ПО СТОПАМ ХРИСТАПО
СТОПАМ ХРИСТА В ЕГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ (Тит. 3, 4 - 5) "Человеколюбие Спасителя нашего". - Обращали ли мы внимание на это Свойство нашего Господа Иисуса Христа? А ведь оно особенно ярко сияет во всей жизни и во всем учении нашего Спасителя. Человеколюбие - это лейтмотив всех слов и всех дел Его. Новое богословие хочет удалить из Евангелия чудеса Христа. А ведь чудеса Христа являются особенно ярким выражением Его безграничного человеколюбия. Рассмотрим несколько случаев человеколюбия Иисуса Христа. Все мы знакомы с чудом, совершенным Христом на браке в Кане Галилейской. О чем говорит это чудо? О человеколюбии Христа. Молодая чета в смущении: на их брачном пире не хватило вина. Мы скажем: подумаешь, какое горе. Но наш чуткий Спаситель видит тень печали на лицах жениха и невесты. Он не может равнодушно отнестись к этой как будто ничтожной печали. Он не хочет, чтобы самый счастливый день в человеческой жизни - день бракосочетания - был омрачен какой бы то ни было печалью. И Он творит Свое первое чудо - превращает воду в вино. Ради просветления опечаленных лиц новобрачных Христос являет Свою божественную силу. В этом чуде было явлено именно человеколюбие Христа. Возьмем встречу Христа с Никодимом. Он приходит ко Христу ночью - из опасения от иудеев. Усталый Христос, может быть, только что лег на ночлег. И вдруг... новый Посетитель. Христос не укоряет Никодима ни за поздний час прихода, ни за его страх перед людьми. Он с любовью принимает позднего гостя и указывает ему путь к рождению свыше. И здесь мы видим великое человеколюбие нашего Спасителя. Перед нами сильно жаждущий Христос и самарянка с сосудом, наполненным водою. "Иисус говорит ей: дай Мне пить" (Ев. Иоан. 4, 7). Она отказывает Ему в глотке живительной влаги. А Он? Он предлагает ей с любовью другой воды - "воды живой". Человеколюбие Христа растопило лед в сердце самарянки. Вот перед нами другая грешница, приведенная ко Христу фарисеями. Они готовы побить ее камнями за совершенный ею грех. А Христос? Он являет ей Свое удивительное человеколюбие. Он говорит ей тихо и нежно: "Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?" Она говорит: "никто, Господи!" И тут раздаются из уст Христа неожиданные для нее слова: "И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". Какой яркий пример человеколюбия Христа! Стоит обратить внимание на все случаи человеколюбия Христа, о которых повествуют нам страницы Евангелия. Фарисеи думали унизить Христа тем, что говорили о Нем с презрением: "Он принимает грешников". Лучшего свидетельства о человеколюбии Христа нельзя было дать, чем этими словами недругов Христа. И когда Христос пришел в дом одного из Своих недругов - в дом Симона фарисея, пришла туда и одна из величайших грешниц - Мария Магдалина. И здесь, в доме фарисея, Христом был явлен особенно яркий свет человеколюбия. На удивление гордому своей праведностью фарисею Христос говорит Марии Магдалине: "Прощаются тебе грехи... иди с миром". Человеколюбие Христа не зависело от обстоятельств Его земной жизни. Наша любовь к людям кончается, как только они начинают нам причинять страдания. Только следование по стопам нашего Спасителя помогает нам являть Его человеколюбие даже тем, кто дышит к нам ненавистью и враждой. Следование по стопам Христа - вот чего нам не хватает в нашей христианской жизни. Мы довольны тем, что имеем веру в прощение грехов и жизнь вечную. Но если мы носим звание "последователей" Христа, то мы должны оправдывать это звание. Я помню время, когда жил наш великий писатель Лев Толстой. Он был не только писатель, но и великий учитель словом и делом. Я помню и его последователей, так называемых "толстовцев". Как они старались следовать по стопам своего учителя в одежде, в пище, в образе жизни - в подражании учителю во всем. Где у христиан такое следование по стопам своего Учителя Иисуса Христа? Многие дети Божий об этом совершенно не думают. Мы говорим сегодня о человеколюбии Господа нашего Иисуса Христа. Как часто мы видим это человеколюбие Христа только на Голгофе, когда Он умер за наши грехи, и не видим Его человеколюбия в Его повседневной жизни. Вот, например, встреча Христа с Иудой в Гефсиманском саду. Иуда целует своего Учителя, " Христос знает, что значит этот поцелуй. Но и этому предателю Христос являет Свое человеколюбие. "Друг, для чего ты пришел?" - слышим мы слова Христа, направленные к Иуде. Какое человеколюбие! Мы так бы не поступили, мы обрушили бы громы и молнии на голову Иуды. Петр на пути в Гефсиманию дает торжественное обещание своему Учителю Христу: "Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти". Это было сказано вечером, а ночью Петр трижды отрекся от своего Учителя. Мы бы предали анафеме его за такое отречение. А Христос? В Своем безграничном человеколюбии Он, воскресши, велит сказать ученикам Своим и Петру особо, что Он жив и жаждет встречи с ним в Галилее. Отрекшегося Петра Христос продолжает считать Своим учеником. Как мы не похожи на нашего Господа в этом отношении! А какое человеколюбие мы видим в сердце страдающего на кресте Христа! Люди вбивают гвозди в Его руки и ноги... Люди злословят и поносят Его, распятого. А Он молится: "Отче, прости им"! Мрачная Голгофа озарена яркими лучами человеколюбия Христа, и это в часы Его самых невыразимых страданий. Какой пример для нас - Его жалких последователей. Жалких, потому что мы мало стремимся к тому, чтобы ходить по Его столам. Великий служитель Христа, апостол Павел, никогда не забывал о следовании по стопам Христа. Это мы видим из его слов в 1 Кор. 4, 16: "Подражайте мне, как я Христу". Это подражание Христу, это следование ап. Павла по стопам Христа мы особенно ярко видим во время путешествия его в Рим. Сам усталый, измученный страшной бурей на море, он утешает и ободряет людей, находящихся с ним на корабле. Он говорит им: "Прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни. Тогда все ободрились и приняли пищу" (Деян. Ап. 27, 34 - 36). А на острове Мелит ап. Павел "набрал множество хвороста и клал на огонь" (Деян. Ап. 28, 3), поддерживая разведенный костер для промокших от дождя и дрожавших от холода людей. Как похож ап. Павел на острове Мелит на воскресшего Христа, Который развел костер на берегу Геннисаретского озера для Своих промокших и озябших учеников (Ев. Иоан. 21, 9). Вот что значит идти по стопам Христа. Вот что значит являть человеколюбие Христа. Будем подражать Ему во всем! ПО
СТОПАМ ХРИСТА В ЕГО БЛИЗОСТИ К ЛЮДЯМ (Ев. Лук. 15, 1 - 2) "Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его". Слова "приближались к Нему" дают лам право говорить о близости Христа к людям. Эта близость Христа к мытарям и грешникам не нравилась фарисеям и книжникам, и они роптали, говоря: "Он принимает грешников и ест с "ими". И действительно: мы видим Христа в постоянном окружении людей, в постоянном соприкосновении с ними. Мы видим Его в городах и селениях, в синагогах в Иерусалимском храме - всюду Он ищет близости к людям. Мы читаем в Евангелии об отдельных людях, которые соприкасались со Христом, и о больших толпах народа, которые теснили Его. Как Он разнился в этом отношении от Своего Предтечи - Иоанна Крестителя! Иоанн Креститель жил в пустыне, вдали от жилищ людей. Его образ жизни был совершенно другой, чем образ жизни Христа. Одежда Иоанна была из верблюжьего волоса, и питался он акридами и диким медом. Он был отшельником. Правда, к нему в пустыню приходили люди, и они приходили в великом множестве; но они уходили, и Иоанн оставался снова один. Христос же, наоборот, Сам шел к людям, Сам искал соприкосновения с ними. И чем же можно это объяснить? Он всегда сознавал Себя Врачом, место Которому быть среди больных. Его божественные очи видели ту или другую болезнь в каждом человеке. В каждом человеческом сердце Он видел те ни другие слезы. Вот почему Он искал близости к людям, - чтобы плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Существует сказание об "эоловой арфе", которая при малейшем ветерке издавала нежнейшие звуки. Наш Господь Иисус Христос был именно такой арфой: Он откликался чуткой любовью на каждое человеческое горе, как и на каждую человеческую радость. Христос никогда не отказывался посещать дома, так как именно в домах Он мог быть ближе всего к людям. Он часто бывал гостем у разных людей. Мы видим Его на брачном пире в Кане Галилейской. Мы видим Его гостем у мытаря Матфея (он же Левий), который последовал за Христом и сделал для Него в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других... Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Христа: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Ев. Матф. 9, 9 - 12). В доме начальника мытарей Закхея Христос Сам пожелал быть, потому что Закхей был особый больной. И как нам понять до это тяготение Христа к людям, даже самым порочным, - ведь это не что иное, как тяготение истинного врача к больным. Но больными были не только "мытари и грешники", но и фарисеи и книжники. Они были больны духовной гордостью и ложной праведностью, они были больны высокомерием. Вот почему Христос не отказывался ходить и в дома фарисеев, хотя знал, что они приглашают Его не из любви и не из дружеских чувств. Он шел к ним тоже как врач. Если мы хотим следовать примеру Христа в Его близости к людям, то мы должны помнить, что в такой близости к людям имеются и свои опасности. Мы знаем пословицу: худые сообщества развращают добрые нравы. Тесное общение с людьми испорченными погубило не мало человеческих душ. Контакты врачей с заразными больными привело немало врачей к заболеванию. Великий Врач Христос не боялся соприкосновения с грешниками, потому что Он был полон чистоты и святости, ограждавшей Его от всякого пятна "ли порока. И Своим ученикам Христос говорит: "Вы - соль земли", "вы - свет мира". Это значит, что задача учеников Христа - находиться не в красивых солонках, а в гуще человеческой жизни. Задача учеников Христа - не быть "под сосудом", а стоять на подсвечнике и светить всем окружающим людям. Подобно нашему Господу Иисусу Христу, мы можем принять любое приглашение и пойти в любой дом, но никогда не забывая, что мы - свет и соль земли (Ев. Матф. 5, 13 - 16). Если мы полны Христа, то ничто не повредит нам. Мы, словно адамант, будем оставлять свой след, благословенный след повсюду, а не наоборот: мы не подвергнемся ни малейшему влиянию дурных людей, даже самых испорченных из них. Посетим же дома, где бывал наш Господь Иисус Христос. Мы уже сказали, что Он стремился к людям как врач, видя их бесчисленные болезни. Однажды Христос был в доме Симона фарисея. Симон не оказал нашему Господу никакого уважения, потому что он пригласил Христа с недоброй целью. Он хотел последить за Ним, за соблюдением Им закона Моисеева. Симон не дал Христу воды для омовения ног, он не помазал Ему головы. Но Христос все же пришел к нему в дом, и почему? Ради, во-первых, Марии Магдалины - великой грешницы, чтобы дать ее сердцу прощение и мир. Она была особенно больной, и ей был так нужен врач - Христос. А во-вторых, ради самого Симона, чтобы показать ему, как больна его душа ложной праведностью и высокомерием. Христос приходил в дома к людям, неся им Свой мир, в котором они так нуждались. Мы знаем, как Он пришел в день Своего Воскресения в горницу к Своим ученикам, в сердцах которых царила буря и волнение. Мы слышим из Его уст слова: "Мир вам". Ни в чем они так не нуждались, как именно в мире и успокоении. И Своим ученикам Он дал завет: "В какой дом войдете, сперва говорите: "мир дому сему!" (Ев. Лук. 10, 5). О чем говорят эти слова Христа? О том, что Он посылает нас в этот мир, к людям, как миротворцев. В семьях, домах, среди людей так часто отсутствует мир, и наша великая задача - нести людям мир Христа. Но Христос шел к людям не только как Врач и не только как Миротворец. Он шел к людям и как даятель спасения, как Спаситель. Придя в дом Закхея, Он говорит ему: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лук. 19, 9). Общаясь с людьми, Христос не занимался ненужными разговорами. О" всегда говорил слова вечной жизни. Если мы возьмем все слова Христа, данные нам в Евангелии, то мы увидим, как многие из них были произнесены именно в домах, за трапезой. Разговоры за столом, за трапезой бывают особенно пустыми и бессодержательными. Христос учит нас Своим примером - делать наше общение с людьми богатым духовным содержанием. Христос был полон благодати и истины, такими же должны быть и мы. Как было бы хорошо, если бы с наших столов падали не только крошки хлеба, но и крошки небесной мудрости, крошки божественных истин и слова, приправленные "солью благодати" (Кол. 4, 6). Но и нам люди могут приносить благословение. В Послании к Евреям 13, 2 есть замечательные слова: "Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам". Ангелы - это посланники Божий. Ангелами могут быть и люди, которые посылаются нам Богом, чтобы принести нам что-то драгоценное и полезное. Принимая их, мы действительно оказываем гостеприимство ангелам". ПО
СТОПАМ ХРИСТА В ЕГО ПОБЕДЕ НАД ИСКУШЕНИЯМИ (Ев. Матф. 4, 1 - 11) К таинственным событиям в жизни Христа принадлежит искушение Его диаволом в пустыне. Если Христос истинный Бог, то какой смысл имеет искушение Его диаволом? Ведь искушение имеет целью привести к падению. Но разве Бог может пасть? Разве можно себе представить падение в грех Христа? А ведь искушение Его диаволом имело именно эту цель. Мы никогда не поймем искушения Христа, если будем забывать великую истину: что Христос был не только истинным Богом, но Он был и истинным человеком. Тайна искушения Христа перестанет быть тайной, как только мы поймем, что Христос был подобным нам человеком. И как человек Он мог быть искушаем диаволом. И хотя Христос был безгрешным человеком, но диавол мог надеяться на успех своего искушения. Ведь он однажды уже привел безгрешных людей к падению. Это было в первые дни существования человечества. Это было в Едеме, когда первые люди Адам и Ева не выдержали диавольского искушения и пали. Путь Христа, подобно пути каждого человека, был полон искушений. И следование за Христом не освобождает нас от искусителя. Он искушал Христа, он искушает и нас. Мы говорим о стопах Христа и о следовании по Его стопам. А стопы Его ведут в пустыню - "для искушения от диавола". Но если Христос испытал искушения, то все же Он не сделал никакого греха. Искушение и грех - не одно и то же. Следовать по стопам Христа - это значит не только попадать в пустыню для искушения от диавола, но и побеждать искушения по примеру Христа. Подобно Христу, мы должны выходить из наших искушений победителями! Последуем теперь за Христом в пустыню и посмотрим, в чем заключались искушения Христа от диавола. Путь Христа в пустыню шел от реки Иордана, где Христос только что, после крещения, исполнился силою свыше, силою Духа Святого. Первое условие для победы над искушением - это исполнение силою свыше, силою Духа Святого. В силе Духа Святого - залог победы над искушением и грехом. Христос не был исключением из этого божественного правила. Навстречу искушениям от диавола Он пошел исполненный Духом Святым. И наша задача - исполняться все снова и снова Духом Святым, чтобы во всеоружии Его силы и мы шли навстречу нашим искушения. Посмотрим на первое искушение Христа в пустыне. Пустыня - это место одиночества. Что мог делать Христос в пустыне? Нет сомнения, что Христос в пустыне, в Своем одиночестве, видел перед Собою весь путь Своего славного служения на земле, и в конце этого пути - Голгофский крест с принесением Себя в жертву за грехи мира. Размышляя о столь великом и славном деле - деле искупления вины человечества Своей смертью на кресте Голгофы, Христос не вкушал пищи сорок дней и сорок ночей. Сорок дней благословенных размышлений и живого общения с Небесным Отцом! По прошествии этих чудных дней заговорила человеческая природа Христа: Он взалкал, то есть сочувствовал голод. "И приступил к Нему искуситель..." К первым людям в Едеме искуситель подошел в виде змея; ко Христу он подошел в виде ангела света", как написано в 2 Кор. 11, 14: "Сатана принимает вид ангела света". Что же предложил искуситель Христу? Как будто самое невинное, самое естественное: утолить голод, превратив камни в хлебы. Мы не сомневаемся, что Христос мог это сделать. Если Он пятью хлебами насытил пять тысяч человек, то, конечно. Он мог и камни превратить в хлеб. Но почему же Он отверг предложение диавола? Христос Сам дает ответ на этот вопрос. Он говорит диаволу: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из УСТ Божиих". Это значит: человек нуждается не только в материальных благах; он нуждается и в духовных благах. Человек нуждается не только в телесном хлебе, он нуждается и в духовном хлебе. Цель диавола заключается в том, чтобы мы больше думали о материальных благах и меньше стремились к благам духовным. Сатана употребляет все усилия, чтобы Царство Божие не заняло у нас первого места в жизни (Ев. Матф. 6, 33). Искушение его заключается в том, чтобы наполнить всю нашу жизнь заботой о завтрашнем дне, заботой о том, что нам есть, или что пить, или во что одеться. Он старается заставить нас забыть, что у нас есть бессмертная душа, которая нуждается в духовной пище, в духовных благах и небесных сокровищах. Мы все знакомы с этими искушениями диавола: ценить больше материальные блага и меньше заботиться о духовном обогащении. Именно в этом заключалось первое искушение Христа в пустыне. Рассмотрим, в чем заключалось второе искушение. Диавол поставляет Христа на крыле храма и говорит Ему: "Если Ты Сын Божий, бросься вниз". Внизу, у подножия храма, толпы народа. Диавол как бы озабочен славой Христа. Он говорит Христу: "...бросься вниз", яви Себя Сыном Божиим, прославь Себя! Это искушение диавола преследует и нас на каждом шагу. "Покажи себя. Прославь себя. Возвеличь свое имя!" - слышим мы заманчивый голос искусителя. Этот голос слышат все проповедники, все певцы; и чем лучше голос, тем заманчивее искушение прославить себя, показать себя, вызвать восхищение у наших слушателей. Мы призваны прославлять Христа, и только Христа, а диавол непрестанно искушает нас на прославление себя. В результате: мы растем и закрываем собой Христа. Именно этого искуситель и желает. Третье искушение Христа в пустыне. "Диавол берет Его на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира... и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне". Да, Христос жаждал приобрести царства мира, чтобы превратить их в Царство Божие. Но путь к достижению этого лежал только через Голгофу. Царства мира Христос должен был приобрести Своими страданиями на Голгофском кресте, Своей смертью и Кровью. Приобретение человечества было связано с большой жертвой для Христа. Диавол предлагает Ему более легкий путь: только поклонись мне и все будет Твое. Христос говорит искусителю: "Отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Христос отказывается от легкого пути, предлагаемого Ему диаволом, и идет на Голгофу для искупления человечества. И нас часто постигает такое же искушение. И к нам подходит искуситель с предложением: пощади себя, иди более легким путем, не напрягай слишком своих сил для Христа! не гори, а то сгоришь раньше времени; смотри, как другие христиане берегут себя, зато какие они здоровые, а ты таешь, как свечка... Разве мы не знакомы с этим искушением сатаны? Но скажем искусителю словами Христа: "Отойди от меня, сатана!" И он отойдет от нас побежденный, как он отошел от Христа. Ибо в Писании сказано: "Противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4, 7). Именно так побеждал Христос искусителя. А наша задача: следовать по Его стопам! ПО
СТОПАМ ХРИСТА В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ БОЖИЮ (Ее. Лук. 4, 4) Христос говорит: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим". Как ясно говорит Христос, что Слово Божие является пищей для души, пищей для внутреннего духовного человека. Каждое живое существо нуждается в питании, иначе оно умрет. Так обстоит дело с каждой физической жизнью. Но так же обстоит дело и с духовной жизнью человека. Мы знаем, что памятник может хорошо изображать человека, но памятник, как "металлический человек", не нуждается в пище. Живой же человек нуждается в постоянном питании - как его тело, так и его душа. И на вопрос - в чем заключается пища для души - Христос дает очень ясный и определенный ответ: это - Слово Божие. Люди науки или искусства скажут: пища для духовного человека - это знание, это искусство. И это, неоспоримо, так. Но пришедший ко Христу человек слышит из Его божественных уст слова: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим". Чтобы Слово Божие было истинной пищей для души, надо находить в нем именно эту драгоценную пищу. Библия дает ответы на самые животрепещущие вопросы человечества: о Боге, о человеке, о грехе и спасении, о Царствии Божием, о вечной жизни, и многие другие вопросы, важные для каждого человека. Как же Христос относился к Слову Божьему? Прежде всего мы должны сказать, что Христос был полон Слова Божия. В дни Христа Нового Завета еще не было; он был написан после вознесения Христа. Но и Ветхий Завет в дни Христа был редкой книгой, поскольку его писали от руки, и стоил он, как все рукописные произведения, очень дорого. И все же Христос знал Писания: Он говорит об Адаме, Авеле, Ное, о всемирном потопе, об Аврааме, Исааке и Иакове, о Лоте, Моисее, Давиде, Соломоне, о пророках Илии, Елисее, об Ионе, о Данииле... Поучал ли Он толпы народа или беседовал с книжниками и фарисеями - все снова и снова Он пользовался Словом Божиим. Как часто Он спрашивал людей: "Разве вы не читали?" (Ев. Матф. 12, 3). Знанием Писания Христос удивлял иудеев, и они говорили: "Как Он знает Писания, не учившись?" (Ев. Иоан. 7, 15). Этот вопрос стоит и перед нами: как Христос достиг такого всестороннего знания Писания? Отвечая на этот вопрос, богословы указывают и на матерь Иисуса, и на синагоги того времени. Но мы не должны забывать того, что автором Писания является Сам Христос. Ведь "без Него ничто не начало быть, что начало быть", и, конечно, и Слово Божие не возникло без Него. Евангелие говорит, что Христос является Словом, которое воплотилось, стало плотью и обитало на земле (Ев. Иоан. 1, 14). Таким образом, независимо от людей, Христос, как Творец Писания, мог знать его в полноте. Христос, зная Писание, жил по нему и руководствовался им во всем, дабы оставить и нам пример. О Своей миссии на земле Он говорит: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Ев. Лук. 4, 21). На Тайной Вечере Христос сказал: "Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем" (Ев. Матф. 26, 24). Даже смерть Христа была исполнением Писания, как мы читаем в 1 Кор. 15, 3: "Христос умер за грехи наши по Писанию". Мы, подобно Господу нашему Иисусу Христу, должны быть также полны Слова Божия. Вот почему Слово Христово должно вселяться в нас обильно (Кол. 3, 16). Но, в отличие от Христа, Который был полон Слова Божия, потому что является Творцом его, мы исполняемся Словом Божиим только путем усердного, постоянного и глубокого исследования - не только чтения, но и глубокого изучения Писания. Мы должны идти по стопам Христа и в отношении исполнения Писания. Знание Писания и исполнение Писания - это не одно и то же. Библейские критики могут хорошо знать Слово Божие, но они далеки от исполнения его. Но и христиан надо все снова и снова призывать к исполнению Слова Божия. Именно христианам пишет апостол Иаков: "Будьте же исполнители Слова, а не слушатели только..." (Иак. 1,22). Жизнь Христа была жизнью "по Писанию". Такой же жизнью - жизнью по Писанию - должна быть и наша жизнь, и она будет такой, если мы будем следовать по стопам Христа. Если мы посмотрим, как Христос употреблял Слово Божие, то мы увидим, что в одних случаях Он употреблял его как молот, чтобы разбивать камень человеческого сердца; то как меч, чтобы вскрывать пороки самоправедных фарисеев; то как елей, чтобы возливать его в сердца сокрушенных грешников, потерявших надежду на спасение. И в этом отношении мы должны следовать примеру Христа и употреблять Слово Божие как молот в одних случаях, как меч в других случаях и как елей в третьих случаях. Говоря об отношении Христа к Слову Божию, мы должны особенно близко принять к сердцу то, что Он сказал о Ветхом и Новом Завете. О Ветхом Завете Христос говорит: "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Ев. Матф. 5, 18). В Новом Завете Он говорит: "Небо и земля прейдут, но Слова Мои не прейдут" (Ев. Матф. 24, 35). Этими словами Христос провозглашает о вечности Слова Божия. Апостол Петр говорит: "Слово Господне пребывает вовек" (1 Петр. 1, 25). После таких слов Писания о вечности Слова Божия оно должно стать еще дороже для нас, и исследование нами Писания должно сделаться шире и глубже. Да поможет нам в этом Господь! ПО
СТОПАМ ХРИСТА В ЕГО МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ (Ев. Матф. 14, 2) "Отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один". К числу таинственного в жизни нашего Господа Иисуса Христа принадлежит также Его молитвенная жизнь. Ведь и в отношении Его молитвенной жизни встает вопрос: если Христос - Бог, то почему Он нуждался в молитве? Какие могли быть у Него нужды, если Он был истинным Богом? Отвечая на этот вопрос, мы могли бы сказать, что не все молитвы являются обязательно просьбами к Богу о тех или других нуждах. Ведь дитя не всегда только просит отца; оно ощущает счастье иногда просто в беседе с отцом. Но лучший ответ на вопрос - почему Христос нуждался в молитве - это то, что Он был не только Богом, но и человеком. Именно как человек Он нуждался в молитве. Мы знаем Его молитву в Гефсиманском саду: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" (Ев. Матф. 26, 39). Как истинный человек Христос трепетал перед ужасом Голгофской чаши и просил о ее миновании. Итак, Христос молился, потому что Он был "е только Богом, но и человеком. И как человек Он нуждался в помощи свыше. Вот почему в Своих молитвах Христос выражал и прошения и благодарения. Он стал во всех отношениях нашим братом, нашим "первородным" братом, плотью от плоти нашей и костью от кости нашей. Наша задача - идти по Его стопам и в отношении молитвы. Только в одной молитве Христос не оставил нам примера - это в молитве покаяния, потому что Он не сделал никакого греха. Какие же примеры молитвы оставил Христос для нас? Евангелие повествует, что Христос уходил для молитвы в пустынные места, чтобы молиться в уединении (Ев. Лук. 5, 16). Говоря об излюбленных местах молитвы у нашего Господа Иисуса Христа, мы должны сказать, что Он особенно любил горы. В Палестине, где жил Христос, много гор, и особенно в Галилее. Достаточно было от любого города пройти несколько шагов, чтобы очутиться у подошвы той или другой горы. Так что мест для тихой уединенной молитвы было у Христа достаточно. Поистине можно сказать, что места молитвы Христа - это как бы достопримечательности Палестины. Христос избирал также и тихие часы для Своих молитв. Такими тихими часами были либо ночные часы, либо раннее утро. Мы читаем в Ев. Лук. 6, 12: "В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу". Или в Ев. Марк. 1, 35: "Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился". Христос, давая другим наставление - входить для молитвы в комнату свою и закрывать дверь свою (Ев. Матф. 6, 6), - Сам не мог выполнять этого наставления, поскольку у Него не было Своей комнаты, комнаты, где Он был бы хозяином. Вот почему местами Его молитвы были горы и пустынные тихие уголки природы. Для многих детей Божиих не представляется возможности закрывать двери комнаты для молитвы, и им, подобно Христу, надо искать особые места для молитвы. Одно надо сказать: все мы имеем храм внутри себя, где мы можем иметь общение с нашим Господом. Это - наше сердце, двери которого мы можем закрыть для внешней суеты и шума в любое время дня и ночи. В любом месте, среди любого шума мы можем создать полную тишину в своем сердце, и как бывают благословенны эти короткие минуты общения с Господом среди наших обычных земных занятий. Главное в молитве - это тишина и одиночество, то есть уединение со Христом. Христос молился не только наедине. Он молился и в кругу людей. Он молился с Своими учениками. В лице апостолов у Него была свое го рода семья, и с иными у Него была как бы семейная молитва. Мы знаем, что Христос наставлял учеников Своих молиться коллективно об определенных нуждах, давая при этом обетование, что они будут услышаны. Прочтем Ев. Матф. 18, 19: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отиа Моего Небесного". Этими словами Христос подчеркивает значение коллективной молитвы. О чем же молился Христос? Он молился перед каждым важным шагом в Своей жизни. Он молился, например, перед очень важным делом - перед избранием Своих апостолов. Евангелие говорит, что перед этим делом Христос провел всю ночь в молитве (Ев. Лук. 6, 12). Перед Своим страданием Он также усиленно молился в Гефсиманском саду, так усиленно, что пот Его был как капли крови (Ев. Лук. 22, 44). Не зовут ли нас эти примеры из молитвенной жизни Христа следовать по Его стопам, то есть усиленно и прилежно молиться перед каждым трудным делом в нашей жизни? Трудности может принести нам любой день, - поэтому так необходима нам повседневная утренняя молитва, чтобы быть исполненными силою свыше для преодоления любой трудности. Христос молился, потому что жизнь Его была наполнена служением людям с раннего утра и до позднего вечера. Мы читаем в Ев. Марк. 6, 31: "Много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда". Утомленный таким служением, Христос, как человек, подобный нам, мог даже спать в лодке, которую заливало волнами. Но в молитве Христос почерпал новые силы, которые Он клал на жертвенник служения людям. Как мы мало похожи в этом отношении на нашего Господа Иисуса Христа. Чем больше было дел у Христа, тем Он больше молился. А мы? Как раз наоборот: чем больше у нас дел, тем меньше молитвы. Христос молился, потому что искуситель - диавол неотступно искушал Его. Словами - "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" - Христос призывает нас следовать по Его стопам, то есть силой молитвы побеждать искушения. Христос молился в самый трудный час нашей человеческой жизни. Что это за час? Это час смерти. Это час встречи с нашим "последним врагом", как называет смерть Слово Божие (1 Кор. 15, 26). Какой пример для нас: молиться в час смерти, молиться Его словами: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Ев. Лук. 23, 46). В день крещения Христос молился о Духе Святом. Как человек. Он нуждался в силе Святого Духа. И Дух Святой снизошел на Него. Будем и мы неустанно молиться о Духе Святом, ибо и мы нуждаемся в Нем. |