Уильям МакДональд
Комментарий на
третье послание Иоанна




Глава 0

ВВЕДЕНИЕ
В целом этот последний беглый взгляд на христианскую жизнь во времена апостолов требует от теологов глубокого осмысления. Описанное здесь положение вещей далеко от идеала, но свидетельствует в пользу свободы и необходимости возрастания в вере.
Б. Ф. Весткотт
Введение
I. Особое положение в каноне
Даже Третье послание Иоанна, самое краткое в НЗ (в оригинале на одну строку короче, чем 2 Иоанна), иллюстрирует Божественную истину о том, что "все Писание полезно". Как и во 2 Иоанна, ключевые слова здесь - любовь и истина. Но, в отличие от 2 Иоанна, где любовь показана в решимости не принимать тех, кто не учит истине, в 3 Иоанна показано нежное проявление любви в содействии тем, кто идет вперед, распространяя истину.
II. Авторство
Внешнее свидетельство для 3 Иоанна подобно свидетельству для 2 Иоанна. Эти письма столь кратки и столь личного характера, что не трудно увидеть, почему им не хватает большего свидетельства, такого, как у 1 Иоанна.
Ориген и Евсевий классифицировали 3 Иоанна как antilegomena, или спорные книги. Климент и Дионисий Александрийские принимали 3 Иоанна так же, как и Кирилл Иерусалимский. Свидетельство канона Муратори остается неясным.
Внутреннее свидетельство тесно сближает это письмо со 2 Иоанна и, естественно, с 1 Иоанна. Вместе все три подтверждают свою подлинность. Нет никаких веских причин сомневаться в традиционной точке зрения, согласно которой апостол Иоанн написал 3 Иоанна наряду с приписываемыми ему другими двумя письмами.
III. Время написания
Как и в случае с 1 и 2 Иоанна, предлагаются две основные даты. Если Иоанн писал из Иерусалима до того, как этот город был разрушен, то вероятная дата - 60-е годы. Большинство ученых склоняется к более позднему написанию письма, когда Иоанн жил и служил в Ефесе. Таким образом, широко принятая дата - 85-90-е годы.
IV. Цель написания и тема
Исторический фон этого небольшого письма дает нам яркое представление о жизни церкви в конце первого столетия. Несколькими четкими росчерками пера апостол набросал три характера: Гаий - гостеприимный и духовный, Димитрий - достоин похвалы и Диотреф - своекорыстный и лишенный любви. Диотреф может иллюстрировать сильную своевольную личность, какую легко найти в любой церкви. С другой стороны, он может втереться в доверие ко всякому, кто старше его по опыту и званию, и управлять теми, кто формально на равном с ним положении. Эта последняя тенденция получила развитие во втором столетии и позднее в "монархическом епископате" (господство одного наиболее влиятельного надзирателя, или епископа).
План
I. ПРИВЕТСТВИЕ (Ст. 1-4)
II. БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ГАИЙ (Ст. 5-8)
III. ВЛАСТНЫЙ ДИОТРЕФ (Ст. 9-11)
IV. БОГОБОЯЗНЕННЫЙ ДИМИТРИЙ (Ст. 12)
V. ПЛАНЫ АПОСТОЛА И БЛАГОСЛОВЕНИЕ (Ст. 13-14)
Глава 1
I. Приветствие (Ст. 1-4)
Ст. 1 Как и во Втором послании, Иоанн говорит о себе как о старце. Он адресует письмо возлюбленному Гаию, которого любит по истине. Хотя мы не знаем, тот ли это Гаий, который упомянут в Римлянам 16,23 или в Деяниях 20,4, удивительно то, как много мы узнаем о нем из этих нескольких стихов. Прежде всего мы приходим к заключению, что он был возлюбленным верующим, человеком, вся жизнь которого была посвящена братьям-христианам.
Ст. 2 Но, очевидно, он был не слишком здоров телом, так как Иоанн желает ему физического здоровья, соответствующего его духовной энергии. Когда Иоанн говорит: "Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем", то вряд ли он думает о богатстве или материальном процветании. Скорее всего он говорит о физическом благополучии, что видно из следующей фразы: "как преуспевает душа твоя".
Хотели бы мы, чтобы наше физическое состояние соответствовало духовному? Не прискорбная ли это истина, что мы заботимся о наших телах больше, чем о душах? Именно поэтому Ф. Б. Мейер грустно отмечал:
"Бессмысленно желать всем нашим друзьям того, что написано в стихе 2, потому что, если бы состояние их тела соответствовало состоянию их души, они внезапно оказались бы нездоровыми". (F. B. Meyer, Through the Bible Day by Day, VII:164-165.)
Стих 2 решительно опровергает то, чему учат многие так называемые проповедники "исцеления по вере". Они утверждают, что всякая болезнь - результат присутствия в жизни греха и если человек болен, то из-за недостатка веры. Естественно, это не было истинным в случае с Гаием. Его духовное состояние было хорошим, а физическое - плохим. Из этого следует сделать вывод, что о духовном состоянии нельзя судить по состоянию тела.
Ст. 3 Апостол весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о верности Гаия и как он ходит в истине. Хорошо иметь истину в себе, но лучше проявлять истину в своей жизни. Мы должны не только хранить истину в себе, но и позволять ей удерживать нас. Люди предпочли бы видеть проповедь, а не слышать ее. В век фактов ничто не ценно для Бога больше, чем святая жизнь.
Ст. 4 Это было столь важно для Иоанна, что он отметил: "Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине". Возможно, большинство из нас думает о завоевании душ для Бога как о самой большой радости в христианской жизни, и это действительно замечательно: видеть мужчин и женщин, которые переходят из царства тьмы в царство Сына Его возлюбленного. Но кто измерит сердечные муки при виде тех, кто утверждал, что спасен, но возвратился к прежней жизни, подобно свинье, возвращающейся в грязь, и собаке - к своей блевотине. Напротив, каким восторгом наполняется сердце при виде духовных детей, живущих для Господа, возрастающих от благодати к благодати. Здесь вновь подчеркивается важность последующего душепопечительства во всех наших евангелизационных усилиях.
II. Благочестивый Гаий (Ст. 5-8)
Ст. 5 Гаию доставляло особую радость открывать двери своего дома всем тем, кто вышел проповедовать Евангелие. Он оказывал искреннее гостеприимство не только тем, кого знал, но и незнакомцам. (В критическом тексте читаем "особенно (греч. touto) незнакомцам". В Синодальном переводе - "для странников".) Иоанн говорит, что Гаий был предан этому служению. Из НЗ явствует, что гостеприимство очень важно в глазах Божьих. Принимать детей Господа - то же, что принимать и Самого Господа (Мф. 25,40). Напротив, отказ принять Его служителей рассматривается как отказ принять Его (Мф. 25,45). Оказывая страннолюбие незнакомцам, "некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам" (Евр. 13,2). Многие могут засвидетельствовать, что благодаря гостеприимству прием пищи превращался в хлебопреломление (Лк. 24,29-35), дети получали спасение, и семейства приближались к Господу.
Ст. 6 Здесь говорится о награде. Доброта Гаия была известна всей церкви. Более того, его имя навсегда сохранится в святом Слове Божьем как имя человека, двери дома и сердце которого были всегда открыты. И что самое главное: Гаий будет вознагражден на судилище Христовом, ибо тот, "кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка" (Мф. 10,41).
Он разделит награду всех тех проповедников, которым оказал гостеприимство. Это следует запомнить тем, кто не умеет проповедовать: вы можете получить награду проповедника, от имени Господа оказывая гостеприимство проповедникам. Бог вознаградит вас за добрые дела! Его милость увенчает доброту человека.
Далее Иоанн напоминает Гаию, что он хорошо поступит, если отпустит их, как должно ради Бога. Отпустить их - не просто дружески распроститься, но и дать на дорогу необходимые запасы продовольствия. Естественно, здесь предложен высокий стандарт поведения, согласно которому мы должны делиться своими материальными благами с теми, кто проповедует и учит.
Ст. 7 Теперь излагается особая причина, почему Гаию следует помогать странствующим евангелистам: ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. В удовлетворении своих нужд эти люди уповали только на Господа. Они не принимали помощь от неверующих. Поступив так, они уличили бы своего Господина в чрезвычайной бедности и неспособности обеспечить их. Это могло бы также дать неспасенным ложный повод утверждаться в своей праведности и успокаиваться на этом. Какое обличение сегодняшнего христианского мира, основывающего свои методы на деньгах! И какое это напоминание о наших обязательствах по отношению к служителям Господним, которые ходят верою в живого Бога и никому не рассказывают о своих нуждах, как только одному Господу.
Ст. 8 Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. Принимать проповедников - значит сделать все возможное, чтобы помочь им, ибо, поступая так, мы помогаем истине продвигаться дальше. (В критическом тексте "поддерживать" (hupolambanein), а не "принимать" (apolambanein), как в большинстве текстов.)
III. Властный Диотреф (Ст. 9-11)
Ст. 9 Очевидно, Иоанн писал той же церкви ранее, но его письмо перехватил человек по имени Диотреф, имевший преувеличенное представление о собственной важности. Фактически он был диктатором в общине. Он возгордился от занимаемого положения, его переполняли непомерный эгоцентризм и неистовая ревность ко всему, что каким-либо образом посягало на его собственные права, которые он, несомненно, защищал как автономию поместной церкви. Диотреф забыл (если вообще когда-нибудь знал об этом), что Глава Церкви - Христос! Он забыл, что Дух Святой - Заместитель, или Представитель, Христа в Церкви.
Никакой человек не имеет права выносить обвинения, принимать решения, оказывать гостеприимство или отказывать в нем. Такое поведение является папизмом, и Бог ненавидит его.
Несомненно, Диотреф оправдывал свое поведение тем, что борется за истину. Но, конечно же, это была ложь! Он подспудно вредил истине, отказывая в гостеприимстве апостолу под предлогом, что верен Богу. И отказывал не только Иоанну, но и другим братьям.
Ст. 10 Он не только не принимал этих истинно верующих, но и поносил тех, кто их принимал. Он был одержим властью, понося истинных служителей Божьих злыми словами. Иоанн напомнит ему об этом при следующем посещении общины! Слово Божье открыто осуждает таких самозваных пап. Их власть зиждется на тайных собраниях, господстве страха и запугивании.
Ст. 11 Иоанн призывает Гаия отвергать такое злое поведение и следовать за добром. Добрые дела свидетельствуют об общении с Богом. Данное положение вещей, по мнению апостола, вызывает серьезные опасения о духовном состоянии Диотрефа.
IV. Богобоязненный Димитрий (Ст. 12)
Возможно, Димитрий был предъявителем этого письма. Во всяком случае о нем засвидетельствовано всеми и самою истиною. Ф. Б. Хоул говорит:
Обратите внимание, что не он свидетельствовал об истине, а истина свидетельствовала о нем. Димитрий не был эталоном, по которому сверялась истина. Истина была эталоном, по которому он сверял себя; и, пройдя контроль, он получил одобрение. (F. B. Hole, более полных данных нет.)
V. Планы Апостола и благословение (Ст. 13-15)
Иоанн завершает Третье послание почти так же, как и Второе,- откладывает перо и выражает надежду на разговор устами к устам. Мы благодарны ему за эти письма, которые дают нам возможность заглянуть в жизнь первых христиан и излагают вечные наставления для людей Божьих. Скоро мы будем говорить устами к устам в небесах и тогда лучше поймем некоторые неясности Божественного откровения.