Выход

ОТ СИМОНА ИОНИНА ДО КИФЫ ПЕТРА

Первые встречи Симона Петра со Христом

Ев. Иоан. 1, 35 - 42

Знакомство с личностью апостола Петра покажет нам удивительные противоречия в его характере и жизни. Мы увидим его как простого рыбака и как великого апостола Христа. Мы узнаем его как весьма непостоянного человека и вместе с тем как твердого и целеустремленного руководителя Церкви Христовой. Мы увидим, как удивительно соединяются в нем высоты и глубины.

Он идет по морю и начинает тонуть из-за своего маловерия. Он исповедует Христа как Сына Божия, и он же слышит из уст Христа слово сатана", направленное по его адресу. Он пресвитер Иерусалимской церкви, и его же апостол Павел обличает в Антиохии перед всеми в грехе лицемерия.

И это все сочетается в одном и том же человеке - Симоне Петре. И все же Петр полон гармонии, полон цельности и единства. Эта гармония, эта цельность личности Петра заключается в том, что Христос действует в его жизни от начала и до конца и прославляется в его мученической смерти (Ев. Иоан. 21, 19). Эта цельность Петра заключается в том, что он неуклонно шел за Христом, следуя Его призыву: "Иди за Мною"!

Все мы, идущие за Христом, похожи на Петра. У всех нас много зигзагов и кривизн в нашей христианской жизни. Но при всех наших зигзагах мы должны держаться твердо и неуклонно одной цели, а именно: идти за Христом, куда бы Он нас ни повел (Откр. 14, 4)!

Как же произошла первая встреча Симона Петра со Христом? Его привел ко Христу Андрей - его родной брат. Сам Андрей только что провел целый день со Христом и познал в Нем "Христа - Мессию". Своей радостью он не мог не поделиться с родным братом, с которым он столько времени проводил в рыбачьих лодках. Отыскав Симона, Андрей говорит ему: "Мы нашли Мессию, что значит: "Христос". И привел его к Иисусу". И что же дальше? Мы читаем: "Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Ки-фа, что значит: "камень" (Петр)".

Перед Христом стоял Симон со всем его непостоянством и другими отрицательными качествами его характера. Но Христос видит его уже другим. Он видит его "Кифой - камнем", твердым, непоколебимым христианином. Путь от "Симона" до "Кифы" - нелегкий и не молниеносный.

Школа Христа, в которую вступает Петр, школа нелегкая. В ней, как и во всех школах, в один миг ничего не дается. В школе Христа требуется самое глубокое внимание к словам Учителя, самое серьезное отношение ко всем требованиям Христа, и постоянное стремление к исполнению и претворению в жизнь уроков Христа. В школе Христа духовное развитие идет по ступеням, а именно: духовные младенцы, дети, отроки, юноши, .мужи, старцы. (Вот лестница - от "Симона" до "Кифы - камня"!

И время роста нашего внутреннего человека зависит не только от Господа, но и от нас самих: от нашего усердия в учебе. На какой ступени находится наш внутренний духовный человек? Если мы всё еще "духовные младенцы", то не наша ли собственная вина в этом? Не чувствуем ли мы, что наш божественный Учитель Христос недоволен нашей учебой в Его школе и печалится о нашем медленном духовном росте и развитии?

Основой нашего ученичества, как и всего нашего христианства, должно быть послушание Христу. Именно послушание было началом ученичества Петра в школе Христа. Иисус приходит в Галилею и начинает Свою проповедь Евангелия. Вот Он идет берегом Галилейского моря и видит Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. "И сказал им Иисус: "Идите за Мною... и они тотчас... последовали за Ним" (Ев. Марк. 1, 17 - 18). Какое послушание! А ведь Христос потребовал от них большой жертвы: оставить все, что им было так близко и дорого, и пойти за Ним неизвестно куда.

Не напоминает ли нам послушание Петра Христу послушание Авраама, которому Господь сказал: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе... И пошёл Авраам, как сказал ему Господь" (Быт. 12, 1 и 4).

Послушание Петра проявилось еще и при другой встрече со Христом, о которой мы читаем в Ев. Лук, 5, 3 - 6: "Вошел в одну лодку, которая была Симонова, Он (Иисус) просил его отплыть несколько от берега, и сев учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась". Опытный рыбак. Петр выполняет повеление Христа, хотя знает, что Он не рыболов.

Петр послушен Христу, и в этом великий пример для всех нас, идущих за Христом. Послушание Христу - залог истинного христианства? Без послушания нельзя быть учеником Христа! Недостаточное послушание Христу - это главный недостаток всех христиан.

Идти за Христом - это значит быть очевидцем силы и славы Его. Пошедший за Христом Петр вскоре стал очевидцем силы и славы Христа, " был им до конца своей жизни. Силу " славу Христа Петр увидел впервые в чудесном лове рыб, и, пораженный небывалым чудом, он "припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный" (Ев. Лук. 5, в). Но перед Петром пройдут в дальнейшем многие чудеса Христа, и в каждом из них будет явлена Его божественная сила и слава.

Нельзя идти за Христом и не видеть Его силы и славы. Но как часто мы видим славу Христа только тогда, когда читаем Евангелие или слушаем проповеди о Христе. В нашей же личной жизни мы не замечаем чудес Христа, и получается, что мы знаем только Христа Палестины. Христос Палестины, конечно, дорог нам до бесконечности. Страницы Евангелия полны для нас благоухания Его слов и дел. Но мы должны иметь Христа, действующего и сегодня и в нашей личной жизни, И мы имеем Его - вовеки живого, изо дня в день творящего Свои славные дела в жизни каждого Своего последователя.

Идти за Христом - это не только быть очевидцем Его божественной славы; это значит - быть Его служителем. Следование за Христом и служение Христу - связаны неразрывно.

Петр избирается апостолом

Ев. Марк. 3, 13 - 19

"И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь"... "поставил Симона, нарекши ему имя Петр", Две цели ставит Христос при избрании Своих апостолов: 1) чтобы они были с Ним, и 2) чтобы посылать их на проповедь. Обе цели - весьма великие. Их задача - понести Евангелие всему миру. Это они делают после смерти Христа на Голгофе и после Его славного воскресения. А также после принятия силы свыше в день Пятидесятницы. До Голгофы их главной задачей будет пребывание со Христом - созерцание изо дня в день Его килы и Его небесной красоты образа. Созерцание силы Христа приведет их к вере в Его божественность, без чего проповедь Евангелия теряет свой смысл и значение. Созерцание образа Христа будет для них постоянным стимулом, побуждением к подражанию Учителю; к приобретению Его образа.

Проповедь Евангелия потребует от них большой непоколебимой веры, а также большого совершенства их внутреннего человека, их нравственных качеств. Особенно Петру будет предстоять весьма ответственная задача: нести Евангелие иудейскому миру, как апостол Павел понесет Евангелие миру язычников. Это распределение между Петром и Павлом дела проповеди Евангелия описано в Галат. 2, 7 и 9: "Увидевши, что мне вверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных... и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным".

Чтобы стать апостолом для иудеев, Симон Ионин должен был сделаться Кифой - "камнем". Три апостола - Иаков, Петр и Иоанн стали столпами в первохристианской церкви. Чтобы быть "столпом" в Церкви Христовой, надо тоже быть "Кифой". И вот Христос, наметив для Петра великое служение - быть апостолом для иудеев - готовит его шаг за шагом к этому служению.

Если Христос всех Своих последователей делает очевидцами Своих славных дел, то тем, кого Он избирает для особого служения, дает видеть то, чего не видят другие. Не станет ли теперь нам понятным вы деление Христом трех из двенадцати апостолов, а именно: Петра:, Иакова и Иоанна, то есть будущих трех столпов первохристианства. Всем апостолам была нужна школа Христа, а этим трем будущим столпам - особая.

Рассмотрим теперь те случаи, где Христос выделяет Петра, Иакова и Иоанна из среды других апостолов. Прочтем Ев. Марк. 1, 29 - 31т "Вышедши вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подошед Он поднял ее, взяв ее за руку, и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им". Мы знаем, как Петра объял ужас, когда он увидел силу Христа, явленную в чудесном лове рыб (Ев. Лук. 5, 9). А теперь в своем доме он снова делается свидетелем силы Христа, явленной в моментальном исцелении его тяжело больной тещи.

Мы знаем, как был поражен Нафанаил всеведением Христа, когда услышал из Его божественных уст слова: "Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя" (Ев. Иоан. 1, 48). Мы знаем также слова Христа к Нафанаилу: "Увидишь больше сего" (Ев. Иоан. -1,50). Так было и с Петром: он видел все больше и больше могущество Христа, он постигал все больше и больше Его вечную божественную силу. Мы читаем в Ев. Марк. 5, 37 - 42: "И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна... приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит... И взяв девицу за руку, говорит ей: "Талифа - Куми", что значит: "девица, тебе говорю, встань!" И девица тотчас встала и начала ходить"... Велика была сила, явленная Христом в необыкновенном лове рыб. Еще большая сила была явлена Христом в исцелении тещи Петра. Но воскрешение дочери Иаира показало Петру, что для Христа нет ничего невозможного и что сила Его не имеет границ. Но Петр должен был увидеть еще больше.

И вот перед нами гора Преображения. Мы читаем о великом событии на этой горе следующее: "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна... и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Ев. Матф. 17, 1 - 2). Видеть преображенного Христа было дано только трем апостолам - все тем же будущим трем столпам Церкви: Петру, Иакову и Иоанну. Вид преображенного Христа был настолько величествен, что очарованный Петр воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Ев. Матф. 17, 4). Жизнь Христа, полная божественной силы и славы, проходила пред очами всех апостолов, но в особой мере пред Петром, Иаковом и Иоанном.

По прошествии многих, многих лет апостол Иоанн вспоминает эту полную небесной славы жизнь Христа и говорит: "Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ев. Иоанн. 1, 14).

Может ли нас удивлять после такого созерцания божественной силы и небесной славы Христа ответ Петра на вопрос Его: "А вы за кого почитаете Меня?" "Ты - Христос, Сын Бога Живого" (Ев. Матф. 16, 15 - 116). Эти слова Петра свидетельствуют о том, что в общении со Христом он достиг высокой ступени познания Его. Вспомним цель избрания апостолов: "чтобы посылать их на проповедь". Для проповеди же необходимо знание Христа. И мы видим, как апостолы приобретали это важнейшее знание у ног Христа.

На горе Преображения Петр и два других апостола были очевидцами величайшей славы Христа. Петр мог призывать детей Божиих к исполнению их благословенной задачи: "возвещать совершенства призывавшего их из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петр. 2, 9), потому что он сам возвещал Христа, полного силы и славы.

Но Петр был очевидцем и другой стороны в жизни Христа, а именно - Его глубочайшего уничижения. Петр был очевидцем не только горы Преображения, но и Гефсиманского сада. Мы читаем в Ев. Марк. 14, 33 - 34: "И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно"... К сожалению, и Петр, и Иаков, и Иоанн смотрели в Гефсимании на скорбящего смертельно Христа "отяжелевшими" от сна глазами (Ев. Марк. 14, 40). Мы можем уверенно говорить, что сон Петра в Гефсиманском саду был началом падения его во дворе первосвященника Каиафы. Какое множество детей Господних смотрит на Христа тоже отяжелевшими от духовного сна глазами. Как же мы можем такими глазами видеть славу нашего Господа Иисуса Христа?

Следуя за Христом, видя Его славные дела на каждом шагу и слыша Его божественные слова, Петр пришел к твердой вере в Него и горячей любви к Нему - этим двум качествам, без которых нельзя быть ни апостолом, ни проповедником Евангелия. Нельзя сомневаться в искренности его веры, когда он сказал Христу: "Ты - Христос, Сын Бога Живого". И нельзя сомневаться в искренности его любви ко Христу, когда он на пути в Гефсиманию дал Ему такое торжественное обещание: "Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя" (Ев. Матф. 26, 35). Из любви ко Христу Петр извлек и меч в защиту Его... Из любви ко Христу Петр дошел до самого двора первосвященника (Ев. Матф. 26, 58).

Петр... утопающий

Ев. Матф. 14, 22 - 34

Чем больше мы изучаем жизнь и характер апостола Петра, тем больше мы видим его удивительные контрасты, то есть резкие противоположности. Перед нами его высоты и низины. В нем удивительно сочетаются крылья орла с крыльями мотылька. Перед нами про!ходят его победы и его поражения. Но разве только у Петра эти контрасты в жизни и характере? Разве их нет у других апостолов?

Возьмем апостола Фому. Ему принадлежат полные мужества слова: "Пойдем и мы умрем с Ним" (Ев. Иоан. 11, 16). И Фоме же принадлежат слова, но полные уныния: "Если не увижу... не поверю" (Ев. Иоан. 20, 25). Возьмем апостола Иоанна: он - "воанергес", то есть "сын громов", и он же апостол великой любви. Ему принадлежат слова: "Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал" (Ев. Лук. 9, 54). И ему же принадлежат слова: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоан. 4, 7 - 8). А если мы внимательно рассмотрим свое христианство, свою личную христианскую жизнь и свой собственный характер, то мы убедимся, что у нас ничуть не меньше этих контрастов, этих противоположностей, этого сочетания высот и низин.

Апостол Павел в своем Послании к Римлянам, в 7-й главе, объясняет нам причину наших "низин", нашихпоражений в духовной жизни. Он пишет: "Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу... бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти" (Римл. 7, 18 - 24). Как ясно: причина наших низин, причина наших поражений - наша "плоть".

Сейчас мы увидим одну из "высот" и одну из "низин" в жизни Петра. Перед нами Галилейское море - страшное, разбушевавшееся, причем буря разразилась ночью. Лодка с апостолами - на середине моря и ее бьет волнами... В эти опасные минуты по грозным волнам Христос идет к Своим ученикам и говорит им: "Ободритесь, это Я, не бойтесь".

Это чудо - хождение Христа по морю - не удивляет тех, кто верит в Него как в Бога. Но нас удивляет "высота", на которую поднялся Петр во время этой страшной бури. Он говорит Христу: "Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу"... Как удивительно: возможное только для Христа стало возможным и для Петра. О, если бы он прошел свой замечательный путь до конца, то есть до Христа и обратно до лодки! Но он не прошел его. И за высотой последовала "низина": Петр начал тонуть, и мы слышим крик его: "Господи! спаси меня".

Христос хочет, чтобы мы Ему подражали. Многое прекрасное, что мы видим в Его земной жизни, возможно и для нас, идущих за Ним.

Мы должны стремиться к такой же жизни молитвы, какой жил наш Господь Иисус Христос. Его жизнь была полна благословенного служения людям. С раннего утра и до позднего вечера Его окружал страждущий народ. Всем Он нес помощь и утешение, как мы читаем в Ев. Лук. 6, 19: "И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех". Но чтобы эта благословенна сила не иссякала, Христос пополнял ее в молитве. Вот почему жизнь Христа на нашей земле была жизнью непрестанной молитвы. И нам хочется сказать Христу: "Повели нам жить такою же жизнью - жизнью непрестанной молитвы".

Христос сказал о Себе: "Я свет миру" (Ев. Иоан. 8, 12). И это сказал Тот, Кто был плотником в Назарете, а когда вышел на Свое большое служение - не имел, где приклонить Свою голову. Чем же сиял Христос в нашем мире? Своей абсолютной святостью и безграничной любовью! Он - "Солнце правды" без единого пятна, и никто во всей вселенной не может обличить Его в неправде (Ев. Иоан. 8, 46). Он, Который умыл ноги Своему предателю и умер на Голгофе за грех и зло всего мира, Он сиял, сияет и будет сиять во веки веков Своей безграничной любовью. Мы же, Его ученики, не раз говорили Ему, подобно Петру: "Господи! если Ты так сияешь святостью и любовью, то позволь нам прийти к Тебе, чтобы сиять в мире такой же святостью и такой же любовью..."

Петр шел по волнам и уподобился в этом Самому Христу. Он поднялся на большую духовную высоту и вдруг... начал тонуть. Высота сменилась "низиной", и он слышит из уст Христа порицание себе: "Маловерный"! И у нас были в жизни высоты и низины. Мы уподоблялись Христу во многом; мы были, может быть, замечательными молитвенниками, мы шли путем чистоты и святости, в нас сияла красота любви Христа... Словом, многое трудное в нашей христианской жизни стало возможным для нас, - мы как бы пошли по воде. И вдруг начали тонуть... молитва стала вялой, нас потянул грех к себе, себялюбие завладело нами, и мы перестали любить наших ближних. Словом, с наших благословенных высот мы попали в какое-то болото, и наше христианство оказалось на очень низком уровне.

Апостол Петр тонул не только в море. Там погружались в бездну только его физические ноги. Но мы видим его утопающим во дворе первосвященника Каиафы. Здесь начала тонуть его душа. Это была уже другая "низина" в жизни Петра. Но удивительно, что и этой низине предшествовала духовная высота. В то время как после Гефсиманского сада апостолы исчезают, Петр не исчезает. Он хочет быть верным Христу. Он - рядом со Христом в синедрионе: он видит Христа, и Христос видит его. Какое мужество! Какая смелость! Хочется радоваться за Петра: он верен своему обещанию, которое он дал Христу словами: "С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти" (Ев. Лук. 22, 33). И во дворе первосвященника он так мужествен: он не таится, а "сел со служителями, чтобы видеть конец" (Ев. Матф. 26, 58). И думается, что когда придет этот конец и Христа поведут на смерть, Петр выступит вперед и скажет: ведите и меня с Ним! Вот на какой высоте мы видим Петра. Но что это за перемена, совершившаяся с Петром? Мы читаем в Ев. Матф. 26, 69 - 74: "Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся пред всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух!" Вот он - утопающий Петр. Вот его другая "низина".

И теперь перед нами вопрос: в чем же дело? Где причина этих чередований высот и низин в жизни Петра и других апостолов, а также и в жизни тысяч христиан? И нам придется ответить на этот вопрос словами Евангелия: "Еще не было на них Духа Святого" (Ев. Иоан. 7, 39).

Восстановленный Петр

Ев. Иоан. 21, 15 - 17

Мы видели печальную картину: утопающего телом Петра и утопающего душою Петра. Теперь перед нами светлая и отрадная картина: Христос призывает прощенного Им Петра на великое служение. Прощенного Петра... а когда же он был прощен за свое отречение от Христа?

Ангельский мир не только радуется о покаянии и обращении даже одного только грешника, но он,и печалится о падении даже одного праведника. В ангельском мире была печаль и о падении Петра. Вот почему один из представителей ангельского мира в утро воскресения Христа думал о падшем Петре, когда сказал женам - мироносицам: "Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите" (Ев. Марк. 16, ,7).

Но и воскресший Христос имел на сердце плачущего от сознания своего греха Петра, и Он явился ему особо и даже прежде, чем всем другим апостолам (1 Кор. 16, 5). И, конечно, воскресший Христос явился Петру с прощением и помилованием Но прощение не есть еще восстановление на апостольское служение; и слава Господу, что в Евангелии мы имеем повествование и о восстановлении Петра на служение. И как просто совершилось это восстановление Петра на служение.

Призыв Христа к служению Петр слышал неоднократно. Еще в самом начале следования за Христом, после чудесного лова рыб, Петр услышал из уст Христа слова: "Отныне будешь ловить человеков" Ев. Лук. б, 10). Затем перед Своей молитвой в Гефсимании Христос сказал Петру: "Симон... Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих" (Ев. Лук. 22, 32). Но на пути к этому великому служению Петра стояли преграды: его непостоянство, его неуравновешенный характер, его самомнение и, наконец, его печальное падение. После такого падения Петра у нас могло бы явиться сомнение, что он когда-либо будет способен "утверждать" братьев своих.

И как удивительно, что Христос говорит Петру о его работе по утверждению братьев всего за несколько часов до его отречения. О чем это говорит? О том, что Христос хорошо знал сердце Петра и видел в этом сердце любовь к Учителю даже тогда, когда он устами отрекался от Него. Конечно, и отречение устами был трех, который Петр горько оплакал. Но грех Петра был бы во много раз тяжелее, если бы он отрекся от Христа не только устами, но и сердцем.

Вопрос Христа, поставленный Петру перед его восстановлением на служение, - это вопрос Христа каждому христианину и каждой христианке, имеющим желание трудиться в винограднике Господнем. Вопрос Христа может казаться очень простым и ясным, и как будто так легко дать на него ответ. Но это чрезвычайно глубокий вопрос. Обычно экзаменаторы задают всё новые и новые вопросы. А Христос, экзаменуя Петра, три раза задает ему один и тот же вопрос. Этим Христос хочет сказать: Петр, вникни глубже в Мой вопрос! Ибо дело касается бесконечно важного.

Вникнем и мы глубже в вопрос Христа, поскольку он направлен и к нам. Итак, Христос спрашивает Петра, но и каждого из нас: "Любишь ли ты Меня?" И мы все легко и быстро давали ответ на этот вопрос Христа: "Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя".

Но что значит любить Христа и в каком смысле Христос спрашивает нас о нашей любви к Нему? Вот смысл вопроса Христа: "Любишь ли ты Меня более, чем кого-либо другого в мире? Подумай о жене, о муже, о женихе, о невесте, о сыне или дочери... Дороже ли Я для тебя всех, кого ты любишь?"

"Любишь ли ты Меня?" Это означает: доверишься ли ты Мне, когда Я поведу тебя от одной скорби к другой, из одной "долины плача" в другую?

"Любишь ли ты Меня?" Это значит: готов ли ты согласиться на Мое воспитание? Я хочу научить тебя любить все то, что Я люблю, и ненавидеть все то, что Я ненавижу!

"Любишь ли ты Меня?" Это означает: любишь ли ты Меня настолько, чтобы разделить со Мною Мою участь на земле: быть презренным и уничиженным среди людей, быть ненавидимым, покинутым всеми?

"Любишь ли ты Меня?" Это значит: любишь ли ты Меня настолько, чтобы верить, что в отношении тебя у Меня одна только цель, а именно - твое благо, и только благо, даже тогда, когда Я поведу тебя самой трудной, самой тернистой дорогой?

Так глубок, по своему содержанию, вопрос Христа, заданный Петру и задаваемый каждому из нас. И ответ наш на этот вопрос должен быть глубоко продуманным. Кроме того, любовь требует испытания, если она не должна быть только словами. Дай Бог, чтобы наша любовь ко Христу оказалась "дубом", испытанным в тысячах бурь.

После испытания сердца Петра Христос дает ему поручение: "Паси агнцев Моих! паси овец Моих!" Эти слова Христа уже не оставляют сомнения в том, что Петр был призван Самим Христом на пресвитерское служение, на высочайшее служение в Церкви - служение пастыря. Стадо овец Христовых, которое предстояло пасти апостолу Петру, было весьма большим стадом. Достаточно упомянуть хотя бы только Иерусалимскую церковь. Но Христос поручает пасти и очень небольшое количество Своих овец. И даже может поручить пасти одну только овечку. В таких случаях любой член церкви может оказаться пастырем.

Что же нужно для пастыря хотя бы даже одной овцы? Во-первых, обладание пажитью сочной и свежей, чтобы на ней пасти овец. И мы все обладаем такой пажитью, прекрасной "злачной пажитью", как воспевает ее Давид (Пс. 22, 2). И этой злачной пажитью является не что иное, как драгоценное Слово Божие, богатое самой лучшей духовной пищей для овец Христовых. Во-вторых, каждый пастырь, будь он даже пастырем одной только овцы, должен подражать Христу, как самому совершенному Пастырю, положившему жизнь Свою за овец Своих (Ев. Иоан. 10, 11).

Каждый пастырь, хотя бы он был пастырем одной овцы, должен приобрести сердце Пастыря Христа, Который так мудр и осторожен в Своем пастырстве, что даже "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит" (Ев. Матф. 12, 20). И именно такое сердце приобрел Петр, когда он стал "сопастырем" Христа (1 Петр. 5, 1).

Истинная любовь ко Христу в наших сердцах обязательно породит в нас горячую любовь к Его божественному Слову. Любя Христа, мы не можем не пастись, прежде всего, сами на злачных пажитях Его слова, а испытав сладость этих пажитей, мы, конечно, будем всех овец Христовых направлять к Слову Божьему - этой лучшей пище для наших бессмертных душ. Вот что означают слова Христа "Паси агнцев Моих! паси овец Моих", - слова, которые, в первую очередь, относятся к пастырям церквей, но и к каждому чаду Божьему, если оно печется хотя бы об одной душе.

Симон становится Петром

Ев. Иоан. 1, 42

Перед нами прошла жизнь Симона Ионина с ее низинами и высотами. Но когда же мы увидим Кифу - Петра с жизнью на высотах Христовых? Когда же исполнится обетование, данное ему Христом: "Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: "камень" (Петр)". Обетование Христа исполнилось в день Пятидесятницы, когда Петр, как и другие апостолы, получил силу свыше, силу Святого Духа. Именно сила Духа Святого сделала Симона Петром, сделала его совершенно другим, новым человеком, сделала его благословенным служителем Христа и Его Церкви.

Книга Деяний Апостолов показывает нам нового Петра. В первой половине Книги Деяний Апостолов мы видим апостола Петра почти в каждой главе. Вторая половина Книги Деяний Апостолов занята служением апостола Павла. Каким же мы видим Петра в Книге Деяний Апостолов?

Мы читаем о Петре, только что получившем силу свыше, силу Духа Святого: "Петр... возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме!.. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете, Сего... вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его... Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. Ап. 2, 14 - 36). Это слова Петра, который еще так недавно задрожал перед служанкой во дворе первосвященника и сказал неправду, что он не знает Христа. И результатом этих слов было обращение ко Христу трех тысяч душ. Какая разница между старым Петром и Петром новым! Дух Святой произвел в нем эту удивительную перемену!

Сейчас мы увидим Петра, наделенного Духом Святым даром исцеления. Мы читаем в третьей главе Деяний Апостолов: "Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна пред входом во храм, просил у них милостыни... Петр сказал: серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступени и колена, и... начал ходить, и вошел с ними в храм... весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова!... прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его; но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели... Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян. Ап. 3, 1 - 19). Какой же был результат этой проповеди Петра? В Деян. Ап. 4, 4 мы читаем: "Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч". И снова у нас удивление: да тот ли это Симон, который, испугавшись ветра и начав тонуть в волнах Галилейского моря, закричал: "Господи! спаси меня"?

А вот перед нами Петр, стоящий посреди синедриона. Перед кем же стоял Петр? Перед ним не простой народ, перед ним "начальники и старейшины и книжники, и Анна первосвященник и Каиафа и Иоанн и Александр и прочие из рода первосвященнического" (Деян. Ап. 4, 5 - 6). Синедрион - это грозное судилище: он осудил Иисуса Христа на смерть, он Приговорил Стефана к побиению камнями; он мог легко расправиться и с Петром. Петру задают вопрос: "Какою силою или каким именем вы сделали это?"

Послушаем, что говорит Петр в этом опасном месте. "Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. Ап. 4, 7 - 12). Какое прекрасное свидетельство Петра о Христе в этом высоком собрании знатнейших представителей израильского народа!

Печальная история с грехом Анании и Сапфиры показывает нам Петра как пастыря большой Иерусалимской церкви, смело обличающего согрешивших, хотя они и были богатыми членами церкви. Петр был пастырем церкви без лицеприятия, и это качество в нем было плодом Святого Духа. Надо сказать, что очень мало пресвитеров, у которых нет лицеприятия, и это является горем для многих церквей. Каким примером для всех пресвитеров является Петр, не знающий лицеприятия и пристрастия в своем пресвитер оком служении! Анания и Сапфира были богатыми, а потому и видными членами Иерусалимской церкви, и не всякий пресвитер стал бы их обличать пред всеми. Но исполненный Духа Святого Петр не смотрел на лицо, и он, как хороший хирург, дерзновенно вскрывает появившийся в церкви гнойник.

Старый Петр был очень узкий иудей. Он вмещал в своем сердце только свой народ. Общение с язычниками он считал великим грехом. И все же Дух Святой расширил его узкое сердце, и мы видим его в доме язычника Корнилия, где он свидетельствовал ему и другим собравшимся язычникам о Спасителе мира Христе, в результате чего дар Святого Духа излился и на язычников. (Деян. Ап. 10, 44 - 45). Это общение Петра с язычниками вызвало нарекание со стороны иудеев, которые говорили ему: "Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними" (Деян. Ап. 11, 2 - 3). Петр же не смутился от этих слов: он знал, что Дух Святой расширил его сердце и повел его к жаждавшему спасения язычнику. Дерзновенно и без малейшего сомнения Петр говорит иудеям, упрекавшим его за общение с язычниками в доме Корнилия: "Дух сказал мне, чтобы я шел... ни мало не сомневаясь" (Деян. Ап. 11, 12). Смотрите, на каких высотах ходит новый Петр, и низин в его новой жизни мы больше не видим. Это расширенное Духом Святым сердце нового Петра мы видим и на апостольском совещании в Иерусалиме.

Послушаем, что Петр говорит на этом совещании: "По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтоб из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. (Деян. Ап. 15, 7 - 11). Симон Ионин так не мог бы говорить; так мог говорить только Петр, исполненный Духа Святого.

Посмотрим еще на нового Петра, столь непохожего на старого. В Деян. Ап. 12, 6 мы читаем: "Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями..." Обреченный на смерть Петр спит... Только что был обезглавлен Иродом апостол Иаков, теперь была очередь за Петром, и тот, чей испуганный крик раздался на Галилейском море - "Господи! спаси меня!" - спит теперь накануне казни безмятежным сном. Такой покой перед лицом смерти дарует только Дух Святой. И мы можем не сомневаться, что с таким же покоем в сердце шел Петр позднее на распятие.

Мы видели старого и нового Петра. Чередование низин и высот мы видели у Симона Ионина до получения силы свыше, силы Духа Святого. Жизнь на высотах Христовых была уделом Петра, исполненного Духа Святого, о чем так ярко свидетельствуют страницы Книги Деяний Апостолов.

На кого мы похожи - на старого или нового Петра: на Симона Ионина, не получившего еще силы свыше, или на Кифу Петра, исполненного Духа Святого? Нас всех тяготит наше непостоянство: то сердца наши горят и пылают к Господу, то мы становимся равнодушными и к Слову Божию, и к молитве, и к служению нашему Спасителю.

Это чередование высот и низин, а больше пребывание в низинах является уделом большинства детей Господних. Мы - Симоны, а не Кифы. И пока мы не будем стремиться к постоянному исполнению Духа Святого - мы не будем знать высот Христовых в нашем (бедном христианстве. Только Дух Святой будет поднимать нас на эти благословенные высоты!