ГРЕХ И ПОБЕДА НАД НИМГрех в двух одеяниях Ев. Иоан. 8, 1-6 "Иисус же пошел на гору Елеонскую..." Он пошел на эту гору, чтобы провести ночь в общении с Отцом. Мы знаем, как Он часто проводил ночи в молитве. Как Сыну Человеческому, Ему была необходима сила свыше, и Он получал ее в молитве от Отца. Людей, окружавших нашего Господа Иисуса Христа, порабощали грехи и пороки, и для врачевания грешников от них нужна была особая сила - сила Святого Духа. Вот почему Христос так много молился и в молитве непрестанно черпал эту силу свыше. И если Христос придавал такое большое значение молитве, то не должны ли и мы, Его ученики и ученицы, более усердно следовать Его примеру в отношении молитвы. Недостаток усердия в молитве - это один из главных недостатков в нашей христианской жизни. Мы читаем далее: "Утром (Христос) опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил". После ночи, проведенной в молитве, Христа окружало множество народа в храме. Это были обремененные грехом и пороком люди, которые не знали выхода из своего греховного состояния. Их духовные учители - книжники и фарисеи, священники и первосвященники - бросали в них только камнями осуждения, а пути к спасению от греха не указывали, и эти обремененные грехом люди уходили от своих учителей теми же рабами греха, какими они были и раньше. Христос же относился к ним не как книжники и фарисеи: Он жалел их как овец, не имеющих пастыря. Он простирал к ним Свои божественные руки и говорил: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Ев. Матф. 11, 28). Эти слова Христа дышали безграничной любовью к порабощенным грехом душам. Мы должны себе представить это прекрасное утро, когда Христос поучал народ, собравшийся вокруг Него в храме, и призывал его к новой жизни, к оставлению греха и победе над ним, но не собственной силой, а Его божественной силой. Глубокая тишина царила кругом. Люди были полны жажды слушать благословенного Учителя, они старались не пропустить ни одного слова, исходящего из Его божественных уст. Пусть и нам Господь поможет быть благоговейными слушателями у ног нашего драгоценного Учителя Христа. Бее мы страдаем недостаточным вниманием к Его вечным, животворным словам. Поэтому всем верующим в Иисуса Христа надо стремиться к тому, чтобы с самым глубоким вниманием относиться к словам своего божественного Учителя. Причина того, что мы мало пропитаны великими наставлениями Христа, заключается именно в том, что мы недостаточно внимательны к ним. Но вот тишина, царившая вокруг Христа в храме, была нарушена неожиданным шумом. В чем же дело? Что случилось? Мы читаем: "Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии". Бедную, несчастную грешницу силой влекли на суд Христа люди весьма благопристойного вида: у них почтенные бороды и дорогие одеяния, они богословы и духовные наставники. На их лицах гнев и возмущение грехом этой молодой грешницы; в их самоправедных душах все кипит от возмущения ее грехом, они полны отвращения к ней. А как выглядит несчастная рабыня греха, имени которой нам не дано в Евангелии? Она дрожит от страха, находясь в жестких и суровых руках "святых" отцов народа. Она, как мытарь в притче Христа, не смеет поднять свои глаза к небу. Она знает, что ее ведут на суд самого святого Учителя, о Котором она много слышала. Ее страшит встреча с Ним: ведь ее грех так велик и отвратителен, а Он, Христос, так чист и свят, и от Него, как говорили люди, с Ним встречавшиеся, ничего не сокрыто. Как же отнесется Он к ней? И она в страхе ожидает молнии и грома Его божественного справедливого суда. А ведь она была когда-то чудесным цветком - невинной прелестной девочкой; она была и чистой девушкой, пошедшей, возможно, под венец с любимым человеком. Она, возможно, стала женой и радовала своего мужа. Но... о, сила греха и страшное огненное искушение от диавола! И вот ее ведут на заслуженный суд. В душе этой грешницы полнейший мрак и полная безнадежность: она уверена, что ей нет и не будет прощения ни от людей, ни от Бога. Да, самое ужасное на земле - это грех в любой его форме и проявлении. Грех - разрушитель Едемского рая, но он разрушитель и любого рая на земле, в том числе и семейного. Грех - это яд, хуже любого змеиного яда, отравляющий все наше существо, всю нашу жизнь и превращающий нас в жалких духовных калек. Где грех, там не может быть истинной радости, там мрак и мучение виновной перед Богом совести. Больше всего мы должны бояться греха, ибо он воистину разрушитель всего святого, всего светлого и отрадного в нашей жизни. Грех - это нарушитель мира, покоя и счастья наших душ, и нет другого убежища от него, как только в нашем всемогущем Спасителе Иисусе Христе и в силе Святого Духа. Зная нашу немощь и слабость перед лицом диавола - этого "рыкающего льва",- будем чаще прибегать к нашему всесильному Господу и в более горячих молитвах испрашивать у Него силу для победы над всяким грехом. В лице этой великой безымянной грешницы грех предстал перед нами в очень отвратительном одеянии - в виде грубого и заметного для всех греха. Но мы должны знать, что есть и другой вид одеяния, в котором грех расхаживает по земле. Обвинители порочной женщины - фарисеи и книжники - явились перед лицо Христа в красивых одеяниях скрытого от взоров людей греха, в одеяниях внешней святости и праведности. Их грех был прикрыт справедливым как будто возмущением грехом женщины, приведенной ими на суд Христа. Их грех был прикрыт показной ревностью о законе Господнем и только кажущейся ненавистью ко греху и пороку. А какой же грех прятался в их сердцах под таким красивым нарядом? Это был грех во много раз худший, чем грех женщины, которую они с такой черствостью в своих сердцах вели на суд Христа. Их грех заключался в желании унизить Христа и уронить Его авторитет в народе! Христос, по их злому замыслу, должен был одобрить побиение камнями этой упавшей в грех женщины и предстать, таким образом, перед Своими слушателями в храме как нарушитель великой заповеди о любви, которую Он Сам проповедовал людям; а если Он возьмет женщину-грешницу под Свою защиту, тогда Он будет обвинен в нарушении Моисеева закона. Вот какой коварный план таился в их на вид столь "праведных" душах! Будем чаще проверять наши сердца: не таим ли и мы под прикрытием красивых слов о чистоте и святости грехов, которые послужат к нашему осуждению в день, когда придет наш Господь? О, избавь нас Христос от красивого наряда только внешнего благочестия - при жалких рубищах нашего внутреннего духовного человека! В 23 главе Ев. Матфея восемь раз раздается из уст Христа слово "горе" по адресу фарисеев и книжников, много говоривших о своей чистоте, святости и благочестии, в то время как сердца их были полны нечистоты, гордости и лицемерия. Христос пришел не судить, но спасать Ев. Иоан. 12, 47-48 Итак, фарисеи привели женщину на суд Христа. Храм должен был превратиться в судилище; Христос должен был сесть на судейское место и вынести справедливый приговор. Обвиняемая стояла перед Ним, и Он должен был прочесть ей место из Моисеева закона, в котором говорится, что за грех прелюбодеяния полагается смерть (Лев. 20, 10). Если Христос признает ее заслужившей побиение камнями, то они, фарисеи, готовы привести приговор в исполнение, то есть побить ее камнями. И они ожидали, что скажет Христос. А Он молчал. Перед Его взором стоял крест Голгофы, на котором Он умрет за грехи как этой великой грешницы, так и за грехи, не менее великие, их, фарисеев. С Его смертью на кресте за грехи мира завеса в храме, где фарисеи предлагали Ему устроить суд над грешницей, порвется, и откроется свободный доступ к святому Богу и для этой грешницы, и для тех, кто ее привел на суд к Нему. Книжники и фарисеи были духовными вождями своего народа, но они были слепыми вождями, и Христос их так и называл, за что они и возненавидели Его. Их слепота заключалась главным образом в том, что они не видели в Иисусе Христе Богом посланного Мессию и не познали Его как единственную "дверь" для входа в Царствие Божие, хотя Христос в Своих проповедях очень ясно говорил об этом. Разве не ясно говорит Христос о Себе как о единственной двери для спасения всех грешников мира в Ев. Иоан. 10, 9: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется". Вместо того чтобы признать Христа за единственную дверь спасения, они после этих слов Христа "схватили каменья, чтобы побить Его" (Ев. Иоан. 10, 31). Фарисеи и книжники отвергли эту "дверь" спасения и считали дверью для входа в Царствие Божие свою собственную праведность. В этом отношении они были действительно слепы. Как же должно было радоваться божественное сердце Христа, когда люди познавали Его как единственную дверь, ведущую в Царствие Божие, и входили ею! Как радовало Христа вхождение через Него в новую жизнь такой грешницы, как Мария Магдалина, или как грешница, приведенная к Нему на суд фарисеями, или такого грешника, как начальник мытарей Закхей, или как злодей-разбойник, умиравший за свои преступления на Голгофе. И как должны были печалить Христа фарисеи, хвалившиеся своею праведностью, которая в очах всевидящего Бога была не чем иным, как "запачканной одеждой" (Ис. 64, 6), или "гробом окрашенным, который снаружи кажется красивым, а внутри полон костей мертвых и всякой нечистоты" (Ев. Матф. 23, 27). Учение Христа о Себе как единственной "двери" для входа в Царствие Божие - это очень важное учение, но оно и сегодня не понято миллионами душ. И сегодня великое множество людей думает получить спасение и место в раю путем собственной праведности и своих заслуг перед Богом. Так думал и Савл - будущий апостол Павел. Он хвалился до встречи с Христом своей собственной праведностью. Он считал свою праведность "непорочной" (Филип. 3, 6). Но, встретившись со Христом, он увидел, что через свою праведность, которая казалась ему непорочной, не войти в Царствие Божие, потому что всевидящий Бог даже в ангелах "усматривает недостатки" (Иов. 4, 18). На пути в Дамаск Савл познал самую великую и драгоценную истину, что "дверью" спасения является только Христос. Только праведность Христа дает право всем грешникам мира - в отвратительных ли они лохмотьях греха или в красивых одеяниях внешнего благочестия - занять место со Христом в раю. И Савл шел путем веры во Христа как своей праведности, о чем он с такой радостью свидетельствует в Послании к Филиппинцам 3, 9: "Чтобы найтись в Нем не со своей праведностью... но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере". В храме перед Христом стояли презренные в глазах людей грешники - мытари и блудницы, и прежде всего грешница, приведенная к Нему на суд фарисеями. Но тут же находились и грешники в благочестивых одеждах - эти хвалившиеся собственной праведностью фарисеи. Они были уверены, что Христос осудит грешницу, которую они привели к Нему,- ведь ее грех был налицо. Не сомневались они и в том, что их духовный авторитет на фоне такой большой грешницы значительно поднимется в глазах людей, окружавших Христа в храме. И вот они ждут приговора Христа. Но сердцеведец Христос знает, что эта большая грешница покается и примет Его в свое очищенное от греха сердце, а обвинители ее уйдут из храма такими же, какими они пришли в него. Христос, наклонившись, начал писать перстом на земле. Во всем Писании нигде больше не говорится о том, что Христос когда-либо и где-либо писал, и только в восьмой главе Ев. Иоанна мы читаем о том, что Христос что-то писал на земле, но достаточно было малейшего дуновения ветра, чтобы стереть бесследно то, что Он написал. Нас всех интересует вопрос: что бы мог написать Христос на полу храма? Мы, люди, обычно беремся за перо, чтобы изложить на бумаге то, что наполняет наше сердце и наш ум. Христос поступил в храме точно так же. Что же наполняло Его божественное сердце? Любовь, превосходящая человеческое разумение! От Него требовали суда над грешницей, ожидали Его приговора о побиении ее камнями. А Он был полн безграничного милосердия к ней. Фарисеи пришли в храм как обвинители, но они все превратились и обвиняемых, поскольку все они оказались виновными перед Богом. Да и все, которые окружали Христа в храме и слушали Его поучение,- все они тоже были большими виновниками перед Богом. А Христос пришел в наш мир не судить, а спасать грешников. Именно эта чудная мысль - не судить, а спасать - наполняла ум и сердце Христа, когда фарисеи настойчиво требовали от Него суда над грешницей. Прощение всем кающимся в своих грехах во имя Крови, пролитой на Голгофе,- вот божественный лозунг Иисуса Христа, Спасителя мира! И мы можем смело говорить, что Христос на песке храма написал, а потом и во всеуслышание объявил приговор о прощении плачущей перед Ним грешницы. Этот приговор гласил: "Я не осуждаю тебя!" Получив прощение наших грехов, будем жить и умирать, уповая на Кровь Голгофы, даровавшей нам вместо осуждения вечное спасение. " Кто из вас без греха?" Ев. Иоан. 8, 7. В Евангелии нам описываются два случая, когда фарисеи хотели повредить нашему Господу Иисусу Христу и с этой целью они обратились к Нему с такими вопросами, которые требовали особой мудрости для ответа на них. Один из этих вопросов гласил: "Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?" (Ев. Матф. 22, 17). С какой неземной мудростью дает Христос ответ на этот вопрос: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Лучшего ответа было бы трудно дать на вопрос фарисеев. Второй вопрос с целью уловить Христа гласил: "Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?" С той же удивительной мудростью Христос дал ответ и на этот вопрос. Каков же был Его ответ? "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень". Вникнем в эти слова Христа. Словами - "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" - Христос хочет сказать нам, что судить и наказывать имеет право тот, кто сам без греха. Эти слова Христа говорят нам также и о том, что грех - это очень опасная болезнь всех без исключения людей. Слова - ("Кто из вас без греха" - Христос направляет не только к фарисеям, которые привели к Нему грешницу, но и ко всему человечеству, ко всем людям на земле. "Кто из вас без греха..." Кто дерзнет сказать ъ ответ на эти слова Христа: "Я без греха"?! Христос знал, как все люди способны видеть грехи других и мало замечать грехи свои. И фарисеи, которые привели на суд к Нему женщину, тоже были заняты только ее грехом. В отношении же себя они были спокойны, поскольку их грех, прикрытый красивыми одеяниями внешнего благочестия, не бросался никому в глаза. Словами - "Кто из вас без греха" - Христос хочет научить нас смотреть на грех Его глазами. Фарисеи делили людей на больших и малых грешников, а Христос такого деления никогда не делает. Христос видит всех людей без исключения смертельно больными, которым нужен врач. Он смотрит на грех как на болезнь, которая ведет человеческую душу к духовной смерти, то есть к разделению ее с Богом. Христос смотрит на нашу земную планету как на грандиозную больницу, в которой находится все человечество, больное грехом. Словами - "Кто из вас без греха" - Христос хочет сказать всем людям на земле: вы все больны и нет ни одного здорового среди вас! В области физических болезней есть болезни очень страшные на вид,- это так называемые дерматиты, то есть кожные болезни. Их видят все и относятся к ним с чувством отвращения и брезгливости. Но такая опасная болезнь, как рак, невидима для человеческих глаз, пока лучи рентгена не покажут ее врачам, и тогда больного раком медицина начинает считать приговоренным к смерти. Для Христа все люди, живущие во грехе,- видны ли их грехи или не видны,- являются больными, приговоренными к смерти, к смерти духовной, то есть к разобщению с Богом. Фарисеи, приходившие в ужас от больших и отвратительных грехов мытарей и блудниц и не видевшие своей опасной "раковой опухоли" греха, не могли понять, почему Христос ест и пьет с большими грешниками. Но Он объяснил им ясно причину Своей близости к этим большим грешникам, сказав, что Он общается с ними как Врач. Послушаем, как Христос говорит о Себе как о Враче: "И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Ев. Матф. 9, 10-12). Повторим еще раз: в очах Иисуса Христа грех является опасной болезнью; все грешники - большие или малые или считающие себя здоровыми - являются смертельно больными в смысле висящей над ними опасности духовной смерти, то есть разобщения с Богом (Ис. 59, 2); а Христос - единственный Врач, освобождающий от греха, как Он и Сам говорит в Ев. Иоан. 8, 34-36: "Всякий делающий грех есть раб греха... итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете". Больным необходимы милосердие, сочувствие и любовь врача. И грешникам, то есть больным грехом, необходим Врач, полный сострадания к ним, и такой Врач дан человечеству именно в лице Иисуса Христа. Тяжело и опасно больным не надо доказывать, что они больны; они знают это и ищут врача, чтобы скорее получить помощь и исцеление. Но как трудно лечить того, кто, нося в себе опасную болезнь, не видит этого и даже считает себя здоровым. О мытарях и блудницах, этих тяжело больных грешниках, Христос сказал фарисеям, не считавшим себя больными, такие слова: "Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Ев. Матф. 21, 31). И эти слова Христа делаются нам так понятны, когда мы усваиваем Его взгляд на грех как на опасную болезнь. Кто увидит в себе эту опасную болезнь греха, тот будет искать от нее спасения и исцеления и, узнав, что Христос является единственным Врачом от этой опасной болезни, поспешит, конечно, к Нему с жаждой освобождения от нее. Фарисеи не стремились ко Христу, потому что не считали себя больными, и Врач был им не нужен. Бедные - как они заблуждались! Видя болезнь греха в каждом человеке, Христос прежде всего открывает глаза больного и показывает ему его опасное состояние. Вопрос, который Он задал больному в Вифезде - "Хочешь ли быть здоров?" (Ев. Иоан. 5, 6),- Он задает каждому человеку. Светом совести, данной каждому человеку, светом Духа Святого, обличающего грешника во грехе, и светом божественной книги Библии, вскрывающей, словно нож хирурга, все наше внутреннее существо, Христос показывает человеку его греховность и пробуждает в нем жажду исцеления. И когда человек приходит к сознанию своего опасного состояния, ведущего его к духовной смерти, тогда Христос предлагает ему Себя как Врача, могущего спасти его от духовной смерти. Фарисеи, приведшие грешницу на суд Христа, не видели себя опасно больными. Но Христос привел их к сознанию своей греховности. Мы читаем в Ев. Иоан. 8, 9: "Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних". Женщина, приведенная на суд Христа, давно увидела свое опасное состояние, а приведшие ее фарисеи были словно рентгеном просвечены словами Христа и своей совестью. Фарисеи увидели себя больными, но за исцелением ко Христу не пошли. Они ушли из храма, чтобы продолжать болеть "раковой опухолью" греха, благо она не бросается людям в глаза. Христос - Врач от всякого греха, большого и малого, от греха, прикрытого лохмотьями, и от греха, одетого в красивые одежды внешнего благочестия. Не бежать от Христа, а наоборот, мы должны как можно чаще оставаться с Ним наедине, как мы читаем о грешнице, приведенной на суд Христа: "И остался один Иисус и женщина". Когда мы бываем наедине со Христом, мы многое узнаем об опасной болезни греха, и все больше знакомимся с Ним, как лучшим Врачом от греха. "Я не осуждаю тебя" Ев. Иоан. 8, 9-11 Фарисеи, приведшие на суд Христа грешницу, покинули храм один за другим. Они не могли выдержать яркого света абсолютной чистоты и святости Христа. У них громко заговорила совесть, и они предпочли снова успокоить ее, уйдя в тень. Но женщина, стоявшая перед Христом, не последовала их примеру: она осталась в храме, хотя и могла бы уйти. Почему же она осталась, почему ее не страшит чистый и непорочный Учитель Христос? Потому что она знает, что только Он может простить ей ее большие грехи и дать ей новое сердце и новую жизнь. И вот она одна стоит перед Христом, и чем больше при Его божественном свете она смотрит на себя, тем чернее предстает перед ней ее греховность, тем глубже она сознает, что так, как жила она до этой встречи со Христом, дальше жить нельзя. Она знает, что безгрешный Христос имеет право осудить ее даже на что-то большее, чем побиение камнями; Он может изгнать ее от Себя на край ада, и это было бы для нее справедливым наказанием,- так был велик ее грех. Стоя перед Христом, она видит, сколько любви и милосердия во всем Его существе. Она знает, что Его всевидящим очам открыта вся ее внутренность - такая испачканная грехом и пороком внутренность. Но Ему открыта и ее жажда новой жизни - жизни непорочной и чистой. Что же скажет ей Христос? Какой приговор она услышит из Его уст: осуждаю или прощаю? Вместе с этой великой грешницей и мы всё с большим напряжением ожидаем, что скажет ей Христос. И вот она слышит Его слова: "Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". Что же означают слова Христа: "Я не осуждаю тебя"? Они говорят о нечто большем, чем о прощении. А разве есть нечто большее, чем прощение? Да, есть! Что же это такое? Это - оправдание! Но в чем же заключается оправдание? Как мало мы говорим на эту тему. Радость наша была бы намного больше и глубже, если бы мы всегда помнили, что прощение грехов, которое дарует Христос, всегда сопровождается оправданием. Оправдание - это снятие с нас какой бы то ни было вины перед Богом. Вот этого женщина, приведенная на суд Христа, никак не ожидала; она едва надеялась на прощение, и вдруг она слышит, что Христос освобождает ее от всякой вины перед Богом. Он говорит ей: "Я не осуждаю тебя", то есть: "Я прощаю тебя и освобождаю от твоей вины; твоей вины уже нет предо Мною". Каждый покаявшийся грешник получает от Бога двойной подарок: прощение и оправдание. Нельзя быть прощенным Богом и в то же время не оправданным Им. Но можно быть прощенным и ничего не знать о своем оправдании, а между тем прощение и оправдание даются Богом в тот же момент - в момент покаяния. Какая радость: знать, что ты прощен Христом и что Бог не обвиняет тебя ни в чем! Вот этот двойной подарок получила грешница, которую чуть не побили камнями за ее великий грех. Но и все покаявшиеся и уверовавшие во Христа получают от Бога этот двойной подарок: прощение и оправдание; прощение и полное изглажение своей вины перед Богом. Вникнем глубже, что говорит Слово Божие об этом драгоценном двойном подарке - прощении и оправдании. Прочтем Деян. Ап. 13, 38-39: "Итак, да будет известно вам... что ради Его возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий". Вникнем также в слова Римл. 8, 33-34; "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их!" Оправдание - это не только снятие с грешника всякой вины перед Богом, но и дарование прощенному грешнику праведности Христа. Оправдание - это подарок Христа каждому прощенному грешнику, как мы читаем в Римл. 3, 23-24: "Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его искуплением во Христе Иисусе". Грешница, приведенная на суд Христа, ушла от Него оправданной. Но какая была у нее заслуга перед Богом? Никакой! Мы видим у нее только большие черные пятна греха. И все же Христос говорит ей: "Я не осуждаю тебя". Другими словами: Я не хочу видеть твоей вины, и потому даю тебе оправдание. Исследуя Писание в отношении греха, мы должны раз и навсегда понять, что грех является не только тяжелой и опасной болезнью, но и великой виной перед Богом. Грешнику, как больному, необходимы любовь и сострадание небесного Врача - Христа. Грешник же, как виновник перед Богом, заслуживает самого строгого отношения к нему со стороны божественного Судии - того же Христа. И вот Слово Божие говорит о возможности двух отношений ко греху со стороны Бога: по закону Синая или по благодати Голгофы. Фарисеи привели грешницу ко Христу и хотели, чтобы Он поступил с ней по закону Синая. А Христос поступил с ней по благодати Голгофы. По закону Синая Христос никогда не сказал бы ей: "Я не осуждаю тебя". Такие слова Он мог сказать ей только по благодати Голгофы, поскольку закон Синая гласит: "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3, 10). По благодати Голгофы величайший грешник мира получает от Бога прощение и оправдание, то есть полное освобождение от всякой вины перед Богом во имя Крови, пролитой Христом на Голгофе, как написано в Послании к Римлянам 5, 8-9: "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева". Какой счастливой ушла из храма прощенная и оправданная по благодати Голгофы, то есть во имя Крови Христа, великая грешница. Но это счастье - счастье прощения и оправдания - могли бы получить и фарисеи, которые привели грешницу в храм. Но они пошли по своим домам, не пожелав получить его. Никакая тяжесть вины грешника перед Богом не может служить помехой для его прощения и оправдания. Помехой, и притом единственной, может быть только нежелание грешника примириться с Богом через Кровь Голгофы. Слава Господу, что мы, верующие в Иисуса Христа и любящие Его, принадлежим к бесчисленному сонму пожелавших быть оправданными Им во имя Крови Голгофы. "Иди и впредь не греши" Ев. Иоан. 8, 11 Прощенной и оправданной грешнице Христос говорит: "Иди и впредь не греши". После прощения и оправдания Он направляет ее на путь освящения. Слова "не греши" Христос говорит каждому человеку, получившему от Него прощение и оправдание. Слова Христа "не греши" не означают оставление какого-либо одного греха, нет, они требуют оставление всякого греха. И чем больше прощенный и оправданный человек будет стремиться быть послушным этим словам Христа, тем больше он будет убеждаться, как трудно их исполнять в новой христианской жизни. Проходить в белоснежной одежде праведности Христовой, полученной в день прощения и оправдания, среди греха и порока, и сохранять себя при этом в полной чистоте и святости, - это такое же трудное дело, как невесте в белом подвенечном платье пройти по длинной и очень грязной дороге, не запятнав себя при этом ни единым пятном. Но разве Христос не знает трудностей хождения путем полной чистоты и святости среди греха и порока нашей земной жизни? Христос, конечно, знает, что на всем протяжении нашего земного пути нас не оставляет в покое одно страшное существо, а именно - противник наш диавол, который, как рыкающий лев, ищет, кого бы поглотить (1 Петр. 5, 8). Ведь даже Самого Христа в течение всей Его жизни на земле преследовал этот страшный "лев", то есть диавол. Он искушал Его непрестанно, с целью, чтобы даже Его, Сына Божия, привести к падению. Понять, что грех является не только тяжелой и опасной болезнью, но и великой виной перед Богом. Грешнику, как больному, необходимы любовь и сострадание небесного Врача - Христа. Грешник же, как виновник перед Богом, заслуживает самого строгого отношения к нему со стороны божественного Судии - того же Христа. И вот Слово Божие говорит о возможности двух отношений ко греху со стороны Бога: по закону Синая или по благодати Голгофы. Фарисеи привели грешницу ко Христу и хотели, чтобы Он поступил с ней по закону Синая. А Христос поступил с ней по благодати Голгофы. По закону Синая Христос никогда не сказал бы ей: "Я не осуждаю тебя". Такие слова Он мог сказать ей только по благодати Голгофы, поскольку закон Синая гласит: "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3, 10). По благодати Голгофы величайший грешник мира получает от Бога прощение и оправдание, то есть полное освобождение от всякой вины перед Богом во имя Крови, пролитой Христом на Голгофе, как написано в Послании к Римлянам 5, 8-9: "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева". Какой счастливой ушла из храма прощенная и оправданная по благодати Голгофы, то есть во имя Крови Христа, великая грешница. Но это счастье - счастье прощения и оправдания - могли бы получить и фарисеи, которые привели грешницу в храм. Но они пошли по своим домам, не пожелав получить его. Никакая тяжесть вины грешника перед Богом не может служить помехой для его прощения и оправдания. Помехой, и притом единственной, может быть только нежелание грешника примириться с Богом через Кровь Голгофы. Слава Господу, что мы, верующие в Иисуса Христа и любящие Его, принадлежим к бесчисленному сонму пожелавших быть оправданными Им во имя Крови Голгофы. "Иди и впредь не греши" Ев. Иоан. 8, 11 Прощенной и оправданной грешнице Христос говорит: "Иди и впредь не греши". После прощения и оправдания Он направляет ее на путь освящения. Слова "не греши" Христос говорит каждому человеку, получившему от Него прощение и оправдание. Слова Христа "не греши" не означают оставление какого-либо одного греха, нет, они требуют оставление всякого греха. И чем больше прощенный и оправданный человек будет стремиться быть послушным этим словам Христа, тем больше он будет убеждаться, как трудно их исполнять в новой христианской жизни. Проходить в белоснежной одежде праведности Христовой, полученной в день прощения и оправдания, среди греха и порока, и сохранять себя при этом в полной чистоте и святости, - это такое же трудное дело, как невесте в белом подвенечном платье пройти по длинной и очень грязной дороге, не запятнав себя при этом ни единым пятном. Но разве Христос не знает трудностей хождения путем полной чистоты и святости среди греха и порока нашей земной жизни? Христос, конечно, знает, что на всем протяжении нашего земного пути нас не оставляет в покое одно страшное существо, а именно - противник наш диавол, который, как рыкающий лев, ищет, кого бы поглотить (1 Петр. 5, 8). Ведь даже Самого Христа в течение всей Его жизни на земле преследовал этот страшный "лев", то есть диавол. Он искушал Его непрестанно, с целью, чтобы даже Его, Сына Божия, привести к падению. "Не греши!" - говорит Христос; знай, что искушение ожидает тебя на каждом шагу. Но искушение - это еще не грех. "Рыкающий лев" диавол ищет поглотить тебя, но ты противостань ему и он "убежит" от тебя (Иак. 4, 7). Не поступай с ним, как Ева в Едемском саду, где она вступила с ним в дружескую беседу, вместо того чтобы противостать ему (Быт. 3, 1-6). Искушения - это очень опасные моменты в нашей жизни, но они имеют и свое положительное значение, а именно: они показывают нам наше христианство, открывая нам глаза на нашу слабость и немощь. А затем искушения научают нас искать спасение от "рыкающего льва" в нашем Господе Иисусе Христе. Христос смягчает огненность наших искушений, чтобы они не оказались сверх наших сил и не опалили нас. "Иди и впредь не греши", - говорит Христос каждой начавшей новую жизнь душе. Но каждый возрожденный человек скоро убедится в великом факте, что, несмотря на рождение свыше, в нем продолжает еще жить "ветхий человек". При каждом искушении мы всё снова и снова убеждаемся, что ветхий человек в нас действительно еще жив и готов вступать в дружеские беседы с врагом наших душ - диаволом. Глубокой ошибкой многих детей Божиих является их ложная уверенность в том, что их ветхий человек умер, и поэтому они мертвы для греха. О мертвости для греха Слово Божие действительно говорит, но только в смысле призыва детей Божиих к достижению этого великого идеала, а также в смысле каждодневного умирания, как об этом говорит апостол Павел в 1 Кор. 15, 31: "Я каждый день умираю". "Умираю"... значит еще не умер, идеал мертвости для греха еще впереди. Мы всегда должны помнить слова 1 Иоан. 1, 8: "Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас". Только за жемчужными вратами Отчего дома в небесах мы не будем чувствовать на себе влияния нашего ветхого человека, и только там мы достигнем полной мертвости для греха. Здесь же на земле нас должны сопровождать непрестанно слова Христа: "Не греши!" Великий праведник Давид должен всегда стоять перед нами с постоянным предупреждением всем детям Божиим: "Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). Казалось, что такой благословенный муж Божий, как Давид, умер для греха и освободился от своего ветхого человека, - ведь так благословенны слова его псалмов. И вдруг его плоть проснулась и ввергла его в такую пучину греха, что страшно даже думать и говорить о ней. Не будем успокаивать себя тем, что Давид является представителем Ветхого Завета. И в Новом Завете не мало христиан, которые терпели поражения от диавола. Если мертвость для греха невозможна, пока мы находимся во плоти, то борьба с грехом и победа над ним должны быть нашим повседневным подвигом. "Не греши" - это заповедь Христа, причем самая короткая из всех Его заповедей. Что же необходимо, чтобы эти два слова Христа "Не греши" стали движущей силой на пути нашего освящения? Для этого все прощенные и оправданные Христом души должны знать, где находится у людей источник греха. У каждого человека есть уголок, где рождается его грех и откуда он в виде слов или дел выливается наружу. Где же у нас эта колыбель греха? Это наш ум, тесным образом связанный с нашим сердцем. Наш ум - это вместилище наших мыслей - мыслей, может быть, больших, добрых и святых; но, увы, и мыслей низких и греховных. Очень хорошо говорит о наших мыслях Слово Божие. В Послании к Римлянам 8, 6-7 мы читаем: "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут". Христос очень ясно говорит, откуда исходят все грехи этого мира. Прочтем Его слова в Ев. Матф. 15, 19: "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления". Все эти грехи и бесчисленные другие, согласно Слову Божию, рождаются в уме и сердце человеческом. И если это так, то, для того чтобы не грешить, надо оздоровить наши мысли, то есть наполнить наш ум и сердце мыслями духовными, чистыми и возвышенными. Для нас, любящих Христа, источником таких чистых и возвышенных мыслей является не кто иной, как Он Сам - Христос. Если Он займет наше сердце, то в нем не останется места для греховных помышлений. В одной из наших евангельских песней есть глубокие слова, направленные к Самому Христу: "Наполни жизнь мою Тобой!" Вот путь к исполнению самой короткой заповеди Христа - "Не греши!". Вот путь к победе над всяким грехом - это наполнение наших мыслей, чувств, слов и дел Христом! |