ХРИСТОС НА БЕРЕГАХ
ГЕННИСАРЕТСКОГО ОЗЕРА
Тивериада
и Капернаум
Ев. Марк. 4, 1
«И опять начал учить при море; и собралось к
Нему множество народа, так что Он вошел в
лодку и сидел «а море, а весь народ был на
земле у моря». О каком море говорят нам
страницы Евангелия? О море, которое имеет
три названия: Тивериадское море,
Галилейское море и Геннисаретское озеро.
Если бы это море имело способность говорить,
оно рассказало бы нам много о жизни и
деятельности нашего Господа Иисуса Христа.
Прежде всего мы должны сказать, что на
берегу Геннисаретского озера находились
два красивых и больших города: Тивериада и
Капернаум.
Город Тивериада был основан царем Иродом
Антипой — сыном Ирода Великого, который
убил тысячи младенцев в Вифлееме, надеясь
среди них уничтожить и младенца Иисуса.
Теперь перед нами его сын — такой же
жестокий, как и отец. Ирод Антипа живет в
роскошном дворце на берегу чудесного
Геннисаретского озера в городе, который он
назвал Тивериадой в честь римского
императора Тиверия. Он нам хорошо известен
как приказавший отсечь голову Иоанну
Крестителю по просьбе дочери Иродиады,
угодившей ему своей пляской.
В Тивериаде, где жил этот царь, неоднократно
бывал наш Господь Иисус Христос. Какая
возможность была для Ирода — пригласить к
себе во дворец Иисуса и послушать Его
спасительные слова, как он слушал слова
Иоанна Предтечи! Но царь Ирод Антипа ни разу
не пожелал встретиться со Христом. Спасение
для него было так близко, но он отнесся ко
Христу с полнейшим равнодушием. Слыша о
великих делах, совершаемых Христом, он
думал, что это обезглавленный им Иоанн
воскрес из мертвых. Может быть, страх
встретиться с воскресшим Иоанном удерживал
его от встречи со Христом?
И все-таки царь Ирод Антипа, помимо своего
желания, имел встречу со Христом. Как же это
произошло? Понтий Пилат, на суд которого был
приведен Иисус, узнав, что Он из Галилеи, из
области Иродовой, послал Его к Ироду,
который в эти дни находился в Иерусалиме. Мы
читаем в Евангелии об этой неожиданной
встрече: «Ирод, увидев Иисуса, очень
обрадовался, ибо давно желал видеть Его,
потому что много слышал о Нем и надеялся
увидеть от Него какое-нибудь чудо. И
предлагал Ему многие вопросы; но Он ничего
не отвечал ему». Это молчание Христа
говорило о том, что Он, сердцеведец, не видел
в сердце Ирода ни малейшего желания познать
истину, а только увидеть от Него какое-нибудь
чудо.
Ко всем своим бесчисленным грехам и
преступлениям Ирод Антипа прибавил самый
страшный грех: он не только не принял в этот
благоприятный час Христа в свое сердце, но,
наоборот, он дерзко осмеял Христа, как мы
читаем: «...уничижив Его и насмеявшись над
Ним, одел Его в светлую одежду и отослал
обратно к Пилату» (Ев. Лук. 23,6—11).
Не будем думать, что «светлая одежда», в
которую облек Ирод Христа, была
предназначена для прославления Его,— нет,
Иисус, ведомый под стражей в этой белой
одежде, должен был вызывать насмешливые
улыбки всех встречающихся прохожих. Что
скажет в день божественного суда Ирод
Антипа о таком своем поступке с Иисусом
Христом?
На берегу Геннисаретского озера находился
и другой большой город — Капернаум. Об этом
городе Христос сказал удивительные слова: «И
ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада
низвергнешься; ибо если бы в Содоме были
явлены силы, явленные в тебе, то он
оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что
земле Содомской отраднее будет в день суда,
нежели тебе» (Ев. Матф. 11,23—24). Какие же силы
были явлены Христом в Капернауме? Ни в каком
другом месте Палестины Христос не явил
столько славных дел, как в Капернауме. В
этом городе был дом, который отличался
особой красотой своей архитектуры и особым
богатством своего убранства. Это был дом
одного из царедворцев царя Ирода, может
быть, Хузы, жена которого упоминается среди
женщин, служивших Христу своим имением (Ев.
Лук. 8, 3). У этого царедворца заболел сын, и
заболел серьезно, что видно из его
тревожных слов, которые он сказал Христу
как величайшему из всех врачей: «Господи!
приди, пока не умер сын мой». В ответ на эту
короткую молитву убитого горем отца мы
слышим ответ Христа: «Пойди, сын твой здоров».
Вернувшись домой, царедворец нашел своего
сына в полном здоровье. И результат этой
великой скорби был самый благословенный, а
именно: он уверовал сам и весь дом его. И это
было вторым чудом, сотворенным Христом,
после чуда на брачном пире в Кане
Галилейской (Ев. Иоан. 4, 46—54). В Капернауме
мы являемся очевидцами силы Христа, для
проявления которой нет преград.
В Капернауме Христос явил Свою
божественную силу не только в исцелении
умирающего сына царедворца; Он явил Свою
силу и в исцелении тяжело больного раба —
слуги капернаумского сотника. Прочтем об
этом замечательном событии в Ев. Матф. 8, 5—13:
«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему
подошел сотник и просил Его: «Господи! слуга
мой лежит дома в расслаблении и жестоко
страдает. Иисус говорит ему: Я приду и
исцелю его. Сотник же отвечая сказал:
Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под
кров мой; но скажи только слово и
выздоровеет слуга мой... Услышав сие, Иисус...
сказал идущим за Ним: истинно говорю вам — и
в Израиле не нашел Я такой веры... И сказал
Иисус сотнику: иди и, как ты веровал, да
будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».
Так отвечает Христос на молитвы
человеческих душ.
В чем же еще была явлена сила Христа в
Капернауме? В исцелении тещи апостола Петра,
как мы читаем об этом в Ев. Марк. 30—31: «Теща
же Симонова лежала в горячке; и тотчас
говорят Ему о ней. Подошед, Он поднял ее,
взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила
ее. и она стала служить им».
В Капернауме Христос исцелил
расслабленного, которого спустили к Нему
через крышу дома, где Он находился (Ев. Марк.
2,1—12). В капернаумской синагоге Христос
явил Свою силу в исцелении бесноватого и в
исцелении сухорукого (Ев. Марк. 1, 21—27; Ев.
Лук. 6. 6—11).
Великое изумление в Капернауме вызвало
воскрешение Христом дочери начальника
синагоги Иаира, о смерти которой Он сказал,
что «девица не умерла, но спит», дав этими
словами Свое великое учение о смерти, как о
сне, от которого будет пробуждение, то есть
воскресение (Ев. Марк. 5, 35—42). Чтобы себе
представить более полную картину того, как
являл Свою силу Христос в Капернауме, надо
прочесть Ев. Лук. 4, 40: «При захождении же
солнца, все, имевшие больных различными
болезнями, приводили их к Нему; и Он,
возлагая на каждого из них руки, исцелял их».
Можно ли после всех этих дел Христа
удивляться, что в Капернауме собиралось
такое множество народа, что Ему приходилось
садиться в лодку и учить народ из лодки. Так
на чудесном Геннисаретском озере часто
покачивалась плавучая кафедра нашего
Господа Иисуса Христа, с которой были
произнесены многие драгоценные слова
Евангелия, в том числе и многие притчи
Христа о Царствии Божием (Ев. Марк. 4, 1—34).
Знаем ли мы по опыту силу нашего Господа
Иисуса Христа?
Два
призыва Христа на берегу Геннисаретского
озера
Ев. Матф. 4, 18—20
«Проходя же близ моря Галилейского, Он
увидел двух братьев, Симона, называемого
Петром, и Андрея, брата его, закидывающих
сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит
им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами
человеков. И они тотчас, оставивши сети,
последовали за Ним». Много благословенных
слов было сказано на берегах
Геннисаретского озера нашим Господом
Иисусом Христом. Но особого значения полны
три Его слова: «Идите за Мною»... В этих трех
словах содержится призыв Христа,
направленный как ко всему человечеству, так
и к каждому человеку в отдельности,— призыв
к следованию за Ним.
Но что значит идти за Христом? Христос
говорит о Себе удивительные слова: «Я есмь
путь» (Ев. Иоан. 14, 6). Каждый путь имеет
определенное направление, ведет в какое-то
место. Куда же ведет Христос? К Богу! в
обители неба, о которых Он говорит: «В доме
Отца Моего обителей много... и когда пойду и
приготовлю вам место, приду опять и возьму
вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ев. Иоан.
14,2—3). Возьмем всех, кто сегодня идет за
Христом. Мы должны знать, что все, идущие за
Ним, идут к светлым обителям неба.
«Идите за Мною» — это призыв Христа ко всем
Его последователям — призыв к следованию
Его примеру. Христос очень ясно говорит
всем идущим за Ним: «Я дал вам пример» (Ев.
Иоан. 13, 15). В 1 Петр. 2, 21 мы читаем, что Христос
оставил нам пример, «дабы мы шли по следам
Его».
Что значит следовать примеру Христа? Что
значит идти по следам Христа? Это значит:
жить так, как жил Христос! Поступать так, как
поступал Христос! Мыслить так, как мыслил
Христос! Говорить так, как говорил Христос!
Если Христос учил и учит учеников Своих
всегда молиться, то Он дал в Своей земной
жизни и пример такой постоянной молитвы.
Христос дал также пример любви ко всем
блудным сынам и дочерям Небесного Отца.
Враги Его прозвали Его за это даже «другом
мытарей и грешников». Идущие за Христом
должны последовать и этому Его примеру. В
школе Христа они должны научиться быть тоже
друзьями мытарей и грешников, то есть
искать их спасения, как искал их спасения
Христос. Христос дал всем Своим
последователям яркий пример смирения, умыв
ноги всем Своим апостолам, не исключая даже
Своего предателя Иуду. Он зовет всех идущих
за Ним учиться у Него смирению (Ев. Матф. 11,
29).
Христос дал пример чистоты и святости. Он
был белоснежной «лилией» в долине греха и
порока. Мы, следующие за Христом, должны
следовать Его примеру и в этом отношении. У
ног Христа мы должны приобрести Его чистое
сердце и Его святую жизнь.
Христос дал нам также замечательный пример
страдания за истину и хочет, чтобы мы и в
этом отношении шли по Его следам. Он
обращается ко всем идущим за Ним и говорит
им: «Кто не несет креста своего и идет за
Мною, не может быть Моим учеником» (Ев. Лук.
14, 27). Идя за Христом, мы должны знать, что
следование за Ним — это не прогулка «у
спокойных вод посреди живых цветов»,— нет,
это путь «чрез потоки бурные и под шум
ветров»; это подвиг против греха и зла во
всех его видах и проявлениях. И во всем этом
нам дает пример Сам Христос, Который пошел
на крест, чтобы поразить «древнего змея» в
голову и дать жалить Себя в пяту (Быт. 3, 15).
Там же, на берегу Геннисаретского озера, мы
слышим другой призыв Христа, направленный
тоже к Петру и в тех же трех словах — «Иди за
Мною» (Ев. Иоан. 21, 19). Но этот призыв Христа
имел для Петра совсем другой смысл. Этот
призыв означал для него следование за своим
Господом совершенно особым путем,
предназначенным исключительно для него,
Петра.
Апостол Павел, кроме общего для всех
христиан пути, прошел также свой особый,
только для него предназначенный путь.
Апостолу Иоанну был предназначен тоже
особый путь в следовании за Христом, но
совершенно другой, чем апостолам Петру и
Павлу.
Каждое чадо Божие слышит из уст Христа эти
два призыва следовать за своим Господом.
Один призыв— следовать примеру Христа во
всем: и в молитве постоянной, и в любви к
грешникам, и в Его удивительном смирении, и
в белоснежной чистоте Его сердца и жизни.
Эго следование за Христом в смысле
подражания Ему во всем должно быть
следованием всех христиан без исключения.
Такое следование за Христом можно
изобразить картиной пастыря, за которым
идет множество овец.
Второй призыв — это призыв Христа идти за
Ним особым путем, который предназначен Им
для каждой Его овечки особо. Общим путем,
который Христос проложил для всех Своих
учеников и учениц Своей жизнью и примером,
идет вся Его Церковь на земле. Но каждое
чадо Божие должно чувствовать руку Христа,
которая ведет его отдельно от всех других
детей Господних по особому пути, только для
него предназначенному. Знаем ли мы те
особые пути, которыми вел нас Христос со дня
нашего обращения? Когда я оглядываюсь на
путь, которым вел меня лично Господь, то я
вижу, что он прошел по большим волнам, по
знойным пустыням, сквозь ветры и ураганы, по
острым камням и колючим терниям. Вспоминаю
дни, когда хотелось остановиться и сказать
Христу: я не в силах дальше идти! Иногда
хотелось спросить Христа: Господь! почему
Ты ведешь меня этим столь трудным путем? Но
сегодня, рассматривая пройденный путь,
хочется сказать Христу: слава Тебе за весь
путь, которым Ты вел меня до этого часа!
Готовы ли мы все сегодня воспеть хвалу
Христу за все предназначенные нам пути,
которыми мы следуем за нашим Господом?
И теперь нам остается только простереть
свои руки к Господу и сказать Ему: веди меня
и дальше тем путем, который Ты предназначил
для меня, и дай мне радостно идти за Тобою,
хотя бы путь мой шел «чрез потоки бурные и
под шум ветров».
Становилось
темно, а Иисус не приходил...
Ев. Иоан. 6, 15—18
«Становилось темно, а Иисус не приходил»...
Эти слова Евангелия порождают в нас ряд
ценных для нашей христианской жизни мыслей.
На Геннисаретском озере становилось темно...
Темнота наступает не только в природе, она
может наступать и в духовной жизни человека.
Возьмем пробужденного грешника. Со дня
духовного пробуждения у него начинается
период глубоких душевных переживаний,
которых он никогда не знал в дни своего
духовного сна. Делая грех, он чувствовал
себя спокойным и видел себя в собственных
глазах даже хорошим. Но вот под влиянием
Слова Божия грешник пробудился от своего
духовного сна. Он стал смотреть на «все
другими глазами. На грех, который он раньше
спокойно делал, он стал теперь смотреть как
на нарушение воли Божией. Ему стало ясно,
что за грех его ожидает справедливое
возмездие Божие. И в его жизни наступила
темная ночь. Это душевное состояние
пробудившегося от греховного сна грешника
хорошо описано в известной книге «Путешествие
пилигрима в небесную страну»: «Вижу
человека, одетого в грязные рубища, который
стоял неподвижно на дороге, спиной к своему
жилищу. В руках его была книга, а на спине
тяжелое бремя. Гляжу — он открывает книгу и
читает, но почему-то вдруг залился слезами и
задрожал. Потом, как бы не в силах
превозмочь тревожного чувства, он
воскликнул отчаянным голосом: «Что мне
делать?» В этом грустном расположении духа
он вернулся к себе домой и, насколько мог,
превозмогал себя, чтобы жена его и дети не
заметили его скорби. Не долго удалось ему
скрывать перед ними душевное страдание, так
как оно постоянно усиливалось. Наконец он
решил высказаться своей жене и обратился к
ней со словами: «О, милая моя жена, я, друг
твой, вне себя от горя от тяжелого бремени,
которое сильно меня гнетет»...
«Становилось темно, а Иисус не приходил»...
Но к пробужденным грешникам Он приходит, и
тогда пробудившийся грешник начинает
видеть своего Спасителя.
На Геннисаретском озере становилось темно,
а Иисус не приходил. Бывают случаи, когда и в
жизни чада Божия становится темно: вдруг
исчезает радость, и мы не чувствуем
присутствия Христа; нам кажется, что Он ушел
куда-то и не приходит к нам. Таково было
состояние апостолов, когда вокруг них
становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
И при этом у них как будто не было причины
для такого состояния, для такой внутренней
тьмы. С нами нередко бывает подобное. Мы
исследуем свое сердце, свою жизнь и видим,
что как будто у нас все в порядке: греха не
допущено и воли Божией не нарушено. Но тем
не менее все в мире имеет свои причины, и
такой упадок духа переживается нами тоже не
без причины. Но если даже мы не видим причин
уныния нашего духа, мы должны жить верою,
что эта темнота временная, что «отсутствие»
Христа является только кажущимся
отсутствием, и что Он снова засияет перед
нами.
Да, на озере вокруг апостолов становилось
темно, и Иисус не приходил к ним; и все же они
увидали Его приближающимся к ним и услышали
Его знакомый голос: «Это Я, не бойтесь». Так
бывало и с нами в дни нашего уныния: вдруг
наше сердце начинало видеть дорогого
Спасителя Христа... все ближе и ближе
подходил Он к нам, и с Его приближением
становилось в нашей душе все светлее и
светлее, и в конце концов водворялась
прежняя радость, и снова сияли яркие
солнечные дни!
Иногда у вас становится темно из-за
определенной причины,—например, когда нам
врачи скажут, что мы носим в себе очень
опасную болезнь, на выздоровление от
которой мы не должны питать надежду. Или
когда без всяких врачей мы чувствуем, что с
нами делается что-то неладное, как было
недавно с одним братом: он вдруг начал
ощущать, что пища у него проходит не так
свободно, как прежде, и он понял, что у него
рак пищевода. Конечно, такие переживания
могут повергать нас в темноту. В Псалме 42,5
мы читаем полные скорби слова псалмопевца:
«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?»
Что делать в подобные мрачные дни нашей
жизни? Лучше всего — искать контактов со
Христом! В молитве! В Слове Божием! В дни
Нерона одному христианину сказали, что он
будет сожжен. Это повергло его в большое
уныние и отчаяние. И он начал искать самой
живой связи со Христом и нашел ее. В своем
сердце он почувствовал приход Христа с Его
светом и радостью... Вот к чему ведет живая
связь наших душ со Христом: к покою, свету и
радости!
Не будем бояться и таких дней, когда без
видимой причины или по определенной
причине у нас станет темно, и нам будет
казаться, что Христос не приходит к нам. И
все же Он придет, и мы воскликнем: Аллилуйя!
Ценный
урок на Геннисаретском озере
Ев. Лук. 5, 1—11
Событие, именуемое в богословии и
библейской истории «чудесным ловом рыб»,
является не только одним из многих чудес
Христа. Это событие является
благословенным уроком, преподанным
Господом нашим Иисусом Христом по вопросу о
Церкви и ее служителях. В чем же заключается
этот благословенный урок Христа по вопросу
Его Церкви? Прежде всего в том, что Христос,
избрав лодку Симона Петра для проповеди
Евангелия Царствия Божия, возвестил этим
всем Своим ученикам и последователям, что
Церковью Его является «не храм, не золотое
зданье, не круг отобранных друзей,—
Христова Церковь есть собранье Христом
искупленных людей». Рыбачья лодка с
проповедью Христом Евангелия из нее,
является вечным символом простоты истинной
Церкви и независимости церковной кафедры
от роскоши соборов и храмов. Призывая
человеческие души к принятию благой вести
Евангелия из простой рыбачьей лодки,
Христос преподал этим драгоценную истину,
что настоящим храмом Божиим является не
церковное здание, а каждое человеческое
сердце, принявшее простою детскою верою
Христа и Его учение, как мы читаем в 1 Кор. 6,
19—20: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм
живущего в вас Святого Духа, Которого
имеете вы от Бога и вы не свои? Ибо вы
куплены дорогою ценою. Посему прославляйте
Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые
суть Божий».
«Когда же перестал учить, сказал Симону:
отплыви на глубину, и закиньте сети свои для
лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы
трудились всю ночь и ничего не поймали; но
по слову Твоему закину сеть. Сделавши это,
они поймали великое множество рыбы, и даже
сеть у них прорывалась». Из того, что мы
сейчас прочитали, есть возможность извлечь
драгоценнейшие истины в отношении Церкви
Христа и Царства Божия на земле. Какие же? Во-первых:
для Христа не существует неблагоприятных
обстоятельств или неподходящего времени.
Опытный рыбак Петр, в ответ на повеление
Христа закинуть сеть среди бела дня,
указывает Христу, что яркий солнечный день
является неблагоприятным обстоятельством
для ловли рыбы, тем более что даже в
благоприятное для лова рыбы время — ночью
— они ничего не поймали. Христу, конечно,
было известно, в какое время лучше ловить
рыбу, но, повелевая Петру закинуть сеть в
весьма неблагоприятное для ловли рыбы
время, Он явил перед лицом всего
человечества, что Он — Властелин над всеми
неблагоприятными обстоятельствами и что
для Него нет неподходящего времени. В самые
неблагоприятные для Церкви Христовой
времена дело Господне, к удивлению всех,
процветало, и нива Господня давала самый
обильный урожай. Будем помнить, что со
Христом нет неблагоприятных обстоятельств!
Необычайный лов рыбы в неподходящее для
этого дела время должен всегда ободрять
детей Господних, когда в их жизни наступают
неблагоприятные времена и обстоятельства.
Как отрадно сознавать, что Христос поистине
Властелин над всеми нашими самыми
неблагоприятными условиями жизни.
«Сделавши это, они поймали великое
множество рыбы». Это было, конечно, чудом,
которое совершил Христос. Но, совершая это
великое чудо, Христос не отверг
человеческих средств. Для совершения этого-чуда
Он воспользовался и лодкой Петра, и неводом
его, и трудом его. В этом великий урок для
Церкви Христовой на земле. Мы знаем, что в
первые дни христианства «Господь ежедневно
прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. Ап. 2, 47).
Он делает это и до сего дня. Спасение
человеческих душ через обращение их ко
Христу — это большое чудо, и Христос творит
его не без человеческих средств. План Божий:
спасать грешников через проповедь
Евангелия, а для проповеди Евангелия нужны
проповедники, как говорит апостол Павел в
Послании к Римлянам 10, 14—15: «Как веровать в
Того, о Ком не слышали? Как слышать без
проповедующего? И как проповедовать, если
не будут посланы? как написано: «Как
прекрасны ноги благовествующих мир,
благовествующих благое!» Вот почему Сам
Христос ставит «одних апостолами, других
пророками, иных евангелистами (то есть
благовестниками), иных пастырями и
учителями» (Ефес. 4, 11). Все это: рыбаки, лодки
и невода — для спасения человеческих душ,
через которые действует сила Христа. Как мы
должны уважать всех тружеников Господних и
как мы должны горячо молиться за них!
Но вместе с тем без Христа все это — ничто!
Печалью наполнены слова Петра: «Наставник!
мы трудились всю ночь и ничего не поймали».
Лодки могут быть лучшего качества, невода
самые хорошие, труд самый усердный, но без
содействия Христа мы будем днями и ночами
трудиться напрасно. Будем помнить, что в
труде для Господа присутствие Христа и его
благословение — это все и во всем!
Лодка Петра, как и вторая лодка оказались
наполненными до отказа, так что они
начинали тонуть. Был еще и другой чудесный
лов рыбы на Геннисаретском озере: это было
после воскресения Христа, когда апостолы,
тоже по повелению Христа, закинули сеть и
уже не могли вытащить сети от множества
рыбы, а когда вытащили на землю-сеть, в ней
оказалось сто пятьдесят три больших рыбы (Ев.
Иоан. 21,, 11).
Сети были полны рыбы в обоих случаях «чудесного
лова». Церкви Христа на земле полны
христиан, но мы должны при этом вспомнить
притчу Христа о неводе, о которой мы читаем
в Ев. Матф. 13, 47—50: «Еще подобно Царство
Небесное неводу, закинутому в море и
захватившему рыб всякого рода, который,
когда наполнился, вытащили на берег и севши
хорошие собрали в сосуды, а худое выбросили
вон».
В лодке Симона Петра произошло еще и другое
славное событие. Простой полуграмотный
рыбак был призван Христом на
благословенное служение благовестника
Евангелия. Но прежде чем Петр услышал из уст
Христа слова: «Не бойся; отныне будешь
ловить человеков»,— Христос услышал из уст
Петра слова глубочайшего смирения: «Выйди
от меня, Господи! потому что я человек
грешный». Что сделало Иоанна Предчету «светильником
горящим и светящим» (Ев. Иоан. 5, 35)? Это было
его удивительное смирение и желание
умаляться, чтобы возрастал Христос (Ев. Иоан.
3, 30). Вот это же глубокое смирение и желание
исчезать, чтобы был лучше виден Христос, мы
видим и у Симона Петра, когда Христос явил
ему Свою божественную славу. Смирение
помогло апостолу Петру сделаться
благословеннейшим служителем Христа.
Мы все, любя горячо Христа, имеем желание
быть «светильниками горящими и светящими».
А для этого необходимо одно: каждому из нас
исчезать и уходить во Христа, чтобы миру
стал виден лишь Он. Только будучи сокрыты во
Христе, мы делаемся яркими светильниками
для мира.
О чем
говорят штормы на Геннисаретском озере
Ев. Матф. 8, 23—27
«Люди же удивляясь говорили: кто Этот, что и
ветры и море повинуются Ему?» Христос во все
времена вызывал удивление людей верующих и
неверующих. Вызывает Он удивление людей и
сегодня. И это естественно, ибо Христос —
Личность необыкновенная. Удивление Им
будет и впредь, и даже во веки веков.
Что вызывало удивление у современников
Христа и что вызывает удивление в отношении
Христа у людей нашего времени? Это — Его
двойственная природа: с одной стороны,
Христос — истинный человек, с другой
стороны, Он — истинный Бог. Дивились люди,
когда Он лежал младенцем в яслях Вифлеема;
удивлялись они, когда Он являл образ
ипостаси Небесного Отца в Назарете; и
особенно дивились люди в дни Его
общественного служения. Люди удивлялись
учению Христа и Его делам. Вот и случай со
страшной бурей на Геннисаретском озере и с
ее внезапным прекращением вызвал у людей
большое удивление, и они спрашивали друг
друга: «Кто Этот, что и ветры и море
повинуются Ему?»
Бури на Геннисаретском озере были обычным
явлением, но бывали на этом озере и
необычайно сильные бури, которые возникали
внезапно и волны во время которых достигали
необыкновенно большой высоты. Евангелие
повествует о двух таких особо сильных бурях,
в которые апостолы чуть было не погибли,
если бы не пришел к ним на помощь Христос.
Одна из этих страшных бурь разразилась
тогда, когда Христос был с апостолами в
лодке; а вторая буря застигла их, когда Его
не было с ними.
О нашем Господе Писание говорит
замечательные слова: «Он превращает бурю в
тишину, и волны умолкают» (Псал. 106, 29). На
Геннисаретском озере Христос превратил
физическую бурю в тишину. Мы читаем: «И вот
сделалось великое волнение на море, так что
лодка заливалась волнами; а Он спал. Тогда
ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его
и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И
говорит им: что вы так боязливы, маловерные?
Потом встав запретил ветрам и морю, и
сделалась великая тишина». Удивление
должно было охватить людей, при виде Христа
утомленного и так крепко спавшего, что даже
завывание ураганного ветра не могло
разбудить Его. Спать таким сном в бросаемой
волнами лодке может только сильно
ослабевший человек, и вдруг этот человек,
только что крепко спавший, встает и говорит
морю: «умолкни, перестань!» И ветер утих, и
сделалась великая тишина» (Ев. Марк. 4, 39). От
«великой бури» к «великой тишине», причем
не постепенно, а мгновенно. Вот чудо, какого
человечество еще не видело.
Действия Христа как истинного человека
никого не удивляли, но действия Христа как
Бога не только удивляли людей, но и
устрашали их, как это было после усмирения
Христом бури. Мы читаем: «И убоялись страхом
великим и говорили между собою: Кто же это,
что и ветер и море повинуются Ему?» (Ев. Марк.
4, 41).
Нас не удивляет, что Христос, «утрудившись
от пути, сел у колодезя» (Ев. Иоан. 4, 6)—это
свойственно каждому уставшему человеку,—
но нас изумляют слова Христа, которые Он
сказал самарянке: «Кто будет пить воду,
которую Я дам ему, тот не будет жаждать
вовек»,— поскольку эти слова не
человеческие, а слова вечного Бога. Без
удивления можно читать слова Евангелия о
Господе нашем Иисусе Христе: «И, преклонив
главу, предал дух» (Ев. Иоан. 19, 30). Ведь таков
конец всякой человеческой жизни. Но все
человечество приходит в изумление, когда в
саду Иосифа Аримафейского раздаются слова
ангелов: «Что вы ищете живого между
мертвыми?» Его нет здесь: Он воскрес!» (Ев.
Лук. 24, 5—6). Воскресший Христос стоит уже как
истинный Бог перед нами.
«Он превращает бурю в тишину»... Но разве
бури разражаются только на морях? Не
являются ли самыми страшными бурями на
земле бури, которые порождаются грехом и
злом? Успокоится ли когда-либо наша земля от
этих бурь? Мы знаем, что источником греха и
зла является диавол. Что же говорит Слово
Божие о его конечной участи? Прочтем Откров.
20, 1—3: «И увидел я Ангела, сходящего с неба,
который имел ключ от бездны и большую цепь в
руке своей. Он взял дракона, змия древнего,
который есть диавол и сатана, и сковал его
на тысячу лет, и низверг его в бездну, и
заключил его, и положил над ним печать, дабы
не прельщал уже народы, доколе не окончится
тысяча лет; после же сего ему должно быть
освобожденным на малое время». А что
ожидает диавола по истечении этого «малого
времени» свободы? Ответ на этот вопрос мы
имеем в Откров. 20, 10: «А диавол, прельщавший
их, низвержен в озеро огненное и серное, где
зверь и лжепророк»... Власти диавола будет
положен конец навсегда, и волны греха и зла,
заливающие землю, умолкнут навеки.
Христос успокоит и все другие бури. Христос
будет Творцом «замечательного» моря,
которое в Слове Божием носит название «стеклянного
моря» — моря без бурь и волн. «Стеклянное
море» — это символ абсолютной тишины и
покоя. Этого чудесного стеклянного моря еще
нет, и вся история человечества, от начала и
до сего дня, является сплошной бурей, бурей
народов, бурей обществ, бурей семейств и
даже, к сожалению, бурей церквей. Но какой
отрадный конец всем этим бурям рисует нам
Слово Божие: «Стеклянное море» — с песней
Агнца на его абсолютно спокойной глади (Откров.
15, 3).
Будем жить и впредь живой и радостной верой
во Христа, Который имеет власть превращать
все наши бури в тишину!
Штормы в
человеческих душах в Гадаре
Ев. Матф. 8, 28—34
Есть бури не менее ужасные, чем бури на
морях и океанах. Это бури, происходящие в
человеческих душах. Перед нами картина
таких бурь в Гадаре, куда Христос прибыл со
Своими апостолами после сильной бури на
Геннисаретском озере, мгновенно усмиренной
Его властью.
Здесь, в Гадаре, Христа встретили два
бесноватых, хотя евангелисты Марк и Лука
говорят об одном бесноватом, в чем нет
никакого противоречия, поскольку из двух
бесноватых только один стал учеником
Христа и сделался ярким светильником для
Гадаринской страны. Описание этих
бесноватых, данное нам в трех Евангелиях,
показывает нам самые настоящие бури
человеческой души. Состояние этих двух
бесноватых рисует нам картину самого
ужасного искалечения грехом человеческой
души, созданной по образу и подобию Божию.
Что же говорит Евангелие о них? Они были
жителями городка Гадары (он же Гергеза), но
жили они в гробах, то есть на кладбище в
пещерах, в которых находились тела умерших,
и жили они в этих «гробах» с давнего времени.
Кладбище находилось недалеко от берега
озера, почему они заметили скоро лодку, на
которой в их город прибыл Христос и Его
апостолы. Эти два несчастных человека были
очень буйными, и их было невозможно
укротить. Их связывали цепями, их сковывали
оковами, но они разрывали цепи и разбивали
оковы. Они бились о камни, значит, часто
бывали в ранах и крови. Они были гонимы
диавольской силой в окрестные пустыни.
Через кладбище никто не смел проходить, так
как они были весьма свирепыми и были ужасом
для всех жителей Гадары. Нет сомнения, что
им было трудно добывать себе пищу,
поскольку их все боялись, да и в одежды они
не одевались, так как рвали на себе все.
Днями и ночами они кричали ужасающим
голосом, пугая рыбаков на озере. Трудно себе
представить человеческое существо в более
ужасном состоянии, чем эти два бесноватых
Гадаринской земли. В наше время они были бы
помещены в самое буйное отделение
психиатрической больницы.
Какая громадная разница между первыми
двумя человеками — Адамом и Евой, только
что вышедшими из рук своего Творца, и этими
двумя бесноватыми, больше похожими на диких
зверей, чем на людей. Вот что делает диавол с
людьми, разрушая в них образ Божий, когда
они отдаются ему на служение.
И вот в Радаре — Властелин бурь и штормов,
физических и душевных, Иисус Христос.
Увидев Его, бесноватые закричали громким
голосом: «—Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?
Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас».
Нам станут понятны эти слова, когда мы
вспомним, что Слово Божие говорит о падших
ангелах, которые в Писании называются «бесами»
и «нечистыми духами». Этих падших ангелов
ожидает справедливый Божий суд, как он
ожидает и всех людей, о чем мы читаем в
послании Иуды 6: «И ангелов, не сохранивших
своего достоинства... соблюдает в вечных
узах, под мраком, на суд великого дня»; а в
Послании к Евреям 9, 27 мы читаем: «Человекам
положено однажды умереть, а потом суд».
Бесноватые укоряют Христа, что Он «прежде
времени», то есть до дня назначенного им
суда пришел мучить их.
Для этих двух несчастных человеческих
существ не было помощи на земле. Им
оставалось только ждать смерти, кладущей
конец нашим физическим страданиям. Но
помощь им пришла: перед ними стоит Врач всех
врачей, Спаситель мира — Христос, и оба
бесноватых припали к Его ногам. Они — рабы
диавола, и рабство их настолько мучительное,
что они спешат получить помощь от
единственного Друга всех страдальцев земли.
И этот Друг стоит перед ними, полный жалости,
любви и сострадания. Христос видит, что они
стали вместилищем зла, а Он создал человека
на добрые дела, чтобы сделать его храмом
Святого Духа. И Христос повелевает силам
зла оставить обоих бесноватых.
Поработители душ не могут противиться
слову Христа и вынуждены покинуть
порабощенные ими души. И вот они просят
Христа разрешить им переселиться в свиней.
Христос разрешил, но испуганные животные
ринулись с горы, где они паслись, в море и
утонули. Свиней было около двух тысяч.
Один из исцеленных бесноватых исполнился
глубокой благодарностью Христу за
дарованное ему исцеление и был готов
последовать за Ним куда угодно. Но Христос
призвал его на служение в Гадаринской земле:
он должен был сделаться ярким светильником
для очень темного места. Христос, прощаясь с
ним, сказал ему: «Возвратись в дом твой и
расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и
проповедовал по всему городу, что сотворил
ему Иисус» (Ев. Лук. 8, 38—39).
Изгоняя силы тьмы и ада из несчастных
бесноватых, Христос явил Себя как
Победитель над диаволом и его царством. Так
Христос усмирил бурю в душах бесноватых.
Разве не говорят нам о мире и тишине,
наступивших в их душах, слова: «пришедши к
Иисусу, нашли человека, из которого вышли
бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в
здравом уме»; а ведь еще так недавно он
разрывал цепи и разбивал оковы, бился о
камни и был гоним в пустыни. «У ног Иисуса»
— вот где конец его душевной бури, да и всех
наших бурь.
В Гадаринской земле бушевали и другие бури
в душах гадаринцев: они отступили от
заветов Господних, данных их отцам, и стали
отступниками в народе Божием; а в душах
отступников всегда царит буря и
отсутствует мир. Где же в Писании говорится
об отступлении гадаринцев от заветов своих
отцов? Об их явном отступлении
свидетельствовали большие стада свиней,
которые паслись вокруг их города Гадары,
свиней, которые в ветхозаветное время были
объявлены нечистыми животными.
Гадаринцы увидели во Христе виновника
гибели их двухтысячного стада свиней, в то
время как Христос хотел обличить их в грехе
отступления и обратить их сердца на путь
послушания Господу. Он хотел и жителей
Гадары собрать под Свои благословенные «крылья»,
но они не захотели, как не захотели этого и
жители Иерусалима (Ев. Матф. 23, 37). Мы читаем в
Евангелии о жителях Гадары: «И вот, весь
город вышел навстречу Иисусу и, увидевши
Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».
Иуда променял Христа на тридцать
сребреников. Гадаринцы променяли Христа на
стада свиней. А что удаляет нас от Христа?
Что является для нас дороже Христа? Какой-либо
человек, или какой-либо грех, или какое-либо
сокровище? Пока Христос не займет у нас
первого места — мир не водворится в наших
сердцах, ибо истинный мир — этот
благословенный «штиль» — только во Христе (Ев.
Иоан. 16, 33).
Слезы
благодарности в Магдале
Ев. Лук. 7, 36—50
«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним
пищи»... Фарисеи, жившие в пределах
Геннисаретского озера, общались со Христом
более свободно, чем фарисеи, жившие в Иудее.
Вспомним фарисея Никодима, который под
прикрытием темной ночи отважился прийти ко
Христу. Фарисей Симон не постеснялся среди
бела дня пригласить Христа в свой дом и дать
Ему место вместе с другими гостями за своим
столом. Но как различны результаты этих
встреч: Никодим стал учеником Христа сперва
тайным, а потом и явным; Симон остался
равнодушным ко Христу. Кальвинисты
объясняют это тем, что Никодим был
предназначен Богом ко спасению, а Симон нет.
А что сказал бы нам Христос об обоих
фарисеях? Он сказал бы, что Никодим захотел
стать учеником Его и стал им; Симон не
захотел и остался без Христа. Слова Христа в
Ев. Матф. 23, 37 говорят так ясно об этой
простой, но важнейшей истине: «...сколько раз
хотел Я собрать детей твоих, как птица
собирает птенцов своих под крылья, и вы не
захотели». Под «крыльями» Христа было место
и для фарисея Никодима и для фарисея Симона.
Один пришел и занял там свое место, а другой
отказался это сделать. Кто же виновен в этом?
Только не Господь!
«Не захотели» — вот где объяснение, почему
есть люди без Христа; конечно, здесь идет
речь только о тех душах, которые
соприкасались со Христом, как
соприкоснулись с Ним Никодим и Симон.
Почему же фарисей Симон позвал к себе
Христа? Нет сомнения, что Симон жил в «пределах
Магдалинских» — либо в городе Тивериаде,
либо в Магдале. А мы читаем в Ев. Матф. 15, 39,
что Христос «вошёл в лодку и прибыл в
пределы Магдалинские», где к Нему
приступили фарисеи и просили Его показать
им знамение с неба (Ев. Матф. 16, 1). Таким
искателем знамений с неба, вне сомнения, был
и фарисей Симон. Желание получить от Христа
какое-либо знамение могло быть причиной
приглашения Христа Симоном — «вкусить с
ним пищи». Это значит, что Симон пригласил к
себе Христа из любопытства. Не с жаждой
сердца, а из пустого любопытства. Этим
объясняется такой сухой прием, который
оказал Христу Симон. О приеме, оказанном
Христу Симоном, мы читаем слова Самого
Христа: «Я пришел в дом твой и ты воды Мне на
ноги не дал; ты целования Мне не дал; ты
головы Мне маслом не помазал»...
Надо сказать, что в мире до настоящего
времени существует два рода искателей
Христа: ищущие Его с жаждой сердца и ищущие
Его из любопытства. Из любопытства берут
многие святую книгу Библию в руки; из
любопытства приходит великое множество
людей в дома молитвы; из любопытства
заводят многие беседы о Христе. А закон
Царствия Божия гласит: «И взыщете Меня и
найдете, если взыщете Меня всем сердцем
вашим» (Иерем. 29, 13). В христианстве во всем
самое важное значение имеет участие «всего
сердца».
На фоне равнодушия ко Христу в доме фарисея
Симона какой светлой личностью стоит перед
нами безымянная грешница, ставшая самой
известной грешницей в мире из всех
спасенных Господом. Часто считали и считают
ее Марией Магдалиной, но для этого ни
малейшего основания нет в Слове Божием. По
своей греховной жизни она напоминает
иерихонскую грешницу Раав. Она была так
известна своей греховной жизнью, что
фарисей Симон, пригласивший Христа, сказал
сам в себе: «если бы Он был пророк, то знал бы,
кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо
она грешница».
Из всего поведения этой грешницы в доме
Симона видно, что она пришла ко Христу уже
новым человеком — с новым сердцем и новой
жизнью. Слезы, которыми она обливала ноги
Христа, были слезами радости и
благодарности за полученное прощение ее
многих грехов. Это значит, что в какое-то
другое время и в каком-то другом месте
лились из ее очей другие слезы — слезы
покаяния. Таких мест на берегах
Геннисаретского озера было немало,
поскольку Христос оглашал вестью Евангелия
всю Галилею. Женщина-грешница, которую мы
видим в доме фарисея Симона, могла услышать
известные слова Христа: «Придите ко Мне, все
труждающиеся и обремененные, и Я успокою
вас» (Ев. Матф. 11, 28). Едва ли на берегах
Геннисаретского озера нашлась бы другая
душа, более обремененная грехом, чем эта
гениисаретская Раав. И, конечно, Христос,
видя обильные слезы, которые текли по ее
ланитам, снял с нее ее непосильное бремя
греха.
И вот Христос пришел в ее город. Как она
жаждала отблагодарить Его за оказанную ей
милость. Вот она узнает, что Он в доме Симона
фарисея. Быстро она берет уже давно
приготовленный для Христа алавастровый
сосуд с миром и направляется в дом Симона.
Она видит своего Спасителя возлежащим за
столом вместе с другими. Осторожно и
бесшумно она подходит к Нему, и вскоре
благоухание ее мира выдает ее присутствие.
Взоры всех гостей направлены теперь в ее
сторону, и перед всеми открылась небывалая
картина: известная всем грешница обливает
слезами ноги Христа и отирает их волосами
головы своей; она целует ноги Христа и мажет
их миром.
Много слез льется на земной планете, но
самыми драгоценными слезами являются слезы
покаяния и слезы благодарности за
полученное прощение и спасение. Возможно,
мы удовлетворены пролитыми нами в свое
время слезами покаяния, но слез
благодарности мы пролили мало, и любовь
наша ко Христу не сияет делами любви.
Поэтому не удивительно, что христианство
наше несет мало благословения миру. Притчей
о двух должниках, которую Христос сказал в
доме фарисея Симона, нам преподана великая
истина, а именно: сильнее всех должны любить
Христа те, кому прощено много грехов.
Что же сказал Христос грешнице? Во-первых: «прощаются
тебе грехи». Этими словами Он укрепил ее
уверенность в прощении и спасении. Мы все
нуждаемся в укреплении и нашей уверенности
в прощении и спасении. Во-вторых, Христос
сказал ей: «вера твоя спасла тебя». Будем
знать, что спасает нас только вера. И почему?
Потому, что вера — это рука, которая
держится за Христа, Спасителя всех
грешников мира. Вера — это рука, которая
держится за Кровь Голгофы, которую Христос
пролил за грехи всего мира.
Последние
уроки Геннисаретского озера
Ев. Иоан, 21, 1—19
«После того опять явился Иисус ученикам
Своим при море Тивериадском»... «Явился» —
это значит: явил Себя. До воскресения Своего
наш Господь Иисус Христос ходил по нашей
земле так, как ходят все люди. Но после
Своего воскресения Христос не ходил, а
являл Себя, то есть показывал Себя то в
одном месте, то в другом. Он стал невидимым и
вездесущим, лишь порой делаясь видимым для
Своих учеников.
Для Своего явления в Галилее воскресший
Христос избрал Тивериадское море, то есть
Геннисаретское озеро. Раннее утро... Христос
стоит на берегу. Лодка с апостолами
приближается к берегу. В ней семь апостолов,
разочарованных напрасной и безуспешной
ловлей рыбы в течение целой ночи. Они не
узнают воскресшего Учителя. Воскресший
Христос говорит им: «закиньте сеть по
правую сторону лодки, и поймаете». Закинув
сеть по слову Незнакомца, они «уже не могли
вытащить ее от множества рыбы. Тогда ученик,
которого любил Иисус, говорит Петру: это
Господь». Только Он, Христос, мог совершить
такое великое чудо: заставить множество
рыбы собраться по правую сторону лодки и
войти в сеть.
Почему же воскресший Христос избрал для
Своего явления апостолам в Галилее время,
когда они были заняты рыбной ловлей? Потому
что апостолы, вернувшись к своему прежнему
занятию — рыбной ловле, начали забывать о
великой священной задаче, к которой их
призвал Христос, некогда сказав им: «Идите
за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И
они тотчас, оставивши сети, последовали за
Ним» (Ев. Матф. 4, 19—20). Здесь же, на берегу
моря, воскресший Учитель укажет им на еще
одну задачу их: пасти Его овец! Он явился,
чтобы напомнить им, в чем должна
заключаться цель их жизни — не в занятии
рыбной ловлей, а в домостроительстве Церкви
Божией и проповеди Евангелия всем людям.
Вот об этой порученной им Господом задаче
они, по-видимому, стали забывать. Не
забываем ли и мы в своих повседневных
занятиях о своем обещании, которое мы дали
Господу, когда пошли за Ним — служить Ему и
прославлять Его святое имя? Не вынужден ли
воскресший Христос и нам все снова и снова
напоминать о нашей священной задаче: жить
для славы умершего и воскресшего нашего
Спасителя? О, пусть Он сегодня снова
напомнит каждому из нас об этой великой
нашей задаче.
Когда апостолы вышли на берег, они увидели
разложенный огонь и на нем рыбу и хлеб. Кто
же разжег этот огонь и кто же приготовил
этот завтрак? Это сделал Христос, Тот Самый
Христос, Который только что искупил вину
человечества Своим страданием и смертью на
Голгофском кресте. Он искупил человечество
от вечного ада, и Он же приготовил завтрак
для Своих усталых и промокших учеников.
Какой великий урок в этом для всех нас,
верующих! Любить бессмертные человеческие
души и при этом всегда помнить о телесных
нуждах и телесных страданиях людей. Наша
забота о людях должна быть двоякая: забота
об их духовных нуждах и забота об их
телесных нуждах. И примером этой двойной
заботы является для нас Христос, умирающий
на кресте за грехи мира, и Христос, пекущий
рыбу на разложенном Им же костре. Истинная
любовь охватывает все человеческие нужды—
большие и малые, духовные и телесные.
В неводе апостолов оказалось 153 больших
рыбы. Мы не будем заниматься толкованием
этой определенной цифры. Но все же в связи с
ней хочется высказать одну полезную мысль,
а именно: Христос сравнивает Царство
Небесное с неводом, закинутым в море (Ев.
Матф. 13, 47). С тех пор, как проповедуется
Евангелие, этот божественный невод
собирает человеческие души к ногам
Спасителя мира Христа. И как хочется знать,
сколько же душ приобретено для Христа
проповедью Евангелия? В Откров. 7, 9
говорится, что великое множество
искупленных из разных народов мира никто не
мог перечесть. Из людей никто не сочтет
число спасенных. Но Тот, Кто делает нас «ловцами
человеческих душ», знает, сколько их в
неводе Евангелия. Можем ли мы допустить,
чтобы добрый Пастырь, Который зовет Своих
овец по имени, не знал, сколько их всего в
Его стаде? Конечно, число спасенных станет
известно и всем детям Господним. Сегодня же
нам важно знать одно: находимся ли мы в
стаде овец Христовых?
Воскресший Христос явился Своим апостолам
на берегу моря, чтобы всех их сделать
свидетелями восстановления согрешившего
Петра на апостольское служение. Из 1 Кор. 15, 5
мы знаем, что воскресший Христос явился
Петру отдельно, чтобы дать ему полную
уверенность в прощении его великого греха
— отречения у костра. Прощенный и
помилованный Господом Петр мог радоваться
и славить своего Спасителя, но вместе с тем
он чувствовал, что другие апостолы и все
последующие поколения христиан могут
смотреть с некоторым презрением на него,
отрекшегося, и даже могут сомневаться —
имеет ли он право, после такого падения,
носить звание апостола и занимать
пресвитерский пост в Церкви Христа. Ведь
одно дело — быть прощенным, а другое дело —
занимать высокий духовный пост в Церкви.
Христос не только простил Петра, но и
восстановил его — перед лицом апостолов и
всей христианской Церкви — для великого
служения — как апостольского, так и
пресвитерского. Петр три раза отрекался от
Христа у костра во дворе первосвященника
Каиафы. Теперь, у другого костра,
разожженного Самим Христом, он три раза
свидетельствует о своей искренней любви ко
Христу: «Ты все знаешь»,— говорит он
любимому Учителю, «Ты знаешь, что я люблю
Тебя». Какое отрадное исповедание любви ко
Христу — после такого глубокого падения.
Три раза раздаются слова Христа,
восстанавливающие Петра на служение.
Христос говорит Петру: «Паси овец Моих! паси
агнцев Моих!» То есть: паси Церковь Мою! Так
прощает и восстанавливает Христос Своих
падших детей.
Как мы не похожи на нашего славного Господа;
как мы мало склонны прощать и возвращать
упавших на служение. Некоторые из нас
готовы упавших вообще не допускать до
служения, хотя бы они и оплакали искренне
свой грех. Но это противоречит примеру
Христа.
Христос не только восстановил Петра на
большое и ответственное служение в Своей
Церкви, но и предсказал ему, какою смертью
он прославит своего Господа и докажет свою
любовь к Нему. Христос говорит Петру: «Истинно
говорю тебе: когда ты был молод, то
препоясывался сам и ходил, куда хотел; а
когда состаришься, то прострешь руки твои, и
другой препояшет тебя и поведет, куда не
хочешь». «Поведет, куда не хочешь». Христос
говорил о мученической смерти, которая
ожидала Петра.
Не будем смотреть свысока на наших падавших
братьев и сестер по вере. Будем относиться к
ним с такой же любовью, с какой относился
Христос к павшему Петру. Будем верить, что
Христос уже пришел, или еще придет к ним со
Своим прощением, как Он явился Петру по
Своем воскресении. Будем верить, что
Христос готов не только простить, но и
восстановить на служение в Своей Церкви
любого упавшего брата и любую упавшую
сестру,— как Он восстановил на служение
упавшего Петра. И будем помнить, что упавшие,
но восстановленные Христом дети Божий
способны, подобно Петру, прославить еще
своего Господа даже мученичеством.
|