ГОЛГОФА
Врачующая
сила ран Голгофы
Ис. 53, 5;
Ев. Иоан. 20, 26-28
Медицинские книги повествуют о многих
физических болезнях: о болезнях сердца, о
болезнях дыхательных путей,
пищеварительных органов, нервной системы и
многих других болезнях.
Библия говорит о многих духовных болезнях:
о маловерии, о сомнениях всякого рода, о
непослушании Богу, о ропоте, о
неблагодарности, об унынии, о духовном
равнодушии, о любимых грехах и многих
других болезнях духа.
Перед нами больной ученик Христа: апостол
Фома. В чем заключается его духовный недуг?
В сомнении, причем сомнении определенного
вида, а именно: он сомневается в воскресении
из мертвых своего Учителя Христа.
Сомнение - очень мучительная болезнь. В то
время как другие апостолы Христа ликовали,
полные уверенности, что их Учитель жив,-
Фома целую неделю ходил в глубокой печали,
сомневаясь в воскресении Христа. Как он
завидовал вере и радости других апостолов!
Как ему хотелось верить так, как они верили!
И как он жаждал встречи с Иисусом, чтобы
убедиться, как убедились другие апостолы,
что Он воскрес, что Он действительно жив!
И воскресший Христос явился ему и показал
ему Свои голгофские раны. Раны, которые Фома
увидел на руках и ногах Учителя, а также на
Его груди, в области сердца, были тем
лекарством, которое в един миг уврачевало
его болезнь - болезнь сомнения.
Болезнь сомнения-очень распространенная
среди христиан болезнь. Каждое чадо Божие
может заболеть сомнением; стрела сомнения
может пронзить каждое верующее сердце.
Особенно часто можно встретить у верующих
сомнение в своем спасении и в прощении
своих грехов.
Но раны Христа, раны Голгофы громко говорят
о том, что мы спасены, что наша вина пред
Богом искуплена и что грехи наши прощены во
имя Крови, за нас пролитой на кресте Голгофы.
Будем искать исцеления от наших сомнений
там, где его нашел сомневающийся Фома, а
именно - в ранах Христа.
Есть другая болезнь, которая постигает
многих детей Божиих. Это болезнь духовного
охлаждения. В каждой церкви есть духовно
охладевшие члены. На жертвенниках их сердец
не огонь горящий, а тлеющий пепел.
Что делать нам с охладевшим ко Христу
сердцем? Путь к исцелению только один: пойти
на Голгофу и прикоснуться охладевшим
сердцем к пылающим ранам нашего распятого
Господа. И раны нашего Спасителя вновь
зажгут угасшее пламя первой любви в нашем
сердце,
Разве мы не знаем по опыту, что каждый раз,
когда мы соприкасаемся с распятым за наши
грехи Спасителем, наше сердце начинает
биться сильнее, что является признаком "пламенеющего"
духа (Римл. 12, 11).
Много верующих страдают себялюбием и
себялюбивой жизнью. Их было не мало и в дни
апостола Павла. С печалью воскликнул он
однажды: "Все ищут своего, а не того, что
угодно Иисусу Христу" (Фидии. 2, 21).
Но как радуются наши сердца, когда мы слышим
другие слова апостола Павла в том же
послании к Филиппийцам 1, 21: "Для меня
жизнь - Христос". Что сделало жизнь
апостола Павла такой, полностью
посвященной Христу, жизнью? Это были раны
Христа, за него перенесенные на кресте
Голгофы.
Апостол Павел был так сосредоточен на этих
ранах своего Спасителя, что в Первом
послании к Коринфянам 2, 2 он на все века
христианства провозгласил свои
замечательные слова: "Я рассудил быть...
не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и
притом распятого".
Раны Христа были главной темой всех
проповедей апостола Павла. Это его слова,
которые мы так хорошо знаем и которые
красуются над кафедрами многих молитвенных
домов: "Мы проповедуем Христа распятого"
(1 Кор. 1, 23). Крест Голгофы с жертвой нашего
дорогого Спасителя может исцелять всех нас
от нашего себялюбия и зажигать нас горячей
ревностью в служении Ему.
Многие дети Божий жалуются на усталость
души. Есть усталость физическая, и есть
усталость души. Может быть, некоторые из нас
ощущают ее каждый день. Наши души устают от
различных трудностей, которые выпадают на
нашу долю.
О, эта усталость души, кто не знаком с ней?! И
какой это тяжелый недуг. Но где лекарство от
этого недуга? На Голгофе! В ранах Христа!
Вспомним, что наш Господь Иисус Христос
именуется в Слове Божием "Мужем скорбей"
(Ис. 53, 3). Что наши скорби по сравнению с Его
скорбями? Что наши раны по сравнению с Его
ранами? Взирая на Христа как на "Мужа
скорбей", взирая на Его раны, мы научимся
ходить с улыбкой по терниям нашего земного
пути. Раны Христа вольют в наши усталые души
новые силы!
Все мы страдаем тяготением к тому или
другому греху. Одни из нас страдают грехом
неправды, другие заражены скупостью, третьи
больны неуживчивостью, четвертые льнут к
грехам плоти. Диавол - опытный рыбак: он
ловит каждую душу на особую приманку.
Где же мы можем научиться побеждать наши
любимые грехи? И ответ все тот же: на Голгофе.
Когда мы постигаем великую истину, что
Христос был изъязвлен за грехи наши (Ис. 53, 5),
что означает, что грехи и только грехи наши
были причиной Его ран,- тогда при виде ран
Голгофы любой грех становится противным
для нас. Мысль - как я могу печалить моим
грехом Того, Кто был моим грехом распят на
кресте и Кому мои грехи причинили столько
ран на Голгофе,- эта мысль может помогать
нам в борьбе с любым грехом.
О целительной силе ран Христа так ясно
сказано у пророка Исайи 53, 5: "И ранами Его
мы исцелились". Раны Христа -
единственные раны в мире, которые имеют
такую врачующую силу.
Жертва
за грех, принесенная на Голгофе
Евр. 10, 1-14
В приведенном месте Писания надо отметить
два выражения: "жертвы за грех" и "жертва
за грех". По созвучию эти два выражения -
"жертвы" и "жертва" - могут стоять
рядом, ню по значению они бесконечно далеки
друг от друга.
Жертвы за грех - это тельцы, козлы и агнцы,
которым нет числа в ветхозаветном периоде
времени.
Жертва за грех - это Христос, умерший на
Голгофе и Своей смертью искупивший вину
всего человечества.
Жертва за грех - это единственная жертва,
которая дает спасение каждому кающемуся
грешнику. Жертва за грех - это распятый на
Голгофе Христос.
Жертва за грех в лице распятого Христа - это
величайшая истина Писания. Она стоит в
центре всех истин Библии.
В наше время учение об этой истине не всегда
раздается ясно и отчетливо. Конечно, понять
эту величайшую истину в полноте - дело
нелегкое, а может быть, для вашего земного
ума-даже и невозможное. Но все же понимание
нами жертвы за грех в лице распятого Христа
должно быть ясным, и проповедь о ней должна
звучать очень ясно и недвусмысленно. Там,
где проповедь о жертве за грех е лице
распятого Христа раздается туманно, там
нельзя ожидать духовного пробуждения. Там,
где Слово о кресте Голгофы раздается со
всей ясностью, там оно становится силой
Божией ко спасению всякого верующего (1 Кор.
1, 18).
Церкви и отдельные христиане умирают
духовно там, где Христос распятый не поднят
на должную высоту.
В каком же смысле является Христос жертвой
за грех? В том смысле, что Он умер за наши
грехи! Патриоты умирают за родину;
христианские мученики умирали за свою веру;
любящие матери отдавали жизнь за своих
детей. А Христос умер за наши грехи! Какая
радостная весть!
Мы знаем цель пришествия Христа на землю: Он
пришел с славным учением о Боге как об Отце
человеков; Он пришел открыть нам в Себе
Самом Бога и Его безграничную любовь; Он
пришел, чтобы дать нам пример - чтобы мы жили
так, как Он жил, и поступили так, как Он
поступал в этом мире. Но главная цель Его
пришествия на землю: стать жертвой за наш
грех. Ибо прощение наших грехов зависит от
пролития Его Крови на Голгофе.
Смерть Христа за наши грехи - это не
отвлеченная философия, это самый
конкретный факт: Христос умер в
определенном месте - в Иерусалиме, на
Голгофе, "а кресте. Он умер посреди двух
злодеев. Злодеи умерли за свои грехи; они
страдали за свои преступления. Они нарушали
закон и понесли наказание за это. А распятый
посреди них Христос умер за наши грехи! Он
страдал, как и они страдали, Он умер, как и
они умерли, "о разница между их смертью и
смертью Христа огромная: они умерли за свои
грехи, а Христос умер вместо нас.
"Возмездие за грех - смерть" (Римл. 6, 23).
И Христос взял это возмездие на Себя - Он
умер. Он умер физически, но Он прошел и через
весьма таинственную духовную смерть, через
такую духовную тьму, когда из Его уст вышли
известные всем >нам слова: "Боже Мой!
Боже Мой! для чего Ты меня оставил?" (Ев.
Матф. 27, 46).
Христос умер за грехи наши - это значит, что
мы все умерли в Нем за грехи наши, что мы все
наказаны за свои грехи во Христе распятом.
Если Христос не умер за грехи наши, то Его
смерть теряет всякое спасительное значение
и превращается в обычную человеческую
смерть. А если Его смерть - возмездие за наши
грехи, тогда она имеет колоссальнейшее
значение, ибо она полностью удовлетворила
безграничное правосудие Божие.
Во имя Крови, пролитой Христом на кресте,
Бог хочет теперь простить каждого
кающегося грешника. Но для получения
прощения во имя Крови Христа есть только
один путь - вера. И другого пути нет. "Что
мне делать, чтобы спастись?" - воскликнул
пробудившийся духовно темничный страж в
Филиппах. И ответ апостола Павла гласил: "Веруй
в Господа Иисуса Христа и спасешься ты я
весь дом твой" (Деян. Ап. 16, 30-31). Через веру
жертва Христа становится нашей жертвой;
через веру Его смерть становится нашей
смертью, и праведность Христа становится
нашей праведностью. И мы имеем мир с Богом!
Вера - это путь для прощения всех грешников,
которые жаждут прощения. Каждый прощенный
грешник прошел через одни и те же
переживания: сперва пробуждение совести и
жажда прощения; затем приход на Голгофу к
распятому Христу и принесение к Его
пронзенным ногам всей ноши своих грехов. И
после этого тихий " нежный голос Духа
Святого: "Прощаются тебе грехи твоя - иди
с миром". Прощаются, но только во имя
Крови, пролитой за тебя Христом. Так, и
только так были прощены и приняты Богом все
бесчисленные грешники мира.
Мы все должны понимать одну очень
драгоценную истину, а именно: крест Голгофы
не только откровение вечной божественной
любви, крест Голгофы является откровением и
вечного божественного правосудия. Поэтому
прощение и спасение зависят теперь от
самого грешника: если он хочет, он может
получить его сегодня, сейчас.
Ответственность за погибель лежит только
на самом грешнике.
Получается чудная картина: грешник взывает
к Богу: "Ты можешь меня очистить"! И
ответ Божий гласит: "Хочу, очистись!"
Очистись в Крови Христа, пролитой за твой
грех на кресте Голгофы! Так Дух Святой ведет
каждого кающегося грешника в объятия
распятого Христа!
"Источники
спасения" на Голгофе
И с. 12, 3
"В радости будете почерпать воду из
источников спасения". Где же эти "источники
спасения"? Где нам их искать? Христос
говорит нам: "Идите за Мною...", и мы идем
за Ним.
На пути следования за Христом перед нами
открываются чудные картины Его земной
жизни. Перед нами проходят все места, где
побывал наш Господь. Города и селения Иудеи,
Самарии и Галилеи, связанные с именем
Иисуса Христа, напоминают нам обо всем, что
Иисус делал и чему Он учил.
Идя за Христом, мы доходим до особого места
в Его земной жизни- до Гефсиманского сада. И
почему это место особое? Мы скажем: потому
что Христос пережил там особую скорбь,
какой Он не знал до этого времени. Да, это
так. Но Гефсимания еще и потому особое место
в жизни Христа, что здесь окончилось Его
великое общественное служение, которое
продолжалось три с половиной года. Внешне
это окончание служения Христа выразилось в
том, что Его взяли и связали (Ев. Иоан. 18, 12).
Но этим не кончается путь Иисуса Христа на
земле.
В нашем дальнейшем следовании за Ним мы
увидим исполнение слов пророчества Исайи 53,
7: "Как овца, веден был Он на заклание..."
От Гефсиманского сада начинается путь
Агнца Божия на заклание. Идя за Ним, мы
входим во двор первосвященника Каиафы и
слышим, как синедрион приговаривает нашего
Господа к смерти. Из синедриона путь Агнца
Божия идет к Понтию Пилату. И здесь нашего
Господа тоже приговаривают к смерти.
И что же мы видим дальше? Тот, Кто сказал: "Придите
ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас",- Он на пути на Голгофу Сам
упал под тяжестью Своего креста. Ведь от
Понтия Пилата Христос вышел с крестом на
плечах, но Он не донес его до Голгофы; Его
крест был возложен на Симона Киринеянина.
Но где же эти благословенные "источники
спасения", из которых мы должны "в
радости почерпать воду"? На всем пути
нашего следования за Христом мы их пока еще
не обнаружили. Но пойдемте дальше в поисках
этих "источников спасения". Вот мы
дошли до Голгофы, до горы, которая до
страданий и смерти там нашего Господа
Иисуса Христа внушала один только страх и
ужас, потому что вид этой горы имел форму
черепа, и на ее вершине можно было видеть
черепа казненных здесь преступников.
Но смерть Христа преобразила эту гору, и для
Церкви Христовой -она стала самой
величественной, самой прекрасной и самой
дорогой горой в мире. Я вспоминаю слова
братьев по вере в Уральских горах, которые,
провожая меня, сказали мне: "Мы с вами
стоим на драгоценных камнях". Этими
словами они хотели сказать о сокровищах
Урала.
На горе Голгофе человечество имеет более
драгоценное сокровище, чем золото или
драгоценные камни. Здесь, на Голгофе, мы
дошли до драгоценных "источников
спасения", о которых говорит пророк Исайя.
Чтобы нам найти это сокровище на Голгофе, мы
должны прочитать чудесное пророчество в
Книге пророка Захарии 13, 1: "В тот день
откроется источник дому Давидову и жителям
Иерусалима для омытия греха и нечистоты".
Это и есть тот Источник, из которого мы
должны черпать воду спасения, воду вечной
жизни, воду вечной радости и счастья. Этим
источником является средний крест на
Голгофе с пригвожденным на нем Иисусом
Христом и Кровь, которая текла на Голгофе из
ран распятого Спасителя.
Этот драгоценный Источник спасения
открылся в определенный день и даже в
определенный час. Таким днем была страстная
пятница, а часом-час, когда Христос "испустил
дух", то есть умер, умер за наши грехи и
беззакония.
Какое счастье, что мы нашли этот
благодатный Источник нашего спасения и
освящения! Как же нам не черпать с великой
радостью воду жизни из этого Источника
Голгофы?! Стоя у этого Источника спасения,
мы слышим ликующее пение спасенных душ, и
песнь каждого спасенного грешника на
Голгофе можно выразить словами Псалма 102, 2-3:
"Благослови, душа моя, Господа, и не
забывай всех благодеяний Его. Он прощает
все беззакония твои, исцеляет все недуги
твои".
Только на Голгофе находится этот
благословенный Источник - Источник
спасения. Нет другого места на всей земной
планете, где бы можно было найти ему
подобный источник, ибо "нет другого имени
.под небом, данного человекам, которым
надлежало бы нам спастись" (Деян. Ап. 4, 12).
И это единственное имя под небом - Иисус,
распятый на Голгофе!
Мы знаем, что, идя на заклание, Агнец Божий
Христос сказал "Свою известную притчу о
виноградной Лозе (Ев. Иоан. 15 гл.). Почему Он
сказал эту притчу, именно идя на Голгофу? Мы,
отвечая на этот вопрос, часто говорим:
потому что путь Христа шел виноградниками.
Но причина, побудившая Христа оставить нам
эту притчу, была более глубокая.
Христос шел на Голгофу, чтобы сделаться для
нас "виноградной ,Лозой", а нас сделать
"ветвями" этой благодатной Лозы. Без
Голгофы нельзя стать "ветвями" Лозы.
Пророк Исайя сказал нам о черпании воды из
источников спасения. А как же нам черпать
живительную воду из Источника спасения на
Голгофе? Это возможно только тогда, когда мы
делаемся ветвями виноградной Лозы - Христа.
Ведь каждая ветвь живого дерева пьет соки
жизни из ствола.
Из уст распятого Христа мы как бы слышим
слова: "Я семь Лоза, а вы ветви; кто
пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит
много плода". Другого пути нет, чтобы
черпать благодать на благодать из
Источника опасения,- только через живую
связь с распятым за нас Христом.
Кровь
Христа и крест Голгофы
Ев. Иоан. 1, 7 и Галат. 2, 19-20
Евангелие говорит нам о двух горах, имеющих
необычайное значение для всех христиан
мира. Имя одной горы - Голгофа. Имя другой
горы не указано в Евангелии, но мы имеем
полное право называть ее горой Нагорной
проповеди.
Разные чувства испытываем мы на вершинах
этих двух гор, причем чувства
противоположные: на Голгофе мы испытываем
чувство мира и радости, которое дает нам
Кровь Христа, пролитая для нашего спасения;
а на горе Нагорной проповеди мы испытываем
чувство печали, поскольку мы сознаем, как мы
далеки от идеала, поставленного перед нами
Христом в этой великой проповеди.
Но возможно ли вообще исполнить все, что
говорит Христос в; Своей Нагорной проповеди?
На этот вопрос можно ответить словами "да"
и "нет". Нет, нельзя исполнить, если мы
остаемся такими, какими .мы являемся по
нашей природе. И да, мы можем исполнить
Нагорную проповедь Христа, если мы
достигнем духовного состояния, о> котором
апостол Павел говорит в Галат. 2, 20: "Уже не
я живу, но/ живет во мне Христос". Это
значит, что Христос являет Свою жизнь в нас
и через нас.
В Нагорной проповеди Христос открыл перед
нами Свое сердце и выразил Свою волю, чтобы
мы приобрели Его сердце, а Его сердце в нас
исполнит все, что сказано в Нагорной
проповеди. Именно так надо понимать и слова
апостола Павла: "Не я живу, а живет во мне
Христос".
Чтобы нам достигнуть такой высоты
духовного состояния, выраженного словами
"не я, но Христос",- необходимо понять,
что в некотором смысле Голгофа имеет для
христиан два значения.
Одно значение Голгофы - это искупление
нашей вины перед Богом и очищение наших
грехов Кровью Иисуса Христа. Другое
значение Голгофы - это наше сораспятие со
Христом на кресте Голгофы в смысле
исчезновения нашего "я" и жизни Христа
в нас, в смысле нашей смерти для греха.
На Голгофе мы должны понять разницу между
грехами и грехом. Грехами являются наши
греховные мысли, наши греховные слова и
дела. Грехи - это то, что вами уже соделано, в
чем мы уже виновны перед Богом и что можно
перечислить и назвать по имени. О наших
грехах можно говорить словами евангельской
песни: "Во мне много пороков, как песку у
морей".
А грех - это способность грешить,
унаследованная нами от дня нашего рождения.
Все наши бесчисленные грехи проистекают от
одного греха, живущего в нас,- от нашей
греховной природы, способной грешить.
Грехи мам могут быть прощены Богом, все до
одного, но способность делать грех остается
в нас. Вот эту способность грешить апостол
Павел называет "законом греха".
Прочтем, что говорит апостол Павел об этом
законе греха, живущем в нас, в Послании к
Римлянам 7, 21-25: "Итак я нахожу закон, что,
когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу
удовольствие-в законе Божием; но в членах
моих вижу иной закон, противоборствующий
закону ума моего и делающий меня пленником
закона греховного, находящегося в членах
моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от
сего тела смерти? Благодарю Бога (моего)
Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же
самый я умом (моим) служу закону Божию, а
плотью закону греха".
Для наших соделанных нами грехов
необходимо прощение и очищение; а для
закола греха, живущего в нас,- этой страшной
нашей способности грешить,- необходимо
освобождение от нее. Когда мы духовно
пробудились, то прежде всего увидели свою
вину, свои грехи перед Богом и начали
взывать о прощении. Но, получив прощение, мы
вскоре убедились, что снова согрешили и
виновны перед Господом. И так день за днем -
согрешения, молитвы покаяния и получение
прощения.
Мы радовались, получая прощение, но вместе с
тем сознавали, что нам необходимо
освобождение от власти греха, чтобы не
повторять все снова и снова свои согрешения.
Мы имеем удивительное послание в Новом
Завете, в котором указывается на наши
бесчисленные согрешения и на источник, из
которого они все проистекают. Это Послание
к Римлянам, и особенно его первые восемь
глав.
На какой же источник всех наших согрешений
указывает апостол Павел в этом Послании?
Это наш "ветхий человек" с его
способностью грешить без конца. О "ветхом
человеке" апостол Павел говорит -не
только в Послании к Римлянам (6, 6), но и в
Посланиях к Ефесянам (4, 22) и к Колоссянам (3,9).
Именно в нашем ветхом человеке и кроется
тот "закон греха", от которого мы
должны освободиться, чтобы избавиться от
нашей печальной способности - способности
согрешать без конца.
На Голгофе мы видим крест Христа и Кровь
Христа. Обычно мы не разделяли одно и другое.
Сегодня обратим наше внимание отдельно на
крест Христа и на Кровь Его, как это делает
апостол Павел в своем Послании к Римлянам. И
крест Христа, и Кровь Христа имеют для нас,
верующих, свои особые значения.
Что же говорит апостол Павел о значении
Крови Христовой? Прочтем Римл. 3, 23-25: "Все
согрешили и лишены славы Божией, получая
оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе-Иисусе, Которого Бог .предложил
в жертву умилостивления в Крови Его..."
В Послании к Римлянам 5, 9 мы читаем: "...будучи
оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева".
И если к этим словам мы прибавим еще слова
апостола Иоанна в его Первом послании 1, 7:
"Кровь-Иисуса Христа... очищает нас от
всякого греха",- то значение Крови: Христа
становится для нас совершенно ясным и
определенным, а именно: в Крови Христа нам
дается прощение, очищение и оправдание.
Что же говорит апостол Павел о значении
креста Голгофы? Прочтем Римл. 6, 6: "Ветхий
наш человек распят с Ним... дабы нам не быть
уже рабами греху". Еще более ясно мы видим
значение креста Голгофы в Послании к
Галатам 4, 19-20: "Я сораспялся Христу, и уже
не я живу, но живет во мне Христос".
Насколько мы любим приходить к Источнику
Крови Христовой, пролитой на Голгофе, для
получения прощения, очищения и оправдания,-
настолько мы мало стремимся умирать на
Голгофе для греха и избегаем сораспятия
Христу. Конечно, прощение грехов во имя
Крови Христа дается нам даром в ответ на
нашу молитву покаяния.. Но смерть нашего "ветхого
человека" через сораспятие Христу-это"
процесс долгий и трудный в нашей
христианской жизни, но вместе с тем
чрезвычайно необходимый для достижения
нами чистой и святой жизни.
Тройное
действие Крови Голгофы
Римл. 5, 8-9
"Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что
Христос умер за нас, когда мы были еще
грешниками. Посему тем более ныне, будучи
оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева".
"Будучи оправданы Кровию Его"... Читая
эти слова, хочется взять арфу в руки и
воспеть .Агнцу Божию, Иисусу Христу, самую
хвалебную песнь!
Оправдание - выше прощения. Прощение - это
освобождение от наказания. Оправдание - это
освобождение от какой бы то ни было вины.
Сознание вины перед Богом - это самое
тяжелое переживание духовно
пробудившегося человека. Как же рождается у
нас это сознание нашей вины перед Богом?
Прежде всего о нашей вине перед Богом
говорит нам Слово Божие. Послушаем
решительные слова Писания о нашей вине, о
нашем грехе. В Послании к Римлянам 3, 9-10 мы
читаем: "Все под грехом... нет праведного
ни одного", и далее: "Все совратились с
пути, до одного негодны" (Римл. 3, 12); "все
согрешили и лишены славы Божией" (Римл. 3,
23). В таких решительных выражениях обличает
нас во грехе Дух Святой через Святое
Писание.
Но нас обличает во грехе, в нашей вине перед
Богом и наша пробудившаяся совесть.
Вспомним, как блудный сын в притче Христа,
"пришед в себя", то есть пробудившись
от своего духовного сна, сказал: "Встану,
пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я
согрешил против неба и пред тобою" (Ев.
Лук. 15, 17-18). И долго мучило бы блудного сына
сознание своей вины перед отцом, если бы он
не встал и не пошел к отцу своему за
прощением (Ев. Лук. 15, 20). Но есть "еще один
обвинитель, который в Книге Откровение 12, 10
именуется "клеветником братии наших,
клеветавшим на них пред Богом нашим день и
ночь"; а в других переводах Евангелия он
именуется "обвинителем", что более
понятно.
Он день и ночь твердит перед Богом одно о
каждом чаде Божием: он виновен, виновен,
виновен перед Тобой, а Ты, Господи, его
любишь! И нам он постоянно нашептывает о
нашей вине перед Богом, чтобы лишить нас
покоя и радости. Особенно он любит внушать
нам мысль, что мы похулили Духа Святого, то
есть совершили непрощаемый вовеки грех, и
этим он повергает тысячи душ в отчаяние. Имя
этому обвинителю - диавол.
Но вот среди этих грозных голосов обвинения
в нашем грехе перед Богом - голоса Духа
Святого через божественное Слово Писания,
голоса нашей пробужденной и освященной
совести и, наконец, голоса обвиняющего нас
диавола,- мы слышим самую радостную весть, а
именно: "Будучи оправданы Кровию Его"!
Весть об оправдывающей нас Крови Христа,
пролитой на Голгофе,- вот что дает мир и
радость нашим сердцам.
Теперь нам необходимо уяснить себе тройное
действие Крови Голгофы. Итак, в чем
заключается первое действие Крови Иисуса
Христа, пролитой на Голгофе? Кровь Христа
покрыла нашу вину перед Богом. Что это
значит? Конечно, наша вина перед Богом
несомненна, и Бог ее знает. Но Кровь Христа
искупила нашу вину, и со дня Голгофы Бог не
хочет видеть нашей вины, ради искупления
которой пролита столь драгоценная Кровь
Агнца Божия Христа.
Прообразом этого была кровь первых
пасхальных агнцев, пролитая в стране
фараонов. Мы читаем в Книге Исход 12, 13: "И
будет у вас кровь знамением на домах, где вы
находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас"...
Находившиеся в домах израильтяне были
ничуть не менее виновны перед Богом, нежели
египтяне, но все их преимущество
заключалось в том, что они избрали своим
прибежищем кровь агнцев, назначенную Самим
Богом для их спасения. И Бог, видя кровь на
их жилищах, прошел мимо них со Своим
божественным судом.
Как замечательны слова божественного Судии:
"Увижу кровь, и пройду мимо вас"! Кровь
Христа заняла место между Богом и нашей
виной перед Ним.
И в Новом Завете мы слышим слова небесного
Судии: "Увижу Кровь (Кровь Голгофы), и
пройду мимо вас"! Это значит, что Кровь
Христа является полным удовлетворением
правосудия Божия в отношении нашей вины
перед Ним.
Нас должна радовать мысль, что Кровь Христа,
стекавшая с позорного креста, не зарыта в
почве Голгофы. Нет! Она перед очами святого
Бога, и Он видит ее как "драгоценную Кровь"
(1 Петр. 1, 19). Такую, оценку Крови Христовой
дает прежде всего Сам Бог. Какое утешение
для нас имеется в сознании, что Бог смотрит
на нас, таких бедных и жалких грешников,
только через драгоценную Кровь Христа, и
эта Кровь полностью угашает справедливый и
пламенный гнев Всевышнего Судии в
отношении нашей вины перед Ним. Коротко
говоря: мы оправданы Кровию Христа, Кровию
Голгофы!
Второе действие Крови Христовой
заключается в том, что она нам открыла
свободный доступ к престолу Всевышнего. Не
во имя каких бы то ни было наших заслуг мы
приходим к нашему Богу, в честь Которого и в
Ветхом и в Новом Завете раздаются
славословия ангелов: свят, свят, свят
Господь Вседержитель (Ис. 6, 3; Откр. 4, 8).
Только во имя Крови Христовой мы можем
иметь свободный доступ к нашему Господу во
время молитвенного общения с Ним, как мы
поем: "Таков, как есмь, во имя Крови, за нас
пролитой на кресте, во имя Божьих
призываний, Христос, я прихожу к Тебе".
Кровь Христа, и только Кровь Христа
является надежным пропуском в небо, к
престолу святого Бога. Пусть этот
божественный пропуск будет всегда при нас
для нашего постоянного и живого общения с
нашим святым Господом.
И третье действие Крови Христовой, Крови
Голгофы,- это победа над диаволом в
отношении всех сомнений, которые он внушает
нам, говоря, что мы виновны перед Богом и нам
нет прощения. Противопоставим всем нашим
сомнениям драгоценную Кровь Христа и таким
образом одержим победу над тем, кто пускает
в наше сердце свои раскаленные стрелы.
Пусть сокроются в драгоценной Крови Христа
особенно те, кому диавол нашептывает, что
они похулили Духа Святого и им нет прощения.
Да, без Крови Христовой нет прощения даже
нашим самым малым грехам, но в Крови Голгофы
есть прощение даже величайшим грешникам
мира, даже похулившим Духа Святого, если бы
они ухватились за Кровь Христа. Но грех
против Святого Духа именно я заключается в
попирании Крови Христовой и в полном
равнодушии к ней.
Кровь
Голгофы в окне Раавы
Иис. Пав. 12, 17-21
На острове Патмосе апостолу Иоанну был
задан вопрос: "Сии облеченные в белые
одежды кто и откуда пришли?" (Откр. 7, 13).
Присматриваясь к великому множеству людей
в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в
руках своих (Откр. 7, 9), мы не можем не
обратить внимания на двух человек из них,
которые являются особыми трофеями
благодати Божией.
Кто же эти два человека, белая одежда
которых особенно ярко сияет на фоне их
прежней греховной жизни? Это Раав-блудница
в разбойник, покаявшийся на Голгофе. О
разбойнике мы часто слышим на наших
богослужебных собраниях, и много гимнов
воспевают благодать, спасшую его, такого
великого грешника. Но как мало мы знаем о
великой ветхозаветной грешнице Разве,
которая, во имя Голгофской жертвы Христа,
так же как и разбойник, занимает место среди
"великого множества" людей в белых
одеждах. Нам необходима познакомиться и с
ней, тем более что ее имя значится и на
страницах Нового Завета. Мы читаем в
Послании к Евреям 11, 31: "Верою Раав
блудница, с миром принявшая соглядатаев (и
проводивши их другим путем), не погибла с
неверными".
Кто же эта Раав? Она жительница Ханаанской
земли, значит, хананеянка. Хананеи были
язычниками: они не знали живого Бога и
поклонялись идолам. Раав с самых юных
лет вступила на широкий путь греха и порока
и пила грех, как воду. Чтобы свободнее
грешить, она ушла из родительского дома и
поселилась в комнате, находившейся в
городской стене города Иерихона.
Как же эта язычница и такая великая
грешница обрела веру, о которой возвещает
даже Евангелие? Слово Божие говорит, что
вера - "от слышания" (Римл. 10, 17). Но от
кого могла слышать эта темная5 язычница
и рабыня своего ужасного порока весть о
живом Боге? А что она и другие жители
Ханаанской земли действительно слышали о
живом Боге, об этом сама Раав сказала
посланцам Иисуса Навина,. пришедшим к ней в
дом.
Прочтем ее слова в Книге Иисуса Навина 2, 9-11:
"Я знаю, что Господь отдал землю сию вам...
ибо мы слышали, как Господь иссушил пред
вами воду Чермного моря, когда вы шли из
Египта... когда мы услышали об этом, ослабело
сердце наше, и ни в ком из нас настало духа
против вас; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на
небе вверху и на земле внизу".
"Мы слышали",- говорит Раав, но от каких
вестников - это остается в неизвестности.
Растения можно встретить на железных
крышах домов и на мертвых камнях скал. Но
кто насадил их там? Ветер или птица? Кто они -
эти неведомые сеятели жизни?
"Мы слышали",- говорит Раав, и при этом
она упоминает имя Господа, то есть живого
Бога. Но кто эти неведомые вестники, которые
насадили веру в живого Бога в сердце Раавы и
других жителей ее земли? Слово Божие об этом
не говорит нам ничего.
Над Иерихоном, где жила Раав, нависла гроза,
и жители его были обречены на смерть. Но
двое юношей - посланцы Иисуса Навина -
указывают Разве путь спасения. Каков же
этот путь спасения? Они говорят Разве: "Вот,
когда мы придем в эту землю, ты привяжи
червленую веревку к окну, через которое ты
нас спустила... Она сказала: да будет по
словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а
она привязала к окну червленую веревку".
"Червленую"... Что это значит? Это
значит: цвета крови.
Когда могла Раав окрасить веревку в такой
цвет? Очень просто: она окрасила ее в крови
закланного агнца! И в результате - простая
веревка превратилась в самое драгоценное
сокровище. От ее наличия в окне зависела вся
судьба Раавы в день грозы "ад Иерихоном.
Эта червленая веревка была единственным
средством для спасения Раавы. от смерти.
Мы живем в домах, снабженных так
называемыми "громоотводами". Но кто из
нас замечает их? Мы начинаем думать о них
лишь тогда, когда над нашей головой
сверкают ослепительные молнии.
Далеко в Палестине, около Иерусалима, есть
небольшой холм,,, именуемый Голгофой. Здесь
нашим Господом Иисусом Христом была
пролита драгоценная Кровь, которая
является единственным средством для нашего
вечного спасения. В жизни каждого из нас
были дни, когда мы ничего не знали об этой
Крови, а если и знали, то не понимали ее
значения.
Когда же мы оценили драгоценную Кровь
Христа? Тогда, когда мы уразумели
серьезнейшие слова Священного Писания.
Какие же это слова? "Человекам положено
однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27).
Никто не спорит в отношении слов, что "человекам
положено однажды умереть"; но не все
придают значение словам, что после смерти
будет суд - суд Божий, и что каждый человек
будет судим по делам своим (Откр. 20, 13).
В Слове Божием в Книге Откровения Иоанна 6,
15-16 мы имеем очень яркое описание этого суда:
"И цари земные и вельможи, и богатые и
тысяченачальники и сильные, и всякий раб и
всякий свободный скрылись в пещеры и в
ущелья гор, и говорят горам и камням: падите
на нас и сокройте нас от лица Сидящего на
престоле и от гнева Агнца". Но горы и
камни не закроют наших грехов от
всевидящего и всезнающего Бога. Слово Божие
указывает нам другой путь спасения-опасение
через Кровь Христа, пролитую на кресте
Голгофы.
Для нас, верующих в слова Писания, что "человекам
положено однажды умереть, а потом суд",-
Кровь Иисуса Христа, пролитая на Голгофе,
является самым дорогим сокровищем и
единственной надеждой на опасение от
вечного осуждения.
Наша сестра в Господе Раав с того дня, как
она с верою прикрепила к своему Окну
червленую веревку, то есть кровь закланного
агнца,- ощущала глубокий мир в своем сердце.
Гроза приближалась с каждым днем, но она не
страшила ее и не нарушала ее душевного
покоя. Она собрала своих родителей, братьев
и сестер в свой дом, под защиту крови агнца.
И когда грянула гроза, все они были спасены
от смерти.
Мы знаем, что с каждым днем все ближе наша
встреча с Богом, во это не страшит нас,
потому что мы непоколебимо верим, что Кровь
Христа-защита наша от справедливого
возмездия за наши грехи.
Уповая на Кровь Христа, мы ощущаем всегда
самый глубокий мир в наших сердцах, а также
неизменную радость спасения.
О чем
говорит крест Голгофы?
Ев. Лук. 23, /-3
"Пилат спросил Его: Ты Царь иудейский? Он
сказал ему в ответ: ты говоришь". Можно не
сомневаться в том, что Пилат задал этот
вопрос Христу не без волнения. Дело в том,
что Пилат знал Христа с самой лучшей
стороны. Правда, он не встречался со Христом,
пока иудеи не привели Его к нему на суд; но
до Пилата, конечно, доходили слухи о великих
делах Христа, а именно: что "слепые
прозревают и хромые ходят, прокаженные
очищаются и .глухие слышат, мертвые
воскресают и нищие благовествуют" (Ев.
Матф. 11, б).
А если принять во внимание, что в доме
Пилата, как говорит предание, были служанки,
втайне преданные Христу, и что даже жена
Пилата сочувствовала Ему,- то можно вполне
допустить, что и сам Пилат относился ко
Христу с уважением. И можно себе
представить, с каким удивлением он услышал
обвинение иудеев на Христа. Это обвинение
гласило: "Он (Христос) развращает народ
наш и запрещает давать подать кесарю,
называя Себя Христом Царем".
Это обвинение в отношении Христа было для
Пилата весьма неприятным, потому что если
бы оно оказалось правильным, то он должен
был бы осудить Христа на распятие,
поскольку распятие полагалось убийцам и
разбойникам, а также политическим
преступникам. После такого обвинения
нашего Господа Иисуса Христа в
политических преступлениях было ясно, что
путь Его от Пилата пойдет на Голгофу и
исполнится пророчество Исайи, что Он будет
"к злодеям причтен" (Ис. 53, 12).
Все жертвы Ветхого Завета приносились на
жертвенниках, а в скинии и храме на "жертвеннике
всесожжения". Жертвенник для Агнца Божия
был воздвигнут на Голгофе, -и заклание его
было совершено, если не ножом, то гвоздями и
копьем. Так крест на Голгофе стал
жертвенником для Агнца Божия - Христа.
Крест Голгофы говорит о том, что проклятие,
то есть наказание за нарушение
божественного закона, Христом взято на Себя.
Мы читаем об этом очень ясно и определенно:
"Проклят пред Богом всякий повешенный на
дереве" (Втор. 21, 23).
Крест Голгофы говорит явственно о том "медном
змее", которого, по повелению Божию,
Моисей выставил перед погибавшим народом к
на которого взирая, каждый ужаленный
ядовитой змеей оставался жив (Числ. 21, 8-9).
Как пример такого спасения от яда греха
стоит перед нами разбойник, который,
взглянув с верою на распятого Христа,
получил место "со Христом в раю".
Крест Христа на Голгофе громко
свидетельствует о том, что на нем должен бы
быть распят Варавва, но Христос занял его
место. Как же это произошло? Обычай
отпускать одного из заключенных
преступников в праздник Пасхи существовал
в Иудее потому, что праздник Пасхи был
посвящен воспоминанию об освобождении
израильского народа из египетского плена.
Представители римской власти воздавали
таким путем некоторую дань уважения
величайшему из иудейских праздников. Это
был хороший обычай, но в дни Пасхи, когда
Христос был предан суду Понтия Пилата, этот
обычай возвестил нечто очень, важное всему
человечеству.
Что же это было такое? Понтий Пилат убедился
в невинности Христа и заявил об этом иудеям
открыто: "Я никакой вины не нахожу в этом
Человеке". Но как освободить Его? Народ
приписывает Ему тяжелые обвинения. Он знает,
что иудеи будут писать в Рим, что может
принести ему большие неприятности, и у него
явилась мысль: предложить народу выбор
между чистым Христом и грязным от грехов и
преступлений Вараввой. Пилат был уверен,
что Иудеи изберут Христа, и таким образом он
освободит Невинного. Но он ошибся; иудеи
закричали: "Отпусти нам Варавву!"
Итак, Варавва свободен, а Христос умирает.
История Вараввы повторилась в жизни
каждого из нас! Ужас его души был нашим
ужасом, когда мы, как и он, ожидали
справедливого возмездия за наши грехи. Но и
радость его стала нашей радостью, когда
мы, как и он, познали драгоценную истину, что
Христос умер вместо нас. В Ветхом Завете
было такое установление: брались две птицы,
из которых одна должна была умерщвляться, а
другая должна была быть погружаема в кровь
умерщвленной птицы и отпускаться на
свободу. И вот со знаками крови на своих
перьях она летела к небесам (Лев. 14, 1-7). Какой
прообраз Голгофы и искупленных Кровью
Христа!
Разве не так получилось с Вараввой? Разве не
так обстоит дела с тобой и со мной? Мы должны
были умереть за грехи наши, но умер вместо
вас Христос, а мы получили свободу и жизнь
через Его Кровь. И со знаками Его Крови в
наших сердцах мы летим к небу, к вечности, к
обителям Отчего дома. Но почему же не слышно
нашего радостного и счастливого пения? Как
много искупленных, переставших петь, и
почему? Потому что утрачена радость
спасения!
Крест Голгофы, воздвигнутый вертикально в
земле, возвещает всему человечеству о
примирении неба с землей, о примирении
грешника с Богом. Распятый Христос держит в
одной Своей руке как бы руку Отца нашего
Небесного, а в другой - нашу руку и соединяет
нас таким образом с Ним через Свою жертву и
Кровь.
Крест Голгофы возвещает всем нам,
искупленным, что мы привлечены к Иисусу
Христу драгоценной жертвой, принесенной Им
на кресте за наши грехи. Разве мы не слышим
из уст распятого нашего Господа слова: "И
когда Я вознесен буду от земли, всех
привлеку к. Себе" (Ев. Иоан. 12, 32). Что это за
сила, которая так влечет бедных грешников
ко Христу и Его голгофским ранам? Это сила
Его безграничной любви к нам!
"Горькие
травы" у подножия креста Голгофы
Исход 12, 8
"С горькими травами .пусть съедят его"...
Так гласило повеление Господне всему
ветхозаветному народу Божию в отношении
пасхального агнца. Символом пасхального
агнца в Новом Завете является хлеб и чаша с
вином в хлебопреломлении.
А что же представляют из себя в Новом Завете
"горькие травы"? "Горькие травы" -
это горечь сердца, это скорбь и (боль души.
Нужны ли нам такие горькие травы? Горечь
сердца, скорбь и боль души? Не сказано ли нам:
"Радуйтесь всегда в Господе" (Филип. 4,
4)? Да, мы радуемся, и особенно велика наша
радость на Голгофе. Ведь до Голгофы наши
плечи давила страшная тяжесть нашей вины
перед Богом, и ничто в мире не могло нас
освободить от этой тяжести.
Только на Голгофе, и нигде больше, распятый
Христос освобождает каждого кающегося
грешника от этой страшной тяжести нашей
вины перед Богом. И вера в прощение и
очищение наших грехов "в® имя Крови, за
нас пролитой на кресте", наполняет наше
сердце очень глубокой радостью. И поэтому
так естественно, что именно на Голгофе, где
находится Источник нашего прощения и
очищения, радость наша достигает
наивысшего звучания.
О каких же тогда "горьких травах" можно
говорить в связи с Голгофой- этим местом
ликования всех прощенных и очищенных
Кровью Агнца грешников? И все же мы должны
вкушать хлеб и вино трапезы Господней с "горькими
травами". .Какими же?
Поймем всю глубину страданий Христа, как их
понял апостол Павел. Он говорит в Послании к
Галатам 6, 17: "Я ношу язвы Господа Иисуса
на теле моем". В христианстве существует
слово "стигматизация", что значит
появление рубцов (стигм) на теле, и именно в
тех местах, где были раны у нашего Господа
Иисуса Христа - на руках и ногах, в области
сердца и на голове.
Считают, что апостол Павел именно в этих
местах носил "язвы" Господа Иисуса "на
теле своем", о чем он и говорит будто бы в
Гал. 6, 17.
Говорят также о стигматизации у Франциска
Ассизского, то есть что у него тоже будто бы
были рубцы от ран Христовых. В истории
христианства это явление чаще замечалось у
молодых христианок с особо чувствительным
сердцем, когда они углублялись в страдания
Христа на Голгофе и как бы переживали их
сами.
В мои юные годы, когда я много путешествовал
по нашей стране с проповедью Евангелия, в
Сухуми я получил подарок - венок из очень
длинных терний. Часто я надевал его себе на
голову, и даже при легком нажатии его я
испытывал очень острую боль и думал при
этом: Господу моему не нежной, а грубой
рукой воинов был возложен терновый венок на
чело, и Его били по голове тростью (Ев. Марк.
15, 19).
Вот такое прочувствованна Голгофы, то есть
прочувствование всех страданий Христа,
перенесенных Им на Голгофе, даст и нам
испытать горечь Его сердца, скорбь и боль
Его души. Безусловно, переживая так Голгофу,
мы поймем, что значит вкушать трапезу
Господню с "горькими травами".
"Горькими травами" будут для нас
воспоминания о нашей жизни до Голгофы.
Жизнь каждого из нас, верующих и любящих
Христа, можно разделить на два периода: на
жизнь до Голгофы и на жизнь после Голгофы.
Чтобы нам достойным образом оценить
Голгофу, мы должны лом-нить свою жизнь до
Голгофы. У некоторых из нас жизнь до Голгофы
была особенно черной - жизнью, полной
греха и порока, и мы с горечью в сердце поем
о ней: "О, как стыдно дни те вспомнить,
дни духовной слепоты, как на Твой призыв,
Спаситель, я Тебе ответил гордо: "все я
сам, не нужен Ты".
И, вспоминая эту свою печальную жизнь без
Христа, жизнь до Голгофы, мы еще не раз
прольем слезы... Слезы о прожитых во -грехе и
пороке годах - очень горькие слезы, и
напрасно мы поем: "Если б мне года былые
дано было возвратить,- мне и радостью и
счастьем было б Господу служить"... Я
говорю "мы напрасно поем" в том смысле,
что былые годы, годы до Голгофы, прожитые
без Христа, никогда нельзя возвратить; они
никогда не вернутся для посвящения их нами
Господу, но вернутся даже в обителях неба!
"Горькими травами" являются и
воспоминания об отступлениях от Христа
после обращения к Нему. Уходившие от Христа
и вновь вернувшиеся к Нему не смогут без
горьких слез вкушать трапезу Господню при
воспоминании о печальнейшем дне в своей
христианской_ жизни, когда они поднялись на
Голгофу не с целью прославить распятого
Христа за совершенное Им спасение, а чтобы
сказать Ему, как некогда, вероятно, сказал
Димас: "До свидания, Христос, мир греха и
порока стал для меня дороже, чем Ты, и
поэтому я ухожу от Тебя". Какое печальное
прощание с дорогим нашим Искупителем!
Слава Ему, что вы, отступники, уходившие от
своего Спасителя, снова вернулись к Нему, но
дни и годы, проведенные вами в отступлении
от Него, вызывают и всегда будут вызывать
горечь в ваших сердцах и скорбь и боль в
ваших душах. Горькие травы будут всегда
вашим уделом, как только ваш взор
встретится со взором распятого Искупителя,
опечаленного вашим уходом от Него.
"Горькими травами" будет для нас наше
"лаодикийское" состояние, когда с
остывшим в любви ко Христу сердцем мы будем
стоять у подножия креста Голгофы и видеть, с
какой пламенеющей любовью в сердце Он
совершает наше спасение. Едва ли без скорби
и боли в .душе мы сможем услышать из уст
нашего распятого Господа слова известной
нам песни: "Я за тебя страдал, а чем ты Мне
воздал?" И с какой "горечью в сердце мы
должны Ему сказать, если хотим быть
правдивыми: "Христос! Мы воздаем Тебе
нашим лаодикийским христианством".
Каждое хлебопреломление должно напоминать
нам о великой задаче: о нашем сораспятии со
Христом, о нашем умирании с Ним. О, какие это
"горькие травы"! "Я каждый день
умираю",- говорит всем нам сегодня
апостол Павел (1 Кор. 15, 31). "Я сораспялся
Христу" - слышим мы из уст этого же
апостола (Гал. 2, 19).
Великая разница: стоять у подножия креста
Голгофы и радоваться в своем спасении, или
умирать для своего "я" и для всего, что
неугодно нашему Господу Иисусу Христу!
Большинство христиан стоит у креста
Христова, и очень немногие сораспялись
Христу. А мы с вами какие христиане?
|