АПОСТОЛ ФОМА
В Евангелии от
Матфея 10, 2 — 4 нам даны имена всех
двенадцати апостолов Христа: 1) Симон,
называемый Петром; 2) Андрей, брат его; 3)
Иаков Зеведеев; 4) Иоанн, брат его; 5) Филипп; 6)
Варфоломей; 7) Фома; 8) Матфей; 9) Иаков Алфеев;
10) Леввей, прозванный Фаддеем; 11) Симон
Кананит; 12) Иуда Искариот.
Нам не даны в
Евангелии характеры всех двенадцати
апостолов. Есть апостолы, о которых мы
ничего, кроме их имен, «е знаем. Например,
Леввей, прозванный Фаддеем, «ли Симон
Кананит. Зато Петр, Иоанн, Филипп, да и Иуда
Искариот, как живые, стоят перед нами.
Знакомит нас Евангелие и с апостолом Фомой.
Какой же образ
Фомы дан нам на страницах Евангелия? Три
места в Евангелии от Иоанна рисуют нам
характер Фомы.
«Пойдем и мы умрем
с Ним», — сказал Фома, когда Христос был
позван в Вифанию к больному Лазарю (Ев. Иоан.
11, 16). Эти слова Фомы открывают перед нами
его сердце, полное любви м. преданности
своему Учителю Христу. Эти слова Фомы
говорят о том, что он не мыслит себе жизни
без Христа. Лучше умереть со Христом, чем
жить без Христа, — к такому заключению
пришел Фома. Своим все испытующим умом Фома
познал Христа как Того, Который является
единственным смыслом человеческой жизни на
земле. Вместе с апостолом Павлом он мог
говорить: «Для меня жизнь — Христос» (Филип.
1, 21). И наоборот: без Христа — для меня нет
жизни, нет смысла в жизни. Без Христа жизнь
становится пустой, и пустоту ее ничто не
заполнит. Так рассуждал апостол Павел, так
рассуждал и апостол Фома. Если, — говорил
Фома другим апостолам, — наш Учитель идет
на смерть, то и нам нет смысла жить, — «Пойдем
и мы умрем с Ним».
Какое же большое
место занял Христос в сердце и в жизни Фомы,
если он мог так рассуждать! Как же он любил
Христа, если без Него он не считал возможным
для себя жить на земле. Фома мог бы искренне,
от всего сердца, петь вместе с нами нашу
известную песнь: «Как скучно на сердце
порой, когда я не вижу Христа; природа
пустеет пред мной и меркнет ее красота. И
солнце не ясно горит, и в поле все мертво
кругом, но раем пустыня глядит, когда я в
союзе с Христом».
Возьмем другие
слова Фомы: «Господи! не знаем, куда идешь; и
как можем знать путь?» (Ев. Иоан. 7; 14, 5). Эти
слова Фома сказал после слов Христа, полных
света, радости и надежды: «В доме Отца Моего
обителей много; а если бы не так, Я сказал бы
вам: Я иду приготовить место вам. И когда
пойду и приготовлю вам место, приду опять и
возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я. А
куда Я иду, вы знаете, и путь знаете». На фоне
этих светлых и радостных слов, вселяющих
такую живую надежду в сердца всех детей
Господних, так мрачно прозвучали слова Фомы:
«Не знаем, Господи, куда идешь». Ведь только
что Христос сказал: «Истинно, истинно
говорю вам, что один из вас предаст Меня».
Только что Иуда покинул горницу, чтобы
совершить свое ужасное преступление. Фома
не способен думать в такой момент о светлых
обителях небесного дома, о вечной радости
там со Христом. Он погружен в самые мрачные
мысли; он смотрит на все будущее через самые
черные очки.
Христос на Тайной
Вечере говорил о двух сторонах Своей
божественной миссии: о темной стороне
предстоящего Ему уничижения и о светлой
стороне предстоящей Ему славы. Его мрачный
путь — это предательство Иуды, кровавый пот
в Гефсимании, невыразимые страдания на
Голгофе и позорная смерть на позорном
кресте. А светлый путь Христа — это
примирение через Голгофский крест
грешников с Богом, обращение (разбойника на
Голгофе, славное воскресение в саду Иосифа
Аримафейского, славное вознесение на горе
Елеонской, престол славы, сотворение нового
неба и новой земли, и торжество Царствия
Божья. Фома видит только мрачную сторону в
божественной миссии Христа — Его великое
уничижение. Его восхождение в славу он не
видит, поэтому и говорит Христу: «Господи!
не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?»
Как много в Церкви
Христа душ с этим свойством Фомы: видеть
больше мрачные стороны, чем светлые. При
встречах с людьми одни видят, главным
образам, их положительные качества; другие,
наоборот, отрицательные. В результате об
одном и том же человеке одни говорят с
восхищением, другие — с разочарованием.
Возьмем Церковь
Христа: в ней есть много положительного и
немало отрицательного. В жизни и
деятельности каждой церкви есть печальные
и даже, может быть, весьма печальные явления;
но есть и много светлого и радостного. И вот
есть немало верующих, похожих на Фому,
которые видят только отрицательное в своей
церкви и не замечают светлого и радостного
в ней. Благодаря своим черным очкам они
всегда недовольны, ходят с сумрачным видом
и отравляют радость другим. А между тем нет
церкви без благословений Господних; нет
церкви, в которой не действовал бы Дух
Святой; нет церкви, в которой не обращались
бы грешники к Господу, и в которой не было бы
преданных Господу сердец. Но надо снять
черные очки, чтобы видеть все эти
благословения Господни. Надо любить свою
церковь, чтобы видеть не только ее
отрицательные стороны, но и положительные.
Как хочется каждому Фоме с черными очками
сказать словами нашей песни: «Милости
Господни вспоминай, считай; все их до единой
в сердце повторяй. Вспомни, как Он щедро
наделил, удивляться будешь, что Он совершил».
Есть еще слова
Фомы, которые открывают также его сердце
перед нами. Фома говорит: «Если не увижу на
руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста
моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей
в ребра Его, не поверю» (Ев. Иоан. 20, 25). Фома в
христианстве получил прозвище «Фомы
неверующего». Но в защиту его надо сказать,
что в отношении своего неверия он был
ничуть не хуже других апостолов. С каким
неверием встретили и другие апостолы
Христа, когда Он впервые явился им по Своем
воскресении. Прочтем об этой первой встрече
воскресшего Христа с апостолами в Ев. Луки
24, 36 — 41: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус
стал посреди их и сказал им: мир вам. Они,
смутившись и испугавшись, подумали, что
видят духа; но Он сказал им: что смущаетесь и
для чего такие мысли входят в сердца ваши?
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я
Сам, осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух
плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И
сказав это, показал им руки и ноги. Когда же
они от радости еще не верили и дивились, Он
сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?»
Итак, все апостолы,
без исключения, страдали неверием в
воскресение своего Учителя.
Недостатки
апостолов не скрываются на страницах
Евангелия. Евангелие рисует апостолов
далеко не идеальными учениками Христа. Они,
не уясняли себе многих истин, которым
поучал их Христос. Христос говорил им,
например, очень ясно о цели Своего
пришествия на землю: «Сын Человеческий
пришел... чтобы отдать душу Свою для
искупления многих» (Ев. Матф. 20, 28). А на пути
на Голгофу Петр говорит Христу: «Будь
милостив к Себе, Господи! да не будет этого с
Тобою» (Ев. Матф. 16, 22). В этих словак Петра мы
видим полное непонимание у апостолов
значения Голгофы.
Или возьмем
учение Христа о Царствии Божьем. Он говорил
апостолам: «Не придет Царствие Божье
приметным образом, и не скажут: вот, оно
здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божье
внутрь вас есть» (Ев. Луки 17, 20 — 21). А что
говорят апостолы Христу после Его
воскресения? — «Не в сие ли время, Господи,
восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.
ан. 1, 6). Эти слова свидетельствуют, что
апостолы понимали Царствие Божье, как
царство земное, как царство Израиля.
Христос говорил
им ясно, что Ему должно идти в Иерусалим и
много пострадать... и быть убиту, и в третий
день воскреснуть» (Ев. Матф. 16, 21). А кто из
апостолов ожидал воскресения Христа? Кто из
них верил в воскресение Учителя?
Евангелие не
скрыло отречения Петра; оно не скрыло
трусливого бегства апостолов из
Гефсиманского сада, когда враги взяли их
Учителя.
Есть люди, которые
потирают руки от удовольствия, что у
апостолов были такие недостатки, ошибки,
падения. Есть немало верующих, которые
недостатками и грехами апостолов
оправдывают свои грехи и недостатки. Мы не
должны этого делать. Грехи других не должны
отирать наших слез по поводу наших падений.
Мы не должны говорить: если апостолы
сомневались, то нам тем более простительно
сомневаться. Если апостол Фома был с такими
недостатками, то почему мы должны быть
лучше его?
Да, Фома
сомневался в воскресении своего любимого
Учителя, но он и горько плакал в своем
сомнении. Он искал выхода из темной ночи
неверия и сомнений, которая охватила его и
лишила радости и мира. Эту темную ночь
сомнений, как мы видели, пережили все
апостолы Христа. И если Евангелие говорит,
что Мария Магдалина стояла у гроба Учителя
и плакала, то мы можем не сомневаться, что ее
слезы были слезами всех друзей Христа.
Плакали и апостолы; об их слезах
определенно говорится в Ев. Марка 16, 10: «Она (Мария
Магдалина) пошла и возвестила бывшим с Ним,
плачущим и рыдающим».
Итак, все апостолы
сомневались в воскресении своего Учителя
Христа. Их всех воскресший Христос «упрекал
за неверие... что видевшим Его воскресшего
не поверили» (Ев. Марка 16, 14). Разница была
только в том, что Фома пришел к вере на
неделю позднее, чем другие апостолы.
Причина была та, что он не был с апостолами,
когда в день воскресения вечером Христос
явился им.
Почему же Фомы не
было вместе с другими апостолами? По-видимому,
он решил уединиться, чтобы без свидетелей
переживать свое горе. Одни люди в своем горе
ищут общения с другими людьми; другие,
наоборот, в своем горе удаляются от всех и
никого не хотят видеть. Фома, по-видимому,
был именно таким «отшельником» в своем горе.
Отсутствуя в
собрании апостолов, Фома лишил себя
большого благословения. Извлечем для себя
из этого полезный урок, а именно: как важно
не пропускать, по возможности, собраний
детей Божьих. Призыв Евангелия гласит: «Не
будем оставлять собрания своего» (Евр. 10, 25).
Каждое собрание — это сокровищница Божьих
благословений! Каждое собрание — это «аптека»
для нашего врачевания! Беспричинное
оставление собрания — это утрата какого-либо
благословения, это лишение какого-то
целительного бальзама.
Но и в этом
печальном событии с Фомой есть своя светлая
сторона. Сомнение Фомы, столь ярко
описанное в Евангелии, послужило и еще
послужит к утешению и ободрению тысяч
сомневающихся детей Господних.
Сомневающиеся дети Божий часто впадают в
отчаяние, начиная считать себя
отступниками, охладевшими в любви к Господу,
утратившими Духа Святого. Но перед всеми
сомневающимися детьми Божьими стоит Фома
как образец ученика Христа с самой горячей
любовью к Учителю в своем сердце и готовый
умереть за Него, и несмотря на такую любовь
ко Христу, — его сердце терзают сомнения.
Фома, вместе с
другими апостолами, был свидетелем всех
чудес, которые совершил Христос, в том числе
и величайшего из всех чудес Христа —
воскрешения Лазаря. Это говорит о том, что
сомнение может завладеть сердцем ученика
Христа даже после многих виденных им чудес
Божьих. Никто не гарантирован от сомнений!
Ни апостолы, ни самый опытный христианин!
Стрела сомнения — стрела коварная: она
может совершенно неожиданно поразить
любого из нас, учеников Христовых. В любой
день, в любой час, в любую минуту может в
нашем сердце появиться сомнение в той или
другой истине Божьей. И пусть никто из нас
не смутится, когда это случится.
Будем также
помнить, что сомнение — это болезнь
исцелимая. От этой болезни исцелился
Нафанаил, сомневавшийся в том, что Христос
пророк, так как из Назарета ничего доброго
не ожидали (Ев. Иоан. 1, 46). От сомнения
исцелился Никодим, не допускавший мысли о
новом рождении. Исцелился от своих сомнений
и Иоанн Креститель и спокойно, в глубокой
вере, склонил свою голову под меч.
Исцелились от своих сомнений и апостолы
Христовы и радостно возвещавши о
воскресении своего Учителя. Не остался в
своих сомнениях и Фома. И никто из искренне
любящих Христа не останется со стрелою
сомнения в своем сердце. Великий врач
Христос уврачует каждое больное сомнением
сердце.
Как же был исцелен
Фома от сомнения? Желание Фомы освободиться
от сомнений было так естественно, — ведь
сомнение связано с мучением, оно терзает
наш дух. Христос, видевший мучение Своего
апостола, был готов помочь ему.
Обратим внимание
на то, как больной сомнением Фома сам себе
намечает путь для исцеления, сам себе
назначает лекарство. Апостолам, которые
стараются освободить его от сомнения,
говоря ему: «мы видели Господа», — он
заявляет: «Если не увижу на руках Его ран от
гвоздей, и не вложу перста моего в раны от
гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, —
не поверю». Больной диктует свою волю врачу:
если не увижу ран Христа и не осяжу их, — не
поверю.
Есть множество
скептиков, сомневающихся людей и в наши дни,
которые повторяют слова Фомы: если не
увидим глазами, если не ощутим руками, — не
поверим!
Фома, назначая
себе сам лекарство от своих сомнений, не
знал того, что знает современная медицина.
Он хотел основать свою веру на зрении и
осязании, а не знал того, что существует
болезнь, именуемая галлюцинацией и
заключающаяся в обмане наших чувств: зрения,
слуха, обоняния и даже осязания.
Христос мог бы
явиться Фоме отдельно, как Он явился
отдельно Петру или Иакову. Но великий Врач
пришел совершить исцеление больного так,
чтобы свидетелями исцеления были все
апостолы.
Фома не употребил
рук для осязания ран Христа. Это видно из
слов Христа, сказанных Фоме: «Ты поверил,
потому что увидел Меня»; иначе Христос
сказал бы: «Ты поверял, потому что увидел и
осязал Меня».
Христос показал
Фоме нечто более убедительное, чем раны на
Своих руках и ногах; Он показал Фоме Свое
божественное всеведение. Ведь он повторил
все слова Фомы, которые были им сказаны
апостолам. Христос раскрыл перед Фомою весь
рецепт, который он себе наметил для
исцеления. Вот это всеведение Христа
вырвало стрелу сомнения из сердца Фомы.
Таким же путем был
исцелен от сомнения и Нафанаил, когда
Христос открыл ему Свое божественное
всеведение: «Когда ты был под смоковницею, Я
видел тебя» (Ев. Иоан. 1, 48). Всеведение Христа
повергло к Его ногам и самарянку (Ев. Иоан. 4,
19).
Исцеленный от
своего сомнения Фома воскликнул в великой
радости: «Господь мой и Бог мой!» Фома верит
теперь, что перед ним не только воскресший
Учитель, но Господь и Бог. Фома постиг
высшую истину христианства, высшую истину
всего Священного Писания, а именно: что
Иисус Христос есть Господь и Бог. Говоря о
Младенце, который родится от девы, пророк
Исайя торжественно провозгласил: «...и
нарекут имя Ему: ...Бог крепкий» (Ис. 9, 6). И вот
Фома, только что сомневавшийся в
воскресении Христа, называет Его теперь
своим Богом: «Господь мой и Бог мой!»
Христос сказал
Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня;
блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ев.
Иоан. 20, 29). Для зарождения и укрепления веры
Бог указал другой путь. Мы читаем в Послании
к Римлянам 10, 17: «Вера — от слышания, а
слышание — от Слова Божья». Наша вера во
Христа основана не на чудесах, не на
видениях, не на знамениях, а на Слове Божьем,
на вечной книге — Библии, и поэтому наша
вера не зависит ни от чего, вне нас
находящегося.
Слово Божье — это
скала непоколебимая; вот почему и вера,
основанная на Слове Божьем, — вера
непоколебимая.