Ев. Марк. 16,1 — 8
Как это ни странно, первыми
вестниками о воскресении Иисуса Христа
были воины, охранявшие гроб Христа. Они были
очевидцами удивительного события,
совершившегося в саду Иосифа Аримафейского.
Прочтем об этом событии в Ев. Матф. 28, 2 — 4: «И
вот, сделалось великое землетрясение: ибо
ангел Господень, сошедший с небес,
приступив отвалил камень от двери гроба и
сидел на нем; вид его был как молния, и
одежда его бела как снег. Устрашившись его,
стерегущие пришли в трепет и стали как
мертвые».
Когда воины пришли в себя, они направились в
город и объявили первосвященникам об этом
событии. Правда, их весть о воскресшем
Христе исходила из их недовольных сердец, —
они не радовались событию, о котором
рассказывали Первосвященникам. С
недовольством слушали весть о воскресении
Христа и первосвященники. Событие, о
котором рассказывали им воины, их тоже не
радовало. И это понятно: недруги Христа не
могли радоваться Его воскресению.
А что делали друзья Христа в утро
воскресения? Мы видим их на ногах, когда еще
было «весьма рано». Только что появилась
полоска света на востоке — предвестница
рассвета, и первые луни поднимающегося
солнца озарили вершину Елеонской горы.
Только что прозвучали первые звуки
проснувшихся птиц. Еще блестели всюду капли
росы на траве и листьях дерев... А ко гробу
Христа уже направлялись торопливо жены «мироносицы».
Так назвала Церковь Христова этих первых
учениц Иисуса. В великую пятницу они ушли
последними от гроба своего Учителя. На
рассвете первого дня недели они первыми
направляются ко пробу. В руках у них сосуды
с ароматами; вот почему они получили
название «мироносиц». Они спешат помазать
своего Учителя. Разве была нужда в
помазании тела Христа? Разве не было
достаточно ста литров драгоценнейших
ароматов Никодима, которыми был помазан
Христос? Что могли прибавить к этим
ароматам маленькие сосуды с миром, которые
несли мироносицы. Может быть, очень мало
могли они прибавить к благоуханию, которое
наполняло гроб Иисуса. Но любовь ищет
случая послужить любимому существу.
Никодим послужил любимому Учителю своими
ста литрами смирны и алоя. Жены-мироносицы
хотят послужить Ему своими скромными
ароматами.
В Церкви Христа были и есть Никодимы с
сотнями ароматов, и есть скромные Марии с их
маленькими сосудами мира. Роза считается «королевой
цветов», и она красуется в парках дворцов.
Серебристый ландыш с его ароматом не сразу
отыщешь: так он прячется в чаще
лесов. Но пусть благоухают во славу Христа и
розы и ландыши, и Никодимы и Марии!
Среди жен-мироносиц мы не видим матери
Иисуса. Ее материнское сердце было так
глубоко пронзено на Голгофе, что она была не
в силах присутствовать ни при погребении
Иисуса, ни при шествии мироносиц ко грибу.
Глубокое одиночество ощущали в своих
сердцах жены-мироносицы, направляясь ко
гробу. Единственное, на что они надеялись, —
это взглянуть на бледный лик своего лучшего
Друга и Учителя. Они не ожидали, что Он
откроет Свои очи и заговорит с ними, как в
прежние дни, когда Он был жив. Они помажут
Его холодное, безжизненное тело и вернутся
дамой, чтобы еще мучительнее ощутить свое
одиночество и Осиротелость. Сердце
человеческое нуждается в живом Христе, и
пока оно не найдет Его, оно будет подобно
трепещущей стрелке компаса, которая
успокоится только тогда, когда займет
направление: север — юг. Одиночество,
осиротелость нашей души кончается, когда мы
приобретаем живого Христа. Мы должны с
новой силой в дни праздника Пасхи оценить
воскресение нашего дорогого Спасителя. Ибо
с Его воскресением мы не знаем больше
Одиночества. Каждый из нас теперь всюду «с
Господом вдвоем».
Но сердца мироносиц переживали не только
глубокое одиночество; их тревожила еще одна
большая забота. Мы слышим, как они говорят
друг другу: «кто отвалит нам камень от двери
гроба?» Они видели, с каким усилием
привалили его мужские руки к двери гроба.
Приблизившись ко гробу, они увидели, что «камень
отвален; а он был весьма велик». .Как много
этих «весьма великих» камней в нашей жизни!
Они тревожат наше сердце и своей величиной,
и своею тяжестью. Какой камень омрачает
наше настроение сегодня? Большую выставку
можно было бы устроить из камней, которые
озабочивают нас сегодня. Но есть один
камень, который тревожит всех «ас. Хотите вы
знать, что это за камень? На нем написано два
слова: наше будущее. Речь идет не о вечности,
которая нас ожидает; за нее мы спокойны.
Речь идет о завтрашнем дне. «Что день
грядущий мне готовит, его мой взор напрасно
ловит: в глубокой тьме таится он»... Но
слушайте: на другой стороне этого большого
камня я вижу слова, полные величайшего
утешения и ободрения для всех нас: «Наше
будущее, наше завтра — это воскресший
Христос!» Прочь все тревоги, все страхи, все
опасения! «Вот голос небесный звучит с
высоты: «Мне вверься ты, Мне вверься ты! В
печали, в грозе, в искушенье, в борьбе, буду
Помощник тебе. Когда ты захвачен потоками
вод, сбрось всякий страх, близок твой Друг; к
тебе я приближаюсь с любовью поля, чтобы
утешить твой дух. И если сомненье, как туча,
придет, страх принося с мукой забот, — при
свете чудесном Господних лучей в сердце не
будет ночей».
Жены-мироносицы подходят ко гробу; они
смотрят в пещеру... Она пуста и не пуста: они
«увидели юношу, сидящего на правой стороне,
облеченного в белую одежду; и ужаснулись».
Это был один из двух ангелов — вестников о
воскресении Христа. Мы слышим его голос. Он
обращается к мироносицам со словами,
которые они так часто слышали из уст
любимого Учителя: «Не ужасайтесь! Не
бойтесь!» — «Иисуса ищете (Назарянина)
распятого; Он воскрес», Его нет здесь. Вот
место, где Он был положен. Но «Идите, скажите
ученикам Его» и Петру, что «Он предваряет
вас в Галилее; там Его увидите, вот я сказал
вам» (Ев. Матф. 28, 5 — 7). Но заметили ли мы, что
ангел упомянул имя одного из учеников
Христовых? Нам хотелось бы думать, что это
было имя Иоанна, любимого ученика распятого
Христа. Но это не так: весть о воскресении
Христа направляется ангелом всем ученикам
Его, но особенно Петру, плачущему о своем
падении. Это была весть о прощении. Как
нуждался в ней Петр! И не только через
ангела была послана Петру эта весть
прощения; воскресший Христос явился ему Сам,
чтобы простить его и восстановить. Как
много в Церкви Христовой душ, которые,
подобно Петру, нуждаются в прощении и
восстановлении.
Встреча учениц Христовых в утро
воскресения с ангелами была благословенной,
но она не могла заменить им встречи с Самим
воскресшим Господом. И воскресший Христос
явился им. Мы читаем об этом явлении
Воскресшего мироносицам в Ев. Матф. 28, 9: «Когда
же шли они возвестить ученикам Его, и се,
Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они,
приступивши, ухватились за нога Его и
поклонились Ему». Ангелы прекрасны, но они
не могут заменить нам Христа. Церковь
Христа, ангелы ее, священнодействия ее —
прекрасны и благословенны, но они не могут
заменить нам Самого Христа.
Ев. Иоан. 20,1 — 10
Спустимся с Голгофы в сад Иосифа
Аримафейского. В саду темно, так как все еще
длится ночь. Но на востоке уже появилась
бледная полоса света — предвестница
рассвета. В саду царит глубокая тишина... Но
вдруг слышатся шаги и тихий разговор; до нас
доносятся слова: «Кто отвалит нам камень от
двери гроба?» Кто это? Это жены-мироносицы —
Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия.
Вот они подошли к пещере, в которую друзья
Христа положили тело своего любимого
Учителя. А где же камень? Евангелие
повествует: «они (мироносицы) взглянувши
видят, что камень отвален, а он был весьма
велик»!
Мария Магдалина, увидев камень отваленным,
поспешно уходит от гроба. Она спешит к
апостолам Петру и Иоанну с печальной вестью:
«Унесли Господа из гроба, и не знаем, где
положили Его». Забыты ею слова Христа,
сказанные Им еще до Голгофы, — что Ему
надлежит быть распятому и в третий день
воскреснуть. Забвение слов Христа очень
часто приводит нас к напрасной печали. Есть
много слов в Писании, которые предназначены
утешать нас, ободрять и вселять в час новые
силы. Но мы либо не знаем их, либо забываем, и,
подобно Марии Магдалине, впадаем в уныние, а
порой и в отчаяние.
Как только Петр и Иоанн услышали от Марии
Магдалины печальную весть об унесенном
теле их Учителя, они сейчас же направились
ко гробу. Они не шли, а бежали. Но Иоанн бежал
скорее и прибыл ко гробу первый. Он не вошел
в пещеру, он решил дождаться Петра. Петр, со
свойственной ему пылкостью, вошел во гроб и
увидел пелены и плат, который был на голове
Христа, отдельно от пелен лежащий и
тщательно свитый. Тогда вошел и Иоанн, и
увидел, и уверовал. В чем заключалось его
уверование? В том, что унести тело Христа
люди не могли, — если бы унесли, то унесли с
пеленами. Следовательно: Христос воскрес!
Путь к вере идет, по милости Божией, через
различные доказательства. Тщательно
сложенные пелены и свитый плат были
достаточным доказательством для Петра и
Иоаина, чтобы уверовать в воскресение
своего Учителя. И Бог дал им это
доказательство.
Петр и Иоанн ушли, и в саду снова царит
тишина. Но вдруг послышались рыдания: кто-то
плачет у гроба. Кто это? Это Мария Магдалина.
Известив Петра и Иоанна об отваленном от
гроба камне, она снова вернулась в сад и,
плача, наклонилась во гроб. Перед ней — два
ангела в белом одеянии, и она слышит их
голос: «Что ты плачешь?» Она говорит: «Унесли
Господа моего и не знаю, где положили Его».
Сказав это, обратилась назад и увидела
Иисуса, и о те узнала, что это Он, а приняла
Его за садовника. Иисус говорит ей: «Что ты
плачешь? кого ищешь?» Думая, что это
садовник, она говорит Ему: господин! если ты
вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я
возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она
обратившись говорит Ему: Раввуни! — что
значит: «Учитель!» (Ев. Иоан. 20, 15 — 16).
Мария Магдалина пришла к вере через
личное общение с воскресшим Христом. Самая
лучшая, самая непоколебимая вера — это вера,
полученная через личную, живую связь со
Христом!
Ев. Иоан. 20, 11 — 18
Любовь Марии Магдалины ко
Христу была необычайно большой и глубокой.
Она могла повторить слова невесты Суламиты
в Песни Песней 5, 8: «Заклинаю вас, дщери
Иерусалимские: если вы встретите
возлюбленного моего, что скажете вы ему? что
я изнемогаю от любви». Именно такой любовью
Суламиты любила Мария Магдалина своего
Учителя и Спасителя; она «изнемогала от
любви к Нему». Это она пробралась в дом
фарисея Симона, узнав, что Христос гостит у
него. Это она, великая грешница, «принесла
алавастровый сосуд с миром и, ставши позади
у ног Христа и плача, начала обливать ноги
Его слезами и отирать волосами головы своей,
и целовала ноги Его, и мазала миром». Это о
ней сказал Христос фарисею Симону: «Видишь
ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты
воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила
Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты
целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я
пришел, не перестает целовать у Меня ноги.
Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром
помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе:
прощаются грехи ее многие за то, что она
возлюбила много; а кому мало прощается, тот
мало любит» (Ев. Лук. 7, 36 — 47). Она возлюбила
Христа много, то есть большой, глубокой и
преданной любовью, о которой в Песни Песней
8, 6 — 7 Сказано, что любовь крепка как смерть
и что большие воды не могут потушить ее, и
реки не зальют ее.
С такой любовью ко Христу в сердце стояла
Мария Магдалина у пустого гроба Учителя.
Жены-мироносицы покинули гроб; Петр и Иоанн
возвратились к себе домой. Мария остается у
гроба; она не в силах уйти; пусть тела
Учителя нет здесь, — ей дорогодаже место,
где оно лежало. Любовь настойчива... Мария
решила найти тело Иисуса. Забыв о том, что
она слабая женщина, она готова взять тело
Учителя и водворить его на прежнее место.
Любовь готова на все, на любую жертву, на
любой подвиг ради любимого. Слава Господу, в
Церкви Христа были, есть и будут сердца,
исполненные любовью Магдалины л готовые на
любую жертву и на любой подвиг для любимого
Спасителя. Именно такие сердца жаждет (Видеть
Христос в Своей Церкви. Он радуется вере,
знанию, мудрости Своих учеников и учениц. Но
больше всего Его радуют Марии Мгдалины с их
пламенеющими любовью сердцами. Свое
желание видеть огненную любовь в сердце
каждого Своего ученика Христос выразил
словами в Откровении 3, 15: «О, если бы ты был
горяч!» И Свою печаль об остывших в любви к
Нему сердцах Он выразил славами Откровения
2, 4: «Имею против, тебя то, что ты оставил
первую любовь твою». Первая любовь ко
Христу — это именно любовь Марии Магдалины.
«А Мария стояла у гроба и плакала»... Что
сказать о слезах Марии? Это были слезы любви,
но они были ненужными слезами. Ангелы в
белом одеянии, находившиеся во гробе,
опрашивают ее: «Жена! Что ты плачешь?»
Воскресший Учитель спрашивает ее: «Жена!
что ты плачешь?» Слезы ее в доме фарисея
Симона были так необходимы. Там она ллакала
о своей (греховной жизни, о своих многих и
больших грехах. Но здесь, в саду Иосифа
Аримафейскаго, у пустого гроба Учителя Она
плачет ненужными слезами. Ведь она плачет о
пропавшем Христе в то время, когда Он был
рядом с ней. Она так похожа на Агарь в
пустыне, которая плакала о сыне своем,
умирающем от жажды, в то время как рядом был
колодезь с водою (Быт. 21, 19). И слезы Агари
были напрасными слезами. Мы знаем, как долго
плакал Иаков об Иосифе, и тоже ненужными
слезами. Он плакал об Иосифе, как
растерзанном зверями, а Иосиф был жив и в
Египте, занимал почетнейшее место, будучи
правой рукой фараона Египетского. Смотря на
все эти слезы, хочется сказать и о многих
наших ненужных и напрасных слезах.
Слезы Марии Магдалины имели бы основание,
если бы камень оставался приваленным к
двери гроба ее дорогого Учителя; если бы
печать на камне была цела и невредима и если
бы стража охраняла тщательно гроб с телом
Иисуса. Вот тогда слезы Марии были бы
естественными: Учитель ее мертв и бессилен
ее утешить. Но она плачет в то время, как
воскресший Учитель говорит с нею. Как часто
наши слезы бывают похожи на слезы Марии
Магдалины у пустого гроба в саду Иосифа.
Ведь мы тоже плачем, в то время как живой,
любящий нас Христос с нами. Он направляет
незримой рукой все наши скорби и трудности
нам во благо, а мы плачем, не видя руки
нашего великого Бога, действующей в нашей
жизни. Мы часто даже наперед плачем о том,
чего Господь никогда не допустит, или
плачем там, где мы должны были бы радоваться.
Разве это не напрасные слезы!
«Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись
говорит Ему: Раввуни! — что значит: «Учитель»!
Глаза Марии, полные слез, узрели в
незнакомце, говорившем с ней у пустого
гроба, любимого Учителя. В невыразимой
радости она восклицает: «Раввуни! Учитель!»
Ее невыразимая печаль при виде воскресшего
Учителя превратилась в невыразимую радость.
Она готова броситься к Его ногам и смочить
их на сей раз слезами радости. Но Иисус
говорит ей: «Не прикасайся ко Мне». Эти
слова Воскресшего были всегда
таинственными для Церкви Христовой.
Подобно Марии, мы часто хотим жить видением
и осязанием. И все снова и снова Христу
приходится учить нас жить верою. Верить в
Христа невидимого; надеяться на Христа
невидимого; любить Христа невидимого и
общаться с Христом невидимым. Но Слово
Божие говорит, что период веры в незримого
Господа кончится и настанет время, когда мы
увидим Его лицом к лицу таким, как Он есть. В
вечности, на новом небе и на новой земле мы
будем видеть Христа, как сказано в
Откровении 22, 4: «И узрят лицо Его». Нет
сомнения, что в этом лицезрении Христа
будет заключаться величайшее счастье неба.
Выслушаем повеление Воскресшего Марии: «Иди
к братьям Моим». Кого это называет Христос
Своими «братьями»? Тех, которые три дня
назад покинули Его в Гефсимании. Этих
плачевных дезертиров Иисус продолжает
любить и называет их Своими братьями. Таков
наш Господь. В день воскресения Христова мы
можем воскликнуть словами Псалма 102, 10: «Не
по беззакониям и не по грехам нашим воздал
нам». Мы видели замечательную картину:
женщины и мужчины приходили к пустому гробу
Христа. Они приходили с сомнениями, печалью
и слезами, а уходили радостными и
счастливыми. Какими уходим мы из сада
Иосифа Аримафейского? Если мы уходим с
воскресшим Спасителем в сердце, то мы тоже
уходим радостными и счастливыми.
Но вот наступил вечер, и в знакомой нам
горнице собрались все, кроме Иуды, апостолы
Христа. Их сердца наполнены страхом и
тревогой. С их любимым Учителем враги
расправились жестоко. Такая же расправа
могла ожидать и их. Вот почему они накрепко
заперли двери дома, где были собраны. И
вдруг Христос стоит посреди горницы и
говорит им: «Мир вам!» Именно в этом
нуждались Его ученики. Их ладью заливали
грозные волны жизни, волны страха.
Воскресший Христос как бы простирает
пронзенную на Голгофе руку и говорит их
буре: умолкни! перестань! И в их сердцах
наступила тишина. Кто среди нас с бурей в
сердце? Пойдем к «нашему воскресшему
Господу, и Он скажет и нашей буре: «Умолкни!
Перестань!»
Женщины-мироносицы, идя ко гробу своего
Учителя, не думали о живом Христе. Они шли,
чтобы помазать тело Христа, лежащее во
гробе. Но от небесных вестников они узнали,
что Христос жив. «Что вы ищете живого между
мертвыми?» — звучит к ним вопрос ангелов.
Какая радость: Христос, в Которого мы веруем,
— живой Христос. Христос, Которого мы
любили, — живой Христос. Но, радуясь
воскресению Христа, мы никогда не должны
забывать о значении смерти Его на Голгофе.
Ведь именно смерть Христа искупила всю вину
нашу пред Богом. Вот почему мы видим на
страницах Библии прославление не только
воскресения Христа, но и смерти Его. И в
наших песнопениях и в наших проповедях мы
славим в одинаковой мере Христа, Который
умер за грехи наши, и Христа, Который
воскрес для оправдания нашего.
Чтобы воскресение Христа стало для нас
источником постоянной и самой глубокой
радости, мы должны представить себе мать,
сидящую на кладбище у могилы своего сына.
Перед нею стоит дорогой образ сына. Она
вспоминает отдельные моменты из его жизни.
Ей кажется, что она слышит его голос. И вдруг
у нее появляется невыразимое желание, чтобы
сын ее оказался рядом с нею — полным жизни,
любви и готовности быть ее помощником во
всем. Но, увы, желание матери осталось
желанием, осталось только светлой,
прекрасной мечтой. Одинокой уходит она с
кладбища.
Но не так получилось с умершим и
погребенным Христом. У Его гроба мы слышим
радостную весть ангелов. Он воскрес! Он жив!
Он с вами! И Сам Воскресший говорит нам: «Я с
вами во все дни до окончания века».
Ев. Лук. 24, 13 — 35
«В тот же день двое из них шли в
селение... называемое Еммаус. Имя одного из
них — Клеопа (ст. 18). Но «то же второй? Есть
мнение, что вторым был Евангелист Лука —
единственный из Евангелистов, описывающий
так подробно явление воскресшего Христа на
пути в селение Эммаус, в то время как
Евангелист Марк лишь вскользь касается его.
Эти два ученика были в весьма подавленном
состоянии. Для них все в их жизни
погрузилось в какую-то тьму. Они потеряли
любимого Учителя и с Ним потеряли все. То,
что они так быстро покинули Иерусалим и
направились в свою родную Галилею, —
говорит о том, что они уже больше ничего не
ожидали в Иерусалиме. Пустой гроб им был не
нужен, а где их Учитель, о Котором ангелы
возвестили, что Он жив, — они не знали. И вот,
они идут с поникшими головами и глубокой
печалью на лице.
Сомнение, отсутствие ощущения Христа,
потеря Его из вида — все это делает и нас
похожими на этих двух учеников из Еммауса. И
только новая благословенная встреча с
живым Христом выводит нас из состояния
духовного упадка.
Посмотрим, как произошла такая
благословенная встреча еммаусских
учеников с воскресшим Христом. «И когда они
разговаривали и рассуждали между собою, Сам
Иисус, приблизившись, пошел с ними; но глаза
их были удержаны, так что они не узнали Его».
Почему они не узнали Его? Ответ на этот
вопрос мы имеем в Ев. Марка 16, 12: «После сего
явился в ином образе двум из них на дороге,
когда они шли в селение». «Явился в ином
образе» — вот причина, почему эти ученики
не узнали своего Учителя. Но в каком именно
образе явился им Христос, — Евангелие не
говорит. В течение всего пути, длиною десять
— двенадцать километров, они не узнавали
Христа.
Прислушаемся к разговору Воскресшего с
ними. «Он сказал им: о чем это вы, идя,
рассуждаете между собою, и отчего вы
печальны?» Разве Христос не знал, о чем они
рассуждали и почему они были печальны?
Конечно, знал и читал их мысли! Но Он хотел,
чтобы они продумали все события,
совершившиеся в последние дни в Иерусалиме,
и поглубже посмотрели в свое больное,
потерявшее радость сердце.
Всякий вострое, на который от «ас требуют
ответа, заставляет «ас думать, вникать,
исследовать всесторонне. И наш ответ может
оказаться хорошим портретом нашей личности,
показывающим и нам самим и другим, как мы
мыслим, как мы понимаем и как мы верим.
Таким портретом учеников еммаусских был их
ответ на вопрос Христа. Вникнем в их ответ.
Они рассказывают Христу о всем, что
произошло только что в Иерусалиме: о Иисусе
Назарянине, пророке, сильном в деле и слове;
как предали Его на смерть первосвященники и
начальники и как Его распяли. Но, произнося
слово «распяли», они произнесли его тоном
глубокого разочарования, который
свидетельствует нам об их полном
непонимании значения Голгофского креста. В
Голгофском кресте они не видели победы
своего Учителя над смертью и адом; не видели
и не понимали они и того, что этот крест
соединил небо и землю, грешника и Бога, и
стал орудием примирения человечества с
Творцом вселенной. Продолжая свое
повествование Христу, они говорят: «А мы
надеялись было, что Он есть Тот, Который
должен избавить Израиля». Они ожидали
избавления Израиля от внешнего ига, от ига
римлян, и не уразумели, что распятый Христос
избавил Израиль от более страшного ига — от
ига греха; и не только Израиль, но и весь мир,
всех грешников земли. И далее мы слышим их
полное сомнений повествование о
воскресении Христа. Это повествование их
такое, что трудно понять — верят они, что
Христос жив, или думают, что Его тело
украдено и поэтому гроб опустел. Так их
ответ на вопрос Христа раскрывает перед
нами всю их глубокую духовную нищету.
Но послушаем теперь драгоценные слова
Воскресшего. Он говорит им: «О, «осмысленные
и медлительные сердцем, чтобы веровать
всему, что предсказывали пророки! Не так ли
надлежало пострадать Христу и войти в славу
Свою?» Верить всему, что предсказывали
пророки, — это значит верить всем
пророчествам о страданиях и смерти Христа
за грехи мира, и особенно пророчеству 53-й
главы Книги пророка Исайи, а также верить
всем пророчествам о славе Христа, которая
последует за Его позорным крестом. Многие
иудеи любили пророчества о славе Христа —
Мессии, и мало обращали внимания «а
пророчества об уничижении Мессии, о Его
позорной крестной смерти.
Подчеркивая эти два вида пророчеств о
Христе, Воскресший говорит: «Не так ли
надлежало пострадать Христу и войти в славу
Свою?» Сперва пострадать, а потом войти в
славу Свою! «И начав от Моисея, из всех
пророков изъяснял им оказанное о Нем во
всем Писании». Мне кажется, что всем нам
можно позавидовать этим двум ученикам из
Еммауса, что они имели возможность
выслушать изъяснение Воскресшего Христа о
всех местах Писания, свидетельствующих о
Нем. И нам понятно, почему горело сердце их,
когда Он говорил им на
дороге и когда изъяснял им Писание. Этот
огонь почувствовали бы и мы в наших сердцах.
При медленном шаге им потребовалось не
менее трех часов, чтобы пройти путь до
Еммауса. Наступал уже вечер, когда они
пришли в селение. Христос «показывал им вид,
что хочет идти далее; но они удерживали Его,
говоря: останься с нами, потому что день уже
склонился к вечеру». И Он вошел и остался с
ними». «День уже склонился к вечеру». Есть в
нашей жизни разные вечера: вечера
одиночества, потери близких и друзей;
вечера сильных бурь и яростных волн; вечера
глубокой старости, когда мы ощущаем полную
утрату сил; вечера на одре болезни; вечера
на одре смерти. Во все эти вечерние поры нам
так необходим живой Христос. В такие
сумерки жизни пусть нашей молитвой «будет
просьба еммаусских учеников: Христос!
останься с нами, потому что наш светлый день
склонился к темному вечеру.
И когда Он возлежал с ними, то взяв хлеб,
благословил, преломил и подал им. Тогда
открылись у них глаза, и они узнали Его; но
Он стал невидим для них». Некоторые
толкователи Библии думают, что в Еммаусе
воскресший Христос совершил Свое второе
хлебопреломление, и поэтому ученики узнали
Его. Но эти ученики «е были участниками
трапезы Господней в Иерусалимской горнице
и не могли знать, как Христос совершил там
хлебопреломление. Скорее всего, они узнали
Воскресшего по ранам на Его руках от
Голгофских гвоздей, которых они не видели
во время беседы с Ним на пути в Еммаус, но
здесь за трапезой они заметили их.
И вставши в тот же час, возвратились, в
Иерусалим». «Возвратились в Иерусалим» тем
же путем, той же дорогой, мимо тех же полей,
лугов и виноградников. Но какая разница
в их духовном состоянии. На пути в Еммаус их
озаряли яркие лучи солнца, веселое пение
птиц доносилось до их слуха. Но в душе у них
было темно и в сердце было пусто и
безрадостно. А их обратный путь в Иерусалим
был темным: царила ночь, и ни одна птичка не
щебетала на уснувших ветвях дерев. Но души
их ликовали и сердца их пели от великой
радости, потому что они имели
благословенную встречу с воскресшим
Христом.
Так и в нашей жизни: внешние обстоятельства
могут быть у нас самыми неблагоприятными, а
в сердце может звучать самая громкая песнь
ликования. И наоборот: наши внешние
обстоятельства могут быть самыми
благоприятными, а в сердце полное
отсутствие радости. Все зависит от того —
имеем ли мы живую связь с живым Христом или
нет. Будет живая, тесная связь с Воскресшим
— будет и радость, счастье, блаженство, хотя
бы кругом парила самая черная ночь. Не будет
у нас живой связи со Христом — сердце
погрузится в мрак, и песня смолкнет, хотя бы
над нами светило самое яркое солнце. Все
наше счастье, вся наша радость в воскресшем
Христе!
Ев. Иоан. 20, 19 — 31
«Фома же, один из двенадцати,
называемый Близнец, не был тут с ними, когда
приходил Иисус». Образ Фомы дает нам только
Евангелие от Иоанна. Остальные Евангелия
только упоминают его имя, ничего не
повествуя о нем. Евангелие Иоанна тоже не
много говорит о нем; но то, что оно говорит о
Фоме, достаточно, чтобы нам получить
некоторое представление об этом апостоле
Христа.
В трех местах Евангелия Иоанна читаем мы о
нем, и каждое место дает нам характеристику
Фомы. Прочтем первое место — Ев. Иоан. 11, 16: «Тогда
Фома, иначе называемый Близнец, сказал
ученикам: пойдем и мы умрем с Ним». Каким
видим мы здесь Фому? Преданным Христу и
желающим умереть вместе с Ним. Какая
светлая черта в характере Фомы!
Прочтем второе место — Ев. Иоан. 14, 5: «Фома
оказал Ему: «Господи! не знаем, куда идешь; и
как можем знать путь?» Каким показывает нам
Фому это место Евангелия? Удивительно
искренним. Ом нисколько не рисуется и не
скрывает своего непонимания Учителя. Какое
драгоценное качество — искренность и
правдивость!
И наконец, третье место в Евангелии от
Иоанна, говорящее о Фоме, — это
повествование о его сомнении и неверии в
воскресение Христа. А главное — он ставит
условием для своего уверования в
воскресение Христа — ощущение Его ран. Он
говорит: «Если не увижу на руках Его ран от
гвоздей, и не вложу перста моего в раны от
гвоздей... не поверю». О чем говорят эти
слова? О том, что Фома принадлежит к числу
тех верующих во Христа людей, которым вера
достается трудно. Люди, подобные Фоме,
приходят к вере через тяжелые,
мучительные и порой длительные сомнения. Им
нужны для уверования убедительные
доказательства. Они хотят видеть глазами,
осязать руками. Но зато, пройдя через такие
муки сомнения, они достигают такой веры,
которую не может поколебать никакая буря,
никакое испытание и никакое самое тяжелое
страдание. Именно к такой твердой, как
гранит, к непоколебимой, как скала, вере
пришел Фома. И он, называемый в христианстве
«Фомой неверующим», дал Церкви Христовой
самое короткое и самое ясное исповедание
веры, касающееся личности нашего Господа
Иисуса Христа. Это самое короткое
исповедание веры гласит: «Господь мой, и Бог
мой!» И этот «Фома неверующий»
засвидетельствовал свою веру самой
мученической смертью. В Индии, «уда он
направился проповедовать Евангелие, его
будто бы пронзили многими копьями. Он,
искавший через раны Христа избавиться от
своих тяжелых сомнений и прийти к радостной
вере в своего воскресшего Господа, — сам
был покрыт ранами, будучи верным своему
Спасителю до смерти.
Сомнения могут постигнуть любого ученика и
любую ученицу Иисуса Христа. И подобно Фоме,
мы можем начать искать вещественных
доказательств для укрепления нашей веры.
Подобно Фоме, мы можем говорить в дни наших
сомнений: «Если не увижу того-то и того-то...
если не осяжу моими руками, — не поверю».
Христос, любя нас и желая уврачевать нас от
наших сомнений, может пойти нам навстречу и
показать нам, как Он показал апостолам в
горнице, а потом и Фоме Свои пронзенные руки
и ноги. Ом, Творец Вселенной, предлагает нам
всю вселенную, как доказательство Своего
бытия. Мы можем ее рассматривать, осязать и
изучать, что и делают люди науки, и все же
далеко не все из них приходят к вере.
Евангелие повествует нам о многих чудесах,
которые сотворил Христос, но число
уверовавших от созерцания этих чудес не
было велико. Евангелие же повествует нам об
увероваиии во Христа 3000 и 5000 душ, и причем
только через слушание Слова Божия, без
созерцания каких-либо чудес (Деян. Ап. 4, 4).
Если мы возымей науку, которая называется «психиатрией»,
то мы узнаем о возможности обмана чувств,
когда люди принимали за действительность
то, чего на самом деле не существовало. Вот
почему Христос не ставит высоко путь к вере
через видение и осязание. Он сказал Фоме: «Ты
поверил, потому что увидел Меня: блаженны не
видевшие и уверовавшие».
Для зарождения и укрепления веры Бог
указывает другой путь: это действие Слова
Божия и Духа Святого. «Вера — от слышания; а
слышание — от Слова Божия» (Римл. 10, 17). Но
для понимания Слова Божия необходим Дух
Святой как Наставник. Христос сказал: «Когда
же придет Он, Дух истины, то наставит вас на
всякую истину» (Ев. Иоан. 16, 13).
Евангелие очень ясно говорит о Слове Божием
как о пути к вере. Прочтем Ев. Иоан. 20, 31: «Сие
же написано, дабы вы уверовали, что Иисус
есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь
во имя Его».
Ев. Иоан. 21,1 — 17
Воскресший Христос через ангела
повелел Своим ученикам возвратиться из
Иерусалима в Галилею. Об этом повелении
Воскресшего мы читаем в Ев. Матфея 28, 7: «Пойдите
скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес
из мертвых и предваряет вас в Галилее: там
Его увидите». И апостолы вернулись в родную
Галилею. И, вернувшись, занялись снова
родным ремеслом — рыболовством. Общей
кассы у них теперь те было. Их казначей Иуда
покончил жизнь самоубийством. И они
вернулись к своим неводам. Как они должны
были радоваться, что покинули ужасный для
них город — Иерусалим. Снова они на берегу
родного Геннисаретского озера. Снова они
скользят по его синей глади в своих
рыбачьих лодках. Снова они сушат и чинят
свои рыболовные сети. А главное — «чудное
озеро Геннисаретское» было для них полно
воспоминаний о любимом Учителе. На его
берегах они впервые услышали Его голос и
слова: «Следуйте за Мною!» Каждый холм,
каждая гора, каждый город, каждое селение на
его берегах были связаны с Его дорогим для
их сердца именем. И не только берега, но и
воды Геннисаретского озера говорили нм о
Христе: о Его необычайном путешествии по
его водам; об усмирении Им его разъяренных,
волн; об удивительных уловах рыбы,
являвшихся результатам Его божественной
силы. И нас радует видеть их снова в родной,
солнечной Галилее.
Но, видя апостолов снова в Галилее, мы
ощущаем в наших сердцах некоторую нотку
печали. Почему же? Потому что у нас, три виде
их в рыбачьих лодках, является вопрос: не
забыли ли они своего высшего призвания —
нести миру весть о спасении, совершенном
Христом на Голгофе? Не угас ли в них
апостольский дух? Не померкли ли для них
слова Христа: «Ищите прежде всего Царствия
Божия»? Нет! Они не забыли, к чему их призвал
Христос. Да, они ловили рыбу, но все их
существо было со Христом. Они находились в
постоянном ожидании и большом напряжении:
вот-вот Он придет и скажет, что им делать,
дальше.
И Христос пришел. Пришел при следующих
обстоятельствах. Семеро из них сели в лодку;
это были: Петр, Иоанн, Иаков, Фома, Нафанаил и
двое других, имена которых не приведены в
Евангелии. Была ночь, и вот они плывут по
озеру на глубину. Я не сомневаюсь, что между
ними был такой разговор: когда бы мог прийти
к нам наш воскресший Учитель? Где мы
встретимся с Ним? Как Он будет беседовать с
нами? Может быть, Он соберет нас на горе
Преображения? И не будет ли Его явление и на
сей раз в первый день недели, как это было
дважды в Иерусалиме? Апостолы, качаясь на
волнах Геннисаретского озера, не
предполагали, что они увидят своего
любимого Учителя в эту же ночь, на рассвете;
что Он застанет их обрызганными водою,
усталыми после бессонной, напрасно
проведенной ночи; ведь они не поймали ни
одной рыбины. На востоке появилась розовая
полоса света.
Усталые апостолы приближаются к берегу и
видят: на берегу стоит человек, а возле него
горит костер. Они думают: наверное, это тоже
рыбак, закончивший свою рыбную ловлю;
теперь он греется и готовит себе завтрак.
Незнакомец обращается к ним со словами: «Дети!
есть ли у вас какая пища?» Они отвечают Ему:
нет. Как странно: Он называет их «детьми».
Возможно, Иоанну, как и Марии Магдалине,
голос незнакомца показался голосом Учителя.
Незнакомец опять заговорил: «Закиньте сеть
то правую сторону лодки и поймаете». Они
закинули и поймали великое множество рыбы.
Тогда Иоанн говорит Петру: «Это Господь».
Как мы должны любить эти два слова: «Это
Господь». В Притчах Соломона 3, 6 мы читаем
замечательные слова: «Во всех путях твоих
познавай Его». Если мы на путях нашей жизни
всегда будем внимательно искать Господа, то
из нашего сердца будут часто вырываться эти
два слова: «Это Господь!»
Петр, как всегда порывистый, бросается в
море; остальные апостолы подплыли к берегу
в лодке. Все они теперь на берегу, и перед
ними Христос. Он говорит им: «Придите,
обедайте». И Он дает им хлеб и рыбу. И здесь
Христос — как их слуга; в горнице в
Иерусалиме Он умыл им ноги; здесь Он
приготовил им, усталым и промокшим, костер и
завтрак.
Как часто дети Божий думают, что, призванные
на большое служение Богу и людям, мелкими
делами они заниматься не должны. Но
посмотрите на нашего Господа Иисуса Христа:
совершив величайшее дело нашего вечного
спасения на Голгофе, Он разжигает «остер,
чтобы согреть Своих учеников, и
приготовляет им завтрак. Какой пример для
всех нас, последовавших за Иисусом Христом!
И вот мы снова свидетели хорошо знакомой
всем нам беседы Воскресшего с Петром.
Прислушаемся к ней еще раз. «Когда же они
обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон
Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты: знаешь,
что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси
агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз:
Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит
Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит
ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты
Меня? Петр опечалился, что в третий раз
опросил его «любишь ли Меня?», и сказал Ему:
Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я
люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец
Моих». Нам хорошо понятна причина такой
беседы воскресшего Христа с Петром. Мы
хорошо помним другой костер- костер во
дворе первосвященника, в Иерусалиме. У того
костра к Петру был направлен тоже
троекратный вопрос: знает ли он Иисуса и не
Его ли он ученик? И Петр там дал тоже
троекратный ответ, причем ответ
печальнейший: не знаю Его! А здесь у костра
на берегу Геннисаретского озера мы слышим
другой троекратный ответ Петра: я люблю
Христа! Петр говорит Воскресшему: «Ты
знаешь все» — и мое глубокое падение, мое
постыдное отречение от Тебя, но Ты знаешь и
то, что я люблю Тебя. Да, Христос знал, что
Петр любит Его самой искренней и самой
горячей любовью. Но любовь часто выражается
только в чувствах сердца. А Христос
призывает Петра любить не только чувством,
но и самоотверженным служением своему
спасителю. Он призывает его быть добрым
пастырем Его Церкви. Христос призывает и
нас к служению Ему!
Деян. Ап. 1,1 — 3
«...Которым (то есть апостолам) и
явил Себя живым по страдании Своем со
многими верными доказательствами, в
продолжение сорока дней являясь им и говоря
о Царствии Божием». Из этих слов мы узнаем,
что воскресший Христос в течение сорока
дней являлся Своим .апостолам, то есть имел
с я им и видимое общение. Что значит «сорок
дней»? Это значит: воскресший Христос
являлся видимьим образом апостолам до дня
Своего вознесения. В день вознесения Он
покинул землю и занял место на престоле
Своей небесной славы. После вознесения
Христа прекратились Его видимые явления
людям. И на пути в Дамаск Савл только голос
Воскресшего слышал, но Самого Христа не
видел. Более счастливым был Стефан, который
оказал в синедрионе: «Вот, я вижу небеса
отверстые и Сына Человеческого, стоящего
одесную Бога». Но это видение Стефана было
видением Христа в небесах, а не на земле.
Таким же видением Христа в небесах, а не на
земле, было видение ап. Иоанна на острове
Патмосе (Откр. 1, 12 — 17).
Эти сорок дней были замечательными днями в
жизни апостолов. Их ожидало великое
служение: проповедь Евангелия по всему миру
и воспитание церквей Христовых. А между тем
сами они еще многого не знали и многого не
понимали. И вот воскресший Христос
восстанавливает для апостолов ту школу,
которую они имели у ног своего Учителя до
Его страданий и смерти. Ежедневно он
приходил к ним и говорил им о Царствии
Божием. Вот тема Его бесед с ними; вот уроки,
которые Он преподавал им. Мы должны знать,
что это было другого рода общение Христа с
апостолами, чем то общение, которое Он имел
с ними до Голгофы. До Голгофы Он пребывал с
ними постоянно; до Голгофы они, как пишет
ап. Иоанн в своем Первом послании 1,1 — «осязали»
Его руками своими. Но в день Своего
воскресения Христос установил новое
общение с учениками Своими. Мария Магдалина
первая услышала из уст воскресшего Христа о
сущности, о характере этого нового общения
Христа с учениками. Мы знаем слова,
сказанные воскресшим Христом Марии
Магдалине: «Не прикасайся ко Мне».
В чем смысл этих слов Христа? В том, что
время физического общения со Христом
кончилось. В там, что наступило время
другого рода общения со Христом: общения
чисто духовного, общения мистического.
Правда, еще более духовное общение со
Христом ожидало апостолов и всех учеников
Христовых после Его вознесения. В течение
сорока дней они всё же видели Его своими
физическими глазами; а после вознесения они
видели Его только очами своего сердца — вот
так, как мы видим Его теперь, то есть в Духе
Святом.
Мы прочитали, что Христос являл Себя
апостолам «со многими верными
доказательствами». Евангелие не говорит, в
чем заключались эти «многие доказательства»,
— за исключением только некоторых.
Например: Он показывал им Свои руки и ноги и
просил осязать их (Ев. Лук. 24, 37 — 40). Можно
сказать еще о другом доказательстве — об
особом, Ему свойственном преломлении хлеба,
как мы читаем об этом в Ев. Луки 24, 30 — 31: И
когда Он возлежал с ними, то взяв хлеб,
благословил, преломил и подал им. Тогда
открылись у них глаза, и они узнали Его».
Особая интонация в голосе воскресшего
Христа была доказательством для Марии
Магдалины, что перед нею стоял ее Учитель —
Раввуни. Эти «многие верные доказательства»
были необходимы для полного исцеления
учеников Христа от тяжелой болезни
сомнения. Неуверенность, сомнение — это
очень большая помеха для нашего радостного
следования за Христом и благословенного
служения Ему. Многие дети Божий страдают в
своей христианской жизни от неуверенности
и сомнений. Слово Божие говорит, что суть
болезни, именуемой сомнением, заключается в
нетвердости, неустойчивости. Так сказано в
Послании Иакова 1, 6: «Сомневающийся подобен
морской волне, ветром поднимаемой и
развеваемой». На морской волне строить
невозможно. И строительство Царствия Божия
на нашей колеблющейся вере является тоже
делом трудным. Вот почему Христос и нам
являет Себя со многими верными
доказательствами, — чтобы мы были людьми
твердой непоколебимой веры, полные
радостной уверенности. Евангелие говорит,
что Христос после Своего воскресения в
продолжение сорока дней являлся Своим
апостолам и говорил им о Царствии Божием. В 1
Кор. 15 мы читаем о целом ряде явлений
воскресшего Христа, о которых евангелисты,
то есть авторы четырех Евангелий, нам не
повествуют. Ап. Павел пишет: «(воскресший
Христос) явился Кифе, потом двенадцати (возможно,
двенадцатым был Матфий, избранный
впоследствии церковью на место Иуды); потом
явился более нежели пятистам братии в одно
время»... «потом явился Иакову»... Мелено не
сомневаться, что воскресший Христос в
течение сорока дней после Своего
воскресения ежедневно являлся Своим
ученикам, чтобы поучать их о Царствии
Божием. Апостолы искренне любили Христа,
своего Учителя; но они очень мало знали о
Царствии Божием. И вот воскресший Учитель
восполняет этот пробел духовного познания
у Своих учеников. Изо дня в день Он
наставлял их в великих истинах Царствия
Божия. Конечно, для следования за нашим
воскресшим Господом и для благословенного
служения Ему нужна, прежде всего, любовь к
Нему. Но необходимо и духовное знание —
знание истин Божиих, широкое и глубокое
знание Библии, всего Священного Писания.
Духовное знание, будь оно самое большое и
всестороннее, без пламенной любви ко Христу
недостаточно для благословенного служения
Господу. Но и любовь ко Христу без духовного
знания недостаточна, чтобы приносить
обильные плоды Господу. Необходимо
благословенное сочетание пламенной любви
ко Христу с глубоким знанием истин Царствия
Божия, с глубоким знанием Слова Божия. Будем
постоянно стремиться не только к самой
горячей любви ко Христу, но и к самому
глубокому познанию всех истин Божиих!
Ев. Марк. 16, 1 — 7
Всякий раз, когда мы празднуем
воскресение Господа нашего Иисуса Христа
из мертвых, мы вспоминаем встречи Его,
Воскресшего, со Своими учениками и
ученицами. Мы вспоминаем встречу
воскресшего Христа с Марией Магдалиной. Мы
вспоминаем встречу воскресшего Христа с
женами-мироносицами. Мы вспоминаем встречу
воскресшего Христа с апостолом Петром. Мы
вспоминаем встречу воскресшего Христа с
двумя учениками из Еммауса. Мы вспоминаем
две встречи воскресшего Христа со Своими
апостолами. Мы вспоминаем встречу
воскресшего Христа с семью апостолами на
берегу Тивериадского озера. Мы знаем из
Евангелия, что у воскресшего Христа были
еще встречи с апостолом Иаковом и с более
чем 500-ми Своих учеников в Галилее.
Знаем ли мы по опыту, что высшей нашей
радостью на земле являются наши встречи с
воскресшим Христом? Христос знает, что наши
встречи с Ним, наше общение с Ним несут нам
самое глубокое счастье, с которым не
сравнится никакое другое счастье на земле.
Вот почему Христос после Своего
воскресения возвещает Своим апостолам
через ангела, чтобы они шли в Галилею, куда и
Он Сам придет, чтобы там встречаться с ними.
«Там (в Галилее) вы Его (Христа) увидите», —
было сказано апостолам.
Встречаться со Христом как можно чаще;
общаться со Христом как можно больше, и
видеть Христа постоянно — в этом сущность
нашей христианской жизни.
Посмотрим «а учеников Христа. Чем были
наполнены их сердца до встречи со своим
воскресшим Учителем? Они были наполнены
глубокой печали. Их Учитель умер, Он
погребен. — Что может утешить их? Только
одно: встреча с воскресшим Христом! Именно в
этом они нуждались. Увидеть снова Его
дорогое для них лицо. Услышать снова Его
знакомый им голос. Почувствовать Его
благодатное присутствие с ними.
Посмотрим на себя — Его сегодняшних
учеников. Как разнообразны наши печали. У
каждого и у каждой из нас своя печаль, свое
переживание. И у всех нас одна нужда:
увидеть Христа живым, воскресшим. Мы знаем
по опыту, как сменяется печаль радостью,
когда мы ;видим Христа в Его божественной
славе.
Небесный вестник говорит женам-мироносицам:
«Идите, скажите ученикам Его». Но каковы эти
ученики? Все они в трудный час покинули
своего Учителя. Все, даже Иоанн — наиболее
чуткий из учеников Христа. Мир смеется над
ними, клеймит их позором. Христос после их
позорного бегства мог бы отказаться от них,
от такого неподходящего материала для
строительства Своего Царствия на земле.
Христос мог бы избрать Себе других
апостолов — более верных, более стойких.
Нет! Он посылает именно этим ученикам весть,
что хочет видеть их в Галилее. А почему Он не
отвергает их? Потому что Он смотрит на них,
как на глину, из которой Он силен сделать
Себе чудесные сосуды. И Он сделал из них
чудесные сосуды. Когда? В день
Пятидесятницы, когда исполнил их сердца
силой свыше, силой Духа Святого.
Небесный вестник, посылая мироносиц
сказать ученикам Христа, чтобы они шли в
Галилею, где увидят своего воскресшего
Учителя, прибавил слова: «...И Петру». Петр не
только бежал из Гефсиманского сада, — он и
отрекся от своего Господа. Он клялся и
божился, что не знает Христа. Но и от Него не
отвернулся Христос. Петр поступил очень
скверно — дальше идти некуда. Но он любит
Христа. Сквозь черный слой глубокого
падения Петра Христос видит на дне его
сердца самую искреннюю любовь к своему
Учителю.
У всех нас много недостатков, и это очень
печально. И всё же мы любим Христа.
Счастливы те из нас, в сердцах которых
Христос сквозь слой, может быть, даже очень
больших недостатков видит все же нашу
искреннюю любовь к Нему и желание
освободиться от всех наших недостатков и
сделаться похожими на нашего чудного
Господа. Ничто не радует Христа так, как
искренняя любовь к Нему в наших сердцах.
Воскресший Христос призывает всех Своих
учеников и учениц к встречам с Ним, к
благословенному общению с Ним. Он хочет
встречаться с нами в наших «Галилеях»: в
наших церквах, в наших домах, на путях в наши
«Еммаусы». Много благословенных встреч
было у нас со Христом в прошлом. Будем
стремиться к тому, чтобы еще больше было у
нас благословенных встреч с воскресшим
Христом в будущем.
Каждая наша встреча с воскресшим Христом
несет нам поучение и наставление, утешение
и ободрение, очищение и обновление, радость
и мир. Поэтому пусть вся наша земная жизнь
будет жизнью постоянных встреч с нашим
воскресшим Господом. Пусть все одры болезни
ведут нас к самому тесному соприкосновению
со Христом. А в час смерти пусть воскресший
Христос даст нам силу радостно воскликнуть:
«Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?»
А в Новом Иерусалиме наши встречи с
прославленным Христом будут еще более
благословенными. Ибо там мы увидим Его
таким, как Он есть.