ГОЛГОФА Хор злословия на
Голгофе Ев. Мтф. 27, 33 — 44 «Пришедши на
место, называемое Голгофа, что значит: «лобное
место»... В немецком переводе Евангелия
Голгофа называется «черепным местом». Холм,
на котором был распят Спаситель мира, имел,
вероятно, вид черепа. Это было место,
предназначенное для казни преступников,
причем для казни через распятие. Иудеи не
пользовались этим местом для казни своих
преступников, поскольку они побивали их
камнями. Голгофой пользовались только
римские власти в Палестине. Вот почему
Голгофа была особенно ненавистна иудеям. Римский род казни
через распятие был для иудеев равносилен
проклятию Божьему в отношении распинаемого,
ибо закон Моисеев гласил: «Проклят пред
Богом всякий повешенный на дереве» (Второзак.
21, 23). Фарисеям и книжникам Христос был
ненавистен даже тогда, когда Он учил о
Царствии Божьем, и как же Он стал ненавистен
им, когда Он повис на кресте на Голгофе! Эту
ненависть мы видим во всей силе у подножия
Голгофского креста. «Дали Ему пить уксуса,
смешанного с желчью; и отведав, не хотел
пить». Всем распинаемым давался особый,
притупляющий боль напиток — своего рода
морфий того времени. С этого дела
начиналось всякое распятие. Но Христос не
захотел пить. Он должен пострадать и
умереть за наши грехи в полном сознании и
без малейшего притупления чувств. Почему наш путь в
небесный Ханаан идет через столько скорбей
и страданий? Потому что скорби и страдания
— это школа для нашего внутреннего
человека. Скорби и страдания — это
университет для нашей души. Путь к
духовному росту и совершенству идет именно
через скорби и страдания. «Там распяли Его»
(Ев. Иоан. 19, 18). Три только слова, но они
должны сказать нашему сердцу о целом
бездонном море страданий Христа. Через Его
руки и ноги прошли большие гвозди, следы от
которых мы будем созерцать во веки веков в
новом Иерусалиме. На этих гвоздях Он висел
целых шесть часов. Колотые раны на Его руках
и ногах превратились в рваные раны. И все
это страдание — без какого бы то ни было
морфия. А страдания Его
души? О, кто измерит или поймет их в полноте?
Раскаленные стрелы пронзали Его сердце —
стрелы поношения и злословия. Всем
умирающим создают тишину... Говорят у их
одров шепотом... и как можно меньше... А
Христос как умирал? Никто не заботился о
создании тишины на Голгофе. Наоборот, на
Голгофе царил невероятный шум... Говорили не
шепотом, а кричали! Кто же там так
кричал? Евангелие проводит перед нами всех
кричавших на Голгофе. Во-первых, это
вереница проходящих, из пустого
любопытства пришедших на Голгофу.
Евангелие говорит, что они злословили
распятого Христа словами: «Разрушающий
храм и в три дня созидающий! спаси Себя
Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста!»
Кричали первосвященники, книжники и
фарисеи, и из их уст раздавались слова: «Других
спасал, а Себя Самого не может спасти!»
Раздавались крики поношения вначале и из
уст обоих разбойников, а потом кричал
только один из них: «Если Ты Христос, спаси
себя и нас!» Кричали и воины, ругаясь над Ним:
«Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого!»
(Ев. Луки 23, 36 — 37). Какое море ненависти к
нашему Господу на Голгофе! А что делает
Христос? Он слышит каждое слово в этом
ужасном хоре поношения. И Он мог бы ответить,
так ответить, что гора Голгофа сотряслась
бы так же, как сотряслась некогда гора Синай
от славы и могущества Божья. Но Он молчал,
как написано в Ис. 53, 7: «Он не отверзал уст
Своих». Если внимательно
прислушаться к крикам на Голгофе, то можно
заметить повторение одних и тех же слов: «Спаси
Себя! Пусть сойдет с креста! Спаси Себя и нас!
Спаси Себя Самого!» И это повторение одних и
тех же слов не случайно: в этих словах —
последнее искушение Христа диаволом. Вся
жизнь Иисуса на земле — это длинная цепь
искушений от диавола. И враг наших душ
пришел и на Голгофу. Он был дирижером этого
ужасного «хора» на Голгофе. А цель его была
одна: заставить Христа сойти с креста, если
не для избавления от страданий, то для
явления Своей силы. В этом невероятном гуле
криков на Голгофе громче всех раздавался
голос диавола: ну что Ты, Христос, молчишь?
Тебя поносят как бессильного, как того,
который не может сойти с креста и спасти
Себя... покажи, что это не так, что Ты не
бессилен, что гвозди на Твоих руках и ногах
— ничто для Тебя... посрами толпу Твоих
врагов — яви Твою силу и сойди с креста! Да,
Христос мог бы сойти с креста. Он мог бы
спасти Себя! На кресте Его держали не гвозди,
не веревки, не воины... Одного ангела было бы
достаточно, чтобы на Голгофе не осталось ни
одного врага. А у Христа их легионы! «Узы
любви», и только эти узы сдерживали Его на
кресте. Незримые для человеческих очей, но
самые крепкие узы! Враги Христа не видели их,
но мы, искупленные, видим их; Дух Святой
открыл нам их. Мы знаем, почему Христос
остался на кресте — остался до конца, пока
не вздохнул последний раз. Среди кричавших
и поносивших Христа на Голгофе мы видим
горсточку Его друзей. Словно белые лилии
среди смрадного дыма, украшают они Голгофу.
Крики поношения, которые раздавались на
Голгофе и, подобно раскаленным стрелам,
пронзали душу распятого Христа, — ранили и
их преданные Иисусу сердца. Они, по мере
того как гул поношения на Голгофе
становился все громче, все ближе подходили
к кресту своего любимого Господа. Вначале
они взирали на страдания висевшего на
кресте Христа «издали», а потом заняли
место у самого креста, готовые разделить
участь своего дорогого Господа. Не займем ли и мы
свое место как можно ближе к кресту Голгофы,
чтобы видеть, какой дорогой ценой
приобретена для нас белоснежная одежда
праведности, в которую облек нас Христос. Последние слова
Христа на Голгофе Ев. Луки 23, 46 Голгофа — это
место, где совершилось наше вечное
искупление. Для нас, верующих, Голгофа
является самой светлой точкой земного шара.
Ведь здесь, на Голгофе, открылся «источник
... для омытия греха и нечистоты» всех
грешников земли (Захар. 13, 1). Здесь, на
Голгофе, пролита Кровь Христа, которая «очищает
нас от всякого греха». Это та драгоценная
Кровь Христа, которая является ценой нашего
вечного искупления. Голгофа является также
благословенной школой для всех страдающих
детей Господних. Страдающий на кресте
Христос — это Учитель, Который оставил нам
пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петра 2,
21). Чему же учит нас страдающий на Голгофе
Христос? Он учит нас страдать безропотно,
как безропотно страдал Он Сам. И Он учит нас
страдать, не прекращая нашего служения
Господу, — как и Он Сам продолжал Свое
служение на кресте, молясь за Своих врагов и
открыв двери рая разбойнику. Голгофа
является благословенной школой и для всех
христиан, лежащих на одрах смерти и
проходящих долину смертной тени. Последние
слова Христа на Голгофе учат нас
правильному отношению к смерти, к последним
часам нашей земной жизни. Обратим внимание
на то, что последние слова Христа, сказанные
Им на земле, были словами молитвы. Вися на
кресте, Христос произнес семь слов, дорогих
для всего христианства. Драгоценно Его
слово, сказанное кающемуся разбойнику;
замечательно Его слово, полное любви,
сказанное матери — Марии и любимому
ученику Иоанну. Но последние
слова умирающего Христа были молитвой, и в
этом для нас великий урок. Молитва в жизни
учеников Христовых должна быть
непрестанной. Но бывают часы, когда она
особенно необходима. Например, в дни особых
трудностей, когда никакая человеческая
сила нам помочь не может, когда рушатся все
человеческие опоры, и мы приходим к
убеждению, что нашим единственным
прибежищем является Господь. Могут быть в
нашей жизни и моменты великих опасностей, —
например, при катастрофах в воздухе, на море,
на суше, когда мы можем очутиться лицом к
лицу со смертью. Единственное и лучшее, что
мы можем сделать в такие моменты, это
молиться. Одр смерти
является особенно подходящим местом для
молитвы. Ведь на одре смерти руки наши
разжимаются, и от нас уходит все, за что мы
держались в дни земной жизни. На одре смерти
остается только одно, за что мы можем
ухватиться, и это — пронзенные на Голгофе
руки нашего Спасителя Иисуса Христа. А
рукой, которой мы можем ухватиться за
Христа, является именно молитва. Молитва —
это лучший заключительный аккорд всей
нашей земной жизни, как она была
заключительным аккордом и земной жизни
нашего Спасителя. Но далеко не все
люди заканчивают молитвой свое земное
путешествие. Есть немало людей, которые так
привязаны ко всему земному, что даже
последние минуты жизни они отдают
материальному миру. Чтобы закончить
молитвой нашу земную жизнь, необходимо,
чтобы все дни нашей жизни были днями
общения с Богом. Нас не удивляет, что
Христос, всегда молившийся в дни Своей
земной жизни, посвящает на Голгофе именно
молитве свои последние минуты. Нас не
удивляет, что Христос, постоянно в дни Своей
земной жизни обращавший Свое лицо к Отцу, —
к Нему же обратил Свой последний взгляд на
кресте. Если мы хотим в
последние минуты нашей жизни видеть перед
собой сияющий лик Христа, то мы должны
научиться взирать на Него изо дня в день, из
часа в час. Мы должны достигнуть того, чтобы
вся наша жизнь была непрестанным взиранием
на Христа (Евр. 12, 1 — 2). Последние слова
Христа на Голгофе были словами Писания. «Отче!
в руки Твои предаю дух Мой». Это слова
Псалма 30, 6: «В Твою руку предаю дух мой».
Слова Христа на Голгофе — «Боже Мой, Боже
Мой! для чего Ты Меня оставил?» — являются
тоже словами Писания, словами Псалма 21, 2: «Боже
мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» Утешением для
Христа на Голгофе были слова Книги «Псалтирь».
Слова псалмопевца Давида были бальзамом
для миллионов страдающих душ. А слова
Псалма 22,4 — «если я пойду и долиною
смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты
со мною» — были бальзамом для тысяч
умирающих душ. Трудно найти
слова, которые были бы так способны
ободрить сердце умирающего, как слова
апостола Павла в 1 Тим. 1, 15: «Верно и всякого
принятия достойно слово, что Христос Иисус
пришел в мир спасти грешников, из которых я
первый». Нас не удивляет, что Христос умер
со словами Писания. Ведь вся жизнь Его на
земле проходила при свете Писания. Всё
снова и снова из Его уст раздавались слова
Писания, Не удивительно, что и на кресте Он
дышал словами Писания. Будем следовать
Его примеру в дни нашей жизни и в час нашей
смерти. Будем наполнять наши сердца словами
Писания, чтобы они были бальзамом для нас в
дни наших страданий и в час нашей кончины.
Умирающий Христос отдал дух Свой в руки
Отца. Слово Божье говорит о теле, душе и духе.
Что такое «дух»? Дух — это наше «святое
святых». Скиния и храм состояли из трех
частей: двора, святилища и святого святых.
Наше тело — это как бы двор храма Божья;
душа — это святилище, а дух — это святое
святых, где обитает Господь. Лучшее, что мы
можем сделать на одре смерти, — это предать
нашу драгоценнейшую жемчужину, наш дух в
пронзенные руки Христа. Так поступил и
умирающий Стефан, сказав своему Искупителю:
«Господи Иисусе! прими дух мой» (Деян. Ап. 7,
59). Но и в дни нашего земного путешествия
будем хранить это драгоценное сокровище,
чтобы враг души не похитил его у нас. Последние слова
Христа на Голгофе говорят нам о бессмертии
нашего духа. Разве может умереть наш дух,
преданный в руки Христа и соединенный с Ним
навеки узами веры и любви? Этого не может
быть никогда! Мы поем радостно и уверенно: «Но
я знаю, в Кого я верю, — ничто меня с Христом
не разлучит!» И слова этой песни основаны на
словах Евангелия: «...ни смерть, ни жизнь... не
может отлучить Нас от любви Божьей во
Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл. 8, 38 — 39).
То, что вручено Христу, — будет в полной
сохранности и никогда не подвергнется
тлению, ибо Он сказал: «Я живу и вы будете
жить» (Ев. Иоан. 14, 19). Вечная слава Христу за
это! Сердце Христа,
пронзенное на Голгофе Ев. Иоан. 19, 31 — 37 События на
Голгофе совершились в пятницу. Господь
Иисус Христос «преклонил голову и предал
дух» к вечеру этого дня. Разбойники,
распятые с Ним, были еще живы. Наступал
великий день — пасхальная суббота. Иудеев
озадачивают тела распятых на Голгофе. Они
знают слова, записанные в Книге
Второзаконие 21, 22 — 23: «Если в ком найдется
преступление, достойное смерти, и он будет
умерщвлен, и ты повесишь его на дереве: то
тело его не должно ночевать на дереве, но
погреби его в тот же день; ибо проклят пред
Богом всякий повешенный на дереве, и не
оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог
твой, дает тебе в удел». И вот, во исполнение
этих слов ветхозаветного закона, «иудеи,
дабы не оставить тел на кресте в субботу...
просили Пилата, чтобы перебить у них голени
и снять их». Но только ли
забота о том, чтобы были исполнены слова
закона о телах, висящих на дереве, побудила
иудеев просить Пилата перебить голени у
распятых на Голгофе? Разве нельзя допустить,
что истинная цель такой просьбы иудеев
заключалась в том, чтобы причинить
распятому Христу еще более ужасные
страдания, чем те, которые Он уже перенес.
Ведь удары по голеням до перелома их
причиняют самые невыразимые боли. Мы можем
себе представить их, испытав большую боль
даже от легкого удара по голени. Пилат
исполнил просьбу иудеев и приказал воинам
перебить голени распятым на Голгофе Христу
и обоим разбойникам. И мы читаем: «Итак
пришли воины, и у первого (разбойника)
перебили голени, и у другого (разбойника),
распятого с Ним». Удары по голеням
причинили ужасную боль распятым на Голгофе
разбойникам, но вместе с тем они ускорили
смерть и одного и другого. Дороги обоих
разбойников разошлись навеки: принявший
Христа разбойник пошел в рай, чтобы занять
там обещанное ему Христом место. Не
принявший Христа разбойник перешел в
вечность, чтобы ожидать там дня
справедливого суда Божья. «Пришедши к
Иисусу, как увидели Его уже умершим, не
перебили у Него голеней». Христос уже почил,
испив Свою чашу страданий до последней
капли. Он испил столько горечи, сколько было
нужно для нашего спасения. Прося Пилата
перебить голени распятым на Голгофе, иудеи
знали, что это увеличит страдания Христа. Но
сокрушение голеней у Христа не входило в
планы Божьи. Наоборот: в плане Божьем было
не допустить сокрушения костей Христа. Христос висел на
Своем кресте как пасхальный Агнец. А
повеление Божье в Ветхом Завете в отношении
пасхального агнца гласило ясно и
решительно: «Костей его не сокрушайте» (Исход
12, 46). Вот почему Христос умер до ударов
воинов по голеням распятых. Он явил Себя на
Голгофе истинным Агнцем, закланным за грехи
мира, кости Которого, согласно закону
Ветхого Завета, не были сокрушены. Пусть на
печальном фоне перебитых голеней у обоих
разбойников засияет перед нами Христос как
истинный пасхальный Агнец — без
сокрушенных костей. «Но один из воинов
копьем пронзил Ему ребро, и тотчас истекла
кровь и вода». Эта зияющая рана от копья в
области сердца Христа говорит нам о многом.
Воскресший Христос не только показал
сомневающемуся Фоме эту большую рану, но и
предложил ему вложить в нее свою руку (Ев.
Иоан. 20, 27). Эта рана от копья
свидетельствует всем людям, что Христос
действительно умер. К сожалению, есть
богословы и проповедники, которые, не желая
верить в воскресение Христа, учат, что
Христос на Голгофе не умер, а впал в
обморочное состояние, от которого очнулся в
прохладном гробу в саду Иосифа
Аримафейского. Нет! Пронзенное копьем
сердце Христа говорит нам о том, что Христос
истинно умер, как и истинно воскрес. Слово Божье
говорит, что эту рану от копья увидит все
человечество. Об этом говорит и Ветхий
Завет и Новый Завет. Прочтем Захар. 12, 10: «...они
воззрят на Него, Которого пронзили».
Прочтем Откров. 1,7: «Се, грядет с облаками, и
узрит Его всякое око, и те, которые пронзили
Его; и возрыдают пред Ним все племена земные».
Эти места Слова Божия говорят не только о
том, что все колена израилевы и все племена
земные увидят пронзенного Христа, но и
будут рыдать о Нем в сокрушении своих
сердец. Это сокрушение сердец при виде
пронзенного на Голгофе Христа началось уже
у подножия креста Христова, где не только
разбойник, но и многие, взирая на раны
Христа, били себя в грудь (Ев. Луки 23, 48). Великое
сокрушение сердец при слышании проповеди о
Христе распятом мы видим в день
Пятидесятницы, когда три тысячи душ «умилились
сердцем» (Деян. Ап. 2, 37). Еще более великое
сокрушение сердец при виде пронзенного
Христа мы увидим в день, когда весь остаток
Израиля падет перед Ним и поклонится Ему
как своему Мессии. Но мы испытали это
сокрушение в своем сердце, когда уразумели
значение всех ран Христа, когда уразумели,
что в этих ранах Христа — наше исцеление и
наше убежище от грядущего суда и возмездия
Божья за наши грехи. Мы знаем по опыту то, о
чем говорится в нашей евангельской песне: «Лейтесь,
слезы сокрушенья, сердце, плачь в тоске
своей! Божий Сын рукой творенья вознесен на
крест скорбей»... Пронзенное копьем
сердце Христа говорит нам об исполнении
великого пророчества, которое сокрыто в
повествовании Библии о сотворении Евы.
Прочтем Бытие 2, 21 — 22: «И навел Господь Бог
на человека крепкий сон; и когда он уснул,
взял одно из ребер его, и закрыл то место
плотию. И создал Господь Бог из ребра,
взятого у человека, жену, и привел ее к
человеку». Пронзенное на Голгофе сердце
Христа — вот место рождения «Невесты»
Христа, Его возлюбленной Церкви. Да, именно
Голгофа является местом духовного рождения
каждого возрожденного человека. На вопрос
— где ты родился свыше — каждое чадо Божье
имеет один только ответ: на Голгофе! Через
раны распятого Христа. Из пронзенного
сердца Христа истекала кровь и вода. Кровь
говорит нам о спасении; вода говорит нам об
освящении. Вспомним ветхозаветную скинию;
во дворе ее были жертвенник и умывальник. На
жертвеннике мы видим кровь; в умывальнике
мы видим воду. На Голгофе из пронзенного
сердца Христа истекла кровь и вода. Слава
Христу, что Он совершил наше спасение и что
Он совершает наше освящение. Источником
спасения и источником освящения является
один и тот же Христос, как мы читаем в 1 Кор. 1,
30 — 31: «От Него и вы во Христе Иисусе,
Который сделался для нас премудростью от
Бога, праведностью и освящением и
искуплением, чтобы было, как написано: «хвалящийся
хвались Господом». Величайшее чудо
Голгофы Ев. Матф. 27, 50 — 54 «И земля
потряслась... и гробы отверзлись». Чтобы нам
стало ясно это событие с открытием гробов в
момент смерти Христа на Голгофе, мы должны
знать, что иудеи погребали своих мертвецов
в пещерах. Так был погребен и наш Господь
Иисус Христос в одной из пещер в саду,
вблизи Иерусалима. Евангелие повествует
нам, что когда Христос испустил дух, земля
потряслась и камни расселись, и гробы
отверзлись. Все это не удивительно во время
землетрясения. Но Евангелие повествует
дальше о величайшем чуде, а именно: «Многие
тела усопших святых воскресли». В связи с этим
Голгофским чудом у нас могут возникать
разные вопросы, на которые очень трудно
дать ответы. Можно, например, задать вопрос:
кто были эти усопшие святые, которых
воскресила смерть Христа на Голгофе? Были
ли это усопшие Ветхого Завета или недавно
погребенные? Далее возникает вопрос: в
каких телах они воскресли и кто эти многие,
кому они явились? Умерли ли они снова, и если
умерли, то сколько времени они прожили еще
на земле? Наши ответы на эти вопросы будут
только предположениями или догадками. Мы
должны избегать мудрствовать сверх
написанного. Если бы нужно было дать нам
ответы на все эти вопросы, то будьте уверены,
что Господь дал бы нам их на страницах
Писания. Но есть вопрос,
который мы должны поставить и на который мы
должны получить ответ. Вопрос этот
следующий: «Почему эти усопшие святые
воскресли именно в момент смерти Христа на
Голгофе, в момент, когда Он испустил дух»?
Ответ на этот вопрос принесет нам
величайшее благословение. Вспомним, что
Христос в доме одного из начальников
фарисейских сказал о «воскресении
праведных» (Ев. Луки 14, 14). Ап. Павел, стоя
перед правителем Феликсом, говорил ему о
воскресении мертвых, праведных и
неправедных (Деян. Ап. 24, 15). Воскресение
некоторых «святых», то есть праведных, в
момент смерти Христа на Голгофе было только
начатком грядущего всеобщего воскресения
праведных. Но если бы не было Голгофы, не
было бы и праведных. Только смерть
Христа на Голгофе дала праведность
верующим. Только смерть Христа соткала нам
«белую одежду» праведности Христовой.
Только Голгофская жертва Христа дала нам «виссон»
чистоты и святости. Только Кровь Голгофы
сделала нас «белее снега». Без Голгофы нет «святых»
и нет «праведных». Без Голгофы не было бы и «воскресения
праведных». Воскресение мертвых может быть
совершено силою Божьей и без Голгофы. Но это
было бы воскресением одних только «неправедных»
— без единого праведника среди них. Ведь
без Голгофы, без Крови Христа, пролитой там,
на земле никогда не существовало бы ни
одного праведника, ни одного святого.
Значит: если будет воскресение праведных,
воскресение святых, то это только благодаря
Голгофе, только благодаря тому, что Христос
умер за грехи наши. Вот почему
воскресение «святых» в ту минуту, когда
Христос испустил дух на Голгофе, и
воскресение всех «святых», всех «праведных»
является поистине величайшим чудом Голгофы.
Как правильно говорит наш пасхальный гимн:
«Смертью смерть попрал и сущим во гробах
жизнь даровал!» Благодаря смерти Христа на
Голгофе на всех кладбищах мира — таких
тихих и безмятежных — произойдет большое
оживление, когда «мертвые во Христе
воскреснут прежде» (1 Фесс. 4, 16). «Мертвые во
Христе» — это те люди, которые умерли со
взором, направленным на Голгофу, на
распятого там Христа, на Кровь, которая
текла из Его ран. Воскресшие в момент смерти
Христа «святые вышедши из гробов ...вошли во
святой град и явились многим». Они вошли в
Иерусалим. А те праведники,
которые воскреснут в последний день, куда
пойдут после своего воскресения? На этот
вопрос мы имеем, слава Богу, ясный ответ
Писания: они войдут в новый Иерусалим. Новый
Иерусалим — это царство искупленных Кровью
Голгофы, царство святых и праведных. В этом
новом Иерусалиме омытые Кровью Христа
праведники будут пребывать во веки веков —
вместе со своим Искупителем — Иисусом
Христом. О новом Иерусалиме Слово Божье
говорит ясно и определенно: там болезни не
будет, не будет там и смерти (Откров. 21, 4).
Если без Голгофы нет праведности, а без
праведности нет «воскресения праведных»,
то без Голгофы нет и нового Иерусалима —
этого царства праведных. Как же дорога
должна быть нам Голгофа, если результатом
ее было воскресение многих тел усопших
святых, и будет воскресение всех праведных,
всех умерших во Христе. И всякий раз, когда
мы слышим о новом Иерусалиме, о нашем
невыразимом блаженстве в нем, будем помнить,
что и он — этот новый Иерусалим — является
результатом Голгофы, плодом страданий и
смерти Христа на Голгофе. Если великим
чудом Голгофы является воскресение тел
усопших святых, то еще большим чудом
Голгофы является воскресение душ. Великим
чудом Голгофы было воскресение души
покаявшегося разбойника. Мы так привыкли к
повествованию Евангелия о его обращении,
что даже перестали видеть чудо в
воскресении его мертвой по грехам и
преступлениям души. Мало замечаем мы и
другое великое чудо Голгофы: воскресение
души сотника, которое мы ощущаем в его
замечательных словах в отношении Христа: «Воистину
Он был Сын Божий» (Ев. Матф. 27, 54). Этот
язычник, умный и во все вникающий римлянин,
внимательно следил за поведением Христа на
Голгофе. Он видел, как волны человеческой
ненависти и злобы разбивались о
божественное долготерпение распятого
Христа. Он слышал Его молитву за Своих
врагов, за распинающих Его, в том числе и за
него, сотника. Он слышал, как Он простил
кающегося разбойника. От него не
ускользнуло ни одно движение на лице
распятого Христа, ни одно слово, вышедшее из
Его уст! И вот завеса спала с его глаз, и он
увидел в распятом Христе не только
праведника (Ев. Луки 23, 47), но и «Сына Божья».
Душа его воскресла, и это было чудом Голгофы. Еще менее мы
замечаем такое чудо Голгофы, как
пробуждение душ воинов, стерегших Христа на
Голгофе. Ведь мы читаем в Ев. Матфея 27, 54: «Сотник
же и те, которые с ним стерегли Иисуса...
говорили: воистину Он был Сын Божий».
Пробудились на Голгофе вместе с сотником те
четыре воина, которые вначале с таким
равнодушием к страдающему Христу бросали
жребий о Его одеждах. А теперь из их уст, как
и из уст сотника, мы слышим замечательное
исповедание их веры: «Воистину Он был Сын
Божий»! А каждое чадо
Божье разве не чудо Голгофы? Разве не
произошло воскресение наших душ на Голгофе?
А великое множество людей, которого никто
не мог перечесть — в белых одеждах — разве
не величайшее чудо Голгофы? (Откров. 7, 14). «Дерево жизни» на
Голгофе Ев. Луки 23, 31 Евангелие дает
нам целый ряд образов Господа нашего Иисуса
Христа. Какие же это образы? Книга
Откровения Иоанна дает нам, например, образ
Христа -как царя. Мы читаем в Откровении 19, 16:
«На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь
царей». Этот образ Христа говорит о том, что
Он Правитель вселенной и что придет день,
когда пред Ним преклонится всякое колено (Филип.
2, 10). Евангелие Иоанна
и Книга Откровения, как и весь Ветхий Завет,
дают нам замечательный образ Христа, как
Агнца, взявшего на Себя грех мира и
закланного на Голгофе. Этот образ Христа
говорит о Нем как об Искупителе вины
человечества перед Богом. Христос сказал о
Себе: «Я есмь путь». Образ Христа как пути,
дороги, говорит нам о том, что Он является
Путеводителем в небесный Ханаан. Два замечательных
образа Христа мы имеем в Его словах: «Я свет
миру» (Ев. Иоан. 8, 12); «Я... звезда светлая и
утренняя» (Откров. 22, 16). И образ Христа как
света, и образ Христа как звезды говорят нам
о том, что ночью и днем Он является для нас
Вождем, озаряющим нашу жизнь Своим
благословенным светом. Евангелие дает
нам образ Христа, как хлеба жизни и как воды
жизни (Ев. Иоан. 6, 35 и 7,37). Этот образ Христа
говорит о том, что в Нем мы имеем лучшую пищу
для души. Нельзя пройти
мимо еще двух образов Христа, которые мы
имеем в Евангелии, а именно: образ Христа
как Пастыря (Ев. Иоан. 10, 11) и образ Христа .как
первосвященника (Евр. 9, 11). Эти образы Христа
говорят о Его заботе « попечении о
созданной Им Церкви. Среди образов
Христа, данных в Евангелии, есть образ Его,
на который необходимо также обратить наше
внимание. Это образ Христа как дерева,
дерева жизни. Надо отметить, что этот образ
Христа дан также и в Ветхом Завете. В Книге «Бытие»
мы читаем, что в Едеме было два особых
дерева: дерево жизни и дерево познания
добра и зла (Быт. 2, 9). Пророчество Исайи о
Христе гласит: «Он взошел... как росток из
сухой земли» (Ис. 53, 2). «Дерево жизни», «росток
(деревцо) из сухой земли» — так говорит о
Христе Ветхий Завет. Обратим внимание, что
после потери рая первыми людьми, вследствие
нарушения ими воли Божьей, — к «дереву
жизни» был приставлен херувим с «пламенным
мечом», чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт.
3, 24). В этом событии удивительно глубокий
смысл, а именно: грех преградил грешнику
путь к святому Богу. До каких же пор
был закрыт путь к «дереву жизни»? До того
дня, когда это «дерево жизни» оказалось на
Голгофе. Теперь мы поймем, почему Христос на
пути в Гефсиманию сказал о Себе, как о
виноградной лозе, а на пути на Голгофу Он
сказал о Себе как о зеленеющем дереве: «Если
с зеленеющим деревом это делают, то с сухим
что будет?» Вникнем в глубокий смысл слов
Христа о виноградной лозе и о зеленеющем
дереве, и нам станет ясно, что Христос и на
пути в Гефсиманию, и на пути на Голгофу
хотел сказать, что «дерево жизни»
направляется на Голгофу, чтобы стать
доступным для каждого грешника — даже
самого величайшего, каким был знаменитый
разбойник на Голгофе. О чем же говорят
образы Христа как виноградной лозы и как
дерева жизни? Эти образы говорят о Христе,
как об Источнике и Даятеле вечной жизни. Но
чтобы Христос мог стать для души
человеческой источником вечной жизни,
необходимо, чтобы душа человека стала «ветвью»
виноградной лозы, ветвью дерева жизни, то
есть соединилась с Иисусом Христом, причем
Христом распятым, Христом, умершим за грехи
мира, Христом, пролившим Свою Кровь на
Голгофе. Только распятый на кресте Голгофы
Христос является «деревом жизни», дающим
вечную жизнь грешникам земли. Христос без
Голгофы, без умирания на кресте, без Крови,
пролитой за грехи мира, не был бы «деревом
жизни» для грешников. Как же происходит
соединение человеческой души с «деревом
жизни» — Христом? Через веру в Иисуса
Христа как в Спасителя! Но это соединение со
Христом должно происходить на Голгофе.
Только на Голгофе заключенный союз со
Христом несет грешнику вечное спасение и
вечную жизнь. Вот почему Христос называет
союз грешника с Ним, заключенный на Голгофе,
«новым заветом в Его Крови» (Ев. Луки 22, 20).
Завет в Крови Христа — это наше соединение
с «деревом жизни» через Кровь Голгофы. А куда же исчез
херувим с пламенным мечом, преграждающий
путь к дереву жизни? На Голгофе его нет.
Смерть Христа уничтожила вину человечества
перед Богом и открыла свободный доступ к «дереву
жизни» для всех грешников. Кровь Христа
уничтожила пламенный меч, преграждавший
путь грешнику к святому Богу. К «дереву
жизни», к Спасителю мира — Христу путь
свободен. Через покаяние и веру каждый
грешник может заключить союз с Христом и
стать «ветвью» «дерева жизни», ветвью
виноградной лозы. Слава Господу, что
бесчисленные сонмы спасенных Кровью Христа
уразумели эту драгоценную истину и, придя
на Голгофу, соединились верою со своим
Спасителем и стали ветвями благодатной
Лозы — Христа, приносящими плоды Святого
Духа. Образ Христа как «дерева
жизни» останется навеки, навсегда. Об этом
говорит нам Откров. 22, 2: «Среди улицы его (нового
Иерусалима)... древо жизни». На новой земле и
в новом Иерусалиме искупленные будут
лицезреть «дерево жизни», причем со следами
Голгофы. Искупленные будут не только
лицезреть «дерево жизни», но они будут
непрестанно получать жизнь от Него. Голгофа
не потеряет своего значения и в вечности. Не
будем думать, что она в вечности будет
только предметом воспоминаний. Нет. Плоды «дерева
жизни», плоды Голгофского Креста мы будем
вкушать во веки веков. Все блаженство и
счастье неба будет истекать из одного
источника — из Крови Голгофы. Кровь Христа и в
вечности будет источником нашей чистоты и
святости, будет нашей «белой одеждой»,
нашим «виссоном чистым и светлым». И когда
мы читаем в Книге Откровения о «листьях
дерева жизни — для исцеления народов», то
перед нами встает Христос распятый, как
источник нашего вечного здоровья, как
освободитель от всех наших духовных
недугов и как путь к нашему абсолютному
совершенству. Какова же задача
нашей христианской жизни? Никогда не терять
связи с «деревом жизни» — распятым Христом.
Никогда не покидать Голгофы — этого
единственного безопасного убежища для нас,
бедных грешников. Я никогда не забуду
рассказа об одном ужасном степном пожаре,
когда люди не знали, куда деваться от
наступавшего огня, пожиравшего все на своем
пути. Но вот они увидели небольшое озеро, и,
войдя в него по горло, они нашли в нем
безопасное место. Вода озера как бы сказала
огню: «Стой! Ни шагу дальше!» Кровь Христа,
пролитая на Голгофе, говорит огню ада,
преследующему каждого грешника: «Стой! Ни
шагу дальше!» На Голгофе огонь ада потерял
навеки свою силу. Блаженны люди, занявшие
свое место на Голгофе, где огонь ада никому
не угрожает. Поэтому — ближе, как можно
ближе к кресту Голгофы! Надпись на кресте
Голгофы Ев. Иоан. 19, 19 — 20 «Пилат же написал
и надпись и поставил на кресте». Не будем
думать, что надпись была только над головою
распятого Христа. Надписи были и над
головами обоих распятых разбойников.
Надписи над головами распинаемых
обозначали их вину, их преступления. По
обычаям Рима, это было обязательным делом
при каждой казни осужденных на смерть
преступников. О надписи над головою
распятого Христа мы читаем также в
Евангелии от Матфея 27, 37: «И поставили над
головою Его надпись, означающую вину Его:
Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Евангелист Иоанн,
описывающий распятие Христа короче, чем
другие евангелисты, подчеркивает, под
воздействием Духа Святого, эту надпись над
головою распятого Христа. Он говорит, что ее
написал Пилат — сам ли или через своих
писцов, это не важно. Важно содержание
надписи, которое гласило: «Иисус Назорей,
Царь Иудейский». Какова была цель
Пилата, когда он ставил эту надпись над
головой Христа? Эта надпись отражает бурю в
душе Пилата. Возможно, что была буря
сомнений в отношении личности Иисуса
Христа, Которого Пилат предал на распятие. Во время суда над
Христом Пилат пережил трудно поддающееся
описанию переживание в своей душе. Вспомним
уединенную беседу Пилата со Христом внутри
своей претории. Пилат задает вопрос Иисусу:
«Ты Царь Иудейский?» — «Что Ты сделал?»
Христос ответил Пилату: «Царство Мое не от
мира сего; если бы от мира сего было Царство
Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня,
чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне
Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему:
итак Ты Царь?» (Ев. Иоан. 18, 33 — 37). Нет
сомнения, что эта беседа Пилата с Иисусом
произвела на него глубокое впечатление. В тайнике души
Пилата появилась вера во Христа как в «Царя
Иудейского». И он не скрывает этой веры
перед иудеями, он говорит им: «Хотите ли,
отпущу вам Царя Иудейского?» (Ев. Иоан. 18, 39).
Некоторые, может быть, даже большинство
толкователей Евангелия хотят видеть в этих
словах Пилата! только иронию, только
насмешку по адресу Христа. Но нет, это не
ирония, не насмешка. В душе Пилата идет
борьба веры с неверием, убеждения в
царственности Христа с сомнением: царь ли
Он? Эту борьбу в душе Пилата: мы наблюдаем в
течение всего судебного процесса над
Иисусом. Пилат все снова и
снова повторяет, что он не находит вины в
Иисусе. Пилат все снова и снова старается
освободить Иисуса. И был момент, когда
сердце Пилата дрогнуло с особой силой; и
этот момент показывает, что Пилат не только
допускал царственность Христа, но был
склонен допустить даже и божественность
Христа. Об этом, часто забываемом моменте мы
читаем в Ев. Иоанна 19, 7 — 9: «Иудеи отвечали
ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он
должен умереть, потому что сделал Себя
Сыном Божьим. Пилат, услышав это слово,
больше убоялся. И опять вошел в преторию и
сказал Иисусу: откуда Ты?» Буря сомнения в
душе Пилата заключалась в вопросе: не Сын ли
Божий Христос на самом деле? Не Царь ли Он? И
как поступить с Ним? Чтобы нам еще яснее
стала эта буря в душе Пилата и его
убежденность в праведности Христа, мы
должны вспомнить его удивительный поступок
после вынесения приговора Христу. Об этом
поступке Пилата, раскрывающем перед нами
его душу, мы читаем в Ев. Матфея 27, 24: «Пилат...
взял воды и умыл руки пред народом, и сказал:
невиновен я в крови Праведника Сего». После
всего того, что мы узнали о сдвигах в душе
Пилата в результате его встречи со Христом,
— нас не должна удивлять надпись,
поставленная им над головой распятого
Христа. Цель поставления
этой надписи могла быть двоякая: во-первых,
Пилат этой надписью, в очень тонкой форме,
под видом вины Иисуса, выразил свое мнение о
Христе, как о Царе Иудейском. Во-вторых,
надпись Пилата говорила, в сущности, не о
вине Христа, а о вине самих иудеев,
поднявших руку на своего Царя. Эта надпись
так жгла священников и первосвященников
иудейских, что они сказали Пилату: «Не пиши:
«Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь
Иудейский». Но Пилат остался
тверд в своем решении, — с одной стороны,
провозгласить своей надписью Христа «Царем
Иудейским», а с другой стороны, —
насмеяться над иудеями: вот как вы
поступили с своим царем, вот каким троном —
троном посреди двух злодеев — вы удостоили
Его! Пилат говорит: «Что я написал, то
написал». И надпись была написана на трех
языках: еврейском, греческом и римском (то
есть латинском). Еще раз мы должны сказать,
что надпись на кресте Христовом является
результатом сложного процесса,
происходившего в душе Пилата. Но еще нечто
более глубокое мы должны увидеть в надписи
над головою Христа распятого. Это —
действие Духа Святого, под влиянием
Которого была сделана эта надпись. О чем же говорит
надпись на кресте Голгофы нашим сердцам?
Она указывает нам на второй венец Христа
распятого. Терновый венец был на голове
Христа; царственный венец был над головою
Христа, и именно о нем говорит надпись
Пилата. Одному служителю Христа был
преподнесен подарок: текст, «а котором было
написано только одно слово — «Христос»; но
на этом тексте было изображено два венца —
один с длинными колючими терниями, другой —
золотой, сияющий. Вот эти два венца
красуются и на Голгофе. И они будут
красоваться во веки веков перед нашими
очами, чтобы свидетельствовать нам о двух
великих и драгоценных истинах, а именно:
терновый венец говорит нам о Христе как о
нашем Спасителе и Искупителе; царственный
венец говорит нам о Христе как о Царе наших
душ и Властелине наших сердец. К сожалению,
тысячи христиан видят только терновый
венец Христа и не замечают Его царственного
венца. Этим объясняется половинчатое
христианство многих детей Божьих. Они
свидетельствуют о своем спасении кровью
Голгофы, но жизнь их говорит о том, что
сердце их не вполне отдано Христу. Если мы поднаем
Христа как Царя и Властелина наших душ, то
вслед за получением прощения наших грехов
неминуемо последует полная отдача себя
Христу, и лозунгом нашей жизни станут слова:
все для Христа. Всякий раз, когда
засияет перед нами царственный венец
Христа, мы должны повторять отдачу всего
своего сердца Христу, дабы лозунг — все для
Христа — был не только словом, но и делом. |