ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ «НЕ БУДЕМ
ОСТАВЛЯТЬ СОБРАНИЯ СВОЕГО...» Евр. 10, 25 «Не будем
оставлять собрания своего, как есть у
некоторых обычай». Если мы вдумаемся в эти
слова, то мы увидим в них нечто большее, чем
только призыв посещать богослужения. Мы
увидим в этих словах и призыв не оставлять
своей церкви, любить свою церковь. Мы много
слышим проповедей о любви к Богу, о любви ко
Христу. Но очень мало проповедуется о любви
к церкви. Речь идет не о Вселенской Церкви, а
о церкви поместной. Мы все должны понимать
разницу между Церковью Вселенской и
церковью поместной. Церковь Вселенская —
это совокупность всех верующих в Иисуса
Христа как в Бога и как в Спасителя от
возмездия за грехи наши. Вселенскую Церковь
составляют живые христиане, то есть
возрожденные души всех церквей, всех стран
и всех народов, как живущие на земле, так и
перешедшие в вечность. А поместная церковь
— это совокупность верующих, проживающих в
определенном месте, связанных с
определенным молитвенным домом и имеющих
своего определенного пресвитера и
определенных служителей церкви. Проведя разницу
между Вселенской и поместной церковью, мы
поймем, что слова «не будем оставлять
собрания своего» определенно относятся к
поместной церкви. Мы должны быть
бесконечно благодарны Господу, что Он
создал не только Вселенскую, но и поместную
церковь, которую мы должны горячо любить и
собрания которой мы не должны оставлять. Ни
одно чадо Божье не должно находиться вне
той или другой поместной церкви. Поместная
церковь — это чудная школа, где Христос
преподает детям Своим через служителей
Своих великие и драгоценные уроки. Никто из
детей Божьих не должен сторониться этой
чудной школы, если не хочет лишиться ее
благословений. Без общения с
церковью трудно идти вперед, трудно
возрастать духовно, трудно достигать
духовного совершенства. Есть верующие,
которые говорят, что, не состоя ни в какой
поместной церкви, они чувствуют себя ближе
к верующим всех церквей. Это неверно: можно состоять в
поместной церкви и любить христиан всех
других церквей. Но опыт говорит, что кто
оставляет свою поместную церковь или не
желает вступить в нее — обязательно рано
или поздно потерпит от этого урон. Я люблю
слова в Книге Деяний Апостолов 2, 41 — 42: «Итак
охотно принявшие слово его крестились, и
присоединилось в тот день душ около трех
тысяч; и они постоянно пребывали в учении
апостолов, ) общении и преломлении хлеба и в
молитвах». Вот эти первые христиане должны
быть образцом и примером для всех нас. Они
крестились и присоединились к поместной
церкви, и пребывали в общении. Есть дети Божий,
которые ищут совершенную церковь. Такой
церкви не было, нет и не будет на земле!
Совершенная церковь, церковь без единого
пятна и порока будет только на новой земле и
в новом Иерусалиме, потому что только на
новой земле будет достигнуто совершенство.
На земле же, на которой мы живем, нет
совершенных церквей. Все поместные церкви
состоят из людей несовершенных, из людей с
большими или меньшими недостатками, а
следовательно — все церкви полны
недостатков. Поэтому всем, кто ищет
совершенную церковь где бы то ни было на
земле, хочется громко крикнуть: оставьте
напрасные поиски; такой церкви не
существует на земле! Вы ее не найдете! Но
предположим, что ты нашел, дорогой брат,
совершенную церковь, абсолютно чистую и
святую; но, войдя в нее, ты сам сделаешь ее
несовершенной; ибо свою плоть ты внесешь в
нее, а в ней, в твоей плоти, нет ничего
доброго. Перенесемся
нашими мыслями к апостольским церквам. Все
они были весьма несовершенными церквами.
Возьмем церковь в Риме. В ней были большие
разномыслия по поводу празднования дней и
того, что можно есть и чего нельзя есть.
Члены Римской церкви осуждали и уничижали
друг друга. Мы знаем также,
что делалось в Коринфской церкви, какие там
были споры и разногласия (1 Кор. 3, 3 — 4). С горестью пишет
ап. Павел Филиппийской церкви: «Все ищут
своего, а не того, что угодно Иисусу Христу»
(Филип. 2, 21). Если бы не было этих слов ап.
Павла, мы никогда бы не поверили, что
столько эгоизма было даже в апостольских
церквах. А это все говорит о том, как сильна
плоть даже у лучших христиан. Но покажите
мне, где ап. Павел призывает верующих
выходить из своих церквей? Таких призывов
никогда не исходило из уст ап. Павла. В Коринфской
церкви в дни хлебопреломления многие ели и
пили недостойно, и от этого были многие
немощны и больны (1 Кор. 11, 29 — 30), — но мы не
видим, чтобы ап. Павел советовал искренним
детям Божьим Коринфской церкви не
участвовать с остальными членами церкви в
хлебопреломлении. Всем верующим он дает
совет судить самих себя, а не других (1 Кор. 11,
31). В каждой
поместной церкви есть пшеница и плевелы,
филадельфийцы и лаодикийцы, горячие и
холодные христиане. Кто ты в твоей церкви?
Филадельфиец или лаодикиец? Не трать твои
силы на критику своей церкви, твоих братьев
и сестер по вере. Займись самим собою и
спроси себя: кто я — филадельфиец с горячим
сердцем или лаодикиец с теплым сердцем? Не оставлять
своего собрания, не оставлять своей церкви,
а служить ей своим горячим христианством,
поднимая ее духовную температуру, — вот к
чему призывает нас Слово Божье. Задача
каждого члена церкви: поднимать духовную
температуру своей церкви. Удивительный
совет дает Христос ангелу, то есть
пресвитеру Сар-дийской церкви, — церкви,
которая была в очень плачевном духовном
состоянии. Эта церковь носила имя будто
живой церкви, но она была церковью близкой к
смерти. Многие из нас скажут: из такой
церкви надо бежать, а Христос говорит: «...утверждай...
близкое к смерти» (Откров. 3, 2), не беги от нее,
а иди и неси в нее жизнь Христову. Чтобы
исполнять в церкви великую миссию горения,
пробуждения близких к смерти, надо самому
быть хорошим христианином, хорошей
христианкой. Что необходимо
для того, чтобы нам быть хорошими
христианами? Постоянное исполнение Духом
Святым, подвижничество в молитве, чистота
сердца и святость жизни, горячее служение
Господу, постоянное пребывание во Христе. «СОХРАНЯТЬ
ЕДИНСТВО ДУХА Ефес, 4,3 «Стараясь
сохранять единство духа». Этими словами ап.
Павел призывает всех детей Божьих
сохранять одно великое и драгоценное
сокровище. Какое же это сокровище? Это —
единство духа. Мы должны помнить,
что в дни апостолов церкви состояли из
обращенных иудеев и обращенных язычников.
Между этими двумя группами верующих
возникали частые разногласия и споры как по
вопросам большого духовного значения, так и
по вопросам второстепенного характера. Над
церквами апостольского времени висела
постоянная опасность разделений. Апостол
Павел никогда не упускал из вида этой
опасности. В своих посланиях он постоянно
предостерегает верующих о ней. А также все
снова и снова призывает церкви к единству и
союзу мира. В призыве к единству, любви и
миру нуждаются церкви и наших дней. Прежде чем
говорить о призыве к единству ап. Павла,
обратим внимание на призыв к единству
Самого Господа Иисуса Христа. Но призыв
Христа к единству, на который я хочу
обратить внимание, выражен не в словах, а в
замечательной картине. Этот образ, эту
картину мы видим в Откровении Иоанна 1, 12 — 16
и 20: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос,
говоривший со мною; и, обратившись, увидел
семь золотых светильников и, посреди семи
светильников, подобного Сыну Человеческому...
Он держал в деснице Своей семь звезд... Тайна
семи звезд, которые ты видел в деснице Моей,
и семи золотых светильников есть сия: семь
звезд суть Ангелы семи церквей; а семь
светильников, которые ты видел, суть семь
церквей». О чем говорит нам
эта картина? О семи церквах, которым Христос
направил семь посланий. Из этих посланий мы
видим, как были различны эти церкви и какие
черные пятна были на них. Но как удивительно:
Христос не оставляет эти церкви, полные
несовершенства. Он ходит посреди этих
церквей, как сказано в Откров. 2, 1: «Ангелу
Ефесской церкви напиши: так говорит
Держащий семь звезд в деснице Своей,
ходящий посреди семи золотых светильников».
Эти церкви, несмотря на все их великие
недостатки, дороги Христу. Эти некрасивые
церкви Он называет, во-первых, «золотыми»,
во-вторых, «светильниками». Неужели и
Сардинская церковь, близкая к духовной
смерти, «золотой светильник»? Неужели и
Лаодикийская церковь «золотой светильник»?
Мы не назвали бы их так, но Христос называет
их этим именем. Они куплены дорогою ценою
Его Голгофской Крови, — вот почему они
золотые. Жизнь Христова теплится в них, —
вот почему они все же светильники. И заметим:
Христос держит в деснице Своей семь звезд,
то есть ангелов всех семи церквей. Вот
замечательная картина единства Церквей
Христовых на земле, единства всех верующих
во Христа: все церкви, какие бы недостатки
ни были в них, — в деснице Христа! Все дети
Божий, в том числе и самые слабые, самые
несовершенные, самые некрасивые — в руке
Христа! Они едины, сознают они это единство
или нет, потому что они находятся в одной
деснице — деснице Христа. Этой
замечательной картиной Христос говорит и
всем нам, верующим в Него: вы все в Моей
деснице, поэтому вы — одно целое;
сознавайте всегда это единство и храните
его. Вернемся теперь к
словам ап. Павла, призывающим всех верующих
во Христа сохранять единство духа в союзе
мира. Два места из посланий ап. Павла
говорят нам о том, как может быть достигнуто
и сохранено единство всех верующих в Иисуса
Христа. Первое место — это 1 Кор. 16, 22, где мы
читаем следующие слова: «Кто не любит
Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа (что
значит: да будет отлучен до пришествия
Господа). Второе место — это Ефес. 6, 24, где ап.
Павел пишет: «Благодать со всеми, неизменно
любящими Господа нашего Иисуса Христа». Для
достижения и сохранения единства надо
иметь сердце апостола Павла, которое
вмещало всех любящих Господа Иисуса Христа.
Ап. Павел делил верующих только на две
категории: на любящих Иисуса Христа и не
любящих Иисуса Христа. Мерилом для
определения — кто христианин и кто не
христианин — у ап. Павла было только одно:
любовь ко Христу. Не взгляды на те или
другие вопросы христианской жизни, не
понимания тех или других духовных истин, а
любовь к Иисусу Христу. При встрече с
христианином или христианкой ап. Павел
прежде всего хотел знать, имеет ли он дело с
любящим или не любящим Иисуса Христа
человеком. Любовь ко Христу — вот что
прежде всего искал ап. Павел в сердце
верующего человека. Все остальное было для
него второстепенным делом. В этом отношении
ап. Павел был хорошим учеником своего
Учителя — Христа. Вспомним, чего искал
воскресший Господь в сердце ап. Петра. «Симон
Ионин! любишь ли ты Меня?» Ни о каких других
качествах Христос не спрашивает Петра.
Господу нужна любовь Петра. Где растет этот
чудесный цветок — любовь ко Христу, — там
произрастают и все другие чудесные цветы. Мы, верующие,
можем иметь разные взгляды, разные понятия,
разные мнения, и все же быть едиными в любви
ко Христу. Любовь ко Христу — вот что
объединяет нас так крепко, что никакие
различия не я силах нас разъединить. Что еще может нам
помочь в сохранении единства? Мы все знаем
слова Послания к Евреям 12,2: «Взирая на
начальника и совершителя веры, Иисуса». Вот
ключ к истинному единству: взирать на
Иисуса! Взирание на Христа покажет нам наши
собственные бесчисленные недостатки, и мы
увидим себя такими жалкими и ничтожными.
Нам будет не до превозношения себя над
другими, не до осуждения наших ближних.
Глубокое смирение наполнит наше сердце, а
где смирение, там любовь, там снисхождение
друг к другу, там единство духа, там союз
мира. Взирание на Иисуса расширит наше
маленькое сердце и -сделает его
способным вмещать не только приятных нам
людей, но и неприятных. Взирание на Христа
сделает в наших очах всех детей Божьи х
одинаковыми, равноценными, ибо раны Христа
и драгоценная Кровь Его — это та цена,
которая внесена Христом для нашего
искупления. «Одна за нас пролита
спасительная Кровь», и ею мы спаяны в одну
тесную Божию семью. «ОДИН У ВАС ОТЕЦ» Ев. Матф. 23,9 «И отцом себе не
называйте никого на земле, ибо один у вас
Отец, Который на небесах». В великом учении
Библии о Церкви мы никогда не должны
упускать из вида одну важнейшую истину.
Какую истину? Истину о единстве Церкви. Но
существует ли единство Церкви? Можно ли
говорить о единстве верующих? Ответ на этот
вопрос зависит от того, как мы будем
рассматривать Церковь — извне или изнутри.
На всякую вещь в мире можно смотреть двояко:
извне и изнутри. Возьмем, например, такие
явления в Природе, как река, облака, дождь и
снег. Что общего между ними? С внешней
стороны очень мало общего. Если же мы
вникнем в глубину их природы, их естества,
то мы увидим их полное единство. В чем же
едины река, облака, дождь и снег? В том, что
все они состоят из одного и того же вещества
— из воды. Возьмем другой пример: что общего
между солнцем на небе и листом бумаги на
столе? Или что общего между горой Казбеком и
крошечным муравьем, ползающим по земле? И
опять: с внешней стороны — ничего общего, ни
малейшего единства, а наоборот, с
внутренней стороны — полное единство. В чем же единство
между солнцем и листом бумаги, между горой :и
муравьем? В том, что основа вещества, из
которого состоит солнце, бумага, гора и
муравей, — одна и та же. Это основа — атом.
Наука открыла, что состав атома у всех
веществ мира один и тот же. Теперь представим
себе спор и разногласие между солнцем,
листом бумаги, горой и муравьем. Солнце
говорит листу бумаги: какой ты мне брат?
Между мной и тобой нет ничего общего. А
муравей говорит горе: какая ты мне сестра?
Нет, между нами нет и не может быть ничего
общего. К спорящим подходит Творец земли и
неба и говорит: о чем вы спорите? Вы вое
едины, ибо Я создал вас из одного и того же
атома; вы все принадлежите к великой и
единой семье Моих творений. Посмотрим теперь
на Церковь Христа. Подойдем к ней с внешней
стороны, и что же мы увидим? Она похожа на
разбитое вдребезги зеркало. Сколько
наименований церквей! Сколько вероучений,
так называемых катехизисов! Сколько разных
уставов! Сколько разных порядков! Сколько
форм управления! Сколько форм богослужения!
Сколько споров, осуждений друг друга!
Сколько превозношения друг над другом! И мы
с великой печалью говорим: нет в Церкви
единства! Да, если смотреть на Церковь извне,
можно впасть в отчаяние, можно усомниться в
учении Библии о единстве Церкви, о единстве
детей Божьи х. А теперь
посмотрим на Церковь Христа с внутренней ее
стороны. Прежде всего мы встретимся в ней со
Христом — ее Создателем. И из уст Христа мы
услышим драгоценную для нас истину, что
Церковь Его едина. Христос как бы
показывает нам на разбитое зеркало и как бы
говорит нам: печально, что оно разбито на
такое множество кусков, но отрадно то в
разбитом зеркале, что каждая его частица
отражает одно и то же солнце. Церковь Христа
раздроблена на группы. Дети Божьи
отгородились друг от друга разными
перегородками — большими и малыми. И,
укрывшись за своими перегородками, не хотят
смотреть друг на друга. И каждая группа
говорит: истина только у нас, в Царствии
Божьем будем только мы. Но мы должны
смотреть глубже, и тогда мы увидим чудесную
картину: отражение в каждом возрожденном
человеке Христа! Как в каждом кусочке
разбитого зеркала, как в каждой капле дождя
или росы отражается солнце, так и в каждом
чаде Божьем, пусть оно будет самое малое,
отражается Христос. Не будем уничижать друг
друга; будем, наоборот, стремиться лучше
отражать Христа! Рассмотрим при свете
Божьем свою собственную жизнь, свой
собственный характер, свое собственное
христианство, и мы увидим, что нечем нам
хвалиться и нет основания считать себя выше
других или лучше других. Замечательно
сказано в Книге Плач Иеремии 3,39: «...всякий
сетуй на грехи свои». Легче сетовать на
грехи наших братьев и сестер, но, когда мы не
видим своих грехов, мы превращаемся в
фарисеев и теряем любовь к нашим ближним, к
нашим братьям и сестрам. Но вникнем еще
глубже в великую истину о единстве Церкви, о
единстве всех верующих во Христа.
Прислушаемся внимательно к словам Христа «Один
у вас Отец, Который на небесах». Этими
словами Христос поясняет нам, в чем
заключается сущность единства всех
верующих в Него. Он говорит, что все
верующие в Него рождены от одного Отца и
поэтому являются Его детьми, а между собою
— братьями и сестрами. Дети могут мало
походить на своих родителей, но никто не
может отрицать того факта, что родители
передали им свою жизнь. Дети могут
ненавидеть друг друга, они могут разойтись
поразным комнатам и говорить друг другу: мы
не хотим вас признавать за наших братьев и
сестер! Но это будут только слова, причем
напрасные и пустые слова. Родство их
никакими словами не уничтожить; оно создано
их общим отцом и общей матерью. Они носят в
себе жизнь своих родителей. В их жилах течет
родительская кровь, и эта кровь сроднила их
и сделала членами одной семьи, независимо
от того, сознают они это или нет, хотят они
этого или нет. Таково и родство
детей Божьих во Христе. Христос — их единый
Отец. Свою жизнь Он передал им. Кровь Его
сделала из них одну семью. Всем детям Своим,
делящимся и чуждающимся друг друга, Христос
говорит: напрасно вы стараетесь порвать узы
родства, созданные Моей жизнью в вас и Моей
Кровью, пролитой за вас. Вы забыли, что один
у вас Отец, все же вы — братья и сестры. К чему же
призывает нас Христос? К миру и взаимной
любви! В чем же должна заключаться любовь?
Не в одних только чувствах, не в одних
только словах. Нет, она должна заключаться в
делах. А дела должны заключаться в
устранении причин, ведущих к раздорам; в
устранении перегородок, которые
понастроило наше большое «я»; в решительных
шагах к примирению друг с другом! «ДА БУДУТ ВСЕ
ЕДИНО» Ев. Иоан. 17,21 «Да будут все
едино». О чем говорят эти слова
Первосвященнической молитвы Христа? Они
говорят о воле Христа, выраженной очень
ясно и определенно. Но как мало
прислушиваются христиане к этим столь
ясным и определенным словам своего Учителя.
Как мало у многих верующих ревности в
исполнении этих слов Христа. Разве слова «да
будут все едино» не являются ясной
заповедью Христа? Так почему же у детей
Господних так мало послушания этой
заповеди? И ответ на этот вопрос только один:
мы еще мало любим нашего Господа Иисуса
Христа. Поэтому, и только поэтому мы мало
любим » друг друга. Как мало мы
обращаем внимания на слова Евангелия в 1
Иоан. 3, 10: «Дети Божий и дети диавола
узнаются так: всякий, не желающий правды, не
есть от Бога, ранено и не любящий брата
своего», и в стихе 11: «Ибо таково
благовествование, которое вы слышали от
начала, чтобы мы любили друг друга».
Прислушаемся особенно внимательно к словам
1 Иоан. 3, 14: «Мы знаем, что мы перешли из
смерти в жизнь, потому что любим братьев; не
любящий брата пребывает в смерти». Разве не забыты
нами слова в 1 Иоан. 3, 23: «Заповедь Его та,
чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса
Христа и любили друг друга, как Он заповедал
нам». Разве мы не
проходим мимо слов в 1 Иоан. 4, 20 — 21: «Кто
говорит: «я люблю Бога», а брата своего
ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата
своего, которого видит, как может любить
Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него
такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и
брата своего». Слово Божье очень
ясно говорит, что наша любовь к братьям и
сестрам по вере зависит от нашей любви к
Иисусу Христу. Прочтем 1 Иоан. 5, 1: «Всякий
верующий, что Иисус есть Христос, от Бога
рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и
рожденного от Него». Так Слово Божье
призывает нас все снова и снова к любви друг
к другу. И все снова и снова мы читаем на
страницах Писания, что любовь детей Божьих
друг к другу является волей Божьей и
заповедью Иисуса Христа. «Да будут все
едино», — молился наш Господь о всех
верующих в Него. Но для этого единства
верующих нужна любовь. «Достигайте любви»,
— пишет ап. Павел Коринфской церкви, в
которой царили такие распри и разногласия,
и так мало было любви! Чтобы нам было
легче достигать единства и любви друг к
другу, Слово Божье рисует нам три чудные
картины единства верующих. Первая картина:
изображение Церкви как Тела Христова. Эту
картину мы видим постоянно перед собой в
лице каждого человека. Члены нашего тела, —
как они разнятся один от другого. И вместе с
тем как они едины! Боль в одном месте нашего
тела дает себя чувствовать во всем теле. В 1
Кор. 12, 26 — 27 ап. Павел пишет: «Страдает ли
один член, страдают с ним все члены;
славится ли один член, с ним радуются все
члены. И вы — Тело Христово, а порознь —
члены». А вот слова, столь часто забываемые
нами: «Дабы не было разделения в теле, а все
члены одинаково заботились друг о друге» (1
Кор. 12,25). При нарушении
единства в Церкви Христа получается
печальная картина, которую мы находим в 1
Кор. 12, 15 — 16: «Если нога скажет: я не
принадлежу к телу, потому что я .не рука, то
неужели она потому не принадлежит к телу? и
если ухо скажет: я не принадлежу к телу,
потому что я не глаз, то неужели оно потому
не принадлежит к телу?» К сожалению, это
стремление к разрыву, к разъединению между
членами Тела Христова было не только в
Коринфской церкви, но оно бывало и во многих
других церквах. Возьмем вторую
картину единства верующих. Это Церковь как
стадо овец Христовых, объединенных единым
Пастырем — Иисусом Христом. Если плыть по
великой реке Волге, то на ее берегах мы
будем видеть одно стадо за другим. Если
смотреть на масть овец, то цвет их не
одинаковый и стадо выглядит пестрым. Но
когда мы сосредоточим внимание на пастухе
стада, то пестрота его исчезает и перед нами
картина единого стада, стада, в центре
которого мы видим пастыря. Такова же и
картина единства овец Христовых. «Овцы» Христа
разнятся и по характеру, и по духовному
возрасту, и по своему мышлению, и по
пониманию духовных вопросов и порядков в
Церкви. И горе нам, если мы будем видеть
только эту поистине пеструю картину Церкви
Христовой на земле и потеряем из вида
Христа, Который говорит: «Я дверь овцам»...
кто войдет Мною, тот спасется; и войдет и
выйдет, и пажить найдет... Я есмь пастырь
добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою
за овец... Есть у Меня и другие овцы, которые
не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и
они услышат голос Мой, и будет одно стадо и
один Пастырь» (Ев. Иоан. 10, 7 — 16). Мы все вошли
в Церковь Христа через одну ,и ту же дверь,
которой является Сам Христос. Мы все
пасемся на одной и той же пажити, питаясь
одним и тем же «хлебом жизни» — Иисусом
Христом. За всех нас положена одна и та же
жизнь — жизнь доброго Пастыря Христа. Скоро
услышат голос Христа и овцы другого двора,
то есть двора Израиля. Они присоединятся к
Церкви Христовой из язычников, и будет одно
стадо и один Пастырь. Мы составляем
одно стадо, и у нас один Пастырь, а
перегородки, понаделанные для разделения
Христовых овец, это не Божий перегородки,
это перегородки человеческие, и они печалят
доброго Пастыря — Христа. Всем Своим овцам
Христос говорит: вы — единое у Меня стадо, и
Я — ваш единый Пастырь. Какая чудесная
картина единства детей Божьих! Возьмем третью
картину единства верующих. Это притча
Христа о виноградной лозе. Виноградную лозу
можно заменить любым деревом, и притча
останется в силе. «Я есмь лоза, а вы ветви»,
— говорит Христос. Мы все — ветви одной
лозы. Отсечь ветвь от лозы может только
небесный Виноградарь. Лоза, дерево — это
образ самого тесного единства верующих со
Христом и друг с другом. Если Христос
виноградная лоза, то Церковь Его —
виноградник. Нет двух листьев одинаковых,
нет двух ветвей одинаковых. Такое
удивительное разнообразие царит в природе.
Но все тысячи листьев и все ветки дерева
получают нужные им для жизни соки из одного
и того же источника — ствола дерева. И наше
единство в том, что мы все пьем воду жизни из
одного и того же источника, которым
является Христос. Верующие в своем
неразумии могут дробиться и делиться, но во
Христе они являются одним неделимым
деревом. Когда мы поймем свое единство в
Иисусе Христе, мы станем такими дорогими
друг для друга, что ни один камень не будет
брошен нами в кого бы то ни было из наших
братьев или сестер. «Да будут все
едино» — это воля Божья, это заповедь
Иисуса Христа, данная всем церквам, всем
детям Божьим всех времен и всех народов.
Пусть же эти драгоценные слова Христа — «Да
будут все едино» — сияют ярко во всех
церквах Христовых и призывают всех детей
Господних к миролюбию и братолюбию. А как
всем нам необходимы эти два чудных качества:
миролюбие и братолюбие! «ЕДИНОДУШНО ЗА
ВЕРУ ЕВАНГЕЛЬСКУЮ» Филип. 1, 27 «Подвизаясь
единодушно за веру евангельскую». Этими
словами ап. Павел ставит перед всеми
верующими единую цель: «веру евангельскую».
В чем заключается вера евангельская? Вера
евангельская — это вера в Иисуса Христа,
как о Нем благовествует Евангелие. В вере
евангельской, в вере в Иисуса Христа ап.
Павел видит центр, видит главную точку
всего христианства. Вера евангельская, вера
в Иисуса Христа должна быть единым знаменем
всех воинов Христовых. Именно эта вера
должна сплотить воедино всех
последователей нашего Господа Иисуса
Христа. Именно вера в Иисуса Христа
является залогом единства Церкви. Вероучения
церквей не могут объединять христиан, так
как каждая церковь имеет свое вероучение. А
вероучение каждой церкви освещает вопросы
веры с точки зрения данной церкви. Но как ни
разнятся между собой вероучения разных
церквей, друзья единства Церкви должны
искать в них не то, что разъединяет церкви, а
то, что их объединяет. Что же во всех
вероучениях является общим и единым для
всех церквей? Это — вера в Иисуса Христа как
в Бога и вера в Иисуса Христа как в
Спасителя, совершившего спасение всех
грешников на кресте Голгофы. Вот эта вера и
есть «евангельская вера», подвизаться за
которую единодушно ап. Павел призывает все
церкви и всех христиан Мира. Единство христиан
в вере во Христа я хотел бы пояснить таким
примером: если идти по земному шару с севера
на юг, то картины природы будут весьма
разнообразны. Мы увидим прежде всего
полярные страны, то есть области, покрытые
вечным снегом. Далее перед нами откроется
тундра, где растет почти только один мох. За
тундрой идет полоса тайги, то есть полоса
дремучего, труднопроходимого леса. Еще
далее лес сменится степью, то есть
безлесным пространством, покрытым разными
злаками, но главным образом ковылем. И
наконец мы увидим зону тропиков, то есть
зону вечного лета и вечно цветущей природы. Но как ни
разнообразны все эти картины природы : —
над ними светит одно и то же солнце. Все
уголки нашей земли получают свет и жизнь от
одного и того же солнца. И если мы совершим
путешествие по всем церквам мира, то мы
увидим очень разнообразную картину
вероучений и богослужений. Но мы увидим и
единое Солнце, Которое в Книге пророка
Малахии названо «Солнцем правды» и Которое
светит над всеми церквами мира и дает им
свет, тепло и жизнь. Это Солнце — Иисус
Христос. Он освещает все церкви и всех
истинных христиан. Много разномыслия и
разногласия в церквах Христовых, и вместе с
тем удивительная гармония во Христе. Единый символ
веры всех церквей на земле — это Иисус
Христос. Всех верующих во Христа объединяет
одна и та же книга. Это — Евангелие. Почему
Евангелие такая простая, простая книга?
Потому, что оно предназначено Богом для
всех людей: для ученых и безграмотных, для
старых и молодых, для жителей культурных
центров и дремучих джунглей. Евангелие —
ответ на все вопросы всех людей.. Вероучения
и порядки в церквах будут разными до
пришествия Христа, но Христос вчера и
сегодня и вовеки Тот же. Что может
нарушать единство Церкви? Если мы откроем
Слово Божье и посмотрим, что нарушало мир в
апостольских церквах, то мы убедимся, что
причины, служившие к нарушению мира и
единства в Церкви в дни апостолов, остаются
теми же и в наши дни. Что же нарушало мир в
апостольских церквах? Прочтем Деян. Ап. 6,
1: «В эти дни, когда умножились ученики,
произошел у еллинистов ропот на евреев за
то, что вдовицы их пренебрегаемы были в
ежедневном раздаянии потребностей». Здесь
мы видим нарушение мира в церкви из-за
недовольства части верующих непорядком в
ней. Но когда был наведен порядок, церковь
успокоилась. Недовольство непорядками
нарушает и сегодня мир во многих церквах.
Самый верный путь к миру — наведение
порядка в церкви. Прочтем Деян. Ап.
15, 5: «Тогда восстали некоторые из
фарисейской ереси уверовавшие и говорили,
что должно обрезывать язычников». Здесь мы
видим нарушение мира в церкви из-за
обрезания, то есть из-за вопроса
второстепенного, но который некоторые
верующие сделали главным вопросом. Споры из-за
второстепенных вопросов часто нарушали мир
в церквах. Беда в том, что далеко не все
верующие способны различать главное от
второстепенного; большинство верующих
занимаются смешиванием главного и
второстепенного, и в результате получается
«процеживание комаров» и «проглатывание
верблюдов». Ап. Павел пишет в Галат. 5, 6: «Во
Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни
необрезание, но вера, действующая любовью».
В этих словах мы видим умение ап. Павла
различать главное от второстепенного.
Обрезание или необрезание — вопрос
второстепенный для ап. Павла. Главное для
него — вера, действующая любовью. Да научит
нас Господь не смешивать главное и
второстепенное, что порождало и порождает
так много споров в церквах Христовых. Прочтем 1 Кор. 3, 4: «Ибо
когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я
Аполлосов», то не плотские ли вы?» Здесь мы
видим причину нарушения единства в Церкви
из-за привязанности или особой симпатии к
людям, к служителям Божьи м. В Коринфской
церкви одни были привязаны к ап. Павлу,
другие к Аполлосу. Одним верующим нравился
больше Павел, другим — Аполлос. Таким
раздвоением нарушалось единство
Коринфской церкви. Но такая привязанность к
людям, к служителям Христа может нарушить
мир в любой церкви. Такой привязанности к
человеку надо бояться. Только Христос
достоин нашей привязанности, нашей полной
преданности. «Кто Павел, кто Аполлос?» —
восклицает апостол; «разве разделился
Христос, разве Павел распялся за вас?» (1 Кор.
1, 13). Прочтем еще одно
место — 3 Иоан. 9, 10: «Я писал церкви; но
любящий первенствовать у них Диотреф не
принимает нас. Посему если я приду, то
напомню о делах, которые он делает, понося
нас злыми словами». Здесь мы видим Диотрефа,
своим стремлением к первенствованию
нарушающего мир в церкви и поносящего злыми
словами даже самого апостола Иоанна.
Печально, с трудом верится, что такого
служителя Христова, как апостол Иоанн,
Диотреф, член церкви, а может быть, даже
пресвитер, мог поносить злыми словами. Но
это было так. О, эти диотрефы! Они были и есть
во всех церквах Христовых; и всегда они
являлись и являются причиной раздоров в
церкви. Знаем ли мы, в чем
заключается вред от нарушения мира и
единства в церкви? Нам всем должны быть
дороги слова Христа в Ев. Иоан. 13, 35: «По тому
узнают все, что (вы Мои ученики, если будете
иметь любовь между собою». Именно в любви
сокрыты мир и единство церкви. Мы должны
знать, что ничто не содействует так
разочарованию людей в Боге, как распри и
разделения среди христиан. Будем всегда
помнить, что диавол не причинил столько
вреда делу Царствия Божья, сколько сами
христиане своими распрями и
анафемствованием друг друга. Можно смело
сказать, что диавол достигает успешнее
всего своих целей путем разжигания вражды
между христианами. Прислушаемся еще
раз к призыву ап, Павла — подвизаться
единодушно за веру евангельскую. Кто горячо
любит Христа, тот не может раздирать Его
Тело — Церковь на части, а если это делают
другие, то он обязательно будет миротворцем.
Любящие Христа должны быть миротворцами!
Чем большее место Христос займет в наших
сердцах, тем больше будет у нас миролюбия и
братолюбия. Будем единодушны
в возвеличении нашего Господа! Будем
единодушны в подвижничестве за веру
евангельскую! Будем единодушно возвещать
словом и жизнью совершенство нашего
Господа Иисуса Христа! Будем стоять в одном
духе за нашего драгоценного Спасителя! |