ДОЛИНЫ ПЛАЧАИсточники
благословения в долинах плача Псалом 83, 7 "Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением". Большинство людей имеют в своей жизни разного рода слезы. Слово Божие говорит, что они проходят "долиною плача". И, проходя долиной плача, они имеют нужду в утешении и ободрении. Об этой нужде в утешении они пишут в своих письмах к друзьям и знакомым, говорят в своих беседах с людьми. Свою нужду в утешении они приносят в своих молитвах к Богу. Долину плача люди проходят независимо от их отношения к Богу, независимо от их возраста и развития. В долины плача люди попадают по разным причинам, но нужда у них одна - нужда в утешении. По опыту мы знаем, как трудно утешать идущих "долиною плача". После всех наших самых искренних попыток принести утешение плачущему человеку, - мы так часто слышим "из его уст справедливый упрек, который услышали друзья великого страдальца Иова в ответ на все свои утешения: "Жалкие утешители все вы" (Иов. 16, 2). Но Бог позаботился Сам, чтобы долины плача не были без источников утешения и благословения. И задача всех идущих долиною плача - открывать в ней эти источники. На долины плача в нашей жизни можно смотреть через двоякого рода очки: через очки темные и светлые. Чтобы смотреть на наши долины плача через светлые очки, надо раз и навсегда понять, что долины плача на самом деле не долины, а горы, по которым все плачущие поднимаются ввысь к светлым, безоблачным небесам. Долина плача является истинной лестницей, по которой мы поднимаемся к сердцу нашего лучшего Друга Иисуса Христа, Который Сам был "мужем скорбей и изведавшим болезни" (Ис. 53, 3), и Он по опыту знает все наши долины плача. Удивительно правильно говорит псалмопевец, что основным содержанием нашей жизни являются труд и болезнь, то есть труд и слезы (Пс. 89, 10). Когда мы имеем возможность трудиться, мы идем долиной радости; а когда мы заболеваем - мы попадаем в долину плача, и чем тяжелее болезнь, тем мрачнее долина плача. Долину плача не минует ни один человек, живущий на земле, и она может быть совсем близко от любого из нас. Сегодня человек может быть полон счастья и его жизнь залита лучами яркого солнца. А завтра этот же самый человек может очутиться в ладье, которую бросают бурные волны житейского моря, или он может очутиться у развалин всего, что ему было близко " дорого. И снова приходится вспоминать Иова: в один день он потерял всех своих сыновей и дочерей, и в один день он лишился всего своего имущества. Вот когда он познал непрочность земного счастья. Так близко может быть от каждого из нас долина плача. В наших долинах плача мы не только плачем - мы все делаемся философами, рассуждающими о причинах стольких слез на земле. В долинах плача мы часто превращаемся в людей маловерных и малодушных, вопрошающих нашего Бога словами: для чего Ты допустил все эти слезы в моей жизни? Где же Твоя любовь, где же Твоя справедливость? В долинах плача мы делаемся часто ропотниками и выражаем наше недовольство путями Господними в нашей жизни. Слова Евангелия о том, что Бог есть любовь, в светлые дни радости и счастья вызывают у нас песни хвалы и благодарности; но в мрачные дни печали и слез эти же слова становятся для нас непонятными и вызывают недоумение в наших сердцах. Bce снова и снова мы задаем вопрос в наших долинах плача: где же любовь Божия, когда я так страдаю и когда так много страданий у людей вокруг меня? Да, проблема слез на земле - это, пожалуй, самая трудно объяснимая проблема. И едва ли найдется человек, который мог бы объяснить нам эту трудную проблему, по крайней мере так, чтобы не осталось больше никаких вопросов. Чтобы увидеть, как много людей находится в долинах плача, для этого не нужно странствовать то земному шару и искать их в далеких краях. Долины плача окружают нас со всех сторон. Стоит посмотреть, в семейную жизнь наших друзей и знакомых, стоит заглянуть в любую больницу, а их так много повсюду, стоит заглянуть в человеческое сердце, чтобы убедиться в этом. И это не пессимизм, это самый здравый, самый реальный анализ человеческой жизни. Да, в обилии доля" плача во всех уголках земного шара нам не приходится сомневаться. Но нерешенным остается вопрос: почему? И таким же трудным вопросом является вопрос: как осушать слезы плачущих? И не только осушать, но и превращать их в слезы радости. Мудрейший из мудрых царь Соломон, обозревая всю землю, говорит: "И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет" (Еккл. 4, 1). Что хотел Соломон оказать этими славами? Что трудно утешать плачущих. В долинах плача, по воле Всевышнего, равномерно распределены "источники" утешения. Вот почему мы не должны бояться долин плача. И кто из нас наводил в долинах плача источники благословения, тот будет все снова и снова искать их в своих долинах испытания. Разве не источник радости - найти в долине плача любящее сердце Небесного Отца или увидеть сияющую славу нашего дорогого Спасителя Иисуса Христа? И именно эти два благословенных источника мы чаще всего открываем в наших долинах плача: любовь Божию и славу Христа! И еще один благословенный источник в каждой долине плача - это наше духовное совершенствование, наше большее сближение с Господом. Один любящий Христа (крестьянин, придя домой, увидел и свой дом, и скот, и хлеб в пламени пожара; и, зная по опыту слова Псалмопевца об источниках в долинах плача, он преклонил колени и сказал в молитве: "Господи! как мне отблагодарить Тебя, что Ты меня так любишь, - ведь в этой страшной долине плача, я знаю, Ты приготовил неведомые пока для меня источники благословения!" Бот пример для всех детей Господних, вступающих в долину плача или проходящих уже этой трупной долиной, - не сомневаться в этих источниках утешения и благословения, обещанных Господом, и находить их во всех наших скорбях и испытаниях! Христос
в долинах плача Евр. 2, 10 "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все,.. Вождя спасения их совершил (то есть усовершил) чрез страдания". "Вождь спасения" - наш Господь Иисус Христос, прошедший через многие страдания, знает хорошо "долины плача". Но знакомы ли мы с долинами плача Христа? Знакомство с ними ободрит мае в наших долинах плача. В чем же заключались страдания Иисуса Христа? Чтобы понять страдания Христа, надо побывать в Его долинах плача. Христос страдал от общечеловеческих нужд и лишений. Как бедно выглядит Его колыбель в Вифлееме: кормушка-ясли с подстилкой из соломы. У нас нет подробных сведений, как прошла Его жизнь в Назарете, a он провел там тридцать лет. Но о Его жизни после Назарета нам ясно говорят Его собственные слова: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Ев. Лук. 9, 58). Разве это не долина плача - переживать такие нужды, такие лишения? Но в конце Его жизни мы видим Христа в еще более мрачной долине слез. Мы видим Его в Гефсимании, покрытого кровавым потом. Мы видим, как во дворе Пилата Христа бичуют жестокие воины. Мы видим, как пронзает колючий терновый венок Его чело. И, наконец, мы видим, как пригвождают Его ко кресту, и как крест становится для Него одром невыразимо мучительной смерти. Разве это не долина слез, которую прошел наш Господь Иисус Христос? Христос глубоко страдал, видя перед Собой все Свои страдания. Ведь ожидание определенных страданий бывает мучительнее, чем само страдание. Наш путь жизни лежит обычно в тумане неизвестности, и долина плача открывается перед, нами очень часто неожиданно. Но не так было у нашего Господа Иисуса Христа: в Своем всеведении Он изо дня в день видел весь Свой жизненный путь со всеми долинами плача. Видеть пред собой все грядущие скорби, испытания и страдания - уже это может создать для нас долины плача. Христос задолго до Своих страданий и позорной смерти на Голгофе говорил о них своим апостолам. И особенно явственно предстал перед Ним крест со "семи его ужасами в Гефсимании, что, может быть, и послужило причиной Его кровавого пота. Христос не мог не страдать от сознания, что с Ним были и будут связаны страдания других людей. Как это понять? Возьмем избиение младенцев в Вифлееме. Мы не знаем, сколько их было погублено и сколько матерей плакало об их гибели. Неужели мы думаем, что Христос забыл в дни Своей земной жизни об этих слезах младенцев и их матерей. Конечно, Он не забыл о них и всегда сознавал, что эти младенцы были убиты ради Него. А разве Его сердце не плакало имеете со Своей матерью еще задолго до того часа, когда она стояла у подножия Его креста на Голгофе, где острый меч материнской скорби пронзил ее сердце? Презрение и поношение со стороны людей, которые постоянно выпадали на Его долю, создавали для Него тоже долины обильных слез. Насмешки, клевета и поношения могут оказаться мучительнее, чем телесные страдания. Д на долю Христа они выпадали в изобилии. Его называли, ради насмешки, плотником, невеждой, не учившимся... Пилату наклеветали на Него, что Он опасный человек. Царь Ирод, со своими воинами, насмеялся над Ним. Его били по ланитам, плевали на Него, надели на Него рваную багряницу, украсили Его в насмешку терновым венкам и вместо царского скипетра дали Ему палку в руки. A разве легко Ему было услышать слова народа, оказанные Пилату: "Отпусти нам Варавву!" - а Варавва был разбойник. А распятие Его среди .двух злодеев - ведь это тоже было сделано для Его позора... А насмешки толпы на Голгофе... Какая долина плача IB жизни нашего Господа! Его, прекраснейшего из сынов человеческих, фарисеи и книжники старались очернить в глазах народа. Они говорили о Нем, что Он силою князя бесовского изгоняет бесов. Они называли Его беззаконником, нарушающим закон о субботе, провозглашали Его как сообщника мытарей я грешников, который ест и пьет с ними. В синедрионе они провозгласили Его даже богохульником. Разве было легко нашему Спасителю переносить все это? Поистине Его земной путь шел через долины плача! Он страдал от постоянных искушений, которые обрушивались на Него со стороны нашего главного искусителя - диавола, со стороны Его врагов и противников и даже со стороны Его друзей, одному из которых, Петру, Он резко оказал: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн..." (Ев. Матф. 16, 23). И когда мы читаем в Евангелии, что Он был искушен во всем (Евр. 4, 15), - мы, возможно, не считали долиной плача Его искушения. Но искушения являются, безусловно, долинами плача как в жизни Христа, так и в нашей жизни. Христос страдал при виде греха и порока, в которых утопают грешники. Он видел, какие тяжелые оковы несут на себе люди, живущие в рабстве греха. Он видел, какие последствия несет грех для каждого человека. Исцеляя больных, Он знал, что их болезни являются только последствием их греховной жизни. И Ему, как никому из людей, была видна тесная связь болезни с грехом. И как никто из людей, Он слышал изо дня в день стоны рабов и пленников греха. И если о праведном Лоте мы читаем во Втором послании Петра 2, 7 - 8, что он утомлялся обращением между людьми неистово развратными и, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе своей, видя и слыша дела беззаконные, то каково же было нашему кристально чистому и абсолютно безгрешному Господу обитать на нашей богатой грехам и нечестием земле. Перед нашими глазами прошли многочисленные долины плача, пройденные нашим Господом Иисусом Христом. В одной из этих долин плача мы видим Христа, павшим на землю, и с Него падает пот, как капли крови. В другой долине плача мы слышим зов Христа: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" И капли пота, как капли крови, и зов Христа на кресте - все это тайны долин плача Христа, в которые мы не в сила!Х проникнуть, но которые говорят нам о бездонной глубине Его страданий. Мы часто говорим, что долины плача в нашей жизни являются последствием того или другого греха или плодом нашего непослушания Господу. Да, это верно во многих случаях и в отношении многих долин плача. Но наш Господь Иисус Христос проходил Свои долины плача как абсолютный Праведник - без единого греха или порока. И вот мы слышим слова Писания, которые поясняют нам значение долин плача, а именно: "Вождя опасения их совершил (усовершил) чрез страдания". Христос, будучи Богом, конечно, не нуждался в совершенствовании; но, уничижив Себя и сделавшись подобным нам человеком, Он подчинился законам роста - как физического, так и духовного. И долины плача!с их страданиями (были, как говорит Писание, теми ступенями, по которым Христос поднимался все выше и выше. Поймем и мы, что наши долины плача, как ни трудно нам их проходить, являются благословенной школой усовершенствования нашего христианства. Мы можем этого совершенствования не замечать, поскольку духовный рост происходит весьма незаметно. Но мы должны жить верою, что страдания, которые усовершили Христа, содействуют и нашему духовному совершенству. И как Христос в одной из Своих долин плача, а именно - в Гефсимании, сказал Отцу: "Не Моя воля, но Твоя да будет", - так и мы в глубоком смирении будем в долинах плача преклоняться перед, волей нашего Господа. Слезы
апостола Павла Деян. Aп. 20, 17 - 38 Нам не приходится догадываться, какими долинами плача проходил великий и благословенный служитель Христа - апостол Павел. Он сам говорит об этом в беседе с пресвитерами Бфесской церкви. Он говорит им: "Вы знаете, как я... работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами..." И далее он говорит: "Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас..." И по окончании беседы мы видим "немалый плач" как у пресвитеров Ефееской церкви, так и у самого апостола Павла, - "от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его". Если мы поразмыслим о слезах апостола Павла, то мы увидим, что это были разные "слезы. Говоря о служении Христу со многими слезами, апостол Павел хочет оказать, что служение его было связано со многими и большими страданиями и трудностями. Говоря о поучении ефесян в течение трех лет со слезами, апостол Павел говорит нам о слезах любви и сострадании к овцам Христовым и человеческим душам. И третьего рода слезы, которые мы видим в очах апостола Павла, - это слезы прощания, слезы расставания с дорогими сердцу людьми. В долинах плача нашего Господа Иисуса Христа мы видим эти же слезы: в Гефсимании - слезы душевной скорби; на пути в Иерусалим - слезы любви и сострадания к этому городу, которому грозило великое разрушение; и, наконец, у гроба Лазаря мы видим у Христа слезы расставания с другом, которого Он так любил. Заглянем в долину плача апостола Павла, которая связана с его служением Христу. Он говорит, что много слез пролито им "среди искушений, приключавшихся ему пo злоумышлением иудеев". Только что он обратился ко Христу на пути в Дамаск, как "иудеи согласились убить его" и с этой целью "стерегли его у ворот, чтобы убить его". Ученикам Христовым пришлось опустить его по стене города в корзине. И на всем пути его служения Господу мы видим все снова и снова эти "злоумышления" иудеев. Около ворот города Листры его даже побили камнями. Служение апостола Павла Христу было служением со многими слезами. Но в этой большой долине плача он испытывал и величайшие радости, а именно: он пожинал чудесную жатву в лице многих обратившихся ко Христу душ. Разве эти обратившиеся ко Христу души не были источниками благословения и утешения в долинах плача апостола Павла? Плача, он ликовал! Вспомним его слезы в темнице в городе Филиппы, где он плакал и пел... Да, апостол Павел плакал, и вместе с тем с радостью совершал свое служение, проповедуя Евангелие благодати Божией. Во Втором послании к Коринфянам 11, 23 - 27 он сам описывает нам свою длинную долину плача. Прочтем это описание: "Я... был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морокой; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе". Прощаясь с пресвитерами Ефесской церкви, апостол Павел говорит им о новых долинах плача, которые его ожидают. Послушаем, как он говорит об этом: "И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня". Посмотрим теперь на другую долину плача в жизни апостола Павла. Это его слезы любви и сострадания к людям. Возьмем его слова к Пресвитерам Ефееской церкви: "Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас". День и ночь - это значит: без устали, принося в жертву даже и свой ночной отдых. "Со слезами" - это значит: плача с плачущими, неся с любовью бремя каждой души, плача об ожесточении сердец грешников, не желающих прийти ко Христу и принять Его в свое сердце. Мы знаем слезы апостола Павла о своем родном народе, который упорно отказывался признать Христа своим Спасителем и Мессией. Об этой своей долине плача он пишет в Послании к Римлянам 9, 2 - 3: "Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по .плоти..." Какие слезы любви, и как он похож в этих слезах на своего Спасителя и Учителя Христа, о Котором мы читаем в Ев. Лук. 19, 41: "И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем..." Посмотрим, как ап. Павел любил человеческие души и как он жаждал их спасения. Об этом мы читаем в 1 Кор. 9, 19 - 22: "Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть; для иудеев я был как иудей, чтобы приобресть иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона... чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". После таких слов нам становятся понятными его слезы о гибнущих душах, которых, увы, так мало у нас. И чтобы нам стали еще более понятными слезы любви апостола Павла, мы должны прочесть его слова в 1 Фессал. 2, 7 - 9: "Мы... были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас Благовестие Божие". И этих слез любви у апостола Павла было много, потому что великое множество людей вмещал он в сердце своем, как мы узнаем об этом из его слов во Втором послании к Коринфянам 11, 28 - 29: "У меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?" А теперь мы обратим наше внимание на слезы прощания, на слезы расставания в жизни и служении апостола Павла. Не забудем, что ради Христа апостол Павел отказался добровольно от семейной жизни, чтобы иметь больше времени и свободы для служения делу Царствия Божия. Но если у него не было семьи, то у него было много дорогих и близких друзей. Стоит только прочесть его приветы в 16-й главе Послания к Римлянам, чтобы убедиться, как много было у него друзей. Прочтем некоторые из этих приветов. Он пишет: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, - которые голову свою полагали за мою душу... приветствуйте возлюбленного моего Епенета... приветствуйте Амтлия, возлюбленного мне в Господе... приветствуйте... Стихия, возлюбленного мне... приветствуйте Иродиона, сродника моего..." Все это друзья апостола Павла, которые были особенно близки его сердцу. И теперь мы можем себе представить, сколько расставаний, сколько разлук с дорогими я близкими сердцу друзьями было в жизни апостола Павла. И как при расставании с пресвитерами Ефесской церкви, так и при расставании со всеми другими друзьями во Христе было "немало плача". Апостол Павел знал не только прощание и расставание на время, он знал и расставание навсегда, - когда люди навсегда покидали его и уходили в мир. К таковым принадлежал Димас, о котором Павел со слезами пишет во 2 Тим. 4, 10: "Димас оставил меня, возлюбив нынешний век". А еще так недавно ап. Павел передавал от него привет колоссянам (Кол. 4, 14). Расставание навсегда - это особенно тяжелое расставание, которое связано со многими слезами. Но и эти долины плача была знакомы апостолу Павлу. Пройдя вместе с апостолам Павлом его долинами плача, мы должны спросить себя: знакомы ли нам слезы ап. Павла - слезы, порождаемые трудностями в нашем служении Господу; слезы любви и сострадания к человеческим душам, особенно к погибающим душам; и, наконец, слезы прощания и расставания с нашими дорогими друзьями во Христе? Во всех этих слезах сокрыты величайшие благословения Господни! Долина
плача в Вифании Ев. Иоан. 11, 1 - 6 "Господи! вот, кого Ты любишь, болен". В этих словах чувствуется удивление Марфы и Марии - сестер Лазаря: удивление, что в их благочестивую семью и в их благословенный дом пришла черная гостья - скорбь, болезнь, и их брат Лазарь, который был так предан Христу и которого так любил Христос, оказался на одре смертельной болезни. В долине плача оказался не только Лазарь, но и обе сестры его - верные ученицы Христа. Чем же было вызвано удивление Марии и Марфы, что брат их Лазарь заболел, и заболел смертельно? Их удивление было вызвано неправильным понятием, а именно: что долины плача не могут быть уделом тех, кто любит Христа и кого любит Христос. Разве мы не удивлялись и не приходили в смущение, когда тяжелые удары жизни обрушивались на нас, любящих искренне и горячо Господа, или когда мы видели великие страдания окружающих нас детей Господних, искренне преданных своему Спасителю? Долины плача детей Господних, подобных Марии, Марфе и Лазарю, не должны удивлять нас. И, возродившись к новой жизни через веру в Иисуса Христа, мы все же остаемся людьми. Благодать Божий не превращает нас в существ, свободных от болезней и смерти. Любая болезнь может приключиться в жизни каждого из нас, и смерть в любой день может постигнуть Каждое чадо Божие. И возрождение не освобождает нас от слез. Известный итальянский герой Гарибальди говорил своим добровольцам: "Друзья! вас ожидают горы и скалы, тревоги и бессонные ночи, мороз и томительный зной, голод и жажда, и многие большие и малые страдания..." И все же они шли за ним, за своим любимым вождем. И Христос, наш Спаситель, не обещает нам "стеклянного моря", то есть моря без волн и ветров. Море стеклянное ожидает нас только там, в вечности, в новом Иерусалиме. А здесь, на земле, мы должны быть всегда готовы к вихрям, бурям и ураганам, и ко многим долинам плача. Благодатная семья в Вифании наслаждалась тишиной я покоем, особенно когда к ним приходил Христос. Но вот, и для этой святой семьи наступил день, когда она очутилась в долине плача. Не будем удивляться, что и для нас - как бы мы ни были святы и преданны Господу - после самых ярких и солнечных дней могут наступить самые темные ночи. Но не будем унывать: в .каждой долине плача нас ожидают благословения. В долинах плача мы учимся смирению; мы перестаем смотреть на других свысока. В долинах плача мы познаем самих себя, свое христианство: мы, может быть, считали себя духовно весьма богатыми, по в зеркале наших слез увидели себя такими, как мы есмь: жалкими и нищими. Мы знаем, что для некоторых плодов нужно особенно горячее солнце: например, не вырастет ароматный апельсин в прохладном климате. Так и для некоторых христианских свойств необходим огонь испытаний и климат горючих слез. В таком -климате нуждается особенно свойство сострадания и сочувствия горестям наших ближних. Долины плача могут служить к славе Божией, как послужила к славе Христа долина плача в Вифании. Пусть мир видит, как дети Божий переносят свои скорби, как они умеют улыбаться под самыми страшными ударами жизни, как они способны, плача, радоваться. Пусть люди видят силу Божию, действующую в Его искупленных детях. Сестры Лазаря оказали о своих слезах Иисусу. Но разве Иисус не знал об их слезах? Конечно, знал: ведь Он знает все. Но лучшее, что мы можем делать в наших долинах плача, - это говорить о наших слезах Господу. Христос - Правитель вселенной, но малейшая наша скорбь близка Его сердцу. Обратим внимание на результат просьбы сестер Лазаря: "Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился". Не проявил ли Христос равнодушия к скорби и слезам Марии, Марфы и Лазаря? Наши, кажущиеся нам неуслышанными, молитвы могут порождать в нас мысли о равнодушии Божием к нашим слезам. Вспомним, что сказал Христос о болезни Лазаря. Он сказал: "Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий". Как же болезнь может быть не к смерти, когда Лазарь умер? Да, он умер, но оживет силою Христа, и этим прославится Сын Божий. И Христос не спешит исцелять его; наоборот, Он дает ему умереть и подвергнуться тлению, с тем чтобы совершить над ним Свое величайшее чудо. А к плачущим сестрам Лазаря - в их долину плача - Христос пришел и плакал вместе с ними (Ев. Иоан. 11, 33 - 35). Не будем сомневаться, что и в наших долинах плача Христос плачет вместе с нами. Мне припоминаются родители, которые узнали от учителя, что их сын три дня не был в школе, а, приходя домой, он говорил, что пришел из школы. Чтобы наказать сына за такой обман, отец перенес его кровать на чердак (погода была теплая) и сказал, что за три дня обмана он проведет три ночи на чердаке. Наступила первая ночь, сын отправился на чердак, а у родителей разговор не клеился, - все падало у них из рук, и сон бежал от них. Наконец отец встал, взял подушку и отправился на чердак к сыну. Лучи луны озаряли лицо мальчика, и отец увидел, что оно все в слезах и сын не спит. Он лег рядом с ним, обнял его, и вскоре оба заснули. На вторую ночь отец поступил так же, и на третью ночь си тоже пришел к нему. Не поступает ли с нами так же наш Господь Иисус Христос? Для нашего блага Он допускает в нашей жизни долины слез, но Он не оставляет нас в них одних. Он приходит к нам, как Он пришел к сестрам Лазаря в их долину плача, чтобы плакать вместе с ними. Будем жить верою, что в наших долинах плача мы никогда не бываем одни, а что Христос всегда с нами. Как нам научиться не роптать в наших долинах слез, а наоборот, прославлять Бога за такую участь? В дни, когда существовали короли и рыцари, жил очень благочестивый служитель Христа, который в утешение и ободрение всем, находящимся в долинах плача, оказал однажды такие слова: "Добрый рыцарь не жалуется на свои раны, видя короля, который ранен, как и он". О чем должны нам оказать эти слова? О том, что в наших долинах плача мы должны видеть долины слез нашего Господа Иисуса Христа. Мы поем в одной нашей евангельской песне такие слова: "И встречаю я всюду крови след: кто-то шел, скорбя, средь борьбы и бед". Для нас не является загадкой, кто это шел, скорбя, средь борьбы и бед. Это наш Господь Иисус Христос; это Он проложил нам тернистый путь, пройдя его раньше нас. Одна христианка умирала от рака; страдания ее увеличивались и боли становились нестерпимыми. Но пресвитеру она сказала с улыбкой: "Боли мои невыразимы, но они еще не достигли тех болей, которые испытывал мой Христос от шипов тернового венка". Там, где
не будет слез Откр. 21, 1 - 5 "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло"... Итак, Слово Божие говорит, что на новой земле не будет болезни. В нашей земной жизни наиболее частыми долинами плача являются одры болезни. С раннего детства и до самой глубокой старости нас преследуют болезни. И после стольких болезней можно только удивляться, что мы еще живы. Болезни прошлых столетий продолжают существовать и сегодня; даже бич средневековья чума встречается и в наши дни. Воздух, которым мы дышим, не тот, которым дышали Адам и Ева в Едеме. Он пропитан миллионами опасных и вредных бактерий, несущих человечеству болезни и смерть. Но вот Евангелие говорит о новой земле: "Болезни (на ней) уже не будет". Там не будет инвалидов, ни глухих или слепых, хромых или немых. Там не нужны будут термометры для измерения температуры, и не будет нужды в помощи врача. Там никто и никогда не пожалуется на какую бы то ни было боль. Там будет вечное ощущение молодости, и ни одна морщина не покроет нашего лица. Там не будет холодной зимы... солнце там не зайдет, там весна не пройдет... Там не будет времени - дней, часов, мгновений, но если уж мы привыкли ко времени, то будем знать, что там каждый день - юбилей, каждый час - блаженство, каждое мгновение - радость. Новая земля не будет знать смерти, а следовательно, и разлуки. Земной шар покрыт бесчисленными кладбищами, и их приходится все больше расширять и умножать. Мы знаем, что скрыто даже за одной только могилой: сколько страданий на смертном одре того, кто умер, и раны, самые глубокие, в сердцах тех, которые хоронили. Но на новой земле не только не будет смерти, а наоборот: там будут встречи разлученных смертью людей. Как приятно встретить дорогого человека, с которым мы были в долгой разлуке. А наша древняя земля так богата разлуками. Мы всюду слышим слова прощания: "До свидания, до свидания!" На вокзалах, на пристанях, на аэродромах, на улицах и в домах! Это слово слышится и из уст детей, и из уст стариков. Но там, на новой земле, этого слова нет, потому что там нет разлуки. Там одни только слова приветствия: приветствия на золотых улицах нового -города, приветствия во всех обителях "Дома Отца". Церковь Христа состоит из тех, которые перешли в вечность, и тех, которые еще живут на земле. Всё новые и новые души уходят туда, где обитают наши дорогие точившие. И скоро мы все будем там. Оттуда же пока никто не пришел к нам. И река смерти шумит так громко, что нам не слышно голосов радости оттуда. У одного маленького мальчика умерла мать - добрая, хорошая христианка. Все близкие утешали мальчика, говоря: "Не плачь! Твоя мама пошла на небо!" На другой день были похороны, и прах матери опустили в могилу. Мальчик подошел к могиле, посмотрел на гроб матери и сказал: "Это и есть небо, где теперь моя мама?" Он впервые видел открытую могилу. А как мы смотрим на вечность? Немало людей видят ее только в могиле. Но для нас, верующих в слова Евангелия, вечность - это Христос. Один новообращенный ко Христу юноша лежал на одре смерти, и он оказал окружающим его одр верующим: "Не плачьте обо мне - я иду к Иисусу!" Мать хотела испытать его веру и сказала ему: "Ты уверен, что ты увидишь Христа?" - "О, конечно!" - ответил юноша. "Ну, а если Христос на время опустится в ад, что ты будешь делать тогда?" - Продолжала спрашивать мать. "Я тогда пойду за Ним; ведь там, где Иисус, там не может быть ада!" Да, для накупленных вечность - это Христос! Красоты новой земли и нового неба в Книге Откровения выражены символически двенадцатью драгоценными камнями, названия которых следующие: яспис, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сердолик, хризолиф, вирилл, топаз, хрисопрас, гиацинт, аметист (Откр. 21, 19 - 20). Где же место для долины плача среди таких красот? Но красота всех красот - 1это Христос! И нам дороги слова одного поэта: "Одна есть в мире красота любви, печали, отречения и добровольного мучения за нас распятого Христа"... Увидеть Его на новой земле посреди бесчисленного множества искупленных душ - какое это будет невыразимое счастье! "Ни плача, ни вопля... не будет!" Вместо плача там будет звучать новая песнь - песнь неба. Мы все согласны с тем, что ничего нет лучшего среди прекрасного, как музыка и пение. Самые страшные сражения переставали быть страшными, как только звуки военного марша достигали слуха сражающихся. Такова сила музыки! И всем нашим евангельским хорам хотелось бы оказать: "Пойте как для прославления Христа, так и для ободрения всех находящихся в долинах плача и борющихся с трудностями жизни!" Как ободряет всех нас общее пение церкви; в этом общем пении делает свое дело даже самый старческий голос. А когда поет хор - мы поднимаемся ввысь, словно на каких-то мощных, хотя и незримых крыльях. И если музыка и пение творят такие чудеса на земле, то что же будет там, в вечности? Там никто не молчит, ссылаясь на отсутствие голоса или слуха... Там поют все! Возможно, что к небесным мелодиям прибавятся еще и наши любимые земные мелодии. Песнь будет звучать все сильнее и сильнее, пока звуками ее не наполнятся все уголки вселенной. Быть может, скоро и наши голоса прибавятся к бесчисленному хору неба. Но уже и теперь мы поем имеете с небом, славословя нашего великого Спасителя Иисуса Христа. Но почему же там не будет слез? Потому что там не будет греха Грех является родоначальником слез. О новом же мире мы читаем в Откр. 21, 27: "И не войдет в него ничто нечистое", "И ничего уже не будет проклятого" (Откр. 22, 3). И что особенно важно отметить: на самой последней странице Библии появляется "древо жизни" (Откр. 22, 2). О чем это говорит? О том, что искупленное Кровью Христа и возрожденное Духом Святым человечество будет обитать на такой же чистой, безгрешной земле, какую мы видим на первых страницах Библии. Две самые первые главы и две самые последние главы Библии говорят об одном и том же: о мире без греха и о земле без слез. Но в мир первых двух страниц Библии - в мир без греха - вошел грех и превратил землю в долину плача. И веками и тысячелетиями она продолжает быть "долиною плача", о чем очень ярко свидетельствует вся история человечества. Но вот две последние страницы Библии говорят нам о новом небе и о новой земле, на которых обитает правда, то есть отсутствует грех, и где нет слез. Мы все слышали о великой поэме Мильтона, носящей название "Потерянный и возвращенный рай". Мы можем оказать, что две первые страницы Библии говорят нам о потерянном рае, а две последние страницы Библии говорят нам о возвращенном рае. Пусть же вера в возвращение рая всегда живет в наших сердцах и утешает нас в наших долинах плача. |