Выход

ГОЛГОФА

Сила Голгофы

Ев. Лук. 23, 47 - 48

В часы страданий Христа на Голгофе совершилось великое чудо в природе. Ослепительно яркий солнечный шар вдруг начал темнеть и вскоре погрузился в полную тьму.

Получилось впечатление, как будто яркое солнце закрыло чем-то непроницаемым свое лицо, чтобы не видеть злодеяния, творимого людьми на Голгофе. Какая противоположность тому, что совершилось в ночь рождения Христа. Каким ярким светом были залиты неожиданно поля Вифлеема!

Теперь, на Голгофе, наоборот: природа, облекшаяся в ночь, когда родился Христос, в яркие, сияющие одежды, когда Христос умирает - облачается в черные, траурные одежды. И это не удивительно: солнце со дня своего сотворения и сияния на нашу землю было свидетелем многих ужаснейших сцен в жизни человечества, но такой сцены, которая творилась на Голгофе, в истории человечества еще не было никогда.

Тьма на Голгофе царила три часа. Эти три часа были часами глубокой тишины. Молчала толпа народа, только что так шумевшая на Голгофе. Молчал и божественный Страдалец Христос. На Голгофе воцарились тишина и глубокое уныние.

И среди этой тишины вдруг раздается возглас Христа и слышатся слова, полные невыразимой тоски: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Не говорят ли эти слова о том, что Христос в течение трех часов тьмы, воцарившейся на Голгофе, переживал ту "смертельную -скорбь", О которой Он поведал Своим апостолам у ворот Гефсиманского сада, сказав им: "Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною".

Нам надо понять эту смертельную скорбь Христа, которая вновь как и в Гефсимании, наполнила душу Его на Голгофе. Ужасные страдания, причиняемые Ему руками человеческими, были невыразимо велики. Но Он переносил их без единой жалобы, без единого слова недовольств за. Но когда Бог сокрыл Свое лицо от Него, Он громким голосом излил Свою смертельную скорбь.

О, кто измерит глубину этой скорби? Только одно мы можем сказать: вне сомнения, эта смертельная скорбь Христа вызвана тяжестью нашего греха! Мы хоть в некоторой степени поймем Голгофскую скорбь Христа, если будем поглубже вникни в слова.1 Петр. 2, 24: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо". Только по этой причине Бог должен был сокрыть Свое лицо от Христа и "оставить" Его. Но и в такой тоске души Своей Христос не теряет связи с Богом и говорит-: "Боже Мой, Боже Мой"... Я подчеркиваю слово "Мой".

Шесть часов уже висел Христос на Своем кресте. И за эти шесть часов только одна просьба вышла из уст Христа. "Жажду", - произнес Он ослабевшим голосом. Один, более сострадательный, чем другие, воин "побежал, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить". Конечно, глоток студеной воды был бы дороже и приятнее для нашего распятого Господа, но любая, самая прохладная вода, под палящими лучами голгофского солнца, превратилась бы в неприятную теплую жидкость, и поэтому для Христа оставалось одно: удовлетвориться уксусом.

Последние минуты жизни Христа приближались... Мир должен узнать, для чего потребовались все эти невыразимые страдания Христа на Голгофе.

И Христос выразил все значение Своего креста одним единственным словом: "Совершилось!" Но что же совершилось? Совершилось величайшее дело - дело искупления человечества. Совершилось примирение грешников с Богом через пролитую на Голгофе Кровь Христа. Совершилось открытие рая для всех верующих в жертву Христа, и первым вошел в него покаявшийся разбойник. После победного слова "Совершилось" на Голгофе раздается молитва Христа: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". И, вознеся эту молитву, Он "испустил дух".

На Голгофе водворилось глубокое молчание, как это всегда бывает, когда умирает человек. Но когда замолчали люди, заговорила немая природа. Мы читаем в Евангелии: "И земля потряслась; и камни расселись" (Ев. Матф. 27, 51). И голос потрясенной земли как бы говорил: на Голгофском кресте умер Сын Человеческий; но этот Сын Человеческий был истинным Богом! Землетрясение потрясло и храм в Иерусалиме: во время вечерней жертвы "завеса в храме разодралась на двое, сверху до низу"! Это событие было символом открытия свободного доступа к престолу Божией благодати - через смерть Христа на Голгофе.

Но пойдем снова на Голгофу и посмотрим, что происходит там после того, как Христос испустил дух. Перед нами изумительная картина: народ, который так издевался над пригвожденным ко кресту Христом, бьет теперь себя в грудь (Ев. Лук. 23,48). Сотник, руководивший всем актом распятия нашего Господа Иисуса Христа, в великом сокрушении говорит теперь: "Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Ев. Марк. 15,39).

Что привело сотника к сознанию, что Христос Сын Божий? Шесть часов он находился вблизи распятого Христа и слышал все Его слова. Он видел, как умирают воины на войне; он не раз видел, как умирают Б римских цирках военнопленные, отданные на растерзание хищным зверям; но он никогда еще не видел такой смерти, какой была смерть Христа на кресте Голгофы. Все страдание Христа прошло перед глазами этого сотника. И когда он слышал из уст злословящей толпы слова: "если ты Сын Божий, сойди с креста", - он думал, почему же Христа называют "Сыном Божиим"? И тем внимательнее следил он за всеми движениями Христа на Голгофе. Все в распятом Христе говорило сотнику, что Он - праведник (Ев. Лук. 23, 47). А когда на целых три часа померкло солнце и наступила небывалая тьма; и когда, вслед за смертью Христа, потряслась земля, - то сотник увидел во Христе больше, чем праведника. Он увидел в Нем Сына Божия! И он "прославил Бога" (Ев. Лук. 23, 47).

Таким образом, в час смерти Христа была потрясена не только земля, не только храм Иерусалимский, но были потрясены и многие сердца, доселе равнодушные ко Христу. Голгофский крест, страдания и смерть Христа на нем потрясли в свой день и в свой час и наши равнодушные ко Христу сердца.

Голос Крови Голгофы

Евр. 12, 18 - 24

Послание к Евреям - это послание к христианам из евреев. А что значит "христиане из евреев"? Это те христиане, которые пришли ко Христу из ветхозаветной веры. А основой ветхозаветной веры было Пятикнижие, и особенно Книга "Левит". В Книге "Левит" установлен весь порядок ветхозаветного богослужения, причем центральное место в этом богослужении занимал закон о жертвах. Христиане из евреев были строго воспитаны в духе ветхозаветного закона. В Иерусалимском храме, в синагогах и в домашней обстановке с самого раннего возраста они получали строгое воспитание в ветхозаветном законе, который они расширили учением книжников и фарисеев. Христиане из евреев привыкли к торжественным богослужениям в храме, к роскошным одеяниям своих священников, к белоснежным одеждам своих левитов, к высокоторжественному пению левитских хоров. Но вот эти евреи обратились ко Христу. От горы Синая, пылающей огнем, от трубных звуков, потрясавших их души, от молний и громов они приведены к другой горе, где в глубокой тишине умирал истинный агнец - Агнец Божий Христос. В самых бедных и простых жилищах участвуют они в богослужениях христиан и слушают проповеди не великих богословов, а малограмотных рыбаков и ремесленников. В богослужениях этих первых христиан было все так просто: простое пение, простые Молитвы... А в своей новой жизни, жизни со Христом, эти христиане из евреев, как и все первые христиане, испытывали большие трудности со стороны своих бывших единоверцев. Сердца многих христиан из евреев переживали и страх и смущение... И цель Послания к Евреям - ободрить, утешить и укрепить этих малодушествовавших и пришедших в смущение христиан.

Мы слышим слова этого послания: "Укрепите опустившиеся - руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими" (Евр. 12, 12 - 13). Послание к Евреям говорит всем христианам: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем... но вы приступили к горе Сиону... и к Ходатаю нового завета Иисусу" (Евр. 12: 18, 22, 24).

Понимаем ли мы разницу между горой Синаем и горой Сионр,м? Мы должны ее хорошо понимать. Гора Синай - это закон и спасение делами закона. Гора Сион - это благодать, это спасение даром, спасение по вере во Христа Иисуса. Гора Синай - это пылающий гнев Божий за малейшее нарушение закона. Тора Сион - это сердце Христа, отдавшего Свою жизнь, чтобы спасти каждого грешника.

Послание к Евреям говорит всем христианам, что они приступили "к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева". Что это значит? Это значит, что христиане от горы Синая перешли к горе Голгофе, где пролита Кровь Христа, имеющая свой особый голос. У подножия. Голгофы мы слышим этот голос Крови распятого Христа.

Но прежде чем услышать этот самый дорогой голос в мире, мы должны послушать другой голос - голос крови Авеля. Что же это за голос? Авель был первым мучеником за свою веру. Но список мучеников за веру чрезвычайно большой. И кровь их всех вопиет к Богу, как мы читаем об этом в Откр. 6, 9 - 10: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?"

Вот голос крови Авеля и всех других Авелей. Это голос, взывающий о суде, о возмездии Божием. Когда Каин убил Авеля, Господь сказал ему: "Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли" (Быт. 4, 10). Кровь Авеля вопияла к Богу именно о возмездии за грех Каина.

А как ответил на вопль крови Авеля всевышний праведный Судия? Вот его ответ: "Всякому, кто убьет Каина, оттомстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт. 4, 15). Бог любви и милосердия не хочет смерти грешника, Он не хочет и смерти Каина: всевышний Судья делает ему знак, чтобы никто не убил его. Христос говорит, что весь суд принадлежит Ему; Он говорит: "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ев. Иоан. 5, 22). Об этом же мы читаем и в Деян. Ап. 17, 31: "Он (Бог) назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенною Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых".

И вот этот всевышний Судья Христос в Своей безграничной любви восхотел стать Спасителем человечества, то есть Спасителем всех грешников земли. Еще до Голгофы, где Судья Христос взял возмездие за наш грех на Самого Себя, мы видим, как Он поступил с одной очень великой грешницей, которую фарисеи привели к Нему на суд. Он сказал ей: "Я не осуждаю тебя". И почему? Потому, что Он не хотел ее смерти, но чтобы она обратилась, оставила свой грех и начала новую жизнь. Он говорит ей: "Иди и впредь не греши" (Ев. Иоан. 8, 11).

Но вот Христос на "Голгофе, и перед Ним - разбойник. Евангелие не говорит нам о его имени, но, может быть, мы имеем право назвать его Каином, на совести которого была кровь им убитых. Каину, убившему Авеля, Господь сделал знак, чтобы никто не убил его. А этому Каину, взывающему о прощении и спасении, что делает Христос? Во имя Своей Крови, которая льется на Голгофе, Христос открывает разбойнику двери рая. И мы слышим голос Крови Христовой, говорящей лучше, нежели Авелева: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Ев. Лук. 23,43).

Вот в чем великое значение Голгофы. Там заговорила и будет говорить во веки веков Кровь Христа. Там, на Голгофе, открылась новая страница в истории человечества, а именно: между виновным человечеством и святым и праведным Богом встала Кровь Христа, взывающая о прощении и помиловании каждого грешника. Вот почему Евангелие называет Кровь Христа драгоценной Кровью (1 Петр. 1, 19). И чтобы мы еще глубже оценили "драгоценную Кровь Христа", приведем такой пример: нашу землю окружает оболочка воздуха, которая снижает жар солнца. И если бы удалить с земли эту оболочку воздуха, то вся земля и все, что на ней, превратилось бы в уголь. Так высока температура солнца. Но воздух делает для нас солнце не только выносимым, но и живительным и благодатным.

Это маленький пример того, что мы имеем в драгоценной Крови Христа, которая встала между нами и Богом нашим. Бог, во имя Крови Христа, Стал для нас доступен. Во имя Крови Христа мы имеем мир с святым Богом и стали Его детьми и даже наследниками всего, чем Он обладает. Голос драгоценной Крови Христа говорит всем искупленным: "Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Римл. 8, 1). Вот почему Кровь Христа должна всегда стоять перед нашими очами!

Страшный час Голгофы

Ев. Иоан. 12, 27

Кто-то сказал: "Чем больше мы узнаем людей, тем неприятнее они становятся для нас". Печально слышать такие слова; как было бы хорошо, если бы они были неправильными. Но, увы, во многих случаях они оказывались правильными. Этим объясняется разочарование людей друг в друге и разрыв самых дружественных связей. То, что издали, при малом знакомстве было незаметным, вблизи, при большем знакомстве, стало и заметным, и неприятно ощутительным.

Мы знаем, как прекрасны картины, написанные масляными красками. Когда мы смотрим на них издали, они чаруют наш взор. Но если подойти к картине вплотную, да еще начать ее рассматривать в увеличительное стекло, то перед нами будут только беспорядочные мазки красок. Так происходит при наших встречах с людьми. Тот или другой человек, при рассмотрении его издали или при встречах с ним на короткое время, может нам нравиться, мы можем им даже восхищаться. Но когда мы подходим к этому человеку поближе или проводим с ним времени побольше, тогда перед нами выступают все его отрицательные качества, все нехорошие черты его характера, и мы начинаем разочаровываться в нем.

Но не так обстоит дело с нашим Господом Иисусом Христом. Все Писание призывает нас к самому тесному и постоянному общению с Ним, к самому глубокому познанию Его. И чем ближе мы подходим ко Христу, чем больше мы имеем общения с Ним, - тем прекраснее Он стоит перед нами, тем больше мы восхищаемся Им и тем больше мы преклоняемся перед Ним. И чем больше мы рассматриваем Его скорби и страдания, которые Он перенес ради нашего спасения, тем дороже Он становится для наших сердец. Многие скорби Христа еще недостаточно рассмотрены нами, и многие вздохи Его еще недостаточно коснулись наших сердец. Каждый вздох Христа - это не вздох, как у нас, по привычке. Каждый вздох Христа - это бездна печали, далеко еще не изведанной нами.

Прислушаемся чутким ухом к одному из вздохов Христа и поймем хоть немного печаль, которая вызвала у Христа этот вздох. "Душа Моя, - говорит Христос, - теперь возмутилась"... Возмутилась - это значит: опечалилась. Почему же так опечалилась душа Христа? Дальнейшие слова Христа раскрывают перед нами причину Его глубокой печали. Христос говорит: "Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел". Страшный час Голгофы - вот бездна печали Христа.

Еллины, то есть язычники, пришли на праздник Пасхи в Иерусалим и захотели увидеть Иисуса. В лице этих язычников Христос увидел все человечество, нуждающееся в спасении, и Он, Христос, пришел на землю, чтобы приобрести для человечества это спасение. Для спасения же человечества был необходим "час" Голгофы - этот страшный час самых мучительных страданий души и тела Иисуса Христа. И сердце Христа, будучи истинно человеческим сердцем, хотя оно было и истинно божественным, содрогнулось перед этим страшным часом Голгофы. Здесь, в Иерусалиме, как и несколько позднее в Гефсиманском саду, Он просил Отца об избавлении от этого "часа". "Был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Ев. Лук. 22,44) - так Он молился в Гефсимании об избавлении от "часа Голгофы". Христос знал, что этот час будет продолжительностью в шесть часов.

В этом часе Голгофы Христос так ясно видел три самые мучительные Свои страдания, а именно: пробивание гвоздей через руки и ноги; раздирание ран от этих гвоздей тяжестью Его тела и оставление Его Богом Отцом.

Христос знал, что пригвождение Его ко кресту Голгофы будет совершено без какого бы то ни было наркоза, который сделал бы Его тело нечувствительным к боли. И даже самый слабый наркотический напиток, который будет Ему предложен на Голгофе, Он отклонит и не станет пить.

А провисеть шесть часов на руках и ногах, пробитых гвоздями... О, кто выразит словами эти боли Христа? Физические страдальцы наших дней могут надеяться на благодетельные уколы пантопона или морфия, снимающих даже самые сильные боли.

Христос знал, что шесть часов Он будет висеть на гвоздях под знойными лучами палестинского солнца, и ни одна капля болеутоляющих веществ не уменьшит Его страданий.

Христос знал, что среди всех ужасов Голгофы от Него отвернется Бог и Он испытает участь грешника, попавшего в ад.

Предвкушение всех этих страданий, без малейшего смягчения их, наполняло сердце Христа глубокой печалью, которая вылилась в Его словах: "Душа Моя теперь возмутилась (сильно опечалилась); и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Если Христос, вися на кресте в течение шести часов на гвоздях, прошедших через Его руки и ноги, претерпевал беспримерные страдания для дарования нам спасения, то, конечно, Он отказался бы от любого наркоза, даже если бы он Ему был предложен. Но какую цену имела бы Голгофа с наркозом? К сожалений, мы, искупленные страданием и смертью Христа Иисуса, делаем свое сердце нечувствительным и о всему, что пережил наш драгоценный Искупитель на Голгофе, такими, например, рассуждениями: да, Христос страдал и невыразимо тяжело страдал, но ведь Он все же не простой смертный человек, а Сын Божий. Да, Ему вбивали гвозди в руки и ноги, но ведь это были руки, которые приглушали волны на море, и ноги, которые по морю ходили. А поэтому Ему, наверное, было легче испытывать боль от гвоздей и висеть на гвоздях, чем нам, обыкновенным людям?

Возможно, что так мы думаем о всех страданиях нашего Господа Иисуса Христа. Но это не так: вопль Его души в Иерусалиме - "Отче! избавь Меня от часа сего!" - и крик Его души в Гефсиманском саду - "Отче! если возможно, да минует Меня чаша сия!" - говорят о том, что все страдания, которые перенес Христос ради нашего спасения, было для Него ничуть не легче перенести, чем для каждого из нас, и не только не легче, но бесконечно труднее, чем нам, потому что мы, страдая, страдаем, чаще всего, справедливо, а Он - "ничего худого не сделал", в Нем не было ни малейшей неправды!

Поставим себя на место Христа на Голгофе, и тогда мы хоть несколько поймем весь ужас "часа Голгофы". Такая боль, которую испытывал наш Господь Иисус Христос, когда гвозди проходили через Его руки и ноли, делает жертву Его на Голгофе самой драгоценной жертвой. Страдания, которые испытывал Христос в течение шести часов и которые не уменьшались, а все увеличивались от все большего раздирания ран от гвоздей, - эти неописуемые страдания Христа должны были бы тронуть самое каменное сердце и вызвать слезы покаяния у всех грешников мира.

Пусть эти страдания Христа на Голгофе, без всякого бальзама для их смягчения (ведь даже Отец оставил его!) покажут нам с новой силой, какой дорогой ценой спасены мы Христом от ада!

Проповедь разбойника на Голгофе

Ев. Лук. 23, 39 - 42

О разбойнике, покаявшемся на Голгофе, было произнесено и написано много проповедей, и во всех этих проповедях подчеркивается, главным образом, его покаяние - его просьба ко Христу и ответ Христа на его просьбу. Но знаем ли мы, что немногие слова разбойника являются замечательной проповедью, которая была произнесена там, где ее трудно было ожидать. Неужели на Голгофе была произнесена проповедь, да еще разбойником? Вслушаемся в каждое слово разбойника, и мы получим глубокое назидание. Что же говорит разбойник?

Он говорит, что надо иметь страх перед Богом. Об этом он говорит другому разбойнику, тоже распятому на Голгофе. Он говорит ему: "Или ты не боишься Бога?" Какой важный вопрос затронут на Голгофе - вопрос о страхе Божием. Как мало говорится в церквах на эту тему, а между тем страх перед Богом - это то, что является весьма важным во всей нашей христианской жизни. Отсутствие страха Божия является причиной бесконечных падений в жизни верующих. Книга Притчей Соломона говорит об этом благословением страхе: "Начало мудрости - страх Господень" (Пр. 1,7).

Многострадальный Иов придает большое значение страху перед святым и праведным Судьею неба и земли. Он говорит: "Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум" (Иов. 28,28). Причем эти слова Иов только приводит, а они сказаны Самим Богом. В вы же великая ценность страха перед Богом? Страх перед Богом рождает в наших сердцах страх перед грехом и побуждает нас бежать от греха и всякого рода зла (Пр. 8, 13 и 16,6). Пророк Исайя называет сокровищем страх перед Господом: "Страх Господень будет сокровищем твоим" (Ис. 33, 16).

Где же приобрел разбойник это сокровище, предлагая его своему товарищу? Псалмопевец Давид призывает детей своих научиться страху Господню. В Псалме 33, 12 он говорит: "Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас". Но где же разбойник, еще так недавно занимавшийся разбоем, научился страху перед Богом? Возможно, на коленях своей благочестивой матери он научился этому благодатному страху, но потом, возмужав, он потерял его и начал пить грех, как воду. Умирая на кресте, он, быть может, вспомнил свое чистое детство и, исполнившись снова страхом перед всевышним Судьей, он заговорил о нем со своим товарищем.

Как необходимо всем верующим обладать этим драгоценным сокровищем - страхом перед Господом, чтобы всем сердцем возненавидеть всякий грех и всякое зло. Надо признаться, что в сердцах верующих мало этого страха перед Богом, почему и творятся в церквах Господних дела, которых никогда бы не было, если бы был этот страх перед Господом. Как хорошо, что разбойник на Голгофе затронул этот столь важный для всех детей Господних вопрос - вопрос о страхе Божием. В первые дни христианства этот священный страх перед Богом царил в сердце каждого верующего (Деян. Ап. 2,43).

Разбойник на Голгофе бьет себя в грудь и говорит всем нам об очень важной истине, а именно - что первым шагом в обращении грешника к Богу является сознание своей вины. Он говорит слова глубочайшего смирения: "Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли". Да, именно с сознания своей вины перед Богом начинается истинное покаяние. Вот почему божественной миссией Духа Святого является обличение во грехе (Ев. Иоан. 16,8). Конечно, и разбойнику на Голгофе Дух Святой показал весь его "багряный грех" (Ис. 1, 18). Бия себя в грудь, если можно так выразиться, и признавая во всеуслышание свою великую вину перед Ботом, разбойник перед лицом всего человечества заявляет о Христе: "Он ничего худого не сделал"! Какое смелое свидетельство о невиновности Христа перед лицом тех, которые осудили Его на смерть, то есть перед лицом иудеев и римлян. Как отрадно услышать из уст разбойника такое прекрасное свидетельство о нашем Господе Иисусе Христе!

Разбойник на Голгофе свидетельствует о своей вере во Христа как в Бога. Он говорит распятому, поносимому со всех сторон Христу; "Помяни меня, Господи". Кто же открыл разбойнику Бога в распятом Иисусе? Мы знаем слова 1 Кор. 12,3: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым". Дух Святой открывает нам Христа и как Бога и как Спасителя наших душ. Он открыл и разбойнику во Христе Господа и Спасителя. Прося Христа "помянуть" его в Царствии Своем, разбойник выражает свою веру во Христа как в Спасителя, Который может спасти даже такого страшного грешника, как он.

Разбойник говорит о своей вере в Царствие Христа, хотя во Христе распятом не было видно никаких признаков царя. Вместо царского престола - позорный "реет, такой же позорный, как и крест, на котором висел разбойник. Вместо царственного венка или бриллиантовой короны - чело Его было изранено терниями. Вместо пажей - по обе стороны его были по злодею, во исполнение пророчества: "И к злодеям причтен" (Ис. 53,12). И все же перед разбойником распятый Христос засиял как Царь небесного Царства. Правда, в своем глубоком смирении разбойник не думал о том, чтобы быть "пажом" в Царствии Христа. Он просил только "помянуть" егАто есть предоставить ему самое последнее место в этом Царствии. Он совсем не мечтал о месте в раю, да еще со Христом, да еще сегодня же. И как он был счастлив услышать из уст Христа слова: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".

И, наконец, мы слышим в проповеди разбойника на Голгофе слова о втором пришествии Христа. Он говорит Христу: "Когда (Ты) придешь в Царствие Твое!" Разбойник видит Царствие Христа пока еще впереди, как Царствие, которое грядет. За терновым венком на челе Христа разбойник как бы видит на голове Его "много диадим" (Откр. 19,12). За Его позорным крестом он видит "престол высокий и превознесенный", как описывается в Книге пророка Исайи 6,1. И разбойник верой созерцает Христа, грядущего в славе и занимающего престол Своей славы (Ев. Матф. 25,31). И когда мы слышим все эти слова разбойника на Голгофе, мы вспоминаем слова Христа, которые Он сказал Отцу: "Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам" (Ев. Матф. 11,25). Одним из таких младенцев был и разбойник на Голгофе.

Взирая на крест Голгофы

Евр. 12, 2 - 3

Мы, последователи Христа, призываемся взирать на Него - Начальника и Совершителя веры нашей. Он, родившийся в Вифлееме и проживший тридцать три с половиной года на нашей земле, оставил нам пример, "дабы мы шли по следам Его" (1 Петр. 2,21).

Взирание на Иисуса должно производить три драгоценных плода в нашей христианской жизни. Первый плод: все большее познание Христа. Второй плод: все большую любовь ко Христу. И третий плод: все большее преображение в образ Христа. Художник, рисующий пейзаж, то есть какой-нибудь уголок природы, внимательно присматривается ко всем деталям, ко всем мельчайшим подробностям природы, чтобы точно и правильно изобразить ее на полотне. Вот так и мы должны взирать на Христа, на Его жизнь на нашей земле, чтобы следовать Его примеру во всех случаях нашей собственной жизни.

Но сегодня Слово Божие призывает нас обратить наш взор на Иисуса, Который претерпел крест, и помыслить о претерпевшем такое над Собою поругание от грешников. Крест Голгофы - это последний отрезок земного пути нашего Господа Иисуса Христа, и мы призываемся взирать на крест Голгофы и на распятого на нем Христа и находить в Нем поучения для своей жизни.

Будем же взирать на Христа на кресте, и пусть распятый Спаситель мира производит в нас Свои благословенные действия. В чем же заключаются эти благословенные действия распятого за наши души Христа?

Нам всем грозит опасность стать лаодикийцами, то есть христианами с охладевшей любовью ко Христу. Наш век - век полярного холода в отношении Иисуса Христа и Его великой Голгофской жертвы. И в такой холодной атмосфере так важно всем искупленным детям Господним хранить пламенную любовь ко Христу и горячую благодарность за Его подвиг на Голгофском кресте.

Взирая чаще на Голгофу, на крест Христа, мы сохраним священный огонь первой любви к нашему Искупителю. Атмосфера Голгофской жертвы Христа имеет очень высокую духовную температуру, и постоянное наше пребывание в ней оградит наше сердце от утраты первой любви к Господу.

На нашем жизненном пути мы все встречаемся с людьми, которых нам трудно любить. Они так враждебно, так недоброжелательно относятся к нам. Но есть место, где мы можем учиться любить наших недругов и недоброжелателей, где мы научимся прощать их и молиться за них. Этим благословенным местом является Голгофа. Взирая на Иисуса, окруженного врагами на Голгофе, и слыша Его молитву за них - "Отче, прости им, ибо не ведают, что творят", - мы исполнимся Его духом, духом любви ко всем нашим недругам и недоброжелателям, духом всепрощения и молитвы за них.

Мы можем очутиться на одре болезни и, может быть, особо тяжелой и мучительной болезни. Взирая на Иисуса, пригвожденного ко кресту, мы научимся страдать и переносить все наши боли. Евангелие не говорит нам, болел ли когда-либо Христос физически, лежал ли Он когда-либо на одре болезни. Но на Голгофе Он познал, Он испытал одр болезни, причем самой тяжелой, самой мучительной болезни. Одром Его болезни был крест, не мягкая, чистая постель, а жесткий, деревянный крест.

И как же Он страдал на этом необычном одре болезни? Он страдал без малейшего ропота. Он страдал, думая о других, ища блага другим. Он страдал, являя любовь врагам и друзьям. И, наконец, Своим страданием Он прославлял Бога.

Где дети Божий, которые научились так страдать у своего распятого Спасителя? С наших одров болезней будем устремлять взор на Голгофу, на крест, на страдающего Иисуса, и будем подражать Ему в наших страданиях. Научимся у страдающего на кресте Христа не роптать, как бы ни были мучительны наши страдания. Научимся у страдающего на кресте Христа думать на наших одрах болезни о других. Будем стремиться к тому, чтобы наша болезнь послужила к славе, нашего Господа и чтобы уголок вашей постели в дни болезни сделался уголком света, мира, любви и радости. И всему этому мы можем научиться у подножия креста Христова.

Мы можем очутиться в долине смертной тени. Одр болезни может оказаться для нас и одром смерти, как для нашего Господа Иисуса Христа крест Его страданий стал и долиной смертной тени, долиной смерти. Какое великое дело - умереть так, как умер Христос!

Как же Он умер? Во-первых, перед последним вздохом Он радостно воскликнул: "Совершилось!" Совершено и исполнено дело, ради которого Он пришел на нашу землю, дело спасения грешников. Во-вторых, Он спокойно предал Свой дух Отцу. Мы знаем Его последние слова на кресте: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой!" Взирая на умирающего на Голгофе Христа, пусть и наша смерть будет подобной Его смерти. Пусть на одре смерти наше сердце радостно воскликнет: "Совершилось!" Спасение мое совершилось на Голгофе! На одре смерти пусть будет нашей молитвой молитва умирающего Христа: "Отче, в руки Твои предаю дух мой!"

Распятый Христос отдал ради нашего спасения самое дорогое - Свою жизнь, Свою Кровь. Его жертва зовет и нас к жертвам для славы Его имени. Его Голгофская жертва зовет нас к отдаче для Него нашей жизни и всего, что нам дорого. Кровь свою можно пролить сразу и можно отдать ее капля за каплей. Так и нашу жизнь можно отдать сразу и можно отдавать ее день за днем. Слова апостола Павла - "я каждый день умираю" - говорят именно о такой отдаче нашей жизни Христу - об отдаче ее день за днем. Будем учиться на Голгофе, у умирающего нашего Спасителя, приносить лучшее, что мы имеем, на алтарь Его великого и святого дела.