ДВА РОДА
СОКРОВИЩ
Ев. Матф. 6, 16 - 24
В Нагорной проповеди Христос говорит также и о посте. Что означает пост? Пост - это добровольное воздержание от пищи. Как Ветхий, так и Новый Завет содержат много мест, говорящих о посте. В Ветхом Завете были посты, которые соблюдались всем израильским народом. И были посты, которые налагали на себя отдельные лица, как, например, Неемия или псалмопевец Давид. Постящиеся отличались своим внешним видом: они одевались во вретища и посыпали пеплом свои головы (Неем. 9, 1).
В вавилонском плену пост у израильского народа превратился в пустую форму и в средство для самовосхваления, и Господь обличал через пророков Свой народ за такие посты. Мы читаем у Зах. 7, 5: Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? Для Меня ли? В дни Христа ученики Иоанна Крестителя и фарисеи постились много, как мы читаем в Ев. Матф. 9, 14: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? Фарисей в притче Христа говорит в своей молитве в храме: Пощусь два раза в неделю (Ев. Лук. 18, 12). Эти слова мог бы повторить каждый фарисей.
Что же говорит Христос о посте? Он говорит: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое ... Христос говорит Своим ученикам, чтобы они постились без всяких вретищ и без пепла на голове; наоборот, они должны умыться и причесаться, помазав голову свою, то есть не выделяться среди людей своим внешним видом. Христос не отменил для Своих учеников поста, потому что Он придает ему большое значение. Но Христос и не сделал его обязательным для Своих учеников, потому что Он знал, что на земле будут миллионы недоедающих людей, которые и без поста будут полуголодными и истощенными и для которых пост был бы очень мучительным. Вот почему среди заповедей Христа нет заповеди о посте.
В чем же Христос видит значение поста? Мы знаем слова Христа, которые Он сказал Своим ученикам, когда они не могли изгнать беса из несчастного отрока: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Матф. 17, 21). Христос хочет сказать, что пост усиливает молитву.
Пост без молитвы не имеет духовного значения. Он всегда должен быть соединен с молитвой.
Так мы читаем об Анне-пророчице, что она постом и молитвою служила Богу (Ев. Лук. 2, 37). Церковь в Антиохии, избирая Савла и Варнаву на служение, совершила пост и молитву (Деян. Ап. 13, 3). Пресвитеры в апостольских церквах ставились на служение с постом и молитвой (Деял. Ап. 14, 23).
Словом, перед каждым духовным подвигом, перед каждым трудным шагом в нашей жизни Слово Божие рекомендует молитву с постом. И это должно быть понятно, поскольку пища, особенно обильная, делает нас сонливыми и вялыми, а для усиленной молитвы требуется пламенный дух.
Христос говорит о двух родах сокровищ. О сокровищах на земле, где их истребляют моль и ржа и где их крадут воры. И о сокровищах на небе, где им не грозит никакой опасности. Христос не только говорит о сокровищах, но и об их притягательной силе: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Христос е против материального благополучия, но Он против порабощения нашего сердца маммоной, то есть богатством. Он не сказал ни Лазарю, ни Марии, ни Марфе, чтобы они ликвидировали свой дом в Вифании, так как видел, что их сердца не привязаны к нему. Но богатому юноше Он сказал: Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Ев. Матф. 19, 21). Сердце юноши было отдано его богатству, почему он и отошел от Христа с печалью (Ев. Матф. 19, 22).
Мы знаем, что у Христа было два богатых ученика: Никодим и Иосиф из Аримафеи (Ев. Матф. 27, 57). Их материальное благополучие не помешало им отдать свое сердце Христу и избрать Его своим сокровищем. Но, как правило, трудно богатому войти в Царство Небесное, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Ев. Матф. 19, 23 - 24). Так сказал Христос, и практика жизни подтверждает это.
Что же представляет из себя сокровище на небе? Ап. Петр в своем Первом послании 1, 4 говорит о наследстве нетленном, чистом, неувядаемом, хранящемся на небесах для детей Господних. О сокровище на небесах ап. Павел говорит в Ефес. 3, 8 как о неисследимом богатстве Христовом. Вот чем мы должны обогащаться: неисследимым богатством Христа! Вот наше золото (Иов. 22, 25) и наша драгоценная жемчужина (Ев. Матф. 13, 45 - 46) - Христос и Его неисследимое богатство. Если наше сокровище будет во Христе, то и наше сердце будет в Нем.
Христос дал нам небольшую, но очень важную притчу о глазе. Он говорит: Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. При здоровом и чистом глазе все светло вокруг нас и внутри нас. И наоборот: при больном катарактой или засоренном глазе - как темно вокруг нас и внутри нас. Есть у нас и другой глаз, другое око - духовный глаз, это наше сердце, которым мы можем видеть нашего Господа и о котором Христос сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Ев. Матф. 5, 8). Когда мы видим Бога, когда мы видим нашего Господа Иисуса Христа, - все светло вокруг нас и внутри нас. И наоборот: Как скучно на сердце тогда, когда мы не видим Христа.
Перед нами серьезный вопрос: что затуманило наш сердечный взор, что засорило и загрязнило наше сердце, что мы перестали видеть Христа так, как видели Его раньше? Какая катаракта заслонила от нас красоту Христа и погрузила нас в какую-то духовную тьму? Что бы это ни было, пойдемте ко Христу, нашему великому Врачу, у Которого есть глазная мазь , которую Он предложил ангелу Лаодикийской церкви, из-за своего духовного охлаждения ставшему плохо видеть Христа, Христос говорит ему: ...глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Ведь наша задача: совершать наш земной путь, взирая на... Иисуса (Евр. 12, 2). А для этого необходимо чистое сердце.
БЛАГОСЛОВЕННАЯ
ЗАБОТА
Ев. Матф. 6, 25 - 34
Христос в Нагорной проповеди указывает на две опасности, угрожающие духовному благополучию Его учеников. Это, с одной стороны, отдача сердца маммоне , и, с другой стороны, погружение сердца в заботы. И трудно сказать, что больше удаляет нас от Христа: увлечение богатством или нескончаемые заботы. Христос предупреждает Своих последователей бояться и одного и другого.
Он говорит: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? Не заботьтесь ... что хочет Христос сказать этими словами? Призывает ли Он Своих учеников к беспечности, к неучастию в повседневном труде, к сидению сложа руки?
Нет! Христос не может к этому призывать. Священное Писание, наоборот, призывает всех людей к труду. Соломон говорит в Еккл. 2, 10 о радости труда: Сердце мое радовалось во всех трудах моих. Ко всем ленивцам Слово Божие обращает такой призыв: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым... Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя и. нужда твоя, как разбойник (Пр. 6, 6 и 9 - 11). В Послании к Ефесянам 4, 28 ап. Павел пишет: Трудись, делая своими руками полезное. А в 2 Фее. 3, 10 мы имеем всемирно известные слова: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Вот что Слово Божие говорит о труде.
Что же означают тогда слова Христа: Не заботьтесь... что вам есть и что пить... и во что одеться ? Эти слова Христа направлены против двух великих пороков - чревоугодия и погони за модами, чем страдают тысячи людей. Культ желудка и культ моды - вот чему не должны поклоняться ученики Христа. Христос обращает наше главное внимание на душу, говоря о ней как о нашей жизни, и на тело как на драгоценный инструмент в нашей жизни. Христос хочет, чтобы наша жизнь была посвящена великому делу строительства Царствия Божия и чтобы наше тело было инструментом в этом великом строительстве. Словом, мы живем на земле не для того, чтобы вкусно и обильно есть и роскошно одеваться, а едим и пьем и одеваемся, чтобы жить для Бога и Его вечного Царствия. К сожалению, существует множество людей, о которых можно сказать словами ап. Павла к Фил. 3, 19: Их бог - чрево, то есть желудок.
Христос обращает внимание Своих учеников на природу. Он говорит: Взгляните на птиц небесных... Отец ваш Небесный питает их...; Посмотрите на полевые лилии... Бог одевает их... Христос не говорит о беспечности птиц, наоборот, птицы очень усердны в искании пищи; они не сидят на ветвях деревьев и не ждут, когда им поднесут пищу, нет, они находятся в движении с раннего утра. Но царство птиц и царство животных вообще не знает культа желудка, поклоняться культу желудка способен только человек. Животный мир живет инстинктом, вложенным в него Творцом. И этот драгоценный дар Творца - инстинкт, то есть безотчетное побуждение делать то, что нужно для сохранения жизни, животный мир использует спокойно и естественно.
Мы, люди, обладаем более высоким даром, чем инстинкт, - мы обладаем разумом и поэтому должны очень разумно относиться к жизни как к самому дорогому сокровищу, которым мы обладаем.
А растительный мир: цветы, травы, деревья? Они не обладают, как животные, способностью передвигаться и искать себе пищу. Но великий Творец посылает им росу, дождь и солнечные лучи, и вложил в каждое растение настоящую химическую лабораторию, которая таинственным образом, незримо, перерабатывает все вещества, получаемые растением, в крахмал, необходимый для его питания. Христос говорит, что растительный мир одет красиво, так красиво, что и Соломон во всей славе своей не одевался так. Но все это совершается в природе совершенно естественно, без всякого культа моды, на который способны только люди.
Призывая Своих последователей не поклоняться культу желудка и культу моды, Христос призывает их к одной заботе, действительно благословенной заботе. Он говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Царствие Божие и правда Его должны быть главной целью жизни и основной заботой каждого ученика и каждой ученицы Христа. Вспомним, что сказал Христос суетливой Марфе в Вифании: Марфа, Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Ев. Лук. 10, 41 - 42). Каждый человек сосредотачивается на чем-нибудь особо. Как мы должны быть благодарны Христу, что Он указал нам так ясно и определенно, а чем мы должны быть особенно сосредоточены. А именно: на Его Царствии!
Но что значит Царствие Божие, Царствие Христа? Не будем думать об этом славном Царствии территориально, то есть в смысле какого-то пространства, а будем думать о нем персонально, то есть как об определенной личности. И этой Личностью является Сам Христос!
Он, Христос, является сущностью и всем содержанием Царствия - Божия. И поэтому мы должны быть сосредоточены, главным образом, на Христе. Это не значит, что мы должны повернуться спиной к человечеству и ко всем достижениям культуры. Евангелие говорит, что Бог возлюбил мир, то есть человечество (Ев. Иоан. 3, 16), и Евангелие говорит, что Бог во Христе примирил с Собою мир, то есть человечество (2 Кор. 5, 19).
Как же мы можем стоять спиной к искупленному Христом человечеству? Нет! Мы должны стоять к человечеству лицом, но смотреть на все мы должны через Христа. Другими словами: Христос прежде всего, а затем уже все остальное. Апостол Павел в Кол. 1, 18 ставит перед всеми верующими великий и драгоценный лозунг: Ему (Христу) во всем первенство!
Не заботьтесь о завтрашнем дне... Этими словами Христос хочет научить Своих учеников спокойно и уверенно смотреть в будущее, в завтрашний день. Ведь будущее наше, завтрашний день наш - это не что иное, как Сам Христос. На каждом повороте нашего пути мы видим Христа, и что бы ни выпало на нашу долю завтра - с нами будет Христос. В этом наша вера: Что б ни случилось, радостен дух: вечно со мною Пастырь и Друг !
НЕ
СУДИТЕ...
Ев. Матф. 7, 1 - 11
Не судите, - говорит Христос Своим ученикам, - да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Вникнем в эти слова Христа и поймем, что Он хочет ими нам сказать. Не будем думать, что Христос хочет, чтобы мы закрывали наши глаза на недостатки наших ближних, чтобы мы были равнодушны ко греху и злу, окружающим нас, или чтобы мы не обличали друг друга. Апостол Павел пишет в Ефес. 5, 11: Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Иоанн Креститель обличал царя Ирода в его великом грехе прелюбодеяния (Ев. Матф. 14, 4). Ап. Павел обличил ап. Петра в лицемерии (Гал. 2, 14).
Так что же означают слова Христа: Не судите. Эти слова являются великим предостережением для всех учеников Христовых, а именно: указывая на недостатки ближних, никогда не забывать о своих собственных недостатках! Словами не судите Христос запрещает Своим ученикам садиться на судейское кресло и делаться судьями своих ближних. Словами не судите Христос предостерегает ас от опасности - на фоне черных пятен наших ближних возвышать себя и исполняться гордостью и самомнением. Эта великая опасность угрожает всем верующим во Христа Иисуса, и многие дети Божий, увлекаясь очищением других, забывают о своей собственной нечистоте, о своих собственных темных пятнах.
Слава Христу, что Он дал нам эту святую заповедь: Не судите, то есть: не делайте своего ближнего ничтожным и презренным, а себя большими и достойными уважения. Христос хочет сказать всем Своим ученикам: не делайтесь контролерами своих ближних, своих братьев и сестер по вере, чтобы вам не потерять из вида своих собственных бесчисленных недостатков. Занятие нами судейского кресла ведет нас, детей Господних, к опаснейшему греху в нашей христианской жизни - к фарисейству. Тысячи детей Божиих, незаметно для себя, превратились в больших и малых фарисеев, и, сделавшись таковыми, они подвергнутся строжайшему суду Божьему. Христос говорит: Каким судом судите, таким будете судимы!
Чтобы отучить Своих учеников от любимого ими занятия - судить других, - Христос приводит Свою замечательную притчу о сучке и бревне. Он говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе е чувствуешь? Что означают эти слова Христа? Они означают, что на недостатки наших ближних мы смотрим через увеличительное стекло, а на свои недостатки мы смотрим через уменьшительное стекло. Разве это не так! Не удивительно поэтому, что недостатки наших братьев и сестер по вере кажутся нам бревнами, а наши собственные недостатки превращаются не только в сучья, но даже в крошечные сучочки, которые перестают нас беспокоить.
Этой притчей о бревне и сучке в глазе Христос призывает всех Своих учеников заниматься прежде всего самими собой: своими недостатками и несовершенствами и оплакивать их пред Богом; осуждать прежде всего самих себя; кидать камни прежде всего в самих себя. Такова воля нашего Господа Иисуса Христа. Но мы не послушны этой воле Христа, мы отступаем от Его слов, занимаясь прежде всего судом над другими и бросанием камней в других. В этом грехе мы все повинны!
Стремясь к освящению, будем прежде всего сами идти путем освящения и очищения. Вынь, - говорит Христос, - прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего . Путь освящения и очищения приведет нас не к суду над нашим ближним, а к истинной любви к нему и желанию помочь ему в освобождении от всякого греха и порока.
Христос хочет превратить каждого из нас из судьи в доброго и милосердного самарянина - с елеем любви в нашем сердце. Как много среди нас строгих и немилосердных судей и как мало добрых и любящих самарян, с любовью склоняющихся над нашими ближними, израненными грехом. И Христос сделает нас таковыми - будем только больше, подобно Марии из Вифании, пребывать у Его божественных ног и впитывать в себя Его дух.
Перед нами удивительный совет Христа: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими... Какой смысл в этих словах Христа? Пес не понимает ничего в святыне, то есть в жертве, посвященной Богу. Свинья не понимает ничего в жемчуге, брошенном в ее кормушку. Они могут только попрать своими ногами то, что для них не имеет никакой ценности. Мы знаем заповедь Христа: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, то есть проповедуйте Христа и Его учение всем людям. Но во Христе есть то, что понятно для каждого человека: это весть о том, что Христос умер за грехи мира, и поэтому Он является Спасителем мира. Это, так сказать, азбука христианства, и она предназначена для всех людей без исключения.
Но в христианстве есть истины, которые предназначены только для познавших Христа как Спасителя. И вот бросание этих глубин учения Христа перед первым встречным человеком Христос и называет бросанием жемчуга перед тем, кто его не оценит. Ап. Павел тоже не бросал жемчуга там, где его не могли оценить; он пишет в 1 Кор. 2, 6: Мудрость же мы проповедуем между совершенными. Мы должны также помнить слова ап. Павла 1 Кор. 2, 14: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Итак, проповедь Евангелия о спасении, совершенном Христом на Голгофе, - это проповедь для всей твари, для всех людей. Проповедь же мудрости - это проповедь для совершенных духовно, для зрелых уже христиан.
Христос призывает Своих учеников к все более усиленной молитве. Этот призыв к все более усиленной молитве звучит в словах Христа: Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, ищущий находит и стучащему отворят. Просите, ищите, стучите! - то есть делайте ваши молитвы всё более горячими, все более настойчивыми и более постоянными! Именно таким молитвам дано обетование - быть услышанными, как говорит ап. Иаков: Много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Христос для ободрения Своих учеников в молитве приводит в пример земного отца, который дает своему сыну только то, что ему во благо, то есть хлеб или рыбу, но не камень и не змею. Тем более, - говорит Христос, - Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Но что нам во благо и что не во благо, мы часто не можем понять, и поэтому не знаем, как молиться и о чем молиться. Но наш Небесный Отец знает, что для нас благо и что для нас вред, что для нас хлеб и что камень, что для нас рыба и что для нас змея. Вот почему, прося чего бы то ни было у нашего Господа, мы должны чаще прибавлять к нашим просьбам слова из Гефсиманской молитвы Христа: Впрочем, не чего Я хочу, а чего Ты хочешь (Ев. Марк. 14, 36).
ПРОСТЫЕ
СЛОВА С ЗОЛОТЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
Ев. Матф. 7, 12 - 20
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. В этих словах Христа всем христианам дано удивительно простое правило поведения в отношении каждого человека. Как часто мы не знаем, как нам поступить с тем или другим человеком. И вот наш драгоценный Учитель Христос дает нам совет простой и ясный: поступите с человеком так, как вы бы хотели, чтобы с вами поступили. Какое золотое правило! Христос этим правилом говорит каждому из Своих учеников: ты не знаешь, что тебе делать с этим человеком; поставь себя на его место и желай ему то, что ты себе желаешь!
Предположим, в твоем доме живет одинокий человек; он не знает, куда себя девать от тоски; он нуждается в помощи разного рода. Ты, ученик Христа, находишься так близко около него; ты не знаешь, чем ему помочь; ты спрашиваешь совета у других и получаешь советы самые противоречивые. А по совету Христа поставь перед собой вопрос: если бы я был совершенно одинок и беспомощен, как он, что я желал бы себе? И ответ будет ясен: чтобы у меня появился друг, полный сочувствия ко мне. Тогда и твое отношение к нему станет тебе ясным, а именно: сделайся для него другом и являй ему сочувствие, в котором он так нуждается.
В словах Христа: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними - содержится также предостережение, чтобы мы, ученики Христа, не ослабевали в делании добра. Предположим, ты перестал делать кому-либо добро. Спроси себя: ты желал бы, чтобы перестали думать о тебе, заботиться с тебе, помогать тебе? Конечно, нет! Так не переставай служить другим любовью и практической помощью! Будь постоянен в делании добра! Христос показывает Своим ученикам двое ворот и два пути: ворота тесные и ворота широкие; путь узкий и путь пространный. Христос показывает и разницу в количестве идущих по этим двум путям людей: по пути широкому и пространному идет великое множество людей, а по пути узкому идут немногие.
Что же представляет из себя узкий путь? На этот вопрос нетрудно ответить, если мы только вспомним слова Христа, которые Он сказал о Себе: Я есмь путь (Ев. Иоан. 14, 6). Узкий путь - это Христос и Его учение. Учение Христа о грехе не позволяет Его ученикам идти по пути греховного раздолья. Учение Христа о любви к Богу не позволяет Его ученикам идти путем широкого расточительства для себя. Учение Христа о Царствии Божием сосредоточивает Его учеников на строительстве этого Царствия. Узкий путь - это путь Христа, которым Он шел во время Своей земной жизни. На этом пути мы видим слезы и кровь Христа, как результат Его скорбей, Его борьбы, Его переживаний. Таков же узкий путь и учеников Христа: слезы и кровь.
И чем мы больше будем уподобляться нашему Господу Иисусу Христу, чем больше мы будем жить по Его примеру, тем более узким будет наш путь. Вот почему немногие идут этим трудным путем. В зять хотя бы Нагорную проповедь Христа: какая в ней трудная школа, какие серьезные заповеди раздаются в ней! Идя широким путем, нельзя жить по заветам Нагорной проповеди, ибо вся Нагорная проповедь является узким путем и тесными вратами.
Христос предупреждает Свою Церковь о лжепророках. Он говорит: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Слово Божие говорит о многих лжепророках, лжеапостолах, лжеучителях и лжебратьях, которые наводняли и ветхозаветную и новозаветную церкви и будут наводнять ее до дня второго пришествия Христова. Христос говорит об овцах и волках, которых было много в Палестине, и, конечно, даже дитя было способно отличить волка от овцы. Но Христос говорит об особых волках: о волках, одевшихся в овечью одежду. Тут уже не только дитя, но и взрослый человек не сразу разберется и легко примет волка за овцу. Вот в этом и заключается опасность, о которой Христос предостерегает Свою Церковь.
И не только Сам Христос, но и все Его апостолы неоднократно предупреждали Церковь об этой великой опасности в своих посланиях.
Апостол Павел пишет в 2 Кор. 11, 13 - 15: Таковые лжеапостолы... принимают вид апостолов Христовых... принимают вид служителей правды. Вот и различи тут служителя Христова от лжеслужителя, истинного пророка от лжепророка, волка от овцы. Да если еще, как говорит Христос, лжепророки дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных (Ев. Матф. 24, 24), тогда становится еще труднее отличить волка от овцы. Апостол Петр в своем Втором послании 2, 1 предостерегает все церкви своего времени: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители.
Главный же лжепророк, если можно так выразиться, - лжепророк всех лжепророков, - еще впереди, и о нем говорят страницы Книги Откровение. Христос говорит, что у лжепророков одежда овечья, а сердце волчье, зубы волка, - терзающие Церковь, разрывающие Тело Христово. Каждый лжепророк, каждый лжеапостол, без исключения, исполнен желания разделить церковь, найдя себе в ней единомышленников. Каждый лжепророк и каждый лжеапостол говорит о себе, что он - посланник Божий. Слова лжепророков и лжеапостолов - самые красивые, самые святые и небесные. Но одно свойство характеризует их всех: он не щадят стада Христова, без милосердия раздирая его (Деян. Ап. 20, 29). И ап. Павел, предостерегая пресвитеров церквей об этих волках в овечьей одежде, говорит им всем: Посему бодрствуйте (Деян. Ап. 20, 31).
Как же ученикам Христа разобраться - кто волк и кто овца, кто пророк и кто лжепророк, кто брат и кто лжебрат? Христос говорит очень ясно: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград ли с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые . Какое золотое мерило дает Христос в руки всем Своим ученикам: узнавать людей по плодам! А плоды и добрые и худые нам указаны в Слове Божием, в частности, в Послании к Палатам 5, 22 - 23 и 5, 19 - 21. Среди добрых плодов значатся любовь, мир, милосердие, кротость. Кто приходит в церковь с этими плодами, тот истинный брат и служитель Христа. Среди худых плодов значатся: вражда, ссоры, распри, ненависть и тому подобное. Кто приходит в церковь с этими плодами, тот и есть лжебрат в одежде овцы, но с сердцем волка, не щадящего стада.
Как мы должны быть благодарны Христу за благословенные уроки, которые Он дал нам в Своей Нагорной проповеди.
НА КАМНЕ
ИЛИ НА ПЕСКЕ
Ев. Матф. 7, 21 - 29
Мы подошли к последним словам Нагорной проповеди Христа. Если Нагорная проповедь - школа христианской жизни, то последние слова ее - это последние уроки этой божественной школы. Каждый ученик Христа должен усвоить благословенные наставления Учителя. Каждая церковь на земле должна руководствоваться словами Нагорной проповеди. Для людей, не идущих за Христом, Нагорная проповедь будет звучать всегда странно и непонятно. Но и для последователей Христа она трудно выполнима без силы свыше, без силы Духа Святого. Что же говорит Христос в конце Своей Нагорной проповеди?
Христос призывает учеников к продуманным молитвам. Что значит продуманно молиться? Это значит: отдавать отчет словам, которые
мы употребляем в молитве. В наших молитвах слова не должны бросаться на ветер. Как же говорит Христос об этом? Он говорит: Не всякий, говорящий Мне (значит, речь идет о молитве) Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Христос этими словами хочет сказать, что, называя Его в молитве Господом , можно делать это машинально, бессознательно, непродуманно.
Неужели это может быть так? Слово Господь означает господин, властелин. Если Христос - Господь, то значит и Властелин. Называя Его Господом, мы этим самым должны признавать Его господство над нами и быть готовыми исполнять Его божественную волю. В каждой нашей молитве мы произносим слова дорогой Господь. Но спрашивается: дорога ли для нас Его божественная воля? Есть дети, которые называют и отца и мать дорогими, но при этом совершенно не думают быть послушными детьми. Так и тысячи детей Божиих называют Христа Господом и дорогим Господом, но при этом мало заботятся об исполнении Его воли. Вот это и означает непродуманное, брошенное на ветер слово Господь, о чем Христос нас и предупреждает в Нагорной проповеди, говоря, что в Царствие Божие войдет не произносящий только слово Господь, но исполняющий волю Божию.
Христа можно называть и Учителем, ибо Он и есть таковой, но тоже машинально и бессознательно. Если мы называем Христа Учителем, то мы обязаны и учиться у Него, учиться так, как учатся лучшие ученики в школах. Как легко мы поем песнь: Ты - единый мой Учитель на пути моем земном; недостойный Твой служитель стал Твоим учеником. Но как трудно осуществлять слова этой же песни: Я в Твоей незримой школе и сижу у ног Твоих; всем умом и всею волей ожидаю слов живых. Теперь нам должен быть понятен призыв Христа к продуманным словам наших молитв.
В последних словах Нагорной проповеди Христос говорит о последнем суде. И что же Он о нем говорит? Он говорит очень ясно, что Судьей на этом суде будет Он Сам: Многие скажут Мне в тот день, то есть в день суда. И приговор будет объявляться Самим Христом. Он говорит: И тогда объявляю им. Что же, по словам Христа, окажется на этом последнем суде? Многие скажут Христу в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? О чем говорят эти слова? О том, что на последнем суде будет выявлено множество дел как будто великих, добрых и святых, и даже именем Христа соделанных, но которые не будут признаны Христом, которые, по словам 1 Кор. 3, 15, сгорят в огне справедливого божественного суда. А творившим эти как будто великие и святые дела будет Самим Христом объявлено: Я никогда не знал вас, то есть не знал вас как Моих делателей.
Мы так легко восторгаемся святыми словами и святыми делами, особенно если он приправлены именем Христа. А Христос предупреждает нас не торопиться восхищаться и восторгаться, ибо многие из этих кажущихся святыми слов и дел сгорят на последнем суде Божием. И почему? Потому что они окажутся оказанными и соделанными теми, кого Христос не знает, и потому, что они Христа не знают. Их сердца не принадлежат Христу, хотя они и пользуются Его именем. И если Христос на Своем последнем суде скажет им: Отойдите от Меня, делающие беззаконие, - то только потому, что они окажутся не принадлежащими Ему, поэтому и делающими беззаконие. Христос смотрит не на наши слова, не на наши дела, а на наши сердца - принадлежат ли они Ему и как принадлежат: отданы ли они Ему целиком и полностью или только частично? Вот что будет взвешиваться на весах Божьего правосудия: наше сердце!
И, наконец, Христос заканчивает Свою Нагорную проповедь притчей о двух строителях. Один построил свой дом на камне. Другой построил свой дом на песке. И что важно отметить: Христос уподобляет Свою Нагорную проповедь камню. Это и понятно: Вера без дел мертва (Иак. 2, 20). Христианство без исполнения слов Христа - мертвое христианство. Христианство без послушания Христу - это дом, построенный на песке. Он обязательно рухнет, когда над ним пройдут дождь, реки и ветры божественного суда! Лишь христианство, послушное Христу, является домом, построенным на камне! И он выдержит не только бури жизни, но и огонь последнего суда Божия!
Каково наше строительство - на камне или на песке? Каково наше христианство, послушны мы Христу и Его учению или нарушаем его на каждом шагу? Нам необходимо постоянное самоиспытание. На чем мы строим - на камне или на песке? На послушании Христу или на Неповиновении Ему. Это очень важный вопрос. Может быть, мы дивимся, как и люди, слышавшие слова Христа в Нагорной проповеди, учению Его. Но нам надо не только восхищаться Христом и Его словам, но и исполнять их!