КОММЕНТАРИЙ
НА ВСЕ КНИГИ СВ. ПИСАНИЯ
А.П. ЛОПУХИНА

Первая книга Царств

1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31          



Глава 0

Название и разделение книг в Библии. Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли две книги: одна из них (в состав которой входили нынешние первая и вторая книги Царств называлась "Сефер Шемуель", т. е. "Книга Самуила", так как ее содержанием является повествование о пророке Самуиле и помазанных им на Еврейское царство Сауле и Давиде; другая (в состав которой входили нынешние третья и четвертая книги Царств) называлась "Сефер Мелахим", т. е. "Книга Царей", так как ее содержанием является повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского. Теперешнее деление означенных книг на четыре явилось прежде всего в греческом переводе 70-ти, где они получили названия: Basileiwn prwth (bibloV), т. е. "Первая книга Царств"; Basileiwn deutera - "Вторая книга Царств"; Basileiwn trith - "Третья книга Царств"; Basileiwn tetarth - "Четвертая книга Царств". Затем оно было усвоено и латинским переводом Вульгатой, где заглавия книг получили такой вид: "Liber primus Samuelis, quem nos primum Regum dicimus" ("Первая книга Самуила, которую мы называем Первою книгою Царей"); "Liber secundus Samuelis, quern nos secundum Regum dicimus" ("Вторая книга Самуила, которую мы называем Второю книгою Царей"); "Liber Regum tertius, secundum Hebraeos primus Malachim" ("Третья книга Царей, по еврейскому счету Первая книга Мелахим - Царей"); "Liber Regum quartus, secundum Hebraeos Malachim secundus" ("Четвертая книга Царей, по еврейскому счету - Вторая книга Мелахим - Царей").

Впрочем, в каноническом счислении книг Ветхого Завета Православная Церковь удержала древнееврейское деление книг Царств на две книги, соединяя воедино Первую и Вторую книги Царств, а также Третью и Четвертую книги.

Содержания книг Царств. В Первой книге Царств повествуется о пророке и судье еврейского народа Самуиле и о первом еврейском царе Сауле. Во Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. В Третьей книге Царств повествуется о третьем еврейском царе Соломоне, о распадении еврейской монархии на два царства - Иудейское и Израильское - и о царях того и другого царства, кончая царем Иосафатом в Иудейском царстве и царем Охозией в Израильском. В Четвертой книге Царств повествуется об остальных царях Иуды и Израиля, кончая ассирийским пленом в отношении Израильского царства и вавилонским пленом в отношении Иудейского царства.

Период истории еврейского народа, обнимаемый повествованием всех четырех книг Царств, превышает 500 лет.

Писатели книг Царств. Первоначальными писателями Первой и Второй книг Царств были пророки Самуил, Нафан и Гад (1 Пар XXIX:29). Кто-либо из пророков позднейшего времени просмотрел записи Самуила, Нафана и Гада, дополнил их (1 Цар V:5; VI:18; IX:9; XXVII:6; 2 Цар IV:3) и придал им объединенный, законченный вид.

Первоначальными писателями Третьей и Четвертой книг Царств были следовавшие за Нафаном и Гадом пророки и дееписатели, оставившие после себя записи с приуроченными к ним названиями: "Книга дел Соломоновых" (3 Цар XI:41); "Летопись царей Иудейских" (3 Цар XIV:29; XV:7, 23; XXII:46; 4 Цар VIII:23); "Летопись царей Израильских" (3 Цар XIV:19; XV:31; XVI:5, 14, 20, 27; XXII:39; 4 Цар I:8; X:34). Кто-либо из последних ветхозаветных пророков (по свидетельству еврейской и христианской древности - пророк Иеремия), а может быть, и сам великий книжник и собиратель канона ветхозаветных священных писаний Ездра, просмотрел эти записи и привел их в тот вид, в каком они дошли до нашего времени.



Рождение Самуила и посвящение его Господу.

1. Рамафаим-Цофим - иначе Рама Самуилова (см. 19 ст. ) - местность в горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима. Ефрафянин - не в смысле "Вифлеемлянин" (Быт XXXV:1): Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, - а в смысле "ефремлянин", по месту своего происхождения. Ефрафа, Ефрафянин, Ефрем, Ефраим, Ефремлянин - происходят от одного и того же еврейского корня ??? - произрастать, плодиться, производить плоды, быть плодородным.

3. В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это время Дом Господень, т. е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и вместе судьей народа), а Офни и Финеес - священниками.

Положенные дни, в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи мужского пола обязаны были (Исх XXXIV:23; Втор XVI:16) являться к Скинии и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы.

4. Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим, в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и бедные (Лев VII:11, 21, 29-34; Втор XVI:11).

5. Часть особую, т. е. выбранную с особенным вниманием и любовью. - Xотя Господь заключил чрево ее. Рассуждая по поводу означенных слов, блаж. Феодорит замечает: "Сие научает читателей не на брак полагать надежду, но Творца призывать на помощь. Ибо как земледельцу принадлежит ввергнуть семена в землю, а Богу - привести посеянное в совершенство, так и браку предоставлено общение, помочь же естеству и образовать живое существо есть Божие дело" (Толк. на 1 Цар, вопр. 3).

11. Имеется в виду обет назорейства. См. прим. к VI гл. кн. Чисел. Исходя из того предположения, что Елкана принадлежал к колену Левия (1 Пар VI:27-28, 33-34), говорят, что Самуил, как левит, и так должен был служить Господу при Скинии. Конечно, как левит, Самуил должен был бы служить Господу при Скинии, но не всю жизнь, а лишь в возрасте от 25 или 30 лет до 50 (Чис IV:3, 30; VIII:24), и притом без обязательства несения тех аскетических подвигов, какие связаны с обетом назорейства.

20. Слово "Самуил" с еврейского означает "Испрошенный от Бога".

21. От принесения десятин в пользу священников не освобождались и левиты (Чис XVIII:26; Неем X:38).

23. Только да утвердит, т. е. сделает твердым, непреложным слово обещания, вышедшее из уст твоих.

25. И принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. См. прим. к 3 стиху. Выражение "в установленные дни", по сопоставлении его с выражением 3 стиха "в положенные дни", дает основание предполагать, что прибытие к скинии Елканы, Анны и Самуила совпало с одним из тех трех годичных праздников (Пасха, Пятидесятница, Кущей), когда Елкана и его семейство являлись к скинии и приносили там свои жертвы.

28. Последующие события показали, что пожизненное служение Самуила Господу не ограничилось исполнением несложных обязанностей при священно-служивших в скинии. Призванный Богом как пророк и судья еврейского народа, Самуил ревностно служил Господу в целом народе еврейском.



Xвалебная песнь матери Самуила - Анны. Воспитание Самуила при скинии во время первосвященства Илия. Пороки сыновей Илия. Возвещение суда Божия дому Илия.

1. Возрадовалось сердце мое в Господе: при мысли о том, что сделал для меня Господь.

Вознесся рог мой в Боге моем, т. е. восстановлены и утверждены Богом мое женское достоинство, сила и значение. (Рог является здесь символом силы, могущества, самообороны. )

Широко разверзлись уста мои на врагов моих: я получила полную свободу для отражения злохулений моих врагов, укорявших меня моим бесплодием (I:5-6).

Я радуюсь о спасении Твоем, т. е. о спасении, явленном мне Тобою.

3. Обращение к людям, которые, по своей дерзости и неведению путей Божиих, упрекали Анну ее бесплодием.

4-9. Все и все в руках Божиих. Пути Его неисповедимы, могущество и разум Его бесконечны. Те, что казались нам снаружи крепкими, обеспеченными и славными, часто оказываются пред судом Всеведущего и Всесвятого (ст. 3) Господа нравственно слабыми, недостойными, как бы обреченными на погибель своим собственным ничтожеством. Люди же, казавшиеся нам наружно слабыми, недостойными милостей Божиих, часто оказываются превознесенными Им за свои внутренние достоинства.

10. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог (силу, крепость) помазанника Своего. В ближайшем смысле здесь разумеется возлюбленный и прославленный Богом царь евреев Давид, а также его сын и преемник - могущественный и славный Соломон (1 Цар VII; 1 Пар XVII). В более отдаленном, пророчественно-мессианском, смысле - Божественный Потомок Давида по плоти - Господь наш Иисус Xристос, Своим учением и жизнью принесший на землю "суд (греховному) Миру сему" (Ин XII:31) и имеющий прийти вторично на землю - для страшного суда и праведного воздаяния грешникам и праведникам (Мф XII:36; XIII:41, 49; XVI:27; XIX:28; XXIV:31; XXV:32; Лк XVII:22; Ин V:22, 25, 54; XII:48; Деян XVII:31; 2 Пет III:7; III:10; Иуд XIV:15; Рим II:5, 6; 2 Кор I:14; V:10; 1 Кор I:8; IV:5; 2 Сол II:2 и мн. друг. ).

Xвалебно-пророчественная песнь матери Самуиловой Анны легла в основу третьего ирмоса церковных канонов.

12. Не знали Господа, т. е. не хотели признавать Его заповедей и повелений.

13-16. Имеются в виду мирные жертвы. См. прим. к 4 ст. I главы.

18. Ефодом называлась одна из одежд ветхозаветного первосвященника, сотканная из разноцветной пряжи и золота (Исх XXVIII). Льняной ефод Самуила не был, конечно, первосвященническим ефодом, так как он не имел на него никакого права. Скорее всего это была безрукавная полотняная верхняя одежда, напоминавшая своим покроем первосвященнический ефод и потому получившая наименование последнего. Она надевалась лицами, посвятившими себя служению Богу (ср. 1 Цар XXII:18), или по особому случаю религиозной важности (2 Цар VI:14). Нечто вроде тех белых полотняных стихарей, которые употребляются прислужниками при католическом богослужении.

25. Грехи, совершенные главным образом против людей, могут быть покрыты милосердием Божиим, так как не свидетельствуют еще о состоянии безнадежного ожесточения человека против воли Божией и допускают возможность для него нравственного совершенствования. Грехи же, обнаруживающие в человеке состояние безнадежного ожесточения против воли Божией, требуют сурового возмездия, поучительного и для других (ср. Мф II:31).

Ибо - в смысле посему. Решил - в смысле попустил. Предать их смерти: см. IV:10-11.

27. Человек Божий - некто из провозвестников воли Божией (ср. IX:6), имя которого осталось для нас неизвестным.

Дому отца твоего - т. е. колену Левия, избранному Богом из числа всех других колен Израиля для особого служения Ему при скинии (см. ст. 28).

В Египте, в доме (т. е. царстве) фараона.

29. О хлебных приношениях в Скинию см. прим. к Лев II.

Утучняя себя начатками всех приношений народа Моего. По закону Моисея (Исх XXIII:19; Лев XIX:23-24; XXIII:10-14, 16-17; Чис XVIII:12 и др. м. ), евреи обязаны были доставлять к скинии первые плоды своей жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, часть от шерсти овец и т. п. для содержания членов колена Левия.

31. Не будет старца в доме твоем, т. е. потомки Илия будут умирать, не достигнув старости (ср. ст. 33).

32-34. См. III:11-20; IV.

35-36. В ближайшем смысле разумеется переход первосвященства из дома Илия (род Ифамара) в дом Садока (род Елеазара), см. 3 Цар II:27. В более же отдаленном и полном смысле сказанное в отмеченных стихах относится, по замечанию блаж. Феодорита, "не к кому-либо из людей, а к единому только Господу нашему Иисусу Xристу, который по человечеству наименован нашим архиереем (Евр IV:14-15). Выражение во все дни неприлично людям смертным, живущим малое время. Помазанными же назвал святых апостолов и преемственно приявших их учение" (блаж. Феодорит, Толков, на 1 Цар, вопр. 7).



Призвание Самуила к пророческому служению.

1. Слово Господне - через пророков, откровение воли Божией через видения были в те дни не часты.

2. На своем месте - около порога скинии.

3. Светильник Божий (находившийся в Святилище) еще не погас, огонь в лампадах светильника зажигался священниками вечером и горел всю ночь до утра, а утром гасился (Исх XXVII:21. Ср. XXX:7-8; Лев XXIV:2-4). Наблюдение за исправностью лампад светильника, особенно в ночное время, очевидно, возложено было священниками на отрока Самуила, что вынуждало его проводить это время в храме Господнем, где ковчег Божий, точнее - в первом (со входа) отделении этого храма, или скинии, т. е. в Святилище.

11. Зазвенит в обоих ушах - от ужаса (ср. 4 Цар XXI:12; Иер XIX:3).

12-14. См. II:27-36.

20. От Дана - северного пункта Xанаана - до Вирсавии - его южного пункта. Выражение от Дана до Вирсавии на языке священных писателей тождественно выражению "вся земля израильтян", "весь Израиль", "весь Израиль и Иуда" (2 Цap III:10; VI:19; XVII:11; XXIV:2; 3 Цар lV:25; 1 Пар XXI:2; 2 Пар XXX:5).

21. Самуил есть пророк Господень - богоизбранный и боговдохновляемый провозвестник воли Господней.



Война евреев с филистимлянами. - Утрата Ковчега Завета. - Смерть первосвященника и судии Илия.

7. Язычники думали, что у каждого народа есть свой собственный бог или даже несколько богов. Ковчег Завета был принят филистимлянами за изображение, или видимое вместилище, предполагаемого национального еврейского божества - Иеговы, подобное тем изображениям, какие имелись у самих язычников.

10. И поражены были Израильтяне, являясь исполнением грозного определения Правосудия Божия в отношении неблагочестивого дома первосвященника и судии евреев Илия (II:27-36), поражение было вместе с тем и осязательным наказанием народа за его легкомысленное и самовольное обращение со своей величайшей святыней - Ковчегом Завета Господня.

* Бесславие



Пребывание Ковчега Завета в земле филистимлян.

1. Азот, Геф (ст. 8), Аскалон (ст. 10), Газа, Аккарон (VI:17) - филистимские города, расположенные к западу от Иерусалима и Xеврона.

2. Дагон - языческое божество филистимлян, с головой и руками человека, туловищем рыбы. Для язычников Дагон был выразителем и покровителем плодородия. (Подробнее об этом можно прочитать в сочинении М. Пальмова "Идолопоклонство у древних евреев". Спб. 1897 г., с. 285-292. )

6. И отяготела рука Господня над филистимлянами (ср. ст. 7, 9, 11): грозные знамения, сопровождавшие собой пребывание Ковчега Завета в земле филистимлян, должны были показать последним неуместность посвящения Ковчега языческим идолам, величие и могущество Бога израилева и полное ничтожество их собственных божеств, бессильных помочь не только другим, но и себе (VI:5-6). И Господь поражал их (филистимлян) и наказал их мучительными наростами: "Семьдесят толковников, - замечает блаж. Феодорит, - перевели: "поражены были на седалищах"; Акила - "имели веред гангрены"; Иосиф Флавий показывает, что они страдали поносом. "Никто да не признает эти указания за разногласие, ибо за поносом следовала болезнь седалищ - частое извержение воспалило (в славянском переводе сказано: "и воскипе им на седалищах") извергающие части; с течением же времени воспаление перешло в гангрену" (толк. на 1 Цар вопр. 10).



Возвращение Ковчега Завета из земли филистимлян. Временная остановка Ковчега в Вефсамисе

2-8. В древнем языческом мире существовал обычай умилостивлять то или иное божество принесением ему в жертву металлических изображений кары, постигшей человека или его достояние. Известно, напр., что афиняне приносили богу в жертву изображение тех членов человеческого тела, которые были поражаемы болезнью. Среди некоторых местностей (на севере Европейской России, в Индии и пр. ) означенный обычай сохранился и по настоящее время.

Обычай принесения божеству металлических изображений (или вообще знаков) угнетавшей человека кары практиковался и в качестве благодарственной жертвы по случаю освобождения от этой кары. Узники, получившие свободу, вешали в храмах свои цепи; спасшиеся от кораблекрушения - металлическую дощечку с изображением тонущего корабля. Луций Коллодий, исцелившийся от глухоты, принес в жертву богине Минерве серебряные уши.

Как и вышеупомянутый, данный обычай не утратил своего значения среди некоторых языческих местностей и по настоящее время.

С появлением христианства обычай приносить Богу какое-либо вещественное знаменование постигшего или постигавшего человека горя не вполне вышел из употребления: христианская история свидетельствует, что он имел себе место и в христианстве, хотя уже существенно отличался от своего древнего первообраза в язычестве. От соприкосновения с христианством обычай внутренне очистился, сделавшись вместо проявления языческого суеверия обнаружением глубокой веры и сердечной преданности христианина Единому истинному, всемогущему и всеблагому, Богу. Из наиболее рельефных примеров существования трактуемого обычая в христианской древности можно указать на тот случай, когда исцеленный Божией Матерью св. Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение отрубленной было у него иконоборцами, а теперь чудесно вновь соединившейся с остальным телом руки, и приложил это изображение к той иконе Богоматери, пред которой молился, отчего эта икона и получила свое название "Троеручицы".

10. А телят их удержали дома: по естественному порядку вещей первородящие коровы должны были идти не к Вефсамису, а домой, к своим телятам.

15. Вефсамис - город, расположенный на запад от Вифлеема.

17. См. примеч. к 1 ст. V гл. Поименованы пять филистимских городов не потому, что только эти города были поражены наказанием свыше, а потому, что поименованные пять городов были столицами пяти главнейших князей филистимских (ст. 4, 16, 18), группировавших около себя прочие города и местности филистимской земли.

18. Открытыми селами названы селения без крепостной ограды.

До сего дня - выражение, указывающее на время священного писателя, давшего завершительную редакцию 1-й и 2-й книгам Царств (см. предварительные сведения о книгах Царств).

19. Ковчег Завета был святыней, неприкосновенной для лиц неосвященных (Чис IV), а тем более для праздного любопытства толпы.

20. Кто из грешных людей может устоять пред обличающей святыней Господней и мздовоздающим Правосудием десницы Его?

21. Кириаф-Иарим - город, лежащий на северо-востоке от Вефсамиса и на северо-западе от Иерусалима, на пути в Силом, тогдашнему месту расположения скинии.



Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка Самуила.

1. На основании 1 Пар XV:10-11 полагают, что Аминадав и его сын Елеазар принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им иерусалимскую скинию (2 Цар VI). Что же касается самой скинии, находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву (1 Цар XXVI:1), затем - в Гаваон (1 Пар XVI:39; XXI:29; 2 Пар I:3) и, наконец, разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме, совместно со скинией Давидовой.

2. И обратился весь дом Израилев к Господу: под внешним влиянием филистимского гнета (ст. 3) евреи раскаялись в своих увлечениях язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и совершенного закона Господня.

4. Ваал и Астарта - языческие божества, чествовавшиеся в Xанаане, Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты - о его производительной силе. Последний сопровождался различного рода распутством, возведенным до степени священного служения богине. (Подробнее см. в соч. М. Пальмова "Идолопоклонство у древних евреев". Спб. 1897, с. 217-246, 295-335).

5. Массифа Самуилова - город на северо-западе от Иерусалима, на юг от Гаваона.

6. Черпание воды и поливание ею пред Господом служило символом глубокого сокрушения о грехах и вместе покаянной жертвы еврейского народа. В 19 ст. II гл. кн. "Плач Иеремии" встречается выражение: "Изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа!"

Судил - в смысле разбирал дела и тяжбы народа, наставляя его в истинном законе.

7. Филистимлянам представилось, что евреи сосредоточились в Массифе не иначе как с враждебной к ним целью.

9. В отношении особенностей религиозного и общественного быта евреев период Судей может быть рассматриваем как период патриархальной реакции в жизни народа. Закон о единстве богослужебного пункта и исключительности богослужебных лиц не был соблюдаем с большой строгостью даже лучшими из евреев того времени. Помимо скинии, жертвы Истинному Богу приносились и там, где то или другое лицо ощущало потребность в их принесении; и приносились нередко людьми, не имевшими священного сана. (Подробнее см. в соч. И. Троицкого "Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей". Спб., 1885).

Ягненка от сосцов - жертвенный агнец должен быть по закону (Лев XXII:27) не моложе семи дней.

11. По мнению епископа Гервея, между евреями и аморреями был заключен оборонительный союз, направленный главным образом против филистимлян (Английская Комм. Библия).

* Камень помощи.

17. См. примеч. к 9 ст.



Установление царской власти в еврейском народе.

1. Сыновей своих: обет назорейства (см. примеч. к 11 ст. I гл. ) не соединялся с обязательным безбрачием давшего этот обет.

3. Вирсавия - город вблизи южных границ Xанаана. Удаленность Вирсавии от главного местопребывания Самуила Рамы (см. примеч. к 1 ст. I гл. ) в значительной степени объясняет ту свободу поступков, которую позволяли себе сыновья Самуила (ст. 3).

5. Народ верил, что крепкая рука державного царя послужит достаточной гарантией против различного рода злоупотреблений со стороны второстепенных властей.

6. И не понравилось слово сие Самуилу. Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т. е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа.

Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю (ст. 7-8). К тому же, прося себе царя, евреи выразились: "как у прочих (т. е. языческих) народов".

Из дальнейшего, однако, мы видим, что Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого желания может и не противоречить установившейся среди евреев форме Богоправления, так как земной царь теократического государства евреев есть и должен быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного (Втор XVII:14-20).

9-18. Самуил начертал не статут власти еврейского царя, а картину обычного на востоке того времени поведения царя. Жесткие тоны этой картины должны были внушать евреям большую осторожность в задуманном ими предприятии.

20. Наряду с прочими соображениями в высказанном желании народа имело себе место и побуждение, так сказать, национального самолюбия: и мы будем как прочие народы.

22. Первые два царя - Саул и Давид - были наглядным и осязательным для народа изображением того, каким не должен быть царь евреев (Саул), а каким должен быть царь евреев (Давид).



Саул, сын вениамитянина Киса.

1. Из сынов Вениамина, т. е. из колена Вениаминова.

2. От плеч своих был выше всего народа, т. е. головою выше других.

4-5. Ведя свое начало от равнины Ездрилонской, горы Ефремовы простираются по южной границе удела Ефремова до Иерусалима и здесь соединяются с горами Нулиными.

Шалиша, Шаалим, Цуф - местности вблизи г. Рамы Самуиловой (см. примеч. к 1 ст. I гл. ).

6. В этом городе, т. е. Раме Самуиловой.

Человек Божий - пророк Самуил.

Может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти, чтобы найти потерянное (ст. 3).

7-8. Иные говорят (замечает блаж. Феодорит), что Самуил пророчествовал за деньги, заключая сие из сказанного Саулом: "Вот мы пойдем, а что принесем тому человеку?" - Но это только указание на Саулово предположение, а не на мздоимство пророка. Саул думал, что надобно принести что-либо Самуилу, как начальнику и пророку, однако же ничего не принес; между тем принят им был с великой благосклонностью. Немздоимство пророка показывают и слова его, сказанные (впоследствии) всему народу: "Вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, - у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам. И отвечал народ: ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не взял" (XII:3-4). (Толк. на 1 Цар, вопр. 16). Четверть сикля серебра - немногим более 20 копеек.

12. Сегодня у народа жертвоприношение на высоте: см. примеч. к 9 ст. VII гл.

13. Имеется в виду мирная жертва. См. примеч. к 4 ст. I гл.

16. Ибо я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня. Положение евреев около времени избрания ими царя было далеко не блестяще. С запада их неотразимо теснили филистимляне. Они успели захватить в свои руки некоторые укрепленные места (холмы) евреев, снабдив их собственными охранными отрядами (X:5). Чтобы лишить евреев возможности выделывать оружие, филистимляне уничтожили в их земле всех кузнецов; так что даже для починки земледельческих орудий евреи должны были ходить к своим врагам, филистимлянам (XIII:19-22). С востока угрожали аммонитяне.

18. В воротах города.

20. А об ослицах не заботься. Да и может ли заботиться исключительно о них тот, кому, по определению Божию, уже принадлежит все вожделенное во Израиле?

21. После междуусобной распри (Суд XIX-XXI) Вениаминово колено значительно сократилось в своем населении.



Избрание Саула на царства.

1. Доселе в Ветхом Завете упоминалось о помазании святым елеем (для сообщения духовных даров Божих) только первосвященника (Исх XXX:23). Но если для успешного прохождении своего служения требует особой божественной помощи пастырь душ человеческих, то не меньшей помощи требует и устроитель земного благополучия людей - царь, который в теократическом государстве (см. примеч. к 6 ст. VIII гл. ) есть вместе с тем и помощник первосвященника в деле упасения душ вверенного им народа (Втор XVII:14-20).

И вот тебе знамение того, что помазал тебя Господь: душевное состояние Саула требовало какого-либо осязательного подтверждения eго богоизбранничества в цари над Израилем (IX:20-21).

2. Близ гроба Рахили. Согласно Быт XXXV:19, гроб Рахили находится близ г. Вифлеема, к югу от Иерусалима, в пределах Иудина колена. Полагают, что в пределах Вениаминовых, в Целцахе, была местность, также носившая название Гроба Рахили - из уважения к памяти родоначальницы вениамитян.

3. Дубрава Фаворская не может быть дубравой известной горы Фавор, так как последняя (т. е. гора Фавор) расположена значительно севернее колена Вениаминова, совершенно не по пути Саула в его родной город - Гиву Вениаминову (X:26). Упоминаемая здесь "дубрава Фаворская" (как и "гроб Рахили"), по всей вероятности, название какой-нибудь, неизвестной в настоящее время, местности Вениаминова калена.

Идущих к Богу в Вефиль, т. е. идущих в Вефиль для совершения жертвы Господу Богу. См. прим. к 9 ст. , VII гл.

5. Xолм Божий, т. е. одна из известных тогда в народе жертвенных высот (см. примеч. 9 ст. , VII гл. ).

Помимо отмеченного, холм имел и иное - военное назначение, служа для филистимлян опорным пунктом их власти в Xанаане (см. примеч. к 16 ст. IX гл. ).

Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты. "Сонмы" пророков - это религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества, впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки) священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах. Члены последних назывались "пророками" за свое восторженно-одушевленное прославление имени Божия, а также "сынами" или "учениками пророческими" (3 Цар XX:35; 4 Цар II:3, 5, 15), потому что воспитывались под pyководством боговдохновенных пророков, называвшихся их "отцами" (4 Цар II:12). При Самуиле члены пророческой общины имели свое пребывание в Раме Самуиловой (1 Цар XIX:18-24); в позднейшее время, при Илии и Елисее, мы видим пророческих учеников в разных городах южного Xанаана: в Галгале (4 Цар II:1), в Вефиле (4 Цар II:3), в Иерихоне (4 Цар II:5, 15).

"Сонмы" неподкупных стражей закона Иеговы, восторженных глашатаев Его святой, совершенной и благой воли должны были стать, - и были на самом деле в течение всей ветхозаветной истории, - сильным противовесом народного увлечения в мрачные и гибельные дебри языческого беззакония. Глубокая убежденность истинного ведения, священный огонь религиозного воодушевления, полная правдивость и нелицеприятие обличительных речей учеников пророческих школ оказывали на народ сильное впечатление и немало содействовали богопризванным пророкам в их великой и трудной миссии религиозного уврачевания народа.

Псалтирь и тимпан, и свирель и гусли - музыкальные инструменты евреев того времени: псалтирь и гусли - струнные; свирель - духовой; тимпан - вроде нашего тамбурина или бубна.

И они пророчествуют. "Пророчествовать" на библейском языке не всегда означает "предсказывать". В данном случае, как и нередко в Библии (напр., Чис XI:25; 1 Цар X:6, 10, 13; XIX:20 и др. ), выражение "пророчествовать" можно понимать в смысле - прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особый подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема прекращается и "пророчествование" (Чис XI:25; 1 Цар X:13 и др. ).

6. И ты будешь пророчествовать... См. прим. к концу 5 ст.

8. Наставление и вместе испытание для Саула: получая известную свободу действий (ст. 7), нареченный царь евреев отнюдь не должен был забывать того обстоятельства, что в вопросах высшего порядка он лишь исполнитель воли Небесного Царя народа; посредник между Богом и народом, истолкователь и провозвестник божественной воли - пророк - есть и будет в отношении царя тем же самым, что и в отношении каждого из народа. См. примеч. к 6 ст. , VIII гл.

Галгал - город священных воспоминаний (Нав IV:4; V:5); расположен на восток от Иерихона, вблизи р. Иордан.

9. Бог дал ему иное сердце: под воздействием божественного помазания Саул внутренне как бы переродился, получил возможность быть тем, чем должен стать в своем новом звании (см. примеч. к 6 ст. VIII гл. ).

И сбылись все те знамения: см. 1-7 ст.

10. И он пророчествовал среди них - см. примеч. к концу 5 ст. , а также к 9 ст.

12. А у тех кто отец? Указывая на сынов пророческих, спрашивающий дает понять, что нравы и положение родителей в данном случае ни при чем, так как дар пророческий не наследственен. Тем не менее, недоумение при виде "пророчествовавшего Саула" было так велико, что увековечилось в пословице. Когда впоследствии желали выразить изумление по поводу какой-нибудь неожиданной перемены, то говорили: "Неужели и Саул во пророках?"

13. См. прим. к концу 5 ст.

17. Город Массифа (к западу от Гивы Вениаминовой, к северо-западу от Иерусалима) и прежде бывал местом религиозно-общественных собраний народа (Суд XX:1; XXI:1; 1 Цар VII:5).

18-19. А вы теперь отвергли Бога (ср. VIII:7-8). См. примеч. к 6 стиху VIII главы.

Итак предстаньте теперь пред Господом, чтобы узнать, кого Господь избирает вам в цари.

20. И указано - через жребий, "Жившие порочно, - замечает блаж. Феодорит, - не всегда верили Божиим пророкам. Посему, чтобы не думали, будто приговор сделан по человеческой милости, Самуил приказал бросить жребий" (толк. на 1 Цар, вопр. 22).

22. И вопросили еще Господа - через какое-либо знамение. Если же выражение 17 стиха: к Господу в Массифу понимать в том смысле, что к этому времени в Массифу была перенесена скиния, то вопросить Господа евреи могли и иным путем - через посредство первосвященника и вверенного ему таинственного наперсника.

23. От плеч своих выше всего народа, т. е. выше всех головой.

24. Физические достоинства человека в древности ставились очень высоко; по ним нередко измерялись и его внутренние достоинства (XVI:7). Там, где главное назначение того или иного человека усматривалось в обязанности защищать вверенные ему интересы путем применения физической силы, вышеотмеченные достоинства человека имели, конечно, решающее значение. По свидетельству Геродота (III, 20; XII, 187), ефиопляне избирали своим царем того, кто был выше других ростом. Того же физического соответствия своему предполагаемому назначению хотели видеть в своем царе и евреи (VIII:20). Увидев рослую, могучую фигуру Саула, народ с восторгом закричал: Да живет царь!

Господь попустил совершиться избранию Саула, дабы евреи осязательно убедились в том, что для теократического государя (см. прим. к 6 ст. VIII гл. ) грубая физическая сила не составляет главного требуемого качества (XVI:1, 7); дабы опытно осведомившись о том, каким не может быть их царь, сознательнее отнеслись к божественному указанию в лице преемника Саула (XVI:1, 7) о том, каким он должен быть.

25. Права царства, записанные Самуилом и положенные пред Ковчегом Господним, нужно отличать от изображенной им пред народом картины обычного в то время на востоке поведения царя (VIII:11-18). В противоположность означенной картине и в соответствии с Втор XVII:14-20 Самуил, по всей вероятности, изобразил в "Правах царя" тот желательный, с теократической точки зрения (см. прим. к 6 ст. , VIII гл. ), идеал царя, которому должен следовать царь евреев.

Впрочем, действительное содержание этого важного документа не дошло до нас.

26. Город Гива Вениаминова расположен к югу от Рамы Самуиловой и к северу от Иерусалима.

Которых сердца коснулся Бог, т. е. сердце которых радостно отозвалось на избрание царем богатыря Саула.

27. И не поднесли ему даров, по случаю избрания в цари. Предполагается, что другие сделали эти дары и тем выразили свое почтительное приветствие новоизбранному.

Но он как бы не замечал того: простое благоразумие требовало отнестись спокойно к частичной вспышке неудовольствия, иначе она могла перейти в пожар междуусобия.



Победа Саула над Наасом, царем аммонитян.

1. Спустя около месяца - после избрания Саула на царство.

Наас Аммонитянин и царь аммонитян. Аммонитяне жили в южных пределах восточного Заиорданья.

Иавис Галаадский - город, находившийся в средней части восточного Заиорданья, Галааде.

2. Кроме наносимого бесчестия Израилю, лишение покоренных правого глаза могло иметь и иную цель. Лишая жителей Иависа именно правого глаза, Наас "хотел сделать их неспособными к войне, потому что держащий в левой руке щит закрывает им левый глаз, правый же смотрит на врагов". Поэтому лишение правого глаза легко может повести к поражению тех, кто лишены его (Блаж. Феод., Толк. на 1 Цар., вопр. 23; ср. Иос. Флав. "Древн. ", VI, 5, 1).

3. Выйдем к тебе, чтобы исполнить твое требование.

5. И вот пришел Саул позади волов с поля. Очевидно, он продолжал еще вести ту трудовую земледельческую жизнь, которую вел до своего избрания в цари. Царский быт и царская обстановка явились позднее.

6. И сошел Дух Божий на Саула - дух благородной решимости идти и освободить невинно yгнетаемых, в полной уверенности, что Господь не оставит его своей помощью.

7. "Для уразумения какой-нибудь мысли, для ее полного усвоения, древнему человеку необходим был более или менее яркий образ. Еврей, еще не испытавший, что такое царская власть, тогда только мог вполне постигнуть ее силу, когда ему сказали, что за неповиновение царю он лишится вола, самого дорогого предмета в земледельческом хозяйстве, и при этом показали, для наглядности, кусок разрубленного вола" (Я. Богородский, "Еврейские цари", Казань, 1884 г., с. 34-35).

8. Везек - город в средней части западного Заиорданья, против Иависа Галаадского.

Мужи Иудины - воины из колен Иуды и Симеона; сыны Израилевы - воины из остальных колен, кроме колена Левия, освобожденного от исполнения воинских обязанностей в силу своего постоянного служения при скинии Господней.

Распадение еврейского народа на Иуду и Израиль чувствуется еще задолго до окончательного разделения еврейской монархии на царства Иудейское и Израильское. (Подробнее об этом см. в соч. Покровского "Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское". )

11. В средину стана неприятелей.

Во время утренней стражи, т. е. во время от 2 до 6 часов утра. В древние времена ночь у евреев разделялась на три стражи, по четыре часа каждая. Первая продолжалась от 6 до 10 часов вечера, вторая - от 10 часов вечера до 2 часов утра, и третья, называвшаяся утренней стражей, от 2 до 6 часов утра. Со времени подчинения евреев римскому господству евреи усвоили деление вышеозначенных часов ночи на четыре стражи, по три часа в каждой, подобно тому, как это было принято у римлян (Мф XIV:25; Мк XIII:35).

12. Ср. X:27. Очевидно, военный подвиг Саула сломил последнее сомнение народа в том, что он может быть желанным (VIII:20) царем Израиля.

13. Ср. X, конец 27 ст.

14-15. Единодушное признание Галгальским всенародным собранием Саула царем над Израилем загладило собой ту опасную раздвоенность общественного мнения, которая обнаружилась в отношении Саула при его первом избрании в Массифе (X:27).

Когда власть царя была признана всем народом, пророк Самуил получал возможность беспрепятственно сложить с себя звание судии евреев.

И принесли там мирные жертвы: см. примеч. к 9 ст. VII гл. Но можно допустить, что выражение "пред Господом" указывает на временное присутствие в Галгале скинии Господней (ср. X:17, 19, 22).



Сложение Самуилом звания судии народа. Прощальная речь Самуила к народу.

1-5. Смысл речи таков: "Желание ваше исполнено, вы имеете царя, такого, какого хотели. Моя деятельность судии среди вас закончена. Не знаю, каков будет для вас царь; что же касается меня, то я не могу упрекнуть себя в какой-либо несправедливости в отношении вас..." Народ засвидетельствовал правду слов Самуила, после чего пророк обратился к народу со словом назидания, вполне уверенный в том, что народ увидит в этом назидании одно лишь желание блага этому народу (6-25 ст. )

6-25. Смысл увещания пророка таков: "До сих пор у вас не было царя, однако Господь Бог всегда спасал вас от врагов ваших, как только вы обращались к Нему. А потом вдруг потребовали себе для защиты от врагов земного царя! Как будто Господь уже не может больше спасать вас и как будто земной царь сам по себе может доставить вам это спасение! Вы обнаружили постыдное маловерие к помощи Божией и излишнее упование на силу собственного копья и меча. Знайте же, что как без царя вы спасались от врагов только тогда, когда не уклонялись от Господа и служили Ему от всего сердца вашего, так точно будет и при царе. Царская власть будет бессильна спасти вас, как скоро в вас самих не будет внутренней нравственной силы. Если вы и царь ваш будете ходить вслед Господа Бога вашего, то вас не постигнет зло; если же станете противиться повелениям Господа, то ведайте: погибнете вы и царь ваш. А что все, сказанное мною, справедливо, Господь подтвердит сейчас знамением" (16-18).

Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь. В Палестине бывает в году два периода дождей - ранний и поздний (Втор XI:14); ранний (применительно к началу гражданского года евреев с сентября месяца) - это осенний период дождей, падающий на октябрь и ноябрь месяцы; поздний - весенний, падающий на конец февраля, март и начало апреля, В мае же и начале июня, когда совершается уборка пшеницы, дождя совсем не бывает: ханаанский дождь в это время был бы так же странен, как, по выражению Премудрого, снег летом (Притч XXVI:1).



Столкновение евреев с филистимлянами. Несогласие между царем Саулом и пророком Самуилом.

1. Год был по воцарении Саула, и другой год царствовал он над Израилем, т. е. во второй год по воцарении Саула над Израилем.

Три тысячи израильтян - в качестве постоянного военного отряда.

2. Михмас - город на северо-восток от Гивы Вениаминовой. Возвышенность Вефиля - на север от Гивы Вениаминовой.

3. Охранный отряд Филистимский, который был в Гиве: см. примеч. к 16 ст. IX гл. Очевидно, Гива Вениаминова входила уже в район филистимских захватов, и в ней (вернее, около нее) расположен был наблюдательный и охранный отряд филистимлян. Неудивительно, что подобное соседство не могло особенно понравиться царю евреев.

5. Беф-Авен - Аиалон (XIV:23, 31); расположен к юго-западу от Гаваона.

6-7. "Потому ли, что война была начата не по единодушному взрыву народного чувства, а по личным соображениям Саула; или потому, что гром железного оружия филистимлян наводил панический страх на евреев (см. прим. к 16 ст. IX гл. ), но вышло так, что евреи упали духом: только часть их последовала за Саулом в Галгал (для жертвоприношения Богу); наибольшая же масса спряталась в пещеры, в терновые кустарники, в ущелья гор, в башни и ямы; многие бросились даже за Иордан" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 41).

8-14. См. прим. к 6 ст. VII гл. и к 8 ст. X гл. Не исполнив воли пророка Господня, Саул нарушил не простую формальность, а один из существеннейших законов, положенных в основу власти еврейского царя (Втор XVII:14-20). И пророк Самуил, как верный страж теократии еврейского народа, не мог оставить это нарушение закона без энергичного протеста и обличения.

17. Офра Вениаминова - на север от Михмаса.

18. Вефорон (Верхний и Нижний) - на запад от Михмаса. Цевоим - к юго-востоку от Михмаса, по направлению к пустыне Иерихонской.



Поражение филистимлян. Удачные для евреев войны с моавитянами, аммонитянами, амаликитянами и др.

* В греческом переводе ефот.

13-23. Подвергшись быстрому и ловкому нападению, филистимляне пришли в ужас и, вообразив, что по беспечности подпустили к себе целый отряд неприятеля, скрытый ущельем гор: (4-6 ст. ), ударились в дикое бегство, произвели страшный переполох в лагере при Михмасе и смутили прочие филистимские отряды. Смятению филистимлян содействовало еще и то обстоятельство, что в их войске было много евреев. Ободренные благоприятным оборотом дела, они обнажили мечи против своих утеснителей. К ним присоединились и те из израильтян, которые в начале филистимского нашествия в страхе попрятались было в ущелья и ямы (см. прим. к 6-7 ст. XIII гл. ). - Тогда сказал Саул священнику (Ахии): сложи (молитвенно) руки твои (ст. 19), дабы через посредство святыни (ст. 18) уразуметь нам волю Божию. - И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним (ст. 20): Господь дал понять евреям, что филистимляне преданы в руки их. Само собой понятно, что, удостоверившись в происшедшем смятении филистимлян, Саул бросился со своим войском довершать поражение неприятелей и преследовал их от Михмаса до Беф-Авена (Аиалона).

24-34. Саул весьма безрассудно заклял весь народ. Последствия необдуманного заклятия Саулом своих воинов сказалось очень скоро. "Первым результатом его было то, что клятва была нарушена, и именно тем, кто всего более думал о преследовании неприятелей, всего более содействовал их поражению - героем дня, царевичем Ионафаном, не знавшим о заклятии. Когда наступил вечер, изголодавшийся народ с остервенением бросился на филистимскую добычу - мелкий и крупный скот - и предался кровавой еде почти сырого, дымящегося мяса, в противность прямому постановлению закона (Втор XII:16, 23). Так что для прекращения беспорядка Саул принужден был лично наблюдать за надлежащим приготовлением для еды каждого животного" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 51-52).

И просветлели глаза его (27 ст. ), померкнувшие от утомления и голода.

Смутил отец мой землю (29 ст. ), дав неосторожную клятву.

Привалите ко мне теперь большой камень (33 ст. ) и затем пусть каждый приводит ко мне своего вола и каждый свою овцу и заколайте здесь (на камне) и ешьте, и не грешите пред Господом, не ешьте с кровью (34 ст. ).

35. Замечание, очень характерное для личности Саула: только теперь, восторжествовав над врагами, Саул почувствовал потребность самостоятельного жертвоприношения Господу Богу, без побуждения на то со стороны пророка Самуила (X:8; XIII:8).

36. Приступим здесь к Богу, дабы узнать Его волю.

37. И вопросил Саул Бога, через посредство Святыни Господней (см. 18-19 ст. ).

38. На ком грех ныне, препятствующий нам узнать волю Господню?

39. Но никто не отвечал ему из всего народа. Народ, несомненно, знал о нарушении Ионафаном Саулова заклятия (27-30 ст. ), но, сознавая безрассудство этого заклятия (24 ст. ) и питая вполне законное чувство любви и благодарности к герою дня Ионафану, которому, видимо, сам Бог помогал в одолении врагов (ст. 42, 45), решил не допустить Саула до совершения другого, еще худшего, безрассудства. И освободил народ Ионафана, и не умер он (45 ст. ).

47. Моав - на восточном берегу Мертвого моря; Аммон - в южных пределах восточного Заиорданья; Вефор - одно из неизвестных в настоящее время племен; Сова (или Сува, Цоба) - государство в Сирии; филистимляне занимали юго-западный угол Xанаана.

52. Брал его к себе, в ополчение.



Истребите амаликитян. Окончательный разрыв между царем Саулом и пророком Самуилом.

2. См. Исх XVII:8-16. Амаликитяне - кочевники северной части Синайского полуострова, между Идумеей и Египтом.

3. И Иерима (ср. 8 ст. ). Предполагают, что Иерим был один из предводителей амаликитян, чем-либо особенно выделявшийся среди других их начальников.

4. Телаим - на юге Xанаана, вблизи иудейской границы.

6. Кинеяне - одно из племен среди амаликитян (ср. Исx II:15-21; Чис X:29-33; Суд I:16), дружественное евреям.

7. Точное местоположение Xавилы неизвестно. Сур - часть аравийской пустыни, прилегающая к Eгипту (Быт XVI:7; Исх XV:22).

9. Новое нарушение со стороны Саула воли пророка Господня (ср. XIII:8-14; XV:1-3. См. прим. к 6 ст. VIII гл. ).

10-11. Ср. XIII:8-14. И опечалился Самуил и взывал ко Господу целую ночь, прося вразумить его относительно того, как он должен поступить теперь с Саулом.

12. Упоминаемый здесь Кармил - город Иудина колена, расположенный на юг от Xеврона.

Поставил себе памятник (какой-либо столб с надписью) - в ознаменование и увековечение одержанной победы. Вероятно, и Агаг был пощажен (ст. 9) не ради самого Агага, а дабы увеличить его присутствием блеск триумфатора.

13. Когда пришел Самуил для принесения жертвы. Ср. X:8; XI:14-15; XIII:8-11. См. прим. к 9 ст. VII гл.

Я исполнил слово Господа; см. 1-3 ст.

15. Девятый стих заставляет предполагать, что Саул и его войско оставили себе лучшее из достояния амаликитян далеко не по религиозным соображениям.

17-19. Отмечается неблагодарность Саула. Воздвигнутый из ничтожества (ст. 17) на высоту царского престола Саул не обнаружил должного подчинения воле Воздвигшего его.

21. См. прим. к 15 ст.

22-23. См. 1-3, 10-11, 17-19 ст.

24-31. Саул сознавал, что он согрешил, нарушив волю Божию, но не чувствовал этого гpexa, не терзался внутренним очищающим раскаянием. Внешне честолюбивую душу Саула угнетала мысль не столько о том, что eго может покинуть Господь, сколько о том, что его сейчас оставит разгневанный пророк Господень и своим уходом уронит его престиж пред князьями и народом. Щадя не Саула, а честь еврейского царя, Самуил остался и совершил положенное жертвоприношение.

32-33. Ср. ст. 3.

35. Потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула (Ср. 10-11; XVI:1, 7): человекообразное выражение, говорящее о том, что первый царь евреев не воспользовался богодарованными ему средствами для того, чтобы быть ревностным орудием воли Божией на благо свое и вверенного ему народа.



Тайное помазание на еврейское царство Давида. Приближение Давида ко двору Саула.

1. Иессей из Вифлеема Иудейского - внук Вооза, женившегося на моавитянке Руфь (см. кн. "Руфь"), прямой потомок Наасона, князя Иудина колена при Моисее (Чис I:7; 1 Пар II:10).

2. Опасение Самуила понятно: с одной стороны, он боялся преждевременного, насильственного прекращения не только его личной жизни, но и общественно-пророческой деятельности; с другой - тех печальных последствий, которые могли иметь место вслед за безумным поступком Саула. Насильственная смерть пророка Самуила могла вызвать взрыв народного негодования в отношении того, кто был ближайшей причиной этой смерти, и произвести гибельную анархию в еврейском государстве. Слова Господа: возьми в руку твою телицу и проч. - не научение неправде, а указание на действительно необходимое действие: великое событие священного помазания на царство избранника Божия не могло не быть ознаменовано религиозным обрядом (ср. IX:15-27; X:1, 8). "И пророк действительно совершил жертвоприношение (ст. 5). Посему сказано ему, чтобы до времени скрыв главное дело, указал (имеющим вопросить его о приходе в город) придаточное" (Блаж. Феодорит толк. на 1 Цар вопр. 36).

4. Мирен ли приход твой? "Потому ли, что неожиданные посещения пророка обусловливались большей частью необычайными событиями, и притом тревожного характера, или потому, что напряженное состояние, роковая борьба между пророческим и царским могуществом чувствовалась всеми, следившими за положением дел и опасавшимися тяжелых напряжений и смут, старейшины города поспешили выйти навстречу пророку и с трепетом спросили: "с миром ли идешь к нам?" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 64).

6. "Пророк не знал избранного Богом, потому что был не Бог, а человек. Знать все свойственно Богу; пророку же достаточно знать то, что открывает (и по мере того, как открывает) Бог. С другой стороны, неведение пророка открывало Божие определение. Если бы пророк обратился прямо к Давиду, то могли бы подозревать, что сделал сие по какому-либо предубеждению. Поелику же приступил к первому, и второму, и третьему - до седьмого, то познали, что отвергший первых и избравший последнего есть Бог. Если и по таком избрании братья дали место ненависти, увидев Давида в полку (XVII:28), то чего не сделали бы, если бы избрание совершилось иным образом?" (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 37).

13. "Тайное помазание не сообщало никаких внешних привилегий Давиду, которые были невозможны при существующем царе; но оно давало ему внутреннее убеждение в его праве на престол после Саула, возвышало его дух, помогало спокойно и с кротостью переносить незаслуженное преследование врагов и поощряло на дела, достойные будущего царя евреев. Почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после: в глазах толпы он оставался обыкновенным смертным, но сам он всем своим нравственным существом чувствовал, как высоко и напряженно звучали его душевные струны, какое оживление и парение получили его мысль и чувство, возбуждаемые новой великой задачей его жизни", поставленной ему самим Богом. (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 65-66). Дух Господнего благоволения, благодатных даров и помощи почил на Давиде. Саул же, сознательно и упорно противлявшийся благому воздействию на него Духа Божия, попущен был испытать на себе приражение темных и злых сил.

14. И возмущал его злой дух (попущением) от Господа. "Несмотря на видимое благополучие, дух Саула (под влиянием темных сил) не был спокоен: жажда властолюбия, как и многих других страстей, не могла быть ничем насыщена; по мере ее удовлетворения она разрасталась; чувствовалась потребность обнаружить власть там, где она не была еще обнаружена, - и в большей мере, чем прежде, была обнаружена. К этому присоединялось воспоминание о грозных словах пророка (XV:23-26, 28-29), которое ничем нельзя было заглушить и которое как меч висело над венчанной главой Саула. И вот, мало-помалу, он начал испытывать общее чувство недовольства и беспокойства. Затем это чувство стало переходить в раздражение, и равновесие его небогатых душевных сил нарушилось. Он стал страдать припадками настоящей душевной болезни, во время которых был не только не способен к серьезным делам, но и положительно опасен для окружавших". (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 72-73).

16. Являясь выражением настроения, музыка может иногда являться и возбудителем желаемого настроения. О благодетельном влиянии умиротворяющих мелодий музыки на встревоженный и больной дух человека известно было с глубокой древности.

18. И Господь с ним, т. е. во всем благоуспешен.

20. Xлеб и вино должны были выразить почтительное приветствие Саулу со стороны дома Иессея.

23. Дух (злой по попущению) от Бога (ср. ст. 14, 15 и 16). См. прим. к концу 13 и к 14 ст.



Победа Давида над Голиафом.

1. Возможно предположить, что, нападая на евреев, филистимляне рассчитывали на предполагаемую неспособность больного Саула (XVI:14-21) оказать им умелое сопротивление. Но на этот раз филистимляне ошиблись в своих ожиданиях.

Сокхоф и Азек - города к юго-западу от Иерусалима.

3. Войска находились в таком положении, что нападающая сторона неизбежно рисковала потерпеть полное поражение. А так как никто себе не враг, то обе стороны стояли в бездействии, но в напряженном выжидательном положении. Неизвестно, сколько времени они простояли бы таким образом, если бы филистимлянам не пришла мысль решить дело военным поединком двух богатырей - из того и из другого лагеря. Богатырем со стороны филистимлян явился великан из города Гефа - Голиаф.

4. Локоть - длина руки от локтевого сустава до конца среднего пальца. Пядь - ширина в три ладони. Ладонь - ширина четырех пальцев.

5. Сикль, как мера веса, равнялся 3 золотникам, 34, 40 дол.

8. Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы, т. е. какое может быть сравнение между мной, - могучим, свободным филистимлянином, - и вами, - жалкими рабами больного маньяка Саула?

11. Очень испугались и ужаснулись, не надеясь подыскать со своей стороны равносильного Голиафу соперника.

12. Восемь сыновей, см. XVI:6-13.

15. Надобность в игре Давида временно прекратилась: война поглотила собой внимание и чувства Саула и тем предохраняла его от острых вспышек меланхолии.

18. Тысяченачальнику - в виде приветственного дара.

23. Те слова: см. 8-10 ст.

25. Свободным в Израиле, т. е. свободным от государственных повинностей.

28. Очевидно, первенец Иессея Елиав не мог простить своему младшему брату того предпочтения, которое было оказано этому брату пророком Божиим Самуилом (XVI).

33. Ибо ты еще юноша. "Давид был тогда юношей 15 или 16 лет, так как умер 75-ти лет, царствовал 40; почему, когда был убит Саул, имел 30 лет. А пред сим было сказано, что Саул, после двухлетнего царствования, лишился божественной благодати и потому все прочее время провел, враждуя на Давида" (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 41).

36-37. Ср. ст. 45-47.

42. Молод, белокур и красив лицом, т. е. без внешних признаков закаленного в боях сурового воина.

52. Аккарон - филистимский город, на запад от Гаваона.

54. На вопрос о том, "как Давид, не живши еще в Иерусалиме, внес в него голову иноплеменника", блаж. Феодорит отвечает: "Правда, Иерусалим населяли еще иевусеи (2 Цар V:6-8), но Давид, желая устрашить непобежденных иноплеменников своего отечества, указал им на голову сраженного им великого воителя", дерзко восстававшего на избранный народ Божий и полагавшего всю надежду на собственные силы (Блаж. Феодорит, толк, на 1 Цар, вопр. 42).

55. Чей сын этот юноша? 3анимая скромное место в толпе других придворных музыкантов, Давид мог быть и неизвестен лично Саулу. Слушая музыку Давида, Саул не обращал никакого внимания на игравшего; а если и видел его, так болезненные припадки, в период которых приглашался музыкант, могли помешать ему запомнить лицо игравшего. И только теперь, когда скромный музыкант на арфе сделался героем дня, славой Израиля, орудием Божественной помощи угнетенным, Саул обратил на Давида должное внимание и, не узнав его в лицо, спросил: "Чей сын этот юноша?"

57. Сообщаемое в 54 стихе относится, очевидно, ко времени после данного представления победителя Давида Саулу.



Народное расположение к Давиду. Подозрительность Саула. Тайная вражда Саула против Давида.

3. Союз дружбы.

10. Музыка Давида потеряла для Саула, по-видимому, всякое очарование. Вид предполагаемого претендента на его престол вызывал в Сауле необузданное бешенство.

11. Надобно полагать, что Саул действовал здесь не совсем бессознательно, потому что вскоре затем он начал хладнокровно придумывать другие, более благовидные, способы погубить Давида.

12-16. Явная благоуспешность Давида во всем, его неотразимое обаяние на окружающих внушали болезненно-подозрительному царю нечто вроде суеверного страха к личности своего предполагаемого врага.

17. Очевидно, Саул еще не решался открыто выступить против юного народного героя.

21. Она будет ему сетью: см. ст. 25.

25. Вено - брачный дар жениха за невесту, определявшийся в своем объеме, между прочим, и важностью социального положения невесты. Вено за дочь царя не могло быть малозначительным.

Краеобрезание - обрезание крайней плоти.

26. Чувства Мелхолы и Давида, очевидно, были взаимными.

27. Еще не прошли назначенные для выступления в поход дни.

28-30. Заключив брак между Мелхолой и Давидом, Саул "попал, так сказать, в сети, расставленные им самим. Сделавши Давида своим зятем, он понял, что Давид стал теперь несравненно опаснее для него, так как сделался членом его царского дома" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 90).



Начало открытого преследования Давида Саулом. - Бегство Давида в Раму, к пророку Самуилу.

1. Потеряв надежду погубить Давида тайно, Саул сбрасывает с себя личину последнего самообладания и открыто заявляет придворным о своих чувствах и намерениях в отношении сына Иессеева.

3. На поле, пользуясь благодушием царя во время прогулки.

6-7. Наружно Саул не мог не согласиться с разумными доводами Ионафана, но в душе, конечно, оставался по-прежнему нерасположенным к Давиду.

19. В Навафе, в Раме, (см. прим. к 5 ст. X гл. ). "Наваф" переводится обыкновенно как собственное имя и, вероятно, действительно употреблялось как собственное имя; но оно, по всем признакам, заключает в себе нарицательное понятие, соответствующее тому, что у нас называется "общежитием"; некоторые толкователи слово "Наваф" переводят "пастушеский дом, гостиница", а халдейский переводчик - "дом учения". Имея ввиду, что в Навафе был сонм пророков, можно думать, что Наваф был общежитием, питомником, "seminarium'oм" сынов пророческих в Раме Самуиловой (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 92-93, прим. ).

20-24. И они стали пророчествовать. См. прим. к X:5. Нет ничего невозможного в том предположении, что посланные взять Давида, всей душой принадлежали несправедливо гонимому победителю филистимлян и, быть может, немало мучились внутри себя, исполняя долг повиновения Саулу. "И вот, они приходят в Раму. Со свойственным еврею чувством благоговения, смешанного со страхом, подходят к таинственному жилищу пророков, и глазам их представляется поразительное зрелище: множество мужей и юношей, с маститым старцем во главе, в торжественной позе, с вдохновленным взором, могучим, но согласным голосом поют возвышенные гимны, прославляющие величие и чудные дела Иеговы. Глубоко пораженные воины невольно останавливаются, вспоминают о деле, за которым пришли, и ими овладевает благоговейный ужас. С поразительной ясностью они видят всю неестественность, всю греховность дела, за которым явились. С сильным волнением они начали сообщать друг другу свои мысли и чувства, прославлять подвиги и благочестие Давида и в конце концов до того воодушевились, что стали верить, насколько умели, могучему хору пророков" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 95-96). Обаяние сонма пророков было настолько велико, что его не избежал и сам Саул (23-24 ст., ср. X:10-13).



Давид и Ионафан. Вторичное бегство Давида из Гивы Вениаминовой.

5. Новомесячие - праздник новомесячия (Чис X:10; XXVIII:11-15).

6. Там годичное жертвоприношение всего родства его: см. прим. к VII:9.

8. Ибо ты принял раба твоего в завет Господень с тобою: см. XVIII:1-4.

26. Нечист, т. е. находится в состоянии какого-либо очищения себя по закону (cм. Лев XI; XII; XIII; XVII; Чис V; XII; XIX; XXXI и др. ).

40. В город Гиву Вениаминову.



Пребывание Давида в городе Номве. Бегство к одному из филистимских царей - Анхусу.

1. Номва - к северо-востоку от Иерусалима. Можно полагать, что здесь находилась в настоящее время скиния Господня.

К Ахимелеху первосвященнику: в Мк II:26 при упоминании об этом событии назван Авиафар. Предполагают, что евангелист назвал вместо отца сына, который, за старостью отца, исправлял-де первосвященнические обязанности. Но, имея в виду 2 Цар VIII:17 и 1 Пар XVIII:16, нужно отдать предпочтение другому предположению, что как отец, так и сын носили двойное имя: Ахимелех-Авиафар.

И смутился Ахимелех: отношения между Саулом и Давидом не могли быть, конечно, неизвестны первосвященнику. Приход царского зятя без надлежащей свиты заставил предположить первосвященника, что Давид преследуем и потому небезопасен для тех, кто бы вздумал укрыть его от царя.

2. Вымышленный Давидом предлог посещения города Номвы, а равно и вымышленное объяснение им своего желания получить священные хлебы и меч Голиафа (ст. 3-6, 8-9) могут быть объяснены тем поистине безвыходным положением, в котором находился невинно преследуемый Давид.

3-6. Ср. Лк VI:1-4.

10. Геф - один из главных филистимских городов к западу от Вифлеема. См. прим. к 17 ст. VI гл.

13. И изменил лицо свое, т. е. притворился безумным, дабы не возбудить в филистимлянах подозрений насчет каких-нибудь скрытых политических целей его прибытия к ним.



Пребывание Давида в пещере Адоллам, в Массифе моавитской, и в лесу Xерет.

1. Адоллам - между Гефом и Вифлеемом, в пустынной части Иудиных гор. И пришли к нему туда, считая свое вифлеемское жилище не вполне безопасным от гнева исступленного Саула. Саул мог захватить семейство Давида в качестве заложников, чтобы тем самым принудить своего мнимого врага к добровольной сдаче.

2. И собрались к нему все несправедливо притесненные сильнейшими их; все должники, в конец истощенные своими неумолимыми кредиторами и не нашедшие суда над ними; все огорченные душею, т. е. пострадавшие от того грубого произвола и неурядицы, которые царили в пределах монархии больного Саула.

3. Массифа Моавитская - в южных пределах земли моавитян.

Пусть отец мой и мать моя побудут у вас. Несомненно, что в пределах Еврейского царства безопасность семьи Давида не могла быть гарантирована так прочно, как за пределами этого царства. Притом же присутствие в дружине Давида преклонных родителей последнего могло бы оказаться, в конце концов, стеснительным для быстрых переходов и решительных действий дружины.

5. Не оставайся в этом убежище. "Водимый Богом ум пророков находил, что Давиду не следовало оставаться долгое время в зависимом общении с соседними языческими царями и жить вдали от своего народа, не принимая никакого деятельного участия в его судьбах" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с 102).

Местность: Лес Xерет, Зиф, Маон, Энгадди - в промежутке между Xевроном и Мертвым морем.

8. Строить мне ковы. В больном воображении царя действия Давида получают вид широко организованной вооруженной агитации против Саула.

9. См. XXI:7.

10. И тот вопросил о нем Господа - через посредство святыни Господней первосвященнического нагрудника. В XXI главе об этом действии Ахимелеха не упоминается: достоверность показания Давида не стоит, однако, в противоречии с дальнейшими показаниями и самого первосвященника: "Разве теперь только я стал вопрошать для него Бога?" (12-15 ст. ).

18. Носивших льняной ефод. См. прим. к II:18.

20-23. Вместе с первосвященником в стан Давида был принесен и священный ефод (XXIII). В наиболее затруднительных случаях Давид мог пользоваться теперь откровениями благой и совершенной воли Господней, являемыми через посредство Его святыни.



Освобождение Давидом города Кеиль. Скитания Давида в пустынях Зиф и Маон.

1. Кеиль - к северо-западу от Xеврона.

2. И вопросил Давид Господа - через посредство святыни Господней (ст. 6).

14. Пустыня Зиф. См. прим. к XXII:5.

17. И Саул, отец мой, знает это. См. XX:30-31; XXIV:18-23.

19. Зифеи - жители местности Зиф. См. прим. к XXII:5.

21. Пожалели о мне. Ср. XXII:7-8.

24. Пустыня Маон. См. прим. к XXII:5.



Пребывание Давида в Эн-Гадди. Великодушие Давида в отношении Саула.

1. Эн-Гадди - дикая гористая местность на западном берегу Мертвого моря.

6. Больно стало сердцу Давида - при сознании того невысокого чувства, которому он только что подчинился (ср. ст. 7).

15. За мертвым псом, за одною блохою. Сравнения, указывающие на несоизмерность социального положения и вооруженной силы Саула и Давида.



Навал и Авигея.

1. Пустыня Фаран - северная часть Аравийской пустыни, между Палестиной и Египтом, Идумеей и Синайским полуостровом.

2. Маон. См. прим. к XXII:5.

Упоминаемый здесь Кармил - город на юг от Xеврона.

3. Имя Навал означает "Безумный". "Без сомнения, это было не подлинное его имя, а прозвище, данное народом. Навал поражал окружающих дикостью и нелепостью своего характера, и народный юмор, скрыв его настоящее, быть может, совсем к нему не подходившее имя, утвердил за ним название самодура" (Я. Богородский, "Еврейские Цари", с. 112).

5-9. "Давид рассчитывал на благодарность Навала за то, что воины Давида, по роду жизни похожие на тех праздных наездников, от которых владельцы стад терпели немало, не только ничего не похитили из стад Навала, но и оберегали их от хищников; были оградой для его пастухов, как сознавались сами пастухи. Но Навал показал, что он недаром носил свое прозвище" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 112).

13. Давид оставлял безнаказанной несправедливость Саула, щадя в его лице Помазанника Божьего и видя в своей покорности ему долг верноподданного (XXIV:7, 10-16); но не мог оставить без наказания дикую выходку Навала, так как смирение пред Навалом могло быть истолковано его сторонниками за простое бессилие защитить свою честь и права.

21-22. См. прим к 13 ст.

24-31. Авигея извиняется пред Давидом в происшедшем недоразумении, объясняя его прирожденной, общеизвестной глупостью и самодурством Навала; умоляя Давида укротить свой гнев, предсказывая ему в будущем твердое и славное царствование, которое да не омрачится воспоминанием о несправедливо пролитой крови невменяемого Навала и его домашних.

36. И не сказала ему ни слова о прошедшем, так как это было бы в данное время бесполезным, а быть может, и прямо вредным, - принимая во внимание необузданный нрав Навала.



Новое великодушие Давида в отношении Саула (ср. XXIV гл. ).

1. Зифеи. См. прим. к XXII:5.

8. И не повторю удара, т. е. надеюсь, что жизнь Саула прекратится после первого же удара копьем.

11-12. В 15-16 ст. объясняется, для чего были взяты копье и сосуд.

15. Не муж ли ты, т. е. разве ты не мужчина? И кто равен тебе в Израиле по силе и отваге, а также по положению у престола родственно расположенного к тебе царя (XIV:50)?

19. Ступай, служи богам чужим, т. е. иди из земли избранного народа Господня и скитайся в землях язычников, среди поклоняющихся идолам.

20. Вышел искать одну блоху, гоняется за куропаткой. См. прим. к 15 ст. XXIV гл.

25. Ср. XXIV:21-22.



Пребывание Давида в филистимских городах Гефе и Секелаге.

2. Филистимский город Геф - к западу от Вифлеема. Ср. XXI:10-15.

3. Ср. XXV:42-43.

5-11. "Анхус смотрел на Давида как на своего вассала и обязывал его вредить своим врагам, евреям. Чтобы избавить себя от этого невозможного условия и в то же время не навлечь на себя подозрения Анхуса, Давид выпросил для жилища себе удаленное от столицы местечко на южной окраине филистимской земли Секелаг. Отсюда он предпринимал походы со своей дружиной, но не на восток, во владения Саула, а на юг для поражения хищнических племен, одинаково враждебных как филистимлянам, так и евреям" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 115-116).



Враждебные замыслы филистимлян против евреев. Посещение Саулом аэндорской волшебницы.

1. Пребывание Давида в стане филистимлян и его мнимое служение интересам последних (XXVII гл. ) внушало врагам евреев надежду на успех затеянного ими предприятия.

2. Ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. Осторожный ответ Давида был истолкован Анхусом в благоприятном для себя смысле.

3. На вопрос о том, "почему священный писатель, написав выше (XXV:1) о кончине пророка Самуила, снова упоминает о ней", блаж. Феодорит отвечает: "Намереваясь повествовать о волшебнице (вызвавшей тень Самуила), он вынужден был упомянуть и о смерти Самуиловой" (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 62).

4. На этот раз филистимляне вторглись в землю евреев не по прямому пути - в ее южную часть, где тотчас могли встретить войско Саула, а сделали обход к северу и проникли в долину Ездрилонскую, наиболее удобную для действия их конницы.

Сонам - город Ездрилонской долины. Гелвуй - гора к югу от Сонама.

5. Крепко дрогнуло сердце его. "Это был уже не тот Саул, который не знал страха на войне и не считал количества врагов своих. Года, житейские треволнения, болезнь и сознание затаенного недовольства и недоверия подданных сломили его дух, подорвали веру в себя" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 118).

7. Сыщите мне женщину волшебницу. Ср. конец 3 стиха. Очевидно, волшебство было преследуемо прежде Саулом не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя.

Аэндор - на север от Гелвуя, между Гелвуем и Фавором.

9. См. конец 3 стиха.

12. Грозный, обличающий вид Самуила подсказал женщине, что пред ней не кто иной, как непримиримый враг пророка - еврейский царь Саул.

13-14. Вопреки ожиданиям самой волшебницы, произошло не призрачное, а действительное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила подобием тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его доме (см. блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 63).

16. Сделался врагом твоим, т. е. перестал быть благосклонным к тебе.

17. См. XIII:8-14; XV; XVI.

18. См. XV.



Пребывание Давида в лагере филистимлян. Недоверие к нему филистимских князей. Возвращение Давида в Сакелаг.

1. Афек - возвышенная местность северо-западнее Содома. Низменная местность. Изреель - западнее Гелвуя, к югу от Афека. Таким образом, за время отсутствия Саула в Аэндоре, позиции воюющих сторон переменились к явной невыгоде евреев: филистимляне отступили немного к северу и заняли возвышенную позицию; евреи же, оставив возвышенность Гелвуй, сошли на соседнюю низменность.

2. Кнезья филистимские - подвластные Анхусу властители отдельных филистимских областей. См. прим. к VI:17.

4-5. Решительное недоверие филистимских князей к доблестному победителю филистимлян и верному слуге Саула Давиду помогло последнему выйти из своего крайне щекотливого положения в лагере врагов еврейского народа.

8-10. Разговор, удостоверивший Давида в том, что лично Анхус не питает к нему никакого недоверия и что он может спокойно возвратиться в приютивший его Секелаг (XXVII гл. ).

Идите на место, которое я назначил вам, т. е. в город Секелаг.



Набег на Секелаг амаликитян. - Возвращение в Секелаг Давида. - Преследование и поражение амаликитян.

1. Амаликитяне - кочевой народ Синайского полуострова. Несомненно, они хотели воспользоваться тем обстоятельством, что военные силы филистимлян и Давида были отвлечены в данный момент далеко на север (см. прим. к XXVIII:4).

5. Ср. XXV:42-43.

6. Народ хотел побить его камнями, считая уход Давида в Афек одной из ближайших причин разразившегося несчастья.

9. Поток Восор впадает в Средиземное море, к западу от Вирсавии.

14. Керети - название земли филистимлян.

Часть Xалева - местность около Xеврона.

26-31. Долговременное пребывание Давида за рубежом еврейской страны могло быть истолковано евреями в неблагоприятную для Давида сторону. Поражение давнишних врагов Израиля - амаликитян (Исx XVII:8-16) и присланный старейшинам подарок должны были убедить еврейский народ в том, что в отношении своих взглядов и чувств к родине Давид остается таким же, каким был и ранее.

Кроме еврейских городов, подарки Давида были посланы и во многие зарубежные местности (вблизи южной и юго-восточной окраины еврейского государства), "где ходил Давид сам и люди его", в знак признательности за прежнее гостеприимство.



Поражение евреев филистимлянами. Гибель Саула и его сыновей.

1. См. примеч. к XXIX:1. И пали, пораженные на горе Гелвуе. Смятые в долине, евреи бросились было на свои прежние позиции, но было уже поздно: волна филистимлян, хлынувшая с покатой возвышенности Афек, гнала их и разила нещадно.

7. На стороне долины Ездрилонской.

10. Беф-Сан - на юго-восток от Изрееля, по направлению к реке Иордан.

11. Иавис Галаадский - в средней частя восточного Заиорданья.

12-13. И поднялись все люди ... и взяли тело Саула и тела сыновей его ... и погребли - в благодарность за освобождение их города Саулом от набега аммонитского царя Нааса (XI гл. ).