СЛОВО БОЖЬЕ
СЛОВО БОЖЬЕ —
ИСТОЧНИК БЛАГОСЛОВЕНИЙ
Псалом 118, 162
«Радуюсь я Слову
Твоему, как получивший великую прибыль».
Что хочет
псалмопевец сказать словом «прибыль»?
Прибылью он называет пользу, благословения,
которые он получил от Слова Божья. Слово
Божье было для него источником
драгоценнейших благословений. И для нас
Слово Божье является источником величайших
благословений. Знаем ли мы, в чем
заключаются благословения Слова Божья?
Если мы будем их знать, то Слово Божье
сделается для нас особенно дорогим и
близким. И мы, как и псалмопевец, будем
испытывать глубокую радость при чтении его.
Познакомимся же с благословениями, которые
несет нам Слово Божье.
Самое знакомое
нам благословение Слова Божья — это его
утешения. Ап. Павел пишет в Послании к
Римлянам 15,4: «Все, что писано было прежде,
написано нам в наставление, чтобы мы
терпением и утешением из Писаний сохраняли
надежду». «Утешение из Писаний» — какое это
великое благословение Слова Божья! Мы часто
бываем изранены той или иной скорбью; мы
часто бываем вынуждены идти «долиною плача»,
и вот любящий нас Господь на протяжении
всей Библии, от ее первой главы до последней,
разместил бальзам утешения для наших
раненных скорбью сердец. Библия полна
лекарства от наших слез. Страницы Писания
усеяны яркими звездами Божьих обещаний,
которые сияют нам в темные ночи и несут не
только утешение, но и ободрение нашим
усталым от тернистого пути сердцам. Будем
благодарить Господа за Слово Божье, как за
чудный источник утешения и ободрения для
наших сердец.
В Псалме 118, 130 мы
читаем о другом величайшем благословении
Слова Божья: «Откровение слов Твоих
просвещает»... «Откровение слов Твоих» —
это значит: Слово Божье открывает тайны
Божий. Хотя в Библии только одна книга
названа «Откровением», но откровением
являются все книги святого Писания. Все
страницы Слова Божья несут нам драгоценные
откровения Божий. Вот почему Слово Божье
просвещает.
В чем просвещает
нас Слово Божье? Оно просвещает нас в
великих и глубоких истинах Божьих. Величие
истины Божьей выражено в словах
Псалмопевца: «До облаков истина Твоя» (Псал.
56, 11). Истиной являются все пути Господни,
как сказано в Псалме 24, 10. Истиной являются
все дела рук Его (Псал. 110, 7). Истиной
является закон Господень (Псал. 118, 142). Но
величайшей истиной является Сам Господь
Бог, как сказано в Иерем. 10, 10: «А Господь Бог
есть истина». Величайшей истиной является
наш Господь Иисус Христос, Который говорит
о Себе: «Я есмь... истина» (Ев. Иоан. 14, 6). И ап.
Павел говорит в Ефес. 4, 21: «Истина в Иисусе».
Глубокой истиной является Дух Святой, как
мы читаем в 1 Иоан. 5, 6: «Дух есть истина». Вот
все эти драгоценные Божий истины открывает
нам Слово Божье. Бог, Иисус Христос, Дух
Святой, закон Господень, пути Господни со
всем человечеством и с каждым из нас в
отдельности, все дела Божий — во всем этом
просвещает нас Слово Божье.
Как же нам не
любить Слово Господне? Как же нам не
радоваться этому драгоценному Слову? Как же
нам не исследовать Писания, как повелевает
нам наш Господь Иисус Христос? Какое
поистине великое благословение в
просвещении наших умов и сердец Словом
Божьим.
Великим
благословением Слова Божья является
обличение и очищение им наших сердец. Слово
Божье не только бальзам для ран нашего
сердца, но и «меч обоюдоострый», как сказано
в Послании к Евреям 4, 12 — 13: «Слово Божье
живо и действенно и острее всякого меча
обоюдоострого; оно проникает до разделения
души и духа, составов и мозгов, и судит
помышления и намерения сердечные. И нет
твари, сокровенной от Него, но все обнажено
и открыто пред очами Его». Самым острым
ножом является нож хирургический, так
называемый ланцет, который обнажает перед
хирургом внутренность человека. Меч Слова
Божья обнажает наше сердце, вскрывая всю
его нечистоту. В доме Симона, фарисея,
Христос, желая обличить его, сказал ему: «Симон!
Я имею нечто сказать тебе. Симон говорит:
скажи, Учитель». И тогда слова Христова
обличения, подобно мечу обоюдоострому,
пронзили сердце гордого фарисея Симона и
показали все его недоброжелательство по
отношению ко Христу. Каждый раз, когда мы
берем в руки Слово Божье и открываем его, мы
должны говорить нашему Господу: «Скажи,
Учитель! Пусть Твое слово будет мечом,
обнажающим всякий грех в моем сердце».
Операция, которую
производит меч Слова Божия, бывает очень
болезненной. Но она необходима для нашего
излечения. Без обличения нет сознания греха,
а без сознания греха нет очищения. Вот
почему обличения Господни через Слово
Божье являются величайшим благословением
для наших душ.
Весьма великим
благословением Слова Божья является
согревание им наших сердец. Согревание
необходимо там, где есть охлаждение.
Церковь Христа живет среди айсбергов, среди
ледяных гор и может страдать духовным
охлаждением, как страдала Ефесская церковь
охлаждением в первой любви ко Христу, или
как страдала Лаодикийская церковь
охлаждением всей своей духовной жизни. В
каждой церкви есть дети Божий, болеющие
охлаждением — охлаждением в любви к
Господу, охлаждением в молитве, охлаждением
к чтению Слова Божья, охлаждением в
служении своему Спасителю. Где же средство
от этой духовной болезни охлаждения? Ответ
на этот вопрос мы находим в Книге пророка
Иеремии 23, 29: «Слово Мое не подобно ли огню,
говорит Господь». Мы знаем, что делается с
холодным железом, когда его погружают в
плавильный огонь. Таково же действие на
охлажденное сердце христианина и огня
Слова Божья. Погружение в Слово Божье — это
погружение в огонь Святого Духа, ибо
страницы Священного Писания полны этого
божественного огня. Как нам необходимо
согревание наших способных охладевать
сердец. И как мы должны благодарить Господа
за Слово Божье, которое является огнем,
согревающим наши сердца. Но никакой огонь
не окажет своего действия, если не будет с
ним соприкосновения. И Слово Божье не будет
оказывать на нас своего согревающего
действия, если не будет у нас
соприкосновения с ним, если мы не будем
погружаться в него.
Но самым великим
благословением Слова Божья является то, что
оно преображает нас в образ Христа. Один
скульптор, указывая на бесформенную
каменную глыбу, сказал: «Вот мой будущий
ангел!» Этим он хотел сказать, что в своей
мастерской, ударами молотка, из этой
бесформенной каменной глыбы он высечет
чудесной красоты ангела. Мы так мало похожи
на Христа, хотя и значимся Его детьми. Но
есть сила, преображающая нас в образ Христа.
Эта сила — Слово Божье. В Книге пророка
Иеремии 23, 29 Слово Божье сравнивается не
только с огнем, но и с молотом: «Слово Мое не
подобно ли... молоту, разбивающему скалу?» Мы
знаем, как молоток скульптора превращает
камень в красивые произведения искусства.
Так Слово Божье высекает из нас детей
Господних, похожих на Христа.
Библия — это
мастерская нашего небесного Скульптора,
Духа Святого, в которой Он, через Слово
Божье, преображает нас в образ Христа. Чем
чаще мы будем пребывать в Слове Божьем, тем
больше мы будем ощущать его преображающую
нас силу.
«СЛОВО ТВОЕ —
СВЕТИЛЬНИК»
Псал. 118, 105
«Слово Твое —
светильник ноге моей и свет стезе моей».
Назначение всякого светильника, всякого
света — освещать. А что значит освещать?
Освещать — значит: делать видимым
невидимое, неясное ясным. Для освещения
достаточно даже небольшого светильника.
Даже свет спички делает видимыми Предметы,
погруженные во тьму. Конечно, величайшим
светильником является солнце; но оно дает
нам свой свет только до наступления ночи. С
наступлением тьмы мы должны прибегать к
искусственному свету. Среди разных видов
света самым замечательным, самым приятным и
самым удобным является электричество.
Электричество — это один из величайших
даров природы, следовательно, и даров
Божьих.
Но вот
Псалмопевец провозглашает, что Слово Божье
является «светильником» и «светом». Если
всякий свет делает видимым невидимое, то и
свет Слова Божья выполняет такую же миссию.
Что же мы видим при свете этого
божественного «светильника» — Слова Божья?
Прежде всего Слово Божье озаряет нам
невидимого Бога. Познание нами Бога
возможно только через Слово Божье. Библия и
только Библия говорит нам о свойствах Бога:
о Его святости и любви. Библия говорит нам о
великих делах Божьих: о сотворении Им неба (то
есть вселенной) и земли; о сотворении Им
человека; и о величайшем Его деле — деле
искупления на Голгофе.
Особенно яркий
свет проливает Слово Божье на Личность
Иисуса Христа и озаряет Его так, что Он, в
Котором мы не видели ни вида, ни величия,
становится для нас самым драгоценным
сокровищем на земле.
Свет Слова Божья
освещает и человека и показывает его таким,
каким его видит Бог — во всей глубине его
падения. Библия озаряет ярким светом весь
путь человека — от его сотворения до его
водворения в новом Иерусалиме на новой
земле.
Каково же наше
отношение к светильнику Слова Божья? В
одном доме мне бросилась в глаза красивая
старинная люстра. Когда я высказал вслух
свою мысль о ее красоте, хозяева квартиры
зажгли ее для меня, и она стала еще
прекраснее. «Мы зажигаем ее только в
торжественных случаях», — сказали они мне.
Не похожа ли у нас Библия на эту прекрасную
люстру, которую хозяева зажигают только в
особые дни? Многие любят созерцать свет
Слова Божья только в дни наших
богослужебных собраний, причем только с
помощью проповедников-Причины
использования светом Слова Божья могут
быть разные. Например, отсутствие Библии. В
истории человечества были времена, когда
Библия существовала только на языках,
которых не понимали живущие на земле люди,
за исключением ученых. Такими языками были:
еврейский, греческий и латинский. Таким
образом, Библия находилась как бы под
сосудом и не могла являть своего света. Но
Бог воздвиг человека, имя которому Мартин
Лютер. В монастыре он нашел старую
запыленную Библию на латинском языке и
перевел ее на немецкий язык. Другой муж
Божий — Джон Виклиф перевел Библию на
английский язык. Так один народ за другим
получали Библию на своем родном языке, и
вскоре драгоценный светильник Слова Божья
засиял навесь мир своим ярким божественным
светом.
Кроме отсутствия
Библии или незнания языка, на котором
существует Библия, есть и другие причины
непользования людьми светом божественного
Писания. Одна сестра, сказала мне: «Я так
слабею духовно, скажите, что мне делать?» Я
спросил ее, читает ли она Слово Божье,
питает ли им свою душу. И я услышал в ответ: «Я
— неграмотная». Слава Господу, что
неграмотных на земле становится все меньше
и меньше. Библия может лежать на .столе, но
неграмотным она не даст своего света, и с
Библией в руках они будут ходить в полной
духовной тьме. Светильник Слова Божья рядом,
а пользоваться им нельзя, — такова
печальная участь всех неграмотных.
Но основная
причина непользования светильником Слова
Божья — это нерадение к Библии. Результатом
нерадения к Библии является: духовная
слабость, незнание Божьих истин, слабая
вера, хилое христианство, отсутствие
радости и первой любви к Господу. Я не знаю,
сколько среди верующих нерадивых к Слову
Божью, но я знаю, что есть дети Божий,
которые непрестанно читают драгоценную
Книгу Библию, и чем больше они ее читают, тем
дороже становятся для них ее чудные
поучения и наставления. Передо мною стоит
молодой брат, который недавно с сияющим
лицом сказал мне, что он прочел десять раз
Библию и приступил к одиннадцатому чтению
драгоценной Книги. Как постыжает этот брат
всех нерадивых к чтению Библии детей
Господних!
Псалмопевец
говорит: «Слово Твое — светильник ноге моей
и свет стезе моей». Есть верующие, которые
очень любят так называемую
эсхатологическую часть Библии, то есть те
места божественной Книги, которые освещают
и озаряют будущее. Такими местами Библии
являются, например, книга пророка Даниила в
Ветхом Завете и книга. Откровения Иоанна в
Новом Завете. Слава Господу, что светильник
Слова Божья озаряет ярким светом и далекое
прошлое и далекое будущее. Но слава Господу,
что свет божественного светильника — Слова
Божья — освещает и наш повседневный путь,
то есть камни на пути, о которые мы можем
споткнуться; Слово Божье озаряет и ночи
наших, земных скорбей; свет Слова Божья
разгоняет и тьму наших одров болезни, а
также и тьму «долины смертной тени». Свет
Слова Божья освещает всякий грех. Без
Библии мы не знали бы, что является грехом и
что не является грехом. Грех разбросан,
подобно камням, по всему нашему земному
пути. Без чудесного светильника Слова Божья
мы спотыкались бы на каждом шагу. Но красный
свет Писания говорит нам: «Стой! Здесь тебя
ожидает грех! Не споткнись!» Свет Слова
Божья озаряет наши ночи скорбей. В Англии я
видел место, где стояла тюрьма, в которой
Джон Буньян, написавший книгу «Путешествие
пилигрима в небесную страну», просидел
целых двенадцать лет. Какая долгая и
томительная ночь! Но с ним в темнице была
Библия, и она, несмотря на величайшую скорбь
долгого тюремного заключения, наполняла
ярким светом сердце этого узника. Свет
Слова Божья превратит и наши ночи в самые
солнечные дни! Самое главное, что нам
необходимо, — это, при свете Слова Божья,
видеть путь Христа; видеть его и идти по
нему к нашей светлой небесной отчизне — к
новому Иерусалиму. А путем Христа является
Сам Христос. Мы все знаем Его слова: «Я есмь
путь» (Ев. Иоан. 14, 6). Пусть светильник Слова
Божья освещает нам главным образом Самого
Христа. Мы радуемся, что Библия озаряет
образы многих праведников Ветхого и Нового
Завета. Как живые, они стоят перед нами со
всеми своими положительными и
отрицательными качествами. Но как гора
Эверест возвышается над всеми горами мира,
так Личность Иисуса Христа, нашего
драгоценного Спасителя, возвышается над
всеми праведниками Ветхо-то и Нового Завета.
И светильник Слова Божья дан нам Богом
главным образом для того, чтобы озарить
ярким светом именно Иисуса .Христа. «Исследуйте
Писания, — сказал Христос, — ибо вы думаете
через них «меть жизнь вечную, а они
свидетельствуют о Мне» (Ев. Иоан. 5, 39). Будем
при свете Слова Божья внимательно
рассматривать чудесной красоты образ
Иисуса Христа. Пусть свет Евангелия с
каждым днем все больше показывает нам
красоту Христа. Наше познание Христа должно
расти. Наша любовь к Нему должна делаться
все горячее. И это будет, если мы будем
непрестанно взирать на озаренную светом
Слова Божья, Личность Христа.
СЛОВО БОЖЬЕ —
ПИЩА ДЛЯ ДУШИ
Ев. Луки 4, 4
«Не хлебом одним
будет жить человек, но всяким словом Божьим».
Этими словами наш великий Учитель Христос
говорит нам очень ясно, что Слово Божье
является пищей для нашего внутреннего,
духовного человека. Чтобы жить и расти,
каждое живое существо должно питаться.
Возьмем ли мы малую травинку в поле или
громадный дуб в лесу; возьмем ли мы
крошечную букашку или самое большое
животное — слона, для всех живых существ
закон один: без питания они погибнут. И
человек подчинен этому же закону, причем
обе его природы — и телесная и духовная; и
физический наш человек и внутренний,
духовный. Ни наш физический, телесный
организм, ни наш внутренний, духовный
человек не могут быть подобны памятнику,
вылитому из бронзы и оформленному раз и
навсегда, поставленному на постаменте и
противостоящему натиску ветра и бури. Нет,
человек, как и растение, как и животное,
растет, причем растет постепенно, не сразу,
не в один день.
Но для роста нужна
пища. И для нашего духовного роста
необходима тоже пища. Малейшее нарушение
питания отражается на всяком живом
существе, в том числе и на человеке. Это мы
знаем по опыту: один день воздержания от
пищи уже даст себя почувствовать в виде
некоторой слабости и вялости. Так велика
наша зависимость от питания. Ненормальное
духовное питание сказывается на нашем
внутреннем человеке точно так же, как
сказывается ненормальное физическое
питание на нашем телесном организме.
Как мы должны быть
благодарны Христу за Его слова, что «не
хлебом одним будет жить человек, но всяким
словом Божьим». Слово Божье, по этим словам
Христа, является источником жизни для наших
душ. Если мы будем скудно питать Словом
Божьим наши души, то наша духовная жизнь
будет печальной и жалкой. Благополучие
нашей духовной жизни Христос связывает
самым тесным образом со Словом Божьим.
Почему же Христос
сравнивает Слово Божье с пищей, с хлебом?
Потому что все Слово Божье полно Христа, а
Христос — «хлеб жизни». Так Он Сам говорит о
Себе: «Я — хлеб жизни, сшедший с небес:
ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ев. Иоан.
6, 51). Библия — это житница, полная
божественного хлеба — Иисуса Христа. Вот
почему страницы Библии являются чудесной
трапезой для наших душ, богатым пиром для
нашего внутреннего человека.
В Книге пророка
Амоса 8, 11 мы читаем замечательные слова: «Вот,
наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я
пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не
жажду воды, но жажду слышания слов
Господних». Какой благословенный голод —
голод слышания Слова Божия! Какая
благословенная жажда — жажда слышания Слов
Господних! Но где этот голод, где эта жажда?
Не будем забывать, что наряду с голодом
может быть и пресыщение. Вспомним, как
однажды израильский народ сказал о манне —
этой пище, которую посылал им ежедневно
Господь: «Душе нашей опротивела эта
негодная пища» (Числа 21, 5). Вот картина
пресыщения в жизни ветхозаветной церкви. Но
и в новозаветной церкви встречается это
явление, которое ап. Павел называет «пресыщением».
Особенно в Коринфской церкви ап. Павел
обнаружил эту болезнь пресыщения. Он пишет
коринфянам: «Вы уже пресытились, вы уже
обогатились...» (1 Кор. 4, 8). Пресыщение — это
уже отвращение к пище, отсутствие желания
ее принимать. Но болезнь пресыщения в
Церкви Христовой особенно опасна тем, что
духовная сытость может быть мнимой,
воображаемой, а не действительной.
Церковь может
считать себя духовно богатой, в то время как
она бедна и нища. Богатой и сытой духовно
считала себя Лаодикийская церковь. Она была
в духовном ослеплении и не видела своей
духовной нищеты и наготы. Прочитаем слова
Христа, направленные к этой мнимо богатой
церкви: «Ты говоришь: я богат, разбогател и
ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты
несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откр.
3, 17).
Итак, в отношении
Слова Божья, как пищи для наших душ, могут
быть два состояния, у верующих: голод или
пресыщение, причем пресыщение обманчивое,
иллюзорное. Назовем эти два отношения к
Слову Божью другими словами, чтобы нам
стало ясным наше собственное духовное
состояние. Назовем голод в отношении чтения
Слова Божья усердием в исследовании
Писания. Образцом усердия к питанию своих
душ Словом Божьим были христиане
маленького городка Верии, о которых мы
читаем в Деян. Ап. 17, 11 такие слова: «Здешние
были благомысленнее Фессалоникских: они
приняли Слово со всем усердием, ежедневно
разбирая Писания, точно ли это так». Именно
к такому усердию призывает нас, верующих,
Христос: «Исследуйте Писания». Это — ясное
повеление нашего Господа Иисуса Христа, и
вопрос теперь в том, — послушны ли мы этому
повелению? Усердны мы в исследовании
Писания или равнодушны к нему?
Где причина
равнодушного отношения к исследованию
Писания, равнодушного отношения к питанию
наших душ Словом Божьим? Отсутствие
аппетита, то есть отсутствие желания
принимать пищу всегда является недобрым
признаком. Все серьезные заболевания
сопровождаются отсутствием аппетита.
Отсутствие аппетита должно вызывать
тревогу у каждого человека, кто потерял
аппетит. И отсутствие духовного аппетита,
отсутствие желания к чтению и исследованию
Писания является тоже определенным
признаком духовного нездоровья. Если
причиной недостаточного питания Словом
Божьим является отсутствие времени у
верующего человека, то это дело поправимое:
то, что не сделано сегодня, может быть
сделано завтра, и, возможно, в двойном
размере. При усердии к Слову Божью питание
наших душ небесной манной никогда не
прервется. А почему же у многих верующих
заповедь Христа — «Исследуйте Писания» —
находится в пренебрежении? Почему они
равнодушны к питанию своих душ Словом
Божьим? Я хочу указать на две причины этого
печального явления. Первая причина — это
отсутствие горячей любви ко Христу. Библия
— это самое лучшее место для наших встреч
со Христом, поскольку все ее страницы
говорят о драгоценном Спасителе мира.
Каждое наше прикосновение к Библии путем ее
чтения является встречей со Христом. И если
мы горячо любим Христа, то мы будем всегда
жаждать как можно чаще встречаться с Ним на
страницах Писания. Наоборот, равнодушие к
Слову Божью свидетельствует об отсутствии
горячей, любви ко Христу, об отсутствии
желания встречаться с Ним на страницах
Писания.
Вторая причина
нашего равнодушия к Слову Божью — это
нечистота нашей жизни. Библия говорит, что
когда Адам и Ева впали в грех, то они бежали
от Бога. Делая грех, мы боимся голоса нашего
Господа, который раздается в Писании. Оно
обличает нас во всякой нечистоте, во всякой
неправде, и мы стараемся скрываться от него.
Грех ведет к бегству от Библии. Будет у нас
чистое сердце, будет и любовь к Слову Божью.
С искренней радостью мы будем повторять
слова Псалмопевца: «Я люблю заповеди Твои» (Псалом
118, 127).
БИБЛИЯ — ВЕСТЬ ОТ
БОГА
2 Тим. 3, 16
«Все Писание
богодухновенно». О чем говорят эти слова? О
том, что все Писание от Бога. Это значит, что
все Писание является вестью от Бога. Если
Библия является вестью от Бога, то значит ли
это, что она упала с неба в готовом виде?
Мусульмане верят, что их священная книга —
Коран принесен на землю ангелами. Библия —
это книга, написанная человеками, но по
вдохновению от Бога, как сказано во 2
Послании Петра 1, 21: «Никогда пророчество не
было произносимо по воле человеческой, но
изрекали его святые Божий человеки, будучи
движимы Духом Святым». Эти слова относятся
не только к пророчествам Библии, но и ко
всему Священному Писанию, ко всей Библии.
Писали Библию «святые Божий человеки,
будучи движимы Духом Святым». Это значит,
что язык Библии — язык человеческий, а
мысли Библии — мысли Божий. Если бы Слово
Божие было дано нам на ангельском языке, оно
не было бы никому из людей понятным. Возьмем
слова Христа на Голгофе: «Или, Или! лама
савахфани?» Никто не знает точно, на каком
языке они были произнесены. И мы никогда не
узнали бы их смысла, если бы не было дано
Евангелистам, писавшим Евангелия,
откровение от Духа Святого, что слова эти
означают: «Боже мой, Боже Мой! Для чего Ты
Меня оставил?» Чтобы Библия как весть от
Бога могла быть понятной для всего
человечества, Бог дал ее на двух
человеческих языках: Ветхий Завет на
еврейском и Новый Завет на греческом языке.
С этих двух языков Библия переведена теперь
почти на все языки, которые существуют на
земле.
Но недостаточно
иметь Слово Божье на своем родном или
понятном языке. Необходимы еще
истолкователи Слова Божья. Богословы
называют их экзегетами. Вспомним евнуха и
Филиппа, о которых мы читаем в Деян. Ап. 8, 26 —
35 такие слова: «Филиппу Ангел Господень
сказал: встань и иди на полдень, на дорогу,
идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая
пуста. Он встал и пошел. И вот, муж
Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии,
царицы Ефиопской, хранитель всех, сокровищ
ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
возвращался и, сидя на колеснице своей,
читал пророка Исайю. Дух сказал Филиппу:
подойди и пристань к сей колеснице. Филипп
подошел и, услышав, что он читает пророка
Исайю, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он
сказал: как могу разуметь, если кто не
наставит меня? И попросил Филиппа взойти и
сесть с ним. А место из Писания, которое он
читал, было сие: «как овца веден был Он на
заклание, и как агнец пред стригущим его
безгласен, так Он не отверзает уст Своих; в
уничижении Его суд Его совершился, но род
Его кто разъяснит? Ибо вземлется от земли
жизнь Его». Евнух же сказал Филиппу: прошу
тебя сказать: о ком пророк говорит это? О
себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста
свои и, начав от сего Писания,
благовествовал ему об Иисусе». Евнух читал
Слова Писания, но не понимал их. Филипп был
послан ему Богом, чтобы разъяснить ему
слова Писания, которые он читал. Мы обычно
видим в Филиппе крестителя, который крестил
евнуха. Но он больше, чем креститель, — он
истолкователь Писания, он экзегет. Мы
должны горячо благодарить Бога, что Он дает
Своей Церкви благословенных
истолкователей Слова Божья. Богословские
библиотеки богаты книгами,
истолковывающими Писание. Тысячи Филиппов
истолкователей являются их авторами.
Но самым великим
истолкователем Слова Божья является Дух
Святой, о Котором Христос сказал: «Когда же
придет Он, Дух истины, то наставит вас на
всякую истину» (Ев. Иоан. 16, 13). Все
истолкователи Слова Божья наставляются
этим Духом истины и получают свои
откровения от Него.
Если Слово Божье
является вестью от Бога, то в чем же
заключается главная сущность этой вести?
Слово Божье — это весть об Иисусе Христе.
Вот почему она является радостной вестью.
Беря в руки драгоценную книгу — Библию, мы
можем говорить словами нашего духовного
гимна: «Весть об Иисусе скажи мне, все
расскажи про Него; чудная повесть благая
сердцу дороже всего». Христос — сокровище
Библии, сокровище несметное! Но каждое
сокровище требует изучения, глубокого и
всестороннего исследования. Вот почему все
снова и снова мы должны внимать заповеди
Христа: «Исследуйте Писания!» «Исследуйте
Писания... а они свидетельствуют о Мне» (Ев.
Иоан. 5, 39).
Как же мы должны
читать Библию — эту весть от Бога? Как мы
должны исследовать Писания? Я хотел бы
поставить вопрос: как мы можем отнестись к
письму, которое мы получили? Во-первых, мы
можем его отложить непрочтенным и забыть о
нем; во-вторых, мы можем прочесть его не от
начала до конца, а только выдержками; в-третьих,
мы можем прочесть его все, от первой строки
до последней; и, наконец, мы можем прочесть
его не один раз и уделить особое внимание
отдельным его местам. Точно так же мы можем
относиться и к Библии — этому поистине
письму Божьему к человечеству. Мы можем
оставить его нечитанным; мы, может быть,
читаем в нем только отдельные места, не
интересуясь всем письмом, всем Писанием;
возможно, что мы прочитали его от начала до
конца и считаем, что этого достаточно.
Самым правильным
отношением к Библии — к этой вести от Бога,
к этому письму Божьему к нам, людям, будет:
чтение Слова Божья вширь и исследование его
вглубь. Как мы можем читать Слово Божье
вширь? Это значит: читать его все снова и
снова подряд, от начала до конца, от первой
страницы до последней, — так, чтобы не
пропустить в нем ни одной главы и даже ни
одной строки. Такое всестороннее
ознакомление со Словом Божьим имеет очень
большое значение для нашей духовной жизни.
Но такого чтения Библии еще мало: надо
исследовать Писание, то есть исследовать
его вглубь. А это значит: исследовать, что
говорит Библия о разных вопросах веры и
практической христианской жизни. Например:
что говорит Библия о Боге, о сотворении мира,
об ангелах, о человеке, о грехе, о спасении,
об освящении, о вере, о любви, о первом и
втором пришествии Христа, о рае и аде, о
воскресении мертвых, о Церкви и ее служении,
о духовном росте, о жизни после смерти, о
новой земле и новом Иерусалиме и о многих-многих
других духовных вопросах. Изучение всех
этих вопросов на основании Священного
Писания, — это и есть исследование Слова
Божья вглубь. Каждая истина Слова Божья —
это драгоценная жемчужина, и чтобы не
упустить ни одной жемчужины, ни одной
истины Слова Божья, — надо Библию читать не
только главу за главой, но и углубляясь в ее
учение, в ее драгоценные истины. Среди наших
многих духовных
песней есть песнь, которая гласит так: «Мы —
Христовы рудокопы; мы свершаем Божий труд; в
глубине проходят тропы, ройте глубже и
копайте в книге Библии святой, и оттуда
добывайте клад для сердца дорогой». Чем
больше и чем глубже мы будем исследовать
Слово Божье, тем дороже и содержательнее
оно будет становиться для нас.
Если Библия —
весть от Бога, то как же мы должны быть
внимательны к ней. Слово Божье — это голос
Бога к нам. Каждый раз, когда мы возьмем в
руки Слово Божье и откроем его страницы,
скажем молитвенно: «Говори, Господи, ибо
слышит раб Твой» (1 Царств. 3, 9). И Господь
скажет нам.
СЛОВО БОЖЬЕ — ЭТО
ПОВЕЛЕНИЕ БОЖЬЕ
Иак. 1, 22 — 25
«Будьте же
исполнители слова, а не слышатели только». В
евангельском богослужении Слово Божье
занимает главное место. Посещая наши
богослужения, мы имеем возможность
обильного слышания Слова Божья. А дома,
читая Слово Божье, мы также слышим голос
Божий. Мы должны быть бесконечно благодарны
нашему Господу за возможность
проповедовать Слово Божье, слушать Слово
Божье и читать Слово Божье. Но мы глубоко
ошибемся, если будем думать, что только
этого ждет от нас Господь. Христос очень
ясно говорит, что нужно для нашего
духовного благополучия. Прочтем Ев. Матф. 7,
24 — 27: «...всякого, кто слушает слова Мои сии
и исполняет их, уподоблю мужу
благоразумному, который построил дом свой
на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и
подули ветры, и устремились на дом тот; и он
не упал, потому что основан был на камне. А
всякий, кто слушает сии слова Мои и не
исполняет их, уподобится человеку
безрассудному, который построил дом свой на
песке; и пошел дождь, и разлились реки, и
подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал,
и было падение его великое». Этими словами
Христос указывает на необходимость не
только слушать Слово Божье, но и исполнять
его.
Призыв к слышанию,
а следовательно, и к чтению Слова Божья,
который раздается со страниц Писания, мы
принимаем близко к сердцу. Нам дороги слова,
которые так часто раздаются в Книге
Откровения Иоанна: «Имеющий ухо да слышит,
что Дух говорит церквам» (Откров. 2, 7). Но
Писание содержит не только призыв к
слышанию Слова Божья, но и призыв к
исполнению его. Христос называет «благоразумным»
человека, который слушает Его слово и
исполняет его. И наоборот: Христос называет
«безрассудным» человека, который слушает
Слово Божье и не исполняет его. А как
решительно ап. Иаков призывает верующих к
исполнению Слова Божья: «Будьте же
исполнители Слова, а не слышатели только»! И
он приводит замечательный пример: «Кто
слушает слово и не исполняет, тот подобен
человеку, рассматривающему природные черты
лица своего в зеркале: он посмотрел на себя,
отошел и тотчас забыл, каков он». Зеркало
показывает нам все недостатки и все пятна
нашего лица. К пятнам на нашем лице мы можем
отнестись двояко: увидев их в зеркале, пойти
и умыться; или отойти от зеркала и забыть о
них. Двояким образом можно относиться и к
Слову Божью — этому зеркалу души: увидев в
этом зеркале пятна своей души, мы можем
исполниться горячим желанием освободиться
от них; но мы можем поступить и наоборот:
выслушав Слово Божье и увидев при его свете
свои недостатки, мы можем пойти и забыть о
них. Так в большинстве случаев мы и
поступаем.
Чтобы исполниться
горячим желанием исполнять Слово Божье,
надо начать смотреть на Слово Божье как на
повеление Божье. Верно, что Слово Божье —
светильник; верно, что Слово Божье — пища
для души; верно, что Слово Божье — источник
величайших благословений: верно, что Слово
Божье — весть от Бога, письмо Божье к
человечеству. Но верно и то, что Слово Божье
— закон Божий, повеление Божье. Апостол
Иаков в своем Послании называет Слово Божье
«законом совершенным» (Иак. 1, 25). Но, к
сожалению, мы боимся слова «закон». Мы любим
слово «благодать» и бежим от слова «закон».
Да, в деле спасения наших душ от ада
действует только благодать, не закон, а
благодать. «Благодатью мы спасены... не от
дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2, 8 — 9).
Но для жизни чистой и святой необходимо
исполнение воли Божьей, повелений Божьих,
закона Божьего. И мы не должны бояться
закона, исполнение которого несет нам не
спасение (оно дается нам даром ради жертвы
Христа на Голгофе), а благословение.
Если исполнение
Слова Божья, как закона нашего Господа,
несет нам величайшее благословение, то нам
будут понятны дифирамбы, то есть
восхваления, которые воспевают псалмопевцы
во славу закона Господня. Послушаем эти
дифирамбы, эти песни хвалы в честь закона: «Закон
Твой — утешение мое» (Псал. 118, 77); «Как люблю
я закон Твой! Весь день размышляю о нем» (Псал.
118, 97); «Закон Твой — истина» (Псал. 118, 142); «Велик
мир у любящих закон Твой» (Псал. 118, 165).
Но неужели так
много заповедей Господних в Писании, что
Слово Божье мы можем называть повелением
Божьим? И если Слово Божье так полно
повелений Господних, то не будет ли оно
тяжелым бременем для нас? И не будем ли мы
вздыхать под этим бременем? Нет. И еще раз —
нет. В 1 Иоан. 5, 3 мы читаем о заповедях
Господних: «Это есть любовь к Богу, чтобы мы
соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не
тяжки». Для детей, любящих своих родителей,
не трудно исполнять их желания. Вот почему
Христос говорит Своим детям: «Если любите
Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ев. Иоан. 14, 15).
Но, слушая или
читая Слово Божье, мы часто не замечали в
нем повелений Господних. Например: мы часто
читали слова Евангелия в 1 Петра 5, 7: «Все
заботы ваши возложите на Него, ибо Он
печется о вас». Мы считаем эти слова за
чудное обетование Божье заботиться о нас.
Но это не только обетование, — это и
повеление: «возложите все заботы на Него»,
на нашего всесильного Господа!
Возьмем другие
слова Евангелия, слова Христа: «Научитесь
от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Ев.
Матф. 11, 29). Мало кто из нас видел в этих
словах определенное повеление Христа:
учиться у Него кротости и смирению. Если мы
бываем невнимательными к словам Писания, в
которых мы не видим повелений Господа к нам,
то» это еще может быть оправдано. Но чем нам
оправдаться, если мы не исполняем самых
ясных и понятных заповедей нашего Господа?
Разве нам неясна заповедь: «благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим
вас и молитесь за обижающих вас» (Ев. Матф. 5,
44)? А кто из нас исполняет это слово Христа?
Возьмем всем нам
знакомое повеление Христа: «Любите друг
друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите
друг друга» (Ев. Иоан. 13, 34). Исполняем ли мы
эту заповедь Христа? Возможно, что среди нас
найдутся такие, которые с легкостью, не
продумав серьезно, скажут: да, мы любим всех
— врагов и друзей — любовью Христовой! А
знаем ли мы, какова любовь Христова? Апостол
Павел описывает нам ее в 1 Кор. 13, 4 — 7: «Любовь
долготерпит» — такова любовь Христа:
любовь долготерпящая. А наша любовь? О, мы
знаем ее — как ненадолго нам ее хватает. «Любовь
милосердствует», а где наше милосердие? «Любовь
не завидует», а мы очень часто завидуем
окружающим нас людям. «Любовь не
превозносится, не гордится», а у нас так
много гордости, самомнения и превозношения
над другими. «Любовь не ищет своего», а так
ли это у нас? «Любовь не раздражается», а мы
без раздражения ни одного обличения
выслушать не можем. «Любовь не мыслит зла»,
а у нас сколько недобрых мыслей по
отношению к нашим братьям и сестрам, по
отношению к нашим ближним. Итак, мы все
виновны в неисполнении величайшей из всех
заповедей Божьих — заповеди о любви.
Но какое бы мы
повеление Слова Божья ни взяли, мы ни одного
из них не исполнили до конца, ни одного!
Возьмем повеление Господне в Римл. 12, 11: «Духом
пламенейте, Господу служите». Где наш
всегда пламенеющий дух, где наше пламенное
служение Господу? Мы все живем порывами; у
нас чередуются вспышки огня и затухания его
на жертвеннике наших сердец.
Возьмем повеление
Слова Божья в Ефес. 4, 26: «Солнце да не зайдет
во гневе вашем». О чем говорит эта заповедь
Божья? О примирении с нашим ближним до
захода солнца, до наступления ночи. А кто из
нас, находясь во вражде с кем бы то ни было,
думает об исполнении этого повеления Божья?
Какой же вывод мы
сделаем из всего вышесказанного? Вывод один:
оставить осуждение других и бить самих себя
в грудь, как постоянных нарушителей всех
заповедей Господних, как не исполнивших до
конца ни одного повеления Слова Божья. Из
гордых фарисеев, таких самодовольных,
какими мы были, может быть, до сего дня, нам
необходимо превратиться в глубоко
смиренных мытарей, весьма виновных пред
Господом.