ГОЛГОФА
ДВОЙНАЯ СМЕРТЬ
ХРИСТА НА ГОЛГОФЕ
Ев. Иоан. 6, 51; Ев.
Матф. 20, 28
«...Хлеб же,
который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я
отдам за жизнь мира».
«...так как Сын
Человеческий не для того пришел, чтобы Ему
служили, но чтобы послужить и отдать душу
Свою для искупления многих».
Заметили ли мы при
чтении этих слов, что Христос говорит в них
об отдаче плоти Своей и об отдаче души Своей?
Не будем думать, что это одно и то же. Плоть и
душа не одно и то же. Христос, говоря об
отдаче плоти Своей и об отдаче души Своей,
очень ясно говорит нам о Своей двойной
смерти на Голгофском кресте. Голгофская
жертва Христа станет нам вдвойне дороже,
если мы поймем, что смерть нашего Господа
Иисуса Христа была действительно двойной
смертью: смертью плоти и смертью души.
Христос в Своем
учении определенно говорит, что есть смерть
тела и есть смерть души. Прочтем слова
Христа в Ев. Матф. 10, 28: «Не бойтесь убивающих
тело, души же не могущих убить; а бойтесь
более того, кто может и душу и тело погубить
в геенне».
Мы должны иметь
ясное представление о разнице между
смертью тела и смертью души.
Смерть тела
настолько частое явление на земле, что она
не нуждается в особом объяснении. И
телесная смерть Христа на Голгофе — очень
понятное для всех нас явление. Слова
Евангелия о смерти Христа на Голгофе: «...и
сие сказав, испустил дух» (Ев. Луки 23, 16) не
требуют пояснения. Так умирает каждый
человек: делает последний вздох и испускает
дух.
Но значение
телесной смерти Христа, смерти Его Плоти на
Голгофском кресте требует пояснения.
Телесная смерть всякого полезного человека
— это утрата, утрата для семьи, утрата для
общества и, может быть, даже для всего
человечества. А смерть Христа — это
приобретение для всего человечества. Что же
это за приобретение? Христос сказал о своей
телесной смерти замечательные слова: «Я
отдам Плоть Мою за жизнь мира». За жизнь
мира — это значит за бессмертие мира, для
искупления плоти человеческой, для
бессмертия человека. Искупление плоти,
искупление тела — вот о чем мы, верующие,
часто забываем, а многие дети Божий даже и
совсем мало имеют понятия об этом.
Мы должны знать,
что Слово Божье говорит не только об
искуплении наших душ, но и об искуплении
наших тел. Прочтем Римл. 8, 23: «...имея начатое
Духа, и мы в себе стенаем, ожидая
усыновления, искупления тела нашего».
Прочтем слова, сказанные Богом Адаму: «...ибо
в день, в который ты вкусишь от него, смертью
умрешь» (Быт. 2, 17). Какой смертью? Двойной
смертью: и смертью тела и смертью души. Грех
сделал тело человека смертным; до
грехопадения же тело человека было
бессмертным. Но грех привел и к смерти души,
то есть к разрыву души с Богом, в результате
чего человек стал духовным мертвецом. Когда
мы читаем в Послании к Римлянам 6,23 слова: «возмездие
за грех — смерть», то нам должно быть ясно,
что речь идет о двойной смерти: о смерти
тела и о смерти души в смысле разрыва души с
источником жизни — Богом. Вспомним слова
Иисуса Христа: «Я есмь путь, истина и жизнь».
Грех, как стена, встал между Богом и
человеком и привел его к духовной смерти.
Вот почему была необходима двойная смерть
Иисуса Христа на Голгофе — смерть телесная
для искупления нашего тела, и смерть души в
смысле разрыва с Богом — для искупления
наших душ.
Но где же мы видим
эту вторую смерть Христа на Голгофе —
смерть Его души, то есть разрыв с Богом? Если
слова «испустил дух» говорят нам о телесной
смерти Христа, то слова «Боже Мой, Боже Мой!
для чего Ты Меня оставил?» говорят о
пережитых Христом на Голгофе мучениях ада,
мучениях второй смерти. Выражение «вторая
смерть» мы находим в Писании — в Откровении
20, 14. Вторая смерть, в отличие от первой, то
есть телесной смерти, является смертью души,
но не в смысле ее уничтожения, а в смысле ее
разрыва с Богом. И первая и вторая смерть
стали уделом человека только вследствие
греха. Спасение от первой и второй смерти
стало возможным только благодаря Голгофе,
где наш Господь Иисус Христос вкусил и
первую смерть и вторую смерть, то есть и
смерть плоти и смерть души в смысле разрыва
с Богом.
На Голгофе
Христом принесена двойная жертва: Он отдал
на смерть плоть Свою и душу Свою для нашего
двойного искупления, то есть для искупления
нашего тела и для искупления нашей души. Эту
истину мы должны усвоить все и крепко
держаться за нее. При взирании на Голгофу
можно совершить две ошибки: либо видеть
только телесную смерть Христа, либо
созерцать только страдания души Его, то
есть видеть только Его вторую смерть. Нет!
Мы должны ценить и телесную смерть Христа и
смерть Его души, поскольку и та и другая
смерть Христа являются дорогой ценою
нашего двойного искупления.
При созерцании
второй смерти Христа на Голгофе нам станут
более понятными слова Писания: «...предал
душу Свою на смерть и к злодеям причтен был»
(Ис. 53, 12), а также слова: «Ты не оставишь души
моей в аде» (Псал. 15, 10).
«Предал душу Свою
на смерть», то есть предал не только тело
Свое на смерть, но и душу Свою. «И к злодеям
причтен был». Как часто мы понимали эти
слова только в смысле распятия нашего
Спасителя посреди двух разбойников. Но эти
слова можно понимать и в более глубоком
смысле, а именно: Христос был причтен к
злодеям, то есть к грешникам ада, куда Он
опустился, вися на Голгофском кресте.
Но псалмопевец
пророчествует о второй смерти Христа на
Голгофе: «Ты не оставишь души моей в аде». Да,
Христос пробыл в аде только столько,
сколько нужно было для искупления наших душ
от вечного ада, то есть от вечной разлуки с
Богом.
Пусть наши сердца
исполнятся новой песнью хвалы за двойную
смерть Христа на Голгофе: за смерть Его
плоти и за смерть Его души — ради нашего
двойного искупления: искупления нашего
тела и искупления нашей души.
СТЕНА,
РАЗРУШЕННАЯ НА ГОЛГОФЕ
Ефес. 2, 14 — 16
«Он... разрушивший
стоявшую посреди преграду». О какой
преграде говорит ап. Павел и кто ее разрушил?
Слово «преграда» обозначена в других
переводах Евангелия словом «стена». Если мы
вдумаемся в слова ап. Павла, то мы увидим,
что он говорит о стене, разделявшей иудеев и
язычников. Стеною была вражда между
израильским народом и языческим миром.
Голгофский крест положил этой вражде конец,
и в распятом Спасителе мира нет больше ни
иудея, ни язычника (Галат. 3, 28).
Но если мы
вдумаемся в слова 16-го стиха, то мы увидим
еще и другую стену, другую преграду, которая
тоже рухнула на Голгофе. Что же мы читаем в
16-м стихе? «В одном теле примирить обоих с
Богом посредством креста, убив вражду на
нем». Речь идет о вражде с Богом и о
примирении с Ним посредством креста —
креста Голгофы. Речь идет о стене между
Богом и человеком, которая разрушена на
Голгофе. Откуда же появилась эта стена,
разделившая человека с Богом? Кто воздвиг
ее?
Ответ на этот
вопрос мы найдем в Книге пророка Исайи 59,2: «...беззакония
ваши произвели разделение между вами и
Богом вашим». Как ясно говорит Слово Божье о
создателе этой высокой до небес стены,
наглухо закрывшей человеку путь к Богу и
доступ к престолу благодати. Грех,
беззаконие воздвигли эту стену, эту
преграду.
Но Слово Божье
говорит не только о стене, воздвигнутой
грехом между Богом и человеком; Слово Божье
говорит и о разрушителе этой стены. Мы
прочитали: «Он... разрушивший стоявшую
посреди преграду». Кто это — Он? Иисус
Христос!
Слово Божье
говорит нам о двух великих праведниках,
которые были готовы принять весь
справедливый суд Божий на себя с тем, чтобы
спасти свой народ от возмездия за грех. Эти
два праведника: Моисей и апостол Павел.
Послушаем, что они говорят о своей
готовности взять на себя грех своего народа.
Прочтем слова Моисея в Книге Исход 32, 30 — 34:
«На другой день сказал Моисей народу: вы
сделали великий грех; итак я взойду к
Господу, не заглажу ли греха вашего. И
возвратился Моисей к Господу и сказал: о,
народ сей сделал великий грех; сделал себе
золотого бога. Прости им грех их. А если нет,
то изгладь и меня из книги Твоей, в которую
Ты вписал! Господь сказал Моисею: того, кто
согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей.
Итак иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе.
Вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день
посещения Моего Я посещу их за грех их».
Моисей не мог разрушить стены, воздвигнутой
грехом между Богом и Израилем.
Прочтем теперь
слова ап. Павла в Послании к Римлянам 9,1 — 4:
«Истину говорю во Христе, не лгу,
свидетельствует мне совесть моя в Духе
Святом, что великая для меня печаль и
непрестанное мучение сердцу моему: я желал
бы сам быть отлученным от Христа за братьев
моих, родных мне по плоти, то есть
израильтян». Но и ап. Павел не мог бы
разрушить стены, воздвигнутой грехом между
Богом и Израилем.
Нам должно быть
понятно, почему даже такие величайшие
праведники, как Моисей и ап. Павел, не могли
разрушить стены греха и стать
примирителями грешников с Богом. Эту
величайшую задачу, то есть примирение
грешников с Богом, мог выполнить только
такой праведник, сердце и жизнь которого
были без единого пятна или порока. Ни Моисей,
ни ап. Павел такими праведниками не были. Мы
знаем, что за свое непослушание Господу
Моисей даже не вошел в обетованную землю. А
ап. Павел, сознавая свое несовершенство,
говорит в Послании к Римлянам 7,24: «Бедный я
человек! кто избавит меня от сего тела
смерти?»
В премудром плане
Божьем был намечен путь к низвержению стены
греха — через смерть истинного Праведника,
не имеющего ни одного греха, ни одного
порока. Этим Праведником был наш Господь
Иисус Христос. Мы читаем в I Иоанна 2,1 — 2: «Дети
мои! сие пишу
вам, чтобы вы не
согрешали; а если бы кто согрешил, то мы
имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа,
Праведника: Он есть умилостивление за грехи
всего мира». Моисей хотел сделаться
ходатаем за свой согрешивший народ, но
Господь не принял его ходатайства, так как
он не обладал абсолютной праведностью. Для
разрушения стены греха не нашлось
абсолютного праведника ни среди людей, ни
среди ангелов. Только святой Бог, приняв
плоть человека, мог быть таким абсолютным
Праведником. Только Иисус Христос как
абсолютный Праведник мог взять на Себя
грехи мира и крестом Голгофы примирить нас
с Богом. Прочтем пророчество Исайи о нашем
Господе Иисусе Христе в 53 главе, в стихе 11: «...Праведник,
Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе
понесет». И этот Праведник мог совершить
наше спасение только потому, что был
безгрешен: «Он не сделал греха, и не было лжи
в устах Его» (Ис. 53, 9).
В премудром
божественном плане нашего примирения с
Богом был не только предназначен Христос,
как абсолютный Праведник, но и крест, на
котором должна быть убита вражда между
грешником и Богом. Примирение через крест,
то есть через смерть Христа на кресте. О
значении креста, как месте, где распятый
Христос Своею смертью навсегда разрушил
вековечную стену греха, разделявшую нас с
Богом, очень ясно говорит ап. Павел в
Послании к Ефесянам 2, 13 — 16: «Теперь во
Христе Иисусе вы... стали близки «Кровью
Христовою». Он, Христос, упразднил вражду «Плотью
Своею...». Он, Христос, примирил обоих (и
иудеев и язычников) с Богом «посредством
креста, убив вражду на нем». Крест с
пригвожденной на нем Плотью Христа — это то
место, где положен конец вражде между Богом
и человеком. Ап. Павел говорит, что эта
вражда «убита» на кресте.
Какие же силы на
Голгофе уничтожили стену греха,
разделявшую человека с Богом? Первыми
ударами по этой стене были удары молотка,
которыми пригвождали нашего Господа Иисуса
Христа на крест. Раны Христа расшатывали
всё больше эту высокую и толстую стену.
Кровь Христа подмывала ее со всех сторон. Но
повалила эту стену только смерть Христа.
Только смерть Христа разрушила эту стену,
эту преграду на пути к Богу — до основания!
Вот почему смерть Христа на Голгофе — это
вершина радостной вести Евангелия!
Стена на Голгофе
разрушена смертью Христа, но значит ли это,
что мы можем теперь не придавать значения
греху? Нет! Грех продолжает быть опаснейшим
злом в нашей жизни. Всякий грех удаляет нас
от Христа; всякий грех встает между нами и
Христом; всякий грех скрывает от нас лик
Христа. Вот почему мы никогда не должны
уходить с Голгофы, не должны удаляться от
источника Крови Христовой. Там, где была
разрушена стена греха, там и только там
восстанавливается наше общение с Господом,
нарушенное тем или другим грехом, как мы
поем в одном гимне: «И если в немощи я вновь
Иисуса огорчу, я знаю, что святая Кровь
сотрет вину мою».
БЕЗДНА
ПРЕМУДРОСТИ БОЖЬЕЙ НА ГОЛГОФЕ
Филип. 3, 10
«Чтобы познать
Его, и силу воскресения Его, и участие в
страданиях Его, сообразуясь смерти Его».
Такими словами ап. Павел, открывает желания
своего сердца. Эти слова сделаются нам
более понятными, если мы будем знать, что
они написаны апостолом в узах, во время
своего заключения в Риме, в дни, когда
следствие по его делу приходило к концу и
когда с часу на час он ожидал приговора
кесаря Нерона. Он ожидал смертного
приговора, и он как бы смотрел уже в глаза
смерти. Этим ожиданием смертного приговора
и объясняются слова апостола: «Чтобы
познать... участие в страданиях Его,
сообразуясь смерти Его». У ап. Павла,
смотрящего в глаза смерти, одно желание:
уподобиться Христу в Его страданиях и
смерти на Голгофе. Ап. Павел не говорит об
уподоблении Христу в Его крестных
страданиях или в Его крестной смерти. Он
знал, что его, как римского гражданина,
смерть на кресте не ожидает. Но он знал, что
после вынесения ему смертного приговора он
испытает то «томление духа», которое
испытывал Христос в ожидании Своей смерти
на Голгофе и о котором Он говорит в Ев. Луки
12, 50: «Крещением должен Я креститься; и как Я
томлюсь, пока сие совершится». Вот это
тяжелое томление в ожидании насильственной
смерти, которое испытывал наш Господь Иисус
Христос, испытал и апостол Павел. Именно в
этом мучительном томлении духа выразилось
более всего «участие в страданиях Христа»
апостола Павла, а также подобие его смерти
смерти Христа.
Но среди желаний
апостола Павла обратим внимание на его
желание, выраженное словами: «Познать Его».
Живет ли такое же желание в наших сердцах?
Между обращением ап. Павла на пути в Дамаск
и посланием его к Филиппийцам прошло около
30 лет. Мы все знаем вопрос ап. Павла на пути в
Дамаск: «Кто Ты, Господи?» (Деян. Ап. 9, 5). Еще
будучи Савлом, он хотел знать, кто есть
Иисус,. Которого он так ненавидел. Прошло 30
лет в служении этому Иисусу, а ап. Павел
чувствует, что он все еще недостаточно
знает Его. Среди нас, верующих, тоже немало
следующих за Христом не менее,, а, может быть,
даже и более 30 лет. А знаем ли мы достаточно
нашего Господа Иисуса Христа? Знаем ли мы
достаточно Его жизнь на нашей земле? Знаем
ли мы достаточно Его славное учение? Знаем
ли мы достаточно Его жертву, принесенную
для нашего спасения на Голгофе? Проникли ли
мы достаточно глубоко в глубину страданий и
смерти Христа на Голгофе?
Стремясь все
больше познавать Христа, ап. Павел особенно
стремился познавать все больше Христа
распятого, подвиг Его на кресте Голгофы. Он
пишет в 1 Кор. 1, 23: «Мы проповедуем Христа
распятого». В 1 Кор. 2, 2 ап. Павел говорит: «Я
рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме
Иисуса Христа и притом распятого». В Галат.
6, 14 ап. Павел пишет: «Я не желаю хвалиться,
разве только крестом Господа нашего Иисуса
Христа». Пусть апостол Павел будет для нас
примером в глубоком и всестороннем
познании Иисуса Христа и Его голгофской
жертвы.
Голгофа — это
бездонный океан премудрости Божьей, и то,
что мы почерпнули из него, это лишь капли по
сравнению с тем, что нам еще осталось
постигать. Но каждый раз, когда мы
поднимаемся на Голгофу и становимся у
подножия креста Христова, мы постигаем все
новые и новые истины в отношении нашего
распятого Спасителя. Поднимаясь на Голгофу,
мы видим старое и давно знакомое все в новом
и новом свете. И деревянный крест с надписью
на нем: Иисус Назорей, Царь Иудейский; и чело,
израненное тернием; и руки и ноги Христа,
пронзенные гвоздями; и семь слов,
произнесенные распятым Спасителем, — все
это является всякий раз и старым и новым, и
знакомым и незнакомым, все снова и снова
удивляющим и очаровывающим нас.
Есть слова Христа,
сказанные Им не на Голгофе, но которые мы
должны все снова и снова слышать на Голгофе.
Эти слова открывают нам мысли страдающего и
умирающего за наши грехи Спасителя. Что же
это за слова, которые с новой силой покажут
нам духовную красоту Голгофы? Их тоже семь,
как и семь слов Христа, сказанных на Голгофе.
Первое слово мы
читаем в Ев. Иоан. 3, 14: «Как Моисей вознес
змию в пустыне, так должно вознесену быть
Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в
Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Как
медный змей в дни Моисея давал жизнь
умиравшим от укуса ядовитых змей
израильтянам, так вознесенный на крест
Голгофы Спаситель мира дает жизнь всем
грешникам, взирающим на Него с верою.
Второе слово
Христа мы читаем в Ев. Иоан. 6, 54: «Ядущий Мою
Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную».
О чем говорят нам эти слова Христа? О том,
что израненное Тело Христа и Кровь Его,
пролитая на Голгофе, должны быть пищей для
наших душ, вкушаемой верою. Распятый
Христос — это та «манна», которой мы должны
питать изо дня в день наши души.
Третье слово
Христа мы прочтем из Ев. Иоан. 10, 15: «Как Отец
знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою
полагаю за овец». Эти слова Христа говорят
нам о том, что смерть Его на Голгофе — это
смерть доброго Пастыря за Своих овец.
Библия сравнивает всех грешников с
блуждающими «овцами», как мы читаем в Ис. 53,
6: «Все мы блуждали как овцы, совратились
каждый на свою дорогу; и Господь возложил на
Него грехи всех нас». Христос пошел на
Голгофу, чтобы спасти Своих бедных,
заблудших овец.
Прочтем четвертое
слово Христа в Ев. Иоан 10, 17 — 18: «Я отдаю
жизнь Мою... никто не отнимает ее у Меня, но Я
сам отдаю ее». Так хочется сказать воинам на
Голгофе: не сторожите Христа. Он не сойдет
со креста и никому не даст освободить Себя.
Он хочет умереть, потому что только смерть
Его даст нам вечное блаженство.
Пятое слово
Христа мы прочтем в Ев. Иоан. 12, 32: «И когда Я
вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе».
Этими словами Христос говорит об особой
притягательной силе Его Голгофской жертвы.
Кто сочтет души, привлеченные распятым
Христом на Голгофу? И нет силы, которая
могла бы оторвать нас от Христа.
Прочтем шестое
слово Христа в Ев. Иоан. 14, 27: «Мир оставляю
вам, мир Мой даю вам». О каком мире говорит
Христос? Это особый мир — Голгофский мир,
мир с Богом! Это мир, приобретенный Кровью
Христа для всех грешников земли. Именно об
этом мире говорил Христос накануне Своей
крестной смерти.
Седьмое слово
Христа мы находим в Ев. Иоан. 15, 13: «Нет
больше той любви, как если кто положит душу
свою за друзей своих». Этими словами
Христос говорит нам, что на Голгофе явлена
наибольшая любовь Божья к человечеству.
Голгофа — это широта и долгота, глубина и
высота любви Божьей к нам, грешникам (Ефес. 3,
18). Голгофа — это любовь Христова,
превосходящая разумение (Ефес. 3, 19).
Пусть же эти семь
слов Христа, сказанные Им до Голгофы, будут
нам так же дороги, как и семь слов Христа,
сказанные на Голгофе.
Пусть они
углубляют наше познание распятого Христа,
Его страданий и смерти на Голгофе. Пусть все,
что Слово Божье говорит о Голгофе,
содействует тому, чтобы жертва Христа,
принесенная для нашего спасения,
становилась для нас все дороже и дороже.
УНИЧИЖЕНИЕ И
СЛАВА ХРИСТА НА ГОЛГОФЕ
Ев. Марка 9, 12
«Сыну
Человеческому, как написано о Нем, надлежит
много пострадать и быть уничижену». Мы
знаем события, которые совершились в
Гефсиманском саду, и главным из них было
моление Христа о чаше. Почему Христос
содрогался при виде этой чаши, и что это
была за чаша?
Когда Христос говорил о чаше, Он имел в виду
ее содержимое, которое надлежало Ему испить,
как это мы слышим из уст Его в Гефсиманском
саду: «Неужели мне не пить чаши, которую дал
Мне Отец?» (Ев. Иоанна 18, 11). В чем же
заключалось содержание этой чаши, почему
она была весьма горькой чашей для нашего
Господа? Потому что она содержала три вида
горечи: страдания Христа, уничижения Христа
и смерть Христа. Всякий раз, когда мы
говорим о Голгофе, мы говорим об этих
горечах, испитых Христом для нашего
опасения (и вечного блаженства. И мы
стараемся как можно глубже вникать и в Его
страдания, и в Его уничижения, и особенно в
Его смерть.
Заметим, что Сам
Христос, говоря о Своей жертве на Голгофе,
говорит не только о Своих страданиях, но и о
Своем уничижении. Он говорит: «Сыну
Человеческому... надлежит много пострадать
и быть уничижену». Уничижение Христа мы
видим и в Гефсимании, и в Синедрионе, и во
дворце Понтия Пилата, и на пути на Голгофу, и
на Голгофе. Сейчас мы обратим наше внимание
на уничижения Христа на Голгофе. Но мы
обратим внимание и на то, как эти уничижения
послужили к прославлению и возвеличению
Христа.
Великое
уничижение для Христа заключалось в
надписи над Его головой, которая гласила: «Иисус
Назарей, Царь Иудейский». Эта надпись
должна была говорить всем иудеям: вот
полюбуйтесь на вашего царя, на его трон
посреди двух злодеев — разбойников!
Первосвященники и священники знали, каким
был трон царя Соломона. Он описывается в 2
Паралипоменон 9, 17 — 19: «И сделал царь
большой престол из слоновой кости и обложил
его чистым золотом, и шесть ступеней к
престолу и золотое подножие, к престолу
приделанное, и локотники по обе стороны у
места сиденья, и двух львов, стоящих возле
локотников, и еще двенадцать львов, стоящих
там на шести ступенях по обе стороны. Не
бывало такого престола ни в одном царстве».
«Иисус Назарей, Царь Иудейский», — гласит
надпись над головою Христа. А трон этого
Царя — позорный крест, для иудеев соблазн, а
для эллинов безумие. Но этот позорный крест,
вернее — распятый на нем Христос стал силою
для спасения миллиардов грешников Ветхого
и Нового Завета, составляющих ныне единую
Церковь Христа. Разве уничижение креста не
послужило к величайшей славе Христа —
главы искупленной Им на позорном кресте
Церкви? Разве мы не с большим правом можем
сказать о троне «Царя Иудейского» — Иисуса
Христа, на Голгофе сияющем такой
божественной славой, словами Писания (о
престоле царя Соломона): «Не бывало такого
престола ни в одном царстве».
Великое
уничижение Христа заключалось и в том, что
Его распяли посреди двух злодеев. Мы читаем
в Ев. Марка 15, 27 — 28: «С Ним распяли двух
разбойников, одного по правую, а другого по
левую сторону Его. И сбылось слово Писания:
«И к злодеям причтен». Цель такого распятия
была явная: как можно сильнее унизить
Христа, показать Его главным преступником.
Но и это уничижение послужило к славе
Христа. При глубоком рассмотрении этого
события на Голгофе, то есть распятия Христа
посреди двух разбойников, мы увидим доброго
Пастыря Христа, Который спустился в весьма
смрадные низины греха и порока, чтобы
взыскать и спасти очень заблудившуюся овцу
— покаявшегося разбойника. Вместо ада,
который заслужил этот разбойник, он получил
место со Христом в раю.
Спасение на
Голгофе разбойника — это одно из самых
славных дел Христа, которое сияет вечной,
непреходящей славой здесь на земле и там на
небесах.
Великим
уничижением Христа были поношения и
злословия, которые раздавались на Голгофе
из уст Его врагов. Дух Святой нашел нужным
увековечить эти злословия на страницах
Евангелия. И чтобы нам еще раз убедиться,
какому великому уничижению был подвергнут
наш Господь Иисус Христос на Голгофе, мы
прочтем из Ев. Матфея, из 27 главы стихи 39 по
43: «Проходящие же злословили Его, кивая
головами своими и говоря: разрушающий храм
и в три дня
созидающий! Спаси
Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с
креста. Подобно и первосвященники с
книжниками и старейшинами и фарисеями,
насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя
Самого не может спасти! Если Он Царь
Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и
уверуем в Него; уповал на Бога — пусть
теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо
Он сказал: Я Божий Сын». Какой поток
злоречия, имевший целью как можно глубже
унизить Христа! Но этот поток злоречия не
унизил Христа, а возвысил и прославил Его.
То, что Христос не сошел с креста, хотя и мог
это сделать в одно мгновение, — в этом Его
вечная красота и слава. Слава Богу, что «пшеничное
зерно», упавшее на Голгофе в землю, осталось
в земле, умерло там и принесло много плода в
виде бесчисленного множества искупленных
душ. А слова злословия: «Разрушающий храм и
в три дня созидающий!» — разве уничижили
нашего Господа? Нет, о«и прославили и
возвеличили Его. Разве Своим страданием и
смертью на кресте Христос не положил конец
ветхозаветному храму с его жертвами
тельцов, козлов и агнцев, и разве Своей
смертью и воскресением Он не создал
новозаветный храм, храм нерукотворенный,
храм духовный, то есть Церковь Свою, живыми
камнями которой являются все верующие во
Христа и все любящие Его души.
Существует
предание, что женщина, страдавшая
кровотечением двенадцать лет и исцеленная
Христом, отдала Христу, проходившему мимо
нее на Голгофу, свое покрывало, чтобы Он мог
отереть кровь и пот с лица Своего. Когда
Христос возвратил ей покрывало, на нем
оказались отображенными черты Его лица. Для
нас это только красивое предание, не
имеющее никакого подтверждения в Евангелии.
Но в этом предании есть глубокое поучение
для всех любящих Господа. Какое же? Взирание
на Христа с верою и любовью ведет к
отображению нашего Спасителя не на
покрывале, а в наших сердцах. Разве не
отобразился в нашем сердце навсегда лик
Христа в терновом венке? Разве надпись над
головою распятого Христа: «Иисус Назарей,
Царь Иудейский» не превратилась для нас в
новую, более славную надпись: Иисус Назарей,
Царь царствующих и Господь господствующих?
И разве во Христе, спасшем разбойника, мы не
познали своего личного Спасителя?
Терновый венок. Он
тоже был надет на чело Христа с целью Его
уничижения. Но для нас, любящих Христа, он
стал дороже всех царственных венцов Христа,
дороже всех диадем на Его голове (Откр. 19, 12).
И почему? Потому что терновый венок на
голове Христа имеет глубокий духовный
смысл: он олицетворяет грех мира,
возложенный на Христа, как сказано в Книге
пророка Исайи 53, 6: «Господь возложил на Него
грехи всех нас». Знаем ли мы, что есть только
два места в мире, где может находиться наш
грех? Либо на самом грешнике, либо на Христе
— Агнце Божьем. Слава Господу, что мы
уверовали в драгоценную истину, что Христос
взял грех каждого из нас на Себя, и об этой
истине нам все снова и снова
свидетельствует терновый венок на голове
нашего Спасителя. Да поможет нам Господь
никогда не терять из вида лик Христа в
терновом венке, дабы никогда не погасла в
наших сердцах вера, что Иисус Христос взял
наш грех на Себя!
ЛУЧИ, ОЗАРЯЮЩИЕ
КРЕСТ ГОЛГОФЫ
Галат. 6, 14
Мы прочтем
несколько мест Писания, из которых каждое
будет лучом, озаряющим крест Голгофы.
Прежде всего мы прочтем два места Писания —
Ис. 53, 12 и Ев. Луки 23, 1 — 2:«К злодеям причтен
был»; «и поднялось все множество их и повели
Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря:
мы нашли, что Он развращает народ наш и
запрещает давать подать кесарю, называя
Себя Христом Царем». Эти два места Писания
объясняют нам, почему Христа повели на
Голгофу и почему Он умер именно на кресте.
По обычаю иудеев Христос должен был бы
умереть смертью Стефана, побитого камнями.
Но Он умер крестной смертью и по той причине,
что Он был обвинен перед Пилатом в том, что
сделал Себя царем и запрещал давать подать
кесарю, то есть совершил восстание против
кесаря, а за такое преступление полагалась
смерть через (распятие на кресте. Смерть
через распятие на кресте полагалась также
убийцам и разбойникам. Вот почему Христос
оказался на Голгофе вместе с разбойниками.
Лучом, озаряющим
крест Голгофы, являются слова в Галат. 3, 13: «Христос
искупил нас от клятвы закона, сделавшись за
нас клятвою, — ибо написано: проклят всяк,
висящий на древе». «Клятва закона» — это
проклятие закона, то есть проклятие за
нарушение закона, закона Божьего, которое
Христос взял на Себя. И крест, на котором был
распят Христос, является образом взятого Им
на Себя проклятия за нарушение нами закона
Божья. Распятый на кресте Христос — это
олицетворение проклятия за наш грех,
проклятия, взятого Христом на Себя из
безграничной любви к нам.
Лучом, озаряющим
крест Голгофы, являются также слова в Ев.
Иоан. 18, 40: «Тогда опять закричали все,
говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был
разбойник». Крест Христа — это крест
Вараввы. Если бы Пилат отпустил Христа,
Варавва был бы поведен на Голгофу и был бы
третьим разбойником, распятым на Голгофе.
Но Пилат, по выбору иудеев, отпустил Варавву,
и вот Христос идет на крест вместо Вараввы.
Предание говорит, что Варавва был на
Голгофе и созерцал страдания и смерть
Христа. Он слышал просьбу покаявшегося
разбойника и ответ Христа ему. И как у
Пилата он получил свободу от физических
цепей, так на Голгофе он, возможно, получил
свободу от греховных цепей.
Крест Христа
возвещает каждому из нас: здесь должен был
умереть Варавва, но Христос занял его место.
А Вараввою является каждый из нас. Каждый из
нас должен был умереть за свой грех и
преступление. Но умер безгрешный Христос,
заняв место каждого из нас. Стоя сегодня
перед распятым Спасителем, скажем Ему:
Спаситель наш! Ты занял на кресте место
каждого из нас! Ты занял там мое место!
Ярким лучом,
озаряющим крест Голгофы, являются слова в
Книге пророка Захарии 13, 1: «В тот день
откроется источник ...для омытия греха и
нечистоты». Воздвигнутый на вершине горы
Голгофы крест Христа указывает всем
гибнущим в своих грехах и пороках грешникам
путь к очищению от греха в крови Христа,
пролитой на Голгофе.
Крест Христа —
это яркий маяк, указывающий всем гибнущим в
море греха грешникам путь ко спасению. «Источник
для омытия греха и нечистоты» должен быть
виден со всех сторон; вот почему Христос
умер на воздвигнутом на горе Голгофе кресте.
Яркий свет на
кресте Голгофы проливают слова Христа,
сказанные Им Никодиму: «Как Моисей вознес
змею в пустыне, так должно вознесену быть
Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в
Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ев.
Иоан. 3, 14 — 15). Христос должен был умереть на
кресте, чтобы быть тем «медным змеем»,
взирание на Которого с верою несет всем
грешникам исцеление и жизнь. И как пример
такого исцеления и получения жизни вечной
через взирание с верою на распятого Христа
— стоит перед нами разбойник, получивший
место со Христом в раю.
Слова Писания о
лестнице, которую видел во сне Иаков, также
озаряют крест Христа на Голгофе. Прочтем
Быт. 28, 12: «И увидел во сне: вот, лестница
стоит на земле, а верх ее касается неба; и
вот, ангелы Божий восходят и нисходят по ней».
Лестница Иакова соединяла землю с небом.
Крест Голгофы является олицетворением
примирения неба с землей, грешника с Богом.
По этой благодатной лестнице Голгофы
миллионы грешников взошли и еще взойдут на
небо, в Новый Иерусалим, чтобы навеки
торжествовать со Христом.
И еще один яркий
луч светит во тьме Голгофы. Это слова Христа
в Ев. Иоан. 12, 32: «И когда Я вознесен буду от
земли, всех привлеку к Себе». Эти слова
относятся, к кресту Голгофы. Эти слова
Христа говорят о кресте Голгофы, как о
магните, влекущем всех грешников к
распятому Христу. Почему крест Христа
является магнитом, притягательной силой?
Потому что крест Христа — это любовь Христа
ко всему человечеству, а любовь — магнит,
влекущий человеческое сердце к себе.
Каким же при свете
Слова Божья предстал перед нами крест
Голгофы? Крест Голгофы стоит перед нами как
место, где Христос искупил нас от клятвы
закона, от проклятия за наше нарушение
Божьего закона. Крест Голгофы стоит перед
нами как место, предназначенное для всех
грешников мира, но которое занял вместо нас
Христос. Крест Голгофы стоит перед нами как
Источник для омытия греха и нечистоты,
открытый для каждого грешника. Крест
Голгофы стоит перед нами как некогда медный
змей перед ветхозаветным Израилем, и Агнец
Божий, закланный на нем, врачует все наши
раны, причиненные нам грехом. Крест Голгофы
стоит перед нами как лестница, ведущая к
престолу божественной благодати, по
которой взошел в рай покаявшийся разбойник
и все сонмы грешников, которые нам
показывает Откровение Иоанна — в белых
одеждах и с пальмовыми ветвями в руках.
И наконец крест
Голгофы стоит перед нами как магнит,
привлекший наши сердца к распятому Христу,
соединивший нас с Ним навеки, навсегда, и не
отпускающий нас от Него ни на одно
мгновение.
ОКЕАН
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ НА ГОЛГОФЕ
Ев. Матф. 27, 33 — 34
Я недавно взял в
руки большую морскую раковину. И мне
представилась такая картина: на дне
громадного океана лежит эта раковина, как
она действительно когда-то лежала, и как бы
жаждет вместить в себе весь океан. Но, увы,
она вместила в себе лишь каплю океана. Перед
нами на Голгофе океан божественной любви.
Наше сердце, подобно раковине на дне океана,
жаждет вместить океан божественной любви,
проявленной на Голгофе. Но то, что мы
вместили в своем сердце и сознании от
Голгофы, — это лишь капля океана Голгофской
любви Христа. Да, раковина лежит на дне
океана, и воды океана движутся над ней. Она
не может вместить всех этих водных масс
океана, и все же воды океана наполняют ее
целиком. Наше сердце не может вместить всей
полноты Голгофской любви Христа, но эта
любовь может наполнять все наше существо,
все наше сердце.
Евангелие говорит:
«И пришедши на место, называемое Голгофа,
что значит: «лобное место», дали Ему пить
уксуса, смешанного с желчью; и отведав, не
хотел пить». Эти слова вводят нас в глубину
океана Голгофской любви Христа. Где же в
этих словах глубина любви Христовой? Мы
видим глубину Голгофской любви обычно в том,
что Христос пошел на Голгофу добровольно,
как Он Сам сказал: «Никто не отнимает ее (то
есть жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ев.
Иоан. 10, 18). Но мы должны видеть любовь Христа
к грешникам и в том, что Он решил выпить всю
чашу Своих страданий — от первой до
последней капли — при полном сознании.
Христу был предложен напиток, притупляющий
боли: уксус, смешанный с желчью. В Евангелии
от Марка говорится о вине со смирною. Тут
нет противоречия: уксус на востоке часто
назывался вином, а в желчь нередко
прибавлялась смирна. Христос, будучи Богом,
знал, какой напиток Ему предложили. Но тогда
зачем же Он его отведал? Только для того,
чтобы всему миру показать, что Он мог бы
притупить все ожидавшие Его на кресте боли
и страдания как телесные, так и душевные. Он
«отведал», то есть мог бы выпить этот
обезболивающий напиток. Но Он не захотел
его пить; Он отказался от обезболивания, от
притупления Своих чувств и сознания. Он
хотел пережить весь процесс нашего
спасения в полном сознании и при самом
ясном рассудке. Только таким путем
совершенное спасение могло открыть нам,
грешникам, двери рая. Смерть в
бессознательном или полусознательном
состоянии не имела бы силы для нашего
спасения. Чтобы Голгофская жертва могла
давать грешникам спасение, она должна была
быть принесена Христом не только
добровольно, но и в полном сознании.
Обезболивающие или притупляющие боли
средства имеют в медицине величайшее
значение. Они дают возможность хирургам
делать самые сложные операции, не причиняя
страданий больному. Но не всегда были
операции безболезненными. В дни, когда
делал операции великий русский хирург
Пирогов, хлороформа не было и оперируемый
больной, при полном сознании, испытывал
ужасающие боли, наносимые ему ножом хирурга.
В хирургии хлороформ — ценнейшее и
благодетельнейшее средство. Но на Голгофе
ему не должно было быть места. Иисус, «отведав,
не хотел пить».
Чтобы опуститься
еще глубже в океан беспредельной любви
Христа на Голгофе, — надо глубже
погрузиться в страдания не только Его тела,
но и Его души. Как ни велики были страдания
тела Христа, — страдания души Его были
безмерно больше. Посмотрим на бледное чело
Христа, распятого на Голгофском кресте, и мы
прочтем в Его очах страдание более глубокое,
чем страдание от болезненных ран или жгучей
жажды. Это страдание Мессии, отвергнутого
Своим народом, как сказано в Евангелии: «Пришел
к своим и свои Его не приняли». Это
страдание Учителя, в трудный час покинутого
учениками. Это страдание Того, чью
безграничную любовь так немилосердно
топтали люди на Голгофе, насмехаясь и
издеваясь над Ним. Но еще более глубокое
страдание отражено на челе распятого
Спасителя: это страдание за те человеческие
души, которые не примут Его жертвы и с
равнодушием отвернутся от Его Крови,
пролитой на Голгофе.
Густая тьма
сокрыла лик Христа от взоров людей на целых
три часа. И если бы мы в этой тьме
всмотрелись в Его божественные очи, мы
прочли бы в них страдание, превосходящее
наше разумение. И действительно, кто из нас
уразумел всю глубину Его слов на кресте: «Боже
Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
Океан любви на
Голгофе мы никогда не исчерпаем здесь на
земле. Но погружаться в него все больше и
больше должно быть нашим постоянным
желанием. Как часто мы смотрим на распятого
Христа, на Его «ломимое» тело и видим только
Его физическое тело. Но мы знаем из Писания,
что у Христа есть другое Тело — это Его
искупленная Церковь. И мы, члены Его Тела —
Церкви, должны знать, что на Голгофском
кресте было пронзено не только Его
физическое тело, но и это другое Тело,
именуемое в Евангелии «Церковью». Чтобы
Церковь Его не погибла, но получила место с
Ним в раю, Он занял ее место на Голгофском
кресте и взял на Себя все наказание за ее
грехи. Вот он — бездонный океан любви
Христа!
При поверхностном
взгляде на распятого за наши грехи
Спасителя, мы не видим глубокого значения
гвоздей, которые прошли через Его руки и
пригвоздили их ко кресту. При более
глубоком взгляде гвозди, прошедшие через
руки Христа, исчезнут, и мы увидим две силы,
которые привели Христа на Голгофу и
пригвоздили Его ко кресту. Эти две силы —
закон и благодать. Закон — с. его
справедливым возмездием за грехи мира.
Благодать — это безграничная любовь Божья
к гибнущим грешникам. Вот что привело
нашего Господа Иисуса Христа на Голгофу:
закон, требующий возмездия за наши грехи, и
благодать, жаждущая спасти нас, грешников,
от вечного ада.