ЛУЧИ ВИФЛЕЕМА"В
начале было Слово... и Слово стало плотию" Ев. Иоан. 1, 1 и 14 "В начале было Слово"... Здесь идет речь не о наших человеческих началах, а о начале Божием, которое можно назвать "безначальным началом", началом только в смысле существования чего-то до сотворения мира. Словами "в начале было Слово" Евангелие говорит нам, что до того, как появилась вселенная, было Слово, и это Слово было Богом. Из Евангелия мы узнаем, что это вечное, безначальное Слово было Творцом всего видимого и невидимого мира, как сказано: "Все чрез Него начало быть". Что же это за Слово, которое было до создания мира и через которое появился мир и вся Вселенная? Если бы не было 14 стиха первой главы Евангелия Иоанна, мы стояли бы перед неразрешимой загадкой: что означает "Слово", которое было "в начале"? Но теперь нам ясно, что вечным Словом является наш Господь Иисус Христос, о чем нам говорят слова Евангелия: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины". Но почему же в Евангелии Христос называется "Словом"? Мы легко поймем это, если согласимся, что всякое слово является выражением мысли и раскрытием всего непонятного и сокровенного. Возьмем такой пример: вот по улице идет человек; он спешит, но куда и зачем никому не известно. Но вот он открывает уста и произносит слева: "Я спешу на работу", или: "Я спешу к умирающему человеку", и всем становится ясно, куда он идет и почему он спешит. И ясным это сделало только его слово. Почему же Христос назван Словом? Потому что Он делает невидимого Бога видимым для нас. Христос является откровением сокровенного Бога; Он уясняет нам Бога, Который был для нас непонятным и неведомым Богом. Мы знаем, как однажды апостол Павел пришел в Афины и увидел на улицах его множество жертвенников, посвященных разным богам, и среди этого множества жертвенников он увидел один жертвенник с надписью на нем: "Неведомому Богу". И этот Бог так и остался бы "неведомым Богом" для афинян, если бы апостол Павел своим словом не объяснил им, что истинным и живым Богом, Которого они назвали "неведомым", является Иисус Христос, Который умер на Голгофе за грехи мира. Слово апостола Павла о Христе сделало "неведомого Бога" близким и понятным для его слушателей. Как слово вообще делает понятным непонятное, так и Христос это вечное Слово сделал понятным непонятного для нас Бога. Как же открывает Христос "неведомого" для человечества Бога? Христос открывает невидимого Бога через видимый мир, созданный Им же Самим. Весь видимый мир являет нам Бога, как говорит ап. Павел в Послании к Римлянам 1, 20: "Невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы". Псалмопевец Давид говорит, что вся Вселенная проповедует о невидимом Боге: "Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18, 2), то есть земля. Мне хочется назвать три известных имени людей науки, которые особенно явственно видели незримого Бога в видимой природе и написали три знаменитые книги. Это французский астроном Фламмарион, написавший среди многих своих книг книгу "Бог в природе"; затем английский профессор Друммонд, написавший знаменитую книгу под названа ем "Естественный закон в духовном мире", и, наконец, немецкий профессор Беттекс, который написал чудеснейшую книгу "Песнь творения". Достаточно прочесть эти три книги, чтобы увидеть невидимого Бога в видимом вещественном мире. Христос открыл людям невидимого Бога Своим воплощением, то есть тем, что Он пришел на нашу землю как Сын Человеческий, о чем так ясно говорит ап. Павел в 1 Тим. 3, 16: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти". Такое как будто далекое от человечества Слово явилось в лице Иисуса Христа на землю и обитало среди людей, "полное благодати и истины". "Слово стало плотию"... Вифлеем дал нам евангельского Иисуса, то есть Христа, Который в нашей человеческой плоти изо дня в день жил на нашей земле, и эта жизнь Христа на земле описана на страницах Евангелия как жизнь, полная благодати и истины. Христос открывал изо дня в день людям невидимого Бога в Себе Самом, то есть в Своем характере и в Своей жизни. Вспомним замечательный разговор между Христом и апостолом Филиппом. Филиппу хотелось увидеть Бога, и он говорит Христу: "Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца" (Ев. Иоан. 14, 9)? В Своей безграничной любви Христос явил людям безграничную любовь невидимого Бога: ведь все дела Христа были делами любви, и все слова Его были словами любви. О безграничной любви Божией, явленной в Иисусе Христе, апостол Павел пишет такие слова в Ефес. 3, 18 19: "Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову". Но всю безграничность любви невидимого Бога Христос явил нам на Голгофе в Своих невыразимых страданиях и в Своей смерти за наши грехи. Да, именно Христос открыл нам любящее сердце вечного Бога; именно Он, Христос, открыл нам величайшую истину, что "Бог есть любовь". Христос открыл нам и другие свойства невидимого Бога. В Своей святости, чистоте и непорочности Христос явил нам абсолютную святость Бога. В божественной премудрости Своего учения Христос явил безграничную премудрость вечного Бога. В силе, которой Христос творил Свои великие чудеса, были явлены всемогущество невидимого Бога и Его вечная божественная слава. И, наконец, в Своем величайшем учении Христос открыл нам Бога, как нашего любящего Небесного Отца. Откровение Бога, как Небесного Отца человеков, это одно из величайших откровений, полученных нами от Христа. "Пришел
к своим, и свои его не приняли" Ев. Иоан. 1, 6 12 "Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него". Так описывает Евангелие славное служение Иоанна Крестителя. Его служение заключалось в свидетельстве о Свете, о Солнце правды, об Иисусе Христе. Но о Христе свидетельствовали и все пророки Ветхого Завета: и Исайя, и Иеремия, и Иезекииль, и Даниил, и Михей, и Аввакум, и Аггей, и Захария, и Малахия, и все другие пророки большие и малые. По словам Иисуса Христа, Иоанн Креститель является наибольшим из всех пророков, ибо он свидетельствовал о пришедшем уже Христе, в то время как все другие пророки говорили о Христе, Которому должно прийти (Ев. Матф. 11, 9 10). В лице Иоанна Крестителя перед нами предстает весь сонм ветхозаветных свидетелей о Христе. Но только ли ветхозаветных? А все апостолы разве не являются благословенными свидетелями о Христе, как о Свете, как о Солнце правды? И не только апостолы, но и все служители Христа, и все бесчисленные "неизвестные солдаты" воинства Христова были посланы от Бога "для свидетельства", чтобы свидетельствовать о Христе Свете, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Мы должны знать, что все свидетели Христовы Ветхого или Нового Завета, большие они или малые или совсем никому не известные, все они драгоценны в очах Господних, ибо все они являются путеводителями ко Христу. Евангелие говорит, что Христос пришел на нашу землю как "Свет истинный", просвещающий всякого человека. Мы знаем торжественное заявление нашего Господа Иисуса Христа, которое гласит: "Я свет миру" (Ев. Иоан. 8, 12). Пророк Малахия называет Его "Солнцем правды" (Мал. 4, 2). Сияет ли Христос перед нами, как сияет солнце на летнем безоблачном небе? Чувствуем ли мы, как Христос согревает наше сердце? Проникают ли Его лучи в каждый уголок нашей жизни, как проникают лучи солнца во все уголки Вселенной? Производит ли Христос благодатную весну в наших душах? Мы знаем, как физическое солнце преображает и окрашивает все в самые яркие цвета. Преображает ли Христос все в нашей жизни, и превращает ли Он наши пустыни в цветущие сады? Писание говорит, что Солнце правды несет исцеление в лучах своих. Черпаем ли мы от Христа исцеление от всех наших недугов? Как и физическое солнце, Христос доступен для всех: Он хочет озарять Своим божественным светом жизнь каждого человека. Небесные лучи озарили бедных и простых пастухов в Вифлееме, и эти же лучи озарили ученого Савла на пути в Дамаск. Хотят люди жить при ярком свете Христа или нет, Он был, есть и будет "истинным Светом" и слова Его "Я свет миру" останутся незыблемыми навеки и навсегда! "В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал"! Не будем думать, что наш Господь Иисус Христос был в мире только в течение определенного времени от дня рождения в Вифлееме до дня вознесения с горы Елеонской. Нет, Он был в мире со дня Его сотворения, руководя им и управляя, как сказано в Колос. 1, 17: "Все Им стоит". Апостол Павел показывает нам Христа, пребывающего неизменно среди человечества. Послушаем, что он говорит о Христе, пребывающем в мире: "(Христос), Который сотворил небо и землю и море и все, что в них; Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши" (Деян. Ап. 14, 15 17). Но это пребывание Христа в мире было невидимым, как оно невидимо и теперь для наших физических очей. Говоря о том, что Христос был в мире, Евангелие хочет нам сказать о пребывании на земле Христа во плоти, в видимом образе. И, ходя по нашей земле, Он залил Своим божественным светом все города и селения Палестины. О жителях, например, языческой Галилеи мы читаем в Ев. Матф. 4, 16: "Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет". Этот великий свет ярко сиял и во всех делах Христовых, и во всех словах Его. И все же "мир Его не познал", то есть закрыл свои глаза от этого Света. Христос поясняет нам: "Всякий, делающий злое, ненавидит свет и ке идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ев. Иоан. 3, 20). О, как боялся царь Ирод света Христа, потому что он жил в явном и сознательном грехе! Он повелел даже голову отрубить тому, кто свидетельствовал ему о Христе. "Пришел к своим, и свои Его не приняли". Христос пришел к иудеям, то есть к тому народу, который Он Сам отделил от прочих народов и которому Он являл Себя через пророков. Он пришел к иудеям, которые имели Священное Писание, свидетельствовавшее им о Нем, их Мессии. Они ожидали Христа Мессию, но увы, когда Он пришел, они отвернулись от Него, били Его по ланитам, плевали Ему в лицо и, наконец, осудили Его на смерть. Вот как они отнеслись к Иисусу Христу, Который пришел, чтобы и их озарить Своим светом и дать им новое сердце и новую жизнь, полную света и радости. Какой печалью исполнены слова Христа к Своему народу, отказавшемуся принять Его: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели" (Ев. Матф. 23, 37)! И все же принявших Христа великое множество. Сердце наше исполняется величайшим восторгом, когда мы узнаем из Евангелия, что принявших Христа и возлюбивших Его нельзя будет перечесть такое множество окажется их перед престолом Бога и Агнца. Мы должны почаще созерцать дивную картину, описанную в Откров. 7, 9: "После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих". После таких печальных слов, как слова: "В мире был... и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли" как отрадно слышать о великом множестве людей, которые и познали Христа, и приняли Его, и были готовы на любую жертву ради Него. Рождение
Иисуса Христа Ев. Лук. 2, 1 7 День пришествия Иисуса Христа на землю был обещан Богом еще самому первому человеку Адаму. Адам и Ева через грех непослушания потеряли рай, но Бог обещает им пришествие второго Адама Адама с неба, Иисуса Христа, Который искупит их грех на Голгофском кресте и возвратит им утраченный рай. И через все века Ветхого Завета Бог через Своих пророков все снова и снова повторял Свое обетование о пришествии Христа Мессии. Через весь Ветхий Завет слышатся как бы рождественские колокола то в громогласных звуках, то в мягких и нежных тонах. И в результате Христос стал "Желаемым всеми народами" (Аг. 2, 7) как языческими, так и народом иудейским. Вот почему у яслей Вифлеема мы видим и пастухов-иудеев и волхвов-язычников, поклоняющихся Младенцу Иисусу. И вот наступило время исполнения всех ветхозаветных пророчеств пророчеств о рождении Иисуса Христа. Прежде всего пророчество гласило, что Он родится в Вифлееме, в одном из самых малых городов Палестины. Но как могло исполниться это пророчество и как мог Христос родиться в Вифлееме, когда дева Мария жила в Галилее, в городе Назарете? Тут действовала незримая рука нашего всемогущего Бога! Первому императору Римской империи Бог внушил желание сделать перепись по всей римской земле. И вот кесарь Август издает указ о переписи, согласно которому все жители Палестины должны были для переписи отправиться в места своих предков. Вот каким образом Мария очутилась в Вифлееме. И вот почему Христос родился не в Назарете и не на пути в Вифлеем, а именно в Вифлееме, как гласило древнее пророчество (Мих. 5, 2). Император Август, повелевая сделать перепись, не думал, что он будет орудием в руках неведомого для него Бога. Не думал он, что поможет родиться Христу, Царю всех царей, там, где Ему должно было родиться согласно всем ветхозаветным пророчествам. Не мог думать император Август и о том, что учение Иисуса Христа потрясет впоследствии основы его государства, основы могущественной Римской империи. Христос родился, если так можно выразиться, на чужбине не в доме матери Своей в Назарете. Там Его ожидала бы заботливо приготовленная колыбель. А в Вифлееме Он родился в хлеву, потому что лучшего места для Него не нашлось. Конечно, Христос мог бы прийти на нашу землю при трубных звуках ангелов; или Он мог бы родиться в лучшем из всех дворцов мира. Но Он родился самым бедным из бедных и лежал на жесткой, колючей соломе. В этом обеднении Царя всех царей сокрыты многие драгоценные истины. Возьмем солому, служившую подстилкой для Младенца Иисуса. О чем говорит нам солома? О колосьях хлеба, которые были на ней! Кто же лежал на соломе в бедных яслях Вифлеема? Лежал Тот, Который впоследствии сказал о Себе: "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Ев. Иоан. 6, 35). Маленький скромный городок Вифлеем... О чем говорит его название? Вифлеем означает "дом хлеба". И снова перед нами Христос как хлеб жизни, как хлеб для наших бессмертных душ. Спаситель мира родился в хлеву, то есть в самой скромной обстановке. И это говорит нам об одной очень драгоценной истине, которая записана алмазным резцом в Книге пророка Исайи 57,15: "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных". Как же мог Друг смиренных и сокрушенных родиться во дворце? Божественный Младенец родился в хлеву, то есть в обиталище овец и ягнят. Разве не свидетельствует нам это о драгоценной истине, что во Христе мы имеем Агнца Божьего, закланного за грех мира на кресте Голгофы (Ев. Иоан. 1, 29)? Христос был беден не только в яслях Вифлеема; Он был беден от яслей до Голгофы, от дня рождения до дня смерти, и об этом Он засвидетельствовал словами, известными всем христианам мира: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Ев. Лук. 9, 58). Только такой "бездомностью" и смертью не на чистой богатой постели, а на деревянном, позорном кресте Христос приобрел для нас вечные обители Отцовского дома в небесах. Об обогащении нас Его нищетою ясно сказано в 2 Кор. 8, 9: "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою". Христос родился в хлеву, но хлев всегда бывает при доме хозяина. Есть предположение, что хлев, в котором родился наш Господь Иисус Христос, принадлежал в далекие времена Воозу и Руфи, а позднее отцу псалмопевца Давида Иессею. И если это так, то как отрадно сознавать, что Христос родился на том самом месте, где Его великий прообраз Давид проводил свое детство и юность, и, может быть, в том самом хлеву, куда юный Давид загонял овец отца, своего. Будучи младенцами, мы все получили то или другое имя. И полученное имя мы проносим через всю нашу земную жизнь. Нравится ли нам наше имя или нет, но мы его получили и не отказываемся от него. Есть имена красивые и некрасивые, многозначительные и ничего не говорящие. Младенец Вифлеема тоже получил Свое имя "Иисус", что означает Спаситель. Это имя прекрасно, потому что оно дано Младенцу Вифлеема по повелению Бога. И это имя "Иисус" драгоценно для нас, потому что оно говорит, что в Младенце Вифлеема мы имеем Спасителя наших бессмертных душ. Будем жить с этим именем в наших сердцах! Будем с ним засыпать и с Ним просыпаться! И пусть имя "Иисус" будет последним словом в нашей жизни! Богослужение
на полях Вифлеема Ев. Лук. 2. 8 14 Каждое богослужебное собрание состоит из слушателей, проповедника и певцов. На полях Вифлеема в рождественскую ночь мы видим тоже слушателей, проповедника и певцов. Слушателями были пастухи. Проповедником был ангел. Певцами были "многочисленное воинство небесное", то есть величественный хор ангелов. Обратим внимание на слушателей на полях Вифлеема. Поля Вифлеема тесно связаны с царем и псалмопевцем Давидом. Именно на этих полях пас Давид стада отца своего. Пастухи на полях Вифлеема унаследовали от Давида не только пастушеский посох, но и его сердце. Сердце праведное и благочестивое, чающее утешения Израилева, то есть ожидающее Христа Мессию. Время, в которое жили эти пастухи, было для Израиля тяжелым временем. 400 лет у Израиля не было ни одного пророка. Большинство израильского народа было религиозным только по внешности. Устами люди исповедовали Бога, сердцем же были далеки от Него. Лишь немногие из Израиля ожидали Мессию. И к числу этих немногих принадлежали вифлеемские пастухи. Но они не думали, что Мессия так близок. В ночь, когда родился Иисус, они были заняты своим обычным делом: они развели костер и грелись около него, зорко следя вместе с тем за своим стадом. Никто не интересовался этими простыми и бедными людьми. Но нет: в рождественскую ночь именно на них сосредоточено внимание Всевышнего Бога. Именно к ним Бог посылает Своего лучезарного вестника. Кто же этот вестник, кто же этот первый проповедник о родившемся в мир Спасителе? Это "Ангел Господень"! Но ангелов у Бога много. Который же из них был послан к пастухам? Это самый знакомый нам ангел, имя которого: "Гавриил". Из всего сонма ангелов Слово Божие называет нам имена только двух из них: Михаила и Гавриила. Ангел Гавриил являлся пророку Даниилу в Вавилоне. Он явился священнику Захарии с вестью о рождении Иоанна Предтечи. Он явился деве Марии в Назарете с вестью о рождении от нее Иисуса Спасителя мира. Нет сомнения, что этот же Гавриил явился и пастухам на полях Вифлеема с вестью о родившемся уже Спасителе. Послушаем же проповедь этого лучезарного проповедника. Она очень короткая, возможно, самая короткая из всех проповедей, произнесенных на нашей земле. Тема этой проповеди: радость во Христе. Ангел говорит: "Не бойтесь!" Пастухов испугала сияющая белизна ангела. Эта же ангельская сияющая белизна испугала и жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа. Как бы мы ни были праведны на земле, праведность неба всегда будет устрашать нас своим небесным сиянием. И при виде этой Небесной белизны и святости мы всегда будем вынуждены воскликнуть: "Бедный я человек!" Но ангел Господень продолжает: "Я возвещаю вам великую радость"... Радость это то, чего ищут все люди на земле: дети и взрослые, богатые и бедные, знатные и простые, неграмотные и ученые все люди без исключения. Радость это то солнце, которое озаряет все уголки нашей жизни и делает нашу жизнь на земле такой светлой и счастливой! Где только не ищут люди радости и счастья! Но небесный вестник говорит об одной радости и называет ее "великой радостью". Он говорит, что эта великая радость предназначена для всех людей. Эта великая радость связана с родившимся Спасителем мира Иисусом Христом. Вне Иисуса Христа этой радости нет. Всякая другая радость на земле скоро преходящая, очень непрочная радость. О радости без Христа удивительно хорошо сказано в Притчах Соломона 14, 13: "И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль". Радость во Христе это нескончаемая радость! Ее трудно выразить словами, ее нужно испытать в сердце. Проповедник с неба очень ясно говорит пастухам, где они могут найти эту "великую радость". Он говорит: "И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Не смутились ли сердца пастухов от этих слов ангела? Великая радость, но где и в ком? В "Младенце... в пеленах... в яслях", то есть в такой жалкой колыбели! "Из Назарета может ли быть что доброе?" Этот вопрос Нафанаила мог быть и вопросом пастухов. Но как Нафанаилу, так и пастухам оставалось только одно: пойти и посмотреть! И когда они пошли и посмотрели, они нашли во Христе поистине "великую радость". Проповедь ангела окончена. Но не окончилось еще необычайное богослужение на полях Вифлеема. За проповедью ангела последовало пение "многочисленного воинства небесного", то есть мощного, грандиозного хора ангелов. Мы не знаем, к сожалению, мелодии этого ангельского гимна. Мы не знаем также, был ли этот хор "а капелла", то есть состоял ли он только из певцов-вокалистов, без музыкального сопровождения, или в нем были и инструменталисты, то есть небесные арфисты и гуслисты. Но слова этого ангельского гимна нам даны в Евангелии. Как и проповедь ангела, так и пение ангельского хора очень коротки. Из всех ораторий мира эта рождественская оратория ангелов самая короткая. Она состоит из трех частей. Первая часть посвящена прославлению Бога и гласит: "Слава в вышних Богу!" Вторая часть ангельского гимна посвящена миру на земле, который сотворит божественный Миротворец Христос! Третья часть ангельского гимна говорит о благоволении в человеках, о благоволении Бога к человеку, которое явлено в приходе Христа на землю. Пусть же звучит эта рождественская песнь ангелов в наших сердцах и наполняет их радостью неба! И ангелы не обидятся, если мы присоединимся к их пению и прославим нашего Господа, Который в лице Иисуса Христа пришел на нашу землю, чтобы совершить наше спасение! Волхвы с
Востока в Вифлееме Ев. Матф. 2, 1 12 Две очень дорогие нашим сердцам картины, связанные с рождением Христа в Вифлееме, находим мы на страницах Евангелия. На одной из них мы видим явление ангелов пастухам на полях Вифлеема. Вторая картина показывает нам волхвов с Востока, пришедших в Вифлеем поклониться Младенцу Иисусу. Что значит "волхвы"? Это были древние "ученые", изучавшие главным образом звездный мир. Но волхвы не были астрономами в современном смысле слова. Они не изучали, как это делают астрономы, строение и химический состав, а также движение небесных светил. Они изучали звезды совсем с другой точки зрения: они искали в них предсказание, в зависимости от их положения, человеческих судеб и событий мира. Поэтому их называют "астрологами". В дни рождества Христова волхвов было великое множество. Они были рассеяны по всем восточным странам: Вавилонии, Персии, Аравии и другим. Мы не знаем, сколько волхвов направилось в Иерусалим искать Царя Иудейского, то есть Младенца Иисуса. Их было, конечно, немного. Предание говорит, что их было трое. Перед нами вопрос: что побудило их направиться в большое и весьма трудное путешествие? В дни, когда родился Христос, по всем странам тогдашнего мира были рассеяны иудеи. Эти рассеянные иудеи не молчали: они проповедовали о скором пришествии Христа-Мессии, Царя Иудейского. Свою проповедь о грядущем Царе-Мессии, иудеи связывали с пророчеством Валаама о звезде, восходящей от Иакова. Как же пророчествовал Валаам? Прочтем его слова в Книге Числа 24, 17: "Вижу Его (то есть Мессию), но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова"... Валаам говорил, конечно, не об астрономической звезде, а о Христе, Который Сам говорит о Себе в Откров. 22, 16: "Я есмь... звезда светлая и утренняя". Проповедь иудеев о восходящей "звезде" исполнила верою сердца некоторых волхвов, что эта звезда скоро появится и своим появлением возвестит о пришествии в мир Царя Иудейского Христа-Мессии. И вдруг в дни рождения Христа в Вифлееме следившие за звездным небом волхвы увидели новую звезду, которой они раньше никогда не видели. Это событие не должно никого удивлять, так как астрономы открывали, открывают и будут открывать все новые и новые звезды, которых они раньше не знали. Но открытие волхвами новой звезды в ночь рождения Христа напомнило им то, что они слышали от иудеев о восходящей "звезде от Иакова", и они решили, что родился "Царь Иудейский". В открытии волхвами новой звезды была, конечно, рука Божия, и именно Господь сказал их сердцам, ожидавшим пришествия Христа-Мессии, что Мессия пришел, что Царь Иудейский родился. И вот именно эти волхвы, побуждаемые Господом, направились в Иудею, в ее главный город Иерусалим для поклонения родившемуся Царю Иудейскому. И вот они в Вифлееме. Мы читаем: "Вошедши в дом, волхвы увидели Младенца с Марией, матерью Его, и падши поклонились Ему". "Вошедши в дом"... Святое семейство из пещеры, где родился Христос, перешло уже в дом. Но и дома в Вифлееме были только лачугами из глины. И в такой лачуге волхвы увидели самого обыкновенного младенца. Но для их очей веры этот младенец был не обыкновенным Младенцем. Вот почему они пали перед Ним и поклонились Ему. В Евангелии нас изумляет вера этих волхвов и вера разбойника на Голгофе. Нас удивляет вера волхвов, которые в глинобитной лачуге не усомнились, что перед ними Младенец Христос, Младенец Мессия, Младенец Царь. Такая же замечательная и вера разбойника на Голгофе. Рядом с ним страдает на таком же позорном кресте Христос. Христос "в ранах, кровью облит". Над Ним смеется толпа, глумятся прохожие. И, несмотря на такое жалкое положение Христа, разбойник видит в Нем Царя небесного Царства и просит Его о своем спасении. Наша вера тоже замечательная вера. И почему? Потому что мы видим не видевши! Христос такую веру ставит очень высоко. Он говорит: "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ев. Иоан. 20, 29). Посмотрим теперь на дары волхвов. Мы читаем: "Открывши сокровища свои, они принесли Ему дары, золото, ладан и смирну". Что сказать об этих дарах волхвов? Это были самые дорогие сокровища их страны! Это значит, что они принесли в дар Христу самое лучшее и самое дорогое, чем они обладали! А что мы принесли в дар Христу Спасителю нашему? Знаем ли мы, что является самым драгоценным для Него? Если мы обратимся с этим вопросом к Слову Божию, то на многих страницах святой Книги Библии мы получим ответ, что самым драгоценным в очах Божиих является наше сердце, наша душа. В Книге Притчи 4,23 мы читаем: "Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни". А о душе Христос говорит: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою" (Ев. Матф. 16, 26)? Все Писание призывает нас к отдаче нашего сердца Иисусу Христу, а отдать сердце Христу это значит: отдать Ему все; всю нашу жизнь и всю нашу любовь! Волхвы зовут нас к такой отдаче к отдаче самого дорогого Христу! Они зовут нас также к неуклонному следованию за Иисусом Христом, Который говорит нам о Себе: "Я есмь... звезда светлая и утренняя" (Откр. 22, 16). Святое
семейство в Египте Ев. Матф. 2, 13 23 Сегодня перед нами вопрос: почему Иосиф и Мария с божественным Младенцем совершили такое большое и трудное путешествие в Египет? Человеческий ответ на этот вопрос один: причиной путешествия святого семейства в Египет был царь Ирод. Божий ответ нам пока неизвестен. Мы не знаем, почему для спасения Младенца Иисуса Господь избрал такой путь. Ведь Он мог бы избрать и другой путь. О, эти "зачем", "почему", "для чего", как много их в нашей земной жизни! Царь Ирод был встревожен больше всех прибытием волхвов с Востока в Иерусалим для поклонения "родившемуся Царю Иудейскому". И он, "увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже..." Но перед этим ужасным событием, вошедшим в историю человечества под названием "избиения младенцев", "Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: встань, возьми Младенца и матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его". Здесь мы видим один из путей откровений Божиих, а именно через сновидения. Библия говорит о пророческих снах фараона в дни Иосифа и о пророческих снах царя Навуходоносора в дни пророка Даниила. В день Пятидесятницы ап. Петр привел слова пророка Иоиля: "...старцы ваши сновидениями вразумляемы будут" (Деян. Ап. 2, 17). Так и волхвы с Востока получили во сне откровение "не возвращаться к Ироду" (Ев. Матф. 2, 12). Но вернемся к Иосифу и Марии: "Иосиф встал, взял Младенца и матерь Его ночью, и пошел в Египет..." Познакомимся немного с царем Иродом. В молодости он был удивительно красивым юношей, который усердно изучал науки того времени, был большим любителем искусства: он построил много красивейших зданий, и ему принадлежит заслуга, что Иерусалимский храм превратился в одно из самых красивых зданий мира. Кто мог бы думать, что этот прекрасный, одаренный молодой человек превратится в зверя, терзающего даже самых близких людей? Ведь он утопил в ванне своего родного брата 18-летнего юношу; он убил свою жену и трех своих сыновей; умертвил родного дядю и много сотен других совершенно невинных людей. И закончил он ужаснейшую коллекцию своих жертв избиением младенцев в Вифлееме. Никто из жителей Вифлеема не ожидал такой ужасной "варфоломеевской ночи". Спокойно, как всегда, укладывали матери своих малюток спать... И вдруг среди тишины ночи начали раздаваться крики... По улицам Вифлеема бежали обезумевшие от горя матери и отцы. В домах раздавались вопли и просьбы матерей к воинам Ирода: "Пощадите! это наше единственное дитя! Не умерщвляйте его!" Но воины были неумолимы, так как приказ царя Ирода гласил: не оставлять в живых ни одного младенца, ни одного ребенка до двухлетнего возраста. Плач и рыдания в Вифлееме были так велики, что даже Рахиль, жена Иакова, погребенная вблизи Вифлеема, по словам пророка Иеремии, как бы встала из своего гроба и присоединила свой плач к плачу вифлеемских матерей. "Глас в Раме слышен, говорит Иеремия, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Иерем. 31, 15). И мы можем себе представить, как вокруг этой одинокой могилы Рахили выросли тысячи могил этих маленьких мучеников за имя Христово младенцев, убиенных Иродом. Стоя среди этих маленьких могил, украшенных цветами, посаженными плачущими матерями, мы слышим в утешение слова Христа, посвященные всем детям мира, еще не запятнанным грехом и пороком, слова: "Таковых есть Царствие Божие". Когда воины Ирода вступали в Вифлеем, святое семейство было уже далеко за его пределами. Трудно описать это большое путешествие святого семейства в далекий Египет. Да и Евангелие не дает нам никаких подробностей. Мы знаем только, что Иосиф и Мария, вместе с Младенцем Иисусом, достигли наконец этой дальней страны. Сколько воспоминаний вызвал Египет в их сердцах! Авраам, родоначальник израильского народа, был в Египте со своей женой Саррой, спасаясь от голода, который постиг Ханаанскую землю. Иаков переселился сюда со всем своим семейством, и здесь, в Египте, он закончил свое земное странствование. Его сын Иосиф занимал в Египте весьма высокий пост при дворе царя фараона и умер в этой же стране. В Египте родился Моисей и получил воспитание при дворе египетского царя фараона. Четыреста лет провел в Египте израильский народ и помогал строить знаменитые пирамиды эти громадные гробницы для египетских царей фараонов. Все эти знаменательные картины проходили перед внутренним взором Иосифа и Марии, когда они шагали по Египетской земле или отдыхали в тени громадных пирамид. Наконец, они на берегах Нила, этой священной реки Египта, по сравнению с которой их родная река Иордан была маленьким ручейком. При виде Нила они вспомнили, как в этой реке скрывали в корзинке младенца Моисея. А теперь в этой же стране они скрывали другого Младенца Иисуса, более славного вождя Израиля, чем Моисей. Иисус это значит: Спаситель, Который спасает людей от более тяжелого рабства от рабства греха и порока. Недолго находилось святое семейство в Египте. Царь Ирод умер вскоре, и его похоронили в золотом гробу. Но ничто не заглушит плача и рыданий матерей младенцев и детей, умерщвленных по его приказу в Вифлееме. И вот Иосифу во сне снова является ангел Господень и говорит: "Встань возьми Младенца и матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву". Иосифу и Марии хотелось поселиться в Вифлееме, откуда они были родом и где родился их божественный Младенец Иисус. Ведь в Вифлееме пропели ангелы свою песнь пастухам. Сюда, в Вифлеем, приходили волхвы с Востока поклониться их Младенцу. И от Вифлеема было так близко до Иерусалимского храма, где они посвятили своего Младенца Господу. Но на престол иудейский вступил сын Ирода Архелай, такой же жестокий, как и его отец Ирод. И по указанию свыше, от Бога, святое семейство поселилось снова в Назарете на целых тридцать лет. Слово Божие говорит: "Его (то есть Божий) мысли не наши мысли, не наши пути пути Его" (Ис. 55, 8). Путь Иосифа и Марии с Младенцем Иисусом в Египет; тысячи маленьких могил убитых Иродом младенцев в Вифлееме; поселение святого семейства на целых тридцать лет в презренном Назарете все это принадлежит к числу непонятных для нас путей Господних. И в нашей собственной жизни тоже много непонятных путей, которыми вел нас Господь. Но мы слышим сегодня снова слова Христа, сказанные Им Петру на Тайной вечери: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после" (Ев. Иоан. 13, 7). |