Выход

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

 

О СПАСЕНИИ

Римл. 8,24; 1 Кор. 15,2; Римл. 52

Большое место на страницах Библии занимает вопрос о спасении. Мы знаем слова темничного стража в Филиппах, обращенные к апостолу Павлу и его сотруднику Силе: «Что мне делать, чтобы спастись?» И ответ на этот вопрос гласил: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. Ап. 16, 30 — 31).

В Евангелии учение о спасении занимает такое большое место, что ап. Павел называет его «словом спасения». В Антиохии Писидийской он говорит иудеям: «Мужи братья, дети рода Авраамова и боящиеся Бога между вами! Вам послано слово спасения сего» (Деян. Ап. 13, 26). В Послании к Римлянам 1, 16 ап. Павел называет Евангелие «силою Божьей «о спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и эллину». Три места, которые мы прочитали из Слова Божья, говорят о спасении совершившемся: «Мы спасены» (Римл. 8, 24); о спасении совершающемся: «которым спасаетесь» (1 Кор. 15, 2), и спасении, которому надлежит совершиться в будущем: «спасемся Им от гнева» (Римл. 5, 9). Итак: мы «спасены», мы «спасаемся» и мы «спасемся». Как понимать это трехгранное спасение?

Обратим внимание, прежде всего, на слова: «мы спасены». При этих словах взор наш направляется на Голгофу, где на кресте раздалось торжествующее слово распятого за грехи мира Спасителя: «Совершилось!» В чем же заключается совершенное Христом спасение? В искуплении, оправдании и примирении нас с Богом.

Что значит «искупление»? Оно означает: выкуп за плату из рабства, из плена. Из какого рабства? Из какого плена? Из рабства греха, из плена нашей плоти, от проклятия закона. Что представляет из себя рабство греха? Это — постоянное нарушение воли Божьей, заповедей Божьих, данных нам в Писании. А что означает «плоть»? В Слове Божьем слово «плоть» имеет двоякое значение: плоть как тело человека, и плоть как тело, ставшее орудием греха. Плоть как тело не является чем-то отрицательным или греховным. Ведь Слово Божье говорит, что Христос является Богом, явившимся «во плоти»: «И Слово стало «плотью» и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ев. Иоан. 1, 14). Но когда наше тело становится орудием греха, то понятие «плоти» приобретает отрицательный, греховный характер. Ап. Павел пишет в Послании к Римлянам 7, 22 — 24: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих (речь. идет о нашем внешнем телесном человеке) вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Искупление, совершенное Христом на Голгофе, является избавлением от рабства плоти. А что означает проклятие закона? Это возмездие, наказание за нарушение божественного закона. И Христос спас нас от возмездия за наши грехи. Итак, искупление — это избавление от рабства греха и плена плоти и освобождение от наказания за грех. Чтобы нас искупить от всего этого, Христос внес драгоценную плату: Свою святую невинную Кровь.

А что значит «оправдание»? Оправдание — это присвоение нам праведности Христа, в которой мы становимся праведными перед Богом. Эту праведность Христа мы берем рукой веры. Принимая верою Христа, мы принимаем Его праведность. Оправдание есть нечто большее, чем прощение грехов. Оправдание — это такое состояние, как будто мы никогда не грешили, никогда и ни в чем не нарушали воли Божьей.

А в чем же заключается «примирение»? Примирение — это мир с Богом. Примирение — это принятие Отцом Небесным блудного сына, блудной дочери. Примирение — это усыновление нас, грешников, Богом.

Вот это спасение в смысле искупления, оправдания и примирения уже совершил Христос на Голгофе. Но и искупление, и оправдание, и примирение должны сделаться нашим достоянием. Путь для присвоения нами этих трех великих сокровищ Голгофы один: рукою веры! Верою, то есть даром, в противоположность какой бы то ни было заслуге с нашей стороны, как об этом ясно сказано в Послании к Ефесянам 2, 8 — 9: «Благодатью вы спасены чрез веру и сие не от вас — Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Обратим теперь внимание на слова: «мы спасаемся». В Послании к Филиппийцам 2, 12 ап. Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Как понимать слова «совершайте свое спасение»? Разве мы не спасены? Да, спасены, но есть спасение, которое совершается в нашей христианской жизни изо дня в день. В Послании Иуды (стих 24) мы читаем: «Могущему же соблюсти вас от падения... слава и величие». Спасение, которое совершается изо дня в день, — это повседневное соблюдение нас Христом от падения в тот или другой грех. Христос называет нас «овцами» стада Своего и говорит, что никто не похитит нас из руки Его (Ев. Иоан. 10, 28). Спасение, совершающееся изо дня в день, — это повседневное спасение от всего того, что могло бы нас похитить из руки Христа, что могло бы нас привести к измене нашему Спасителю, к отступлению от Него. Слово Божье говорит, что противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (I Петра 5, 8). Спасение, совершающееся изо дня в день в нашей христианской жизни, — это повседневное избавление нас, детей Господних, от пасти этого опасного льва. Находясь во Христе, мы находимся изо дня в день в крепкой башне и спасаемся в ней от всякой грозящей нам опасности (Притчи 18, 10). Вот что значит, что мы не только спасены, но и спасаемся от всего, что грозит нам кораблекрушением в вере.

Обратим, наконец, внимание на слова Писания: мы «спасемся». Эти слова говорят о спасении, которое совершится в будущем. Что же это за будущее спасение? Слово Божье говорит, что мы «спасемся Им от гнева», от справедливого гнева Божья, который Грядет на всю вселенную — за ее грех и нечестие. В 1 Иоан. 3, 2 мы читаем: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». О чем говорят нам эти слова? О том, что мы избавимся от всех наших недостатков, от всего нашего несовершенства, и будем так чисты и святы, как чист и свят наш Господь. Какое благословенное спасение, которое грядет и будет нашим достоянием! Мы уже слышали слова ап. Павла: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Слово Божье говорит, что мы будем избавлены от сего «тела смерти» и что нам надлежит «облечься в нетление... и бессмертие» (1 Кор. 15, 53). «Тело смерти» будет заменено новым «славным телом», подобным телу воскресшего Христа (Филип. 3,. 21). И это новое славное тело будет свободно от болезней и тления, то есть будет нетленным и бессмертным. Вот какое спасение ожидает нас и совершится в будущем.

 

О ВОЛЕ БОЖЬЕЙ

Ефес. 5,17

«Познавайте, что есть воля Божья». «Познавайте» — это значит: исследуйте, изучайте волю Божью. Познание воли Божьей не дается в один день, — нет, познание воли Божьей является делом всей нашей жизни. Как же мы можем познавать волю Божью? Прежде всего через Слово Божье, где она выражена очень ясно. И затем — в обстоятельствах нашей жизни, в которых Господь также проявляет Свою божественную волю.

Но что означает воля? Воля, в отличие от ума и сердца (чувства), является действующей силой. Возьмем ли мы волю Божью или волю человеческую, — она всегда проявляется в каком-то действии. Ум рассуждает, сердце переживает (будь то радость или скорбь), а воля действует. Если воля не сопровождается действием, то она остается либо только мыслью, либо только чувством. Чтобы нам понять, что значит воля, сопровождаемая действием, возьмем пример из Евангелия от Матфея 8, 1 — 3: «Когда же сошел Он (Христос) с горы, за Ним последовало множество народа. И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы». В Послании к Филиппийцам 2, 13 мы читаем: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». «Хотение», то есть воля, должно сопровождаться действием.

Библия говорит, что воля Божья проявилась и проявляется в великих и славных действиях в трех областях: в области сотворения вселенной и управления ею; в области спасения всех грешников мира и в области освящения спасенных.

Что говорит Библия о проявлении воли Божьей в деле сотворения вселенной? Прочтем Откров. 4, 10 — 11: «Тогда двадцать четыре старца, падают перед Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». На самой первой странице Библии мы имеем повествование о сотворении вселенной и человека. И в этом повествовании мы видим, как воля Божья сопровождается при сотворении вселенной одним действием Божьим за другим. Мы читаем в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И оказал Бог: да будет твердь посреди воды... и создал Бог твердь... и сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так... И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... и создал Бог светила великие... И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся... и птицы да полетят над землею... и сотворил Бог рыб... и всякую птицу пернатую... И сказал Бог: да произведет земля... скотов, и гадов, и зверей... и создал Бог зверей, и скот, и всех гадов... И оказал Бог: сотворим человека по образу Нашему... и сотворил Бог человека по образу Своему». Так говорит Библия о воле Божьей, явленной при сотворении вселенной.

А что говорит Библия о воле Божьей, явленной в деле спасения грешников? Прочтем 1 Тимоф. 2, 4: «(Бог) хочет, чтобы все люди спаслись». Значит, воля Божья в деле нашего спасения заключается в том, чтобы все люди, без исключения, получили спасение от возмездия за свои грехи. Чтобы эта воля Божья была исполнена, Христос должен был прийти на землю и совершить дело спасения всех грешников мира. Покидая лучезарное небо, Христос говорит: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10, 7). Какую волю? Волю Божью — чтобы все люди были спасены. Вот эта воля Божья стояла пред очами Христа до самого того дня, когда Он наконец исполнил ее на Голгофе. В течение всей Своей земной жизни Христос знал, что главная Его задача — «взыскать и спасти погибшее» (Ев. Матф. 18, 11). Именно эту волю Божью, относящуюся к делу спасения грешников, Христос называл Своей пищей. В четвертой главе Евангелия от Иоанна нам описывается встреча Христа с великой грешницей — самарянкой. Это была встреча доброго Пастыря с весьма заблудшей овцою, запутавшейся в цепких терниях греха и порока. Утомленный и алчущий Христос при виде этой великой грешницы забывает о Своей усталости и голоде. Все Его существо наполнено состраданием и безграничной любовью к этой несчастной женщине. У Христа одно желание — спасти ее душу. И когда Он освободил эту бедную овечку из терний греха, Он сказал ученикам Своим, пришедшим к Нему с пищей: «У Меня есть пища, которой вы не знаете», и добавил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня». Говоря о воле Божьей, Христос в данном случае имел в виду спасение погибающих грешников.

Мы знаем, как была исполнена воля Божья в отношении опасения всех грешников мира. Библия говорит о «подвиге» Христа на Голгофе (Ис. 53, 11). Вот этим Голгофским подвигом Христа — Его страданиями и смертью — было совершено спасение всех грешников мира. Голгофа — это воля Божья ко спасению всякого грешника.

Воля Божья проявляется также в великом деле освящения спасенных. Мы читаем в Первом послании к Фессалоникийцам 4, 3: «Воля Божья есть освящение ваше». Как же Господь исполняет Свою божественную волю в отношении нашего освящения? Через Духа Святого! Слово Божье повествует нам, как Дух Святой с великой силой сошел на землю, чтобы освящать Церковь Христа и каждое чадо Божье в отдельности. Слово Божье говорит, что воля Божья в отношении спасенных грешников заключается в том, чтобы они достигли подобия образу Христа. Прочтем в Послании к Римлянам 8, 29: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Подобие Христу — это воля Божья в отношении каждого чада Божья. И посланный на землю Дух Святой преображает нас в образ Христа, если только мы не препятствуем Ему в этом святом действии. Слово Божье говорит ясно и определенно, что воля Божья в отношении нашего преображения в образ Христа будет исполнена. Два места Писания дают нам твердое основание верить в это. Первое место — это 1 Иоан. 3, 2: «Возлюбленные, мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему». Второе место — 1 Кор. 15, 49: «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Ибо такова воля Божья.

Библия открывает нам волю Божью на всех своих страницах. Ветхозаветный закон — это выражение воли Божьей израильскому народу. Заповеди Нового Завета — это выражение воли Божьей Церкви Христа, всем новозаветным детям Божьим. Вот почему глубокое изучение Библии ведет к глубокому познанию воли Божьей.

Теперь перед нами вопрос: как проявляет Бог Свою волю в жизни отдельного христианина или христианки? Возьмем для примера жизнь великого мужа Божья — Иосифа, сына Иакова. Иосифу, а также всем его домочадцам грозила голодная смерть. Но воля Божья была — спасти его, отца его и братьев его от голода. И Бог творит Свою волю через различные обстоятельства жизни Иосифа. Через какие обстоятельства? Подаренная отцом Иосифу разноцветная одежда ведет к зависти его братьев; зависть братьев ведет к продаже Иосифа в Египет; клевета жены Потифара приводит Иосифа в темницу; сны виночерпия и хлебодара, истолкованные Иосифом, приводят его во дворец фараона, и он становится правой рукой царя египетского, благодаря чему он спасает отца и братьев от голодной смерти. Так в конце концов разноцветная одежда и все последующие за ней события послужили орудием в руках Божьих для спасения Израиля от гибели. Так являет Бог Свою волю в обстоятельствах жизни каждого из нас!

 

О ТЕЛЕ, ДУШЕ И ДУХЕ

Фессал. 5,23

«Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Библия говорит о трех частях «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 24). Этими тремя частями являются: тело, душа и дух. Эти три части «нового человека» связаны между собой неразрывно, причем навеки. Дух, душа и тело — это полнота «нового человека» здесь, на земле, и там, в вечности. Мы должны иметь ясное понятие о каждой из этих трех частей нашего естества. И слава Господу, в Библии мы имеем учение и о теле, и о душе, и о духе.

Что же говорит Библия о теле вообще и о теле «нового человека» в частности? Библия говорит, что тело является вместилищем жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть Быт. 2, 7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Библия говорит, что тело человека является «дивным» творением Творца, изумительным созданием премудрости Божьей. Устройство нашего тела, то есть то, о чем нам говорит современная наука о теле — анатомия и физиология, — должно вызывать в нас гимн хвалы Творцу и Создателю. Но еще за много веков до анатомии и физиологии псалмопевец Давид воспел хвалу Богу за создание нашего удивительного телесного организма. Прислушаемся к его гимну хвалы в Псалме 138, 13 — 15: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы». Но есть верующие, которые не понимают значения этого удивительного творения Божья — тела нашего. Они уничижают его, они готовы изнурять его и пренебрегать им, думая, что этим они достигнут особой святости. Ап. Павел называет такое отношение к телу ложной мудростью, как мы читаем в Послании к Колоссянам 2, 23: «Это имеет только вид мудрости... в изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Библия же, наоборот, говорит о великом значении нашего тела в служении Богу и людям. В Псалме 83, 3 мы видим, что и дух и тело созданы для Бога: «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому», то есть радуются в Боге живом. О великом значении нашего тела и нашей плоти свидетельствует ярко и воплощение нашего Господа Иисуса Христа, принявшего нашу плоть, чтобы совершить Свою великую миссию на земле. Гимном хвалы Богу за создание Им нашей плоти звучат слова Евангелия Иоанна 1, 14: «И Слово стало плотью». И, находясь в нашей плоти, Христос никогда не забывал о телесной стороне человека. Доказательством этого являются Его чудеса: исцеления телесно больных, воскрешения телесно умерших, насыщения телесно голодных, — словом, забота нашего Господа Иисуса Христа о нуждах человеческого! тела. А разве не является гимном хвалы Господу, создавшему наше тело, слово ап. Павла в 1 Кор. 6, 19 — 20: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога... посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий». Так говорит Библия о теле «нового человека».

Но Слово Божье говорит и о печальной стороне нашего тела. Это «дивное» творение Бога после грехопадения человека стало способным быть орудием греха. В гармонию нашего телесного организма, о которой нам свидетельствуют анатомия и физиология, вторгся грех, и на страницах Слова Божья появились такие выражения: «... чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 6); «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6, 12); «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон... делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти, итак тот же самый я умом моим служу закону Божью, а плотью закону греха» (Рим. 7, 22 — 25). Но эта печальная сторона человеческого тела не должна скрывать от нас величайшего значения тела для всей нашей христианской жизни, и особенно для нашего служения Богу и людям. Не будем забывать, что тело «нового человека», созданного в нас Духом Святым, стало орудием Божьим «на дела святые», как говорит ап. Павел в Послании к Римлянам 6, 19: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святые». Как ясно говорит апостол Павел, что тело человека способно творить «дела беззаконные», а после рождения человека свыше — от Духа Святого, его тело становится славным инструментом, — для творения «дел святых».

Говоря о теле, мы не должны забывать и о том, что на страницах Писания Церковь называется «телом» — телом Христовым. Это сравнение Церкви Христа с телом говорит также о том, что мы не должны уничижать тело, которое, как говорит Писание, является одной из трех составных частей возрожденного человека. Говоря о духе, душе и теле, не будем говорить, что дух и душа — это все, а тело это ничто. Сравнение Церкви Христа с телом говорит нам о многом: о неразрывной связи Церкви со Христом, как со своим Главой; о постоянном влиянии Христа на Церковь; о руководстве Главы — Христа Своим телом — Церковью; о правильном взаимоотношении между собой членов Церкви — о помощи друг другу и о дополнении друг друга в достижении святых целей, — как говорит ап. Павел в 1 Кор. 12, 25: «...дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге».

Нельзя забывать о значении тела и для брачной жизни. А ведь, брак — это установление Божье, как мы читаем в Быт. 2, 18 и 24: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному... потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». В отношении брака Слово Божье предостерегает нас от двух ошибок: от уничижения и запрещения брака, и от нарушения брака через грех прелюбодеяния. К числу разного рода отступлений от истинной веры принадлежит и запрещение (вступать в брак (1 Тимоф. 4, 1 — 3). Слово Божье призывает к чистоте брака. Прочтем Евр. 13, 4: «Брак у всех да будет честен... блудников же и прелюбодеев, судит Бог».

Говоря о теле, не будем забывать и о том, что мы искуплены от вечного ада распятием Тела Христа и пролитием Крови Христа. Ведь Христос облекся в нашу плоть, чтобы ранами и кровью ее дать нам исцеление от наших греховных ран (Ис. 53, 5). Каждый раз, когда мы совершаем хлебопреломление, мы слышим слова Христа о теле: «... сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Кор. 11, 24).

И когда мы читаем о погребении Христа в Ев. Иоанна 19, 38 — 40, мы видим замечательный пример уважения к телу умершего человека. Мы читаем: «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи». «Как обыкновенно погребают иудеи...» Какой замечательный обычай — с уважением относиться к телу умершего человека. Не следует ли и нам усвоить этот, обычай, достойный подражания? Хорошим обычаем является возложение цветов и венков на тело умершего. Но печальным фактом являются забытые нами могилы наших родных, друзей и знакомых.

И еще одно очень важное слово о нашем теле. Это слово мы имеем, в Послании к Римлянам 8, 23: «... мы стенаем, ожидая... искупления тела нашего». Искупление нашего тела — это завершение всего того, что говорит Библия о теле нового человека. Искупление тела — эта замена нашего земного тела телом небесным (1 Кор. 15, 40). Искупление нашего тела произойдет в день пришествия Христа, когда Он «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филип. 3. 21). Так говорит Библия о нашем теле.

Что же говорит Библия о душе? Прочтем слова Христа в Ев. Матф. 16, 26: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» Эти слова говорят нам о том, какое большое значение Христос придает человеческой душе. Из всех сокровищ мира человеческую душу Христос ставит на первое место. И если мы возьмем все места Библии, в которых говорится о душе человека, то мы увидим, что она является действительно величайшим сокровищем. Душа человека — это поистине драгоценнейшая жемчужина мира. Ради вечного счастья человеческой души Христос отдал Свою жизнь на Голгофе.

Но что такое душа? Все многочисленные места Слова Божья, относящиеся к душе, говорят о том, что понятие о душе принадлежит к. числу самых сложных понятий. Что такое душа — нельзя определить одним словом, как нельзя выразить одним словом понятие о Боге. Слово-«душа» на страницах Библии имеет различное значение. И если мы возьмем все, что Библия говорит о душе, то мы получим о ней тройное понятие.

Первое понятие о душе, которое дает нам Библия, — это понятие о ней как о физической жизни всякого живого существа. Если мы возьмем Ветхий Завет на древнееврейском языке, то мы увидим, что на его страницах душа обозначается еврейским словом «непеш», что значит: дух, дыхание. По этому понятию душа является телесной жизнью всякого живого существа — будь то человек или животное. Мы читаем в Книге Бытие 1, 21: «И сотворил Бог... всякую душу животных». Именно в смысле физической жизни говорит Библия о крови, как о душе животного. Прочтем Второзаконие 12, 23: «Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа»; Левит 17, 14: «Душа (то есть жизнь) всякого тела есть кровь его, она душа его». С потерей крови прекращается телесная жизнь. Итак, Библия говорит о душе прежде всего как о физической жизни.

Второе понятие о душе, которое дает нам Библия, — это понятие о ней как о духовной жизни человека. В этом смысле душу имеет только человек. В чем же заключается духовная жизнь человека? В его мышлении, в его чувствованиях, в его воле. Мышление — это наша способность рассуждать. Чувствование — это наша способность ощущать чувство радости или скорби, чувство любви или ненависти, чувство святое или чувство греховное. Воля — это наша способность желать и, действовать. Мысль, чувство и воля — это три части нашей души, в» науке называемые психикой. В этом втором понятии душа станет нам, особенно понятной, если мы возьмем выражение Слова Божья: «внутренний человек» — в отличие от «внешнего человека», как мы читаем во Втором послании к Коринфянам 4, 16: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Итак, Библия говорит о душе, как о нашем внутреннем человеке.

И, наконец, третье понятие о душе, которое дает нам Библия, — это понятие о ней как о человеке вообще, то есть о внешнем и внутреннем человеке в совокупности. В этом смысле мы читаем о душе в Книге Деяний Апостолов 27, 22: «Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль». «Ни одна душа... не погибнет», то есть ни внешний, ни внутренний человек не потерпит урона. Именно в этом смысле стал человек в день своего сотворения «душою живою» (Быт. 2, 7).

Библия говорит о бессмертии души в смысле бессмертия нашего «внутреннего человека». О бессмертии души очень ясно говорит ап. Павел в Послании к Филиппинцам 1, 23 и 24: «Имею желание разрешиться (то есть умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас». Ап. Павел говорит, что смерть его не страшит, так как после смерти он (то есть его душа) будет со Христом. «Оставаться во плоти — нужнее для вас». Эти слова говорят о том, что на земле душа нуждается в телесном вместилище — в плоти. После смерти душа продолжает жить без плоти, то есть без телесного сосуда. Здесь наука, наверное, поставит свой вопросительный знак.

Библия говорит, что в день воскресения мертвых душа (наш «внутренний человек») облечется в новое тело, которое в Слове Божьем называется «телом духовным», в отличие от «тела душевного», которое мы имеем на земле. Об этом говорится ясно в 1 Кор. 15, 44: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». Когда сеется тело душевное? В час смерти. Когда восстает тело духовное? В час воскресения.

Итак, Библия говорит о душе как о физической жизни каждого живого существа. Библия говорит о душе как о духовной (психической) жизни человека, выражающейся в мыслях, чувствах и воле. Библия говорит о душе как о всем человеке — внешнем и внутреннем. Но самым ясным понятием о душе является для нас понятие о ней как о нашем «внутреннем человеке».

Что же представляет из себя дух, о котором мы читаем в 1 Фессал. 5, 23? «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Если душою является наш «внутренний человек» с его мыслями, чувствами и волей, то духом является наш новый внутренний человек с его новыми мыслями, новыми чувствами и новой волей. Дух — это обновленная Духом Святым душа, и поэтому дух присущ только новому, возрожденному человеку. И действительно: Библия говорит о возрожденном человеке как о «новом творении во Христе» (2 Кор. 5, 17). Слово Божье говорит об обновлении ума: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Римл. 12, 2). Новый ум — это ум Христов. Слово Божье говорит и о новых чувствах, называя их чувствованиями Христа, как мы читаем в Послании к Филиппинцам 2, 5: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Слово Божье говорит и о новой воле, способной к исполнению воли Божьей (Евр. 13, 21). Новые мысли, новые чувства, новая воля — это новая душа нового человека. Это новая психика, созданная в возрожденном человеке Христом. Это то, о чем мы поем в нашей чудной евангельской песне: «Новые мысли — Христовы цветы, новые чувства Его полноты; новая радость и новый псалом, новая жизнь с милосердным Христом». Слово Божье призывает нас хранить «без порока», то есть в чистоте, все три части нашего естества: и дух, и душу, и тело.

 

О БОЖЕСТВЕННЫХ ОБЕТОВАНИЯХ ИЗРАИЛЮ

«Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Ап. Павел говорит о двух благовестиях: о благовестим для необрезанных, то есть язычников, и о благовестии для обрезанных, то есть для израильского народа. Он говорит, что благовестие для необрезанных вверено ему, Павлу, а благовестие для обрезанных вверено Петру. Что хочет сказать ап. Павел, говоря о двух благовестиях? Разве существуют два Евангелия — одно для необрезанных, другое для обрезанных? Нет. Евангелие только одно и Библия только одна. Но в одной и той же Библии и в одном и том же Евангелии содержится благая весть для язычников и благая весть для Израиля. Мы должны знать, в чем заключается благая весть для Израиля и в чем заключается благая весть для язычников. Познакомимся сперва с благой вестью для Израиля. Благая весть для Израиля содержится и в Ветхом и в Новом Завете. Посмотрим, прежде всего, в чем заключается благая весть для Израиля в Ветхом Завете. Она заключается в обетованиях Божьих, данных израильскому народу в ветхозаветное время. Пусть эти обетования пройдут, одно за другим, пред нашими очами. Ап. Павел пишет (Римл. 9, 4): «Израильтянам... принадлежат... обетования». Израиль — это народ обетовании. И вот этот народ обетовании, отказавшись от Христа — Мессии, оказался ветвью, отсеченной от «виноградной лозы» — засохшей и умершей. Но обетование Божье гласит (Иезек. 37, 12 — 14): «Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву, и узнаете, что Я — Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и сложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, — и узнаете, что Я — Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь». Итак, обетование гласит: Израиль оживет, когда повернется ко Христу и примет Христа как своего Мессию. И это будет перед его возвращением в обетованную землю.

Народ обетовании болен; история его, такая многострадальная, нанесла ему много ран. Он поистине в ранах от темени головы до подошвы ноги. Но что говорит обетование? Прочтем Пс. 30, 26: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее (Всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы». Что же это за благодатный день, когда совершит Господь исцеление Своего народа? Таким днем будет день принятия Израилем Христа. В день, когда народ Божий обратится ко Христу, его раны будут перевязаны и язвы исцелены.

Народ обетовании слеп и глух, — он не видит во Христе своего Мессию, он не хочет слушать Его слова. Но как гласит благая весть к слепому и глухому Израилю? Прочтем Ис. 43, 8: «Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши»; Ис. 35, 5: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся». И что же увидит прозревший Израиль? Прочтем Захар. 12, 10: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем».

Когда же изольется дух благодати и умиления на народ обетовании? Тогда, когда он обратится ко Христу. И Слово Божье, как мы видим, говорит определенно, что он обратится ко Христу и признает в Нем своего Мессию.

Сколько и кто же из народа Божьего обратится ко Христу и примет Его как Мессию? Это будут те израильтяне, которые доживут до этих благодатных дней, как мы об этом читаем в Иерем. 50, 20: «В те дни и в то время, говорит Господь, будут искать неправды Израилевой, и не будет ее, и грехов Иуды, и не найдется их; ибо прощу тех, которых оставлю в живых».

В чем же еще заключается благовестив для обрезанных? В том, что остаток народа Божьего вернется в свою землю. Это обетование Божье мы находим во многих местах Библии. Мы -прочтем лишь некоторые из. них. Второзак. 30, 1 — 5: «Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые я изложил тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь, Бог твой; и обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его... ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей: тогда Господь,, Бог твой, возвратит пленных твоих, и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь, Бог твой. Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение...»; Иезек. 34, 13: «И выведу их из народов и соберу их из стран, и приведу их в землю их и буду пасти их «а горах Израилевых». И, наконец, мы рассмотрим еще одну благую весть для Израиля в Ветхом Завете. Это благая весть о царстве Израиля. Как же звучит эта весть? Прочтем Иезек. 37, 21 — 24: «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их. На этой земле, на горе-Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их и не будет более двумя народами, и уже не будет вперед разделяться на два царства. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их». Эти слова являются пророчеством о тысячелетнем царстве Христа, которое будет в основном царством Израиля. Давид, о котором в этом пророчестве говорится как о Царе и Пастыре Израиля, есть не кто иной, как наш Господь Иисус Христос. Тысячелетнее царство будет величайшим благословением для всех народов земли, как об этом мы читаем в Захар. 8, 22 — 23: «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». Возвращение народа Божьего в свою землю будет началом этого благословенного тысячелетнего царства.

Мы, верующие Нового Завета, совершаем одну очень великую ошибку: мы перестали видеть Израиля в Библии. Мы думаем, если избранный народ отвернулся от своего Мессии — Христа, то он потерял и право на обетования, данные ему Богом еще в ветхозаветные времена. И мы Начинаем думать, что наследие Израиля перешло к церкви из язычников. Но это не так: израильский народ остается наследником всех Божьих обетовании, предназначенных для него. Эти обетования исполнятся все до одного. Народ израильский получит все, что Господь ему обещал. Мы должны знать, что есть наследие церкви из необрезанных, то есть из язычников, и есть наследие церкви из обрезанных, то есть из иудеев. И мы должны быть хорошо знакомы с тем и другим наследием.

Обетования Божий об оживлении Израиля, об исцелении его ран, о даровании ему слуха и зрения, о возвращении его в землю Израилеву, об участии его в царстве Мессии — (все это является весьма благой и радостной вестью для избранного Богом народа. Но самой благой вестью для Израиля были, конечно, пророчества. Приведем некоторые из них. Вот перед нами пророчество умирающего Иакова в Быт. 49, 10: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов». Откроем Чис. 24, 17: «Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». Прочтем пророчество величайшего ветхозаветного пророка Исайи 7, 14: «Сам Господь даст вам знамение: «се дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил»; Исайи 9, 6: «Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог «крепкий, Отец вечности, Князь мира». Прочтем Михея 5, 2: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами иуд иными? из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть владыкою в Израиле и которого происхождение из начала, от дней вечных». Но пророчества Ветхого Завета говорили о пришествии Христа не только как долгожданного Мессии Израиля, но и как «Желаемого всеми народами», то есть и язычниками, как мы читаем в Книге пророка Аггея, 3, 7: «...и придет Желаемый всеми народами». И что же мы видим в Новом Завете? Полное исполнение всех этих пророчеств: Христос Мессия рождается в одном из самых малых городков Палестины — Вифлееме, не в столице тогдашнего мира Риме, а именно в Вифлееме. Мы видим в Вифлееме и деву, и Младенца, и звезду, подтверждающих исполнение пророчеств Ветхого Завета. Мы видим в Вифлееме и благочестивых иудейских пастухов, поклоняющихся божественному Младенцу и, представителей языческого мира — волхвов с востока, поклонившихся у яслей Вифлеема. Из ангельского славословия над полями Вифлеема мы слышим слова «И на земле мир», свидетельствующие нам о том, что исполнилось пророчество умирающего Иакова о пришествии в мир Примирителя, и пророчество Исайи о Христе как о Князе мира.

А теперь мы послушаем благую весть Симеона, держащего на своих руках Младенца Иисуса. Симеон говорит о Христе: «Свет к просвещению язычников и слава народа Израиля» (Ев. Луки 2, 32). «Свет к просвещению язычников» — мы увидим исполнение этих слов, когда займемся вопросом, что говорит Библия о язычниках. «Слава народа Израиля» — исполнение этих слов мы видим, когда рассматриваем все, что говорит Библия об израильском народе. Мы знаем слова Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Ев. Марка 16, 15); а также слова Христа: «Идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Ев. Матф. 28, 19 — 20).

Но знаем ли мы план Христа для проповеди Евангелия? Этот план гласит: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли», (Деян. Ап. 1, 8). Разве мы не видим в этих словах Христа двойного плана для проповеди Евангелия: свидетельство о Христе в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии; и свидетельство о Христе «до края земли», то есть за пределами Палестины? Другими словами, благовествование Евангелия Израилю и благовествование Евангелия язычникам.

Как же было исполнено это повеление Христа: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме»? Это свидетельство о Христе в Иерусалиме раздалось с особой силой в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов. В результате этого свидетельства было обращено три тысячи душ; в Деян. Ап. 4, 4 говорится об обращении пяти тысяч душ; в Деян. Ап. 6, 7 мы читаем: «Слово Божье росло и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере».

Но свидетельство о Христе должно было звучать и за пределами Иерусалима. Повеление Христа гласило: «Будете Мне свидетелями... во всей Иудее и Самарии». И это повеление Христа было исполнено, причем удивительным образом. Прочтем Деян. Ап. 8, 1: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии»; ст. 4: «между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».

И, наконец, исполнилось повеление Христа и относительно свидетельства о Нем «до края земли». Свидетельство о Христе «до «рая земли» было поручено ап. Павлу и его соратникам: Варнаве, Тимофею, Титу, Епафрасу, Епафродиту и другим. Мы можем не сомневаться, что в дни апостолов евангельская весть прозвучала не только в Греции и Риме, но и достигла пределов Испании (Рим. 15, 24 — 28). И вот почти две тысячи лет звучит свидетельство о Христе и сердцу Израиля и сердцам язычников. Что же говорит Евангелие о результате свидетельства О Христе Израилю и язычникам? Прочтем Откр. 7, 4 — 10: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимоза запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова — запечатлено двенадцать тысяч; из колена Ассирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч». Не будем думать, что число «двенадцать» здесь число арифметическое. Нет, это число библейское, обозначающее некоторую полноту церкви из израильского народа. Дальше мы читаем о церкви из язычников: «После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу».

Итак, перед нами две величественные картины: первая картина — церковь искупленных из Израиля, и вторая картина — церковь искупленных из язычников. О каком-либо неравенстве между искупленными из Израиля и искупленными из язычников и речи нет в Евангелии. И сто сорок четыре тысячи из народа израильского, и «великое множество» из язычников — все они находятся в одном и том же месте: в новом Иерусалиме, на «горе Сионе» (Откров. 14, 1), и пред престолом Бога и Агнца.

Но заметим, что сто сорок четыре тысячи искупленных из Израиля названы в Откровении Иоанна 4, 4 «первенцами Богу и Агнцу». Что значит первенцы? Это старшие дети в семье. Искупленные из израильского народа — это старшие члены семьи Христовой, каковой является Его искупленная Церковь. Стол на брачной вечери Агнца будет один, но в семье, сидящей за этим столом, Христос обращает наше внимание прежде всего на искупленных из Израиля — Авраама, Исаака и Иакова, а затем на множество, которое придет с востока и запада. Прочтем об этом слова самого Христа в Ев. Матфея 8, 11: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном».