Выход

ОСАННА

 

Беря человеческую природу нашего Спасителя Иисуса Христа, пророк Исайя рисует Его внешний образ такими словами: «Нет в Нем ни вида, ни величия» (Ис. 53, 2). И все же Его внутренняя слава и Его божественное величие проявлялись в Его земной жизни на каждом шагу. Эта божественная слава сияла в Его словах, в Его учении; она сияла в Его делах, в Его чудесах. Но особенно ярко была явлена Его божественная слава в двух событиях: в Его преображении на Фаворе и во время Его последнего входа в Иерусалим. Слава Христа на Фаворе была явлена только трем апостолам — Иоанну, Петру и Иакову. Слава Христа на пути в Иерусалим была явлена тысячам людей.

В чем была явлена слава Христа при Его последнем входе в Иерусалим? Если смотреть на внешнюю сторону этого события, то можно сказать, что слава Христа проявилась в великой чести, оказанной Ему народом, шедшим в Иерусалим на праздник Пасхи. Каким же образом была оказана народом честь Христу? Во-первых, путь Христа был выстлан необыкновенным ковром: одеждами сопровождавших людей. Во-вторых, необычайные знамена реяли в воздухе: это были тысячи пальмовых ветвей в руках восторженных людей. И, наконец, раздавалось мощное пение ликующего народа — пение во славу Христа: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне... осанна в вышних!»

Итак: ковер из людских одежд, тысячи пальмовых ветвей в воздухе, торжественные звуки «осанны»! Какая слава, какое величие, какая честь на пути Христа в Иерусалим! И все это за несколько дней до Его глубочайшего уничижения.

Но на пути Христа в Иерусалим мы видим нечто более славное, чем ковер из одежд, или тысячи пальмовых ветвей, или радостное пение «осанны». Что же это такое? Это люди, испытавшие на себе силу Христа! Здесь, на пути Его в Иерусалим, собрались все, которым Христос так или иначе явил Свою любовь и исцеляющую или спасающую силу. Торжественный вход Христа в Иерусалим — это как бы итог Его благодатной жизни и славного служения на земле. Это как бы сумма всех Его дел любви. Каждая душа в этой громадной толпе народа являлась как бы памятником милосердия Христа. Здесь, на пути Христа в Иерусалим, можно было бы повторить слова, которые Он просил передать Своему предтече Иоанну: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Ев. Матф. 11, 5). Вот эти исцеленные силою Христа слепые, хромые, прокаженные и глухие — все они собраны здесь, на пути Его в Иерусалим, и из их уст и звучит главным образом хвалебная «осанна» Христу. И, может быть, громче всех пел Лазарь, которого Христос воскресил из мертвых, когда от него уже исходил запах тления. Воскрешенный Христом Лазарь сделался достопримечательностью всей Палестины.

Но не только исцеленные от физических болезней или воскрешенные из физического тления были славою Христа на пути в Иерусалим. Еще большей славой Христа были души, возрожденные Его силой к новой жизни. Вспомним хотя бы Марию Магдалину или Закхея. Из какой пропасти греха извлекла их рука Христа. Чудеса возрождения грешников — это самые славные чудеса Христа. Начало новой жизни во Христе вызывает из наших сердец самую радостную «осанну».

Мы, верующие, все на пути в Иерусалим, который в Евангелии называется «новым Иерусалимом» (Откр. 21, 2). Окружая нашего Спасителя многомиллионным сонмом спасенных, мы шествуем с Ним к «новому Иерусалиму». «Новый Иерусалим» — это конечная станция всего нашего долгого странствования. Это тот «Дом Отца», о котором говорил Христос на Тайной Вечере накануне Своей смерти на кресте. «Новый Иерусалим» — это тот город, о котором в Откровении Иоанна сказано, что он «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божья осветила его, и светильник его — Агнец, и где не будет ночи» (Откров. 21, 23 — 25). Вот к этому неописуемой красоты и радости месту мы на пути. И мы идем туда с нашим Искупителем Христом. Только раны и Кровь Христа, пролитая на Голгофе, откроют для искупленного человечества «двенадцать ворот» этого чудесного города.

И вот мы на пути туда. Тот, Которому при последнем входе в земной Иерусалим устилали путь коврами из одежд; Тот, Которого приветствовали тысячи пальмовых ветвей; Тот, Которому Его друзья пели хвалебную песнь «осанны», — устлал наш путь в небесный Иерусалим цветами, которые называются розами. Почему я говорю «розами»? Потому, что роза состоит из душистых цветов и колючих терний. Таков наш путь в «новый Иерусалим» — цветы и тернии, радости и скорби. Только в «новом Иерусалиме» будут отерты все наши слезы. И Он вложит в уста наши «новую песнь» — хвалу Богу нашему, как сказано в Псалме 39,4. Песни, которые мы поем, песни, которые поют наши хоры, — это тоже новые песни, песни хвалы Богу нашему. Это наши «осанны»! Но пусть эти «осанны» звучат в нашем следовании за Христом не только тогда, когда наши ноги ступают по мягким и душистым цветам, но и тогда, когда наши ноги больно ранят колючие тернии. Апостол Павел был таким благословенным певцом. Он пишет коринфянам: «нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6, 10). Его жизнь была непрестанной «осанной»! Мы можем не сомневаться, что его последний вздох на эшафоте в Риме был тоже «осанной», то есть песнью хвалы Богу. Пусть будет наш путь в «новый Иерусалим» путем славы Христу!

Жизнь Христа Иисуса, как она описана в четырех Евангелиях, — это широчайший и глубочайший океан духовных наставлений. Из Его земной жизни мы празднуем из года в год следующие события: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Тайную Вечерю, Смерть, Воскресение и Вознесение. Каждый из этих евангельских праздников полон благословеннейших наставлений для нас, верующих. Полон наставлений и праздник входа Господня в Иерусалим. Некоторые из празднуемых нами событий из жизни Христа предсказаны в Ветхом Завете. Такими событиями, предсказанными в Ветхом Завете, являются: Благовещение, Рождество, Вход в Иерусалим, Смерть Христа и Воскресение. О последнем входе Христа в Иерусалим мы читаем в Книге пророка Захарии 9, 9; «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».

Посмотрим, как исполнилось это пророчество Захарии в дни Иисуса Христа. Христос имел друзей, явных и тайных, по всей Палестине, то есть и в Галилее, и в Самарии, и в Иудее. Христос, обнищавший ради нас, не имевший никакой собственности, даже Своего крова над головой, был зависим от любви и заботы Своих явных и тайных друзей. У них Он находил кров и ночлег, как, например, у тещи Петра в Капернауме «ли у Марии, Марфы и Лазаря в Вифании. Материально Его поддерживали Мария Магдалина, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и другие ученицы Его. Дом для празднования последней Пасхи предоставил Ему, вне сомнения, Его тайный друг и ученик Никодим. Гроб для погребения Его тела был предоставлен другим Его тайным другом и учеником — Иосифом из Аримафеи.

Для исполнения пророчества Захарии безымянный друг Христа из селения Виффагии предоставляет в Его распоряжение своего молодого осла, на которого никто из людей еще не садился (Ев. Луки 19,30). Мы должны знать, что осел в Палестине совсем не являлся таким жалким животным, каким он считается в западных странах. Цари израильские и иудейские часто именно на ослах совершали свои парадные путешествия. Мы должны также знать, что эти животные в Палестине были больше и грациознее наших ослов. Мы можем не сомневаться, что молодой осел друга Христа в Виффагии был таким солидным и грациозным животным, и Христос, въезжавший на нем в. Иерусалим, производил, без сомнения, впечатление Царя-Мессии; иначе бы торжественный вход Христа в Иерусалим потерял свое значение.

Почему Христос допустил такой царственный вход в Иерусалим? Ведь Он всегда избегал подобного рода чести и славы. Пророчество Захарии объясняет нам причину торжественного входа Христа в Иерусалим. Это пророчество гласит: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе». Дщери Сиона, дщери Иерусалима должна быть дана последняя возможность признать во Христе своего Царя-Мессию и присоединить свой голос к ликующим голосам галилеян, «прославлявшим Бога за все чудеса, какие видели они» (Ев. Луки 19, 37). Но как встретила дщерь Сиона, дщерь Иерусалима, то есть Иудея, Христа-Мессию? Где ее радость, где ее ликование, где ее торжество? Представители Иудеи говорят Христу: «Учитель! запрети ученикам Твоим!» (Ев. Луки 19, 39).

За триста лет до торжественного входа Христа в Иерусалим в этот же город торжественно въезжал великий греческий полководец и завоеватель — Александр Македонский, о котором говорит и апокрифическая книга — Первая книга Маккавейская. О, с каким почетом он был встречен дщерью Сиона, дщерью Иерусалима!

Но как холодно встретил Иерусалим своего Мессию. Ему были неприятны псалмы и славословия в честь Христа. Его раздражала громогласная «осанна» Сыну Давидову. «Учитель! запрети ученикам Твоим!» — просят Христа духовные вожди Иудеи; в ответ они слышат слова Христа: «Если они умолкнут, то камни возопиют».

Событие, которое мы называем торжественным входом Христа в Иерусалим, богато не только пением, ликованием и криками «осанна». Мы читаем в Евангелии: «И когда приблизился к городу, то смотря на него, заплакал о нем». Есть особенно близкий к оригиналу перевод Нового Завета, и в нем сказано, что Христос «громко заплакал» о Иерусалиме. Громкий плач называется рыданием. У гроба Лазаря «Иисус прослезился» (Ев. Иоан. И, 35). Это была тихая грусть по-умершем. Но здесь в этой ликующей толпе Христос рыдает.

Вникнем в тайну Его слез. Евангелие говорит ясно о причине слез Христа: «заплакал о нем», об Иерусалиме, которого ожидала величайшая трагедия .полного разрушения его римскими войсками. Сквозь крики приветствия и ликования Христос слышит крики злобы: «Распни Его! Распни Его!» Он слышит ужаснейшие слова иудеев: «Кровь Его на нас и на детях наших»! Он видит город и святыню Израиля — храм в развалинах. И тысячи крестов, воздвигнутых римлянами вокруг города с распятыми на «их телами иудеев. Он видит Пасху 70 года, когда весь этот ужас обрушится на Иерусалим. И до сего дня сожженный и разрушенный храм не восстановлен.

Но мы еще лучше поймем слезы Христа на пути в Иерусалим, если проследим историю слез и крови иудейского народа на протяжении всех веков, прошедших после разрушения храма. Вот эта история слез и крови иудейского народа была также причиной плача и рыдания Христа среди ликующей осанны.

Сквозь рыдания Христа мы слышим Его слова: «О, если бы ты хотя е сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» Духовные вожди иудейского народа хорошо знали Писание. Они знали прекрасно и пророчество Захарии о Царе Иудейском — Мессии, Который въедет в Иерусалим, сидя на молодом осле. И вот перед ними картина, Нарисованная пророком Захарией. Неоднократно бывал Христос в Иерусалиме, и каждый раз Он говорил иудеям о Себе, как о Мессии. А теперь Он идет к ним в том виде, в каком Он изображен в пророчестве Захарии: сидя на молодом осле. Никогда не приходил Он в таком виде в Иерусалим.

Именно в этот день Христос протянул Иерусалиму особенно явственно Свою божественную руку, призывая его к миру с Богом. Но Иерусалим и в этот день не узнал времени посещения своего Мессией. И вместо того чтобы увидеть во Христе, въезжающем в Иерусалим на молодом осле, Того, о Ком пророчествовал Захария, — он через несколько дней предал Его Понтию Пилату на распятие.

Пусть сегодня, в день воспоминания торжественного входа Христа в Иерусалим, среди одежд на пути Его будут и наши одежды; пусть среди бесчисленных пальмовых ветвей будут и наши пальмы; пусть среди хвалебных Псалмов Иисусу звучат и наши славословия. Пусть звучит наша громкая «осанна» Христу за все чудеса, которые Он совершил в жизни каждого из нас. И особенно за величайшее чудо любви, явленное Им на Голгофе в деле нашего спасения и примирения с Богом.

Вход нашего Господа Иисуса Христа в Иерусалим — это совершенно особое событие в Его земной жизни. Над всей жизнью Христа можно было бы поставить надпись со словами: «Не воспрекословит, не возопиет и никто не услышит на улицах голоса Его». Такай образ тихого, незаметного Христа дан Духом Святым через пророка Исайю. Такой образ Христа мы видим и на страницах Евангелия. Христос предпочел жизнь в тихой Галилее, вместо шумной и пышной в религиозном отношении Иудеи, и, совершая Свои великие дела, Он запрещал людям говорить о них. Хорошо говорится об этом желании Христа быть неприметным в Ев. Матф. 12, 15 — 16: «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех, и запретил им объявлять о Нем».

Но в вербное воскресенье мы видим совершенно другой образ Христа: Христос вышел как бы из тишины и неприметности и привлек к Себе внимание тысяч людей. Мы читаем в Ев. Матф. 21, 10: «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?»

Рассматривая эту удивительно прекрасную картину торжественного входа нашего Господа в Иерусалим, мы прежде всего должны сказать, что это событие является точным исполнением пророчества Захарии. Пророчества Библии — это самое яркое доказательство ее божественности, ее богодухновенности. Задача всех детей Божьих — изучать эти пророчества и внимательно следить за их исполнением. Ветхозаветное пророчество гласило: «Се, дева во чреве приймет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). В день Благовещения мы видим исполнение этого пророчества.

Ветхозаветное пророчество гласило о нашем Спасителе: «...и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12). В страстную пятницу это пророчество .исполнилось буквально: Христос был распят посреди двух злодеев. Ветхозаветное пророчество гласило: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53, 9). В саду Иосифа Аримафейского исполнилось и это пророчество. Так исполнялись и исполняются одно пророчество Библии за другим, показывая этим всему миру богодухновенность Писания.

Но Библия содержит множество пророчеств, которые относятся ко второму пришествию Христа. Пророчества, которые .предвозвещали пришествие Христа на землю для совершения нашего спасения, исполнились в точности. Голгофа является доказательством совершенного Христом спасения. Исполнятся и пророчества, относящиеся ко второму пришествию Христа на землю в небесной славе Царя царей и Господа господствующих. Новое небо « новая земля будут ярким свидетельством исполнения и этих пророчеств.

Но почему вышел Христос из Своей галилейской «тишины» и «неприметности» и вошел в Иерусалим с таким торжеством и громогласной «осанной»? Он вошел в этот священный город в последний раз, « вошел в него с определенной целью: пострадать и умереть за грехи мира. Голгофа должна была сделаться центральной точкой земли и величайшим делом из всех дел Христа. Чтобы Голгофская жертва Христа приобрела такое центральное значение, Агнец Божий должен был быть заклан перед лицом всего Иерусалима, всего иудейского народа, — чтобы весть о кресте Голгофы разнеслась по всему миру еще до того, когда было написано первое Евангелие — Евангелие от Марка. Последний вход Христа в Иерусалим в таком торжественном виде привлек к Нему внимание всего Иерусалима и всех тысяч людей, собравшихся в нем для празднования Пасхи. Этот же торжественный вход Христа в Иерусалим стал причиною того, что и на Голгофе собралось великое множество народа, которые стали свидетелями страданий и смерти Христа и из которых многие, уходя с Голгофы, били себя в грудь — в сокрушении и сознании своей вины перед Богом. Это были первые признаки духовного пробуждения, за которым последовала великая духовная жатва дня Пятидесятницы.

Событие, которое празднует Церковь Христа в вербное воскресенье, показывает нам Христа как сердцеведца и как знающего все. Это видно из слов Христа: «Пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязавши его, приведите; и если кто спросит вас: «зачем отвязываете?» скажите ему так: «он надобен Господу». Посланные пошли и нашли, как Он сказал им» (Ев. Луки 19, 30 — 32). О знании Христом всего, что совершается в мире и в каждом отдельном человеческом сердце, говорится во многих местах Евангелия. Эта истина, что Христос знает все и что перед Ним не скрыт »и один уголок нашего сердца, может одних из нас радовать, других страшить. Это зависит от того, каково наше отношение ко Христу. Апостол Петр, отрекшись, не бежал и не скрывался от своего всезнающего Учителя, потому что он продолжал любить Его. И на берегу Галилейского моря, смотря в очи своему воскресшему Господу, Петр, в полном сознании, что перед ним сердцеведец Иисус, говорит радостно: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ев. Иоан. 21, 17). Будем заботиться, чтобы сердце наше любило Христа. Быть на земле абсолютно совершенными — это никому не дано. Но любить Христа первой любовью, то есть максимальной любовью, — это достижимо для всех детей Господних. Видит ли такую любовь сердцеведец Христос в сердце каждого из нас?

С чудной картиной торжественного входа Христа в Иерусалим неразрывно связаны слезы нашего Господа над Иерусалимом, над нежеланием его обратиться к своему Мессии и Спасителю. Слезы Христа на пути в Иерусалим порождают в наших сердцах очень большой вопрос: Христос плакал над ожесточением Иерусалима, но почему Он не обратил жителей его «а путь спасения? Христос плачет и сегодня о всех грешниках, не покоряющихся Его истине. Но почему Он, всемогущий, плача о них, не покорит их Себе? Ответ на этот вопрос только один: в Царствии Божьем нет покорения, нет давления, нет насилия над волей человека. Наоборот: в Царстве Божьем царит закон доброй воли: отдача сердца Христу совершается исключительно добровольно; следование за Христом происходит только добровольно; и наше служение Христу является делом исключительно доброй волк.

На пути нашего следования за Христом мы все снова и снова слышим вопрос Его, обращенный к нам: «Не хотите ли вы отойти, покинуть Меня?» Этот вопрос Христа должен побуждать нас к самоиспытанию: как мы идем за Христом — под давлением страха погибели или совершенно добровольно, лишь из любви к Нему?

Обратим теперь наше внимание на славословие, которое раздавалось в честь Христа при Его входе в Иерусалим. «Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» — звучало из уст множества испытавших на себе любовь и силу Христа. Благодарное сердце не может молчать. Оно пользуется каждой возможностью прославить своего Спасителя Христа. Мы все должны признаться, что у нас мало славословия, мало чувства хвалы и слов благодарения. И это потому, что мы мало взираем на Христа, на Его славные дела в нас и вокруг нас.

Посмотрим еще раз, как Евангелие описывает последний путь Христа в Иерусалим. Этот путь начинается словами Христа, которые мы читаем в Ев. Луки 18, 31 — 34: «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное через пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного».

На пути Христа в Иерусалим были события, о которых нельзя не вспомнить в так называемое «вербное воскресенье». Путь Христа в Иерусалим шел через Иерихон, Вифанию и Виффагию.

Что же произошло в Иерихоне? Там произошло два чуда, сотворенных Христом: одно было чудом физическим, другое — чудом духовным. Чудом физическим было исцеление Христом слепого Вартимея. Чудом духовным было обращение ко Христу начальника мытарей — Закхея. Первые звуки «осанны» были вызваны этими двумя чудесами Христа, как мы читаем в Ев. Луки 18, 43: «И весь народ, видя это, воздал хвалу Боту».

В Вифании Мария совершила помазание Христа, зная, что Он идет в, Иерусалим, чтобы умереть (Ев. Иоан. 12, 3). И здесь же, в Вифании, собралось великое множество иудеев, чтобы посмотреть на Того, Который воскресил Лазаря.

В Виффагию Христос послал двух учеников Своих, чтобы привести Ему ослицу и молодого осла, во исполнение великого пророчества Захарии.

На пути Христа в Иерусалим вы видим Его до Вифании тихим незаметным путником с группой Своих апостолов. От Вифании до Иерусалима мы видим триумфальное торжественное шествие Христа, величие которого трудно описать словами. Он грядет в Иерусалим, как Царь и Мессия! Никто в Иерусалиме не ожидал такого торжественного входа Христа: ни друзья Его, ни враги. Наоборот, все думали, что Его будет трудно найти в многотысячной толпе пилигримов, как мы читаем об этом в Ев. Иоанна 11, 55 — 57: «Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим... тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять его». Но искать Христа не надо: Он входит в Иерусалим торжественно и открыто. Впереди Него — тысячи людей, и позади Него — тысячи людей! Понтий Пилат смотрит на это необыкновенное зрелище, но оно не пугает его. «Царь» «а осленке и пальмовые ветви в руках толпы его не страшат, и поэтому воины его не вмешиваются в это торжественное шествие.

Христос направился в храм. Там приносились жертвы на жертвеннике. Скоро их заменит одна жертва — жертва Голгофы. И Христос видит картину, которая изображена в Откров. 7, 9: «...и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих». Нет сомнения, что перед взором Христа стоял новый Иерусалим с бесчисленными сонмами искупленных Его Кровью душ; новый Иерусалим, наполненный звуками небесной «осанны», воспеваемой спасенными. Новый Иерусалим, как плод Голгофы, озарял, вне сомнения, путь Христа на Голгофу, и Он шел на страдания и смерть, вдохновляемый «осанной» искупленных.

Сегодня перед нами развеваются пальмовые ветви: на улицах земного Иерусалима и на улицах небесного Иерусалима. И нам вспоминается сравнение праведника с пальмой, которое мы находим в Псалме 91, 13: «Праведник цветет, как пальма». Поэтому пусть на пути Христа в Иерусалим нас не только радует «осанна» ликующей толпы с пальмовыми ветвями в руках, но и преподаст нашим сердцам полезные уроки это удивительное растение, именуемое пальмою. Знаменитый шведский ботаник Карл Линней назвал пальму «царицей растений». И это поистине так. Пальма — символ победы. Победителям в древности вручались пальмовые ветви. Христос делает нашу жизнь жизнью победы над грехом, печалями и смертью. Пальма — символ полезности. От корня до верхушки она вся идет на пользу людям. Она питает, одевает, лечит и согревает людей. Христос делает нашу жизнь полезной. Он делает нас «солью» и «светом» для окружающего нас мира. Пальмовые ветви были отданы для прославления Христа. Лучшего употребления этого дерева нельзя было найти. И лучшее, что мы можем сделать с нашей жизнью, — это отдать ее для прославления Христа.

Итак, мы проследили последний путь Христа до Иерусалима. Но торжественное шествие Христа Иерусалимом не кончается. Оно продолжается... оно идет через Голгофу, через Его страдания и смерть, через Его вознесение в славу небес, и закончится Его славным вторым пришествием, о котором Христос так торжественно провозгласил в Синедрионе: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Ев. Матф. 26, 64).

В день славного пришествия Христа на нашу землю вселенная и человечество будут наполнены звуками неописуемой «осанны», которую воспоют бесчисленные сонмы ангелов, с одной стороны, и бесчисленные сонмы искупленных Кровью Голгофы душ, с другой стороны. Вспомним слова одной нашей евангельской песни, в которой говорится о дне второго пришествия Христа на нашу землю: «Да, великий день венчанья со временем придет, и небесный свет сиянья Господнего блеснет. О, какое ликованье дождавшимся сердцам, ибо воцарится их Спаситель Сам!»

Будем готовы к этому славному дню, чтобы быть участниками великого ликования и великой «осанны» в честь нашего Искупителя!