Карев А.В.
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Заповеди
блаженства
(Ев. Матф.
5, 1 - 12)
При чтении Евангелия мы должны делать
разницу между словами Христа, которые Он
говорил к народу, и Словами, которые Он
говорил к Своим ученикам. На страницах
Евангелия мы постоянно встречаем эти два
выражения: народ и ученики. Мы читаем в Ев.
Матф. 5, 1 - 2: Увидев народ, Он взошел на гору; и
когда сел, приступили к Нему ученики Его. И
Он, отверзши уста Свои, учил их ... Значит,
Нагорная проповедь Христа была направлена
к Его ученикам. Поэтому ученики и
последователи Христа должны особенно
внимательно относиться к ней.
К народу Христос обращался со словами
призыва. Кто не знает Его призыва: Придите
ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас. (Ев. Матф. 11, 28)
А ученикам Своим Христос обращался и
обращается с определенными заповедями,
исполнение которых обязательно для каждого,
быть истинным христианином. Сделаться
христианином - это значит уверовать в
Иисуса Христа и принять спасение, которое
Он совершил на Голгофе. Но быть
христианином, жить истинно христианской
жизнью, следовать за Христом не только как
за своим Спасителем, но и как за своим
Учителем, - это совсем другое дело,. Как это
ни странно, но надо сказать, что не все,
следующие за Христом как за своим
Спасителем, следуют за Ним и как за своим
Учителем.
Уверовать во Христа как в своего
Спасителя - это только начало христианской
жизни. А требование, повеление Христа к
людям, которые стали христианами, гласит
ясно и определенно: Если то хочет идти за
Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и
следуй за Мною (Ев. Матф. 16, 24). Отвергнуть
себя и изо дня в день нести свой реет. Какой
крест? Крест ежедневного умирания со
Христом, умирания для своего я, - это дело
нелегкое, но полное блаженства и счастья.
Именно так следовал за Христом апостол
Павел, что видно из его слов в 1 Кор. 15, 31: Я
каждый день умираю.
Посмотрим же, в чем заключаются заповеди
Христа в Его Нагорной проповеди и какова
Его воля в отношении всех Его учеников.
Нагорная проповедь Христа начинается с так
называемых заповедей блаженства. Их восемь,
и мы рассмотрим каждую из них в отдельности.
Первая заповедь блаженства: Блаженны нищие
духом, ибо и есть Царство Небесное. Блаженны
нищие духом... Какое странное слово! Неужели
Христос проповедует духовную бедность,
духовную слабость? Нет! Царствие Божие
требует героизма веры, героизма не только
для победы над всяким грехом, но и для
перенесения всех испытаний жизни. Так о
какой же нищете говорит Христос? Он говорит
о блаженстве создания своей нищеты по
сравнению с богатством, которое сокрыто в
Нем! Это богатство Христово апостол Павел
называет богатством неисследимым (Ефес. 3, 8).
Но разве все богатство Христово стало
нашим достоянием? Конечно, нет! Христос
призывает нас к смирению, к сознанию, что мы
- ничто по сравнению с Его величием. Когда ал.
Петр увидел величие и славу Христа, он
припал к Его оленям и сказал: Выйди от меня,
Господи! потому что я человек грешный (Ев.
Лук. 5, 8). Так будет и с нами: при виде величия
и славы Христа мы всегда будем сознавать
свою нищету, свое ничтожество. И только при
сознании своей духовной нищеты мы будем
жаждать все больше приобретать полноту
богатства Христова, и Царство Небесное
будет все в большей мере делаться нашим
достоянием. Обогащаясь Христом, мы будем
испытывать великое блаженство и счастье!
Вторая заповедь блаженства: Блаженны
плачущие, ибо они утешатся. И опять, какие
странные слова: Блаженны плачущие! Разве
Христос хочет всех Своих учеников сделать
плачущими? Не призывает ли Евангелие всех
верующих во Христа радоваться и радоваться
всегда в Господе (Филип. 4, 4)?
Но есть блаженные слезы! Блаженными
слезами плакал Сам Христос, а также Его
самый верный служитель - апостол Павел. О
чем плакал Христос? Он плакал о гибели
Иерусалима и о смерти Лазаря! То есть
Христос плакал с плачущими, к чему
Евангелие призывает и нас, учеников
Христовых, словами Римл. 12, 15: Плачьте с
плачущими! Этими же слезами плакал и ап.
Павел в Ефесе, уча со слезами Ефесскую
церковь (Деян. Ап. 20, 31).
Как мало у нас этого плача с плачущими!
Поэтому у нас мало утешения. Христос не
обещает утешения плачущим эгоистам.
Утешение обещано только тем, кто плачет с
плачущими, кто плачет о горе других!
Третья заповедь блаженства: Блаженны
кроткие, ибо они наследуют землю. Кротость -
это мягкость, нежность! Но это не слабость и
не безволие. Кротость - это свойство Христа,
Который трости надломленной не переломит и
льна курящегося не угасит. (Ев. Матф,42 20). И
вместе с тем Христос так могуществен, что на
имя Его будут уповать народы. (Ев. Матф. 12, 21).
Блаженство кротких в том, что они наследуют
землю, то есть делаются владельцами земли,
владельцами человечества. В каком смысле?
Кротость - это удивительная сила,
завоевывающая человеческие сердца!
Евангелие призывает жен, мужья которых не
покоряются Слову Божию, побеждать их
кротким и молчаливым духом (1 Петр. 3, 1 - 4). О
великой силе кротости хорошо сказано в
Притчах Соломона 25, 15: Кротостью склоняется
к милости вельможа и мягкий язык
переламывает кость . Будем стремиться к
приобретению кроткого языка!
Четвертая заповедь блаженства: Блаженны
алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся. Голод и жажда - это повседневные
потребности человеческого тела. Но ученики
Христа должны испытывать другой голод и
другую жажду - голод и жажду правды, то есть
праведности, как сказано во всех других
переводах Евангелия. Как много у нас
ощущения сытости в отношении праведности!
Как много самодовольства! В каждом из нас
сидит фарисей! Христос зовет нас к голоду и
жажде по праведности, но по какой
праведности? По праведности Христовой!
Праведность Христа, Его чистота и
святость не имеют предела. И поэтому наша
жажда достигать праведности Христа должна
быть тоже беспредельной! Освящение - это
лестница, одним концом стоящая на земле, а
другим концом достигающая неба. Ученики
Христовы стоят на разных ступенях этой
лестницы; но задача всех учеников Христа -
жаждать достижения самой высшей ступени.
Путь освящения - это путь, полный блаженства
и счастья! И обетование Христа гласит: Они
насытятся! Ученики Христа достигнут высоты
своего Учителя, они будут подобны Ему (1 Иоан.
3, 2).
Пятая заповедь блаженства: Блаженны
милостивые, ибо они помилованы будут.
Милость - это снисхождение, это прощение.
Помиловать - это значит простить. Христос
называет блаженными милостивы, то есть
умеющих снисходить, умеющих прощать. И Он в
молитве Отче наш призывает нас к прощению
наших ближних: Прости нам долги наши, как и
мы прощаем должникам нашим (Ев. Матф. 6, 12). В
притче о двух должниках Христос очень ясно
говорит, что не прощающий ее может
надеяться на прощение от Бога: Так и Отец
Мой Небесный поступит с вами, если не
простит каждый из вас от сердца своего
брату своему согрешений его; (Ев. Матф. 18, 35).
Вот почему суд без милости не оказавшему
милости (Иа.к. 2, 13). Будем приобретать дух
милости и всепрощения, и наше сердце
наполнится великим блаженством и счастьем!
Шестая заповедь блаженства: Блаженны
чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Фарисеи
в дни Христа искали внешней чистоты и
употребляли много воды на мытье блюд, чаш,
рук и ног. Но о чистоте сердца они думали
мало. Иуда получил омовение ног, но в сердце
его был ужасный замысел - предать Христа за
30 сребреников. Христос говорит о блаженстве
чистых сердцем, потому что они Бога узрят.
Где? Прежде всего в Слове Божием! Слово
Божие показывает нам Христа, а видящий
Христа видит Отца, то есть Бога (Ев. Иоан. 14,
9). Но чистые сердцем видят Христа не только
в Слове Божием - они увидят Его и лицом к
лицу, и будут лицезреть Его во веки веков!
Какое счастье, какое блаженство!
Седьмая заповедь блаженства: Блаженны
миротворцы, ибо они будут наречены сынами
Божиими. Наш Небесный Отец является Богом
мира. Поэтому сыновья и дочери Его должны
быть людьми мира и миротворцами, то есть
творцами мира. Дьявол - это творец всех
разделений. Мерзостью пред Господом
является тот, кто сеет раздор между
братьями. Так сказано в Притчах (6, 16 и 19).
Какая разница: сеять раздор и творить мир!
Чем занимаемся мы? Какое блаженство - иметь
мир в сердце и сеять его кругом!
Восьмая заповедь блаженства: Блаженны
изгнанные за правду... Блаженны вы, когда
будут... вас... неправедно злословить за Меня...
Подчеркнем слово за Меня. Почему? Потому что
можно быть в поношении гонении за свои
неправильные убеждения и понятия. Только
злословие за Христа несет нам блаженство на
земле и великую награду на небесах как
важно нам испытывать себя: за что мы несем
поношение и злословие? Действительно ли за
Христа, за Его образ в нас, или за искажение
Его образа, за карикатуру Христа, которую мы,
может быть, являем окружающему нас миру?
Сколько христиан считали себя мучениками
за Христа, а на самом деле они были
мучениками за свою неправильную
христианскую жизнь.
Закон
Ветхого и Нового Завета
(Ев. Матф.
5, 13 - 20)
Христос призывает христиан к высокой
задаче: быть солью земли и светом мира! Не
медом, а солью! Соль дает себя чувствовать,
особенно когда попадет на рану. Тогда от нее
стараются избавиться. Истинные христиане
дают себя чувствовать, особенно людям,
которые покрыты ранами, нанесенными грехом.
Пророк Исайя описывает таких людей: От
подошвы ноги до темени головы нет у него
здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны...
(Пс. 1, 6). Такие люди особенно чувствуют
христиан и относятся к ним неприязненно. Но
это не должно смущать христиан. Христос
сделал их не медом, а солью, и их задача -
быть таковой в человеческом обществе. Соль
имеет свое вкусовое свойство, и она
передает его веществу, с которым
соприкасается. Христианин обязательно
оставляет след на людях, с которыми
соприкасается.
Соль обладает консервирующей силой.
Консервирование - это предохранение от
порчи и гниения продуктов питания. Какое
благо для человечества консервы, а они
возможны только благодаря соли. Только в
вечности мы узнаем, каким благом для
человечества были христиане; какой
консервирующей силой они обладали в этом
мире, предохраняя его в значительной мере
от нравственной порчи и гниения.
Но христиане не только соль, но и свет мира.
Если соль действует незаметно, то свет
проявляет себя видимо. Христианин, как
всякий горящий светильник, бросается в
глаза, даже если он этого е хочет. Как город,
стоящий на верху горы, он не может укрыться.
Его выдает язык его, как выдал язык Петра во
дворе первосвященника Каиафы, где ему
сказали: Точно и ты из нее, ибо и речь твоя
обличает тебя (Ев. Матф. 26, 73).
Поведение христианина отличает его от
других людей. Он не ко всякому смеху
присоединится. О удивит кротким ответом на
злобные слова. Он простит там, где другие не
прощают. Он проявит спокойствие там, где
царит волнение. Все это тот свет, который
исходит от христианина. Все это исполнение
слов апостола Павла в 2 Кор. 6, 9: Мы
неизвестны, но нас узнают.
Как же нам стать самой благодатной солью и
самым ярким светом в этом мире? Вся Нагорная
проповедь Иисуса Христа является путем к
достижению этой цели. Исполнение воли
Божией, исполнение заповедей, данных Богом,
сделает нас и солью и светом. Христос сказал
о Себе, что Он является светом миру (Ев. Иоан.
8, 12). В каком смысле? Конечно, не в смысле
ореола, сияния, которым Он засиял на горе
Преображения. Христос светил, сиял красотой
Своей жизни, постоянным исполнением воли
Божией, выражавшимся в исполнении всех
заповедей Господни , как данных в
ветхозаветное время, так и данных Самим
Христом в Его учении.
В Своей Нагорной проповеди Христос
провозглашает: Не думайте, что Я пришел
нарушить закон или пророков; не нарушить
пришел Я, но исполнить. Христос говорит о
законе, данном Богом в Ветхом Завете и
выраженном ясно и определенно в десяти
заповедях, записанных на каменных
скрижалях, а также в писаниях пророков. Об
этом законе Христос говорит: Доколе не
прейдет небо и земля, ни одна нота или ни
одна черта не прейдет из закона, пока не
исполнится все! Именно этот закон не пришел
Христос нарушить, но исполнить весь целиком,
причем с абсолютной точностью. Но Христос
пришел не только исполнить закон, данный
человечеству в ветхозаветное время, но Он
пришел и для того, чтобы дать человечеству
Свой закон, закон Нового Завета - закон
более величественный и славный, нежели
закон Ветхого Завета.
По сравнению с великими заповедями Нового
Завета, заповеди Ветхого Завета Христос
называет малейшими. Он говорит о законе
Ветхого Завета: Кто нарушит одну из
заповедей сих малейших и научит так людей,
тот малейшим наречется в Царстве Небесном;
а кто сотворит (то есть исполнит), тот
великим наречется в Царстве Небесном!
Кто же нарушал заповеди Ветхого Завета и
учил других этому же? Нарушителями
ветхозаветного закона были, как это ни
странно, книжники и фарисеи - духовные
учителя израильского народа. Считая себя
верными исполнителями закона, они нарушали
его своим чисто внешним и формальным
исполнением, то есть без участия сердца. И
своим примером научали и других исполнять
закон внешне и формально.
Перед нами встает вопрос: как сочетать
закон - будь он ветхозаветный, будь он
новозаветный - с благодатью? Мы имеем в
Евангелии великое учение о спасении и
оправдании верою, а не делами закона. Это
учение об оправдании и спасении верою -
учение вечное и незыблемое! Кто несет
учение о опасении через дела, тот несет иное
благовествование (Гал. 1, 6). Самым ярким
примером оправдания верою, а не делами,
является спасение покаявшегося разбойника
на Голгофе. Но делами, то есть исполнением
воли Божией, исполнением повелений
Господних мы прославляем и возвеличиваем
нашего Спасителя Иисуса Христа.
Через исполнение заповедей Христовых мы
становимся солью и светом для мира. Так что
Христос не призывает ас стонать под
бременем закона ни ветхозаветного, ни
новозаветного, но Он призывает нас - с
величайшей радостью в сердце исполнять его
не для спасения нашей души, а для
прославления Его великого имени. И в
исполнении закона Христа мы должны
превзойти праведность книжников и фарисеев,
исполняя заповеди нашего Господа Иисуса
Христа не внешне и формально, а искренне и
от всего нашего сердца!
Мы должны быть бесконечно благодарны
нашему Господу Иисусу Христу за Его
Нагорную проповедь и за весь Его
новозаветный закон, исполняя который мы
будем сиять красотою Христа и будем
поистине солью и светом мира. Для этого нам
и даны заповеди Христа.
Высокие
требования Христа
(Ев. Матф.
5, 21 - 30)
Все Евангелие является законом Христа.
Если мы с этой точки зрения подойдем к
Евангелию, то есть как к закону Христа, то мы
увидим, как высоки требования Христа,
предъявляемые Им к Своим ученикам и
ученицам. Бесспорно, Евангелие является
благой и радостной вестью о Христе как
нашем Спасителе. Но так же бесспорно
Евангелие является законом Господа нашего
Иисуса Христа. И как жаль, что большинство
детей Божиих видит в Евангелии только
благую весть о нашем опасении, совершенном
Христом на Голгофе, и не видит другой
стороны Евангелия - как великого закона
Христа.
Закон Христа, данный нам в Евангелии, так
высок и требования его так велики, что он
может пугать нас. Выслушав Нагорную
проповедь Христа, человек может сказать в
сердце своем: она для меня неисполнима.
Требования Христа в Нагорной проповеди так
высоки, что ученик Христа может, отчаявшись,
сказать: напрасно я иду за Христом - Его воли
мне никогда не исполнить! Это можно было бы
сравнить с тем, как если бы нас поставили
перед невероятно высокой горой и сказали
нам: ну, поднимайтесь на ее вершину! Какое
отчаяние охватило бы, нас при виде этой
недосягаемой для нас вершины. Нечто
подобное должны мы ощущать, прислушиваясь к
требованиям закона Христа. Но нас ободряют
слова нашего Господа: Сила Моя совершается
в немощи (2 Кор. 12, 9). Прислушаемся же к закону
Христа, как он выражен в Нагорной проповеди.
Христос говорит: Вы слышали, что сказано
древним: не убивай; кто же убьет, подлежит
суду. Так гласила заповедь Ветхого Завета.
Она осуждала только совершенное убийство. А
Христос? Закон Христа осуждает даже чувство
гнева, и еще более слова гнева! В
божественном тоне Христос провозглашает: А
я говорю вам... Ветхозаветний закон был дан
Богом. Словами а Я говорю вам Христос
говорит как равный Богу (Филип. 2, 6). Поэтому
мы должны знать, что закон Христа - это тоже
закон Бога.
Что же говорит Христос о гневе, то есть
чувстве вражды, чувстве неприязни? Он
говорит: Всякий, гневающийся на брата
своего напрасно, подлежит суду; кто же
скажет брату своему: рака, подлежит
синедриону; а кто окажет: безумный, подлежит
геенне огненной! Христос хочет, чтобы
ученики Его боялись не только чувства гнева,
но и воздерживались от гневных слов. Он
приводит два оскорбительных слова: рака (пустой
человек) и безумный, которые, по-видимому,
особенно часто вырывались из уст
разгневанных людей. Христос говорит очень
ясно о том, что в Его Царстве считается за
грех не только акт убийства, но и недоброе
чувство и недобрые слова.
Говоря о судах, Христос говорит, что на
весах божественного правосудия будут
находиться не только дела, но и чувства и
слова. В Ев. Матф. 12, 36 - 37 мы читаем слова
Христа: Говорю же вам, что за всякое
праздное слово, какое скажут люди, дадут они
Ответ в день суда: ибо от слов своих
оправдаешься и от слов своих осудишься. Так,
Христос предупреждает нас об опасности
ношения гнева в нашем сердце. Вот почему и
апостол Павел призывает как можно скорее
избавляться от гнева. Он пишет в Ефес. 4, 26:
Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет
во гневе вашем.
Какой же путь к освобождению от гнева я
вражды указывает Христос? Путь один:
примирение гневающихся, враждующих!
Послушаем, что говорят Христос, Если ты
принесешь дар твой к жертвеннику и там
вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь
против тебя, оставь там дар твой пред
жертвенником, и пойди, прежде примирись с
братом твоим, я тогда придя и принеси дар
твой . Христос далее показывает двух
враждующих на пути в суд и дает Свой
божественный совет: примириться еще до суда.
Он говорят: Мирись с соперником твоим
скорее, пока ты еще на пути с ним... Мы все на
пути к небу, где нас ожидает судилище
Христово. И перед нами вопрос: кто является
нашим соперником? Против кого мы враждуем?
Или кто враждует против Нас? Христос
призывает нас: мириться и мириться скорее;
мириться, пока мы еще на пути к вечности и
пока мы еще не очутились перед лицом
Небесного Судии.
Христос берет одну ветхозаветную
заповедь за другой и сопоставляет с ними
Свои новозаветные заповеди. И когда мы
сравниваем заповеди Ветхого и Нового
Завета, то мы убеждаемся глубоко в
превосходстве закона Христа над законом
Синая. Например, Христос берет
ветхозаветную заповедь: не прелюбодействуй
и говорит, что грех прелюбодеяния Он видят
уже в нечистых мыслях и греховных желаниях.
Книжники и фарисеи привели ко Христу
женщину, взятую в прелюбодеяния (Ев. Иоан. 8,
3). Они считали ее, согласно закону Моисееву,
достойной побиения камнями. А Христос видел
их сердца, исполненные нечистыми мыслями, и
обратился к ним с весьма строгими словами:
Кто из вас без греха, первый брось на нее
камень (Ев. Иоан. 8, 7). В очах Христа они были,
согласно Его закону, такими же прелюбодеями,
как и приведенная грешница. Как мы должны
беречь наше сердце от нечистых мыслей, от
греховных желаний! Будем помнить, что перед
лицом Христа грехом являются не только наши
греховные дела, но и наши греховные мысли.
Далее мы слышим странные слова Христа,
которые мы не должны понимать буквально:
Если же правый глаз твой соблазняет тебя,
вырви его и брось от себя. То же самое Он
говорит и о правой руке. Христос хочет
сказать, что даже такое ценное сокровище,
как глаз, и такая полезная вещь, как наша
правая рука, могут привести нас к погибели,
если они будут отданы на служение греху.
Единственное спасение - это предоставить
члены нашего тела Господу и на служение
Христу (Римл. 12, 1). Отданные в распоряжение
Христа, члены нашего тела не будут
соблазнять нас на грех, наоборот, они будут
орудием чистоты и святости и средством для
прославления нашего Искупителя. Не
придется вырывать глаз, не придется
отсекать руку, если они будут отданы на
служение Христу!
Итак, мы видим, что закон Христа
превосходит закон Ветхого Завета.
Ветхозаветный закон осуждает за действия,
за поступки, за преступления, выразившиеся
в делах. Закон Христа проникает до
разделения души и духа, составов и мозгов, и
судит помышления и намерения сердечные (Евр.
4, 12). Христос говорит о разных судах - о суде
синедриона и о суде геенны огненной,
который можно сравнить с судом Божиим.
Слово Божие говорит, что есть дела, которые
может разбирать или судить человеческий
суд, то есть дела, в которых судьей может
быть только Господь. Об этом Божием суде
очень ясно говорит ап. Павел в 1 Кор. 4, 5: Не
судите никак прежде времени, пока не придет
Господь, Который и осветит скрытое во мраке
и обнаружит сердечные намерения.
Призыв
Христа к совершенству
(Ев. Матф.
5, 31 - 48)
Что говорит Христос в Своей Нагорной
проповеди о разводе? Чтобы понять строгие
слова Христа о разводе, надо понять Его
божественный, идеальный взгляд на брак и
семейную жизнь. Христос хочет, чтобы брак
был чистым и прочным и чтобы семейная жизнь
не превращалась в развалины. Для
предотвращения разрушения семьи Христос и
преподал Свое строгое учение о разводе.
Ветхозаветное время было строго к вопросу о
разводе, и разводные письма давались без
особых затруднений. Христос объясняет
причину такого отношения ветхозаветного
закона к разводам. Он говорит: Моисей, по
жестокосердию вашему, позволил вам
разводиться с женами вашими; а сначала не
было так (Ев. Матф. 19, 8). А как же было сначала?
Христос и на этот вопрос дает ответ. Он
говорит: Что Бог сочетал, того человек да не
разлучает (Ев. Матф. 19, 6). Так было сначала,
такова воля Божия в отношении святости и
незыблимости брака.
Послушаем, что говорит Христос о разводе.
Он говорит: Кто разводится с женою своею,
кроме вины любодеяния, тот подает ей повод
прелюбодействовать; и кто женится на
разведенной, тот прелюбодействует. Для еще
большего уяснения учения Христа о разводе
необходимо прочесть также Его слова в Ев.
Матф. 19, 9 Кто разведется с женою своею не за
прелюбодеяние и женится на другой, тот
прелюбодействует. Итак, по учению Христа,
для развода может быть только одна причина:
прелюбодеяние. В этом учении Христа о
разводе, допустимом для Его учеников только
по вине прелюбодеяния одной из сторон,
сокрыта божественная цель Христа: сделать
каждый брак прочным, незыблимым, чистым и
непорочным.
Апостол Павел идет по стопам Христа в этом
вопросе, когда пишет в 1 Кор. 7, 10 - М:
Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь:
жене не разводиться с мужем... и мужу не
оставлять жены своей. А если разведется? То
должна (или должен) оставаться безбрачною (или
безбрачным). А еще лучше: Примириться с
мужем своим (или с женою своею). Далее
Христос говорит о клятве. Он говорит: Не
клянись вовсе... но да будет слово ваше: да,
да, нет, нет. Что хочет Христос сказать этими
словами? Достигайте такой правдивости,
чтобы люди верили вам без всякой клятвы.
Такой правдивости достигайте, чтобы вам
достаточно было сказать да или нет. Если же
положена клятва при различных случаях
жизни в человеческом обществе, то это
говорит о том, что люди не пользуются еще
таким доверием, чтобы им верили без клятвы.
Ученики Христа должны быть известны всему
миру своей абсолютной правдивостью. И если
бы это было так, то, конечно, от учеников
Христа никто не требовал бы клятвы, и все
удовлетворялись бы их словом да или нет.
А теперь поставим перед собой вопрос:
имеем ли мы право требовать от людей
абсолютного доверия к нам, христианам? Если
мы правдивы, как наш Господь Иисус Христос
был правдив, когда жил среди людей на нашей
земле, тогда мы можем требовать абсолютного
доверия к нам, без всякой клятвы с нашей
стороны. Христос был так правдив, что мог о
Себе сказать: Я есмь... истина (Ев. Иоан. 14, 6).
Но, увы, мы не достигли еще такой
правдивости. Наоборот, в нас еще много
неправды. Мы говорим часто да, когда надо
было бы сказать нет, и наоборот. Словами о
клятве, о неупотреблении ее, Христос
призывает нас именно к правдивости, к
полной и совершенной правдивости.
Один брат спросил меня, почему среди
десяти заповедей, данных Богом на Синае, нет
заповеди не лги, то есть не говори неправды.
Как бы мы ответили на этот вопрос? Десять
заповедей, данных Богом на Синае, мог
исполнить каждый израильтянин. Но
освобождение от неправды возможно только
при возрождении свыше и при исполнении
силою Духа Святого, чего в Ветхом Завете еще
не было. Что же касается Слов Христа не
клянись вовсе, то они относятся к нашей
частной жизни. Но поскольку люди не
обладают полной правдивостью, в том числе и
христиане, - государство и общество имеют
основание требовать от них клятвы для
подтверждения правды, то есть требовать
присяги.
Ветхозаветные страницы Библии полны
клятв Господних, то есть Его божественных
обещаний. Но ведь в Боге нет неправды и Его
клятвы основаны на абсолютной истине. Люди
же полны неправды, клятвы могут быть
клятвами ложными. Даже клятва апостола
Петра во дворе первосвященника Каиафы, что
он не знает Христа, была, ложной клятвой.
Теперь перед вами слова Христа: Вы слышали,
что сказано: око за око и зуб за зуб. При
способности человеческой природы в порыве
гнева и мести за око или за зуб отнять даже
жизнь, то есть убить человека, эта заповедь
Ветхого Завета может считаться вполне
справедливой. Но в Царстве Христа
господствуют другие законы. Христос
говорит: А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую. Замечательные слова,
смысл которых один: не воздавайте злом за
зло! Требования Христа к Своим ученикам -
очень высокие требования! Он говорит: Не
противься злому. На удар тебя по щеке не
отвечай ударом, а обезоружь злого
подставлением ему другой щеки. Отнимает
злой человек у тебя рубашку, смягчи его
сердце отдачей ему и верхней одежды.
Принуждает тебя злой человек идти с ним
одно поприще, удиви его своей готовностью
пройти с ним два поприща. Просящему у тебя и
желающему занять у тебя - речь идет все о том
же злом человеке дай, и этим покори его злое
сердце. Такой высокий путь указывает
Христос Своим ученикам для победы над злым
человеком.
Но если злой человек ударяет не тебя, а
твоего ближнего; если он отнимает не у тебя,
а у твоего ближнего; если он незаконно
принуждает не тебя, а твоего ближнего, - что
делать тогда? Тогда для защиты обижаемого
дана от Бога власть, начальник... который не
напрасно носит меч (Римл. 13, 4) и имеет полное
право, Богом ему данное, наказать делающего
злое. Христос призывает Своих учеников к
совершенству, которое должно выражаться в
совершенной любви, подобной любви Божией.
Он говорит: Вы слышали, что сказано: люби
ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я
говорю вам: любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за
обижающих вас и гонящих вас.
Любите, благословляйте, благотворите,
молитесь! За кого? за врагов, за
проклинающих, за ненавидящих, за обижающих,
за гонящих. Какой максимум любви требует
Христос от Своих учеников! И ставит
примером для них любовь Божию, любовь
Небесного Отца, Который дает солнце и дождь
всему человечеству, всем людям - злым и
добрым, праведным и неправедным, тем, кто
любит Бога, и тем, кто ненавидит Его. И такую
наивысшую любовь Христос явил и Сам, когда
на Голгофе, распятый на кресте, Он молился
за тех, кто вонзил гвозди в Его руки и ноги.
Будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный, - говорит Христос. Бог есть любовь,
- говорит Евангелие. И ученики Христа должны
быть любовью для всех людей - добрых и злых,
и даже для своих врагов. Но чтобы так любить,
нужна сила Свыше, сила Святого Духа!
Ценность
внутреннего христианства
(Ев. Матф.
6, 1 - 15)
Все ветхозаветные праведники стремились
быть ревностными в трех направлениях: в
творении милостыни, в молитве и в посте. Вот
почему Христос в Своем учении тоже
затрагивает эти три благочестивых действия.
Он не освобождает от них и Своих учеников.
Он считает их ценными и для Своих
последователей. Но вместе с тем Христос
указывает и на те опасности, которые
сокрыты во всех этих трех благочестивых
действиях. Эти опасности заключаются в том,
что мы можем творить милостыню, можем
молиться и поститься напоказ людям. -
Послушаем, что говорит Христос о творении
милостыни. Под милостыней мы должны
понимать не только оказание помощи нищему,
но и все добрые дела, которые мы делаем для
блага наших ближних. Христос говорит: Когда
творишь милостыню, не труби перед собой. Не
твори добро только с одной целью чтобы люди
увидели, какой ты добрый, и восхваляли тебя
за твою доброту. Именно эта опасность
кроется, по словам Христа, во всех ваших
добрых делах. Опасность - трубить о
сделанном нами добре! Наши добрые дела не
должны быть средством для прославления
самих себя.
Христос хочет, чтобы наши добрые дела
прославляли Отца нашего Небесного (Ев. Матф.
5, 16). Конечно, доброе сердце трудно скрыть и
добрые дела сами по себе издают какой-то
таинственный свет, который люди видят,
какой-то аромат, который чувствуют все. Но
Христос говорит не об этом, - Он хочет, чтобы
была удалена от нас труба, в которую мы сами
трубим, провозглашая о том, как мы хороши,
как мы прекрасны, какие мы добрые христиане...
Христос хочет, чтобы Его ученики делали
много добра на земле, но без трубы, без шума,
без искания славы себе.
Христос показывает нам фарисеев, которые
творили милостыню в синагогах и на улицах,
то есть в людных местах, чтобы их видели
люди и прославляли за их показную доброту.
На их примерах Христос хочет показать, как
не должны поступать Его ученики. Он
призывает вас к величайшей скромности и к
самому глубокому смирению, говоря: Когда
творишь милостыню, пусть левая рука твоя не
знает, что делает правая, то есть не хвались
даже перед самим собой.
Пусть видит твое доброе сердце и твои
добрые дела Бог, видящий тайное, то есть все
побуждения и намерения, с которыми ты
творишь то или другое добро. Бог придает
значение только нашему внутреннему
состоянию, состоянию нашего сердца, а не
внешнему выражению вашего лица. Для нашего
Господа Иисуса Христа ценно наше
внутреннее христианство.
Христос принес нам славное учение о
молитве. Как в Своем учении о добрых делах,
так и в учении о молитве Христос
предупреждает: не молиться напоказ, не
делать молитву экспонатом на выставке
наших христианских добродетелей. И снова
Христос приводит в пример фарисеев, которые
в синагогах и на углах улиц, то есть в самых
людных местах, любят останавливаться и
молиться напоказ, чтобы показать себя людям
особенно праведными и святыми. Христос учит
Своих учеников молиться не так. Он говорит:
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и,
затворив дверь твою, помолись Отцу твоему,
Который втайне . Этими словами Христос
хочет сказать каждому ученику Своему и
каждой ученице Своей: стремись так молиться,
чтобы было только два существа - Бог и ты.
Как-то за границей я зашел в громадный
католический собор. Это было днем, когда не
было богослужения. Я обошел этот
величественный храм, кругом ни души...
полнейшая тишина... И вдруг в темном углу
этого грандиозного здания я вижу горячо
молящуюся женщину. И я подумал с умилением:
эта душа здесь одна с Богом! Но для молитвы
наедине с Богом не нужно даже и безлюдного
храма. Мы все имеем благодатную комнату,
которую можем закрыть и создать в ней
безлюдье. Это ваше сердце, это наш
внутренний храм. На самом людном месте наше
сердце может в любое время сделаться
безлюдным и превратиться в комнату молитвы,
где каждый из вас может быть наедине со
Христом. Вот к какой молитве призывает вас
Христос.
В Своем учении о молитве Христос дает нам
совет: не быть многословными. Христос
говорит о многословных молитвах язычников,
которые думают, что чем больше слов в
молитве, тем молитва лучше, тем она угоднее
Богу. Увы, многие христиане думают так же,
как и язычники, и стараются быть как можно
более многословными в своих молитвах, чем
утомляют и себя и других. Христос говорит,
что Небесный Отец знает нужды Своих детей
на земле. А поэтому Ему не нужно наших
многословных молитв.
Бог смотрит не на количество добрых дел,
которые мы делаем, и не на количество слов,
которые мы говорим Ему в наших молитвах, - Он
смотрит на наше внутреннее состояние, на
состояние нашего сердца. Вот почему в нашей
христианской жизни бывают молитвы даже
совсем без слов, как бывают в музыке песни
без слов. Молитва без слов - Это общение со
Христом без слов, и даже такое общение со
Христом бывает очень сладостным, что мы все
знаем по опыту.
Уча вас молиться, Христос дал нам образец
самой немногословной молитвы в молитве
Отче наш. Даже для самого вдумчивого и
проникновенного произнесения этой молитвы
достаточно одной-двух минут. Но содержание
этой короткой молитвы весьма и глубокое. В
вей соединены и глубина, и широта, и высота.
На каждую просьбу в этой образцовой молитве
произнесено множество проповедей и
написано множество книг. Это поистине
молитва всех молитв!
Рассмотрим кратко эту чудную молитву
данную нам Христом. Начинается она словами:
Отче наш, сущий на небесах! О чем говорят нам
эти слова? О том, что мы должны молиться не
ангелам и не праведникам, а Самому Богу, и во
время нашей молитвы мы должны видеть только
Его!
Да святится имя Твое. Имя - это значит: все
существо Бога, все Его свойства - Его
всемогущество, Его святость, Его
справедливость, Его премудрость, Его любовь.
Святить Его имя - это значит прославлять Его,
прославлять Его чудные божественные
свойства, прославлять Его божественную
красоту. Ученики Христовы должны больше
всего искать славы имени своего Господа. В
этом прославлении Бога - главная цель
христианской жизни.
Да придет Царствие Твое. Царствие Божие
приходит двояко: тихо и незаметно приходит
оно в сердце человека при, рождении свыше,
при возрождении от Духа Святого. И Царствие
Божие придет видимо, с великим торжеством и
в сияющей славе, когда совершится второе
пришествие Христа.
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
Этими словами мы просим об исполнении воли
Божьей на земле так, как она исполняется
ангелами на небесах. Мы просим, чтобы волю
Божию начали исполнять те, которые ее
сегодня еще не исполняют, а те, которые ее
исполняют, делали бы это еще лучше. Ведь в
исполнении воли Божией - наше счастье, наша
радость и наше блаженство!
Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Хлеб
- это самая малая, ню и самая необходимая
нужда нашей жизни. В понятие хлеба мы должны
включить все наши нужды - и одежду, и жилище,
и свет, и тепло. Прося о хлебе, мы просим о
всех ваших телесных нуждах.
И прости нам долги наши. У нас много долгов
перед Богом нашим. И к нашим долгам
ежедневно прибавляются все новые долги. Вот
почему мы каждый день должны просить о
прощении Богом наших долгов. Наше
ежедневное покаяние пред Богом изгонит из
наших сердец всю нашу самоправедность и все
наше самомнения.
Как и мы прощаем должникам нашим. Вот в
этих словах может скрываться наша неправда,
поскольку мы не любим прощать нашим
должникам. Но запомним раз и навсегда: мы не
должны ожидать прощения от Бога наших
долгов, если мы не прощаем долгов наших
ближних. Будем всегда помнить слова Христа:
Если не будете прощать людям согрешения их,
то и Отец ваш не простит вам согрешений
наших (Ев. Матф. 6, 15).
И не введи нас в искушение. Эти слова
должны наполнить нас сознанием нашей
духовной немощи и способности пасть под
натиском любого искушения; любое искушение
может привести вас к падению и поражению.
Вот почему как сигнал предупреждающей
сирены звучат слова апостола Павла: Кто
думает, что он стоит, берегись, чтобы не
упасть (1 Кор. 10, 12).
Но избавь нас от лукавого. Эти слова
должны всем нам напоминать, что искуситель
наш диавол - не вымысел и не фикция, а
реальная злая личность, подстерегающая нас
повсюду.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава
вовеки. Аминь. Этими словами мы выражаем
нашу веру в Иисуса Христа как во Властелина
неба и земли и как в Царя царей и Господа
господствующих (Откр. 19, 16), Которому должна
принадлежать вся слава вселенной.
Молитва Отче наш должна, как и все наши
молитвы, исходить из глубины нашего
внутреннего человека, - только тогда она
будет истинной молитвой.
ДВА РОДА
СОКРОВИЩ
Ев. Матф. 6,
16 - 24
В Нагорной проповеди Христос говорит
также и о посте. Что означает пост? Пост - это
добровольное воздержание от пищи. Как
Ветхий, так и Новый Завет содержат много
мест, говорящих о посте. В Ветхом Завете
были посты, которые соблюдались всем
израильским народом. И были посты, которые
налагали на себя отдельные лица, как,
например, Неемия или псалмопевец Давид.
Постящиеся отличались своим внешним видом:
они одевались во вретища и посыпали пеплом
свои головы (Неем. 9, 1).
В вавилонском плену пост у израильского
народа превратился в пустую форму и в
средство для самовосхваления, и Господь
обличал через пророков Свой народ за такие
посты. Мы читаем у Зах. 7, 5: Скажи всему
народу земли сей и священникам так: когда вы
постились и плакали в пятом и седьмом
месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня
ли вы постились? Для Меня ли? В дни Христа
ученики Иоанна Крестителя и фарисеи
постились много, как мы читаем в Ев. Матф. 9,
14: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и
говорят: почему мы и фарисеи постимся много,
а Твои ученики не постятся? Фарисей в притче
Христа говорит в своей молитве в храме:
Пощусь два раза в неделю (Ев. Лук. 18, 12). Эти
слова мог бы повторить каждый фарисей.
Что же говорит Христос о посте? Он говорит:
Когда поститесь, не будьте унылы, как
лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные
лица, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают
награду свою. А ты, когда постишься, помажь
голову твою и умой лицо твое ... Христос
говорит Своим ученикам, чтобы они постились
без всяких вретищ и без пепла на голове;
наоборот, они должны умыться и причесаться,
помазав голову свою, то есть не выделяться
среди людей своим внешним видом. Христос не
отменил для Своих учеников поста, потому
что Он придает ему большое значение. Но
Христос и не сделал его обязательным для
Своих учеников, потому что Он знал, что на
земле будут миллионы недоедающих людей,
которые и без поста будут полуголодными и
истощенными и для которых пост был бы очень
мучительным. Вот почему среди заповедей
Христа нет заповеди о посте.
В чем же Христос видит значение поста? Мы
знаем слова Христа, которые Он сказал Своим
ученикам, когда они не могли изгнать беса из
несчастного отрока: Сей род изгоняется
только молитвою и постом (Матф. 17, 21). Христос
хочет сказать, что пост усиливает молитву.
Пост без молитвы не имеет духовного
значения. Он всегда должен быть соединен с
молитвой.
Так мы читаем об Анне-пророчице, что она
постом и молитвою служила Богу (Ев. Лук. 2, 37).
Церковь в Антиохии, избирая Савла и Варнаву
на служение, совершила пост и молитву (Деян.
Ап. 13, 3). Пресвитеры в апостольских церквах
ставились на служение с постом и молитвой (Деял.
Ап. 14, 23).
Словом, перед каждым духовным подвигом,
перед каждым трудным шагом в нашей жизни
Слово Божие рекомендует молитву с постом. И
это должно быть понятно, поскольку пища,
особенно обильная, делает нас сонливыми и
вялыми, а для усиленной молитвы требуется
пламенный дух.
Христос говорит о двух родах сокровищ. О
сокровищах на земле, где их истребляют моль
и ржа и где их крадут воры. И о сокровищах на
небе, где им не грозит никакой опасности.
Христос не только говорит о сокровищах, но и
об их притягательной силе: Где сокровище
ваше, там будет и сердце ваше.
Христос е против материального
благополучия, но Он против порабощения
нашего сердца маммоной, то есть богатством.
Он не сказал ни Лазарю, ни Марии, ни Марфе,
чтобы они ликвидировали свой дом в Вифании,
так как видел, что их сердца не привязаны к
нему. Но богатому юноше Он сказал: Пойди,
продай имение твое и раздай нищим; и будешь
иметь сокровище на небесах (Ев. Матф. 19, 21).
Сердце юноши было отдано его богатству,
почему он и отошел от Христа с печалью (Ев.
Матф. 19, 22).
Мы знаем, что у Христа было два богатых
ученика: Никодим и Иосиф из Аримафеи (Ев.
Матф. 27, 57). Их материальное благополучие не
помешало им отдать свое сердце Христу и
избрать Его своим сокровищем. Но, как
правило, трудно богатому войти в Царство
Небесное, удобнее верблюду пройти сквозь
игольные уши, нежели богатому войти в
Царство Божие (Ев. Матф. 19, 23 - 24). Так сказал
Христос, и практика жизни подтверждает это.
Что же представляет из себя сокровище на
небе? Ап. Петр в своем Первом послании 1, 4
говорит о наследстве нетленном, чистом,
неувядаемом, хранящемся на небесах для
детей Господних. О сокровище на небесах ап.
Павел говорит в Ефес. 3, 8 как о неисследимом
богатстве Христовом. Вот чем мы должны
обогащаться: неисследимым богатством
Христа! Вот наше золото (Иов. 22, 25) и наша
драгоценная жемчужина (Ев. Матф. 13, 45 - 46) -
Христос и Его неисследимое богатство. Если
наше сокровище будет во Христе, то и наше
сердце будет в Нем.
Христос дал нам небольшую, но очень важную
притчу о глазе. Он говорит: Если око твое
будет чисто, то все тело твое будет светло;
если же око твое будет худо, то все тело твое
будет темно. При здоровом и чистом глазе все
светло вокруг нас и внутри нас. И наоборот:
при больном катарактой или засоренном
глазе - как темно вокруг нас и внутри нас.
Есть у нас и другой глаз, другое око -
духовный глаз, это наше сердце, которым мы
можем видеть нашего Господа и о котором
Христос сказал: Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят (Ев. Матф. 5, 8). Когда мы
видим Бога, когда мы видим нашего Господа
Иисуса Христа, - все светло вокруг нас и
внутри нас. И наоборот: Как скучно на сердце
тогда, когда мы не видим Христа.
Перед нами серьезный вопрос: что
затуманило наш сердечный взор, что засорило
и загрязнило наше сердце, что мы перестали
видеть Христа так, как видели Его раньше?
Какая катаракта заслонила от нас красоту
Христа и погрузила нас в какую-то духовную
тьму? Что бы это ни было, пойдемте ко Христу,
нашему великому Врачу, у Которого есть
глазная мазь , которую Он предложил ангелу
Лаодикийской церкви, из-за своего духовного
охлаждения ставшему плохо видеть Христа,
Христос говорит ему: ...глазною мазью помажь
глаза твои, чтобы видеть. Ведь наша задача:
совершать наш земной путь, взирая на...
Иисуса (Евр. 12, 2). А для этого необходимо
чистое сердце.
БЛАГОСЛОВЕННАЯ
ЗАБОТА
Ев. Матф. 6,
25 - 34
Христос в Нагорной проповеди указывает на
две опасности, угрожающие духовному
благополучию Его учеников. Это, с одной
стороны, отдача сердца маммоне , и, с другой
стороны, погружение сердца в заботы. И
трудно сказать, что больше удаляет нас от
Христа: увлечение богатством или
нескончаемые заботы. Христос предупреждает
Своих последователей бояться и одного и
другого.
Он говорит: Не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего,
во что одеться. Душа не больше ли пищи, и
тело - одежды? Не заботьтесь ... что хочет
Христос сказать этими словами? Призывает ли
Он Своих учеников к беспечности, к
неучастию в повседневном труде, к сидению
сложа руки?
Нет! Христос не может к этому призывать.
Священное Писание, наоборот, призывает всех
людей к труду. Соломон говорит в Еккл. 2, 10 о
радости труда: Сердце мое радовалось во
всех трудах моих. Ко всем ленивцам Слово
Божие обращает такой призыв: Пойди к
муравью, ленивец, посмотри на действия его,
и будь мудрым... Доколе ты, ленивец, будешь
спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь,
немного, сложив руки, полежишь: и придет, как
прохожий, бедность твоя и. нужда твоя, как
разбойник (Пр. 6, 6 и 9 - 11). В Послании к
Ефесянам 4, 28 ап. Павел пишет: Трудись, делая
своими руками полезное. А в 2 Фее. 3, 10 мы
имеем всемирно известные слова: Кто не
хочет трудиться, тот и не ешь. Вот что Слово
Божие говорит о труде.
Что же означают тогда слова Христа: Не
заботьтесь... что вам есть и что пить... и во
что одеться ? Эти слова Христа направлены
против двух великих пороков - чревоугодия и
погони за модами, чем страдают тысячи людей.
Культ желудка и культ моды - вот чему не
должны поклоняться ученики Христа. Христос
обращает наше главное внимание на душу,
говоря о ней как о нашей жизни, и на тело как
на драгоценный инструмент в нашей жизни.
Христос хочет, чтобы наша жизнь была
посвящена великому делу строительства
Царствия Божия и чтобы наше тело было
инструментом в этом великом строительстве.
Словом, мы живем на земле не для того, чтобы
вкусно и обильно есть и роскошно одеваться,
а едим и пьем и одеваемся, чтобы жить для
Бога и Его вечного Царствия. К сожалению,
существует множество людей, о которых можно
сказать словами ап. Павла к Фил. 3, 19: Их бог -
чрево, то есть желудок.
Христос обращает внимание Своих учеников
на природу. Он говорит: Взгляните на птиц
небесных... Отец ваш Небесный питает их...;
Посмотрите на полевые лилии... Бог одевает
их... Христос не говорит о беспечности птиц,
наоборот, птицы очень усердны в искании
пищи; они не сидят на ветвях деревьев и не
ждут, когда им поднесут пищу, нет, они
находятся в движении с раннего утра. Но
царство птиц и царство животных вообще не
знает культа желудка, поклоняться культу
желудка способен только человек. Животный
мир живет инстинктом, вложенным в него
Творцом. И этот драгоценный дар Творца -
инстинкт, то есть безотчетное побуждение
делать то, что нужно для сохранения жизни,
животный мир использует спокойно и
естественно.
Мы, люди, обладаем более высоким даром, чем
инстинкт, - мы обладаем разумом и поэтому
должны очень разумно относиться к жизни как
к самому дорогому сокровищу, которым мы
обладаем.
А растительный мир: цветы, травы, деревья?
Они не обладают, как животные, способностью
передвигаться и искать себе пищу. Но
великий Творец посылает им росу, дождь и
солнечные лучи, и вложил в каждое растение
настоящую химическую лабораторию, которая
таинственным образом, незримо,
перерабатывает все вещества, получаемые
растением, в крахмал, необходимый для его
питания. Христос говорит, что растительный
мир одет красиво, так красиво, что и Соломон
во всей славе своей не одевался так. Но все
это совершается в природе совершенно
естественно, без всякого культа моды, на
который способны только люди.
Призывая Своих последователей не
поклоняться культу желудка и культу моды,
Христос призывает их к одной заботе,
действительно благословенной заботе. Он
говорит: Ищите же прежде Царства Божия и
правды Его, и это все приложится вам.
Царствие Божие и правда Его должны быть
главной целью жизни и основной заботой
каждого ученика и каждой ученицы Христа.
Вспомним, что сказал Христос суетливой
Марфе в Вифании: Марфа, Марфа! ты заботишься
и суетишься о многом, а одно только нужно (Ев.
Лук. 10, 41 - 42). Каждый человек
сосредотачивается на чем-нибудь особо. Как
мы должны быть благодарны Христу, что Он
указал нам так ясно и определенно, а чем мы
должны быть особенно сосредоточены. А
именно: на Его Царствии!
Но что значит Царствие Божие, Царствие
Христа? Не будем думать об этом славном
Царствии территориально, то есть в смысле
какого-то пространства, а будем думать о нем
персонально, то есть как об определенной
личности. И этой Личностью является Сам
Христос!
Он, Христос, является сущностью и всем
содержанием Царствия - Божия. И поэтому мы
должны быть сосредоточены, главным образом,
на Христе. Это не значит, что мы должны
повернуться спиной к человечеству и ко всем
достижениям культуры. Евангелие говорит,
что Бог возлюбил мир, то есть человечество (Ев.
Иоан. 3, 16), и Евангелие говорит, что Бог во
Христе примирил с Собою мир, то есть
человечество (2 Кор. 5, 19).
Как же мы можем стоять спиной к
искупленному Христом человечеству? Нет! Мы
должны стоять к человечеству лицом, но
смотреть на все мы должны через Христа.
Другими словами: Христос прежде всего, а
затем уже все остальное. Апостол Павел в Кол.
1, 18 ставит перед всеми верующими великий и
драгоценный лозунг: Ему (Христу) во всем
первенство!
Не заботьтесь о завтрашнем дне... Этими
словами Христос хочет научить Своих
учеников спокойно и уверенно смотреть в
будущее, в завтрашний день. Ведь будущее
наше, завтрашний день наш - это не что иное,
как Сам Христос. На каждом повороте нашего
пути мы видим Христа, и что бы ни выпало на
нашу долю завтра - с нами будет Христос. В
этом наша вера: Что б ни случилось, радостен
дух: вечно со мною Пастырь и Друг !
НЕ
СУДИТЕ...
Ев. Матф. 7,
1 - 11
Не судите, - говорит Христос Своим
ученикам, - да не судимы будете; ибо каким
судом судите, таким будете судимы; и какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить.
Вникнем в эти слова Христа и поймем, что Он
хочет ими нам сказать. Не будем думать, что
Христос хочет, чтобы мы закрывали наши
глаза на недостатки наших ближних, чтобы мы
были равнодушны ко греху и злу, окружающим
нас, или чтобы мы не обличали друг друга.
Апостол Павел пишет в Ефес. 5, 11: Не
участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и
обличайте. Иоанн Креститель обличал царя
Ирода в его великом грехе прелюбодеяния (Ев.
Матф. 14, 4). Ап. Павел обличил ап. Петра в
лицемерии (Гал. 2, 14).
Так что же означают слова Христа: Не
судите. Эти слова являются великим
предостережением для всех учеников
Христовых, а именно: указывая на недостатки
ближних, никогда не забывать о своих
собственных недостатках! Словами не судите
Христос запрещает Своим ученикам садиться
на судейское кресло и делаться судьями
своих ближних. Словами не судите Христос
предостерегает ас от опасности - на фоне
черных пятен наших ближних возвышать себя и
исполняться гордостью и самомнением. Эта
великая опасность угрожает всем верующим
во Христа Иисуса, и многие дети Божий,
увлекаясь очищением других, забывают о
своей собственной нечистоте, о своих
собственных темных пятнах.
Слава Христу, что Он дал нам эту святую
заповедь: Не судите, то есть: не делайте
своего ближнего ничтожным и презренным, а
себя большими и достойными уважения.
Христос хочет сказать всем Своим ученикам:
не делайтесь контролерами своих ближних,
своих братьев и сестер по вере, чтобы вам не
потерять из вида своих собственных
бесчисленных недостатков. Занятие нами
судейского кресла ведет нас, детей
Господних, к опаснейшему греху в нашей
христианской жизни - к фарисейству. Тысячи
детей Божиих, незаметно для себя,
превратились в больших и малых фарисеев, и,
сделавшись таковыми, они подвергнутся
строжайшему суду Божьему. Христос говорит:
Каким судом судите, таким будете судимы!
Чтобы отучить Своих учеников от любимого
ими занятия - судить других, - Христос
приводит Свою замечательную притчу о сучке
и бревне. Он говорит: Что ты смотришь на
сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем
глазе е чувствуешь? Что означают эти слова
Христа? Они означают, что на недостатки
наших ближних мы смотрим через
увеличительное стекло, а на свои недостатки
мы смотрим через уменьшительное стекло.
Разве это не так! Не удивительно поэтому,
что недостатки наших братьев и сестер по
вере кажутся нам бревнами, а наши
собственные недостатки превращаются не
только в сучья, но даже в крошечные сучочки,
которые перестают нас беспокоить.
Этой притчей о бревне и сучке в глазе
Христос призывает всех Своих учеников
заниматься прежде всего самими собой:
своими недостатками и несовершенствами и
оплакивать их пред Богом; осуждать прежде
всего самих себя; кидать камни прежде всего
в самих себя. Такова воля нашего Господа
Иисуса Христа. Но мы не послушны этой воле
Христа, мы отступаем от Его слов, занимаясь
прежде всего судом над другими и бросанием
камней в других. В этом грехе мы все повинны!
Стремясь к освящению, будем прежде всего
сами идти путем освящения и очищения. Вынь, -
говорит Христос, - прежде бревно из твоего
глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из
глаза брата твоего . Путь освящения и
очищения приведет нас не к суду над нашим
ближним, а к истинной любви к нему и желанию
помочь ему в освобождении от всякого греха
и порока.
Христос хочет превратить каждого из нас
из судьи в доброго и милосердного
самарянина - с елеем любви в нашем сердце.
Как много среди нас строгих и немилосердных
судей и как мало добрых и любящих самарян, с
любовью склоняющихся над нашими ближними,
израненными грехом. И Христос сделает нас
таковыми - будем только больше, подобно
Марии из Вифании, пребывать у Его
божественных ног и впитывать в себя Его дух.
Перед нами удивительный совет Христа: Не
давайте святыни псам и не бросайте жемчуга
вашего пред свиньями, чтоб они не попрали
его ногами своими... Какой смысл в этих
словах Христа? Пес не понимает ничего в
святыне, то есть в жертве, посвященной Богу.
Свинья не понимает ничего в жемчуге,
брошенном в ее кормушку. Они могут только
попрать своими ногами то, что для них не
имеет никакой ценности. Мы знаем заповедь
Христа: Идите по всему миру и проповедуйте
Евангелие всей твари, то есть проповедуйте
Христа и Его учение всем людям. Но во Христе
есть то, что понятно для каждого человека:
это весть о том, что Христос умер за грехи
мира, и поэтому Он является Спасителем мира.
Это, так сказать, азбука христианства, и она
предназначена для всех людей без
исключения.
Но в христианстве есть истины, которые
предназначены только для познавших Христа
как Спасителя. И вот бросание этих глубин
учения Христа перед первым встречным
человеком Христос и называет бросанием
жемчуга перед тем, кто его не оценит. Ап.
Павел тоже не бросал жемчуга там, где его не
могли оценить; он пишет в 1 Кор. 2, 6: Мудрость
же мы проповедуем между совершенными. Мы
должны также помнить слова ап. Павла 1 Кор. 2,
14: Душевный человек не принимает того, что
от Духа Божия, потому что он почитает это
безумием; и не может разуметь, потому что о
сем надобно судить духовно.
Итак, проповедь Евангелия о спасении,
совершенном Христом на Голгофе, - это
проповедь для всей твари, для всех людей.
Проповедь же мудрости - это проповедь для
совершенных духовно, для зрелых уже
христиан.
Христос призывает Своих учеников к все
более усиленной молитве. Этот призыв к все
более усиленной молитве звучит в словах
Христа: Просите, и дано будет вам; ищите и
найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий
просящий получает, ищущий находит и
стучащему отворят. Просите, ищите, стучите! -
то есть делайте ваши молитвы всё более
горячими, все более настойчивыми и более
постоянными! Именно таким молитвам дано
обетование - быть услышанными, как говорит
ап. Иаков: Много может усиленная молитва
праведного (Иак. 5, 16).
Христос для ободрения Своих учеников в
молитве приводит в пример земного отца,
который дает своему сыну только то, что ему
во благо, то есть хлеб или рыбу, но не камень
и не змею. Тем более, - говорит Христос, - Отец
ваш Небесный даст блага просящим у Него. Но
что нам во благо и что не во благо, мы часто
не можем понять, и поэтому не знаем, как
молиться и о чем молиться. Но наш Небесный
Отец знает, что для нас благо и что для нас
вред, что для нас хлеб и что камень, что для
нас рыба и что для нас змея. Вот почему,
прося чего бы то ни было у нашего Господа, мы
должны чаще прибавлять к нашим просьбам
слова из Гефсиманской молитвы Христа:
Впрочем, не чего Я хочу, а чего Ты хочешь (Ев.
Марк. 14, 36).
ПРОСТЫЕ
СЛОВА С ЗОЛОТЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
Ев. Матф. 7,
12 - 20
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними. В этих
словах Христа всем христианам дано
удивительно простое правило поведения в
отношении каждого человека. Как часто мы не
знаем, как нам поступить с тем или другим
человеком. И вот наш драгоценный Учитель
Христос дает нам совет простой и ясный:
поступите с человеком так, как вы бы хотели,
чтобы с вами поступили. Какое золотое
правило! Христос этим правилом говорит
каждому из Своих учеников: ты не знаешь, что
тебе делать с этим человеком; поставь себя
на его место и желай ему то, что ты себе
желаешь!
Предположим, в твоем доме живет одинокий
человек; он не знает, куда себя девать от
тоски; он нуждается в помощи разного рода.
Ты, ученик Христа, находишься так близко
около него; ты не знаешь, чем ему помочь; ты
спрашиваешь совета у других и получаешь
советы самые противоречивые. А по совету
Христа поставь перед собой вопрос: если бы я
был совершенно одинок и беспомощен, как он,
что я желал бы себе? И ответ будет ясен:
чтобы у меня появился друг, полный
сочувствия ко мне. Тогда и твое отношение к
нему станет тебе ясным, а именно: сделайся
для него другом и являй ему сочувствие, в
котором он так нуждается.
В словах Христа: Как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними -
содержится также предостережение, чтобы мы,
ученики Христа, не ослабевали в делании
добра. Предположим, ты перестал делать кому-либо
добро. Спроси себя: ты желал бы, чтобы
перестали думать о тебе, заботиться с тебе,
помогать тебе? Конечно, нет! Так не
переставай служить другим любовью и
практической помощью! Будь постоянен в
делании добра! Христос показывает Своим
ученикам двое ворот и два пути: ворота
тесные и ворота широкие; путь узкий и путь
пространный. Христос показывает и разницу в
количестве идущих по этим двум путям людей:
по пути широкому и пространному идет
великое множество людей, а по пути узкому
идут немногие.
Что же представляет из себя узкий путь? На
этот вопрос нетрудно ответить, если мы
только вспомним слова Христа, которые Он
сказал о Себе: Я есмь путь (Ев. Иоан. 14, 6).
Узкий путь - это Христос и Его учение. Учение
Христа о грехе не позволяет Его ученикам
идти по пути греховного раздолья. Учение
Христа о любви к Богу не позволяет Его
ученикам идти путем широкого
расточительства для себя. Учение Христа о
Царствии Божием сосредоточивает Его
учеников на строительстве этого Царствия.
Узкий путь - это путь Христа, которым Он шел
во время Своей земной жизни. На этом пути мы
видим слезы и кровь Христа, как результат
Его скорбей, Его борьбы, Его переживаний.
Таков же узкий путь и учеников Христа: слезы
и кровь.
И чем мы больше будем уподобляться нашему
Господу Иисусу Христу, чем больше мы будем
жить по Его примеру, тем более узким будет
наш путь. Вот почему немногие идут этим
трудным путем. В зять хотя бы Нагорную
проповедь Христа: какая в ней трудная школа,
какие серьезные заповеди раздаются в ней!
Идя широким путем, нельзя жить по заветам
Нагорной проповеди, ибо вся Нагорная
проповедь является узким путем и тесными
вратами.
Христос предупреждает Свою Церковь о
лжепророках. Он говорит: Берегитесь
лжепророков, которые приходят к вам в
овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
Слово Божие говорит о многих лжепророках,
лжеапостолах, лжеучителях и лжебратьях,
которые наводняли и ветхозаветную и
новозаветную церкви и будут наводнять ее до
дня второго пришествия Христова. Христос
говорит об овцах и волках, которых было
много в Палестине, и, конечно, даже дитя было
способно отличить волка от овцы. Но Христос
говорит об особых волках: о волках,
одевшихся в овечью одежду. Тут уже не только
дитя, но и взрослый человек не сразу
разберется и легко примет волка за овцу. Вот
в этом и заключается опасность, о которой
Христос предостерегает Свою Церковь.
И не только Сам Христос, но и все Его
апостолы неоднократно предупреждали
Церковь об этой великой опасности в своих
посланиях.
Апостол Павел пишет в 2 Кор. 11, 13 - 15: Таковые
лжеапостолы... принимают вид апостолов
Христовых... принимают вид служителей
правды. Вот и различи тут служителя
Христова от лжеслужителя, истинного
пророка от лжепророка, волка от овцы. Да
если еще, как говорит Христос, лжепророки
дадут великие знамения и чудеса, чтобы
прельстить, если возможно и избранных (Ев.
Матф. 24, 24), тогда становится еще труднее
отличить волка от овцы. Апостол Петр в своем
Втором послании 2, 1 предостерегает все
церкви своего времени: Были и лжепророки в
народе, как и у вас будут лжеучители.
Главный же лжепророк, если можно так
выразиться, - лжепророк всех лжепророков, -
еще впереди, и о нем говорят страницы Книги
Откровение. Христос говорит, что у
лжепророков одежда овечья, а сердце волчье,
зубы волка, - терзающие Церковь, разрывающие
Тело Христово. Каждый лжепророк, каждый
лжеапостол, без исключения, исполнен
желания разделить церковь, найдя себе в ней
единомышленников. Каждый лжепророк и
каждый лжеапостол говорит о себе, что он -
посланник Божий. Слова лжепророков и
лжеапостолов - самые красивые, самые святые
и небесные. Но одно свойство характеризует
их всех: он не щадят стада Христова, без
милосердия раздирая его (Деян. Ап. 20, 29). И ап.
Павел, предостерегая пресвитеров церквей
об этих волках в овечьей одежде, говорит им
всем: Посему бодрствуйте (Деян. Ап. 20, 31).
Как же ученикам Христа разобраться - кто
волк и кто овца, кто пророк и кто лжепророк,
кто брат и кто лжебрат? Христос говорит
очень ясно: По плодам их узнаете их.
Собирают ли с терновника виноград ли с
репейника смоквы? Так всякое дерево доброе
приносит и плоды добрые, а худое дерево
приносит и плоды худые . Какое золотое
мерило дает Христос в руки всем Своим
ученикам: узнавать людей по плодам! А плоды
и добрые и худые нам указаны в Слове Божием,
в частности, в Послании к Палатам 5, 22 - 23 и 5, 19
- 21. Среди добрых плодов значатся любовь, мир,
милосердие, кротость. Кто приходит в
церковь с этими плодами, тот истинный брат и
служитель Христа. Среди худых плодов
значатся: вражда, ссоры, распри, ненависть и
тому подобное. Кто приходит в церковь с
этими плодами, тот и есть лжебрат в одежде
овцы, но с сердцем волка, не щадящего стада.
Как мы должны быть благодарны Христу за
благословенные уроки, которые Он дал нам в
Своей Нагорной проповеди.
НА КАМНЕ
ИЛИ НА ПЕСКЕ
Ев. Матф. 7,
21 - 29
Мы подошли к последним словам Нагорной
проповеди Христа. Если Нагорная проповедь -
школа христианской жизни, то последние
слова ее - это последние уроки этой
божественной школы. Каждый ученик Христа
должен усвоить благословенные наставления
Учителя. Каждая церковь на земле должна
руководствоваться словами Нагорной
проповеди. Для людей, не идущих за Христом,
Нагорная проповедь будет звучать всегда
странно и непонятно. Но и для
последователей Христа она трудно выполнима
без силы свыше, без силы Духа Святого. Что же
говорит Христос в конце Своей Нагорной
проповеди?
Христос призывает учеников к продуманным
молитвам. Что значит продуманно молиться?
Это значит: отдавать отчет словам, которые
мы употребляем в молитве. В наших молитвах
слова не должны бросаться на ветер. Как же
говорит Христос об этом? Он говорит: Не
всякий, говорящий Мне (значит, речь идет о
молитве) Господи! Господи! войдет в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца Моего
Небесного. Христос этими словами хочет
сказать, что, называя Его в молитве Господом
, можно делать это машинально,
бессознательно, непродуманно.
Неужели это может быть так? Слово Господь
означает господин, властелин. Если Христос -
Господь, то значит и Властелин. Называя Его
Господом, мы этим самым должны признавать
Его господство над нами и быть готовыми
исполнять Его божественную волю. В каждой
нашей молитве мы произносим слова дорогой
Господь. Но спрашивается: дорога ли для нас
Его божественная воля? Есть дети, которые
называют и отца и мать дорогими, но при этом
совершенно не думают быть послушными
детьми. Так и тысячи детей Божиих называют
Христа Господом и дорогим Господом, но при
этом мало заботятся об исполнении Его воли.
Вот это и означает непродуманное, брошенное
на ветер слово Господь, о чем Христос нас и
предупреждает в Нагорной проповеди, говоря,
что в Царствие Божие войдет не произносящий
только слово Господь, но исполняющий волю
Божию.
Христа можно называть и Учителем, ибо Он и
есть таковой, но тоже машинально и
бессознательно. Если мы называем Христа
Учителем, то мы обязаны и учиться у Него,
учиться так, как учатся лучшие ученики в
школах. Как легко мы поем песнь: Ты - единый
мой Учитель на пути моем земном;
недостойный Твой служитель стал Твоим
учеником. Но как трудно осуществлять слова
этой же песни: Я в Твоей незримой школе и
сижу у ног Твоих; всем умом и всею волей
ожидаю слов живых. Теперь нам должен быть
понятен призыв Христа к продуманным словам
наших молитв.
В последних словах Нагорной проповеди
Христос говорит о последнем суде. И что же
Он о нем говорит? Он говорит очень ясно, что
Судьей на этом суде будет Он Сам: Многие
скажут Мне в тот день, то есть в день суда. И
приговор будет объявляться Самим Христом.
Он говорит: И тогда объявляю им. Что же, по
словам Христа, окажется на этом последнем
суде? Многие скажут Христу в тот день:
Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы
пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов
изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса
творили? О чем говорят эти слова? О том, что
на последнем суде будет выявлено множество
дел как будто великих, добрых и святых, и
даже именем Христа соделанных, но которые
не будут признаны Христом, которые, по
словам 1 Кор. 3, 15, сгорят в огне
справедливого божественного суда. А
творившим эти как будто великие и святые
дела будет Самим Христом объявлено: Я
никогда не знал вас, то есть не знал вас как
Моих делателей.
Мы так легко восторгаемся святыми словами
и святыми делами, особенно если он
приправлены именем Христа. А Христос
предупреждает нас не торопиться
восхищаться и восторгаться, ибо многие из
этих кажущихся святыми слов и дел сгорят на
последнем суде Божием. И почему? Потому что
они окажутся оказанными и соделанными теми,
кого Христос не знает, и потому, что они
Христа не знают. Их сердца не принадлежат
Христу, хотя они и пользуются Его именем. И
если Христос на Своем последнем суде скажет
им: Отойдите от Меня, делающие беззаконие, -
то только потому, что они окажутся не
принадлежащими Ему, поэтому и делающими
беззаконие. Христос смотрит не на наши
слова, не на наши дела, а на наши сердца -
принадлежат ли они Ему и как принадлежат:
отданы ли они Ему целиком и полностью или
только частично? Вот что будет взвешиваться
на весах Божьего правосудия: наше сердце!
И, наконец, Христос заканчивает Свою
Нагорную проповедь притчей о двух
строителях. Один построил свой дом на камне.
Другой построил свой дом на песке. И что
важно отметить: Христос уподобляет Свою
Нагорную проповедь камню. Это и понятно:
Вера без дел мертва (Иак. 2, 20). Христианство
без исполнения слов Христа - мертвое
христианство. Христианство без послушания
Христу - это дом, построенный на песке. Он
обязательно рухнет, когда над ним пройдут
дождь, реки и ветры божественного суда! Лишь
христианство, послушное Христу, является
домом, построенным на камне! И он выдержит
не только бури жизни, но и огонь последнего
суда Божия!
Каково наше строительство - на камне или
на песке? Каково наше христианство,
послушны мы Христу и Его учению или
нарушаем его на каждом шагу? Нам необходимо
постоянное самоиспытание. На чем мы строим -
на камне или на песке? На послушании Христу
или на Неповиновении Ему. Это очень важный
вопрос. Может быть, мы дивимся, как и люди,
слышавшие слова Христа в Нагорной
проповеди, учению Его. Но нам надо не только
восхищаться Христом и Его словам, но и
исполнять их!