Выход

ЧТО ГОВОРИТ ПРОРОК ИСАИЯ О ХРИСТЕ

(Окончание)

Христос, милующий Свою Церковь

Ис. 14, 1

"Близко время его, и не замедлят дни его. Ибо помилует Господь Иакова, и снова возлюбит..." Господь поручил Своему ветхозаветному народу большую миссию: нести великую весть об истинном Боге всем народам мира. Но ветхозаветная Церковь все снова и снова отступала от заветов своего Бога и за свои отступления получила справедливое наказание. Бог руками исторических событий наказывал и вразумлял Свой народ. Так, руками царя Навуходоносора Бог повел ветхозаветную Церковь на целых 70 лет в вавилонский плен, в горниле которого она должна была навсегда освободиться от идолопоклонства и вернуться к истинному и живому Богу. И когда это совершилось, Бог воздвиг персидского царя Кира, который подписал указ об освобождении пленников и о разрешении им вернуться на родину и восстановить свой разрушенный храм. Ветхозаветный народ Божий все снова и снова огорчал своего Господа, нарушая Его святые заветы и предаваясь служению идолам. Но Бог не покидал Своего народа и все снова и снова являл ему Свою любовь и милость, как говорит пророк Исайя: "Помилует Господь Иакова, и снова возлюбит..."

Эти слова пророка Исайи являются пророчеством о Христе, милующем все снова и снова Свою искупленную на Голгофе Церковь. А разве Его новозаветная Церковь тоже способна на отступления от Его вечных божественных заветов? Чтобы увидеть, в каких отступлениях Церковь Христова может оказаться виновной перед своим Господом, надо прочесть два места Священного Писания. Первое место - Псалом 17, 23: "...все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал". Второе место - Евр. 3, 12: "Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого".

Из этих двух мест Священного Писания, а также из многих других мест мы видим, что Слово Божие очень ясно говорит о двух родах отступления в жизни детей Божиих: об отступлении от заповедей Господних и об отступлении от Самого Господа. Отступление от заповедей Господних - это повседневная опасность для всех учеников и учениц Христа. Нужна очень большая духовная высота, чтобы вместе с псалмопевцем говорить: "Все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал". Если мы ходим во свете Христа, то мы видим, как много отступлений в нашей повседневной жизни от заповедей Господних, но мы с глубоким сокрушением вынуждены повторять слова Иак. 3, 2: "Все мы много согрешаем". А каждое наше согрешение есть не что иное, как отступление от той или другой заповеди Божией.

Возьмем, для примера, согрешение апостола Петра - это отречение от Христа. Отрекшись трижды из страха, он нарушил заповедь своего Учителя Христа, которая гласила: "Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Ев. Лук. 12, 32). Но это повеление Христа нарушили и все другие апостолы своим бегством из Гефсиманского сада. В Книге "Откровение" мы читаем обличения "ангелов" церквей в их различных отступлениях от заповедей Господних.

Однако отступление от заповедей Господних не есть отступление от самого Господа, не есть отпадение от Христа или уход от Него. Нарушение заповедей Господних, отступление от Его уставов ведет к печальным последствиям в нашей духовной жизни; а отступление от Самого Господа, уход от Христа - это отпадение ветви от Лозы, в результате чего будет ее засыхание, то есть ее смерть. Отступление от заповедей Господних, нарушение их ведет к потере радости и утрате Ьожиих благословений, а также и к другим наказаниям от Господа. Мы знаем, какими горькими слезами сопровождалось согрешение Петра.

Но как ни печальны отступления детей Господних от заповедей своего Учителя Христа, Он все снова и снова милует Свою Церковь и поднимает Своих упавших детей. Мы знаем, какую милость явил Христос Своему столь глубоко павшему ученику Петру. Он восстановил его полностью и в день Пятидесятницы наделил его благодатной силой свыше, силой Святого Духа. Так милующий до бесконечности Свою Церковь Христос поднимает и восстанавливает всех падающих детей Своих, являя им Свое безгрешное долготерпение.

Что же говорит Слово Божие об отступлении от Самого Господа, об уходе от Христа. По этому вопросу в христианстве существует два мнения. Согласно одному мнению, возрожденный от Духа Божия человек не может уйти от своего Спасителя Христа. Если человек отступил от Христа, значит, он не был возрожденным. Согласно другому мнению, возрожденный человек может уйти от Христа. Какое же из этих двух мнений более правильное? Пусть Слово Божие даст нам ответ на этот вопрос. Прочтем Евр. 6, 4-6: "...невозможно - однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять покаянием..." Здесь очень ясно говорится о возрожденных людях, о людях, соделавшихся причастниками Духа Святого, но отпавших, то есть отступивших от Господа. Но тогда напрашивается вопрос: если возможно отпадение возрожденного человека от Господа, то как же понимать слова Христа в Ев. Иоан. 10, 27-28: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей!"? Однако мы знаем и вопрос Христа, обращенный ко всем Его овцам, идущим за Ним: "Не хотите ли и вы отойти" (Иоан. 6, 67)? Такой вопрос был задан даже апостолам, избранным Самим Христом. Это говорит о том, что наше пребывание со Христом в Его божественной руке является делом нашей доброй воли. Если мы хотим пребывать во Христе, если мы хотим находиться в Его божественной руке, то нет силы во всей вселенной, которая могла бы нас вырвать из Его руки, как об этом в весьма торжественной форме говорит апостол Павел в Послании к Римлянам 8, 35: "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" Но если мы сами не захотим больше находиться в руке Христа, то Он сейчас же разожмет Свою руку и скажет: "Иди, мой бедный друг, куда ты задумал идти: Я не держу никого насильно. Мне нужны только добровольно следующие за Мной люди".

Итак, мы рассмотрели два рода отступления: отступление от заповедей Господних, то есть нарушение их, и отступление, отпадение от Самого Господа, то есть уход от Христа. Отступление от заповедей Господних - это наши повседневные согрешения, но милующий нас Христос без конца прощает и учит нас прощать нашим ближним согрешения их против нас не только до семи, но до семижды семидесяти раз (Ев. Матф. 18, 21-22). Отступление же от Самого Господа - это уход от Христа, что поведет к духовной смерти. Однако возвращение блудных сынов и дочерей ко Христу возвращает им снова жизнь! Да сохранит милующий Свою Церковь Христос всех детей Господних от жизни во грехе и тем более от ухода от Него!

Христос, плачущий о Своем народе

Ис. 15, 5-6; Ев. Лук. 19, 41-44

"Рыдает сердце мое о Моаве: бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; восходят на Лухит с плачем, по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик, потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зелени". Пророчества о двух странах-Вавилоне и Моаве - занимают в Ветхом Завете больше места, чем пророчества о других странах. Родоначальником моавитян был Лот (Быт. 19, 36-37). Моав был весьма цветущей страной с очень многочисленным народом; Сам Господь говорит о "величии Моава" и его великом "многолюдстве" (Ис. 16, 14). Некогда Моав пользовался большой славой у окружающих народов: он гордился своими сокровищами; он подвергался нашествиям врагов, но "в плен никогда не ходил". Моав был покрыт неприступными крепостями и считал себя в полной безопасности. Земля Моава не знала недородов, поскольку имела множество колодцев, высеченных в скалах. Поэтому в дни голода люди шли в Моав, чтобы воспользоваться его изобилием в хлебе. Так Елимелех и Ноеминь со своими двумя сыновьями нашли спасение от голода в Моаве, и там они нашли чудесную жемчужину в лице известной Руфи - моавитянки. Моав был страной необыкновенного изобилия и вместе с тем он был полон чрезмерной гордости, как мы читаем об этом в Книге пророка Иеремии 48, 29-31: "Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, об его высокомерии и его надменности, и кичливости его, и превозношении сердца его. Знаю Я дерзость его, говорит Господь". И вот одним ударом полчищ Навуходоносора этот столь славный Моав был превращен в развалины, и сегодня лишь ос татки колонн его городов говорят о его величественном прошлом.

Но особое внимание мы должны обратить на плачущее о Моаве сердце пророка Исайи. "Рыдает сердце мое о Моаве", - говорит пророк Исайя. Грозящая Моаву гибель не дает покоя великому пророку, и он говорит, что "внутренность его стонет о Моаве" (Ис. 16, 11). Какая любовь и какое сострадание в сердце пророка, несмотря на то, что Моав много зла причинил его народу. Плачущий над Моавом пророк является прообразом Иисуса Христа, плачущего над Иерусалимом. Прочтем Ев. Лук. 19, 41-44: "И когда приблизился к городу, то смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят от тебя камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего".

Какой безграничной любовью было наполнено сердце Христа ко всем людям! Каким глубоким состраданием был Он исполнен даже к тем, которые ненавидели Его! Он плакал над Иерусалимом, хотя хорошо знал, что представляли из себя люди, живущие в нем. Их духовная гордость, их фарисейская самоправедность, их равнодушие и даже ненависть к Нему - все это видели Его божественные очи! Христос знал, как поступят с Ним жители Иерусалима: Он знал, каким беззаконным судом осудят Его на смерть, как они у Пилата будут кричать: "Распни Его! Распни Его!" Христос знал, каким насмешкам они подвергнут Его на Голгофе, и несмотря на все это - Он плакал над Иерусалимом. Но не будем думать, что Христос плакал только о Своем родном народе. Нет. Он плакал и плачет о всех народах земли и о каждом человеке в отдельности! Он плакал и плачет, потому что не хочет, чтобы даже одна человеческая душа погибла; и в день последнего Суда никто не сможет сказать, что любовь Христа не была простерта к нему или что Христос не пожелал спасти его. Псалмопевец Давид был прообразом Христа, когда словами Псалма 118, 136 говорил: "Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего". И апостол Павел был полон духа Христа, когда писал слова Послания к Римлянам 9, 2: "Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти".

Нам, верующим во Христа, необходимо приобретать сердце Христа, Его дух! У пророка Исайи мы видим это нежное, любвеобильное сердце Христа. Сердце Христа мы видим и у апостола Павла. А у нас его так мало: мы так бедны духом Христа. Правда, мы любим петь нашу евангельскую песнь: "Красота Иисуса светись во мне, чистота и любовь проявись вполне: дух любви и огня обнови меня, чтобы образ Иисуса сиял во мне". И все же слова этой песни остаются лишь прекрасной мечтой в нашей жизни. Нам, христианам, во всех наших взаимоотношениях с людьми необходимо иметь сердце Христа и дух Христа. Больше всего нам не хватает именно этого. У нас мало слез любви и сострадания: слишком сухи наши сердца. Один брат сказал мне недавно, что когда он проповедует, он всегда плачет. Но значит ли это, что в груди этого брата бьется сердце Христа, плакавшего над Иерусалимом? Ведь источником наших слез может быть наша разрушенная нервная система: всем известно, что нервные люди плачут очень часто.

Источником слез Христа была Его безграничная любовь, которой Он возлюбил весь мир и каждого человека. Любовь и только любовь была источником слез и пророка Исайи, и апостола Павла. Как похожи мы все на священника и левита в притче Христа о милосердном самарянине. И священник, и левит были служителями храма, но сердца и духа Христа у них не было. Без единой слезы любви или сострадания оба прошли мимо человека, лежавшего в крови при дороге. Иначе поступил самарянин, имевший сердце и дух Христа: он, увидев несчастного, "сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и. посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем". Вот что значит иметь сердце Христа, обладать духом Христа.

Я хочу закончить свою мысль о Христе, плачущем о бедствии Своего народа, словами нашей евангельской песни, которые уяснят нам, каким должно быть наше христианство: "Если сердце одиноко в этом мире, поспеши слово доброе поведать от сочувственной души. Слово милости сердечной, как небесное зерно, принесет свой плод сторичный, людям благо даст оно. Брат твой может находиться близко к бездне роковой, но слова любви от сердца могут дать ему покой, ведь слова любви так мощны, словно солнца луч весной, что цветами украшают ветви на лозе сухой. Слово и дела с любовью - хлеб, плывущий по водам, возвращаются здесь в мире с многими плодами к нам. Ту любовь, что с состраданьем в скорби к ближнему спешит, сей среди людей ты щедро,- Бог тебя вознаградит".

Престол Христа

Ис. 16, 5

"И утвердится престол милостию, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремления к правосудию". Какое величественное пророчество о Христе и Его царственном престоле! Слово Божие дает нам образ Христа весьма многогранный. Прочитанный стих из 16-й главы Книги пророка Исайи показывает нам Христа на престоле, причем престол Христа изображен как престол милости и как престол суда. Все, что говорит нам Слово Божие о престоле Христа, свидетельствует о Нем как о Царе и Властелине неба и земли, как о Спасителе и Агнце Божием, закланном за грехи мира, и как о Судии праведном.

Престол Христа - престол вечный, то есть он не имеет ни начала, ни конца. Очень величественно изображен этот вечный престол Христа на страницах Ветхого Завета, и изображен он все тем же пророком Исайей такими словами: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном... Вокруг Его стояли серафимы... и взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его" (Ис. 6, 1-3)! Читая такое величественное описание вечного престола Христа, мы должны вспомнить удивительно прекрасные слова нашего евангельского гимна: "О, неужели, Царь Вселенной, не славен в небе Твой престол, что в глубине души смиренной Ты Царство для Себя обрел?" И такое снисхождение к душе смиренной Властелина неба и земли - Христа Иисуса стало возможным только потому, что престол неприступной славы жертвою Голгофы стал престолом Его безграничной милости и любви.

Каким же мы видим Царя Вселенной - Иисуса Христа во время Его жизни на нашей земле? После Его престола "высокого и превознесенного" в небесах небес мы видим престол Христа в бедных яслях Вифлеема, окруженных бедными и простыми пастухами. Из уст Царя Вселенной, пришедшего на нашу землю, мы слышим удивительные слова: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Ев. Матф. 11, 28-29). О Царе Вселенной - Иисусе Христе - в бытность Его на земле мы читаем такие слова: "Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит..." (Ев. Матф. 12, 19-20).

И все же отблеск небесной славы, отблеск престола высокого и превознесенного сопровождал нашего Господа Иисуса Христа на всем Его земном пути. В ночь Его рождения в Вифлееме ангел возвестил о Его бедных яслях, и ангельский хор воспел в честь Его рождения свой известный теперь рождественский гимн. Как Царю волхвы принесли Ему золото. Проповедуя Евангелие, Христос, в основном, проповедовал о Своем вечном Царствии. Все чудеса, сотворенные Им во время Его земной жизни, были явлением Его царственной силы. И в день, когда Он в таком уничижении стоял перед Понтием Пилатом, между ними произошла вечнопамятная беседа, о которой мы читаем в Ев. Иоан. 18, 33-36: "Пилат... призвал Иисуса и сказал Ему: "Ты Царь Иудейский?.. Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего".

Но вот Христос покинул нашу землю и снова занял Свой престол в небесах - престол высокий и превознесенный. Но на этом славном и высоком престоле Он восседает в образе особо прекрасном: в образе "Агнца, как бы закланного" (Откр. 5, 6). На протяжении всей Книги Откровения мы видим Христа на престоле, и вид Его как Агнец закланный. Это означает, что вечный престол Христа - это престол Его Голгофской любви и милости, открытый во всякое время дня и ночи для всех, даже и самых больших грешников мира. "Агнец Божий", являющийся символом Спасителя мира, будет восседать на Своем престоле во веки веков, и подвиг Голгофы будет сиять немеркнущим светом перед очами бесчисленных душ, искупленных Кровью Христа на Голгофе.

Однако пророк Исайя говорит о престоле Христа не только как о престоле "милости" и всепрощения во имя Крови Голгофы. Из Слова Божия мы узнаем, что этот престол милости дважды будет престолом праведного Суда Божьего. Первый раз он будет престолом так называемого "Судилища Христова", суда над Церковью (2 Кор. 5, 10). Во второй раз этот же самый престол Христа будет престолом, называемым в Книге Откровения "великим белым престолом" (Откр. 20, 11). "Белым" он назван потому, что суд Христа будет абсолютно праведным судом.

Престол Христа! Пусть он всегда сияет перед нами! Пусть он всегда зовет всех нас, омытых Кровью Голгофы, к повседневной отдаче всего нашего существа Христу - Спасителю нашему и Властелину наших бессмертных душ! Да сохранит всех нас Христос от половинчатого христианства!

Недавно я вспомнил об одном брате, которому мы в Ленинграде много лет тому назад преподнесли на день рождения красиво написанный текст с изображением двух венцов Христа - тернового и золотого, царственного. Сегодня этот брат - большой ученый. И как отрадно иметь возможность сказать об этом брате, что он является истинной жемчужиной в Церкви Христовой, будучи бесконечно преданным Христу в Его обоих венцах - терновом и царственном. Он любит беспредельно Христа и как своего Спасителя, и как "Царя царей и Господа господствующих" (Откр. 19, 16). Пусть Христос и в Своем терновом венке и в Своем царственном венце будет для всех нас Альфой и Омегой, Первым и Последним (Откр. 1, 10), всем и во всем (Кол. 3, 11)!

Христос - скала веков

Ис. 17, 10

"Ты забыл Бога спасения твоего, и не воспоминал о скале прибежища твоего". К кому обращены эти слова пророка Исайи? К Дамаску- главному городу Сирийского или так называемого Дамасского царства. Сирия была страной, которая имела большие возможности слышать о вечном и живом Боге еще со времени Авраама от соседнего с ней народа - народа израильского. Но мертвый бог Ваал имел в Сирии все же больше почитателей, чем вечно Сущий - Иегова (Исх. 3, 14). Дамаск находился среди неприступных скал, которые служили ему весьма надежным прибежищем,- настолько надежным, что жители его возлагали больше надежды на эти неприступные скалы, чем на Скалу веков - Бога спасения и прибежища, о чем и говорит пророк Исайя Дамаску в приведенном выше 10-м стихе 17 главы.

Для нас эти слова пророка Исайи имеют и другую ценность: они рисуют нам замечательный образ Христа как Скалы веков. Прежде чем мы рассмотрим этот прекрасный образ Христа как Скалы, мы должны сказать об окружающем нас видимом мире нечто очень важное, а именно: все видимое - это символ невидимого, все временное - это символ вечного. Все видимое имеет голос и проповедует нам, людям, о великих истинах, скрытых под оболочкой внешнего и видимого. Например: любой крест может говорить нам о трудностях и страданиях; меч - это символ борьбы; пальмовая ветвь -символ победы. Все царство природы полно голосов, полно глубоких наставлений. А идущий за Христом человек слышит проповеди о Нем в каждом уголке Вселенной. Проповедуют ему о Христе и скалы.

Что же говорят скалы о Христе? Отвечая на этот вопрос, нам вспоминаются слова псалмопевца Давида: "Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня" (2 Цар. 22, 3)! Мы, верующие Нового Завета, говорим: Христос - наша скала! В каком же смысле Христос является скалою? У нас есть песнь, которая воспевает Христа именно как скалу: "Благодатная Скала мне спасение дает: от греха, порока, зла я в ней вижу свой оплот. Из скалы Христа струей льется ток воды живой. Я не мог соблюсть закон и был к смерти осужден. Грех преследовал меня, сердце жег сильней огня, и я мог найти покой лишь в скале Христа святой. Я пришел к Тебе, мой Бог! Я был наг, и Ты одел; я был беден,- Ты в удел дал мне дивный Твой чертог. Ты омыл меня в Крови, я сокрыт в скале любви". Скала - это символ неизменности! Царство растений, наоборот,- символ изменчивости и кратковременности. И лучшим доказательством этому является зима. Так же изменчиво и царство животных. А человек? Мы все по опыту знаем, как мы, люди, меняемся. И только скалы неизменны. Христос - Скала веков в смысле неизменчивости. Время Его не меняет. Правда, пророк Даниил называет Христа "Ветхий днями" (Дан. 7, 22), но только в смысле вечности, а не в смысле старости. Апостол Иоанн видит на Патмосе Христа с белыми волосами, но это только в смысле Его белоснежной чистоты и святости (Откр. 1, 14). Только на время Христос подчинился закону нашей человеческой изменчивости: Он был младенцем, мальчиком, отроком, юношей... умер, был в гробу, но воскрес, и снова стал неизменным Христом. На скале веков - Христе мы видим слова: "Он вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13, 8).

"Вчера" нашего Господа Иисуса Христа - это Его земная жизнь. А "сегодня" Христа - это продолжение Его земной жизни в вечности. Его молитва на кресте "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" - раздается и сегодня о всех грешниках земли. Христос, находившийся в лодке Своих учеников на Галилейском море,- сегодня находится с нами в ладье нашей жизни и сопровождает нас на нашем житейском море. Он, питавший некогда алчущих хлебом и рыбой, питает сегодня человеческие души "хлебом жизни", которым является Он Сам. Он, разжигавший костер на берегу Геннисаретского озера, чтобы согреть Своих озябших учеников, согревает сегодня всех охладевших духовно огнем Святого Духа. Христос, явивший Свою славу на горе Преображения, является и нам изо дня в день в Своей небесной красоте и славе. Он, явившийся Своим ученикам на волнах разбушевавшегося моря, приходит сегодня и к нам на волнах нашего бушующего моря жизни.

Христос - поистине неизменный Бог, истинная Скала веков! И сегодня нет бурного моря без Христа на его волнах! Нет могилы без Его утешительных слов: "Не плачь!" Нет урагана без надежного убежища в Нем! Нет ноши без Его божественных плеч! О, чудный, неизменный Христос! Сердце Христа до начала Вселенной и во все последующие века бьется все той же безграничной любовью!

Мы все знаем одну ветхозаветную скалу, из которой Моисей по слову Господа извлек воду (Исх. 17, 6). Об этом событии мы читаем и в 1 Кор. 10, 4: "И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня: камень же был Христос". Итак, Слово Божие говорит, что скала, из которой потекла вода, была прообразом Скалы веков - Христа. В Ев. Иоан. 19, 34 говорится, что на Голгофе один из воинов ударом своего копья пронзил сердце распятого Христа и из него "истекла Кровь и вода", свидетельствующие всему человечеству о спасении и очищении во Христе, согласно пророчеству Захарии 13, 1: "В тот день откроется источник... для омытия греха и нечистоты". Воин, нанесший Христу копьем эту рану, не думал, что он исполняет пророчество Захарии.

Рана, нанесенная Христу копьем, с текущей из нее кровью и водою, проповедует нам о спасении и освящении. И когда мы поем слова уже приведенной мною песни: "И я мог найти покой лишь в скале Христа святой... Он омыл меня в Крови, я сокрыт в скале любви", - то эта чудная песнь о Скале веков - Христе показывает нам Его как самое надежное прибежище от суда и справедливости гнева Божия. В день последнего Суда люди будут говорить "горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (Откр. 6, 16). А мы говорим: "Скала веков, Христос Спаситель! Укрой нас в Твоих голгофских ранах!"

Молчание Христа

Ис. 18, 4; 42, 14

"Так Господь сказал мне: Я спокойно смотрю из жилища Моего, как светлая теплота после дождя, как облако росы во время жатвенного зноя". А в Ис. 42, 14 Господь говорит: "Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая". Господь спокойно смотрит из жилища Своего, то есть с престола Своей вечной славы. Господь молчит, терпит и удерживается. Что означают все эти слова? На земле мятутся народы и совершаются большие события, а Господь говорит, что Он на все, что творится на земле, смотрит спокойно, молчит и терпит. И почему? Потому что в Его божественных планах все предусмотрено - и молчание, и действие.

Молчание Христа имеет свое определенное время. Приходит день, когда Христос начинает говорить, и час, когда Он начинает действовать. И тогда людям становится ясно, что Он - Правитель Вселенной. Но молчание Христа не означает Его безучастное отношение ко всему, что происходит во Вселенной. Христос не безучастен даже к самым малым птицам в природе, даже они не забыты у Него, как Он Сам говорит об этом: "Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога" (Ев. Лук. 12, 6). По своему недомыслию мы можем рассуждать так, как рассуждал в далекое от нас время Иов: "Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?.. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них" (Иов. 21, 7-9)? Иов обвиняет Бога в молчании, в допущении того, что не следовало бы допускать. Да, нам порой Христос может казаться молчащим, недостаточно действующим, как будто далеким от нашей земли, где столько слез и крови. Но, думая так о Христе, мы глубоко заблуждаемся. Наш Господь Иисус Христос все знает, все слышит и видит; в Его божественных планах предусмотрено все до мельчайших подробностей. Ничто злое не останется без наказания, и ничто доброе не останется без награды.

И все же нам хочется понять, почему Христос спокойно смотрит "из жилища Своего", то есть с престола Своего на многое, что совершается на нашей земле, и возможно, даже вызывает у людей гнев и негодование. Действительно, почему беззаконные достигают старости и силами крепки, в то время как великое множество праведников не могут спать от боли на своих одрах болезни или угасают во цвете своих лет? Почему терпит Господь все это безбрежное море греха и беззакония и не прикажет ему исчезнуть с лица земли? Ответ на этот смущающий нас вопрос один: "Бог есть любовь" (1 Иоан. 4, 8). А любовь "долготерпит, милосердствует" (1 Кор. 13, 4). Беззаконие в дни Ноя достигло высших размеров, и потоп должен был быть возмездием за него. А что говорит Господь? "Пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт. 6, 3). Другими словами, Господь дал людям того времени 1?0 лет для покаяния. Какое долготерпение Божие! Но люди могли говорить: что же Бог молчит? Почему Он бездействует? Однако пришел день, когда Бог заговорил шумом сорокадневного дождя!

Великим событием в жизни Церкви будет второе пришествие Христа. Об этом славном событии возвещалось еще в первые дни христианства. Но вот прошло почти две тысячи лет, и многие начали уже сомневаться, совершится ли оно. Об этих сомнениях мы читаем в 2 Петр. 3, 9-10 такие слова: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью".

Прошло две тысячи лет... и день второго пришествия Христа все еще не пришел, но придет! Христос не медлит, но долготерпит, не желая, чтобы кто погиб. О, любовь Христа! Вот почему Он спокойно смотрит из жилища Своего, с престола Своего. Христос говорит, что животворный дождь ниспосылается небом на праведных и неправедных (Ев. Матф. 5, 45), и это не потому, что Он закрывает Свои божественные очи на грех и беззаконие неправедных. Нет! Неправедные получают, наравне с праведными, солнце и дождь, потому что Христос любит и тех, и других, и желает спасти даже самых беззаконных. И все же время долготерпения Христа кончится и придет "великий день гнева Его" (Откр. 6, 17).

Библия на своих страницах говорит о существовании диавола. Это ужасное существо. Это - древний змей, жалящий веками бедное человечество. Но почему дано ему существовать столь долгое время и творить свое злое дело? Почему Христос с престола Своей славы как будто спокойно смотрит на его существование: неужели Он не может обезвредить его? А что говорит нам Священное Писание? Книга Откровения говорит, что придет день, когда кажущееся молчание Христа в отношении диавола кончится, и Он пошлет Своего ангела с большой цепью, чтобы заковать диавола.

Почему же сатана не был скован раньше и почему ему было позволено в течение стольких веков губить бесчисленные человеческие души? И почему он будет скован только на тысячу лет, а не навсегда? Может быть, Христос и на злую деятельность сатаны смотрит спокойно со Своего небесного престола? Нет! И для сатаны у Христа назначен день, когда он будет "ввержен в озеро огненное и серное, где... будут мучиться день и ночь - во веки веков" (Откр. 20, 10). Суд над диаволом будет самой яркой демонстрацией всемогущества Христа и самой потрясающей картиной победы Христа над сатанинским царством тьмы и ада!

В Новом Завете мы имеем повествование о двух случаях кажущегося "молчания" Христа. Один случай - это когда Христос молился на горе, а Его апостолы были в великой опасности погибнуть в пучине разбушевавшегося моря. Апостолам могло казаться, что Христос забыл о них, или что Он спокойно смотрит на их бедствие с вершины горы, где Он находился. Но Христос видел их бедственное положение, и только в самый последний момент пришел к ним на помощь.

Другой случай. Это было во время тяжелой болезни Лазаря в Вифании. Христос медлил со Своей помощью и даже допустил Лазарю умереть и быть похороненным. Но почему было это "молчание" и как "бы бездействие Христа и на море, и в доме Своих любимых друзей в Вифании? О болезни Лазаря Христос сказал: "Эта болезнь... к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий" (Ев. Иоан. 11, 4). Христос прославился бы и в том случае, если бы Он сразу исцелил Лазаря. Но Он прославился во много раз больше, допустив ему умереть. Христос может молчать и не отвечать сразу на наши молитвы, но в Свой день и в Свой час Он так скажет и так ответит, что наши сердца преисполнятся самой громогласной хвалой Ему!