Уильям МакДональд
Комментарий на
первое послание Иоанна
Мы призваны подражать Христу, не идущему по воде, но Христу в Его обыденном хождении.
Мартин Лютер
Введение
I. Особое положение в каноне
Первое послание Иоанна подобно альбому семейных фотографий. Оно описывает членов Божьей семьи. Как дети похожи на своих родителей, так и дети Божьи имеют сходство с Ним. Данное Послание описывает эти сходные черты. Становясь членом Божьей семьи, человек получает Божью жизнь - жизнь вечную. Имеющие эту жизнь проявляют ее особым образом. Например, они подтверждают, что Иисус Христос - их Господь и Спаситель, они любят Бога, любят детей Божьих, повинуются Его заповедям и не грешат. Они как бы несут на себе признаки вечной жизни. Иоанн написал это Послание для того, чтобы все, у кого есть эти семейные черты, могли знать, что они имеют жизнь вечную (1 Ин. 5,13).
Первое послание Иоанна необычно во многих отношениях. Несмотря на то, что это реальное письмо, которое было действительно послано, ни автор его, ни адресат не названы. Несомненно, они хорошо знали друг друга. В этой прекрасной книге есть еще одна замечательная вещь: чрезвычайно глубокие духовные истины автор выражает в коротких, простых предложениях, где важно каждое слово. Кто сказал, что глубокая истина должна выражаться сложными предложениями? Мы боимся, что проповедь или письменное изложение, которые некоторые люди хвалят и считают глубокими, просто мутные или неясные.
К достоинствам 1 Иоанна следует отнести глубокое размышление и искреннее исследование. Столь явные повторения в действительности имеют небольшие различия - и это как раз те оттенки значений, на которые нужно обратить внимание.
II. Авторство
Внешнее свидетельство об авторстве 1 Иоанна раннее и сильное. Особо ссылались на Послание как написанное Иоанном, автором четвертого Евангелия, такие личности, как Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и его ученик Дионисий.
Подобно автору Послания к Евреям, автор 1 Иоанна не упоминает своего имени. Однако, в отличие от Послания к Евреям, 1 Иоанна имеет убедительные внутренние свидетельства, подтверждающие его авторство.
Первые четыре стиха показывают, что автор хорошо знал Христа и провел с Ним много времени. Это значительно сужает возможное авторство и совпадает с преданием, что автор письма - апостол Иоанн.
Апостольский тон Послания подкрепляет это утверждение: автор пишет с властью и авторитетом, с чуткостью старшего духовного наставника ("дети мои") и даже с ноткой категоричности.
Мысли, слова ("соблюдать", "свет", "новый", "заповедь", "слово" и т.д.) и словосочетания ("жизнь вечная", "положить жизнь свою", "перейти от смерти в жизнь", "Спаситель мира", "взять грехи", "дела дьявола" и др.) совпадают с четвертым Евангелием и двумя другими посланиями Иоанна.
Иудейский стиль параллелизма и простая структура предложений характеризуют и Евангелие, и Послание. Короче говоря, если мы принимаем четвертое Евангелие как написанное апостолом Иоанном, то не должны бояться считать его автором и этого Послания.
III. Время написания
Некоторые полагают, что три своих канонических письма Иоанн написал в 60-е годы в Иерусалиме, до того как римляне разрушили этот город. Более приемлема дата конца первого столетия (80-95 гг. н.э.). Отеческий тон посланий, так же как и высказывание "Дети мои! Любите друг друга", хорошо сочетается с принятой в общине древней традицией о пожилом апостоле Иоанне.
IV. Цель написания и тема
Во времена Иоанна возникла лжесекта, известная как секта гностиков (греч. gnosis - "знание"). Гностики утверждали, что они христиане, но при этом доказывали, что имеют дополнительное знание, которое выше того, что проповедуют апостолы. Они заявляли, что человек не может полностью реализоваться до тех пор, пока не будет посвящен в более глубокие "истины".
Некоторые учили, что материя - источник зла, поэтому Человек Иисус не мог быть Богом. Они делали различие между Иисусом и Христом. "Христос" был Божественным излучением, которое снизошло на Иисуса при Его крещении и покинуло Его перед смертью, возможно, в саду Гефсиманском. Согласно их домыслам, Иисус действительно умер, но Христос не умирал.
Как пишет Майкл Грин, они настаивали на том, что "небесный Христос был слишком свят и духовен, чтобы запятнать Себя постоянным контактом с человеческой плотью". Короче говоря, они отрицали воплощение и не признавали, что Иисус есть Христос и этот Иисус Христос является и Богом, и Человеком. Иоанн понял, что эти люди не были истинными христианами, и предупредил своих читателей, показав им, что гностики не имеют печати истинных детей Божьих.
Согласно Иоанну, человек либо дитя Божье, либо нет; нет никакого промежуточного состояния. Именно поэтому Послание наполнено такими диаметрально противоположными противопоставлениями, как свет и тьма, любовь и ненависть, истина и ложь, жизнь и смерть, Бог и дьявол. В то же самое время следует отметить, что апостолу нравится описывать характерное поведение людей. Например, проводя различие между христианами и нехристианами, он основывается не на отдельном грехе, а скорее на том, что характеризует человека. Даже сломанные часы два раза в сутки показывают правильное время! Но хорошие часы показывают правильное время постоянно. В целом повседневное поведение христианина свято и праведно, и это отличает его как дитя Божье. Иоанн множество раз использует слово "знать". Гностики утверждали, что знают истину, но Иоанн формулирует здесь истинные факты христианской веры, которые можно знать с уверенностью. Он описывает Бога как свет (1,5), любовь (4,8.16), истину (5,6) и жизнь (5,20). Это не значит, что Бог не Личность; скорее Бог является источником этих четырех благословений.
Также Иоанн говорит о Нем как о Боге праведном (2,29; 3,7), чистом (3,3) и безгрешном (3,5).
Иоанн использует простые слова, но мысли, выраженные им, зачастую глубоки и временами трудны для понимания. Изучая эту книгу, мы должны молиться, чтобы Господь помог нам понять значение Его Слова и повиноваться той истине, которую Он нам открывает.
План
I. ХРИСТИАНСКОЕ ОБЩЕНИЕ (1,1-4)
II. СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ ОБЩЕНИЯ (1,5 - 2,2)
III. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕНИИ: ПОВИНОВЕНИЕ И ЛЮБОВЬ (2,3-11)
IV. СТАДИИ РОСТА В ОБЩЕНИИ (2,12-14)
V. ДВЕ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ: МИРСКИЕ И ЛОЖНЫЕ УЧИТЕЛЯ (2,15-28)
VI. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕНИИ: ПРАВЕДНОСТЬ И ЛЮБОВЬ, ДАЮЩИЕ УВЕРЕННОСТЬ (2,29 - 3,24)
VII. ПОТРЕБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗАБЛУЖДЕНИЕМ (4,1-6)
VIII. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕНИИ (4,7 - 5,20)
А. Любовь (4,7-21)
Б. Живое вероучение (5,l)
В. Любовь и следующее за ней повиновение (5,l-3)
Г. Вера, побеждающая мир (5,4-5)
Д. Живое учение (5,6-12)
Е. Уверенность через Слово (5,13)
Ж. Дерзновение в молитве (5,14-17)
З. Знание духовной реальности (5,18-20)
IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ (5,21)
I. Христианское общение (1,1-4)
1,1 Доктринальная основа всякого истинного общения - Личность Господа Иисуса Христа. Не может быть никакого истинного общения с теми, у кого ложные представления о Нем.
Первые два стиха учат о Его предвечности и реальности Его воплощения.
Он Тот, Кто извечно был с Богом Отцом и сошел в этот мир как реальный Человек. Действительность Его воплощения доказывается тем, что апостолы слышали Его, видели своими очами, с глубокой сосредоточенностью внимали Ему и на самом деле осязали Его руками. Слово жизни было для них не просто преходящей иллюзией, но реальной Личностью в плоти и крови.
1,2 Второй стих подтверждает, что Тот, Кто был у Отца и Кого Иоанн называет этой вечной жизнью, стал плотью и обитал среди нас и апостолы видели Его.
Следующие строки неизвестного автора показывают практическое значение для нашей жизни первых двух стихов:
"Я рад, что мое знание вечной жизни построено не на предположениях философов или даже богословов, но на безупречном свидетельстве тех, кто слышал, видел, рассматривал и осязал Того, в Ком она воплотилась. Это не просто прекрасная мечта, а неоспоримый факт, тщательно исследованный и точно записанный".
1,3 Апостолы не держали эту замечательную новость в тайне, и мы также не должны этого делать. Они поняли, что здесь основание всякого общения и объявили об этом свободно и полно. Всякий получающий свидетельство апостолов имеет общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, с апостолами и всеми верующими. Как замечательно, что виновные грешники будут иметь общение с Богом Отцом и Сыном Его Иисусом Христом! И тем не менее это именно та истина, которая открыта нам здесь.
Сын Его Иисус Христос. Иисус и Христос - одна и та же Личность, и эта Личность - Сын Божий. Иисус - имя, данное Ему при рождении, которое свидетельствует о Его человеческой природе. Христос - имя, которое свидетельствует о Нем как о Помазаннике Божьем, Мессии. Поэтому само имя Иисуса Христа свидетельствует о Его человеческой и Божественной природе. Иисус Христос - "истинный Бог истинного Бога" (Нисен Крид) и одновременно истинный Человек.
1,4 Но почему Иоанн пишет об общении? Для того чтобы радость наша была совершенной. Иоанн понял, что мир не способен дать человеческому сердцу истинную и длительную радость. Эта радость приходит только через правильные отношения с Господом. Находясь в общении с Богом и Господом Иисусом, человек получает наивысшую радость, которую нельзя потревожить земными обстоятельствами. Как сказал один поэт, "источник его пения - высоко в небесах".
II. Средства поддержания общения (1,5 - 2,2)
1,5 Общение представляет собой ситуацию, когда двое и больше человек делятся чем-то друг с другом. Это - общность, или товарищество. Теперь Иоанн хочет сообщить своим читателям требования, обязательные для общения с Богом. Для этого он обращается к учению Господа Иисуса, когда Тот был на земле. Хотя здесь не цитируются точные слова Господа, итог и сущность Его учения в том, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. Этим Он подразумевал, что Бог абсолютно свят, абсолютно праведен и абсолютно чист. Бог не может потворствовать никакой форме греха.
Ничто не скрыто от Него, но "все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет" (Евр. 4,13).
1,6 Следовательно, чтобы иметь общение с Богом, человек не должен скрывать никакой грех. Свет и тьма не могут сосуществовать в жизни человека, точно так же как они не могут существовать вместе в комнате вашего дома.
Если человек ходит во тьме, он не имеет общения с Богом. Если человек говорит, что имеет общение с Ним, и ходит во тьме, он никогда не был спасен.
1,7 И напротив, если мы ходим во свете, то имеем общение с Господом Иисусом и с верующими христианами. Иоанну не безразлично, ходит человек во свете или во тьме. Если он находится в свете, он член Божьего семейства, если во тьме, то не имеет ничего общего с Богом, потому что в Боге нет никакой тьмы. Ходящие во свете, то есть христиане, имеют общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа постоянно очищает их от всякого греха. Божье всепрощение основано на Крови Сына Его, пролитой на Голгофе. Эта Кровь обеспечила Богу справедливое основание, на котором Он может прощать грехи, и, как мы поем, "Кровь никогда не потеряет силу".
Она никогда не утратит способность очищать нас. Конечно, прежде чем получить прощение, верующие должны исповедать грехи, о чем Иоанн пишет в стихе 9.
1,8 И вновь общение с Богом требует, чтобы мы признали истину о нас самих. Например, отрицание нашей греховной природы - самообман и неправда. Заметьте, что Иоанн делает различие между грехом (ст. 8) и грехами (ст. 9). Грех относится к нашей испорченной, злой природе. Грехи относятся к злым делам, которые мы совершили. В действительности то, что мы есть, намного хуже того, что мы когда-либо сделали. Но, благодарение Господу, Христос умер за наш грех и за наши грехи.
Обращение не означает, что природа греха уничтожена. Скорее оно означает получение новой, Божественной природы, которая дает силу жить так, чтобы побеждать живущий в нас грех.
1,9 Для того чтобы постоянно пребывать в общении с Богом и с братьями, мы должны исповедать наши грехи: грехи неверности, грехи упущений, грехи мыслей и поступков, грехи тайные и явные. Мы должны извлечь их на поверхность, открыть перед Богом, назвать своими именами, стать на сторону Бога против них и оставить их.
Да, истинное исповедание влечет за собой отказ от греха: "Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован" (Притч. 28,13).
Поступая таким образом, мы с полным правом можем надеяться, что Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи. Он верен и простит нам грехи, потому что Он обещал прощать и сдержит Свое обещание. Он праведен и простит грехи, потому что Он имеет справедливое основание для прощения в заместительной смерти Господа Иисуса на кресте. Он не только дарует прощение, но и очищает нас от всякой неправды.
Прощение, о котором Иоанн здесь говорит, отцовское, а не судебное. Судебное прощение - это прощение от наказания за грех, которое получает грешник, уверовав в Господа Иисуса Христа. Оно называется судебным, потому что, предоставляя его, Бог действует в роли судьи. Но как же быть с грехами, которые совершает верующий человек? Что касается наказания, то Господь Иисус уже понес его на Голгофском кресте. Что касается общения в семье Божьей, согрешающий святой нуждается в родительском прощении, то есть прощении своего Отца.
Он получает прощение, исповедав грех. В судебном прощении мы нуждаемся лишь однажды; оно охватывает наказание за все наши грехи - прошлые, настоящие и будущие. Но в своей христианской жизни мы постоянно нуждаемся в родительском прощении.
Исповедуя грехи наши, мы должны уповать на непреложность Божьего Слова, в котором Он говорит о нашем прощении. Он прощает нам, следовательно, мы должны быть готовы простить самим себе.
1,10 Наконец, чтобы пребывать в общении с Богом, мы не должны отрицать, что согрешаем. В Своем Слове Бог много раз заявлял, что все согрешили. Отрицать это - значит представлять Бога лживым. Это прямое противоречие Его Слову и полное отрицание причины, которая вынудила Господа Иисуса прийти пострадать, пролить Кровь и умереть.
Итак, мы видим, что общение с Богом не требует безгрешной жизни; скорее оно требует, чтобы все наши грехи были открыты перед Ним, исповеданы и оставлены. Это означает, что, оценивая свое состояние, мы должны быть абсолютно честны, не допуская никакого лицемерия и не скрывая то, что мы в действительности из себя представляем.
2,1 Иоанн повествует нам о совершенном Божьем стандарте для Его народа и милосердных условиях в случае нашей неудачи. Слова "Дети мои!"
обращены ко всем членам Божьей семьи. Совершенный Божий стандарт сформулирован в словах "сие пишу вам, чтобы вы не согрешали". Бог совершенен, поэтому Его стандарт для людей - абсолютное совершенство. Он не был бы Богом, если бы сказал: "Это пишу вам, чтобы вы грешили как можно меньше". Бог не может потворствовать даже самому незначительному греху и потому ставит перед нами цель: совершенство. Так Господь Иисус поступил с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Он сказал: "И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".
В то же самое время Господь знает нашу сущность. Он помнит, что мы - прах, и поэтому милостиво предпринял меры, позволяющие нам исправлять промахи. Эти меры описаны в словах: "...а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника". Ходатай - тот, кто становится на сторону другого человека, чтобы помочь ему в нужде. Именно так поступает Господь Иисус, когда мы грешим. Он тут же приходит к нам, чтобы восстановить наше общение с Ним. Заметьте, что здесь не сказано: "Если человек исповедует грехи свои..."
Как Ходатай, наш Господь настаивает на том, чтобы мы признали и оставили свой грех.
В этом стихе есть нечто очень замечательное, что нельзя выпустить из виду. В нем говорится: "...а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом". Здесь не сказано "пред Богом", но "пред Отцом". Даже если мы и согрешаем, Он все равно наш Отец.
Это напоминает нам благословенную истину о том, что грех в жизни верующего нарушает общение, но не разрушает родство. Человек, родившийся свыше, становится членом Божьей семьи. Отныне Бог - его Отец, и ничто не может нарушить эту связь. Рождение - это то, что невозможно уничтожить. Сын может опозорить своего отца, но он все равно останется сыном по факту рождения.
Заметьте, что наш Ходатай - Иисус Христос, праведник. Хорошо иметь праведного Заступника. Когда дьявол выдвигает против верующего обвинение, Господь Иисус указывает на завершенное Им на Голгофе дело и говорит: "Занеси это обвинение на Мой счет".
2,2 Господь Иисус - не только наш Ходатай, но и умилостивление за грехи наши. Это означает, что, умирая за нас, Он освободил нас от вины греха и примирил с Богом, обеспечив необходимое удовлетворение и удалив всякие препятствия к общению. Бог проявляет к нам благодать, потому что Христос удовлетворил требования правосудия.
Не часто защитник (или адвокат) платит за грехи своего подзащитного; но именно так поступил наш Господь, и что наиболее замечательно, Он заплатил за них, отдав Себя в жертву.
Иоанн добавляет, что Он стал жертвой умилостивления не только за грехи наши, но и за грехи всего мира. Это не означает, что весь мир спасен. Скорее это означает, что жертвенный подвиг Господа Иисуса достаточен по своей ценности, чтобы спасти весь мир, но способен спасти лишь тех, кто действительно доверяется Ему. Его жертва достаточна для всех людей, поэтому Евангелие можно предлагать всему миру. Но если бы все люди спасались автоматически, не было бы никакой надобности проповедовать им Евангелие.
Интересно, что надпись на кресте была написана на еврейском языке - языке избранного Божьего народа, и на греческом и латинском - основных языках известного тогда мира. Таким образом, всему миру было объявлено о том, что Иисус Христос - достаточный Спаситель для всех людей повсюду.
III. Отличительные черты пребывающих в христианском общении: повиновение и любовь (2,3-11)
2,3 Иоанн собирается рассказать об истинных чертах тех, кто пребывает в христианском общении. Первая - повиновение. Мы можем быть уверены в наших отношениях с Богом, если в нашей жизни есть любовь и желание выполнять Его волю. Несомненно, эти стихи направлены против гностиков, которые утверждали, что обладают исключительным знанием Бога, но пренебрегали заповедями Господними. Иоанн показывает, что такое знание - пустое и бессмысленное.
Иоанн описывает повиновение верующего в трех областях: соблюдать Его заповеди (ст. 3); соблюдать Его слово (ст. 5); поступать так, как Он поступал (ст. 6). Здесь прослеживается определенное развитие мысли. Соблюдать Его заповеди - значит повиноваться учению Господа Иисуса, изложенному в НЗ. Для того чтобы соблюдать Его слово, нужно не только повиноваться написанному, но и желать делать то, что угодно Богу. Поступать так, как Он поступал, - а это полное выражение Божьего стандарта для Его народа, - значит жить так, как жил Иисус.
2,4 Скорее всего, Иоанн имел в виду то, что обычно христианин хочет соблюдать Его заповеди и делать угодное Ему, а не то, что христианская жизнь определяется безупречным повиновением воле Божьей. Иоанн рассматривает жизнь человека в целом. Если кто-то говорит, что знает Бога, но заповедей Его не соблюдает, то ясно, что он лжец и нет в нем истины.
2,5 Напротив, когда мы соблюдаем Его слово, тогда любовь Божья совершилась в нас. Любовь Божья означает не нашу любовь к Богу, а скорее Его любовь к нам. Дело в том, что Божья любовь к нам достигла цели через соблюдение нами Его слова. Она достигает своей цели и приближается к завершению, научив повиноваться Ему.
2,6 Поэтому, кто говорит, что пребывает в Нем, должен поступать так, как поступал Господь Иисус. Его жизнь, описанная в Евангелиях, - руководящий принцип и образец для нас. Мы можем жить так только благодаря силе Духа Святого, а не нашей собственной силе или энергии. Наша обязанность - полностью вверить свою жизнь Ему и позволить Ему жить в нас и через нас.
2,7 Другая важная черта истинно верующих - братолюбие. Иоанн говорит, что пишет не новую заповедь, но древнюю, которую они имели от начала. Иными словами, Господь Иисус с самого начала земного служения учил Своих учеников любить друг друга.
Гностики всегда выставляли напоказ новизну своего учения. Но апостол советует своим читателям все проверять через призму учения Господа Иисуса, которое Он оставил здесь на земле. Всегда есть опасность существенно отклониться от того, что было в начале. (В греческом критическом тексте опущено второе "от начала".) Иоанн говорит: "Вернитесь к началу и узнаете, что истинно".
2,8 Однако эта заповедь не только древняя, но и новая по своему смыслу. Когда Господь Иисус был на земле, Он не только учил учеников любить друг друга, но и показал им живой пример того, что имел в виду. Его жизнь была исполнена любви к другим. Когда Он жил на земле, заповедь истинно в Нем пребывала. Но теперь эта древняя заповедь в некотором смысле является новой. По милости Божьей она истинна не только в Господе Иисусе, но и в верующих. Эти христиане прежде были язычниками, живущими в ненависти и страстях. Теперь они показали пример и реализовали великий закон любви в своей жизни.
Таким образом, тьма проходит, когда люди получают свет Евангелия. Не вся тьма исчезла, ибо многие не пришли ко Христу, но Христос, истинный свет, уже светит, и всякий раз, когда грешники обращаются к Нему, они получают спасение и впредь любят своих верующих братьев.
2,9-11 В стихах 9-11 противопоставляются любовь ложная и истинная. Если кто-то утверждает, что он христианин, и при этом ненавидит истинных христиан, это явный признак того, что он еще во тьме. Последнее выражение относится не к случаю, когда человек отступает от веры и впадает в грех, как может показаться на первый взгляд. Человек продолжает быть таким, каким был всегда, то есть неспасенным. Но тот, кто истинно любит брата своего, пребывает во свете, и нет в нем соблазна. Это может означать как то, что самому человеку не грозит соблазн, так и то, что он не станет причиной соблазна для других. Оба толкования истинны. Если христианин действительно живет в общении с Господом, свет освещает его путь и никого не задевает какое-либо несоответствие между его вероисповеданием и жизнью. Гностики глубоко ненавидели тех, кто был верен Слову Божьему. Это доказывало, что они находились во тьме и во тьме ходили и не знали, куда идут, потому что тьма ослепила им глаза.
Как бы иллюстрируя пример братолюбия, о котором он говорил, апостол прекращает адресовывать исполненные любви обращения членам Божьей семьи.
IV. Стадии роста в общении (2,12-14)
2,12 Сначала Иоанн обращается ко всей семье со словом "дети". Здесь не имеется в виду возраст или духовное развитие. Иоанн говорит со всеми, кто принадлежит Господу, и это подтверждает вторая часть стиха: потому что прощены вам грехи ради имени Его. Это истинно для всех христиан. Как замечательно - иметь полное освобождение от грехов и знать об этом. Обратите внимание: наши грехи прощены ради имени Его. Именно ради имени Христа Бог прощает нам грехи.
2,13 Отцы описаны как познавшие Сущего от начала, как зрелые верующие, познавшие приятное товарищество Сына Божьего и искупленные Им. Юноши в духовной семье отличаются энергией и боевой готовностью.
Это период столкновения и борьбы с противником. Юноши победили лукавого, потому что познали тайну победы: "Не я, но Христос, живущий во мне". Дети - младенцы в вере. Они знают Отца, хотя, возможно, и не очень хорошо.
2,14 Иоанн вновь обращается к отцам, и это обращение похоже на первое. Он обращается к ним, потому что они достигли зрелости в духовном опыте. Юноши описаны как сильные в Господе и пребывающие во власти Его могущества. Они победили лукавого, потому что Слово Божье пребывает в них. Господь Иисус смог победить дьявола в пустыне, цитируя Священное Писание. Это подчеркивает, как важно постоянно читать Библию и быть готовым отразить нападки дьявола.
V. Две опасности для общения: мирские и ложные учителя (2,15-28)
В стихах 15-17 нас настоятельно предупреждают не любить мир и все его лукавые пути. Возможно, это предупреждение прежде всего адресовано молодым людям, для которых мир часто имеет особую привлекательность, но оно обращено и ко всему народу Божьему. Мир здесь - не планета, на которой мы живем, и не естественная среда обитания. Скорее всего, это система, которую выстроил человек в попытке стать счастливым без Христа.
Она включает мир культуры, театра, искусства, образования - короче говоря, любую область, в которой Господа Иисуса не любят и куда Его не приглашают. Кто-то дал такое определение миру: "Человеческое общество, организованное на неверных принципах, для которого характерны низменные желания, ложные ценности и эгоизм".
2,15-16 Нас ясно предупреждают не любить мир, ни то, что в мире по той простой причине, что любовь мира не идет ни в какое сравнение с любовью Отца. Все, что предлагает мир, можно охарактеризовать как похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую.
Похоть плоти относится к чувственным плотским вожделениям, проистекающим из нашей внутренней злой природы. Похоть очей относится к нечистым желаниям, которые возникают как результат того, что мы видим. Гордость житейская - это нечестивые амбиции самовозвеличивания и самохвальства. Эти три элемента мирского присутствуют в случае с Евой. Плод был приятным на вкус; это - похоть плоти. Плод был приятным на вид; это - похоть очей. Плод был желанным для обретения мудрости; это характеризует гордость житейскую.
Как дьявол противостоит Христу, а плоть враждебна Духу, точно так же мир антагонистичен Отцу. Похоти, алчность и амбиции не есть от Отца, но от мира сего. То есть они проистекают не от Отца, их источник находится в мире. Быть от мира сего - значит любить преходящее. Сердце человека никогда не найдет удовлетворения в этих вещах.
2,17 И мир проходит, и похоть его. Когда банк близок к банкротству, расторопные люди не несут туда свои вклады. Когда колеблется основа, умные строители не продолжают стройку.
Сосредоточение на этом мире подобно перестановке шезлонгов на "Титанике". Мудрые люди не живут для преходящего мира. Всякий исполняющий волю Божью пребывает вовек. Именно воля Божья уводит нас от преходящих искушений. Великий евангелист Д. Л. Муди любил этот стих при жизни, и он же начертан на его надгробной плите: "Исполняющий волю Божью пребывает вовек".
2,18 Другое испытание для пребывающих в христианском общении - проверка вероучения. Предупреждение адресовано младенцам во Христе, которые еще не могут противостоять лжеучителям. Неутвержденные в вере особенно восприимчивы к лжи антихриста. Читатели Иоанна слышали, что прежде пришествия Христа придет антихрист, выдающий себя за Христа.
Как надвигающимся событиям предшествуют определенные признаки, так и появлению антихриста предшествует появление многих антихристов. Это лжеучителя, предлагающие ложного христа и ложное евангелие. Примечательно, что для наших дней характерно наличие многих культов, отвергающих Христа, и этим все они доказывают, что пришествие Спасителя близко.
2,19 Лжеучителя открыто заявляли, что они христиане, и ассоциировали себя с апостолами. Однако в сердце они не были подлинно одно целое с истинно верующими, и, выйдя из общины, они показали это. Если бы они были наши, то остались бы с нами. Здесь мы узнаем, что истинной вере всегда свойственно постоянство. Если человек действительно был рожден свыше, он останется с Господом. Это не значит, что мы спасаемся, если до конца устоим в испытаниях, скорее претерпевающие до конца действительно спасены. Лжеучителя вышли и через то открылось, что не все наши.
2,20 Но тогда возникает вопрос: как молодой верующий может знать, что правда, а что ложь? Ответ таков: мы имеем помазание от Святого и знаем все, и это помазание подразумевает Духа Святого и исходит от Святого, то есть Господа Иисуса Христа. Спасенный человек получает Духа Святого, Который позволяет верующему отличать правду от лжи. Когда Иоанн говорит своим молодым читателям: "Вы знаете все", он не имеет в виду абсолютный смысл сказанного. У них нет совершенного знания, но есть способность определять, что истинно, а что нет. Таким образом, самый молодой, самый наивный верующий имеет большую проницательность в Божественных вещах, чем неспасенный философ. Христианин видит больше, стоя на коленях, чем мирской человек, стоя на цыпочках. В физическом мире родившийся младенец сразу наделен всеми способностями, которые присущи человеческой расе. У него есть глаза, руки, ноги и умственные способности. Их невозможно получить позже.
Тело растет и развивается, однако сама личность заложена вначале. То же происходит и с человеком, рожденным свыше. В тот момент он получает все дары, которые проявятся позже, и у него будут бесконечные возможности развивать их.
2,21 Иоанн написал не потому, что его читатели были неосведомлены об истине, а скорее потому, чтобы укрепить их в истине, которую они знали, и напомнить, что всякая ложь не от истины. Гностики проповедовали доктрины, противоречившие Слову Божьему, и поэтому были лжецами. Их основная ложь, само основание всего их учения, заключалась в опровержении того, что Иисус есть Христос. В предисловии указано, что, согласно их учению, Иисус был простым человеком, а Христос сошел на Него в момент крещения. И сегодня некоторые культы несут эту большую ложь. Библия всюду настаивает, что Иисус НЗ - ГОСПОДЬ (Иегова) ВЗ. Утверждать, что Христос сошел на Иисуса, неверно, поскольку Иисус есть Христос.
2,22 Иоанн ясно указывает, что отрицать Божественную сущность Господа Иисуса - значит отрицать и Отца. Некоторым нравится считать, что они поклоняются Богу, но они не хотят иметь каких-либо отношений с Господом Иисусом Христом. Апостол говорит: "Это антихрист, отвергающий Отца и Сына".
2,23 В Ев. от Иоанна (8,19.42) Иисус сказал, что тот, кто не признает Его Божественной природы и не любит Его, не знает Отца и не может считать Бога своим Отцом. То же говорит Иоанн: "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца". Здесь нам изложена замечательная истина о единстве Отца и Сына. Нельзя иметь Отца, не имея Сына.
Это следует принять во внимание всем унитариям, христианской науке, мусульманам, модернистам, свидетелям Иеговы и иудеям.
2,24 Охраной от лжеучителей молодым верующим послужит следующее: что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас. Это относится к учению Господа Иисуса и Его апостолов. Мы в абсолютной безопасности, если пребываем в Слове Божьем. Всякое учение мы должны проверять вопросом: "Что говорит Священное Писание?" Если учение не согласуется с Библией, его нужно отвергнуть. Как обычно говорил доктор Айэнсайд: "Если это ново, значит, не истинно, а если истинно, значит, не ново".
2,25 Пребывая в христианском вероучении, мы подтверждаем истинность нашей веры. И обетование этой веры - жизнь вечная. Принимая Господа Иисуса, мы получаем Его личную жизнь, жизнь вечную, и эта жизнь позволяет нам проверять все новые и сомнительные доктрины.
2,26-27 Таким образом, в своем Послании Иоанн предупреждал молодых верующих о лжеучителях. Он совсем не опасается возможных последствий, помня, что его читатели получили помазание от Господа Иисуса. Как было упомянуто выше, помазание - это Дух Святой, и здесь мы узнаем, что Дух Святой в вас пребывает. Это - безусловное утверждение, что полученный нами Дух Святой никогда нас не покинет. Мы получили Духа Святого и не имеем нужды, чтобы кто учил нас.
Это не значит, что нам не нужны христианские учителя в Церкви. Бог определенным образом предусмотрел таких учителей в Ефесянам 4,11. Это значит, что христианин не нуждается в другом учении, кроме изложенного в Слове Божьем, как истине Божьей. Гностики утверждали, что им дана дополнительная истина, но Иоанн говорит здесь, что нет никакой потребности в дополнительной истине. Со Словом Божьим в руках и Духом Божьим в сердцах мы имеем все, что нужно для назидания в истине Божьей.
2,28 Иоанн обращается ко всем возлюбленным детям семьи Божьей и призывает их пребывать в Нем так, "чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его". Здесь слово "нам" относится к апостолам. Иоанн учит, что если христиане, которым он писал, не останутся верными Господу, то апостолы, приведшие их ко Христу, постыдятся в пришествие Христа. Этот стих подчеркивает важность дальнейшего душепопечительства во всех евангелизационных усилиях. Он также подразумевает возможность позора в пришествие Христа.
VI. Отличительные черты пребывающих в христианском общении: праведность и любовь, дающие уверенность (2,29 - 3,24)
2,29 Третья отличительная черта семьи - праведность. Мы знаем, что в физическом мире подобное порождает себе подобное. Точно так же и в духовном мире. Всякий, делающий правду, рожден от Бога. Бог - праведник, значит, все творимое Им праведно, и поэтому всякий, рожденный от Него, - праведник. Такова неопровержимая логика Иоанна.
3,1 Мысль о рождении от Бога захватывает Иоанна, он сам поражается ей и просит читателей взглянуть на замечательную любовь, приведшую нас в семью Божью. Любовь могла бы спасти нас, не сделав детьми Божьими.
Но какую любовь дал нам Бог, вводя в Свою семью как детей. "Какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими". (В греческом критическом тексте добавлено "И мы есть".)
Теперь, когда мы изо дня в день шествуем по земле, мир не признает нас как детей Божьих. Люди мира не понимают ни нас, ни путь, которым мы идем. Фактически мир не понимал и Господа Иисуса, когда Он был здесь на земле. "В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли". Мы имеем те же самые характерные черты, что и Господь Иисус, следовательно, не можем ожидать, что мир поймет нас.
3,2 Но поняты мы или нет, мы теперь дети Божьи, и это - гарантия будущей славы. Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда Христос откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Это не значит, что в небесах мы будем физически подобны Иисусу. Господь Иисус будет иметь собственную определенную внешность, и следы от голгофских ран будут с Ним повсюду и в вечности. Мы верим, что каждый будет иметь свои отличительные черты и будет узнаваем. Библия не учит, что в небесах все будут выглядеть одинаково. Однако нравственно мы будем подобны Господу Иисусу Христу. Мы будем свободны от осквернения, греха, болезни, горя и смерти.
Как же произойдет это изумительное преобразование? Ответ таков: одного взгляда на Христа достаточно для превращения. Потому что увидим Его, как Он есть. Живя на земле, мы находимся в процессе обретения подобия Христу, верой созерцая Его в Слове Божьем. Но этот процесс окончательно завершится, когда мы увидим Его, как Он есть, ибо видеть Его - значит быть подобными Ему.
3,3 И всякий, имеющий надежду созерцать Христа и быть подобным Ему, очищает себя так, как Он чист. Христиане давно признали, что надежда на неизбежное возвращение Христа оказывает освящающее влияние на жизнь верующего. Он не делает то, что не хотел бы делать, когда возвратится Христос. Обратите внимание, что здесь говорится "очищает себя так, как Он (Христос) чист". Здесь не сказано "так, как Он (Христос) очищает Себя". Господу Иисусу никогда не нужно было очищать Себя; Он чист. Для нас это - постепенный процесс; для Него это - факт.
3,4 Противоположное очищению находим в стихе 4: "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие". Слово "делающий" буквально означает совершающий (греч. poieo). Это слово, выраженное глаголом в настоящем продолженном времени, означает непрерывное действие. Можно грешить, даже если нет никакого закона. Грех был в мире во времена Адама и Моисея, он действовал до того, как был дан закон Божий. Таким образом, грех есть беззаконие. Не повинуется Богу тот, кто хочет идти своими путями и отказывается признавать Господа законным Владыкой. В сущности это значит, что собственную волю он ставит выше воли Божьей. Это противостояние живому Богу, Который вправе требовать повиновения Ему.
3,5 Христианин не может грешить -иначе это будет полным отрицанием цели, ради которой Господь Иисус пришел в мир. Он явился для того, чтобы взять грехи наши. Продолжать грешить - значит жить, полностью игнорируя цель Его воплощения.
Христианин не может продолжать грешить, потому что этим он будет отрицать Того, Чье имя носит. В Нем нет греха. Это одно из трех ключевых мест НЗ, где говорится о безгрешной человеческой природе Господа Иисуса Христа. Петр сообщает нам, что Он не сделал никакого греха. Павел говорит, что Он не знал никакого греха. Теперь Иоанн, ученик, который знал Господа особенно близко, присоединяет в доказательство этому свои слова: "В Нем нет греха".
3,6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Этот стих противопоставляет истинного верующего тому, кто никогда не был рожден снова. Можно определенно сказать: истинно верующий тот, кто больше не грешит. Здесь Иоанн говорит не об отдельных грехах, а скорее о длительном, обычном, характерном поведении. Этот стих не имеет в виду, что христианин, совершающий грех, теряет спасение. Скорее здесь говорится о том, что человек, который постоянно грешит, никогда не был возрожден.
Естественно, возникает вопрос: "Когда грех становится привычным? Как часто человек должен грешить, чтобы грех стал нормой его поведения?" Иоанн не отвечает на этот вопрос. Он хочет, чтобы каждый верующий был начеку, и оставляет бремя доказывания на самом христианине.
3,7 Гностики претендовали на обладание особыми знаниями, но были очень небрежны в личной жизни. Поэтому Иоанн добавляет: "Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен". В этом вопросе не должно быть никакого замешательства - человек не может иметь духовную жизнь и продолжать жить в грехе. Более того, человек может поступать по правде, только имея природу Христа, а Он праведен.
3,8 Некоторые дети так похожи на своих родителей, что их невозможно не узнать в толпе. Это истинно и для детей Божьих, и для детей дьявола.
Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Здесь мысль такова: "Всякий, делающий грех, - от дьявола". Дьявол грешил (непрерывное, характерное поведение) от начала, то есть первым согрешил он.
Все его дети следуют за ним этой широкой дорогой. Здесь нужно добавить, что детьми Божьими люди становятся через новое рождение, но у детей дьявола нет никакого рождения. Люди становятся детьми дьявола, просто подражая его поведению, но никто не рождается как дитя дьявола.
Напротив, Господь Иисус пришел, чтобы разрушить (или уничтожить) дела дьявола. Господь мог бы уничтожить дьявола единственным словом, но вместо этого Он сошел в наш мир пострадать, пролить Кровь и умереть, чтобы уничтожить дела дьявола. Такую большую цену заплатил Спаситель за то, чтобы убрать грех. Как же должны относиться к этому те, кто доверился Ему как Спасителю?
3,9 В данном стихе повторяется мысль о том, что рожденный от Бога не способен грешить. Некоторые богословы думают, что этот стих говорит о новой природе верующего: если старая природа может грешить, то новая - не может. Однако мы полагаем, что здесь апостол опять противопоставляет возрожденного человека невозрожденному и говорит о постоянном, или привычном, поведении. У верующего нет привычки грешить. Он не грешит преднамеренно и постоянно.
Причина в том, что семя Его пребывает в нем. Богословы значительно расходятся во мнении относительно значения этого выражения. Одни думают, что семя относится к новой природе, другие - к Духу Святому, третьи - к Слову Божьему. Все они правы, и поэтому есть всевозможные объяснения этого высказывания. Мы считаем, что семя относится к новой жизни, дарованной верующему в момент его уверования. Тогда в утверждении речь идет о Божественной жизни, пребывающей в верующем. Он находится в вечной безопасности. Эта безопасность не служит христианину оправданием, позволяющим идти и грешить, скорее его вечная безопасность гарантирует, что он не будет продолжать грешить. Он не может грешить, как прежде, потому что рожден от Бога. Эти Божественные отношения устраняют возможность греха как образа жизни.
3,10 Есть и четвертое отличие детей Божьих от детей дьявола. Тот, кто не делает правды, - не от Бога. Нет никакого промежуточного состояния. Нет ни одного, кто поступает и так и эдак. Дети Божьи известны своей праведной жизнью.
3,10-11 В этом отрывке речь вновь идет о втором проверочном тесте для тех, кто пребывает в семье Божьей, - проверке на любовь. Начало его дано в 2,7-17. С первых дней появления христианства известно, что любовь к братьям является Божьей заповедью. Под любовью здесь понимается не дружелюбие или обычная человеческая привязанность, но Божественная. любовь.
Мы должны любить других так, как Христос возлюбил нас. В действительности проявлять такую любовь собственными силами невозможно; только сила Духа Святого дает способность так любить.
3,12 Иоанн возвращается к первому описанному случаю нелюбви к своему брату. Каин показал, что был от лукавого, убив брата своего Авеля. Основная причина убийства изложена в словах: "дела его были злы, а дела брата его праведны".
3,13 Основной принцип человеческой жизни состоит в том, что зло ненавидит праведность, и это объясняет, почему мир ненавидит верующего. Праведная жизнь христианина резко контрастирует с порочностью неверующего. Последний ненавидит обличение и вместо того, чтобы изменить свое нечестивое поведение, стремится уничтожить того, кто так сильно обличает его своей жизнью. Это так же неблагоразумно, как если бы человек уничтожил линейку или угольник, показывающие кривизну линии, которую он нарисовал.
3,14 Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Как замечательно, что спасенный человек абсолютно по-иному относится к христианам. Это один из путей, благодаря которому он получает уверенность в спасении. Человек, который не любит истинное дитя Божье, может утверждать, что он христианин, но Священное Писание говорит, что он пребывает в смерти. Он всегда был мертв духовно и таким остается.
3,15 Ненависть - не очень большое зло в глазах мира, но Бог называет ненавидящего убийцей. Стоит немного задуматься, и мы поймем, что это убийца в зародыше. Есть мотив, хотя убийство может и не совершиться. Таким образом, всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. Когда Иоанн говорит, что никакой убийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей, он не подразумевает, что убийца не может спастись. Он просто имеет в виду, что человек, явно ненавидящий собратьев, - потенциальный убийца и не спасен.
3,16 Наш Господь Иисус явил нам высочайший пример любви, когда положил за нас душу Свою. Здесь Христос противопоставляется Каину. Он явил нам любовь в наивысшем ее выражении. В определенном смысле любовь невидима, но мы можем видеть проявление любви. На Голгофском кресте мы видим любовь, и любовь на деле.
Иоанн делает из этого вывод для нас: и мы должны полагать души свои за братьев. Это означает, что мы должны непрерывно отдавать свою жизнь ради других верующих и быть готовыми умереть за них, если это потребуется.
Большинству из нас никогда не придется умереть за других, но каждый из нас может проявить братскую любовь, делясь материальными благами с теми, кто в нужде. Именно это и подчеркивает апостол в стихе 17.
3,17 Если стих 16 предлагает наибольшее, что мы можем сделать для наших братьев, то стих 17 говорит о наименьшем. Иоанн ясно сказал, что тот, кто видит брата своего в нужде и все же отказывает ему, считая необязательным удовлетворить его нужду, - не христианин. Это не оправдывает неразборчивую помощь каждому, поскольку, давая деньги для покупки того, что вредно для человека, можно навредить ему. Однако стих затрагивает животрепещущие вопросы о накоплении христианами богатства.
3,18 Мы должны любить не словом или языком, но прежде всего делом и истиной. Другими словами, дело не столько в нежных словах, сколько в том, что при этом не следует произносить ложь. Любовь нужно выражать в реальных делах милосердия, она должна быть подлинной, а не ложной.
3,19 Проявляя реальную и действенную любовь к нашим братьям, мы будем знать, что мы от истины, и это успокоит сердца наши, когда мы предстаем пред Ним в молитве.
3,20 Ибо, если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Здесь речь идет о том, как мы относимся к молитве Богу. Этот стих можно понять двояко.
Прежде всего, если сердце наше осуждает нас, то Бог больше сердца нашего в том смысле, что Его сострадание больше. Когда у нас возникает сильное чувство ничтожности, сознание своей недостойности, Бог, тем не менее, знает, что на самом деле мы любим Его и Его народ. Он знает, что мы принадлежим Ему, несмотря на все наши неудачи и грехи.
Другая точка зрения такова: если сердце наше осуждает нас, Бог больше сердца нашего в вопросе осуждения. Если наше знание собственных грехов весьма ограниченно, то Бог знает о них абсолютно все. Он знает все плохое, что есть в нас, в то время как мы знаем это лишь частично. Мы склоняемся к последней точке зрения, хотя обе из них истинны и, следовательно, возможны.
3,21 Здесь показано отношение к Богу того, чья совесть чиста перед Богом. Дело не в том, что этот человек жил безгрешно, а скорее в том, что он сразу же признал и оставил свои грехи. Поступив так, он имеет дерзновение перед Богом и смелость в молитве. Таким образом, если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу.
3,22 И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним. Соблюдать заповеди Его - значит пребывать в Нем, жить в тесной, жизненно необходимой близости со Спасителем. Когда мы таким образом пребываем в общении с Ним, Его воля становится нашей собственной волей. Посредством Духа Святого Он наполняет нас знанием Своей воли. В таком состоянии мы не попросим того, что не угодно воле Божьей. Когда мы просим согласно Его воле, то получим от Него просимое.
3,23 Божья заповедь та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. Этот отрывок, как нам кажется, суммирует все заповеди НЗ. В нем говорится о нашей обязанности перед Богом и братьями христианами. Наша первая обязанность - довериться Господу Иисусу Христу. Истинная вера выражается в правильном поведении, следовательно, мы должны любить друг друга. Это свидетельство спасительной веры.
Обратите внимание, что в этом и других стихах Иоанн использует личные местоимения "Он" и "Его", относящиеся и к Богу Отцу и к Господу Иисусу Христу, не вдаваясь в объяснение, к Которому из Них эти местоимения относятся. Иоанн смеет так писать, потому что Сын - такой же истинный Бог, как и Отец, и нет вины в том, когда о Них говорят на одном дыхании.
3,24 Первая часть стиха 24 завершает тему любви как проверки для детей Божьих: и кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. Повиноваться Ему - значит пребывать в Нем, и те, кто пребывает в Нем, уверены в Его постоянном присутствии.
3,24 А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. Мы можем быть уверены, и здесь это утверждается, что гарантия Божьего пребывания в нас приходит через Духа Святого. Все верующие имеют Святого Духа. Он - Тот, Кто ведет верующих к истине и дает им способность различать зло.
VII. Потребность различать между истиной и заблуждением (4,1-6)
4,1 Упоминание о Святом Духе напоминает Иоанну о том, что сегодня в этом мире есть другие духи, о которых следует предупредить детей Божьих. Здесь он предостерегает верующих не доверять всякому духу. Слово "дух", вероятно, относится прежде всего к учителям, но не только исключительно к ним. Если человек говорит о Библии, Боге и Иисусе, это еще не значит, что он - истинное дитя Божье. Мы должны испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Они утверждают, что приняли христианство, но в целом преподают другое евангелие.
4,2 Иоанн предлагает практические критерии для проверки людей. Учителя можно проверить таким вопросом: "Что вы думаете о Христе?"
Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Это не просто признание исторического факта, что Иисус был рожден в мир в человеческом теле, а скорее исповедание того, что живая Личность, Иисус Христос, пришел во плоти.
Такое вероисповедание признает Иисуса как воплощенного Христа и говорит о преклонении перед Ним как перед Господом нашей жизни. Услышав, что человек свидетельствует о Господе Иисусе как истинном Христе Божьем, вы будете знать, что он говорит от Духа Божьего. Дух Божий призывает людей признать Иисуса Христа как Господа и вверить Ему свою жизнь. Дух Святой всегда прославляет Иисуса.
4,3 А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога. (В греческом критическом тексте опущено "что" и "Христа, пришедшего во плоти".) Именно так вы можете обнаружить лжеучителей. Они не исповедуют Иисуса, описанного в предыдущем стихе. Но это дух антихриста, о котором говорили пророки и который уже есть в мире. Сегодня многие говорят об Иисусе приемлемые вещи, но не признают Его как воплощенного Бога. Они говорят, что Христос "божественен", но Он - не Бог.
4,4 Смиренные верующие способны победить этих лжеучителей, потому что имеют в себе Духа Святого, и это позволяет им обнаружить заблуждения и отказаться их слушать.
4,5 Лжеучителя - от мира, и потому источником всего, что они говорят, есть мирское. Мир - начало всего, чему они учат, и поэтому он слушает их. Это напоминает нам о том, что одобрение мира не может быть оценочным критерием истинности учения. Если человек стремится к популярности, ему следует говорить лишь то, что говорит мир, но если он хочет быть преданным Богу, то неизбежно будет сталкиваться с неодобрением мира.
4,6 В этом стихе Иоанн говорит как представитель апостолов: "Мы от Бога; знающий Бога слушает нас". Это означает, что все, действительно рожденные от Бога, примут учение апостолов, изложенное в НЗ. Напротив, те, кто не от Бога, отказываются от свидетельств НЗ или же стремятся добавить к нему что-то или фальсифицировать его.
VIII. Отличительные черты пребывающих в христианском общении (4,7 - 5,20)
А. Любовь (4,7-21)
4,7-8 Здесь Иоанн подводит итог теме братской любви. Он подчеркивает, что любовь - это обязанность, согласующаяся с природой Божьей. Как было упомянуто выше, Иоанн думает не о любви, которая обычна среди людей, но о той любви детей Божьих, которая обитает в рожденных свыше. Любовь от Бога по своему происхождению, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Здесь не сказано, что Бог любит. Это истинно, но Иоанн подчеркивает, что Бог есть любовь. Любовь - Его природа.
Любовь не в буквальном смысле, но любовь, источник которой находится в Нем. Слова "Бог есть любовь" достойны провозглашения на всех языках земли и на небесах. Г. С. Барретт называет их "...самыми великими словами, когдалибо произнесенными человеком, самыми великими словами во всей Библии... Невозможно даже на мгновение представить все то, что означают эти слова; ибо ни человеческий, ни искусственный интеллект ни сейчас, ни когда-либо не поймет их непостижимое значение; но мы можем благоговейно сказать, что эти слова о Боге содержат ключ ко всем Божьим делам и путям... к тайне мироздания... к искуплению... и самой сущности Бога". (G. S. Barrett, The First Epistle General of St. John, pp. 170-173.)
4,9-10 В следующих стихах описаны проявления Божьей любви в трех временах. В прошлом она была явлена нам, грешникам, в том, что Он отдал в дар единородного Сына Своего (4,9-11).
В настоящем она проявляется к нам, святым, в том, что Он пребывает в нас (4,12-16). В будущем она проявится к нам в том, что Он дарует нам дерзновение в день суда.
Прежде всего Бог явил Свою любовь к нам, как к грешникам. Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. Он послал Его в умилостивление за грехи наши. (Умилостивление означает искупление греха через жертву. В оригинале слово происходит от греческого "место милости". Британец С. Х. Додд успешно провел крестовый поход против этого слова (и доктрины), и таким образом в большинстве современных английских переводов Библии это слово заменено.) Мы были мертвы и нуждались в жизни, мы были виновны и нуждались в умилостивлении. Выражение "единородного Сына Своего" содержит в себе идею особых отношений, в которых никакой другой сын не смог бы участвовать. Эти отношения делают любовь Божью столь замечательной, что Он посылает Своего особенного Сына в мир, чтобы мы могли жить через Него. Божья любовь открылась нам не потому, что мы прежде возлюбили Его.
Как раз наоборот; в действительности мы были Его врагами и ненавидели Его. Другими словами, Он любил нас не потому, что мы любили Его, а несмотря на наш ожесточенный антагонизм. И как Он проявил Свою любовь? Послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Умилостивление означает удовлетворение, или урегулирование вопроса греха.
Некоторые либералы любят рассуждать о любви Божьей в отрыве от искупительной жертвы Христа. Здесь же Иоанн объединяет оба явления, не находя в них ни малейшего противоречия. Денни комментирует:
"Обратите внимание на потрясающий парадокс этого стиха, который состоит в том, что Бог одновременно и любит, и гневается и Его любовь предусматривает умилостивление, предотвращающее гнев против нас. Вместо того чтобы искать противоречие между любовью и умилостивлением, апостол не выдвигает никакой другой идеи любви к кому-либо, кроме идеи умилостивления". (James R. Denney, The Death of Christ, 2d. ed., стр. 276. Первая часть цитаты взята, очевидно, из более раннего издания.)
4,11 Теперь Иоанн заставляет нас задуматься об уроке, который преподает нам эта безграничная любовь: "Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга". Здесь слово "если" не выражает сомнения, оно используется в значении "поскольку", "так как". Поскольку Бог излил Свою любовь на тех, кто теперь является Его народом, то и мы должны любить тех, кто вместе с нами входит в Его благословенную семью.
4,12-13 В настоящее время любовь Божья проявляется к нам в том, что пребывает в нас. Апостол говорит: "Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас". В Ев. от Иоанна 1,18 читаем: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил".
Здесь мы видим, что невидимый Бог явил Себя миру через Господа Иисуса Христа. Слова "Бога никто никогда не видел" повторяются и в Послании Иоанна. Но теперь Бог являет Себя миру не через Христа, поскольку Тот возвратился на небеса и восседает теперь по правую руку от Бога. Сейчас Бог являет Себя миру через верующих.
Как это замечательно, что нам предстоит быть Божьим ответом на потребность людей видеть Его! И когда мы любим друг друга, то любовь Его совершенна есть в нас, то есть Божья любовь к нам достигла цели. Мы живем не для того, чтобы быть конечным пунктом благословений Божьих, но чтобы быть всего лишь каналами. Божья любовь дана нам не для личного накопления, но чтобы она истекала через нас к другим. Любовь друг к другу служит доказательством того, что мы пребываем в Нем и Он в нас, что мы - соучастники Духа Его. Представим только, как это чудесно, что Он пребывает в нас, а мы - в Нем!
4,14 Теперь Иоанн присоединяет свидетельство группы апостолов: "И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру". Это великое провозглашение Божественной любви в действии. Слова "Отец послал Сына" описывают безграничные возможности дела Христа. В. Е. Вайн писал, что "возможности Его служения были столь же безграничны, как и человеколюбие, и только нераскаянность и неверие людей ограничили их и свели к фактическому результату". (W. Е. Vine, The Epistles of John, стр. 85.)
4,15 Благословение, сопровождаемое присутствием Самого Бога, является привилегией всех, кто признает, что Иисус есть Сын Божий. Опять же, это не просто признание как плод рассудка, а признание своей преданности Господу Иисусу Христу. Нет более близких отношений, чем пребывание человека в Боге, а Бога - в нем. Нам трудно наглядно представить такие отношения, но мы могли бы сравнить их с кочергой в огне, губкой в воде или воздушным шаром в воздухе. В каждом случае объект находится в среде, и среда находится в объекте.
4,16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Бог есть любовь, и эта любовь должна найти объект. Особый объект любви Божьей - группа тех, кто рожден для семьи Божьей. Если я должен быть в общении с Богом, то должен любить и тех, кого Он любит.
4,17 Любовь до того совершенства достигает в нас. Не наша любовь стала совершенной, но любовь Божья стала совершенной в нас. Теперь Иоанн вместе с нами заглядывает в будущее, когда мы предстанем перед Господом.
Предстанем ли мы с дерзновением и уверенностью или съежимся от ужаса? Ответ таков: мы будем иметь дерзновение и уверенность, потому что совершенная любовь уладила вопрос греха раз и навсегда. Причина нашей уверенности в грядущем дне изложена в словах: "...потому что поступаем в мире сем, как Он". В настоящее время Господь Иисус восседает на небесах, и суд полностью зависит от Него. Однажды Он пришел в мир и перенес страдания и наказание, которое мы заслужили за свои грехи. Но Он совершил дело искупления, и теперь никогда вопрос греха не будет поднят вновь. Как поступает Он, так поступаем в этом мире и мы. Наши грехи были осуждены на Голгофском кресте, и мы можем с уверенностью петь:
Смерть и суд - позади меня,
Милость и слава - передо мной;
Все волны моря обрушились на Иисуса,
Там они утратили свою огромную мощь.
(Дж. А. Тренч)
Суд обрушился на Него, следовательно, мы теперь находимся вне осуждения.
4,18 Мы пришли познать любовь Божью, поэтому не боимся погибели. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Именно Его совершенная любовь изгоняет страх. Я уверен в любви Господней, во-первых, потому, что ради меня Он послал на смерть Своего Сына. Во-вторых, я знаю, что Он любит меня, потому что пребывает во мне в данный момент.
В-третьих, я могу с уверенностью и без страха смотреть в будущее. Верно, что в страхе есть мучение и боящийся не совершенен в любви. Любовь Божья не может действовать в жизни тех, кто Его боится. Они никогда не придут к Нему с раскаянием и не получат прощение грехов.
4,19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (В греческом критическом тексте опущено слово "Его".) Мы будем любить Его по единственной причине - Он прежде возлюбил нас. Десять заповедей требуют, чтобы человек любил Бога и своего ближнего. Но закон не мог дать эту любовь. Как тогда Бог смог бы получить ту любовь, которую требовала Его праведность?
Он решил проблему, послав Сына Своего, чтобы Тот умер за нас. Такая замечательная любовь притягивает наши сердца к Нему в благодарность за сделанное Им. Мы говорим: "Ты пролил Кровь и умер за меня; отныне я буду жить для Тебя".
4,20 Иоанн подчеркивает тщетность попыток любить Бога, если в то же самое время мы ненавидим брата.
Чем ближе спицы к центру колеса, тем они ближе друг к другу. Таким образом, чем ближе мы к Господу, тем больше мы любим наших братьев христиан. Фактически мы любим Господа не намного больше, чем самого смиренного из Его последователей. Иоанн доказывает, что невозможно любить Бога, Которого мы не видим, если мы не любим наших братьев, которых видим.
4,21 Апостол завершает главу повторением заповеди, которую мы имеем от Него: чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Б. Живое вероучение (5,1)
Теперь Иоанн от темы оценочных критериев жизни вновь возвращается к анализу доктрины. Мы могли бы также назвать это проверкой веры. В первых трех стихах перечисляются результаты веры. Сначала следует Божественное рождение, затем любовь к Богу, далее - любовь к верующим братьям и наконец, соблюдение заповедей Божьих. Прежде всего мы имеем рождение от Бога: всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден. Здесь вера - не просто рассудочное согласие с фактом, а скорее посвящение жизни Иисусу как Христу.
В. Любовь и следующее за ней повиновение (5,1-3)
5,1 Если мы действительно рождены от Бога, то будем любить Его. И любить не только Его, но и Его детей. Следует заметить, что мы должны любить всех верующих, а не только тех, кто входит в нашу поместную общину или братство.
5,2-3 Четвертый результат веры - повиновение заповедям Божьим. Что мы любим детей Божьих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Истинно спасенным присуще желание исполнять волю Божью.
Наша любовь к Богу выражается в желании соблюдать Его заповеди. Господь Иисус сказал: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди".
Когда Иоанн говорит, что заповеди Его не тяжки, он подразумевает не то, что они не трудны, а скорее, что они представляют собой именно то, что рожденные свыше любят исполнять. Когда вы советуете матери хорошо заботиться о своем младенце, то советуете лишь то, что она любит выполнять. Заповеди Господни - наилучшие для нас, они то, чем наша новая природа искреннее восхищается.
Г. Вера, побеждающая мир (5,4-5)
5,4 Затем мы узнаем о тайне победы над миром. Мировая система - это чудовищная программа искушений, которая непрестанно старается оттащить нас подальше от Бога и от того, что вечно, увлечь нас временным и плотским. Люди мира полностью поглощены быстротечными и чувственными вещами. Они стали жертвами преходящего. Только человек, рожденный от Бога, действительно побеждает мир, потому что верою он способен возвыситься над тленностью этого мира и видеть все в истинной, вечной перспективе.
Таким образом, действительно побеждают мир не великие ученые, философы или психологи, а простые верующие, понимающие, что видимое временно, а невидимое вечно. Свет славы Божьей, явленный в Иисусе, затмевает славу мира сего.
5,5 Как мы видим, тема этой главы - вера как мерило вечной жизни. Иоанн только что упомянул: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Теперь он продолжает разъяснять истину о служении Господа Иисуса Христа.
Д. Живое учение (5,6-12)
5,6 Он говорит: "Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию". Было много дискуссий о значении этих слов. Некоторые считают, что вода и кровь относятся к воде и крови, которые истекли из тела Спасителя (Ин. 19,34). Другие полагают, что вода относится к Духу Божьему, а кровь - к той Крови, которая была пролита на Голгофе. Иные допускают, что апостол ссылается на естественное рождение, где присутствуют вода и кровь. Мы хотели бы предложить четвертую интерпретацию, принимающую во внимание ересь гностиков, которую апостол стремится ниспровергнуть в данном Послании.
Как было упомянуто ранее, гностики полагали, что Христос сошел на Иисуса в момент Его крещения и оставил Его перед страданиями, то есть в саду Гефсиманском. Иными словами, они как бы говорили: "Христос не умер на кресте, там умер человек Иисус".
Это, конечно, лишает ценности Его дело искупления за грехи других. Мы предполагаем, что Иоанн использовал воду как символ крещения Иисуса и кровь как символ Его изглаживающей вину смерти. Это были два конечных пункта Его публичного служения.
Иоанн говорит, что Иисус был Христом и умирая на кресте, и принимая крещение в Иордане. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... не водою только (как полагают гностики), но водою и кровию. Создается впечатление, что человеческое сердце постоянно старается избавиться от доктрины искупления. Люди хотели бы видеть в Господе Иисусе совершенного Человека, идеальный Пример, Того, Кто дал нам изумительный кодекс морали. Но Иоанн настаивает на том, что Господь Иисус - не только совершенный Человек, но и совершенный Бог. Крестившийся в реке Иордан отдал Свою жизнь в жертву за грешников. Люди говорят Христу: "Сойди с креста, и мы поверим Тебе". Если им удастся устранить крест из своих мыслей, они будут счастливы. Но Иоанн говорит: "Нет. Вы не можете отделить Господа Иисуса Христа от совершенного Им искупления на Голгофе".
И Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Это значит, что Святой Дух Божий всегда несет истину о Господе Иисусе, раскрытую Иоанном. Он свидетельствует о том, что Христос пришел не только водою, но водою и кровию, потому что это истина Божья.
5,7-8 Некоторые богобоязненные христиане испытывают смущение и волнение, когда узнают, что отдельные части стихов 7-8 в действительности приведены только в нескольких греческих рукописях НЗ. (Эразм добавил эти слова в более поздних изданиях своего греческого перевода НЗ под давлением Папы Римского (они встречаются в официальной римскокатолической латинской Библии - Вульгате). Только в четырех позднейших греческих текстах есть эти слова; таким образом, их опасно использовать. Культы, постоянно пытающиеся отрицать Святую Троицу, сразу же указывают на эти факты, поэтому надо знать об этой проблеме.) Но это нисколько не затрагивает истину о богодухновенности Священного Писания. Некоторые думают, что важно сохранить эти слова, потому что здесь упоминается о всех Личностях Троицы. Однако истина о Троице не зависит только от этого отрывка, поскольку содержится во многих других стихах Священного Писания.
Изложив в предыдущих стихах истину о Личности и деле Христа, Иоанн продолжает определять надежность нашей веры в Него. Он говорит, что свидетельствуют три (слово "на земле" следует исключать): дух, вода и кровь; и эти три об одном. Хотя Божьего Слова как основания для веры должно быть для нас достаточно, Он, тем не менее, снисходит, чтобы дать нам тройное свидетельство об истине. Прежде всего Дух Божий свидетельствует о той истине, что Иисус Христос - Бог и единственный Спаситель мира. Свидетельство Духа находим записанным в Слове Божьем.
Затем дано свидетельство воды. Мы полагаем, что оно относится к случившемуся во время крещения Господа Иисуса. Тогда Бог отверз небеса и громогласно объявил: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Таким образом, Бог Отец присоединил Свое личное свидетельство о Личности Христа к свидетельству Духа Божьего.
Наконец, дано свидетельство крови. На кресте Господь Иисус свидетельствовал о Себе, что Он есть Сын Божий. Никто не отбирал у Него жизнь; Он Сам отдал ее. Если бы Он был простым человеком, то не смог бы этого сделать. Кровь Господа Иисуса Христа свидетельствует о том, что вопрос греха был улажен раз и навсегда. Все три свидетельства суть едино. То есть они едины в свидетельстве о совершенстве Личности и дела Христа.
5,9 Теперь Иоанн выдвигает впечатляющий аргумент: "Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божье - больше". В повседневной жизни мы обычно верим словам наших товарищей. Если бы мы не принимали на веру их слова, наш бизнес остановился бы и социальная жизнь стала бы невозможной. Мы принимаем свидетельства или доказательства людей, которые могут ошибаться и обманывать. Если мы делаем это в повседневной жизни, то как же мы должны доверять Слову Божьему, которое незыблемо и не может лгать! Весьма неблагоразумно не верить Богу. Его свидетельство заслуживает абсолютного доверия.
5,10 Когда человек действительно принимает Его свидетельство о Сыне, Бог запечатлевает истину, давая человеку свидетельство Духа в себе самом.
С другой стороны, не верящий Богу представляет Его лживым; потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Люди думают, что могут принять или отклонить свидетельство Божье о Христе, но Иоанн дает им понять, что отклонить его - значит обвинить Бога в нечестности.
5,11 Далее Иоанн подводит итог христианской вести: "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь - в Сыне Его". Какие великие истины: Бог дал людям вечную жизнь и источник этой жизни находится в Его Сыне!
5,12 Отсюда неизбежен следующий вывод: имеющий Сына Божьего имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни. Учение безошибочно.
Вечную жизнь не найти ни в образовании или философии, ни в науке или добрых делах, ни в религии или церкви. Чтобы иметь жизнь, нужно иметь Сына Божьего. Тот же, кто не имеет Сына Божьего, не имеет жизни, то есть истинной жизни. Вечная жизнь неотделима от Иисуса Христа.
Е. Уверенность через Слово (5,13)
Теперь мы подходим к заключительной части Послания. Прежде всего Иоанн ясно заявляет, почему он написал предшествующие стихи. Его письмо адресовано верующим во имя Сына Божьего, и цель его в следующем: дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную. Если вы запечатлены как дети Божьи, то знайте, что рождены в Божьей семье. В этом стихе изложена еще одна драгоценная истина: уверенность в спасении приходит через Слово Божье. Иоанн написал это, чтобы люди знали, что имеют жизнь вечную. Иными словами, Священное Писание написано для того, чтобы верующие в Господа Иисуса могли иметь уверенность в спасении. Нет необходимости надеяться или предполагать, чувствовать или продвигаться на ощупь во тьме. Спасение - это не вероятность. Иоанн твердо заявляет, что истинно верующие в Господа Иисуса должны знать, что имеют жизнь вечную.
Ж. Дерзновение в молитве (5,14-17)
5,14-15 Само собой разумеется, что, будучи уверенными в жизни вечной, мы можем предстать перед Господом с дерзновением. Иоанн описывает это дерзновение в стихах 14-15. Мы знаем, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает наши молитвы и отвечает на них. Безусловно, страшно молиться о том, что не соответствует Его воле.
Возможно, кто-то скажет: "Но как я могу знать волю Божью?" Ответ таков: воля Божья открыта нам в Священном Писании, и поэтому мы должны изучать Слово, чтобы лучше знать волю Божью и молиться более благоразумно.
5,16 Иоанн приводит пример, когда верующий может молиться с дерзновением и когда такое дерзновение невозможно. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Это, очевидно, тот случай, когда христианин видит брата участвующим в греховной деятельности. Но это не такой грех, за который человека, совершившего его, надо лишить жизни.
В таком случае верующий может молиться о восстановлении согрешающего человека, и Бог даст просящему жизнь того, кто согрешил грехом не к смерти.
Однако есть грех к смерти, и апостол добавляет: "Не о том говорю, чтобы он молился".
Грех, ведущий к смерти
Нельзя с полной уверенностью сказать, что значит "грех к смерти", поэтому, вероятно, будет более правильным перечислить различные принятые толкования, а затем сказать, которое из них, на наш взгляд, наиболее верно.
1. Одни считают, что грех к смерти - это совершенный верующим грех, который он не исповедал. В 1 Коринфянам 11,30 читаем, что некоторые умерли, потому что участвовали в Вечере Господней и при этом не судили сами себя.
2. Другие считают, что здесь упоминается грех убийства. Если христианин в минуту негодования убьет другого человека, то мы не должны молиться об отмене для него смертной казни, потому что Бог по Своей воле установил, что "кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека".
3. Иные полагают, что грех, упомянутый здесь, - хула на Духа Святого. Господь Иисус сказал, что те, кто приписывал чудеса, сотворенные Им силой Духа Святого, князю бесовскому Веельзевулу, совершили непростительный грех и что нет прощения за этот грех ни в этом веке, ни в грядущем.
4. Некоторые полагают, что это особый грех, похожий на грех, совершенный Моисеем или Аароном, Ананией и Сапфирой, которому Бог выносит окончательный суд.
5. Последнее объяснение отстаивает ту точку зрения, что это грех измены, или отступничества. Мы полагаем, что именно это объяснение лучше всего соответствует контексту. Отпавший - это тот, кто слышал великие истины о христианской вере, своим разумом признавал то, что Иисус есть Христос, даже открыто называл себя христианином, хотя в действительности никогда не был спасен. Вкусив все то лучшее, что несет христианство, он полностью отказывается от него и отрекается от Господа Иисуса Христа. Из Евреям 6 мы узнаем, что именно этот грех ведет к смерти.
Совершающие такой грех лишаются пути к спасению, ибо "они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему". Через все Послание Иоанн проводит мысль о гностиках. Эти лжеучителя однажды пребывали в христианском общении. Они утверждали, что были верующими. Они знали истинную веру, но затем отвернулись от Господа Иисуса и придумали учение, полностью отрицавшее Его Божество и достаточность Его искупительной жертвы за наши грехи.
Христианин не может молиться за восстановление таких людей, потому что Бог уже указал в Своем Слове, что они грешат к смерти.
5,17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Существуют определенные различия в степени греха, и есть грехи, которые не носят такого серьезного характера, чтобы повлечь за собой смерть.
З. Знание духовной реальности (5,18-20)
5,18 Начиная со стиха 18, Иоанн приводит свое Послание к величественному завершению, повторяя великие и несомненные реалии христианской веры.
Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит. Основываясь на этом, мы можем быть уверены, что имеющий Божественную природу больше не грешит.
Далее следует объяснение: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. (Если в греческом критическом тексте вместо "всякий" читать "Он, Кто", то слова "Он, Кто был рожден от Бога" относятся к Христу.) Как и в 3,9, эти слова относятся к истинно верующему, который, благодаря своей Божественной природе, усердно соблюдает себя от греха. Только такому человеку зло не может повредить.
5,19 Христианский ответ тем, кто утверждает, что имеет высшее знание, звучит так: мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Иоанн ни в коей мере не смягчает смысл слов. Он видит только два мира: мир в Нем или мир, лежащий во зле. Все люди либо спасены, либо погибли, и их положение зависит от отношения к Иисусу Христу. Да будет услышано это вами, гностики!
5,20 Третья великая истина - истина о воплощении. Знаем также, что Сын Божий пришел. Этой темой Иоанн начал свое Послание и ею же завершает его. Приход Господа Иисуса явил нам Того, Кто истинен, то есть истинного Бога. Бога Отца можно познать только через Господа Иисуса Христа.
"Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Затем Иоанн добавляет: "и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе". Снова внимание акцентируется на том, что только через пребывание в Иисусе Христе мы можем пребывать в Боге. "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня".
Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Иными словами, Иоанн учит тому, что отрицали гностики, а именно: Иисус Христос есть Бог, и вечная жизнь находится лишь в Нем.
IX. Заключительное обращение (5,21)
Наконец, нам дано заключительное наставление Иоанна: "Дети! Храните себя от идолов". Фактически апостол говорит: "Остерегайтесь любых учений, противостоящих этой реальности".
Он хочет, чтобы верующие хранили себя от любых идей о Боге, отличающихся от тех, которые были переданы нам апостолами. Иисус Христос - Бог.
Любое другое воззрение - идолопоклонство. Здесь Иоанн говорит не об идолах, вырезанных из дерева. Идол - суррогат или ложный бог, занимающий место истинного Бога. Здесь под идолом имеется в виду не материальный предмет, а ложное учение.
Архиепископ Александр говорил об этом призыве как о "красноречивом содрогании". Нельзя представить данное обращение написанным более ярким слогом, чем этот, поэтому мы завершаем комментарий красноречивым содроганием Иоанна: "Дети! Храните себя от идолов. Аминь".