Выход

ОБРАЗ ХРИСТА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

 

Христос на браке в Кане Галилейской

(Ев. Иоан. 2, 1 — 11).

Христос во время Своего пребывания на земле посещал как дома плача, так и дома радости. Он пришел в дом плача в Вифании, где Марфа и Мария плакали по своем умершем брате. И Он посетил брачный пир в Кане Галилейской. Но все же Он больше бывал в домах плача, чтобы перевязывать раны, нанесенные человеческому сердцу той или другой скорбью. Ведь это Он Сам сказал словами Екклесиаста 7,2: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира». Правда, для нашего «я» это не очень приемлемые слова, так как нам приятнее бывать в домах, где льется песня ликования, чем в домах, где раздаются плач и рыдание. Только у ног Христа мы учимся не только радоваться с радующимися, но и плакать с плачущими (Рим. 12, 15).

Что может быть радостнее брачного, пира? Вот почему Слово Божье изображает нам Христа как «Жениха», а Церковь Его как «невесту». Новый же Иерусалим, где Христос и Его Церковь будут пребывать вместе, причем во веки веков, Слово Божье изображает «брачной вечерей Агнца» (Откров. 19, 9). Изображая Христа как «Жениха», а Церковь Его как «невесту», Слово Божье говорит этим сравнением о невыразимой радости детей Господних, которую они имеют в своем Спасителе Иисусе Христе. И, изображая вечную жизнь в новом Иерусалиме как «брачную вечерю Агнца», Слово Божье таким изображением говорит о невыразимом счастье, которое будут испытывать в вечности спасенные Кровью Христа души. На земле смерть разрушает самые счастливые семьи, но «невеста» Христа — Церковь Его — не овдовеет никогда. Лишь измена наша Христу может осиротить нас и повергнуть в одиночество.

Брак в Кане Галилейской был браком бедных. Недостаток вина на брачном пире говорит о бедности жениха и невесты. Вот почему за новобрачных в Кане Галилейской ходатайствует пред Христом матерь Его. Она говорит Ему: «Вина нет у них». А каков ответ Христа: «Что Мне и тебе, жено? еще не пришел час Мой». Почему Христос употребил такие слова? Он знал, что произойдет в христианстве через несколько веков. Он знал, что миллионы людей, именуемых себя христианами, превратят Его земную матерь в «царицу небесную», и будут молиться ей, как ходатайнице пред Богом, будут просить ее о всех своих нуждах, веря, что она может воздействовать на своего божественного Сына, Иисуса Христа. На браке в Кане Галилейской Христос показал Своей Церкви, что Он — властелин вселенной и творит Свое дело в Свой час и в Свое время. Слова Христа — «еще не пришел час Мой» — говорят о том, что Христос творит все в Свой час. И наши молитвы к Нему будут отвечены в Его час, а не в наш час.

Как же помог Христос новобрачным? Он превратил обыкновенную воду в вино. Нас, верующих, это чудо, как и все другие чудеса Христа, ничуть не смущает, поскольку мы непоколебимо верим, что Христос — истинный Бог. В Нем обитала полнота Божества телесно; это значит, что Он был Богом, пришедшим в человеческом теле на землю. Все чудеса, которые Христос творил, творит и еще сотворит, делаются нам понятными только в свете Его божественности. Превращая воду в вино, Христос имел более высокую цель, чем просто удовлетворить нужду новобрачных. Прежде всего Он хотел явить пред людьми Свою божественную славу и привести к вере Своих учеников. Евангелие говорит: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ев. Иоан. 2, 11). Этим чудом, как и всеми другими Своими чудесами, Христос хочет преподать всем Своим последователям большой духовный урок. Мы должны знать, что во всех чудесах Христа сокрыт глубокий духовный смысл. Разве Христос не превращает в нашей земной жизни обыкновенную «воду» в прекрасное «вино»? Что это значит? Возьмем наше рождение свыше, совершенное силою Христа, силою Духа Святого. Разве при рождении свыше мы, обыкновенные люди, не стали людьми необыкновенными? Разве путем рождения свыше мы не стали «чадами Божьими»? Наследниками всех сокровищ Царствия Божья? Христос действительно превращает «воду» в «вино»: силою Его наша самая обыкновенная жизнь превращается в «новую жизнь», жизнь с новыми мыслями, новыми словами, новыми чувствами и новыми делами. Он превращает наши земные слезы в небесные жемчужины.

Что сказал распорядитель брачного пира жениху? Он сказал: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». В Кане Галилейской на брачном пире мы видим вино сперва худшее, потом лучшее. Таков Божий порядок в нашей христианской жизни. В нашей христианской жизни Христос готовит нам с каждым днем все лучшее и лучшее. С каждым днем мы испытываем все новые и более глубокие радости в Нем. С каждым днем мы получаем все новые и более глубокие откровения от Него. С каждым днем наш мир во Христе становится все глубже. В начале нашей христианской жизни мы испытываем мир и радость спасения, а потом — мир и радость освящения; еще далее мы испытываем мир и радость преображения в чудный образ Христа. А когда окончится путь наш земной, мы увидим то, что не видел наш глаз и чего не слышало наше ухо на земле, то есть то, что Бог приготовил для любящих Его. Высшую степень мира, радости и блаженства Христос сберегает для нас в «новом Иерусалиме», на «новом небе» и «новой земле». Там будет поистине «новое вино», о котором Христос сказал Своим ученикам на Тайной Вечери: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Ев. Матф. 26, 29). «Новое вино» — это не материальное вино из виноградного сока. «Новое вино» в Царстве Божьем — это вино высшей и безграничной радости во Христе и со Христом. Но все это пока впереди, в будущем, и мы с радостной уверенностью ожидаем осуществления этого величайшего обетования Божьего — обетования о новом небе и новой земле.

 

Труд в жизни Христа

(Ев. Иоан. 9, 4).

«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать». «Мне должно делать». Этими словами Христос говорит и о смысле и задаче жизни каждого человека. Христос говорит о Себе: «Мне должно делать дела Пославшего». И задачей жизни Его учеников является тоже делание дел Пославшего. Христос говорит о делании — «доколе есть день». Он говорит, что «приходит ночь, когда никто не может делать». Христос говорит не о ночи, когда люди отдыхают от своих дневных трудов; Он говорит о ночи, которую приносит с собой смерть, налагая на каждого умершего человека печать неподвижности и бездействия.

«Приходит ночь» — это неизменный закон для всего живущего на земле. И эти два слова — «приходит ночь» — должны всегда стоять перед нашими глазами. Эта ночь уже надвигалась на нашего Господа Иисуса Христа — ночь Гефсимании и ночь Голгофы. Приближение этой темной ночи было причиной того, что Христос дорожил каждым часом Своей жизни, чтобы делать дела Пославшего Его. У нас, людей, происходит наоборот: когда наступает в нашей жизни ночь болезни, или приближается ночь смерти, мы падаем духом и теряем желание что-либо делать. Христос учит нас перед лицом приближающейся смерти не опускать наших рук, а наоборот — усиленнее трудиться, чтобы с большим количеством плодов явиться перед престолом Всевышнего.

Говоря о труде, о делании, Библия ставит перед нами лучезарную личность Господа нашего Иисуса Христа. Он — пример для нас во всем. Он — пример для нас и в труде и в делании. Возьмем жизнь Христа в Назарете, которая продолжалась там целых тридцать лет. Что делал Христос в Назарете? Жители Назарета говорили о Нем: «Не плотник ли Он?» (Ев. Марк. 6, 3). О чем говорят эти слова? О труде, которым занимался Христос в Назарете. Мы можем быть уверенными в том, что Христос был самым прилежным и самым добросовестным плотником в мире. Тот, кто учит нас быть «верными в малом», был, безусловно, верным в Своем скромном труде плотника. Все изделия Его рук говорили о том, что Он вкладывал в Свой труд сердце. Я думаю, что у всех нас есть желание посмотреть на изделия рук плотника Христа — на хижины, сараи, изгороди, сохи и бороны, которые Он делал. В поте лица ел Он Свой хлеб, и на ладонях рук Своих Он имел жесткие мозоли. Эти мозоли являются украшением нашего драгоценного Спасителя, так же как раны от гвоздей на Его руках свидетельствуют о Его безграничной любви к нам, грешникам. Труд плотника был для Христа священнодействием, поскольку Он совершал его для славы Важней. Мы не можем себе представить, чтобы Христос когда-либо допустил небрежность в Своем труде плотника. Слава Богу, что Евангелие хранит для нас образ Христа с мозолями на руках. Евангелие хранит для нас и другой образ Христа — Христа, препоясанного полотенцем и умывающего ноги Своим ученикам. Христос, исполняющий труд плотника, этим самым как бы окружает ореолом, почетом всякий труд на земле. С точки зрения Евангелия нет низкого труда; каждый труд почетен в очах Христа, работавшего плотником в Назарете. Мы знаем, как Сам Бог поселил первого человека Адама в саду Едемском, чтобы возделывать его (Быт. 2, 15). Разве это не говорит о том, что труд наш в нашей земной жизни является волей Божьей. Все, что создано Ботом, создано для труда, для делания. Трудится море, трудятся реки, трудится ветер, трудятся все силы природы, выполняя волю Божью. Весь ангельский мир находится в движении, о чем свидетельствуют крылья ангелов. Они неустанно направляются к престолу своего Творца, чтобы получить от Него поручения, и от престола Божья они нисходят в наш мир, чтобы исполнить повеления Господни.

Но устремим наш взор снова на Иисуса Христа. Мы видели Его физический труд в Назарете. Обратим теперь наше внимание на Его духовный труд. Евангелие нарисовало нам образ Христа как плотника; но оно рисует нам образ Христа и как Врача. Как магнит притягивает железо, так Христос влек к Себе всех больных — прокаженных, слепых, хромых, глухонемых, бесноватых. Вот как описывает Евангелие труд Христа как Врача. Прочтем Ев. Луки 6, 17 — 19: «...много народа из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест Тирскых и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех». Евангелие рисует нам еще и другой образ Христа — образ Его как Учителя. С раннего утра и до позднего вечера Его окружают толпы народа, жаждущие послушать Его поучения. В Ев. Марка 10, 1 мы читаем: «...опять собирается к Нему народ; и, по обычаю Своему, Он опять учил их». Едва ли только Никодим нарушил ночной покой нашего Господа. Можно не сомневаться, что было немало таких Никодимов, которым Христос уделял Свои ночные часы. Были дни в жизни Христа, когда Ему и Его апостолам даже есть было некогда, как мы читаем в Ев. Марка 6, 31: «...много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда».

Труд Христа как Врача и труд Христа как Учителя не был трудом легким. Будучи человеком, подобным нам, Он утомлялся порой до высшей степени. Мы читаем в Ев. Матф. 8, 24: «...лодка покрывалась волнами; а Он спал». Спал в бросаемой волнами лодке — разве это не говорит о чрезвычайном утомлении нашего Господа Иисуса Христа? Но что особенно удивительно, так это то, что среди такого труда Христос не упускал из вида так называемых «мелочей жизни». Напитав, например, чудесным образом пять тысяч человек, Христос говорит: «...соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ев. Иоан. 6, 12), давая этим урок всему человечеству: бережно относиться к насущному хлебу. Вернув к жизни дочь начальника синагоги Иаира, Христос говорит ее родителям, чтобы они дали ей есть (Ев. Марк. 5, 43). Так от Христа никогда не ускользали мелочи жизни, потому что Он знал, как они способны лишать покоя человеческое сердце.

«Приходит ночь, когда никто не может делать». Посмотрим, как Христос в последние часы перед наступлением этой ночи — Голгофекой ночи — продолжает совершать Свой славный труд, Свое служение любви. Пойдемте в Иерусалимскую горницу и послушаем там прощальную беседу Христа со Своими учениками. Эта беседа Христа на Тайной Вечери, за несколько часов до Его смерти на Голгофе, является драгоценнейшим сокровищем для всех христиан мира.

В Гефсиманском саду Христос тоже не ушел настолько в Свои страдания и в мысли о Голгофе, чтобы не заметить страдания раба первосвященника Малха, которому Петр отрубил ухо. Не упустил Христос из вида и отрекшегося ученика Своего Петра, и послал ему Свой взор любви и милосердия, который сказал его сердцу лучше всяких слов. А на Голгофе, уже перед самой смертью, уже в долине смертной тени, Христос, невзирая на Свои невыразимые страдания, делает величайшее дело любви: Он прощает кающегося разбойника и дает ему место с Собою в раю. На Голгофе Он проявляет там же заботу в отношении Своей матери, поручив ее попечению апостола Иоанна. На Голгофе Он молится за всех врагов Своих, и эта молитва была услышана в день Пятидесятницы, когда многие из Его врагов покаялись и присоединились к церкви. Так Христос до последнего вздоха делал дела Пославшего Его и совершал служение любви, подавая нам, ученикам Своим, пример, чтобы мы шли по следам Его. Мы все призваны Богом к труду и деланию дел любви — «доколе есть день». И чем ближе к нам ночь, когда никто не может делать, тем ревностнее должны мы трудиться, — чтобы как можно с большим количеством плодов мы могли явиться перед лицо нашего Господа. Пусть Христос в Его служении любви до последнего вздоха на Голгофском кресте стоит всегда перед нами, как наш славный пример и образец.

 

Благодеяние, явленное Христом в Наине

(Ев. Луки 7, 11 — 17).

Евангелие повествует о трех случаях воскрешения Христом умерших людей. Эти три случая следующие: воскрешение сына Наинской вдовы, воскрешение дочери Иаира и воскрешение Лазаря. Что воскрешение, совершенное Христом в Наине, было первым из трех воскрешений, — это видно из того великого изумления, которое оно вызвало по всей Палестинской земле. Ведь последнее повествование Библии о воскрешении умершего человека относится к временам пророка Елисея. Это значит, что израильский народ 900 лет не слышал о случаях воскрешения мертвых.

Прислушаемся теперь к повествованию Евангелия о воскрешении сына вдовы Наинской. «После сего Иисус пошел в город, называемый Наин». Город, называемый Наин, сегодня больше не существует, но путешественникам по Палестине показывают его развалины. Нет сомнения, что Иисус в годы Своей жизни в Назарете бывал неоднократно в Наине, поскольку этот маленький городок был совсем близко от Назарета. Что побудило нашего Господа Иисуса Христа на сей раз пойти в Наин? Нет сомнения, что это было несчастье, которое постигло бедную мать в Наине. Как истинный Бог, Христос знал, что произошло в доме Наинской вдовы. И Он шел туда не один, мы читаем в Евангелии: «С Ним шли многие из учеников Его и множество народа». Это значит, что воскрешение Христом сына вдовы Наинской было совершено на глазах множества народа. А если мы прочтем еще следующие слова: «И много народа шло с нею из города», — то количество людей, бывших очевидцами этого чуда, становится в два раза больше. Этот вход Христа в Наин напоминает несколько вход Его в Иерусалим, когда тоже множество народа сопровождало Его и другое множество народа вышло Ему навстречу. И как в день входа Христа в Иерусалим раздавалось громкое славословие «Осанны», так и здесь, в Наине, все великое множество народа славило Бога, как написано в Евангелии: «Всех объял страх и славили Бога». Эта «Осанна» в Наине была как бы прелюдией, то есть введением к «Осанне» в Иерусалиме.

«Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего...» По обычаям Палестины тело умершего человека не полагалось держать в доме более 24 часов, и погребение совершалось вечером перед заходом солнца, причем кладбища иудеев в Палестине находились всегда вне города. Значит, был вечер, когда Христос приблизился к городским воротам. Вечерняя тишина была нарушена сильным плачем и громкими рыданиями. Евангелие поясняет, в чем было дело: «Тут выносили умершего». Кто же был этот умерший? Мы читаем: «Выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова». Эта бедная мать переживала уже второй удар от костлявой руки смерти. Первым ударом была смерть ее мужа. Этим же путем и через эти же самые ворота, может быть, недавно она шла за прахом своего друга жизни. Но тогда рядом с ней находилась утеха и отрада ее плачущего сердца — ее дорогой единственный сын. Как часто, смотря на него, она забывала свое первое горе, и голос его был бальзамом, смягчавшим боль ее вдовьего сердца. Но вот ангел смерти унес и это ее дорогое материнское сокровище. И она осталась совсем одна.

Мы прочтем два места из Слова Божья, которые хорошо объяснят нам глубочайшее горе вдовы Наинской. Эти два места говорят об особо глубокой ране, которую наносит человеческому сердцу, и особенно материнскому, смерть единственного сына или единственной дочери. Иерем. 6, 26: «Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и посыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти единственного сына, — горько плачь»; Захар. 12, 10: «...и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце».

«Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь»! Среди этого множества народа, окружавшего плачущую мать, был только Один, Который мог помочь ей в ее безутешном горе. Один — только Один — мог сказать ей: не плачь, ибо ты увидишь сейчас твоего сына живым! Это Тот, Который говорит о Себе, что Он послан, чтобы «исцелять сокрушенных сердцем» (Ев. Луки 4, 18). Мы не видим, чтобы вдова обратилась ко Христу за помощью. Христос Сам подошел к ней со словами: не плачь! Если мы возьмем все случаи благодеяний и помощи, оказанных людям Христом, то мы увидим, что в одних случаях страждущие сами просили Христа о помощи, в других случаях друзья страждущих просили Христа помочь; и в третьих случаях Христос Сам шел к страждущим для оказания им помощи. Например: прокаженный сам просил Христа исцелить его; капернаумский сотник просил Христа исцелить его больного слугу; а к вдове Наинской Христос пошел Сам со Своей божественной помощью.

Мы можем себе представить, в каком ожидании были ученики Христа: что будет дальше, что последует за словами Христа «не плачь»? Они были свидетелями многих славных дел своего Учителя; они видели, как прозревали слепые, как ходили хромые, как очищались прокаженные, и как начинали слышать глухие. Но они еще не видели, как встают мертвые, как они воскресают. Они знали слова пророчества Малахии о Христе — Солнце правды: «И исцеление в лучах Его» (Малах. 4, 2). Но они теперь ожидали, будет ли воскресение в лучах Солнца правды. Прикажет ли их Учитель ангелу смерти вернуть плачущей матери похищенное им ее сокровище — ее единственного сына? Да, прикажет!

«И подошед прикоснулся к одру... и сказал: юноша! тебе говорю, встань!» И мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его». Короткие слова, но какое откровение силы и славы нашего Господа Иисуса Христа! При этих словах перед нами встает величественный образ Христа, который в Откров. 1, 18 говорит: «Имею ключи ада и смерти». Слава Христа, явленная в Наине, вызвала громкую «Осанну» в честь Христа, как говорит Евангелие: «И славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Пополним этот ликующий хор и нашими голосами!

Придет день, когда образ Христа, как имеющего ключи ада и смерти, с особой силой засияет перед нами. Это тот день, о котором Христос говорит в Ев. Иоан. 5, 28: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божья, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Этими словами Христос говорит, что Он опустошит все могилы мира. Откров. 20, 12 — 13 показывает нам удивительную картину: «И увидел я мертвых, стоящих перед Богом... и судимы были мертвые... сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим».

Но образ Христа как имеющего ключи ада и смерти не будет полным, если мы не вспомним, что, кроме физической смерти, есть еще смерть духовная, от которой ключи тоже в руке Христа. Прочтем величественные слова Христа в Ев. Иоан. 10, 28: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек». Физическую смерть мы еще не испытали, но духовно мы были мертвы во грехах наших. И слава Христу, — мы испытали на себе Его воскрешающую силу. Он воскресил нас из мертвых — к новой, славной жизни. И мы поем Ему «новую песнь» — песнь избавления от духовной смерти.

 

Христос в доме Иаира

(Ев. Марка 5, 21 — 43).

Великое событие воскрешения Христом дочери Иаира произошло в Капернауме. Ни в каком другом городе не бывал Христос так часто, как в Капернауме. И ни в каком другом городе не совершил Христос столько славных дел, сколько Он совершил их в Капернауме. Когда Христос приходил в Капернаум, то люди говорили: Он пришел в «Свой город» (Ев. Матф. 9, 1). И говорили так потому, что Христос именно часто бывал в этом городе.

Посмотрим, о каких славных делах, совершенных Христом в Капернауме, говорит Евангелие. Здесь, в Капернауме, Христос исцелил от горячки (возможно, это была болезнь малярии) тещу апостола Петра (Ев. Марка 1, 29 — 31). В Капернаумской синагоге Христос исцелил бесноватого (Ев. Марка 1, 21 — 26). В Капернаумской синагоге Христос совершил исцеление сухорукого, то есть человека с парализованной рукой (Ев. Луки 6, 6 — 10). Здесь, в Капернауме, Христос исцелил «расслабленного», то есть разбитого параличом больного, которого спустили на постели через кровлю дома (Ев. Марка 2, 1 — 12). В этом городе был исцелен Христом слуга сотника (Ев. Матф. 8, 5 — 13). В Капернауме, по слову Христа, был исцелен сын царедворца (Ев. Иоан. 4, 46 — 54). Но самым славным из всех дел, совершенных Христом в Капернауме, было воскрешение дочери начальника синагоги Иаира. Здесь, в Капернауме, были сказаны знаменитые слова Христа о «хлебе жизни», сшедшем с небес (Ев. Иоан. 6, 48 — 59), а также притчи о сеятеле, о пшенице и плевелах, о зерне горчичном, о закваске, о сокровище, скрытом на поле, о купце, ищущем хороших жемчужин, и о неводе, закинутом в море (Ев. Матф. 13 глава). Много славных дел явил Христос в Капернауме, и много славных наставлений преподал Он жителям его, но почва сердец их оказалась каменистой, и Христу пришлось произнести печальное пророчество об этом городе, которое мы читаем в Ев. Матф. 11, 23: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ...ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня». Эти слова Христа должны быть теперь понятны нам, после всего того, что мы слышали о делах, совершенных Христом в Капернауме.

Воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей двенадцать лет кровотечением, Евангелие связало неразрывно. Трудно говорить о воскрешении дочери Иаира и не говорить об исцелении двенадцать лет страдавшей кровотечением женщины. Эти два славных дела Христа тесно переплетаются одно с другим. И это переплетение болезни и смерти имеет глубокий духовный смысл. А именно: со дня появления греха на земле болезнь и смерть стали постоянными посетителями наших домов. Эти две нежеланные гостьи чересчур долго загостились на нашей земле. Но Евангелие говорит, что их не будет на новой земле, которую сотворит Христос. Мы все знаем слова о новой земле в Откровении 21, 4: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет». Теперь мы поймем более глубоко значение чудес Христа — исцелений Им больных, воскрешений мертвых, усмирений бурь на море... Все, что совершил Христос на земле, должно свидетельствовать нам о Нем как об истинном всемогущем Боге. Это с одной стороны, а с другой стороны — исцеление Христом больных и воскрешение Им мертвых показывают нам нашего Господа Иисуса Христа как Победителя над болезнью и смертью и как Создателя нового неба и новой земли, где не будет ни болезни, ни смерти.

Евангелие говорит, что Христос творил Свои чудеса там, где была у людей вера. То есть там, где была рука, протянутая ко Христу, как к источнику божественной силы. Это не значит, что отсутствие веры обессиливало Христа; нет, те же чудеса Он мог бы совершить и там, где не было веры. Но вера соединяет человека со Христом, вот почему Он требовал от приходящих к Нему за помощью — веры. Мало получить помощь от Христа, — надо приобрести Его Самого. А для этого нужна рука веры. Драгоценнейшая жемчужина — Христос — может сиять перед нашими очами. Но лишь вера в Него делает Его достоянием нашего сердца. Помощь, полученная от Христа, без обладания Им Самим, не даст счастья нашему сердцу, ибо истинное счастье только во Христе Самом.

Иаир пришел ко Христу с верой. Он говорит Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Ев. Матф. 9, 18). Это была большая вера: «дочь умирает», но она «будет живой», если Христос возложит на нее Свою руку. Но и самая большая вера может быть поколеблена, когда приходит самая тяжелая весть: «Дочь твоя умерла». Христос не порицает Иаира за страх, который охватил его сердце, и не осуждает за колебание его веры при получении потрясающей вести, что дочь его умерла. Нет, Он укрепляет его веру словами: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Ев. Луки 8, 50). Это слова Победителя над смертью; слова Творца новой земли — земли без болезней и смерти. Но за этими словами последовало и дело, полное торжества и славы, — дело возвращения жизни умершей 12-летней девочке, дочери Иаира.

Христос вошел в дом Иаира. С Ним только три апостола — Петр, Иоанн и Иаков. В Наине, при воскрешении сына вдовы, было множество народа. Здесь, в доме Иаира, только три апостола и отец и мать умершей девочки. И здесь, в доме Иаира, Христос провозгласил Свое великое учение о смерти, как о сне, от которого будет пробуждение. Он сказал: «Девица не умерла, но спит». Эти слова Христа вызвали смех у находившихся в доме Иаира людей. Мы читаем: «...и смеялись над Ним». Но Христос и о смерти Лазаря сказал, как о сне. Прочтем Его слова в Ев. Иоан. 11, 11: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Христа не поняли этих слов Учителя; они думали, что Он говорит о сне обыкновенном (Ев. Иоан. 11, 14). «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер».

Мы, имеющие Библию как основу жизни, должны иметь определенное понятие о смерти, основанное на Слове Божьем. Мы возьмем пять понятий, которые дает Слово Божье в отношении смерти. Первое понятие: смерть — это сон, от которого будет пробуждение. Об этом мы слышим из уст Христа. Второе понятие о смерти: смерть — это «последний враг», как мы читаем об этом в 1 Кор. 15, 26: «Последний же враг истребится — смерть». Много враждебных нам стихий встречаем мы в нашей жизни. Много нежелательного для нас приходится нам переживать в нашей земной жизни. Последней враждебной стихией будет наша смерть. Последним нежелательным для нас явлением будет наша смерть. Вот в каком смысле смерть является нашим «последним врагом». Третье понятие о смерти, которое дает нам Слово Божье, следующее: смерть — это приобретение. Так говорит ап. Павел в Филип. 1, 21: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». В каком смысле смерть является «приобретением»? В том смысле, что смерть — это «восхищение от зла», как сказано в Ис. 57, 1: «Праведник умирает... и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла». Смерть — приобретение, поскольку она приобщает нас ко Христу, как говорит ап. Павел: «имею желание разрешиться (то есть умереть) и быть со Христом» (Филип. 1, 23).

Четвертое понятие о смерти: смерть как избавление от страданий. Вспомним молитву утомленного бурями жизни пророка Илии: «...и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою» (3 Цар. 19, 4). Такой молитвой молятся многие страждущие дети Божий. И один поэт сказал, что в могиле «спит страдание». И, на конец, пятое понятие о смерти: смерть — явление временное. Слово Божье в Откровении 21, 4 торжественно провозглашает: «Смерти не будет!»

В доме Иаира мы слышим повеление Христа умершей девочке. Повеление гласит: «Девица, тебе говорю, встань!» Так же гласило повеление Христа умершему юноше в Наине: «Юноша! тебе говорю, встань!» И стало так: юноша поднялся и девица встала, — «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Ев. Луки 1, 37). «И возвратился дух ее» (Ев. Луки 8, 55). Вот сущность воскресения: дух возвращается в тело, — не в разложившееся тело, а в новое тело, которое сотворит Бог — Творец вселенной.

 

Христос у гроба Лазаря

(Ев. Иоан. 11, 38 — 45).

Страницы Евангелия — это повествование о силе и славе нашего Господа Иисуса Христа. Но 11 глава Ев. Иоанна — это повествование о явлении особой силы и славы Христа. Много чудес совершил наш Господь Иисус Христос, и каждое из них показывает нам Его божественную силу и славу. Но чудо, совершенное над смердящим Лазарем, превосходит все чудеса Христа, о которых нам повествует Евангелие. И что удивительно: И глава Ев. Иоанна, показывающая нам Христа в Его высшей божественной силе и славе, показывает нам Его и истинным Человеком, способным плакать, как способны плакать все люди на земле. Мы читаем в стихе 35: «Иисус прослезился». Слезы Марии, сестры Лазаря, и слезы людей, оплакивавших его смерть, вызвали слезы сострадания у нашего Господа Иисуса Христа. В Послании к Евреям 4, 15 нам дан чудный образ Христа, как Первосвященника Церкви, сострадающего ей во всех ее немощах: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших»...

«Был болен некто Лазарь из Вифании» — такими словами начинается 11 глава Ев. Иоанна. Разве Христос, поднявший Лазаря из тления и разложения, не мог не допустить его болезни? Конечно, мог. Но, может быть, болезнь Лазаря была наказанием за его какой-либо грех? Мы часто думаем, что болезнь является наказанием за наш грех, но это не так. Христос о болезни Лазаря сказал, что она — к славе Божьей. Мы знаем, как долго апостол Павел страдал от жала в своей плоти и Христос не освободил его от этого жала, а сказал, что Он хочет в телесной немощи Павла проявлять Свою божественную силу. Значит, болезнь, по словам Христа, может иметь и свою светлую сторону, то есть быть ко благу больного. В каком смысле? Болезнь чада Божьего может быть «лестницей», которую видел во сне Иаков, — лестницей, соединяющей землю с небом; лестницей, соединяющей больное чадо Божье с горним миром, где Христос одесную Бога (Колос. 3, 1). Болезнь погружает дитя Божье в божественную Книгу — Библию и в молитвенное общение с Богом. Болезнь — это зеркало нашего христианства, которое показывает, каков наш внутренний человек.

«Сестры послали сказать Ему (Иисусу): «Господи! вот кого Ты любишь, болен». Лучшее, что мы можем сделать во время нашей собственной болезни, или болезни близких нам людей, — это сказать о болезни Христу. Есть духовная песнь с такими словами: «С верой скажи ты все Иисусу, — лучшего Друга тебе не найти, — Он хочет быть твоим Братом и Другом, — все Иисусу скажи». Но значит ли это, что мы в дни болезни должны пренебрегать медициной — врачами и лекарствами? Нет! Бог создал врачебные средства природы — растительные и минеральные, и Бог дал разум человеку, чтобы врачевать болезни. Поэтому в дни болезни нет никакого греха в том, чтобы и земными средствами помогать больному организму преодолевать болезнь. Но все же мы, верующие, знаем, что главный Врач находится на престоле Всевышнего, и поэтому мы в дни болезни прежде всего поднимаем наши взоры к Нему и взываем к Нему о помощи.

«Иисус же любил Марфу и Марию и Лазаря»... Эта милая семья в Вифании была маленькой Церковью Христовой. Как были различны характеры членов этой маленькой церкви. Марфа, из-за своей склонности к суете, мало сидела у ног Христа; Мария, наоборот, далекая от забот о хозяйстве, любила сидеть у ног Христа, когда Он приходил в Вифаиию. О Лазаре мы знаем мало, но можно думать, что о>н занимал середину между Марфой и Марией: он был энергичен и в хозяйстве, он был и внимателен к словам Христа. В наших церквах члены очень различны; одни — с задатками Марфы, другие — с качествами Марии. Есть немало и Лазарей. Но вот Христос любил и Марфу, и Марию, и Лазаря. Как мы не похожи в этом отношении на нашего Господа. Мы делаем предпочтение либо одним, либо другим верующим, но Христос любит всех Своих детей одинаково, ибо Он любит нас безграничною любовью, а безграничная любовь не может быть большей или меньшей. Церковь — это сад с различными цветами, но небесный Садовник — Христос заботится одинаково о каждом цветке в Своем саду.

«Когда же (Иисус) услышал, что он (Лазарь) болен, то пробыл два дня на том месте, где находился». Здесь мы видим промедление Христа в оказании помощи. Зная, чем кончилась болезнь и смерть Лазаря, мы говорим, что это промедление было мудрым промедлением Христа. Но для Марфы, Марии и Лазаря промедление Христа было, возможно, непонятным. Наши молитвы, может быть, тоже все еще остаются без ответа, и мы ропщем, вместо того чтобы вникать, почему Господь медлит с ответом. Но будем уверены, что во всех случаях промедления в ответах на наши молитвы нам будет явлена мудрость Божья. «Он знает путь, Он знает», — твердит доверчиво душа положившегося на Христа чада Божья.

«После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Путь в Иудею был на сей раз опасным для Христа. Апостолы были правы, удерживая Учителя от этого пути. Но Христос пошел этим путем, и пошел для того, чтобы воскрешением Лазаря явить и ученикам Своим, и всему иудейскому народу, и человечеству всех времен Свою Божественную силу и славу. Многие пути нашей жизни могут быть для нас неприятными, нежелательными и трудными. Но если мы на этих путях можем прославить и возвеличить нашего Господа Иисуса Христа, то мы должны безбоязненно идти ими. Вспомним слова ап. Павла в Филип. 1, 20: «Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью». Смерть, как и болезнь, — очень трудный путь; это путь «долиной смертной тени», «о ап. Павел готов идти этой мрачной долиной с радостью, если только смерть его возвеличит Христа. Так мы должны относиться ко всем нашим трудным путям, лишь бы возвеличивался Христос в нашей жизни.

«Марфа услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему... и сказала Ему: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Эти же слова сказала Христу и Мария. В этих словах кроется вера в силу Христа: если бы Он был в Вифании, то Он не допустил бы смерти Лазаря. Но в этих же словах слышится и сомнение — сомнение, что Христос может вернуть к жизни их уже смердящего брата. И Марфа и Мария верят, что будет всеобщее воскресение мертвых, но они не ждут воскресения брата в этот же день. Марфа говорит Христу: «Знаю, что воскреснем... в последний день». А у гроба Лазаря она говорит: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Эти слова Марфы дышат сомнением: Господи! уже поздно — он смердит. Трупный запах поколебал веру Марфы. Сомнения — это частая болезнь многих детей Господних. Но где причина наших сомнений? В недостаточном знании Христа. Мы знаем Христа как нашего Спасителя, простившего нам грехи наши и омывшего нас Своей драгоценной Кровью. Но это только азбука в нашем духовном знании. Ап. Павел говорит о более глубоком познании Христа в Филип. 3, 10: «Чтобы Познать Его- и силу воскресения Его». О более глубоком познании Христа мы читаем и в Ефес. 3, 18 — 19: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божьею». Твердость и непоколебимость нашей веры зависит от степени познания нами Христа Иисуса.

Пойдемте теперь ко гробу Лазаря. Его гроб — пещера (обычный способ погребения у иудеев), и камень был привален к ней. Так был погребен и наш Господь Иисус Христос. Тело Лазаря уже «смердело», от него исходил тлетворный запах. И к этому разлагающемуся телу Лазаря Христос обращается со словами: «Лазарь! иди вон!» То есть: выходи из пещеры! «И вышел умерший».

Вера в воскресение мертвых жила в сердцах и ветхозаветных праведников, так же как учение о воскресении всех умерших принадлежит к основным учениям и Нового Завета. Возьмем слова ветхозаветного праведника Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (19, 25). Тела умерших — и тлеющие и уже истлевшие — будут восстановлены и соединятся с душами. В этом и будет заключаться воскресение мертвых. Воскрешенный Христом Лазарь был участником вечери в Вифании, где возлежал за трапезой вместе со своим Воскресителем. Воскрешенные Христом праведники будут участниками «брачной вечери Агнца».

Воскрешение Лазаря — это чудо из всех чудес, совершенных Христом во время Его земной жизни. Мы можем не сомневаться, что именно это чудо вызывало особенно громкую «Осанну» в честь Христа при Его последнем входе в Иерусалим. Люди могут качать головой при слышании этого повествования Евангелия о воскрешении Лазаря — этого поистине чуда из чудес. Но для нас, верующих в существование всемогущего Бога, нет непонятных чудес. Для нас существуют только великие и славные дела Бога. Если Бог сотворил вселенную, то почему Он не может сотворить новое тело при воскрешении Им мертвых? Пусть чаще звучат в наших сердцах слова нашего великого Бога: «Есть ли что невозможное для Меня?» (Иерем. 32, 27).

 

«Многое и другое сотворил Иисус...»

(Ев. Иоан. 21, 25).

«Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Есть богословы, которые эти слова Евангелия Иоанна считают иносказанием и говорят, что их не надо понимать буквально. Другие толкуют эти слова как особый оборот речи, имеющий целью усилить впечатление от соделанного Господом нашим Иисусом Христом, вроде того как мы часто стараемся усилить впечатление от окружающего нас мира и говорим: безбрежное море, бездонная глубина, бесчисленные мириады звезд, в то время как и море имеет берег, и самая большая глубина не бездонна и звезды могут быть исчислены. Многие толкователи Писания говорят, что евангелист Иоанн написал эти слова не с целью сказать буквально, что мир не вместил бы книг, описывающих дела Христа, а с целью подчеркнуть величие нашего Господа Иисуса Христа. А критики Евангелия Иоанна дошли даже до утверждения, что апостол Иоанн не мог написать таких слов.

Как мы должны смотреть на эти слова в самом конце Евангелия от Иоанна? Что это: иносказание, преувеличение или действительность? Что это: действительность, что миру не вместить книг, написанных о всем, что сотворил Иисус Христос? Да, это действительность, это действительно так. Как все в Писании, так и эти слова исходят от Духа •Святого; не от апостола Иоанна, а именно от Духа Святого. Если мы глубже вникнем в эти заключительные слова Евангелия Иоанна, то .Христос засияет перед нами в такой славе, что, подобно ап. Иоанну на «острове Патмосе, мы будем вынуждены пасть к Его божественным ногам (Откров. 1, 17).

Мы читаем слова: «Многое и другое сотворил Иисус»... Евангелие дает нам описание дел Христа, сотворенных Им в Палестине во время Его земной жизни. Евангелие дает нам описание дел Христовых в очень сжатой форме, в очень кратких словах, — причем на страницах Евангелия описаны далеко не все дела Христа. Но если бы в Евангелии были описаны все дела, совершенные Христом во время Его земной жизни, причем подробно, — то нам трудно было бы иметь Слово Божье при себе; его пришлось бы не носить, а возить.

«Многое и другое сотворил Иисус», чего не описали евангелисты и апостолы. Чтобы нам понять глубину этих слов, мы должны взять начальные слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ев. Иоан. 1, 1 — 3). Эти слова переносят нас к делам Христа, которые Он сотворил еще до пришествия на нашу землю. Остановим наше внимание на этих делах Христа — делах, сотворенных Им до Его земной жизни.

Возьмем сотворение Им неба и земли, столь кратко описанное в одной только главе — первой главе Книги Бытие. Но если бы все мироздание описать подробно, то земля сгибалась бы под тяжестью книг. Даже сегодня, когда мироздание описано еще так не полно, имеются уже миллионы и даже миллиарды книг. По мере того как наука будет раскрывать тайны мироздания, миллиарды новых книг будут прибавляться к миллиардам старых книг. И так дальше и так дальше. Возьмем для примера свет, о котором Библия так кратко говорит: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3). Свет — это только одно из творений Христа, но сколько книг написано о нем, — целые библиотеки можно наполнить одними только книгами о свете. А ведь теории о свете рождаются одна за другой, и каждая теория порождает все новое и новое количество книг. Когда мы говорим о физическом свете, мы должны вспомнить слова Евангелия о другом свете — о Свете Христа: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ев. Иоан. 1, 9). К числу дел Христа принадлежит дело просвещения Им всякого человека. И если бы описать, да еще подробно, как этот Свет Христа просвещал всякого человека, который когда-либо и где-либо жил на нашей земле, — то сколько же книг было бы написано, но их пока еще почти нет. Эта тема — тема о просвещении Христом каждого человека — еще нетронутая тема. Возьмем необъятный мир живых существ. Возьмем сонмы ангелов: сотворение их и их служение потребовало бы описания на страницах не только миллионов, но и миллиардов книг. А если взять такое дело Христа, как сотворение жизни, то трудно представить, сколько книг уже написано и сколько еще будет написано на тему о жизни. Какое множество книг написано о каждом животном и о каждом растении, и сколько будет еще написано о каждом живом существе. А ведь Библия говорит, что каждый вид живого существа — это творение Христа, без Которого ничто не начало быть, что начало быть. Возьмем венец творения Христа — человека. Если взять отдельные члены тела человека, так премудро и целесообразно устроенные, то о каждом из них написано неимоверное множество книг, и будет еще больше написано. Все это является описанием дел Христа.

И, наконец, перед нами вселенная. Ее тайны начинают только-только раскрываться. А ведь когда будут описаны, причем подробно, все мириады звезд и планет вселенной, то придется поистине заниматься вопросом: где же разместить бесчисленное множество книг, описывающих вселенную? Описание вселенной — это описание бесчисленных дел Христа!

Среди «многого», что сотворил наш Господь Иисус Христос, нельзя упустить из вида Его Церковь. Когда будет описано все, и притом подробно, что Христос сделал в Церкви Своей и для Церкви Своей, все, что Он сотворил в жизни каждого христианина и каждой христианки, то действительно трудно будет миру вместить написанные книги.

Христос творил, творит и сотворит еще многое. Он сотворит еще новое небо и новую землю, и если и о них .написать все подробно, то миру действительно не вместить написанных книг.

Итак, перед нами Христос, творящий «многое», что не описано подробно на страницах Писания. И если то, что описано, привело нас к очарованию Христом и к отдаче нашего сердца Ему, то как же засияет перед нами Христос, когда мы узнаем все, что Он сотворил.