Выход

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

 

О падшем ангеле — сатане

1 Петра 5,8

Библия как в Ветхом, так и в Новом Завете очень ясно и определенно говорит о существовании сатаны. В доказательство этого можно было бы прочесть множество мест Священного Писания. Но мы прочтем лишь некоторые из них.

В Книге Иова 1, 6 мы читаем: «Был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». В Ев. Иоан. 13, 2 написано: «Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его...» В Ев. Матф. 13, 39 мы имеем слова Самого Христа: «Враг, посеявший их (плевелы), есть диавол».

Библия говорит также о происхождении сатаны, причем образно и прямо. Образно о происхождении сатаны говорится в Книге пророка Исайи и в Книге пророка Иезекииля. Прочтем Ис. 14, 12 — 15: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней...» В этих словах сатана изображен в образе какого-то большого властелина, имевшего престол, но потерявшего его вследствие своей непомерной гордости.

Прочтем также Иезек. 28, 12 — 17: «Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божьей... ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою»... Здесь, у Иезекииля, сатана изображен в образе безымянного «царя Тирского», но прошлое его описывается, как прошлое «помазанного херувима», то есть высшего ангела, имевшего «печать совершенства, полноту мудрости, венец красоты», но потерявшего все-это вследствие «гордости» и «тщеславия» сердца своего. О том, что сатана был на большой высоте, но упал с нее, говорит Сам Христос в Ев. Иоанна 8, 44: «Ваш отец диавол... он не устоял в истине». В Ев. Луки 10, 18 Христос говорит, что Он видел падение сатаны: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

Итак, Библия говорит ясно, что сатана был херувимом, но гордость и тщеславие привели его к падению и сделали его злейшим врагом Бога и человека. Но сатана пал не один, он увлек за собою часть ангелов, которые стали «его ангелами». Об этом очень ясно говорит Христос в Ев. Матф. 25, 41: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Слово Божье говорит не только о падшем херувиме — сатане, но и об ангелах «согрешивших» (2 Петра 2, 4), об ангелах, «не сохранивших своего достоинства» (Иуд. 6), которые вместе с ним, как с своим главою, соблюдаются «на суд великого дня».

Слово Божье говорит, что сатана является определенной личностью. Не безличным злом, не безличной злой идеей, но личностью. Это особенно ясно видно из двух мест Писания, где в одном месте сатана говорит с Богом, а в другом месте описывается его беседа со Христом. Прочтем разговор сатаны с Богом в Книге Иова 1, 6 — 12: «Был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо» нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал:; разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей: только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня».

Прочтем теперь беседу сатаны со Христом в Ев. Матф. 4, 1 — 11: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол...» Из прочитанных мест Писания очень ясно видно, что сатана является мыслящей личностью и даже знатоком Писания.

Слово Божье говорит, что сатана имеет большую силу. Христос называет его «князем мира сего» (Ев. Иоан. 14, 30). Ап. Павел в Ефес. 2, 2 говорит о нем как о «князе, господствующем в воздухе». Слово Божье говорит о «веельзевуле» — «князе бесовском», то есть князе «бесов» или падших ангелов. В Послании к Коринфянам сатана назван даже «богом века сего» (2 Кор. 4, 4).

Как Царство света возглавляется личностью Иисуса Христа, так царство тьмы возглавляется личностью сатаны. Власть сатаны велика, миллионы людей находились, находятся и будут находиться под его влиянием. Но он не всемогущ, как наш Бог, и сила его ограничена.

Что говорит Библия о деятельности сатаны? Прочтем еще раз 1 Петра 5, 8: «...противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Диавол находится в постоянном движении, ища добычи, ища, кого бы погубить, кого бы вырвать из рук Христа. Прочтем Откров. 12, 10: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь».

( «Поглощение» детей Божьих, клевета на них пред Богом — вот зловещая деятельность сатаны. И еще об одной деятельности сатаны говорит Писание: он — искуситель. Он неутомим в искушении людей. В этой своей деятельности он принимает «вид ангела света» (2 Кор. 11, 14) или жалит тонко и незаметно, как «змей» (Быт. 3, 1 — 6), или как самый опытный стрелок метко пускает свои «раскаленные стрелы» (Ефес. 6, 16).

Ап. Павел в 2 Фессал. 2, 9 говорит об обольщении людей сатаною также «знамениями и чудесами ложными». Как нам побеждать все эти «козни диавольские»? Слово Божье говорит: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7). «Противостаньте ему твердою верою» (1 Петра 5, 9), верою в помощь Божью, в Его защиту. «Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Ефес. 6, 11).

Будем воинами Иисуса Христа, сражаясь и подвизаясь «до крови» против греха (Евр. 12, 4), против сатаны. И будем в числе «побеждающих», о которых говорят 2 и 3 главы Откровения Иоанна.

Что говорит Библия о конечной участи сатаны? На Голгофе он потерпел большое поражение вопреки всем его усилиям не допустить Христа стать Спасителем мира. Христос умер за грехи всего мира и совершил спасение всех грешников от вечного ада. Диавол потерпит окончательное поражение, о котором мы читаем в Откров. 20, 10: «Диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

 

О тысячелетнем царстве Христа

Откров. 20,6

Прежде чем мы рассмотрим, что говорит Библия о тысячелетнем царстве Христа, мы должны обратить внимание на события, которые будут предшествовать этому тысячелетнему царствованию Христа. Какие же это события? Начнем с весьма важного события, которое произойдет в жизни Церкви Христа на земле. Библия называет это событие «восхищением» Церкви. Это событие будет состоять из двух явлений: во-первых, произойдет воскресение, которое Христос называет «воскресением праведных» (Ев. Луки 14, 14), а Книга Откровения — «воскресением первым» (Откр. 20, 6); во-вторых, в день восхищения Церкви произойдет «изменение» живущих на земле детей Господних. О восхищении Церкви Библия говорит ясно словами 1 Фессал. 4, 16 — 17: «Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божьей, сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». О воскресении в день восхищения Церкви праведных и об изменении живущих на земле детей Господних мы читаем и в 1 Кор. 15, 51 — 52: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».

Какова же будет участь восхищенной Церкви? Восхищенная Церковь, прежде всего, явится пред «судилище Христово», о чем мы читаем в 2 Кор. 5, 10: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Здесь идет речь о воздаянии праведникам, о награждении Церкви. Словами «воздается тебе в воскресение праведных» Христос говорит ясно, что за первым воскресением и восхищением Церкви последует воздаяние верующим. Восхищенная и награжденная Церковь войдет на «брачный пир» Агнца, о чем мы читаем в Откров. 19, 7 — 9: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Об участии Церкви в брачном пире Агнца говорится также в Ев. Матфея 25, 10: «Когда же пошли они (неразумные девы) покупать (масло), пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир и двери затворились».

Библия говорит, что после восхищения Церкви Господь возвратит Израиля в его землю. Из многих мест Писания, которые говорят об этом событии, мы прочтем Ис. 11, 11: «И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего». Остаток избранного народа вернется в свою землю, но он вернется в необращенном состоянии. Он восстановит там храм и возобновит в нем богослужения. О восстановлении храма в Иерусалиме и о возобновлении в нем богослужений подробно говорится в последних восьми главах Книги пророка Иезекииля (40 — 48 главы). И после этого в жизни израильского народа в Палестине произойдет печальнейшее событие, которое описывается в 2 Фесс. 2, 3 — 8 такими словами: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего»...

Кто этот «человек греха» и «беззаконник», которого Господь Иисус истребит явлением пришествия Своего? Это — лжехристос, лжемессия, о котором говорит 13 глава Книги Откровения. Израильский народ примет его за истинного Мессию и предоставит ему место в храме Иерусалимском. Время лжемессии Слово Божье называет временем «великой скорби» (Откр. 7, 14). Но лжемессия — человек греха и сын погибели — будет истреблен явлением Христа, и время великой скорби окончится. Остаток Израиля обратится ко Христу и примет Его как истинного Христа — Мессию. Обращение остатка Израиля ко Христу будет сопровождаться великим плачем покаяния (Захар. 12, 10 — 14).

Это обращение остатка Израиля ко Христу и будет началом тысячелетнего Царства. Кроме обращения. Израиля ко Христу, в начале тысячелетнего царства, произойдет еще одно событие, а именно: сатана будет скован на тысячу лет и будет лишен силы искушать и прельщать (Откр. 20, 1 — 3). Центром тысячелетнего царства будет Иерусалим. Из него будут исходить благословения для всех народов земли, о чем мы читаем в Книге пророка Исайи 2, 2 — 4: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и Потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Иерусалим будет сиять таким духовным светом, что исполнятся слова Захар. 8, 22 — 23: «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: «Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея, и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог».

Царем тысячелетнего царства будет Сам Господь Иисус Христос, и Он водворит правду на земле, как об этом говорится в Иерем. 23, 5 — 8: «Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот — имя Его, которым будут называть Его: «Господь — оправдание наше!» Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но: «жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей».

Вместе со Христом в тысячелетнем царстве будет царствовать и Церковь Его (Откр. 20, 4). Земля еще будет старой, но на ней будет жизнь, полная благодати. Эта жизнь в дни тысячелетнего царства описывается на страницах Библии очень ярко и красочно. Мы читаем о ней в Ис. 65, 20 — 25: «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею... и будут строить дома и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их... не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе... волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому... они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь». Таково будет тысячелетнее царство Христа.

Что же произойдет после тысячелетнего царства? Библия говорит, что после благодатного времени тысячелетнего царства наступит время великого отступления от Христа, о котором мы читаем в Откров. 20, 7: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы... и собирать их на брань». Кто же подвергнется обольщению сатаны? Это будут те, которые в тысячелетнем Царстве Христа искали только внешних благ и внешнего благополучия, но Царя Его — Христа ставили ни во что. Брань диавола после его освобождения из оков будет последним делом сатаны на земле. После этого дела сатана будет осужден на вечное бессилие. Далее произойдет второе воскресение мертвых и совершится последний суд — суд белого престола. И мы увидим новое небо и новую землю без сатаны и греха. А на новой земле — новый Иерусалим, с престолом Бога и Агнца (Откров. 21, 2 и Откров. 22, 1).

 

О награждении Церкви

Ев. Мтф. 25, 13 — 30

«Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который прийдет Сын Человеческий». О каком пришествии Сына Человеческою, то есть Господа нашего Иисуса Христа, говорится в этих словах? О пришествии Его за Своей Церковью, то есть о пришествии Его в день восхищения Церкви. Христос призывает нас бодрствовать и быть готовыми к этому великому дню. Христос предостерегает Свою Церковь, что она не вся возьмется. Он говорит: «Так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Ев. Матф. 24, 39 — 41).

Как же мы должны готовиться ко дню восхищения Церкви? Две притчи Христа дают ясный ответ на этот вопрос. Это — притча о десяти девах и притча о талантах. Эти притчи говорят о двух путях, по которым должно идти наше приготовление к пришествию Христа. Один путь — это забота о нашем внутреннем человеке, о нашем сердце, — чтобы оно было ярко горящим светильником. Пять мудрых дев в притче Христа заботились о своем сердце, о масле Духа Святого, о Его огне. Пять неразумных дев не думали о состоянии своего сердца, не стремились гореть огненной любовью к своему жениху, и в результате светильники их сердец начали угасать.

Итак, один путь нашего приготовления к пришествию Христа — это наше постоянное стремление быть на высоте духовной, быть в полном духовном порядке, иметь чистое сердце и святую жизнь, и гореть пламенной любовью ко Христу. Другой путь — это ревностное служение нашему Спасителю, это подвижничество в работе для Христа, это прилежное употребление талантов, данных нам Господом, для прославления Его имени. Именно о таком приготовлении к пришествию Христа говорит притча о талантах. Мы знаем слова нашей евангельской песни: «Но блажен, кого Спаситель на труде его найдет». Сердце, полное огня, и самоотверженный труд для Христа — вот в чем должна заключаться наша готовность к встрече грядущего Христа.

Притча Христа о талантах не только призывает нас к самоотверженному служению нашему Спасителю. Она говорит нам и о награде за верное служение, которую получат дети Божий в день судилища Христова. Посмотрим, что говорит Христос в этой притче. «Сын Человеческий, — говорит Христос, — поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе». Этими словами Христос говорит, что дети Божий получают не одни и те же дары и не в одинаковой мере. И в этом нет никакой несправедливости со стороны нашего Господа — Даятеля всех даров. Мы должны знать, что Господь смотрит не на количество даров, которыми мы обладаем, а на то, как мы употребляем Его дары, Его таланты.

Что представляют в нашей христианской жизни таланты, о которых говорит Христос в Своей притче? Это — все земные и небесные дары, которые мы получаем от нашего Господа. Это наши природные способности, это наше здоровье, наши физические и духовные силы, наше образование и знания, свободное время, которым мы обладаем, а также различные дары Духа Святого, о которых мы читаем.в 1 Кор. 12 главе. Всеми этими дарами мы обладаем не в одинаковой мере. Возьмем здоровье: у одних из нас его больше, у других меньше, у некоторых его почти совсем нет. Возьмем знания: одни из нас очень богаты знаниями, другие ими почти не обладают. Возьмем время: у одних из нас свободного времени больше, у других меньше, у некоторых его, может быть,, почти совсем нет.

Такое разнообразие в отношении даров и талантов царит в Церкви Христовой. Но пять ли талантов, или только один нами получены от Господа, — не в этом дело. И пять талантов и один талант даны нам для определенной цели: для самоотверженного служения ими Господу и для прославления Его славного имени! Верны ли мы пред Господом в употреблении наших талантов, наших даров? «Нам жизнь дана, чтобы любить, любить без меры, без предела, и всем страдальцам посвятить свой разум, кровь свою и тело. Нам жизнь дана, чтоб утешать униженных и оскорбленных, и согревать и насыщать нуждой и скорбью угнетенных. Нам жизнь дана, чтоб до конца бороться с тьмой, бороться с ложью и сеять в братские сердца одну святую правду Божью». Вот к чему призывает нас притча Христа о талантах.

Что же говорит Христос о награждении Церкви, о награждении Своих верных искупленных детей? В притче о талантах верные слуги Христа получают награду: «И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». О какой награде говорит здесь Христос? Он говорит о похвале за верное служение, за верное употребление талантов — даров, полученных от Бога. Похвала от Бога — какая это великая награда! Мы читаем о ней в 1 Кор. 4, 5: «Не судите никак прежде времени, пока не прийдет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Счастлив христианин, счастлива христианка, которые получат похвалу от Бога.

Слово Божье говорит еще и о другой награде для тех, кто были верны в употреблении даров, полученных от Господа. Это — венцы. Слово Божье говорит о трех видах венцов, которыми будут награждены верные члены Церкви Христовой. Это — «венец жизни» (Иак. 1, 12; Откров. 2, 10), «венец правды» (2 Тим. 4, 8), «венец славы» (1 Петра 5, 4). Христос говорит еще об одной награде для верных слуг Своих: Он обещает поставить их «над многим», то есть поручить им особо важные и почетные служения в Царствии Своем. Эти служения не будут одинаковыми, как это видно из притчи Христа о десяти минах (Ев. Луки 19, 12 — 26), в которой одному верному рабу дается в управление десять городов, другому — пять городов.

Но на судилище Христовом, пред которым предстанет Церковь, будут и печальные явления. В 1 Кор. 3, 13 — 15 мы читаем: «Огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». Что же сгорит в день судилища Христова? Сгорит все, что было сделано нами ради собственной славы или из корыстных побуждений. Устоит и получит награду все, что было сделано во имя Христа и для славы Христа. Как печально будет видеть дело свое сгорающим в огне божественного суда. У потерпевших на судилище Христовом этот печальный урон спасение не будет отнято, но они останутся без награды; они спасутся, но так, как бы из огня.

Призыв Христа ко всей Его Церкви, ко всем нам, получившим те или другие дары от Господа, гласит: «Употребляйте их в оборот» (Ев. Луки 19, 13), не будьте ленивыми рабами! «Бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9, 24). Что получить? Награду, похвалу от Господа, венцы.

 

О конечной участи непринявших Христа

Ев. Матф. 25, 41, Ев. Матф. 25, 30

Вопрос о конечной участи непринявших Христа принадлежит к числу самых сложных вопросов христианства. Сложным он является потому, что Библия говорит о вечном страдании непринявших Христа. Это с одной стороны, а с другой стороны, Библия говорит о безграничной любви Бога, о Его бесконечном милосердии. Как же примирить два противоположных понятия, а именно: безграничную любовь и милосердие Бога, с одной стороны, и вечное мучение непринявших Господа нашего Иисуса Христа, с другой стороны? Мы все должны знать, что на страницах Библии звучит, с одной стороны, бесконечно нежный голос божественной любви Христа, а с другой стороны — слышатся оглушительные раскаты грома справедливого гнева и суда Божьего. Обязанность христиан — свидетельствовать не только о безграничной любви Божьей, явленной во Христе Иисусе, но и о справедливом гневе Божьем и Его грядущем суде. Свидетельство Библии о суде Божьем и справедливом возмездии за грех привело немало грешников к подножию Голгофского креста. Зная это, апостол Иуда в своем Послании (23) пишет: «...а других страхом спасайте».

Во многих местах Библии говорится о награждении праведных и справедливом возмездии делающим злое. Но из многих мест Писания, говорящих об этом неизменном законе, мы приведем два места — одно из Ветхого Завета, другое из Нового Завета. Как ясно сказано о награждении праведных и возмездии нечестивым в Ис. 3, 10 — 11: «Скажите праведнику, что благо ему: ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику горе: ибо будет ему возмездие за дела рук его». В Новом Завете Сам Христос говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божья, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ев. Иоан. 5, 28 — 29). Оба места говорят о возмездии, об осуждении за беззакония и зло.

Но прежде чем перейти к вопросу о том, в чем будет заключаться «возмездие» и «осуждение» за грех, мы должны выяснить, кто является праведником и кто является грешником пред Богом. Пусть на этот вопрос ответит нам Слово Божье. Прочтем из Священного Писания, говорящего о праведности, — Филип. 3, 8 — 9: «Я все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере».

Итак, Слово Божье говорит очень ясно, что праведным человека делает не его собственная праведность, а вера в Иисуса Христа, принятие Христа в сердце верою. С принятием Христа мы принимаем и Его праведность, с которой и предстанем пред Богом. А в чем же заключается грех? Список грехов очень длинный, но есть грех всех грехов и о нем говорит Сам Христос в Ев. Иоан. 16, 8 — 9: «Он (Дух Святой) пришед обличит мир о грехе... о грехе, что не веруют в Меня». Грех всех грехов заключается, по словам Христа, в непринятии Его Самого верою. Именно из этого основного греха вытекает все множество других грехов. И именно грех непринятия Христа будет главной причиной осуждения в день последнего суда.

Нас может смущать один неоспоримый факт: великое множество людей, не принявших Христа, и значительно меньшее число людей, принявших Его. Значит: спасенных людей будет значительно меньше, чем не спасенных? Будем верить в то, что мы читаем в Быт. 18, 25: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам 10, 17: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божья» и «как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 14). Это значит, что великое множество людей, не слышавших о Христе и поэтому не принявших Его, не может быть осуждено в день справедливого суда Божья. Это множество, не слышавших о Христе, вне сомнения, пополнит великое число спасенных. Как это произойдет — ведомо одному только Господу. Но осудить не слышавших о Христе праведный Судья — Господь не может. Осуждены будут те, которые слышали о Христе и сознательно Его отвергли.

Что же говорит Библия о конечной участи непринявших Христа? Есть учение, что конечной участью непринявших Христа будет их уничтожение. Держащиеся этого учения ссылаются на такие места Писания, как Псал. 36, 20 и Ев. Луки 3, 17. В Псалме 36, 20 мы читаем: «Нечестивые погибнут... в дыме исчезнут», то есть сгорят. В Ев. Луки 3, 17 Иоанн Креститель говорит: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым». В обоих местах речь идет об «огне» суда Божьего, а не об уничтожении осужденных. Не в уничтожении будет заключаться конечная участь непринявших Христа, а в лишении их счастья созерцать лицо нашего Господа и славу могущества Его, как мы читаем в 2 Фессал. 1, 6 — 9: «Праведно пред Богом — ...воздать... вам, оскорбляемым, отрадою... и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его». Да, великое наказание будет заключаться в лишении созерцать славу нашего Господа Иисуса Христа. Конечная участь непринявших Христа выражается в Писании особенно часто двумя словами: «огонь» и «тьма». Выражения «огонь» и «тьма» надо понимать, конечно, иносказательно. Мы не должны забывать, что оба эти слова употребляет Сам Христос для уяснения конечной участи погибших. Прочтем Его слова об огне в Ев. Матф. 18, 8: «...лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и двумя ногами быть ввержену в огонь вечный». И приговор, раздающийся из уст Христа, гласит: «Идите от Меня... в огонь вечный» (Ев. Матф. 25, 41). Мы знаем по опыту огонь, который ни днем, ни ночью не дает покоя. Это не физический огонь. Это огонь совести, осуждающей нас. Все не прощенные Христом и не очищенные Его Кровью грехи будут жечь как бы «вечным огнем» всех не принявших Христа грешников.

Христос говорит и о «тьме внешней», где будет «плач и скрежет зубов» (Ев. Матф. 25, 30). Что это за «тьма», которая, по словам Христа, будет также конечной участью непринявших Его? Евангелие говорит о нескончаемом «брачном пире Агнца» (Откров. 19, 9). Брачные пиры в Палестине совершались ночью в ярко освещенных домах, при великой радости и ликовании. Вне брачного пира царила тьма и отсутствовала радость. Вне Христа царит духовная тьма и отсутствует духовная радость. Горе тому, кто окажется вне брачного пира Агнца; он испытает в полной мере «тьму», о которой говорит Христос.

Итак, конечная участь непринявших Христа печальна. Они будут испытывать жгучий огонь угрызений совести. Они будут лишены радости v счастья созерцать лицо Христа и Его вечную славу. Они не будут участниками «брачного пира Агнца», где будет царить свет, радость и ликование.

 

О Царстве Божьем

Ев. Мтф. 6, 10

«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». «Да прийдет Царствие Твое»... Но что значит «Царствие Божье»? Словами — «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» — Христос говорит о сущности Царствия Божья. Царствие Божье — это воля Божья, исполняемая на небе, то есть во всей вселенной, в том числе и на земле. Царствие Божье — это господство Божье над вселенной, над миром ангелов и над человечеством. Оно имеет двоякий характер, — характер внутреннего (духовного) господства Божья, как говорит Христос: «Царствие Божье внутрь вас есть» (Ев. Луки 17, 21), и характер внешнего, территориального господства Божья, когда можно сказать: «Вот, оно здесь, или вот, оно там», или, как сказано в Книге Откров. 11, 15: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего». В Евангелии от Матфея мы встречаем выражение: «Царствие небесное», но по всему смыслу Писания «Царствие Божье» и «Царствие небесное» является одним и тем же понятием; оба выражения говорят об одном и том же.

Очень важно знать разницу между Царством Божьим во вселенной, в природе, и Царством Божьим в человеческом сердце. В природе Царствие Божье является непреложным фактом. Оно осуществляется путем безусловного соблюдения законов природы, данных Творцом вселенной. Об этом Царствии Божьем в природе мы читаем в Псалме 102, 19: «Господь на небесах поставил престол Свой, и Царство Его всем обладает».

Другое дело — Царствие Божье в человеческом сердце или в сердце, скажем, ангела. Ни в человеческое сердце, ни в сердце ангела Бог не вторгается силою. Он ждет, когда Его господство будет принято добровольно. Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...» (Откров. 3, 20).

Воля Божья такова, чтобы Его Царство в человеческих сердцах осуществлялось только с добровольного согласия человеков. Когда «помазанный херувим» захотел стать сатаною, то есть противником Бога, — Господь сейчас же покинул его сердце. Один из двенадцати апостолов — Иуда не хотел дать места для господства Христа в своем сердце, и Христос не только не принуждал его к этому, но предоставил ему полную свободу действия. Именно о приходе Царствия Божья, принимаемого человеком в свое сердце добровольно, учит нас молиться Христос словами: «Да прийдет Царствие Твое».

Царствие Божье в жизни человеческой может возрастать и расширяться. Оно может расти в глубину и ширину. В глубину оно растет в человеке, исполняющем волю Божью и стремящемся исполнять ее все лучше и полнее. А в ширину Царствие Божье растет с каждой новой душой, в которой поселяется Христос со Своей царственной волей.

Царствие Божье, осуществляемое в сердцах человеческих, имеет свою историю, и Слово Божье говорит о трех периодах этой истории. Первый период Царствия Божья в сердцах человеческих — это период до Христа, период ветхозаветный. Второй период Царствия Божья — это период от первого до второго пришествия Христа. Третий период Царствия Божья — это период от второго пришествия Христа до бесконечности.

Остановим наше внимание на ветхозаветном периоде Царствия Божья. Для основания Своего Царствия на земле Бог в Ветхом Завете избрал особый народ — народ израильский. Израиль должен был сам находиться под водительством и господством всевышнего Бога, и имел своей задачей расширять шатры Царствия Божья и среди всех других народов. Для откровения Своей божественной воли Израилю и другим народам Бог посылал пророков, исполненных Духа Святого. Но, увы, израильский народ не только не насаждал Царствия Божья среди Других народов, но и сам весьма часто отступал от закона Божьего и нарушал волю Божью. Результатом этого были грозные обличения пророков, а также великие испытания, выпадавшие на долю Израиля.

Но Господь не отступал от Своих божественных планов насаждения Своего Царствия как среди Израиля, так и среди всех других народов мира. Посылавшиеся Богом вестники — пророки возвещали в своих пророчествах о наступлении Царствия Божья, когда земля «будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 9). И вот мы видим в Ветхом Завете повсеместное ожидание Царствия Божья как в израильском, так и во всех других народах мира. И Царь этого Царствия Божья — Христос становится «Желаемым всеми народами» (Аггея 2, 7). Но Царствие Божье в ветхозаветное время не только ожидалось, — множество ветхозаветных праведников было его носителями в своих сердцах.

Что же мы видим во втором — новозаветном — периоде Царствия Божья? В Новом Завете к выражениям «Царствие Божье» и «Царствие Небесное» прибавилось еще понятие Царствия Христа. Мы слышим в пустыне Иудейской проповедь Иоанна Крестителя, которая гласит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Ев. Матф. 3, 2). С такой же проповедью выступил на Свое служение и наш Господь Иисус Христос. И из Его уст мы слышим слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Ев. Матф. 4, 17). И Иоанн Креститель и Христос, говоря, что «приблизилось Царство Небесное», имеют в виду, что оно приблизилось в лице Царя — Мессии — Христа.

Учение Иисуса Христа полно учения о Царствии Божьем. Многими Своими притчами Христос объясняет Царствие Божье: его сущность, его рост и развитие, его конечную победу. Христос говорит, что Он Сам является Царем Царствия Божья. При последнем торжественном входе в Иерусалим Христос исполняет пророчество Захарии 9, 9: «...торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе». На суде первосвященника Каиафы Христос торжественно провозглашает: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Ев. Матф. 26, 64). На вопрос Пилата, Царь ли Он, Христос говорит: «Царство Мое не от мира сего» (Ев. Иоан. 18, 36). Никодиму Христос говорит об условиях входа в Царствие Божье: «Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» (Ев. Иоан. 3, 5). Христос говорит, что в Царстве Небесном соберутся представители всех народов земли. Прочтем Ев. Матфея 8, 11: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Первые ученики Христа напряженно ожидали прихода Царствия Божья на землю. В течение сорока дней воскресший их Учитель говорил им о Царствии Божьем (Деян. Ап. 1, 3). И на горе Елеонской, перед вознесением Христа, они задают Учителю вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. Ап. 1,6).

Но вот наступил день Пятидесятницы, и в этот день рождается Церковь Христова. В сердцах ее членов, отданных Христу, осуществляется Царствие Божье. Церковь Христа призвана быть Царством Божьим на земле. Она должна сама находиться под господством и водительством Христа, и имеет своей задачей проповедовать Евангелие «всей твари», то есть всем народам (Ев. Марка 16, 15) и таким образом расширять пределы Царства Христа на земле. К сожалению, Церковь Христа не: всегда была исполнительницей воли своего небесного Царя — Христа, и поэтому не всегда была способна выполнять свою великую миссию в мире так, как должно.

В Послании к Римлянам 14, 17 коротко и ясно выражена сущность Царства Божья в сердце возрожденного человека: «Царствие Божье... .праведность и мир и радость во Святом Духе».

До второго пришествия Христа Царствие Божье является сокровенным Царствием, порой не обнаруживаемым людьми. Ведь сокровище Царствия Божья мы носим «в глиняных сосудах» (2 Кор. 4, 7). К тому же у носителей Царствия Божья так много недостатков.

Со второго пришествия Христа, можно сказать, начинается третий период Царствия Божья. В этом периоде Царствие Божье будет явлено в заметной для всех людей силе и славе. Возьмем для примера тысячелетнее Царство Христа. Оно будет ощутимо не только для израильского народа, но и для всего современного ему человечества. Сила и слава Христа в тысячелетнем царстве будет оказывать очень заметное преображающее влияние на всех людей, которые будут в это время жить на земле. Но в еще большей силе и славе будет явлено Царствие Божье на новой земле и в Новом Иерусалиме. В этом вечном Царствии Божьем славу Бога и Агнца будут созерцать люди всех веков, прошедших со дня сотворения первых людей. Библия говорит, что слава Божья будет освещать Новый Иерусалим и новую землю (Откров. 21, 23), и светильником их будет Агнец.

Этим вечным Царством Божьим на новом небе и на новой земле завершится славная история Царствия Божья — Царствия Божья во вселенной и Царствия Божья на земле, в сердцах человеческих.