Выход

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА

 

Глава 4

Возьмем отдельные периоды жизни нашего Господа Иисуса Христа на земле.

Вот большой тридцатилетний период Его жизни в Назарете, о котором мы знаем одно, что там Он был «в повиновении у родителей — Иосифа и Марии, и преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Ев. Лук. 2, 51 и 52).

Второй период Его жизни — это Его деятельность в Иудее. Начинается этот период с Его крещения и исполнения Духом Святым. Сорок дней Он провел в пустыне, где Он был искушаем диаволом. Затем Он приобретает пять первых Своих учеников: Андрея, Иоанна, Петра, Филиппа и Нафанаила. С ними Он идет в Галилею, в Кану Галилейскую, где совершает Свое первое чудо, и затем в Капернаум, который становится главным местопребыванием Христа в Галилее.

Наступило время для благовествования Христа о Царствии Божием. Как же Он будет совершать это великое дело? В каком порядке и с чего начнет? Мы знаем слова Христа, сказанные апостолам перед Его вознесением. Прочтем эти слова в Деян. Ап. 1, 8: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и в Самарии и даже до края земли».

Итак, маршрут для благовествования Евангелия намечен Христом очень ясно и определенно: Иерусалим, Иудея, Самария, Галилея и далее до краев земли.

Этот же маршрут избирает Христос и для Своего благовествования. После чуда в Кане Галилейской Он идет на праздник Пасхи в Иерусалим (Ев. Иоан. 2, 13).

Здесь, в Иерусалиме, Он совершает очищение храма. Это событие привлекло большое внимание иудеев ко Христу. А когда Он совершил в Иерусалиме ряд чудес, то многие уверовали во имя Его, в том числе и некоторые из начальников иудейских.

Один из них, именем Никодим, имел благословенную ночную беседу со Христом, после которой он стал тайным учеником Его.

Так Христос начал дело благовествования Евангелия с Иерусалима.

Из Иерусалима Он идет в «землю Иудейскую», и здесь, на берегах реки Иордана, Он продолжает дело проповеди Евангелия приходящему к Нему народу. В результате многие уверовали в Него и были крещены Его учениками.

Проповедь Христа в земле Иудейской звучала восемь или девять месяцев. Три первых Евангелия — Матфея, Марка и Луки — почти ничего не говорят об этом периоде деятельности Христа в Иудее.

В этом, между прочим, также заключается разница между Евангелиями Матфея, Марка и Луки, с одной стороны, и Евангелием Иоанна, с другой стороны: Матфей, Марк и Лука свидетельствуют о деятельности Христа главным образом в Галилее, а Иоанн — о деятельности Христа главным образом в Иудее.

Но вот, в Иудее начала раньше времени появляться тень Голгофы. Фарисеи, услышав, что Христос приобретает даже более учеников, нежели Иоанн Креститель, встревожились, и в их головах появились впервые сатанинские помыслы — покончить с Иисусом и убрать Его со своего пути, то есть убить Его. Тогда Христос решил оставить Иудею и пошел в Галилею.

Так начался третий период в жизни Христа: период Его деятельности в Галилее.

Но в маршруте благовествования Евангелия после Иерусалима и Иудеи значится Самария. И мы читаем в Евангелии Иоанна 4, 3 — 5: «Оставил Иудею и пошел в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь»... А ведь из Иудеи в Галилею был и другой путь — по берегу Иордана.

Почему же Христос избирает путь в Галилею через Самарию? Потому что в Божьем плане благовествования порядок такой: Иерусалим, Иудея, Самария и далее. И вот Христос в Самарии. Он в маленьком самарийском городке Сихаре. Он у колодезя Иаковлева. Утрудившись от пути, Он сел около него. Он один... Его ученики пошли в город купить пищи. Время около шестого часа; это самое тихое время у колодца Иаковлева. В это время люди не приходят к нему за водой. Что Ты, Христос, намерен делать здесь, в этой тишине, в этом безлюдье? Здесь нет ни души — кому же Ты будешь благовествовать?

Но вот к колодцу приближается быстрым шагом молодая женщина с водоносом на плече. Это безымянная, но знаменитая самарянка — первая в будущем, благовестница Евангелия в Самарии.

Почему же она идет за водой к колодцу не в.урочный час, как все другие? О, она за свою порочную жизнь находится в таком презрении у всех своих сограждан, что она не дерзает встречаться с ними в те часы, когда они обычно приходят за водой к колодцу. Она ходила за водой так, чтобы ни с кем не встретиться у колодца. И вдруг перед нею человек... Женщины обладают удивительным свойством: в одну минуту увидеть то, что мужчина не увидит за целый час. Она в одно мгновение разглядела и одеяние незнакомца, и его внешний облик и . из всего, что увидела, сделала правильный вывод, что сидящий у колодца незнакомец — иудей. Она не приветствует Его... Она делает свое дело: наполняет водой свой водонос и намерена направиться домой. Тогда Христос говорит ей: «Дай Мне пить!»

Конечно, Христос в этот момент жаждал физически, как физически Он жаждал и на кресте, когда сказал: «Жажду!» Но это первое из семи слов, сказанных Христом самарянке, имело более глубокое значение, а именно: этим словом Христос сказал самарянке, что хотя Он иудей, но не признает никаких перегородок, разделяющих иудеев с самарянами. Для Христа были одинаково дороги как благочестивый иудей Никодим, так и развращенная полуязычница самарянка.

Самарянку просьба Христа очень удивила, и она сказала Ему: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются?»

У колодца Иаковлева произошел знаменитый разговор, полный глубочайшего духовного содержания. Христос сказал самарянке семь замечательных слов. Мы знаем Его семь замечательных слов на кресте. Мы должны знать и эти семь слов Его, сказанные самарянке.

Что же сказал Христос самарянке? Превратим диалог у колодца Иаковлева в монолог Христа.

Первое слово Христа мы уже знаем: «Дай Мне пить!»

Второе слово Христа: «Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: «Дай Мне пить!», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Третье слово Христа: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Четвертое слово Христа: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда».

Пятое слово Христа: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа: ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

Шестое слово Христа: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Седьмое слово Христа: «Это Я, Который говорю с тобою».

Эти семь слов Христа привели самарянку к новой жизни, к вере во все то, что Он ей сказал. А Он сказал ей об источнике воды живой, который утоляет жажду человеческого сердца навсегда, навеки. Он сказал ей о ее печальной греховной жизни, чем привел ее к вере в то, что Он — пророк. Он сказал самарянке, что Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Отпадает значение Иерусалима и горы Гаризим, ибо Бог на всяком месте. И, наконец, Христос сказал ей; «Это Я». Это Я — Источник воды живой! Это Я — Бог, Которому должны поклоняться в духе и истине. Это Я — Мессия!

Стих 28: «Женщина оставила водонос свой»... Все в Священном Писании говорит к нашему сердцу: и простой глиняный водонос самарянки имеет свой язык. Оставленный у колодца своей хозяйкой, он говорит о том, что самарянка, пробудившись духовно, уже начала служить своему небесному благодетелю — Христу.

Он жаждет, Он только что просил у нее пить. Да и ученики Его жаждут; и она оставляет им свой водонос с водой.

Где пробуждение и возрождение, там искание послужить Христу и Его детям, хотя бы простым водоносом с водой.

Но оставленный самарянкой у колодца водонос говорил и о том, что она вернется к колодцу. Может быть, она приведет ко Христу того, о котором Он ей сказал: «Тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Да, она приведет его к колодцу, ко Христу, но не только его — она приведет к Нему многих жителей своего города,. Она скажет жителям своего города о той «живой воде», которую Христос излил в ее порочное сердце и сделал его чистым. Она скажет им о Пророке, Который, не будучи с ней знаком, открыл ей все ее греховное прошлое. Она сама еще так мало знает о Христе, и проповедницей она не может быть. Но она может направить людей к колодцу, где они могут встретиться с Ним и так же услышать слова из Его уст, как услышала она. И весть ее к людям очень простая: «Пойдите, посмотрите Человека, который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» Она знает, что Он Христос, то -есть Мессия, но она хочет, чтобы жители ее города сами убедились в этом.

Где этот колодец, благодатный глубокий колодец, где мы можем иметь встречи со Христом? Это — Евангелие! На каждой странице его мы видим Христа в Его божественной глубине и полноте. Каждый человек имеет возможность встречаться со Христом у этого благодатного колодца — Евангелия.

Пока самарянка обходила улицы своего города, направляя людей к колодцу, где находился Христос, у учеников с Учителем происходил разговор о пище.

Ученики предлагают Учителю утолить голод пищей, которую они принесли из города. А Христос полон заботы о душах самарян. Он только что утолил духовный голод самарянки, а оставленный ею водонос говорил о том, что сейчас придет к колодцу множество духовно голодных людей, которых надо напитать вечным хлебом жизни и напоить «водой живой».

И Христос говорит ученикам, что Его пищей является творить волю Небесного Отца и совершать дело Его — дело утоления духовного голода людей.

Как же самаряне откликнулись на приглашение самарянки пойти и посмотреть Христа? Мы читаем в ст. 30: «Они вышли из города и пошли к Нему»... Христос, видя их, идущих к Нему желтеющими полями, назвал их «нивами, побелевшими и поспевшими к жатве» (ст. 35). Прекрасный образ избрал Христос для людей, слушающих Евангелие — образ нивы. Нива — это поле, на котором совершается двоякая операция: сперва посев, потом жатва.

Христос говорит, что человеческое сердце — тоже нива, поле, где совершаются эти же две операции: посев и жатва.

Посев — это проповедь Евангелия; жатва — это приведение души к ногам Христа, к подножию Голгофского креста. Христос говорит, что и посев и жатва сопровождаются радостью. Он говорит: «Сеющий и жнущий вместе радоваться будут». Затем Христос говорит как будто странные слова: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их». Как понимать эти слова? Это пророческие слова в отношении Самарии, а именно: кто-то потрудится ревностно в Самарии, кто-то будет благословенным сеятелем там, а некоторые из апостолов будут пожинать там то, над чем они не трудились; другие трудились, а они войдут в труд их. Когда же произойдет это? Прочтем Деян. Ап. 8, 5 — 25. Потрудился в Самарии Филипп, самоотверженно совершая посев Евангелия в душах самарян. А его благословенный труд завершили апостолы Петр и Иоанн.

Но и здесь, у колодца Иаковлева, была пожата обильная жатва. Мы читаем в ст. 39: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала».

Стихи 43 — 45: Первой душой в Галилее, в которой Христос посеял божественное семя Евангелия, был царедворец. Из Ев. Луки 8, 3 мы узнаем его имя, должность при дворе царя Ирода, а также имя его жены. Прочтем это место: «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова»...

Итак, имя царедворца — Хуза; его должность — домоправитель Ирода; имя его жены — Иоанна. Какие чудные три снопа, пожатые Христом для Царствия Божия: Никодим в Иудее, самарянка в Самарии и царедворец Хуза в Галилее.

Как же произошло уверование царедворца во Христа? Как царедворец при дворе Ирода — человека, купавшегося в весьма грязных грехах — он был и сам, конечно, совершенно равнодушным к Богу человеком и без малейшего интереса к личности Христа. Ко Христу его привела великая скорбь. Заболел его единственный сын и заболел тяжело. Смерть витала над ним, и сердца родителей были в полном отчаянии. Если бы до болезни сына царедворец услышал, что Христос пришел из Иудеи в Галилею, он не обратил бы на это внимания — так мало интересовал его Христос.

Но теперь, когда ангел смерти распростер свои черные крылья .над его любимым сыном, весть о приходе Христа была для него самой радостной вестью. И он пошел ко Христу. Развращенный двор царя Ирода смеялся над ним, но он не обращал на это внимания. Он мог впасть в немилость у своего господина — царя Ирода, но и на это он не смотрит. Он идет в Кану, где находился в это время Христос, и изливает пред Ним свою величайшую скорбь. Он просит Христа прийти и исцелить его сына.

Скорбь — великий путеводитель ко Христу! Сколько равнодушных ко Христу людей она повергла к ногам Спасителя мира!

Многие, подобно царедворцу, склонялись к ногам Христа почти без веры или лишь с самой маленькой искоркой веры в своем сердце. Но слава Христу, что Он «льна курящегося не угашает» и искорку веры превращает в пламя веры.

Что же говорит Христос царедворцу? Он говорит плачущему отцу: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Христос знает наше сердце, ищущее прежде всего «знамений и чудес», то есть даров, помощи, проявлений силы и сотворения чудес. А мы должны прежде всего увидеть Самого Христа, как величайшее чудо и знамение. Ведь чудо может быть совершено: сын царедворца мог силою Христа выздороветь, но сердце царедворца могло остаться все же без Христа. Вот об этом Христос и говорит царедворцу: ты ищешь у Меня исцеления для твоего умирающего сына, и Я могу совершить чудо исцеления. Но прежде всего, — говорит Христос царедворцу, — Я нужен тебе и дому твоему. О, если бы ты уверовал в Меня, независимо от чудес и знамений!

Понял ли царедворец Христа? Получив от Христа исцеление сына, поймет ли обрадованный отец, что для его полного счастья этого недостаточно. Поймет ли отцовское сердце, что исцеленный и спасенный от смерти сын может сделаться впоследствии источником многих слез как для него, отца, так и для матери?

Христос — Древо жизни, а все Его дары — плоды этого Древа. Мы ищем плоды Древа жизни, а нам нужно само Древо жизни!

Горе, если царедворец пришел ко Христу, чтобы с этого Древа жизни сорвать только один желанный для него плод: исцеление и спасение от смерти дорогого сына. Но мы увидим, что это не так. Мы увидим, что царедворец не захочет удовлетвориться только чудом Христа — чудом исцеления своего сына. Нет! Он приобретет и Самого Христа.

«Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров». То есть смерть не похитит у тебя сына, он останется при тебе. Я уже исцелил его!

Царедворец еще не дошел до дома, как узнает от слуг своих, вышедших ему навстречу, что сын его здоров и что горячка оставила его в тот момент, когда Христос сказал ему Свое властное, врачующее слово: «Пойди, сын твой здоров!»

Радость домоправителя Иродова Хузы и его жены Иоанны велика — не менее, чем радость начальника синагоги Иаира после воскрешения Христом его умершей дочери или радость Марии и Марфы после воскрешения их любимого брата Лазаря.

Но если до встречи со Христом Хуза был сосредоточен на самом дорогом сокровище своей жизни — своем сыне, то после встречи со Христом перед ним сияло еще более драгоценное сокровище — Христос. Достаточно было для Хузы короткой встречи со Христом, чтобы быть очарованным Им и сделаться навсегда Его преданным учеником. Если скорбь по умирающем сыне привела царедворца ко Христу, то чудо, совершенное Христом, убедило царедворца в том, что Христос — Мессия и Сын Божий. И он уверовал сам и весь дом его.

Посмотрим теперь на дальнейшую жизнь царедворца. Прочтем Ев. Луки 8, 1 — 3: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим».

Сам Хуза оставался при дворе Ирода и был, без сомнения, ярким светильником для всех придворных. После того как погас яркий светильник при дворе Ирода — Иоанн Креститель, засиял светом Христовым другой светильник — Хуза. А жена его Иоанна следовала за Христом и служила Ему имением.

Разве не было жертвой со стороны Хузы дарование, возможности своей жене следовать за Христом? Из любви ко Христу он освобождал ее от домашних обязанностей, а также помогал через нее материально своему великому благодетелю и Учителю.

Что нас влечет ко Христу? Его дары или Он Сам?

Прочтем слова в книге пророка Аввакума 3, 17 — 18: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива, не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и. рогатого скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего».

Нам дорог Сам Христос, независимо от Его даров. Я уверен, что и царедворец не расстался бы со Христом, даже если бы его сын не был исцелен. Очарованный красотою Христа, он пошел бы за Ним, даже если бы смерть сделала свое дело в его доме, унеся его любимого сына в могилу.

 

Глава 5

Мы видим в Вифезде великое множество больных. Не говорит ли иерусалимская Вифезда о другой, более обширной «Вифезде», о Вифезде, в которой находятся многие люди? Очень многие на земле страдают от той или другой физической болезни. Но Слово Божие говорит о людях, которые не знали никаких болезней. Это первые люди — Адам и Ева. Но незнание, болезней продолжалось недолго: с падением в грех земля превратилась в «Вифезду» с великим множеством больных. Но Слово Божие говорит, что придет время, когда Вифезды «больше не будет», потому что «болезни уже не будет» (Откр. 21, 4).

Купальня Вифезда с целительной водой и божественный Врач Христос говорят нам о двух путях к исцелению от наших физических болезней.

Один путь — это пользование целительными водами, которыми богата земля, а также пользование лекарствами, которые в изобилии содержат растительный и минеральный миры. Целительные воды — это современные купальни «Вифезды» или, как они теперь называются, курорты — помогли тысячам и миллионам больных, и за них мы благодарили и будем благодарить великого Бога, Творца земли и всего, что в ней. Также и за лекарственный арсенал и за врачей, которые несут медицинскую помощь миллионам страждущих, больных людей, мы благодарим и будем благодарить Бога.

Но Господь и через молитву веры восстановил многих больных. Хвала Ему за это!

Стих 5: «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет». Какой застарелый недуг! Спросим любого врача, какую болезнь легче лечить — острую или хроническую, — и он нам скажет: конечно, острую легче лечить, чем хроническую. Так же обстоит дело и с нашими духовными недугами.

Жаждем ли мы исцеления? Жаждем ли мы освобождения от всех своих застарелых духовных недугов?

Знаем ли мы свою духовную болезнь? Больной в Вифезде знал свою болезнь. Но многие из нас не знают своих духовных болезней. Христос каждого из нас спрашивает: «Хочешь ли быть здоров?» А мы говорим Христу: в чем, Господи, заключается моя болезнь?

Многие из нас больны духом непримиримости. Мы не хотим простить нашего брата или сестры и носим обиду годами в нашем сердце.

Многие из нас больны фарисейским духом. Мы считаем себя лучшими, чем другие.

Всё это застарелые недуги, которыми мы больны, и годами больны. И мы должны возжелать всем сердцем нашим избавления от них. Но именно «всем сердцем».

Стих 16: «И искали убить Его»... Где же причина такой ненависти ко Христу? Евангелие говорит о двух основных причинах ненависти иудеев ко Христу: первая причина — Иисус творил дела любви в субботу. Вторая причина — Иисус делал Себя равным Богу.

Фарисеи обвиняли Христа в нарушении заповеди о субботе. Как же гласила эта заповедь? Прочтем Исход- 20,6 — 11: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Христос дал очень ясное объяснение этой заповеди. Он сказал фарисеям, осуждавшим Его за делание дел любви в субботу: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

Христос этими словами говорит нам, что Отец Небесный непрерывно делает Свои великие и славные дела — дела любви и милосердия. Хотя в заповеди о субботе сказано, что Господь «в день седьмой почил», но это относится к покою от делания вселенной, но не говорит о покое от управления вселенной и от заботы о всем человечестве.

В попечении о вселенной и о всем человечестве, и о каждом отдельном человеке у Бога Отца нет «суббот». И о Себе Христос, Сын Божий, говорит: «И Я делаю», то есть в делании добра и у Меня нет суббот. А как обстоит дело у нас? Наши субботы должны быть днями покоя от нашей обычной работы, то есть работы, которую мы выполняем в течение шести дней недели. Но наши «субботы», то есть воскресения, наши так называемые «выходные дни» не должны освобождать нас от добрых дел, от дел любви и милосердия. Мы должны в этом отношении идти по стопам Христа, Который во все субботние дни творил добро.

«И еще более искали убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

«Делая Себя равным Богу», — потому что Он и был равным Богу. Он и был истинным Богом, Богом «во плоти» (1 Тим. 3, 16). Послушаем, что говорил иудеям Христос о Себе.

«Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Здесь идет речь о духовном оживлении, о воскрешении духовных мертвецов. Христос говорит о Себе величественные слова: «Я есмь воскресение и жизнь (Иоан. 11, 25).

Далее Христос говорит о Себе: «Отец весь суд отдал Сыну». Прочтем о Христе, как о Судье, Деян. Ап. 17, 30 — 31: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную,

посредством предопределенного Им Мужа (то есть Христа), подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».

В Римл. 2, 16 говорится: «В день, когда... Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».

О верующих Христос говорит, что они на этот суд не придут: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Иоан. 5, 24).

И, наконец, Христос говорит о Себе, что Он воскрешает не только духовно мертвых, но и физически мертвых. Он говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божья, и изыдут творившие доброе в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения».

В этих словах мы имеем самое ясное учение Христа о воскресении всех умерших. Христос говорит, что не все кончается со смертью. Хотят или не хотят лежащие под могильными холмами выйти из своих могил, о«и должны будут выйти и предстать перед судом Христа.

На кладбищах мира покоятся, по словам Христа, два рода умерших: умершие, которые воскреснут для вечной жизни со Христом, и умершие, которые воскреснут и предстанут на суд Христа, чтобы получить соответственно тому, что они делали, живя в теле, добрые или худые дела.

Христос говорит иудеям о четырех свидетелях, свидетельствующих о Нем, как о Боге. Он говорит о свидетельстве Отца Небесного во время Его крещения: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Он говорит о свидетельстве Иоанна Крестителя, который говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Христос говорит о свидетельстве Своих дел: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня».

И, -наконец, Христос говорит о свидетельстве Писаний: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».

Эти же благословенные свидетельства о божественности Господа нашего Иисуса Христа мы имеем и сегодня в наших руках. И особенно свидетельство великой Книги — Библии! К глубокому и всестороннему исследованию этой Книги призывает Христос: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне».

И еще одно очень важное слово мы слышим из уст Христа: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его».

Этими словами мы призываемся поклоняться Христу, как Богу. И мы поклонялись и будем поклоняться Ему как Богу. Вместе с апостолом Фомой пусть каждый из нас говорит Христу: «Господь мой и Бог мой!»

 

Глава 6

Как уже было отмечено, евангелист Иоанн повествует в своем Евангелии главным образом о тех событиях из жизни Иисуса Христа, которые происходили в Иудее, в то время как три другие евангелиста повествуют в своих Евангелиях о событиях из жизни Христа, которые главным образом происходили в Галилее.

Одним из таких событий, происшедших в Галилее и описанных также и евангелистом Иоанном, является чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками.

Об этом чуде повествуют все четыре евангелиста. Нет другого чуда, о котором повествовали бы все четыре евангелиста. Только еще одно событие из жизни Христа описывается на страницах всех четырех Евангелий: это страдание и смерть Иисуса Христа, а также Его славное воскресение.

Характерным для этого чуда насыщения пяти тысяч человек является то, что оно единственное чудо, сотворенное Христом перед великим множеством народа.

В этом чуде мы с особой ясностью видим всемогущество Христа. В чудесах исцеления больных и воскрешения мертвых, совершенных Христом, мы видим как бы обновляющую или восстанавливающую силу Христа, а в чуде насыщения пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбками мы видим творческую силу Христа, создающую то, чего не было.

Пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки были творческой силой Христа размножены, и не только хватило хлеба и рыбы насытить пять тысяч человек, но еще и остатков оказалось так много, что ими было наполнено двенадцать коробов.

Перед нами всемогущий Христос, творящий из несуществующего существующее. И именно этой Своей творческой силой Он творит из грешников и беззаконников новую тварь, то есть новое творение, нового человека, диаметрально противоположного старому, прежнему человеку.

Этой же творческой силой Своей Христос сотворит и новое небо и новую землю без какого бы то ни было греха или порока.

Сегодня мы слышим из уст всемогущего Христа весьма драгоценные слова, говорящие о Его творческом могуществе: «Се творю все новое!» (Откров. 21, 5).

Это чудо насыщения пяти тысяч преподает нам замечательный урок в отношении нашего христианского служения. В чем же заключается этот урок? Посмотрим на служение апостолов во время этого чуда.

Стих 11: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим»...

Задача учеников Христа, апостолов, заключалась в том, чтобы брать хлеб из рук Христа и передавать его людям. Творцом пищи был Христос, а они были только раздатчиками ее. В этом же заключается и наша задача.

Хлебом для нашей души является Слово Божие, Слово Евангелия. Творцом этой чудной духовной пищи является Сам Христос. Мы, люди, не можем творить пищи для бессмертных душ. Она уже создана нашим Господом. Книга книг — Библия — это величайшая житница духовного хлеба. И все мы, верующие, черпаем из этой житницы для себя и для других.

Христос говорит о Себе: «Я есмь хлеб жизни» (Ев. Иоан. 6, 48). Наша задача — брать от этого хлеба для себя и для других. А как нам брать от этого хлеба жизни — этому нас учит Мария из Вифании. Прочтем о ней в Ев. Лук. 10, 39: «Мария... села у ног Иисуса и слушала слово Его». Вот путь к получению духовного хлеба, от Христа для себя и для других.

Это чудо насыщения пяти тысяч говорит нам о достаточности Христа и Его Евангелия для удовлетворения нашего духовного голода.

Простое повествование о кресте на Голгофе наполняло и наполняет величайшей радостью и глубочайшим миром сердца миллионов людей, некогда живших и теперь живущих. Апостол Павел говорит: «Слово о кресте для погибающих юродство, а для нас, спасаемых — сила Божья» (1 Кор. 1, 18).

Это слово о кресте ничуть не утратило своей прелести и своей силы. Эта старая повесть о любви Божией во Христе Иисусе звучит каждый раз, когда мы ее слышим, по-новому. Мы ничего не думаем прибавлять к Евангелию и ничего не думаем убавлять от него. Таким, каким создал его Христос и Дух Святой, таким мы проповедуем его, и таким же впитываем его в себя и питаем своего внутреннего человека.

Насыщением пяти тысяч человек Христос воспользовался как прелюдией, то есть как введением к Своей великой беседе о Хлебе Жизни.

Евангелие от Иоанна — это Евангелие бесед Христа. В нем мы имеем главнейшие беседы Господа нашего Иисуса Христа. В трех других Евангелиях мы имеем главным образом повествование о делах, совершенных Христом. В Евангелии от Иоанна мы имеем, например, чрезвычайно важную беседу Христа с Никодимом о рождении свыше. Затем замечательную беседу с самарянкой о воде живой и ее источнике. В пятой главе Евангелия от Иоанна содержится большая беседа Христа с иудеями о Своей божественности, о Своем равенстве Богу. А в шестой главе перед нами величайшая беседа Христа о Себе, как хлебе жизни и пищи для души и духа.

И прелюдией, введением к этой беседе послужило чудо насыщения пяти тысяч человек. Но народ воспринял это чудо совсем не как прелюдию к важнейшему вопросу о духовном питании. Народ воспринял насыщение Христом такой массы людей, как удобный момент для провозглашения Его царем иудейским. Тысячи в израильском народе не могли себе представить Мессию иначе, как земным царем — в блеске и славе земного величия.

Христос же, как царь духа, с царствием «внутри человека», то есть с царствованием в области ума, в области чувств (сердца) и в области воли, — такой царь был иудеям не понятен. Царь, лежащий в яслях, вместо золоченой колыбели, вместо дворца, не имеющий где главы преклонить... и умирающий на позорном кресте, вместо дворцовой роскошной постели... Как это все было неприемлемо для умов большинства иудейского народа, и особенно для первосвященников и священников.

И Христос удаляется на гору один. Один, как непонятый ни народом, ни Своими учениками. И ученики Его еще так много мыслили по плотскому, и им было еще так непонятно Его Царство, как Царство исключительно духовное, невещественное.

Но и мы, Его теперешние ученики, далеко еще не усвоили всей полноты учения Библии о Царствии Божьем.

Следы Христа, ведущие на гору. Мы часто говорим о следах Христа, по которым нам, верующим в Него, следует идти. Мы видим следы Христа, ведущие на Голгофу, и мы видим следы Христа, ведущие к умывальнице с водой, к полотенцу, в горнице Иерусалимской, зовущие нас к подражанию Христу в Его великом и малом служении. А сегодня перед нами следы Христа, ведущие на гору.

Христос часто оставлял такие следы в течение Своей земной жизни, потому что Он часто поднимался на горы Галилеи и Иудеи. Что делал Он на вершинах гор? Он искал там тишины и уединения! Он предавался там великим размышлениям. Он молился там Своему Небесному Отцу! Вот и здесь, на этой горе, Он один. Сюда не доносится шум пятитысячной толпы. Здесь полная тишина, и Христос занят великими мыслями: в то время как там, внизу, народ ищет Его, чтобы сделать царем и надеть Ему на голову царственную корону. Он видит перед Собой другой венец — венец с длинными колкими шипами, венец терновый, который не красовался еще никогда в истории человечества ни на одной человеческой голове.

Христос знает, что путь Его лежит именно к этому терновому венцу, и если он не украсит Его чела, то Он не будет Спасителем мира.

Здесь, на этой горе, Христос видит и Свой необыкновенный трон: это позорный крест Голгофы. Первый, кто уразумел, что крест Христа на Голгофе является престолом божественной милости и всепрощения, был разбойник. Вот почему он просил Христа принять его в Свое Царствие.

Народ внизу был занят мыслями о земном троне для Христа, а Он здесь, на вершине горы, видит другой трон, более доступный для каждого грешника, и в первую очередь для разбойника, — трон Голгофского креста.

И мы можем не сомневаться, что здесь, на горе, Христос молил Отца дать Ему прославить Его на земле я особенно жертвой Своей на Голгофе.

Как необходимо и нам подниматься в духе на «горы», чтобы искать там тишины после шума житейского, чтобы размышлять там о великих и славных делах нашего Господа и молиться Ему о всех наших нуждах, больших и малых.

Для этого нет необходимости переселяться нам из нашей великой русской равнины в горы Урала или Кавказа. Нет, достаточно сделать шаг и мы будем на «горе» — в тишине и уединении, уединении с нашим Богом.

Но посмотрим с горы, где молится Христос, вниз. Внизу расстилается Галилейское море. Но что представляет оно из себя сейчас? Кипящий котел! «Дул сильный ветер, и море волновалось» (Стих 18). Оно не только волновалось — оно кипело! И ученики Христа, находясь в этом кипящем котле, были в великом бедствии. А ведь только что они были на прекрасном лугу, где они раздавали пяти тысячам людей создаваемый Христом хлеб и рыбу. Там «было много травы» и душистых красивых цветов... Там сияло яркое солнце, и Учитель был с ними. А здесь, на море, — разъяренные волны, темная ночь и нет Христа.

Так меняются картины нашей земной жизни: сегодня — луг с красивыми цветами и яркий солнечный день, а завтра — бушующее море и темная, темная ночь. Но волны нашего житейского моря так разнообразны. В Феодосии, в картинной галерее нашего величайшего русского художника Айвазовского, есть грандиозная картина во всю стену и называется она: «От штиля к урагану». Великий художник изобразил на ней волны — от мелкой ряби до громадных ураганных волн. Такова жизнь каждого человека: от штиля до урагана, от мелкой ряби, слегка беспокоящей наше сердце, до грозных ревущих волн, вселяющих в нас страх и ужас.

Но на бурном Галилейском море мы видим ободряющую картину: ученики Христа увидели Учителя, идущего по морю. О чем говорит нам эта удивительная картина? О том, что Христос является хозяином всех наших волн — малых и больших.

И Он шествует по ним ко всем нам со Своей помощью, и со Своим утешением и ободрением, и со Своими величайшими благословениями.

Именно на волнах нашего бушующего житейского моря раздается Его властный, божественный голос: «Это Я — не бойтесь!»

Но мы еще не научились видеть Христа, идущего по волнам, и слышать Его голос: «Это Я — не бойтесь!» Мы больше смотрим на волны и прислушиваемся к их реву, и в этом причина нашего маловерия и всех наших страхов. Переведем наш взор с волн на Христа и запоем нашу чудную песнь: «Глаз не своди с Иисуса! Ночью и днем будет Он вождем — глаз не своди с Иисуса!»

Бессмертная притча Христа о сеятеле рисует нам прежде всего Его собственный посев. Первые каменистые места и первые добрые земли встретили именно семена, которые сеял Христос. И среди пяти тысяч людей, которые так чудесно были насыщены Христом, были и каменистые сердца, были и сердца с доброй почвой.

Не все пять тысяч людей, насыщенных Христом, были в таком низком духовном состоянии, что думали только о плотском хлебе. Но большое число слушавших Христа были людьми с каменистой почвой сердца.

Искавшие сделать Христа царем провели всю ночь там, где они ели хлеб и насытились. Они надеялись найти Христа там, так как в лодку с учениками Он не сел. Не найдя Его, они переправились на другой берег и нашли Его в Капернауме, в синагоге.

Увидев Христа, они задают Ему полный удивления вопрос: «Равви! Когда Ты сюда пришел?» Если бы это были люди с доброй почвой сердца, если бы они искали Христа для утоления своего духовного голода, то Христос рассказал бы им, как Он перешел море по волнам. Но они искали Христа с другими целями и поэтому Он не счел нужным говорить им о Своем хождении по морю.

Христос заговорил с ними строго. Он показал им их сердца словами: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились...»

«Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса» — то есть не потому, что видели чудеса и через них познали Меня, как Спасителя мира, Который может спасти и ваши души.

Эти люди искали Христа в надежде, что Он будет подавать им хлеб с неба без всяких усилий со стороны человека, — наподобие того, как это было в дни Моисея, когда манна ежедневно падала на землю в течение сорока лет и питала великое множество израильского народа.

Христос рассеивает эти плотские мечты и говорит о другой манне, о манне для души. Он говорит им: «Старайтесь о пище, пребывающей в жизнь вечную которую даст вам Сын Человеческий».

В Его лице Отец Небесный дал духовный хлеб, духовную пищу и духовную воду для духовно алчущего и духовно жаждущего человека.

Сейчас мы услышим очень важный вопрос и весьма важный ответ Христа на этот вопрос. Вопрос: «Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?» Ответ Христа: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

Христос говорит о вере в Него, как о добром деле, Божьем деле, из которого вытекают все остальные добрые дела. И действительно, вера во Христа делает верующего новым человеком, с новыми мыслями, с новыми словами, с новыми чувствами, с новыми желаниями и новыми стремлениями, а также с новыми делами.

Люди, с которыми вел эту беседу Христос, снова возвращаются к физическому хлебу. Они говорят Христу о Моисее и о манне, которую Он дал Своему народу с неба. Они хотели этим сказать Христу: покажи нам, что Ты больше Моисея, и можешь дать хлеб лучший, чем тот, который он давал. И Христос начинает Свою беседу о хлебе жизни, о хлебе действительно лучшем, чем хлеб Моисеев. Он говорит им и всем нам: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира». Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как это Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».

Какие замечательные ясные слова Христа о нашем духовном питании!

Мы должны питаться Самим Христом. Вот почему эта чудесная манна рассеяна по всем страницам Слова Божия. И если Слово Божье является пищей для наших душ, то это потому, что оно говорит о Христе.

Наша задача, если мы хотим питаться Христом — собирать эту манну изо дня в день.

Обратим внимание на слова Христа о Его плоти и о Его крови, что мы должны есть Его плоть и пить Его кровь, чтобы иметь жизнь вечную. Эти слова очень смутили иудеев, но нам они очень понятны: Христос хочет, чтобы мы питались Им, но питались Им, как Агнцем, закланным за грехи наши на Голгофском кресте.

Вот почему мы никогда не должны забывать слов Христа: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

В беседе о хлебе жизни, Христос затронул еще одну очень важную истину. Он выразил эту истину следующими словами: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (стих 44). Что хочет Христос сказать этими словами? Что Отец Небесный влечет к Нему, Сыну Божиему, всех людей, ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4).

Влечет ко Христу и Дух Святой. Да и Сам Христос является сильнейшим магнитом для человеческих сердец. И если бы не было этих магнитных сил, влекущих людей ко Христу, никто не пришел бы к Нему, никому не было бы дано найти Христа.

И в конце беседы Христа о хлебе жизни мы видим, как некоторые покинули Христа и уже не ходили с Ним. Это те, которые не дали привлечь себя ко Христу, хотя я числились как бы учениками Его. Но те, которые привлечены ко Христу Отцом и Сыном и Духом Святым, они никогда не уйдут от Него. Они спаяны крепко с Ним и спаяны навеки. Они говорят Христу при виде уходящих от Него: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого» (стихи 68 и 69).