Уильям МакДональд
Комментарий на
второе послание Иоанна




Глава 0

[Второе послание Иоанна] открывает нам новую грань апостола: оно представляет его как пастыря каждой отдельной души. ... Кому бы это письмо ни было адресовано ... поместной ли церкви или ... женщине-христианке ... написано оно ради каждого человека, ибо он дорог апостолу настолько, что он шлет письмо.
А. Пламмер
Введение
I. Особое положение в каноне
Наряду с Третьим посланием Иоанна, эта короткая записка - все, что у нас есть из бесценной личной переписки одного из наиболее любимых нами ранних святых, апостола Иоанна.
Иногда христиане интересуются, насколько "открытыми" или "закрытыми" они должны быть с другими, особенно с теми, кто исповедует христианство. Второе и Третье послания Иоанна отвечают на этот практический вопрос. Второе послание указывает, как важно хранить наш дом (или домашнюю церковь) от еретиков. В Третьем послании поощряется "политика открытых дверей" для странствующих проповедников и миссионеров.
II. Авторство
Внешнее свидетельство для 2 Иоанна слабее, чем для 1 Иоанна, несомненно, из-за его краткости и частного характера. Ириней ссылается на него, но, как и другие, думает, что это Послание - часть 1 Иоанна (разбивка на главы и стихи была осуществлена столетиями позже). Ориген сомневался в том, кому принадлежит Послание, но Климент и Дионисий, оба из Александрии, ссылаются на него как написанное Иоанном. Киприан определенно указывает на стих 10 как написанный апостолом Иоанном.
Внутреннее свидетельство заключается в том, что стиль и словарный запас Послания такие же, как в Евангелии и Первом и Третьем посланиях Иоанна. Даже при том, что 2 и 3 Иоанна начинаются не так, как 1 Иоанна, они столь подобны, что не многие отрицают, что все они написаны одной и той же рукой и, очевидно, приблизительно в одно и то же время.
Нет ни одной веской причины сомневаться в традиционно приписываемом авторстве 2 Иоанна апостолу (см. более подробное "Введение" к 1 Иоанна).
III. Время написания
Как и в случае с 1 Иоанна, возможны два основных периода. Указывают либо раннюю дату (60-е гг.), до разрушения Иерусалима, либо позднюю (85-90 гг.). Если верна первая дата, то Послание, вероятно, было послано из Иерусалима; если последняя, то из Ефеса, где престарелый апостол окончил свои дни.
IV. Цель написания и тема
Предпосылкой к написанию этого Послания послужило широко распространенное на заре христианства служение странствующих проповедников, которое и поныне практикуется в определенных кругах. Христианские дома и общины, которые посещали эти евангелисты и служители слова, оказывали им гостеприимство, помогали пропитанием и иногда деньгами.
К сожалению, лжеучителя и религиозные шарлатаны быстро начали зло употреблять этой традицией как средством легкой наживы и распространения своей ереси, типа гностицизма (см. "Введение" к 1 Иоанна).
Если в первом столетии было важно предупреждать об еретиках и " спекулянтах от религии", то что бы апостол Иоанн сказал, если бы увидел сегодняшнее пестрое одеяло, сшитое из лоскутов многочисленных сект, культов и лжерелигий?
Центральная тема 2 Иоанна следующая: мы должны пресекать сотрудничество со всяким, кто распространяет ложь о Личности нашего Господа (ст. 10-11).
План
I. ПРИВЕТСТВИЕ АПОСТОЛАБЛАГОДАТЬ, МИЛОСТЬ И МИР (Ст. 1-3)
II. РАДОСТЬ АПОСТОЛА: ПОСЛУШНЫЕ ДЕТИ (Ст. 4)
III. ПРОСЬБА АПОСТОЛА: ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА (Ст. 5-6)
IV. БЕСПОКОЙСТВО АПОСТОЛААНТИХРИСТЫ И ОБОЛЬСТИТЕЛИ (Ст. 7-11)
V. НАДЕЖДА АПОСТОЛА: ЛИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ (Ст. 12-13)
Глава 1
I. Приветствие Апостола: благодать, милость и мир (Ст. 1-3)
Ст. 1 Во Втором послании апостол Иоанн представляется как старец. Это слово может означать как возраст, так и официальное положение в церкви.
Что касается возраста, то Иоанн последний из апостолов общался с Господом Иисусом. По официальному положению он, конечно, был епископом, или блюстителем. Таким образом, нет нужды выбирать одно из объяснений - оба правильны.
Слова "избранной госпоже" не так легко объяснить. Обычно выдвигаются три точки зрения. (1) Одни полагают, что избранная госпожа - это церковь, в другом месте упомянутая как Невеста Христа, или отдельная поместная церковь. (2) Иные думают, что письмо адресовано "избранной Кирии", то есть женщине по имени Кирия. Это имя - греческий эквивалент арамейского Марта (оба означают "госпожа"). (Маловероятно, чтобы греческое слово "избранная" (Еklekte) могло означать имя собственное в сочетании со словом "госпожа" - "госпожа Избранная".) (3) Некоторые считают, что Иоанн пишет неназванной госпоже христианке, которая со всеми другими верующими избрана Богом - избрана во Христе прежде основания мира.
Мы склоняемся к последней точке зрения и считаем особенно существенным то, что предупреждение против антихристианских учителей содержится в письме, адресованном женщине. Грех изначально пришел в мир через Еву, обманутую дьяволом. "...Жена, прельстившись, впала в преступление" (1 Тим. 2,14). Павел говорит о лжеучителях, которые специально обращаются к женщинам; они входят в дома и обольщают легковерных "женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями", которые готовы слушать любого и все же никогда не могут "дойти до познания истины" (2 Тим. 3,6-7). Даже сегодня представители лжекультов посещают дома в дневное время, когда мужчина, хозяин дома, обычно на работе. Детей также нужно предупреждать о лжеучителях.
Иоанн заявляет, что любит эту избранную госпожу и детей ее по истине.
Спасенные всегда находят замечательное общение, любя других так, как никогда не любили бы, если бы их не объединяла общая любовь к истине Божьей. Именно истина Божья объединяет сердца, сердца всех, кто познал истину.
Ст. 2 Слова "ради истины" имеют два возможных объяснения. Они могут указывать как на мотив для любви ко всем святым, так и на причину, побудившую Иоанна написать это письмо.
Допустимы оба толкования. Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Здесь истина может относиться: 1) к Господу Иисусу Христу. Он сказал: "Я есть ...истина" (Ин. 14,6); 2) к Святому Духу: "...Дух есть истина" (1 Ин. 5,6; см. Ин. 14,16-17) или 3) к Библии: "...слово Твое есть истина" (Ин. 17,17). Как не восхищаться тем, что все три истины поддерживают нас и пребудут с нами вовек!
Ст. 3 Приветствие Иоанна звучит так: "Да будет с вами благодать, милость, мир...". В греческом критическом тексте и большинстве манускриптов читаем "нами". Греческие слова вы/мы, вами/нами и вашими/нашими отличаются только одной буквой, следовательно, при переписывании Послания могла быть допущена ошибка (См., напр., ст. 8, где, согласно критическому тексту, надо читать "вам", а не "нам".)
Благодать - незаслуженное благоволение к тем, кто заслуживает противоположного. Милость - сострадание, проявляемое к тем, кто виновен и ни на что не годен. Мир - гармоничные отношения, которые вытекают из Божьей благодати и милости.
Все три благословения исходят от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа. Отец - Источник, а Сын - Путь. Кроме того, они оба в истине и любви и никогда не за счет любого из этих качеств.
II. Радость Апостола: послушные дети (Ст. 4)
Теперь Иоанн выражает свою радость, услышав, что некоторые из детей избранной госпожи ходят в истине. Истина - это не только то, во что верят умом, но то, с чем живут и что отражается в повседневном поведении. Господь Иисус был живым воплощением истины, поэтому Он ожидает, что и наша жизнь будет свидетельством истины.
III. Просьба Апостола: любите друг друга (Ст. 5-6)
Ст. 5 В стихах 5-9 апостол, по всей видимости, приводит краткое резюме своего Первого послания. Там он перечислил критерии, по которым следует проверять жизнь. В этих стихах он повторяет по крайней мере три из них: проверка на любовь (ст. 5), проверка на повиновение (ст. 6) и анализ вероучения (ст. 7-9).
Ст. 6 Сначала он напоминает своим читателям о заповеди любить своих братьев-христиан. По сути любовь здесь - бескорыстное служение другим. Она выражается не в вопросе: "Что я смогу иметь от этого человека?" - но: "Что я могу сделать для этого человека?" Итак, любовь состоит в том, чтобы поступать по заповедям Его. Мы не сможем любить по-настоящему, в Божественном смысле, если не будем повиноваться Господу и истине Божьей.
IV. Беспокойство Апостола: антихристы и обольстители (Ст. 7-11)
Ст. 7 Здесь речь идет о проверке вероучения. Главный вопрос звучит так: "Действительно ли Бог стал Человеком в Личности Иисуса Христа?" Ответ: однозначное "Да"! Гностики полагали, что Божественный Христос сошел на Иисуса Назарянина на некоторое время. (См. "Введение" к Колоссянам, где говорится о гностицизме.) Но Иоанн настаивает, что Иисус Христос был, есть и всегда будет Богом.
Ст. 8 Поэтому он предупреждает читателей: "Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду". Иными словами, твердо придерживайтесь истины о Господе Иисусе Христе, чтобы наш труд среди вас не был напрасным и чтобы мы (апостолы и их последователи) получили полную награду.
Ст. 9 Говоря "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем", Иоанн подразумевает лжеучителей. Преступать учение - значит выходить за границы дозволенного. Именно так поступают различные секты: они утверждают, что получили новое откровение и распространяют то, чего нет в Слове Божьем. Они не хотят оставаться в пределах границ христианского откровения или пребывать в учении Христовом, под которым, вероятно, имеется в виду учение, принесенное Самим Христом. Возможно, преступать учение - отвергать то, чему Библия учит о Христе. В этом стихе апостол подчеркивает, что сектанты уверены в своем знании о Боге, но, не веря в то, что Господь Иисус - совершенный Богочеловек, они не имеют Бога вообще. Бога можно познать только через Его Сына. "...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14,6).
Ст. 10-11 Здесь изложена суть Послания. Апостол дает нам ценный совет, как относиться к лжеучителям, приходящим в наши дома. Иоанн имеет в виду не случайных посетителей, а антихристианских пропагандистов.
Нужно ли приглашать их? Или угостить кофе? Помочь им материально? Купить у них литературу? Ответ таков: мы не должны ни принимать, ни приветствовать их. Эти люди - враги Христа. Оказать им гостеприимство - значит стать на их сторону против нашего Спасителя. Возможно, когда-нибудь мы могли бы впустить в свой дом такого человека, не зная, что он отвергает Господа.
В таком случае эти стихи не применимы. Но если мы точно знаем, что этот человек - лжеучитель, то, оказывая ему дружескую поддержку, мы предаем Христа. Эти стихи не относятся к посетителям вообще. Мы часто приглашаем в гости неверующих, чтобы привлечь их ко Христу. Но здесь речь идет именно о религиозных учителях, которые отрицают Богочеловека Иисуса Христа.
С. Ф. Хогг объясняет:
"Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы создалось впечатление, что нападки на Христа допустимы, нельзя также позволять отступнику оказывать влияние на других". (С. F. Hogg, What Saith the Scripture?, p. 143.)
V. Надежда Апостола: личное посещение (Ст. 12-13)
Ст. 12 Иоанн хотел бы еще многое сказать избранной госпоже. Но здесь он прекращает писать в надежде вскоре лично посетить ее, чтобы говорить устами к устам. Насколько приятнее говорить лично с человеком, чем писать на бумаге чернилами! И насколько замечательней увидеть в будущем Спасителя лицом к лицу, а не глазами веры, как в настоящее время! Тогда наша радость будет действительно полной!
Ст. 13 Итак, Иоанн завершает Послание словами: "Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной". Мы не знаем, кто они, но однажды встретим их и будем наслаждаться общением с ними и с любимым апостолом Иоанном, написавшим это письмо, а больше всего - с Самим Спасителем. Аминь.