Выход

НАЗАРЕТ

Детство, отрочество и юность Иисуса Христа

(Ев. Лук. 2, 40)

Между рождением нашего Господа Иисуса Христа в Вифлееме и поселением Иосифа, Марии и младенца Иисуса в Назарете мы видим еще пребывание святого семейства в Египте. В Ев. Матф. 2, 13-14 мы читаем: "...се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет..."

Иосиф и Мария не должны были терять время: они сейчас же отправились в путь и успокоились только тогда, когда достигли границ Египта, за пределы которых царь Ирод уже не имел права вступить со своими воинами. Апокрифические евангелия содержат много легенд, посвященных этому путешествию святого семейства в Египет; между прочим, есть легенда - будто бы птицы своими крыльями заметали следы, оставляемые святым семейством, чтобы воины Ирода не могли гнаться за младенцем Иисусом. Но святое семейство охранял, конечно, Сам Господь и привел его благополучно в древнюю страну фараонов, где они укрывались некоторое время от злых козней жестокого царя Ирода. Есть предположение, что святое семейство укрывалось недалеко от города Каира, нынешней столицы Объединенной Арабской Республики.

После смерти Ирода святое семейство вернулось на родину и намеревалось поселиться в Вифлееме, но план Божий был для них другой: "Услышав же, что Архелай царствует в Иудее, вместо Ирода, отца своего, (Иосиф) убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророка, что Он Назореем наречется" (Ев. Матф. 2, 22-23). Надо сказать, что Евангелие нигде не говорит, что Иисус, ходя по городам и селениям Палестины, когда-либо посетил Вифлеем. Не потому ли, что с Вифлеемом у Него были связаны тяжелые воспоминания о тысячах младенцев, умерщвленных Иродом за имя Его?

И вот святое семейство поселилось в Назарете. Мы можем себе представить тот день, когда Иосиф и Мария с младенцем Иисусом на руках открыли свой запертый домик в Назарете, покинутый ими, когда они направились в Вифлеем на перепись, согласно повелению кесаря Августа. Иосифу и Марии был знаком каждый уголок в Назарете - ведь они были его жителями,- но Иисус впервые стал его обитателем. Тридцать лет было Ему суждено провести в этом райском уголке земли. По красоте природы Назарет был поистине райским уголком.

Как были рады Иосиф и Мария снова поселиться в этом маленьком, тихом городке и успокоиться от тревожных дней, пережитых в Вифлееме и Египте в связи с исканием Ирода погубить их младенца. Нас всех интересует этот удивительный, полный таинственности и неизвестности период в жизни нашего Господа Иисуса Христа. Нам хочется знать, каким был мальчик Иисус, каким Он был отроком и, наконец, каким Он был юношей. Но, увы, Евангелие, которое так много говорит о Христе после достижения Им тридцатилетнего возраста, почти ничего не говорит о Его жизни в Назарете. Зато так называемые "апокрифические" евангелия полны рассказов о детстве, отрочестве и юности Христа.

Апокрифические евангелия не являются богодухновенными книгами, и признавать за истину все, что они говорят о жизни Христа в Назарете, мы не можем. И все же мы не можем отрицать того, что Христос имел силу и в детстве творить чудеса, если мы только верим в Него как в истинного Бога. Апокрифические евангелия рассказывают, например, как однажды мальчик Иисус шел с матерью мимо группы воров и сказал ей, что двое из этих воров будут распяты вместе с Ним на Голгофе.

И вообще апокрифические евангелия полны повествований о чудесах, совершенных мальчиком Иисусом в Назарете. Мы не должны сомневаться в том, что мальчик или отрок Иисус мог творить чудеса, поскольку в Нем был Бог, но находил ли Он нужным это делать-вот в чем вопрос. Мы знаем, что Евангелие, написанное под влиянием Духа Святого, говорит очень ясно, что чудо сотворения Христом вина на браке в Кане Галилейской было Его первым чудом, и для нас этого достаточно, чтобы не искать чудес, сотворенных Христом в детстве или отрочестве.

Мы прочитали в Евангелии, что "Младенец (Иисус) возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем". Как Он возрастал в Своем внешнем и внутреннем человеке - это великая тайна Божия, и мы едва ли когда-либо постигнем ее в полноте на земле. В Его росте участвовали и человеческие и божественные силы: влияние родителей, влияние духовных учителей, влияние Слова Божия и влияние Духа Святого. Он поучался с самого раннего возраста у ног Иосифа и Марии; Он ходил с родителями и в местную Назаретскую синагогу, где слушал слова Священного Писания; Он общался и с Небесным Отцом в молитве, устремляя Свой детский взор к небесам. Все это чудным образом содействовало Его росту и укреплению духом, а также и исполнению премудростью свыше и благодатью Божией.

Кроме духовных уроков и наставлений, мальчика Иисуса рано начали обучать и ремеслу - ремеслу плотника, ибо таков был обычай у иудеев: каждый иудейский мальчик должен был изучить какое-либо ремесло. Вот почему апостол Павел, наряду со знанием, полученным у ног Гамалиила, умел делать палатки.

Нет сомнения, что мальчик Иисус был необыкновенным мальчиком. Не будем думать, что у Марии были еще и другие дети, но у Христа были двоюродные братья и сестры, с которыми Он рос в Назарете. В то время, как они проводили дни, как и все прочие дети Назарета, в играх и забавах, мальчик Иисус часто бывал один. Его сверстники, да и взрослые, наблюдавшие за Ним, видели, что Он живет другим миром, и Его характер был таким, что Его нельзя было не любить. Никогда не видели Его в рассерженном состоянии; никогда Он не был участником ссор или злых шуток; наоборот, Он был всегда кроток и тих и полон любви ко всем. Часто дети Назарета слышали Его приятное пение - Он подражал в этом Своему великому прообразу Давиду, воспевая его псалмы хвалы и благодарения. А когда люди наблюдали Его среди прелестных цветов, окружавших очаровательным ковром город Назарет, они могли не раз видеть, как Он преклонял Свои детские колени и шептал слова молитвы, направляя их к синему безоблачному небу.

Никто в Назарете не мог сказать, чтобы Иисус кого-либо ранил Своим словом, или опечалил Своим взглядом, или подал недобрый пример Своим поведением. Нет, это был луч яркого света на нашей мрачной земле. Если другие дети, молясь вечером, перед сном, должны были исповедовать перед Богом свои ошибки и прегрешения,- то мальчик Иисус в этом никогда не нуждался, потому что Он был абсолютно святым и безгрешным мальчиком. Таким же безгрешным был Он и в дни Своего отрочества, и в дни, когда Он был юношей.

Двенадцатилетний Христос в храме

(Ев. Лук. 2, 41-47)

В жизни каждого большого человека нас интересуют его детские годы. Поскольку Дух Святой не нашел нужным дать на страницах Евангелия подробного описания жизни Христа в Назарете, то эта картина имеется в так называемых "апокрифических" евангелиях, богатых, как мы уже сказали, разными легендами о жизни Христа в Назарете. Но то, что говорит богодухновенное Евангелие о жизни Христа в Назарете, достаточно для того, чтобы назвать Его небесным "цветком", Который целых тридцать лет цвел в тихом и скромном саду Назарета. Не забудем, что именно Слово Божие называет нашего Господа Иисуса Христа "цветком" - "нарциссом Саронским" и "лилией долин" (П. Неси. 2, 1).

Слово Божие призывает и детей Господних быть благоухающими цветами в этом мире, распространяющими благоухание познания о Христе на всяком месте (2 Кор. 2, 14). Одним из основных свойств каждого цветка является так называемый "гелиотропизм", то есть свойство поворачиваться к солнцу, искать соприкосновения с ним, с его благодатными лучами. Характерным для "небесного цветка" - Иисуса в Назарете было постоянное Его общение с Небесным Отцом, результатом чего и было Его постоянное возрастание в благодати. Как необходимо и всем детям Господним это свойство "гелиотропизма", то есть постоянного общения с "Солнцем Правды", которое мы имеем во Христе Иисусе.

И вот отроку Христу исполнилось двенадцать лет. Его божественная душа давно жаждала побывать в Иерусалиме, в его храме. Для каждого израильтянина путешествие в Иерусалим было не только приятной прогулкой или возможностью увидеть много интересного,- нет, Иерусалим был средоточием всего великого, святого и славного: здесь много раз Бог открывался людям; сюда стекался Израиль со всех концов земли, чтобы единой семьей предстать перед лицом своего Бога. Как радовалось сердце отрока Иисуса в ожидании этого путешествия. И, наконец, пришел долгожданный день, когда Иосиф, Мария и отрок Иисус двинулись в дальний путь.

Была весна, и кругом все цвело и благоухало... Великое множество иудеев направлялось в Иерусалим с пением своих древних псалмов. И чем ближе к Иерусалиму, тем больше становилась толпа народа. Откуда только не направлялись люди в святой город. Все громче и торжественнее раздавалось их пение, особенно так называемых "песней восхождения". Весь путь до Иерусалима шел через достопримечательные места; что ни шаг, то новое воспоминание о святых событиях минувших дней. Сколько вопросов! Сколько рассказов!

На третий день путешествия показался священный город. Он стоял на вершине горы, стены храма из белоснежного мрамора сияли в лучах солнца, и все великое множество людей, шествовавших в священный город, в глубоком благоговении опустилось на колени. И среди этого великого множества иудеев благочестивейший иудей - безгрешный отрок Иисус. Наконец путники достигли Елеонской горы, на которой находился Гефсиманский сад, в котором Христу будет суждено провести последнюю ночь Своей жизни в молитве о чаше. И вот они входят в Иерусалим... Иосиф и Мария ведут мальчика Иисуса в храм: снаружи храм белый, как только что выпавший снег, а внутри - весь облицован золотом. Но не эта роскошь привлекала внимание отрока Христа - нет! Он слышал блеяние овец, и, наверное, Его детское сердце уже понимало, что придет время, когда и Он Сам будет Агнцем, Кровь Которого прольется недалеко от этого роскошного храма, на одиноком холме Голгофы.

Наступил четверг... Во всех домах Иерусалима приготовлены закланные агнцы... в одном из этих домов Иосиф и Мария с мальчиком Иисусом будут вкушать пасхального агнца. Как хотелось бы заглянуть в сердце двенадцатилетнего Христа, вкушающего от этого агнца. Не вспомнил ли Иисус и на Тайной вечери в Иерусалимской горнице это Свое первое празднование Пасхи? Уже тогда тень креста Голгофы лежала на Нем, когда Он впервые вкушал от пасхального агнца.

Семь дней длился великий праздник. И каждый день мальчика Христа неотразимо влекло в храм. Что же влекло так неотразимо отрока Иисуса в храм? То же самое, что влекло Его и в синагогу: Слово Божие. Слово Божие было пищей Его души и в детском возрасте, и в отроческом возрасте, и когда Он стал юношей, и когда Он ходил по городам и селениям, проповедуя Евангелие Царствия Божия. Слово Божие было пищей Его души даже на Голгофе, где Он умирал за грехи мира.

Да, Христос любил храм как место молитвы и Слова Божия. Он воспламенялся святой ревностью, когда видел непорядки в храме; и нечистоту торговли, и неправильное учение книжников и фарисеев, и искажение ими Священного Писания, и процеживание "комаров" и проглатывание "верблюдов"... И несмотря на все это, Христос любил храм, и прежде всего направлял Свои шаги к нему. Не всегда были при храме Иерусалимском такие праведники, как старец Симеон или пророчица Анна. И мы не знаем, среди каких учителей сидел двенадцатилетний Христос в храме и о чем с ними беседовал. Но можно не сомневаться в том, что, ревнуя по правильному пониманию и истолкованию Слова Божия, мальчик Христос, несмотря на Свой детский возраст, в глубоком смирении старался преподать этим седовласым "Никодимам", то есть учителям иудейского народа, истинное, ничем не поврежденное Слово Божие, вызывая в них Своей премудростью великое удивление.

Когда Христос, достигнув тридцатилетнего возраста, покинул Назарет и стал Учителем Своего народа, - из Его божественных уст часто исходил призыв к людям: "Идите за Мною" (Ев. Матф. 4, 19), то есть следуйте Моему примеру! Как было бы хорошо, если бы мы этот же самый призыв Христа слышали из Назарета, хотя бы он исходил из уст мальчика или отрока Христа. Разве двенадцатилетний Христос не призывает всех нас, детей Господних, следовать Его примеру в отношении постоянного питания наших душ Словом Божиим, а также в отношении и нашей любви к храму, то есть к дому молитвы и проповеди Слова Божия? И в Назарете и в Иерусалиме мы видим следы Христа, ведущие к Библии и к дому молитвы. Но идем ли мы по этим следам Христа - к Слову Божию и молитве?

Потерянный и найденный Христос

(Ев. Лук. 2, 43-50)

"Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и матерь Его"...

Были проповедники и толкователи Писания, которые высказывали мнение, что Иосиф и Мария допустили как бы некоторую оплошность, оставив мальчика Иисуса без надзора, причинив самим себе тем самым "великую скорбь". Но можно ли обвинять в этом родителей Иисуса? Конечно нет!

Во-первых, двенадцатилетний мальчик в Палестине - это не такой же мальчик в северном климате. Далее: путь от Иерусалима до Галилеи был полн людей, возвращающихся с праздника, и поэтому не было никакой опасности для мальчика Иисуса. И, наконец, всюду было много галилейских знакомых. Но все же: Христос оказался потерянным.

И из этого факта мы извлечем для себя полезный урок, а именно: мы способны тоже "терять" Христа! Каким же это образом? Мы можем терять из вида Христа в нашей повседневной суете и сутолоке жизни. Нам, людям, вообще бывает трудно сосредоточиваться на чем-либо; вот почему и у христиан не всегда встретишь глубокую сосредоточенность на Христе. Многое в нашей жизни отвлекает наш взор от Христа; мы перестаем чувствовать Его близость к нам, и в душе вместо прежней радости ощущается пустота и неудовлетворенность. Мы молимся, но чувствуем, что молитва наша не поднимается выше потолка; мы берем в руки Слово Божие и не находим в нем утешения. В такие безрадостные дни мы иногда не можем понять, что это с нами делается. Но как часто причина заключается только в одном: душа наша утеряла Христа! Это не значит, что мы ушли от Него или променяли Его на какое-то земное сокровище,- нет, мы просто перестали видеть Его очами нашего сердца, как это было раньше.

Где же нашли Иосиф и Мария Христа? Не в шумных улицах Иерусалима и не в суетливой беготне прохожих! Нет, они нашли Его в тишине храма, в тишине Слова Божия и молитвы! Нет и для нас другого пути, если мы хотим найти утерянного нами Христа, и снова установить с Ним живое и тесное общение. Мы найдем Его только в тишине дома молитвы, в проповедях и беседах о Нем; в тишине нашей комнатки молитвы за закрытой дверью или в страницах Библии святой. Так или иначе, но мы должны снова ясно видеть Христа и проходить наше земное поприще, неуклонно взирая на Него, то есть никогда не теряя Его из вида!

Двенадцатилетний Иисус был найден в храме беседующим с учителями израилевыми. Да, так написано: "Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его". Можно предполагать, что среди этих учителей, беседовавших с мальчиком Христом в храме, был и Никодим, имевший впоследствии знаменитую ночную беседу с "Учителем, пришедшим от Бога", и ставший Его тайным учеником.

Можно не сомневаться, что эта необычайная беседа двенадцатилетнего Христа в храме вращалась вокруг важнейшего вопроса о законе и благодати, поскольку собеседники Его были представителями закона Моисея, а Он был источником благодати (Ев. Иоан. 1, 17).

Эта замечательная беседа в храме состояла из вопросов Христу и вопросов Христа.

Будем помнить, что и мы, встречаясь и общаясь со Христом, имеем вопросы к Нему, как и Он имеет вопросы к нам. Среди многих вопросов, которые мы имели и имеем ко Христу, самым существенным вопросом является вопрос: "Что мне делать, чтобы спастись?" И слава Господу, что Его ответ на этот важнейший наш вопрос к Нему так прост и ясен: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную" (Ев. Иоан. 6, 47).

А какой вопрос из многих вопросов Христа к нам мы назвали бы наиболее существенным? Без сомнения, великое значение имеет Его вопрос к каждому из нас: "Хочешь ли быть здоров?" (Ев. Иоан. 5, б). Здоровое христианство, здоровая духовная жизнь, здоровый внутренний человек каждого христианина и каждой христианки - разве не в этом нуждаемся мы больше всего? Да, это так, но где же источник нашего духовного здоровья? Ответ на этот вопрос дает нам Слово Божие очень простой и ясный: "Исцеление в лучах Его" (Малах. 4, 2). То есть здоровое христианство, здоровье нашего внутреннего человека- в лучах Христа, в нашем постоянном пребывании со Христом и во Христе (Ев. Иоан. 15, 5)!

Слова Христа: "Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, "то Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" - не были поняты Иосифом и Марией, как и написано: "Они не поняли сказанных Им слов". И апостолы порой не понимали слов своего Учителя Христа, даже когда Он говорил им о необходимости Своих страданий и смерти для спасения грешников. Прочтем Ев. Матф. 16, 21-22: "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!"

А разве нам понятны все слова нашего Господа Иисуса Христа? Разве нам понятны все слова Христа о последних событиях в истории Церкви и мира? Разве не принадлежит так называемая эсхатология, то есть учение о последних событиях, к самым трудным разделам богословия? Разве нам понятны все слова и деяния Христа, которые мы имеем на страницах Книги Откровения? Не будем удивляться, что неисчерпаемый Христос нами далеко еще не познан, и мы далеко еще не уразумели всех Его слов и дел. Вспомним слова в Книге пророка Исайи 9, 6: "...и нарекут имя Ему: Чудный" (в других переводах: Полный чудес). Да, Христос полон чудес как в Своих словах, так и в Своих делах! Вот почему апостол Павел после долгих лет следования за Христом и служения Ему все еще живет целью: "познать Его" (Филип. 3, 10). Для полного познания Христа потребуется целая вечность, как говорит Он Сам в Своей первосвященнической молитве: "Сия же есть жизнь вечная, да знают... Иисуса Христа" (Ев. Иоан. 17, 3). Но и при нашем неполном пока еще знании Христа, всех Его слов и дел будем любить Его горячо и служить Ему преданно и самоотверженно!

Дальнейшая жизнь Христа в Назарете

(Ев. Лук. 2, 51)

"Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них". Случай из детства Иисуса Христа, когда он в двенадцатилетнем возрасте удивил учителей израильского народа Своей божественной мудростью, полон особой духовной красоты. Двенадцатилетний мальчик Иисус - этот поистине "небесный цветок" - наполнил храм в Иерусалиме таким благоуханием, что мы до наших дней ощущаем его. А глубина Его слов, сказанных Иосифу и Марии - "или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему", - до сих пор еще не исчерпана, и сегодня эти слова полны вечного значения.

Путь двенадцатилетнего Христа из Иерусалимского храма пойдет снова в Назарет, и снова опустится занавес на дальнейшие восемнадцать лет Его жизни в этом городке. И все же занавес не опустится совсем, и жизнь Христа в Назарете будет изо дня в день проходить перед нами в самом ярком свете. И этот яркий свет проливают на жизнь Христа в Назарете короткие и простые слова Евангелия: "И был в послушании у них".

Последуем за мальчиком Иисусом в Назарет. После таких райских дней в Иерусалиме снова это нравственное болото в Назарете, где Им мало кто интересовался и мало кто Его понимал. Он был похож на белоснежную лилию, растущую в угольных копях. Он имел абсолютно святое сердце, а кругом царил и смрад греха, и чернота порока.

Можно не сомневаться, что в дальнейшие годы Своей жизни в Назарете Христос неоднократно бывал в Иерусалиме и посещал торжественные богослужения в храме. Но в Назарете Он нес особое служение и проложил для нас особые следы, которые необходимо нам видеть явственно, если мы хотим быть истинными последователями Христа. Что же это за особые следы Христа в Назарете? Мы уже говорили о следах Христа в Назарете, ведущих к Библии и к дому молитвы. Теперь мы обратим наше внимание на другие следы Христа в Назарете, следование по которым полно благословения и счастья.

Матерь Иисуса, по всей вероятности, овдовела рано,- во всяком случае, у креста Голгофы мы Иосифа уже не видим, и распятый на кресте Спаситель поручает ее апостолу Иоанну. Значит, все трудности одиночества Марии пали на Христа. И вот перед нами повседневная жизнь Христа со всем ее однообразием и разнообразием. Успех Христа, если так можно выразиться, в Иерусалиме, в Его беседе с докторами богословия не сделали Его далеким от земных обязанностей, нет, Он знал хорошо, как надо ходить по земле.

Его жизнь в Назарете - это пример для нас, идущих за Ним, пример верности в малом. Ища во всех Своих учениках и ученицах верности в малом-этого драгоценнейшего качества,- Христос явил его в полноте и совершенстве прежде всего в собственной жизни, и особенно в жизни в Назарете. И именно верность в малом превращала Его скромный домик в Назарете в чудесный храм служения Богу и ближним.

"Он был в повиновении у них", - говорит Евангелие о Его жизни в Назарете; Он был в повиновении у Иосифа и Марии, а когда Иосифа не стало, Он продолжал быть в повиновении у Своей матери Марии. Сегодня миллионы людей поклоняются Марии как царице небесной, но Христос видел в ней простую, хотя и весьма благочестивую женщину. С величайшей верностью в малом Он приносил ей воду и помогал содержать в порядке ее скромное хозяйство. А когда садилось солнце и наступала прохлада, Он с истинной любовью сына сопровождал ее к друзьям и знакомым в соседние города - Кану и Наин.

Постоянную верность в малом проявлял Христос и в Своей повседневной работе. Пока был жив Иосиф, Его называли "сыном плотника", а когда его не стало - Христа стали называть "плотником" (Ев. Марк. 6, 3). И Он был плотником: этим трудом Он поддерживал физическое существование Свое и матери Своей. Но Его труд плотника был, вне сомнения, таким образцовым трудом, какого не знал и не знает ни один плотник в мире.

Мы знаем слова нашей евангельской песни: "Ты на месте стоишь, что Господь тебе дал, на том месте, куда Он поставил тебя..." Но с каким отпечатком недовольства стоим мы часто на местах, куда поставил нас Господь. Такого отпечатка недовольства никто не видел на лице Христа в Назарете. Поднимался ли Он в гору, неся воду, или работал над починкой пола или крыши в чьем-либо доме, Его лицо всегда сияло радостью и довольством. О, если бы мы почаще бывали со Христом в Назарете и там учились у него нашему повседневному труду!

Как мало у нас верности в малом! Как много у нас небрежности в исполнении наших повседневных обязанностей! Мы спокойны в нашем небрежном труде, особенно когда чувствуем, что люди нашей небрежности не замечают. Но Всевышний все видит и все знает! Он видит нашу малейшую небрежность. И как ужасно, когда мы допускаем небрежность в деле Господнем, в нашем труде для Господа. Как строго звучат слова в Иерем. 48, 10: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно".

Верный в малом Христос в Назарете, выйдя на Свое великое служение и выполняя его с той же верностью в малом, сказал слова, которые мы, любящие Его, никогда не должны забывать. Он сказал: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Ев. Лук. 16, 10).

Нет сомнения, что Христос в Назарете являл верность в малом не только в повседневном труде,- Он был верен и в Своей безграничной любви к людям. Если Христос называется в Писании "Мужем скорбей", то, конечно, и в Своем детском возрасте Он был "мальчиком скорбей", то есть Он умел плакать с плачущими. Первыми Его слезами по причине Его личного горя были, наверное, слезы у праха нареченного Его отца Иосифа, а многие Его слезы текли из Его очей при виде чужого горя. Нет сомнения, что в Назарете Он был маленьким "милосердным самарянином", Который в Своем детском сердце имел бальзам утешения для каждого раненного горем человека.

Апостол Иоанн, в заключение своего Евангелия, говорит: "Многое и другое сотворил Иисус" (Ев. Иоан. 21, 25). И к этому многому, сотворенному Христом, принадлежит и то, что Он сотворил, живя в Назарете.

Возрастание Христа в Назарете

(Ев. Лук. 2, 52)

"Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте, и в любви у Бога и человеков". Мы видели двенадцатилетнего Христа посреди мудрейших учителей израилевых в Иерусалимском храме. Беседа Христа с ними вращалась вокруг самых глубоких духовных вопросов. На горе Преображения Христос сиял небесной славой перед Своими апостолами. В Иерусалимском храме Он сиял неземной мудростью перед старцами-учителями. А в Назарете Он сиял верностью в малом: и как примерный сын Своей одинокой матери, и как образцовый плотник-труженик, трудом Которого были довольны все. Но такое обилие повседневных дел, причем совершенно земного характера, которые способны привести самое горячее сердце к охлаждению,- в жизни Христа не было препятствием к преуспеванию Его в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков.

Мы так часто жалуемся на обстоятельства своей жизни, на загруженность житейскими заботами и повседневными делами, и стараемся всем этим оправдать свое низкое духовное состояние. Христос в Назарете был очень загружен житейскими делами, как мы это уже видели, и все же Евангелие повествует нам о Его постоянном духовном возрастании. Если мы не возрастаем духовно, то в этом только наша собственная вина; не загруженность в работе, а нерадение к нашему внутреннему человеку-вот что мешает нам духовно возрастать и совершенствоваться. Даже любой наш труд может быть средством для выработки у нас христианских качеств - постоянства, честного отношения к делу, прилежания, верности в малом, заботы о людях, стремления своим образцовым трудом прославить нашего Господа. И среди самого напряженного труда мы должны находить возможности для общения с Богом, питания Хлебом жизни наших бессмертных душ и посильного служения Христу. И пусть Христос в Назарете, с такой любовью помогающий во всем Своей матери и несущий тяжелый труд плотника, как можно чаще стоит перед нашими глазами, дабы мы, следуя Его примеру, научились сочетать в нашей христианской жизни самый непосильный труд с постоянной работой над собой и преуспеванием в нашем духовном росте.

Нас может удивлять "возрастание" Христа. Когда мы в 1 Цар. 2, 26 читаем об отроке Самуиле, что он "более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей", нас эти слова ничуть не смущают и не удивляют, поскольку они относятся к человеку. Но ведь Христос - Бог, пришедший во плоти, и Он был вечной премудростью,- о каком же возрастании Его в премудрости может идти речь? Разве вечная Божия премудрость может возрастать?

В Писании много говорится о Христе, но Христос Богочеловек, и поэтому одни слова Евангелия относятся ко Христу как к Богу, а другие слова Евангелия относятся к Нему как к человеку. Слова "Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков" - относятся, конечно, ко Христу как к человеку. Как человек Он возрастал внешне и внутренне, физически и духовно. Из младенца Вифлеема Он стал мужем, на плечи Которого был возложен тяжелый крест. Это Его внешний рост. А внутренне Он преуспел в премудрости так, что стал величайшим Учителем всех времен и народов.

Когда мы читаем в Ев. Матф. 14, 25 слова "в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю", то эти слова Евангелия относятся ко Христу как Богу, ибо только как Бог Он мог ходить по морю. А когда мы читаем в Ев. Иоан. 4,6 слова "Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя",- то для нас должно быть ясно, что они относятся ко Христу как к человеку, ибо Бог не утруждается и не утомляется.

Итак, все слова Писания, говорящие о Христе, мы можем и должны подразделять на слова, относящиеся ко Христу как к Богу, и на слова, относящиеся ко Христу как к человеку. Только при этом условии свидетельство Писания о Христе будет для нас ясным и понятным и мы будем знать, в чем мы можем подражать Христу и в чем нет. Ходить по морю нам не дано, и горе тому, кто вздумал бы подражать в этом Христу. Но преуспевать в премудрости - это дано нам всем, и счастливы мы, если будем к этому стремиться.

В чем же заключается премудрость, в которой мы, по примеру Христа, должны преуспевать? Эту науку мы можем назвать "познанием Бога". В ней-то и "преуспевал" Христос, живя в Назарете. Познание Бога не падает с неба,- нет, оно приобретается. Христос приобретал эту премудрость постоянным молитвенным общением с Отцом и постоянным впитыванием в Себя божественного Слова. Вот путь к приобретению небесной премудрости и возрастанию в ней. Этим путем шел и апостол Павел, приобретая познание Бога в лице Иисуса Христа. Об этой постоянной своей задаче - познавать Христа как высочайшую премудрость - апостол Павел говорит очень ясно в Послании к Филиппийцам 3,8: "Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего". Будем и мы приобретать эту божественную премудрость - познание Бога в лице Иисуса Христа - путем постоянного молитвенного общения с Ним и исследования Писаний, которые свидетельствуют о Нем (Ев. Иоан. 5, 39).

Итак, перед нами прошла тридцатилетняя жизнь Христа в Назарете. Если бы Евангелие было вымыслом человеческого ума, то, конечно, жизнь Христа в Назарете была бы нам показана другой. Но Дух Святой показал нам ее такой, какой она была в действительности. Без всяких прикрас видим мы Христа в течение целых тридцати лет в самом презренном городке Галилеи - Назарете. Тот, Кто творил Вселенную, в полной неизвестности натирает Себе мозоли, работая изо дня в день плотником. Христос не получает Свое образование в школах иудейских раввинов или у ног Гамалиилов, но возрастает в премудрости в тихой горнице молитвы, читая страницы Библии святой и в чудесной школе природы.

Живя в Назарете, Христос преуспевал и в любви у Бога и человеков. Это значит, что Бог занимал все больше и больше места во всем Его существе, так что Он действительно, как сказал Иосифу и Марии в храме, всегда пребывал в том, что принадлежало Отцу Его.

Он, живя в Назарете, преуспевал и в любви у человеков. Пока Он еще не выступил Учителем, обличающим пороки людей, старцы-фарисеи с умилением слушали Его в храме, и жители Назарета относились к Нему с любовью. Но когда Он стал обличителем человеческих пороков, эти же жители Назарета чуть не свергли Его с горы, а фарисеи добились Его смерти.

Да, Назарет богат драгоценными уроками!