Выход

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОННА

 

Глава 13

С 13-й главы начинается последняя беседа Христа со Своими ближайшими учениками - апостолам и. И эта беседа занимает в Евангелии от Иоанна пять глав: 13, 14, 15, 16 и 17.

Эти пять глав Евангелия от Иоанна являются драгоценнейшим сокровищем Церкви Христовой. Они являются последним завещанием Христа Своим последователям и ученикам.

Стих 1: "Перед Праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его..."

Все мы знаем, что Христос умер за грехи мира в дни величайшего иудейского праздника - праздника Пасхи. Таков был план Божий, и он был исполнен, хотя члены Синедриона не хотели предавать смерти Христа в дни своего величайшего праздника.

Мы не должны забывать того, что сказано в Ев. Марка 14, 1 - 2: "Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков; и искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе". Но почему же, вопреки решению Синедриона, Христос был распят именно в праздник Пасхи? Это можно объяснить двумя причинами: во-первых, пасхальный агнец был лучшим прообразом Христа, как Агнца Божьего, закланного за грехи мира. И смерть Христа в дни Пасхи свидетельствовала ясно, что прообраз стал действительностью: истинный Агнец, на Которого указывали все пасхальные агнцы, наконец пришел и принесен в жертву искупления на Голгофском кресте. Вторая причина, почему Христос был распят в дни праздника Пасхи, вопреки желанию Синедриона, та, что праздник Пасхи собирал в Иерусалим самое большое количество иудеев со всех стран мира, и все они должны были стать свидетелями заклания Агнца Божия на Голгофе. Вернувшись в свои страны, они возвестили всему тогдашнему миру о Голгофском событии. Это были первые вестники о распятом Христе. Вот почему в плане Божием смерть Христа должна была произойти в дни праздника Пасхи, хотя Синедрион решил: "только не в праздник".

Теперь мы будем свидетелями дела, которое называется омовением ног апостолам, совершенным Христом. Евангелие называет это дело "делом любви". Мы читаем: "(Христос) явил делом, что, возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их" (стих 1). Кому же Он являет любовь Свою делом в последние часы Своей земной жизни? Тем, кто покинет Его в Гефсиманском саду; тем, которые будут спать во время Его смертельной скорби; тому, кто отречется от Него трижды.

Когда же явил Христос любовь Своим жалким, неверным и трусливым ученикам, любовь, свидетелями которой мы сейчас будем? Он явил ее тогда, когда было так естественно для нашего Господа уйти в Себя в Свои предсмертные часы. Скорбь, страдания, как телесные, так и душевные, имеют известное всем нам свойство - поглощать нас, и поглощать нас целиком. Но, говоря о страданиях Христа, мы должны сказать, что они Его не поглотили, они не заставили Его забыть о Своих бедных, остававшихся сиротами во враждебном мире учениках; о душах распинавших Его врагов; об одинокой матери у подножия Его креста. Какое это чудное качество души нашего Господа Иисуса Христа. Пусть и наши скорби не поглощают нас; пусть они не делают нас слепыми и глухими для окружающего нас мира. Какой бы мучительный одр болезни ни ожидал нас, пусть он не превратит нас в эгоистов, думающих только о себе. Как часто слова Христа: "ищите прежде всего Царствия Божия" - бывают реальными и действенными у нас только до одра болезни. А в дни болезни, в дни страданий, в дни тяжелых переживаний мы забываем о них, и они превращаются у нас в другого рода слова: "ищите прежде всего самих себя".

Посмотрим на чудный образ Христа, который стоит перед нами: это образ слуги. Он препоясан... перед Ним умывальница с водой... нагнувшись, Он умывает пыльные ноги каждого из Своих апостолов (стихи 4 и 5). Отдельные верующие и целые церкви хотят следовать примеру Христа только в отношении омовения ног. Но омовением ног апостолам Христос дал более всесторонний пример - пример служения людям в том, в чем они нуждаются. Апостолы нуждались в этот момент именно в омовении своих пыльных и разгоряченных от ходьбы ног. И Учитель их послужил им именно в том, в чем они нуждались.

Мы знаем о другой их нужде в другое время, когда их учитель, Христос, послужил им в этой их нужде. Мы знаем, как они целую ночь провели на Тивериадском море и ничего не поймали. Мокрые, прозябшие, голодные, они пристали к берегу. В омовении ног в то утро они нисколько не нуждались. Но они нуждались в другом: в костре, чтобы согреться и обсушиться, и в пище, чтобы утолить свой голод и подкрепиться. И Учитель их, Христос, принимает снова образ слуги: Он разжег на берегу моря костер и испек хлеб и рыбу. И, обратившись к Своим усталым ученикам, говорит им: "Придите, обедайте!"

Вот пример, который дает нам всем Христос. Его ученики должны быть слугами всем! Этим мы лучше всего прославим нашего Учителя и Спасителя, Который говорит о Себе, что Он пришел для того, чтобы послужить (Ев. Матф. 20, 28). Если у окружающих нас людей есть нужда в омовении ног, - мы умоем им ноги. Но если у них нет в этом нужды, а есть нужда в разведенном костре, то мы разведем для них костер. Больной на одре болезни нуждается не в омовении ног, а в частом прикладывании к его горячей голове полотенца, смоченного в холодной воде, а к его запекшимся губам чаши с прохладной водой, - мы будем служить ему в этой его нужде. Христос стоит сегодня перед нами в образе слуги и говорит всем нам: "Я даю вам пример - пример служения; следуйте этому примеру! Будьте, подобно Мне, слугами вашим ближним!"

Но в омовении Христом ног апостолам сокрыта одна очень глубокая истина. Это омовение является символом другого омовения, которое совершает также Христос. Это - омовение грешников Кровью Голгофы. Не пройдет суток после омовения ног апостолам, как на Голгофе откроется Источник, о котором сказано в книге пророка Захари и 13, 1: "В этот день откроется источник... для омытия греха и нечистоты". Мы знаем день, когда он открылся, и место, где он открылся: в страстную пятницу, на Голгофе.

На вопрос Петра: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги?" - Христос говорит ему в ответ: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после" (стихи 6 и 7).

Когда же Петр уразумел омовение, совершенное ему Христом? А вот тогда, когда открылся на Голгофе источник для омытия греха и нечистоты. Тогда Петр понял, что омовение, совершенное Христом в Иерусалимской горнице, имело символическое значение, то есть указывало на необходимость омовения Кровью Христа, пролитой за грехи человечества. Тогда же Петр понял и слова Христа, сказанные ему при омовении ног: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Омовение водою не может приобщить нас ко Христу, но омовение Кровью Христа делает нас соучастниками в славе Христа. Омывая ноги Петру, Христос сказал ему, а через него и всей Церкви Своей, что омовение Кровью Голгофы совершается двояко: во-первых, в день покаяния и обращения, когда Кровь Христа омывает и очищает покаявшегося грешника от всех грехов его жизни до обращения к Господу. И, во-вторых, ежедневное омовение и очищение Кровью Христа грехов, со деланных нами за день. Эту великую истину Христос выразил словами: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь" (стих 10).

Знаем ли мы в нашей христианской жизни это ежедневное очищение Кровью Христа от нашей повседневной нечистоты? Оно должно совершаться в жизни каждого чада Божьего.

Стих 21: "Иисус возмутился духом..."

Мы читаем это выражение уже в третий раз в Евангелии Иоанна в день воскрешения Лазаря "(Иисус) восскорбел духом и возмутился" (11, 33). В Иерусалиме, в день торжественного входа в этот город, Христос сказал: "Душа Моя теперь возмутилась" (12, 27). И теперь, в Иерусалимской горнице, смотря на Своего предателя Иуду, "Иисус возмутился духом". Такое же переживание души нашего Господа выражено словами, сказанными Им в Гефсиманском саду: "Душа Моя скорбит смертельно" (Ев. Матф. 26, 38).

О чем говорят все эти выражения: "восскорбел духом", "возмутился, духом"? Они говорят о том, что Христос, живя на земле, не только радовался, но и скорбел, и плакал, и даже рыдал (в Гефсимании). Есть христиане, которые, основываясь на словах Филип. 4, 4: "Радуйтесь всегда в Господе и еще говорю: радуйтесь", - считают плохими христианами тех, у которых бывают слезы на глазах. Они говорят, что истинные дети Божии не должны знать слез; что они должны быть "стойкими", переносящими все невзгоды жизни без слез. Но эти христиане, проповедующие такой стоицизм в христианстве, забывают, что тот же апостол; Павел, написавший Филиппинцам чудные слова о постоянной радости в Господе, говорит пресвитерам Ефесской церкви: "Вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работал, Господу со всяким смиренномудрием и многими слезам и..." (Деян. Ап. 20, 18 - 19). Да, слезы бывали в очах Христа, и слезы бывали в очах величайшего Его служителя апостола Павла. Не будем считать, чем-то нехристианским, когда польются слезы скорби из наших собственных очей или из очей наших братьев и сестер по вере. Будем помнить о плачущем Христе и о плачущем апостоле Павле!

Тяжелым моментом на Тайной вечере был момент, когда Христос раскрыл своего предателя. Стих 21: "Иисус засвидетельствовал и сказал: истинно, истинно говорю вам, ч то один из вас предаст Меня". Как велико было лицемерие Иуды, если до самого последнего момента, когда уже Христос прямо указал на него, как на Своего предателя, он считался хорошим учеником Христа у всех прочих апостолов. И даже тогда, когда Христос сказал Иуде: "Что делаешь, делай скорее", - "никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал Иуде" (стих 28). Любой из апостолов дал бы наилучшее свидетельство об Иуде. Каждый из них сказал бы о нем: "О, это очень ценный брат! Он закупает все, что нам необходимо. Он так заботится и о Христе и о каждом из нас".

Лицемерие всегда старается сделать лицемера хорошим, грешника и беззаконника - святым и безгрешным, духовного мертвеца - живым христианином. И, увы, лицемерию это удается, чему лучшим примером является Иуда-предатель. Брат и сестра! Как ужасно с помощью лицемерия скрывать наше грязное сердце, наш грех, вызывать восхищение и похвалу по нашему адресу, пользоваться уважением у наших братьев и сестер, - и в то же время слышать из уст Христа слова: "Горе тебе, лицемер! Ты - окрашенный гроб, который снаружи кажешься красивым, а внутри ты полн костей мертвых и всякой нечистоты" (Ев. Матф. 23, 27). Будем опасаться этой ужаснейшей "фарисейской закваски" - лицемерия. "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, - пишет коринфянам ап. Павел, - или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе... Судья же мне Господь" (1 Кор. 4, 3 - 4). Людей и даже церковь можно обмануть, но Господа - никогда! Он знает все! Иуда, обличенный Христом, вышел. А Христос сказал: "Н ы н е прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем" (стих 31).

Предательство Иуды - это первый удар ножа в сердце божественного Агнца. Жертвоприношение Агнца Божия началось с уходом Иуды на дело предательства. А жертва Христа за грехи мира - это самое славное из всех дел, совершенных Христом. В Голгофе кой жертве - высшая слава Христа. Вот почему Христос, после ухода Иуды, сказал эти слова: "Н ыне прославился Сын Человеческий".

Предательство Иуды - это первый шаг Христа на Голгофу. А каждый шаг на пути страданий Христа полон величайшей славы Божией. Пусть жертва Христа, принесенная на Голгофском кресте, будет и нашей высшей славой, как говорит ап. Павел в Послании к Галатам 6, 14: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа".

Стих 33: "Д е т и, не долго уже быть Мне с вами".

"Дети"... Христос, как Отец, дает последние наставления апостолам, как детям Своим. И вот мы слышим чудное наставление: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга;как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (стих 34). Это первое наставление в Его большой прощальной беседе. Христос дает первым долгом Своим ученикам заповедь любви и называет ее "новой заповедью". Почему Он называет ее новой? Потому что она выше ветхозаветной заповеди о любви, в которой говорится: "Люби ближнего твоего, как самого себя". А заповедь Христа гласит: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга". Возлюбить ближнего своего, как возлюбил нас Христос, - это значит возлюбить больше, чем самого себя. Вот разница между ветхозаветной и новозаветной заповедью любви.

Давая новую заповедь - заповедь любви, такой же большой, такой же глубокой, такой же жертвенной, как Его любовь, - Христос хочет сделать ее, эту новую заповедь любви, в наших глазах особенно драгоценной, чтобы мы поставили ее во главу всех заповедей Христа, уделили ей первое место в нашей жизни.

И Христос говорит, что любовь является самой отличительной чертой Его учеников. Он говорит: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (стих 35). Как мало мы придаем значения этим словам Христа. А они имеют решающее значение для престижа христианства в истории человечества. Если бы христианство всегда несло любовь - любовь Христову - миру, то мир исполнился бы глубоким уважением к христианам. Люди могут не читать. Библии, но язык любви все понимают хорошо. Почему с таким уважением всюду относятся к квакерам? Потому что квакеры несут христианскую любовь всему человечеству. Потому что, где горе слышится, где трудно дышится, - там они, квакеры, первые со своей любовью и со своей помощью. Но далеко не все христиане дышат любовью, о которой говорит Христос апостолам в Своей последней беседе с ними. Согласно 13 главы Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, все наше христианство, если оно без любви, сводится к нулю.

Христос очень ясно говорит о величайшем значении любви: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Многие из наших братьев и сестер жалуются на недоброжелательство к ним со стороны окружающих людей. Христос очень ясно указывает на причину этого недоброжелательства: отсутствие любви у Его учеников.

Почему есть люди, которые нас не любят? Потому что мы не являем им любви. Им не нужны наши духовные познания; им не нужны наши духовные способности; им не нужна наша "медь", может быть, и приятно звучащая. Им нужна наша любовь! А ее-то они и не видят в нас. Пусть для всех нас громко прозвучат слова ап. Павла: "Достигайте л ю б в и!"

 

Глава 14

Стих 1: "Да не смущается сердце ваше..." Многое смущало сердца апостолов и наполняло их унынием и страхом. Они были смущены от слов Христа, что один из них предаст Его. Они были смущены уходом от них любимого Учителя и что это совершится вскоре. Слова Христа: "Дети! Не долго уже быть Мне с вами; будете искать Меня... и куда Я иду, вы не можете прийти", - эти слова, конечно, весьма смутили и опечалили апостолов. И не в меньшей степени они были повергнуты в уныние предсказанием Христа, что такой передовой апостол, как Петр, трижды отречется от своего Учителя, да еще после торжественного обещания - душу свою положить за Христа. Все это наполняло сердца апостолов унынием и страхом. Обратим теперь свой взор на наши сердца. Где причина отсутствия в них радости? Что смущает наше сердце? Что бы это ни было, смущенное, устрашенное и опечаленное сердце нуждается в ободрении. И Христос ободряет сердца Своих учеников.

"Веруйте в Бога и в Меня веруйте!" Этими словами Христос хочет сказать, что вера в Бога, вера в Него - Иисуса Христа - является источником радости, ободрения и бесстрашия. Но почему же мы и у верующих во Христа видим порой страхи и опасения? Потому что вера может быть, большой и малой. Большинство верующих обладают верой малой и слабой. Но чем больше, чем сильнее наша вера во Христа, тем меньше мы способны смущаться, унывать, падать духом. Словами: "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте", - Христос призывает нас к умножению и углублению нашей веры. Мы должны приобрести большую веру во Христа, и тогда мы не будем знать ни смущения, ни уныния, ни страха.

Христос ободряет Своих смущенных и опечаленных апостолов словами: "Я иду приготовить место вам" (стих 2).

Он оставлял Своих учеников в этом мире, не скрывая, что жизнь их будет плаванием по очень бурному морю. Но все усталые от бурь, жаждут тихой пристани. И Христос говорит, что Он идет приготовить эту "тихую пристань" - новое небо и новую землю. И об этом, месте, которое Христос приготовит, говорится в Откров. 21, 1: "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет". "Моря уже нет" - что это значит? Это значит, что там нет бурь, они кончились навсегда. Бурями на земле были, слезы, но там они все отерты с очей плакавших. Бурями были болезни, но там их больше нет. Бурями были смерти, но там нет больше смерти. Прежнее, старое прошло, - там все новое. Вот что означают слова Христа: "Я иду приготовить место вам". Мы теперь знаем, что эго за место: это место без бурь.

Но Христос говорит об этом месте нечто еще более радостное для нас: "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (стих 3).

Это чудное место без бурь дорого нам не только отсутствием бурь; оно особенно дорого нам тем, что мы будем там со Христом. Мы будем там, где Он.

Отсутствие бурь - это еще не полное счастье. При отсутствии бурь может быть одиночество. Мы знаем, что оно означает. Одиночество - это не отсутствие людей (их могут быть миллионы вокруг нас), а непонимание нас людьми. Но одиночества не может быть со Христом. Христос называет нас Своими друзьями. Это значит, что христианская жизнь является жизнью дружбы со Христом. Начатая на земле дружба со Христом не кончится с нашей смертью. Она продлится там, за гробом, и будет продолжаться во веки веков, делаясь все глубже, все теснее, все прекраснее.

"Дом Отца", о котором говорит Христос в Своей прощальной беседе, "новое небо и новая земля", о которых говорит книга Откровения Иоанна, - все это является местом, приготовленным Христом для друзей Своих. И это место, по словам Христа, прекрасно, с одной стороны, отсутствием бурь, бушующих в этом мире, а с другой стороны, это место прекрасно нашей дружбой со Христом, нашим чудным общением с Ним.

Но, плывя по бурному морю жизни, как найти путь к тихой пристани, именуемой Христом "Домом Отца"? На этот вопрос Христос дает очень ясный ответ. Он говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (стих. 6). Путь к Отцу, путь к вечной истине, к вечной жизни - это Сам Христос. Вера во Христа приведет нас в дом Отца, приведет нас к познанию вечной истины и к вечной жизни со Христом.

Остановим теперь наше внимание на беседе Христа с апостолом Филиппом. Эта беседа раскрывает нам тайну о Боге. В ответ на желание Филиппа увидеть Бога-Отца Христос говорит ему: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня, видел Отца... разве ты не веришь, что я в Отце и Отец во Мне" (стихи 9 и 10). Христос в течение всей Своей жизни все снова и снова старался разъяснить людям эту величайшую истину - истину, что Он в Отце и Отец в Нем. Христос говорит Филиппу еще раз то, что мы читаем в Ев. Иоанна 1, 18: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Незримого, невидимого Бога явил нам Христос. Отсюда вывод: познание Христа есть познание Бога. Вера во Христа - это вера в Бога; любовь ко Христу - это любовь к Богу.

И далее Христос говорит о делах верующих в Него. "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и Он сотворит, и больше сих сотворит" (стих 12). Не о физических чудесах Христа идет здесь речь и не о подвиге Его на Голгофе, ибо эти дела нашего Господа неповторимы. Но дела, направленные на строительство Царствия Божия, эти дела могут быть даже больше, нежели дела, совершенные Христом. Возьмем для примера ап. Павла, как строителя Царствия Божия. Он совершил больше путешествия с проповедью Евангелия, нежели Христос. Через его проповеди обратилось больше душ, чем в дни Иисуса Христа. А сколько основано им церквей. Смотря на дела, совершенные ап. Павлом для Царствия Божия, нам становятся понятными слова Христа: "Дела, которые творю Я, и он (то есть верующий в Меня) сотворит, и больше сих сотворит".

Стих 13: "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю".

Как должны были ободрить эти слова Христа печалившихся об уходе Учителя апостолов. Они говорят о силе молитвы во имя Христа, о том, что наша молитва во имя Христа приводит в движение всемогущую руку Христа, Который говорит: "Я то сделаю, что вы попросите у Отца во имя Мое". Но Он не обещает все сделать, что мы просим во имя Его, так как это было бы не всегда нам во благо. Христос никогда не прострет Своей руки, чтобы сделать что-то, что может принести нам вред. Ведь молитвы наши бывают часто очень неразумными. Мы хорошо знаем, что это так. Поэтому не будем унывать, если Христос что-то не делает, несмотря на наши молитвы во имя Его. Но Он сделает все, о чем мы просим, если это нам во благо.

Стих 16: "И Я умоляю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек".

"Я умоляю Отца"... О чем говорят эти слова Христа? О божественной воле и божественном плане - дать величайший дар Церкви Христа, дар Святого Духа. Дух Святой - это духовный двигатель всей Церкви Христа и каждого ее члена в отдельности. От духовного пробуждения грешника до преображения верующего в образ Христа - все протекает под великим воздействием Духа Святого.

"Я умолю Отца"... Эта молитва - божественное решение послать на землю Святого Духа.

"И даст вам другого Утешителя"... "И даст"... Значит: Дух Святой - дар, а не заслуга. И, как всякий дар, Он должен быть принят верующим человеком. Как небесный дар, Дух Святой должен всесторонне изучаться и познаваться каждым верующим человеком. Библия - это книга о Боге, также и о Боге Духе Святом. И наша задача: изучать, исследовать учение Библии о Духе Святом.

Но мы должны признаться, что именно вопрос о Духе Святом является для нас самым неясным, самым малопонятным вопросом. Но незнание учения Библии о Духе Святом - это наша вина, как и незнание всех других учений Библии. Непонимание вопроса о Духе Святом - это результат нашего нерадения к чтению и изучению Библии.

"И даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек". Христос был Утешителем для Своих учеников. Теперь Он уходит от них и говорит, что к ним придет "другой Утешитель", Который пребудет с ними вовек. Христос называет Духа Святого "Утешителем".

Путь Церкви Христовой усеян многими скорбями (Деян. Ап. 14, 22). Но на этом скорбном пути Церкви Христа дан Дух Святой, как Утешитель. Вторым плодом Его в сердце каждого верующего человека является радость, как сказано в Послании к Галатам 5, 22: "Плод же Духа - любовь, радость"... Какое счастье иметь Святого Духа, производящего радость в наших сердцах во время скорби. И если мы читаем во Втором Послании к Коринфянам, 8, 1 - 2, о македонских церквах, что "они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью", то это было действием Духа Святого, как божественного Утешителя. Но Дух Святой вчера, и сегодня, и вовеки - тот же Утешитель, производящий в сердцах детей Божиих обильную радость среди величайших испытаний и скорбей.

Христос говорит о Духе Святом, как о достоянии исключительно Церкви, как о достоянии исключительно учеников Его. Он говорит: "Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (стих 17).

Мир может говорить и спорить о Христе, писать о Нем, быть на Его стороне или против Него, но о Духе Святом мир не способен говорить; для него Дух Святой - пустой звук, нечто совершенно непонятное; он не способен знать Его. Как удивительно верны слова Христа о Духе Святом в отношении полного непонимания Его миром. Века, прошедшие со дня Пятидесятницы, доказали истинность этих слов Христа.

Но Церковь Христа знает, что такое Дух Святой, знает по опыту Его чудные действия в верующих. Верующий человек хорошо знает, что именно Дух Святой привел его к покаянию и обращению ко Христу; что Дух Святой привел его к живой вере во Христа, как в своего личного Спасителя; что Дух Святой производит в нем плоды Свои и является силой для победы над грехом и приобретения чистого сердца. Мы знаем Его, ибо Он с нами пребывает и в нас действует.

Но разве Дух Святой начал Свое действие только со дня Пятидесятницы? Нет, Он действовал и до Пятидесятницы. В дни творения нашей земли Он "носился над водою", участвуя в творении ее. Он действовал во всех мужах веры Ветхого Завета и в первых людях, Адаме и Еве, и в Авеле, и в Енохе, и в Ное, и в Аврааме, и в Исааке, и в Иакове, и в Иосифе, и в Моисее, и во всех пророках малых и больших. Он действовал и в апостолах до дня Пятидесятницы, почему Христос и говорит им: "А вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает". Знал Его, Духа Святого, и старец Симеон, знал Его и Иоанн Креститель, будучи исполнен Духа Святого со дня своего рождения. Еще до дня Пятидесятницы воскресший Христос дунул и говорит апостолам: "Примите Духа Святого" (Ев. Иоанна 20, 22).

Если Дух Святой действовал в людях еще с дней Адама и Евы, то что же означает Пятидесятница? Пятидесятница - это начало действия Святого Духа с такой силой, с какой Он не действовал еще никогда на земле.

Послушаем, что еще Христос говорит о Духе Святом.

Стих 26: "Утешитель же. Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". Христос говорит о Духе Святом, как об Учителе и Наставнике. Какого замечательного Учителя и Наставника имеет Церковь Христа. Не потому ли наши самые малограмотные братья и сестры так хорошо воспринимают истины Божии.

Дух Святой, - говорит Христос, - "напомнит вам все, что Я говорил вам". Он напомнил авторам четырех Евангелий и Книги Деяний Апостолов все, что говорил и делал Христос. Ведь Евангелия были написаны после ухода Христа с нашей земли. Дух Святой является автором и Посланий апостолов. Это Он наставил их на истины, изложенные в их чудных Посланиях. Дух Святой напоминает и нам все, что говорил Христос. Будем радоваться, что мы имеем Духа Святого, как Учителя, Наставника и Напоминателя.

 

Глава 15

Четырнадцатая глава Евангелия от Иоанна - это глава утешения и ободрения для всех учеников Христа на земле. 15 и 16 главы - это главы наставлений Христа Своим ученикам.

К числу важнейших наставлений в прощальной беседе Христа принадлежит притча Его о виноградной лозе.

Стих 1: "Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь".

Слово "истинная" имеет глубокий смысл. Этим словом Христос хочет сказать, что Он - основоположник новозаветного Виноградника, который является истинным виноградником. Этот новозаветный Виноградник есть не что иное, как Церковь Христа.

Ветхозаветный Израиль был тоже виноградником Божиим, но он оказался бесплодным, потому что остался без Христа. Прочтем об Израиле как ветхозаветном винограднике в Книге пророка Исаии 5, 1 - 7: "Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды... Виноградник Господа Саваофа "есть дом Израилев".

В Своей притче о виноградной Лозе Христос говорит о двух родах ветвей: о ветвях, не приносящих плода, и о ветвях, приносящих плод. Неужели и в новозаветном Винограднике могут быть ветки, не приносящие плода? Христос говорит, что они есть. Это те мертвые члены Церкви, которые попали в нее, как плевелы, а не как добрая пшеница. К сожалению, таких мертвых, а потому и бесплодных ветвей немало в Церкви Христа - в этом новозаветном Винограднике Божием.

Христос говорит об отсечении этих бесплодных ветвей (стих 2). Когда происходит отсечение этих бесплодных ветвей? Великое, безошибочное отсечение всех мертвых, бесплодных ветвей произойдет в день пришествия Христа. Тогда обнаружится, кто в Церкви Христа был жив и кто мертв. В день пришествия Христа многие услышат от Него слова: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1).

Но Господь отсекает мертвые ветви и до Своего пришествия. Мы знаем, как был отсечен Иуда Искариот, носивший звание апостола Христова, и многие другие бесплодные ветви.

Но ветви, приносящие плод, Он очищает, чтобы они приносили больше плода (стих 2). У нашего Господа есть различные средства для очищения Своих ветвей. Об одном из них Христос говорит Сам в Своей притче: "Вы уже очищены через Слово, которое Я проповедовал вам" (стих 3).

Слово Божие - вот великое, очищающее наше сердце средство. И если это так, то как же мы должны ревностно пользоваться этим божественным источником для нашего очищения.

Христос говорит: "Вы уже очищены через Слово"... Как же это так? У апостолов еще столько недостатков; они только что спорили о том, кто из них больше; они через несколько минут разбегутся и оставят своего Учителя одного; а Петр даже трижды отречется от Него. И вдруг таким несовершенным людям Христос говорит: "Вы уже очищены"... Какая же это чистота? Словами "вы уже очищены" Христос хочет сказать, что духовный рост происходит постепенно, как и рост физический. Мы знаем, что апостолы получали Духа Святого неоднократно. Каждое слово Христа к ним было действием Духа Святого в их сердцах. Очищение их через Слово Христа началось с первого же дня, когда они последовали за Ним. Жизнь духовная в них уже началась при первом же соприкосновении со Христом. Словами "вы уже очищены" Христос и хочет сказать Своим апостолам о том, что Его жизнь в них уже началась. Мы, например, празднуем дни своего рождения. Но мы все родились на девять месяцев раньше. Об этой скрытой жизни под сердцем матери мы забываем. А ведь это была жизнь, самая настоящая жизнь: мы дышали, наше сердце билось, мы питались... Так и у апостолов - духовная жизнь началась у них задолго до Пятидесятницы, но эта духовная жизнь не была такой яркой и действенной, как после Пятидесятницы. Так и у нас: мы начинаем жить и очищаться с первого же нашего соприкосновения со Христом и со словом Его. Это очищение еще очень неполное, но все же очищение. Полного очищения мы достигаем только в вечности, где наши "белые одежды" будут без малейшего пятнышка.

Пусть же Слово Христа продолжает свое очищающее действие в нас, пока мы не достигнем абсолютной чистоты в вечности. Христос называет Слово Божие водой (Ев. Ионна 3, 5). Вот почему соприкосновение нашего сердца со Словом Божиим ведет к очищению.

Но есть у Господа еще и другое средство для нашего очищения. Это - горнило скорби. Огонь этого горнила - испытанное средство для очищения детей Божиих. Правда, очищение нашего сердца через горнило - мучительное для нас очищение. Но Господь применяет его в нашей христианской жизни, и мы все знакомы с этим горнилом, в котором Господь все снова и снова переплавляет нас, как сказано в Книге пророка Малахии, 3, 3: "И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левин и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде".

В притче Христа о виноградной Лозе мы слышим одну из самых замечательных заповедей Христа: "Пребудьте во Мне". В исполнении этой заповеди - залог исполнения всех других заповедей Христа. Но что значит: пребывать в Нем? Это значит: постоянно приходить к Нему и соприкасаться с Ним, чтобы Он мог оживляюще действовать на нас во время житейского зноя.

И если мы пребудем в Нем, Он пребудет в нас.

"Пребудьте во Мне и Я в вас", - говорит Христос (стих 4). Каждое наше соприкосновение со Христом не останется без воздействия на нашу душу. Наши протянутые к Нему руки никогда не останутся пустыми. Наша постоянная связь со Христом - это единственное условие для нашей полноценной христианской жизни и единственное условие для принесения нами обильных духовных плодов. Об этом так ясно говорит Христос: "Я есмь Лоза, а вы ветки; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода". И наоборот: "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет" (стих 6). Ослабление связи со Христом - это путь к духовному увяданию; утрата связи со Христом - это путь к полному засыханию, путь к духовной смерти.

Христос говорит о трех благословениях, которые несет нам пребывание во Христе и Христа в нас.

Первое благословение: это богатая плодами духовная жизнь. "Много плода" - вот первое благословение (стих 5).

Второе благословение: наши молитвы будут услышаны, потому что они будут гармонировать с волей Божией. Христос говорит: "Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам" (стих 7).

Третье благословение: радость Христа пребудет в нас. "Сие

сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна" (стих 11). Христос - это океан радости, блаженства и счастья. И если мы храним постоянно самую тесную связь с Ним, то радость Его будет изливаться в наше сердце, и в дни самой великой скорби мы будем ощущать эту радость Христа, и радость наша будет совершенна. Мы можем иметь и все человеческие радости: радость семейной жизни; радость хорошей дружбы; радость, которую дает наука или искусство; радость в труде на благо ближних... Но связь со Христом дает нам особую радость - радость совершенную.

Много говорится и много пишется о любви. И страницы Евангелия тоже много говорят о любви. Но Евангелия говорят также и об особой любви. На Тайной вечере Христос называет эту особую любовь - Своей любовью: "Любите, как Я возлюбил вас" (стих 12). О качествах этой Христовой любви говорит ап. Павел в Первом Послании к Коринфянам 13, 4 - 8: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит: любовь никогда не перестает"... В отличие от земной любви, любовь Христа - любовь никогда не перестающая, любовь бесконечная.

На Тайной вечере, в Своей прощальной беседе, Христос говорит о любви, проявленной на Голгофском кресте, как о самой большой любви. Он говорит: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (стих 13). Именно на Голгофе - в положении Своей души, то есть Своей жизни за нас - Христос явил человечеству наибольшую Свою любовь.

Но разве Христос на Голгофском кресте положил за друзей душу Свою? Не за врагов ли Он умер на Голгофе? О каких же друзьях говорит Христос? Он говорит о всех грешниках, которые у подножия Голгофского креста станут друзьями Его. Когда умирал Христос, оба разбойника глумились над Ним. Но один из них перестал глумиться и стал другом Христа. Когда Христос умирал на кресте, Савл был Его врагом. Но Савл, познав значение смерти Христа, стал Его величайшим другом. И нас всех смерть Христа на кресте превратила из Его врагов в друзей Его. И если Христос говорит, что в Своей величайшей любви к грешникам Он положил душу Свою за друзей Своих, то это потому, что Он знал о силе Своего креста - превращать врагов в друзей Его.

Стих 15: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего".

Много названий имеют верующие. Слово Божие называет их детьми Божиими, овцами Христа и другими именами. Но Христос говорит, что Он хочет называть их "друзьями Своим и". И он берет черту истинной дружбы: интимность между друзьями, откровенность, близость и раскрытие друг перед другом тайн своих. Христос говорит: "Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего".

Если мы возьмем все беседы Христа с учениками, то мы увидим, что эти беседы были наставлениями Друга и раскрытием тайн Царствия Божия. Возьмем, например, беседу Христа с учениками, которую мы называем "Нагорной проповедью". Какие дружеские советы и наставления преподаны Христом Своим друзьям в этой проповеди. Как ярко озарена Нагорной проповедью наша повседневная жизнь, - чтобы мы знали, как себя вести, будучи христианами, изо дня в день нашей жизни. А если мы возьмем беседу Христа с учениками на горе Елеонской, находящуюся в 24 и 25 главах Ев. Матфея, разве мы не найдем в них будущего, которое ожидает Церковь, мир и Израиля? А притчи Христа - разве это не открытие тайн Царствия Божия?

"Я сказал вам все", - говорит наш лучший друг - Христос. "Все", что нам нужно для нашей земной жизни. В небесной отчизне наш божественный Друг откроет нам еще многие другие тайны. Но будем пока вникать в то, что нам уже открыто Христом. Будем смотреть на Евангелие, как на интимное письмо нашего чудного Друга. Многие строки этого письма нами еще не изучены. Во многие слова этого письма мы еще недостаточно вникли. Но будем дорожить этим письмом нашего небесного Друга и все глубже и глубже вникать в его удивительное содержание.

"Я не называю вас рабами"... Христос ни в чем не насилует нас. Он не заставляет нас идти за Ним. Он не заставляет нас пребывать с Ним. Наоборот, Он обращается иногда с тихим вопросом к нам: может быть, вы хотите отойти от Меня? Я не держу вас насильно. Христос не заставляет нас служить Ему, жертвовать чем-то для Него. Он хочет, чтобы нами двигала только любовь к Нему. И действительно, только любовь ко Христу держит нас в живой связи с Ним.

Стих 16: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал"...

"Я вас избрал"... Как это понимать, что Христос избрал нас? Он Сам объясняет нам наше избрание Им словами: "Много званных, а мало избранных" (Ев. Матф. 20, 16). "Много званных" - это значит, что Христос призывает многих и призовет всех. "А мало избранных" - это значит, что откликаются на зов Его немногие, не все. А которые откликаются, те избираются.

"Я вас избрал и поставил в а с"... "Поставил"... Где поставил? На крепкой, незыблемой скале спасения. На скале Голгофы.

Но наша задача не только стоять на скале спасения, но и идти по пути освящения. Христос говорит: "Я поставил вас, чтобы вы шли"...

В деле нашего спасения мы должны стоять на одном месте - на Голгофе, у подножия креста Христова. Но в деле нашего освящения, нашего духовного роста мы должны идти вперед и вперед.

Стоя твердо на Голгофе и возрастая духовно, мы должны приносить плод. Об этом говорит Христос: "Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод". Без служения Господу не может быть плода.

Таким образом, Христос в Своей прощальной беседе на Тайной вечере раскрывает перед друзьями Своими тройную формулу христианской жизни, а именно: 1) опасение, 2) духовный рост и 3) служение. Для спасения нужно только одно: не покидать Голгофы и крепко держаться за крест Христа, за Его драгоценную Кровь. Для духовного роста необходимо обильное питание Словом Божиим и общение с нашим Господом. А для служения Христу и принесения плода необходим постоянный труд в Винограднике Господнем, труд по силам и способностям каждого.