Выход

БЛУДНЫЙ СЫН

Блудный сын уходит из дома отца

Лук. 15, 11-13

Если бы Евангелие содержало только притчу Христа о блудном сыне, оно и тогда было бы благой вестью для человечества. Другими словами, притча Христа о блудном сыне заслуживает большего внимания, чем то, которое ей обычно уделяется в наших церквах.

Посмотрим, какими словами начинает Христос Свою знаменитую притчу о блудном сыне. Он говорит: "У некоторого человека было два сына"... В лице "некоторого человека" - любящего отца двух сыновей Христос показывает нам Бога, каким Он открыл Себя людям в Иисусе Христе. А два сына этого человека - это все человечество в совокупности. Если старшего сына в притче Христа мы будем считать праведным, а младшего великим грешником, тогда нам захочется разделить человечество на праведных и неправедных, на чистых и нечистых, на нравственных и безнравственных. Но такого деления человечества делать нельзя, ибо Слово Божие говорит очень ясно, что "нет праведного ни одного... все совратились с пути, до одного негодны... все согрешили и лишены славы Божией" (Римл. 3, 10-23). Но если все люди без исключения являются грешниками перед Богом, то имеется ли какое-либо различие между ними?

У отца в притче Христа было два сына. А чем же они отличались друг от друга? Младший сын, которого все мы знаем как блудного сына, был представителем грешников в грубых лохмотьях греха; а старший сын - это настоящий представитель фарисеев, то есть грешников в тонких шелковых одеждах греха. Вот из этих двух родов грешников и состоит человечество, живущее на земле,- из грешников в неприглядных лохмотьях греха, и грешников в тонких и красивых одеяниях. И трудно сказать, какие грешники хуже или лучше. Нам неприятно смотреть на блудного сына с его большими черными пятнами греха и порока; но и старший сын, несмотря на свой порядочный образ жизни, ничуть не восхищает нас в своем высокомерии, гордости и себялюбии.

Обратим теперь наше особое внимание на младшего сына. Мы слышим его просьбу к отцу: "Отче! дай мне следующую мне часть имения". Блудный сын в притче Христа - это самый известный в истории христианства юноша. И когда мы читаем историю его жизни, в которой столько грубого греха, о котором даже неприятно и упоминать,- мы готовы говорить нашему Господу: "Благодарим Тебя, Боже, что мы не дошли до такого падения, до таких грехов, как этот блудный сын". Так благодарил Бога, вероятно, и его старший брат. Радость о том, что мы не такие, как этот блудный сын в притче Христа, говорит о нашем довольстве самими собою, а это очень опасное состояние. Быть довольным собою - это значит не видеть своих собственных бесчисленных недостатков перед Богом.

Но почему младший сын в притче Христа захотел получить причитающуюся ему часть отцовского имения? Разве ему было плохо в доме отца? Разве он не жил в полном изобилии? Ответ на эти вопросы один: ему хотелось освободиться от отцовского глаза. Отцовский глаз мешал ему жить так, как ему хотелось. Грех ищет темных мест и отсутствия человеческих глаз. Но особенно он ищет места, где бы можно было скрыться от Божиих очей.

Младший сын в притче Христа искал свободы для своей плоти, но он еще не знал, какая это опасная свобода - свобода творить грех. Блудный сын задумал уйти из отцовского дома только по одной причине: его тяготил контроль отца. Грех влек его с неотразимой силой к себе, и ему хотелось испытать всю прелесть греховных наслаждений, но для этого необходимо было освободиться от контроля отца. Отец и жизнь во грехе были несовместимы, и младший сын предпочитает разлуку с отцом, лишь бы свободно отдаться греху.

Христос и грех - несовместимы, и каждый человек должен сделать выбор: либо жить со Христом и бежать от греха, либо жить во грехе и бежать от Христа. К сожалению, тысячи людей - молодых и старых- предпочитают жить без Христа, чтобы свободнее делать грех.

Путь греховных наслаждений кажется таким сладким, что многие вступают на него, не понимая, что удаление от Христа - это удаление от истинного счастья, удаление от нашего лучшего Друга и Отца, это погружение во тьму страданий виновной совести. Путь блудного сына- это путь наслаждения жалкими "рожками", в то время как жизнь со Христом - это жизнь с Деятелем истинных благ!

Как же ответил отец на просьбу младшего сына? Мы читаем в притче Христа: "И отец разделил им имение". Нам непонятен этот поступок отца: разве он не знал, что просьба младшего сына - просьба неразумная, что исполнение ее уведет сына из родительского дома и приведет его к пропасти греха и порока? Так почему он так легко пошел навстречу неразумному пожеланию сына? Конечно, все это отец знал и понимал, и все же исполнил желание младшего сына. Мы можем не сомневаться, что отец внутренне плакал, давая сыну опасное для него наследие в руки. И все же он исполняет просьбу сына! Но почему же? Попробуем прочитать мысли отца. Он видел непреодолимую тягу сына ко греху и знал, что он не удержит сына дома тем, что не даст ему имения. Он знал, что сын уйдет из дома и без наследия отца,- так сильно влечение ко греху в человеческом сердце. Разве мало совсем бедных людей и все же идущих путем блудного сына, то есть путем грубых грехов и пороков? Отец блудного сына знал, что отказом в просимом им наследстве его не удержишь от широкого пути греха, и поэтому он разделил своим сыновьям имение.

Мы часто думаем над вопросом: почему Бог допускает людей идти путем греха? Ведь Он - всемогущий - мог бы любого человека удержать от жизни во грехе. А почему же Он этого не делает? Разве мы не ставим Господу вопроса, который находим в Ис. 63, 17: "Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?" На этот вопрос мы имеем замечательный ответ в словах апостола Павла жителям города Листра: "Мужи! что вы это делаете? и мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю и море и все, что в них; Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши" (Деян. 14, 15-17).

Бог хочет удержать всех людей от жизни во грехе. Для этого Он каждого человека обличает во грехе через Духа Святого, о Котором Сам Христос говорит: "И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде" (Иоан. 16, 8). Заметим: обличит мир, а не только Церковь Свою. Затем Господь ставит различные препоны, чтобы удержать человека от опасного пути греха: посылает грешнику добрых советников и наставников, проповедников и свидетелей Христовых, чтобы указать ему путь спасения. Но никогда Господь не применяет силу. Он может допустить грешника до положения блудного сына, то есть до самого дна греховной пропасти для того, чтобы человек увидел весь ужас своего греха и начал тосковать по Боге и лучшей жизни с Ним.

Христос говорит: "Всякий, делающий грех, есть раб греха... итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Иоан. 8, 34- 36). Как же Христос освобождает блудных сынов и дочерей от власти греха? Не силой и не принуждением, а привлечением их Своей божественной любовью к Себе. Полюбив горячо Христа, ни один человек не сможет огорчать Его своей греховной жизнью. Грех и любовь ко Христу - несовместимы! Именно любовь ко Христу освобождает раба греха от влечения ко греху и наполняет его сердце ненавистью ко всякому греху. Блудный сын на дне своей греховной пропасти вспомнил о дорогом отце, о его любви и доброте, и, решив вернуться к Нему, он дальше уже не мог продолжать свою греховную жизнь. Так и любовь ко Христу освобождает нас от всякого греха!

Блудный сын в дальней стороне

Лук. 15, 13-16

"Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону"... Почему блудный сын избрал для своей греховной жизни дальнюю сторону? Потому что он хотел укрыться не только от отцовских очей, но и от глаз всех родных, знакомых и соседей. Уйдя в далекую сторону, блудный сын, как ему казалось, обезопасил себя от взоров всех, кто его знал. Греши сколько угодно, и никто из знающих тебя об этом не узнает, и некому будет сообщить твоему отцу о твоей греховной жизни. Так рассуждал сам с собой юноша, избравший широкий путь греха. Но он забыл то, что сказано в Псалме 138, 7-12: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня... Скажу ли: "может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью". Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет".

Для тех, кто хочет быть как можно ближе к Господу, эти слова псалмопевца являются особенно дорогими и утешительными; и наоборот: тем, которые хотят иметь свободу жить во грехе, эти слова вселяют страх и трепет, ибо они говорят очень ясно о том, что скрыться от Бога невозможно. Мы можем себе представить, как ранним утром блудный сын покинул свой родительский дом, между тем как для его престарелого отца оставалось только одно: плакать и молиться. Как много детей Господних находится в таком положении, когда для них ничего больше не осталось, как только плакать и молиться. И особенно много среди них отцов и матерей, сыновья или дочери которых пошли путем блудного сына. Будем вместе с ними молиться, чтобы в своем великом горе они не чувствовали себя одинокими.

Но не будем терять из вида нашего бедного юношу, а посмотрим на его жизнь в дальней стороне. Печальнее этой жизни ничего нельзя себе представить. Христос в Своей притче самыми короткими словами рисует нам жалкую участь каждого грешника, который избрал жизнь блудного сына: "И там он расточил все имение свое, живя распутно" "Расточил" - это значит: растратил все, что получил от отца, и остался с пустыми руками. "Расточил" - это значит, что он позволял себе все греховные удовольствия, которые обходились ему очень дорого. И как ни старался блудный сын скрыть от отца свою распутную жизнь, вести о грехах, которые он творил в "далекой стороне", все же доходили до его родительского дома. Его старший брат сказал отцу: "Этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами..."

Не мог скрыть блудный сын своего греха не только от Божиих очей, но даже и от глаз человеческих. С внешней стороны жизнь блудного сына вдали от отца проходила как будто очень весело, но внутри у него раздавался громкий голос его виновной совести: "Что ты делаешь- разве этому тебя учил отец? Ты идешь к самому печальному концу... остановись, вспомни слезы отца, которые блестели на его старческих глазах, когда он прощался с тобою... вернись к отцу - он ждет тебя!" Но сын был глух к голосу совести своей и продолжал опускаться все ниже и ниже.

Есть только два направления, которыми идут люди, живущие на земле: или они поднимаются вверх, или опускаются вниз; наш путь ведет или к чистым и светлым высотам, или к низинам греховного болота. Но как узнать, в каком направлении мы движемся? По нашим помышлениям. О чем мы помышляем: о Христе, о Его учении и о Его Царствии? Или все наши мысли вращаются вокруг нашего собственного "я"? Для кого мы живем: для Бога или для себя? В чем наша радость: во Христе или в каком-то грехе?

Но вернемся к блудному сыну. Жизнь во грехе сделала его жалким нищим. Все отцовское имение ушло на греховные наслаждения. Он остался без средств к существованию; одежды его, некогда дорогие и красивые, все больше превращались в лохмотья. Но на этом еще не кончилось его горе. Его постиг голод, причем голод великий. Но что значит голод? Голод - это корочка хлеба, ценимая на вес золота. Голод - это значит, что рассчитывать на помощь людей - бесполезно. Блудный сын был еще молод и грех не успел еще разрушить его силы, он мог бы еще работать, но он был никому не нужен. Всем было лишь до себя, как это всегда бывает в дни голода. К тому же в местности, где он жил, он стал уже многим известен своими пороками, и всем хотелось, чтобы молодой прожигатель жизни был проучен, как следует, нуждой и горем. Да и его внешний вид не внушал больше доверия: люди с опаской впускали его к себе в дом, опасаясь, как бы он чего не украл. В такое трудное время ему нельзя было надеяться даже на милостыню, так как перед ним закрывались все двери. Бедный молодой человек, сын такого почтенного отца! Кем ты был и кем ты стал! И так хочется ему сказать: "Вспомни, откуда ты ниспал".

Но, о, пути Божий! Голод наступил для блудного сына в нужный час. Он не имел права говорить, что голод и нужда посетили его не вовремя. Нет! Они посетили его очень вовремя! Голод был для блудного сына стуком Христа в его сердце, ожесточенное грехом. Правда, голод обрушился и на других, но ведь, возможно и другие нуждались в таком же стуке в свое сердце.

Не сразу блудный сын услышал этот стук Божий в его сердце. Христос говорит, что блудный сын "начал нуждаться". Один день без пищи, другой день без пищи, третий день голоден - силы его начали падать. Кроме того, ему негде спать, разве только под открытым небом и под вой голодных шакалов. Ему голодно и холодно. А Бог стучит и стучит в его сердце... Где же его многочисленные приятели, с которыми он проводил время? Все они были друзьями только до черного дня. Все они покинули его, и к его голоду, холоду и нужде прибавилось еще одно горе - полное одиночество.

Как много покинутых и одиноких в мире! К ним тянулись люди, пока они могли что-то давать; но когда они сами стали нуждаться - они оказались никому не нужными. Так случилось именно с блудным сыном. Но, слава Господу, у всего человечества есть Друг, к Которому каждый из людей может обратиться в любое время дня и ночи и Который силен помочь. Этим чудным Другом является наш Господь Иисус Христос!

Блудный сын не умер от голода. "Он пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на свои поля пасти свиней". И вот он пасет свиней... работает, а есть ему не дают. Мы читаем: "Он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему". Вот когда он увидел свой грех во всей его черноте, и слезы сокрушения полились из его глаз. Он услышал во всем своем несчастье стук божественной руки в его сердце и решил вернуться к отцу.

Мы знаем слова Христа: "Се, стою у двери и стучу" (Откр. 3, 20). О, этот благословенный стук Христа в человеческое сердце, хотя он и связан порой с большой болью для человека, как это мы видим на примере блудного сына. Но цель этого стука Христа в наше сердце одна: чтобы мы открыли для Него наше сердце и впустили Его как Источника света, жизни и радости. Ведь Он говорит: "Войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". Это значит: Христос несет нам жизнь радостного общения с Ним! Вот такую жизнь обрел блудный сын, когда вернулся к отцу: жизнь радостного общения с отцом!

Блудный сын бьет себя в грудь

Лук. 15, 17-20

"Пришед же в себя..." После шумной, разгульной жизни, потеряв всех своих приятелей по греху и пороку, блудный сын оказался один, совсем один. И как ему была нужна эта тишина и это полное одиночество! Только тогда, когда мы наедине с собой, перед нами предстает вся неприглядная картина нашей греховной жизни, и только тогда, когда вокруг нас водворяется глубокая тишина, Господь начинает говорить к нашему сердцу. Многие, творя грех, бегут от таких тихих минут в своей жизни, боясь встретиться со своим Богом. Бежал от тишины и блудный сын, пока не очутился один со стадом свиней. "Пришед в себя"- это значит: погрузившись в себя, рассматривая себя, и это единственный путь, чтобы увидеть всю свою нечистоту, вое свои черные пятна. Блудный сын, "пришед в себя", увидел себя таким, каким он был,- без всякой прикрасы. И вот наедине с собой он начал вспоминать свое прошлое, и перед ним предстал отцовский дом, где ему было так хорошо и где даже наемники избыточествовали хлебом. А он? Он в лохмотьях, он исхудал и обессилел от недоедания. И теперь, когда даже рожки, которые едят свиньи, ему не достаются, он почувствовал, что умирает от голода.

Дойдя до такого отчаянного положения, блудный сын решил вернуться к отцу, и мы слышим его слова, которые он говорит самому себе: "Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою". Блудный сын бьет себя в грудь,- он не находит в себе ничего хорошего и в своем глубоком сокрушении принимает единственно правильное решение: вернуться к отцу. Только отец поймет его, только отец поможет ему в его великом горе, только у отца ожидает его новая жизнь.

Не потому ли многие дети Божий попадают в "пустыни", чтобы "придти в себя" и увидеть себя виновными в том или другом отношении перед Богом? И слава Господу за эти безмолвные пустыни, где никто и ничто не отвлекает нас от размышлений о самих себе и о нашем отношении ко Христу. Проверяя свое отношение ко Христу, мы должны спросить себя: не находимся ли и мы в "дальней стороне" от нашего Господа Иисуса Христа?

Утрата близости ко Христу - это особая духовная болезнь, причем часто встречающаяся у детей Господних. Причины удаления от Христа бывают разные. Как часто наша жизнь бывает своего рода вихрем, который отбрасывает нас от Христа "в дальнюю сторону". Кроме того, в нашей жизни имеется очень много "магнитов", которые влекут наше сердце в сторону от Христа. Все, находящиеся в некотором отдалении от Христа, знают, какой "магнит" отвлек их от Него. Но душа, которая горячо любила Христа и была вблизи Него, не может долго томиться на чужбине, в дальней стороне, в отдалении от Христа. Ее обязательно потянет домой, к Иисусу Христу; и она, как и блудный сын, рано или поздно, скажет: "Встану, пойду к Спасителю моему".

Решение блудного сына вернуться к отцу было правильным решением. Но почему ему было так трудно принять его? Потому что с ним связано сознание своего недостоинства. Блудный сын говорит: "Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим". Искренне признать свое недостоинство перед Богом и людьми - для этого требуется большое смирение. Бить себя в грудь - это значит не видеть в себе ничего хорошего. Блудный сын долго видел в себе много хорошего; только когда он оказался среди стада свиней - этих грязных животных, он почувствовал, что и сам он грязный с головы до ног. Вот тогда он и начал бить себя в грудь и сознавать свое недостоинство быть сыном такого благородного отца.

Сознание своего недостоинства трудно и для христиан. Весьма трудно искренне сказать: "Я недостоин быть христианином" или: "Я недостоин называться чадом Божиим". Особенно трудно такое признание, когда все кругом о тебе говорят хорошее. А если задуматься над тем, какие мы плохие ученики у нашего Господа Иисуса Христа, какие мы непослушные дети у нашего Небесного Отца и что у нас много недостатков- больших и малых,- тогда нам, наоборот, будет труднее говорить о своем достоинстве. Научимся у блудного сына говорить нашему Господу: "Я недостоин называться чадом Твоим",- и при этом добавлять слова: но Ты все же любишь меня безгранично.

Чтобы нам постоянно сознавать свое недостоинство, так важно нам не сравнивать себя с другими христианами, а только с нашим Господом Иисусом Христом. Сравнивать себя с другими - это значит находить христиан, которые нам кажутся хуже нас, и успокоиться в довольстве самими собой. Когда же мы стоим только перед Христом и рассматриваем себя в Его ярком свете, тогда у нас не остается никакого довольства собой, и свое недостоинство перед Господом мы ощущаем во всей полноте.

"Прими меня в число наемников твоих" - так решил сказать своему отцу блудный сын. Он думал, что благодаря его падению отец уже не может признавать его своим сыном, потому что вычеркнул его из числа своих детей. Быть зачисленным в наемники отца - об этом только мог мечтать теперь младший сын. Каким маленьким в своих глазах сделало блудного сына его искреннее и глубокое сокрушение во всех своих бесчисленных грехах!

Истинное покаяние и нас делает самыми ничтожными в наших глазах, и таким образом смирение является одним из драгоценнейших плодов покаяния. Мы не должны думать, что наши падения лишат нас любви Небесного Отца. Нет, Он может наказать нас "жезлом железным", но милости Своей никогда не отнимет от нас, если только мы сами не захотим уйти от Него (2 Цар. 7, 14-15). Пусть только это обетование Божие не приведет нас к легкомысленному отношению ко греху!

"Встал и пошел к отцу своему". Решение блудного сына вернуться к отцу не осталось только решением,- оно стало делом. Как много решений и обещаний Богу в жизни христиан остались невыполненными. Блудный сын, выполняющий свое решение, напоминает всем нам о решениях, когда-то принятых нами, но до сего дня еще не выполненных. Много их было у каждого из нас, но, к сожалению, их невыполнение даже не печалит нас. Нелегко было блудному сыну выполнить свое решение: ведь он мог сомневаться, примет ли его отец; его приятели по греховной жизни могли поднять его на смех за такое решение; искушение продолжать свою греховную жизнь и дальше могло оказаться сильнее его решения вернуться к отцу, и, наконец, его мог бы остановить совет людей - сперва исправиться и доказать это жизнью, и тогда только направиться к отцу. Но блудный сын встал и пошел домой, к дорогому отцу. Он готов на любой прием у отца, но оставаться вдали от него, на чужбине, в "дальней стороне" он больше не намерен.

Вспомним сегодня все наши решения и данные Господу обещания, и твердой ногой встанем на путь их выполнения, особенно если их выполнение послужит к славе нашего Господа Иисуса Христа. Вспомним обещание, которое мы дали Господу в день нашего крещения, и проверим себя, выполнено ли оно нами. А обещание это было большое и важное.

Блудный сын в объятиях отца

Лук. 15, 20-21

"И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился". В Евангелии есть три слова, которые несут человечеству особую радость. Эти три слова находятся в Первом послании Иоанна 4, 8: "Бог есть любовь". Что же означают эти слова? Как нам самим их лучше понять и объяснить другим? Притча Христа о блудном сыне является лучшей иллюстрацией к словам: "Бог есть любовь". Ведь отец в притче Христа должен явить нам Отца Небесного; и любовь отца к сыну, ушедшему далеко от него, должна нам явить любовь Бога к каждому грешнику, как бы он далеко ни ушел от Него.

Но, может быть, мы скажем: да, отец в притче Христа был полон любви к своему заблудшему сыну, но это не избавило сына от горькой чаши всех пережитых им страданий на чужбине. Какое же может быть сочетание любви с допущением таких страданий? На этот тревожащий многих верующих вопрос имеется только один ответ: грех неразрывно связан со страданиями, и каждый, вступающий на путь греха, будет их переживать. Но любовь Божия заключается не в том, чтобы ограждать идущего путем греха от связанных со грехом страданий, а чтобы, дав испытать грешнику всю горечь греха, остановить его на опасном пути и прийти к нему на помощь, как только он примет решение оставить грех и начать новую жизнь.

Выражаясь словами Христа, которые Он сказал об отце блудного сына, и применяя их к нашему Небесному Отцу, мы имеем полное право говорить, что Господь видит желающего вернуться к Нему грешника даже тогда, когда тот еще очень далеко от Него. Отец в притче Христа изображен как ожидавший своего блудного сына днем и ночью. Его отцовский взор обозревал все пространство до самого горизонта, чтобы еще издали увидеть любимого сына. Изо дня в день, в любую погоду, он выходил из дома, поднимался, возможно, на возвышения, чтобы лучше и дальше видеть, и ждал - ждал с великим долготерпением, когда появится вдали наконец его любимый, долгожданный, хотя и весьма порочный сын. И вот пришел день, когда отец увидел его пока еще на очень большом расстоянии. По его походке он заметил, что сыну стыдно направлять свои шаги к дому отца,- настолько он был виновен перед ним.

"Бог есть любовь",- говорит Евангелие. Это значит: Бог ожидает возвращения к Нему каждого грешника и каждой грешницы, как бы глубоко ни пали они в пороки и грех. Божия любовь готова простить самого виновного перед Ним человека. И для этого нужно только одно: желание грешника прийти к Богу, поведать Ему о всей своей печальной жизни во грехах и получить от Него прощение и новое сердце. Вопрос только в том, тяготит ли нас жизнь в "дальней стороне"? Готовы ли мы и дальше находиться на далеком расстоянии от Христа или по примеру блудного сына мы решили встать и пойти ко Христу, пойти к Нему за трощением и новым сердцем, способным любить Христа превыше всего и ненавидеть все, что Ему неугодно. Какие ободряющие нас всех слова слышим мы из уст Христа: "И когда сын был еще далеко, увидел его отец его". И далее Христос одним единым словом изобразил нам любовь Небесного Отца. Это слово - "сжалился".

Поразмыслим над этим словом. "Сжалился"... Над "ем? Над сыном, который без конца попирал его любовь, который причинил ему столько бессонных ночей и который своей порочной жизнью нанес такое бесчестие его доброму имени. Не требует ли справедливость, чтобы в сердце отца вместо жалости был гнев, который полностью заслужил его непутевый сын? Кто хотел бы чувство гнева видеть в сердце отца, тот не знает, что значит быть отцом или матерью.

А каково сердце нашего Небесного Отца? "Бог есть любовь",-отвечает на этот вопрос нам Евангелие. Поэтому наш Господь изо дня в день ожидает возвращения даже величайшего грешника. И Он ожидает грешника не для того, чтобы наказать его за его грех, но, наоборот,- чтобы простить его, потому что Он полон жалости к нему. Если бы Бог был другим, если бы Он был исполнен гнева против всякого, даже кающегося грешника, то слова "Бог есть любовь" были бы совершенно непонятными словами. Даже земные родители способны принимать своих самых порочных детей и прощать их, если они искренне просят о прощении. Этой родительской любви никогда не поймут те, которые не знают, что значит иметь детей.

А Божия любовь в миллионы раз больше любой человеческой любви! О любви Бога к каждому человеку очень ярко сказано в Ис. 49, 15: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя". Материнская любовь всегда считалась самой большой любовью на земле, и ее правильно воспевают и в прозе, и в поэзии, ибо она достойна такого восхваления. Но Библия говорит нам, что любовь Божия бесконечно превосходит даже любовь матери.

Блудный сын в объятиях отца - эта картина трогает нас до слез. А главное, она напоминает нам о том, может быть, очень далеком дне, когда мы в духовных рубищах, запятнанные грехом с ног до головы, пришли с покаянием к нашему Спасителю, Иисусу Христу, и получили от Него прощение всех наших грехов и новое сердце.

А какое же отношение имеет притча о блудном сыне к нам теперь, когда мы через рождение свыше стали детьми Божиими? Могут ли быть в Церкви Христовой души, похожие на блудного сына? Размышляя над этим вопросом, я пришел к заключению, что некоторого рода "блудными сынами и дочерьми" в Церкви Христовой можно назвать "лаодикийцев", то есть охладевших христиан,- христиан, потерявших первую любовь ко Христу.

Что характерно для блудного сына? Удаление от отца. Все беды, которые обрушились на несчастного юношу, были результатом его удаления от отца. Лаодикийское состояние детей Господних было всегда только результатом их удаления от Христа. Блудный сын в притче Христа растерял все имение, полученное от отца, все его драгоценные сокровища и превратился в нищего. "Лаодикийцы", по причине удаления от Христа, подобно блудному сыну, тоже теряют драгоценные сокровища и делаются духовно нищими.

Самым драгоценным сокровищем каждого христианина и каждой христианки является первая любовь ко Христу. При удалении от Христа мы теряем это сокровище. При удалении от Христа мы теряем также огонь Святого Духа, и наше сердце не горит к делу Господнему,- мы равнодушны к служению Христу. При удалении от Христа мы теряем живую связь с Ним и засыхаем духовно. Все это большие духовные драгоценности, которых мы лишаемся при удалении от Христа. При удалении от Господа мы лишаемся и еще весьма больших сокровищ- откровений Господних, поскольку лаодикийцы мало читают Слово Божие, да и собрания посещают редко. А ведь откровения Господни содержатся именно в Священном Писании.

"Лаодикийцы" состоят из двух категорий: одни относятся совершенно спокойно к своему лаодикийскому состоянию; другие - тяготятся своей отдаленностью от Христа и хотят вернуться к Нему. Отец в притче Христа вышел навстречу своему сыну; Христос как бы спускается с высоты Своего престола и подходит к самому сердцу лао-дикийца, жаждущего первой любви к дорогому Спасителю, которая была утрачена вследствие удаления его от Христа. Христос стучит в сердце каждого лаодикийца (Откр. 3, 20), чтобы вернуть его из "дальней стороны" и согреть на Своей груди.

Все дети Божий должны знать, что труднее всего в нашей христианской жизни - это сохранить близость к Господу и первую любовь к Нему. Вот почему так много "лаодикийцев" в церквах Христовых на земле. Да сохранит всех нас Господь от удаления от Христа и от утраты первой любви к Нему!

Восстановление блудного сына

Лук 15, 20-24

Перед нами прошла жизнь блудного сына в "дальней стороне", то есть вдали от отца. Теперь перед нами пройдет жизнь блудного сына после возвращения его домой, то есть его жизнь вблизи отца. Мы говорили и о детях Божиих, что они тоже могут иметь две жизни: жизнь в "дальней стороне", то есть в некотором отдалении от Христа, и жизнь вблизи Христа,- другими словами, жизнь "лаодикийскую" и "филадельфийскую".

Прием, который оказал отец возвратившемуся сыну, когда он был еще далеко, выражен словами притчи Христа: "Отец его сжалился, побежал ему навстречу, пал на шею и целовал его". А прием, который оказал отец вернувшемуся сыну в своем доме, выразился в переодевании сына в лучшие одежды, в даровании ему перстня на руку и обуви на ноги, а затем в устройстве для него богатого пира, сопровождаемого радостью и веселием по поводу его возвращения.

"И когда он был еще далеко, увидел его отец... и побежав пал ему на шею и целовал его". Прежде чем блудный сын переступил порог родного дома и встретился со всеми его домочадцами, он имел встречу со своим отцом; прежде чем войти в шум домашнего быта, он побыл наедине с отцом. Чем же была замечательна эта встреча с отцом? Во-первых, покаянием сына и, во-вторых- прощением отца. Покаяние блудного сына состоит в его тройном признании: во-первых, в признании своего греха - "отче! я согрешил против неба и пред тобою"; вторых, в признании своего недостоинства - "я недостоин называться сыном твоим", и в-третьих - в признании, что он заслужил быть только в числе наемников отца.

Как же ответил отец на покаяние сына и на его тройное признание? В своей притче Христос говорит: "Отец целовал его". Не поцеловал, а целовал! Значит, целовал его много раз. Я думаю, что после каждого из его трех признаний отец целовал его. Он поцеловал сына, когда услышал от него слова: "Отче! я согрешил"; второй раз - когда услышал его слова: "Я недостоин называться сыном твоим", и в третий раз он поцеловал сына, когда тот сказал: "Прими меня в число наемников твоих".

Говоря о поцелуе отца в ответ на каждое признание сына, мне хочется придать значение каждому поцелую отца. Каждый его поцелуй нес прощение и восстановление блудному сыну. Ответом на слова сына "я согрешил" были как бы слова отца: да, ты согрешил, и согрешил тяжко, но я прощаю тебя; ты говоришь о твоем недостоинстве называться сыном моим, и ты действительно недостоин этого, но я прощаю тебя и делаю тебя достойным моей любви; ты просишь меня принять тебя в число наемников моих, но я прощаю тебя и принимаю как моего дорогого сына, и ты будешь жить в моем отцовском доме, вблизи меня, и все мое снова будет твоим, и мы не разлучимся больше с тобой никогда! И отец, поцеловав его еще раз, повел его в свой дом, чтобы окончательно восстановить его в правах сына. Ведь с прощением неразрывно связано восстановление!

В чем же заключалось восстановление блудного сына? В Своей притче Христос рисует нам чудную картину его восстановления. Прежде всего он дарует ему "лучшую одежду" вместо лохмотьев. О чем говорит нам "лучшая одежда", в которую одел отец своего вернувшегося сына? "Лучшая одежда" - это одежда праведности Христовой, в которую Господь облекает каждого грешника, приходящего к Нему с покаянием. "Виссон чистый и светлый" праведности Христа дается каждому кающемуся грешнику вместе с прощением его грехов (Откр. 19, 8). Все мы, бывшие блудные сыны и дочери, придя к нашему Искупителю, были облечены в лучшую одежду праведности Христовой. Но когда мы становимся "лаодикийцами", мы кладем на эту чудесную белоснежную одежду большое черное пятно духовного охлаждения, пятно утраты первой любви к нашему Господу. Не будем думать, что только грех является черным пятном на белоснежной одежде праведности Христовой, нет,- и наше духовное охлаждение является печальным пятном, которое мы можем годами носить на нашей "лучшей одежде". Но, возвращаясь из "дальней стороны" духовного охлаждения, мы получаем прощение и освобождение от этого пятна через очищение в драгоценной Крови Христа. Дай Господь, чтобы все "лаодикийцы" вернулись из своей "дальней стороны" ко Христу Иисусу и получили прощение и очищение от печального пятна своего духовного охлаждения.

Но есть еще и другая "лучшая одежда", в которую должны быть облечены все дети Господни. Прочтем об этой прекрасной одежде в Послании к Колоссянам 3, 12-14: "Облекитесь, как избранные Божий... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства". Эта "разноцветная" одежда, сотканная из различных христианских добродетелей, должна красоваться на каждом христианине и на каждой христианке.

И есть еще более прекрасная одежда, о которой мы читаем в Послании к Римлянам 13, 14: "Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа"! Будем стремиться к тому, чтобы всегда быть "облеченными" во Христа Иисуса,- так, чтобы мы исчезли и во всех нас был виден только Христос!

"И дайте перстень на руку его",- говорит отец блудного сына. Перстень в древности был кольцом с родовым гербом, означавшим принадлежность к определенному высокому роду. Перстень говорил о том, что носитель его является не только сыном какого-то знатного человека, но и наследником всего его богатства. Перстень, дарованный отцом блудному сыну после его возвращения домой, означал, что он не только принят отцом как сын, но и восстановлен во всех правах наследника.

А мы? Нас радуют слова Ев. Иоанна 1, 12: "Верующим во имя Его Он дал власть быть чадами Божиими". Но никогда мы не должны забывать и других слов Писания: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу" (Римл. 8, 16-17). Всем нам хочется знать: какое же наследие ожидает нас, сынов и дочерей Всевышнего Бога? О, где слова, где краски, чтобы описать или изобразить "наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению" (1 Петр. 1, 4-5)?

Апостол Павел стремился возвещать об этом наследстве, но должен был признаться, что оно неисследимо, как он сам говорит об этом в Послании к Ефесянам 3, 8: "Мне... дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово". А о том, что хранится на небесах для нас, он пишет в 1 Кор. 2, 9: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его".

"Дайте... и обувь на ноги",- продолжает отец блудного сына. Восстановление грешника завершается его хождением, для чего и нужна ему "обувь". Но каким хождением? Хождением по пути Христа,- по Его стопам, хождением перед Его лицом, как написано в Послании к Евреям 12, 1-2: "Будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на... Иисуса". Дай Господь, чтобы хождение каждого прощенного и восстановленного Богом грешника совершалось со взиранием на Христа. Тогда нас будут сопровождать радость и веселие, пение и ликование, жизнь блаженства и счастья вблизи Христа.

Старший брат в притче Христа о блудном сыне

Лук 15, 25-32

Каким неприятным стоит перед нами старший брат блудного сына в притче Христа! И все же надо сказать, что миллионы христиан похожи на него. Если присмотреться к нему внимательнее, можно заметить у него как будто немало хороших качеств. Посмотрим на его портрет: с детства он хороший и послушный сын у своего отца; он любит труд и усердно помогает отцу в его большом хозяйстве; он подает в этом отношении хороший пример всем наемникам своего отца; он возмущался всегда поведением своего младшего брата даже тогда, когда он был еще дома, видя, как он своим частым непослушанием надрывал сердце отца; а когда до него доходили слухи о порочной жизни брата в "дальней стороне" и о том, как он разбрасывал там направо и налево средства, полученные от отца, возмущению его не было границ. Но вот однажды вечером, утомленный от усердного труда, он возвратился домой и был удивлен звукам музыки и пения, причем особенно радостного пения, которые доносились из дома. В чем дело? Что случилось? Чем вызвано это торжество в доме отца? От одного из слуг он узнает причину торжества: вернулся, оказывается, его младший брат домой, и отец в честь этого заколол откормленного теленка и устроил богатый пир. И мы читаем: "Он осердился и не хотел войти".

В одном собрании проповедник спросил своих слушателей, представляют ли они себе старшего брата блудного сына? "Я лично,- сказал проповедник,- представляю его очень хорошо, потому что старшим братом блудного сына являюсь я сам". Неужели и мы с вами, дорогие братья и сестры, похожи на старшего брата в притче Христа?

Что же характерно для старшего брата блудного сына? Старший сын отца в притче Христа при всей своей праведности не имел любви к своему несчастному брату. Все его красивые слова, которые он говорил отцу,- "я столько лет служу тебе, я никогда не преступал приказания твоего",- все это лишь "медь звенящая или кимвал звучащий", потому что эти красивые слова исходили из сердца, в котором не было любви. Отсутствие любви к ближнему при сохранении внешнего вида благочестия - это характерная черта старшего брата в притче Христа. А разве мало христиан, которые и молятся, и богослужений не пропускают, и грубые грехи не совершают, но они движутся между людьми, как цистерны без воды. Они могут, подобно старшему брату блудного сына, спокойно смотреть на души, находящиеся в "дальней стороне" от Бога; не трогает их и песнь, посвященная возвращению блудного сына и которая так часто поется в собраниях детей Господних: "Радостную песнь воспойте в небесах: блудный сын навеки возвращен! С Богом примиренный, в радостных слезах, в вечные объятья заключен". Если ты не ликуешь при пении этой радостной песни, если она не трогает тебя больше до слез, спроси себя перед Господом, не превратился ли ты в старшего брата?

Для старшего брата характерно его большое "я". Он весь полон самим собой! Все, что он говорит отцу,- это восхваление самого себя и уничижение брата: "А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка". Он доволен собой, он любуется своей чистотой, он знает только одну молитву - молитву фарисея: "Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди... или как этот мытарь" (Лук. 18, 11). О, сколько христиан в церквах Христовых, которые любуются самими собой, потому что они нравятся себе, и у них одна только благодарность Богу - что они не такие, как другие христиане: земные, плотские, не духовные. Они охотно судят и уничижают своих братьев и сестер по вере и не против поделиться друг с другом о слабостях, недостатках, ошибках и, возможно, даже о падениях своих братьев и сестер. Это все верные признаки и свойства "старшего брата". Какое же множество этих "старших братьев" в каждой церкви Христовой!

Старший сын далек от духа своего отца. Он никогда не уходил из родительского дома - это верно. Он всегда был вблизи отца. Но он не приобрел сердца своего отца. Внешне он един с отцом, но внутренне он не имел ничего с ним общего. Милосердия и любви отца он не разделял и в радости его не участвовал. Столько лет провел вместе с отцом! Казалось бы, он должен был приобрести мысли и чувства отца, его взгляды, но он ничего не воспринял от него, хотя поведением своим не оскорблял ни в чем отца и никогда, может быть, не ранил его отцовского сердца. И все же отцу было больно видеть такое черствое сердце своего старшего сына, видеть, как мало он разделяет его великую скорбь по младшему сыну, ушедшему в "дальнюю сторону".

Как много христиан годами верят в Того, Кто умер за них на кресте Голгофы, они являются постоянными посетителями молитвенных домов, постоянными слушателями проповедей, произносимых в них, они хорошо знают вероучение своей церкви, они исполнили заповедь крещения и регулярно исполняют заповедь хлебопреломления. И при всем этом у них так мало духа Христова! Они - дети Небесного Отца, поскольку был день в их жизни, когда через покаяние и веру они родились свыше. Но сходства со своим Господом они имеют мало. Говорят, что нельзя соприкасаться с душистыми веществами без того, чтобы не перенять их запаха. Но как много христиан, которые соприкасаются с "Нарциссом Саровским" и "Лилией долин", то есть со Христом Иисусом, и не воспринимают Его благоухания. Это тоже все "старшие братья" блудного сына!

Старший брат полон зависти. Послушайте, что он говорит отцу: "...ты никогда не дал мне и козленка... а когда этот сын твой... пришел, ты заколол для него откормленного теленка". Зависть. Какое это страшное зло в мире! Но, увы, она гнездится и в Церкви Христовой, и в сердцах верующих. Достаточно привести два примера из Ветхого Завета, чтобы показать, к чему приводит зависть,- это Каин, убивающий из зависти своего родного брата Авеля, и братья Иосифа, из зависти бросившие его в ров, а потом продавшие его в Египет. А в Новом Завете? Разве не из зависти решили покончить со Христом первосвященники и священники (Марк. 15, 10)? Сколько зависти можно найти в сердцах проповедников, певцов, руководителей дела Божия! Где только успех, там и зависть,- это печальная истина. Но будем помнить: где завидующее сердце - там сердце старшего брата.

В притче Христа о блудном сыне мы видим три лица: недовольное лицо старшего сына и радостные, довольные лица отца и вернувшегося домой блудного сына. Лицо, сияющее радостью и довольством, и лицо мрачное от недовольства,- какой контраст!

О, эти ничем не довольные "старшие братья" блудного сына! В своих церквах они ропщут на все: на проповеди и молитвы, на хор и музыкальные инструменты, на "фортиссимо" и "пианиссимо", на порядки в церкви,- только не на свои собственные недостатки и беспорядки. Как много в Церквах Христовых этих ничем не довольных христиан! И лица их носят печать недовольства: они постоянно угрюмые, сумрачные, а сердца их полны ропота на все... Но каким" контрастом к этим мрачным лицам "старших братьев" блудного сына сияет перед нами светлое лицо нашего Господа Иисуса Христа и тех детей Его, которые впитали в себя Его Дух!

Будем всюду сиять любовью Христа!