Уильям МакДональд
Комментарий на
послание Иуды
Глава 0
Это Послание небольшое, но в нем содержатся величественные слова небесной благодати.
Ориген
I. Особое положение в каноне
Лука начинает историю христианства с Деяний апостолов, а Иуда избран, чтобы написать предпоследнюю книгу НЗ, по праву названную "деяниями отступников". Иуда предпочел бы поделиться с читателями своими мыслями об общей христианской вере, но лжеучение настолько распространилось, что он вынужден написать увещание "подвизаться за веру, однажды преданную святым".
Иуда не смягчает слов! Разоблачая пресловутых еретиков, он, как кажется, использует любые доводы, приводя примеры из природы, ВЗ и иудейских преданий (Енох), чтобы пробудить христиан.
Несмотря на резкий язык, Послание является шедевром композиции, усыпанным триадами (напр., три зла в ст. 11). Описания отступников ярки и незабываемы.
Церковь навсегда останется в долгу перед Иудой за красивое благословение, которым он заканчивает свое письмо. Хотя его Послание и коротко, оно очень необходимо в эти дни все возрастающего отступничества.
II. Авторство
Внешнее свидетельство
Послание Иуды - короткое, в нем использованы апокрифические материалы, и написал его не апостол (ст. 17), однако его внешнее свидетельство более сильное, чем свидетельство 2 Петра.
Ерма, Поликарп и, вероятно, Афенагор используют материалы, заимствованные из этого Послания. Тертуллиан определенно ссылается на упоминаемые Иудой слова Еноха. Евсевий считает Послание Иуды одной из спорных книг (antilegomena). Список Мураторийского канона причисляет Послание Иуды к подлинным.
Внутреннее свидетельство
Имя Иуда (то же, что Иудас и Иудах, еврейское Иегуда) было очень популярным иудейским именем. Из семи Иуд в НЗ трое были предложены в качестве "Иуды... брата Иакова", написавшего это Послание:
1. Апостол Иуда (не Искариот, совершивший самоубийство). В стихе 17 автор открыто заявляет, что не принадлежит к апостолам, хотя ссылка на апостольство усилила бы его положение. Следовательно, он маловероятный кандидат.
2. Иуда, один из начальствующих между братьями, посланный в Антиохию с Павлом, Варнавой и Силой (Деян. 15,22). Возможно, это и он, но никакое свидетельство не связывает этого человека с письмом.
3. Иуда, младший сводный брат нашего Господа и брат Иакова (см. "Введение" к Посланию Иакова). Это самая подходящая кандидатура, ибо, подобно Господу Иисусу и Иакову, он использовал примеры из природы и яркий, красочный стиль. Мы принимаем эту точку зрения.
Подобно своему брату Иакову, Иуда был слишком скромен, чтобы злоупотреблять своими родственными отношениями со Спасителем. В конце концов, именно духовные отношения с Господом Иисусом имеют значение.
Разве Христос не сказал: "Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф. 12,50)? В другом случае Он учил, что более блаженны слышащие Слово Божье и исполняющие его, а не родственники Его, близкие по крови (Лк. 11,27-28). Подобно Иакову, Иуда занял место "раба". Оба они не верили в Божественность своего сводного брата вплоть до Его воскресения, следовательно, дух раба здесь закономерен.
Иуда был женат и вместе с женой странствовал, проповедуя Евангелие (1 Кор. 9,5). Внуки Иуды были приведены к императору Домициану в 90-е годы, обвиняемые в том, что они христиане. Увидев их руки, огрубевшие от многолетнего крестьянского труда, император освободил их как безопасных иудеев.
III. Время написания
Вопрос, использовал ли Петр Послание Иуды или Иуда переделал 2 Петра (или оба использовали общий источник), остается спорным. Оба послания слишком похожи, что не может быть совпадением. В своем Втором послании (2,1 и 3,3) Петр пишет, что "будут" лжеучителя и наглые ругатели, а Иуда говорит, что такие люди "вкрались" (ст. 4), так что, вероятно, Иуда - более поздний автор. Приемлемой может быть дата между 67 и 80 годами. Иуда нигде не упоминает о разрушении Иерусалима (70 г. н.э.). Из этого можно предположить, что город еще не был разрушен, и поэтому вероятны 67-70 годы. Можно также предположить, что разрушение уже произошло (если Послание было написано в 80-х годах н. э. или, если Иуда жил довольно долго, даже в 85 году).
Тогда Иуда не ссылается на это событие, потому что оно было все еще слишком болезненным для чувствительного еврея христианина.
IV. Цель написания и тема
Иуду беспокоит отступничество. Уже тогда в церковь проникали изменники религии, которые принимали вид служителей Божьих, но в действительности были врагами креста Христова. Иуда решил обличить этих предателей и описать их окончательную погибель. Отступник - человек, утверждающий, что он истинный верующий, в действительности же никогда не переживший возрождение. Он может принять крещение и пребывать в общении с другими членами поместной христианской церкви. Но через некоторое время он сознательно отказывается от христианской веры и злонамеренно отрекается от Спасителя. Он отвергает Божество Христа, Его искупительную жертву на Голгофе, Его телесное воскресение и другие фундаментальные доктрины.
Здесь вовсе не имеется в виду, что человек возвращается к прежней жизни; отступник вообще никогда не имел веры. Он нисколько не сомневается в правильности умышленного отказа от единственного Божьего пути спасения.
Он тверд в своем неверии и упрямо противостоит Богу Христу.
Отступничество - не просто отречение от Спасителя. Петр также отрекался. Петр был истинным верующим, который в трудный момент не устоял под бременем. Но он искренно любил Господа и доказал истинность своей веры последующим раскаянием и восстановлением.
Иуда Искариот был отступником. Он считал себя учеником; около трех лет он ходил с Господом Иисусом. Он даже был казначеем среди учеников, но в конце концов показал свой истинный нрав, предав Господа за тридцать сребреников.
Отступничество - грех, ведущий к смерти, и согрешивший не достоин того, чтобы верующие молились о его прощении (1 Ин. 5,16). Отступника невозможно возродить покаянием, ибо он распинает в себе Сына Божьего и ругается Ему (Евр. 6,6). Для тех, кто, получив познание истины, умышленно грешит, "не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10,26-27).
Семя отступничества было посеяно еще на заре христианства. Павел предупреждал пресвитеров Ефеса, что по его отшествии войдут к ним лютые волки, не щадящие стада, и из их числа восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собою (Деян. 20,29-30). В своем Первом послании Иоанн говорил об антихристах, которые пребывали в христианском общении, но оказались неверующими. Они вышли из членства, то есть отпали от веры (1 Ин. 2,18-19).
Из 2 Фессалоникийцам 2,2-4 мы узнаем, что перед днем Господним произойдет большое отступление от веры. Как мы понимаем, порядок его будет следующим:
Сначала Господь сойдет с неба, чтобы забрать Свою Церковь в дом Отца (Ин. 14,1-3; 1 Фес. 4,13-18).
Затем произойдет массовое отступление номинальных христиан, оставленных на земле.
Затем на мировой арене на передний план выйдет человек греха.
Затем начнется день Господень - семилетний период скорби.
Человек греха будет архиотступником, не только противящимся Христу, но и требующим, чтобы ему самому поклонялись, как Богу. Петр подробно описывает лжеучителей-отступников, которые восстанут в последние дни (2 Пет. 2). В некоторых случаях его описание почти идентично описанию Иуды. Можно заметить подобие, сравнив следующие стихи:
Иуды | 2 Петра |
Ст. 4 | 2,1-3 |
Ст. 7 | 2,6 |
Ст. 8 | 2,10 |
Ст. 9 | 2,11 |
Ст. 10 | 2,12 |
Ст. 16 | 2,18 |
В действительности же различия между двумя посланиями более существенны, чем подобия. Иуда совсем не упоминает о Ное, потопе и Лоте. Петр опускает всякое упоминание об израильтянах, вышедших из земли Египетской, о Михаиле, Каине, Корее или пророчества Еноха. В отличие от Иуды, он не приводит так много сведений о согрешивших ангелах. Он говорит о лжеучителях, отрицающих Господа, искупившего их, в то время как Иуда вдается в подробности, говоря, что они обращают благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергают единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа (Иуд. 4).
Таким образом, вместо рассуждений о двух посланиях как работах под копирку, мы должны понять, что Святой Дух отобрал нужные материалы, чтобы в каждом случае достигнуть Своей цели, и что две главы не так уж сильно совпадают, как кажется на первый взгляд. Те, кто изучал четыре Евангелия и сравнивал Ефесянам с Колоссянам, понимают, что Дух Божий никогда напрасно не повторяется. В подобиях и различиях заложен духовный смысл, если мы, конечно, способны увидеть его.
План
I. ПРИВЕТСТВИЕ (Ст. 1-2)
II. ОБЛИЧЕНИЕ ОТСТУПНИКОВ (Ст. 3-16)
III. РОЛЬ ВЕРУЮЩЕГО СРЕДИ ОТСТУПНИЧЕСТВА (Ст. 17-23)
IV. КРАСИВОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (Ст. 24-25)
I. Приветствие (Ст. 1-2)
Ст. 1 Бог использовал праведного Иуду для обличения отступников, среди которых был еще один Иуда: Иуда Искариот. Все, что мы знаем наверняка о хорошем Иуде - это то, что он был рабом Иисуса Христа и братом Иакова.
В письме Иуда обращается к истинно верующим, давая им три названия. Они призванные, освященные Богом Отцом и сохраненные Иисусом Христом. Бог призвал их из мира через Благую Весть, чтобы они принадлежали Ему. Они избраны Богом, чтобы быть особым, святым народом Божьим. Они чудесным образом сохранены от опасности, вреда, скверны и проклятия вплоть до момента, когда смогут увидеть Царя в Его славе.
Ст. 2 Иуда желает своим читателям милости, мира и любви. Приветствие особо необходимо тем, кто претерпевает нападки от людей, пытающихся ниспровергнуть веру. Милость здесь - сострадательное утешение Божье и Его забота об осаждаемых со всех сторон святых Своих во времена вражды и нападок. Мир - это безмятежность и уверенность, основанные на доверии Слову Божьему и способности видеть за всеми обстоятельствами Того, Кто повелевает этими обстоятельствами для достижения Своих целей. Любовь - это незаслуженные объятья, в которые Бог заключает дорогих Ему людей, это особое расположение, которое должно проявлять и к другим.
Он желает, чтобы эти три благословения умножались. И измерялись не простым сложением, а умножением!
II. Обличение отступников (Ст. 3-16)
Ст. 3 Первоначально Иуда намеревался писать о замечательном спасении, которое является общей собственностью всех верующих. Но Дух Божий так повел писца, что тот не мог противиться и изменил направление. У него пропало желание просто изложить вероучение; его письмо должно стать пылким обращением, которое укрепило бы читателей. Их надо призвать подвизаться за веру. Нападки на священные россыпи христианской истины продолжались, и уже предпринимались попытки умалить великие фундаментальные доктрины. Народ Божий должен бескомпромиссно отстаивать богодухновенность, непогрешимость, авторитет и достаточность святого Слова Божьего.
Однако, борясь за веру, верующий должен говорить и действовать как христианин. Ибо Павел писал: "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым" (2 Тим. 2,24). Он должен подвизаться, но не быть сварливым, и свидетельствовать, не разрушая свое свидетельство.
Мы подвизаемся за веру, однажды преданную святым. Обратите внимание на следующее: не "однажды в прошлом", но однажды и навсегда! Вероучение имеет всю полноту. Канон завершен. К нему больше нечего добавить. "Если это ново - значит, не истинно, а если истинно - значит, не ново". Когда некий учитель утверждает, что имеет откровение свыше, лежащее за пределами изложенного в Библии, мы полностью отклоняем его.
Мы приняли веру и не нуждаемся в чем-то еще, мы не обращаем внимания на другое. Это наш ответ лидерам лжекультов с их трудами, претендующими на равный авторитет со Священным Писанием.
Ст. 4 Характер угрозы объявлен в стихе 4. В христианское общество вторглись подрывные элементы. Некоторые люди вкрались незаметно. Это подпольное движение действовало обманом и хитростью.
Эти представители пятой колонны издревле предназначены к сему осуждению. Кажется, что здесь речь идет о том, что Бог избрал особых индивидуумов для осуждения и проклятия. Но смысл этих слов другой. Библия ни в коем случае не учит, что кто-то избирается на проклятие. Когда люди получают спасение, это происходит благодаря суверенной благодати Божьей. Но когда они навсегда погибают, это результат их собственного греха и неповиновения.
Приведенные слова говорят о том, что осуждение отступников определено заранее. Если люди избирают отступление от христианской веры, то их ожидает такое же осуждение, что и неверовавших израильтян в пустыне, мятежных ангелов и жителей Содома. Их падение не было заранее предопределено, но как только они по собственному выбору отступают от веры, они подпадают под наказание, предопределенное для всех отступников.
У нечестивых людей есть две яркие особенности: развращенное поведение и искаженная вера. Своим поведением они обращают благодать Бога нашего в повод к распутству. Они превращают христианскую свободу во вседозволенность и извращают свободу служить, превращая в свободу грешить. В своем учении они отвергают единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Слово "Бог" опущено в греческом критическом тексте. В оригинале даны два слова для обозначения Господа. В словосочетании "Господь Иисус" используется обычное слово "Kurios". В словосочетании "Владыка Бог" используется синоним "Despotes". (В нашем языке слово "деспот" имеет отрицательную коннотацию и потому не используется.) Оба слова означают "Господь", "Владыка" ("Господин"), или "Владелец".)
Они отрицают Его абсолютное право управлять, Его Божество, Его искупительную смерть, воскресение - фактически они отвергают все существенные доктрины о Его Личности и делах. Пропагандируя чрезмерный либерализм в духовной сфере, они категорически и злобно настроены против Евангелия, ни во что не ставят драгоценную Кровь Христа и не признают Его как единственный путь к спасению.
Кто эти люди? Они - мнимые служители Евангелия. Они занимают лидирующее положение в христианском мире. Среди них есть епископы, члены церковного совета и профессора семинарий. Но всех их объединяет одно: они не признают библейского Христа и изобрели для себя либерального или неоортодоксального "Христа", лишив Его славы, величия, суверенности и власти. ("Либеральный" означает "свободный", но в религии оно относится к тем, кто отрицает основные доктрины веры, как, например, богодухновенность, непорочное зачатие, Божество Христа и искупление Кровью. Так называемые либералы часто открыты для любой доктрины или религии, если это не ортодоксальное библейское учение. Нео- ("новые") ортодоксы в действительности не ортодоксы. Они принимают некоторые учения Библии, но используют ортодоксальную терминологию для маскировки небиблейской ереси. Например, Библия "становится" Словом Божьим для неоортодокса тогда, когда "проговаривает ему". Для ортодоксального верующего Библия есть Слово Божье.)
Ст. 5 Нет никакого сомнения в том, как Бог относится к этим отступникам. Он показал это на ряде событий ВЗ. Иуда хочет напомнить своим читателям три таких примера: неверующие израильтяне, согрешившие ангелы и жители Содома и Гоморры.
Первый пример - израильский народ в пустыне: Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил (см. Чис. 13,14; 1 Кор. 10,5-10). Бог обещал людям землю Ханаанскую. Это обещание включало все блага, в которых они нуждались. Но они восприняли худую молву ходивших на разведку в Кадес и возроптали против Господа. В результате все вышедшие из Египта в возрасте двадцати лет и больше погибли в пустыне, за исключением Халева и Иисуса Навина (см. Евр. 3,16-19).
Ст. 6 Второй пример восстания и измены - падшие ангелы. Все, что мы знаем о них наверняка - это то, что они не сохранили дарованное им достоинство, отказались от своих жилищ и теперь заключены в вечные узы, под мраком, и ожидают заключительного суда.
В Священном Писании описаны, по крайней мере, два отступничества ангелов. Первое произошло тогда, когда пал Люцифер и, по-видимому, вовлек в свое восстание множество других ангелов. Эти падшие ангелы не связаны в настоящее время. Дьявол и его демоны активно ведут войну против Господа и Его народа.
Второе отступничество ангелов находим у Иуды и Петра (2 Пет. 2,4). Случай, упомянутый здесь, вызывает среди богословов значительные разногласия. Мы предлагаем свою точку зрения, но не догматическое утверждение факта.
Мы полагаем, что Иуда ссылается на событие, записанное в Бытие 6,1-7. Сыновья Божьи оставили надлежащие им, как ангелам, жилище, спустились на землю в человеческом облике и женились на дочерях человеческих. Эти брачные союзы противоречили Божьему установлению и были омерзительны в Его глазах. Из стиха 4 можно предположить, что в результате этих неестественных браков на свет появлялись потомки, обладающие огромной силой и исполненные зла. Так это или нет, ясно одно: Бог был чрезвычайно разгневан человеческим развращением в те времена и решил уничтожить землю потопом.
Эта точка зрения вызывает следующие возражения: 1) в этих стихах не упоминается слово "ангелы", а лишь "сыны Божьи"; 2) ангелы бесполы; 3) ангелы не вступают в брак.
Верно, что ангелы здесь открыто не упомянуты, но также верно и то, что в семитских языках термин "сыны Божьи" подразумевает ангелов (см. Иов. 1,6; 2,1).
Нигде в Библии не сказано, что ангелы бесполы. Иногда ангелы являлись на землю в человеческом облике и имели такие же потребности, что и люди (Быт. 18:2,22; ср. 19:1,3-5).
В Библии говорится не о том, что ангелы не вступают в брак, но что лишь на небесах они не женятся и не выходят замуж (Мф. 22,30).
Какое бы историческое событие ни лежало в основе стиха 6, важно то, что эти ангелы отказались от предназначенного им Богом места и теперь в узах и во мраке соблюдаются до того времени, когда будут окончательно приговорены к погибели.
Ст. 7 Третье отступничество, упоминаемое Иудой, связано с Содомом и Гоморрой и окрестными городами (Быт. 18,16 - 19,29). Первое слово "как" показывает, что грех жителей Содома во многом был сходен с грехопадением ангелов. Это была вопиющая безнравственность, крайне противоречившая природе и отвратительная Богу.
Особый грех извращения описан Павлом в Римлянам: "...женщины их заменили естественное употребление противоестественным. Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим. 1,26-27). Жители Содома, Гоморры, Адмы и Цевоима были увлечены гомосексуализмом. Грех здесь описан как блудодейство и хождение за иною плотию, которое крайне противоречит естественному порядку, установленному Богом.
Простое ли это совпадение, что многие современные отступники выступают в авангарде тех, кто публично защищает гомосексуализм и участвует в кампании за его легализацию, если подобные отношения взаимосогласованы взрослыми партнерами?
За свою распущенность города Содом и Гоморра поставлены в пример, подвергшись казни огня вечного. Выражение "огонь вечный" не означает, что огонь, уничтоживший растленные города, вечен. Скорее всего здесь имеется в виду основательность и необъятность всепожирающей мощи огня, символизирующего вечное наказание, которое падет на всех мятежников.
Ст. 8 Иуда возвращается к теме современных отступников и описывает их грехи, обвинения против них, их аналоги в природе, их погибель и их безбожные слова и дела (ст. 8-16).
Прежде всего речь идет об их грехах. Мечтая, они оскверняют плоть. Их мысли грязны. Живя в мире непристойных фантазий, они в конечном счете воплощают свои мечты в жизнь, предаваясь половым извращениям, как и жители Содома.
Они отвергают начальства. Они восстают против Бога и против правительственных учреждений. Зависеть от них - значит быть сторонником беззакония и анархии. Их имена внесены в списки членов тех организаций, которые борются за ниспровержение правительств.
Они злословят высокие власти. Слова: "...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13,l) для них ничего не значат.
Они презирают Божью заповедь: "...начальника в народе твоем не поноси" (Исх. 22,28). Они высокомерно и злобно выступают против любой власти: и Божественной, и ангельской, и человеческой.
Ст. 9 В этом отношении они позволяют себе вольности, которые не мог себе позволить даже Михаил архангел. Когда он говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, он не смел произнести укоризненного суда, а лишь сказал: "Да запретит тебе Господь!" Здесь Иуда рассказывает нам событие, о котором нигде в Библии больше не упоминается. Возникает естественный вопрос: где он получил эти сведения?
Некоторые говорят, что эти сведения передавались по традиции. Это может быть и так и не так.
Более удовлетворяющее объяснение таково: сведения были сверхъестественным образом открыты Иуде Тем же Духом Святым, Который подвиг его на написание Послания.
Мы не знаем, почему именно возник спор между Михаилом и дьяволом о теле Моисеевом. Мы знаем, что Моисей был похоронен Богом на горах Моава. Вполне вероятно, что дьявол хотел знать это место, чтобы воздвигнуть там святыню. Тогда Израиль вернулся бы к идолопоклонству, поклоняясь праху Моисея. Как представитель народа израильского (Дан. 10,21), архангел Михаил стремился уберечь людей от этой формы идолопоклонства, храня в тайне место погребения.
Здесь важно другое. Михаил - тот архангел, которого Бог определил для низвержения дьявола с небес (Откр. 12,7-9), но даже он не позволял себе говорить укоризненно с тем, кто правит в демоническом царстве. Право делать выговор он оставил Богу.
Ст. 10 Своевольные и наглые, отступники непочтительно злословят то, в чем несведущи. Они не понимают, что в любом упорядоченном обществе должна быть власть и подчинение этой власти. Они же затевают волнения и бахвалятся самонадеянным бунтарством.
Их осведомленность распространяется на единственную сферу - сферу естественных инстинктов и удовлетворения чувственных вожделений. С бездумностью бессловесных животных они отдаются половым удовольствиям и постепенно растлевают и уничтожают себя.
Ст. 11 Им объявлен резкий обвинительный акт. Горе им! Из-за своего упрямого и нераскаянного сердца они навлекут на себя гнев в день гнева и откровения праведного Божьего суда (Рим. 2,5).
Их жизненный путь описан как резкое падение со все возрастающей скоростью. Сначала они пошли путем Каина. Затем они предались обольщению мзды, как Валаам. Наконец, они погибают в упорстве, как Корей. Заблуждение и отступление никогда не стоят на месте. Они шаг за шагом ведут людей к пропасти, а затем ввергают в погибель.
Путь Каина - это, по сути, отказ от спасения посредством крови закланной жертвы (Быт. 4). Это попытка угодить Богу человеческими усилиями. Ч. Г. Макинтош говорит: "Божье средство, способное очистить, отвергнуто, и вместо него предложены усилия человеческие, способные лишь улучшить. Это и есть "путь Каина"". Однако надежда на человеческие усилия естественно ведет к ненависти, направленной на благодать и объекты благодати.
А эта ненависть в конечном счете ведет к преследованию и даже убийству (1 Ин. 3,15).
Обольщение Валаама заключалось в том, что он хотел обогатиться, делая бизнес на Божьем служении. Валаам утверждал, что был Божьим пророком, но из-за жадности хотел продавать свой пророческий дар за деньги (Чис. 22 - 24). Пять раз Валак платил ему за то, чтобы он проклинал Израиль. Валаам был более чем готов сделать это, но Бог насильственно останавливал его. Многое из сказанного Валаамом было истинным и красивым, но, несмотря на все это, он был наемным пророком. Он не смог проклясть мужей израильских, но в конечном счете добился цели, соблазнив их блудодействовать с дочерями Моава (Чис. 25,1-5).
Подобно Валааму, нынешние лжеучителя вкрадчивы и убедительны. Они могут говорить "одновременно обоими углами рта". Они замалчивают правду, чтобы увеличить свой доход. Главное то, что они жадны и стремятся превратить дом Божий в дом торговли. Сегодня христианский мир заквашен на грехе симонии. (Симония - продажа и купля церковных должностей.) Если бы можно было устранить этот источник получения дохода, многое из того, что проходит под видом христианской работы, резко бы остановилось. C. A. Коутс предупреждает:
"Человек столь низок, что хочет извлекать для себя выгоду из того, что Божье. Крайняя черта человеческой испорченности состоит в том, что он стремится заработать на Божьих вещах. У Господа есть на этот счет определенное мнение. Мы видим, что этот грех заполонил христианский мир, и должны блюсти себя, чтобы этот грех не проник в нас". (C. A. Coates, An Outline of Mark's Gospel and other Ministry, p. 125.)
Третья причина, по которой Иуда пророчит этим лжеучителям горе, та, что они погибают в упорстве, как Корей. Вместе с Дафаном и Авироном Корей восстал против лидерства Моисея и Аарона и пожелал войти в число священников (Чис. 16). Тем самым все трое взбунтовались против Господа. За свое неповиновение они были заживо погребены во время страшного землетрясения. Таким образом Бог показал особое негодование против упорствующих по отношению к тем, кого Он назначил Своим представителем.
Ст. 12 Затем, рисуя характер и судьбу отступников, Иуда приводит пять аналогий из мира природы. Моффатт говорит, что "для иллюстрации характера этих людей поиски велись в небе, на земле и в море".
Такие люди бывают соблазном на вечерях любви, которые практиковались среди первых христиан в связи с Вечерей Господней. (Они называли вечерю aгапе, буквально "любовь".) Они не боятся ни Бога, ни людей и заботятся о себе, а не о стаде. Они поощряют других порочить веру.
Это безводные облака, которые обещают выжженной земле влагу, но уносятся ветром, оставляя разочарование и крушение иллюзий. (Лучше читать "унесенные" или "уносимые", как дается в самом старом тексте (NU), а также в большинстве манускриптов. "Носимые" имеет слабую поддержку.)
Они - осенние деревья, лишенные листьев и плодов. Слова "дважды умершие", возможно, использованы для усиления значения "совершенно мертвые" или означают "мертвые как в корне, так и в побегах". Они также исторгнуты с корнями, словно вырванные из земли сильным ветром; последних не осталось даже пня как возможного будущего источника жизни и роста.
Ст. 13 Они - свирепые морские волны, неуправляемые, неистовые и разъяренные. Несмотря на весь производимый шум и суету, им нечего показать, кроме пены позора. Они бахвалятся тем, чего должны стыдиться, и лишают сущности и ценности все, с чем соприкасаются.
Наконец, они подобны блуждающим звездам, которым блюдется мрак тьмы навеки. Блуждающие звезды - это астрономические тела, которые не двигаются по постоянной орбите. Как навигационные ориентиры они бесполезны. Какое правдивое описание лжеучителей! Эти религиозные метеоры, падающие звезды и кометы, ярко вспыхивающие на мгновение, а затем слабо шипящие в темноте, подобно фейерверку, не могут указать духовное направление.
Ст. 14 Гибель отступников предсказал Енох, седьмой от Адама в родословной. Это пророчество приводится только в Послании Иуды. Некоторые думают, что оно взято из апокрифической книги Еноха, но нет никакого доказательства, что эта поддельная книга существовала во времена Иуды.
Келли сказал:
"По всем признакам эта книга [Еноха] написана после разрушения Иерусалима [и поэтому после того, как было написано Послание Иуды] и написал ее иудей, который все еще восторженно надеется, что Бог защитит Свой народ". (William Kelly, "Lectures on the Epistle of Jude", The Serious Christian, I:123.)
Мы не знаем, как Иуда узнал об этом древнем пророчестве, хотя можем дать простое и правдоподобное объяснение: Дух Святой открыл Иуде эти слова точно так же, как руководил в написании остальной части Послания.
Пророчество начинается словами: "Се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих". Это предсказание предварительно и частично исполнится при возвращении Господа Иисуса на землю после великой скорби, когда Он уничтожит Своих противников и воцарится. Полностью и окончательно оно исполнится в конце Тысячелетнего Царства, когда умершие грешники предстанут на Суд у великого белого престола.
Ст. 15 Христос грядет, чтобы сотворить суд над всеми. Последующая часть стиха показывает, что слово "все" здесь означает всех нечестивцев. Истинно верующие не входят в это число. Через веру в Христа они освобождены от суда, как обещано в Ев. от Иоанна 5,24: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь". Весь суд был передан Сыну Человеческому, поэтому Господь Иисус сотворит суд над всеми и обличит всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники. Три раза в этом стихе мы встречаем слово "нечестивые". Люди - нечестивы, их дела нечестивы, методы, которые они используют, - нечестивы, и проявляют они свое безбожие богохульством против Господа. Он обвинит их во всех нечестивых делах, и они не только будут глубоко постыжены, но им будет вынесен приговор, поскольку их вина будет доказана.
Ст. 16 Здесь их нечестивые слова и дела описаны более подробно. Они - ропотники, жалующиеся на провидение Божье вместо того, чтобы благодарить за Его милости. Бог ненавидит такое сетование, и это доказано тем, как Он наказал израильский народ в пустыне.
Они всегда ищут, в чем бы обвинить Господа. Почему Он допускает войны и страдания? Почему Он не положит конец всякой социальной несправедливости? Если Он всесилен, почему ничего не предпримет, чтобы устранить беспорядок, царящий в мире? Они также придираются к детям Божьим, обвиняя их в однобоком подходе к вере и пуританском поведении.
Они погрязли в похотях, потворствуют плотским страстям и громче всех кричат, защищая вседозволенность в сексуальной сфере.
Их высокомерные речи рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание. В средствах массовой информации широко освещается их полная поддержка политического, экономического и социального экстремизма. Их наглый, бесстыдный отказ от основных христианских доктрин типа утверждения о том, что Бог мертв, приносит им определенную известность среди либеральных богословов.
Наконец, они владеют искусством лести, завоевывая таким образом последователей и тем самым увеличивая свои доходы.
Этот портрет истинен и точен. Он почти каждый день подтверждается средствами массовой информации.
III. Роль верующего среди отступничества (Ст. 17-23)
Ст. 17 Теперь Иуда от отступников переходит к обязанностям верующих, живущих среди наемных пастырей. Сначала он напоминает верующим, что они уже предупреждены о приближающейся опасности. Затем вдохновляет их поддерживать в себе твердый дух. Наконец, он рекомендует им быть проницательными в служении тем, кто был обманут отступниками.
Апостолы предсказывали появление лжеучителей. Эти предсказания можно найти в служении Павла (Деян. 20,29-30; 1 Тим. 4,1-5; 2 Тим. 3,1-9), Петра (2 Пет. 2,1-22; 3,1-4) и Иоанна (1 Ин. 2,18-19).
Ст. 18-19 Суть их предупреждений состоит в том, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. К этому свидетельству Иуда присоединяет сведения о трех отличительных чертах, присущих этим циникам.
Это душевные люди, то есть думающие и действующие как невозрожденные люди. Это люди, отделяющие себя от единства веры, перетягивая других на свою сторону и, возможно, разделяя их на различные группировки в зависимости от прогресса в отступничестве. Они не имеют Духа. Они никогда не были рождены от Него и поэтому совершенно неспособны понимать Божественные вещи.
Ст. 20 Чтобы сохранять духовную силу, верующим обязательно нужно быть ближе к Господу и жить в неразрывном общении с Ним. Но как этого достичь? Иуда перечисляет четыре шага.
Первый шаг - через назидание себя на святейшей вере вашей, то есть на христианской вере. Мы назидаем себя, изучая Библию и повинуясь ей. Постоянное общение со Словом направляет нас по пути праведности и предупреждает об опасностях на этом пути.
"Люди могут критиковать вероучение, - говорит Х. Пикеринг, - но именно вера формирует характер, а не характер - веру".
Второй шаг - молясь Духом Святым. Молиться Святым Духом - значит молиться под руководством Духа согласно воле Божьей, как показано в Библии или как Дух подсказывает каждому верующему и ведет его. Молитва Духом Святым отличается от молитв, которые произносятся механически или бесконечно повторяются без какого-либо реального участия Духа.
Ст. 21 Третий шаг - верующие должны сохранять себя в любви Божьей. Здесь любовь Божью можно сравнить с сиянием солнца. Солнце сияет всегда. Но когда что-то становится между нами и солнцем, мы не пребываем в солнечном свете. Точно так же происходит и с любовью Божьей. Она всегда изливает на нас своей свет. Но если между нами и Господом становится грех, то мы, по сути, больше не наслаждаемся Его любовью. Сохранять себя в Его любви мы можем, прежде всего живя святой и благочестивой жизнью. А если между нами вдруг станет грех, мы должны исповедать его и тут же оставить. Наша задача - не позволять ничему становиться между нами и Богом.
Ничто не станет между моей душой и Спасителем -
Ни одно из нереальных мирских мечтаний,
Ничто из того, что может помешать получить малейшую из Его милостей.
Пусть путь будет чистым, пусть ничто не станет между нами.
(Чарльз А. Тиндлей)
Наконец, мы должны с готовностью ожидать милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Здесь милость от Господа нашего относится к Его неизбежному возвращению, когда Он возьмет Свой народ домой на небеса. В дни мрака и отступничества мы должны сохранять свет благословенной надежды, горящий в наших сердцах. Он будет давать нам утешающую и очищающую надежду (1 Фес. 4,18; 1 Ин. 3,3).
Ст. 22 Определенная духовная проницательность необходима тогда, когда мы имеем дело с жертвами отступничества. Священное Писание делает различие между тем, как мы должны относиться к активным пропагандистам лжекультов и к тем, кто обманут ими. Что касается лидеров и пропагандистов, наше отношение к ним должно основываться на 2 Иоанна 10-11: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его". Но в общении с теми, кто обманут лжеучителями, Иуда рекомендует поступать иначе и дает два различных направления действий. (Здесь текстуальные варианты усложняются из-за того, что греческий глагол diakrinomai может означать "сомневаться в" или "отличать".)
И к одним мы должны быть милостивы. Мы должны проявлять к ним сострадательный интерес и стараться вывести их из сомнений и споров и помочь обрести твердое убеждение в Божественной истине.
Ст. 23 Есть и те, кто стоит на краю пропасти, готовый сорваться в огонь отступления. Их мы должны спасать сильным, решительным предупреждением и наставлением, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
В ВЗ одежда прокаженного считалась оскверненной, и ее нужно было сжигать (Лев. 13,47-52). Сегодня, имея дело с людьми, погрязшими в сексуальных грехах, мы должны помнить, что материальные вещи, например, такие как одежда, часто возбуждают страсти. Видя эти вещи или чувствуя их, мы мысленно ассоциируем их с определенными грехами. Поэтому, имея дело с оскверненными людьми, мы должны проявлять осторожность и избегать того, что могло бы стать искушением в нашей личной жизни. Неизвестный автор выразил это следующим образом:
"Одежда, принадлежащая человеку, ассоциируется с заразой греха и инфекцией зла. Если мы хотим защититься от инфекции и заразительного влияния этой уничтожающей души болезни, следует выбросить и отвергнуть все, что связано с грехом. Дж. Б. Мэйор предупреждает, что "христианин обязан проявлять жалость к грешнику и молиться за него, но он должен ненавидеть все, что носит на себе следы греха". (J. B. Mayor, The Epistle of St. Jude and the Second Epistle of St. Peter, p. 51.)
IV. Красивое благословение (Ст. 24-25)
Ст. 24 Иуда завершает Послание красивым благословением. В нем выражены хвала и поклонение Всемогущему. Он может спасти (Евр. 7,25), утвердить (Рим. 16,25), помочь (Евр. 2,18), покорить (Флп. 3,21) и может соблюсти. Он может хранить нас в совершенном мире (Ис. 26,3), Он может сохранить залог наш на оный день (2 Тим. 1,12), Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем (Еф. 3,20) и Он может соблюсти нас от падения. (В большинстве текстов читаем "их" вместо "вас", что подразумевает грешников из предыдущих стихов, которых духовные христиане стремятся спасти.)
Это последнее обетование особенно актуально в дни отступничества, на которые ссылается Иуда.
Но обещания Его на этом не заканчиваются. Он может поставить нас пред славою Своею непорочными в радости.
Это поистине замечательно! Когда мы вспоминаем, кем мы были - мертвыми из-за прегрешений и грехов; когда мы думаем о том, кем мы стали теперь - жалкими, немощными, неловкими слугами; а затем подумаем, что однажды мы предстанем абсолютно непорочными перед троном Всемогущего, радуясь великой радостью, - какая же это благодать!
Ст. 25 Он не только наш Хранитель и Совершитель, Он - Бог Спаситель наш. (Текст НЗ (в значительной степени Александрийский) очень склонен к сокращениям "путем опущения" в отличие от традиционного текста и большинства других. Следовательно, когда в нем добавлено что-то, это вызывает особый интерес. В стихе 25 сделаны три дополнения, так что мы читаем: "Единому Богу Спасителю нашему Чрез Иисуса Христа Господа нашего, Слава и величие, Сила и власть Прежде всех веков" и далее. Здесь, однако, опущено слово "премудрому". Возможно, широко известное в прежние времена благословение Иуды цитировалось в этой более длинной форме в египетских церквах.)
Как чудесно, что мы настолько не безразличны Богу, что Он стал нашим Спасителем в том смысле, что предопределил в Своем плане отдать на заклание непорочного Агнца - Своего безгрешного Сына. Он - единый Премудрый, ибо в конечном счете вся мудрость исходит от Бога (ср. Иак. 1,5).
Свою мудрость мы можем почерпнуть лишь из источника мудрости - единого мудрого Бога.
Бог и Спаситель наш достоин славы и величия, силы и власти. Слава - наивысшая честь, которой Он заслуживает за все, что Он есть, и за все, что сделал для нас. Величие - достоинство и великолепие, которыми Он наделен как Вседержитель вселенной. Сила - бесспорное господство, являющееся Его суверенным правом. И власть, или авторитет, - могущество и исключительное право управлять всем, что сотворено Его руками.
Он был достоин хвалы в прошлом, Он достоин ее в настоящее время, Он будет достоин ее во всей вечности.
Отступники и лжеучителя будут стараться лишить Его славы, умалить Его величие, роптать против Его силы и оспаривать Его власть. Но все истинные верующие будут всегда прославлять Его и наслаждаться Им ныне и во все веки. Аминь.