Выход

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА

 
ГЛАВА I

Евангелист Иоанн — один из двух сыновей Зеведея, брат Иакова. До встречи со Христом он был рыбаком. После призвания Христом он оставил свою профессию рыбака и стал учеником и апостолом Иисуса Христа.
Иоанн был не просто учеником Христа, но учеником, которого любил Иисус. Разве других Своих апостолов Иисус любил меньше, чем его? Нет, не меньше, но Иоанн больше других радовал своего Учителя своей особой любовью к Нему.
Иоанн принадлежал к числу «великой тройки» среди апостолов Христа: Петр, Иаков, Иоанн. Мы видим эту апостольскую тройку на горе Преображения и в Гефсимании, то есть ей было дано увидеть великую славу Христа и великое уничижение Его.
С креста Голгофы распятый Спаситель поручил именно Иоанну Свою матерь. Не потому ли, что Христос знал, что именно любящее сердце Иоанна способно более других на заботу о Его одинокой матери. К тому же Иоанн пережил всех других апостолов.
Образ Христа, который дан на страницах Евангелия от Иоанна, полон особой красоты. С первых же стихов Евангелия от Иоанна перед нами раскрывается божественность Христа.
Стих 1: «В начале было Слово...» Это имя нашего Господа Иисуса Христа мы встречаем только в Евангелии от Иоанна, в первом Послании Иоанна 1, 1, и в Откровении Иоанна.
Прочтем Откров. 19, 13: «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божье».
Почему Христос среди многих имен носит и это имя — Слово Божье? Потому что все, что мы познаем, мы познаем через слово. И Бога мы познаем только через слово — через Слово Божье!
Но выразителем Слова Божьего был всегда Сын Божий, то есть второе Лицо Святой Троицы. И это Слово было от начала вечности. То есть Христос вечен, как вечен Бог Отец.
В Своей первосвященнической молитве Иисус говорит Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоанн. 17, 5). Здесь Христос говорит очень ясно, что Он был у Отца прежде бытия мира. Вот что значит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
В послании к Колоссянам 1, 17 также говорится о вечности Иисуса Христа: «И Он есть прежде всего». И Сам Христос называет Себя вечным Богом. Он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» (Откров. 1, 10 и 8).
Стих 3: «Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть...»
Это значит, что Христос — Творец всего видимого и невидимого мира. О Христе как о Творце мы читаем в послании к Колоссянам 1, 16: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и не видимое».
Христос и Сам говорит о Себе как о Создателе всего. Прочтем Откров. 3, 14: «И ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божья». «Начало создания Божья», то есть положивший начало всему созданию.
Стихи 4 и 5: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человек о в, и свет во тьме светит, и тьма не объяла его...»
«В Нем была жизнь...» Это значит, что Христос — источник вечной жизни. Он — источник чистой, святой жизни. Мы слышим из Его собственных уст слова: «Я есмь воскресение и жизнь» (Иоанн. 11, 25).
Мы узнаем также, что Христос — свет. Стих 9: «Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир».
Христос просвещает: Он показывает нам путь — путь жизни, путь, который ведет к дому нашего Небесного Отца, к престолу славы Бога нашего, где осуществятся слова Откров. 21,-4.
Христос просвещает в отношении глубоких истин Царствия Божья. Без Его света эти истины непонятны для человеческих умов, а при Его свете эти глубочайшие истины становятся понятными.
В послании к Ефесянам 1, 18 — 19 сказано об этом просвещении нас, верующих, Христом: «И просветил очи сердца нашего, дабы мы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его».
Мы знаем Его дорогие для нас слова: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Стихи 6 — 8: «Был человек, посланный от Бога...»
Когда темная ночь приходит к концу, тогда на востоке появляется розовая полоса, которую люди называют утренней зарей. Без всяких слов и каких бы то ни было звуков эта полоса рассвета возвещает спящему пока еще миру, что скоро взойдет величественное, яркое солнце.
Также тихо и безмолвно приближался к человечеству восход вечного Солнца Правды. Восход этого Солнца приближался так незаметно, что историк того времени Иосиф Флавий ни одной строки не посвятил ему. Но восходу вечного Солнца Правды тоже предшествовал рассвет, предшествовала утренняя заря.
Пойдемте в нагорную страну, в городок иудеи, называемый Юттой. Здесь в одном из домов слышно великое ликование. Где причина этого ликования? Благочестивый священник Захария и его престарелая жена Елисавета стоят у колыбели своего новорожденного сына. О рождении их сына предвозвестил ангел Гавриил Захарии в Иерусалимском храме, сказав при этом удивительные слова: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук. 1, 13 — 17).
И слова ангела исполнились. Престарелая Елисавета родила сына, и нарекли ему имя Иоанн. Это тот, о котором мы прочитали: «Был человек, посланный от Бога; и имя ему Иоанн».
Таким удивительным путем он был послан на нашу землю. Он родился по особому благовестию ангела Гавриила, он родился, когда не было никакой человеческой надежды на его рождение.
Почему было уготовано такое удивительное рождение предтече Сына Божьего — Иоанну? Потому что он должен был быть последним из ветхозаветных пророков, и должен был олицетворить в себе всех пророков Ветхого Завета. Он должен был быть самым великим из всех пророков. Ему предстояло наполнить Палестину весьма великим свидетельством — свидетельством о Свете, то есть о Солнце Правды, о восходе Которого пророчествовал его предшественник — пророк Малахия и Которого ожидали все народы земли. После такого рождения кто мог в то время сомневаться, что Иоанн — человек, посланный от Бога.
Никто из нас не имел такого удивительного физического рождения. Никакой ангел не предвозвестил о рождении кого-либо из нас. Никто из нас не родился от таких престарелых родителей, какими были Захария и Елисавета, или Авраам и Сарра. Но духовно мы родились от Бога. Так сказано в 12-м стихе первой главы Евангелия Иоанна о тех, которые приняли Христа, уверовали в Него: они родились от Бога.
Как же Иоанн готовился к своему посланничеству, к своему свидетельству о Свете? Первыми учителями его были его престарелые родители: отец-священник и благочестивая мать. Зная, что недолго им осталось жить на этой земле, Захария и Елисавета старались как можно лучше наставить своего сына в истинах Святого Писания. Хорошо знавший Писание священник Захария разъяснил сыну пророчества Ветхого Завета, относящиеся к пришествию Христа — Мессии. И зная, что сыну его назначено быть посланником от Бога, предтечей Мессии и свидетелем о Свете и Солнце Правды, Захария все снова и снова указывал ему на слова в Ис. 40, 3: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Захария говорил сыну: «Ты призван быть гласом, вопиющим в пустыне; ты призван приготовить путь Мессии — Христу...»
Рано умерли родители Иоанна, и осиротевший Иоанн отправился в пустыню. Он знал, что его место там. С горных вершин, пася овец, он видел вьющуюся ленту реки Иордана и вспоминал пророка Илию, который, перейдя эту реку, в огненной колеснице вознесся на небо. Пророчество гласило, что его служение будет в духе и силе Илии. Под синим, небом, среди прелестных гор, Иоанн с утра до вечера вспоминал места Писания, относящиеся к Мессии — Христу, особенно из Исайи 53, 6, и прислушивался к голосу Духа Святого, не пора ли начать ему свое свидетельство о Свете, Солнце Правды, об Агнце Божьем, Который возьмет на Себя грехи мира, как сказано у пророка Исайи.
И вот наступил день, когда он почувствовал в сердце призыв Божий — начать свое славное свидетельство о Христе. Он направляется на берега реки Иордана, и там зазвучал скромно, но отчетливо глас вопиющего в пустыне. Пророчество Исайи исполнилось. Изо дня в день звучало свидетельство Иоанна о Христе. Он свидетельствовал толпам народа, приходившим к нему, и одиночным жаждущим душам. И, наконец, был день, когда Христос озарил Своим светом берега Иордана. Солнце Правды ярко засияло над древней Палестиной и сияло, пока на Голгофе не угасло на короткое время, чтобы засиять с еще большей силой после воскресения Христа.
Как прекрасна была жизнь предтечи нашего Господа — Иоанна, жизнь свидетельства о Христе. Сам Христос дал замечательную оценку его жизни в его служении. Прочтем Ев. Иоанна 5, 36: «Он был светильник горящий и светящий». Это значит, что не только уста Иоанна свидетельствовали о Христе, но и жизнь его и характер его были чудным свидетельством о Христе. И он был верен до смерти: за свое свидетельство о Свете он был обезглавлен царем Иродом. Иоанн был чистым зеркалом, в котором хорошо отражалось великое Солнце Правды — Христос.
Мы, как Иоанн, не являемся светом, но мы посланы, как и он, чтобы быть «зеркалами», отражающими Христа. Если мы выйдем ранним утром в сад, когда еще роса лежит на растениях, то мы увидим весьма поучительную для всех христиан картину: мы увидим тысячи капелек росы, и в каждой из них мы увидим отражение солнца, сияющего на небе. Это картина Церкви Христа: каждый член церкви, каждый, кто любит Христа, должен быть похож на каплю росы, отражающей солнце. Все христиане призваны отражать Христа. Будем изо дня в день стремиться к жизни, отражающей Христа.
Стих 14: «И Слово стало плотию»...
Эти слова .порождают в нас рождественское настроение. Мы уже знаем, что значит «Слово»; мы знаем, что Оно было в начале, то есть тогда, когда еще ничего -не было, и мы знаем также, что Слово было Богом. И вот пришел день, когда это вечное Слово — Бог стал плотью. Или, как апостол Павел пишет Тимофею (1 Тим. 3, 16): «Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти», то есть Бог стал человеком. Прочтем Филип. 2, 7: «Сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек».
Все это произошло в Вифлееме через чудо рождения Христа от девы Марии силою Духа Святого.
«И Слово стало плотью»... Вечный Бог стал человеком; незримый для человеческих очей Бог стал нашим братом; Бог стал членом великой человеческой семьи.
Еще при сотворении человека Бог сблизился с человечеством, сотворив человека «По образу Своему и по подобию Своему». А при воплощении Бог сблизился так с человечеством, что стал жителем нашей земной планеты и -стал истинным человеком, уподобившись нам во всем, кроме греха.
«И Слово стало плотью...» Сын Божий оставляет Свой престол славы, оставляет небеса небес и поселяется в хижине, каковой, по словам апостола Павла, является наше тело. Прочтем 2 Кор. 5, 1: «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем жилище от Бога на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Вечный Бог поселился в такой бедной хижине! Он ограничил Себя временем и пространством. Но став истинным человеком, Христос оставался вместе с тем истинным Богом. Прочтем Ев. Иоанна 3, 13: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Сойдя на землю, Он вместе с тем пребывал на небесах у Отца. Такое пребывание и на земле и на небе возможно только для Бога.
Плоть, в которую облекся Сын Божий, была завесой, которая скрывала славу Божию во Христе. Эта слава такая сияющая, что даже ангелы без завесы не могут смотреть на нее (Ис. 6, 2).
За этой завесой плоти люди порой не видели ничего, кроме плотника или сына плотника. Но все же в лице этого Назаретского плотника ходил по земле нашей истинный Бог.
Сделавшись человеком, Бог не только жил на земле, в человеческой плоти, но Он и в небесную славу ушел в виде человека. Он и на престоле славы находится в той же плоти, в которой Он воскрес из мертвых. Словом, Он стал плотью навеки, навсегда.
Какова цель воплощения Сына Божья? Эта цель троякая: во-первых, чтобы, сделавшись человеком, подобным нам, дать всем Своим последователям пример и образец: жить так, как жил Он; во-вторых, целью воплощения Сына Божьего было явление славы Божьей: «И мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Эта слава была явлена в чудесах, которые совершал Христос во время Своей земной жизни. Прочтем Ев. Иоанна 2, 11. Эта слава была явлена на горе Преображения. Эта слава была явлена в Его небесной красоты характере в Его удивительной любви, божественной премудрости, в чистоте и абсолютной безгрешности; и, наконец, Сын Божий воплотился, чтобы во плоти пострадать и умереть за наши грехи и преступления пред Богом, чтобы пролить Свою Кровь для очищения нас от всех греховных пятен — больших и малых.
Стих 14: «И мы видели славу Его», славу, как единородного от Отца...» Что значит единородный Сын»? У Бога много сынов и дочерей, но у Него только один божественный сын — это Иисус Христос. Он рожден от Отца так же, как рожден солнечный луч от солнца, то есть луч появился одновременно с солнцем — не раньше и не позднее. Единородный Сын Божий так же вечен, как вечен Его Отец: Он так же безначален, как безначален Бог. Христос в Своей первосвященической молитве говорит Отцу: «Ты возлюбил Меня прежде основания мира» (Ев. Иоан. 17, 24).
Но эта слава, как единородного от Отца, сияет ярче всего на Голгофе. Слава, явленная в чудесах, исполняла бы нас только страхом перед всесильным Богом, пришедшим на нашу землю в человеческой плоти. Но Сын Божий, умирающий за наши грехи на кресте, являет нам славу Отца, проявленную в безграничной любви к нам, недостойным этой любви грешникам.
Стих 15: «Иоанн свидетельствует о Нем и восклицая говори т...»
Свидетельство Иоанна — это радостное свидетельство о том, что он видел, когда Христос пришел к нему на берега реки Иордана, и когда после крещения на Него снизошел Дух Святой, и когда отверзлись небеса и был слышен глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Что же Иоанн свидетельствовал о Христе? Вот его свидетельство: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня».
Иоанн говорит не о физическом возрасте Христа словами: «Он был прежде меня» тем более- что физически Христос был моложе его. Иоанн говорит, что Христос был прежде него и прежде всякого человека, и прежде всякого ангела, и прежде всей вселенной, то есть, что Христос есть истинный вечный Бог.
Стих 16: «И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать...» Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам 1, 19: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота»; и во 2-й главе, в стихе 3-м, мы читаем: «В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».
От имени всех верующих апостол Иоанн говорит: «И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать». «Все мы» — от разбойника на кресте до апостола Павла, и от апостола Павла до последнего грешника, который примет Христа.
Что полнота Христа предназначена для всех верующих, об этом очень ясно говорит апостол Павел в послании к Колоссянам 2, 9 — 10: «Ибо в Нем обитает вся полнота божества телесно, и вы имеете полноту в Нем».
В Псалме 64, 10 оказано о полноте Христа маленькой притчей: «Поток Божий полон воды». Все верующие стоят у этого потока, но отношение их к нему разное: одни прильнули к нему и жадно пьют из него; другие нагибаются к нему лишь от времени до времени, и в них не чувствуется жажды.
Стих 17: «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Закон Моисея был дан, чтобы через него вести людей ко Христу. В послании к Галатам 3, 24 закон назван «детоводителем» ко Христу: «Итак, закон для нас был детоводителем ко Христу». Доведя нас до Христа, ой свою миссию исполнил, и в дальнейшем уже мы имеем дело не с законом Моисеевым, а-с благодатью Христа. Нравственный закон, данный чрез Моисея, требовал святости, требовал послушания и исполнения. Но даже законодатель Моисей не смог проявить послушание до конца. Не смог его исполнить и самый великий ревнитель Моисеева закона — Савл, будущий апостол Павел. Послушаем его искреннее признание: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Римл. 7, 22 — 23).
Но вот пришел Христос со Своею праведностью. Он исполнил весь закон полностью. И это Свое исполнение закона вменяет каждому верующему. Его праведность как величайший подарок получена каждым из нас. Все верующие получили от Христа даром, без всяких заслуг, чистый и белый виссон Его праведности. Об этом виссоне мы поем в одной нашей песне: «Белая есть у меня там одежда, какой не видал человеческий глаз; и в ней я предстану — моя в том надежда. О, если бы в нее облекли также вас».
Со Христом праведность от закона кончилась — настала другая праведность: праведность по вере. Так сказано Римл. 10, 4: «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего». Вот драгоценная истина, которую мы постигли через Слово Божье.
Стих 18: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».
Бог сказал Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня, и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Но невидимый ни для одного человека, Бог стал видимым и явил Его во всей полноте. Христос явил Его премудрость, Его всемогущество. Его неизреченную любовь, Его святость. Все это Христос явил в Своей жизни и смерти. О Христе в послании к Евреям 1, 3 сказано, что Он есть образ ипостаси Его, то есть Христос является истинным выражением незримого Бога.
Сам Христос говорит об этом Своем полном подобии Богу Отцу: «Я и Отец — одно»; «видевший Меня, видел Отца» (Иоан. 14, 9); «верьте Мне, что. Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14, И).
Стих 19: «И вот свидетельство Иоанна...»
Свидетельство Иоанна Крестителя в пустыне Иудейской не могло остаться незамеченным: и толпы народа, слушавшие небывалого проповедника, и проповедь о том, что долгожданный Мессия пришел и находится уже посреди Своего народа, и крещения кающихся в Иордане — все это стало предметом обсуждений в синедрионе. И синедрион решил послать к Иоанну свою комиссию, состоящую из священников и левитов. Они должны были определить, не лжепророк ли появился на берегах реки Иордана, ибо история Израильского народа была богата лжепророками.
Прислушаемся к разговору между посланцами синедриона и Иоанном Крестителем.
Первый вопрос к Иоанну: ,«Ты Христос?», то есть: «Ты Мессия?» Дело в том, что многие в народе начали считать Иоанна за Христа. Прочтем Ев. Луки 3, 15: «Когда же народ был в ожидании и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он?».. Теперь нам понятен первый вопрос к Иоанну посланных от синедриона: «Ты Христос?» Ответ Иоанна гласил: «нет, я не Христос». Второй вопрос к Иоанну: «Ты Илия?». Синедрион знал пророчество Малахии 4, 5: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного, и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их...»
Прочтем Ев. Матф. 17, 10: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Теперь нам понятен и второй вопрос к Иоанну: «Ты Илия?» Каков же был ответ Иоанна? — «Нет! Я не Илия!» Иоанн был пророком в духе и силе Илии, но он не был самим Илией.
Третий вопрос к Иоанну: «Ты пророк?» Здесь ответ Иоанна может удивить нас. Он ответил: «Нет!» Как же так? Разве он не знал о себе, что он пророк, посланный от Бога? Да, он знал это. Но посланцы синедриона хотели знать, тот ли он пророк, о котором Моисей говорил перед своей смертью. Прочтем слова Моисея об этом пророке во Второзаконии 18, 15: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте». Моисей говорил о Христе. Вот почему Иоанн ответил, что он не пророк, что он ,не тот пророк, о котором говорил Моисей.
Четвертый вопрос к Иоанну: «Кто же ты? Что ты скажешь о себе самом?» Как же ответил Иоанн на этот вопрос фарисеев? Он ответил словами пророка Исайи (40, 3): «Глас вопиющего в пустыне»... Иоанн сказал: «Я — глас вопиющего в пустыне». В этих словах мы видим глубокое смирение Иоанна. Ведь он мог бы сказать о себе не словами пророка Исайи, а словами архангела Гавриила, что он — предтеча Христа «в духе и силе Илии» (Лук. 1, 17). И, наконец, пятый вопрос к Иоанну: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» Ответ Иоанна на этот вопрос говорит тоже о его великом смирении: «Я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете; Он-то идущий за мною, но Который стал впереди меня; я недостоин развязать ремень у обуви Его». Не это ли качество Иоанна — его глубокое смирение — сделало его в очах Христа величайшим из всех пророков? Ведь Христос хотел, чтобы все научились от Него смирению: «Научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Слово Божье много говорит об этом качестве. Прочтем некоторые места: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6); «смиренных возвышает Господь» (Пс. 146, 6); «Бог, утешающий смиренных» (2 Кор. 7, 6); «Высок Господь и смиренного видит» (Псал. 137, 6).
В Иоанне Крестителе это качество сияет особенно ярко, хотя у него могло бы развиться большое самомнение. Что значит самомнение? Самомнение — это высокое мнение о себе. Почему оно могло развиться у Иоанна? Во-первых, потому что он был назорей. А назореи пользовались особым почетом у иудеев. Во-вторых, он был аскетом: он питался скудно — акридами и диким медом. Мы можем себе представить его высокую, худощавую фигуру с длинными черными локонами, и его бледное, изможденное лицо. Такие подвижники тоже почитались в иудейском народе. В-третьих, он был замечательный проповедник. Он говорил с воодушевлением о Христе-Мессии. В-четвертых, к нему стекались люди со всех концов Палестины. Все эти качества могли развить в нем самомнение. Но этого не случилось. Иоанн превращался все больше в своих глазах в ничто. Мы все обладаем чем-либо, что может способствовать развитию в нас самомнения. Достаточно обладать интересной и привлекательной внешностью, чтобы заболеть самомнением. Прекрасный голос, любой талант, большие знания — все это может наполнить человека самомнением.
Где путь к истинному смирению? Во взирании на Христа. Взирая на Него, Иоанн Креститель все больше убеждался, как он ничтожен по сравнению с Ним. Христос сиял в таком величии перед Иоанном, что ему становилось ясно собственное недостоинство — развязать даже ремень у обуви Его. Так будет и с нами. Чем больше мы будем взирать на Христа, тем больше мы будем видеть Его величие и славу и тем меньше мы будем мнить о себе. Перед ярко сияющим солнцем самая красивая свечка превращается в ничтожество, хотя и ее свет бывает нужен в на-

Фото: Молитвенный дом общины евангельских христиан-баптистов Село Новые Аснашаны, Молдавской ССР

шей жизни. Так и перед величием, красотой и совершенством Христа все Его ученики, хотя бы они были апостолами Павлами или Иоаннами, превращаются в ничто. Все мы знаем, что значит прожектор: когда он светит, то исчезает из нас, носителей Христа в сердце, если Он, Христос, будет сиять в наших словах, в наших делах и во всей нашей жизни.
Слова Иоанна «Я — глас вопиющего в пустыне» говорят не только о глубоком смирении. Они имеют большой духовный смысл. Какой же? «Глас вопиющего в пустыне»... Это была пустыня в буквальном смысле слова. Но и сердца слушателей Иоанна представляли из себя пустыню — духовную пустыню. И в этой пустыне он проповедовал о Христе, а Христос — это река воды живой (Откров. 22, 1). И Он имеет власть превращать пустыню в сад.
Стих 29: «Н а другой день видит И о а н« идущего к нему Иисуса и говорит: в о т А г н е ц Божий, Который берет на Себя грех мира».
«Агнец Божий» — так называет Христа Иоанн Креститель. И при этом имени перед нами проходит длинная галерея агнцев Ветхого Завета. Прежде всего вспомним разговор между Авраамом и Исааком, когда они поднимались на гору Мориа. Прочтем Бытие 22, 7: «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? И сказал Авраам: Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой».
Вспомним знаменитую ночь в Египте, когда множество агнцев было заклано и кровью их были помазаны двери домов израильтян. Вспомним агнца, о котором говорит пророк Исайя в 53 главе, стих 7: «Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен...»
Вспомним также великое множество агнцев, которых заклали утром и вечером в скинии собрания. Все они были прообразом Иисуса Христа — Агнца Божья.
«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира...»
Много дел совершил Христос, но самое великое дело из всех дел, Им совершенных, это то, что Он взял на Себя грех мира. Проследим теперь путь Агнца Божья, нагруженного грехом всего мира; мы читаем в 1 Петра 2, 24: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды».
Стих 33: «О « есть крестящий Духом Святым!»
Великое дело — освобождение от тяжелой ноши греха через Агнца Божья. Но нам необходима сила Святого Духа. Кровь Иисуса Христа и Дух Святой — это две великие духовные силы в нашей христианской жизни.
Кровь Иисуса Христа — это сила для нашего вечного спасения.
Дух Святой — это сила для нашего освящения. Многие верующие знают Христа только как Агнца Божья, но мало знают Его как крестящего Духом Святым. Много однокрылых христиан в наших церквах.
Стих 35: «Н а другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его...» Кто были эти двое учеников Иоанна? Один был Андрей — родной брат апостола Петра, которого церковь называет Андреем первозванным (ст. 40). Другой был Иоанн — апостол и евангелист, И вот снова появляется Христос. И снова Иоанн, указывая на Него, говорит: «Вот Агнец Божий!»
Это простое свидетельство Иоанна о Христе обратило двух его учеников к Агнцу Божьему и они пошли за Ним. И не только эти двое — Андрей и Иоанн, но и другие ученики Иоанна, слыша простое свидетельство своего учителя о Христе, пошли за Агнцем Божьим. Послушаем, что однажды сказали ученики Иоанна своему учителю: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Иоан. 3, 26). А что сказал на эти слова Иоанн? «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3, 30).
Тяжела была для Иоанна Крестителя разлука со своими учениками, когда они покидали его ради следования за Христом. Всякая разлука с дорогими людьми на земле тяжела. Но кто пошел за Христом, тот приобрел в Нем и Друга, и всесильного Помощника.
«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его». Итак, Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана с двумя своими учениками. Перед ним два сердца с приготовленной для посева почвой. Счастливый был этот сеятель: почва сердец его учеников — Андрея и Иоанна — была настолько восприимчивой, что стоило ему бросить в них Семя Жизни — весть о Христе, как оно тут же взошло. Мы читаем об этих двух сердцах: «Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».
Но у Иоанна были и два других сердца, в которые он тщетно сеял это же самое благодатное Семя. И если бы мы спросили Иоанна, кто были эти два каменистых сердца, то он сказал бы нам: царь Ирод и Иродиада.
Стих 50: «Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». Так сказал Христос Нафанаилу. Под смоковницей Нафанаил искал Царствие Божье и правды его. В лице Христа он нашел это Царствие и правду его.
Что же было еще большее, что увидел во Христе Нафанаил? В течение трех с половиной лет он видел все чудеса Христа, о которых мы читаем на страницах Евангелия. Он видел и многие другие чудеса Христа, о которых не написано в Евангелии, как сказано в Ев. Иоанна 20, 30: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими (значит и перед Нафанаилом) и других чудес, о которых не написано в книге сей». Нафанаил слышал все поучения Христа от нагорной проповеди до последней беседы Его на Тайной вечере. Он видел и слушал Христа в течение 40 дней после Его воскресения. Он был очевидцем Его вознесения на горе Елеонской. Он был в Иерусалимской горнице, когда Дух Святой сошел и почил на каждом из собранных там верующих, в том числе и на нем самом.
Мы все знаем наши «смоковницы»: те дни, когда мы начали искать Господа и когда получили от Него прощение грехов и возрождение к новой жизни.
Но после этого Господь дал и нам возможность видеть нечто большее, чем-то, что мы видели под нашими «смоковницами». Этим нечто большим были все славные дела, которые Господь явил в жизни каждого из нас.
Об этом «еще большем» апостол Павел пишет в 1 Кор. 2, 9: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Да, величественна панорама, которую нам всем дано видеть от «смоковницы» до славных обителей неба, куда мы направляемся.
Стих 42: «И привел его (Петра) к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)». Мы знаем, каким был «Симон, сын Ионин», и каким он стал «Петром». Мы знаем, как Симон, сын Ионин, захотел пойти по волнам и как он начал тонуть по своему маловерию. Мы знаем, как он клялся Христу, что пойдет с Ним и в темницу и на смерть, и как он через несколько часов после этого клялся у костра, что не знает Христа. Но мы знаем также, что Христос превратил Симона — маловерного и малодушного — в Петра, который в день Пятидесятницы в Иерусалиме сказал начальникам иудейским слова, за которые несколько позднее Стефана побили камнями. Петр бесстрашно сказал: «Сего (Иисуса)... вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили». (Деян. Ап. 2, 23).
Мы, может быть, «Симоны Ионины», маловерные и малодушные. Но у ног Христа, силою Духа Святого, мы делаемся «Петрами», то есть камнем, скалою, столпом, столпом непоколебимым и способным нести любые тяжести.
Обетования Христа верны и истинны. Верно и истинно и это Его обетование: маловерные и малодушные «Симоны» будут твердыми и непоколебимыми «Петрами».

ГЛАВА II

Стих 1: «Н а третий день был брак в Кане Галилейской...» «На третий день...» О чем говорят эти как будто ничего не говорящие слова? Постараемся извлечь драгоценное из ничтожного. На третий день состоялся брак в Кане Галилейской. На третий день после чего? После слов, сказанных Христом Нафанаилу: «Увидишь больше сего» (1, 50).
На третий день был брак в Кане Галилейской, но дело не в браке — ведь это самое обычное (житейское дело, а в том, что на этом браке Христос положил начало чудесам Своим, и на этом браке Он явил славу Свою. Пять апостолов — Андрей, Иоанн, Петр, Филипп и Нафанаил — были людьми, только что последовавшими за Христом. И на третий день после их призвания Христом они начали созерцать славу Его. В школе Христа ученики Его видят чудеса своего Учителя с первых же дней. Вот почему и новообращенные могут иметь глубокое познание о Христе.
Стих 2: «Был также зван Иисус...»
Христос так недавно вернулся из пустыни, где Он постился 40 дней. Следы этого длительного поста еще виднелись на Его бледном, исхудалом лице, и, может быть, Он с трудом совершил путешествие из Иудеи в Галилею, и сюда в Кану Галилейскую. Он не остался в пустыне, чтобы там проповедовать народу, как проповедовал Иоанн Креститель. Нет, мы видим Его на браке среди веселия жениха и невесты и всех гостей. Он — Сын Божий, но Он и Сын Человеческий, и Он хочет быть как можно ближе ко всем сынам и дочерям человеческим. Он не хочет быть солью в солонке и свечой под сосудом. Он хочет быть солью в сердцах и светом в домах. (Вот почему мы видим Христа повсюду: и на брачных пирах и на кладбищах, где плачут Марии и Марфы об умерших Лазарях.
Стих 2: «Был зван Иисус и ученики Его на бра к...»
Не был ли этот брак первым догматическим уроком 1в школе Христа для Его первых пяти апостолов? Не сказал ли Иисус им о Себе, как о Женихе, и о Церкви, которую Он создаст как о Своей Невесте? Да, урок был очень наглядный. Каждый брак должен нам говорить о Христе как о Женихе, и о Церкви как Его Невесте. И каждый брачный пир должен нам проповедовать о великой брачной вечере Агнца.
Стих 3: «И как недоставало вина...»
Где причина недостачи вина? Ведь там, где жил Иисус Христос, оно было в изобилии и стоило очень дешево. Может быть, гостей оказалось больше, чем предполагалось? Скорее всего расчет устроителей пира оказался неправильным, что часто бывает. Но этот недостаток послужил поводом для проявления силы Христа и совершения Им Своего первого чуда.
Недостатки в нашей жизни часто бывали причиной для явления Нам силы и славы Христа.
Стих 4: «Еще не пришел час Мой...»
Час для помощи, час для совершения чуда. Трудно бывает ожидать этого часа, как было трудно ожидать его Марии и Марфе в Вифании, когда жизнь их брата Лазаря угасала, а Христос не шел. Но Христос пришел в Свой час и явил такую силу, какой сестры Лазаря не ожидали, не только исцелив их брата, но воскресив его, уже тлеющего в могиле.
В дни наших трудных переживаний будем терпеливо ожидать этого часа помощи нашего всесильного Господа.
Стих 5: «Что скажет Он вам, то сделайте». Это слова матери Иисуса к служителям пира. Как хочется, чтобы эти слова яркими буквами сияли в вашей христианской жизни.
У Христа всегда есть слово к каждому из нас. Но мы все страдаем особого рода глухотой — глухотой именно к Его словам. Мы все должны стремиться, чтобы приобрести чуткое ухо к каждому Его слову.
Стих 6: «Было же тут шесть каменных водоносов... Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли». Два ценных слова мы слышим сегодня из уст Христа: одно слово — «наполните», другое слово — «почерпните». Есть другие сосуды, которые Христос хочет видеть наполненными. Это наши сердечные сосуды. Как часто мы забываем о них, об их наполнении. А путь к наполнению их один — черпать. Мы читаем в Ис. 12, 3: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». Где наше черпание из благодатного источника, которым является «неисследимое богатство Христово?» (Ефес. 3, 8).
Стих 10: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; ты хорошее вино сберег доселе».
У людей сперва сильная молодость, потом слабая старость. Сперва чистое детство, потом пороки. В человеческой жизни все ветшает: организм, одежда, вещи, материальные ценности. Таков закон земной жизни. Но у Бога — наоборот. Прочтем об этой великой истине в Притчах 4, 18: «Стезя праведных, как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня».
Стих 11: «И уверовали «Него ученики Его...» Разве они не веровали в Него до этого чуда? Ведь они оставили своего прежнего учителя Иоанна Крестителя именно потому, что уверовали во Христа, когда услышали о Нем слова: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Но здесь, в Кане Галилейской, их вера умножилась через великое чудо, сотворенное Христом.
Стих 12: «После сего пришел Он в Капернаум...» После брака в Кане Галилейской Христос идет в Капернаум. Мы поймем, почему Он пошел в Капернаум, если прочтем Ев. Матф. 4, 1-3: «И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме». После крещения местожительством Христа вместо Назарета становится Капернаум. Рядом с Капернаумом, как его пригород или в виде рыбачьего поселка, находилась Вифсаида. Вот почему Христос произнес этим двум местам Свое «горе». «Горе тебе, Вифсаида!» «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Матф. И, 21 — 23); потому что в них наиболее было явлено сил Его.
«Сам и матерь Его, и братья Его, и ученики Его...» «Братья Его...» Есть три мнения о «братьях» нашего Господа Иисуса Христа:
а) что это были дети Иосифа от первой жены;
б) что это были дети Марии, родившиеся у нее после Христа;
в) что это были двоюродные братья Христа.
Стих 13: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим».
Это первое посещение Христом Иерусалима после Его крещения. На браке в Кане Галилейской Христос совершил Свое первое чудо. В Иерусалиме, в храме, Он впервые явил Себя Своему народу. Участие в брачном пире и очищение храма — вот два первых действия, совершенных Христом после начала Его мессианского служения.
Стих 14: «И нашел, что в храме продавали волов, овец и сидели меновщики денег».
Дом Божий был превращен, по выражению Христа, в «дом торговли». И Христос, исполнившись святого гнева, «сделал бич из веревок и выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул».
На браке в Кане Галилейской мы видели любовь Христа, улыбку на Его лице. Здесь, в Иерусалимском храме, мы видим гнев Христа, святой, справедливый, божественный гнев.
Будем ценить любовь Христа — эту безграничную, голгофскую любовь Христа. Но будем помнить и гнев Христа — Его святой, справедливый гнев. Будем помнить, что Христос — Спаситель, но и Судья Праведный.
Мы скажем: какая мерзость была допущена в Иерусалимском храме. Но посмотрим на наши храмы, «а наши молитвенные дома. В наших сердцах мы приносим в дом молитвы разного рода мусор и нечистоту. Вот почему так необходимо очищение нашего сердца. Будут наши сердца чисты — будет чист и наш дом молитвы.
Как очищает Христос сердца наши? Он говорит: «Вы уже очищены через Слово, которое Я проповедовал вам» (Иоан. 15, 3). Через Слово Божье — вот великое средство Божье для очищения храма нашего сердца. Но у Господа есть еще и другое средство для нашего очищения: это «бич» в Его божественной руке. Скорби наши бывают хорошим очистительным огнем.
Стихи 19 и 21: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его... Он говорил о храме тела Своего».
Значения этих слов не поняли не только иудеи, но и ученики Христа. Но эти слова запали в сердца учеников и через три с половиной года они вспомнили их. Мы читаем: «Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и .поверили Писанию и Слову, которое сказал Иисус» (стих 22).
Три года лежали слова Христовы в сердцах учеников Его как будто забытые и без плода. Но они были воспомянуты и произвели свое действие. Наставления из Слова Божья могут казаться забытыми; святые слова могут казаться брошенными на ветер. Но нет: они не останутся без плода.
Стих 23: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его». Как будто можно было радоваться уверованию многих во Христа. И ученики Христа наверное радовались этому. Но Христос не радовался. Почему? Потому что Он видел в их сердцах не ту веру, которая называется «верой Божьей». Они уверовали в Него, как в земного царя, который свергнет их земное иго, а когда Он этого не сделал, они будут кричать: распни Его!
Стих 24: «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех». Он «знал что в человеке» (стр. 25). Это знание Христа всего, что в нас, что в тайниках нашего сердца и нашей жизни одних радует, других страшит.
Страшит тех, кто верят лицемерно, кто хотят обмануть Бога и людей своим внешним христианством. Но когда мы искренне любим Христа, тогда нас радует сознание, что Он знает нас, что Он знает все, что в нас.

ГЛАВА III

Стихи 1 и 2: «Никодим, один из начальников иудейских, пришел к Иисусу ночью».
Приход Никодима ко Христу и беседа с ним Христа сделали 3 главу Евангелия от Иоанна одной из самых важных глав всего Священного Писания. В беседе с Никодимом Христос преподал учение о возрождении человеческой души и о пути ко спасению.
Во второй главе Ев. Иоанна, в стихе 23, говорится, что в Иерусалиме уверовали многие во имя Его. А из 12 главы мы узнаем, что среди уверовавших были многие из «начальников», но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Никодим и был один из этих уверовавших начальников иудейских. И от имени всех их он сказал Иисусу: «Равви! Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
Три раза говорится о нем в Евангелии: первый раз как о трусливом человеке, пришедшем к Иисусу ночью; во второй раз как о более уже смелом, дерзнувшем выступить в синедрионе в защиту Христа. Прочтем об этом его выступлении в синедрионе в Ев. Иоанна 7, 50 — 52: «Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк». В третий раз о Никодиме говорится уже как о герое веры. Прочтем Ев. Иоан. 19, 39: «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста». Никодим пришел ко Христу в виде «льна курящегося и трости надломленной», и Христос не угасил его и не переломил его. Он с любовью принял его и из льна курящегося сделал пламя, а из трости надломленной столп в Своей Церкви. Христос в беседе с Никодимом очень ясно говорит о сущности возрождения. Он называет возрождение «рождением свыше». Он говорит, что возрождение, или рождение свыше, — это вход в Царствие Божье. «Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божья», и «не может войти в него».
Затем, употребляя слово «родиться», Христос ясно дает понять, что человек должен получить духовную (новую) жизнь от кого-то, то есть, возрождение — это не самоусовершенствование. Как физически человек рождается от другого существа (таков закон физического рождения), так и духовно человек должен родиться от кого-то. Но от кого? От Бога. Вот почему Христос называет возрождение «рождением свыше», то есть рождением от Бога.
Стих 5: «Если кто не родится от воды и Дух а, не может войти в Царствие Божье». Что значит «от воды»? От воды — это не от физической воды, как учат многие церкви, понимая под водой водное крещение. Вода — это Слово Божье. Не произвольно ли это толкование? Нет, оно основано на Евангелии. Прочтем Ефес. 5, 26: «Чтобы освятить ее [церковь], очистив банею «водною» — посредством Слова. Теперь мы знаем, что «вода», о которой говорил Христос Никодиму, есть Слово Божье. Но сейчас мы узнаем, о каком возрождающем Слове Божьем говорил Христос Никодиму. Прочтем Откров. 19, 13: «Он (Христос) был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя ему: «Слово Божье».
В то время, когда Христос беседовал с Никодимом, писаного Евангелия еще не было. Оно было написано, может быть, уже после смерти Никодима. Но Христос — это воплощенное Слово Божье — стоял или сидел перед Никодимом и уяснял ему, что Он есть Тот, который рождает в человеке новые чувства, новые желания, новые действия, новый ум, новое сердце, новую волю. Стремясь еще яснее указать Никодиму путь спасения, путь к рождению свыше, Христос говорит ему о необходимости веры в Сына Божья.
Стих 16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Вера — путь к возрождению. Христос говорит: «...дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Стих 18: «Верующий в Него не судится...»
Но какая вера дает жизнь вечную, и какая вера освобождает от суда Божья? Христос дает на этот вопрос очень ясный ответ. Он говорит: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (стих 14 и 15).
Какое простое и понятное объяснение веры, дарующей нам вечную жизнь. Надо только знать историю «медного змея», вознесенного Моисеем в пустыне, и тогда каждому станет ясно, что вера — это взирание на Христа как на жертву за наш грех, как на нашего единственного Спасителя.
Таково простое и ясное учение Христа о возрождении и спасении. И еще одну великую истину открывает Христос Никодиму; Он говорит ему о сущности суда Божьего.
Стих 19: «С уд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет».
Рай приготовлен для всех людей, но люди сами избирают ад. Бог готов принять любого грешника, как бы ни были велики его грехи. Но если грешник не хочет прощения от Бога, то в этом только его собственная вина. Если Христос, как свет, пришел в мир, чтобы озарить этим светом каждого человека, а человек предпочитает оставаться без этого света, то вина будет его собственная, если он погибнет. Бог не будет повинен в погибели ни одного грешника.
Причина погибели только одна, и Христос говорит о ней ясно в Ев. Иоан. 5, 40: «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь».
Стих 22: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил».
Беседа с Никодимом происходила в Иерусалиме. Посеяв в сердце этого человека Семя Жизни, которое впоследствии принесло такой благословенный плод, Христос пошел в землю Иудейскую, на берега реки Иордана, чтобы там продолжать Свое служение. Мы не знаем точно, сколько времени продолжалось Его служение на берегах реки Иордана. Евангелист Иоанн говорит, что Христос жил там, значит провел там некоторое время. Евангелие говорит о служении Христа и в Галилее, и в Иудее, и в Самарии. И это служение всюду приносило плод.
Мы прочитали о плодах и на берегах Иордана: «Иисус жил там и крестил». Конечно, у Христа могли получить крещение только искренне покаявшиеся и только искренне уверовавшие в Него, ибо Он знал все, что в человеке. В связи с крещением, которое совершалось у Христа, мы должны знать, что Христос Сам никого не крестил, а только ученики Его. Так сказано в Ев. Иоанна 4,2.
В связи с крещением, которое совершали ученики Христа в Иордане, являются два вопроса: первый вопрос — во имя кого крестили ученики Христа?; второй вопрос — были ли крещеные учениками Христа вторично крещены в день Пятидесятницы, среди 3000 крещеных в этот день? Нет сомнения, что ученики Иисуса крестили, по указанию своего Учителя, во имя Отца и Сына и Святого Духа. И нет сомнения, что не было надобности во вторичном крещении этих искренних учеников Христа, так как они получили крещение по своей искренней вере.
В церкви Христовой разделения, к сожалению, происходили и происходят по разным причинам, и, между прочим, из-за вопроса, в чье имя совершать крещение — во имя Иисуса, или во имя Отца и Сына и Святого Духа?
В Евангелии говорится и о крещении во имя Троицы, и о крещении во имя Иисуса. Прочтем Ев. Матф. 28, 19: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Прочтем Деян. Ап. 2, 38: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Прочтем также Деян. Ап. 10, 48; «И велел им креститься во имя Иисуса Христа». О чем говорят эти места Писания? О том, что и крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и крещение во имя Иисуса Христа — одно и то же крещение. Ибо во Христе воплощены и Отец и Сын и Дух Святой, и поэтому крещеные во имя Отца и Сына и Духа Святого крещены во имя Иисуса Христа, и крещеные во имя Иисуса Христа крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ломать копья из-за этого вопроса в церкви Христа не должно. Если первые ученики Христа крестили больше во имя Иисуса, то это потому, что учение о божественной Троице еще недостаточно было разработано и усвоено верующими.
Стих 23: «А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды».
«Там было много воды...» О чем говорят эти слова? Они говорят о том, что Иоанн Креститель совершал крещение через погружение крещаемых в воду, так как именно для погружения требуется много воды. Но и ученики Христа совершали крещение через погружение. Таким же образом крестили и апостолы. Через погружение крестим и мы в наших церквах. Погружение — это истинно евангельский способ крещения. А разве есть еще другой способ крещения? Да, есть: через обливание. Но в Евангелии мы не видим нигде такого способа крещения; да и само слово «крещение» на греческом языке означает «погружение».
Стих 25: «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении».
Что это был за спор? Спор об очищении был спором о крещении, так как иудеи смотрели на крещение как на очищение. Так как крещение в Иордане совершалось Иоанном и учениками Христа, то иудеи хотели знать, какое же крещение лучше и правильнее — у Иоанна или у Христа. Это был печальный спор, но этот спор о крещении продолжается и до наших дней в христианских церквах. Идет спор — какое крещение правильнее: крещение взрослых, то есть верующих, или крещение младенцев? Крещение через погружение, или крещение через обливание? Крещение во имя Отца и Сына и Духа Святого или крещение во имя Иисуса Христа? Евангелие говорит, что истинным крещением является крещение взрослых, то есть крещение по вере и через погружение.
Стих 26: «И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобой при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нем у».
Эти слова об успехе Христа не только не вызвали ни малейшего огорчения в сердце Иоанна Крестителя, но наоборот: извлекли из его сердца искреннее свидетельство о величии Христа. Прислушаемся к этому последнему свидетельству Иоанна о Христе. «Ему должно расти, а мне умаляться» (стих 30). Когда восходит солнце, звезды исчезают; они остаются на своих местах, но они блекнут перед светом солнца. Иоанн умалялся, исчезал, когда возрастал Христос. Христос все больше занимал места в его мыслях, в его чувствах, в его желаниях и стремлениях и во всей его жизни.
Далее Иоанн говорит о Христе: «И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует... Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божий» (стихи 32 и 34). Христос говорит о Себе в Ев. Иоанна 8, 38: «Я говорю то, что видел у Отца Моего». Словами Христа является все Писание, вся Библия. На титульном листе Библии можно было бы написать слова Исайи 1, 2: «Слушайте небеса, и внимай земля, потому что Господь говорит!»
И кончает Иоанн свое свидетельство о Христе словами: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (стих 36). В этих шести словах выражено все значение веры во Христа, а именно: вера в Иисуса Христа, Сына Божья, это путь в вечную жизнь. Вера в Иисуса Христа — это путь в Царствие Божье.