ПЕРВАЯ
ЗАПОВЕДЬ
Исх. 20, 3
Заповеди, данные на Синае, часто называются "законом Моисеевым". Но это название требует пояснения. Моисей только провозгласил в Синайской пустыне великие слова десяти заповедей. А самые великие заповеди он получил от Самого Бога. В Книге Исход 32, 15 - 16 мы читаем: "И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и "а другой стороне написано было. Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий". И эти заповеди, полученные Моисеем от Бога, являются заповедями вечными и незыблемыми. Они содержат в себе нравственный закон, данный Богом для всех времен и народов.
Необходимо отметить, что эти десять заповедей были даны Богом не в земле Ханаанской, ставшей владением израильского народа, а в пустыне Синайской. Это должно нам сказать о том, что заповеди, данные на Синае, даны Богом не для одного израильского народа, а для всех народов земли, для всего человечества. Они вечны и незыблемы, как говорит о них Христос: "Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона" (Ев. Матф. 5, 18). Христос говорит не об обрядовом, церемониальном законе, данном в Ветхом Завете исключительно израильскому народу и который с разрушением храма в Иерусалиме кончился, но он говорит о вечном нравственном законе, данном Богом в десяти заповедях Синая.
Но, может быть, новозаветный закон любви отменил заповеди Синая? Нет! Новозаветный закон любви, наоборот, содействует исполнению нравственного закона десяти заповедей, почему и сказано в Послании к Римлянам 13, 10: "Любовь есть исполнение закона". Только одно мы должны твердо знать и всегда помнить, что закон десяти заповедей дан Богом не для спасения, а для нашей жизни, угодной Ему. Спасение дает нам смерть Христа за наши грехи на Голгофе, а заповеди Божий помогают нам познавать волю Божию и исполнять ее.
Итак, первая заповедь, данная на Синае, гласит: "Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим". Эта первая заповедь является основой всех десяти заповедей Синая. Будет она исполнена - будут исполнены и остальные девять заповедей. Эта первая заповедь говорит о том, что есть только один Бог - живой и истинный, Которому должно поклоняться и Которого должно любить "всем сердцем и всею душою" (Ев. Матф. 22, 37). Бог один, но люди могут создавать себе множество богов, как об этом говорит история различных религий.
В Риме был пантеон, где были собраны все "боги" народов тогдашнего мира. Это был как бы храм, посвященный всем богам. Наполеон также преследовал мысль - построить в Париже храм для всех религиозных культов земли. А Бог говорит: "Да не будет у тебя других богов!" Как ясно и определенно!
Израильский народ, для которого в первую очередь предназначались десять заповедей Синая, - никогда не отказывался от живого Бога, но его великий грех заключался в том, что он непрестанно впадал в идолопоклонство, то есть заводил себе множество других языческих богов, за что и был наказываем Богом. Только в вавилонском плену он навсегда освободился от этого великого греха.
А как обстоит дело с христианством? Миллионы христиан поклоняются по воскресным дням в своих храмах единому живому Богу, а во все остальные дни они служат "другим богам". Но не будем смотреть на других людей - посмотрим на самих себя. Неужели у нас, верующих в Иисуса Христа как в нашего личного Спасителя, могут оказаться "другие боги"? Христос говорит, что это может быть: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Ев. Матф. 6, 21). Это значит, что любое сокровище может сделаться нашим "идолом", которому мы начнем поклоняться и которое будем любить. Эту опасность, от которой не гарантировано ни одно чадо Божие, имел в виду апостол Иоанн, когда писал верующим своего времени слова: "Дети! Храните себя от идолов" (1 Иоан. 5, 21).
В древности у римлян был бог - Вакх, который считался богом виноделия и которому поклонялись любители хмельного. А разве у современного человечества не занимает большое место культ этого же самого идола Вакха? Ответить на этот вопрос нетрудно, если только посмотреть на миллионы поклонников этого культа.
В древности было и другое божество - богиня любви и красоты Венера, поклонение которой сопровождалось ужасающим развратом. Может быть, это божество ушло в область предания? Один водитель такси в Париже, не зная, что мы, его пассажиры, христиане, сказал нам: "Хотите, я вам покажу ночной Париж?" Ночного Парижа я не видел, но, идя ночью после закончившегося заседания одной конференции по улицам ночного Стокгольма, я убедился, что поклонение богине Венере и сегодня совершается в полной мере.
Все мы знаем печальную историю с золотым тельцом, которого сделал Аарон и о котором израильтяне говорили друг другу: "Вот бог твой, Израиль" (Исх. 32, 4). А разве сегодня нет "золотого тельца", которому, как своему богу, поклоняются многие, в том числе и христиане. Сребролюбие и скупость процветают в сердцах многих верующих, почему апостол Павел и нашел нужным предупредить своего юного друга и соработника на ниве Господней Тимофея об этом опасном пороке, говоря: "Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1 Тим. 6, 10).
А поклонение идолу желудка, богу чрева очень сильно распространено среди людей вообще, а в частности, и среди христиан. В Послании к Филиппийцам 3, 8 - 19 апостол Павел пишет о многих, увы, верующих, для которых бог - чрево, то есть желудок. А молодежь, в том числе и христианская молодежь, не прочь падать ниц перед кумиром моды.
Всякое сокровище, к которому привязалось сердце наше, становится между Богом и нами и делается идолом для нас. Идолом может сделаться для христианина какой-либо человек, к которому привязавшись наше сердце может начать терять из вида Христа. Для верующего юноши таким кумиром может сделаться девушка, и наоборот. Для верующей матери существует опасность поставить на первое место свое дитя, особенно если оно единственное, а Христа на второе место. Словом, идолов, богов много, которые могут завладеть нашим сердцем и отклонить нас от Христа. Вот почему апостол Павел призывает всех детей Божиих к сосредоточению на Боге, "а Иисусе Христе. Он пишет в Первом послании к Коринфянам 8, 5 - 6: "Хотя и есть так называемые боги... так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им".
В нашем сердце не должно
быть места двум богам. В нем должен быть
только один престол, занятый Господом
Иисусом Христом. В пустыне диаволу, который
соблазнял Христа многими сокровищами мира,
наш Спаситель сказал: "Отойди от Меня,
сатана; ибо написано: "Господу Богу
твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Ев.
Матф. 4, 10)"
ВТОРАЯ
ЗАПОВЕДЬ
Иск. 20, 4 -
6
Вторая заповедь имеет большое значение для Церкви Христовой на земле. Если первая заповедь говорит о едином живом Боге и поклонении только Ему, то вторая заповедь говорит о том, как надо поклоняться этому единому Богу. Первая заповедь повелевает иметь в сердце только одного истинного и живого Бога и никаких других богов. Вторая заповедь повелевает поклоняться этому истинному и живому Богу только в духе.
Но что значит поклоняться Богу в духе? Вторая заповедь объясняет нам это очень ясно. Она говорит о том, что поклонение Богу может быть неправильным. Она хочет освободить нас от всего внешнего, материального и формального в нашем поклонении Богу. Противник наш диавол искушает нас не только грубыми, плотскими грехами, - он искушает нас и очень тонкими отклонениями от Слова Божия, как, Haпримеp, служение "другим богам" или неправильное поклонение Богу.
Вторая заповедь призывает нас к тому, чтобы между нашим Господом и нами не встали не только грубые идолы, но даже и то, что является святым и добрым, но не Самим Богом, не Самим Христом. Чтобы нам эта мысль стала понятной, мы возьмем несколько примеров. Вот, например, так называемый "круцификс", то есть изображение Христа на кресте. Это изображение, конечно, говорит нам о дорогой для всех христиан Голгофской жертве Христа. Но вылитое в серебро или золото и ставшее предметом поклонения изображение распятого Христа может встать между живым Христом и нами. Даже драгоценная Книга Библия, переплетенная в роскошный, может быть, серебряный переплет и целуемая верующими с большим благоговением, может стать предметом поклонения вместо Христа, о Котором эта Книга говорит на всех своих страницах.
Возьмем так называемую "хостию", то есть тонкую облатку из пресного хлеба, употребляемую во время причастия в католических церквах. Хостии воздается то же поклонение, что и Самому Христу; перед ней верующие падают на колени, как перед чем-то божественным.
И Церковь Господа нашего Иисуса Христа ставится многими христианами на один уровень со Христом. Многие церковные служители называют церковь "кораблем спасения", но это неверно. Церковь - не корабль спасения и не должна стоять между нами и единственным Спасителем - Христом. Книга Откровения Иоанна описывает нам один случай из жизни апостола Иоанна, когда он был искушен пасть ниц перед ангелом и поклониться ему, и в ответ на это услышал слова ангела: "Смотри, не делай сего... Богу поклонись" (Откр. 22, 9). Это было во время ссылки Иоанна на острове Патмосе.
Все то, о чем мы слышали, запрещает делать вторая заповедь, данная Богом на Синае. Прислушаемся внимательно к ее словам: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им". Чтобы нам правильно понять слова этой второй заповеди, мы должны прочесть также слова апостола Павла, сказанные им в столице Греции Афинах: "Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого" (Деян. Ап. 17, 29). Именно вторая заповедь и эти слова ап. Павла в Афинах породили в истории христианства большое движение, именуемое "иконоборчеством" или "штурмом икон", как оно называется в Германии. Ведь именно в христианстве возникло в самых широких размерах так называемое "иконопочитание", то есть поклонение изображениям Христа, девы Марии и множества праведников - так называемых "угодников", то есть людей, угодивших Богу.
В связи со второй заповедью и словами ап. Павла в Афинах перед нами встает вопрос. Какой? Не запрещают ли вторая заповедь и слова ап. Павла вообще все так называемое изобразительное искусство, то есть искусство рисования, живописи, скульптуры? Может ли христианство .признавать картинные галереи мира? Прав ли был художник, написавший монументальную картину "Явление Христа народу", находящуюся в Третьяковской галерее? Правильно ли поступают дети Божий, которые охотно украшают стены своих жилищ духовными картинами и особенно ликом Христа в терновом венце? Не является ли все это нарушением второй заповеди?
Нет! Вторая заповедь запрещает только делать изображения, предназначенные для поклонения им. Но она не запрещает изобразительного искусства, если оно имеет целью духовное назидание или создание красоты, а также украшение жилищ человека или храмов Божиих. И что это действительно так, мы должны вспомнить, что в святом святых ветхозаветной скинии и Иерусалимского храма были сделаны, по повелению Самого Бога, изображения ангелов. Прочтем об этом повелении Божием в Книге Исход 25, 17 - 22: "...сделай из золота двух херувимов, чеканной работы сделай их на обоих концах крышки. Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края... и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями... а лицами своими будут друг к другу". Обратим внимание на то, с какой подробностью Бог повелевает сделать изображение этих двух херувимов. Значит, Бог не против изобразительного искусства. Но Своей второй заповедью Он решительно запрещает поклонение изображениям и служение им.
Да и разумно ли делать изображения Бога, Которого "не видел никто никогда" (Ев. Иоан. 1, 18)? Моисей в конце своей земной жизни сказал израильскому народу такие слова: "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня" (Втор. 4, 15). Значит, всякое изображение истинного Бога может быть только фантазией художника и человеческим вымыслом. Но, может быть, мы скажем: да, Бога не видел никто никогда, но ведь написано, что "единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ев. Иоан. 1, 18). Это значит, что Христос стал образом невидимого Бога на земле, но только Своим внутренним человеком, а не внешностью, не Своим физическим человеком. Да, внешнего образа Христа мы не имеем. Не было во время Его земной жизни искусства фотографирования, не было и художника, который написал бы Его портрет.
Вот почему Христос в беседе с самарянкой как бы подтвердил вторую заповедь, когда сказал ей: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ев. Иоан. 4, 21 - 24). Как понять эти слова Христа? Самаряне держались своего самарянского храма на горе Гаризим, иудеи поклонялись Богу в своем Иерусалимском храме. Но и один и другой храм были вещественными храмами, где богослужение совершалось в определенной обрядовой форме. Христос говорит самарянке, что для Бога не имеют значения внешние формы богослужения; Ему нужно сердце человека, его дух, его духовный внутренний человек.
Именно поклонения в духе
ожидает от нас невидимый, но пребывающий с
нами Господь. Как же практически
осуществлять такое поклонение живому и
истинному Богу - поклонение в духе? Закрывая,
например, во время общения с Богом наши
физические глаза, мы отключаемся от всего
видимого и вещественного мира, отключаемся
от всякого изображения, и только наше
сердце предстает пред живым Богом, пред
Господом нашим Иисусом Христом. Христос
говорит: "Се, Я с вами во все дни" (Ев.
Матф. 28, 20). Одна молодая сестра поведала мне,
что она собирается выйти замуж, и при этом
она вынула из своего ридикюльчика
фотокарточку и сказала: "Вот мой жених, но
он сейчас далеко". А я подумал: когда
приедет твой жених, ты не будешь жить его
фотографией, ты будешь иметь общение с ним
самим, с своим живым другом. Таким должно
быть наше общение с живым Богом и с нашим
воскресшим Господом Иисусом Христом -
общение в духе, без каких бы то ни было
вещественных начал. К такому общению с
Богом и призывает нас вторая заповедь.
ТРЕТЬЯ
ЗАПОВЕДЬ
Исх. 20, 7
"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно". Так гласит третья заповедь. Об этой заповеди надо сказать, что она нарушается больше всех других заповедей Божиих в жмени христиан. К этой заповеди дети Божий относятся особенно невнимательно, и нарушения ее совершаются ими изо дня в день. Но, может быть, это преувеличение? Рассмотрим же внимательно эту великую и столь необходимую для Церкви Христовой заповедь. Разбирая ее, мы должны прежде всего вспомнить молитву Господню "Отче наш" и слова в ней: "Да святится имя Твое" (Ев. Матф. 6, 9). Много толкований дано на эти слова молитвы Господней. Но нет сомнения, что мы вое согласимся с тем, что эти слова - "да святится имя Твое" - призывают нас возвеличивать имя Господне и прославлять Его.
И как пример такого возвеличения и прославления имени Господнего стоят перед нами представители ангельского мира - серафимы, о которых мы читаем в Книге пророка Исайи 6,2 - 3: "Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый из них лицо ,свое... и взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!"
"Господь Саваоф" - это одно из ветхозаветных имен Бога. "Иегова" - это другое из ветхозаветных имен Господа. И это имя Господне так велико и свято, что даже серафимы вынуждены закрывать свои лица перед величием и святостью этого имени. А на земле? Как уничижается и как бесславится имя Господне произнесением его всуе. В Новом Завете Бог не именуется ни Иеговой, ни Саваофом, но Он именуется или "Богом", или "Господом", или "Господом Иисусом", или "Господом нашим Иисусом Христом". Которое же из этих имен Божиих произносится "напрасно" или употребляется "всуе" (Притчи 30, 9)? Два имени: Бог и Господь!
Что же означает произносить имя Господне напрасно? Это значит: произносить его при всяком пустяке, при мелких, ничтожных обстоятельствах, произносить его на каждом шагу: "Ах, Господи! О, Господи! О, Боже мой!" И так далее. Мы часто произносим имя Господне в момент недовольства чем-либо, в момент гнева, в момент страха, в момент неудачи, в момент растерянности или неожиданности. Сколько же таких разных моментов в нашей жизни каждый день! И почти во все эти моменты из наших уст вырывается слово: "Господи! Боже!" Разве это не напрасное произнесение великого и достославного имени Божьего? И кто не повинен в этом грехе? Кто не отступил от этой великой третьей заповеди? Скажем в глубоком смирении пред Господом: мы все отступники от этой заповеди!
Мы, может быть, скажем в свое оправдание: ведь это только привычка! А Слово Божие говорит: нет! Это нарушение определенной, Богом данной заповеди, которая гласит: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно". Это не только привычка - это великий грех, который не останется без наказания! Так говорит в этой Своей заповеди Господь. Мы должны освободиться от произнесения имени Господнего на каждом шагу, при всяком пустяке. Мы должны объявить войну этому ежедневному греху в нашей жизни! И с помощью Господней мы победим его!
Напрасным произнесением имени Божьего является также и так называемая божба. Мы знаем, как распространена среди людей божба, то есть призывание Бога в свидетели при нужном и ненужном случае. А как часто призывается Бог в свидетели при явной лжи, при явной неправде. Мы знаем, что этот грех совершил даже апостол Петр. Мы читаем в Ев. Матф. 26, 74: "Тогда он (Петр) начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека", то есть Христа. Подумайте только: Петр призывает Бога в свидетели, что он не знает Христа! Божбе не должно быть места в Церкви Христа, ибо это является явным нарушением третьей заповеди. Даже если мы говорим истину, а нам не верят, надо избегать божбы, не надо всуе призывать Бога в свидетели.
Напрасным произнесением имени Господнего является частое употребление слова "Господь", в то время как жизнь наша не соответствует учению Христа. В таком случае частое употребление имени Господа является самым настоящим лицемерием. Христос говорит очень ясно, что многие злоупотребляют Его именем, произнося его своими устами на каждом шагу, а своей жизнью, своими делами они бесславят его. Посмотрим, как говорит об этом Христос в Ев. Матф. 7, 21 - 23: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" (Вот сосчитать бы, сколько раз они произнесли имя Господне!).
Но послушаем, что говорит Христос: "И тогда объявлю им: Я иикогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". Как важно, чтобы не только наши уста говорили о Боге, но и наша жизнь и наши дела. Автор книги "Путешествие пилигрима в небесную страну" Джон Буньян повествует о встрече христианина с "краснобаем", который много наговорил красивых христианских слов, но все они оказались пустыми словами, не подкрепленными христианской жизнью.
Сохрани Господь наши церкви от "краснобаев", красиво говорящих, но плохо и некрасиво живущих. Все же их весьма много среди христиан.
Напрасным произнесением имени Господнего является и употребление слова "Господь" для возвышения себя среди верующих, с целью показать свою особую духовность, с целью вырасти в глазах окружающих нас братьев и сестер по вере. Христос говорит: "Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть" (Ев. Матф. 6, 27) ? Духовный рост, по словам Христа, происходит так же постепенно, как рост физический: "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Ев. Марк. 4, 28). А мы, находясь в обществе детей Господних, можем пожелать сразу вырасти "на один локоть" в их глазах. И думаем, что в этом нам может помочь более частое произнесение слова "Господь". Увы, многие из нас сделали мерилом духовного состояния того или другого христианина слово "Господь": если он его употребляет часто, значит, это истинный христианин, а если редко, то в его христианстве можно сомневаться. При этом мы забываем третью заповедь, гласящую: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно", которую, может быть, стремится исполнять именно тот христианин, которого мы оцениваем как "недуховного" и именно за то, что он не злоупотребляет именем Господним. И здесь надо снова вспомнить слова Христа, Который говорит, что не всякий, произносящий слово "Господь", "Господь", войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет Его божественную волю.
И, наконец, напрасным произнесением имени Господнего является приписывание нами Господу наших собственных измышлений и наших собственных действий. Как часто мы говорим: Господь открыл... Господь указал... Господь вел... Господь дал... Господь сделал... Господь исполнил... А потом оказывалось, что все было от нас самих, все, что мы приписывали Господу, было нашим человеческим желанием, человеческим планом, человеческим действием.
Как же нам распознавать, что есть Божие и что человеческое в нашей жизни? Только Слово Божие может дать ответ на этот вопрос. Приписывая многое в нашей жизни Господу, мы делаем это в отрыве от Слова Божия. Мы можем дойти до фанатизма, приписывая движения нашего человеческого ума и сердца действиям Господа и Духа Святого. И в результате: тысячи ошибок, в которых виновны мы сами. Чтобы нам их не делать, мы должны руководствоваться только Словом Божиим.
Как много христиан, которые полны самодовольства. Слыша о различных грехах, или читая о них в Слове Божием, или перебирая их в сердце своем, они говорят: слава Богу, мы свободны от всех этих грехов. И под их головой - подушка, подушка самоуспокоения, на которой они в своем самодовольстве сладко почивают. Как хотелось бы, чтобы третья заповедь послужила будильником для всех самодовольных христиан и показала им, что и они виновны пред Богом в нарушении этой великой заповеди. А если мы виновны в нарушении одной заповеди, то мы виновны в нарушении закона Божия, воли Божией вообще (Иак. 2, 10), ибо воля Божия неделима.
ЧЕТВЕРТАЯ
ЗАПОВЕДЬ
Исх. 20, 8 -
11
Четвертая заповедь гласит: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему". Чтобы понять четвертую заповедь, данную Богом на Синае, мы должны знать, что слово "суббота" - слово не русское, а происходит от еврейского слова "шаббат", что означает: покой. Значит, на еврейском языке заповедь четвертая точно гласит так: "Помни день покоя... шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - день покоя - Господу Богу твоему".
Впервые в Библии с седьмым днем как днем покоя мы встречаемся в связи с повествованием о сотворении Богом мира в Книге Бытие 2,1 - 3: "Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал".
Во второй раз мы встречаем в Библии седьмой день как день покоя в связи с собиранием "манны". Мы читаем в Книге Исход 16, 26: "Шесть дней собирайте его; а в седьмый день - .суббота; не будет его в этот день".
В третий раз мы встречаем в Библии седьмой день как день покоя в связи с четвертой заповедью, данной Богом на Синае. Можно предположить, что у израильского народа день субботний как день покоя был установлен в память выхода из Египта, как мы читаем в Книге Исход 13, 3: "И оказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства". После трудного, требовавшего большого усилия и напряжения труда в Египте, Господь дал Своему народу день покоя и повелел "святить" его.
Почему же Церковь Христа в Новом Завете стала святить первый день недели, то есть воскресный день как день покоя? Потому что воскресение нашего Господа Иисуса Христа совершилось в первый день недели, как мы читаем в Ев. Лук. 24,1 - 3: "В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они (жены-мироносицы) ко гробу... и вошедши не нашли Тела Господа Иисуса". Если Моисей вывел ветхозаветный народ Божий из египетского рабства в седьмой день, то есть в субботу, то воскресший Христос вывел Свой народ из греховного рабства в первый день недели, то есть в день Своего славного воскресения. Вот почему апостольские церкви святили первый день недели, то есть воскресенье, а не седьмой день - субботу. Прочтем в доказательство этого несколько мест из Нового Завета.
Первое воскресное собрание учеников Христовых описывается в Ев. Иоан. 20, 19 - 24: "В первый день недели вечером... пришел Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам!" В Книге Деяний Апостолов 20, 7 - 12 описывается собрание с хлебопреломлением в г. Троаде: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба..." В Первом послании к Коринфянам апостол Павел дает в 16 главе, стихи 1 - 2, указание делать сборы для святых в первый день недели: "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние". Апостол Иоанн был на острове Патмосе в духе именно в день воскресный (Откр. 1, 10).
По примеру апостольских церквей и мы чтим и святим первый день недели, то есть воскресный день - в память воскресения Иисуса Христа, которое дало нам оправдание и освобождение от греховного рабства. Но если бы в какой-либо стране был установлен другой день, освобождающий тружеников от работы, то христианство превратило бы этот другой день покоя в "день Господень" и посвятило бы его Господу так же, как израильский народ посвятил субботу Господу и как посвящает сегодня Церковь Христа воскресный день Господу. Ведь заповедь Божия гласит: "Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему". Важно, чтобы один день в неделю был у нас отданным Господу на служение.
Что же значит помнить и святить день покоя? От правильного понимания этого вопроса зависит правильное соблюдение дня покоя. В день покоя мы не должны делать дела, которые можно сделать в другое время. Но это не значит, что мы не должны делать дела, без которых нельзя или трудно обойтись в день покоя. Какие это дела, без которых нельзя обойтись в день покоя, - это должен решить лично каждый. Например, оставить без ухода больного, лежащего дома или в больнице, - это не будет соблюдением четвертой заповеди о дне покоя. Нет, мы должны заняться больным в день покоя даже лучше и прилежнее, чем в любой другой день недели.
В Новом Завете не перечисляются дела, которые можно делать и которые нельзя делать в день покоя, как это, например, мы видим в Ветхом Завете в отношении субботы. В субботу было определенно запрещено собирание манны (Исх. 16, 26), зажигание огня (Исх. 35,3), может быть, из-за трудностей собирания дров в безлесной пустыне. Было запрещено удлинять установленный "субботний путь". В Новом Завете нет указаний, чего нельзя делать в день покоя. Но зато есть точные указания, что можно и должно делать в день покоя.
Прежде всего, мы должны быть "в духе" в день покоя, как был в духе апостол Иоанн в день воскресный на острове Патмосе. Остановимся на этой важной мысли. Быть в духе в день покоя - это значит сосредоточить внимание на своем внутреннем духовном человеке. Это значит дать нашей душе хорошую духовную пищу. Эта пища дается в наших домах молитвы, поэтому посещение богослужений в день покоя является лучшим средством для проявления заботы о нашем внутреннем человеке. В одной сельской общине один брат крестьянин часто пропускал воскресные богослужения, но он никогда не пропускал воскресного базара, чтобы сбывать свои продукты. Мог ли этот брат находиться "в духе в день воскресный"? Конечно, нет.
Если мы не смогли быть в воскресный день в доме молитвы, то дадим нашей душе духовную пищу в домашней обстановке - путем чтения Слова Божия, а также другой духовной литературы. Мы знаем, что Христос посещал в синагогах богослужения, которые происходили там в субботние дни. Слово Божие говорит и нам: "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай" (Евр. 10, 25).
Но день покоя не означает день бездеятельности. День без всякой деятельности - это самый пустой день, самый скучный день в нашей жизни. Святить день покоя - это значит: наполнить его святыми делами. Посмотрим на Христа, как Он проводил субботние дни, которые были днями покоя у израильского народа. Прочтем Ев. Лук. 13, 10 - 16: "В одной из синагог учил Он в субботу; там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же Дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?"
Прочтем еще одно место Писания - Ев. Иоан. 5, 5 - 16: "Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи... Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи... И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу".
Вот как учил нас Христос проводить день покоя: не в бездеятельности, а в делании святых дел по Его примеру - дел любви и милосердия. Много больных, прикованных к постели, ожидают посещения и утешения. Будем следовать примеру нашего Господа Иисуса Христа: пойдем к ним с чувством любви и сострадания и со словами утешения и ободрения. И это будет лучшим соблюдением наших дней покоя. Именно в этом смысл четвертой заповеди, данной Богом на Синае.
ПЯТАЯ
ЗАПОВЕДЬ
Иск. 20, 12
Пятая заповедь гласит: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". При рассмотрении первых четырех заповедей мы видим, что они говорят о нашем отношении к Богу. Первая заповедь говорит нам о том, что существует только один Бог и других богов нет. Вторая заповедь говорит о том, как надо поклоняться нашему единому Богу, а именно - в духе, без всего внешнего и видимого. Третья заповедь запрещает легкомысленное отношение к имени Божьему. Четвертая заповедь повелевает один из семи дней недели иметь днем покоя и посвящать его Богу. Начиная с пятой заповеди, Бог говорит нам о нашем отношении к людям.
В пятой заповеди Бог ставит перед нами самых близких к нам людей - наших родителей и говорит, как мы должны относиться к ним: "Почитай отца твоего и мать твою". Слово "почитай" содержит в себе многое. Мы, может быть, думали до сего времени, что почитать отца и мать означает, в основном, послушание им, и если такое послушание оказывается детьми родителям, хотя бы даже из страха перед наказанием, то пятая заповедь исполняется. Но почитать отца и мать - это нечто большее, чем только послушание. Почитать родителей - это значит любить их, быть благодарными им, проявлять заботу и попечение о них, помогать им во всем и делить с ними все их горести и радости. Смотрите, какой круг обязанностей раскрывает перед нами пятая заповедь в отношении к нашим родителям. Кто не почитает отца своего или мать свою в самом широком смысле этого слова, тот едва ли является добрым христианином или доброй христианкой. Отец и мать, так много перенесшие трудностей в попечениях и заботах о своих детях, достойны почитания со стороны своих детей, и платить им черной неблагодарностью - это, конечно, является нарушением воли Божией, выраженной так ясно в пятой заповеди. Сколько трудностей несут особенно матери при заболевании своих детей. Малейший стон больного сына или дочери уже заставляет мать встать с постели, лишает ее сна и покоя. Как бы низко ни пали сын или дочь, мать никогда не отвернется от них.
Какой же христианин или христианка захотят платить черной неблагодарностью своим родителям за такую их любовь? Не будем обманывать себя, говоря, что мы любим Бога, не имея при этом любви к своему отцу или матери.
Для нас, конечно, дороже всего пример Христа во всем, в том числе и в исполнении Им пятой заповеди. Мы читаем о двенадцатилетнем Христе в Ев. Лук. 2, 51: "И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них", - то есть в повиновении у Своих родителей. Но вот Христу более тридцати лет. Он пригвожден ко кресту... У подножия Его креста стоит плачущая Его мать... Оружие скорби пронзило ее материнское сердце, как предсказал ей об этом некогда старец Симеон. Как ни страдал на кресте Сам Христос, - Он не мог не проявить сыновней любви и благодарности к Своей одинокой матери. И вот, с креста Голгофы раздаются Его слова, направленные к Иоанну: "Се, матерь твоя" (Ев. Иоан. 19, 27). Иоанн понял значение этих слов распятого Христа, и с этого времени он взял ее к себе.
А как строго порицал Христос фарисеев и книжников за пренебрежение пятой заповеди. Прочтем Его слов в Ев. Марк. 7, 10 - 13: "Моисей сказал: "почитай отца своего и мать свою"; и: "злословящий отца или мать смертью да умрет". А вы говорите: кто скажет отцу или матери: "корван, то есть, дар Богу - то, чем бы ты от меня пользовался", - тому вы попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя Слово Божие преданием вашим, которое вы установили".
Нас может удивлять обетование Божие, связанное с пятой заповедью. Как же гласит это обетование? "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле". Долголетие, которое Бог связывает с исполнением пятой заповеди, станет нам понятным, если мы будем знать, что за нарушение пятой заповеди в израильском народе полагалась смерть, как мы читаем в Книге Исход 21, 17: "Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти". Очень ярко говорит Соломон в своих притчах о результате нарушения пятой заповеди: "Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы" (Пр. 20, 20).
Если мы возьмем обетование, данное Богом в Новом Завете, то с почитанием отца и матери связывается получение блага от Господа, как мы читаем в Послании к Ефесянам 6, 2: "Почитай отца и мать", это - первая заповедь с обетованием: "да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". Почему же Господь обещает благо почитающим отца и мать? Потому что благо - это благословение Божие, которое сопровождает всякого, кто исполняет волю Божию.
Обратим теперь внимание на двух сыновей, о которых говорит Библия. Имя одного - Иосиф. Имя другого - Авессалом. Иосиф переселил своего престарелого отца в Египет. В Египте Иосиф занимает после фараона первое место. У него на шее золотая цепь, а на руке перстень фараона. Но вот Иосиф получил сообщение, что отец его уже прибыл в Египет. Этот великий в Египте сановник, облеченный в белую шелковую одежду, садится в свою царственную колесницу и едет навстречу своему пастуху отцу. Увидев отца, Иосиф пал ему на шею и долго плакал на шее его (Быт. 46, 29). Иосиф не постыдился привести своего отца во дворец фараона и представить его властелину Египта (Быт. 47, 7 - 10). Вот образец сына, исполняющего пятую заповедь. Но вот и другой сын - образец нарушителя пятой заповеди. Мы все знаем печальную историю Авессалома - сына Давида, восставшего против отца. Послушаем беседу Ахитофела с Авессаломом: "И сказал Ахитофел Авессалому: выберу я двенадцать тысяч человек, и встану и пойду в погоню за Давидом в эту ночь. И нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя. И всех людей обращу к тебе... И понравилось это слово Авессалому" (2 Цар. 17, 1-4).
А как отец относился к восставшему против него сыну? Давид приказал своим военачальникам: "Сберегите мне отрока Авессалома.
И все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе" (2 Цар. 18, 5). Но вот началось сражение. "И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба, и повис между небом и землей, а мул, бывший под ним, убежал... Иоав... взял в руки три стрелы, и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе... и взяли Авессалома и бросили его в лесу в глубокую яму" (2 Цар. 18, 1 - 17). А Давид? Узнав о смерти сына, "пошел в горницу... и плакал... и говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой!" (2 Цар. 18, 33).
Чтобы нам еще лучше понять значение пятой заповеди о почитании родителей, необходимо отметить, что понятие отца и матери нельзя ограничить только отцом и матерью, от которых мы родились. Это понятие отца или матери должно быть у нас шире. Оно должно включать в себя всякого человека, кто старше нас физическим или духовным возрастом, кто выше нас познанием или опытом, кто занимает начальствующее положение в церкви или в народе. Тогда только мы поймем величайшее значение пятой заповеди как для христианства, так и для всего человечества.
Вспомним Давида, который видел в царе Сауле помазанника Божьего и уважал его как такового, хотя знал, что скоро его царствование кончится, и он займет престол его. Посмотрим, как Давид выполнял пятую заповедь не только в отношении своих родителей, но и в отношении царя Саула. Прочтем 1 Цар. 24, 5 - 12: "И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: "вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно". Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него; ибо он помазанник Господень... потом Давид вышел из пещеры и закричал вслед Саула: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу: ...отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей, я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил". Давид видел в Сауле не только помазанника Господня, но и отца своего. Вот образец исполнения пятой заповеди для всех детей Господних!
Кто мы с вами: Авессаломы или Давиды в отношении пятой заповеди? Вот перед нами апостол Павел. Он стоит посреди синедриона. Первосвященник Анания приказал бить его по устам... тогда Павел сказал ему: "Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ...предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братья, что он первосвященник, ибо написано: "начальствующего в народе твоем не злословь" (Деян. Ап. 23, 1 - 5).
Как мы далеки от Давида и Павла! Как мы
мало способны почитать наших земных отцов и
матерей, а также и наших духовных отцов и
матерей. Как мало у нас уважения и почтения
к служителям Господним, даже к старцам,
убеленным сединою. Забываем мы порой и о
почтительном отношении к начальствующим в
народе.