Назначение
скинии
Исход 25, 8
«И устроят они Мне святилище, и буду
обитать посреди их». Как ясно говорят эти
слова о назначении скинии. Ее назначение в
том, чтобы олицетворять пребывание Бога
среди Его народа: «Буду обитать посреди их».
Итак, Господь объявляет Моисею Свою твердую,
непреклонную волю о построении скинии для
Своего обитания в ней.
Заслужил ли ветхозаветный народ Божий
такую великую милость, чтобы Бог пребывал
посреди него? На этот вопрос можно дать
только один ответ: нет, не заслужил. Не
успела прозвучать торжественная песнь
Моисея и Мариями, как пустыня наполнилась
звуками ропота недовольного путями
Господними народа (Исход, 15 глава). Быстро
были забыты славные дела Господни и все Его
милости и благодеяния (Пс. 105, 13).
К сожалению, такая короткая память в
отношении бесчисленных милостей Господних
встречается и у новозаветных детей
Господних. Мы знаем, до чего дошла эта
неблагодарность и забвение милостей и благ
Господних в дни Моисея: израильский народ
сделал себе тельца из золота и начал
поклоняться ему (Исх. 32 гл.). Этот поступок
ветхозаветного народа Божия трудно понять:
сменить живого Бога на мертвого идола! А как
часто повторялся этот грех в Ветхом Завете!
Но только ли в Ветхом Завете? Не заметил ли
апостол Иоанн этого греха и среди детей
Господних Нового Завета? Иначе какой смысл
имели бы его слова в 1 Иоан. 5, 21: «Дети!
Храните себя от идолов!» О, как их много, и в
таком большом разнообразии! И несмотря на
такое духовное состояние ветхозаветного
народа Божия, Бог хочет быть ближе к нему и
даже обитать среди него.
Чем объяснить, что Господь не покидает
Своих детей, несмотря на их падения,
неблагодарность, недовольство и ропот?
Ответ на этот вопрос мы имеем во
Второзаконии 7, 6—8: «Ты народ снятый у
Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь,
Бог твой, чтобы ты был собственным Его
народом из всех народов, которые на земле.
Не потому, чтобы вы были многочисленнее
всех народов, принял вас Господь и избрал
вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но
потому, что любит вас Господь...» 3:3 что же
любит нас Господь? А за что любит мать свое
дитя, хотя оно и непривлекательное, и
некрасивое, и непослушное, и с самыми
дурными наклонностями? Мать любит, хотя в ее
сыне или дочери нет ничего буквально, что
заслуживало бы ее любовь.
Кто не знает слов Евангелия: «Ибо так
возлюбил Бог мир...» (Ев. Иоан. 3, 16)? За что же
возлюбил Бог мир? За какие его добродетели?
Мать любит свое дитя, потому что она дала
ему жизнь! Бог возлюбил 1ми,р, потому что Он
сотворил вселенную и человека! Мать любит
свое дитя, потому что она его мать; Бог любит
мир, потому что Он его Творец. Вот почему Бог
захотел обитать посреди Своего народа — не
за его какие-либо заслуги, а только потому,
что возлюбил его. Скиния— это место
обитания Бога — была результатом любви
Божией к Его народу! И та же бесконечная
любовь Божия, которая создала
ветхозаветную скинию, она же послала на
нашу землю Иисуса Христа, как «скинию Бога с
человеками». Да, истинной скинией является
Иисус Христос. В Нем «Бог явился во плоти» (1
Тим. 3,16). «В Нем обитает вся полнота Божества
телесно» (Кол. 2, 9).
Израильский народ, получив от Бога скинию,
где все говорило о Христе, не был счастливее
нас, новозаветных детей Господних,— ибо мы
имеем Самого Христа, а скиния Ветхого
Завета была только Его прообразом.
Новозаветная Церковь может петь чудесные
слова Евангелия: «И Слово стало плотию, и
обитало с нами, полное благодати и истины; и
мы видели славу Его...» (Иоан. 1, 14). Скиния
существовала для общения с Богом; она
служила как бы путем к Богу.
Христос говорит: «Я есмь путь» (Иоан. 14, 6); «Никто
не приходит к Отцу, как только чрез Меня». «Един
Бог, един и посредник между Богом и
человеками, человек Христос Иисус!» (I Тим. 2,
5). Мы уже прочитали об избрании Богом Его
ветхозаветного народа; но и новозаветные
дети Господни являются избранным Богом
народом. Об этом очень ясно нам говорит Сам
Христос: «Вы не от мира, но Я избрал вас от
мира...» (Ев. Иоан. 15, 19). Мы читаем также в 1
Петр. 2, 9— 10; «Вы — род избранный,
царственное священство, народ святый, люди
взятые в удел, дабы возвещать совершенства
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
некогда не народ, а ныне народ Божий...»
Живет ли, обитает ли Христос среди Своего
избранного народа? Послушаем, что Он Сам
говорит о Своем обитании среди нас. Прочтем
Его слова в Ев. Иоан. 14, 23: «Кто любит Меня,
тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит
его, и Мы придем к нему и обитель у него
сотворим».
Многие дети Божий проповедуют уход из мира
на основании слов Христа: «Вы не от мира...»
Но послушаем, что говорит Христос в Своей
первосвященнической молитве: «Они не от
мира, как и Я не от мира... как Ты послал Меня
в мир, так и Я послал их в мир» (Ев. Иоан. 17,
16—18). Как же сочетать слова Христа, что Его
ученики не от мира и всё же посланы в мир
Самим Христом? Лучший пример сочетания тех
и других слов Христа — это корабль,
плавающий в море: корабль в море, но он
защищен от моря.
Мы говорим о значении ветхозаветной скинии,
как месте пребывания Бога среди Своего
народа. Из слов Христа мы узнали, что всякий,
кто любит Его, делается «обителью» для Него.
Христос поселяется в нас, чтобы являть Свою
славу через нас! Так являла скиния славу
Божию, которая пройдет и перед нами по мере
того, как мы будем рассматривать эту
удивительно прекрасную обитель нашего
Господа на земле.
Снаружи скиния не отличалась красотой; ее
внутренняя красота была скрыта под
кожаными покрывалами. Наш Господь Иисус
Христос по Своей внешности никого не
привлекал к Себе. В отношении Его внешности
пророк Исайя говорит: «Нет ъ Нем ни вида, ни
величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида,
который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53, 2).
Люди, окружавшие Христа, говорили о Нем: «Не
плотник ли Он, сын Марии...» (Ев. Марк. 6, 3)?
Чтобы увидеть славу Христа, надо увидеть в
Нем Бога.
Посмотрим теперь на любящих Христа, в
сердцах которых Он сотворил Себе обитель.
Апостол Павел говорит в 2 Кор. 4, 7: «Сокровище
сие мы носим в глиняных сосудах...» Какое
сокровище? — Живущего в нас Христа. А что
может быть непригляднее глины? Итак,
научимся смотреть глубже, чтобы нам
открывалась все больше красота Христа.
Славная
картина строительства скинии
Исход 25, 9
Прежде чем говорить о плане скинии
собрания, мы должны обратить внимание на
материал, из которого была построена скиния,
и на людей, которые ее строили. Материал для
строительства скинии был, по велению
Господнему, пожертвован народом Божиим.
Послушаем повеление Господне относительно
материала для скинии. В Книге Исход 25, 1—7 мы
читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали
Мне приношения; от всякого человека, у
которого будет усердие, принимайте
приношение Мне. Вот приношения, которые вы
должны принимать от них: золото, и серебро, и
медь, и шерсть голубую, пурпуровую и
червленую, и виссон, и козью, и кожи бараньи
красные, и кожи синие, и дерева ситтим, елей
для светильника, ароматы для елея помазания
и для благовонного курения, камень оникс и
камни вставные для ефода и для наперсника».
И вот началось пожертвование народом
Божиим того, что требовалось для
строительства скинии. Это были
благословенные дни в жизни ветхозаветного
народа Божия. Необычайное усердие охватило
весь народ. И об этом усердия мы читаем в
Книге Исход 36, 3—7: «И взяли они от Моисея все
приношения, которые принесли сыны
Израилевы, на потребности святилища, чтобы
работать. Между тем еще продолжали
приносить к нему добровольные дары каждое
утро. Тогда пришли все мудрые сердцем,
производящие всякие работы святилища,
каждый от своей работы, какою кто занимался,
и сказали Моисею, говоря: народ много
приносит, более нежели потребно для работ,
какие повелел Господь сделать. И приказал
Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни
мужчина, ни женщина не делали уже ничего для
приношения во святилище; и перестал народ
приносить. Запаса было достаточно на всякие
работы, какие надлежало делать, и даже
осталось».
Вот как был усерден народ Божий к жертвам
для дела Господнего! Не напоминает ли нам
это у сердце ветхозаветного народа Божьего
необыкновенное усердие к жертвам для
Господа и Его Царствия первых христиан, о
котором мы читаем в Книге Деяний Апостолов?
Но какую печальную картину представлял из
себя ветхозаветный Израиль в дни пророка
Малахии. Это полная противоположность тому,
что мы видим в дни Моисея. Прочтем об
угасшем усердии израильского народа, «
жертвам для Господа в Книге пророка Малахии
1, 7— 14: «Вы приносите на жертвенник Мой
нечистый хлеб и говорите: чем мы бесславим
Тебя?., и когда приносите в жертву слепое, не
худо ли это? Или когда приносите хромое и
больное, не худо ли это?»...
Будем следить за своим сердцем, чтобы огонь
на его жертвеннике горел и не угасал (Лев. 6,
12). Примем близко к сердцу слова ап. Павла в
Послании к Римлянам 12, 11: «В усердии не
ослабевайте». О, как много детей Господних,
которые ослабели в усердии в служении
своему Спасителю и у которых в сердце огонь
не горит, а только тлеет!
Посмотрим теперь на людей, которые в дни
Моисея строили скинию собрания. Мы читаем в
Книге Исход 31, 1—6: «И сказал Господь Моисею,
говоря: смотри, Я назначаю именно Веселиила,
сына Уриева, сына Орова из колена Иудина; и Я
исполнил его Духом Божиим, мудростью,
разумением, ведением и всяким искусством
работать из золота, серебра и меди, резать
камни для вставливания и резать дерево для
всякого дела. И вот, Я даю ему помощником
Аголиава, сына Ахисамахова, из колена
Данова, и в сердце всякого мудрого вложу
мудрость, дабы они сделали всё, что Я
повелел тебе». Итак, для руководства
строительством скинии были избраны Самим
Богом Веселиил и Аголиав. Веселиил был из
колена Иудина, то есть первого колена в
стане Израиля; Аголиав был из колена Данова,
то есть последнего колена в стане
израильского народа.
О чем это говорит нам? О том, что Господь
находит Себе служителей из среды людей с
разным положением — и из первых и из
последних; из занимающих высокое положение
в этом мире и из людей невзрачных; из
интеллигенции и из людей самых
малограмотных. Ему нужны сердца, полные
огня усердия и ревности в деле
строительства Его Царствия на земле. Ему
нужны апостолы Павлы, учившиеся у ног
Гамалиила, и галилейские рыбаки. Для них у
Него есть дело и служение. Но что
удивительно, так это то, что Господь
исполнил Духом Святым Веселиила и Аголиава
для наполнения таких работ, для которых
сегодня едва ли испрашивается у Господа
сила свыше, сила Духа Святого, а именно для
работы из золота, серебра или меди; для
резания камней или рэзания дерева. В этом
для всех нас, верующих, великий урок, а
именно — испрашивать у нашего Господа силу
свыше, силу Святого Духа даже для самого
малого служения, для самого ничтожного дела.
Я вижу сейчас перед собой тысячи наших
сестер по вере, которые так тяготятся
своими повседневными невзрачными
хозяйственными делами, превращающими их
жизнь в настоящую рутину, под которой они
часто вздыхают. Кто из этих вздыхающих
наших сестер вздумал бы просить Господа об
исполнении силою Духа Святого для несения
своего такого невидного труда? А между тем
именно этот изо дня в день повторяющийся и
столь однообразно совершаемый труд для
семьи требует силы свыше, чтобы нести его не
только безропотно, но с любовью и радостью.
Слово Божие говорит, что скинию собрания
строили не только Веселиил и Аголиав, но и
все, кого «влекло сердце приступить к
работе и работать». Так сказано в Книге
Исход 36, 2. Счастлива Церковь, в которой
трудятся не только видные Веселиилы и
Аголиавы, но и самые невидные и
малоизвестные члены ее. Пусть их служение
кажется таким ничтожным, как две лепты
бедной вдовы, но в очах Христа, видящего
сердце наше, это служение может оказаться
благоуспешнее служения видных братьев или
сестер. Важно, чтобы любое наше служение
Господу мы несли «по влечению наших сердец»
как для Самого Господа, а не для человеков (Кол.
3, 23). Тогда оно будет всегда благословенным
служением.
План скинии был дан Самим Богом как в ее
основных частях, так и в мельчайших
подробностях. Прочтем еще раз слова Господа,
сказанные Моисею: «Всё, как Я показываю тебе,
и образец скинии и образец всех сосудов ее,
так и сделайте?» Много непослушания Господу
видим мы в истории ветхозаветного народа
Божия, но повеление Господне в отношении
скинии собрания было наполнено в точности,
о чем мы читаем в Книге Исход 39, 42—43: «Как
повелел Господь Моисею, так и сделали сыны
Израилевы все сии работы. И увидел Моисей
всю работу, и вот они сделали ее; как повелел
Господь, так и сделали».
Нам, новозаветным верующим, дан
прекраснейший образец для нашей жизни, для
нашего характера и для нашего служения в
лице Господа нашего Иисуса Христа. Как
обстоит дело с нашим подражанием Иисусу
Христу? Его благословенная жизнь на нашей
земле начертана перед нами на страницах
Евангелия. Мы знаем Его характер, полный
кротости и смирения. Мы знаем и Его служение,
полное любви к каждому человеку. Мы имеем
поистине самый чудесный образец во Христе.
Но почему же мы так мало похожи на Него? Наша
жизнь, наш характер, наше служение людям так
далеки от жизни, характера и служения
Христа. Причина одна: мы мало, стремимся к
подражанию Христу! А без жажды быть
похожими на Христа мы не будем достигать
Его чудного образа. Задача всех христиан в
этом мире — следовать примеру и образцу во
Христе!
Двор
скинии
Исход 27, 9—15
Мы начинаем рассмотрение скинии собрания
со двора. А Господь показывает нам ее,
начиная с ковчега, то есть с совершенно
противоположного конца. Повеление о
строительстве скинии Господь начинает
словами: «Сделайте ковчег из дерева ситтим...
и обложи его чистым золотом...» (Исх. 25, 10—11).
В этом сокрыта очень важная истина: Ваг в
лице Иисуса Христа спустился с небес на
землю, в ясли Вифлеема и далее на Голгофу. А
мы, грешники, от земли поднимаемся к
престолу Всевышнего; мы начинаем со двора
скинии и идем к жертвеннику всесожжения и
умывальнику, и далее доходим до ковчега
завета.
Итак, мы во дворе скинии собрания. Нас
ослепляет белизна завес, которыми огражден
двор с четырех сторон, и которые, по
повелению Господа, сделаны из белоснежного
виссона. Этот белоснежный виссон завес
двора громогласно свидетельствует всем нам
о нашем Господе Иисусе Христе. Единственный
безгрешный человек, Который когда-либо жил
на нашем земле, — это Иисус Христос. С какой
бы стороны мы ни подошли ко Христу, мы не
Найдем в Нем ни одной отрицательной черты.
Он, сияющий белизной, один только может
оказать: «Кто обличит Меня в неправде?»
Апостол Павел говорит о белизне Христа в
Послании к Евреям 7, 26: «Таков... у нас
Первосвященник: святой, не причастный злу,
непорочный, отделенный от грешников и
превознесенный выше небес». Апостол Петр
пишет о Нем в 1 Петр. 2, 22—24: «Он не сделал
никакого греха, и не было лести в устах Его;
будучи злословим, Он не злословил взаимно;
страдая, не угрожал, но предавал то Судии
Праведному... рамами Его вы исцелились». Но
так восхваляют белизну Христа Его друзья и
почитатели. А что скажут нам о Христе Его
враги?
Спросим Иуду, который предал Христа Его
врагам. И что же мы слышим? Иуда в отчаянии
говорит: «Согрешил я, предав Кровь невинную»
(Ев. Матф. 27, 4). А что скажет нам Пилат,
осудивший Христа на распятие? Пилат говорит
о Христе: «Я не нахожу в Нем вины» (Ев. Иоан.
19, 6). У подножия креста Христова стоял
сотник и внимательно наблюдал за распятым
Христом.
Каково мнение сотника о Христе? Он говорит:
«Истинно Человек Этот был праведник» (Ев.
Лук. 23, 47).
Завесы двора скинии сияли белизной, и эта
белизна сказала нам о чистоте и
непорочности Господа нашего Иисуса Христа.
Но, стоя посреди этих белоснежных завес
скинии и созерцая их чистоту, не
наполняется ли наше сердце самой глубокой
печалью при воспоминании слов прорана
Исайи о нашей жалкой человеческой
праведности? Мы читаем Ис. 64, 6: «Все
сделались — как нечистые, и вся праведность
наша — как запачканная одежда». Но мы
вспоминаем и другие слова Писания, от
которых наше сердце трепещет от радости.
Эти слова находятся в 1 Кор. 12, 27: «Вы — тело
Христово». Если Христос сияет белизной, то
как же тело Его, Церковь Его, может быть в
пятнах? Такой дисгармонии Христос не может
допустить. И вот из Слова Божия мы узнаём,
что и тело Христа, то есть Церковь Его, тоже
сияет белизной и праведностью, но не Своей,
а праведностью Иисуса Христа.
Эта белизна обещана величайшим грешникам
еще в Ветхом Завете. Мы читаем в Книге
пророка Исайи 1, 18: «Если будут прели ваши,
как багряное,— как снег убелю». О белизне
Церкви Христа мы читаем в Откров. 19, 8: «И
дано было ей облечься в виссон чистый и
светлый; виссон же есть праведность святых».
Теперь мы ясно видим, что белизна ограды
скинии была поистине прообразом белизны
Христа и Церкви Его.
Осматривая ограду двора скинии, мы видим не
только белоснежную ткань завес, но и
большое количество серебра. Все 60 столбов
ограды скинии имели крючки и связи из
серебра. Серебро каждому израильтянину
говорило об искуплении, то есть о выкупе из
рабства.
В 25 главе Книги Левит указан порядок выкупа
рабов и именно серебром. И вот двор скинии
собрания говорил каждому молящемуся об
искуплении. Всюду блестело серебро, как
цена искупления. И тут же во дворе на первом
месте стоял жертвенник всесожжения, как
прообраз Голгофы, где Христос совершит
искупление рабов греха и порока не тленным
золотом или серебром, а Своей драгоценной
Кровию (1 Петр. 1, 18—19).
Во дворе скинии блестело не только серебро,—
мы видим там я множество меди. Все 60
подножий для столбов были из меди. Медь —
это символ справедливого гнева святого
Бога, от которого может спасти грешника
только жертвенник на Голгофе, где Христос
добровольно прянее Себя в жертву за грехи
всего человечества. Эту медь справедливого
правосудия Божия мы видим и в образе Христа,
который нам дан в Откров. 1, 13—16: «...и ноги
Его подобны халколивану, как раскаленные в
печи...» Слово «халколиван» происходит от
греческого слова «халкос», что означает
медь.
Что мы видим еще во дворе скинии собрания?
За жертвенником стоял умывальник для
совершения омовения. Умывальник призывает
каждого верующего человека к освящению.
Жертвенник во дворе скинии проповедует нам
о спасении во Христе, распятом на Голгофе.
Умывальник говорит нам об освящении во
Христе, к которому должен стремиться каждый
спасенный Кровию Христа.
Жертвенник и умывальник должны быть всегда
вместе; они неотделимы друг от друга.
Спасение наше и освящение наше должны быть
всегда вместе. В тот же самый день, когда мы
получаем спасение у подножия креста
Голгофы, должно начаться и наше освящение.
Эту истину дети Божий часто забывают, и
слава Господу, что Он в Своем божественном
Слове все снова и снова напоминает нам о
необходимости для нас не только спасения,
но и освящения.
Но как мы попали во двор скинии? Через
ворота двора! О воротах двора было дано
Господом особое указание. Мы читаем в Книге
Исход 27, 16: «А для ворот двора завеса в
двадцать локтей из голубой и пурпуровой и
червленой шерсти и из крученого виссона
узорчатой работы»... Заметим, что завесы
ограды двора скинии были все одного цвета —
они были из белоснежного виссона.
А завеса для ворот двора была четырех
цветов: голубого, пурпурового, червленого (то
есть цвета крови) и белого. Ворота были
единственным входом во двор скинии и
указывали на Христа как на единственную «дверь»
для спасения грешника, как Он и Сам говорит
в Ев. Иоан. 10, 9: «Я есмь дверь: кто войдет Мною,
тот спасется...» Четыре цвета ворот
изображают нам Христа с четырех сторон:
голубой цвет, цвет неба, говорит нам о
Христе как о Боге, пришедшем с небес на
землю (1 Тим. 3, 16); пурпуровый цвет, цвет
царской одежды, говорит о Христе как Царе
царей и Господе господствующих (Откров. 19,
16); червленый цвет, цвет крови, говорит нам о
Христе как Агнце, закланном аа Голгофе за
грели мира (Отирав. 5, Э); цвет виссона, цвет
белый, говорит об абсолютной праведности
Христа, в которую облечен и каждый верующий
во Христа человек (Филип. 3, 9). Как много
драгоценных истин познаём мы во дворе
скинии собрания!
Святилище
скинии
Евр. 9, 1—7
«При таком устройстве в первую скинию
всегда входят священники совершать
Богослужение». «При таком устройстве»... Как
же была устроена скиния? Она состояла из
двух помещений — разных по величине и
названию. Ветхозаветное название одного
помещения — «святилище»; название другого
помещения — «святое святых». По своим
размерам святилище было больше святого
святых. В Послании к Евреям, как мы читаем в 9
главе 2—3, святилище названо «скинией
первой», святое святых — «скинией» (второй).
В святилище было три предмета: жертвенник
для курений, обложенный чистым золотом;
стол с хлебами предложения, тоже обложенный
чистым золотом, и светильник из чистого
золота. В святилище могли входить только
священники, которые совершали в нем
богослужение. Народ же мог находиться
только во дворе скинии; он имел доступ к
жертвеннику всесожжения. Но к золотому
жертвеннику в святилище имели доступ
только священники.
Мы должны знать, что священниками Ветхого
Завета могли быть только потомки
первосвященника Аарона, то есть из колена
Левин. Это значит, что священство
передавалось по наследству — от отцов к
сыновьям.
В Новом Завете через рождение свыше, через
возрождение от Духа Святого все верующие
делаются священниками; все дети Божий
составляют всеобщее священство. В
новозаветной Церкви Иисуса Христа нет
различия между духовенством и мирянами. Ко
всем членам Церкви Христовой относятся
слова 1 Петр. 2, 9: «Вы — род избранный,
царственное священство, народ снятый, люди
взятые в удел, дабы возвещать совершенства
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».
Вот задача новозаветных верующих: «Возвещать
совершенства» Христа! Но нам бывает трудно
осознать свое священство в новозаветной
Церкви. Нам легче причислять себя к «наименьшим»
из святых и, считая себя таковыми, не
чувствовать ответственности за великое
дело Господне. Но мы ответственны за дело
Господне, потому что Христос омыл нас от
грехов наших Кровию Своею и соделал нас «царями
и священниками» Вагу (Откр. 1, 6).
Все верующие без исключения призываются
как живые камни устроить из себя дом
духовный, «священство святое, чтобы
приносить духовные жертвы, благоприятные
Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2, 5). Как
священники новозаветной Церкви мы
призываемся «непрестанно приносить Богу
жертву хвалы, то есть плод уст,
прославляющих имя Его» (Евр. 13, 15).
Посмотрим еще раз на предметы святилища:
жертвенник для курения фимиама, золотой
светильник и стол с хлебами предложения.
Служение священников в скинии заключалось
в возжигании фимиама, в поддержании света в
светильнике и в питании от хлебов
предложения. Какая счастливая доля —
пребывание в доме Господнем и служение Ему
от чистого сердца! Псалмопевец Давид
воспевает это высшее блаженство такими
словами: «Одного просил я у Господа, того
только ищу, чтобы пребывать мне в доме
Господнем во все дни жизни моей, созерцать
красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26,
4).
Что же говорит нам о Христе золотой
жертвенник во святилище скинии? Во дворе
скинии мы видели жертвенник для сожжения
жертв. Он нам сказал о Христе, умершем за
наши грехи на Голгофе. Золотой жертвенник
во святилище также говорит нам о Христе, но
о Христе воскресшем и сияющем в Своей
божественной славе. На жертвеннике во дворе
скинии мы видим всюду кровь и кровь. Это —
картина Голгофы, где мы также видим всюду
Кровь Христа: на Его челе, увенчанном
терновым венком, на Его руках и ногах,
пригвожденных ко кресту, на Его груди,
пронзенной копьем воина...
Золото же жертвенника во святилище покорит
нам о небесной славе Христа. Задача
священников скинии около этого золотого
жертвенника указана в Книге Исход 30, 7—8: «На
нем Аарон будет мерить благовонные курения;
каждое утро, когда он приготовляет лампады,
будет курить им, и когда Аарон зажигает
лампады вечером, он будет курить им. Это —
всегдашнее курение пред Господом»... Этот
день и ночь курящий благовонием золотой
жертвенник призывает нас к непрестанному
прославлению Христа, умершего за грехи наши
и воскресшего для оправдания нашего. Мы
слышим этот призыв к постоянному
прославлению Христа в Послании к Евреям 13,
15: «Итак, будем чрез Него непрестанно
приносить Богу жертву хвалы, то есть плод
уст, прославляющих имя Его».
Подойдем теперь к столу с хлебами
предложения. О чем скажет он нашему сердцу?
Повеление Господне об этом золотом
благословенном столе гласило: «И полагай на
стол хлебы предложения пред лицом Моим
постоянно» (Исх. 25, 30). В Книге Левит 24, 5—6 мы
читаем более подробно об этих «хлебах
предложения»: «И возьми пшеничной муки и
испеки из нее двенадцать хлебов... и положи
их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе
пред Господом». Двенадцать хлебов — это
значит, что каждое из 12 колен Израиля имело
свой хлеб во святилище скинии.
Каково же прообразное значение этих
двенадцати хлебов на золотом столе
святилища скинии? Прочитаем слова Христа в
Ев. Иоан. 6, 35: «Я есмь хлеб жизни; приходящий
ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не
будет жаждать никогда». Христос является
золотой трапезой для всех верующих Нового
Завета. Для всех, без исключения! «Кто
жаждет, иди ко Мне и пей»,— призывает
Христос каждое человеческое сердце.
Но и сегодня есть робкие души, подобные сыну
Ионафана — Мемфивосфею, которые считают
себя недостойными сесть за «золотой стол»
Иисуса Христа, чтобы питать свою
бессмертную душу истинным «Хлебом жизни»,
данным нам в Иисусе Христе. И все же робкий
Мем-фивосфей ободрился, и мы читаем о нем в 2
Цар. 9, 13: «И жил Мемфивосфей в Иерусалиме;
ибо он ел всегда за царским столом. Он был
хром на обе ноги». Золотая вечеря в Иисусе
Христе всегда готова для всех Его
искупленных детей, даже для наименьших из
них, даже для хромых «мемфивосфеев».
Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу:
если кто услышит голос Мой и отворит дверь,
войду к нему и буду вечерять с ним, и он со
Мною» (Откр. 3, 20).
«Если кто» — значит: любой, всякий, каждый!
Для каждого верующего есть место за золотым
столом Христа!
И, наконец, мы подошли к золотому
светильнику. Этот золотой светильник в
святилище состоял из семи светильников, так
называемых «лампад». Мы читаем об этом в
Книге Исход 25, 37: «И сделай к нему (светильнику)
семь лампад, и поставь на него лампады».
Этот семилампадный светильник является
чудесным прообразом как Самого Христа, так
и Его Церкви. Евангелие называет Христа «истинным
Светом», «Который просвещает всякого
человека, приходящего в мир» (Ев. Иоан. 1, 9). И
Сам Христос говорит о Себе: «Я — свет миру;
кто последует за Мною, тот не будет ходить
во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ев. Иоан.
8, 12).
Но Евангелие и Церковь Христову называет «светильником».
В Откровении 1, 12 и 20 мы читаем: «Я обратился,
чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною;
и, обратившись, увидел семь золотых
светильников... а семь светильников... суть
семь церквей». Осознает ли Церковь Христа
себя светильником? Два условия необходимы,
чтобы Церковь была ярким светильником на
земле: во-первых, самая живая и тесная связь
со Христом, как истинным Светом и, во-вторых,
елей Святого Духа, без Которого наше сердце
никогда не может гореть и светить. И пусть
священным лозунгом каждого из нас будет
лозунг: ближе ко Христу и больше Святого
Духа!
Святое
святых скинии
Исход 25, 10—22
Единственным предметом в Святом святых
скинии был ковчег завета. Что же он
представлял из себя? Обратим прежде всего
наше, внимание на материал, из которого Бог
повелел сделать ковчег. Повеление Господне
гласило: «Сделайте ковчег из дерева ситтим...
и обложи его чистым золотом; изнутри и
снаружи покрой его». Необходимо сказать,
что все предметы в Святилище и Святом
святых, за исключением золотого
семилампадного светильника, были сделаны
из двух родов материала: из дерева и золота.
Эти два рода материала, из которых, по
повелению Самого Бога, были сделаны почти
все предметы скинии, должны говорить нам о
великой истине, об одном из основных
догматов христианства, а именно — о двойной
природе Господа нашего Иисуса Христа.
Дерево говорит нам о человеческой природе
Христа, о том, что Он был истинным человеком;
а золото говорит нам о божественной природе
Христа, то есть о том, что Он, будучи
истинным человеком, был вместе с тем и.
истинным Богом. Таков наш Господь Иисус
Христос: Он — человек, и Он — Бог; Он —
Богочеловек!
В истории христианства были и есть учения о
Христе, друг другу противоположные. Одно
учение говорило, что Христос является
человеком, только подобным, но не равным
Богу. Другое учение проповедовало, что во
Христе только одна природа — божественная.
Приверженцы одного учения назывались в
свое время арианами; приверженцы другого
учения носили название монофизитов. Но что
говорит Писание? Повторим еще раз: Христос
— истинный Бог, и Христос — истинный
Человек. Будем придерживаться этой истины
твердо и непоколебимо!
Что еще говорит Господь о ковчеге? Он
говорит: «И положи в ковчег откровение,
которое Я дам тебе». Что это было за «откровение»,
которое должно было находиться в ковчеге?
Это было откровение воли Божией, выраженной
в десяти заповедях, данных Богом на горе
Синае и начертанных на двух каменных
скрижалях. Но мы знаем, что было два рода
каменных скрижалей с заповедями Божиими:
скрижали разбитые и скрижали неразбитые.
Как же случилось, что первые скрижали
оказались разбитыми? Слово Божие говорит
нам, что они были разбиты Моисеем, когда,
сходя с ними с горы Синайской, он увидел
народ, пляшущий вокруг золотого тельца.
Сделанное израильским народом божество в
виде золотого-тельца свидетельствовало о
его отступлении от истинного и живого Бога,
и было явным нарушением первых -и основных
заповедей Бога, которые гласили так: «Я
Господь, Бог твой... да не будет у тебя других
богов»... «Не делай себе кумира и никакого
изображения... не поклоняйся им и не служи им»
(Исх. 20, 2—5).
Вот эти великие заповеди Божий были
нарушены, и как бы в знак их нарушения у
подножия Синая лежат разбитые скрижали. Эти
разбитые скрижали на все века
свидетельствуют не только о нарушении воли
Божией и Его божественного закона со
стороны израильского народа. Нет! разбитые
скрижали обвиняют и нас, обвиняют все
человечество и каждого человека в
отдельности в нарушении воли Божией и Его
божественных заповедей. Не будем обвинять
Моисея за то, что он разбил скрижали; мы все
своим непослушанием Господу участвовали в
их разбитии. Осмолки разбитых скрижалей
обвиняют всех нас в нарушении заповедей
Господних. Стоя около этих разбитых
скрижалей, вспомним слова Послания к
Римлянам 3, 10—12: «Нет праведного ни одного...
все совратились с пути, до одного негодны».
Рассмотрим теперь неразбитые скрижали,
которые по повелению Господнему хранились
в ковчеге завета. Эти неразбитые скрижали
свидетельствуют нам об одном-единственном
Человеке, Который не нарушил ни одной
заповеди Божией и не сделал ни одного греха.
Это — Иисус Христос. В Его божественном
сердце мы видим эти неразбитые скрижали, то
есть абсолютное послушание Богу — «даже до
смерти, и смерти крестной» (Филип. 2, 8). Вот о
чем говорит нам ковчег завета с неразбитыми
скрижалями в нем.
Но ковчег завета говорит нам еще об одной
весьма драгоценной истине: он говорит нам о
значении Голгофской жертвы Христа для
нашего оправдания перед Богом. Господь
повелел, чтобы на крышке ковчега всегда
была кровь агнца, закланного за грехи
израильского народа. Прочтем Лев. 16, 15: «И
заколет (Аарон) козла в жертву за грех за
народ, и внесет кровь его за завесу... «
покропит ею на крышку (ковчега)». Ковчег
завета немыслим без крови агнца. О чем же
говорила кровь агнца на крышке ковчега
израильскому народу? Она говорила ему о том,
что разбитые скрижали не существуют больше
пред святыми очами Бога, что они как бы
уничтожены кровью агнца навеки, навсегда. А
вместо них Израилю даны скрижали
неразбитые, что говорило об оправдании его
пред Богом во имя пролитой крови агнца.
Но Израиль видел свое оправдание только как
сквозь тусклое стекло. Мы же, новозаветные
дети Божий, видим свое оправдание очень
ясно и отчетливо, так как Кровь Христа,
Агнца Божия, пролитая на Голгофе, всегда
стоит перед нашими сердечными очами и мы
знаем, что эта Кровь уничтожила всю нашу
вину перед Богом, все наше беззаконие, все
наше непослушание воле Божией,— а
послушание Христа, всю Его абсолютную
праведность Кровь Голгофы сделала нашим
достоянием.
На Голгофе наше сердце стало ковчегом, в
котором разбитые нашим непослушанием
скрижали божественного закона заменены
неразбитыми скрижалями праведности нашего
Господа Иисуса Христа. В этом для нас
драгоценное значение Крови Голгофы.
Описание ковчега завета было бы неполным,
если бы мы не обратили внимания на двух
херувимов из золота на крышке ковчега.
Повеление Господне в отношении этих двух
золотых херувимов гласило так: «И сделай из
золота двух херувимов; чеканной работы
сделай их на обоих концах крышки... и будут
херувимы с распростертыми вверх крыльями...
а лицами своими будут друг к другу; к крышке
будут лица херувимов». Почему Господь
повелел обратить лица золотых херувимов к
крышке ковчега? Потому что на крышке
ковчега находилась величайшая
драгоценность всей скинии, а именно: кровь
закланного агнца.
Кровь Иисуса Христа, пролитая на Голгофе,
является величайшей драгоценностью неба и
земли. И к ней обращены взоры всех ангелов
неба. Ангелам Кровь Христа драгоценна тем,
что она открыла всем грешникам свободный
вход в рай, который когда-то охранялся
херувимом с пламенным мечом (Быт. 3, 24). Тем
более должны быть обращены наши взоры к
Крови Иисуса Христа. Ничто во всей
вселенной не говорит так громко о
возвращенном грешникам рае, как Кровь
Иисуса Христа. Существует картина,
изображающая крест Голгофы с распятым на
нем Спасителем мира. На этой картине
художник изобразил ангела с чашей, которую
он подставил под пронзенное сердце Христа,
чтобы собрать в нее драгоценную Кровь,
истекающую из него. Слово Божие говорит: «К
крышке будут лица херувимов», то есть к
Крови Агнца Божия, текущей из Его многих ран.
Если ангелы так ценят Кровь Иисуса Христа,
то как же должны ценить ее мы, грешники,
спасенные ею навеки.
Слава Господу, мы имеем сосуд, в который мы
собрали все капли драгоценной Крови нашего
Спасителя и в котором мы храним их как
величайшее сокровище нашей жизни. Этот
чудесный сосуд — наше сердце.