Выход

УРОКИ ПАСХИ

Утро дня Воскресения

Ев. Иоан. 20, 1-18

Ночь с субботы на воскресенье еще не кончилась. Еще мерцают звезды на темном ночном небосклоне. Борясь со сном, еще несут стражу воины, поставленные у гроба Господня. Но вдруг, "сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые" (Ев. Матф. 28, 2-4). Бесстрашные воины Рима "пришли в трепет и стали как мертвые"; великое землетрясение и вид сидящего на отваленном камне ангела напугали их до смерти. Очнувшись, они побежали в город возвестить первосвященникам о случившемся (Ев. Матф. 28, 11).

Но вот начался рассвет. Первые лучи восходящего солнца озарили вершину горы Елеонской. Слышно пение проснувшихся птиц. Еще блестит роса на траве и висит каплями на листьях дерев. А в саду Иосифа Аримафейского слышны тихие женские голоса. Это жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иосиева, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие - направляются ко гробу своего любимого Учителя. Две из них - Мария Магдалина и Мария Иосиева - последними ушли из сада после погребения Христа; а теперь они первыми идут ко гробу. В руках у мироносиц приготовленные ароматы. Они знают, что тело Христа достаточно благоухает от благовонного мира Никодима. Но то было даром любви ко Христу Никодима. А у них горит в сердце свой огонь любви ко Христу. И они несут Ему свои дары любви. Пусть они не такие великие и ценные, как дары Никодима. Но они помнят слова, сказанные Христом о Марии из Вифании после помазания Его: "Она сделала, что могла" (Ев. Марк. 14, 8). В сердцах мироносиц только одно желание: взглянуть еще раз в лицо своего Друга и Учителя, излить на Него свои благовония и затем с новой печалью в сердце покинуть сад и вернуться домой - в свою родную Галилею. Оставаться далее в чужом для них Иерусалиме они считают бессмысленным. И вот они идут ко гробу, чтобы бросить последний прощальный взгляд на любимого Учителя.

На пути ко гробу они ведут разговор. О чем? Мы слышим их шепот: "Кто отвалит нам камень от двери гроба?" Они видели, как погребали Христа, и знают, какой большой этот камень. Бедные, озабоченные мироносицы! Хорошо, что они ничего не знали о печати на камне и о страже, поставленной у гроба. Если бы они знали об этом, возможно, они не направились бы ко гробу вообще. Но забота их о камне оказалась напрасной. В утреннем сумраке они видят, что камень отвален, и не руками человеческими, а силой Божией. О, миллионы наших напрасных забот! Сколько раз Господь являл нам Свою руку помощи, а мы все снова малодушествуем. Жалкие мы ученики и ученицы у нашего Господа Иисуса Христа.

Мария Магдалина полна страха и трепета. Она уверена, что тело Христа украдено. Она оставляет других мироносиц и бежит к апостолам Петру и Иоанну с вестью: "Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его". Мария чувствует свое бессилие, но она полна решимости найти украденное тело Христа.

Между тем оставшиеся в саду мироносицы с бьющимися от волнения сердцами входят в пещеру. Она пуста и все же не пуста: они "увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись". О, бедное человеческое сердце, способное пугаться даже тогда, когда следовало бы радоваться и славить Господа. Ангел говорит мироносицам: "Не ужасайтесь! Иисуса ищете Назарянина, распятого. Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите" (Ев. Марк. 16, 6-7).

В этой ангельской вести о воскресении Христа одно слово особенно трогает наше виновное во многом пред Господом сердце - это слово "и Петру". Нас не удивило бы, если бы ангел сказал: "и Иоанну",- ведь Иоанн бесстрашно стоял у самого подножия креста Голгофы. Но он говорит: "и Петру" - отрекшемуся от Христа Петру. Это была весть прощения Петру от нашего воскресшего Господа. Это - весть прощения и всем детям Божиим, плачущим от сознания своих прегрешений перед Господом.

Жены-мироносицы, со страхом и радостью великою, "побежали возвестить ученикам Христа". На пути к ученикам их встретил воскресший Иисус и сказал им: "Радуйтесь!.. Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня" (Ев. Матф. 28, 9-10).

Но вернемся в сад Иосифа Аримафейского. После ухода жен-мироносиц появляются в саду два человека. Это апостолы Петр и Иоанн. Иоанн остановился у входа во гроб... Он видит одни только пелены и не входит во гроб. Он - в недоумении, что это значит... Несколько позднее появляется у гроба и Петр, и со свойственной ему решительностью он входит во гроб, а за ним и Иоанн. Что же видят они? Прежде всего они видят, что тела их любимого Учителя нет во гробе. Значит, права была Мария Магдалина, которая пришла к ним со словами: "Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его". Но нет, если бы тело Иисуса было унесено, то пелены не остались бы во гробе. Да и плат, который был на главе Христа, не был бы так аккуратно сложен. Нет! Тело Иисуса не могло быть украдено! И Иоанн, любимый ученик Христа, пришел к убеждению: значит, Он воскрес, Он жив. С такой мыслью оба апостола покинули гроб.

Мария Магдалина - самая преданная Христу ученица - вернулась ко гробу Учителя. В саду уже не было никого. Мария не боится... ведь любовь изгоняет страх. Она стоит у гроба и плачет. Она даже входит в пещеру и наклоняется над гробом. Ей хочется видеть хотя бы место, где лежало тело Иисуса. Глубокая тишина царит кругом. Вдруг свет озарил пещеру: перед Марией два ангела в белом одеянии. Храбрые воины Рима испугались одного ангела; Мария не вздрогнула, увидев двух ангелов. Ее мысли сосредоточены только на одном: где могло бы быть тело Иисуса? Она слышит вопрос ангела: "Что ты плачешь?" Она повторяет слова, которые уже слышали от нее апостолы Петр и Иоанн. "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его".

Услышав шорох, Мария оборачивается и видит перед собою незнакомца. Незнакомец говорит ей: "Жена! что ты плачешь? кого ищешь?" Ослепленная слезами Мария принимает незнакомца за садовника и говорит ему: "Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его". О, Мария, как ты любишь Христа! Ты готова даже одна понести Его тело! Одно только слово из уст незнакомца: "Мария!"- и пелена спала с ее глаз. Она узнала голос своего Спасителя. Этот же самый голос когда-то сказал ей: "Мария! прощаются тебе грехи твои!" О, этот голос она никогда не забудет; она узнает его из тысячи голосов. Но Мария хочет, как и Фома позднее, ощутить раны Иисуса,- ведь она видела, какими гвоздями были прибиты руки и ноги Христа ко кресту. Иисус говорит ей: "Не прикасайся ко Мне..." Он хочет ее веры без видения и осязания! Слава Господу, мы имеем именно такую веру! И Он посылает ее к братьям Своим, апостолам, возвестить им о воскресении и о вознесении Своем.

Мария поспешила к ученикам Христа с радостной вестью о Его воскресении. Будем помнить, что первой увидела воскресшего Христа женщина - Мария Магдалина. Будем помнить также, что первой благовестницей о воскресении Христа была тоже женщина - Мария Магдалина. Сестры! Вы особенно должны этому радоваться! А мы, братья, не должны этому завидовать, а помнить слова Евангелия, что и братья, я сестры - все они "одно во Христе Иисусе" (Галат. 3, 28).

Жены-мироносицы

Ев. Марк. 16, 1-7

"По прошествии субботы"... О чем могли бы нам сказать эти слова? Они говорят нам о том, что Христос воскрес в третий день, как Он и Сам сказал Своим ученикам: "Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет" (Ев. Матф. 17, 22-23). Христос умер в пятницу, пролежал во гробе всю субботу и воскрес в первый день недели, который начался после захода солнца в субботу.

В Евангелии от Марка говорится о трех мироносицах: Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Саломии. В Евангелии от Луки упоминается имя мироносицы Иоанны, и прибавляются слова: "...и другие с ними" (Ев. Лук. 24, 10).

Евангелист Марк очень краток во всем своем Евангелии; он краток и в повествовании о воскресении Христа. Он говорит о мироносицах: они "купили ароматы, чтобы... помазать Его". В Евангелии от Луки говорится, что ароматы для помазания тела Христа были приготовлены еще в пятницу, как мы читаем: "Возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу оставались в покое по заповеди" (Ев. Лук. 23, 56). С нетерпением ждали ученицы Христа, когда кончится суббота, чтобы совершить помазание тела своего любимого Учителя. Только Мария из Вифании была спокойна: ведь она уже совершила помазание Христа к погребению.

Солнце начало восходить, и жены-мироносицы спешат ко гробу. Но удивительно: ни одна из них не вспомнила слов Христа о том, что Он воскреснет в третий день. Наоборот, они уверены, что Он лежит во гробе, и их озабочивает только большой камень, приваленный на их глазах ко гробу Христа. Они говорят между собой: "Кто отвалит нам камень от двери гроба?"

Но разве была необходимость в помазании ими Христа после того, как на помазание Его тела было употреблено сто литров благовоний, принесенных Никодимом? Что представляли их скромные дары по сравнению с даром Никодима? Но здесь мы должны сказать, что Бог смотрит не на обилие даров, Ему приносимых, а на сердце приносящих Ему дары.

Вспомним бедную вдову, которая принесла Богу только две лепты, но которая так порадовала сердце Христа своим малым даром. Этот малый дар был всем, что она имела, и поэтому в очах Христа он был весьма большим даром. Пальмовые ветви в Палестине - явление самое обычное, но они радовали сердце Христа в день Его торжественного входа в Иерусалим, потому что эти пальмовые ветви были даром сердец приносящих их. В глазах Христа всякий дар, приносимый нами от сердца, превращается в золото, в дар самый драгоценный.

Следует отметить, что среди мироносиц мы не видим матери Иисуса. Ее душу пронзило "оружие" - оружие материнской скорби при виде таких страданий Сына.

"Кто отвалит нам камень от двери гроба?" Тревога мироносиц была напрасной: камень оказался отваленным. На нашем пути следования за Христом много камней, порой весьма великих. Много камней, озабочивающих нас; пугающих нас; давящих наше сердце. Это камни - трех родов: во-первых, камни воображаемые. Их нет в действительности, но мы воображаем, что они есть. Многие наши камни порождаются нашими сновидениями; другие наши камни порождаются нашими "предчувствиями". Есть немало камней, которые созданы больной психикой.

Во-вторых, есть камни, действительно существующие. У первых христиан был весьма большой камень на пути: это был грозный Савл, дышавший угрозой и убийством против детей Господних. Мы знаем, как этот большой камень был отвален Господом: Христос силой Своей превратил Савла в апостола Павла. У Марфы и Марии в Вифании был тоже большой камень: их брат Лазарь лежал на одре смерти. Но и этот камень был отвален Господом!

И, наконец, есть камни, не отваливаемые Господом. Что же нам делать с ними? Нам остается только одно: поднять наши очи к Господу и сказать Ему: да будет Твоя воля! И Господь превратит эти камни в ступени чудесной лестницы, ведущей нас к высотам духовного совершенства и особой близости ко Христу. Пусть наш взор видит на каждом нашем камне светлого ангела, возвещающего нам о силе воскресшего Христа!

Мироносицы вошли во гроб и "увидели юношу... облеченного в белую одежду; и ужаснулись". Может быть, ужаснулись бы и мы. если бы увидели сияющего белизной ангела. Но нам надо быть готовыми к встрече с этими удивительными существами. Мы не видели пока их, но мы увидим их в день пришествия нашего Господа Иисуса Христа, о Котором сказано, что Он придет "во славе Своей и все святые Ангелы с Ним" (Ев. Матф. 25, 31). И в вечности, где они окружают престол нашего Господа, мы будем лицезреть их во веки веков. Они будут для нас самыми близкими и дорогими существами!

Что же сказал ангел мироносицам? "Не ужасайтесь! Иисуса ищете Назарянина, распятого"... Ангелы плачут с плачущими и радуются с радующимися. Один из них, видит скорбь мироносиц: для них отваленный камень означал, что их Господа, по-видимому, унесли, чтобы присоединить Его тело к телам казненных разбойников. О, как велика их скорбь! Об одной из мироносиц - Марии Магдалине - Евангелие говорит: "Она стояла у гроба и плакала" (Ев. Иоан. 20, 11). Ангел спешит с утешением к плачущим мироносицам. Он говорит им: "Христос воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен". Теперь они, мироносицы, должны были вспомнить слова Своего Учителя Христа о воскресении Его в третий день. Они становятся благовестницами о воскресении Иисуса Христа. С радостной вестью посылает их ангел к плачущим ученикам: "Идите, скажите ученикам Его и Петру, что... там (в Галилее) Его увидите". "Скажите ученикам и Петру". Петр был виновнее всех других апостолов, позорно отрекшись от Учителя, и он плакал больше всех. И Христос через ангела посылает ему Свое прощение! Нет ли среди нас плачущего Петра, которому воскресший Христос также уготовал прощение?

"Что вы ищете живого между мертвыми?"

Ев. Лук. 24, 5

Мироносицы не искали живого Христа. Нет! Ведь они пришли с ароматами, чтобы помазать тело Его, вернее, прах Его. Я надеюсь, что мы в эти радостные дни Пасхи находимся не с составом из смирны и алоя, но с живыми цветами, чтобы встретиться с воскресшим, живым Христом. Ангелы своим вопросом возвестили мироносицам о воскресении Христа: "что вы ищете живого между мертвыми?" Братья и сестры! Христос, в Которого мы веруем, живой Христос, Христос, Которого мы любим, живой Христос!

Но мы ценим и умершего Христа. Он дорог нам с склоненной на грудь главою на кресте. Мы никогда не забудем, как Его бездыханное тело снимали с креста Его друзья. Мы никогда не оторвем наших очей с Христа, когда Он лежал во гробе. И почему? Потому что Он умер за нас!

Предположим, что Христос не воскрес. Предположим, что мы имеем только те страницы Евангелия, которые повествуют нам о том, как две тысячи лет тому назад жил на нашей земле великий пророк и Учитель- Иисус Христос, в груди Которого билось весьма любящее сердце, и как "Он ходил, благотворя и исцеляя всех" (Деян. Ап. 10, 38). И далее, повествование Евангелия гласит, как этого любвеобильного Друга всех страждущих и обремененных люди взяли и осудили на смерть, после чего повели на Голгофу и там распяли на кресте посреди двух разбойников, из которых один отдал свое сердце распятому Христу как Царю Небесного Царства. И вот умершего Христа погребли в саду Иосифа Аримафейского. Предположим, что Евангелие на этом заканчивает свое повествование о Христе. Как бы мы с вами относились ко Христу, Который жил, умер и погребен в саду, но не воскрес? О, такую любовь, какую являл Христос, живя на земле, можно было бы прославлять и без Его воскресения. Не забываем же мы великого служения любви Франциска Ассизского. Тем более невозможно было бы забыть служения любви Иисуса Христа - этого величайшего человеколюбца. За такую любовь, какою возлюбил Христос человечество, можно было бы Его прославлять и слагать в честь Его лучшие песни и лучшие проповеди. И, наконец, можно было бы из года в год праздновать годовщину Его рождества и нести свежие цветы на Его гроб в саду. Но в сердцах наших была бы глубокая неудовлетворенность. И почему? Представим себе, что мы на кладбище. У могилы очень дорогого для нас существа. Перед нами стоит светлый образ погребенного здесь человека. Нам вспоминается голос умершего... его слова... отдельные моменты из его жизни... наши встречи с ним... и мы чувствуем, как слезы умиления, может быть, глубокой благодарности навертываются на наши глаза. И вдруг у нас появляется желание, невыразимое желание: чтобы тот, кто лежит под этим могильным холмом, оказался бы с нами, вот тут же на кладбище; чтобы он, как и прежде, заговорил с нами; чтобы можно было положить свою усталую голову на его грудь; чтобы можно было выплакать все свое горе на этой груди, а потом почувствовать глубокий покой в своем сердце... Мы все, не правда ли, сознаем громадную разницу: наш лучший друг в могиле - и этот же самый друг рядом с нами, живой. Вот эти все чувства и желания наполняли бы наши души и в саду Иосифа Аримафейского, если бы. Христос не воскрес.

Представим себе теперь день воскресения Христова. С тяжелым сердцем пришли жены-мироносицы ко гробу Христа. Их любимый Друг и Учитель погребен здесь... Они пришли с ароматами, чтобы помазать мертвое тело Христа; чтобы вспомнить Его любовь, Его смерть, как Он страдал и умирал на Голгофе. Они пришли, чтобы посмотреть на дорогие раны... И вдруг ангелы возвещают им: "Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту. и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его" (Ев. Лук. 24, 5- 8). Не будем думать, что в саду Иосифа Аримафейского плакала только Мария Магдалина. Нет сомнения, что плакали и другие мироносицы, ведь они все так любили Христа. И вот они слышат, что Христос воскрес; что Он жив, что они увидят Его и услышат Его слова, что сердце Его будет, как и прежде, открыто для них, и что Он снова будет являть им Свою безграничную любовь. С какой радостью они выходили из сада; у них теперь было только одно желание в сердце - скорее, скорее увидеть Его! И они увидели Его и услышали Его голос. Мы читаем: "Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня" (Ев. Матф. 28, 9-10).

Вера в воскресение Христа, вера в живого Христа превращает всю нашу земную жизнь в "Галилею", то есть в постоянное пребывание воскресшего Христа с нами. Живем ли мы в городе или в деревне, воскресший Христос хочет быть рядом с нами; Он хочет учить нас и творить Свои славные дела в нашей жизни.

Исцеление Христом Фомы

Ев. Иоан. 20, 24-29

"Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус..." Первый приход воскресшего Христа в запертую горницу к Своим апостолам принес им исцеление от их сомнений. Какая радость веры слышится в их словах: "Мы видели Господа". Но у апостола Фомы этой радости веры еще не было, так как он еще не видел воскресшего Христа, а не видел он Его потому, что не был с другими апостолами в горнице, когда к ним приходил Воскресший. Мы не будем доискиваться до причины, почему отсутствовал Фома Р таком благословенном собрании. Причины для этого могли быть разные. Но одно для всех нас ясно: Фома лишился благословения, которое получили другие. Мы все должны знать одну очень важную истину: всякий раз, когда мы бываем вынуждены по болезни или по другим причинам пропускать наши богослужения, мы рискуем остаться без благословения, которое получат другие. В каждое богослужебное собрание во имя Христа приходит Воскресший со Своими благословениями, по отсутствующие в собрании лишаются их, как это случилось с апостолом Фомой. Теперь нам будут понятны слова Послания к Евреям 10, 25: "Не будем оставлять собрания своего".

О ценности каждого собрания верующих во имя Христа наш Господь говорит: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Ев. Матф. 18, 20). Значит: ни одного собрания детей Господних не бывает без присутствия Христа, и никогда Христос не приходит с пустыми руками. Послушаем, с чем Он приходит к Своим искупленным: "Богатство и слава у Меня, сокровище непогибающее и правда; плоды Мои лучше золота и золота самого чистого... чтобы доставить любящим Меня существенное благо, и сокровищницы их Я наполняю" (Пр. 8, 18-21). Христос приходит к собранным во имя Его, чтобы наполнять сокровищницы их сердец. В день Своего воскресения Он пришел к апостолам, собранным в горнице, и наполнил сокровищницы их сердец миром, в котором они так нуждались, и радостью веры, которой они не имели. А отсутствовавший Фома этих благ не получил и продолжал томиться в своем сомнении и унынии.

Христос не забыл о Фоме. Он полон сострадания к его безрадостной душе. Не оттолкнуло Христа от Фомы и его строптивое поведение и неразумное рассуждение: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его - не поверю". Какое самоволие! Какая интересная овца в стаде Христа - этот Фома! Мы тоже какими только овцами не являемся у нашего великого Пастыря Иисуса Христа!

Что говорит этот чудесный Пастырь о Своих овцах? Прочтем Иезек. 34, 15-16: "Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю..." Фома был раненной овцой в стаде Христа, раненной сомнением. Христос знал, что он нуждается в лечении и исцелении. И Он, добрый Пастырь, спешит к нему на помощь. Нет сомнения, что второе явление Христа Своим апостолам, собранным в горнице, было сделано Воскресшим, главным образом, ради Фомы.

Как же Он уврачевал рану Своего пораненного сомнением ученика? Он исполняет его желание и показывает ему Свои раны. Христос говорит Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Много в "стаде" Христовом, то есть в Церкви Его, больных и раненых "овец", и даже можно смело сказать, что больных овец у нашего Пастыря больше, чем здоровых. Какое утешение для нас в словах Христа: "Пораненную овцу перевяжу, и больную укреплю". К каждой больной овце у Него Свой особый подход, Свое особое лекарство. И болезнь сомнения Христос излечивает самыми различными способами. Фоме, по его желанию, Он показал Свои раны, и этим привел его к вере. В Церкви Христа могут быть сомневающиеся души, но кому еще Он предложил вложить Свою руку в Его раны? Желание Фомы Христос исполнил не потому, что другого лекарства для его исцеления не было. Нет, показав Фоме Свои раны, Христос явил ему Свое божественное всеведение: ведь Он повторил все неразумные слова Фомы, что привело Фому не только к вере, что Христос воскрес, но и к еще более важной вере; что Христос - истинный Бог!

Очень драгоценной верой является вера в воскресение Иисуса Христа из мертвых. Но самой драгоценной верой является вера в Иисуса Христа как в истинного Господа и Бога. Именно такую веру получил Фома от своего воскресшего Господа. Он говорит с величайшей радостью Христу: "Господь мой и Бог мой!" И Христос принимает это исповедание Фомы, потому что Он поистине Бог.

Христос напоминает всем нам, верующим, что мы - овцы стада Его. Но Он говорит нам также, что у Него много больных овец. Знаем ли мы, чем мы больны? В отношении наших телесных болезней мы можем знать, чем мы больны, но можем и не знать, а просто чувствовать недомогание, какое-то болезненное состояние. Врач ставит диагноз и прописывает лечение - иногда удачно, иногда нет. Христос знает болезнь каждой Своей "овцы", и мы слышим сегодня Его авторитетное заявление: "...больную исцелю"! И как доказательство истинности этих слов Христа, мы видим апостола Фому с его болезнью, полностью исцеленной Христом. Больной Фома в отчаянии говорил: "Не поверю!" "Исцеленный Христом, он с невыразимой радостью и непоколебимой верой" воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" Будем и мы ожидать от Господа исцеления от наших многих болезней. Все мы должны знать, что самой распространенной болезнью овец Христовых в наши дни является утрата первой любви ко Христу и лаодикийское состояние нашего сердца. Но и от этой тяжелой болезни Пастырь Христос силен исцелить. нас.

Воскресший с нами

Ев. Лук. 24, 13-15

В драгоценном Евангелии, которое мы должны считать лучшим подарком от Бога, описаны кратко, но ярко рождение Христа, Его славная жизнь на земле, Его слова и дела, Его страдания и смерть, Его погребение и воскресение, Его явления после воскресения и, наконец, Его уход с нашей земли - вознесение. Какое счастье, что мы имеем такое полное Евангелие с таким светлым, сияющим концом - воскресением и вознесением Иисуса Христа! И если бы даже Евангелие кончилось. повествованием о смерти и погребении Христа, то и такое Евангелие было бы для нас ценным и прекрасным. Сколько прекрасной литературы на нашей земле, хотя авторы ее и умерли и лежат на разных кладбищах мира, ожидая дня всеобщего воскресения.

Возьмем Прекраснейшего из сынов человеческих - нашего великого Господа Иисуса Христа. Как Он прекрасен, даже если бы не было повествования о Его славном воскресении. Мы преклонялись бы перед Его характером, перед Его учением, перед Его чудесами, перед Его безропотными страданиями и перед Его смертью посреди двух злодеев! Известный автор книги "Жизнь Иисуса" Эрнест Ренан воспел с большим воодушевлением удивительную любовь Христа, а также необыкновенную чистоту Его сердца и святость Его жизни, но воскресения Христа Ренан не признавал. Много прекрасных книг написано о Христе авторами, которые Его воскресения не признавали и для которых: Он был великим, но погребенным в саду Иосифа Учителем.

Можно любить и мертвого друга, и даже долго любить. Собрания Московской церкви посещал долгие годы, пока не умер, один врач. У него умерла единственная дочь, и он каждое воскресенье посещал ее могилу, даже в самую страшную непогоду. Все, кто его знал, удивлялись его такому удивительному постоянству. Но любовь к мертвому другу в конце концов все же охладеет, потому что каждая любовь поддерживается только контактами - встречами и разговорами с любимым. Без таких контактов любовь превратится только в воспоминание.

Многое, что остается после смерти дорогого и близкого человека, может напоминать нам о нем, но эти воспоминания будут наполнять наши сердца только новой горечью, потому что будут все снова и снова" говорить нам, что нашего друга нет на земле, что он лежит в земле сырой. Вещи, которые остаются после наших дорогих умерших, полны благоухания, но это благоухание траурное, порождающее печаль в душах наших.

Многие любят умершего и погребенного Христа. Они полны почтения и уважения к Нему. Они готовы все снова и снова читать о событиях Его жизни, описанных в Евангелии. Они, подобно женам-мироносицам, готовы на любое помазание своего мертвого Друга. Но никакие воспоминания не заменят нам присутствия живого Христа. Слова и дела Христа без Его воскресения были бы тоже полны благоухания, но они наполняли бы нас великой печалью,- что этого чудного Друга и

Учителя нет в живых. Мы завидовали бы апостолам и первым ученикам Христа, что они имели счастье с Ним ходить, видеть Его и слышать Его... А для нас осталась только Его могила в саду Иосифа Аримафейского. Нет, нам нужен живой Христос! Любовь Христа, умершего за нас, трогала бы нас, вызывала, может быть, даже слезы из наших очей... Но радовать нас она не могла бы, потому что для этого нужна любовь живого Христа. Мальчик, сидя у могилы своей матери, долго смотрел на ее фото и вдруг, заплакав, говорит: "Мама, ну что ты смотришь на меня? Обними меня и поцелуй!"

И нам нужен живой Христос, идущий с нами рядом по одному пути. Вот так, как мы читаем о воскресшем нашем Господе: "И когда они разговаривали и рассуждали между собой, Сам Иисус приблизившись пошел с ними..." Вот в чем мы все нуждаемся: чтобы Сам Иисус приближался к нам и был с нами! Ничто другое не удовлетворит нас и не даст истинной и полной радости. Портрет матери, висевший над могилой, был портретом хорошим и точным, но мальчику была нужна живая мать, полная материнской любви и ласки. Нам дан в Евангелии прекрасный образ Иисуса Христа, и мы с любовью рассматриваем его. Но нам нужен Сам Иисус, Которому мы могли бы все сказать в молитве, все открыть, все поведать! Нам необходима крепкая рука нашего Господа Иисуса Христа, которая могла бы в любую минуту протянуться к нам и явить нам свою силу! Нам так необходима божественная грудь Христа, на которую можно было бы во всякое время склонить свою усталую голову! А нужда в этом бывает у всех нас очень часто.

И все это мы имеем в нашем дорогом воскресшем Господе. Нам надо только снова оживить нашу веру, что гроб Иисуса пуст, потому что Он воскрес. Пусть же в эти пасхальные дни Христос приблизится к каждому из нас и вновь пойдет с нами как наш самый лучезарный Спутник.