ГОЛГОФА Победный возглас
Христа на Голгофе Ев. Иоан. 19, 30 «Когда же Иисус
вкусил уксуса, сказал: совершилось! И,
преклонив главу, предал дух». Мы знаем о
трехчасовой тьме на Голгофе, когда солнце
померкло и ужас креста стал невидим для
глаз человеческих. Мы знаем и глубокое
духовное значение этой тьмы, окутавшей
Голгофу: она является подобием тьмы,
которую испытывает человеческая душа,
разобщенная с Богом. Именно это разобщение
с Богом вызвало у распятого Христа возглас:
«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
Когда мы говорим о таких глубоких местах
Писания, как этот возглас Христа на Голгофе,
мы должны всегда помнить слова ап. Павла в 1
Кор. 13, 12: «Теперь мы видим как бы сквозь
тусклое стекло, гадательно... теперь знаю я
отчасти»... Эта двойная тьма
на Голгофе — тьма в природе и тьма
разобщения с Богом в душе Христа — является
глубиной, которую постичь нам на земле в
полноте невозможно. Но вот на Голгофе, над
крестом Христа, сияет одна яркая звезда, как
сияла звезда над Его яслями в Вифлееме. Этой
светлой сияющей звездой является слово,
произнесенное Христом на Голгофе, слово: «Совершилось!»
Не для всех это слово является яркой
звездой, и не все, слышащие его, видят в нем
небесный свет. Представим себе,
что мы находимся среди книжников и фарисеев,
окружающих крест Христа на Голгофе. Что
сказало это слово Христа «совершилось» их
умам и сердцам? Они смотрели на угасающую
жизнь Христа и думали: какой бесславный
конец! Где эти толпы людей, которые ходили
за Ним и слушали Его поучения? Где это
множество слепых, хромых, прокаженных,
глухих, которые получили от Него исцеление?
Ни одного из них нет на Голгофе. А где же
семьдесят учеников, которых Он избрал и
которых послал, как агнцев среди волков,
проповедовать Царствие Божье? На Голгофе
нет ни одного из них. А апостолы — где они?
Только один из них на Голгофе — это Иоанн.
Христос умирал, окруженный врагами, под их
зловещие крики. И когда эти враги Христа
услышали из Его уст слово «совершилось»,
они могли дать ему только одно толкование:
Христос говорит не иначе, как об их победе
над Ним! Но теперь мы,
друзья и последователи Христа, окружаем Его
крест на Голгофе. О чем говорит нам это
слово Христа «совершилось»? Чтобы нам
понять значение этого слова, мы должны
вспомнить слова Евангелия, которые говорят
нам о цели пришествия нашего Господа Иисуса
Христа на землю. Какие это слова? Прочтем Ев.
Иоан. 1, 18: «Бога не видел никто никогда;
единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он
явил»; Ев. Иоан. 17, 4: «Я прославил Тебя на
земле». Эти слова говорят нам о том, что
Христос жил на нашей земле, чтобы
прославить Бога, чтобы явить нам, людям,
Бога в образе, который мог бы нам быть
наиболее понятным, в образе Сына
Человеческого, в образе Иисуса Христа. Мы
никогда бы не познали Бога, если бы не было
на земле Христа. Бог явлен нам в словах
Христа и в делах Христа, в характере Христа
и особенно в подвиге Христа на Голгофе. Произнося на
кресте это торжествующее слово «совершилось»,
Христос говорит нам: совершилось то, для
чего Я приходил на землю, — Я прославил Бога,
Я показал Его вам, людям, таким, как Он есть,
во всем могуществе Его силы и во всей
полноте Его любви. Как мы должны быть
благодарны нашему Господу Иисусу Христу за
это совершенное Им на земле дело — дело
откровения нам Бога. Но есть и другое
дело, ради которого Христос приходил на
нашу землю. Об этом деле говорит Сам Христос
такими словами в Ев. Матф. 20, 28: «Сын
Человеческий... пришел... чтобы отдать душу
Свою для искупления многих». Дело
искупления грешников мира — вот другая
цель пришествия Христа на землю. И когда
Христос перед Своим последним вздохом
возгласил «совершилось», Он провозгласил
на все времена драгоценнейшую истину:
совершилось дело искупления грешников! Чтобы слово
Христа «совершилось» стало и для нас яркой
звездой, мы должны как можно глубже понять,
что означает дело искупления. Мы знаем, что
в момент смерти Христа завеса в храме
разодралась надвое сверху донизу, и
закрытое веками святое святых храма
открылось для всех и для каждого. «Святое
святых» — это рай, о котором Христос сказал
разбойнику на Голгофе: «Ныне же будешь со
Мною в раю». «Совершилось» — совершилось
открытие рая для всех желающих войти в него,
хотя бы они были такими великими грешниками,
каким был разбойник! Дело искупления — это
открытие рая для грешников. Дело искупления
— это не только прощение грехов, это не
только амнистия. Это нечто большее — это
оправдание! Прощение, амнистия — это только
освобождение от наказания за грех, но и
прощенный грех все же остается грехом. А
оправдание — это реабилитация, это
восстановление невиновности. Оправдание —
это полное очищение от греха, о котором мы
читаем в Евангелии такие слова: «Кровь
Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от
всякого греха» (1 Иоан. 1, 7). Это настолько
полное очищение, что грех наш даже перед
святым Богом исчезает бесследно, как
говорит Сам Господь: «Изглажу беззакония
твои, как туман, и грехи твои, как облако;
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44,
22). Вот что совершил Христос Своим крестным
подвигом на Голгофе — полное очищение,
полное изглажение наших грехов и
беззаконий Кровью Своею. И еще ярче засияет
перед нами слово Христа «совершилось»,
когда мы поймем слова Евангелия о нашем «сонаследовании
Христу». Ап. Павел говорит о детях Божьих в
Послании к Римлянам 8, 17: «Если дети, то и
наследники... сонаследники же Христу». Дело
искупления, совершенное Христом на Голгофе,
— не только открытие рая грешникам, не
только прощение грехов, не только
оправдание в смысле полного очищения и
изглажения нашего греха, но и дарование нам
наследия Христова. Мы мало знаем об этом
наследии Христа, но Слово Божье в Послании к
Ефесянам 1, 18 призывает нас, детей Божьих, к
познанию «богатства славного наследия Его
для святых». Даже если бы Христос совершил
на Голгофе спасение нас только как головни
из огня (1 Кор. 3, 15), слово «совершилось» и то
было бы полно света для нас. Но когда мы
узнаем, что нам даровано Кровью Христа не
только прощение грехов, но еще и все славное
наследие Его, то слово «совершилось»
начинает звучать для нас как самая сладкая
музыка на земле. Дело искупления,
совершенное Христом на Голгофском кресте,
имеет и еще одну сторону. А именно:
искупление — это приобретение нас Христом
дорогою ценою. Об этом ясно говорит ап.
Павел в 1 Кор. 6, 20: «Вы куплены дорогою ценою.
Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в
душах ваших, которые суть Божий». «Совершилось»
— это значит: цена за нас уплачена, цена
Крови Христа. Голгофа сделала нас
достоянием Христа, и ап. Павел призывает нас
«прославлять Бога», как это подобает Его
детям. Мы знаем слова псалмопевца Давида: «Благослови,
душа моя, Господа, и не забывай всех
благодеяний Его» (Пс. 102, 2). Благодеяния
Господни в жизни всех нас — бесчисленны, но
благодеяния, совершенные Христом для нас на
Голгофском кресте, должны быть у нас всегда
на первом месте, и хвала и благодарность за
них нашему Господу должна звучать в нашей
жизни особенно громко. Эти Голгофские
благодеяния Христа сияют перед нашими
очами особенно ярко. Это — открытие нам рая;
это очищение нас от всех наших грехов
Кровью Голгофы; это обогащение нас всеми
сокровищами неба, всем славным наследием
Христовым. Исполнение
пророчества Исайи на Голгофе Ис. 53, 1 — 12 В Ев. Иоан. 12, 27 мы
читаем слова Иисуса Христа: «Душа Моя
теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче!
избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и
пришел». Какой это «час», ради которого
Христос пришел на нашу землю? Вне всякого
сомнения, Христос говорит о часе Голгофы. В
земной жизни нашего Спасителя этот час
Голгофы является поистине самым
знаменательным часом. Час Голгофы является
самым знаменательным часом и во всей
истории человечества. Историки
подчеркивают значение многих исторических
дат, но час Голгофы по своей значимости для
счастья человечества превосходит все
исторические даты. Час Голгофы — это час
спасения человечества от ада. Час Голгофы —
это час примирения всех грешников земли с
Богом. О часе Голгофы говорят многие
прообразы, а также пророчества Библии. Час
Голгофы будет в центре вечности, поскольку
на престоле Царства Божья будет Агнец
закланный (Откров. 5, 13). Ни одно из
пророчеств Библии не говорит так ясно об
этом величайшем и важнейшем часе, как
пророчество Исайи, выраженное в 53 главе
Книги пророка Исайи. И вот через
семьсот лет после этого пророчества
совершилось событие, о котором мы читаем в
Ев. Луки 23, 33: «И когда пришли на место,
называемое Лобное, там распяли Его». И что
же мы видим на этом «Лобном месте» —
Голгофе? Мы видим здесь удивительно точное
исполнение пророчества Исайи. Посмотрим же,
насколько точно исполнилось это
пророчество. Пророчество гласит: «Нет в Нем
ни вида, ни величия». Именно на Голгофе не
было во Христе ни вида, ни величия. До
Голгофы Христос удивлял людей Своим
величием. Его проповеди удивляли
слушателей, так как Он говорил «как власть
имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Ев.
Матф. 7, 29). Мы знаем, как служители
первосвященников, посланные, чтобы
схватить Христа, возвратились и сказали
пославшим их: «Никогда человек не говорил
так, как Этот Человек» (Ев. Иоан. 7, 32 и 46). Его
чудеса удивляли людей, и они с восхищением
говорили о Нем: «Кто Этот, что и ветры и море
повинуются Ему» (Ев. Матф. 8, 27). А разве не
величие Христа повергло на землю воинов в
Гефсиманском саду, как написано в Ев. Иоан.
18, 6: «И когда сказал им: это Я, — они
отступили назад и пали на землю». И там же в
Гефсиманском саду Христос еще раз явил Свое
величие и славу, когда восстановил Малху
ухо, которое отрубил ему Петр. Когда же не
стало величия у нашего Господа Иисуса
Христа? Тогда, когда Он простер Свои руки и
дал связать Себя (Ев. Иоан. 18, 12). Тогда, когда
враги покрыли Его лицо плевками. Тогда,
когда в насмешку надели на голову Его
терновый венец. И в то время, как на голове
Его красовался этот позорный венец, надпись
над Ним на кресте гласила: «Иисус Назорей,
Царь Иудейский». Далее пророчество
Исайи гласит: «Он был презрен и умален пред
людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и
мы отвращали от Него лицо свое; Он был
презираем, и мы ни во что ставили Его». Таков
портрет Голгофского Христа! Он умален на
Голгофе насмешками и криками толпы: «Если
Ты Сын Божий, сойди с креста... других спасал,
а Себя Самого не может спасти! если Он Царь
Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и
уверуем в Него». И вывод толпы был таков: раз
Он не сходит с креста, — значит, Он не Сын
Божий, значит, Он не Царь Израилев, значит,
Он — обманщик. Так был умален наш Спаситель
на Голгофе. «Муж скорбей и изведавший
болезни». В жизни Христа были скорби; были
случаи, когда Он плакал. Но изведал ли Он
болезни? Евангелие говорит, что Христос
исцелял больных, но нигде в Евангелии не
говорится, что Христос болел, что когда-либо
Он лежал на одре болезни. Но не
общечеловеческие скорби и не
общечеловеческие болезни сделали Христа «мужем
скорбей и изведавшим болезни». «Мужем
скорбей и изведавшим болезни» сделали
Христа скорби и страдания Голгофы. Мир
ангелов затих, чтобы проникнуть в глубину
этих Голгофских скорбей и страданий Христа. Исполнились слова
пророчества Исайи: «Он истязуем был, но
страдал добровольно, и не открывал уст
Своих... как агнец пред стригущим его
безгласен, так Он не отверзал уст Своих». «Страдал
добровольно». Диавол очень хотел, чтобы Он
сошел с креста. Устами толпы он призывал
Христа покинуть крест. Если бы Христос это
сделал — сатана отпраздновал бы величайшую
победу: ведь он избежал бы поражения в самую
голову на Голгофе (Быт. 3, 15). Христос остался
на кресте до самой смерти добровольно, так
как смерть Его была единственным путем для
нашего спасения. Слава Ему за это! «И не открывал уст
Своих... как агнец пред стригущим его
безгласен, так Он не отверзал уст Своих».
Разве исполнилось и это пророчество Исайи?
Разве мы не слышим голоса распятого Христа
на Голгофе? Разве не сохранило Евангелие
Его семь великих Голгофских слов? Да,
Христос не молчал на Голгофе, Он семь раз
открывал Свои уста, — но не для проклятия
распинавших Его, не для протеста против
причиняемых Ему страданий, и не для просьбы
о помиловании и освобождении от мук креста.
Для всего этого Он не открывал уст Своих.
Его семь слов на кресте — это слова вечной
любви, но не слова проклятия, которые обычно
раздавались на Голгофе. Скорби и мучения
Голгофского креста вызывают в нас чувство
глубокого сострадания. Мы знаем, какие
слезы и рыдания вызвало это чувство
сострадания ко Христу, шедшему на Голгофу, у
женщин Иерусалима. И все же Христос сказал
им: «Не плачьте обо Мне». Чувство
сострадания ценно и уместно там, где
человек страдает помимо своей воли. Но там,
где человек страдает добровольно — ради
какой-либо высокой цели, — там должно
появляться другое чувство: чувство
восхищения или чувство благодарности.
Слова пророчества Исайи, исполнившиеся на
Голгофе, говорят очень ясно о том, что
Христос страдал и умирал на кресте
добровольно — ради самой высокой цели
дарования нам, грешникам, вечного спасения
и вечного блаженства в Своем божественном
Царстве. Пророчество Исайи гласит: «Он взял
на Себя наши немощи и понес наши болезни. Он
изъязвлен был за грехи наши и мучим за
беззакония наши... Господь возложил на Него
грехи всех нас». У подножия Голгофского
креста сердце наше должно наполнять не
только чувство сострадания, но и чувство
сокрушения, что грехи наши привели Христа
на крест Голгофы. И еще другое чувство
наполнит/ наши сердца — чувство самой
глубокой благодарности, когда мы поймем и
поверим, что все скорби и муки Голгофского
креста Христос перенес вместо нас. Исполнились на
Голгофе также слова пророчества Исайи: «Когда
же душа Его принесет жертву умилостивления,
Он узрит потомство долговечное». Эти слова
говорят о том, что «потомством долговечным»
является Церковь Христа. И будем помнить,
что одним из первых в этом потомстве
является весьма черный по грехам своим
человек, но силою Крови Христовой ставший
белее снега. Это — покаявшийся на Голгофе
разбойник. Каждое дитя Божье также
принадлежит к этому «долговечному
потомству». Ибо без Голгофы нет рождения
свыше! Мы все родились свыше на Голгофе и
стали частью «потомства долговечного» —
частью Церкви Христа. Единство верующих
на Голгофе Ев. Иоан. 12, 32 На Голгофе все
верующие стали христианами. У подножия
креста они познали великую истину, что «нет
другого имени под небом, данного человекам,
которым надлежало бы нам спастись» (Деян. Ап.
4, 12). Какое же это имя? Это единственное имя,
спасающее всех грешников, уверовавших в
Него, — Иисус Христос. Но чтобы оно — это
драгоценное имя — было действительно
спасающим, оно должно быть дополнено словом
«распятый». Так что спасение наше в
единственном имени — Иисусе Христе
распятом. Иисус Христос без Голгофы — не
Спаситель. Без Голгофы Христос только
Учитель. Поняв это, мы все уверовали в
Иисуса Христа, но распятого, и стали
христианами. Имя Иисуса Христа распятого
стало для верующих тем великим знаменем,
которое объединяет их в одну единую семью —
семью детей Господних, семью христиан. На Голгофе через
смерть Иисуса Христа открылась для всех
грешников единственная дверь, ведущая в рай.
Пусть находятся богословы, которые
проповедуют о других дверях, ведущих в рай,
— мы читаем в Евангелии только об одной-единственной
двери, и она открылась на Голгофе. Ярким
свидетельством об открытии этой двери
спасения на Голгофе является вход
разбойника через эту дверь в рай. Что же это
за дверь? Христос говорит: «Я есмь дверь: кто
войдет Мною, тот спасется» (Ев. Иоан. 10, 9). И
опять мы должны сказать, что без Голгофы
Христос не был бы дверью, ведущей в рай.
Поскольку дверь в рай одна и она на Голгофе,
то все верующие объединены этой
единственной дверью спасения, как мы поем: «И
все проходят дверью той, кто в рай войти
желает — богатый, знатный и простой, —
Господь всех призывает»... На Голгофе
открылся единственный источник для омытия
греха и нечистоты, о котором пророчествовал
еще пророк Захария (13, 1). Этот источник —
Кровь Иисуса Христа, о которой Евангелие
говорит, что она «очищает нас от всякого
греха» (1 Иоан. 1,7). Все, которые соберутся в
новом Иерусалиме, скажут: мы все очистились
от грехов наших в источнике на Голгофе! Ни
одного не найдется там, кто сказал бы: а я
очистился от грехов моих в другом источнике.
Единство нового Иерусалима — это единство
в Крови Христа, единство в кресте Голгофы.
Но и до нового Иерусалима верующие в Иисуса
Христа связаны крепкими узами Крови
Голгофы. Как печально, что, разделившись
между собой, дети Божий забывают о своем
родстве по Крови Христовой. На Голгофе
распростерты длани Христа распятого, на
которых написаны имена всех искупленных
детей Господних. Это не только красивое
иносказание, это то, о чем говорит Сам
Господь в Книге пророка Исайи 49, 16: «Вот, Я
начертал тебя на дланях Моих». Имена всех
верующих в Иисуса Христа и любящих Его
начертаны на дланях Его, пригвожденных ко
кресту Голгофы. Какое же мы имеем право
делить верующих на группы, когда они
значатся у распятого Христа в одном и том же
списке — на дланях Его пронзенных рук? Мы
можем смотреть на себя, как на особых
верующих, лучших, чем другие, но Христос
смотрит на нас с высоты Своего креста как на
одно целое, и никакие разделения среди Его
искупленных детей Он не может
благословлять. Пусть всегда стоят перед
нами изъязвленные длани Хряста с
начертанными на них именами всех детей
Господних. Голгофа — это то
место, где Агнец Божий взял грехи всех нас
на Себя. В книге Буньяна «Путешествие
пилигрима» описывается человек с тяжелым
мешком на спине. Но вот он остановился у
подножия креста Голгофы, и в тот момент,
когда он устремил свой взор на распятого
Христа, тяжелый мешок упал с него. Это
пережил каждый верующий человек: на Голгофе
упала с нас тяжелая ноша наших грехов. Все
мы, освобожденные от тяжести наших грехов,
призваны петь единую песнь на Голгофе —
песнь об освобождении всех нас Агнцем
Божьим от возмездия за наш грех. К сожалению,
много диссонансов, много разнозвучия в
нашем пении на Голгофе. А между тем Агнец
Божий ожидает от нас единодушного
прославления Его за искупление нас от
вечного ада. На Голгофе
страданиями и смертью Христа сотканы для
всех верующих белоснежные одежды
праведности Христовой. И единственное
место, где можно облечься в эти одежды, —
это Голгофа. Без Голгофы грешник не может
сбросить с себя свою грязную одежду греха и
порока и облечься в белую одежду
праведности Христа. Вся Церковь Христова
одета в эти белые одежды. Ни одно истинное
чадо Божье не окажется в другой одежде. Как
воины любой армии одеты в одну и ту же форму
и эта форма свидетельствует всем и каждому
о железном единстве армии, так и воинство
Христово одето в одну и ту же белую одежду —
одежду Голгофы, ибо она там приобретена для
всех нас Христом распятым. И эти белые
одежды праведности Христовой, в которые
облечены все верующие во Христа Иисуса,
должны свидетельствовать миру о глубоком
единстве Церкви Христовой. Какие бы
разномыслия ни существовали между
верующими во Христа, — их объединяют белые
одежды, в которые они облеклись на Голгофе. Голгофа — это
жертвенник, на котором огонь вечной
божественной любви горит и не угасает.
Именно на Голгофе от этого огня
божественной любви, пылающей в сердце
распятого Христа, все мы загорелись первой
любовью к нашему Спасителю. И от этого же
пламени Голгофы мы черпаем все новый и
новый жар любви ко Христу и ревности в
служении Ему и ближним. Я помню время, когда
в сильные морозы на улицах наших городов
зажигались костры и как вокруг этих костров
объединялись люди, жаждавшие тепла: дети,
молодежь и старики. Все протягивали к
костру свои озябшие руки. Огонь на
жертвеннике Голгофы объединяет Церковь
Христа. К пламенному сердцу распятого
Христа тянутся все сердца Его детей! Терновый венец Ев. Мтф. 27, 27 — 32 Особым событием в
земной жизни нашего Господа Иисуса Христа
является уничижение Его воинами Пилата. Они
решили насмеяться над Ним, как над «царем
иудейским». С этой целью они надели на Него
«багряницу» — возможно, старый офицерский
мундир красного цвета. Они возложили Христу
на голову венец, сплетенный из тёрна. Они
дали Ему в правую руку трость. После всего
этого начался их «парад глумления» над
Иисусом Христом: они становились пред Ним
на колени и говорили: радуйся, царь
иудейский! После этого каждый из них плевал
на Христа и ударял Его по голове. Багряница,
терновый венец, трость — это были предметы,
избранные воинами для глумления над
Христом. Но терновый венец стал лучшим
украшением нашего Господа Иисуса Христа,
как мы поем: «Чело в венце терновом — вот
красота Твоя»... Сколько проповедей было
посвящено терновому венцу Христа; сколько
духовных гимнов воспевают этот венец;
сколько картин, изображающих Христа в
терновом венце, нарисованных художниками
большими и малыми! Терновый венец,
возложенный на голову Христа, был, есть и
будет дорогим и близким сердцу христиан
всех веков и всех народов. Когда мы говорим о
Голгофе, нам хочется знать — был ли на
голове Христа этот терновый венец, когда Он
висел на кресте. О багрянице Евангелие
говорит, что воины «сняли с Него ее и одели
Его в одежды Его, и повели Его на распятие».
«Трость» они взяли из рук Христа, чтобы бить
ею по голове Его. А о дальнейшей судьбе
тернового венца в Евангелии ничего не
говорится. И все же можно думать, что он был
на голове пригвожденного ко кресту
Спасителя. Воины, вне сомнения, взяли его с
собой на Голгофу, и когда была прибита над
головой Христа надпись Пилата, гласившая: «Иисус
Назорей, Царь Иудейский», — терновый венец
был снова возложен на голову Христа, чтобы
еще раз дать повод для глумления над
распятым Христом. В плане
человеческом терновый венец был
предназначен для уничижения Христа и для
насмешек над Ним. В плане Божьем терновый
венец на голове Христа был предназначен для
прославления Его, как Спасителя грешников
от вечного ада, и для свидетельства о
величайшей истине Библии — истине, что
Христос умер вместо нас. Именно символика
тернового венца убеждает нас в том, что он
был на голове Христа, пригвожденного ко
кресту Голгофы. Мы все знаем маленькую
птичку с красной грудью, которая носит
название «красногрудки». Есть красивое
предание, что одна птичка прилетела на
Голгофу, села на голову Христа и начала
выдергивать шипы венца из головы Христа.
Вскоре грудь птички покрылась Кровью
Христа, и она положила начало роду «красногрудок». Но о чем же
говорит нам терновый венец на голове Христа?
Терновый венец говорит нам о том, что грехи
всех нас Отец Небесный возложил на Христа.
Если мы возьмем все места Библии, в которых
говорится о тернии, тёрне или терновнике, то
мы убедимся, что тёрн является символом
греха. Терновый венок на голове Христа —
это совокупность всех грехов мира, взятых
Христом на Себя. «Взглянь, взглянь, грешник,
взглянь, — взглянь на раны Христа, на
терновый венок, и познай, как в любви Он
высок». «И познай, как в любви Он высок»...
Многое на Голгофе говорит о безграничной
любви распятого Спасителя мира. Мы читаем в
1 Петра 2, 23: «Будучи злословим, Он не
злословил взаимно; страдая, не угрожал».
Молчание Христа на Голгофе в ответ на все
злословия книжников и фарисеев,
священников и первосвященников
свидетельствует о великой любви Христа к
Своим врагам. А молитва распятого Спасителя
за распинавших Его — разве не
свидетельство о Его безграничной любви? А
дарование разбойнику места в раю о чем
говорит? Не о величайшей ли любви Христа? А
забота Распятого о матери Своей, плакавшей
у подножия Его креста, — все это раскрывает
перед нами любящее сердце висящего на
кресте Спасителя. Но почему мы не замечаем
лучей любви Христовой, исходящих от
тернового венца на Его голове? А ведь
терновый венец на голове распятого
Спасителя громче, чем все другое на Голгофе,
говорит о том, как возлюбил Христос нас,
грешников. Каждый тёрн тернового венца,
венчавшего бледный лик распятого Христа,
громко говорит нашему сердцу, что Он —
Агнец Божий, Который взял грех мира на Себя.
Я помню из своего детства день, когда в
одном розовом кусту, среди колючих шипов, я
увидел птичье гнездо. В тот день, еще не
понимая как должно значения тернового
венца моего Спасителя, я подумал: какой
мудрый инстинкт, побудивший это крошечное
творение Божье свить свое гнездо в таком
надежном убежище, как колючий розовый куст.
Теперь, живя верою в Кровь Христа, пролитую
для нашего спасения, мы мудро избрали
Голгофский крест, как самое надежное
убежище от справедливого суда Божья за все
наши грехи и нарушения воли Божьей.
Терновый венец сам по себе не является
убежищем для наших душ, но то, что он
символизирует, то, что он изображает, — вот
это спасает нас от грядущего суда и
возмездия Божья за наши грехи. А изображает
терновый венец наш грех, возложенный на
голову Христа и наказанный полностью на
кресте Голгофы. Тут мы должны вспомнить
одну замечательную ветхозаветную картину,
которую мы видим в Книге Левит 16, 21 — 22: «И
возложит Аарон обе руки свои на голову
живого козла, и исповедает над ним все
беззакония сынов Израилевых, и все
преступления их, и все грехи их, и возложит
их на голову козла, и отошлет с нарочным
человеком в пустыню. И понесет козел на себе
все беззакония их в землю непроходимую, и
пустит он козла в пустыню». Как прекрасно
изображена в этой ветхозаветной картине
Голгофа и Агнец Божий — Иисус Христос — со
всеми беззакониями, преступлениями и
грехами мира на голове Своей; Агнец Божий,
поведенный в «пустыню Голгофы», чтобы там
умереть Ему не за Свои грехи, а за грехи
всего мира, за чужую вину, за вину нашу.
Голгофу можно назвать «пустыней», потому
что никто ни из людей, ни из ангелов — не мог
быть спутником Христу на Голгофу, чтобы
разделить с Ним Его страдания и смерть. В «пустыне»
Голгофы Христос должен был «топтать точило
один» (Ис. 63, 3). Почему же мы так
заостряем наше внимание на терновом венце
на голове Христа? Потому что этот терновый
венец громко свидетельствует всем нам о том,
что Христос пошел на Голгофу с нашим грехом,
как шел в пустыню в ветхозаветное время «козел
отпущения» (Лев. 16, 10) — с грехом Израиля. И
пусть наше сердце всегда видит терновый
венец на голове распятого Христа, чтобы нам
все больше и больше укрепляться в вере, что
весь ужас Голгофы выпал на долю Христа, как
на нашего заместителя, взявшего все наши
грехи и преступления на Себя и понесшего за
них полную меру наказания, нами
заслуженного, но Им вместо нас
перенесенного. Вот в чем глубокий смысл
тернового венца на голове Христа. И нам
важно никогда не терять его из вида, и
всегда помнить, что в колючем терновом
венце сокрыта не только красота и слава
нашего Голгофского Искупителя, но и Его
вечная безграничная любовь к нам, бедным
грешникам. Плоды Голгофы Откров. 5, 8 — 10 На страницах
Книги Откровения наш Господь Иисус Христос
носит имя «Агнца». «Агнец» — это имя Христа
Голгофы, то есть Христа, Которого мы видим
на Голгофе. «Агнец как бы закланный» — это
Христос, распятый на кресте Голгофы. 29 раз
встречается в Откровении это имя «Агнец»,
то есть чаще, чем какое бы то ни было другое
имя Христа. Книга Откровения
говорит о «новой песни», которую поют
искупленные пред престолом Бога и Агнца.
Если мы вникнем в слова этой прекраснейшей
песни, то увидим, что в ней говорится о
подвиге Христа на Голгофе и о плодах
Голгофы. В «новой песни» искупленных подвиг
Христа на Голгофе выражен словами: «Ты был
заклан». Слово «заклан» употреблено в «новой
песни» искупленных, потому что речь идет об
«Агнце». Словом «заклан» выражено все
страдание, которое перенес Христос на
Голгофе. Все страдания Его физического тела
и все страдания Его божественной души
выражены этим одним коротким словом «заклан».
Но в этом слове «заклан» сокрыты не только
все Голгофские страдания нашего Искупителя,
но и Его смерть на кресте. Страдания без
смерти Христа не имели бы силы для нашего
спасения. Слово «заклан» говорит и о
драгоценной Крови Христа, пролитой на
Голгофе. В слове «заклан» заключен и весь
бездонный океан любви Христовой к
грешникам земли. Вникнем теперь в
слова «новой песни» искупленных, которые
прославляют плоды Голгофы. Плодов Голгофы
много, но «новая песнь», которую поют
искупленные пред престолом Агнца, говорит
нам о двух плодах Голгофы; об искуплении и о
Церкви из всякого колена и языка, и народа и
племени. Итак, первый плод Голгофы — это
искупление. Но что такое искупление.
Искупление — это прежде всего освобождение
от чего-то какой-то ценою. В дни рабства
искуплением можно было бы назвать
освобождение от рабства ценою выкупа —
внесения какой-то платы рабовладельцу.
Каждый раб, получивший свободу от рабства
ценою выкупа, хорошо понимал значение слова
«искупление». Для людей, не знающих рабства,
слово «искупление» станет понятным, если
оно будет объяснено как освобождение от
какой-то вины ценою какой-то жертвы. Мы
часто слышим выражение: он искупил свою
вину; но это выражение требует дополнения —
он искупил свою вину, но каким путем, ценою
какой жертвы? Искупить свою вину — это
значит освободиться от своей вины. И вот мы
слышим слова «новой песни», которую поют
искупленные пред престолом Агнца: «Ты
Кровью Своею искупил нас». «Искупил», то
есть освободил нас от нашей вины. Перед кем?
Перед Богом! Какою ценою? Кровью Своею! Вот
первое значение драгоценного слова «искупление»:
спасение, освобождение от нашей вины перед
Богом путем, ценою Голгофской жертвы Христа
— ценою «заклания» Агнца, ценою всех Его
страданий и смерти на кресте Голгофы. Вина
каждого человека велика перед Богом; так
велика, что ни один человек не мог бы сам
никакою ценою искупить своей вины. Только
одною ценою могло человечество и каждый
человек в отдельности освободиться от
своей вины перед Богом, и эта цена — цена
страданий и смерти Христа на Голгофе, цена
Его Крови, пролитой на кресте. Искупление,
совершенное Христом — этим Агнцем,
закланным на Голгофе, — имеет большой
диапазон, большой объем. Освобождение от
вины, прощение вины во имя Крови Христа —
это только начало искупления. А конец
искупления — это полное уничтожение греха
в каждом искупленном чаде Божьем. Конец
искупления — это «белые одежды»
искупленных, как символ их абсолютной
чистоты, и «пальмовые ветви» в их руках, как
символ их полной победы над грехом (Откров.
7, 9). Итак, первым
плодом Голгофы является искупление, то есть
полное освобождение искупленных от какой
бы то ни было вины перед Богом, а также
полное очищение от греха — абсолютная
чистота и святость, абсолютное
освобождение от власти нашего «ветхого
человека». Рассмотрим теперь
второй плод Голгофы — Церковь искупленных
из всякого колена и языка, и народа и
племени. Второй плод Голгофы — это «голгофское
христианство», это совокупность тех
христиан, которые через покаяние и рождение
свыше получили свою новую жизнь у подножия
креста Голгофы, у подножия Агнца,
закланного за грехи мира. «Голгофские
христиане» — это те христиане, которые
раскинули свои шатры вокруг Голгофского
креста и распятого на нем Спасителя, и
которые, живя на земле, держатся
непрестанно рукою веры за крест Голгофы,
как за единственный путь для входа в
Царствие Божье. Голгофские христиане — это
те христиане, которые у подножия креста
Голгофы учатся любить Бога и человечество
любовью распятого Христа. И, наконец,
голгофскими христианами являются те
христиане, которые умирают, взирая на Агнца,
пригвожденного ко кресту Голгофы и держась
за Кровь Его. Вот какое христианство
является плодом Голгофы. Но разве не все
христиане являются голгофскими
христианами? Есть немало христиан, которые
надеются на вход в Царствие Божье через
крещение, полученное ими в младенческом
возрасте, или через те или другие заслуги их
перед Богом, или через причастие на одре
смерти. Голгофские христиане надеются
только на жертву, принесенную Христом на
Голгофе; они надеются только на драгоценную
Кровь Агнца Божья Иисуса Христа. Они поют: «Одна
надежда нам дана, один завет святой: за нас
пролита Кровь Христа, и в этом наш покой». В «Голгофской
церкви» все искупленные соделаны «царями и
священниками Богу» (Откров. 5, 10). Вот почему
в 1 Петра 2, 9 все искупленные названы «царственным
священством». Это всеобщее священство
искупленных можно назвать тоже «голгофским
священством», поскольку все искупленные
Кровью Христа служат Агнцу, закланному на
Голгофе. Служение священников Агнца на
земле полно несовершенства, но когда
Голгофская церковь соберется вокруг
престола Бога и Агнца, — служение их будет
абсолютно совершенным; «гусли» их будут
хорошо настроены для прославления Агнца
Божьего, и «золотые чаши» их будут полны
фимиама молитвы. В небесном храме
искупленные Кровью Голгофы будут служить
Богу и Агнцу непрерывно, день и ночь (Откров.
7, 15). Искупленные Кровью Христа —
голгофские христиане — составят чудесный
хор — Голгофскую капеллу, который будет во
веки веков исполнять «новую песнь» — эту «ораторию
Голгофы», прославляющую подвиг Агнца на
Голгофе и дело искупления, Им совершенное. Но слава Господу,
что мы, омытые Кровью Агнца, еще находясь на
земле, имеем уже возможность петь эту песнь
всех песней — песнь во славу нашего
Голгофского Искупителя. |