Выход

ГОЛГОФА

КРОВЬ ГОЛГОФЫ В НАШЕМ ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

1 Иоан. 1,7

«Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха». Эти слова Евангелия говорят о великой силе Крови Христа. Как в мире физическом есть разные физические силы, так и в мире духовном есть разные духовные силы. Например: великой духовной силой является сила Духа Святого. Великой духовной силой является Слово Божие. А разве молитва не является силой в нашей христианской жизни?
Но вот Евангелие свидетельствует и о великой силе Крови Христа. Слава Господу, что все дети Божий испытали в прошлом, испытывают в настоящем и испытают еще и в будущем все эти духовные силы — силу Духа Святого, силу Слова Божия, силу молитвы и силу Крови Голгофы.
Обратим наше внимание на силу Крови Христа, как она проявила себя в нашем прошлом. Прочтем о нашем прошлом в Книге пророка Иеремии 13,23: «Может ли эфиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?»

Ветхозаветные люди знали эфиоплянина как человека с самой черной кожей. Барс — это животное, шкура которого имеет большие черные пятна. Слово Божие, на примере черного эфиоплянина и барса с черными пятнами, показывает грешника, не испытавшего еще на себе силы Крови Христа. Грех покрывал нас с ног до головы. У каждого из нас были большие черные пятна в жизни — пятна греха. Когда мы духовно пробудились, нас стали тяготить эти черные пятна греха. Многие из нас начали борьбу со грехом, порабощавшим нас. Мы употребляли все свои силы, чтобы порвать цепи греха, сковывавшие нас. Но никаких сил не хватало, чтобы очиститься от черных пятен греха. И тогда нам стали ясны слова нашего Господа: «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щелоку, — нечестие твое отмечено предо Мною» (Мер. 2, 22).
И вдруг до нас дошел призыв Божий: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю» (Ис. 1, 18). Эти слова величайшего обетования Божия не остались только обещанием. Мы узнали и о времени и о месте, где наше черное греховное сердце могло сделаться белее снега. Слова Книги пророка Захарии 13, 1 стали для нас путеводителем на Голгофу. Эти слова гласят: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытая греха и нечистоты». «В тот день...» В какой это день? В день, когда Христос пролил Свою Кровь на Голгофе, и в час, когда Он испустил Свой дух, то есть умер. Кровь Христа — вот тот источник — источник для омытия греха и нечистоты, который открылся на Голгофе смертью Христа. И слава Господу за тот день, когда мы пришли на Голгофу с нашими черными пятнами греха и Кровь Иисуса Христа очистила нас «от всякого греха». Кровь Христа положила конец нашему печальному прошлому и избавила нас от тех черных пятен греха, которые так бесславили нашего Господа.
Обратим теперь внимание на силу Крови Христа, как она проявляет себя сегодня в нашей повседневной жизни. Мы часто обсуждаем вопрос: может возрожденный человек согрешать или нет? Бели мы возьмем четыре места в Евангелии, которые обычно приводятся при обсуждении этого вопроса, то мы не придем к определенному ответу на этот вопрос. Прочтем два из этих четырех мест: 1 Иоан. 3, 9 — «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога»; 1 Иоан. 5, 18 — «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». Эти два места говорят о том, что рожденный от Бога не грешит, не делает греха.
Прочтем другие два места: Иак. 3, 2 — «Ибо все мы много согрешаем»; 1 Иоан 1, 8 — «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». В этих двух местах говорится, что и возрожденные люди согрешают, и много согрешают. Но все дети Божий должны знать, что есть грех к смерти и не к смерти (1 Иоан. 5, 16 — 17). Грехом к смерти, то есть уходом от Христа, рожденный от Бога не грешит; но грехом не к смерти, то есть повседневными согрешениями, дети Божий согрешают, и даже много. И что же говорит Христос об этих повседневных согрешениях Своих детей? Прочтем Ев. Иоан. 13, 10: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». Вот это и делает Христос, умывая изо дня в день наши запыленные ноги, то есть ежедневно очищая наше сердце Кровью, пролитой на Голгофе. Очищая нас ежедневно, Кровь Христа делает нас прекрасными в очах даже Самого Христа, как это мы слышим из Его слов к невесте в Песне Песней 1, 14: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!»
И наконец, мы обратим внимание на силу Крови Голгофы, как она проявит себя в нашем будущем, то есть в день последнего суда. Удивительный прообраз этого суда мы видим в дни Моисея в Египте.
Ангел-губитель проходит с судом Божиим по домам с первенцами. И вот: в одни дома он заходит, в другие не заходит... Почему это было так? Может быть, потому, что люди в одних домах были лучше, а в других хуже? Нет, и еще раз нет. Только кровь на дверях домов решала участь людей! Бог сказал: «Увижу кровь, и пройду мимо вас» (Исх. 12, 13). Так будет в страшный день последнего суда Божия. Мы увидим еще раз силу Крови Голгофы в этот день последнего суда. Этого суда минуют все дети Божий, в чьих сердцах божественный Судья увидит веру в Кровь Голгофы.
Будем наблюдать за собой, чтобы в наших сердцах никогда не поблекла Кровь Иисуса Христа, нашего драгоценного Искупителя. Пусть Кровь Голгофы будет всегда так драгоценна в наших очах, как она драгоценна в очах Божиих. Будем помнить, что гроза суда Божия минует нас только тогда, когда Кровь Иисуса Христа будет покровом над нашей головой. Выслушаем еще раз слова небесного Судии: «Увижу кровь, и пройду мимо вас».

ДУХ ГОЛГОФЫ

2 Кор. 5, 15

«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Эти слова раскрывают перед нами еще одну сторону Голгофы, на которую мы должны обратить наше особое внимание. Мы получили «а Голгофе драгоценнейшие сокровища: прощение и очищение от наших грехов, спасение от ада и вечную жизнь со Христом, оправдание и белоснежную одежду праведности Христа. Получив эти сокровища, мы считаем себя счастливейшими людьми на земле. И мы приходим на Голгофу, чтобы воздавать нашему Искупителю хвалу и благодарность за все дары, полученные нами у подножия креста Голгофы. И действительно, нам есть за что благодарить нашего распятого Спасителя.
И все же среди перечисленных сокровищ, полученных нами у подножия креста Голгофы, не хватает еще одного сокровища, которое хочет дать распятый Христос всем Своим искупленным детям. Мы все хотим знать, что это за сокровище, которого нам не хватает. Это — дух Голгофы, это — дух распятого Христа, умершего за других, умершего «за всех», чтобы и мы исполнились этим же духом — умирать для себя; не жить для себя, а жить для умершего за нас Христа и Его меньших братьев и сестер в этом мире.
Прежде чем говорить об этом великом сокровище Голгофы, об этом духе распятого Христа, мы вникнем в смысл двух призывов Христа, которые мы слышим из Его божественных уст. Его первый призыв гласит: «Придите ко Мне», и прежде всего — на Голгофу, к источнику Его Крови! На Голгофу — для омытая наших грехов и нечистоты (Захар. 13, 1). И приходить ко Христу мы должны постоянно, все снова и снова, потому что в Нем — полнота, которая удовлетворяет все наши нужды. От Его полноты мы должны принимать «благодать на благодать» (Ев. Иоан. 1, 16). А чтобы принимать благодать на благодать, мы должны как можно чаще приходить к Нему.
Второй призыв, который мы слышим из уст Христа, гласит: «Идите за Мною» (Ев. Матф. 4, 19). Чтобы идти за Христом, мы должны знать Его путь, и нам известен Его путь от яслей Вифлеема до Голгофы. Но путь Христа от Вифлеема до Голгофы не только должен быть нам известен, — он должен стать нашим путем.
На этом пути Христа мы видим Назарет. О чем говорит нам этот городок, где Христос провел целых тридцать лет. Назарет — это наша повседневная жизнь. Это наш повседневный труд. Это наше повседневное «кружало», может быть весьма однообразное, как движение стрелки часов вокруг своей оси или как движение колеса любой машины, которую мы видим на улице. Но наши «назареты» могут превратиться в нечто очень красочное, если мы будем жить в них по примеру нашего Господа Иисуса Христа. Если мы будем выполнять наш повседневный труд так, как выполнял Свой труд в Назарете Христос. В наших «назаретах» мы должны идти за Христом, то есть жить так, как жил Он в Своем Назарете. Чувствуется ли «благоухание» Христа там, где мы живем и где мы трудимся? (2 Кор. 2, 14).
Из Назарета Христос пошел в пустыню, где искушал Его диавол и где Христос победил все искушения (Ев. Матф. 4 гл.). Идя за Христом, мы не минуем этой пустыни с ее искушениями. Нет дня в нашей жизни без искушений. Мы все это знаем по опыту. И эта пустыня с искушениями простирается до самого одра смерти. Идя за Христом по этой трудной пустыне, будем бороться с нашим искусителем и побеждать его, как побеждал его наш Христос.
За пустыней с ее искушениями мы видим благословенное служение Христа окружающим людям. Он выполняет ту миссию, о которой мы читаем в Ев. Луки 4, 18 — 19: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Эта благодатная миссия Христа служения страждущим должна быть и нашей священной миссией на земле. В этом благословенном служении страждущим мы должны также идти по стопам Христа.
На земном пути Христа мы встречаем гору Преображения. Можем ли мы пойти за Христом и на гору Преображения? Не в смысле только созерцания Его славы, но и в смысле нашего преображения. Слово Божие говорит, что мы можем и должны преображаться подобно нашему Господу Иисусу Христу. Об этом очень ясно говорится в 2 Кор. 3, 18: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Мы должны жаждать этого преображения в образ Христа, как сказано в нашей евангельской песне: «Красота Иисуса светись во мне; чистота и любовь проявись вполне; дух любви и огня обнови меня, чтобы образ Иисуса сиял во мне».
Идя за Христом, мы дойдем и до Гефсимании. Гефсимания — это место, где Христос пережил два тяжелых чувства: чувство одиночества и чувство смертельной скорби. Апостолы оставили Христа одного, а Его душа скорбела смертельно (Ев. Матф. 26, 38). На пути нашего следования за Христом нам не миновать Гефсимании, то есть дней и часов «смертельной скорби». И в такие дни и часы нам люди мало могут помочь. В дни и часы смертельной скорби мы должны идти за Христом до того места, где Он пал на лицо Свое и молился: «Отче Мой»! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Ев. Матф. 26, 39). В дни смертельной скорби, переживаемой нами, апостолы могут спать, но не спит и не дремлет наш Небесный Отец, — Он всегда готов утешить нас и помочь нам. Наша задача — взывать к Нему, следуя в этом примеру Христа.
И вот мы дошли до Голгофы. Конечно, в смысле искупления вины человечества, Голгофа только одна, и второй Голгофы не может быть. Но Голгофа в смысле отречения от себя, в смысле умирания для своего «я» и жизни для других может переживаться и нами. Дух Голгофы, дух распятого Христа, дух самоотречения мы должны впитывать в себя изо дня в день. И это — самое трудное, чего мы еще не достигли в нашей христианской жизни. «Дух Голгофы» — это то драгоценное сокровище, которое мы постоянно должны приобретать у подножия креста Голгофы. Апостол Павел постоянно стремился к приобретению духа Голгофы. Он говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19 — 20). Он пишет в 1 Кор. 15, 31: «Я каждый день умираю». И он призывает всех любящих Христа: «Умоляю вас, братия... представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Римл. 12, 1). Церковь Христа чтит мучеников, которые однажды положили свою жизнь за Христа. Но не менее прекрасны «мученики», которые каждый день умирают для себя, чтобы жить для Христа и своих ближних. И если мы хотим знать, что такое «дух Голгофы», то мы должны посмотреть на жизнь и служение апостола Павла. Прочтем 2 Кор. 11, 23 — 29: «Я... был в трудах, безмерно в ранах... в темницах и многократно при смерти... Три раза меня били палками, однажды камнями добивали... Много раз был в путешествиях... в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде... на стуже... у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах». Вот это и есть дух Голгофы, дух распятого и умершего за нас Христа, который должен жить и в нас.

ТРИ МАРИИ У КРЕСТА ГОЛГОФЫ

Ев. Иоан. 19, 25

«При кресте Иисуса стояли матерь Бго, и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Три Марии у креста Голгофы, и каждая из них о чем-то думала, взирая на страдания распятого Христа. Их мысли остаются неизвестными для нас, хотя мы можем себе представить, о чем они думали, стоя у креста Голгофы. И все же мы узнаем, о чем они думали на Голгофе, когда будем с ними ходить по золотым улицам нового Иерусалима. Но каковы будут наши мысли сегодня, когда мы займем наши места у подножия креста Голгофы? Наша первая мысль: как удивительно точно Бог исполнил пророчество о смерти Христа, причем о смерти Его именно на кресте. Где же в Библии мы имеем пророчество о кресте Голгофы? Это пророчество находится в Книге «Числа» 21, 8 — 9: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». В знакомой всем нам беседе с Никодимом Христос отнес это пророчество к Своему кресту на Голгофе. Он сказал Никодиму: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ев. Иоан. 3, 14 — 15).
Как же исполнилось это пророчество о кресте Голгофы? Когда мы рассматриваем земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа, то в Его жизни как будто ничто не предвозвещало креста Голгофы. В Галилее за Ним ходили толпы народа, и Он поучал их и исцелял их больных. Восхищенные Его чудесами, жители Галилеи решили даже однажды сделать Его царем. А Его последний вход в Иерусалим был таким торжественным, таким царственным, что если бы в этот день сказать Его ученикам, что их Учитель в этой торжественной обстановке идет на крест Голгофы, то это, наверное, вызвало бы на их лицах улыбку сомнения. Правда, Христос неоднократно говорил Своим ученикам, что Ему надлежит быть убиту, но как именно — об этом из Его слов нельзя было понять. Да и вообще ученики Христа мало вникали в слова своего Учителя о предстоящих Ему страданиях и смерти. Но в то время, как громкая осанна звучала на улицах Иерусалима, в сердцах членов синедриона зрела жгучая ненависть ко Христу. Источником этой небывалой ненависти была зависть. Ненависть ко Христу привела синедрион к ужасающему решению — покончить с Иисусом, пророком из Назарета. И Иерусалим, избивавший пророков неоднократно и камнями побивавший посланных к нему, готовился побить камнями еще одного пророка — Пророка всех пророков — Иисуса Христа. И синедрион побил бы Его камнями, как он побил первого мученика Церкви Христовой — Стефана, если бы не праздник Пасхи, который заставил фарисеев отвести Христа на римский суд Понтия Пилата. А римский суд к побиению камнями преступников не присуждал. У римлян было два рода казни: через распятие на кресте и через отсечение головы мечом. Причем распятие полагалось для разбойников и повстанцев. Фарисеи повели Христа к Понтию Пилату с обвинением в восстании против римского кесаря и вынудили его таким образом подписать приговор Христу к смерти через распятие на кресте. Если бы было выставлено преступление Христа другое, Он был бы умерщвлен мечом, как был умерщвлен апостол Павел. Таким удивительным путем осуществилось пророчество Библии о кресте Голгофы, и медный змей, как прообраз Христа, засиял на Голгофе в лице распятого за грехи мира Спасителя.
Вторая наша мысль у креста Голгофы: средний крест был предназначен для разбойника Вараввы, но его занял Христос. Обычай отпускать в дни праздника Пасхи одного ив узников мог бы привести к освобождению Пилатом Христа, но иудеи предпочли просить об освобождении разбойника Вараввы, и Христос очутился на кресте, предназначенном для Вараввы. Так осуществилось великое учение Библии о Христе, как нашем Заместителе на Голгофе, и о Его жертве, как заместительной жертве. Средний крест на Голгофе был предназначен не только для разбойника Вараввы; он был предназначен для каждого грешника и для каждой грешницы земли. Он был предназначен для меня и для тебя. Но Христос занял наше место и понес наказание за грехи каждого из нас. Со дня смерти Христа на Голгофе существует замечательное, очень простое, очень понятное для всех ищущих спасения грешников богословие, которое мы можем назвать «богословием Вараввы». Это богословие можно выразить четырьмя словами: «Христос умер вместо меня».
паша третья мысль у креста Голгофы: на Голгофе началось разделение человечества на две части — на принявших жертву Христа и на не принявших ее. Представителем принявших жертву Христа является покаявшийся разбойник. Представителем не принявших жертву Христа является непокаявшийся разбойник. Слава Богу: все любящие Христа составляют великий хор искупленных, принявших жертву Христа, и они поют радостную песню хвалы и благодарения своему Искупителю. Задача Церкви Христа: молиться горячо, чтобы как можно больше душ приняло жертву Голгофы и испытало счастье искупления и спасения.
Четвертая мысль: позор креста Голгофы привел к величайшей славе Христа. Распятие Христа имело целью — вырвать всякую веру в Него и у язычников и у иудеев. Цель распятия: сделать Христа «соблазном» для иудеев и «безумием» для эллинов. Оно должно было лишить Христа всякой славы и сделать Его, распятого, посмешищем для всего мира. Но Бог судил иначе: распятый на Голгофе Христос должен сиять самой ослепительной славой. И Он действительно сияет невыразимой славой. Голгофа, некогда погруженная в непроглядную тьму, полна теперь такой сияющей славы, что когда Савл, ненавидевший Христа, заглянул в эту славу Голгофы, — он решил ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2, 2). Так получилось и с каждым из нас: слава распятого за наши грехи Христа озарила нас таким светом, что все остальное поблекло для нас, и мы с ликованием в сердце повторяем слова псалмопевца Асафа: «С Тобою (Христос) ничего не хочу на земле» (Пс. 72, 25).

ХОДАТАЙСТВЕННАЯ МОЛИТВА ХРИСТА НА ГОЛГОФЕ

Ев. Лук. 23, 34

Самым мучительным моментом для Христа, распятого на Голгофе, был момент, когда в Его руки и ноги вбивались гвозди. Если укол булавки так чувствителен, то как же должно быть мучительно пробивание гвоздем ладони или ступни. И именно такое мучение выпало на долю нашего Господа Иисуса Христа. Именно после мучительнейшего акта пригвождения ко кресту раздается на Голгофе ходатайственная молитва распятого Спасителя: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Конечно, Христос прежде всего воззвал к Отцу о Прощении тех, кто вбивал в Его руки и ноги эти ужасные гвозди. Он имел в виду прежде всего воинов, действительно не знавших, кого они распинают в лице Иисуса Христа. Но нет сомнения, что Христос молился не только о прощении воинов. На раны на Своих руках и ногах Христос смотрел не только как на раны от гвоздей, но и как на раны, причиненные Ему грехом каждого человека, каждого грешника. Ведь это так и было: распял Христа наш грех; раны телу Христа и раны сердцу Христа нанес наш грех. А поэтому ходатайство Христа на Голгофе охватывает все человечество, всех грешников земли. С креста Своего Христос видел не только воинов, отложивших в сторону молотки, которыми только что забили гвозди в руки и ноги Его, но и каждого из нас с гвоздями греха, которыми мы пригвоздили Его ко кресту. В маленькое словечко в молитве Христа — «им» (прости «им») — входит весь мир, все человечество, все грешники и грешницы земли, я и ты, дорогой друг.
Прежде чем мы вникнем в глубокий духовный смысл этой ходатайственной молитвы Христа, мы должны сказать, что эта молитва является исполнением Нагорной проповеди на Голгофе. Мы знаем слова Христа в Его «нагорной» проповеди: «Я говорю вам: любите врагов ваших,, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Ев. Матф. 5, 44). Эта заповедь Христа о любви к врагам принадлежит к числу самых трудно выполнимых заповедей. Мы это все знаем по собственному опыту. Гораздо легче жить по закону: «Око за око, зуб за зуб» или по ветхозаветной заповеди: «Люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». Это мы тоже знаем по опыту нашей жизни. Но воля Христа, нашего Учителя и Спасителя, неизменна, и Он ждет исполнения Своей воли от всех Своих учеников и последователей. Где же те христиане, которые послушны этой трудной заповеди Христа? Врагов в жизни каждого человека много, но кто являет пример исполнения этой заповеди? Кто любит своих врагов? Кто благословляет проклинающих? Кто благотворит ненавидящим, и кто молится за своих обидчиков и гонителей? Где эти благословенные ученики Христа, у которых слова не расходятся с жизнью? Сколько прекрасных проповедей произносится в церквах, но как мало они проводятся в жизнь. Сколько учителей в мире, которые не живут так, как они учат. Но Христос жил так, как учил! Он — Учитель, у Которого учение и жизнь, слова и дела были в абсолютной гармонии. Молитва Христа на Голгофе за Своих врагов является исполнением Им Своей собственной заповеди о любви к врагам.
«Отче, прости им»... Как трудно искренне молиться так за распинающих нас своей злобой1 и ненавистью. Пожалуй, нет ничего труднее в нашей христианской жизни, как любить ненавидящих нас и молиться за них так, как молился Христос. Какой славный пример дан нам нашим распятым Спасителем на Голгофе — молиться за наших врагов и благотворить ненавидящим нас, искренне желая им прощения от Бога.
В чем же глубокий духовный смысл ходатайственной молитвы Христа на Голгофе? Молясь за Своих врагов, Христос говорил: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Разве распявшие Христа не знали, что они делают? Посмотрим на тех, кто приложил свои руки к распятию Христа. Начнем с Иуды Искариота, одного из двенадцати апостолов. Разве Иуда не знал, что он делает, предавая своего Учителя за тридцать сребреников? Возьмем синедрион, осудивший Христа на смерть. Разве первосвященники Каиафа, Анна и члены синедриона не знали, что о«и делают, вынося смертный приговор Христу? Возьмем Понтия Пилата, осудившего Христа на распятие. Разве Пилат не видел: во Христе Праведника, Кровь Которого он пытался смыть с своих рук? И, направляя Христа на распятие, разве он не знал, что он делал? Пожалуй, самые не знающие, что они делают, были воины, пригвоздившие Христа ко кресту. И нам хочется думать, что Христос молился на Голгофе именно за них. А если мы возьмем всех грешников мира, грехами своими распинавших Христа, — принадлежат они к числу тех, которые не знали, что делали? Мы стоим перед очень глубоким вопросом. И когда мы читаем некоторые места Евангелия, вопрос о ведении или неведении делающих грех становится еще глубже. Прочтем, например, Деян. Ап. 3, 13 — 17: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его; но вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человекоубийцу, а Начальника жизни убили... Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению». Мы бы с вами тут же сказали Петру: Петр, что ты говоришь, что духовные руководители народа иудейского, то есть первосвященники и священники, фарисеи и книжники, убили Иисуса по неведению; этого быть не может, — они знали, что делали. И все же Петр говорил эти слова не от себя, а будучи движим Духом Святым.
Прочтем другое место — 1 Тим. 1, 12 — 13: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который был прежде хулитель и гонитель, и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению». Если первосвященники и синедрион, вынесшие смертный приговор Христу,, поступили так со Христом по неведению; если Савл, человек по правде законной непорочный, гнал Церковь Христа по неведению, то кто же грешит по отношению Христа сознательно? Вот какой трудный вопрос перед нами.
Где же ответ на этот трудный вопрос? Более ясного ответа мы не найдем, как в словах Самого Иисуса Христа в Ев. Луки 12, 10: «Всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет». Вопрос заключается в том, кто действовал против Христа, зная Его только как «Сына Человеческого», как человека, хотя бы и праведного, и кто. действовал против Христа, зная, что Он — Сын Божий, что Он — Бог,, что Он действует силою Духа Святого. Поставим вопрос конкретно: знал Иуда-предатель Христа как Бота или только как Сына Человеческого? Знали вожди Израиля, вынося смертный приговор Христу в синедрионе, что они осуждают на смерть Сына Божия, или они видели в Нем только человека? Ведь когда Петр на вопрос Христа — за кого почитают они, ученики и апостолы, Христа, — ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого», то Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Ев. Матф. 16, 15 — 17). Спрашивается: а Иуде, а первосвященникам и членам синедриона, а Пилату было открыто Отцом Небесным, что Христос — Сын Бога Живого, что Христос — истинный Бог? О, кто из нас ответит на эти вопросы? Когда Савл гнал Христа и Его Церковь, имел ли он от Бога откровение, что он гонит своего Господа и Спасителя? Оказывается, такого откровения он не имел, так как он сам говорит, что гнал Христа и Его Церковь «по неведению», по незнанию, кого он гонит. И миллионы людей отвергают Христа по неведению. Значит ли это, что ненависть ко Христу может иметь оправдание? Если даже человек не знает Христа как Бога и Спасителя мира, но знает Его, подобно Пилату, как праведника, то он делает грех, враждуя против Христа. Пилат пришел к убеждению, что Христос — Праведник, и все же подписал Ему смертный приговор. Иуда знал своего Учителя как великого Праведника и все-таки предал Его за тридцать сребреников.
Молясь на Голгофском кресте за незнающих, Христос, вне сомнения, молился и о том, чтобы они познали Его как Бога и Спасителя. Молясь об их прощении, Христос знал, что это прощение — только в Его Крови, пролитой на Голгофе. Поэтому в ходатайственной молитве Христа на Голгофе заключена молитва, чтобы все грешники мира собрались вокруг Его креста, вокруг Источника Его Крови, и, осознав себя виновными в распятии Христа своим грехом, принесли покаяние и получили прощение и спасение через жертву умилостивления, принесенную Христом за них на кресте Голгофы. Вот единственный путь к прощению — и для Иуды, и для Каиафы, и для Пилата, и для всех миллионов грешников земли: прощение у креста Голгофы — через покаяние и принятие Христа как своего Искупителя; через очищение от греха в Крови Христа. Только о таком прощении мог молиться Христос на кресте Голгофы. И молитва Его в отношении миллионов прощенных Богом грешников была услышана, и еще будет услышана в отношении новых миллионов грешников.

РЕЗУЛЬТАТ ГОЛГОФЫ — ОТКРЫТОЕ НЕБО

Ев. Лук. 23, 43

В Послании к Ефесянам 3, 18 апостол Павел ставит перед детьми Божиими большую задачу: «Постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». В мои молодые годы я особенно любил песнь, которая начинается словами: «О, как стыдно дни те вспомнить, дни духовной слепоты». В этой песне мне особенно нравились слова: «Глубже всех морей глубоких, выше неба высоты к нам любовь Твоя, Господь мой. Весь сдаюсь я, умоляя быть ничем, чтоб всем был Ты». И теперь перед всеми нами, верующими, стоит вопрос: насколько глубоко постигли мы любовь Христову? В отношении познания любви Христовой мы можем находиться на разных ступенях, — говоря языком пророка Иезекииля, «по лодыжку», «по колено», «по поясницу», или погрузившись в поток (Иезек. 47, 3 — 5). Нужно ли говорить о том, что мы, верующие в Иисуса Христа, должны стремиться к самому глубокому познанию Его любви. Если бы какой-либо человек нашел Евангелие, но в нем недоставало бы страниц, описывающих страдания и смерть Христа, — спрашивается: мог бы он без этих страниц в своем Евангелии постигать, что широта и долгота и глубина и высота любви Христовой? Конечно, нет. Ибо Голгофа — это кульминация, это вершина любви Христовой. Сам Христос говорит о Голгофе как о вершине Своей любви. Прочтем его слова в Ев. Иоанна 15, 13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Конечно, на всем земном пути Христа сияет Его любовь. Все Его слова и дела полны любви. Очищенный Христом от лютой проказы прокаженный и очищенная от еще более ужасной проказы — проказы греха — Мария Магдалина, — разве это не трофеи любви Христовой. Разве не говорят о величайшей любви Христа Его слова в Ев. Луки 4, 18 — 19: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И это не слова мечтателя, это то, что Христос действительно делал, живя на нашей земле, как об этом мы читаем в Ев. Матф. 11, 4 — 5: «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». А в Деян. Ап. 10, 38 мы читаем: «И Он ходил, благотворя и исцеляя всех». Ореол небесной любви окружал нашего Господа Иисуса Христа на всем пути Его земной жизни. Но Голгофа — это вершина любви Христовой! И мы хорошо делаем, что стремимся к исследованию и познанию этой вершины.
Пережитое Христом на Голгофе нам, верующим, более или менее знакомо. Казнь на кресте была особенно мучительной казнью. Страдания Христа длились долго. Он испытывал мучительное жжение от ран на руках и ногах. Он висел под палящими лучами самого знойного солнца. Его мучила невыразимая жажда. Еще больше страдала Его душа. Стрелы злословия ранили ее. Он почувствовал Себя покинутым Богом. Он пил чашу гнева Божия, и возмездие за грехи всего мира всею своею тяжестью легло на Него. Он мог бы немного облегчить Свои страдания, приняв предложенный Ему перед распятием обезболивающий напиток; но Он отказался от него, желая перенести все страдания за нас, грешников, в полном сознании.
Мы любим стоять у подножия креста Голгофы. Мы хотим погружаться все глубже в страдания нашего Искупителя. Мы не хотим выпустить из вида ни одной подробности из того, что произошло на Голгофе. Мы с великой жаждой прослушали бы все проповеди, когда бы то ни было произнесенные на тему о Голгофе. С великим наслаждением мы прослушали бы все песни, все оратории, посвященные Голгофе. С великим умилением мы смотрели бы на все картины, написанные художниками всего мира и изображающие нашего страдающего на кресте Спасителя. И если бы можно было, мы прочли бы все книги, все брошюры и все статьи, описывающие Голгофу и страдания нашего Господа там. Я лично предпочел бы особенно картину из книги Джона Буньяна: «Путешествие пилигрима в небесную страну» — картину, на которой художником изображен покинувший только что город разрушения пилигрим, взирающий на крест Голгофы, и в этот момент с его плеч падает тяжелый мешок — ноша его грехов. Ведь это то, что мы все испытали, взирая с верою на распятого за наши грехи Спасителя. Да, сердца наши полны жажды познать вершину любви Христовой.
Но в чем же сущность этой вершины любви Христа? В чем результат Голгофы? В открытии закрытого для грешников неба! Слова Христа, обращенные к разбойнику на Голгофе, говорят об этом самом радостном для нас результате Голгофы. Что говорит Христос разбойнику? «Истинно, истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». Эти слова Христа принадлежат к числу самых ободряющих слов Евангелия. И то, что они были оказаны не праведнику великому, а разбойнику, — это делает их еще более ободряющими.
Среди тьмы Голгофской скорби мы видим картину, полную самого яркого солнечного света, — это небо, открытое для разбойника. Но оно открыто и для всех других грешников земли. Открытое для нас небо — этот благословенный результат Голгофы, это драгоценное приобретение умершего за нас Христа — мы, может быть, еще недостаточно оценили. Но мы поймем значение открытого на Голгофе для нас, грешников, неба особенно хорошо тогда, когда будем находиться на пороге вечности. Один умирающий философ сказал окружающим его смертный одр людям: «Друзья! Я собираюсь сделать прыжок в неизвестное!» Но разбойник на Голгофе сказал бы другое: я собираюсь сделать прыжок в открытое для меня Христом небо, в рай к моему Спасителю! Имел он право так сказать? Да, имел, поскольку распятый Христос Сам открыл перед ним небо.
Да, Голгофа означает открытое для всех нас небо. И смерть омытых Кровью Христа грешников не является «прыжком в неизвестное», но, наоборот, — спокойным переходом в небо, в Отчий дом, в пронзенные на Голгофе руки Христа.

ГРЕХ МИРА ПРИВЕЛ ХРИСТА НА ГОЛГОФУ

Ис. 53, 6

«Господь возложил на Него грехи всех нас». Нас может интересовать вопрос: в какой день или в какое время совершилось возложение грехов всех нас на Господа нашего Иисуса Христа? Ответом на этот вопрос могут быть слова в Откр. 13, 8, где говорится об «Агнце, закланном от создания мира». Христос стал предназначенным для спасения мира Агнцем после сотворения первых людей — Адама и Евы, которые впали в грех. Грех требовал искупления, а искупление требовало Искупителя, но такого Искупителя, который был бы абсолютно безгрешным. Таким Искупителем мог стать только безгрешный Христос путем взятия на Себя греха всего мира. Вот почему, как только появился на земле грех, по великой премудрости и безграничной любви Божьей, плечи Христа были предназначены, чтобы на них возложить грехи всех нас.
И вот перед нами Христос, обремененный грехом всего мира. Это значит, что добровольно, из любви к нам, Он сделал Себя величайшим грешником мира — со всеми вытекающими из такого положения последствиями. А последствия эти были невыразимо тяжелыми для нашего Господа Иисуса Христа. Последствиями того, что Христос взял грехи всех нас на Себя, были неописуемые страдания Его плоти, Его души и, наконец, Его смерть.
Вот перед нами Христос, лежащий ниц в Гефсимании. Он покрыт кровавым лотом. Что придавило Его так низко к земле? Что вызвало у Него такой необыкновенный пот? Ответ на этот вопрос только один: бремя, невыносимое бремя грехов всего мира!
Вот перед нами Христос, приведенный на суд синедриона. Он утомлен бессонной ночью... Он обессилен кровавым потом... Ему плюют в лицо... Его ударяют по ланитам... Ему выносят смертный приговор... За что все это? Ведь Он не знает никакого греха, ни малейшего порока. Да, это так, но Он взял на Себя грех мира и несет теперь все последствия этого.
Вот перед нами Христос на суде Понтия Пилата. Пилат хочет отпустить Христа и предлагает иудеям выбор: Христа или Варавву. Он уверен, что народ предпочтет освободить Христа. Но, о ужас народ, предпочел Варавву! Как — разбойника Варавву, а не безгрешного, абсолютно непорочного Христа? Да, Христос абсолютно безгрешен, но на Нем весь грех мира! У Вараввы только свой грех, а на Христе — грехи всего человечества.
Пилат велит бить Иисуса. Удар за ударом обрушиваются на нашего Господа Иисуса Христа. Он весь истерзан... Его лицо в крови от ран на голове, причиненных длинными шипами тернового венца. «Се, Человек!» — говорит Пилат, показывая на истерзанного Христа. И снова перед нами вопрос: за что все это мучение? И безмолвный ответ Христа гласит: за грех всего мира, который Я взял на Себя!
Вот перед нами Христос, падающий под тяжестью креста на пути на Голгофу. Но это не только тяжесть дерева, из которого сделан крест. Это ноша, под которой сгибается Христос, идущий на Голгофу,
более тяжелая. Это не люди возложили на Него такую тяжесть, а Господь возложил на Него грехи всех нас! Вот под какой тяжестью падает Христос на пути на Голгофу. Под этой же тяжестью Он пал ниц и в Гефсимании.
И, наконец, перед нами Христос, приведенный на Голгофу. Его пригвождают ко кресту, то есть вонзают в Его руки и ноги большие гвозди. К ранам, причиненным безгрешному Агнцу у Понтия Пилата, прибавляются еще эти раны — раны от гвоздей. И когда мы стоим в недоумении перед этими многими ранами распятого Христа, до нас доносятся слова пророка Исайи: «Он изъязвлен за грехи наши» (Ис. 53, 5).
Христа распяли посреди двух злодеев. И в наших сердцах снова вопрос: почему это так? Неужели распинавшие Христа серьезно думали, что Он главный злодей? Но и на этот вопрос мы имеем ясный ответ: «Он был причтен к злодеям» (Ис. 53, 12). Оба разбойника несли наказание за свои преступления, а Христос нес наказание за преступления всех грешников мира. Вот почему Он оказался на центральном кресте на Голгофе.
Мы слышим на Голгофе потрясающий сердце возглас Христа: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Ев. Матф. 27, 46). Нам трудно понять этот возглас Христа. Ведь Христос был самым верным исполнителем воли Божией. Евангелие говорит, что Он был послушен «даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп. 2, 8). И вдруг, в последние часы жизни Его оставляет Бог. Как это могло быть? Но и это становится понятным, когда мы знаем, что непослушание всех нас Богу Он взял на Себя и таким образом сделался перед Богом как бы величайшим нарушителем воли Божией. Таким образом, причиной и этого самого глубокого страдания Христа на Голгофе был наш грех, и именно наш грех.
И, наконец, мы видим на Голгофе Христа умершим. Его глава склонена на грудь; Его сердце перестало биться. Тот, Кто так торжественно провозгласил: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ев. Иоан. 14, 6), — висит на кресте без дыхания. Жизнь мира, жизнь человечества, жизнь моя и твоя подверглась смерти! Да, это так! Но это было необходимо для нашего спасения от вечного ада. Смерть Христа — это не просто смерть, свойственная каждому человеку. Смерть Христа — это смерть за наши грехи, дабы нам получить вечную жизнь со Христом.
Если единственной причиной всех невыразимых страданий Христа и Его позорной смерти на Голгофском кресте является наш грех, то с какой молитвой должны мы стоять у подножия креста Христова? Мне кажется, этой молитвой должна быть молитва: «Спаситель мой, помоги мне всей душой ненавидеть грех, который привел Тебя на Голгофу, и дай мне всем сердцем любить Тебя, искупившего мою вину Своим страданием и смертью на Голгофе».