КОММЕНТАРИЙ
НА ВСЕ КНИГИ СВ. ПИСАНИЯ А.П.
ЛОПУХИНА

Книга Второзаконие

1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 32 33 34    



Глава 0

Книга Второзаконие

Название книги. В еврейском тексте пятая книга Моисея называется: 1) «Елле-гаддебарим» («Сии слова»), или сокращенно: «Дебарим», — соответственно начальным словам книги; совместно с этим, на языке раввинов: 2) «Мишнегапфа» («Повторение закона»), — по характеру своего содержания; 3) «Сефер токахот» («Книга обличений»), по той же причине. На характер содержания книги указывают ее названия и в переводах: греческом, латинском, славянском, русском. В греческой Библии пятая книга Моисея носит название: «Deuteronomion» («Второзаконие»), в латинской: «Deuteronomium» («Второзаконие»), в славянской и русской «Второзаконие».

Ее содержание. Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числ (с включением, по местам, некоторых новых законодательных положений). Цель воспроизведения — возобновление в памяти молодого еврейского поколения поучительных моментов божественного промышления об избранном народе и данных ему законов. Ту же поучительную цель имеют и обличительно-увещательные речи пророка, помещенные в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделенного вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.

Время и место произнесения речей Второзакония отмечены в первых стихах первой главы книги.



Моисей напоминает еврейскому народу повеление выступить от Синая к Ханаану. — Избрание 1000-начальников, 100-начальников, 50-начальников, 10-начальников. — Отправление соглядатаев Ханаанской земли. — Ропот народа и суд правды Божией. — Самовольное вторжение в южные пределы Ханаана и поражение при Хорме.

1–2 Имеется в виду южная часть Восточного Заиорданья и прилегающая к нему пустыня. Евр. Dej-zagab (рус.: Дизагав) передано у LXX нарицательным: «Katacrusea» (слав.: «златыми рудами»).

3–4 «Сороковой год» — по выходе евреев из Египта.

5 «Изъяснять закон» Второзаконие не есть кодификация каких-либо новых в отношении к изложенным в книгах Исход, Левит, Числ законам постановлений: оно представляет собою нравственно-назидательное воспроизведение, в большинстве случаев, тех же законов, что записаны и в означенных книгах. «По истечении сорока лет, — замечает блаж. Феодорит, — когда по Божественному определению изгибли осужденные (умереть в пустыне), Бог повелевает исчислить детей их, достигших того же возраста, в каком были отцы во время первого исчисления. Этих-то детей, вводя в обетованную землю, Бог, через пророка, учит тому закону, который дан был беззаконным отцам их» (Толк. на кн. Втор. вопр. 1).

6–8 Вспоминается то время, когда, после объявления закона и устройства скинии, Господь повелевает народу идти к южным границам обещанной ему земли (Чис X:12).

9–18 Моисей говорит о назначении подчиненных ему начальников из народа, по совету Иофора (Исх XVIII:13–26).

По расчислению раввинов, на 600 000 человек, вышедших из Египта (Исх XII:37), начальствующих лиц было назначено: 60 000 десятников, 12 000 пятидесятников, 6000 сотников, 600 тысяченачальников, — всего 78 600 человек.

В комментируемом месте не имеются в виду те 70 старейшин, которые избраны были разделять с Моисеем бремя высшего народного правления и которые, как ближайшее помощники пророка, озарены были духом пророчества (Чис XI:11–17, 24–29).

19–40 Ср. Чис ХIII; XIV:1–39; XX:12.

41–45 Ср. Чис XIV:40–45.



Окончание сорокалетнего странствования, прибытие к южным пределам Ханаана. — Обход владений Едома, Моава и Аммона. — Начало завоеваний: покорение аморрейского царя Сигона.

1–3 В кратких словах обнимается все 38-летнее странствование народа по пустыням.

4–23 Ср. Чис ХX:14–22; XXI:4, 9–20.

«Остерегайтесь начинать войну» с родственными вам народами Едома, Моавии, Аммона. Если бы евреи исполнили этот совет, то положение их в Ханаане было бы очень прочным. Защищенные с севера Ливаном и Антиливаном, с весьма легко защищаемым Емафским проходом, с юга — скалистой цепью гор с нелегко проходимыми ущельями, с востока — пустыней и Мертвым морем, с запада — Средиземным морем, они имели бы в то же время три крепких передовых поста: едомитян на юго-востоке Ханаана, моавитян — на восток от Мертвого моря и аммонитян — на восток от устьев Иордана.

«И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины от Елафа и Ецион-Гавера» (ст. 8). Срав. 4 ст. XXI гл. кн. Чис: «от горы Ор отправились они путем Чермного моря». Т. е. путь евреев пролегал по той равнине, которая идет от северной оконечности черноморскою залива Акаба (Елаф, Ецион-Гавер) к северо-востоку, параллельно восточным склонам Идумейских гор, и по которой по настоящее время совершают свое путешествие караваны, идущие из Мекки в Дамаск.

10-12 В стт. 10–12 и 20–23, представляющих этнографическую вставку в рассказ, еврейскому народу сообщаются интересные указания относительно истории тех cтран, мимо которых он проходит.

Кук и другие ученые относят рефаимов, емимов, замзузимов и прочих первообитателей Ханаана к семитической расе.

Кафтор отождествляется с о. Критом, кафторимы — с его выходцами филистимлянами (Пелешет), поселившимися в юго-западном углу Ханаана и сообщившими свое имя (Палестина) всей стране.

24–37 Ср. Чис XXI:21–31.



Завоевание Васана — Раздел земель восточного Заиорданья. — Запрещение Моисею войти в Ханаан

1–10 Ср. Чис XXI:33–35, 12–22. Ср. Чис XXXII.

«Киннерет» — Гениссаретское озеро. «Море равнины» или «Соленое» — Мертвое море.

26 Ср. Чис XX:1–13; Втор I:37.

27 Ср. Чис XXVII:12–14.

28 Ср. Чис XXVII:15–23.

29 Имеется в виду сосредоточение Израиля на моавитских равнинах после завоевания царств Сигона аморрейского и Ога васанского.



Воспоминание событий в Ситтиме, при Синае, в Египте. — Нравственный вывод из них. Назначение трех городов убежища на восток от Иордана.

1–6 Ср. Чис XXV.

7–19 Ср. Исх XIX; XX; XXIII:21–25; XXIV:4–8; XXXI:18; XXXII:15–16; XXXIV:1–4.

20 Cp. Исх III–XV.

21–22 Ср. Чис XX:1–13; Втор I:37.

48 Ермон назывался «Сионом» (евр. Sion в отличие от Zion — название Иерусалимского Сиона), т. е. «высоким».



Завет Бога с еврейским народом при Синае.

2–31 Ср. Исх ХIХ, ХХ и д.



Напоминание Израилю о том, что Бог один. — Предупреждение от идолопоклонства и приглашение к истинному богопочтению.

8–9 Ср. Исх ХIII:9, 16; Втор XI:18, 20. Буквальное понимание означенных здесь советов Моисея ввело в обычай среди евреев употребление так называемых мезуз и тефилин. Мезузы — священные надписи на косяках домов; тефилины — коробочки с заключенными в них выдержками из Св. Писания, прикрепляемые к рукам и ко лбу (евангельские «хранилища», Мф XXIII:5).

13 «И Его именем клянись» Имея в виду запрещение 3-ей заповеди, нужно допустить, что в данном месте дается разрешение на употребление клятвы лишь в важных случаях, когда клятва является единственным и высшим подтверждением истины.

Кроме того, комментируемым выражением, по мнению блаж. Феодорита, предупреждается возможность употребления в клятве имен языческих народов. «Закон повелевает клясться Богом, — говорит церковный учитель, — чтобы израильтяне не клялись богами лжеименными» (Толк на кн. Втор., вопр. 4).

16 О Массе и Мериве см. Исх XVII:1–7; о Мериве при Кадесе — Чис XX:1–13; ХХVII:14; Втор XXXII:51.

20–24 См. Исх ХII:25–27, XIII:8, 14–15



Запрещение евреям вступать в союзные или родственные отношения с народами, живущими в земле обетования. Исполнение божественного закона, как условие благословенного существования Израиля.

1–4 Причина беспощадного истребления ханаанцев при завоевании Ханаана и недозволения вступать с ними в союзные или родственные отношения после завоевания ясно указана четвертым стихом настоящей главы.

5 Во избежание увлечения язычеством.

7 По сравнению с могущественными народами древнего мира, Израиль, действительно, должен быть назван «малочисленным». По сравнению же с тем, что он представлял в момент переселений патриархальной семьи в Египет, он подлинно размножился «как звезды небесные» (Втор I:10; X:22)

22 Ср. Исх XXIII:29, 30. Случай размножения хищных зверей после быстрого массового выселения из страны ее обитателей записан в 24–26 ст. XVII гл. 4 кн. Цар.



Напоминание Израилю прошлых благодеяний Божьих и указание грядущих. — Увещание быть благодарным и послушным Богу.

3 Бог «питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои», т. е. предки, жившие до выхода народа из Египта, дабы показать тебе, что «не одним хлебом (произрастающем естественным порядком) живет человек, но всяким, являющимся по слову благого и всемогущего Господа».

7–9 В настоящее время Палестина не отличается таким изобилием естественных богатств.



Поучительное напоминание жестоковыйному народу, что если он и наследует землю обетования, то отнюдь не за свою праведность, а по милости Божией.

2 См. пр. к 23 ст. XIII гл. кн. Чис.

3 «Скоро» в этом случае не значит «немедленно»; иначе с землей могло бы случиться то, что предусмотрено 22 ст. VII гл. кн. Втор. «Скоро» здесь означает: «без особых усилий», «без особой траты времени и сил».

8–21 Исх ХХХII-ХХXIV.

22 Исх XVII:1–7; Чис ХI:3.

23 Чис XIII–XIV; Втор I:19–46.

25–29 Исх ХХХII:9–14, 31–34; XXXIV:28.



Напоминание о вторых скрижалях завета и об избрании колена Левия для служения Богу при скинии. Уяснение народу духа требований богодарованного закона.

1–5 Исх ХХV:10–22; XXXIV:1; XXXVII:1–9.

6–7 См. пр. к 34–35 ст. XI гл. и к 1–49 ст. XXXIII гл. кн. Чис.

8–9 примыкают непосредственно к 1–5 ст. Выражение «в то время» не может означать момента стояния евреев в местностях, указанных в 6–7 ст.: выделение колена Левия для служения при скинии последовало до выступления от Синая и смерти Аарона.

10–11 Исх ХХХII:31–34; XXXIII:1–3; XXXIV:8–11.

16 Выражение «обрезать крайнюю плоть сердца» означает добродетель внутреннего добровольного самоограничения человека в его недостойных помыслах (Мф XV:19), чувствованиях и поступках (Лев ХXVI:41; Иер IV:4; Иез XLIV:9; Деян VII:51).

20 См. пр.к 13 ст. VI гл. кн. Втор.

22 Исх I:1–5; XII:37; XXXVIII:26; Чис I:46; III:39.



Благодарное памятование чудес благости Божьей, явленных Израилю, и добровольное исполнение богодарованного закона являются непременным условием благоденствия евреев в земле обетования.

7 Многие из евреев, в возрасте от 50 лет и выше, могли ясно помнить обстоятельства выхода народа из Египта, а тем более — возмущение Корея и его сообщников (ср. однако Втор II:14).

10 Плодородие Египта обусловливалось напряженным трудом искусственного орошения, через посредство каналов и канав, проводящих воду из реки Нила. Раскрытие и закрытие маленьких канавок, орошавших плантации частных лиц, делалось примитивным способом — ногами, как это и теперь делается в некоторых азиатских странах.

11 Ханаан имеет обильное естественное орошение, через посредство дождей, а также источников, берущих свое начало в горах и струящихся в долинах.

14 Под именем «дождя раннего» разумеется осенний (в начале еврейского гражданского года) дождь, необходимый для всходов; под именем «дождя позднего» — весенний, способствующий наливанию зерна и плодов.

29–30. Ср. Втор XXVII:12–26. Горою Гаризим считают ту, на склоне которой построен Сихем (Неаполис, Кабулус), расположенный близ древней дубовой рощи Море (Быт XII:6). Гора Гевал высится на северной стороне Сихемской долины.

«Против Галгала» По мнению некоторых комментаторов, Галгал, упоминаемый в 30 ст. XI гл. кн. Втор. нужно отличать от Галгала, упоминаемого в 19–20 ст. IV гл., 9–10 ст. V гл. кн. Нав.



Завещание Моисея народу об уничтожении следов и проявлений идолопоклонства в земле обетования. — Охранение устава о жертвоприношениях и единстве богослужебного пункта.

3 «Столб» (массеба) деревянное цилиндрическое изваяние в честь Астарты, «роща» (русск.) или «дубрава» (слав.), евр. ашера — ветвистые деревья (ср. Ос IV:13) с жертвенниками в честь той же богини. «Истребить имя их от места того», чтобы уничтожить само воспоминание о бывшем здесь идолопоклонстве. Так поступили, напр., рувимляне, изменив имена городов Нево и Ваал-Меон (Чис XXXII:38).

5 ?. е. туда, где будет иметь пребывание скиния и впоследствии — храм.

6–14 , 17–19, 26–27. Принося в указанном месте свои жертвы, евреи должны здесь же съедать и десятины плодов, и первенцев скота, и обетные и добровольные приношения, приглашая к трапезе левитов и пришельцев.

По закону, десятины поступали в пользу левитов (Лев ХXVII:30–33; Чис XVIII:20–32), первенцы мужского пола принадлежали Богу (Исх XIII:1–2, 11–16); и наконец обеты, по самому свойству своему, должны принадлежать Господу. Между тем, в настоящем случае и о десятинах, и о первенцах, и об обетах говорится, что они должны быть съедаемы самим приносящим при участии левитов и бедняков. Очевидно, что в настоящем случае разумеются не обычные десятины, первенцы и обеты. Комментаторы предполагают, что кроме вышеотмеченной десятины, поступавшей в пользу левитов (Лев XXVII:30–33), существовала так называемая вторая десятина, которую евреи должны были посвящать на дела благотворительности. Из 22–29 cт. XIV гл. кн. Втор. видно, что эту десятину можно было приносить к скинии натурой, или (в том случае, когда скиния отстояла далеко) деньгами, а деньги употреблять на дела благотворения. Через два года в третий вторую десятину можно было съедать дома (а не при скинии), приглашая к трапезе левитов и бедняков (блаж. Феод. Толк. на кн. Втор., вв. 10, 13).

15–16 и 20–25. В пустыне запрещалось закалать чистое животное иначе, как при скинии, т. е. в жертву Господу (Лев XVIII); по вступлении же в землю обетования израильтяне получали право, «когда только пожелает душа их, — закалать (где угодно) и есть мясо» чистых животных, данное им «по благословению Господню». Подобная трапеза не имела характера жертвы: «нечистый и чистый» могли есть её, как едят (мясо) серны и оленя (ст. 15).

«Только крови не ешьте, — замечает законодатель, — на землю выливайте ее, как воду, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (ст. 16, 23). Во внимание к потребности усиленного питания ослабленной грехом природы человека, евреи получают подтверждение своего права (Быт IX:3) есть мясо, но вместе с тем получают и то предостережение, которое дано было Богом при благословении мясной пищи (Быт IX:4–5). Кровь, как условие жизненности телесного организма (в 14 ст. XVII гл. кн. Лев. читаем «душа всякого тeла есть кровь его») и вместе как символ принципа жизни вообще, — должна быть священной в глазах еврея. В установлениях о ветхозаветных жертвах крови жертвенных животных усвояется очищающее значение: «душа тела в крови, — говорить Господь, — и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев XVII:11). Очищает, разумеется не сама по себе, а в силу того нравственного настроения, которое должен был испытывать приносивший жертву раскаявшийся грешник и, — особенно, в силу своего преобразовательного отношения к искупительной крови новозаветного Агнца.

По мнению блаж. Феодорита, запрещение вкушать кровь чистых животных «врачует в израильтянах склонный к убийствам нрав их. В самом деле, если есть кровь бессловесных животных значило «есть душу», то тем более законопреступно разлучать с телом разумную душу» (Толк. на кн. Втор., вопр. 11). В IX гл. кн. Быт вслед за 5 ст. знаменательно стоит: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт IX:6).



Предохранение израильтян от ложных пророков и лиц, могущих совратить их в идолопоклонство.

1–4 (евр. 2–5). Дар чудотворения не есть еще несомненный признак божественного посланничества чудотворца. Чудеса творили и египетские волхвы (Исх VII:11 и сл.), великие знамения и чудеса будет творить и последний враг рода человеческого, антихрист (XXIV:24; 2 Сол II:9). «Научимся через это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию» (блаж. Феодорит, на Втор., вопр. 12). Первым отличительным признаком божественного посланничества чудотворца и проповедника служит предмет и тон его проповеди. Если человек проповедует отступление от исповедуемого Бога, — он не посланник Божий (Гал I:8).

5–18 (евр. 6–13). Ложный пророк и всякое другое лицо, проповедующее отступление от Бога в пользу языческих божеств, должны быть преданы смертной казни; город, замеченный в проповеди отступления, должен подвергнуться поголовному истреблению жителей вместе со всем, что находится в городе, и впредь не восстановляться, — согласно точному смыслу законов о совратителе в идолопоклонство.

Имея значение карательной меры, закон о совратителях имеет в то же время и предупредительный характер: «весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла» (ст. 11). «И так истреби зло из среды себя» (ст. 5; ср. Втор XIX:19–20; XXII:21, 22, 24; XXIV:7).



Запрещение нарезов на теле и выстригания волос в знак траура, по обычаю язычников. — Повторение закона о чистых и нечистых животных. О второй десятине.

1–2 Лев XIX:27–28; XXI:5. Воспрещается делать нарезы на теле и выстригать волоса в знак скорби по умершем, как то делали язычники (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор. вопр. 13), напр., язычники-арабы делали это в честь бога Оротала. О сбривании волос и порезах в знак траура говорят: Геродот (III:8), Цицерон (De legib. II:25) и др. Из 28 ст. XVIII гл. 3 кн. Цар узнаем, что жрецы Ваала имели обычай делать нарезы на теле в знак усиленной печали и усиленного моления.

3–20 Ср. Лев XI. Орикс (ст. 5) — род антилопы. Камелопард — жираф.

21 Ср. Лев XVII:15; XXII:8. По сравнению с 15 ст. XVIII гл. кн. Лев., 21 стих XIV гл. кн. Втор. допускает некоторое снисхождение лишь в отношении «иноземца, который случится в жилищах Израиля» и который не принадлежит к числу «святых» членов богоизбранной общины.

Выражение: «не вари козленка в молоке матери его» (ср. Исх XXIII:19) можно сопоставить с выражениями: «ни коровы, ни овцы не закалайте в один день с порождением их» (Лев XXII:28); «если попадется птичье гнездо, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми» (Втор XXII:6). Взятые вместе с другими пунктами («не паши на воле и осле вместе», Втор XXII:10; «не заграждай рта волу, когда он молотит», Втор XXV:4 и т. п.), они характеризуют гуманное отношение Моисеева законодательства даже к неодаренным высокими духовными силами живым созданиям, служащим на пользу человеку.

22–29 См. пр. к 6–14, 17–19, 26–27 ст. XII гл. кн. Втор.



Закон субботнего года о прощении долгов. — Отпущение на свободу рабов из евреев. Повторение закона о первенцах из скота.

1–11 Дополняют установления о субботнем годе, изложенные в 11–12 ст. XXIII гл. кн. Исх и 17 ст. XXV гл. кн. Лев.

Четвертый стих, по своему содержанию, примыкает непосредственно к второму. Стихи 7–11 следуют за 4-м.

Седьмой год, год отдыха для земли, был вместе отдыхом и для бедняка, отягченного долгами. «В седьмой год делай прощение, — говорит закон. — Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо (в этот год) провозглашено прощение ради Господа». Михаэлис, Зальшюц, Олер, Пасторет, Винер, Смит и др. понимают приведенные слова в том смысле, что «прощение» состояло не в абсолютном прекращении права заимодавца требовать с должника данной ему взаймы суммы, а только в прекращении этого права в продолжение седьмого года, после которого заимодавец опять входил в свои права и опять мог требовать с должника занятой им суммы. В самом названии этого года «schemittah», говорит Зальшюц, не заключается понятия полного прощения долгов, а только — оставления на некоторое время права взыскания их. Особенно замечательно, — добавляет он, — в этом отношении то, что глагол schamat — оставлять — относится не к долгу, а к руке, требующей долг. В смысле временного оставления schemittah употребляется и в отношении земли, когда говорится об оставлении ее без обработки в седьмой год.

Другие ученые, напротив, уверяют, что в седьмой год совершенно прощались долги, в подтверждение чего приводят слова: «Если будет у тебя нищий кто-нибудь из братьев твоих, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения, и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему и ты не отказал ему; ибо он возопиет к Господу и будет на тебе великий грех». Настойчивое убеждение законодателя к состоятельным людям не отказывать бедняку в просимом им займе в виду приближения седьмого года как нельзя яснее, говорят они, указывает на истинный смысл закона об абсолютном прощении долгов.

Становясь на точку зрения ученых второй категории, должно предположить, что действие года прощения простиралось на все вообще виды долговых обязательств, но не простиралось на такие предметы, которые находились у заимодавцев не в качестве залога (залог должен быть возвращаем с уничтожением долга), а в качестве частичной уплаты долга. Закон погашения долга простирался лишь на недоплаченную сумму.

Действие закона о прощении долгов в седьмой год не простирается на иноземцев, как находящихся вне сферы социально-экономического строя избранной общины.

12–15 Продажа еврея самого себя в рабство единоплеменнику (Исх XXI:2) или продажа его в рабы по закону 3 ст. XXII гл. кн. Исх. имели последствием для него шестилетнюю службу купившему, с правом на освобождение от рабского состояния в седьмой год службы. Как после шестидневной работы недельная суббота и после шестилетней обработки земли годичная суббота должны были (служа для отдыха и восстановления сил трудящегося человека и производящей земли) обращать взоры еврея к Творцу и Промыслителю мира; так и освобождение раба после шестилетнего рабского состояния должно было служить (как для господина, так и для раба) напоминанием того, что они (независимо от социально-экономических случайностей) все-таки равноправные члены царства Иеговы.

В том случае, когда еврей делался рабом менее, чем за шесть лет до юбилейного года, для него не был обязателен шестилетний срок службы: в юбилейный год он делался свободным (Лев XXV).

Иной характер принимает Моисеево законодательство по отношению к израильтянину, поступившему в рабы к неизраильтянину, живущему среди еврейского народа. В указанном случае раб-еврей лишался права на освобождение в седьмой год. Он делался свободным не ранее юбилейного года. Ранее юбилейного года он мог освободиться лишь по выкупу.

В вознаграждение за шестилетнюю работу, в заглаждение временного социально-экономического неравенства между господином-евреем и бывшим рабом из евреев, в память, наконец, о собственном освобождении из рабства египтянам, — хозяин-еврей обязывается при отпуске раба-еврея снабдить его всякого рода имуществом (ст. 13–15).

16–17 Ср. Исх XXI:5–6. Получал законную санкцию, вероятно, один из практиковавшихся в древнем мире обычаев.

18 Примыкает, по своему содержанию, непосредственно к 14 ст.

19–22 Ср. Исх XIII:1–16, Чис XVIII:15–18. Жертва первородного от скота уподобляется мирной. За отданием священнической части, прочее съедалось приносителями «пред Господом» (Властов, Свящ. Летоп.).

23 См. пр. к 15–16, 20–25 ст. XII гл. Втор.



Повторение законов о праздниках Пасхи, Пятидесятницы, Кущей. — Устройство суда. — Запрещение садить рощи и ставить цилиндрические изваяния при жертвеннике Господу.

1–8 Ср. Исх XII:1–27; XXIII:15; Лев XXIII:4–8; Чис IX:1–14; XXVIII:16–25.

9–12 Ср. Исх XXIII:16, 19; Лев XXIII:15–21; Чис XXVIII:26–31. См. пр. к 26–31 ст. XXVIII гл. кн. Чис.

13–15 Ср. Исх ХХIII:16; Лев XXIII:33–36, 39–43; Чис XXIX:12–38.

16 Три общеобязательных годичных собрания евреев при скинии укрепляли в народе сознание и чувство его религиозно-национального единства.

18 Из 13–26 ст. XVIII гл. кн. Исх. видно, что еще при Рефидиме Моисей поставил 1000-начальников, 100-начальников, 50-начальников, 10-начальников и письмоводителей, которые должны были разбирать между евреями обычные дела и тяжбы. Но разделение Израиля на тысячи, сотни, полусотни, десятки было удобно во время странствования по пустыне, когда он жил в военно-дисциплинированной массе, и не представлялось удобным впоследствии, при расселении народа по всему Ханаану и заиорданью. Поэтому, в виду скорого поселения евреев в земле обетования, указывается такое устройство суда, которое более соответствовало бы новым условиям жизни народа. Поставление судей и книгочеев должно быть применяемо к расселению Израиля. По иудейскому преданию, каждое значительное селение выбираю себе семь судей, к которым присоединялись два левита.

21–22 Насаждение деревьев и постановка цилиндрических изваяний из дерева при жертвенниках были в обычае язычников.



Повторение законов. О качестве жертвенных животных. — О наказании идолослужителей. Устройство суда. Избрание и качества будущего царя евреев.

1 Ср. Лев XXII:19–25.

2–7 Ср. Исх XX:1–6, Лев XX:1–6; Втор XIII.

8–13 Во время странствования по пустыне высшей судебной инстанцией в еврейском народе был Моисей (Исх XVIII:19, 20, 23). После смерти великого вождя таковой инстанцией должен сделаться совет священников и судей при скинии собрания под председательством первосвященника, который имеет возможность вопрошать Бога через урим и туммим (Чис XXVII:2)

Раввины утверждают, что малый Синедрион получил свое учреждение на основании 18 ст. XVI гл. кн. Втор., а великий Синедрион — на основании 8–13 ст. XVII гл. кн. Втор.

14–20 Сам Господь неоднократно обетовал патриархам происхождение от них царей (Быт XVII:6; XXXV:11). Патриарх Иаков в своем пророческом благословении Иуде говорит о царях, которые будут происходить из колена Иудова до пришествия Примирителя (Быт XLIX:10). Моисей предвидит наступление царского правления в Израиле и потому дает руководительные указания народу относительно избрания царя, будущему царю — относительно его жизни и поведения.

По указанию Моисея, еврейским царем должен быть человек, избранный самим Богом из среды Израиля. Еврейский царь не должен помышлять о возвращении в Египет, о котором непокорный народ неоднократно вспоминал во время своих странствований по пустыне (Исх ХIV:11–12; XVI:3; XVII:3; Чис XI:5; ХXI:5) и куда думал однажды возвратиться (Чис XIV:3–4); не должен обставлять своего двора атрибутами языческой роскоши, пагубной для него самого и обременительной для экономии народа.



Повторение закона об уделе левитов. — Предохранение от идолослужения и увлечения ложными пророками. Обетование о пророке, подобном Моисею.

1–2 Чис XVIII:20.

3–5 Ср. Исх XXIX:26–28; Лев — II:2, 10; VI:24–29; VII:6–14, 28–36; IX:31–38; X:12–18; XIV:13; XXIII:20; Чис XVIII.

С вступлением в землю Ханаанскую отменялось данное в пустыне повеление, чтобы всякое чистое животное закалалось пред скинией, как жертвенное (Втор XII), через что содержание священников сокращалось в значительной степени. Поэтому, сверх «груди потрясения» и «плеча возношения», включены также «челюсти и желудок». К числу приношений первых плодов прибавлены начатки шерсти от овец (Властов, Свящ. Лет.).

6–8 Левит, навсегда покинувший пределы своего левитского города и перешедший на постоянную службу при скинии, получал содержание из средств последней, удерживая при себе и то, что «получал от продажи отцовского достояния» (ст. 8).

9–14 Ср. Лев ХIX:31; Втор XIII. «Проводящий сына своего или дочь свою через огонь», в честь богов язычества.

15–19 Согласно указаниям новозаветного Писания (Ин V:46; Деян III:22, 23; VII:37) и толкованиям христианских писателей, в комментируемых стихах следует видеть предсказание Мессии, так как из обыкновенных пророков, выступавших в Израиле после Моисея, никто не может быть сравнен с последним (Втор XXXIV:10–12).

«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, как ты». Моисей был вождь, пророк, законодатель Ветхого Завета, посредник между Богом и людьми, отличавшийся особенной близостью к Иегове (Чис XII:6–8); Мессия Иисус Христос есть Вождь, Пророк, Законодатель Нового Завета, Ходатай между Богом и людьми, по Своему божественному естеству — Единородный Сын Божий. Моисей освободил евреев от рабства Египту и довел до земли обетования; Христос Иисус Своей жизнью, учением, смертью освободил человечество от ига духовного Египта и открыл доступ в обители обетованного блаженства.

20–22 Ср. Втор XIII:1–5. В 1–5 ст. XIII гл. кн. Втор отмечается один признак «непризванности» пророка: не согласное духу божественного закона учение; здесь указывается другой: неисполнение предсказаний.



Повторение закона о городах убежища. — Неприкосновенность межи. Разъяснение закона о свидетелях на суде. — Наказание лжесвидетеля.

1–13 Ср. Чис ХXXV:6–34. «Отдели себе три города» (ст. 2, 9) — в Западном Заиорданье: три города в восточном уже были отделены (Втор IV:41–43). Об исполнении отмеченного распоряжения Моисея см. Нав XX:7, 14. Ср. Притч XXII:28.

15 Ср. Чис ХXXV:30; Втор XVII:6.

16–21 Мотив строгих мер, рекомендуемых законодателем в отношении лжесвидетелей, находим в 19–20 стихах (ср. Втор XIII:5, 11; XXII:21, 22, 24; XXIV:7).



Порядок приготовления к войне. — Льготы в отношении исполнения воинской повинности. — Ведение наступательной войны.

16–18 «Не оставляй в живых ни одной души», — во избежание соблазна идолопоклонством (18 ст.). Ср. Исх XXIII:32–33; Втор VII:2; IX:3; XII:2, 3.



Законы: о трупе убитого человека, при неизвестности убийцы; о браке с пленницей; о праве первородства детей от двух жен; о наказании непокорных детей; о казненном через повешение.

1–9 Закон возмездия и предупреждения преступлений требовал смертной казни умышленного убийцы (Быт IV:10, 11, IX:6, XLIX:5–7, Исх XXI:14, Чис XXXV:30–34). В случаях неизвестности убийцы совершались эмблематическая казнь виновного и обряд омовений рук, — в знак неповинности в преступлении и очищения от неведомо кем пролитой крови человека

10–13 Законодатель «не хочет, чтобы к веселью примешивался плач, к улыбке — слезы. Поэтому предписывает, чтобы пленнице дано было время на слезы, и потом уже, когда освободится от слез, вступала она в супружеское общение. Сверх того, обуздывает и вожделение пленившего, повелевая руководствоваться в общении не сладострастием, но рассудком» (блаж. Феодор, Толк. на кн. Втор., вопр. 19) «Ибо, — поясняет св. Ефрем Сир, — если он действительно пожелает иметь ее (пленницу) женою, то воздержится все то время, какое назначено законом» (Толк. на кн. Втор. гл XXI).

17 Первородный получал двойную часть наследства, по смерти отца входил в права и полномочия старшего в семье. До централизации еврейского богослужения при скинии и выделения на служение Иегове Левиина колена первородный имел, кроме того, право совершения патриархального богослужения в своем роде

18–21 Ср Исх ХX:12, XXI:15, Лев XX:9. Семейство представляет собою один из атомов, из совокупности которых слагается организм государства. От прочности нормальных отношений в первом в значительной степени зависит незыблемость их и во втором. В теократическом государстве, каким было государство евреев, благоденствие государства есть вместе и благоденствие Церкви. Отсюда понятна та строгость, которую проявляет закон в отношении лиц, являющихся нарушителями пятой заповеди.

В противоположность обычаю и праву других народов древнего мира (напр., римлян), предоставлявших отцу казнить собственных детей, закон евреев постановление и исполнение смертного приговора в случаях, отмеченных комментируемыми стихами, равно как и в других, ставит в зависимость от правильно-организованного суда.

22–23 «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве», — за то преступление, которое он совершил.



Законы: о сбережении чужой собственности; об одеждах пола; об отношении к животным; о мерах предосторожности при возведении построек; о несмешении вида; о кистях внешней одежды; о публичном оклеветании мужем своей жены; о разных видах любодейства.

1–4 Ср. Исх XXIII:4–5.

5 Ср. ст. 9–11. Цель законодателя — предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. Лев XVIII:22–24). Обычай переодевания в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира.

6–7 Ср. Исх XXIII:19; Лев XXII:28; Втор XIV:21; XXII:10: предписания гуманного отношения к животным, служащим на пользу человеку. «Мать, оставленная в живых, — замечает по поводу комментируемого места св. Ефрем Сир., — может иметь и других птенцов. Если же оставишь птенцов, взявши их мать, — они умрут злой смертью. А если возьмешь и мать, и птенцов, то лишишь землю птицы» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).

8 Ср. Исх ХXI:29–34; XXII:6. Предписания осторожности в действиях.

9–11 См. пр. к 5 ст. Объясняя смысл 11 стиха, св. Ефрем Сир. замечает: «законодатель хотел, чтобы народ в самой одежде своей (ср. след., 12 ст.) далек был от языческих народов» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).

12 Ср. Чис XV:37–41.

13–19 Узаконяется, вероятно, один из обычаев древности.

20–29 Ср. Исх XXII:16, 17; Лев XVIII:20; XXI:9; Ин VIII:5.

Девица, потерявшая честь в доме родителей (20–21 ст.), оба участника акта добровольного прелюбодеяния (22–24 ст.), виновник — насильственного (25–27 ст.) подлежали смертной казни через побиение камнями, «ибо, — замечает св. Ефрем Сир., — меч (здесь не в букв. см.) жаждет крови того, кто пьет воду татьбы из источника чуждого (Притч IX:17, 18)» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII). Совершивший насилие над свободной девицей обязывался уплатить денежный штраф ее родителям и сделаться законным мужем обольщенной, без права развода (28–29 ст.).

30 Ср. Лев XVIII, 7–8. В евр. т. этот стих отнесли к гл. XXIII.



Законы: о принятии в израильскую общину; о чистоплотности стана; о беглых рабах; о профессиональных блудниках и блудницах; о процентах; об обетах; о пользовании чужим садом и жатвой.

1–8 В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, — так как закон чужд всякой противоестественности (см. Втор XXII:5, с прим.), почему «запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот» (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых, потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания (Быт XIX:36–38); а потом и по причине нечестия, участниками в котором сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в служение идолам (Чис XXV)» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в израильскую общину, — вероятно по причине сравнительной чистоты их нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые ученые держатся того мнения, что последняя была не чем иным, как прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян (2 Пар XXV:14) относится сравнительно к позднейшему времени, при чем неизвестно еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением, или же только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца (Исх XXXII:1–6).

9–14 Правила гигиены, получающие особенное значение в виду богоизбранности народа.

15–16 Имеются в виду рабы, прибежавшие из-за палестинского рубежа.

17–18 Имеются в виду профессиональные блудники и блудницы, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих божеств (ср. 3 Цар XIV:23–24; XV:12). Размер денежного обета в скинии не должен быть тождествен с той платой, которая дается блуднице и блуднику («псу», ст. 18).

19–20 Ср. Исх XXII:25; Лев XXV:35–37. Закон запрещает еврею пользоваться процентами на капитал, данный в ссуду «брату», т. е. еврею же. Разрешалось взимать проценты только с иностранца, стоявшего вне сферы отношений теократической общины.

21–23 Ср. Лев XXVII; Чис ХХХ (правила обетов).

24–25 Ешь виноград, срывай колосья (Мф XII:1) в саду и поле твоего ближнего: «пусть наполнится до сытости чрево твое, по причине голода», говорит св. Ефрем Сир., но ягод в сосуд твой не клади и серпа на жатву ближнего твоего не заноси, «потому что этим покажешь уже алчность» (Толк. на кн. Втор., гл. XXIII).



Законы: о разводе; о льготе новобрачного в отношении исполнения воинской повинности; о залогах; о насильственном закрепощении человека; о соблюдении мер предосторожности в отношении проказы; о незадерживании платы поденщикам; об ответственности каждого за свой грех; о правосудии; о благотворительности.

1–4 Муж имел право дать своей жене «разводное письмо и отпустить ее из своего дома», — т. е. формальным образом развестись с ней, — в том случае, когда «она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное», говоря иначе — встречает такие физические или нравственные недостатки, которые делают продолжение брачного союза или невозможным, или очень тяжелым.

О прелюбодеянии жены, как причине развода, не могло быть и речи: по смыслу 20–22 ст. XXII гл. кн. Втор. прелюбодеи подлежали смертной казни.

Женившийся на обольщенной им девушке, а также несправедливо оклеветавший свою жену в отсутствии девства при вступлении в (первый) брак лишались права развода навсегда (Втор ХХII:13–19, 28–29).

В Моисеевом законе не упоминается о разводе по инициативе жены. Такое обстоятельство дает повод некоторым ученым предполагать, что последняя была лишена означенного права. Но это заключение едва ли справедливо. Если имела право оставить своего мужа, т. е. развестись с ним, наложница, лишенная «пищи, одежды, и общения» (Исх XXI:10–11), то тем боле полная жена. 11–12 ст. X гл. Ев. Мк по-видимому подтверждают это предположение. Раввины, прочно стоящие на почве древне-еврейского предания, уверяют, что жена имела право требовать развода: 1) в случаев лишения ее со стороны мужа супружеского общения; 2) в случаев десятилетнего бездетства, если будет доказано что причиной последнего является муж; 3) в случае физических недостатков или 4) нравственных свойств супруга, делающих продолжение брака невозможным; 5) в случае заразительной болезни мужа; 6) в случае не нравящегося жене основного занятия или ремесла супруга.

Если разведшиеся не вступали затем во второй брак, то могли снова соединиться как муж и жена (2–4 ст.). В противном случае вторичный брак разведенных супругов не допускался.

5 Ср. Втор XX:7.

6 Жернова ручной мельницы — необходимая принадлежность повседневного житейского обихода на Востоке. Справедливо предположить, что узаконение, конкретно выраженное на примере ручной мельницы, распространялось и на другие предметы первой необходимости в хозяйстве.

7 Ср. Исх ХХI:16.

8 См. Лев ХIII–ХIV.

9 Чис XII.

10–11 Подчиняясь чувству алчности, кредитор, при входе в дом должника, мог бы взять в залог такую вещь, стоимость которой далеко превышает кредит.

12–13 Ср. Исх XXII:25–27. Тяжелый верхний плащ, без которого можно обойтись днем, является существенно-необходимым ночью, как средство защиты от холода, у бедняка — единственное. Совершенно запрещается брать в залог всякую одежду у вдовы (ст. 17).

14–15 Ср. Лев ХIX:13.

16 Принцип человеческого суда. Усвоение последнему прерогатив суда божественного, карающего иногда отцов в потомстве (Исх ХX:5; XXXIV:7), могло бы привести к несправедливости.

17 Ср. Исх ХХII:21–24; XXIII:9; Лев ХIX:33–36, 19–22. Ср. Лев XIX:9, 10; XXIII:22.



Законы: о справедливости в суде; о телесном наказании виновных; о гуманном отношении к рабочему скоту; о левиратном браке; о вредных для здоровья человека и его потомства приемах борьбы; о правильности мер и весов; повеление об истреблении амаликитян.

1 Об организации суда см. Втор XVI:18–20; XVII:8–13.

3 В предупреждение увлечения со стороны палача раввины позднейшего времени постановили, что высшей мерой телесного наказания должны быть 39 ударов. На этом основании и Ап. Павел, будучи неоднократно присуждаем еврейским судом к телесному наказанию, подвергался «сорока ударам без одного» (2 Кор XI:24).

4 «Высший смысл этого ясно показал нам божественный апостол (1 Кор IX:9–11). Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю, и с трудом обмолачивает снопы» (блаж. Феодор., Толк. на кн. Втор., вопр. 31).

См. пр. к 21 ст. XIV гл. кн. Втор.

5–10 Исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетным брата, так называемый левиратный (levif — деверь) брак, имевший своей целью поддержание «имени почившего в израиле».

За неимением брата, бездетную вдову должен был взять ближайший родственник.

Делая левиратное постановление, Моисей вводил не новый закон, а только сообщал юридическую силу древнему обычаю, существовавшему у евреев и некоторых других народов. Первый библейский пример левиратного брака встречаем в семействе сына патриарха Иакова — Иуды (Быт XXXVIII). Правда, Моисей несколько ослабляет обязательность исполнения древнего обычая, но обставляет это отступление такими формальностями, которые имеют характер косвенного побуждения к тому, чтобы эти отступления не были слишком частыми (ср. блаж. Феодорита вопр. 32 на кн. Втор.).

11–12 Помимо своей безнравственности, запрещаемый прием борьбы опасен для здоровья и может оказаться вредным для потомства потерпевшего.

13–16 Номинальный вес гири и номинальный объем ефы должны соответствовать их фактической величине.

17–19 См. Иcx XVII:8–16. Позднее, амаликитяне были разбиты Саулом (1 Цар XV:1–8) и окончательно уничтожены при Езекии (1 Пар IV:41–43).



Закон о начатках и десятинах.

1–11 В праздник Пасхи совершалось приношение первого снопа (Лев XXIII:10–14), в праздник седмиц (Пятидесятницы) — приношение первого хлеба из новой муки (Лев XXIII:15–17). Комментируемые стихи отмечают новый вид приношений, время и количество которых закон не определяет, поставляя их в зависимость от удобства и благочестивого настроения жертвователя.

«Странствующим арамеянином» патр. Иаков назван потому, что долгое время прожил при стадах своего тестя Лавана в стране, называемой Арам. Греко-слав. т. дает другое чтение: LXX — Surian apebalen o pathr mou, слав. — Сирию остави отец мой. Вероятно, LXX читали не — «arammi obed (аvi)», как в масор. т., а — «Aram (= Cирию) jobed (avi)».

12–15 См. пр. к 6–14, 17–19, 26–27 ст XII гл кн. Втор.

«Я не ел от нее в печали моей»: печаль не соответствует смыслу радостного приношения Господу от начатков тех благ, которыми Он одарил человека.

«Не отделял ее в нечистоте», т. е. находясь в состоянии очищения от скверны (Лев VII:21–22; XXI).

«Не давал из нее для мертвого», по обычаю язычников приносить пищу на могилы мертвецов и справлять там тризны (св Ефрем Сир. Толк. на кн. Втор., гл. XXVI).



Повеление устроить, по переходе через Иордан, каменный памятник, с начертанием на нем положений закона, и вместе жертвенник Иегове. — Церемониал произнесения проклятий на ослушников закона и благословений — на исполнителей.

2 «Поставь себе большие камни» — на горе Гевал (ст. 4).

3 «Все слова (т. е. все основные положения) закона сего» По иудейскому преданию, на камнях начертаны были (Нав VIII:30–32) гражданские и уголовные законы, а также нравственные положения, включенные в Пятикнижие, числом 613.

5 «Жертвенник из камней, не поднимая на них железа», — согласно закону, изложенному в 25 ст. XX гл. кн. Исх.

12–13 Горы Гаризим и Гевал образуют своими склонами ту долину, в которой лежит селение Наблус (древний Сихем). Гора Гевал расположена на Северной стороне долины, гора Гаризим — на южной.

В настоящей главе отмечены лишь проклятия, которые должны быть произнесены на горе Гевал. В следующей, XXVIII, главе мы встречаем двенадцать благословений, как бы соответствующих двенадцати проклятиям XXVII главы.

Заповедуемый обряд всенародною благословения и проклятия был совершен при преемнике Моисея, Иисусе Навине (Нав VIII:33–34).

15 Ср. Исх XX:4; Лев XXVI:1; Втор IV:15–19; V:7–9.

16 Ср. Исх ХX:12; Лев ХIX:3; Втор XXI:18.

17 Ср. Втор ХIХ:14.

18 Ср. Лев XIX:14.

19 Ср. Исх ХХII:21–22; ХХIII:6–9; Втор XXIV:17.

20 Ср. Лев ХX:11; Втор XXII:30.

21 Ср. Лев ХVIII:23; XX:15.

22 Ср. Лев XVIII:9; XX:17.

23 Ср. Лев XVIII:17, 18; XX:14.

24 Ср. Исх ХX:13; XXI:14; Втор XIX:11–13.

25 Ср. Исх ХХIII:1, 7; Лев ХIX:16; Втор XIX:18–19.

26 Ср. Втор XXVIII:15.



Благословение исполнителям закона, проклятие — нарушителям.

9 Ср. Быт XXII:16–18; Исх ХIX:5–6.

10 Ср. Втор IV:5–8.

21–22 Ср. Лев XXVI:14–18, 39.

23–24 Ср. Лев XXVI:19–20.

25 Ср. Лев XXVI:17, 33, 36–38.

27 О проказе см. Лев XIII. Почечуй — одна из накожных болезней.

36–37 Имеются в виду ассирийский и вавилонский плены.

46–50 Ср. Лев XXVI:25. Имеются в виду сменявшиеся в Палестине иностранные владычества и гегемонии: Ассирии, Вавилона, Персии, Греции, Сирии, Египта, Рима.

53 Ср. Лев XXVI:29.

54–57 Ужасные сцены голода, имевшие себе место при осаде Иерусалима римлянами и подробно описанные иудейским историком Иосифом Флавием, подтверждают грозное пророчество Моисея.

64 Ср. Лев XXVI:33.

65–67 Ср. Лев XXVI:36–39. Начиная с рассеяния евреев римлянами и по настоящее время, история еврейскою народа является непрерывным подтверждением пророчества, изложенною в 37, 65–67 ст. XXVIII гл. кн. Втор.

68 После разгрома Иудеи Навуходоносором, значительное количество евреев должно было бежать в Египет и там искать себе защиты от тех случайностей, каким могло подвергаться в разоренной и покинутой победителем стране (4 Цар XXV:26). При окончательном разрушении Иерусалима римлянами, тысячи пленных иудеев отправлены были в Египет и иные страны — для продажи в рабство (Иос. Флав.).

В царствование императора Адриана в Римской империи сосредоточилось такое множество пленных иудеев, что они продавались по самой дешевой цене. Около 12 000 пленных погибло от голода (Bible Alliol., 1868 г., т. I:727; Властов, Свящ. Лет.).



Возобновление синайского завета.

1 Торжественное возобновление завета, заключенного Иеговой с предшествующим поколением при Синае.

5 Ср. Втор VIII:4.

6 Ср. Лев X:8–10. Хлеб и вино обыкновенного происхождения были заменены хлебом и водой, ниспосылаемыми чудесным образом.

7–8 Ср. Чис XXI:21–35; XXXII; Втор II:24–37; III:1–20.

18 «Яд и полынь» — образное выражение нравственного вреда и горечи идолослужения.

19 «И пропадет таким образом сытый с голодным» по греко-славянскому тексту: «Да не погубит грешник безгрешного с собою», что более гармонирует с началом стиха.

20 «И изгладит Господь имя его из поднебесной», как изглажено имя многих языческих народов древности и как уже прекращена историческая известность большей половины еврейского народа — израильтян, отведенных в плен Ассирией.

22–23 Теперешнее состояние Палестины отнюдь не напоминает собой земли, текущей медом и молоком.

27 Втор XXVII, XXVIII.

28 Имеется в виду период преемственных иностранных владычеств в Палестине и неизбежно связанных с ними пленений, а также теперешний период всеобщего рассеяния евреев.

29 «Это сказано для того, чтобы евреи не трудились над изысканием и исследованием сокровенного, потому что оно непостижимо, но вникали бы, действительно ли они внимают и последуют тому, что им открыто и заповедано» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Втор., гл. XXIX).



Возможность примирения с Богом и возвращения Его благословений посредством искреннего раскаяния и соблюдения закона.

1–10 Обращение евреев к Богу и возвращение их на родину ближайшим образом осуществилось при окончании вавилонского плена. Более полное и существенное обращение в грядущем таинственно предуказано Ап. Павлом (Рим XI).

11–14 Заповедь действительной любви к Богу, ближнему, самому себе начертана на скрижалях человеческого сердца самой природой (Рим II:14, 15; ср. X:6–8).



Последние действия Моисея: внушение мужества народу пред занятием им земли хананеев; распоряжение священникам о хранении и чтении народу записанного им закона; принятие с Иисусом Навином божественного откровения относительно будущих судеб Израиля; составление обличительно-назидательной песни для народа.

2 Выражение «я не могу уже выходить и входить» означает не упадок сил Моисея, так как последний сохранил бодрость до конца жизни (Втор XXXIV:7), а то, что он уже перестает быть вождем (Чис XXVII:17) народа, так как Господь сказал ему: ты не перейдешь Иордана (Чис XX:7–13).

3 «Как говорил Господь». Ср. Чис XXVII:15–23; Втор I:38; III:28.

4 См. Чис XXI; Втор II:31; III:1–17.

5 См. Чис XX:10–20.

10 «В год отпущения», т. е. в субботний год. См. пр. к 1–11 ст. XV гл. кн. Втор. О празднике кущей см. Исх ХХIII:16; XXIII:33–36, 39–43; Чис XXIX:12–38.

23 Господь первый раз обращается непосредственно к И. Навину, так как время фактического вступления его в должность народного вождя уже приблизилось.

30 См. XXX гл. кн. Втор.



2 Сравнения, указывающие на благотворность внимательного отношения к последующим словам пророка.

8–9 Расселяя на земле после потопа и столпотворения человеческий род, Господь уже предвидел те географические грани, в которые будет заключен Его будущий избранный народ; расположение и пределы других народов как бы стояли в теснейшей связи с численностью, пределами и назначением Его «удела» (Исх XIX:15).

10 Фактическое усвоение еврейского народа Иеговой произошло в пустынях, лежавших на пути странствования из Египта в Ханаан.

13 «Вознес его на высоту земли», т. е. возводил на высокие горы.

«Питал его медом из камня», т. е. медом, который в безлесных местностях собирается и копится пчелами в расщелинах скал.

«Елеем из твердой скалы», т. е. елеем маслин, растущих на твердой почве.

14 Скот, пасшийся на тучных пастбищах Васана, отличался особенной упитанностью (Пс ХXI:13; Иез ХХXIX:18).

17 «Приносили жертвы бесам». См. 1 Кор X:19–21.

21 В ближайшем смысле разумеются народы, порабощавшие Израиль; в более отдаленном — призвание темных, лишенных истинного боговедения, язычников в лоно Христовой Церкви, — вместо стоявших у ее порога израильтян. «Уверовавшие в Христа Спасителя, — замечает блаж. Феодорит, — не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда «неразумливы» и несмысленны, как говорит блаженный Павел: «Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви и прельщени, работающе похотем и страстем различным» (Тит III:3). Потому Бог и говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так и Я отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не суть боги, но сделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню божественной мудрости; и вы, видя это, будете истаевать от зависти» (Толк. на кн. Втор., вопр. 41).

30–31 «Сами враги наши судьи в том», что Иегова — крепость Израиля. См. Иcx XIV:25; Чис XXII–ХXIV; Нав II:7–11.

32–33 Относятся к израильтянам, характеризуя их нравственную испорченность.

36 «Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится (только тогда), когда Он увидит, что рука их ослабела (ослабела гордость и интенсивность порока, а вместе с тем истощились и их нецелесообразно расходуемые физические силы), и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне». Образное выражение для обозначения грандиозности истребления.

43 Заключительный аккорд песни Моисея: грозен суд правды Божией, но он гибелен лишь для упорных отступников от Иеговы; верные же сыны Его будут спасены. Вместе с верными сынами Израиля должны торжествовать и язычники, так как «кровь рабов очищена», «мщение врагам воздано», «народ и земля очищены». Согласно толкованиям Ап. Павла (Рим XV:8–12) и христианских писателей, Моисей предъизобразил в данном месте духовную радость членов Церкви Христовой, в которую должны войти как язычники, так и Иудеи (Рим XI).

47 Ср. Втор XXX:15–20.

48–52 Ср. Чис XX:7–13; XXVII:12–15; Втор I:37; III:23; IV:21–22. Нево (Навав) — одна из возвышенностей горного хребта Аварим.



Благословение Моисея израильскому народу.

2 Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости и благости божественной во время путешествия евреев из Египта в Ханаан.

3 Ср. Исх ХIX:5–8.

5 «И он (Моисей) был (как бы) царь Израиля, когда (вокруг него) собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми».

6 В еврейском тексте имя Симеона опущено. «Симеон не благословлен, — замечает св. Ефрем Сирин, — потому что был проклят отцом своим Иаковом за избиение сихемлян и, вместо того, чтобы покаяться в первом своем преступлении, приложил к сему новое преступление в лице Замврия, сына Салмона, подвергнув истреблению двадцать четыре тысячи (Чис XXV:9), которые, — за грехи его, — поражены были язвою. Левий же, хотя и был проклят вместе с Симеоном, но приял благословение от Моисея, во-первых, за ревность левитов, которые поразили поклонившихся тельцу; во-вторых, за ревность левита Финееса, с какою он устремился на Замврия, сына Салмона, и убил его» (Толк. на кн. Втор., гл. XXXIII); наконец, в силу богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы. В греческом тексте перевода LХХ имя Симеона не опущено.

7 «Приведи его к народу его», как вождя и защитника, огражденного помощью свыше.

8 «На святом муже Твоем (Аароне), которого Ты искусил (вместе с Моисеем) в Массе (Исх ХVII:1–7), с которым Ты препирался при водах Меривы» (Чис ХX:1–13, 22–24).

9–10 Имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и в народе.

12 В выражении «и Он покоится между раменами его» некоторые комментаторы видят предуказание на храм Иерусалимский, построенный в уделе Вениамина, на горе Мориа, между вершинами Сиона и Масличной горы.

19 Под «сокровищами, сокрытыми в песке», разумеют: 1) богатство, добываемое путем земледелия; 2) богатство, добываемое путем изготовления стекла, известного с глубочайшей древности в Египте, Финикии и др. странах; 3) богатство, добываемое путем торговли пурпуровыми раковинами, встречавшимися на финикийском побережье.

21 Гад «избрал себе начаток земли», т. е. (вместе с Рувимом и полуколеном Манассии) получил прежде других колен причитавшийся ему надел земли (в пределах первых завоеваний Израиля). «Там (в Восточном Заиорданье) почтен уделом от законодателя».

«И пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с Израилем», т. е. исполнил все то, что было предъявлено ему как непременное условие при даровании земельного надела (Чис XXXII; Втор III:12–20; Нав IV:12; XXII:1–9).

22 Сравнение, выражающее силу и отвагу данитян.

23 «Море и юг во владении его». Под именем моря нужно разуметь море Киннерет, т. е. Гениссаретское озеро. В слове «юг» многие из комментаторов видят указание на роскошный южный климат и богатую растительность окрестностей Гениссаретского озера.

24–25 «Окунет в елей ногу свою; железо и медь — запоры твои» Образное указание на материальное благоденствие Асира: «богатство его будет умножаться с каждым днем».

28 Ср. Чис XXIII:9. «Израиль живет безопасно, один», находясь «под мышцами» божественного Промысла (ст. 27, 29).



Смерть Моисея.

1–3 Гора Нево (Навав) — одна из возвышенностей горного хребта Аварим.

Галаад — страна в Восточном Заиорданье.

Город Дан, расположенный к юго-западу от Дамаска, составлял северный пункт Палестины, как Вирсавия — южный. Отсюда выражения: «от Дана до Вирсавии», «от Вирсавии до Дана» (1 Цар III:20; 2 Цар III:10; VI:19; XVII:11; XXIV:2; 3 Цар IV:25; 1 Пар XXI:2; 2 Пар XXX:5), для обозначения всего протяжении Палестины.

Удел Неффалима был расположен на севере, удел Иуды — на юге Западного Заиорданья.

Удел Ефрема и Манассии — в центральной Палестине.

«Западное море» — то же, что Средиземное.

Местоположение Сигора приурочивают к южным пределам Мертвого моря.

6 «И погребен», т. е. нашел для себя место упокоения. «И никто не знает места погребения его даже до сего дня», — в чем может быть усматриваема провиденциальная цель: место погребения великого Моисея могло стать в глазах евреев особенно священным, сделавшись впоследствии предметом суеверною или даже идолопоклоннического почитания.

10–12 Ср. Чис XII:1–9.