ЦЕРКОВЬ И ГРЯДУЩИЙ ХРИСТОС"Се,
гряду скоро" Откр. 22, 12 Важнейшее событие, которое ожидает Церковь Иисуса Христа в будущем, - это ее восхищение. Восхищение Церкви - это пришествие Христа за Своими искупленными. Но мы должны знать, что Слово Божие говорит еще о пришествии Христа со Своими искупленными, то есть со Своей Церковью. Мы должны различать Христа, грядущего за Своей Церковью, и Христа, грядущего со Своей Церковью. Пришествие Христа за Своей Церковью будет незримым для мира событием. А пришествие Христа со Своей Церковью будет явлением, видимым для всех людей. Посмотрим, что говорит Слово Божие об одном и о другом событии. О незрммом событии, именуемом восхищением Церкви, мы читаем в Ев. Матф. 25, 1 - 13: "Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Ню в полночь раздался крик: "вот, жених, "дет, выходите "а встречу ему". Тогда встали вое девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: "дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут". А мудрые отвечали: "чтобы не случилось недостатка и у мае и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе". Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: "Господи! Господи! отвори нам". Он же сказал им в ответ: "Истинно говорю вам: не знаю вас". Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий". Чтобы картина восхищения Церкви была полнее, мы прочтем еще 1 Фее. 4, 16 - 17: "Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем". О видимом пришествии Христа во славе мы читаем в Ев. Матф. 25, 21 - 46: "Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы..." Далее описывается суд Христа над живущими в это время народами. Но суд пришедшего во славе Христа распространится и на воскресшее из мертвых человечество, о чем мы читаем в Откр. 20, И - 15: "И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, Стоящих пред Богом, и шипи раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый до делам своим"... Заметим, что воскресение мертвых происходит и при восхищении Церкви - это воскресение мертвых во Христе, и при явлении Христа во славе - это воскресение всего прочего человечества для суда "белого престола". Притча Христа о десяти девах говорит нам очень ясно о том, что восхищение Церкви будет частичное: мудрые девы берутся на небесный брачный пир; неразумные остаются за дверьми, то есть на время "великой скорби". Что же представляют из себя "мудрые девы"? Каких христиан они олицетворяют? И кто это "неразумные девы" и каких христиан они нам показывают? Христос говорит, что и "мудрые девы" и "неразумные девы" имели три себе "светильники". В этом отношении разницы между ними не было. Но разница была в том. что у "мудрых дев" было при себе масло; а у "неразумных дев" его не оказалось. Библия называет светильником Слово Божие. Мы читаем в Псалме 118, 105: "Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей". Масло, елей - это символы Святого Духа; вот почему исполнение Духом Святым Слово Божие называет "помазанием", как мы читаем в 1 Иоан. 2, 20: "Впрочем вы имеете помазание от Святого и знаете все". Все христианские церкви на земле имеют великий Светильник - Слово Божие, Библию, но не все христиане имеют "масло", то есть Святого Духа. Все церкви на земле основывают, правильно или неправильно, свои вероучения на Слове Божием, но не все христиане имеют "помазание" от Духа Святого. Дух Святой - вот что решит судьбу верующих в день восхищения Церкви. С "маслом" или без "масла", с Духом Святым или без Духа Святого. Дух Святой - незрим и невидим для наших физических очей, и определять, кто имеет и кто не имеет Духа Святого, и кто сколько Его имеет, - это недоступная для нас, людей, задача. Для этого надо быть сердцеведцем, а им является только наш Господь Иисус Христос. Притча о десяти девах говорит, что перед восхищением Церкви будет два рода верующих, изображенных пятью девами мудрыми и пятью неразумными. Это деление идет не по внешним признакам, ведь все десять дев внешне выглядят одинаково. Деление идет исключительно по внутреннему признаку, то есть по состоянию сердец детей Божиих. Это деление идет по линии двух последних церквей Книги Откровения - Филадельфийской и Лаодикийской. Разница между этими двумя родами верующих большая. Заметим, что пока не пришел жених, все десять дев были вместе. Разделение произошло только в ночь прихода жениха. Так будет обстоять дело и с верующими последнего времени. Филадельфийцы и лаодикийцы будут вместе - в одних и тех же церквах. И напрасно мы стараемся разделить их и говорить: вот это филадельфийская церковь, а это - лаодикийская. Еще хуже, если кто-то делает сам себе оценку и говорит: я - филадельфиец, а вот он или она - это лаодикийцы. Только пришествие небесного Жениха - Христа решит вопрос: кто филадельфиец и кто лаодикиец. Только решение Самого Христа будет безошибочным и окончательным, а наши решения могут оказаться весьма ошибочными. "И как жених замедлил..." - сказано в притче о десяти девах. Мы знаем, как апостолы и первые христиане ожидали пришествия Христа. И во все последующие времена все искренние дети Божий были полны ожидания Его пришествия. А сколько труда было потрачено на вычисление времени Его пришествия. И все оказывалось ошибкой: Христос <не приходил и до сего дня не .пришел. А почему Он медлит? Причина этому одна. Его безграничная любовь! Он хочет, чтобы Церковь Его была готова к Его пришествию, чтобы она была украшена всей полнотой духовной красоты ко дню Его пришествия и чтобы как можно меньше было в ней лаодикийцев. А она, Церковь Христа, все еще не в должной красоте, она все еще со многими пятнами и пороками, и с недостаточно преданным небесному Жениху - Христу сердцем. Слишком много в Церкви Христа лаодикийского духа - разве это не так? И вот Он медлит и медлит для блага Своей Церкви! Но как бы ни замедлил Христос - Он придет! Придет неожиданно, .внезапно! Придет, "как тать ночью" (1 Фее. 5, 2). Придет минута, когда раздастся крик: "вот Он идет!" Для ожидавших Его это не будет страшной минутой, но для беспечных христиан, для теплых лаодикийцев, для всех верующих, потерявших первую любовь ко Христу, - Его приход будет очень неприятным моментом. Слава Христу, что Он все снова и снова напоминает нам о Своем пришествии; все снова и снова звучат Его слова: "Се, гряду скоро!" И Он все снова и снова будит нас, как апостолов Своих в Гефсиманском саду, .и поварит всем нам: "Бодрствуйте, потому что ие зиаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий!" Грядущий
Христос и суд над церковью Ев. Матф. 25, 14 - 30 Притча Христа о талантах, как и притча Его о десяти, девах, готовит Царковь ко дню Его пришествия. Притча о десяти девах зовет нас к бодрствованию; притча о талантах зовет нас к труду. Таким образом, обе притчи дополняют друг друга. Притча о талантах говорит о суде над Церковью. В чем же будет заключаться суд Христа над Церковью? Во взвешивании наших дел и нашего труда для Господа; в награждении верных в малом и наказании нерадивых и ленивых. Послушаем, что говорит Христос в Своей притче о талантах. Он говорит о человеке, который "призвал рабов своих и поручил им имение свое". Христос говорит о трех рабах, которые получили "таланты", то есть серебро, причем разного веса. Один получил пять талантов, второй - два, и третий - один. Человек, раздавший своим рабам таланты, уехал от них на долгое время. Но пришел день, когда он вернулся, призвал своих рабов и потребовал у них отчета. И что же оказалось? Получивший пять талантов пустил их в оборот и увеличил их вдвое. То же самое сделал и получивший два таланта. А третий ничего не сделал со своим одним талантам он закопал его в землю и оказался ленивым рабом. Так Церковь Христа состоит из прилежных и ленивых членов. За свою верность и усердие в употреблении полученных талантов прилежные рабы получили награду, а ленивый раб был справедлива наказан. Поучение в этой притче Христа о талантах для всех верующих очень большое. Дети Божий призываются не только к ожиданию пришествия своего Господа, но и к самому прилежному труду и к самому усердному употреблению благ, полученных от Господа. Притчей о талантах Христос говорит всем верующим в Него: "Употребляйте все, что вы имеете от Меня, в оборот, пока Я возвращусь" (Ев. Лук. 13, 13). Притча о талантах говорит нам ясно, что дети Божий получают дары и блага от своего Господа не в одинаковой мере, а по своей способности употребить их ко благу дела Бюжия га к славе Того, Кто их дал. Кому больше дано, с того больше и потребуется. Труда сверх сил Господь не требует ни от кого, но зато труд по силам Он требует от всех Своих искупленных детей. Не будем завидовать друг другу, но каждый из нас пусть спросит себя: верен ли я в том, что получил от Господа? Все мы, верующие во Христа и любящие Его, должны знать, что с того дня, как мы пошли за Христом, мы стали Его служителями. Со дня нашего обращения ко Христу мы вступили не в гостиную с мягкими креслами, чтобы, покоясь в них, ожидать грядущего Господа. Нет! Мы вошли в виноградник Божий, чтобы, обливаясь потом от работы, быть готовыми к встрече грядущего Христа. Мы поем: "Блажен, кого Спаситель на труде его найдет; он в небесную обитель в светлой радости войдет". Но такое наше служение Христу должно быть добровольным - только из любви к Нему, отдавшему Свою жизнь для нашего спасения. В отношении наших способностей трудиться в винограднике Господнем мы очень различны. Дары и блага, полученные нами от Господа, действительно так неодинаковы. Но, если можно так выразиться, "лопата" дана нам всем в руки, и только от нашего прилежания и усердия зависит, какой участок мы ею обработаем. Поэтому не будем говорить: "Ах, если бы я был одарен, как другие, сколько я бы сделал для Господа!" Но мы все должны понимать, что стоящий неподвижно трактор меньше сделает на поле, чем прилежно пущенная в ход лопата. Прилежный служитель Христа с одним талантом больше сделает для славы Христа, чем ленивый раб с десятью талантами. Вот почему в день суда над Церковью взвешиваться будет наше усердие в деле Господнем, а не количество даров, которыми мы обладали. Надо сказать, что для всех детей Божиих, обладающих только одним талантом, существует большая опасность - зарыть его в землю, считая его чем-то жалким и ничтожным для употребления в деле Господнем. Очень важно, чтобы все любящие Христа понимали, что означают "таланты" в нашей христианской жизни. Талантами являются все блага, которые мы получаем от Господа - как земные, материальные, так и небесные, духовные. К земным благам надо отнести физическое здоровье, телесные силы, умственные способности, образование и знание, положение в мире, материальные средства, и особенно время - годы, дни, часы. Все это даруется нам для употребления не только для личного благополучия, до и для употребления в винограднике Господнем. Л в чем заключаются небесные, духовные дары? Это дары Святого Духа, это сокровище Слова Божия, это сила молитвы, это благодатные мысли и откровения свыше. И все эти бесчисленные духовные блага, получаемые нами от Господа, даются нам тоже не только для нашего личного счастья и блаженства, но и для использования их в винограднике Господнем. Мы никогда не должны забывать о дне судилища Христова, когда от всех нас, верующих во Христа, будет потребован отчет в употреблении всех благ - земных и небесных, полученных от Господа. В день судилища Христова обнаружится, кто ожидал грядущего Господа, сидя в мягких креслах, и кто Его ожидал в винограднике Божием, работая до пота лица. Мы знаем, что большинство членов апостольских церквей были людьми с одним только талантом, но какое великое влияние исходило от них! Хочется снова вспомнить слова ап. Павла в 1 Кор. 1, 26: "Посмотрите, братья, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных"... Вот вам дети Божий с одним только талантом, и таковых в христианстве великое множество. Таких одаренных христиан, как апостол Павел, и ему подобные, немного в Церквах Христовых; большинство же детей Божиих - люди "некнижные и простые" (Деян. Ап. 4,13). И все же при усердии и ревности в труде для Господа они, эти люди с одним талантом, могут сделать и делают великое дело в винограднике Божием. Посмотрим теперь на награду за верность в малом и усердный труд. Господин говорит in рабу, который получил от него пять талантов, и рабу, который получил два таланта, одни и те же слова одобрения: "Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". "Над многим тебя поставлю". Эти слова говорят нам об очень важной истине, а именно: что труд детей Божиих будет продолжаться и после судилища Христова. О том, что труд для Христа будет продолжаться и в вечности, очень ясно сказано в Откр. 22, 3: "И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем (в новом Иерусалиме), и рабы Его будут служить Ему". Это значит, что мы - служители Христа навеки. Это значит, что небо - место самого усиленного труда и служения, служения в более широком масштабе, чем служение, которое мы несли на земле. Вот что означают слова: "Над многим тебя поставлю". Посмотрим и на наказание "ленивого раба". Нам указан в притче только один его грех: ничегонеделание. И наказание его заключалось в том, что он остался без радости, в которую вошли верные и усердные труженики; он остался без одобрения и получил, наоборот, порицание. Он был обречен на "плач и скрежет зубов", то есть на глубокое сожаление о потерянных годах, днях и часах жизни. Об участи неверных и ленивых детей Господних мы читаем также в 1 Кор. 3, 15: "А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Это значит: будет красоваться без всяких дел, окажется "пустышкой". Какая печальная участь! Итак, притча о талантах говорит нам о грядущем Христе, о дне восхищения Церкви и о суде над Церковью, который называется в Писании "судилищем Христовым" (2 Кор. 5, 10). Как МЫ видим, суд над Церковью связан с нашим отношением к винограднику Господнему и труду в нем. Награду на суде над Церковью получают прилежные и усердные труженики в винограднике Господнем. Наказание получают ленивые. Ожидание грядущего Христа пусть будет у всех любящих Его в винограднике Господнем и на ниве Христовой, то есть в усердном труде для Господа. Очень важен вопрос о детях Божиих с одним талантом, не знающих, что с ним делать. Перед всеми любящими Христа, получившими только один талант от Господа, пусть стоит, как благословенный пример и образец, один служитель Христа апостольских дней - Епафрас. О нем мы читаем в Колос. 4, 12: "Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах..." Подвиг молитвы - вот благословеннейший труд в винограднике Господнем для всех детей Божиих с одним талантом, - труд, доступный даже для самых престарелых членов Церкви Христовой. Грядущий
Христос и суд "великого белого престола" Ев. Матф. 25, 31 - 32; Опер. 20, 11 - 13 "Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей... тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся пред Ним вое народы"... Эти слова Христа относятся к Его второму пришествию на нашу землю - к Его пришествию во славе. Притча о десяти девах и притча о талантах относятся к тихому .и незримому приходу Христа за Своей Церковью. Но и незримый приход Христа и Его пришествие во славе сопровождаются двумя судами: судом "судилища Христова" над Церковью и судом "великого белого престола" над миром. Прежде чем мы рассмотрим суд "великого белого престола", мы обратим еще наше внимание на "судилище Христово", то есть на суд Христа над Церковью. "Судилище Христово" называется в Писании "днем Господа нашего Иисуса Христа", как мы читаем в 1 Кор. 1, 8: "...чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа". Судьею в день суда (над Церковью будет Сам Христос, как написано в 1 Тим. 4, в: "Теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный". Кто же предстанет на суд "судилища Христова"? Все верующие во Христа без исключения, как пишет ап. Павел в 2 Кор. 5, 10: "Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое". Это будет строгий и весьма тщательный суд, как мы читаем в 1 Кор. 3, 13; "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть". Только суд "судилища Христова" обнаружит христианство каждого верующего во Христа человека, поэтому Слово Божие призывает нас к осторожности в наших суждениях о том или другом чаде Божием. Какие серьезные слова предостережения читаем мы в 1 Кор. 4, 5: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который к осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога". Результаты суда над Церковью будут двоякие: либо награда, либо урон, как написано в 1 Кор. 3, 14 - 15: "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется,, но так, как бы из огня". Высшей наградой в день судилища Христова будут "венцы славы", как мы читаем в 1 .Петр. 5,4: "И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы". Теперь мы рассмотрим, с Божией помощью, вопрос о суде "великого белого престола". Тысяча лет отделяет этот суд от судилища Христова. Об этом суде мы читаем в Откр. 20, 11 - 13: "И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим". С пришествием Христа во славе неразрывно связан Его суд над человечеством всех веков и народов, так же как Его незримый приход за Церковью связан с Его судом над ней. Мы рассмотрели суд Христа над Церковью, как нам о нем говорит Слово Божие. Перед нами картина суда Христа над мирам. "Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей... тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы"... В Книге Откровения Иоанна 20, 11 этот престол славы Христа показан нам как престол "великий и белый". Великий, потому что он является престолом Самого Бога в лице Иисуса Христа; белый, потому что является олицетворением чистоты и святости Божией. Мы читаем: "От лица Сидящего на престоле бежало небо и земля, и не нашлось им места". "Бежало небо" - это значит, что суд великого белого престола будет не только судом над народами, но и судом над "небом", то есть над падшими ангелами, о которых мы читаем в Послании Иуды, стих 6: "И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня". Можно предполагать, что суд над ангелами, не сохранившими своего достоинства, завершится во время суда великого белого престола, почему и сказано, что "небо бежало" от этого престола. Но бежала и земля в страхе за свое зло и бесчисленные преступления. Старая земля получит свой справедливый приговор от Бога и уступит место "новой земле", на которой будет обитать правда (2 Петр. 3, 13). Как при суде над Церковью Судьей будет Христос, так Он же будет Судьей и при суде над миром и ангелами, которые пали. Об этом нам говорит Сам Христос. Прочтем Его слова в Ев. Иоан. 5, 22 и 27: "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий". Христос повелел, по словам ап. Петра в доме Корнилия, "проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых" (Деян. Ап. 10,42). В своей проповеди в Афинах ап. Павел сказал: "(Бог) назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, додав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян. Ап. 17,31). Христос говорит, что обвинителем на суде "великого белого престола" будет Его Слово, то есть Писание, как мы читаем в Ев. Иоан. 12,48: "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день". Мы читаем в Книге Откровения о "раскрытых книгах", то написанному в которых будет совершаться суд Христа над миром (Откр. 20, 12). Me трудно понять, что этими "раскрытыми книгами" будут биографии всех представших на суд Христа людей. Каждый человек имеет свою биографию, но если она не написана, она является как бы закрытой книгой для прочих людей. На суде великого белого престола откроется вся жизнь каждого человека - от колыбели до могилы, причем до мельчайших подробностей, так что ни одна мысль, ни одно слово, я одно дело не останутся закрытыми. Все будет обнажено и открыто пред очами Бога (Евр. 4, 13). Участь судимых Христом не будет одинаковой. Сам Христос говорит, что "отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому", то есть тем, которые отвергнут весть спасения (Ев. Матф. 10, 15). Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели Хоразину и Вифсаиде, в которых было явлено столько славных дел Христа (Ев. Лук. 10, 13 - 14). Отраднее будет земле Содомской, нежели Капернауму (Ев. Матф. И, 24). Ниневитяне и царица Савская осудят современников Христа, которые не покаялись от проповедей Христа (Ев. Матф. 12,41 - 42). Христос говорит, что на Его суде над народами многие получат оправдание и станут "овцами" Его стада (Ев. Матф. 25,33). Это те, дела которых будут свидетельствовать о их живой вере и любви к Богу и ближним (Ев. Матф. 25, 31 - 46). Грядущий
Христос и "все новое" Откр. 21, 5; 21, 1 - 4 В плане Бога, Творца вселенной, были: чистое, святое небо и чистая святая земля. И вначале это так и было. После каждого акта творения, описанного в первой главе Книги Бытие, мы читаем: "И увидел Бог, что это хорошо". Значит: все, сотворенное Богом, было хорошо. И если все было хорошо с точки зрения Божией, то, значит, все было абсолютно хорошо. Но вот мы прочитали слова Сидящего на престоле: "Се, творю все новое". Что же случилось? В чем же дело? Куда же исчезло все абсолютно прекрасное - на небе и на земле? Почему потребовалось обновление - "все новое"? Ответ на все эти вопросы один: "грех вторгся в творение Божие и запачкал все". Грех вторгся на небо и привел к падению Люцифера и его ангелов. Грех вторгся и в Едемский рай и привел к падению первых людей. Теперь стало нужно спасение и обновление. Спасение от возмездия за грех и обновление, то есть очищение всего, запачканного грехом. Стали нужны новое небо и новая земля. И у Творца вселенной было два плана: божественный план спасения и божественный план обновления. И оба эти плана осуществляет Спаситель мира Христос. План спасения осуществляет распятый на Голгофе Христос. И мы слышим Его торжествующий возглас на Голгофе: "Совершилось!" Совершилось спасение греховного человечества. Но мы слышим этот же торжествующий возглас Христа и после обновления Им неба и земли, как мы читаем в Откр. 21,6: "И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец". Обновление неба и земли совершит грядущий Христос. В пламенном суде Своем над миром и павшими ангелами Он сотворит новое, то есть чистое и святое небо, и новую, то есть чистую и святую землю. Вот почему после описания суда великого белого престола мы читаем слова: "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и, прежняя земля миновали". Каково же это "все новое", как оно описано в Слове Божием? Мы читаем в 2 Петр. 3, 13: "Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда", то есть истина, полная гармония с волей Божией, полное отсутствие какого бы то ни было греха или зла. На новой земле не будет ни малейшего страдания, никаких слез, ни болезни, ни смерти - только радость, блаженство и ликование. На новую землю сойдет "новый Иерусалим", то есть искупленная Церковь Христа, украшенная, как невеста для мужа своего, с ней будет обитать на новой земле Сам Бог, и она будет народом Бога и Агнца. Все искупленные на новой земле будут носить образ Христа по своему внутреннему человеку; а по внешнему своему человеку они уподобятся ангелам, как говорит Христос в Ев. Матф. 22, 30: "В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах". Кроме Церкви Христа, носящей образ и подобие своего Господа (1 Иоан. 3,2; Римл. 8,29), на новой земле будут еще "спасенные народы", о которых мы читаем в Откр. 21, 24: "Спасенные народы будут ходить во свете его", то есть во свете святого города. Они еще не достигли совершенства Церкви Христа, они еще нуждаются в полном исцелении, и в их распоряжении будут "листья дерева жизни", то есть тот же источник исцеления - Христос, из Которого пила и будет пить во 1веки веков Его Церковь. Спасенные народы, которые по своей совести делали угодное Господу, получат на новой земле полное познание Иисуса Христа как источника спасения и освящения, и в них так же изобразится Христос, как Он изобразился в Своей Церкви. Хочется воскликнуть словами Римл. 11,33: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" На новой земле мы увидим красоты, каких мы не видели на нашей старой земле. Нам уже известно о реке, чистой и светлой, как кристалл, исходящей о. г престола Бона и Агнца (Отир. 22, 1). И о "древе живим", двенадцать раз Приносящем плоды свои (Откр. 22, 2). Здесь речь идет о небесной природе, символизирующей нашего Господа Иисуса Христа. Чтобы нам увидеть неувядающую природу, нам надо .поехать на крайний юг нашей старой земли. Когда я был на Цейлоне, я спросил одного цейлонца, знает ли он, что такое зима и снег, и он сказал мне, что не имеет ни малейшего представления об этом. И это естественно, так 1как Цейлон - земля вечного лета и неописуемой красоты природы. Каждый обитатель новой земли будет говорить: "Мы не знаем зимы, - у нас вечное лето!" Хорошо описана красота новой земли в Евр. 12,22 - 23: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму, и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства". Как прекрасны обитатели новой земли! Посмотрим на них, как они описаны нам в Слове Божием (Откр. 7, 9): ."После сего .взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих". На головах их "золотые венцы" (Откр. 4,4). В их руках "гусли" (Откр. 15,2). Они поют "песнь Моисея и Агнца" (Откр. 15,3). Они служат Христу и видят лицо Его (Откр. 22, 3 - 4). Среди неисчислимого множества искупленных мы увидим на новой земле столпов веры, надежды и любви: Авраама и Моисея, Илию и Исайю, Давида и Ионафана, Иеремию и Даниила, Петра, Иакова и Иоанна, и дорогого, всеми нами любимого апостола Павла. Будем ли мы там знать друг друга? Да, конечно, так же, как стал знать Петр на торе Преображения Моисея и Илию, которых он до этого никогда не видел (Ев. Матф. 17, 3 - 4). В вечных обителях нового неба и новой земли встреча наша со всеми искупленными будет полна невыразимой радости (Ев. Лук. 16,9). И прядущий Христос будет уже пришедшим Христом. Мы "увидим Его, как Он есть" (1 Иоан. 3,2). Мы увидим Его во всей красоте Его, как сказано в Ис. 33, 17: "Глаза твои увидят Царя в красоте Его". Мы будем видеть Его как Агнца закланного со следами от ран Голгофы. Мы будем петь Ему нашу "новую песнь", созерцая при этом Его лицо. Окружая пришедшего на новую землю Христа, мы испытаем с новой силой истинность слов Псалма 15, 11 "Полнота радостей перед лицом Твоим". Готовность
к встрече грядущего Христа Амос. 4, 12 "Приготовься к сретению Бога твоего". Множество детей Божиих и особенно проповедников богословов исследуют, на основании Писания, вопросы о восхищении Церкви и втором пришествии Христа во славе, и это очень отрадное явление в Церкви Христовой. Но, исследуя эти весьма важные вопросы Слова Божия, исследователи занимаются часто второстепенными признаками этих двух великих событий в жизни Церкви. Многие интересуются 24 главой Евангелия от Матфея и словами Христа в ней о войнах и военных слухах, о гладах, морах и землетрясениях, о лжехристах и лжепророках, о великих знамениях в природе - на солнце, на луне и на звездах. Но не это все является главным признаком близости грядущего Христа, как оно ни интересно, может быть, для наших любопытных умов и сердец. А "а что же мы должны главным образом обращать наше внимание при исследовании вопроса о восхищении Церкви и втором пришествии Христа? На духовное состояние Церкви. На готовность Церкви к встрече своего грядущего Господа! Вот на чем дети Божий должны сосредоточить свое особенно глубокое внимание. Ведь день восхищения Церкви тесно связан с ее духовным состоянием. Слово Божие очень ясно говорит о некоторой "медлительности" в пришествии Христа. В притче Христа о десяти девах мы читаем, что "жених замедлил" (Ев. Матф. 25,5). А в 2 Петр. 3, 4 и 9 Дух Святой объясняет там причину "замедления жениха", то есть пришествия Христа. Мы читаем в этом месте Писания: "Явятся говорящие: "где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы... все остается также... Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию". Христос знает, да и мы должны это знать, что духовное состояние Его Церкви больше похоже на состояние неразумных дев, чем на состояние дев мудрых. Поэтому Он "долготерпит", ожидая обновления и духовного пробуждения Своей Церкви. Поэтому до сего дня к Церкви Христовой направлен призыв: "Приготовься к сретению Бога твоего"! В притче Христа о десяти девах мы читаем: "Тогда встали все девы"... Встать придется всем, чтобы пойти навстречу грядущему Христу. Никто не укроется от Его божественных очей. Но с какими сердцами мы встанем и пойдем навстречу Христу? Вот важнейший вопрос в нашей христианской жизни. Когда Он придет - поздно будет приводить себя в порядок, как поздно приводить в порядок свое жилище, когда ожидаемый гость уже пришел. Когда Христос придет - поздно будет наводить духовную красоту в своем сердце, искать чистоты и святости, искать огня, чтобы согреть свое остывшее сердце... Неразумные девы попробовали это сделать, они стали просить масла у своих (подруг, они искали его у продавцов, но все было напрасно. Поздно! Поздно! Надо было думать раньше о своем духовном состоянии, об огне своего сердца, о пламени своего духа. А теперь, когда "жених" пришел, для неразумных дев оставалось только одно: ожидать приговора всевышнего Судьи. И приговор пришел: двери на "брачный пир" для них затворились и они остались вне дверей - остались на "великую скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет" (Ев. Матф. 24,21). Пришла и награда для детей Божиих с "филадельфийскими" сердцами: они вошли на брачный пир, потому что были готовы ко дню пришествия Христа. И теперь перед нами вопрос: в чем заключается готовность христиан ко дню пришествия Христа? Поставим другой вопрос: что значит быть готовыми к приходу ожидаемого гостя? Нам не трудно дать ответ на этот вопрос. Готовность к приходу гостя заключается в том, чтобы все к его приходу у нас было в порядке. И готовность ко дню пришествия Христа заключается в том, чтобы у нас в нашей духовной жизни было все в порядке. Ожидание земного гостя связано с наведением порядка во всех уголках нашего жилища. В нашей духовной жизни есть разные уголки, которые должны содержаться нами в полном порядке, если мы хотим быть всегда готовыми к встрече нашего грядущего Господа Иисуса Христа. Возьмем пять уголков нашей христианской жизни, которые должны быть у нас всегда, изо дня в день, в полном порядке. Какие это уголки? Начнем с Голгофы. Сердце наше должно всегда находиться на Голгофе, и рука нашей веры всегда должна крепко держаться за крест Голгофы, за распятого на нем Христа. Находиться всегда на Голгофе - это значит всегда сознавать себя под защитой Крови Христа, пролитой там для нашего вечного спасения. Чтобы Голгофа была у нас всегда в порядке, раны Христа должны быть всегда перед нашими сердечными очами. Так ли у нас обстоит дело с Голгофой? Есть уголок в нашей духовной жизни, который мы имеем право называть "Вифанией". Вифания навсегда связана с сидением у ног Христа Марии. Вифания означает тесное общение со Христом, беседу с Ним, размышление о Нем, внимание к Его божественному голосу... Не будем отрицать, что все мы больше похожи на суетливую, неглубокую Марфу. Если это так, то Вифания у нас не в порядке, и у нас мало пребывания наедине со Христом. Наша связь со Христом - неглубокая, и при таком нашем отношении к Нему, может ли у мае быть постоянное ожидание Его пришествия и готовность выйти Ему навстречу? Конечно, нет и не будет, пока мы не приведем нашу "Вифанию" в порядок, пока мы не будем похожи на Марию, которая так любила пребывать у ног Христа. Есть уголок в нашей духовной жизни, который надо назвать "горницей" для исполнения Духом Святым. Мы знаем эту знаменитую горницу, где первые дети Божий исполнились силой и огнем Святого Духа. О, в каком беспорядке у нас эта горница! Мы мало интересуемся вопросами Духа Святого, мы мало просим Господа о новом и новом исполнении нас Духом Святым, а раз мы не просим, то и не получаем. Эта благодатная "горница" для постоянного получения силы свыше у многих из нас забыта и заброшена. Надо ли удивляться, что при таком нашем отношении к Духу Святому мы совершенно не готовы к встрече грядущего Христа. Я хочу перед всеми детьми Божиими поставить еще один уголок, который мы назовем "Берией". О Верии мы читаем в Деян. Ап. 17, 10 - 11: "Братья же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию... здешние были благомысленнее фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так". "Берия" - это усердное, ежедневное исследование и изучение Слова Божия, драгоценной Книги Библии. И я чувствую, что большинство из детей Божиих готовы воскликнуть: "Верия у нас в полном беспорядке!" Но, увы... бывают дни, когда на наших Библиях появляется пыль - доказательство того, что мы до них не дотрагиваемся. При таком отношении к Слову Божию, конечно, у нас не будет готовности к пришествию Христа, и наши сердца не будут в порядке, когда Он придет. Обратим самое серьезное внимание на этот уголок нашего христианства - на "Верию", то есть на наше отношение к Слову Божию, на его усердное, повседневное чтение и изучение. И, наконец, пятый уголок - уголок, который мы назовем "филадельфийским". Это уголок любви, поскольку греческое слово "филия" означает любовь. "Филадельфийское" сердце - это сердце, горячо и пламенно любящее Христа и своих ближних. Имея такую любовь, мы будем готовы встретить грядущего Христа! |