю, что я могу сделать для моего дорогого ребенка.

В отыскании и обнаружении ОБОИХ и чужих дарований и способностей может проходить много времени, но любовь не ждет и не тратит времени на отыскание таланта, а действует, как только может, во славу Христа. Без горячей любви ко Христу и десять талантов не будут отданы на служение Ему; а пламенная любовь к.Спасителю даже "бесталанное" чадо Божие сделает благословенным слугой Христа. Отсюда вывод: в служении Христу лучшим талантом является беззаветная любовь к Нему.

"Она сделала, что могла"

Марк. 14, 3-9

"И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбивши сосуд, возлила Ему на голову".

Чтобы нам знать, кто была эта женщина, которая оказала такую любовь Христу, мы должны прочесть Ев. Иоан. 12, 1-3: "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира". Итак, помазание Христа "к погребению" было совершено в Вифании известной всем христианам мира женщиной Марией- сестрой Лазаря и Марфы. Мария, совершая свое скромное служение для Христа, совершенно не думала об установлении себе вечного памятника, но такой памятник воздвиг ей Сам Христос. Он сказал о ее скромном деле: "Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее и о том, что она сделала".

Но Христос воздвиг вечный памятник скромному делу не только Марии, Он воздвиг славный памятник и весьма скромному делу бедной вдовы, положившей в сокровищницу храма две свои последние лепты, то есть две самые мелкие медные монеты, равные двум копейкам. Об этой бедной вдове Христос сказал: "Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела" (Лук. 21, 3-4).

Вот эти "бесталанные" или с одним только талантом люди - Мария из Вифании и бедная вдова с ее двумя лептами были никому не известными людьми, кроме своих домашних, а теперь, благодаря страницам Евангелия, они стали известны всем христианам мира. Кто знает имена всех погребенных в пирамидах царей Египта? А скромные слуги Христа, о которых повествует Евангелие, продолжают быть "благоуханием" Христовым и вдохновляют на служение Христу тысячи детей Господних.

Свидетельство Христа о Марии из Вифании гласит: "Она сделала, что могла". Эти слова Христа можно отнести и к бедной вдове с двумя лептами и к мальчику с пятью хлебами и двумя рыбками. Самое главное в нашем служении Христу - это то, чтобы мы делали для Него то, что можем: большего ни от кого из нас Христос не требует.

Один христианин, горячо любивший Христа, убедился, что его простое свидетельство о том, как он обратился ко Христу, приносит большое благословение людям, и он решил этим единственным "талантом" служить своему Спасителю. Одна христианка имела слабый голос, и возможно, ни один церковный хор не принял бы ее; но она так пела известную песнь "Ручьем святая Кровь течет", что ни один слушатель не мог удержаться от слез. Ее талантом была не красота голоса, а "выразительность", с которой она пела, и этой выразительностью в пении она решила служить своему Спасителю.

Подойдем еще к одному памятнику, воздвигнутому в Евангелии одной христианке, которая, наверное, тоже считала себя бесталанной, но все же делала то, что могла. Прочтем о ней в Деян. 9, 36-39: "В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла... ученики, услышавши, что Петр находится там (в Лидде), послали к нему двух человек просить, чтоб он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними". Серна - образец служения Христу "добрыми делами", о которых Он говорит в Своей Нагорной проповеди такими словами: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф. 5, 16). Наши добрые дела обладают "красноречием" неба и поистине прославляют Христа!

Есть еще один вид служения нашему Господу Иисусу Христу - служение истинно христианским характером, который иногда называют "ангельским характером". В Книге Деяний Апостолов 12, 7 мы читаем: "И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу". Одаренные "ангельским характером" дети Господни всегда несут с собою свет Христов, который озаряет души, находящиеся во мраке. К сожалению, этих ангелов во плоти человеков не так уж много в Церквах Христовых на земле, но там, где они есть, служение их весьма благословенно.

Остается еще сказать об одном качестве, которым должны обладать все "слуги Христа". Это качество - постоянство в служении Христу. К сожалению, мы больше знакомы с другим качеством в служении Христу - с непостоянством. То мы видим ревность и усердие в труде для Господа, которые хочется поставить как пример и образец для всех детей Господних. То вдруг у этих же тружеников Христа мы видим печальную перемену: куда исчезли их ревность и усердие? Мы видим их праздными в винограднике Христовом.

Эта печальная перемена - своего рода трагедия в нашей христианской жизни. Да сохранит всех нас Господь от непостоянства в нашем служении Христу! Передо мной стоят две хористки наших евангельских хоров. Одну из них я увидел в хору в первый раз в 1924 году, то есть 47 лет тому назад; другую - в 1927 году, то есть 43 года тому назад. А сегодня они все еще поют е хоре и ревностно и усердно прославляют Христа своим пением. Вот что значит постоянство в служении Христу.