МЫСЛИ О ДУХЕ СВЯТОМЧто
говорят Христос и апостолы о Духе Святом Если мы возьмем все места Евангелия, в которых Христос говорит о Духе Святом, то мы увидим, что Он говорит о Нем, главным образом в Своей прощальной беседе на Тайной вечери. Но и до Тайной вечери Христос говорил Своим ученикам о Духе Святом. Прочтем Ев. Лук. 11, 13: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него". Этими словами Христос призывает всех Своих учеников молиться о даровании Духа Святого. В Ев. Лук. 12, 11 - 12 мы читаем: "Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить". В этих словах содержится великое ободрение: в трудные моменты жизни полагаться на помощь Духа Святого. Прочтем Ев. Лук. 12, 10: "Всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится". Здесь содержится серьезное предостережение Христа: остерегаться греха хулы на Духа Святого, как греха, которому нет прощения. Слова Христа о Духе Святом мы находим также в Ев. Иоан. 7, 38 - 39: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен". Этими словами Христос говорит о дне Пятидесятницы, когда на верующих в Него сойдет Дух Святой и исполнит их полнотою жизни, и они будут благословением для мира. Теперь мы внимательно прислушаемся к словам Христа о Духе Святом которые Он сказал Своим ученикам на Тайной вечери. Прочтем Его слова в Ев. Иоан. 14, 16 - 17: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его ибо Он с вами пребывает и в вас будет". Христос называет Духа Святого Утешителем, причем неоднократно, желая, очевидно, этим подчеркнуть, что одним из многих свойств Духа Святого является утешение плачущих сердец детей Господних. Христос говорит, что Дух Святой приходит в сердце возрожденного человека и живет в нем. Вот что означают Его слова: "В вас будет". В этой же 14 главе Ев. Иоан. в 25 стихе мы слышим следующие слова Христа о Духе Святом: "Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорю вам". Христос говорит, что Дух Святой будет Учителем для Его учеников, Который научит их всему, и напомнит им слова Христа. Многое они слышали от Христа, во и многое в своей человеческой немощи могли забыть. А ведь они должны дать миру Евангелие, состоящее из двадцати семи книг. В своих четырех Евангелиях они должны дать основные слова Христа; а в своих апостольских посланиях они должны раскрыть истины Божий, касающиеся Царствия Божия и Церкви Христовой. Но где же им взять и необходимую память и необходимую мудрость, чтобы дать миру все то, что мы имеем теперь в Новом Завете? И вот Христос говорит им, что Дух Святой научит их всему и напомнит им все, что Он им говорил. Но и для всех любящих Христа Дух Святой является и Учителем и Напоминателем великих истин Божиих. Послушаем, что говорит Христос о Духе Святом в Ев. Иоан. 15, 26: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне". Здесь Христос показывает нам Духа Святого как великого Свидетеля о Нем: "Он будет свидетельствовать о Мне". Возьмем теперь слова Христа о Духе Святом в Ев. Иоан. 16, 7 - 14: "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде, и о суде... Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам". Христос в этих словах говорит нам о Духе Святом как об Обличителе человеческих грехов и пороков. "И будущее возвестит вам", - говорит Христос. И Он возвестил нам все будущее Церкви и Царствия Божия, дав нам пророческую Книгу "Откровение". "Он прославит Меня", - говорит Христос. Своим свидетельством о Христе Дух Святой прославляет Его. При этом Дух Святой не от Себя говорит, - все, что Он говорит, - это Христово. "От Моего возьмет, - говорит Христос, - и возвестит вам". Дух Святой несет миру учение Христа. Он един со Христом в мыслях, чувствах и словах! Покидая землю и возносясь в славу небес, Христос назвал Духа Святого "силой свыше" и дал понять ученикам Своим, что без этой силы им лучше и не начинать своего служения. Вот слова Христа о Духе Святом на горе Елеонской: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Ев. Лук. 24, 49; Деян. Ап. 1,8). Посмотрим теперь, что говорят апостолы о Духе Святом. Когда мы читаем послания апостолов, то мы видим в них исполнение слов Христа о Духе Святом, сказанные Им на Тайной вечери, а именно: "Он (Дух Святой) будет свидетельствовать о Мне" (Ев. Иоан. 15, 26), и "Он (Дух Святой) прославит Меня" (Ев. Иоан. 16, 14). Все послания апостолов полны Христа. От начала и до конца они свидетельствуют о Христе и прославляют Его. И это делает Дух Святой, Который руководил апостолами, когда они писали свои послания. В этом для нас великий урок: если мы жаждем исполнения Духом Святым, то мы должны знать, что исполнение Духом Святым означает исполнение Иисусом Христом. Исполнение Духом Святым ведет к свидетельству о Христе и к прославлению Христа, и не только устами, но и жизнью. Если можно так выразиться, Дух Святой Сам полон Христа и, приходя в наше сердце, Он приносит нам Христа, не Себя, а именно Христа. В этом Его задача, в этом Его божественная миссия в Церкви Христа. Поэтому единственным признаком, по которому мы можем знать - исполнены мы Духом Святым или нет, является исполнение нас Христом. Никакой дар духовный не может быть доказательством полноты Святого Духа в нас, как только полнота Христа в нашем сердце и в нашей жизни. Поэтому будем проверять свое духовное состояние только одним вопросом: сколько места занимает Христос в нашем сердце? Итак, мы видим, что Христос, и только Христос, является Альфой и Омегой, Началом и Концом всех апостольских посланий. И именно в этом мы должны видеть действие Духа Святого. Действие Духа Святого и в Церкви Христа направлено к тому, чтобы Христос, и только Христос, стал Альфой и Омелой, Началом и Концом каждого члена церкви. Апостолы в своих посланиях говорят о плодах Духа Святого И о дарах Духа Святого. Но как плоды, так и дары Святого Духа вращаются вокруг драгоценной Личности нашего Господа Иисуса Христа. Все плоды, которые производит в нас Дух Святой, должны делать нас похожими на Христа, отображать Его образ в нас. Стоит только прочесть о плодах Духа в Послании к Галатам 5, 22 - 23, чтобы убедиться в этом. Но и все дары Святого Духа, о которых говорят апостолы в своих посланиях, даются нам только для одной цели: для возвеличения и прославления Христа. Два
посланника неба 1 Иоан. 42; Ев. Иоан. 14,26 "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, дабы мы получили жизнь через Него". Как ясно говорят нам эти слова, что Иисус Христос является Посланником Бога в нашем мире. Как же принял мир этого Посланника Божия? Иудейский народ не принял Его как Посланника от Бога, как мы читаем в Ев. Иоан. 1, 11: "Пришел к своим и свои Его не приняли". А осстальной мир? Об остальном мире мы читаем в Ев. Иоан. 1, 10: "В мире был... и мир Его не познал". И все же многие Его познали, многие Его приняли и уверовали в Него. Все те, которые познали Христа, приняли Его и веруют в Него, составляют Его Церковь. Но ценит ли Церковь Христова, как должно, Христа как Посланника Божия в наш мир? Понимаем ли мы в достаточной степени значение пришествия в наш мир Христа? Все мы любим праздник Рождества Христова, но о чем он говорит нашему сердцу? Другими словами: для чего же был послан в наш мир Христос? Христос был послан в мир, чтобы явить нам Бога, Которого не видел никто никогда. Об этом откровении Христом Бога мы читаем в Ев. Иоан. 1, 18: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Вспомним желание апостола Филиппа, чтобы Христос показал Отца: "Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас". Как же ответил Христос Филиппу? Он сказал ему: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?" Познание Бога - это великое познание, и полным наше познание Бога будет только в вечности. Но познание Бога как частичное на земле, так и полное в вечности, возможно только через познание Иисуса Христа. Апостол Павел ставил познание Бога через познание Иисуса Христа выше всякого другого познания в мире, о чем он сам говорит в Филип. 3, 8: "Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего". Будем и мы стремиться к познанию Бога через познание Иисуса Христа! Христос был послан в мир, чтобы дать человечеству Свое божественное учение. Конечно, Он дал за время Своей земной жизни больше наставлений, чем мы имеем в Новом Завете. Мы читаем в Ев. Иоан. 21, 25: "Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг". Но то, что написано на страницах Нового Завета, достаточно для нашего спасения и истинного счастья. Но что удивительно, так это то, что даже такую небольшую книгу, как Новый Завет, мы так мало знаем и так мало изучаем. А что было бы, если бы Новый Завет состоял из множества больших и толстых томов? Мы никогда не одолели бы их! Маленькая книжечка, именуемая Новым Заветом и помещающаяся в самом небольшом кармане, достаточна для нашего вечного блаженства и счастья. Вот для чего пришел в наш мир Христос - дать человечеству Свое вечное Евангелие. Христос был послан в мир, чтобы в Своей жизни дать нам пример. На Тайной вечери Он сказал: "Я дал вам пример" (Ев. Иоан. 13, 15). А в 1 Петр. 2, 21 мы читаем: "Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его". Призывая нас на Свой путь, Христос всем нам говорит: "Следуйте за Мною", то есть следуйте по Моим стопам! Мы имеем изумительно прекрасную жизнь Христа на земле, и наша священная задача - взять жизнь Христа за пример и образец для себя! Как редко мы руководствуемся примером Христа. Как плохо мы следуем по стопам Христа. Как мало мы спрашиваем себя: как поступил бы на моем месте Христос? Но главное, для чего пришел Христос в наш мир - это совершение нашего спасения, искупление нас от вечного ада. Что Он пришел главным образом для страдания и смерти за нас на Голгофе, это так ясно видно из Его слов в Ев. Иоан. 12, 27: "Но на сей час Я и пришел". Он имеет в виду час Голгофы. В доме начальника мытарей Закхея Христос провозгласил о цели Своего прихода на нашу землю: "Ибо Сын Человеческий пришел... спасти погибшее" (Ев. Лук. 19, 10). И именно на Голгофе мы слышим самое драгоценное слово Евангелия: "Совершилось!" (Ев. Иоан. 19, 30). Что совершилось? Совершилось наше спасение! Мы подошли к вопросу о вторам Посланнике неба. Прочтем Ев. Иоан. 14, 26: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". Вторым Посланником неба является Дух Святой. Прежде чем говорить о том, для чего послан Дух Святой на землю, мы должны знать, что говорит Библия о действиях Духа Святого в дни Ветхого Завета. Из Быт. 1, 2 мы узнаем, что "Дух Божий носился над водою" как соучастник Христа в творении нашей земли. Затем мы видим в Ветхом Завете Духа Святого, сходящего на отдельных служителей Божиих для исполнения через них воли Божией. Например, для построения ветхозаветной скинии нужны были люди, исполненные Духом Святым, и Господь назначил Веселиила, о котором мы читаем в Книге Исход 31, 3: "Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством". Моисей избрал семьдесят советников как помощников себе, и они тоже были исполнены Духом Святым, как мы читаем в Книге Числа 11, 25: "И сошел Господь в облаке... и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам"... Так Дух Святой сходил на многих судей народа израильского для дарования им силы и мудрости в управлении народом. Для примера возьмем Гедеона, о котором мы читаем в Книге Судей 6, 34: "И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою и созвано было племя Авиезерово идти за ним". Или возьмем Самсона, о котором сказано в Книге Судей 13, 25: "И начал Дух Господень действовать в нем". На Давиде почивал Дух Господень, чтобы творить через него его благодатные псалмы, как говорит он сам об этом в 2 Цар. 23, 2: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня". На священника Захарию сошел Дух Святой, чтобы Он мог обличать народ израильский в оставлении им Господа, как мы читаем об этом в 2 Пар. 24, 20: "Дух Божий облек Захарию... священника, и он стал на возвышении перед народом и сказал им:... как вы оставили Господа, то и Он оставит вас". Все эти действия Духа Святого в ветхозаветное время были в жизни и служении только отдельных служителей Господних. В Новом ж<е Завете Дух Святой, после жертвы Христа на Голгофе, стал достоянием каждого человека, верующего в жертву Христа. О Его приходе на землю для пребывания в сердцах учеников Христовых мы читаем в Деян. Ап. 2, 1 - 4: "При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе... и исполнились все Духа Святого". А их было около 120 человек, в том числе и женщины. Вот разница в действиях Духа Святого в Ветхом и Новом Завете. В Ветхом Завете Он действовал лишь в отдельных, избранных людях; в Новом Завете Он исполняет всех верующих и почивает в сердце каждого возрожденного человека. Для чего же послан в наш мир Дух Святой? Он послан прежде всего для прославления Христа в нашем мире и для свидетельства о Нем, как об этом говорит Сам Христос в Ев. Иоан. 16, 14: "Он прославит Меня", и в Ев. Иоан. 15, 26: "Он будет свидетельствовать о Мне". Дух Святой послан на землю для возрождения грешников к новой жизни, то есть для сотворения нового сердца в каждом обратившемся ко Христу человеке. Христос в беседе с Никодимом очень ясно говорит, что рождение свыше происходит от Духа Святого (Ев. Иоан. 3, 5). Дух Святой послан в мир для освящения верующих, то есть возрожденных душ. Освящение - это сотворение в нас чистого сердца, любящего Господа и ненавидящего зло. Освящение - это преображение нас в образ Христа. Слово Божие в 1 Петр. 1, 2 говорит ясно, что освящение наше - "от Духа". Дух Святой послан в наш мир для утешения плачущих. Об этом очень ясно говорит Христос в Ев. Иоан. 14, 16: "И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек". Утешитель нужен там, где скорбь и слезы, а у праведника их много, и какое счастье, что нам дан в лице Святого Духа истинный Утешитель. Дух Святой послан нам как Учитель. Мы читаем в Ев. Иоан. 14,26: "Дух Святой научит вас всему"... О, как нам нужен этот божественный Наставник! Дух Святой послан в наше сердце для произведения в нас Своих благодатных плодов, о которых мы читаем в Гал. 5, 22 - 23 и во многих других местах Писания. А также для наделения нас Своими дарами, о которых нам говорит 12 глава Первого послания к Коринфянам. Как велико значение этих двух Посланников неба - Иисуса Христа и Духа Святого. Изо дня в день они совершают Свою великую миссию на нашей земле и в Церкви Христовой. Дух
Святой в жизни Иисуса Христа Начнем с двух мест из Писания. Первое место: Ев. Матф. 1, 18 - 20: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого". Второе место: Ев. Лук. 1,35: "Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Эти слова Писания говорят о том, что Дух Святой является Творцом тела Иисуса Христа, почему оно, хотя и является подобным нашему телу, но не унаследовало греховной природы падшего человека. В этом смысле тело Христа было единственным человеческим телом в своем роде. Оно было сотворено силою Духа Святого, как мы читаем в Послании к Евреям 10,5: "Посему Христос, входя в мир, говорит: "Ты... тело уготовал Мне". За рождением Христа в Вифлееме последовала Его долголетняя жизнь в Назарете, очень мало известная нам. Но то, что известно нам, связано с Духом Святым. Прочтем Ев. Лук. 2,40: "Младенец же возрастал и укреплялся Духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем". За завесой, скрывающей от нас жизнь Христа в Назарете, мы видим могущественное действие Духа Святого. Дух Святой совершил развитие Младенца Иисуса в меру полного возраста Христа, готовя Его для великой миссии в нашем мире, ради которой Он пришел с небес на землю. Наконец Христос покинул Назарет, чтобы приступить к Своему великому служению. Но прежде чем приступить к Своему служению, Он принял крещение от Иоанна Крестителя, о котором нам повествуют все четыре Евангелия. Но что особенно важно отметить в связи с крещением Господа нашего Иисуса Христа, так это то, что во время крещения на Него сошел Дух Святой в виде голубя, то есть видимым образом. Это видимое сошествие Духа Святого на Христа имело большое значение для Иоанна Крестителя и для всех, кто видел это великое событие на Иордане. Иоанн мог теперь дерзновенно проповедовать о Христе как об обещанном пророками Мессии и как об Агнце Божием, Который берет на Себя грех мира (Ев. Иоан. 1,29). Сошествие на Христа Духа Святого видимым образом во время Его крещения было той "печатью", о которой Христос сказал иудеям в Ев. Иоан. 6,27: "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог". Христос говорит здесь о печати Духа Святого. Эту благословенную печать получают все дети Божий в день своего возрождения, как мы читаем об этом в Ефес. 1,13: "В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом"; а также в Ефес. 4, 30: "Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления". В день крещения Дух Святой запечатлел Христа видимым образом во свидетельство того, что Он есть истинный Мессия и Спаситель мира. После крещения последовало искушение Христа в пустыне. Мы читаем в Ев. Лук. 4, 1: "Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню". Заметим, что Дух Святой повел Христа в пустыню для искушения от диавола. Искушение Христа диаволом не было случайным событием в Его жизни, - оно было в плане Духа Святого. Христос был исполнен Духом Святым, то есть высшей силой свыше, силой Божией, и Он должен был одержать полную победу над высшей силой из преисподней - силой диавола. В этом весь смысл искушения Христа диаволом в пустыне, то есть в полной победе Христа над ним. После искушения Христа в пустыне началось Его благословенное служение. Слово Божие говорит, что Свое благословенное служение Христос совершал в силе Духа Святого. Об этом мы читаем в Деян. Ап. 10,38: "Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним". И Сам Христос говорит, что Дух Святой на Нем и Он помазал Его на Его славное служение. Прочтем слова Христа в Ев. Лук. 4,18 - 19- "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное". В этих словах Христа выражен весь цикл, вся совокупность служения Его на нашей земле, и Он так ясно говорит, что все Его слова и все Его дела являются словами и делами Духа Святого. Земная жизнь нашего Господа Иисуса Христа, полная благословенного служения в силе Святого Духа, закончилась Его величайшим делом на Голгофе. И перед нами вопрос: действовал ли Дух Святой и на Голгофе? Да, действовал! И мы читаем об этом в Послании к Евреям 9, 14: "То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу"... Из этих слов видно, что Дух Святой самым тесным образом связан с Голгофой, с жертвой Христа, там принесенной для спасения мира. Вот что помогло Христу перенести весь ужас Голгофы! Это была сила Святого Духа! Голгофа завершилась славным воскресением Христа. И мы узнаем из Послания к Римлянам 8,11, что Иисуса Христа воскресил из мертвых Дух Святой. Мы читаем: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас". Таким образом, мы видим Духа Святого, действующим на Голгофе и в саду Иосифа Аримафейского. Мы знаем, что Христос, после Своего славного воскресения, в продолжение сорока дней являлся ученикам Своим и поучал их о Царствии Божием. Но мы должны отметить, что и это сорокадневное служение Христа после Его воскресения и до дня Его вознесения совершалось также в силе Святого Духа, как мы читаем об этом в Деян. Ап. 1,2 - 3: "...Иисус... дав Святым Духом повеления апостолам... в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием". Мы рассмотрели жизнь нашего Господа Иисуса Христа от Его рождения до Его вознесения и видели, как Его жизнь и служение были тесно связаны с личностью и силой Святого Духа. Так тесно должны быть связаны с Духом Святым и наша жизнь и служение. Сила
Святого Духа в жизни апостолов Христа Деян. Aп. 1,8 "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый". В этих словах Христос так ясно говорит, что Дух Святой дарует верующему человеку силу. И так как Он эти слова сказал Своим апостолам, то лучше всего будет; если мы посмотрим, как была явлена сила Святого Духа в жизни апостолов. Мы должны посмотреть на апостолов, какими они были до получения силы свыше, силы Духа Святого, и какими они стали после того, как на них сошел Дух Святой. Апостолы получили огненные сердца и огненные уста. .Символом этого .были огненные языки, которые почили по одному на каждом из них (Деян. Ап. 2,-3). Только огненные-уста способны прославить Христа, как мы поем: "Чтоб все силы съединя, за твой дар, за жизнь, за все .сердце, полное огня, имя славило Твое". "Сердце, полное огня" - вот что Дорого в нас нашему Спасителю. "О, если бы ты был... горяч" - вот желание Христа в отношении каждого христианина и каждой христианки. Мы знаем, каким огнем была исполнена проповедь апостола Петра вдень Пятидесятницы и как от этой проповеди обратилось ко Христу.три тысячи душ. Таким же огнем была исполнена речь Стефана в Синедрионе. Огненные слова апостола Павла потрясли сердце правителя Фёликса. Огненное сердце делает все наше служение Христу огненным. Огненными будут не только проповеди, но и наше простое свидетельство о Христе. Огненными Дух Святой делает и наши молитвы, и наше пение. До получения силы Святого Духа апостолы не были такими. Вспомним, какими они были немощными у подножия горы Преображения. Отец бесноватого сына говорит Христу: "Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли" (Ев. Лук. 9,40). А в Гефсиманском саду они не способны были бодрствовать и молиться: они заснули крепким сном. Возьмем все слова и дела апостолов, которые записаны на страницах Книги Деяний Апостолов, - все они полны огня! Этот благодатный огонь в наших словах, в наших делах и во всей нашей христианской жизни будет нашим достоянием, когда Святой Дух преисполнит наше сердце. Дух Святой превращает наши печали в радость. Вот почему Христос называет Духа Святого "Утешителем". Он говорит: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ев. Иоан. 14,16). На Тайной вечери Христос показал Своим апостолам путь их жизни, что он будет богат скорбями. Он сказал им: "В мире будете иметь скорбь" (Ев. Иоан. 16, 33); "вы восплачете и возрыдаете... вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет" (Ев. Иоан. 16, 20). На этой же Тайной вечери Христос сказал Своим апостолам: "Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ев. Иоан. 16, 22). Кто же это может превращать печаль в радость? Христос очень ясно отвечает на этот вопрос: Дух Святой! И как пример такого превращения печали в радость силой Святого Духа, мы читаем в Книге Деяний Апостолов о двух служителях Христа - апостоле Павле и его сотруднике Силе, которые, получив много ударов, с ногами, забитыми в колоду, "воспевали Бога" (Деян. Ап. 16,23 - 25). Дух Святой и сегодня превращает наши печали в радость! В знаменитой книге "Путешествие пилигрима" говорится о "замке отчаяния", в который попал христианин. Много таких замков отчаяния может быть в жизни детей Божиих. Но Дух Святой проникает в эти замки отчаяния и озаряет их небесным светом (Деян. Ап. 12,7), светом невыразимой радости. Дух Святой наставил апостолов на те истины, которых они не понимали до дня Пятидесятницы. В их жизни осуществились слова Христа, сказанные Им о Духе Святом: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ев. Иоан. 16,13). До получения Духа Святого апостолы были способны на такие неразумные слова: "Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?" На это Христос должен был им ответить: "Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Ев. Лук. 9,54 - 56). Как удивительно, что апостолам до дня Пятидесятницы была непонятна даже любовь их Учителя Христа. И что всего удивительнее, что эти неразумные слова были сказаны апостолом Иоанном, который, после получения Духа Святого, стал апостолом любви. До дня Пятидесятницы апостолы не понимали и значения Голгофы, значения жертвы Христа, принесенной там. Они удерживали Учителя от пути на Голгофу. "Да не будет этого с Тобою", - говорили они Ему устами апостола Петра (Ев. Матф. 16,22). А когда Христос умер на кресте Голгофы, они устами двух учеников из Еммауса говорили в глубоком отчаянии: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля" (Ев. Лук. 24,21). А что смерть Христа была единственным путем для избавления как Израиля, так и всего человечества от вины перед Богом, - этого они не понимали. Апостолы не ожидали также воскресения Христа, хотя он говорил им об этом. И когда Воскресший явился им, они приняли Его за призрак (Ев. Лук. 24,37). Но вот пришел великий Наставник - Дух Святой, и Он открыл им все непонятное для них. Он ввел их во все тайны Царствия Божия и наставил их во всех истинах Писания. Он сделал их учителями Своей Церкви (Ефес. 4,11 - 12). И послания апостолов, которые мы имеем в Евангелии, - это лучшее доказательство того, что Дух Святой поистине был их божественным Наставником. Он, и только Он, просветил очи апостолов и дал им познание божественных истин. И все, что мы знаем из божественных истин, - все это плод откровения Духа Святого. Условия
для исполнения Духом Святым Ефес. 5,18 "Исполняйтесь Духом". Только два слова, но какое огромное значение они имеют для всех детей Божиих! В этих двух словах содержится вся тайна благословенной христианской жизни. Эти два слова могли бы быть лозунгом каждого христианина и каждой христианки. К сожалению, мы мало уделяли внимания этим важнейшим словам Писания. "Исполняйтесь Духом" - осуществление этих слов в нашей жизни может преобразить все наше христианство. В нашей повседневной жизни мы наполняем те или другие сосуды различным содержимым. Но есть сосуд, который называется сердцем, и он предназначен для самого драгоценного содержимого - для Духа Святого. "Исполняйтесь Духом" - это значит: открывайте свое сердце для принятия Святого Духа. И теперь перед нами вопрос: каким же должно быть наше сердце, если мы жаждем исполнения Святым Духом? Чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть на сердца первых учеников Христа, которые первыми в истории христианства были исполнены Духом Святым. В сердцах первых учеников Христа жила горячая любовь к своему Учителю. Мы знаем, как наш Господь Иисус Христос, покинув Назарет и приступив к Своему открытому служению, прежде всего избрал двенадцать апостолов. Эти апостолы должны были пройти школу своего Учителя Христа, чтобы впоследствии направиться во все тогдашние страны мира со свидетельством о Спасителе Иисусе Христе и с проповедью Евангелия. Три года они должны были находиться в школе своего Учителя Христа, созерцать Его великие чудеса и слушать Его божественные наставления. Находясь в постоянном общении со Христом и созерцая изо дня в день Его божественную красоту, они исполнились глубокой любовью к Нему, так что каждый из них мог бы искренне сказать Христу словами апостола Петра: "Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя". Только один из них не мог бы сказать этих слов, а именно: Иуда-предатель. Вот эта искренняя любовь ко Христу была первым условием для исполнения сердец апостолов Духом Святым в день Пятидесятницы. Любовь ко Христу в наших сердцах тоже является первым условием для исполнения нас Духом Святым. Какие бы мы ни имели познания Слова Божия, какими бы способностями мы ни обладали, - без самой горячей любви ко Христу в наших сердцах Дух Святой не будет исполнять нас. Мы можем день и ночь молиться об исполнении нас Духом, но если мы не исполнены любовью ко Христу, Дух Святой не изольется в наши сердца. Божий порядок таков: прежде всего любовь ко Христу, а затем сила Святого Духа - сила для служения Ему! Сердца первых учеников Христа были свободны от каких бы то ни было привязанностей. Услышав призыв Христа следовать за Ним, они тут же оставили все и пошли за Ним. Все золотые и серебряные цепочки и все шелковые нити, которыми они были связаны, как и все прочие люди, с теми или другими дорогими для них существами и разного рода сокровищами, - не могли их удержать от следования за Христом, в Котором они увидели ту драгоценную Жемчужину, по сравнению с Которой все сокровища мира - ничто. Христос не призывал их к отшельничеству, нет. Но он призывал их к внутренней свободе от порабощения чем бы то ни было. В школе Христа они должны были научиться быть такими, какими христиане описаны в 1 Кор. 7, 29 - 31: "Имеющие жен должны быть как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся мирам сим, как не пользующиеся". Вот что значит сердце, свободное от привязанностей к чему бы то ни было. Только в такое, не занятое ничем сердце нисходит Дух Святой. Апостолы имели именно такое, свободное от всего, сердце, почему они и были исполнены в день Пятидесятницы Святым Духом. B Своей первосвященнической молитве Христос молился о всех верующих в Него: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла... Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" (Ев. Иоан. 17, 15 - 19). О чем говорят эти слова Христа? О Его желании, чтобы никто из верующих в Него и любящих Его не был привязан к чему бы то ни было, могущему поработить его. И наши сердца должны быть незанятыми и свободными, если мы хотим все снова и снова исполняться Духом Святым. Первые ученики Христа не только имели свободные от каких бы то ни было привязанностей сердца, - они должны были освободиться и от своего собственного "я". Мы знаем слова ап. Петра, которые он сказал Христу: "Вот, мы оставили все и последовали за Тобою" (Ев. Матф. 19, 27). И вместе с тем как сам Петр, так и другие апостолы были еще полны своего собственного "я"; ведь от нашего "я" освободиться труднее всего. Умереть для себя - это требует большого подвига, на который не все христиане способны. Но апостолы должны были освободиться от своего большого "я", если их сердца должны были исполниться Духом Святым. Каким же путем освободились апостолы от своего большого "я"? Очень трудным путем: их самомнение должно было разбиться вдребезги. Они должны были увидеть себя жалкими и ничтожными. Тогда, когда они вместо героизма проявили жалкую трусость и когда они, вместо того чтобы пойти со своим Учителем на страдания и смерть, как это они в своем самомнении обещали, в страхе бежали, - вот тогда они увидели все свое ничтожество. И на развалинах своего "я", нет сомнения, плакал не только отрекшийся Петр, но и все другие ученики. Господь допустил их до такого падения, чтобы избавить их от их большого "я" и привести к глубокому смирению, без которого сердца их никогда бы не были исполнены Духом Святым. Таким образом, слезы Петра и других апостолов были слезами благодатными: они помогли им избавиться от своего "я", от своего самомнения. Освобождение от своего "я" было тоже обязательным условием, чтобы в их сердца мог прийти Дух Святой во всей Своей полноте. Наши сердца, может быть, и свободны от всяких привязанностей к кому-либо или к чему-либо. Но вместе с тем они могут быть преисполнены нашим большим "я". И мы должны понять, что именно это высокое мнение о себе может накрепко закрывать наши сердца для великого небесного Гостя - Духа Святого. Поэтому мы должны изо дня в день умирать для своего "я". Это очень трудный путь, но необходимый и неизбежный, если мы хотим, чтобы наши сердца все снова и снова исполнялись Духом Святым. Себялюбивое и гордое сердце не может быть храмом Святого Духа. Приготовление нашего сердечного сосуда для излияния в него Духа Святого происходит также под Его воздействием. Мы не можем своими силами создать в себе сердце, любящее Христа, свободное от всего, а также и от нашего "я". Все это творит в нас Дух Святой. Дело
Святого Духа - наше возрождение 2 Кор, 3,18 "Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа". Вникнем в смысл этих драгоценных слов. В них выражено великое действие Святого Духа в каждом человеке, который взирает "на славу Господню", то есть на славный образ Иисуса Христа. И в чем же заключается это великое действие Духа Святого в верующем и любящем Христа человеке? В преображении его в образ Христа. Этот славный процесс преображения возрожденного человека в образ Христа совершается постепенно - не в один день, а в течение всей его жизни на земле, причем шаг за шагом, как сказано, "от славы в славу", но не без помех и препятствий с нашей стороны. Теперь перед нами вопрос: с чего начинает Дух Святой Свое действие в человеке? С обличения его в грехе. Об этом действии Духа Святого мы читаем в Ев. Иоан. 16, 8: "Он пришед обличит мир о грехе". Грех - это печальное прошлое каждого уверовавшего во Христа человека. Но было время, когда грех не беспокоил нашего сердца, нашей совести. Мы как бы сладко спали, не сознавая своей ответственности перед Богом, не думая о нашей встрече с Ним и об отчете, который мы должны будем дать Ему. Конечно, делая грех, мы "не могли не видеть его, но мы не называли его грехом, а выражались более мягко: называли его нашей "слабостью", нашим недостатком, нашей глупостью я так далее. Но что наш грех - это вина перед Богом, за которую мы ответим перед Ним, об этом мы не думали. Нам было важно только одно: чтобы люди не знали о нашем грехе, чтобы нам не потерять их уважения. И вот среди этого сладкого, но опасного сна пришло пробуждение - пробуждение от Духа Святого. С нами произошло то, о чем сказано в Ефес. 5, 14: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых и осветит тебя Христос!" И это пробуждение пришло к нам от Духа Святого, причем у каждого из нас своим путем; но смысл этого пробуждения заключается в одном и том же: в появляющемся сознании, что мы гибнем в своем грехе, что мы виновны перед Богом, что мы идем навстречу справедливому суду Божию, и что нам нужно покаяться пред Ним и получить от Него прощение. Именно в этом заключается пробуждение грешника и начало его новой жизни, и это пробуждение грешника, то есть обличение его во грехе, является первым действием Духа Святого в человеке. Что же делает Дух Святой после пробуждения человека от греховного сна? Ведь пробудившись, человек начинает искать спасения, освобождения от своих греховных цепей, прощения своей великой вины пред Богом. Но где ему найти все это? И вот Дух Святой ведет пробудившегося, ищущего прощения грешника на Голгофу. В Книге пророка Захарми 13, 1 мы читаем великие пророческие слова: "В тот день откроется источник... для омытия греха и нечистоты". Этот драгоценный источник Крови Христовой на Голгофе открылся в день и час смерти Иисуса Христа за наши грехи. Но пока человек духовно опит, он не видит и не знает этого Источника на Голгофе. Подобно Агари в пустыне, умиравшей вместе с сыном однажды, в то время как рядом был колодезь с водой, а она его не видела (Быт. 21, 14 - 19), - мы в свое время тоже не видели Источника опасения на Голгофе. . Кто же открыл нам глаза на этот Источник? Об Агари мы читаем: "Бог открыл глаза ее и она увидела колодезь с водой". Так Дух Святой открыл нам глаза, и мы увидели Источник для очищения от греха и нечистоты на Голгофе. Об этом действии .Духа Святого мы читаем слова Христа в Ев. Иоан. 16, 13 - 14: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас^ на всякую истину... Он прославит Меня". Величайшей истиной является истина, что "Христос умер за грехи наши" (1 Кор. 15, 3), и эту драгоценную истину открывает нам Дух Святой. Дух Святой, приводя пробудившегося грешника на Голгофу, наставляет его на две очень важные истины: во-первых, что у него "от подошвы ноги до темени головы нет здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем" (Ис. 1, 6); во-вторых, что во Христе распятом мы имеем Агнца Божьего, взявшего на Себя грех мира; что в Нем, и только в Нем, наше прощение, исцеление и опасение. Все это открывает нам Дух Святой. В результате на Голгофе льются слезы сокрушения и покаяния, и как ответ на эти слезы кающийся грешник получает на Голгофе прощение своих грехов и новое сердце. Все печальное греховное прошлое кающегося грешника омывается и очищается Кровью Агнца Божия Иисуса Христа, пролитой на Кресте Голгофы. Прощенный и помилованный трешник получает одежду праведности Христовой, именуемой в Книге Откровения "белыми одеждами" (Откр. 7, 13), а также "виссонам чистым и светлым" .(Откр. 19, ;8). Дух Святой совершает на Голгофе великое дело возрождения человека к новой жизни, то есть того рождения свыше, о котором Христос сказал Никодиму: "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ев. Иоан. 3, 5). Прощенному и возрожденному человеку Дух Святой свидетельствует, что он стал "чадом Божиим", как написано в Римл. 8, 16: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий". В чем же заключается новая жизнь возрожденного Духом Святым человека? В преображении в образ Христа силою Духа Святого! Возрожденный человек - это человек, живущий со Христом и Для Христа! В жизни каждого возрожденного человека Дух Святой прославляет Христа, то есть показывает всем детям Божиим всю красоту Христа, делает Его тем самым с каждым днем дороже для нас и все снова и снова возбуждает в нас желание быть похожими на Христа. Открывая нам абсолютную чистоту и святость Христа, Дух Святой постоянно призывает нас к очищению и освящению, и не только призывает, но и совершает в нас это очищение и освящение. Поэтому Он и зовется Святым Духом. Мы все должны знать, что с возрождением, с рождением свыше мы не делаемся абсолютно совершенными, абсолютно свободными от греха. При рождении свыше грех перестает, быть властелином воз рожденного человека; он с центрального места в нашей жизни переходит как бы на окраину нашего нового существа, и мы делаемся способными господствовать над ним. В нашей новой христианской жизни мы всегда должны помнить слова, которые Господь сказал Каину: "У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4, 7). В этом господстве над грехом и заключается сущность освящения. Но как господствовать над грехом, когда; мы так слабы и немощны, хотя и дети Божий? Ведь сила греха невероятно велика! Вспомним, что Христос называет Духа Святого "силой". В Деян. Ап. 1, 8 мы читаем: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой". В борьбе с грехом мы не одни: в этой борьбе нам дает силу Дух Святой, живущий в нас. Перед лицом каждого нового искушения мы должны просить о помощи Духа Святого, и Он придет к нам на помощь. Но как всякая борьба не без поражений, так и духовная война, то есть война с грехом, увы, содержит и поражения. И если бы этих поражений не было в нашей христианской жизни, мы были бы уже людьми совершенными. Наши поражения в борьбе с грехом имеют разные причины: возможно, мы не погружаемся в Слово Божие и поэтому не воинствуем этим острым мечом; возможно, мы надеемся в нашей борьбе на себя, на свои силы, и поэтому не взываем о помощи Духа Святого; возможно, мы не бодрствуем и искушение застает нас спящими. Так или иначе, но с поражениями в борьбе с грехом мы знакомы все без исключения. И несмотря на наши падения, мы все же идем путем освящения и очищения, и вождем на этом славном пути является Дух Святой. Вот почему мы поем: "Вождь наш верный, Дух Святой! Будь всегда Ты близок к нам! И веди Своей рукой нас по жизненным путям. Вечно близкий, верный Друг! Ты готов всегда помочь; не оставь Своих Ты слуг здесь блуждать сквозь тьму и ночь". Спасение и оправдание наше совершилось быстро, но освящение наше и наш духовный рост происходят медленно. Однако яркой звездой должны гореть перед нами слова 1 Иоан. 3, 2: "Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будет. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть". Эти слова говорят о том, что начатое в нас дело (преображения нас в образ Христа Дух Святой доведет до конца: мы достигнем подобия Христу! Пока мы идем, пускай медленно и с перерывами, от славы в славу, как от Господня Духа, то есть под водительством Духа Святого, но идем верно к полной победе над грехом, большим и малым, к полной чистоте и святости, к полному подобию Христу и Его образу в нас! От нашего печальнейшего прошлого, когда мы гибли в наших грехах и пороках, к такому светлому будущему, когда мы забудем, что такое грех, - вот путь, которым ведет детей Господних Дух Святой, и вот дело, которое Он совершает и окончательно совершит в нас для славы нашего Искупителя Иисуса Христа! Дело
Святого Духа - наше освящение Ев. Матф. 5,18 "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", - говорит наш божественный Учитель Христос. Блаженство чистого сердца. Но где и как нам обрести это (чистое сердце? Дело возрождения трешника является великим делом Святого Духа, но новое сердце, которое человек получает в день своего возрождения, и чистое сердце, которое приобретается возрожденным человеком во все последующие дни жизни, - это не одно и то же. Конечно, чистое сердце - это новое, возрожденное сердце; но новое сердце может быть еще богато разным сором и пылью, которые безусловно печалят нашего Небесного Отца. Вот почему все Писание говорит о том, что за возрождением человека - этим первым делом Святого Духа - должно следовать освящение и очищение возрожденного человека, что можно назвать вторым величайшим делом Святого Духа. Известный христианству всех веков разбойник на Голгофе, покаявшийся и обратившийся ко Христу, получил новое сердце, - и это было действием Святого Духа в нем. Но возрожденный разбойник тут же умер, и ему не было дано вступить на путь освящения и приобрести чистое сердце без пыли и сора. Возрожденного сердца было достаточно для разбойника, чтобы войти в двери рая, открытые перед ним Христом. Но ему не было дано вкусить в своей земной жизни блаженства чистого сердца, о котором нам говорит Христос. Подавляющее большинство детей Божиих знакомо больше со счастьем возрождения и спасения, чем с блаженством освящения и очищения. На страницах Слова Божия мы читаем о плодах и о дарах Святого Духа. Когда мы говорим о плодах Святого Духа, мы обычно берем слова Послания к Галатам 5, 22 - 23, где сказано: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание". Но разве эти девять плодов Святого Духа не являются атрибутами, то есть свойствами нового, возрожденного сердца? А на пути освящения все эти свойства возрастают в нас, совершенствуются и достигают полноты Христовой. Таким образом, говоря о плодах Святого Духа, мы должны знать, что плодами Его - сладкими и благословенными - являются и новое сердце, которое Он сотворил в нас через возрождение, и чистое сердце, которое Он творит в нас через освящение. В великом деле возрождения нашего и в не менее великом деле освящения нашего Дух Святой действует прежде всего как божественный Обличитель наших грехов. Мы знаем, как в дни нашего духовного пробуждения, в дни нашего покаяния и обращения ко Христу Святой Дух вскрыл перед нами всю нашу греховность, все наши грехи и пороки, и показал нам, что мы заслужили только одно: вечное осуждение от Бога святого и праведного. А теперь на пути освящения Святой Дух вскрывает перед нами ту нечистоту, которая еще гнездится в разных уголках нашего сердца. Он показывает нам не только наши грубые пороки, о которых, возможно, хорошо знают окружающие нас люди и указывают нам на них. Но у нас имеются тысячи грехов и пороков, которые мы мягко называем нашими недостатками и о которых мы даже мало тревожимся, оправдывая себя тем, что нет людей без недостатков. Вот тут-то Дух Святой и совершает Свое великое действие обличения и нажима (если можно так выразиться) на наши больные места; а этих больных мест у всех нас чрезвычайно много. Сколько может быть у нас кумиров в сердце; сколько нерадения в отношении исполнения того, что нам повелевает Христос; сколько греха неделания добра, которое мы могли бы делать! Великий божественный Обличитель Дух Святой проникает со Своими обличениями глубоко во все наши мысли, во все наши желания, в самую глубину нашего сердца, - куда нет доступа никому из людей. Святой Дух проникает туда, в эти потаенные уголки нашего сердца, и обнажает все, скрытое во мраке, осуждая все наши неугодные Богу помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12 - 13). Как хорошо, что Святой Дух совершает эту работу в нас, это действие обличения и вскрытие даже малейшей, микроскопической нечистоты нашего сердца! Но Он же, Святой Дух, не только "нажимает" на все наши больные места, не только, открывает перед нами даже малейшие пятна в нашей жизни, но Он также указывает нам непрестанно и на драгоценную Кровь Христа, Которая очищает все наши греховные пятна - и большие и малые, и на Самого Христа, Который может даровать нам победу над всяким грехом. И теперь перед нами вопрос: как же Святой Дух совершает великое дело нашего освящения и как Он творитo в: нас чистое сердце? Прежде всего Он ведет нас к Слову Божию, к тому слову, которое, словно в драгоценнейшей шкатулке, сокрыто в драгоценной Книге книг - Библии. Наша цель, и ее открывает нам Святой Дух, достигнуть высоты и полноты Христа - ни больше, ни меньше! И вот эта высота и .полнота Христа показана нам именно в драгоценной Книге - Библии. Достаточно нам взять Нагорную проповедь Христа, чтобы увидеть, к каким высотам Он призывает нас в ней. Все, что сказал Христос в этой проповеди, вое это путь к достижению чистого сердца. К чему же призывает нас Христос в Своей Нагорной проповеди? Он призывает нас к очищению от. гнева (Ев. Матф. 5, 22); к очищению от прелюбодейных мыслей (Ев. Матф. 5, 27 - 28); к очищению от мстительности (Е.в. Матф. 5, 38 - 39); к очищению от односторонней любви, то есть от любви только к друзьям, а не к врагам (Ев. Матф. 5, 43 - 48); к очищению от похвальбы своими достоинствами - своими милостынями, своими молитвами, постами (Ев. Матф. 6, -1 - 18); к очищению от любостяжания, сребролюбия и скупости (Ев. Матф. 6, 19 - 24); к освобождению от забот (Ев. Матф. 6, 25 - 34); к освобождению от духа осуждения (Ев. Матф. 7, 1 - 5); к очищению от формальных и сухих молитв (Ев. Матф. 7, 7 - 11); к очищению от внешнего благочестия (Ев. Матф. 7, 15 - 20). Творцом Библии является Святой Дух, и Он же и истолкователь ее! Дух Святой употребляет Слово Божие для нашего освящения и очищения. Святой Дух употребляет Слово Божие как великое средство для сотворения в нас чистого сердца. Нашей же задачей является: открывать как можно шире наше сердце для Слова Божия! К этому призывает нас и апостол Павел в Послании к Колоссянам 3, 16: "Слово Христово да вселяется в вас обильно". Но Святой Дух ведет нас еще выше: Он ведет нас к Самому Иисусу Христу. И что же тогда происходит с нами? То же самое, что произошло с ап. Петром в лодке, когда он увидел славу Христа. Мы читаем в Ев. Лук. 5, 8: "Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный". Когда мы смотрим на окружающих нас христиан, у нас является мысль, что мы не хуже их, а явиться может даже мысль, что мы лучше их. Но когда мы устремляем наш взор на Самого Христа, то мы перестаем видеть все, что нам казалось таким хорошим в нас; исчезает все, что казалось нам таким белоснежным, и мы видим себя в пятнах с головы до ног. Вблизи Христа мы начинаем видеть, сколько у нас некрасивых поступков, сколько у нас искания славы себе, сколько у нас неполной отдачи нашего сердца Господу и как много-много у нас фарисейства. Как часто наших сестер гораздо больше беспокоит не совсем чистая блузка, чем не совсем чистое сердце; а братьев не совсем чистый воротничок, чем нечистое сердце. Но вблизи Христа мы видим всю свою внутреннюю нечистоту. И, "толщенные жаждой чистоты, мы взываем к Нему: "Сердце чистое сотвори во мне, Христос". И Он творит! И сотворит! Действия
Святого Духа 1 Кор. 12,6 "И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех". О каких действиях, притом различных, пишет ап. Павел коринфянам? Если мы прочтем всю двенадцатую главу Первого послания к Коринфянам, то мы увидим, что речь идет о различных действиях Духа Святого. Действия Святого Духа различны - этой великой истины мы никогда не должны забывать. Если мы эту истину хорошо усвоим, то вопрос о Духе Святом станет нам много яснее. Различные действия Святого Духа нам будут более понятными, если мы поймем, что наша христианская жизнь имеет свои ступени. Христианская жизнь - это не ровное и гладкое поле, по которому легко прогуливаться, не встречая никаких помех или трудностей. Нет! Христианская жизнь - это скала, на которую надо подниматься, причем не без усилий, не без трудностей, не без неудач и даже не без опасностей. Каждая гора, каждая скала имеет подошву, то есть основание, и вершину. Подошва горы достается нам легко, но вершина, ее достижение требует подвига, прячем очень нелегкого подвига. Христианская жизнь, если можно так выразиться, имеет тоже свою "подошву" и свою "вершину". Что же является "подошвой" христианства, то есть первой ступенью, и что является "вершиной" христианства, то есть его высшей ступенью? Первой ступенью христианства является рождение свыше или возрождение. Высшей ступенью христианства является достижение образа Христа, достижение совершенства Христа. Какая вершина, какая высота! Это "Эверест" христианства! Как Эверест является высшей горной вершиной на земле, так образ Христа является высшей ступенью христианства. Все христиане, все дети Божий должны всегда иметь перед собой этот высший христианский идеал. А именно: удивительно прекрасную жизнь Христа на нашей земле, о которой повествуют нам страницы Евангелия; Его дивный характер; Его образ, полный небесной красоты. Мы, верующие во Христа и любящие Христа, должны всегда гореть желанием быть такими, как Христос, и поступать во всем, всегда и везде так, как поступал Он. Этим же великим идеалом - быть такими, как Христос, - жили и апостолы и первые христиане. И они всегда видели этот чудесный образ Христа перед собой. Но как первые христиане, так и мы, сегодняшние ученики Христа, видели и видим перед собой не только эту высочайшую вершину христианства, но и неизмеримую трудность достигать ее. В отношении достижения совершенства Христа, достижения Его образа мы все похожи на подстреленную птицу, а именно: в нашем искреннем желании следовать по стопам Христа и быть похожими на Него мы все снова и снова как бы растравляем наши крылья, чтобы достигать высот Христа, но, увы, все снова и снова падаем вниз и оказываемся по-прежнему далекими от Его образа, от Его чудных божественных качеств. И мы убеждаемся с глубокой печалью, что желание - это одно дело, а достижение - это совсем другое дело. И теперь перед нами вопрос: неужели наша доля на земле только желать, но никогда не достигать? Неужели наша доля только поднимать крылья и, взлетев, снова опускаться вниз? Нет! Желания должны окончиться достижением; взлеты должны превратиться в высокие полеты; мечты о подобии нашем Христу должны сделаться действительностью. Ведь Евангелие говорит ясно: "Будем подобны Ему" (1 Иоан. 3, 2). Послушаем слова Христа, которые Он сказал апостолу Петру: "Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною" (Ев. Иоан. ,13, 36). Куда же шел Христос? Он шел на крест Голгофы. Петр попробовал идти за Учителем на Голгофу, но на пути туда споткнулся: во дворе синедриона он не выдержал и отрекся от Христа. Но когда же Петр всё оке пошел на крест и умер на кресте? Тогда1, когда Дух Святой дал ему силу для этого подвига. Мы знаем слова Христа о Духе Святом: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый" (Деян. Am. 1, 8). О какой силе Духа Святого говорит Христо-с в этих словах? О силе дерзновенного свидетельства о Нем: "И будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли". Для такого великого служения, конечно, была нужна и особая сила. Вот этой особой силы Духа Святого ни Петр, ни Иоанн, ни другие апостолы еще не имели. Об этом очень ясно сказано в Ев. Иоанна 7, 38 - 39: "Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен". В день Пятидесятницы Дух Святой снизошел на первых учеников Христа как сила, чтобы сделать их способными для выполнения той великой задачи, которую Христос поручил им, уходя с нашей земли. Эту великую задачу Христос выразил словами: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Ев. Марк. 16, 15). А проповедь Евангелия в те времена была равносильна страданиям и смерти. Теперь МЫ подошли " вопросу о различных действиях Духа Святого. Дух Святой как сила действует в нашем служении Христу И великому делу Его Царствия на земле. Но не будем забывать, что сила Святого Духа необходима нам не только для служения Господу, не только для проповеди Евангелия и свидетельства о Христе, но и для терпеливого ожидания, подобно старцу Симеону, исполнения обетовании Божиих в нашей жизни. Будем помнить, что сила Святого Духа нужна и для перенесения страданий, которые выпадают на долю детей Господних, как это мы видим, например, в жизни Иоанна Предтечи. Разве ему была нужна сила свыше только тогда, когда он проповедовал тысячам людей в пустыне? Нет, ему была нужна сила свыше и тогда, когда он в полном одиночестве страдал в своей тесной и мрачной клетке, ожидая со дня на день мученического конца своей жизнь. Нам нужна сила Духа Святого и для победы над грехом, особенно когда борьба с ним достигает стадии сражения "до крови" (Евр. 12,4), то есть когда мы имеем дело с особо сильным искушением, с искушением "огненным". Это все различные действия Духа Святого в нашей христианской жизни, различные проявления Его божественной силы. Но мы должны знать, что есть еще "возрождающее" действие Святого Духа, о котором Христос говорил Никодиму (Ев. Иоан. 3, 5 - 6) и которое Никодим испытал на себе еще до дня Пятидесятницы, сделавшись тайным учеником Христа. Это возрождающее действие Духа Святого испытали на себе и все первые ученик" Христа, причем еще до сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, что очень ясно видно из слов Христа, сказанных им: "Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Ев. Лук. 10, 20). Такие слова можно отнести только к возрожденным душам. Есть еще и другое действие Духа Святого, а именно: освящающее действие. Оно продолжается в течение всей нашей жизни на земле. Это действие Духа Святого заключается в очищении и освобождении нас от всякого греха, и в возведении нас на скалу, для наших человеческих сил недосягаемую (Пс. 60, 3), то есть в преображении нас в образ Христа, в достижении нами вершины христианства - совершенства Христа и всей Его полноты (Кол. 2, 9 - 10). Вот как многоразличны действия Святого Духа в нас и через нас! И задача наша: шире открывать сердца наши для принятия Духа Святого, и давать Ему больше простора для проявления Его действий в нас и через нас! Плоды
Святого Духа Гал. 5,22 - 23 "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание". Если мы сосредоточим наше внимание на этих перечисленных ап. Павлом плодах духа, то мы увидим, -что эти же свойства украшали нашего Господа Иисуса Христа в дни Его благословенной жизни на земле. Посмотрим "а любовь Христа. Как она безгранична: Христос любил всех людей без исключения. В Его сердце находили место и презренные у иудеев мытари, и апостолы; и Иуда - Его будущий предатель, и Иоанн, которого Он особенно цедил; и язычник Пилат, и учитель израилев Никодим; и женщина самарянка, и Мария из Вифании; и воины, пригвоздившие Его ко кресту, и разбойник, руки которого пахли кровью. Этой невыразимой любовью Христа были так недовольны книжники и фарисеи, что они старались запятнать Христа словами: "Он принимает грешников и ест с ними" (Ев. Лук. 15, 2). Посмотрим на радость Христа. Мы читаем в Ев. Иоан. 15, 11: "Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна". Радость Христа мы ощущаем на всех страницах Евангелия и особенно у колодца Иаковлева, где грешница - самарянка сказала Ему: "Знаю, что придет Мессия, то есть Христос...", а Он в великой радости говорит ей: "Это Я, Который говорю с тобою" (Ев. Иоан. 4, 25 - 26). Мы чувствуем радость Христа в доме Закхея, когда он принял Христа в свое сердце. Христос говорит ему: "Ныне пришло опасение дому сему" (Ев. Лук. 19, 9). Мы читаем о радости Христа и в Ев. Лук. 10, 21: "В тот час возрадовался духам Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам!" А разве не чувствуется радость Христа в Его словах покаявшемуся разбойнику: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Ев. Лук. 23, 43). Обратим внимание и на мир в сердце Господа нашего Иисуса Христа. Его сердце было всегда исполнено миром, так что Он мог спать даже среди грозных волн бушующего моря, а .накануне Своих страданий и смерти, на Тайной вечери, Он сказал Своим ученикам такие слова: "Мир Мой даю вам" (Ев. Иоан. 14, 27). Посмотрим на долготерпение Христа. Ученики Его, апостолы, так несмысленны и непонятливы ко многому, чему Он учил их, а Он так долготерпелив к их непониманию. В синедрионе, среди ужасающей клеветы, которую изливали на Христа, Он молчал. На суде у Понтия Пилата, среди насмешек воинов, Он молчит. На Голгофе на все злословия Своих врагов Он отвечает только молчанием. Какое долготерпение! А благость и милосердие нашего Господа Иисуса Христа! В синагоге в Назарете Христос говорит об этих Своих свойствах как о плоде Духа Святого. Он говорит: "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня... исцелять сокрушенных сердцем... отпустить измученных на свободу" (Ев. Лук. 4, 18). И в Деян. Ап. 10, 38 мы читаем: "Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех". Кротость Христа мы видим, в особенности, в Его отношении к Своим врагам: "Будучи злословим, Он не злословил взаимно" (1 Петр. 2, 24), и не только ,не злословил взаимно - Он даже молился за Своих врагов! А какими ярко сияющими свойствами были Его чистота, святость и воздержание! Все грешницы уходили от Него с чистым сердцем. Так было с самаряикой, так было с Марией Магдалиной, так было и с грешницей, которую привели ко Христу фарисеи. Все эти свойства Христа сделали Его "прекраснее всех сынов человеческих" (Пс. 44, 3). Только о вере Христа нельзя говорить, ибо Он жил видением. И наша вера в вечности перейдет в видение. А теперь перед нами очень важный вопрос: как же Дух Святой производит все эти прекрасные плоды в наших сердцах? Чтобы ответить на этот вопрос, надо взять притчу Хряста о виноградной лозе. Прочтем Ев. Иоан. 15, 1 - 8: "Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так я вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; "то пребывает IBO Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если Пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими ученикам"". В этой притче о виноградной Лозе Христос очень ясно говорит нам о тайне обильного плодоношения. Сравнивая Себя с Лозою, а всех верующих в Него с ветвями, Христос говорит: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне". Значит, плоды Святого Духа зависят от нашего пребывания во Христе. "Кто пребывает во Мне и Я в нем, - говорит Христос, - тот приносит много плода". Как просто и ясно! Но ?тогда в чем же заключается действие Духа Святого, если условием для принесения обильного плода является наше пребывание во Христе? В том-то и дело, что наше пребывание во Христе является именно действием Духа Святого. Дух Святой приводит нас ко Христу, и Дух Святой погружает нас во Христа. Вот в каком смысле Писание говорит о "начатие" Духа Святого (Римл. 8, 23) и "полноте" Его. Начатой Духа Святого - это Его первое действие, начальное Его действие в нас: приведение Им нас ко Христу. Полнота Духа Святого - это Его полное действие в нас: погружение Им нас во Христа и Его полноту. Заметим и еще одну великую истину: Дух Святой ничего не совершает в нас без Христа или ломимо Христа. Все, что Он производит в нас, Он производит через Христа. И Свои плоды Дух Святой производит в нас через Христа. Об этом очень ясно говорит нам Христос в Своей притче о виноградной Лозе: "Без Меня не можете делать ничего"! Через связь со Христом и через постоянное наше пребывание в Нем Дух Святой производит в нас дивный образ Христа - Его мысли, Его чувства, Его дела и Его слова. И чем глубже наше пребывание во Христе, тем больше изображается Его образ в нас, и тем больше у нас небесных плодов в нашей христианской жизни. Но именно Дух Святой является той благодатной силой, которая нас мощно влечет ко Христу. "Примите
Духа Святого" Ев. Иоан. 20, 19 - 22 "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого". Мы знаем и другие слова, нашего Господа Иисуса Христа в отношении Духа Святого. Прочтем Ев. Луки 11, 13: "Итак, если 1вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него". Христос говорит очень ясно, что Духа Святого дает и Отец Небесный и Он Сам. А между тем многовековой опор о так называемом "филиоке" все еще занимает богословов. Этот богословский опор вращается вокруг вопроса: исходит ли Дух Святой от Отца и Сына или только от Отца? Христос же говорит очень ясно: "Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него". А о Христе мы прочитали: "...(Он) дунул, и говорит им: примите Духа Святого". Перед нами неоспоримый факт: Христос дает Святого Духа! Слово "примите" говорит о том, что надо не только просить о Духе Святом, но и брать Его, брать Его от Христа! Когда перед нами журчит кристально чистый ручей, а мы изнываем от жажды - разве это нормально? Если перед нами Христос, Который оказал апостолам: "Примите Духа Святого", а мы ощущаем такое духовное бессилие - нормально ли это? Жаждущий должен нагибаться к ручью и утолять из него свою жажду. Духовно бессильный должен приходить ко Христу и брать от Него величайший и драгоценнейший дар Святого Духа. Брать, получать, а не только просить, часто не ожидая даже ответа. Заметим, что апостолы даже не просили воскресшего Христа о Духе Святом. Но Христос видел, как они нуждаются в Нем, как они немощны, малодушны, а задача их в мире так велика и связана с такими трудностями!. И Он Сам просит их принять Духа Святого. Но для постоянного получения от Христа Духа Святого необходимо соблюдение определенных условий. Каковы же эти условия? Прежде всего для получения от Христа драгоценного дара Духа Святого необходима тишина Вифании и уголок Марии, где она сидела у ног Христа и с глубоким затаенным вниманием прислушивалась к тихим Его наставлениям. Этой тишины Вифании у нас не хватает в шумной атмосфере нашей повседневной жизни. Теща Ап. Петра в Капернауме была исцелена Христом от "горячки" (Ев. Лук. 4, 38). Многие христиане болеют другой "горячкой" - горячкой суеты, торопливости, беготни, отсутствия собранности и сосредоточенности. Разве это не так? Активность, усиленная деятельность - это великое дело; но активность без участия сердца и души может превратить нас в "автоматов". Да сохранит нас Господь в нашем служении Христу от "автоматизации", то есть от служения безучастия сердца. Чтобы нам сохранить себя от такого служения, нам необходимо создавать в нашей христианской жизни тихие "Вифании" и находить уголки Марии для пребывания у ног Христа. Без этого наше христианство обмелеет, как мелеют многие реки в жаркую летнюю пору. Для получения от Христа драгоценного дара Святого Духа недостаточно поверхностных мимолетных встреч с Ним. Необходимо тихое и глубокое общение со Христом, чтобы услышать из Его божественных уст драгоценные слова: "Примите Духа Святого". Чтобы получить от Христа или через Христа Духа Святого, необходимо приходить к Нему с сердцем, жаждущим Духа Святого. А чтобы жаждать Духа Святого, надо понять Его значение для всей нашей христианской жизни и для всего нашего служения Господу. Значение Духа Святого в том, что Он является той силой, которая нас, немощных и бессильных, превращает в героев веры, подобных тем героям веры,, о которых мы читаем в 11 главе Послания к Евреям. Дух Святой является тем благодатным дождем, который орошает наше столь часто высыхающее сердце и все снова и снова устраняет из. него печальную духовную засуху. С жаждой этого благодатного дождя Святого Духа мы должны приходить <ко Христу и взывать к Нему славами одной чудной песни "На Твои взгляни растения, благодати дождь пошли! Их погубит запустение, - обнови и оживи!" Мы знаем, что делается с нашими комнатным" растениями, когда мы забываем их поливать. Так высыхает и наше сердце без дождя - Духа Святого - "раннего и позднего" (Мер. 5, 24). Дух Святой - это огонь, который хочет "почивать" на каждом чаде Божием (Деян. Aп. 2, 3). С этим Огнем Святого Духа в сердце мы никогда не будем знать лаодикийского состояния. Если мы будем знать, что дает нам Дух Святой в нашей христианской жизни, то мы всегда будем полны желания получать от нашего Господа Иисуса Христа Духа Святого. Бели мы жаждем получать от Христа Духа Святого, то мы никогда не должны забывать горницы в Иерусалиме, где воскресший Христос "дунул" на Своих учеников и сказал им: "Примите Духа Святого". Приходя ко Христу, будем помнить, что Он "вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13, 8). Что это значит? Это значит, что и сегодня, при нашей встрече с Ним, Он может, видя жажду нашего сердца, сказать нам: "Примите Духа Святого"! И, вне сомнения, мы вое, идущие за Христом, больше всего нуждаемся именно в этих словах Христа, именно в этом драгоценнейшем даре Христа - даре Святого Духа. Как было бы прекрасно, если бы каждое наше общение со Христом заканчивалось благодатным Его "дуновением", то есть излиянием в наше сердце Святого Духа! Если мы будем этого жаждать, то мы будем часто слышать слова Христа: "Примите Духа Святого". Если Христос дарует Духа Святого, то мы должны знать, что этот великий дар Он дарует нам "е для того, чтобы блистать в Церкви Его силой или Его дарами. Нет! Дух Святой дается нам для самой высокой задачи - для прославления и возвеличения Христа! И Сам Дух Святой, по словам Христа, прославляет Его (Ев. Иоан. 16, 14). В Филип. 1, 20 ап. Павел говорит нам, к какой цел" он всегда стремился. Он пишет: "...ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью". Но для достижения этой цели - возвеличения и прославления Христа - ап. Павел всегда искал "содействия Святого Духа" (Филип. 1, 19). Будем и >мы искать постоянно содействия Святого Духа, Которого нам дает Христос! |