Выход

ЧТО ГОВОРИТ ПРОРОК ИСАИЯ О ХРИСТЕ

Христос обличает, наказывает и очищает

Ис. 1, 25

Христос сказал: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне" (Ев. Иоан. 5, 39). Эти слова Христос сказал о Писаниях Ветхого Завета, поскольку в. день, когда были сказаны эти слова, Новый Завет еще не был написан. Сегодня, слава Господу, мы имеем и Ветхий и Новый Завет, и, конечно, о Писаниях и Ветхого и Нового Завета Христос говорит нам, что все они свидетельствуют о Нем.

Но из Писаний Ветхого Завета особенно много говорят о Христе Псалмы и Книга пророка Исайи. И мы хорошо сделаем, если прислушаемся к тому, что говорит пророк Исайя о Христе. Если из каждой, главы его книги мы возьмем одно или два места, то этого уже будет достаточно, чтобы перед нами предстал удивительной красоты образ, нашего Господа Иисуса Христа.

Мы прочитали о Господе, обличающем Свой народ. Он говорит: "Как в щелочи очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое". В Ис. 1, 22 Господь говорит Своему народу: "Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою". Было время, когда ветхозаветный народ Божий был чистым серебром перед лицом своего Господа: он свято соблюдал закон Господень и мир его был как река (Ис. 48, 18). Но израильский народ не сохранил своей чистоты и праведности: он пошел путем отступления от заветов своего Господа и стал "серебром" со многими неугодными Ему "примесями".

Господь через пророков обличал Свой народ и указывал ему на все эти примеси - на все его грехи и пороки. Христос говорит: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (Откр. 3, 19). Его новозаветный народ, Его Церковь тоже весьма нуждается в обличениях. В ней, как и в ветхозаветной церкви, немало непослушания Господу, и Христос видит во всех Церквах Своих на земле, да и в каждом отдельном члене Церкви много "примесей" всякого рода.

Мы можем не замечать своих пороков и недостатков, и даже способны думать о себе высоко, как это мы видим в Лаодикийской церкви, которой Христос говорит: "Ты говоришь: "я богат... и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг" (Откр. 3, 17). Мы должны знать свои "примеси", то есть все неугодное Господу в наших сердцах и в нашей жизни. И мы должны радоваться, что во Христе мы имеем нашего Обличителя. Без Его обличений мы не знали бы себя. А обличает Он нас, во-первых, через Слово Божие и, во-вторых,- через Духа Святого.

Об обличениях Христа через Слово Божие так ясно сказано в Послании к Евреям 4, 12: "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные". Слово Божие раскрывает все наши "примеси", и указывает нам на все наши пороки и недостатки. Христос обличает нас и через Духа Святого (Ев. Иоан. 16, 8), как Он обличил в день Пятидесятницы три тысячи душ и привел их к покаянию. Господь Иисус Христос был Обличителем Своего народа в Ветхом Завете; Обличителем остается Он и в Новом Завете.

Христос обличает, но если Его обличения не достигают цели и не вызывают покаяния, Он простирает руку Свою для наказания. "Обращу на тебя руку Мою",- говорит Христос Своему ветхозаветному народу; "кого Я люблю, тех обличаю и наказываю",- говорит Он Своему новозаветному народу.

Как же Господь наказывал Свой ветхозаветный народ? Ассур и Вавилон были жезлами в руке Господней для наказания ветхозаветной Церкви за ее непослушание своему Господу. И наказание любящего Христа было не напрасным - народ Божий Ветхого Завета был очищен от своих "примесей". Он навсегда оставил поклонение идолам и кумирам. Но когда он отвернулся от Христа-Мессии, новый бич был допущен до него - бич Рима. И в Новом Завете Христос наказывает Своих искупленных детей, когда они не внимают Его обличениям и проявляют упорное непослушание.

Наказания любящего нас Христа могут быть самыми разнообразными, но мы должны знать, что никогда Христос не наказывает Своих искупленных детей отнятием у них рая или возмездием - адом. Каждый омытый Кровию Христа грешник может радостно восклицать: "Ад! где твоя победа?" (1 Кор. 15, 55). Каждый верующий во Христа и любящий Его избавлен навеки от ада! Все другие наказания могут постигнуть его, но ни одно из них не будет предназначено для разлучения его с Богом. Все снова и снова мы имеем право петь нашу чудную песнь: "Но я знаю, в Кого я верю,- ничто меня с Христом не разлучит, и Он мне наследье вручит в день, когда опять придет..."

Наказания любящего нас Христа имеют только одну цель: очищать нас от наших "примесей" и отделять от нас все нечистое в нас. "Как в щелочи очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое",- говорит Господь Своей ветхозаветной Церкви.

Мы, новозаветные дети Божий, имеем более славное средство для нашего очищения - это Кровь Иисуса Христа, пролитая на Голгофе, о которой мы с такой радостью читаем: "Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха" (1 Иоан. 1, 7). Христос указывает нам еще и на другое могучее средство для нашего очищения. Он говорит Своим ученикам: "вы уже очищены через Слово, которое Я проповедовал вам" (Ев. Иоан. 15, 3). Слово Божие - вот очистительный "огонь", который очищает нас от всех наших "примесей", от всего, что неугодно Господу в нас. Сам Господь сравнивает Слово Свое с "огнем". Он говорит: "Слово Мое не подобно ли огню..." (Иерем. 23, 29).

Если Слово Божие очищает нас, то нужно ли Христу наказывать нас? Что мы понимаем под наказаниями Христа? Это все те горечи жизни, которые Он допускает до Своих искупленных детей. Но не будем думать, что горечи жизни способны очищать нас. Если бы горечи жизни очищали людей, то каким чистым было бы все человечество; ведь жизнь человечества на земле богата горестями всякого рода. Горести не очищают нас, не делают наше сердце более восприимчивым к очищающему нас Слову Божию. В этом их великое значение в жизни каждого христианина и каждой христианки! Вот почему любящий Христос "обличает и наказывает" нас, то есть горечами жизни влечет нас ближе к Себе!

Христос - Солнце нашей жизни

Ис. 2, 5

"О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем". Б этих словах пророка Исайи Христос засияет тогда, когда мы вспомним, что Христос говорит о Себе в Евангелии от Иоанна 8, 12: "Я свет миру; КУО последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни".

Мы знаем многое из того, что Христос говорит о Себе, и что делает Его для нас бесконечно дорогим. Достаточно остановить наше внимание на Его словах о Себе: "Я есмь хлеб жизни" (Ев. Иоан. 6, 48), "Я свет миру", - чтобы понять, как необходим нам Христос для нашей повседневной жизни. Хлеб и свет - это поистине то, в чем мы особенно нуждаемся изо дня в день. В наше время, когда имя Христа с великим торжеством произносится во всех уголках земного шара, для нас так естественно звучат Его изумительные слова: "Я хлеб жизни", "Я свет миру".

Но для современников Христа они могли звучать и странно и непонятно. Ведь перед ними Христос стоял как обыкновенный человек, в Котором, как говорит Исайя, не было "ни вида, ни величия" (Ис. 53,. 2) и о Котором Его соотечественники, перешептываясь между собою, говорили: "Не плотников ли Он сын" (Ев. Матф. 13, 55). И вдруг из уст этого Плотникова сына и даже назаретского плотника, сына Марии (Ев. Марк. 6, 3), они слышат поразительные слова: "Я есмь хлеб жизни"; "Я свет миру".

"Свет миру", а у Него только горсточка следующих за Ним, которых они, современники Христа, знают как простых и ничтожных рыбаков. Фарисеи с гордостью говорили: "Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?", а об уверовавших во Христа они говорили: "Этот народ - невежда в законе, проклят он" (Ев. Иоан. 7, 48-49).

"Свет миру", а мир в дни Христа не был еще тем миром, который; мы видим сегодня. Многие страны еще не были открыты. Африка была почти совсем неизвестна, и ее изображали черным пятном на картах. Большая часть Европы и Азии была тоже малоизвестна; об Америке никакого понятия не было. Так что известный в то время людям мир был весьма ограниченным миром, и имя Христа в то время было еще мало знакомо людям.

Но мир расширялся все больше; открывались новые страны, и свет-Христа проникал все дальше. Имя Его становилось через проповедь Евангелия все более известным, и все большее количество человеческих сердец принимало Его и начинало жить во свете Его. Придет день,. когда слова Христа - "Я свет миру" - осуществятся полностью: весь-мир будет озарен Им, и "спасенные народы будут ходить во свете Его" (Откр. 21, 24).

Но что означают слова "свет миру"? Что означает вообще свет не с научной точки зрения, а с точки зрения нашей повседневной обыденной жизни? Что наука говорит о свете - это область весьма большая и сложная, и постичь ее никому из нас не под силу. А с точки зрения обыденной мы все прекрасно знаем, что значит свет. Свет - это противоположность тьме. Свет - это день, а тьма - это ночь. Свет Христа - это ослепительно яркий, солнечный день! Вот почему для нас, верующих, Христос является истинным Солнцем нашей жизни. Пусть Христос сегодня скажет всем нам, любящим Его: "Я Солнце вашей жизни!"

Как нам понятен этот чудесный образ Христа как Солнца нашей жизни. Я всегда любил один небольшой, но много говорящий сердцу припев с такими словами: "Светит Он мне в долине земной! не страшусь я ничего, опираюсь на Него; Пастырь мой - свет в долине земной!" Тьма несет нам страх. С приходом дня рассеивается всякий: страх, - мы знаем это все по опыту. Грешнику, сидящему во тьме и тени греха и порока своего, хочется сказать: "В ярком сиянии светлого" дня, ждет Он с любовью, грешник, тебя; хочет простить Он, хочет принять, хочет спасенье вечное дать".

Для идущих за Христом ночь греха осталась позади. Он говорит: "Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". Это значит: со Христом нет ночей! С Ним всегда и везде яркий солнечный день! Грех умирает при свете Христа; любая скорбь делается легче в Его присутствии; любая ночь превращается в яркий день при свете Его лица!

У пророка Малахии (4, 2) мы читаем нечто весьма радостное о

Солнце нашей жизни - Иисусе Христе, а именно: "Исцеление в лучах Его". Нет человеческой души, которая не нуждалась бы в исцелении. Наша бессмертная евангельская песнь содержит в себе слова, которые мы все, в той или иной степени, можем повторять: "Таков, как есмь,

слепой и бедный, добра не находя в себе, за верой, зреньем и прощеньем, Христос, я прихожу к Тебе".

Мы все нуждаемся в исцелении от множества наших духовных недугов, и это исцеление - только во Христе. Мы должны понять, почему пророк Исайя взывает к дому Иакова: "О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем". Целительные лучи "Солнца правды" должны были уврачевать "дом Иакова" от очень опасной духовной

болезни, о которой мы читаем в Ис. 2, 8: "Наполнилась земля его идолами; они поклоняются делу рук своих - тому, что сделали персты их". И такой страшной болезнью был болен дом Иакова, то есть ветхозаветный народ Божий.

Ходить во свете Господнем - это значит постоянно пребывать во Христе. Постоянное пребывание во Христе - это не только залог постоянного здоровья нашей души, но и залог самой плодоносной жизни, как говорит Сам Христос в Ев. Иоан. 15, 5: "Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода". Чем глубже мы пребываем во Христе, тем жизнь наша становится все светлее и светлее, как мы читаем в Притчах 4, 18: "Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня". Будем же ходить во свете Господа нашего Иисуса Христа!

Христос - Целитель наших душ

Ис. 3, 6-8

Библия говорит о двух народах Божиих: о народе Божием Ветхого Завета и о народе Божием Нового Завета; и поскольку Церковь в греческом языке означает "собрание", "общество", "народ", то мы имеем полное право говорить "о ветхозаветной" и "новозаветной" Церкви. Ветхозаветный народ Божий имел свое устройство, но устройство - это внешняя сторона жизни Церкви.

Главное в Церкви - это ее внутреннее, духовное состояние; вот почему для Главы Церкви - Господа Иисуса Христа важно не лицо Церкви, а ее сердце. "Лицо" Сардинской церкви было красивым, то

есть ее устройство, ее организационная сторона были на должной высоте, но ее духовное состояние печалило Господа, и Он говорит ее "ангелу", то есть ее пресвитеру: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1).

Как мы видим, лицо Церкви и сердце Церкви могут быть в полном противоречии между собой; вот почему одна и та же Церковь может нравиться людям, в то время как в очах Господа она является "мертвой" церковью. Так бывало и в Ветхом Завете: Божий посланники- истинные пророки - плакали о духовном состоянии народа Божия, и в это же время ложные пророки успокаивали народ и внушали ему, что у него все в порядке.

Так было и в дни пророка Исайи. Внешне в его время ветхозаветная Церковь была как будто в полном порядке: у нее был великолепный храм с торжественными богослужениями. Пророк Исайя говорит, что у иудейского народа были "посох и трость", всякое подкрепление хлебом и водою; у него были храбрые вожди и воины, судьи и пророки (к сожалению, и ложные), вельможи и советники, мудрые художники и искусные в слове (Ис. 3, 1-3). Так выглядел народ Божий в дни Исайи с внешней стороны.

А как он выглядел с внутренней стороны? Прочтем Ис. 1, 2-6: "Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня..." - говорит Господь.- "Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа... повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы йоги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем". При внешнем благополучии ветхозаветный народ Божий в своем внутреннем, духовном состоянии представлял из себя самые печальные "развалины" (Ис. 3,6).

Пророк Исайя говорит, что народ иудейский начнет искать выхода из своего печальнейшего состояния, но, увы, будет искать помощи у человека, а человек скажет: "Не могу исцелить ран общества" (Ис. 3,. 7). Да, от болезней души нет врача среди человеков, и пророк Исайя правильно поступал, что указывал своему смертельно больному народу на Господа как на единственного Врача, Который может ему помочь в его болезни. От имени этого великого Врача он говорит своему гибнущему народу: "Придите и рассудим... Если будут грехи ваши, как: багряное - как снег убелю" (Ис. 1, 18). Больные и умиравшие в своих грехах и пороках души забыли в дни пророка Исайи древние слова своего Бога: "Я Господь, целитель твой" (Исх. 15, 26), и Исайя напоминает им об этом уникальном Враче.

Пророк Исайя ставит перед нами чудный образ Христа как Целителя наших душ. И Сам Христос сказал о Себе как о Враче фарисеям, когда они начали обвинять Его в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Вот Его слова: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Ев. Матф. 9, 12). Апостол Петр в доме Корнилия также говорил, что во Христе человечеству дан Врач и Целитель. Мы читаем его слова в Деян. Ап. 10, 38: "Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета и Он ходил, благотворя и исцеляя всех..."

В жизни нашего Господа Иисуса Христа на земле мы должны отметить Его дела и Его слова. Вспомним вступительные слова евангелиста Луки к Книге Деяний Апостолов: "Первую книгу (то есть Евангелие) написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся" (Деян. Ап. 1, 1-2). "Иисус делал и учил", и мы знаем, что великое множество Его дел были чудесами, а большинство Его чудес были врачеваниями и исцелениями больных всякого рода.

И именно как Врач и Целитель Христос становился все более и более известным по всей Палестине. Мы знаем, как в Капернауме после исцеления тещи Петра "весь город собрался к дверям, и Он исцелил многих, страдавших различными болезнями" (Ев. Марк. 1, 33-34). Первое исцеление Христом проказы, этой самой тяжелой телесной болезни в Палестине, произвело в народе невероятное удивление. Где только появлялся Христос, там появлялись толпы больных, из которых одни шли ко Христу сами, других вели, третьих несли. Больных бывало так много, что Христу некогда было есть.

Великий небесный Врач исцелял больных различными путями. Как Богу Ему было бы достаточно сказать одно только слово и любая болезнь покинула бы больного. Но по причинам, одному только Христу известным, Он в одних случаях простирал Свою руку и касался больных; в других случаях употреблял "брение", в иных - пользовался водой. Но все эти средства совсем не были нужны Христу, поскольку Он, как мы знаем, мог исцелять даже заочно, не приходя в дом больного и не видя Его.

Христос исцелял не только телесно больных - Он исцелял и больные души, среди которых было великое множество бесноватых, как, например, мы читаем в Ев. Матф. 8, 16: "Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом..." Нет сомнения, что Христос в каждой телесной болезни видит ее духовный смысл, и Он хочет, чтобы и мы, Его ученики, в телесных болезнях видели подобие наших духовных болезней. Мы правильно говорим, что телесная проказа является образом проказы греха, а физическая слепота является образом слепоты духовной.

Итак, Христос перед нами как Целитель наших душ. В чем же заключаются болезни наших душ, и в чем состоит их врачевание Христом? Ответ на эти два вопроса гласит: болезнями наших душ является все неугодное Господу в нас, а врачеванием наших душ является освобождение нас Христом от всего неугодного Господу в нас.

Христос - наш Вождь и повседневный Спутник

Ис. 4, 5-6

"И сотворит Господь... облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи..." Нам будут особенно понятны эти слова, если мы прочтем из Книги Исход 40, 36-38: "Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое. Если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось. Ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их".

"Облако Господне" днем и "огонь" ночью - в таком величественном образе показан нам Господь как Вождь Своего ветхозаветного народа в дни Моисея. В течение целых сорока лет вел Господь Сам Свой народ по бездорожной пустыне в Ханаанскую землю. Но пророчества ветхозаветных пророков говорили о том, что и новозаветному народу Божию, то есть Церкви Христовой будет дан Вождь и Путеводитель в лице Господа нашего Иисуса Христа.

О Христе как Вожде Своего народа мы читаем в Книге пророка Михея 5, 2 и 4: "И ты, Вифлеем-Ефрафа... из тебя произойдет Мне Тот... Которого происхождение из начала, от дней вечных... И станет Он и будет пасти в силе Господней... ибо тогда Он будет великим до краев земли". О Христе как Вожде Своей Церкви говорит и пророк Исайя: "И сотворит Господь... облако... во время дня и блистание пылающего огня во время ночи". То, что было прообразом Христа в ветхозаветное время, стало теперь, в новозаветное время, Самим Христом, Которого мы знаем как истинного Вождя Своих искупленных детей. Этот славный Вождь говорит каждой душе, последовавшей за Ним: "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою" (Пс. 31, 8). Пророк Исайя говорит о Христе, что Он будет "блистанием пылающего огня во время ночи", а Сам Христос, как бы истолковывая эти слова пророчества, говорит: "Я - свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ев. Иоан. 8, 12).

Со Христом путь нашей жизни всегда лежит в ярком свете перед нами, и путь всех, идущих за Ним, светлеет все больше и больше, как об этом мы читаем в Притчах 4, 18. И, испытывая это изо дня в день в нашей жизни, нам хочется повторять слова одного нашего рождественского гимна: "Чудный Вождь! Чудный Вождь"...

Чтобы быть нашим Вождем, Христос сделался нашим повседневным Спутником. Об этом Он Сам говорит нам: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Ев. Матф. 28, 20). И пророк Исайя в очень поэтической форме говорит, что Христос будет повседневным Спутником нашим: "И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя".

Мы правильно сравниваем нашу жизнь на земле с большим путешествием. Пусть наше путешествие не простирается дальше города, в котором мы живем; пусть мы десятки лет живем в одной и той же комнате. Пусть нам кажется наша жизнь однообразной и скучной; и все же она большое путешествие, полное разнообразия, поскольку нет двух дней в нашей жизни, совершенно похожих друг на друга.

Итак, мы - путешественники в небесный Ханаан, и в нашем путешествии туда нас сопровождает днем и ночью Христос. Такого неизменного Спутника, не покидающего нас ни на одну минуту, мы должны знать хорошо. В Евангелии мы читаем об одном случае, когда Христос был спутником двух Своих учеников, а они этого не знали и узнали Его только тогда, когда наступил момент прощания с Ним.

Да не будет Христос незнакомцем для нас. Будем изучать Его как можно внимательнее и знакомиться с Ним как можно лучше. Он Сам хочет раскрывать Себя нам во всей полноте, но напомним себе то, что мы уже знаем о Нем. Что же мы знаем о сопровождающем нас повсюду нашем Спутнике Иисусе Христе?

Мы знаем, что Он - Учитель и Наставник наш. Ведь Христос, пожелавший сделаться нашим Спутником, Сам объявил нам о Себе: "Один у вас Учитель - Христос... Один у вас Наставник - Христос" (Ев. Матф. 23, 8 и 10). И. этот единый наш Учитель хочет все уголки нашей жизни превращать в "Вифании", чтобы мы могли постоянно пребывать у ног Его. Он хочет все снова и снова повторять нам Свою непревзойденную "Нагорную проповедь", дабы ее благословенные уроки пропитали нас насквозь. На пути в небесный Ханаан у нас так много вопросов, ответы на которые мы можем получить только от нашего небесного Учителя - Христа. Какое счастье, что Он рядом с нами и готов наставить нас на всякую истину!

Христос - наша сила. Псалмопевец говорит: "Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога" (Пс. 61, 62). Христос- истинный Бог, и сила для каждого из нас - у Него! Для путешествия нужна сила, ибо на нашем пути много трудностей. Мы любим слова нашей евангельской песни: "За Христом я следовать повсюду ютов - чрез потоки бурные и под шум ветров; под Его рукою не боюсь я ничего, безопасны бури под щитом Его..." Пророк Исайя говорит о нашем Господе Иисусе Христе, что Он будет "шатром для осенения днем от зноя". Когда нестерпимо палит солнце, тогда шатер приобретает большое значение. Зноем в нашей жизни является любая скорбь; и как отрадно, что утешения нашего Спутника - Христа смягчают жгучие лучи всех наших скорбей. Пророк Исайя называет Христа "убежищем" и "защитой". Псалмопевец говорит о "стреле, летящей днем" (Пс. 90, 5). Стрелы, угрожающие нам на каждом шагу,- это стрелы искушений. И только наш Спутник Христос, по опыту знающий опасность этих стрел, может быть убежищем и защитой от них для всех искушаемых.

Какие мы счастливые путешественники в нашу небесную Отчизну, когда имеем такого Спутника - Христа! Но будем помнить, что все мы способны на конфликты даже с нашими самыми близкими друзьями. Да сохранит нас Господь от оскорбления и огорчения нашего лучшего Друга на земле - Иисуса Христа!

Песнь о винограднике, принесшем дикие ягоды

Ис. 5, 1-7

В приведенном месте Книги пророка Исайи мы слышим пение. Было ли это пение самого пророка или кого-либо другого - трудно сказать, хотя песнь и начинается словами: "Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его..." Главное, что хочется сказать, слушая эту песнь,- это то, что к средствам духовного наставления Слово Божие относит не только пророчество, то есть проповедь, но и пение. Это мы видим и в Ветхом Завете и в Новом Завете: поет Моисей, поет Девора, поет Давид, и поет Исайя; а в Новом Завете в Послании к Ефесянам 5, 19 апостол Павел пишет: "Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу". То, что я говорю здесь о служении пением, полезно знать всем евангельским хорам, всем певцам и всем детям Господним.

Песнь о винограднике Господнем, о которой мы прочитали в Книге пророка Исайи, была печальной песнью, песнью самой минорной, потому что это была песнь о винограднике, принесшем "дикие ягоды", то есть ягоды кислые, самые неприятные на вкус, которые оставалось только выбросить. Но плачевность этой песни усиливается еще тем, что в ней от имени владельца виноградника, то есть Самого Господа говорится, что для этого виноградника было сделано абсолютно все, что необходимо для принесения наилучших плодов: было найдено самое солнечное место на вершине горы с плодоносной почвой; были убраны камни; была поставлена ограда для защиты от лисиц и шакалов, построена башня для его орошения. Казалось, урожай будет самый отрадный. Но, увы, когда наступили дни жатвы - виноградник принес "дикие ягоды". Какая печаль для хозяина виноградника, сделавшего для него все и получившего такую жатву!

Песнь о винограднике, которую мы слышим сегодня, - это притча. О каком же "винограднике" говорит Господь? Он Сам дает ответ на этот вопрос: "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его". Итак, виноградником Господним является весь ветхозаветный народ Божий, вся ветхозаветная церковь.

Что же сделал Господь для Своего ветхозаветного народа? Он сделал все, что нужно, чтобы Его народ приносил наилучшие духовные плоды. Он дал ему самую благоприятную землю, о которой Слово Божие так образно говорит как о земле, где течет молоко и мед. Господь убрал "камни", которых в Ханаане было много и которые могли быть камнями преткновения для Его народа. "Камнями" можно назвать великое множество идолов, которыми была покрыта земля ханаанская. Господь оградил Свой народ чудесной оградой данного через Моисея закона, равного которому не было на земле.

И Господь орошал Свой виноградник обильно, посылая народу Ветхого Завета благословенных пророков и священников. Он дал Своему народу храм, о котором с таким восхищением говорит псалмопевец Давид: "Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его" (Пс. 26, 4).

Каковы же были плоды всей этой Господней работы над Своим народом? Плоды были самые плачевные: идолопоклонство, грех всякого рода, постоянное отступление от заповедей своего Бога и даже уничтожение пророков, посылаемых ему Господом, о чем мы читаем в словах Христа в Ев. Матф. 23, 37: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе". Мы слышим также жалобу пророка Илии, который говорит Господу: "Пророков Твоих убили мечом, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее" (3 Цар. 19, 14). Участь виноградника, принесшего дикие ягоды, описывается в песне пророка Исайи словами Самого Господа: "Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду и будет он опустошаем; разрушу стены его и будет попираем..."

Что же стало с ветхозаветным народом Божиим, приносившим без конца "дикие ягоды" своему Господу? Он испытал на себе два бича - бич Ассура и бич Вавилона, которые лишили его родной земли, привели его ко многим страданиям в чужой земле, и лишили его храма на долгие годы плена. Но, может быть, эти два бича привели к обновлению ветхозаветного народа Божия? Посмотрим на иудейский народ в дни земной жизни нашего Господа Иисуса Христа. В лице Христа ему был дан величайший и благословеннейший Пророк. Ни один из пророков Ветхого Завета не говорил так, как говорил Христос, и ни один пророк не творил таких дел, какие творил Христос. Столько света, столько любви, столько благословений было явлено Христом иудейскому народу, а каковы были плоды? Страшно повторять слова, которые говорили иудеи о Христе, но повторить приходится. Они говорили о Нем: "Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (Ев. Матф. 9, 34), и дерзнули сказать Самому Христу: "Теперь мы узнали, что бес в Тебе" (Ев, Иоан, 8, 52), и "взяли каменья, чтобы бросить на Него" (Ев. Иоан. 8, 59). И что еще ужаснее: они распяли Его посреди двух разбойников. В дни апостолов мы видим такие же плоды этого виноградника: побиение камнями Стефана, избиение апостола Павла и страдания, причиняемые другим апостолам и последователям Христа. В результате этот народ оказался разбросанным по всему лицу земли.

То, что случилось с виноградником, принесшим дикие ягоды,- это серьезное предостережение новозаветному винограднику Христа, Его искупленной Церкви. Для новозаветного Своего виноградника Господь сделал еще больше, чем для ветхозаветного, чтобы он приносил самые лучшие плоды. Что же сделал Христос для нас, новозаветных верующих? Самое великое, что Он сделал для нас - это принесение Им драгоценной жертвы на Голгофе для нашего спасения. Он умер за грехи наши. Ради Своей жертвы Он простил нас и дал нам новое сердце и новую жизнь. Он дал нам Духа Святого и сделал сердце наше храмом Божиим. Он дал нам Свое святое божественное учение и оградил нас от греха самыми лучшими Своими заповедями. Он питает наши души лучшей духовной пищей и сопровождает каждого из нас как наш неизменный Спутник, Советник и Помощник. О Своем новозаветном винограднике, о Своей Церкви Он может сказать то же, что Он сказал о Своем ветхозаветном винограднике: "Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему"? Почему же у многих из нас так много "диких ягод", другими словами, так много неугодного Христу? Причина кроется только в одном: с нашим пребыванием во Христе не все в порядке! Связь наша со Христом чем-то нарушается! А чем - пусть каждый из нас исследует себя!

Христос на престоле славы

Ис. 6, 1-11

В шестой главе Книги пророка Исайи мы имеем повествование о призвании Исайи на великое служение пророка. Но почему мы узнаем о призвании Исайи на служение только в шестой главе его книги, в то время как пророки Иеремия и Иезекииль повествуют о призвании их Господом на служение в первых же главах своих книг. Мы всегда должны помнить, что пророческие книги Библии - это не книги по истории, которые пишутся в порядке событий по годам; пророческие книги - это собрание пророческих слов, расположенных не по времени их произнесения, а по вдохновению и усмотрению самих пророков.

Перед нами повествование пророка Исайи о своем необыкновенном видении - видении Бога в Его небесной славе. Читая повествование об этом видении Исайи, мы вспоминаем слова Евангелия: "Бога не видел никто никогда..." (Ев. Иоан. 1, 18). И нам надо помнить, что Слово Божие противоречий не знает. Пророк Исайя не может встать и сказать: "Евангелие говорит, что "Бога не видел никто", а я Его видел; Евангелие говорит, что Бога люди не видели никогда, а я Его видел в определенное время - "в год смерти царя Озии".

Между словами пророка Исайи и словами Евангелия нет ни малейшего противоречия! Ведь после слов Евангелия - "Бога не видел никто никогда" - мы читаем слова: "Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Это значит: Бога видел не только пророк Исайя, но и многие люди, но всегда только в лице Христа, как это мы видим из беседы Христа с апостолом Филиппом. Мы читаем в Ев. Иоан. 14, 7-9: "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца"?

И пророк Исайя, и апостолы, и все, которые видели Христа, видели, по словам Самого Христа, в Его лице Бога Отца. В лице Христа даже разбойник на Голгофе мог видеть Бога и просить Его о месте для себя в Его вечном Царстве. А вне Христа даже праведнику из всех праведников не дано видеть Бога таким, как Он есть, то есть в Его неприступном свете, как мы читаем об этом в 1 Тим. 6, 16: "Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может". Поэтому всякий раз, когда мы читаем в Писании о видении людьми Бога, мы имеем полное право говорить о видении Бога в доступном для человека виде, то есть таким, каким Он открыл Себя в образе Иисуса Христа.

Где же совершилось это замечательное видение пророком Исайей Бога? Он видел Его в храме, который был для него с его самых юных лет излюбленным местом, тем более что Исайя был жителем Иерусалима. "В теле или вне тела", выражаясь словами апостола Павла в 2 Кор. 13, 2, получил Исайя свое славное видение, мы не можем сказать,- но мы должны благодарить Господа, что в этом видении пророка Исайи нам дан величественный образ Христа на престоле, хотя Исайя Его образа нам почти не описывает. И все же Христос в Своей вечной славе показан Исайей так ярко, что иудеи увидели в этом изображении нарушение второй заповеди - "не делай себе... никакого изображения..." (Исх. 20, 4). А царь Манассия, по преданию иудеев, приговорил пророка Исайю даже к смерти за изображение Бога и велел перепилить его деревянной пилой (Евр. 11, 37).

Как же изображен Христос в славе у пророка Исайи? Прежде всего, Он - на престоле "высоком и превознесенном", но лица Его не видно - Исайя не нарисовал его; так что напрасно царь Манассия казнил пророка. Но царственные ризы сидящего на престоле Царя царей "наполняли весь храм". Какое славное величие! Будем помнить, что слава Христа наполнит все небо и всю землю, и весь храм, то есть всю Церковь Христа!

"Вокруг Его стояли серафимы..." Слово "серафимы" встречается во всем Писании только здесь, в шестой главе Книги пророка Исайи:

"серафим" - значит: огненный, пылающий. Это ангелы, пламенно служащие своему Господу. Лицо каждого из них скрыто под двумя крылами так же, как и ноги. Это значит, что они полны смирения и желания быть невидимыми, чтобы был виден только Сидящий на престоле. Мы как бы слышим из их уст слова Иоанна Предтечи: "Ему должно расти, а мне умаляться".

Два крыла из шести были свободны, чтобы летать - быстро и беспрекословно исполнять волю Сидящего на престоле. В честь Сидящего на престоле звучит непрестанно гимн славословия, звуки которого наполняют небо и землю. Содержание гимна, звуки которого наполняют небо и землю, - это святость и слава Христа. "Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!"

Разве земля полна славы Его? Разве все человечество воспевает Христу гимн хвалы? О, если бы это было так! Земля полна славы Христа в другом смысле: земля, как творение Христа, полна свидетельства о Его божественной премудрости, любви и всемогуществе. Как верны слова псалмопевца Давида: "Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18, 2). Какого великого Господа мы имеем в лице Иисуса Христа, Которого пророк Исайя видел сидящим на престоле в такой неописуемой славе!

Теперь является вопрос: похожи ли мы на серафимов - этих пламенных служителей сидящего на престоле славы Христа? Обладаем ли мы пламенным духом в служении нашему Искупителю (Римл. 12, 11)? Полны ли мы глубокого смирения, чтобы миру был виден только Христос, отраженный в нашей жизни и в нашем характере?

"Еммануил, что значит: с нами Бог"

Ис. 7, 14-15

"Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе". В то время как мы с великой радостью и в простоте наших сердец провозглашаем в наших церквах эти относящиеся к рождению нашего Господа Иисуса Христа слова,- среди богословов и толкователей Библии продолжается давнишний спор - к кому относится это древнее пророчество Исайи: ко Христу или к кому-либо другому.

Мы не пойдем за критическим богословием, которое никак не хочет допустить, что младенцем, которому будет дано имя "Еммануил",. будет не кто иной, как Младенец Вифлеема, в Которого мы верим как в истинного Бога и как в истинного Человека. Когда пророк Исайя говорит, что Дева родит Сына и Его имя "Еммануил" будет означать "с нами Бог" (Ев. Матф. 1, 23), то эти слова относятся ко Христу как Богу; а когда пророк Исайя говорит о Младенце, родившемся от Девы, что) "Он будет питаться молоком и медом", то эти слова относятся ко Христу как к человеку, Который будет жить в земле, издревле называемой "землей, текущей молоком и медом". Итак, пророк Исайя говорит о Христе как об истинном Боге, с одной стороны, и как об истинном Человеке, с другой стороны.

Рассмотрим прежде всего образ Иисуса Христа как истинного Бога. Если мы обратим внимание на имена Его, которые мы находим в Евангелии, то увидим, что все они свидетельствуют о Нем как об истинном Боге. Апостол Павел называет Христа Богом, явившимся во плоти (1 Тим. 3, 16). Апостол Иоанн говорит о Нем как о Слове-Боге, ставшем плотию (Ев. Иоан. 1, 1 и 14). Евангелист Матфей говорит, что имя Христа "Еммануил" означает: "с нами Бог".

В Послании к Евреям 1, 8 мы читаем: "А о Сыне (сказано): престол Твой, Боже, в век века". Вспомним замечательное исповедание веры апостола Фомы, которое он высказал своему воскресшему Учителю: "Господь мой и Бог мой" (Ев. Иоан. 20, 28). В посланиях1 апостолов Христос именуется Богом. Прочтем Римл. 9, 5: "От них (израильтян) Христос по плоти, сущий над всем Бог"; 1 Иоан. 5, 20: "Да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог"; Послание к Титу 2, 13: "...ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа".

Человеческая природа Христа, Его имя "Сын Человеческий", столь часто встречаемое на страницах Евангелия, и Его другое имя - "Сын Божий", тоже часто встречаемое в Евангелии, - все это ни на одну минуту не должно скрывать от нас Христа как истинного Бога. Когда мы говорим: Иисус Христос - Сын Божий, то это не означает, что он такой же "Сын Божий", как все возрожденные души, которых Слово Божие тоже называет "детьми Божиими", то есть сынами и дочерьми Божиими.

Христос, нося имя "Сына Божия", "не почитал хищением быть равным Богу" (Филип. 2, 6). Именно за то, что Христос учил, что Он равен Богу, иудеи искали убить Его, как мы читаем об этом в Ев. Иоан. 5, 18: "И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он "Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу".

Не должны от нас закрывать Христа как истинного Бога и такие известные нам Его слова, как "Отец Мой более Меня" (Ев. Иоан. 14, 28); или: "О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Ев. Марк. 13, 32). Эти слова принадлежат уничиженному Христу, Который "уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Филип. 2, 7). Прославленный Христос, занимающий ныне престол Своей вечной славы, таких слов, конечно, никогда не скажет.

Послушаем теперь, что говорит Иисус Христос о Себе в Откр. 1, 10 и 22, 13: "Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний". Эти слова Христос говорит о Себе как истинный Бог, как "Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель". Мы, верующие, должны поклоняться Христу как Богу. И не только мы, люди, - все ангелы поклоняются Ему как Богу. Перед Христом как Богом преклонится "всякое колено небесных, земных и преисподних" (Филип. 2, 10).

Слово Божие говорит, что Иисус Христос обладает всеми свойствами истинного Бога. Он безначален. Это значит, что Он существовал всегда. В Ев. Иоан. 8, 58 мы читаем слова Христа: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь". В Послании к Колоссянам 1, 17 о Христе сказано: "Он есть прежде всего". Христос неизменен. Все мы хорошо знаем слова в Послании к Евреям 13, 8: "Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же". Христос бесконечен. Мы читаем о Нем в Послании к Евреям: "Ты тот же и лета Твои не кончатся" (Евр. 1, 12). Христос всемогущ. Он Сам говорит: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Ев. Матф. 28, 18). При таком всемогуществе Христа нас не удивляют чудеса, которые Он творил во время Своей земной жизни.

Христос всеведущ. Целый ряд мест в Евангелии говорит о Его всеведении. Мы читаем о Нем такие слова: "Он не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке" (Ев. Иоан. 2, 25). Христос видел насквозь Нафанаила, с которым Он никогда раньше не встречался, и говорит о нем: "Вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя" (Ев. Иоан. 1, 47-48). Видел Христос насквозь и знаменитую в истории христианства самарянку, встретившуюся с Ним впервые, и вскрыл перед ней всю нечистоту ее сердца и жизни (Ев. Иоан. 4, 16-19).

Христос видел насквозь всех людей. Прочтем Ев. Марк. 2, 6-8: "Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного" Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?" О всеведении Христа как истинного Бога свидетельствуют Его пророчества о будущих событиях мира (Ев. Матф. 24 и 25 главы). Христос вездесущ. Два места в Евангелии особенно ясно говорят об этом: "Где двое или трое собраны во имя Мое, - там Я посреди них" (Ев. Матф. 18, 20); "Се, Я с вами во все дни" (Ев. Матф. 28, 20).

Пророк Исайя говорит о Христе как и об истинном Человеке, Который "будет питаться молоком и медом", то есть родится в Палестине- этой стране молока и меда: Он будет жить в ней, Он умрет и воскреснет в ней, и с вершины одной из гор ее Он уйдет в небесную Свою славу. Христос имел нашу человеческую природу, состоящую из тела, души и духа. Когда Мария из Вифании возлила на Него свое драгоценное миро, Христос сказал: "Она предварила помазать тело Мое к погребению" (Ев. Марк. 14, 8).

"Душа Моя скорбит смертельно", - сказал Христос в Гефсимании (Ев. Матф. 26, 38). А умирая на Голгофе, Он сказал: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой" (Ев. Лук. 23, 46). Христос уподобился нам, людям, "во всем, кроме греха". Вот почему Христос около восьмидесяти раз называет Себя в Евангелии "Сыном Человеческим". И как мы должны радоваться, что Господь наш Иисус Христос был на земле не только истинным Богом, но и истинным Человеком. В Его божественно-человеческом сердце находит отклик любое наше горе, любое наше переживание, как мы поем в одной нашей евангельской песне: "Нет там ни вздохов, ни скорбных забот, нет и ни слез, и ни стонов глухих, нет тесноты, чтобы в них Он с высот дни и мгновенья не видел Своих".