Выход

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА

 

Глава 16

В прощальной беседе на Тайной вечере Христос говорил с апостолами о Духе Святом.

Он нарисовал величественную картину действий Духа Святого на земле. Что же Он говорил о Духе Святом?

Стих 7: "Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам". О чем говорят эти слова Христа? Об одной замечательной истине, а именно: мы можем, иметь либо видимого Христа, то есть Христа во плоти, либо Христа невидимого - Христа в лице Святого Духа.

"Если Я не пойду"... "Если Я останусь во плоти с вами", "Утешитель не придет к вам"... то есть: Меня, как неограниченного плотью Утешителя, не будет с вами. "А если Я пойду, то пошлю Его к вам", то есть приду к вам в образе незримого Духа - Духа Святого.

И Христос Сам говорит, что для нас, для всей Его Церкви лучше, чтобы Он ушел и действовал незримо в лице Святого Духа.

Если, будучи во плоти, Он мог прийти как Утешитель в Вифанию, в дом плачущих по своем умершем брате сестер Марии и Марфы, то теперь, в Духе Святом, Он может одновременно посетить все дома, где льются слезы, и миллионам плачущих принести утешение в один и тот же миг. Какое счастье, что Христос, уйдя с земли как Сын Человеческий во плоти, пришел незримо вновь на землю, чтобы в лице Святого Духа посещать сердца человеческие и творить в них Свои великие и славные дела.

Стих 8: "И Он, пришед, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде". В этих словах Христос говорит о работе Духа Святого над миром, над необращенными человеческими сердцами. "Он обличит"... Но что это значит? Обличить - это значит раскрыть глаза. Обличить мир о грехе, о правде и о суде - это значит: раскрыть глаза человеку на его грех, на правду Христа и на суд Божий на Голгофе.

Эту работу Духа Святого мы видим с особой ясностью в день Пятидесятницы, то есть в день Его сошествия на землю. Тысячи иудеев в Иерусалиме были обличены во грехе, что они не уверовали в своего Мессию - Христа - и что они отвергли и убили Его. Тысячам иудеев Дух Святой раскрыл глаза и на правду, то есть на праведность Христа, ушедшего к Отцу. Он обличил их о правде, что Христос ушел к Отцу Своему; Тот, Кого они осудили на смерть за богохульство, занял Свой престол славы. Тысячам иудеев были раскрыты глаза в день Пятидесятницы и на суд Божий, свершенный на Голгофе, - суд над грехом человечества и суд над диаволом, ввергшим в грех человечество. И результатом этого великого обличения Духа Святого в день Пятидесятницы было то, о чем мы читаем в Книге Деяний Апостолов 2, 37: "Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: "Что нам делать, мужи, братья?" "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа". "Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч".

Такое же могущественное действие Духа Святого совершилось и в другой раз в Иерусалиме, и мы читаем о нем в Деян. Ап. 4, 4: "Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч".

Этот труд по обличению людей в их грехе и по раскрытию их глаз на личность Господа Иисуса Христа Дух Святой совершает доныне, и число приведенных Им к вере во Христа душ не поддается исчислению.

Продолжая Свою беседу о Духе Святом, Христос сказал: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (стих 13). Это великое дело Дух Святой выполнил прежде всего тем, что дал человечеству Книгу Нового Завета, то есть 27 книг Нового Завета, а именно: 4 Евангелия, Книгу Деяний Апостолов, 21 Послание апостолов и Книгу Откровения Иоанна. Разве эти 27 книг Нового Завета, написанные под воздействием Духа Святого, не являются наставлением "на всякую истину"? Но Он и продолжает наставлять нас при чтении нами Библии, а также через проповеди, беседы и духовную-литературу.

Далее Христос говорит: "И будущее возвестит вам" (стих 13). Дух Святой и это совершил. По всем страницам 27 книг Нового Завета мы находим пророчества о будущем, о грядущем и еще не исполнившемся. И среди книг Нового Завета есть книга "Откровение Иоанна", целиком говорящая о будущем. Да, Дух Святой возвестил нам будущее. И еще об одном великом деле Духа Святого говорит Христос.

Стих 14: "Он (Дух Святой) прославит М е н я". "О н будет свидетельствовать о Мне" (Ев. Иоан. 15, 26). В великой Книге Божией - Библии - много драгоценных истин. Но самая драгоценная истина - это Спаситель мира Иисус Христос. Он - Альфа и Омега всего Священного Писания, и Дух Святой дал Его чудный образ на протяжении всей Библии, и особенно в Новом Завете. Да, Христос прославлен и возвеличен Духом Святым на страницах Писания!

Но Дух Святой прославляет Его и в каждом верующем сердце. Вот почему все отдавшие Ему свое сердце исполняются все большей любовью к Нему.

Стих 16: "Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу". Такими словами Христос возвестил ученикам о последних событиях Своей земной жизни: о Своей смерти на кресте, о Своем воскресении из мертвых и о Своем вознесении к Отцу.

Как эти три последние события из жизни Христа - Его смерть, Его воскресение и Его вознесение - понятны всем нам и как они были непонятны Его апостолам. Они никак не могли себе представить смерть "вскоре" Своего любимого Учителя, да еще смерть насильственную, смерть в 33-летнем возрасте. Что смерть их Учителя будет закланием Агнца Божьего за грехи мира - это они поняли только после воскресения Христа. Вот почему их так смутило маленькое слово Учителя - слово "вскоре". "Вскоре вы не увидите Меня"... Смутило их и вторичное "вскоре" из уст Учителя: "...и опять вскоре увидите Меня".

Одно "вскоре" относилось к смерти Христа, другое "вскоре" относилось к воскресению Его. Но смерть Христа, вернее убиение Христа на Голгофе, и воскресение Его были для апостолов трудными местами в учении Христа. И лишь позднее великий Наставник, Дух Святой, раскрыл им значение искупительной жертвы Христа и Его крови, пролитой на Голгофе, а также и воскресения Его.

И для нас есть трудные места в учении Христа и на страницах Библии. Каждый христианин и каждая христианка могут составить список трудных для лих мест в Библии. Но по мере нашего духовного возрастания эти трудные места будут делаться понятными для нас, и Дух Святой прольет Свой свет на них. Придет время, когда у каждого из нас не останется ни одного трудного места в Библии, ни одного непонятного вопроса.

Стих 22: "Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше". Эти слова Христа говорят не только о Его славном воскресении. Они раскрывают перед нами один из источников нашей радости. Христос говорит очень ясно, что одним из источников нашей радости является лицезрение Его. Лицезрение Христа несет нашим сердцам величайшую радость и глубочайшее счастье. Утрата лицезрения Христа является источником печали в жизни детей Божиих. Вспомним нашу известную песнь: "Как скучно на сердце порой, когда я не вижу Христа..."

Есть дети Божий, которые жалуются на отсутствие радости. Не является ли причиной их безрадостности отсутствие у них лицезрения Христа?

Но почему теряется в нашей христианской жизни лицезрение Христа? Можно привести три причины, приводящие к утрате лицезрения Христа. Первая причина: грех, вкравшийся в сердце и в жизнь верующего человека. Какой бы это ни был грех, он заслоняет от нас Христа. И мы знаем это по опыту. Мы, греша, не дерзаем даже смотреть в лицо-Христа, в Его всевидящие очи. Нам хочется бежать от Него, как бежали от Бога согрешившие Адам и Ева. Вот почему Христос в Своей Нагорной проповеди говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Ев. Матф. 5, 8). Грех, нечистота всякого рода надевают на очи нашего сердца черные очки, через которые мы не видим или очень плохо видим нашего Господа Иисуса Христа.

Вторая причина, которая может лишить нас способности видеть Христа, - это какая-либо большая скорбь. Слезы, как известно, заволакивают наши телесные очи и мешают нам видеть окружающий нас мир. Но слезы способны заволакивать и наш внутренний взор. Вспомним плачущую Марию у гроба Господня. Ее слезы и глубокая скорбь, скрывали от нее лик любимого Раввуни - Христа. И лишь голос Его дал ей понять, что перед нею ее Воскресший Господь. А разве не великая скорбь затуманила глаза двух учеников, шедших в селение Еммаус, так, что они не узнали Христа, шедшего рядом с ними? Скорбь - это тоже черные очки, мешающие нам видеть Христа.

Третья причина, ведущая к утрате лицезрения Христа, - это охлаждение нашей любви ко Христу, оставление первой любви к Нему (Откр. 2, 4). Охлаждение первой любви ко Христу ведет к разобщению с Ним, к более редким встречам с Ним. Охлаждение нашей любви к" Христу увеличивает расстояние между Ним и нашими душами и приводит к тому, что мы все реже помышляем о Нем и все меньше общаемся с Ним в молитве, в чтении Слова Божия и в труде для Него.

Стих 23: "Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам". Что значит просить небесного Отца во имя Иисуса Христа? Можно дать два объяснения слов Христа о молитве во имя Его: объяснение простое, буквальное и объяснение глубокое.

Простое, обычно даваемое объяснение молитвы во имя Христа таково: прося о чем-либо Бога, говорить: "Дай мне это" или: "Соверши это во имя Иисуса Христа!" Но это объяснение очень поверхностное. Дело не в словах молитвы, как мы и поем совершенно правильно нашу песнь: "Не в словах молитвенных речей и не в песнях жизнь души моей; вся она сокрыта во Христе, все мои источники в Тебе..." Слова, не соответствующие состоянию сердца, ничто перед Богом.

Можно дать более глубокое объяснение того, что значит молиться во имя Христа. Молиться во имя Христа - это значит молиться в духе Христа. Это значит молиться так, как молился бы на нашем месте Христос. Это значит приходить к небесному Отцу только с такими желаниями и только с такими просьбами, с которыми на нашем месте приходил бы к Отцу Христос. Разве Христос мог бы желать и просить у Отца что-либо, не согласное с Его волей. Конечно нет! А чтобы желать и просить у Отца небесного только того, что соответствует Его божественной воле, надо проникнуться духом Христа, надо преобразиться в образ Христа, надо сделаться похожим на Христа. Только тогда и молитвы наши будут молитвами Христа. Мы будем молиться так, как молился бы на нашем месте Христос. И тогда молитвы наши будут исполнены, ибо просимое нами у Бота будет в полной гармонии, в полном согласии с Его божественной волей. Вот что значит просить Отца во имя Христа.

Обратим теперь внимание на заключительные слова прощальной

беседы Христа: "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир" (стих 33).

Эти слова полны особого ободрения. Христос не раз говорил Своим апостолам и последователям, что их ожидают большие бури, большие трудности и огненные искушения. И в последних прощальных словах

Он говорит им: "...будете иметь скорбь". И в этих же последних прощальных словах Он указывает им путь к победе над всеми бурями, над всеми трудностями и над всеми искушениями. И этот путь - Он Сам.

В Нем - наш мир во время бурь! В Нем - наша сила в трудные дни!

В Нем - наша победа над всеми искушениями!

 

Глава 17

Вся 17 глава Евангелия от Иоанна содержит молитву Христа, которую Он вознес к Отцу после прощальной беседы на Тайной вечере.

Эта молитва имеет название "первосвященнической молитвы Христа". Почему она называется так? Потому что Христос является Первосвященником Нового Завета, и как ветхозаветный первосвященник входил в святилище с наперсником у сердца своего, на двенадцати камнях которого были вырезаны имена 12 колен Израилевых, и он приносил их в молитве к Богу, - так и Христос вознес Свою первосвященническую молитву к Богу за весь Свой новозаветный народ, за всю Церковь Свою.

Эту молитву Христос вознес уже не в горнице, а у потока Кедрона, на пути в Гефсиманию, под усеянным звездами небом.

О чем же молился Христос? Он молился, прежде всего, об учениках Своих, которые, окружив Учителя, внимали Его молитве. Но Он молился и о всех последующих учениках Своих, то есть о Церкви всех времен и народов.

Стих 1: "Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя..." Библия говорит, что вся Вселенная прославляет Бога. В Псалме 18, 2 Давид говорит: "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь". Но еще

ярче явлена слава Божия в жизни и проповеди Христа на земле. В Евангелии Иоанна 1, 14 мы читаем: "И мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца". А в первосвященнической молитве мы слышим просьбу Христа к Отцу, чтобы Он прославил Его, единородного Сына, и Сам был прославлен через Него.

О какой славе молился Христос? О славе Божией, явленной на Голгофе, явленной в величайшей жертве, принесенной за грехи мира. Голгофа - это место величайшей славы Божией!

Стих 4: "Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить". "Я прославил Тебя", - говорит Христос Отцу. Вся Его земная жизнь была прославлением Отца.

Но является ли наша жизнь прославлением Христа, нашего Спасителя? У многих из нас дни земной жизни подходят к концу. Можем ли мы сказать искренне, от сердца, Христу: "Я прославил, я прославила Тебя на земле". О, если бы мы все могли сказать так на нашем смертном одре. Живем ли мы, подобно Христу, чисто и свято, побеждая искушения и любя Бога всем сердцем и всею душою, и ближнего как самого себя? Только такая жизнь будет прославлять нашего Господа Иисуса Христа.

Стих 5: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира". Эти слова Христа ниспровергают все учения, лишающие Его божественности и ставящие Его в один ряд с человеками. Он был "прежде бытия мира", потому что Он - истинный Бог. И мы смотрим на Него, как на истинного Бога, и поклоняемся Ему, как истинному Богу.

И молитва Христа услышана: Он прославлен в небесах, и все сонмы ангелов падают ниц перед Ним, как перед Царем славы.

Книга Откровения Иоанна особенно полна небесной славы Христа. Видим ли мы эту славу Христа? Эти многие диадимы на голове Его, о которых сказано в Откровении 19, 12. И наша задача: прибавлять с нашей стороны к славе Христа; возвеличивать Его... "жизнью ли то или смертью" (Филип. 1, 20), как делал это ап. Павел.

Стих 6: "Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира". Что значит "имя Божие"? Имя Божие - это существо Божие, так же как имя Иисуса Христа - это существо Сына Божия.

Открыть имя Божие - это значит открыть существо великого непостижимого Бога. Вот что совершил Христос. Он открыл Бога человекам, которые пошли за Ним. Он открыл Бога Церкви Своей. Мы познали Бога, потому что Христос открыл нам Его.

После того как Христос сказал Отцу обо всем, что Он совершил за время Своей земной жизни, а именно: что Он прославил Отца, открыл имя Отца и совершил дело спасения на Голгофе, Он вознес первосвященническую молитву за всех Своих учеников, за всю Свою Церковь.

О чем же Он молит Отца? О четырех великих благах для них: а) чтобы Отец сохранил их в мире от зла; б) чтобы Он освятил их истиною Своею; в) чтобы они были едины в Отце и Сыне; г) и чтобы они были после земной жизни с Ним во славе.

Остановим наше внимание на первом благе, о котором молится Христос для учеников Своих, - чтобы они были сохранены от зла в мире. "Отче Святой! соблюди их во имя Твое" (стих 11). "Соблюди" - это значит: "сохрани", сохрани от падения в грех; сохрани от отпадения от истины. Они, Мои ученики, говорит как бы Христос, слабы, беспомощны, маловерны, но Ты, Отче, силен сохранить их. Мы вспоминаем слова Христа о Церкви Его: "И врата ада не одолеют ее". Теперь нам ясно, почему даже все силы ада, собранные вместе, не одолеют Церковь Христа. Ее хранит Сам Бог - Отец Небесный! "Он блюдет стопы святых Своих" (1 Цар. 2, 9).

Христос не просит, чтобы Отец взял Его учеников из мира, но чтобы в мире сохранил их от зла. Ученики Христа должны быть светом и солью на земле. Вот почему мы не должны желать уйти из мира. Желание умереть - неправильное желание. Хотя ап. Павел как будто не носил в сердце это желание, но только ради соединения со Христом, Которого он так пламенно любил. Но он желал и жить в этом мире, потому что знал, что он нужен миру, нужен Церкви Христа, и что он: может много сделать для Царствия Божия.

Присоединимся к одиннадцати апостолам, окружившим своего Учителя у потока Кедрона, недалеко от Гефсиманского сада. Над нами распростерто темное ночное небо, густо усеянное сияющими звездами, а рядом раздается тихое журчание ручейка, именуемого потоком Кедроном. Учитель стоит с поднятыми к небу очами: Он молится. И к нам доносятся слова Его молитвы. И эти слова открывают перед нами сокровенные желания Христа в отношении всей Его Церкви на земле.

Каковы же эти желания Христа?

Стих 17: "Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина". "Освяти" - это значит: сделай святыми, чистыми! Чистыми в мыслях, в словах, в делах! Во всей жизни! Слава Христу! Он простил нас и оправдал нас. Но мы должны признаться: нам недостает чистоты. У нас часто бывают нечистые мысли, из наших уст исходят многие недобрые слова, и у нас могут быть нехорошие поступки. Наша великая нужда - это нужда в чистоте и святости. Церкви должны прекратить борьбу друг с другом и начать борьбу против греха. Мы ничем не можем прославить Христа и Бога нашего так, как чистотой и святостью нашей жизни. Самые ярые противники христианства исполнялись глубоким уважением к христианам, когда они жили чисто и свято. И наоборот, друзья христиан делались их противниками, когда видели нечистоту и грех в их жизни.

Но чистота нашего сердца не только прославляет нашего Господа Иисуса Христа - она несет радость и счастье нашим сердцам. Нечистота окутывает наше сердце флером печали. Наша нечистота - одна из причин нашей подавленности и безрадостности.

Христос молился о нашей чистоте - это значит, что Он желает, чтобы мы были чистыми и непорочными. Пусть будет и нашим желанием - беспорочность, чистота и святость!

Стих 21: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня". О, если бы все дети Божий прислушались к этой молитве Христа! Христос предвидел все разделения, которые разорвут Его Тело - Церковь - на части. Но слова Его молитвы говорят о том, что Его разорванное Тело - Церковь - в одно мгновение может стать единым. Совсем не нужно веков для достижения единства миллионов верующих во Христа. Два слова в молитве Христа о единстве Его Церкви на земле указывают самый верный путь к единству. Что же это за два магические слова, которые поистине в одно мгновение могут объединить всех христиан в одну дружную и любящую семью? Эти два слова: "В Нас", "Да будут в Нас едино!" А так как Отец и Сын едины, то эти два творящие единства слова будут следующие: во Христе! Единство во Христе - как это понятно, как это естественно. Как хочется благодарить нашего Господа, что, уходя из мира к Отцу, Он указал такой верный и такой действенный путь к единству всех детей Божиих - единение во Христе.

Но если все дети Божий едины во Христе, так зачем же молиться о единстве? Молиться надо о единстве, чтобы все верующие осознали это, осознали свое единство во Христе, и жили и служили Господу в этом сознании. А для осознания этой славной истины может быть достаточно действительно одного мгновения.

Стих 24: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою..." Если Христос хочет, чтобы мы, верующие, были с Ним и видели славу Его, то мы и будем с Ним и будем видеть Его славу. Теперь мы не видим Христа и живем пока верою в Него, а не видением. Но мы будем видеть Его таким, как Он есть. Ап. Павел пишет Фессалоникийцам: "Так всегда с Господом будем" (1 Фесс. 4, 17). И прибавляет: "Итак, утешайте друг друга сими словами". Мы мало знаем о небе, и вместе с апостолом Иоанном мы говорим: "Еще не открылось, что будем" (1 Иоан. 3, 2). Но мы верим, что будем там, где Он, и будем с Ним. Это самое драгоценное, что мы знаем о небе: Мы будем с Ним. А Давид в Псалме 15, 11 говорит: "Полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек". Но если мы шествуем к небесам, чтобы быть там всегда с Господом и радоваться пред лицом Его, то зачем же нам ссориться по дороге туда? Иосиф сказал братьям своим: "Не ссорьтесь на дороге" (Бытие 45, 24), на дороге домой. И Христос говорит всем детям Своим: "Не ссорьтесь на дороге, на пути ко Мне!"

 

Глава 18

Стих 1: "Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедр он..." Поток Кедрон находится на восточной стороне Иерусалима - между городом и Елеонской горой. В сухое время он пересыхает и наполняется водой лишь после дождей. В Библии об этом потоке говорится неоднократно. Это тот поток, который переходил Давид, спасаясь от восставшего на него сына Авессалома, о чем мы читаем в 2 Цар. 15, 23. Это тот поток, в который царь Иосия бросил прах разрушенных им жертвенников, о чем написано в 4 Цар. 23, 12. Это тот поток, в долине которого царь Аса сжег истукан, сделанный его матерью Маахой, о чем мы читаем в 2 Пар. 15, 16. И еще более известным стал этот маленький поток, когда он стал путем Агнца Божия на Голгофу. Не этим ли путем шли все "козлы отпущения" в пустыни, чтобы умирать за грехи израильского народа?

"Где был сад..." В Еванг. Матф. 26, 36 мы читаем: "Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания..." Перед нами два сада: сад Едемский и сад Гефсиманский. В саду Едемском произошло грехопадение человека; в Гефсиманском саду началось искупление человека. 13 Гефсиманском саду "Иисус часто собирался с учениками Своими" (стих 2). То есть тогда, когда Он бывал в дни праздников в Иерусалиме.

Мы знаем, что селение Вифания было местом, где Христос всегда был желанным гостем, когда бывал в Иерусалиме. Гефсиманский сад был другим местом, где Христос часто проводил ночи (Лук. 21, 37) во время пребывания в Иерусалиме. И это место знал и Иуда. То, что Христос пошел после Тайной вечери в Гефсиманский сад, говорит о полной добровольности жертвы Христа, так как Он мог бы пойти в такое место, которого не знал Иуда. А то, что Иуда не смутился и не дрогнул предать Христа на таком святом месте, где его Учитель так часто молился, - это говорит о том, в какой камень превратилось его сердце.

Стих 3: "Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием". Евангелист Матфей описывает эту сцену так: "Вот Иуда, один из двенадцати, пришел и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных". Уже в Гефсиманском саду мы видим и язычников и иудеев, объединившихся против Иисуса: римских воинов с мечами и служителей от первосвященников и фарисеев с кольями.

Почему же Иуда взял такой большой отряд вооруженных людей? Ведь он знал, что Учитель его кроток и не станет сопротивляться. Но он знал также, что у Христа в Иерусалиме много галилейских друзей, которые и устроили Ему такой торжественный вход в Иерусалим. Знал Иуда и о том, что Петр каким-то образом раздобыл два меча. Опасение, что эти два меча могут быть пущены в ход для защиты Христа и что друзья Христа из Галилеи могут вступиться за Него, заставило Иуду взять с собой в Гефсиманию большой отряд вооруженных людей, при виде которого Христос сказал: "Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня".

Стих 4: "Иисус же знал все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?" "Иисус, зная все, что с Ним будет..." Он знал все, что с Ним будет не только в Гефсиманскую ночь, но

еще с детства, с первых дней сознательной жизни. О чем это говорит?

О том, что Христос, как человек, отличался в этом отношении от всех других людей. Никому из людей неизвестна наперед вся судьба. Благодетельный покров тщательно скрывает от каждого из нас нашу будущую судьбу, чтобы нам не скорбеть раньше времени. Хорошо выразил это благодетельное незнание нашего будущего великий поэт Пушкин: "Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит: в глубокой тьме таится он..." А Христос объясняет благодетельность незнания кашей завтрашней скорби словами: "Довольно для каждого дня своей заботы" (Ев. Матф. 6, 34).

Но Христос знал все, что с Ним будет с раннего детства, и видел непрестанно перед Собой и борение до кровавого пота в Гефсимании, и поцелуй предательский Иуды, и насмешки в Синедрионе, и отречение Петра, и бичевание у Понтия Пилата, и пригвождение ко кресту, и мучительную смерть среди насмешек враждебной толпы. Вот почему Он был "мужем скорбей" на протяжении всей Своей земной жизни (Ис. 53, 3), а не только с Гефсиманского часа.

И Он вышел к врагам Своим... Когда Его, после одного совершенного Им чуда, люди хотели сделать царем, Он скрылся от них и удалился на гору один (Ев. Иоан. 6, 15). А в Гефсиманском саду Он выходит к Своим врагам навстречу, чтобы дать надеть Себе на голову терновый венец. Он отказался от царственного венца, но не отказался от тернового венца, потому что терновый венец был символом проклятия за грех, а Он пришел на землю, чтобы взять это проклятие на Себя.

Иисус спросил Своих врагов: "Кого ищете?" Они ответили: "Иисуса Назорея". Иисус говорит им: "...это Я". И когда сказал им: "Это Я" - они отступили назад и пали на землю. Это падение на землю целого вооруженного отряда было чудом. Этим чудом Христос показывает всем векам и народам, что Он пошел на страдания и смерть действительно добровольно, так как, пока воины и стража лежали на земле, Он мог бы удалиться и скрыться. Но Христос остался, чтобы сделаться жертвой за наш грех.

Стих 10: "Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх". В этом поступке Петра выразился весь его характер. Петр был человеком чувств и, как все люди чувств, страдал непостоянством. На волнах своих чувств он поднимался высоко, но и опускался низко. В Гефсиманском саду он, под влиянием чувств, поднял меч для защиты любимого Учителя и даже пустил его в ход. А во дворе первосвященника он исполнился таким страхом, что даже трижды отрекся от своего Учителя Христа; и мы не видим его и на Голгофе.

Но посмотрим на Иоанна - как он постоянен! В уютной, устланной коврами горнице, на Тайной вечере, он близок к Иисусу и склонил свою голову на грудь Его. И на Голгофе, среди разъяренных врагов Христа, он занял место у подножия креста, поближе к любимому Учителю.

На кого мы похожи: на пылкого Петра или на постоянного Иоанна? Какое драгоценное качество последователей Христа - постоянство! Горение от начала и до конца ровным пламенем, без вспыхивания и угасания. Будем приобретать это замечательное качество.

Обратим наконец внимание на слова Христа о чаше Своих страданий. Он говорит: "Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" (стих 11). Петр хотел с помощью меча избавить Христа от этой горькой чаши. В то время он не понимал еще того, что в испитии Христом этой страшной чаши заключается спасение всех грешников от вечного ада. Но позднее он понял это, что видно из его Первого послания 2, 24: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились".

"Неужели Мне не пить чаши"... Сколько в этих словах любви Христа к гибнущим грешникам! Сколько готовности испить ее всю до последней капли ради нашего вечного спасения!

Стих 12: "Тогда воины, и тысяченачальник, и служители иудейские взяли Иисуса и связали Е г о". "Связали Его"... Христос был связан, чтобы потом быть распятым на Голгофе. В последний раз перед отдачей Себя в жертву Он явил Свою божественную силу в Гефсиманском саду, повергнув пришедших взять Его на землю и восстановив отсеченное Петром ухо Малха. И после этого Он простер руки Свои и дал связать их. Исполнилось то, о чем Христос неоднократно говорил Своим ученикам: "Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его" (Ев. Луки 9, 44 - 45). В Гефсиманском саду они постигли эти слова Учителя. Они увидели, как Он простер руки Свои и дал связать их. И вот связаны руки, которые простирались к больным - и они выздоравливали; простирались над бушующими волнами - и они утихали... Теперь эти руки связаны, и скоро они будут пронзены гвоздями и прибиты ко кресту. Каким беспомощным мог казаться связанный Христос, и еще более беспомощным должен был казаться пригвожденный ко кресту Христос. Но, связанный, пригвожденный на кресте, Он совершит более великое дело, чем исцеление больных, или воскрешение мертвых, или усмирение бурь... Он совершит спасение всех грешников от вечного ада.

Но не удивляет ли нас, что люди, как воины-язычники, так и представители иудейской религии, могли связать Христа после того, как они были свидетелями силы Христа, явленной в Гефсиманском саду. Не говорит ли это все снова и снова о том, что вера порождается не чудесами и знамениями, а красотой Христа, которую надо увидеть сердцем?

Стих 13: "И отвели Его сперва к Анне, а потом уже к Каиафе". И в этих словах - исполнение пророческих слов Христа, которые мы находим в Ев. Марка 10, 33: "Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам..." Первосвященникам... так и было: сперва к Анне, потом к Каиафе.

В ветхозаветное время первосвященник был один и занимал свой пост до конца жизни, и только после его смерти ставился новый первосвященник. В дни Христа иудеи это положение уже больше не соблюдали, и новые первосвященники ставились еще при жизни старых. Так Каиафа стал первосвященником еще при жизни Анны, и получилось, таким образом, два первосвященника.

Но почему путь Агнца Божьего на Голгофу вел через первосвященников и Синедрион? Потому что без первосвященников и Синедриона Христос не оказался бы у Понтия Пилата; а без суда Понтия Пилата не было бы и распятия на Голгофе. Так, шаг за шагом, исполнялся план Божий в отношении нашего спасения.

Заглянем теперь во двор первосвященника Каиафы. И там мы увидим хорошо знакомую нам картину: троекратное отречение Петра. Мы знаем, как оно произошло. Подойдем к этому печальному событию с двух сторон: во-первых, со стороны участия, причем невольного участия в нем апостола Иоанна, и, во-вторых, со стороны исполнения в этом событии одного ветхозаветного пророчества.

Какое же это было участие апостола Иоанна в отречении Петра? Прочтем Ев. Иоан. 18, 16: "А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел и сказал придвернице, и ввел Петра" во двор, где он не выдержал искушения и пал так низко. Как должен был переживать Иоанн падение Петра, сознавая, что и его доля участия была в этом печальном падении друга. И как должен был радоваться Иоанн на берегу Геннисаретского озера, когда у костра, зажженного Христом, падший Петр на троекратный вопрос воскресшего Спасителя: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?" - торжественно отвечал: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя". Вместе с Петром и сердце Иоанна наполнилось в тот день радостью всепрощения. Наши невольные грехи могут нас тоже тяготить, пока мы не получим прощения от Господа. Посмотрим теперь, какое ветхозаветное пророчество исполнилось при отречении Петра.

Прочтем это пророчество в Книге пророка Захарии 13, 6: "Меня били в доме любящих Меня". Я часто думал, кто эти любящие, которые били нашего Господа Иисуса Христа. Не апостолы ли, которые в трудные часы своего Учителя, когда душа Его скорбела смертельно, спали беспечным сном, а потом бежали и оставили Учителя своего одного; а Петр, любящий Христа, своим троекратным отречением нанес три глубокие раны сердцу Учителя. Нет сомнения, что "дом любящих Христа", где Ему нанесли столько болезненных ударов, был именно круг апостолов. А церковь разве не является домом любящих Христа? И разве не наносятся в этом доме раны божественному сердцу Христа? Можно уверенно сказать, что самые болезненные раны нанесены сердцу Христа грехами церкви, грехами верующих. Вот почему мы, любящие Христа, должны стремиться к чистоте сердца и безукоризненной жизни, чтобы не причинять боли нашему Искупителю. Будем ненавидеть всякий грех, чтобы не печалить нашего Господа!

Стих 28: "От Каиафы повели Иисуса в преторию..." В этом предании Христа суду Понтия Пилата исполнились пророческие слова Сына Божия: "И предадут Его язычникам" (Ев. Марка 10, 33).

Путь на Голгофу и ко кресту Голгофы вел только от претории Понтия Пилата, так как только римляне распинали осужденных на смерть. От Синедриона пути на Голгофу не было, так как иудеи осужденных на смерть побивали камнями. Крест Голгофы был водружен только в результате суда над Христом у Понтия Пилата.

Стих 28: "Иудеи не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху..." Мы знаем слова ап. Петра в доме язычника Корнилия: "Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником" (Деян. Ап. 10, 28).

Приведшие Христа к Понтию Пилату боялись запачкаться о стены претории Пилата и не боялись убить величайшего Праведника - Иисуса. Какое лицемерие! Какое ханжество! В этом великий урок для всех нас, верующих, а именно: грязное, порочное сердце может сочетаться с внешним благочестием и наружной святостью.

Примером такого сочетания грязного сердца с наружной святостью являются первосвященники и священники иудейского народа, добивавшиеся смерти Христа и вместе с тем не вошедшие в преторию язычника Пилата, чтобы не оскверниться.

Как важны для нас слова: "Бог смотрит на сердце" (1 Цар. 16, 7). Будем и мы смотреть на сердце. Мы любим смотреть на наше внешнее христианство: на посещение нами богослужений, на исполнение заповедей крещения или хлебопреломления, на наше служение в церкви - пение в хоре, участие в материальных нуждах, в проповедях с кафедры и других видах служения. Но будем всегда помнить первосвященников и священников иудейских, которые имели большое внешнее благочестие, а в сердце таили страшный грех - желание убить Христа. Какой грех, какую нечистоту терпим мы в своем сердце и вместе с тем стараемся соблюдать внешний облик христианина или христианки?

Заглянем теперь в преторию Понтия Пилата. Там происходит разговор между Пилатом и Иисусом. Разговор этот очень короткий, но чрезвычайно важный для всего христианства. Прислушаемся к этому разговору.

Стихи 33 - 37: Пилат "призвал Иисуса и сказал Ему: Ты - Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: Царство Мое не от мира сего... Пилат сказал Ему: итак, ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я царь"... То есть ответ Христа гласит: "Да, Я царь!" Но Царь неземного и незримого Царства, Царства Божьего, которое находится внутри сердца человеков, любящих Господа. Это Царство вместе с Его Царем находится в наших верующих сердцах, и наша задача быть преданными нашему Господу и послушными Его учению.

Христос говорит Пилату, что в Его учении содержится Истина. Послушаем, что говорит далее Христос Пилату: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?" (стихи 37 - 38).

Мы, христиане, должны глубоко проникать в эту истину и тщательно исследовать ее со всех сторон.

Стих 38: Пилат "вышел к иудеями сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем". Во Христе не было никакой вины, но Он понес возмездие Божие за вину нашу и умер за грехи наши. И как чудесная иллюстрация того, что значит взятие Христом нашей вины на Себя и Его смерти за наши грехи, стоит перед нами событие с Вараввой. Пилат, не найдя никакой вины во Христе, решил освободить Его. Он предложил иудеям избрать самим одного из двух узников для освобождения. Он сказал им: "...есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху: хотите ли, отпущу вам Царя иудейского?" (стих 39).

Пилат был уверен, что народ закричит: "Конечно, отпусти нам Христа!" Но раздался другой крик: "Не Его, но Варавву!" Варавва же был разбойник (стих40). Варавва - это виновное перед Богом человечество; это каждый грешник в отдельности. Варавва должен был пойти на Голгофу и понести там наказание за все свои преступления. Но вместо него и вместо всех миллионов других Варавв, вместо каждого из нас на Голгофу пошел Христос и сделался там нашим Заместителем в понесении вместо нас наказания за наши грехи и преступления. Освобождение Вараввы - это наше освобождение. Счастье освобожденного Вараввы - это наше счастье. Но спросим сегодня себя: наполнено ли наше сердце радостью освобожденного Вараввы, то есть радостью спасения? Оно было наполнено радостью спасения в первое время после нашего обращения ко Христу. Но наполнено ли наше сердце радостью спасения сегодня? Радость спасения может поблекнуть по двум причинам: во-первых, когда мы забываем, что Христос на Голгофе занял наше место и понес наше наказание; во-вторых, когда мы начинаем жить в сознательных грехах. Многим из нас необходима сегодня молитва псалмопевца Давида: "Возврати мне радость спасения Твоего" (Псалом 50, 14).