Выход

ИИСУС НАВИН

 

ЕГИПЕТ, ПУСТЫНЯ, ХАНААН

Исход, 3, 7 — 8; Иис. Нав. 1, 1 — 2

Мы были свидетелями жизни ветхозаветного народа Божья под тяжелым игом в стране фараонов; мы были свидетелями жизни этого же народа в пустыне — на пути в Ханаан. Теперь мы должны стать свидетелями жизни ветхозаветной церкви в Ханаане. Ханаан — конечная цель Божья в отношении Его избранного народа. Он освободил Свой народ от тяжелого ига не для того, чтобы оставить его в Египте, и не для того, чтобы он жил в пустыне, а чтобы ввести его в землю «хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Прочтем еще раз Исх. 3,8: «И иду избавить его... и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев».

Какой же в этом урок для нас, новозаветных верующих? Конечной целью Божьей и для нас является «Ханаан», текущий «молоком и медом». Что означает для нас Ханаан? Как часто мы думаем, что Ханааном для нас является жизнь после смерти, жизнь в небесах, почему мы и говорим и поем о «небесном Ханаане». Но по Слову Божьему Ханааном для новозаветной церкви является полнота жизни во Христе. Это жизнь, полная благодати Божьей. Такой и будет наша жизнь после смерти — там на небесах. Но такая жизнь возможна уже и на земле. Такую «ханаанскую жизнь» Христос называет «жизнью с избытком». Прочтем Его слова в Ев. Иоан. 10,10: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком».

Апостол Павел пишет об этой ханаанской жизни детей Божьих в Послании к Ефес. 2, 5 — 7: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». «Воскресил», то есть избавил от греховного ига. А затем? «Посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить... преизобильное богатство благодати Своей». И все это здесь, на земле. Где мы с вами, друзья? В плену греха? В пустыне? Или в Ханаане? Какой серьезный вопрос!

Как же нам достигнуть Ханаана, этой полноты благодати Божьей во Христе Иисусе? Кто ввел ветхозаветную церковь в Ханаан? Иисус Навин! Почему не Моисей? Моисей — представитель ветхозаветного закона, а этот закон не приводит в Ханаан. Не потому, что закон Ветхого Завета плох или несовершенен. Нет! Все, что исходит от Бога, — все полно совершенства. Но человек слаб и немощен и не может исполнить всего Божьего закона.

Очень ясно говорит о ветхозаветном законе апостол Павел. Прочтем Римл. 7; 12, 14, 22, 23: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра... Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Иисус Навин поведет ветхозаветный народ Божий в Ханаан. Прочтем Иис. Нав. 1, 1 — 2: «По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я дам им, сынам Израилевым». Это — в земной Ханаан. А в духовный Ханаан ведет Свою Церковь другой Иисус — Иисус Христос. Только Христос может дать нам ханаанскую жизнь, — жизнь, полную благодати.

Поймем сегодня великую и драгоценную истину: наш Ханаан — во Христе! Слово Божье говорит о богатом и славном наследии Христа для святых: Ефес. 1, 18. И все это богатое наследие должно сделаться достоянием каждого из нас. Но земной Ханаан доставался Израилю постепенно, не сразу, шаг за шагом. Прочтем Иис. Пав. 1, 3: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею». Так и духовный Ханаан. Так и великое наследие во Христе: не сразу, а постепенно.

Миллионы христиан остаются вне этого наследия, потому что, выйдя из греховного рабства, они не доходят до Ханаана. Из тех, кто вышел в дни Моисея из Египта, только двое — Иисус Навин и Халев — достигли Ханаана. Все остальные, хотя и избавились от тяжкого плена, но умерли в пустыне. Такова печальная картина ветхозаветной церкви. А картина новозаветной церкви отраднее? Позвольте мне провозгласить здесь печальную истину: большинство искупленных Кровью Агнца душ умирают в «пустыне», не дойдя до земли, текущей молоком и медом. Хорошо обрисовал апостол Павел этих бедных искупленных: Филип. 2, 21; Филип. 3, 18. Здесь речь идет о детях Божьих, как и в 1 Кор. 3, 3 или в 1 Кор. 11, 30. О, благословенные Халев и Иисус Навин, достигшие Ханаана! Побольше бы их в Церкви Христа! Будем стремиться к Ханаану, — к благословенной полноте во Христе, к овладению всем великим наследием Христа.

Но не забудем, что и в Ханаане народ Божий встречал сильных врагов — исполинов с железными колесницами и укрепленными городами. Мы будем свидетелями войн в Ханаане. О чем это говорит? О том, что дети Божий должны быть всегда во всеоружии Божьем, о чем так ясно говорит апостол Павел в Послании к Ефес. 6, 10 — 17: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его: облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божье, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божье». В жизни самых освященных детей Божьих бывают «злые дни», дни сильных искушений, огненных испытаний, и даже достигшие высших ступеней духовной жизни не гарантированы от падений.

 

ВЕЛИКАЯ ЗАДАЧА

Иис. Нав. 1, 1 — 9

В чем заключалась великая задача Иисуса Навина? В овладении Ханаанской землей. Моисей перед смертью, в большом собрании всего израильского народа, возложил на Иисуса Навина эту великую задачу. Прочтем Второзак. 31, 7 — 8: «И призвал Моисей Иисуса, и пред очами всех Израильтян сказал ему: «будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся». А после смерти Моисея Сам Господь возлагает на Иисуса Навина эту же самую задачу. И на всех нас возложена Господом величайшая задача: овладеть духовным Ханааном, то есть величайшим наследием Божьим во Христе Иисусе!

Ханаан был одновременно и подарком Божьим, и плодом больших усилий и напряженной борьбы. Вспомним слова Божий, сказанные Аврааму в Быт. 13, 14 — 15; 17: «И сказал Господь Аврааму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки... Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее: ибо Я тебе дам ее».

И все же Ханаан пришлось Иисусу Навину завоевывать шаг за шагом, с большим трудом. Так обстоит дело и с нашим Ханааном — великим и славным наследием, сокрытым во Христе. Христос принадлежит нам, как сказано в Песни Песней: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему!» И вместе с тем нужно познать Его, завладеть Им. И для этого требуется: большой труд, большие усилия, большое прилежание. Мы знаем слова Христа: «Царствие Божье силою берется» (Ев Матф. И, 12). Затем слова апостола Павла в Послании к Филип. 3, 7 — 8: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа».

Завоевание Ханаана требовало больших жертв. Не только потому, что жители Ханаана — хананеи — были рослым народом, были великанами или исполинами, и не только потому, что у них были железные колесницы и сильно укрепленные города, но и потому, что хананеи были высококультурным по тому времени народом, который по культуре своей соперничал с Вавилоном и Египтом. Так что трудности на пути Иисуса Навина стояли очень большие. И он хорошо понимал их и знал их. Познание Христа и приобретение Христа во всей полноте тоже связано с известными трудностями. Каковы наши трудности при познании и приобретении Христа? Это наша малая любовь ко Христу. Недостаточно сильно любя Его, мы недостаточно жаждем познавать Его и приобретать Его. Мы удовлетворены спасением во Христе. Нам довольно счастья разбойника, спасенного на Голгофе милосердием Христа. Более глубокого счастья мы не ищем. Очень сильным «хананеем» является в нашей христианской жизни духовная лень. О ней хорошо говорит Соломон. Прочтем Солом. 6, 9 — 11: «Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник». Духовная бедность наша — результат нашей духовной лени. Она — результат духовной дремоты и сна. О, как много у детей Божьих этой духовной лени, этой дремоты и сна. Не будем удивляться, что мы так бедны духовно и что так мало у нас от великого богатства во Христе.

Иисус Навин трепетал перед своей великой задачей и перед ее трудностями. Он был скромным слугою Моисея. Он подметал его шатер, и пока не было Сепфоры, готовил и пищу для своего господина. Он не мечтал ни о каких завоеваниях Ханаана. Он был рад — быть верным в малом. И вдруг: Моисей призывает его к такой великой задаче. А потом, после смерти Моисея, Сам Господь повторяет этот призыв. Из маленького слуги Моисея Господь делает великого завоевателя Ханаана!

Друзья! Мы все скромные слуги наших ближних. Жены — скромные слуги своих мужей; мужья — слуги своих жен; родители — слуги своих детей; дети — слуги своих родителей. Разве это не так? Наши жилища — это те скромные шатры, где мы выполняем свои повседневные обязанности, в точности так, как Иисус Навин. Будем же верны в малом!

И вдруг раздается голос Божий: «Подними очи твои и посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу». Посмотри на наследие, на богатство во Христе. Твоя задача — быть Иисусом Навином, завоевателем Ханаана, завоевателем сокровищ во Христе!

Может быть, кто-нибудь скажет: эта задача не для меня. Я только слуга Моисея. Или: я — левша, как Аод. Или: я — наименьший в доме отца Моего, как Гедеон. Все это верно, и все-таки задача Иисуса Навина — задача всех нас.

Великое оружие дал Господь Иисусу Навину. Какое? Кто-нибудь скажет: эта армия израильтян, это оружие израильтян. Нет. Господь как бы дает в руки Иисусу Навину книгу (Библию) и говорит ему: Иис. Нав. 1, 8. Вот оно, оружие Божье для завоевания Ханаана: Библия и постоянное изучение ее. А как нам приобрести все наследие Божье? Как нам приобрести всего Христа, всю полноту, всю широту, всю долготу и всю высоту Его? Средство только одно: Библия.

Христос говорит: «Исследуйте Писание, ибо оно свидетельствует о Мне». Земли для завоевания много (Иис. Нав. 13, 1): от 1-й главы Бытия до последней главы Откровения. И всюду на страницах Библии — Христос, то есть золото, бриллианты, драгоценнейшие жемчужины! Сколько нужно копать и углубляться, чтобы находить это сокровище всех сокровищ.

Задача великая: исследовать Библию. Не будем же ленивы. Исполним повеление Божье о Библии Иисусу Навину, и мы приобретем Христа в значительной полноте.

 

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ ПЕРЕД ПЕРЕХОДОМ ИОРДАНА

Повеление Иисуса Навина: Иис. Нав. 1, 10 — 11 — «Спустя три дня вы пойдете за Иордан сей»... Что же произошло на берегу Иордана за эти три дня? Израиль мог убедиться, что Иордан в это время года непроходим. Непроходим без чуда Божьего. Почему? Река Иордан — горная река. Кто видел горные реки, тот знает силу их течения. Ущелья — результаты этой силы. Иордан берет свое начало в горах Ермона и с большой силой течет к Мертвому морю, но когда тает снег на вершинах гор Ермона, то Иордан выходит из своих берегов и представляет из себя страшно глубокую и с ревом несущуюся реку, не знающую на своем пути никаких преград. Таким был Иордан, когда Иисус Навин дал повеление к переходу его. Прочтем Иис. Нав. 3, 14 — 15: «Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом: то лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы)»... И вот, израильский народ смотрит на эти стремительные, глубокие и мутные воды, покрытые пеной, и одно чувство должно было охватить его: это чувство безнадежности. Знакомы ли мы с этим чувством? Авраам был с ним знаком, когда произносил слова: Бытие 17, 17. Давид был знаком с этим чувством, когда гонимый, как серна на горах, Саулом, он ожидал обещанного ему Господом царства. Мария и Марфа из Вифании были знакомы с этим чувством, когда брат их Лазарь не только умер, но и смердел уже во гробе. О, это чувство безнадежности! Многие из нас его испытали, уже стояли на берегу ревущего Иордана, не зная, как его перейти. А кто не испытал этого — еще испытает. Страшные, бурные воды Иордана, и ни одного моста чрез него, ни одной лодки.

Я упомянул Авраама. Стоя на берегу безнадежного «Иордана», он рассмеялся смехом недоверия к Господу, но потом устыдился своего неверия, поднял очи к Всемогущему и доверился Ему целиком и полностью, перестав смотреть на свое одряхлевшее тело. Как замечательно об этом сказано в Римл. 4, 18 — 21. Вот такой вере мы должны научиться на берегу нашего бушующего «Иордана», и когда нет никакого моста для перехода — мы должны научиться верить в Божье чудо, хотя бы все было безнадежно.

Вот обращение Раавы в Иерихоне, совершившееся до перехода Иордана. О ней говорит вся вторая глава книги Иисуса Навина, но мы прочтем только 2-й стих из этой главы. О том, что эта язычница-хананеянка уверовала в живого Бога, сказано в двух местах Евангелия: Евр. 11, 31; Ев. Матф. 1, 5.

Раав (Рахав) заняла место в родословной нашего Господа Иисуса Христа. О, чудеса благодати Божьей! Червленой веревкой (то есть верой в силу Крови Христа) она связала себя и с ветхозаветной и с новозаветной церковью. Бог видел эту жаждущую душу — единственную среди семи языческих народов в Ханаане. Видел ее так же, как Он видел Нафанаила под его смоковницей, или римского сотника Корнилия в Кесарии, или евнуха, едущего из Иерусалима в Эфиопию. В массах народов Он видит эти отдельные жаждущие души и спешит им на помощь. Как ни мало знала Раав об истинах Божьих, но одну истину она постигла хорошо, и этой истины было достаточно, чтобы спасти ее. Она постигла, что кровь, в которой была выкрашена веревка, достаточно сильна, чтобы спасти ее не только от физической, но и от вечной смерти. О, мы можем ничего не знать, кроме того, что Кровь Христа смывает всякий грех, и веры в эту истину достаточно, чтобы быть навеки спасенными.

Чему учит нас поведение двух с половиной колен народа израильского? Прочтем Иис. Нав. 1, 12 — 17: «А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал: вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь, Бог ваш, успокоил вас, и дал вам землю сию. Жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись, идите пред братьями вашими и помогайте им, доколе Господь не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь, Бог ваш, дает им. Тогда возвратитесь в наследие ваше, и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца. Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем. Как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем».

Два с половиной колена — Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина — вместе со всеми остальными коленами Израиля перешли Иордан и целых семь лет провели в ханаанской земле, текущей молоком и медом, но потом они снова вернулись в свои пределы.

О, сколько детей Божьих, идущих не вперед, а назад! Было время: они шли вперед и достигли больших высот в своей христианской жизни, но они ниспали с своей высоты и теперь идут назад. Всем таковым Господь сегодня говорит: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела».

«И сказал Иисус народу: освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса» (Иис. Нав. 3, 6). Мы все жаждем чудес от Господа: преображения наших характеров, таких тяжелых и скверных. Обращения к Господу дорогих нашему сердцу душ. Исчезновения зла в нас и вокруг нас. Проявления большей любви. Что же нужно для этого? Освящение. А что значит «освящение»? Это значит, «посвящение», то есть полная отдача. Чего? Всего себя. Кому? Господу!

Освященный — это значит: посвященный, отданный целиком Господу. Там, где полное посвящение, полная отдача Господу, — там и чудеса Божий великие и славные. И не только в апостольские времена, но и сегодня.

 

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН

Иис. Нав. 3, 6 — 17

В ханаанской земле жили семь родственных народов: хананеи (именем которых часто называются в Библии и все прочие народы ханаанской земли), хеттеи, евеи, ферезеи, гергесеи, аморреи, иевусеи. Все эти семь народов погрузились в самое ужасное идолопоклонство. Мера их беззаконий достигла высших пределов. Она такой не была еще в дни Авраама, когда он из своей родной Месопотамии переселился сюда, в ханаанскую землю. Прочтем Бытие 15, 16: «В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».

В дни Авраама были уже сильные признаки духовного разложения хананеев или аморреев, — достаточно вспомнить Содом и Гоморру, и суд Божий над ними. Но в дни Авраама можно было в Ханаане встречать людей, глубоко преданных Богу. Вспомним встречу Авраама с Мелхиседеком. Разве это не отрадное явление? Но семь народов Ханаана были повинны не только в глубоком идолопоклонстве. Их беззакония перечислены во Второзаконии 18, 9 — 12. Они проводили сыновей и дочерей своих через огонь, они прорицали, они гадали, они ворожили, они занимались чародейством, они вызывали духов, они волшебствовали, вопрошали мертвых. «Мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за эти мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего». Опасность великая грозила ветхозаветной церкви — заразиться от хананеев этим беззаконием, этой мерзостью. И мы увидим, что они действительно неоднократно заражались и идолопоклонством и всеми другими беззакониями аморреев. В дальнейшем мы увидим, что ветхозаветный народ Божий не исполнил до конца воли Божьей в отношении изгнания хананеев и оставил их в земле ханаанской на горе себе и на духовное развращение своих потомков. И результаты были самые плачевные.

Израильтяне стояли на берегу разлившегося Иордана. Разные чувства наполняли сердца этих людей. Возьмем двух человек из этого громадного воинства и заглянем в их души: это Халев и Ахан. Халев — соратник Иисуса Навина — был полн надежды на Господа и спокойно смотрел на глубокие воды Иордана. Ахан — сребролюбец — был мрачен, как его собрат по сребролюбию, Иуда. Ахан был полн сомнения в благополучном переходе бурного Иордана. Много было в народе в этот день подобных Халеву, но немало было и подобных Ахану. Но вот, от народа отделяется небольшая группа людей: это священники. Они в белых одеждах. Они несут ковчег завета. Вот они спускаются к реке. Их задача — войти в реку. И вот, они вошли в воду. Миллионы глаз устремлены на них. Лишь только ноги священников, несших ковчег, погрузились в воды Иордана — вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, а текущая в Мертвое море ушла и иссякла. И народ переходил, как некогда по дну Чермного моря.

О чем говорит нам этот переход через Иордан, эти священники, входящие в глубокие воды Идрдана и стоящие посреди реки, пока не перешел последний из израильтян? Не говорит ли все это нашим сердцам о великом Первосвященнике, Господе нашем Иисусе Христе, Который погрузился в глубочайшие воды страданий, чтобы остановить поток справедливого гнева и суда Божьего? Вот Он в глубине гефсиманских переживаний, и еще глубже в потоке страданий на Голгофе. Вот Он во гробе — совсем погруженный. Но, погружаясь в страдания и смерть, Он остановил гнев Небесного Отца и суд Его. Гнев Божий против нас, грешников, иссяк на Голгофе, как иссякли некогда воды Иордана. И теперь в небесный Ханаан переходят спокойно и радостно, один за другим, миллионы спасенных Кровью Христа грешников. Но есть еще реки скорби, через которые нам приходится переходить. Но и в них Христос с нами. Прочтем Ис. 43, 2: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобой, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Есть еще Иордан смерти, но и там Христос. Прочтем Пс. 22, 4: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».

Между духовным Ханааном и нами лежит Иордан, трудно проходимый Иордан. Что мешает нам достигать полноты и совершенства Христа? Ответ дает апостол Павел. Прочтем Римл. 7, 18: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». Плоть наша — вот Иордан наш, разделяющий нас с Ханааном; живущий в нас грех — вот труднопроходимые воды Иордана (Римл. 7, 17). Как преодолевать эту преграду — живущий в нас грех, — об этом мы и будем говорить в дальнейшем.

 

ГАЛГАЛ

Иис. Нав. 4 глава и 5, 1 — 9

Галгал... Что это за место? Это не город и не село, а просто равнина у подножия высокой горы. Равнина, расположенная между Иерихоном и Иорданом и сплошь покрытая роскошными пальмами, как и сам город Иерихон, что значит «город пальм». Здесь, на этой громадной равнине, израильский народ раскинул свои шатры на долгое время, пока воины его путем борьбы не расширили пространство для обитания народа. Это было первое пристанище для женщин, стариков и детей. Галгал был исходным пунктом для завоевания Ханаана. Галгал стал одним из замечательных мест в истории ветхозаветного народа Божья.

Чем же замечателен Галгал? Какие там произошли события, которые долго помнила ветхозаветная церковь и которые записаны на страницах Библии для нашего наставления? Рассмотрим три события. Прежде всего, пойдем к берегам Иордана. Он все еще иссушен, и народ переходит его, а священники с ковчегом стоят посреди него. Вот появляется группа людей, состоящая из двенадцати человек. Это представители двенадцати колен народа. Они направляются к середине реки, к месту, где стоят священники. Вот они наклоняются и поднимают что-то тяжелое. Это камни, которыми богато дно Иордана. Выбрав двенадцать самых больших камней, по одному на каждого, группа возвращается на берег, и из двенадцати камней складывает простой, но многоговорящий памятник. Устроив этот памятник, двенадцать человек еще раз направляются на середину реки, где стоят священники с ковчегом, и снова нагибаются, чтобы взять еще двенадцать больших камней. А эти камни для чего? Из них будет устроен второй памятник, посредине реки, на месте, где стояли ноги священников. Он будет виден из воды, когда река войдет в свои берега и примет свой обычный вид.

Займемся первым памятником. О чем он должен был говорить? Прочтем Иис. Нав. 4, 5 — 7: «И сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа, Бога вашего, в средину Иордана, и возьмите оттуда и положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых, чтобы они были у вас знамением. Когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти камни?», вы скажите им: «в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась». Таким образом, камни сии будут для сынов Израилевых памятником навек. Простой памятник, простые двенадцать камней, но какая проповедь о силе и милости Божьей! Мы уже говорили, что иссушенный Иордан — это остановленный на Голгофе гнев Божий против нас, грешников. И в память этого великого дела нашего Господа на Голгофе мы, новозаветные дети Божий, тоже имеем простой памятник, но тоже громко говорящий: это наше хлебопреломление.

Теперь я покажу вам другую картину. Вот другой Иордан — река смерти. Представим себе, что мы перешли эту реку. Мы на том берегу, и что же мы видим там? Прочтем Откров. 21, 12 и 21: «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых», «А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло». Прочтем еще Откров. 21, 14: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца». Двенадцать камней Израиля и двенадцать камней новозаветной церкви на небесном берегу — это чудный памятник единства Церкви Божьей — ветхозаветной и новозаветной.

Пойдемте теперь ко второму памятнику — к памятнику над водами Иордана. О чем говорят двенадцать камней, погребенные в водах Иордана? Не говорят ли они о смерти и погребении всех верующих вместе со своим Господом? Прочтем Колос. 3, 3: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге», и Колос. 2, 12 и 20: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых»; «итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений?» Камнями в Иордане является вся Церковь Христова, прошедшая через смерть со Христом и через погребение с Ним в крещении. Крещение по вере — это второй памятник, данный Господом Своей Церкви. Итак, два памятника у ветхозаветной церкви: двенадцать камней на берегу Иордана, говорящих о смерти Христа на Голгофе, и двенадцать камней в водах Иордана, говорящих о смерти и погребении верующих со Христом. Два памятника и у новозаветной церкви: это хлебопреломление, говорящее о смерти Христа на Голгофе, и крещение, говорящее о смерти и погребении детей Божьих со Христом. Два памятника, говорящие о двух великих истинах христианства: о том, что Христос умер за нас, и что мы умерли с Ним, чтобы жить для Него.

Третье событие в Галгале: обрезание. Народ, вышедший из Египта, был обрезан. Народ, родившийся во время странствования по пустыне, не был обрезан. В Галгале было совершено обрезание, и нам необходимо «обрезание». Мы умерли со Христом, но нам необходимо «обрезание». Какое это обрезание? Прочтем Колос. 2, 11: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Обрезание Христово! Что Христос Сам говорит о Своем обрезании? Прочтем Иоан. 15, 2: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». В Его руке благословенный нож, которым Он отрезает у нас все неугодное Ему. Боль бывает сильная при этом, но в результате — величайшее для нас всех благо. Каждый из нас находится под ножом небесного хирурга — Христа. И каждый из нас имеет свои «опухоли», «греховные опухоли», которые должны быть удалены, вырезаны, и слава Ему за Его благословенные операции, как бы болезненны они ни были.

 

ВИДЕНИЕ ИИСУСА НАВИНА

Иис. Нав. 5, 10 — 15

В Галгале израильский народ совершил Пасху. Мы знаем, что значит Пасха: это закланный агнец, кровь которого спасла некогда первенцев ветхозаветной церкви в Египте. Как не совершалось обрезание в пустыне, так не совершалась в пустыне и Пасха. В Галгале было совершено обрезание; в Галгале был отпразднован и праздник Пасхи.

Мы, новозаветные дети Божий, тоже празднуем Пасху. Прочтем 1 Кор. 5, 7: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». И мы празднуем не один раз в году, а каждый день.

В Галгале израильский народ получил новую пищу: хлеб вместо манны. Манна перестала падать, потому что хлеба в Ханаане было вдоволь. Бог не бросается чудесами: там, где человек сам может добыть пищу, Он не посылает воронов и не посылает с неба манны. Его воля, чтобы мы трудились.

Но хлеб в Ханаане — это прообраз Христа, хлеба жизни. Хлеб, чтобы сделаться пищей для людей, должен пройти жернова и раскаленную печь. А хлеб жизни — Христос? Разве на Голгофе Он не пережил «жерновов»? Он испытал там три рода огня: гнев Отца, гнев людей и гнев диавола. И теперь Он является истинным хлебом жизни для питания наших душ. Чем бы ни питались мы, наши души без Христа не будут иметь полного насыщения. Питание — явление и самое обычное, и самое таинственное. Питание — это впитывание в себя каждой клеткой нашего тела той пищи, в которой она нуждается. И питание Христом тоже таинственно: общаясь со Христом, мы впитываем в себя Его силу, Его терпение, Его мир, Его радость, Его смирение, Его кротость, Его любовь, Его мудрость, и все, что есть в Нем. Вот что значит питаться Христом.

Видение Иисуса Навина. Это произошло тоже в Галгале. Иисус Навин нуждался в таком видении. И почему? Потому, что завоевание ханаанской земли было сверхчеловеческой задачей. Что это было за видение? Это был не человек и не ангел, ибо он принял поклонение Иисуса Навина. Апостол Павел и Варнава не приняли поклонения людей в Листре (Деян. Ап. 14, 11 — 15)..Ангел на острове Патмосе запретил Иоанну падать перед ним (Откр. 19, 9 — 10). А здесь, в Галгале, мы не слышим такого запрета, потому что Иисусу Навину явился Сам Господь: «Я — вождь воинства Господня!» Народ Божий нуждался именно в этом Вожде. Иисус Навин был ничто по сравнению с крепостью иерихонских стен. Требовался Вождь божественный. И Он пришел и взял все воинство ветхозаветной церкви под Свое руководство. Все победы ее были Его победами.

Это видение Иисуса Навина и наше видение. И мы видим Вождя воинства Господнего, нашего Господа Иисуса Христа. В книге Откровения Иоанна Христос показан как ходящий посреди семи золотых светильников (Откр. 1, 12 — 13). Его великое обетование: «Се, Я с вами во все дни». И в руке Христа обнаженный меч. Это меч, который назван в послании к Евреям «мечом обоюдоострым». Этот меч — Слово Божье. Прочтем Евреям 4, 12: «Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого». Этот меч поражает сердца грешников. Но он поражает и сердца детей Божьих, обличая их и отрезая то, что неугодно нашему Господу. Он наносит очень глубокие, но и очень благословенные раны.

Христос — Вождь Своей Церкви. Взоры всех детей Божьих должны быть направлены на Него. Никто из человеков не должен заслонять Его. В Коринфской церкви произошла такая ошибка. Прочтем 1 Кор. 3, 4 — 7: «Ибо, когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий». Не Аполлосы и не Павлы, а Христос, и только Христос!

Велико значение этого видения для Иисуса Навина. Наверно, это произошло тогда, когда он обдумывал планы завоевания Иерихона, стены которого высились перед его глазами, и чем больше он думал о том, как завоевать этот город, тем больше, возможно, падал в нем дух, тем непосильнее казалась ему эта задача. Но это явление Господа сказало ему: «Не воинством и не силою, но духом Моим» (Захар. 4, 6). О, как ободрилось сердце Иисуса Навина. И мы увидим, как легко был распутан Самим Господом сложный узел, как легко была взята сильная крепость — Иерихон.

И для нас это видение имеет громаднейшее значение. Скажу о себе: я однажды ходил, подобно Иисусу Навину, сильно озабоченный. Передо мною тоже были высокие «иерихонские стены», и я не знал, что мне делать — с чего начать, как приступить к этим стенам? И вдруг, в такой момент я получаю письмо, и в нем только эти слова: «Христос — вот ответ на все твои вопросы!» Я поднял глаза и увидел, как и Иисус Навин, Того, для Кого Иерихон — только карточный домик. И Он, Христос, и мои все узлы развязал чудесным образом.

 

ПАДЕНИЕ ИЕРИХОНА

Иис. Нав. 6, 1 — 19

Первое сильное затруднение, с которым встретился израильский народ в Ханаане, был Иерихон. Его нужно было взять, чтобы двигаться дальше. Но как взять его? Господь сказал Иисусу Навину: «Вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его». И мы увидим, как Господь исполнит Свое обетование. Как пал Иерихон? Порядок его завоевания был установлен Самим Господом. Семь священников и все воинство израильское должны были обходить город однажды в день. В центре был ковчег завета — символ присутствия Господа. Священники трубили трубами. Шесть дней обходил Израиль город, а в седьмой день Господь велел обойти город семь раз. И при звуке труб, после последнего седьмого обхода, народ воскликнул громким голосом, и стены города обрушились до своего основания.

Всякое затруднение в нашей христианской жизни можно назвать «иерихоном». Сильными «иерихонами» в нашей жизни являются: наш характер; наше «я»; наш язык. Это особенно сильные «иерихоны».

Возьмем наш характер. Сколько в нем нехороших качеств: гордости, раздражительности, скупости, грубости, эгоизма, жестокости. Мы внутренне плачем о нашем характере, о его дурных качествах, но он продолжает проявляться. А наш язык? Я причислил его к сильным «ие-рихонам», потому что Слово Божье говорит о нем так. Прочтем Иак. 3, 2 — 11: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божью: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» Разве восьмой стих не дает нам права называть наш язык «иерихоном»? Да, наш маленький язык — это величайший «Иерихон».

Путь к завоеванию наших «иерихонов» тот же, что и в дни Иисуса Навина. В центре был ковчег завета. Ковчег завета был прообразом Христа. Урок для нас: во всей нашей великой борьбе против греха на первом месте должен быть Христос. От Него же исходит призыв к постоянной борьбе против греха. От Него же исходит и сила для победы над грехом. Вот почему Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего». В нашей духовной борьбе Христос — Альфа и Омега!

Не без Христа, но и не без нас! Почему не пали стены Иерихона без всякого обхода их народом? Народ мог бы спать в шатрах, а Господь совершил бы Свое дело без него. Но нет. Народ должен был каждый день обходить город.

В Евангелии есть слово Христа: «Бодрствуйте и молитесь». Зачем, Господи? Разве Ты не сказал, что Ты будешь поборать за нас? Да, но с вами. И вы должны сражаться, подвизаться против греха, и даже до крови. Так написано в Послании к Евреям 12, 4.

Почему народ обходил каждый день стены Иерихона? Во-первых, чтобы не забывать о великой преграде к овладению Ханааном, чтобы знать, что именно Иерихон является помехой. Во-вторых, чтобы каждый день участвовать с Господом в борьбе против Иерихона. Знаем ли мы нашу помеху на пути к совершенству? Знаем ли мы недостатки нашего характера? Недостаточно просто знать, что у нас плохой характер, — надо знать определенные грехи нашего характера. Наш характер — «Иерихон» вообще, а в этом «Иерихоне» есть еще свои «Иерихончики», свои «лисенята», выражаясь языком Соломона. Например: мы знаем, что мы «недотроги», «мимозы», очень обидчивы. Мы должны всегда помнить об этом «Иерихоне» в нашем характере. И каждый день бороться против этой нехорошей черты нашего характера. Но разве у нас только обидчивость? Кто-нибудь, кроме обидчивости, обнаружил у себя еще и честолюбие, может быть, вспыльчивость. Вот вам другой «Иерихон» в вашем характере.

О, как важно видеть свои «Иерихоны». И каждый день «обходить их», то есть сражаться с ними. Возьмем наш особенно сильный «Иерихон» — наш язык. После проповеди об этом «Иерихоне» мы видим его крепкие стены, но потом они исчезают, и язык свободно разгуливает, никем и ничем не обуздываемый. Вот что следует видеть каждый день! Борьба против нашего языка должна сделаться повседневной и серьезной. Только тогда падут стены этого сильного «Иерихона».

«Священники трубили, народ воскликнул громким голосом». Чему учат нас звуки этих труб и победный клич? Это — клич веры! Это — вера в победу, хотя стены Иерихона еще стояли. Пусть будет и у нас эта вера в победу. Стены наших «Иерихонов» еще стоят: характер наш .все еще нехороший. Язык наш все еще говорит, чего не следует. Дорогие нашему сердцу все еще не обратились ко Христу. Но будем верить в падение наших «Иерихонов». Будем «трубить» победу! Господь наш сотворит великое. Скажу еще об одном очень великом и сильном «Иерихоне»: это — все зло, которое творится на земном шаре. Падут ли стены этого страшного Иерихона когда-либо? Прочтем Исайя 11, 9: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».

 

ГАЙ

Иис. Нав. 7, 1 — 12

Завоевание Ханаана продолжалось семь лет. Много было столкновений с врагом, но поражение израильский народ потерпел только один раз, и потерял за все время только тридцать шесть человек. Ветхозаветная церковь знала только победы, потому что она имела божественного вождя.

А мы что имеем в нашей духовной борьбе? Победы или поражения? Больше — поражения. Нас одолевают изо дня в день наши дурные привычки, наши недостатки и даже грехи. Мы уже привыкли к нашим недостаткам и порокам. Первое время мы плакали, а теперь как будто иначе и быть не может. Мы стали ожидать победы только в небесах, после смерти.

Поражение израильского народа под Гайем содержит драгоценные уроки для всех верующих, и описано оно поэтому очень подробно. Произошло это поражение под маленьким городком Гайем и имело свои причины. И все наши поражения имеют свои причины. Гай! Поговорим о нем. Иерихон лежал в развалинах. Все в нем было уничтожено: люди, скот. Из всего населения Иерихона была оставлена в живых Раав — эта иерихонская Мария Магдалина — и ее родственники. А одна прекрасная сеннаарская одежда, двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей были присвоены Аханом.

Итак, с сильным и страшным Иерихоном было покончено. И вот перед израильским народом маленький городок Гай. Соглядатаи осмотрели этот городок и нашли, что для взятия его достаточно двух-трех тысяч человек. Иерихонские стены обходило все воинство израильское, а для Гайя довольно двух-трех тысяч. Но те, которые так рассуждали, забыли, что Иерихон пал не от руки народа, а силой Божьей. Не от трубных звуков и не от клича народа рухнули стены Иерихона, а от всемогущей руки Бога сил. Народ ошибочно думал: если передо мной не устоял Иерихон, так уж подавно и этот город не устоит. Ошибка израильского воинства заключалась в том, что оно недооценивало силы маленького Гайя, и оно поняло свою ошибку только тогда, когда потерпело от маленького, ничтожного Гайя позорное поражение.

У нас тоже есть «Иерихоны» и Гайи». И от наших «Гайев» мы терпим больше поражений, чем от «Иерихонов», и только потому, что мы мало придаем им значения. В Слове Божьем есть одно место, где собраны вместе несколько «Иерихонов» и «Гайев». Прочтем Галат. 5, 19 — 21: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божья не наследуют». Дух Святой поставил в один ряд и «Иерихоны» и «Гайи»: и прелюбодеяние и гнев, и убийство и распри, и пьянство и ссоры, и ненависть и зависть! И говорит, что то и другое наносит одинаковое поражение детям Божьим. Сказано: «Поступающий так Царствия Божья не наследует», поэтому, если мы стоим на страже перед стенами «Иерихонов», то будем стоять на страже и перед стенами «Гайев». Если мы тщательно обходим стены «.прелюбодеяния», или «убийства», или «пьянства», то давайте тщательно обходить и стены «гнева» и «распрей», «ссор» и «зависти».

Опасны для нашей духовной жизни и «Иерихоны» и «Гайи». И те и другие становятся между нами и нашим Господом и нарушают общение с Ним. А вся сила наша только в общении с Господом. Вне общения со Христом мы потерпим поражение от самого крохотного «Гайя», и наоборот, со Христом мы окажем силу над самыми сильными «Иерихонами».

Грех Ахана нарушил связь с Господом. В этом ужас всякого греха. Грех нарушает нашу связь со Христом. Грех делается стеною между нами и Господом. Это великая истина. Грех Ахана повторился и в новозаветной церкви, когда Анания и Сапфира присвоили то, что должно было принадлежать Господу. И если бы грех Анании и Сапфиры не .был тут же удален из церкви, то поражение ожидало бы и церковь апостольских дней: Господь не стал бы творить тех великих и славных дел, о которых повествуют страницы Книги Деяний Апостолов. Господь допускает поражения и великие поражения в нашей христианской жизни, чтобы мы отыскивали в себе наших «Аханов», то есть всякий грех, который нарушил нашу связь с Господом.

В связи с грехом Ахана надо подчеркнуть очень большую истину: грех Ахана отразился на всем народе. Господь сказал Иисусу Навину: «Израиль согрешил...» (Иис. Нав. 7, 10 — 11). Всякий грех любого чада Божья отражается на всей церкви, на всем христианстве. Каждый грех понижает духовный уровень всей церкви. Духовное охлаждение одного члена церкви влияет на всю церковь. Как кусочек льда обязательно дает себя чувствовать, охлаждая все вокруг себя; как заноза в пальце дает себя чувствовать всему телу, так и грех любого члена Тела Господнего отражается на всем Теле, то есть на всей церкви. Но и наоборот: огонь любви в одном сердце оказывает свое влияние на все прочие сердца, поднимая духовную температуру их. Это твердый закон нашей духовной жизни, и эта истина хорошо выражена в словах апостола Павла — 1 Кор. 12, 26. Каждый из нас влияет на всю церковь, либо повышая ее духовный уровень, либо понижая; либо зажигая, либо охлаждая. Тысячи «Аханов» имеются в Церквах Христовых. Их скрытые и открытые грехи ведут к упадку всей церкви, всего христианства. Их недостойная христианская жизнь набрасывает черную тень на светлый образ Иисуса Христа. Но не ищи «Аханов» вокруг себя, а загляни в свое сердце и скажи Господу: «Не я ли один из них?»

 

ГРЕХ АХАНА

Иис. Нав. 7, 13-26

Был ли грех Ахана внезапным падением или постепенным отступлением от Господа? Библия не говорит об этом. Все, что мы читаем о нем в Библии, и то ужасное наказание, которое постигло его и его семью, говорит о том, что еще задолго до хищения им иерихонских ценностей он был уже отступником от Господа, и не только он сам, но и вся его семья. Ахан не беспокоился о своем грехе — он беспокоился только о том, чтобы люди о нем не узнали. Так бывает и со всеми, кто грешит. Грех им не страшен — страшно, что люди об этом узнают, что люди осудят. «А что скажут люди, когда они узнают?» — вот вопрос всех «Аханов». А на лицо Господа они не смотрят, и что в Его божественных очах слезы — они этого не видят. «Ахан» смотрит то направо, то налево — не узнали ли люди? Не смотрят ли они с гневом на него? А как на него смотрит Господь с Своего престола, — это его не интересует. Если мы согрешим, то взглянем в очи Господа, и мы прочтем в них глубокую, глубокую печаль. Мы прочтем на Его божественном лице глубокое недовольство нами. Что пользы, что люди улыбаются нам и жмут нам руки, в то время как наш дорогой Спаситель с великой печалью смотрит на нас. Мы поем: «Одобришь Ты, — в. том вся моя награда!» Но можно бы петь и наоборот: «Осудишь Ты, — в том все мое несчастье».

Мы должны ненавидеть грех, самый грех. Ненависть ко греху рождается только у ног Христа. Чем ближе мы ко Христу, тем ненавистнее для нас грех. Это великая истина. То, что Ахан так легко согрешил, является доказательством его удаления от Господа. Трудно грешить тем, которые живут вблизи Христа. Единственное опасение от греха — это близость к Господу!

Господь указал Ахана. Он указывает его и теперь в нашем сердце. Мы идем с болезнью к врачу. Мы обнажаемся, и он осматривает нас и находит болезнь. Так мы должны приходить на осмотр ко Христу, и Он укажет нам на наш недуг. Ах, если бы Ахан сам пришел к этому великому Врачу! Но он не явился к Нему, пока его не заставили силою. Да не будет этого с нами. Будем сами являться на осмотр к нашему Господу, а не ждать, как Ахан, принудительного осмотра.

Как зародился грех Ахана? Прочтем еще раз Иис. Нав. 7, 21: «Между добычею увидел я одну прекрасную сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось, и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним». «Увидел» — взгляд. «Полюбилось» — явилось желание. «Взял», «зарыл». Так зарождается и развивается каждый грех. Сперва только взгляд, желание где-то в глубине сердца (увидел, полюбилось). А затем уже дело, действие: взял, зарыл. Грех должен быть обнаружен в зародыше, пока он еще только в сердце, в мыслях. Вот почему «блаженны чистые сердцем».

Необходимо самоиспытание. В дни Иисуса Навина испытывались колена, затем племена, затем семейства. Необходимо самое тщательное испытание всей нашей жизни, но по отдельным областям: нашей личной жизни, семейной, церковной, на работе, наших отношений с людьми, с друзьями, с врагами. Все эти области жизни должны чаще пропускаться пред очами нашего Господа для великой и благословенной ревизии, чтобы Его божественный перст мог указать на того или другого «Ахана», то есть на тот или другой грех. Но при испытании нашего сердца и нашей жизни есть одна большая опасность — слишком заниматься собою, а наша задача — больше заниматься Христом. Эта задача ясно выражена в Послании к Евреям 12,2: «Взирая на Иисуса!» Но испытание самих себя требует направления нашего взора на самих себя, и получается как бы двойной лозунг: взирая на Иисуса! И взирая на себя! Как сочетать эти два взирания без ущерба для одного и другого. А вот как: один раз взгляни на себя, на свое сердце, на свою жизнь, и десять раз на Иисуса. За каждый взгляд на себя — десять взглядов на Иисуса, а многие поступают наоборот.

Уничтожение Ахана в долине Ахор — это урок для всех детей Бо-жиих, как поступать с обнаруженным грехом (Иис. Нав. 7, 25 — 26). Обнаруженный грех должен быть уничтожен, и мы хотим, чтобы наш грех был уничтожен, сожжен. И Господь это сделает Сам Своею силою, Своим огнем, благодатным огнем Святого Духа. Всякий раз, когда Господь освобождает нас от того или другого греха, мы бываем тоже в «благословенной долине Ахор», долине очищения, долине освящения.

Из долины Ахор израильский народ вступил в настоящий Ханаан — страну величайшего изобилия, которого он до сих пор еще не видел. Богатейшие урожаи ячменя и пшеницы, виноградники с гроздями винограда, которые под силу нести только двум человекам. Хлеб — это символ силы, виноград — вино — это символ радости. Из долины Ахор, из долины очищения путь ведет к силе и радости. Это — «да и аминь». Долина Ахор возвращает нам силу и радость; удаление греха — это путь к силе и радости.