Выход

ГОЛГОФА

ТЬМА НА ГОЛГОФЕ

(Ев. Марк. 15, 33)

В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. Вникали ли мы в глубокий духовный смысл этой трехчасовой тьмы на Голгофе, этой полуденной ночи? В проповедях мы могли часто слышать толкование этой тьмы на Голгофе как траура природы по поводу страданий нашего Господа Иисуса Христа. Но таким толкованием, конечно, не исчерпывается глубокий духовный смысл этого чуда природы.

Тьма обладает способностью делать невидимым весь видимый мир. Что же сокрыла от взоров людских тьма, наступившая на Голгофе? Прежде всего она скрыла страдальческий лик Христа. Мы все знаем, что страдание искажает лицо человека, и чем сильнее страдает человек, тем больше искажается его лицо. Христос, как Сын Человеческий, не был исключен из этого общего правила. Мы читаем в Книге пророка Исайи 52, 14 такие слова: Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих.

Когда же и чем был обезображен лик Христа? Во-первых, кровью, которая текла из ран, нанесенных шипами тернового венка, возложенного на голову Христа. Во-вторых невыразимыми страданиями, которые переживал Христос на кресте Голгофы. Мы ужаснулись бы и тоже изумились, если бы увидели лик распятого за нас Христа. Страдания Христа на Голгофе возрастали с каждой минутой, и все больше искажали лик Прекраснейшего из сынов человеческих (Пс. 44, 3), пока глубокая тьма, наступившая на Голгофе, не скрыла от глаз людских искаженного страданием лика распятого Спасителя.

На Голгофе были и другие лики - темные лица врагов Христа, искаженные ненавистью и злобой. Христос видел их с высоты Своего креста. Эти искаженные злобой лица были тоже горькими каплями в чаше страданий Христа. Наступал час, когда эти злобные лица должны были исчезнуть перед очами Христа, погружавшегося в пучину самых сильных Своих страданий на Голгофе. И они исчезли, скрытые непроглядной тьмой, окутавшей полным мраком Голгофу.

Тьма, наступившая на Голгофе, скрыла от взора Христа не только искаженные злобой лица Его врагов, - она скрыла от Него и исполненные любовью лица Его друзей, стоявших у подножия Его креста и вливавших сладкие капли в горькую чашу Его страданий. Тьма на Голгофе, скрывшая все, сделала особенно одиноким нашего Господа на кресте. Вот когда Он с особым правом мог сказать: Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною (Ис. 63, 3).

Физическая тьма имеет свою символику, и тьма, наступившая на Голгофе, тоже имеет свою символическую сторону. Какую же? Тьма - это что-то таинственное, и тьма на Голгофе скрывает до сего дня очень глубокую тайну. И эта тайна раскрылась только отчасти перед окончанием тьмы, как мы читали в Ев. Марка 15, 34. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? Это глубочайшее страдание Своей души Христос перенес именно во время тьмы а Голгофе. И тьма на Голгофе, подобно непроницаемому покрову, как бы скрывает весь глубокий смысл этого величайшего страдания Христа.

Все другие страдания Христа на Голгофе, перенесенные Им три свете яркого солнца, понятны нам и не являются тайной для нас. Нам понятна боль от пригвождения рук и ног Христа к дереву креста; нам .понятна мучительная боль от гвоздей, на которых висел Христос на кресте; мы понимаем хорошо страдание Христа от насмешек Своих врагов и от нестерпимой физической жажды. Но в глубокой тьме таится для нас страдание души Христа, приведшее Его к крику на Голгофе: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? Сущности этого страдания Христа на Голгофе мы еще далеко не постигли и едва ли когда-либо постигнем на земле. Тьма на Голгофе - это не только завеса, скрывшая весь видимый мир; она скрывает и величайшую тайну оставления Христа Богом.

Тьма а Голгофе, во время которой Христос почувствовал Себя оставленным Богом, является образом тьмы души, оставшейся без Христа. Слово Божие изображает жизнь со Христом как жизнь, полную света. Христос говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ев. Иоан. 8, 12). Без Христа душа человека томится в духовной тьме.

Тьма на Голгофе является также образом тьмы долины смертной тени, в которую вступил Христос на Голгофе. Час Его смерти приближался, и вполне естественно, что Его долина смертной тени погрузилась в глубокую тьму. Сияние солнца в такие часы было бы в дисгармонии с переживанием Христа. Вот почему солнце скрылось на три часа.

Тьма на Голгофе является образом тьмы земли, в которой умирает пшеничное зерно. Об этом умирании пшеничного зерна в земле Христос сказал известные нам слова: Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ев. Иоан. 12, 24).

Земля, в которой умирает посеянное семя, является, как мы знаем, местом глубокой тьмы.

И Голгофа, где умирал Христос, это небесное пшеничное зерно, ради спасения миллионов человеческих душ, погрузилось на целых три часа в самую непроницаемую тьму.

Тьма на Голгофе была полуденной ночью. Ночь - это время, когда люди отстраняют себя от труда и предаются покою. Сон - это подобие смерти; вот почему сон называют двоюродным братом смерти. Но Христос не спал - ни во время Гефсиманской ночи, ни во время ночи на Голгофе. В Гефсиманскую ночь Он молился о чаше Своих страданий; а в полуденную ночь Голгофы Он испил из этой чаши ее самое горькое содержимое, пережив в Своей душе муки ада, что и заставило Его возопить громким голосом: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?

О, эта удивительная чаша Голгофы, которую испил Христос! Ее содержимое искупило вину человечества и исцелило раны грешников земли, нанесенные им грехом. Тьма на Голгофе стала источником вечного дня. Полуденная ночь Голгофы сделала излишним свет солнца и луны в новом Иерусалиме, ибо светильником его будет Агнец, закланный на кресте Голгофы (Откр. 21, 23).

Результатом тьмы, пережитой Христом на Голгофе вместо нас, мы имеем Отчизну, о которой поем: В той стране не терзается сердце тоской, светлый день не сменяется тьмой; нет потерь, испытаний в Отчизне святой, не туманятся очи слезой. Солнце там не зайдет, там весна не пройдет, там Спасителя верные встретят с хвалой. Солнце там не зайдет, там весна не пройдет, там мой дом - чудный город небес золотой.

МАТЕРЬ ИИСУСА У КРЕСТА ГОЛГОФЫ

(Ев. Иоан. 19, 25 - 27)

При кресте Иисуса стояла матерь Его... Посещая Голгофу, нельзя не обратить внимания на эту скорбящую мать у подножия креста своего Сына. Скорбь матери Иисуса на Голгофе воспета многими поэтами и величайшими композиторами мира.

Не должны забывать об этой скорби материнского сердца Марии и проповедники Евангелия. Если в Книге пророка Исайи Иисус назван мужем скорбей и изведавшим болезни (Ис. 53, 3), то матерь Его Марию можно назвать женщиной скорбей и изведавшей болезни.

Скорби Марии начались еще в Назарете в день, когда ангел Гавриил возвестил ей о рождении от нее Христа-Мессии. В последующие века христианства это рождение Христа от девы принесло Марии великую славу и почесть миллионов христиан. Но в дни, когда родился от нее Христос, ей, как деве, угрожало непонимание я пожимание плечами со стороны родных и близких. Ведь даже Иосиф хотел отпустить ее (Ев. Матф. 1, 19). Разве не причиняло все это скорбь ее кристально чистому сердцу?

А дальше последовали в жизни Марии одна скорбь за другой. Она пережила скорбь в Вифлееме, когда не нашлось для нее места, где бы она могла в нормальной обстановке дать жизнь своему Сыну, и ей пришлось родить в грязном хлеву и положить Младенца в ясли на колючую солому.

Какая скорбь объяла ее сердце, когда она услышала, что царь Ирод задумал убить ее дитя. Сколько скорби выпало на ее долю на; трудном пути в Елипет при тогдашних условия передвижения, а также и в годы жизни в чужой стране. А затем, когда она осталась одна в Назарете, ее материнское сердце глубоко ранили тревожные вести о враждебном отношении к ее Сыну Иисусу со стороны первосвященников и священников, фарисеев и книжников.

И вот она стоит у креста своего Сына и должна видеть, как Он умирает, будучи причислен к злодеям. О, кто измерит скорбь ее материнской души? Только один луч озаряет ее скорбное сердце на Голгофе: это сознание, что ее Сын, хотя и причисленный к злодеям, умирает как величайший Праведник.

Смотря на матерь Иисуса, стоящую у креста своего Сына, мы не можем не вспомнить пророческих слов старца Симеона в Иерусалимском храме. Вот его слова: И тебе самой оружие пройдет душу (Лук. 2, 35). Во всех других переводах Евангелия вместо слова оружие стоит слово меч.

Именно на Голгофе этот меч пронзил сердце матери Иисуса. Она стояла вплотную у креста Сына. Она была словно парализована всем, что она видела и слышала на Голгофе. Смотря на терновый венец на Его голове, она е могла не вспомнить тех светлых дней, когда юна целовала детскую головку своего Сына.

Она напомнила дни, когда водила своего маленького Сына за руки, которые теперь пригвождены ко кресту. Апостолов нет у креста, за исключением одного; все ученики оставили Учителя, но материнское сердце не может оторваться от ужасного креста, где в таких мучениях умирает ее Сын... Меч невыразимой скорби пронзает все глубже сердце Марии.

Она страдает безмолвно, а безмолвная скорбь - самая глубокая скорбь. Ни одного слова мы не слышим из уст Марии на Голгофе. Она смотрит на тернии, вонзившиеся в чело Христа, и не может их вынуть своей любящей материнской рукой. Ей так хочется поцеловать пронзенные руки и ноги Сына, но воины не разрешают ей этого.

Она слышит слова Иисуса: Жажду, но она не имеет возможности протянуть глоток воды к Его запекшимся губам. Пронзенная мечом невыразимой скорби, она могла бы отвернуться от этого ужаса Голгофы, она могла бы удалиться от креста, чтобы не видеть страданий Сына... Но она стоит у Его креста... История материнских печалей не знает ничего подобного.

А как Сам Христос? Каково Его отношение к пронзенному сердцу матери? Слава Духу Святому, что Он сохранил для человечества слова Иисуса Христа, обращенные к Его матери. Мы читаем: Иисус, увидев матерь и ученика, тут стоящего., которого любил, говорит матери Своей: Жено! се сын твой. Потом говорит ученику: се матерь твоя!

Нас должно радовать присутствие любимого апостола Иисуса - Иоанна на Голгофе. То, что в такие трудные минуты Христос был оставлен Своими учениками, принадлежит к числу самых горьких капель в чаше Его голгофских страданий. Печально уже то, что иудейский народ отвернулся от своего Мессии - Христа. Но еще печальнее было то, о чем мы читаем в Ев. Матф. 26, 56: Тогда все ученики, оставивши Его, бежали.

И особенно печальным является это бегство апостолов после обещания, данного ими Учителю, что они не покинут Его даже перед лицом смерти, как мы читаем об этом в Ев. Матф. 26, 31 и 35: Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада... Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. Несмотря на это обещание, все ученики оставили Учителя и бежали.

Не был исключением и Иоанн: и он бежал. Но не надолго; тот, кто лежал на груди любимого Учителя во время прощальной вечери, мог ли долго находиться вдали от своего страдающего Господа? Нет, конечно нет! И мы видим вскоре Иоанна вблизи Христа - на допросе у первосвященника Каиафы. Из Евангелия Иоанна мы узнаем, что он был знаком первосвященнику и вышел с Иисусом во двор первосвященнический (Ев. Иоан. 18, 15).

Вошел и Петр, но лучше было бы ему не входить, и мы знаем почему. Но Иоанн не только был на суде у первосвященника Каиафы; мы можем не сомневаться, что он был и на суде у Понтия Пилата; нет сомнения, что он прошел за Христом и путь на Голгофу, и если бы не план Божий, чтобы Симон Киринеявин понес крест Христа а Голгофу, чтобы там уверовать, Иоанн, вероятно, был бы носителем тяжелого креста своего любимого Учителя.

И, наконец, мы видим его на Голгофе, у самого подножия креста Христова. Любовь ко Христу не давала ему покоя, тюка он не занял этого благословенного, хотя и опасного места на Голгофе. И распятый Христос не упрекает его за бегство. Наоборот: Он доверяет и поручает ему Свою мать.

О, если бы все, оставившие своего Спасителя в дни трудных испытаний, вернулись к Нему и заняли место у подножия креста Голгофы, - Спаситель -не только не упрекнул бы их, но принял бы сноза их в ряды Своих учеников и дал бы каждому из них Свое поручение.

Поднимем теперь наш взор на распятого Христа. Он умирает на кресте за грехи всех грешников мира. Он удовлетворяет правосудие Божие. Он совершает дело, ради которого оставил небо и пришел на нашу землю, - дело искупления человечества от его вины перед Богом. И несмотря а то, что Он совершает величайший подвиг Своей души, на который Он будет во веки веков смотреть с довольством (Ис. 53, 11), Он видит с креста Свою одинокую, пронзенную острым мечом скорби мать. И Он поручает ее заботе Своего любимого ученика Иоанна.

Какой урок для все учеников и учениц Христа! А именно: научиться сочетать свою любовь к великому Богу и Спасителю мира с любовью к своему ближнему; сочетать любовь к бессмертным человеческим душам с заботой о телесных нуждах самого маленького, может быть, человека с заботой и попечением о наших родителях, детях и других домочадцах. Этому учит всех нас распятый на Голгофе Спаситель. И когда наше сердце будет пронзено острым мечом скорби, будем помнить, что Искупитель наш видит нас и может помочь нам, как Он помог Своей плачущей матери.

ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ КРЕСТА ГОЛГОФЫ

В Послании к Евреям 10, 19 мы читаем: Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым. Прежде всего обратим внимание на слова: входить во святилище. В святилище ветхозаветной скинии находился символический престол Божий между двумя золотыми херувимами, как мы читаем в Книге Исход 25, 8 и 22: И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов.

Путь к ветхозаветному святилищу, где символически обитал Господь, шел через жертвенник для всесожжения, на котором непрестанно приносились жертвы, говорившие сердцам израильтян о жертвеннике на Голгофе и об искупительной жертве Агнца Божия - Иисуса Христа. Ветхозаветный путь к символическому престолу Божью между двумя золотыми херувимами шел через кровь агнцев. Но на Голгофе открылся новый путь для входа в небесное святилище, новый путь к престолу Всевышнего Бога. И этот новый путь идет через Голгофу, через крест Христа, через Его святую Кровь, пролитую за грехи мира.

Когда мы говорим о кресте Христа, мы имеем в виду Того, Кто висел на нем, - нашего распятого Спасителя. Не дерево, а драгоценную жертву, принесенную Христом для нашего вечного спасения. В кресте Голгофы мы видим тот жертвенник, на который взошел Агнец Божий с тяжелой ношей грехов всего мира и понес наказание за них вместо нас, грешников. Вот первая сторона креста Голгофы: Христос понес наказание за грехи наши вместо нас. И мы читаем на этой стороне креста как бы огненную надпись: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе... (Рим. 8, 1). Нет осуждения нам, потому что Христос взял наш грех на Себя.

В первом Послании Петра 1, 18 мы видим вторую сторону креста Голгофы. Мы читаем: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценною Кровию Христа. Хотя апостол Петр не стоял рядом с апостолом Иоанном у подножия креста Христова, но издали, он, по-видимому, все же созерцал страдания своего Господа, поскольку он называет себя в своем послании свидетелем страданий Христовых (1 Петр. 5, 1).

Отрекшись от своего любимого Учителя, Петр ие мог воздержаться от того, чтобы не прийти на Голгофу я стать хотя бы издали свидетелем страданий Христовых. В крови, которая текла из ран Христа, Петр видел драгоценную плату искупления бедных пленников и рабов греха. Ап. Петр смотрит на человечество как на закованное в цепи греха и как на порабощенное грехом. Он видит и Искупителя этих миллионов рабов, искупившего их Своей драгоценной Кровию.

Одно слово мы видим на этой второй стороне креста Голгофы, и это слово гласит: Искуплены, то есть искуплены от греховного рабства .и куплены в достояние Христу. Стоя на Голгофе, мы должны понять, что Христос не только умер за грехи наши, но и приобрел нас Себе ценою драгоценной Своей Крови. Слово искуплены говорит о том, что мы не свои, но принадлежим Христу полностью и безраздельно. Послушаем, что говорит ал. Павел в 1 Кор. 6, 20: Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий.

В Словах апостола Павла в Послании к Римлянам 6.8 мы видим третью сторону креста Голгофы. Апостол Павел говорит: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. Мы умерли со Христом - вот надпись на этой третьей стороне креста Голгофы.

Мы умерли, но умерли ли в действительности? Что у нас самое живучее, самое жизнеспособное, самое выносливое? Это наше собственное я. Наше я - это большой источник горя для нас самих и для все окружающих нас людей. Наше я превращает нашу жизнь в искание своего, а не того, что угодно нашему Господу Иисусу Христу (Фил. 2, 21). Наше я - это великая помеха для нашего Господа употреблять нас для Своего Царствия. Наше я лишает нас всех Божьих благословений, как сказано в Писании: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Пак. 4, 6). Наше я - это наш повседневный враг. Наше я - это великий нарушитель мира и единства в семьях, церквах и обществах людей. Где человеческое я, там ссоры и раздоры, распри и несогласия.

Распятый Христос зовет нас все снова и снова к подножию Своего креста, чтобы мы там уразумели, что Он умер не только за грехи наши, но чтобы мы, живущие, уже не для себя жили, но для умершего за нас и воскресшего (2 Кор. 5, 15). Он зовет нас сораспяться с Ним, умереть для себя, чтобы жить с Ним и для Него. О, когда же Слова - мы умерли со Христом - будут не только словами, но и действительностью нашей христианской жизни? Когда каждый из нас сможет повторить слова апостола Павла: Я сораспялся Христу (Гал. 2, 19)?

И, наконец, в словах 1 Иоанна 1.7 мы видим четвертую креста Голгофы. Какие же это слова? Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха. Эти слова говорят о нашем повседневном очищении Кровию Христа. Был день в нашей жизни, когда мы узнали, что на Голгофе открыт источник... для омытия греха и нечистоты (Зах. 13, 1). И был благословенный день, когда мы пошли к этому источнику и омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр. 7, 14). И с этого дня мы стали ходить в белых одеждах (Откр. 7, 13). Белая одежда - прекрасная одежда, но когда одетый в белую одежду окружен со всех сторон чистотой, то ему трудно сохранить белую одежду без пятен.

Таково положение всех искупленных в этом мире, лежащем во зле, в грехе и пороке. Все снова и снова ложатся пятна греха на наши белые одежды. Но слава Господу: Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Она очистила нас, когда мы в первый раз пришли на Голгофу как запятнанные с головы до ног нашими грехами и пороками. И Кровь Иисуса Христа очищает нас каждый день от тех пятен, которые наносит нам жизнь на земле, полной греха и порока. Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха, чтобы мы могли войти чистыми и непорочными в новый Иерусалим - этот город славы нашего небесного Царя, куда не войдет ничто нечистое (Откр. 21,27).

КТО ЖЕ ВИНОВЕН В КРОВИ ГОЛГОФЫ?

(Мф. 27, 24)

Невиновен я в крови Праведника сего. Так сказал Пилат, умывая свои руки пред народом. Ведь он сделал все, чтобы спасти Христа от смерти. Ом досылает Христа к Ироду, чтобы оттянуть Ему приговор. Пилат ставит Христа рядом с великим преступником Вараввой, - в полной уверенности, что народ изберет Христа. Чтобы возбудить жалость к Иисусу, Пилат велит бить Его. Он сделал все от него зависящее, чтобы освободить Иисуса. И когда все оказалось напрасным и иудеи продолжали требовать смерти Христа, - Пилат умывает руки и говорит о своей невиновности в Крови Христа.

Нет, Пилат, ты виновен в Крови Христа! Ты мог освободить Его, как судия, имеющий на это право. Но ты пошел на поводу у врагов Христа - иудеев. Ты не хотел портить отношений с иудеями и потерять расположение кесаря. Пилат хотел взвалить вину за Кровь Иисуса на народ. Но вина его велика: он приговаривает Христа к смерти, будучи уверен в Его невиновности. Он увеличивает страдания Христа издевательством Ирода. Он подвергает Христа мучительному бичеванию. Напрасно умывание им рук в знак своей невиновности в Крови Христа. Черное пятно несправедливого осуждения Христа на смерть из-за своей трусости перед иудеями лежит на нем в течение всех двух тысяч лет, прошедших со дня Голгофы.

Но и первосвященники умывают руки, и мы как бы слышим их слова: и мы не виновны в Крови Праведника Христа. Ведь на Голгофу поедал Христа Пилат. Но кто предал Христа Пилату? Это они - первосвященники! Кроме того, Христос, по их мнению, был виновен в богохульстве и заслужил Голгофу. Даже если я доля есть в страданиях и смерти Христа, то все же Он заслужил позор Голгофы. Нет, они не признают своей вины в Крови Голгофы!

А народ? Разве он виновен в распятии Христа? Ведь народ доверял своим духовным вождям. Если духовные вожди, священники и первосвященники, нашли нужным злословить Христа на Голгофе, значит, они знают, что делают. И народ тоже умывает свои руки в знак невиновности в Крови Христа.

А что скажут воины? Они окажут: мы выполняли приказы Пилата! И они готовы тоже умывать свои руки. А разве Пилат приказал надеть терновый венок на голову Христа? Не была ли это их собственная работа? Нет, воины, и вы не уйдете от своей вины в Крови Христа. Здесь вы били тростью по голове Христа, так, что из-под терний венка текла Его святая Кровь. Вы видели эту кровь, поэтому не умывайте своих рук.

Что же мы видим а Голгофе? Трусость Пилата, его несправедливость, его погоню за собственной выгодой, его человекоугодие, Все это привело Христа на Голгофу, на крест. Но мы видим на Голгофе и зависть первосвященников я священников, и ненависть их ко Христу. И эти грехи повинны в Крови Христа, пролитой на Голгофе. Мы видим у подножия креста Голгофы человеческую жестокость, жестокость воинов, проявленную и на суде у Понтия Пилата, и здесь на Голгофе. Нельзя не заметить и черствости сердец у толпы на Голгофе, приведшей к издевательству ее над нашим распятым Господом.

Теперь нам становится ясным, что привело, Христа на Голгофу и кто виновен в Крови Его, пролитой там. Это человеческий грея в его разных видах и проявлениях; это, в первую очередь, грех тех людей, которые жили в Иерусалиме в дни Голгофы. Но, может быть, мы можем сегодня умыть, подобно Пилату, наши руки и сказать: не виновны мы в Крови Праведника сего? Ведь почти две тысячи лет отделяют нас от Голгофы. А от грехов людей того времени разве мы чем-нибудь отличаемся? Разве не сидят в наших сердцах грехи Пилата, грехи его воинов, грехи священников и первосвященников, грехи народа того времени? Конечно, сидят, и нам нечего оправдывать себя отдаленностью от нас Голгофы. Бия себя в грудь, мы должны все снова и снова повторять слова нашего евангельского гимна: Но кто на истязанье рукою посягнул? Очей Твоих сиянье кто омрачить дерзнул? И ряд мучений целый, и пытки страшный гнет - моих проступков дело, моих пороков плод... Да, это так: в крови креста Голгофы повинны мы все!

Но причина, приведшая к Крови Христа на Голгофе, более глубокая. Об этой более глубокой причине очень ясно говорит пророк Исайя: Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни!.. Господь возложил на Него грехи все нас (Ис. 53, 4 - 6). Наш грех требовал искупления, то есть освобождения от наказания, от справедливого возмездия Божьего. А путь к искуплению, к освобождению нас, грешников, от справедливого возмездия за грех только один: Кровь Христа. Так ясно сказано об этом в 1 Петр. 1, 18 - 19: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца. Грех Пилата, его воинов, синедриона, жителей Иерусалима были теми руками, которые повели Христа на Голгофу и пригвоздили Его ко кресту, почему им и не умыть никогда своих виновных в Крови Голгофы рук. Но: Христос, Сын Бога всевышнего, мог бы не пойти на крест. Не было силы в мире, которая могла бы повести Его на Голгофу. Даже железные легионы Рима, все вместе взятые, не смогли бы этого сделать, если бы Христос Сам не пошел добровольно на Голгофу и не дал бы Себя пригвоздить ко кресту. Не было бы ни единой капли Его Крови, если бы не Его вечная любовь к нам - бедным, несчастным грешникам. Вот кто истинный виновник в Крови Христа, пролитой на Голгофе. Это любовь, безграничная любовь нашего Спасителя Иисуса Христа, Который, ради нашего вечного искупления, добровольно пролил Свою Кровь на Голгофском кресте. И за эту любовь Он достоин несмолкаемой хвалы.

ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ НА ГОЛГОФЕ

(Ев. Марк. 15, 20 - 39)

Видимое на Голгофе. Что это такое? Это все то, что видят, наши очи и что слышат наши уши в длинной цепи страданий нашего Господа Иисуса Христа. Что же видят наши очи в этой цепи страданий Христа? Мы видим, как на пути на Голгофу Христос не в силах больше нести Свой крест, и воины снимают с плеч Христа эту тяжесть и возлагают ее на плечи Симона Киринеянина. Но для Христа - это

лишь временное облегчение. Крест Его все же был донесен до Голгофы - Им ли Самим или Симоном Киринеянином - в конце кондов это не изменило положения. Крест был донесен до Голгофы и водружен там именно для Христа.

Мы видим на Голгофе, как Христу предлагается анестезирующий напиток - вино со смирною. Что это? Милосердие распинающих или средство для успокоения и совести? Ведь страдания, которые мы причиняем людям, прежде всего ранят нас самих. Христос отказывается принять напиток: Он хочет при ясном сознании пережить весь ужас Голгофы. Он не хочет страдать и умирать при затемненном сознании. Он хочет пить из горькой чаши Голгофы каплю за каплей, но так, чтобы испытать всю горечь каждой капли.

Первыми горькими каплями, испитыми Христом на Голгофе, были гвозди, которые прошли через Его руки и ноги. И места, через которые прошли гвозди, не были обезболены, как это делается теперь в современной хирургии. Мы видим на Голгофе бросание жребия об одежде Христа (Пс. 21, 19). Что это - погоня за материальными благами или забава? И это происходит в то время, когда на кресте страдает величайший Праведник мира, и страдает не за Свою вину, а за вину человечества и за вину тех, кто бросает жребий. Чем только люди не занимаются, лишь бы только не думать о своей вине перед Богом и о жертве, принесенной на Голгофе за грехи мира! Все это мы видим на Голгофе.

Но мы не только видим, мы и слышим. Прежде всего мы слышим насмешки над нашим распятым Господом, насмешки духовных вождей Израиля и насмешки толпы, собравшейся на Голгофе из любопытства. Да, мы слышим насмешки, но 1В этих насмешках скрыто и желание увидеть чудо: схождение Христа со креста, схождение на глазах у воинов, схождение перед их острыми мечами...

Но Христос не сходит, - Он не для того пошел на крест, чтобы сойти с него ради показа людям чуда. Сойти с креста - это означало бы послать все человечество а крест: меня и тебя, брат мой, сестра моя! Нет, Христос не сходит с креста, и это кажущееся бессилие Его раздражает толпу, - ведь она ищет зрелищ. Спаси Себя Самого и сойди с креста! - раздается все громче и громче на Голгофе. В этом крике не только насмешка, но и жажда увидеть чудо.

На Голгофе мы слышим не только этот крик толпы, мы слышим там и слова Христа, семь знаменитых слов, в глубину которых стремятся все больше проникать богословы мира. Семь слов поистине составляют ораторию Голгофы, которую изобразил в музыке великий композитор Гайдн в своей оратории Семь слов Христа на кресте. Как всем нам знакома эта картина Голгофы! Может быть, во всех картин Библии эта картина самая знакомая для нас. Но ведь все это только видимая и слышимая сторона Голгофы.

А в чем же заключается невидимая и неслышимая сторона Голгофы? Во всем том, чего мы не видим и чего мы не слышим на Голгофе. Что же это такое? Это действия на Голгофе Бога - невидимого Всевышнего Бога! В чем же заключаются Его действия на Голгофе? В совершении Им суда - самого грозного, но и самого справедливого. На Голгофе обрушиваются молнии и громы Синая, но единственные молнии и громы во вселенной, которые обрушиваются незримо и без шума.

Над кем же совершается суд на Голгофе? Над нашим распятым Господом Иисусом Христом! Но это не только грозный суд, это не только справедливый суд, - это совершенно небывалый в истории неба и земли суд, суд над миллиардами грешников, но в лице одного только подсудимого: в лице Иисуса Христа - Сына Божьего я Сына Человеческого. Мы не видим на Голгофе Судии, мы не слышим Его голоса... Мы видим только подсудимого - Иисуса Христа, мы слышим только Его голос.

Мы видим Его Мучительные раны, но мы не видим Его души, оставленной Богом. Мы видим многие горькие капли, которые Он испил из чаши Голгофы, но мы не видим часто самой горькой капли - когда душа Его испытывала муки ада. Всю горечь этой самой горькой капли Христос выразил словами: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? В этих словах распятого Спасителя выражена вся полнота гнева Божия, вся полнота наказания за грех мира, .понесенного вместо нас Христом. Христос был оставлен Богом, чтобы мы были приняты в обители рая. Вот в чем невидимая сторона Голгофы - самая ужасная для Христа и самая отрадная для нас, грешников.

И еще нечто невидимое совершилось на Голгофе. Что же это такое? Это то, что символизировал разрыв завесы в храме. Завеса в храме - это символ недоступности святого Бога для бедного грешника земли. До Голгофы эта завеса была непроницаемой: Бог пребывал в неприступном для грешника свете. Никакие силы не могли порвать этой завесы и соединить человека с Богом. Потребовалась жертва Христа на Голгофе - Его страдания и смерть. Только Кровь Христа искупила нашу вину перед Богом. Христос умер, и в этот момент завеса в храме разодралась надвое.

Путь к Богу открылся для каждого грешника. Отверста дверь для нас одна и сквозь нее сияет любовь Спасителя Христа и в рай всех приглашает... Открытие на Голгофе пути к Богу - это то, чего не видит наш глаз и чего не слышит наше ухо, но что познается верою нашего сердца. Это незримый, но величайший факт Голгофы, за который мы должны благодарить нашего Спасителя день и ночь здесь, на земле, и там, в небесах, во веки веков!

Итак, невидимым на Голгофе являются два важнейших события, совершившиеся для нашего спасения. Это, во-первых, молнии и громы суда Божьего, обрушившегося на голову Христа, занявшего наше место на Голгофе. И, во-вторых, это тихое, невидимое для наших человечески глаз открытие пути к Богу, пути, который Евангелие называет путем новым, то есть путем к Богу через пролитую на Голгофе Кровь Христа.

ГОЛГОФА И ПОТОМСТВО ДОЛГОВЕЧНОЕ

(Ис. 53, 10 - 11)

Мы слышим слова пророчества: Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное... Эти слова бросают светлый луч в ночную тьму Голгофы. Взор распятого Христа созерцал чудесную картину: Он видит славный результат Своего подвига на кресте Голгофы, а именно: Потомство долговечное. Сердце Христа, столь израненное, испытывало довольство, видя это долговечное потомство.

Что же это за потомство долговечное, которое созерцал распятый на кресте Спаситель мира? С высоты Своего креста Христос видел первых представителей этого многочисленного потомства. Мы говорим о представителях новозаветного времени. Но мы не должны забывать что в потомство долговечное входит также великое множество ветхозаветных верующих, которые жили верою в искупительную жертву Христа.

Кто же эти первые представители потомства долговечного в Новом Завете? Это Иосиф и Мария - родители Иисуса. Это пастухи, которым Ангел возвестил о Спасителе мира. Это волхвы, которые совершили такой далекий и трудный путь, чтобы поклониться Младенцу Иисусу. Это апостолы Христа; правда, у подножия креста Голгофы был только один из них. Но Христос с креста Своего видит и остальных апостолов, попрятавшихся в Иерусалиме. Он видит и плачущего о своем падении Петра.

У подножия креста стояла Мария Магдалина. Мы знаем, какой она была великой грешницей, пока не получила от Христа нового сердца. Какое довольство .испытывал Христос, когда Он видел этот славный трофей Своей любви! С креста Голгофы Христос видел и другую великую грешницу, получившую от Него новое сердце, - я говорю о самарянке.

А с каким довольством должен был смотреть Христос на покаявшегося разбойника, висевшего на своем реете рядом с Ним. Можем ли мы себе представить, чтобы распятый Христос е видел Закхея?

Но распятый Христос созерцал нечто еще более славное. Он видел три тысячи душ, обратившихся в день Пятидесятницы. Он видел и пять тысяч душ, обратившихся через несколько дней после дня Пятидесятницы. Каким бальзамом были эти тысячи обращенных душ для страдавшего на Голгофе Спасителя! И особое довольство, вне сомнения, в сердце распятого Христа вызвал величайший противник Христа - Савл, превратившийся в апостола Павла.

Но взор Христа на Голгофе был устремлен еще дальше - в глубь веков. Он видел обращения все новых и новых душ. И все большее довольство наполняло Его божественное сердце. И, наконец, Его взор остановился на нас с вами, дорогие братья и сестры. Нет сомнения, что каждый из нас доставил радость распятому Спасителю, когда Он с высоты Своего креста узрел все плоды Своего голгофского подвига, все Свое потомство долговечное. Может быть, мы никогда об этом не думали, что созерцание нас распятым на Голгофе Христом, как омыты Его Кровью грешников, доставило радость Его страдающему сердцу. Если не думали, то подумаем сегодня!

Величественная картина потомства долговечного, которую созерцал Христос с креста Голгофы, была бы неполной, если бы пред Ним не засияло величественное зрелище, которое увидел апостол Иоанн на острове Патмосе и которое нарисовано нам Духом Святым в Книге Откровения 7, 9 - 17, где мы читаем: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это картина всего долговечного потомства Христа, приобретенного Его драгоценной Кровью. И ее созерцал Христос с высоты Голгофского креста. И на подвиг души Своей Он смотрел с довольством.

Посмотрим на количество этого потомства долговечного. Мы читаем: Великое множество людей, которого никто не мог перечесть. Его нельзя исчислить ни биллионами, ни триллионами - оно неисчислимо! Как часто мы приходим в уныние, что число возлюбивших нашего Спасителя таким кажется ничтожным по сравнению с количеством людей, которые не любят Христа. Есть верующие, которые являются одиночками в места, где они живут, или в своих семьях. Но наше уныние необоснованно: спасенных Кровью Христа не перечесть - так их много!

Посмотрим, как выглядит потомство долговечное. Оно в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках. Белые одежды - это чистота и святость. Нас печалит наше собственное несовершенство и несовершенство всей Церкви Христа на земле. У нее немало пятен... Но это печальное явление - временное явление. В вечности Церковь Христа будет сиять совершенством. На белых одеждах искупленных не найдется ни одного пятна, и даже ни одного пятнышка.

Посмотрим на блаженство и счастье потомства долговечного. Бесчисленное множество спасенных пребывает пред престолом Бога. Они созерцают всю славу и красоту Христа. Они служат своему Спасителю день и ночь - непрерывно, и это служение в храме вечности полно для них самой глубокой радости.

Сидящий на престоле будет обитать в них. Эти слова говорят об особой близости Христа к Своим искупленным. Они не будут уже ни плакать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. О чем говорят эти слова? О том, что спасенные забудут пред престолом Бога и Агнца о всех своих нуждах и бесконечных заботам. Как сильно порой палит нас зной скорби... Там мы забудем о всех наших скорбях. Какое счастье: Агнец будет пасти Свое потомство долговечное, Свою искупленную Церковь и будет водить ее на живые источники вод! Пажити неба будут обильными и потоки Божий будут полны воды (Пс. 64, 10). И наконец: Бог отрет всякую слезу с очей их. Много слез льется из наши очей, но ни одна из них не останется не отертой пронзенной рукой Христа.