МЫСЛИ В СВЯЗИ С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВАРодословие Иисуса Христа Матф. 1, 1-17 Многие верующие делят отдельные места Священного Писания на назидательные и неназидательные. Но правильно ли такое деление драгоценной "виги Библии? При неглубоком проникновении в Слово Божие некоторые места его действительно могут казаться неназидательными. К числу таких мест Священного Писания, кажущихся неназидательными, принадлежит и родословие Иисуса Христа, которое мы имеем в первой главе Евангелия от Матфея и в третьей главе Евангелия от Луки. Посмотрим, справедливо ли родословие Иисуса Христа относят к неназидательным местам Священного Писания. Родословие Иисуса Христа прежде всего говорит нам о том, что Новый Завет, как и Ветхий Завет, начинается с Книги "Бытие", то есть с повествования о происхождении первого Адама в Ветхом Завете и о происхождении второго Адама - Иисуса Христа - в Новом Завете. Читая о происхождении обоих Адамов в 1-й главе Книги "Бытие" и в первой главе Евангелия от Матфея, мы испытываем чувство глубокой радости от сознания, что оба Адама - и ветхозаветный и новозаветный- были существами безгрешными. Но первый Адам, Адам ветхозаветный, увы, не остался безгрешным. Он пал в грех, не победив искушения от диавола, о чем мы читаем в 3-й главе Книги "Бытие". И если бы не второй Адам - Иисус Христос, - катастрофа, случившаяся в Едеме с первым Адамом, была бы навеки непоправимой. Но на Голгофе страданием и смертью второго Адама - Иисуса Христа - эта катастрофа навеки исправлена, и человечество имеет полное право радоваться и ликовать. Мы читаем: "Родословие Иисуса Христа, сына Дания а, сына Авраамова". О чем говорят нашему сердцу эти слова? Иисус Христос - Сын Давидов - Царь и Царь вечный. Откуда мы это видим? Из слов Господа к царю Давиду в 1 Пар. 17, 11-12: "Когда исполнятся дни твои и ты отойдешь к отцам твоим, тогда Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки". Слова "Он построит Мне дом" относятся к сыну царя Давида - Соломону, который, как известно, и построил величественный храм в Иерусалиме. Но слова - "утвержу престол его на веки" - относятся не к Соломону, а к нашему Господу Иисусу Христу, престол Которого действительно является престолом вечным. Соломон был блестящим царем у иудеев. Царица Савская совершила большое путешествие из своей страны в Иерусалим, чтобы посмотреть на Соломона и послушать его мудрости. Но конец Соломона был печальнейший, а при его сыне Ровоаме величие иудейского царства поблекло окончательно. Значит, вечным престолом, о котором говорил Господь Давиду, является только престол Иисуса Христа, сына Давидова. В каком же смысле является Христос "Сыном Давидовым"? Конечно, не в буквальном смысле. В родословии Иисуса Христа перечисляются потомки Давида, и последним из его потомков упомянут Иосиф - нареченный отец Иисуса Христа. Я подчеркиваю: только нареченный отец. Слово "родил" в родословии Иисуса Христа повторяется очень часто, но в последний раз оно упоминается в стихе 16: "Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос". Об Иосифе уже не говорится, что он родил Иисуса, потому что физически он действительно Его не родил: Иисус родился от Духа Святого. Иосиф же является только нареченным отцом Иисуса, но по иудейскому закону этого было достаточно, чтобы считать Иисуса Христа "Сыном Иосифа". Иосиф же был истинным потомком Давида, хотя и занимал положение бедного плотника в презренном городке Назарете. Иисус Христос, называемый "Сыном Давидовым", был поистине Царем-Мессией. Это имя-"Иисус, Сын Давидов"-раздавалось часто в Палестине в дни земной жизни нашего Господа Иисуса Христа. Слепой Вартимей кричал: "Иисус, Сьцн Давидов! Помилуй меня!" (Марк. 10, 47). При входе Иисуса Христа в Иерусалим народ восклицал: "Осанна Сыну Давидову" (Матф. 21, 9). Имя "Сын Давидов" придавало и придает Иисусу Христу царственное значение и ставит Его перед всем человечеством как "Царя царей и Господа господствующих" (Откр. 19, 16). А в каком смысле Христос является "Сыном Авраамовым"? Сыном Авраамовым Христос является по Своей человеческой природе. У Его матери-Марии, как и у всех иудеев, текла кровь Авраама, и поэтому она была истинной дочерью Авраама. И, следовательно, Христос по Своей человеческой природе был "Сыном Авраама", но при этом в особо высоком смысле. В каком же? В Книге "Бытие" 22, 18 записаны слова, которые Господь сказал Аврааму: "И благословятся в семени твоем все народы земли". По Своей человеческой природе Христос был "семенем" Авраама, и в Нем действительно было благословение для всех народов земли. Итак, как "Сын Давидов" Христос является Царем, царству Которого не будет конца (Лук. 1, 33). Как "Сын Авраама" Христос является благословением для всех народов земли. И благословение это заключается прежде всего в спасении, которое Христос совершил на Голгофе, а также в даровании людям нового сердца и новой жизни, то есть того, что является сущностью христианства. Родословие Иисуса Христа подводит нас к яслям Вифлеема. О последнем человеке в этом родословии - Иосифе - мы читаем: "Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос". И мы видим обоих - и Марию и Иосифа - склоненными у колыбели своего божественного Младенца. У яслей Вифлеема мы видим начало разделения человечества на любящих Христа и на нелюбящих Его, на поклоняющихся и непоклоняющихся Ему. Такое разделение человеческих сердец в отношении Иисуса Христа продолжается и доныне. Как совершился приход Христа на землю Лук. 2, 1-6 С чего лучше всего начинать повествование о рождении Иисуса Христа в наш мир? С того, с чего его начинает Евангелие: с кесаря Августа. В Риме, за 27 лет до рождения Христа, произошло чрезвычайно-важное событие. А именно: сенатору Октавиану, усыновленному знаменитым полководцем Юлием Цезарем, римский сенат преподнес титул "Августа", что Означает: "достойный божеского поклонения". Фактически вое это означало рождение Римской империи, первым императором которой стал "кесарь Август". С кесаря Августа начался знаменитый "культ римских императоров", стоивший впоследствии многим христианам жизни. Этот культ римских императоров выразился в Иудее в том, что царь Ирод приказал два раза в день молиться в Иерусалимском храме о кесаре Августе. Когда родился Христос, кесарю Августу было 63 года. Вот этот самый кесарь Август двинул, если можно так выразиться, перстом, и весь тогдашний мир пришел в движение. Он повелел "сделать перепись по всей земле", то есть по всем странам, которые были подвластны Риму. Среди этих подвластных Риму стран была и Палестина; и в ней, после приказа о переписи, началось большое движение жителей в города и местечки, откуда происходили их предки. Среди тех, кого приказ кесаря Августа привел в движение, был простой и бедный плотник по имени Иосиф и обрученная с ним Мария. Из Назарета, где они жили, им надлежало направиться для переписи в Вифлеем - город их предков. И вот приказ кесаря Августа заставил их совершить это трудное путешествие, трудное особенно для Марии, ибо она была беременна. Тяжелый путь был наконец пройден. Они достигли Вифлеема, но здесь их ожидали новые трудности: в гостинице не оказалась ни одного свободного места, и ни один дом в Вифлееме не открыл своих дверей для них. А для Марии наступило время родить. Что делать? К ней не простерлась рука акушерки и никто не приготовил чистой Постели для ее Младенца. Оставалось одно - родить в хлеву, а новорожденное свое дитя положить в "ясли". Так пришел в наш мир Господь Иисус Христос. Так совершилась одно из величайших событий в мировой истории, а именно: родился Мессия, обещанный иудеям всеми пророками Ветхого Завета; родился Спаситель, желаемый всеми народами мира; явился на землю Сам Бог во плоти. Но кто в те дни видел в рожденном Младенце, лежащем в яслях, Мессию, Спасителя, Бога? Только два человека во всем тогдашнем мире знали тайну вифлеемских яслей. Это были Мария и Иосиф. Мария хорошо помнила все, что сказал ей ангел Гавриил в Назарете в день благовещения. В сущности говоря, каждый родившийся в мир младенец является загадкой: кем он будет, когда вырастет? Итак, приказ кесаря Августа привел Иосифа и Марию в Вифлеем, где, согласно всем пророчествам, должно было родиться Христу. И если бы Христос родился не в Вифлееме, а, как заявляет Ренан в своей книге "Жизнь Иисуса",-в Назарете, то мы могли бы всю Библию подвергнуть сомнению, ибо Бог Сам сказал, что Христос родится в Вифлееме (Мих. 5, 2). Следовательно, не рука кесаря Августа привела Иосифа и Марию в Вифлеем, а незримая рука Того, Кто является "Царем всех царствующих и Господом всех господствующих" и в руках Которого и все начальствующие на земле. В Его божественных руках был и кесарь Август, подписавший в своем дворце в Риме приказ о переписи. Кто же были первые люди, поклонившиеся Младенцу Иисусу? Пер вы ми поклонившимися пришедшему в мир Спасителю Христу были пастухи. Но прежде чем мы обратим наше внимание на пастухов, направим наш взор к небу, где ангельский мир торжественно отметил рождение Христа. "Многочисленное воинство небесное" явилось пастухам на поле и пропело гимн славословия: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение". А представший перед пастухами "Ангел Господень" возвестил им о родившемся в мир Спасителе: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь". И далее небесный вестник направляет их в Вифлеем и говорит им, как они могут узнать пришедшего на землю Спасителя мира: "И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Конечно, этот знак был не в том, что божественный Младенец лежал в пеленах, ибо всех младенцев пеленают, а в том, что Он лежит в яслях. Эмблемой родившегося в мир Спасителя является не дворец кесаря Августа в Риме, а ясли в захолустном городке - Вифлееме. И пастухи поспешили в Вифлеем и первыми склонились у яслей великого Младенца Иисуса. После пастухов воздали честь и славу Младенцу благочестивые старцы Симеон и Анна. Иисус был в возрасте сорока дней, когда старец Симеон взял Его в храме на руки и посвятил Его Богу. А родители Младенца были так бедны, что могли принести в жертву только двух птенцов голубиных (Лук. 2, 24). Славословие ангелов и славословие этих двух благословенных старцев должно постоянно звучать в наших сердцах и звать нас к славословию пришедшего в мир Христа. Пастухи и старцы Симеон и Анна жили поблизости от колыбели Христа. Но вот Младенца Иисуса посетили "волхвы с востока", то есть люди из далеких от Вифлеема стран. В отличие от простых и малограмотных пастухов, это были представители наиболее образованных людей того времени. От слабого еще в то время света науки они пришли к колыбели Того, Кто впоследствии сказал о Себе: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоан. 8, 12). Ангельская весть пастухам Лук. 2, 1-14 В рождественской истории все прекрасно. Все, что связано с рождением Христа, чарует нас. Как хорошо, что есть праздник Рождества, когда мы имеем возможность снова и снова рассматривать чудесные картины, запечатленные на страницах Евангелия. Мне хочется еще раз посмотреть на картину явления ангелов пастухам. Мы поем: "Тихая ночь, дивная ночь..." Да, эта ночь дивная. Но была ли она такой тихой - это вопрос. Мы должны знать, что Христос родился в дни необычайного волнения, большого движения в Палестине вследствие указа кесаря Августа о переписи. Среди царившей там суеты никто не обратил бы внимания яа рождение Христа, тем более что Он родился в хлеву, у бедных родителей из Назарета. Но Бог Сам окружил рождение Христа величайшей славой! Он послал на землю лучезарного вестника и сонм ангелов возвестить О Его рождения. Бог послал также особую звезду, чтобы возвестить о Его рождении языческому миру. Обратим наше внимание на рождественский хор. Ангелы- это слуги Божий и слуги людей. В ночь Рождества Христова они могли бы позавидовать людям, потому что Христос пошел на землю спасти людей, а гае их собратьев - падших ангелов. И Он стал человеком, а не ангелом. Но ангелы были исполнены величайшей небесной радости, а не зависти. И как они смиренны: они опускаются проповедовать и петь. Кому? Бедным, неграмотным пастухам. Вот великая весть одного из них: "Я возвещаю вам великую радость... Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь". "Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях!" Какая это была чудная весть! Из любви к нам этот божественный Младенец лежит сегодня в яслях Вифлеема. Но будет день, когда из любви к нам, людям, Он будет висеть на Голгофском кресте, ибо О" - Спаситель, и спасти Он может грешников только через крест - таков смысл рождественской проповеди ангела. Теперь прислушаемся к пению ангельского хора: "Слава в вышних Богу!" Это значит: Христос оставил славу небес, но Он облекся в большую славу, когда сделался Спасителем грешников. Спасение, совершенное Христом, прославляет Бога больше, чем все прочие Его дела, даже больше, чем сотворение мира; больше, чем сотворение человека. "И на земле мир!" Ангелы не пели в Едеме о мире, потому что там был мир - мир людей с Ботом. А в Вифлееме они поют о мире, потому что во Христе-Спасителе - примирение падшего грешника с Богом. Именно через Христа - мир с Богом. "В человеках благоволение!" Во Христе Бог простирает всем людям Свое благоволение. Что это значит? Он провозглашает воем грешникам: "Не хочу смерти, то есть погибели грешника!" "Если грехи ваши будут, как багряное, как снег убелю". Христианство началось песней радости. Это символика. Есть в христианстве и мрачные дети БОЖИЙ, но таковых меньшинство. Христианство- это религия величайшей радости! Церковь Христа - поющая от радости Церковь! Слава и хвала Ему за это! Благодарные сердца вифлеемских пастухов Лук. 2, 20 Какие благословенные плоды произвели в сердцах вифлеемских пастухов проповедь ангела, пение ангельского хора и лицезрение Младенца, лежащего в яслях! Эти плоды - слава, хвала и благодарение Богу за все то, что они слышали и видели. Есть ли эти плоды в наших сердцах после всего того, что мы слышали и видели в рождественские дни в Вифлееме? А мы слышали и видели многое,-не менее, чем пастухи из Вифлеема. Но наполнило ли все это нас славой, хвалой и благодарностью? Породил ли Вифлеем в нас благодарное сердце, как он породил его в пастухах? Как важно нам, христианам, приобрести благодарное, славящее Бога сердце! Ап. Павел призывает верующих во Христа к постоянному славословию и благодарению Бога. Прочтем Ефес. 5, 19-20: "Назидая самих себя псалмами и Славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа". "Благодаря Бога за все" и прежде всего за величайший рождественский подарок - за Его единородного Сына Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего. Это действительно дар Божий, как сказано в Иоан. 3, 16: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Каждый год мы созерцаем в яслях Вифлеема этот великий дар неба- единородного Сына Божия и поклоняемся Ему вместе с пастухами и волхвами. Но великую славу, хвалу и благодарение порождает в наших сердцах и все то, что даровано нам Богом в Иисусе Христе. Что же даровано мам во Христе? Прощение наших грехов и очищение Кро-вию Его, новое сердце и новая жизнь, как сказано в 2 Кор. 5, 17: "Кто во Христе, тот новая тварь". Это - вечная жизнь со всем тем, что Бог приготовил любящим Его, как сказано в Иоан. 3, 36: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную". Все эти величайшие дары Божий: Сам Христос, прощение грехов, новое сердце, вечная жизнь - вызывают в наших сердцах величайшую славу, хвалу и благодарение. Но бывает, что и эти великие дары Божий не задевают струн нашего сердца, и они молчат, как мы поем в одной нашей песне: "Пустой сосуд... не льется из него ни слов любви, ни: взора одного". Физическое наше сердце может страдать от различных недугов, во и духовное сердце также имеет свои болезни. Одной из болезней нашего духовного сердца является неблагодарность - неблагодарность даже за величайшие дары Божий. Как много верующих, похожих на девять из десяти прокаженных, исцеленных Христом от их ужасной проказы, о которых Он сказал: "Не десять ли исцелились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу" (Лук. 17, 17-18)? Мы также были покрыты лютой проказой греха, и Христос очистил нас. А где наша хвала Богу? "Благодаря Бога за все". Жизнь каждого из нас полна благодеяний Божиих, но мы часто не замечаем их. Мы все страдаем плохой наблюдательностью в отношении благодеяний, милостей и даров Господних. Псалмопевец Давид говорит о милости Господа ко всем боящимся Его: "Как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его" (Пс. 102, 11). Но Давид боится оказаться забывчивым и неблагодарным и поэтому говорит своей душе, своему сердцу: "Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его" (Пс. 102,2). Нам понятна радость вифлеемских пастухов и прославление ими Бога за все (виденное и слышанное. Ведь они только что пережили нечто вроде Фавора: они видели сияющего вестника неба и слышали весть о родившемся Спасителе мира. Они были свидетелями чудесного хора ангелов и пения, какого никогда еще не слышала наша земля. А в Вифлееме они имели счастье видеть святое семейство - Марию, Иосифа и чудного Младенца Иисуса. Вполне понятно, что, покидая пещеру и божественного Младенца, они были переполнены хвалой и благодарностью Богу. Но не так легко славить и хвалить Бога, когда сердце надрывается от какой-либо печали. Однако ап. Павел призывает детей Божиих благодарить и за печали. "За все благодарите!"-пишет он фессалоникийцам (2 Фее. 5, 18). И это не красивая теория, которую он проповедовал, а практика его жизни. Мы знаем, как он однажды попал в темницу. Его и его соработника Силу раздели и начали бить палками. Им было дано много ударов, и ноги их были забиты в колоду. Они испытывали сильную физическую боль, и кажется, что в таких суровых условиях им оставалось только вздыхать и стонать. Но нет! Они не вздыхают и не стонут, и ничуть не ропщут на свою судьбу. Они поют! Мы читаем в Деян. 16, 25: "Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога, узники же слушали их". Вот что значат слова: "За все благодарите!" И за удары палками, и за боль от этих ударов, и за колоду, в которую забиты ноги, и за мрак темницы? - является вопрос у каждого из нас. И апостол Павел отвечает: да, и за все это! И чтобы нам было понятно, почему мы должны за все славить, хвалить и благодарить Бога, ап. Павел (ведет нас в дом темничного стража. И мы видим этого еще недавно столь жестокого человека сияющим от счастья во Христе, которое он только что получил, уверовав в Него со всеми своими домашними. И, приведя нас в этот счастливый дом, полный радости и ликования, ап. Павел говорит нам: вот эти счастливые во Христе люди - плод моих скорбей и печалей, плод ударов палками по моему телу. Как же мне не благодарить Господа за мои слезы, если плодом их является такое великое счастье темничного стража и всех его домочадцев? Я думаю, что после этой чудной картины нам стали понятны слова: "За все благодарите". "И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели". Жизнь пастуха имеет свою прелесть: небо над головой, кругом природа, недалеко река и стадо безобидных животных. Как нам понятны псалмы Давида, порожденные чудной природой вифлеемских полей! И на лоно этой же самой природы спешили теперь эти ликующие пастухи после поклонения Младенцу Иисусу. Но мы знаем, как изменилась жизнь Давида, когда он был оторван от своих родных полей и попал -во дворец царя Саула, чтобы утешать его игрой на арфе. В лице Саула он приобрел такого врага, который начал искать убить его, потому что боялся, что он займет престол его. И жизнь Давида стала невыносимо трудной и полной опасностей. Ему пришлось спасаться от руки Саула. Прочтем 1 Цар. 24, 3: "И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля, и пошел искать Давида... по порам, где живут серны". Мог ли Давид петь свои псалмы при таких трудных обстоятельствах жизни? Мог ли он славить, хвалить и благодарить Бога, находясь в ежеминутной опасности? Да, он пел свои псалмы и в таких условиях! Возьмем его 62-й Псалом. В этом псалме он описывает то время, когда он был в пустыне иудейской, куда загнал его Саул. Послушаем, как поет Давид в этой пустыне: "Уста мои восхвалят Тебя; так благословлю Тебя в жизни моей... радостным гласом восхваляют Тебя уста мои... ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь". Давид восхваляет Бога за все невзгоды своей жизни, так как он уверен, что во всех этих невзгодах Бог явит ему силу Свою и славу Свою (Пс. 62, 3). И он увидел силу и славу Божию! Будем учиться у вифлеемских пастухов, у псалмопевца Давида и у ап. Павла славить, хвалить и благодарить нашего Бога за все. Но если сердце наше бедно хвалой, скажем Господу словами нашей чудной песни: "И если нет познанья у меня, словами и хвалою беден я, пустой сосуд к Тебе я приношу: живой струей, Господь, наполни сердце, я орошу". Уроки Вифлеема Лук. 2, 15 В рождественские дни мы как бы делаемся духовными паломниками Вифлеема, паломниками сердцем. Чему мы научимся в Вифлееме? Какие уроки мы извлечем из мысленного пребывания там? Посмотрим на пастухов, находившихся в великом страхе-это был благословенный, священный страх. Мы должны научиться у пастухов этому священному страху перед Богом, потому что у многих из нас его не хватает. Бог явился во плоти, и благодаря этому Он приблизился к нам. Это великая радость для мае! Но не слишком ли много у нас панибратства с приблизившимся к нам Болом? Мы видели Христа Младенца. Это нам сказало еще раз, что Он наш Брат и Друг. И вот многие из нас гак "сблизились" со Христом, что потеряли страх и трепет перед Его величием, перед Его славой, перед Его святостью и совершенством. Многие из нас как бы "хлопают" Христа по плечу, и если не словами, то делами говорят Ему: "А ну-ка, Христос, посторонись, не мешай мне поступать так, как я хочу". К сожалению, это можно наблюдать у многих. Мало благословенного страха, а много неблагоговейного отношения ко Христу. Посмотрите на ап. Иоанна: он возлежал во время Тайной вечери на груди Иисуса, но в то же время он "е потерял священного страха перед Ним. Прочтем Откр. 1, 17-18: "И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый..." Посмотрим теперь на ангелов, принесших радость пастухам. Когда была принесена эта великая радость? Темной ночью! Какая благословенная миссия - нести радость тем, кто окутан темной ночью! Мы также призваны быть ангелами-утешителями. Наша задача - нести благую весть и радость тем, кто окутан темнотой ночи греха или скорби. А теперь обратим наш взор на звезду Вифлеема. Мы слышали, что она шла перед волхвами и, наконец, остановилась над местом, где был Иисус. Ее задачей было: осветить Христа, привести ко Христу волхвов и остановить 1их у колыбели с Младенцем. В настоящее время нам сияет другая звезда, светлая, лучезарная,- звезда Евангелия. И эта звезда ведет человеческое сердце только к одному месту - к ногам Христа. Христос Сам сказал об этой звезде в Иоан. 5, 39: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне". Евангелие останавливает нас перед Христом. Оно делает Христа конечным идеалом для каждого верующего. Конечным пунктом нашего духовного искания "у ног Иисуса Христа". Христос как в прошлом, так и в настоящем был и остается для Своих учеников воем и во всем, Альфой и Омегой - Началом и Концом! И, наконец, подойдем к великому Младенцу в яслях. Его имя Иисус. Кто знал тогда это дорогое имя? Иосиф и Мария, группа пастухов и волхвов. А сегодня? Кто сочтет сердца, в которых это имя занимает первое место среди всех других дорогих имен? Это имя соединяет в себе все прекрасное, все святое и доброе в нашем мире. Простые ясли стали колыбелью для Младенца Иисуса. Но и простые сердца пастухов и волхвов сделались колыбелью для Младенца Христа. И мы, по милости Господа, также приняли Христа в наши сердца. "И нарекут имя Ему"... Ис. 9, 6 Божественный Младенец, рождение Которого с таким торжеством празднует вся христианская Церковь, был наречен двумя многозначительными именами: "Иисус" и "Христос". Имя "Иисус" было наречено Ему по указанию ангела Гавриила, которое было дано деве Марии, о чем мы читаем в Лук. 1, 30-31: "И сказал ей ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". Имя "Христос" мы встречаем еще в Ветхом Завете, в Книге пророка Даниила, за 600 лет до рождения божественного Младенца в Вифлееме. Это имя "Христос" произносит не кто иной, как тот же ангел Гавриил. Он, явившись пророку Даниилу, говорит ему: "Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины... и по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос" (Дан. 9, 25-26). А в ночь рождения божественного Младенца ангел (возможно, все тот же Гавриил) возвещает пастухам Вифлеема: "Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лук. 2, 11). Эти два знаменательных имени известны теперь на протяжении почти двух тысяч лет всему человечеству. "Иисус Христос"! Кто не знает сегодня эпик двух имен? Почему же божественный Младенец получил эти два Своих основных имени? Я подчеркиваю слово "основных", потому что Он имеет много имен. Мир в дни Христа делился на две части: на мир языческий и мир иудейский, и эти два имени "Иисус" и "Христос" должны были принести великую радость и язычникам и иудеям. Они должны были сделаться для тех и других самыми дорогами именами на земле. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что означают эти два имени. "Иисус" - это имя означает: "Спаситель". Имя "Христос" - означает: "Мессия" (то есть "Помазанник"). Имя "Иисус" людям всех веков и всех народов говорило, что в Вифлееме родился Спаситель - Спаситель всех грешников мира. Какую великую радость несет в себе имя "Иисус" для всех тех людей, которые сознают себя грешниками и видят свою бесконечную вину перед Богом. Великое множество спасенных, которых апостол Иоанн видел у престола Бога и Агнца, Иисуса Христа, и которые в знак своего прощения и оправдания Богом были одеты в "белые одежды",- для всех их имя "Иисус" было самым дорогим именем на земле. Умирая, когда их уста уже не в силах были произносить какие бы то ни было слова, они, может быть, едва слышно произносили это драгоценнейшее имя "Иисус". В одном слове "Иисус" сокрыто для нас. верующих, все значение пришествия 1В наш мир Христа, поскольку в лице Иисуса пришел Спаситель. С этим драгоценнейшим именем в наших сердцах мы живем, с ним же в последний раз вздохнем. Для всего человечества должно быть дорого и другое имя нашего Спасителя - имя "Христос". Но особенно дорогим оно должно было бы быть для иудеев. Ведь иудеи, на основании всех ветхозаветных пророчеств, были полны ожидания прихода обещанного Мессии, то есть Христа. И вот в Вифлееме, в рождественскую ночь, прозвучала радостная весть ангела: "Родился... Христос"! К сожалению, иудеи, на свое горе, не признали Его Мессией. Но и для нас, новозаветных верующих, это второе имя нашего Спасителя- драгоценно, потому что оно свидетельствует о верности Бога воем Своим обещаниям и пророчествам Библия. "Христос" - это имя, гарантирующее исполнение всего, что обещано Богом в Ело святом божественном слове. "Иисус Христос!" Какую радость и надежду вселяют в наши сердца эти два славных имени нашего Господа, родившегося в Вифлееме. Пусть их сияние никогда не погаснет в наших сердцах! Пророчество Исайи гласит: "И нарекут имя Ему: "Чудный". Это слово во всех переводах Библии связано со словом "чудо"; "Чудный"- значит: "Полный чудес". Родившись от девы, наш Спаситель был полон чудес уже в Вифлееме. Но и вся Его жизнь на земле была полна чудес. Чем больше мы читаем страницы Евангелия, тем ярче сияют перед нами чудеса, совершенные Христом. Смерть Христа на Голгофе, Его славное воскресение в саду Иосифа Аримафейского и Его вознесение с горы Елеонской - тоже полны чудес. После ухода с нашей земли Христос стал еще более полным чудес. Вся жизнь Церкви Христа в течение двух тысяч лет полна чудес, соделанных Христом. Я люблю погружаться в многовековую историю христианства, и именно потому, что на каждой ее странице я вижу Того, имя Которого "Чудный" - полный чудес. Веяний раз, когда в Церкви начинал сгущаться духовный мрак и угасать огонь, зажженный Духом Святым & день Пятидесятницы, Христос удивительными и полными чудес путями выдвигал все новые, яркие "светильники" и возжигал вновь и вновь священный огонь на жертвенниках сердец Своих искупленных детей. Так Он воздвиг яркий Светильник в лице Мартина Лютера, который начал великий поход за Евангелие в дни, весьма мрачные для Церкви Христовой на земле. Христос является "Чудным" и в жизни каждого верующего в Него человека. Я люблю порой оглядываться на длинную тропу моей жизни" в которой я вижу много чудес, совершенных Чудным Христом. И жизнь всех детей Господних полна не меньших чудес Чудного Христа. Слава Ему за все Его чудеса! |