Выход

ИИСУС НАВИН

 

(окончание)

 

ГЕВАЛ И ГАРИЗИМ

Иис. Нав. 8, 30 — 35

Мы прочитали об одном из самых замечательных событий Ветхого Завета. После великого очищения, которое совершил Сам Господь над Своим народом, удалив грех Ахана из его среды, наступило время для исполнения повеления, которое Господь дал чрез Моисея. Прочтем об этом повелении во Второзак. 11, 23 — 32: «Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши. Никто не устоит против вас: Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякую землю, на которую вы ступите, как Он говорил вам. Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал. Вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море. Ибо вы переходите Иордан, чтобы пойти овладеть землею, которую Господь, Бог ваш, дает вам, и овладеете ею, и будете жить на ней. Итак старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю я вам сегодня». Второзак. 27, 2 — 3: «И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; и напиши на камнях сих все слова закона сего, когда перейдешь Иордан, чтобы вступить в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих».

Недалеко от Гайя была долина Сихем. На севере она кончалась горой Гевал, а на юге — горой Гаризим. Где же была эта долина? Не встречаемся ли мы с ней и в Новом Завете? Какое событие в этой долине совершилось в дни Христа? Четвертая глава Евангелия от Иоанна говорит об этом событии. В этой долине находился колодезь Иаковлев, у которого происходила знаменитая беседа Христа с самарянкой, и когда в этой беседе Христос упомянул о поклонении самарян на горе, то Он как раз говорил о горе Гаризим. Вот в эту долину привел Иисус Навин весь израильский народ, который, как мы знаем, стоял станом в долине Галгал, между рекой Иорданом и городом Иерихоном.

Первое, что сделал Иисус Навин в этой долине Сихем, было устройство жертвенника и принесение на нем двух жертв: жертвы всесожжения и жертвы мирной, то есть жертвы благодарения. Жертвенник был из камней цельных, и их не касались железом, то есть на них не было никаких изображений, которыми, наоборот, пестрели жертвенники хананеев.

Жертва всесожжения или жертва за грех указывала на жертву Голгофы, на Кровь Христа. Жертва мирная, жертва благодарения — это благодарение за милость и любовь Божью. О чем говорят нам эти две жертвы? Что мы никогда не должны забывать Голгофы, жертвы, там принесенной за наш грех, Крови Христа, искупившей нас! Никогда мы не должны забывать, что мы — бедные грешники, спасенные только благодаря жертве, принесенной на Голгофском кресте, и особенно не должны забывать об этом в «Ханаане», то есть когда мы поднимаемся на большие высоты духовной жизни, и тогда в глубоком смирении мы должны повторять слова: «О, я грешник бедный...»

И непрестанная жертва благодарения должна приноситься нами Господу за подвиг души Его на Голгофе! Пусть будут в наших сердцах всегда эти две жертвы: жертва Христа на Голгофе (Откр. 5, 8 — 9) и жертва благодарения за нее и за все другие милости Божий к нам.

Второе дело, которое было совершено в долине Сихем, — это написание слов закона на больших камнях, как повелел Господь через Моисея.

Ханаан был полон греха, но эти большие камни с заповедями Господними были громким призывом к чистоте и святости. Но о чем говорят нам эти камни с написанными на них заповедями Господа? Они заставляют нас вспомнить слова Иерем. 31, 33: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом»; 2 Кор. 3, 3: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живого-, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Какой же это закон написан Духом Бога живого на скрижалях наших сердец? Это — закон Христа, заповеди Евангелия, которые Христос, в отличие от закона Моисеева, от заповедей ветхозаветных, назвал новой заповедью. Это — заповеди, данные на горе, которые называются Нагорной проповедью Христа, заповедями блаженства. Да, слова Господа нашего Иисуса написаны на скрижалях сердец наших. Вопрос другой: всегда ли мы им послушны, всегда ли мы их исполняем? Но они написаны на скрижалях наших сердец! Ветхозаветные заповеди были написаны в дни Иисуса Навина на больших камнях в долине Сихем, в самом центре ханаанской земли, но это не значит, что Израиль их всегда исполнял. Помоги нам Господь быть более послушными словам нашего Господа Иисуса Христа, написанным в сердцах наших.

Третье, что было совершено в долине Сихем, — это прочтение всему Израилю благословений и проклятий. Так было повелено Господом через Моисея. Если мы хотим узнать, что это были за благословения и проклятия, то нам надо прочесть 28 главу Второзакония. Читая эту главу, нам бросится в глаза, что в ней проклятия занимают больше места, чем благословения. Четырнадцать стихов этой главы заняты благословениями, 54 стиха заняты проклятиями. Так было в Ветхом Завете. А теперь, в Новом Завете? Только лишь одно проклятие раздается на страницах Евангелия. Прочтем его и примем его как великое предостережение от Господа: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22).

 

ГАВАОНИТЯНЕ

Иис. Нав. 9, 1 — 21

Весь Ханаан объединился против Израиля. Все семь народностей ханаанской земли, забыв свои внутренние распри, составили единое воинство для сражений с Израилем.

Гаваонитяне, то есть жители Гаваона, боясь смерти от меча израильтян, решили обмануть ветхозаветную церковь. На своих ослов они положили ветхие мешки и ветхие, изорванные, в заплатах мехи вина; ноги свои они обули в обувь, тоже ветхую и с заллатами, такую же рваную одежду они надели на себя. Дорожный хлеб их был сухой, заплесневелый и раскрошившийся. Все это для того, чтобы выдать себя за пришельцев из весьма дальней земли. В таком виде они пришли (В Галгал, где находился израильский народ. Послушаем их разговор с Иисусом Навином и с израильтянами: Иис. Нав. 9, 6 — 13. И Израиль поверил, и даже сам Иисус Навин поверил и заключил с ними союз, дав клятву, что он сохранит им жизнь.

Где причина этой великой ошибки? Стих четырнадцатый дает нам ответ на этот вопрос: «Господа Израиль не вопросил». Эта же самая ошибка совершалась в Церкви Христовой многократно и бесчисленным множеством верующих.

Вот, например, союз галатийских церквей с «Гаваоном». Галаты «шли хорошо». Их церкви цвели и были полны радости Христовой. Но вот к ним пришли проповедники. Одежды у них ветхие, и в руках старый, черствый хлеб. Они принесли с собой ветхие каменные скрижали из времен Моисея и начали убеждать галатов заключить с ними союз. «Вы верите в оправдание через веру и в спасение благодатью, — сказали они галатам, — а мы принесли вам ветхозаветный закон, закон Моисея. Давайте заключим союз — союз благодати с законом, союз Голгофы с Синаем!» И бедные галаты пошли на это искушение, на союз с ветхозаветным законом. Апостол Павел, услышав об этой ошибке галатов, написал им послание, и в нем такие слова: «О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что начавши духом, теперь оканчиваете плотию?» (Галат. 3, 1 — 3). Да сохранит всех нас Господь от великой ошибки галатов.

Есть немало и другого рода «гаваонитян», приходящих в стан детей Божьих. Апостол Иоанн предостерегает верующих от них; в 1 Иоан. 4, I он пишет: «Много лжепророков появилось в мире». Если в первые дни христианства их было много, то сколько же их теперь? И все они стараются проникнуть в Церковь Христа. Трудно их бывает распознавать. Мудрые и неразумные девы так похожи друг на друга. Наемника от истинного пастыря бывает очень трудно отличить. И что еще страшнее: диавол принимает иногда вид ангела света.

В послании к Евреям 5, 14 говорится о детях Божьих, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». Счастливы те из нас, которые умеют распознавать «гаваонитян», умеют испытывать духов — от Бога ли они, умеют различать добро и зло.

Самое главное: научиться «вопрошать Господа». Он ответит. Он прольет Свой свет на переодетого «гаваонитянина», на волка в овечьей шкуре, на лжепророка, на диавола в ангельском виде. Его обетование гласит: «Он избавит тебя от сети ловца» (Псал. 90, 3).

 

ДОЛИНА АИАЛОНСКАЯ

Иис. Нав. 10, 1 — 15

Пять ханаанских царей заключили союз против израильтян. До этого времени израильтяне имели дело только с отдельными городами — Иерихоном и Гайем. А здесь союз пяти городов: Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона. Ополчения пяти царей этих городов объединились в одно войско. Во главе этого объединенного войска встал Адониседек, царь Иерусалимский. Как он непохож на другого царя Иерусалима — Мелхиседека, который не только не восстал против израильтян, но, наоборот, благословил их в лице Авраама.

Удар пяти царей был направлен прежде всего против Гаваона. Гаваон изменил хананеям с помощью хитрости. Он заключил союз с израильтянами. Пять царей надеялись быстро .покончить с Гаваоном. Они не верили, что Иисус Навин придет на помощь Гаваону. Но он пришел, и неожиданно, еще до рассвета, напал на них.

Иисус Навин видел трудные дни. Вспомним день сражения с Амаликом, когда он и Ор поддерживали руки Моисея для молитвы. Вспомним день, когда он в числе других соглядатаев, посланных Моисеем, очутился в земле ханаанской и впервые увидел ее укрепленные города, весьма большие, и исполинов, сынов Енаковых, людей великорослых (Числ. 13, 29, 33 — 34). Вспомним день, когда он стоял перед широко разлившимся Иорданом, таким глубоким и бурным; вспомним день, когда он стоял перед крепкими стенами Иерихона. А теперь мы свидетели особенно трудного дня в жизни Иисуса Навина, когда он должен: сразиться с громаднейшим полчищем пяти царей.

Но во все трудные дни звучал голос Божий к Иисусу Навину: «Не бойся!» (Иис. Нав. 10, 8). С этими же словами Христос обращался ко всем трепещущим сердцем: «Не бойся! Только веруй!» Мы все имели в нашей жизни трудные дни — как полезно вспоминать их, — и всегда Христос ободрял нас словами: «Не бойся! Только веруй!»

Будут трудные дни и в нашей дальнейшей жизни, но голос Христа, ободряющий нас, и тогда будет звучать: «Не бойся! Только веруй!»

Как помог Господь Израилю? Слово Его «не бойся» — одно и то же во всех случаях, во все трудные дни нашей жизни, но помощь Его многообразна. Посмотрим, как Господь явил ее на сей раз Израилю. Прочтем стих 10: «Господь привел их в смятение», в паническое состояние, так что они, эти исполины, эти сыны Енаковы, побежали, как только можно бежать в панике.

Один из труднейших дней Иисуса Навина превратился в чудеснейший день его жизни. Так бывает всегда у нашего Господа. Наши трудности — случай для Господа проявлять Свою божественную силу, творить Свои чудеса. Где только трудность — ищи проявления силы Господней! «И не было такого дня ни прежде, ни после того»... Трудный день, но и славный день! О, пусть все трудные дни нашей жизни будут и славными днями, днями явления нам силы Христа, днями Его особой близости к нам!

 

ВОЙНА И МИР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ БОЖЬИХ

Иис Нав. 11 глава

С победой над Адониседеком половина ханаанской земли очутилась в руках израильтян. Юг Ханаана, то есть Иудея, был завоеван. Оставалась незавоеванной северная половина Ханаана, то есть будущая Галилея. Но вот против израильтян двинулось воинство царя Асорского, Иавина. Прочтем стих 4: «Многочисленный народ, который множеством: равнялся песку на берегу морском». В отличие от воинства Адониседека (то есть воинства пяти царей), у царя Иавина было весьма много железных колесниц. Это была грозная сила.

И снова знакомые нам два слова: «Не бойся» (стих 6). Трудно усваиваются верующими эти два слова: «Не бойся». Нужна большая школа и с богатым духовным опытом, чтобы научиться ничего не бояться.

Великое сражение кончилось полной победой израильтян. Все воинство Иавина было уничтожено. Все его колесницы были сожжены огнем. Вся ханаанская земля стала собственностью израильского народа (стих 23).

Духовная война — вот удел всех истинных детей Божьих. Непрерывная война! Но с кем? с «хананеями». Но где же они? В наших собственных сердцах! Это — глубокая испорченность нашего сердца. Это — греховные привычки каждого из нас. Это — стремление нашей плоти делать зло.

Среди бесчисленных «хананеев» нашего сердца надо отыскать самого страшного, самого сильного, самого труднопобедимого. Кто это? Это наше «я». Как часто мы считаем себя освобожденными от «хананеев», но это глубокое заблуждение. А на самом деле — их в нашем сердце, как песку на берегу морском.

Но вернемся к самому большому и сильному из них — к нашему «я». Как оно владеет сердцем каждого из нас, как оно гордо расхаживает в наших сердцах, подобно гордому великану, всем нам хорошо знакомому и имя которого «Голиаф». Что характерно для этого сильного «хананея»? Самопрезозношение. В чем оно проявляется? Во взгляде на себя, как на святого, и во взгляде на других, как на грешников.

Мы сейчас находимся у ног Христа; в глубокой тишине пусть прозвучит Его божественный голос. Прочтем Ев. Матф. 7, 3 — 5: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно?» Как мы непослушны этим словам Христа! Мы все рвемся быть хирургами и, взявши хирургический нож, смотрим направо и налево, кому бы сделать операцию. А Христос говорит нам сегодня: делай операцию прежде всего самому себе. Как мне хотелось бы увидеть все свои «бревна» и с помощью Божьей выбросить их из своего сердца. Как я хотел бы, при виде своих многочисленных «бревен», прийти к глубокому смирению апостола Павла, которое вылилось однажды в весьма драгоценных словах Ефес. 3, 8: «Наименьший из всех святых». И мы будем смиренно сознавать себя действительно наименьшими из всех святых, когда будем видеть свои «бревна». Какое чудное духовное состояние: среди бесчисленного сонма всех святых увидеть себя «самым маленьким», а любого брата видеть большим себя. Как ужасно видеть разгул нашего «я» — этого страшного «хананея» нашего сердца, этого ужасного «голиафа». О, если бы он оказался обезглавленным, и каждый из нас мог бы повторить искренне в своем сердце слова апостола Павла: я — наименьший из всех святых.

Посмотрим теперь на удивительный образ: на коня с перерезанными жилами. Господь сказал Иисусу Навину: «Коням же их перережь жилы» (стих 6). Вот конь мчится гордо с высокоподнятой головой; он рвется вперед, чтобы всех опередить. Таким «конем» является наше гордое «я». Как оно высоко поднимает голову, как оно рвется вперед, чтобы всех опередить, чтобы сделать себя «наибольшим из всех святых». Но! вот тот же самый конь, но с перерезанными жилами. Куда делась его гордая прыть, его высокоподнятая голова? Смиренно стоит он, потупив свою голову. Как хочется сказать Господу: «Дорогой Господь! Перережь мне жилы, чтобы в глубоком смирении я низко, низко опустил мою голову перед Тобою и перед братьями и сестрами моими, искренне мог сознавать себя «наименьшим из всех святых».

Теперь посмотрим на Христа. Мы прочитали про Иисуса Навина в 23 стихе: «Иисус взял всю землю... и отдал ее в удел израильтянам». Вся «земля духовных благ» — в руках Христа. Вот драгоценная истина, которую хочется всем верующим положить на сердце. Вся полнота в Нем. Все наше духовное богатство — в Нем. В земном Ханаане были горы и долины, пажити и нивы. Горы и вершины нашего благословенного общения с Богом — во Христе; долины, где зреют наши лучшие плоды, — во Христе; наши самые сочные пажити — во Христе; реки, текущие молоком и медом, — тоже во Христе. И все это Христос отдал в удел Своей Церкви. И все это предназначено для тебя и для меня.

Необходимо только одно с нашей стороны: желание брать (Откров. 22, 17).

«И успокоилась земля от войны». Мы много говорили о войне. Поговорим теперь о мире. Это мир примиренного с Богом сердца, примиренного через Кровь Христа. Это мир сердца, уверенного в победе Христа, в Его конечной победе. Это мир сердца, сокрытого в Боге. Сердце, сокрытое в Боге, это долина, окруженная со всех сторон горами. Это мир сердца, готового принять все в жизни, как от Самого Господа. Я видел в метро мальчика, у которого была клетка с птичкой, сперва бившейся о стенки, а затем успокоившейся. Как мы бываем похожи на птичку, бьющуюся о стенки клетки, забывая, что и клетка может быть от Господа. Но не забудем, что духовная война прекратится только в небесном Ханаане. Жизнь верующего на земле без духовной войны невозможна, потому что «амалик» — наша плоть — наш постоянный враг. И жизнь без бурь и волн тоже невозможна, но эти бури способны волновать только поверхность нашего сердца, а в глубине сердца — мир, потому что руль нашего жизненного корабля находится в руках Христа.

 

ИДЕАЛ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Иис. Нав. 13, 1

Иисусу Навину было девяносто лет, когда земля ханаанская успокоилась от войны. Одно великое дело своей жизни он выполнил: ханаанская земля была завоевана. Но предстояло выполнить и другое великое дело: разделить завоеванную землю между коленами израильского народа. Весна и осень жизни Иисуса Навина были отданы на совершение великого дела. Счастлив человек, весна и осень жизни которого посвящены Христу и Его славному делу.

Вся ханаанская земля была предназначена Богом Его избранному народу. Прочтем Иис. Нав. 1, 4: «От пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши». Таков был план Божий для израильского народа, таков был идеал, а как получилось в действительности? Многие части Палестины, и особенно земля филистимлян, много хлопот причиняли израильтянам. Мы знаем, как часто филистимляне выступали против израильтян, особенно в дни Давида, и только в дни Соломона идеал как будто был наконец достигнут. Весь Ханаан мирно покоился у ног Соломона. Но это длилось недолго.

А каков идеал и действительность в нашей христианской жизни? Жизнь Христа и святая книга Библия рисуют нам великий идеал Божий, предназначенный для нас, но действительность далеко не соответствует этому идеалу. И Господь, указывая, с одной стороны, на великий идеал, а с другой стороны, на действительность, хочет всем нам сказать: «А земли-то брать в наследие остается еще очень много!» Это — великая истина в отношении многих сторон нашей христианской жизни. Например, в отношении Библии: сколько страниц в наших Библиях еще ни разу нами не прочитано. Большинство из нас читают одни и те же места Библии, но Писание — все богодухновенно и полезно. И оно дано нам Богом, чтобы мы все его страницы сделали своим достоянием. Сколько в Библии не прочитанного еще нами, непонятого, неусвоенного, а ведь каждое слово Божье имеет значение и силу, как сказано в Ев. Луки 1, 37: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Сколько же мы слов Господних оставили без внимания и не испытали, вследствие этого, их великой силы на себе. Как мало мы знаем Библию, особенно некоторые ее части. Возьмем, для примера, книги пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и другие. Не потому ли у нас так много заблуждений всякого рода, как Христос сказал: «Заблуждаетесь, не зная Писаний».

Далее, в отношении основных вопросов веры: о Боге-Отце, об Иисусе Христе, о Духе Святом, о втором пришествии Христа, о церкви, об исполнившихся и неисполнившихся пророчествах Библии, — как все эти вопросы нам мало знакомы. Сколько тут еще остается «брать земли». О любви Божьей сказано ,в одном месте Писания так: «Чтобы вы могли постигнуть... что широта, и долгота, и глубина, и высота... любви Божьей» (Ефес. 3, 18).

Наконец, в отношении нашего Совершенствования идеал поставлен перед нами весьма высокий: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Ев. Матф. 5, 48). Бог... «предопределил нас быть подобными образу Сына Своего» (Римл. 8, 29). А действительность какова? Сердце наше похоже на тайгу с бесчисленными бревнами и сучьями. Сердце полно «хананеев». И что печальнее всего: мы даже перестали .бороться с ними. Мы так далеки от полного возраста Христова. Наоборот: мы — только «начатки Его созданий» (Иаков. 1, 18). И в этом отношении сколько земли осталось еще брать. Как мы еще далеки от совершенства Божьего, как много еще нужно нам расти, чтобы достигнуть сходства со Христом.

Что мы хотим сказать всем этим? Что от необъятного духовного Ханаана лишь маленькая частица стала нашим достоянием, что духовной земли брать в наследие остается еще очень много. А ведь многие из нас уже состарились и вошли в лета преклонные, «а земли брать остается еще много», даже очень много.

Но, слава Господу, есть дети Божий чрезвычайно духовно богатые; они хорошо усвоили основные вопросы веры; они достигли прекрасного духовного состояния и великого духовного совершенства. В чем причина такого их успеха? Старание. Прилежание. Упорный труд над Словом Божьим и над собой. Всем нам предназначен «благодатный юг» от Господа. Любимцев у Господа нет. И наша вина, если мы прозябаем на «бесплодном севере».

 

УДЕЛ ИЗРАИЛЯ И УДЕЛ ХАЛЕВА

Нас. Нав. 14, 1 — 15

Посмотрим, как делилась земля ханаанская на уделы между коленами израильского народа. Пойдем снова в Галгал, где мы уже видели шатры израильского народа. Отсюда был начат поход для завоевания Ханаана. И здесь же, в Галгале, было произведено разделение Ханаана на уделы. Как происходило деление ханаанской земли на уделы? По жребию: Иис. Нав. 14, 2.

Два с половиной колена Израиля уже получили свои уделы еще при жизни Моисея: колено Рувимово, колено Гадово и половина колена Манассиина. Колену Левиину не было дано никакого удела, потому что Господь Бог Израилев Сам должен был быть его уделом (13, 33). Оставалось девять с половиной колен, между которыми и нужно было поделить завоеванный Ханаан.

К урне с жребиями с написанными на них названиями отдельных частей Ханаана подходили колено за коленом и, опуская руку в урну, доставали из нее названия своих уделов. Так происходило деление ханаанской земли.

Но одно колено Израиля получило свой удел без жребия. Это было колено Иудино, в лице своего старейшего представителя — Халева. Как же оно получило свой удел? Прочтем еще раз стихи 12 — 15: «Итак, дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там живут сыны Енаковы, и города у них большие и укрепленные; может быть, Господь будет со мною, и я изгоню их, как говорил Господь. Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, Хеврон. Таким образом Хеврон остался уделом Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, до сего дня, за то, что он в точности последовал повелению Господа, Бога Израилева. Имя Хеврону прежде было Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий. И земля успокоилась от войны».

Мы много потеряем, если упустим из вида Халева, эту замечательную личность Ветхого Завета, этого самого близкого, самого верного и преданного друга Иисуса Навина, соратника его во всех сражениях за Ханаан. Ведь только он и Иисус Навин остались в живых из тех, кто были пленниками Египта, и после выхода из Египта сорок лет странствовали, под водительством Моисея, по пустыне великой и страшной». Теперь ему восемьдесят пять лет, но он — юноша, он — сильный воин (стих 11).

Почему же Халев избрал Хеврон для своего колена? Когда он в числе двенадцати мужей, посланных Моисеем из пустыни Фаран, высмотрел землю ханаанскую, ходил по ней, — еще тогда в его сердце появилось желание поселиться со своим коленом именно в Хевроне. И это желание он носил в своем сердце все эти долгие годы, пока ханаанская земля не оказалась в руках израильтян и не началось ее разделение в Галгале.

Но что было за место этот Хеврон? Здесь Господь с двумя ангелами •был гостем в шатре Авраама. Здесь была пещера Махпела, где были погребены Сарра и Авраам, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. Правда, здесь в Хевроне жили теперь сыны Енаковы, и города здесь были большие и укрепленные, но обещание Божье дать Хеврон Халеву ярко сияло перед глазами его (стих 12).

Чему мы можем научиться у Халева? Его вере и терпеливому ожиданию исполнения Божьего обетования о Хевроне. Сорок пять лет терпеливого ожидания! Кто из нас способен на такое ожидание? Халев «точно следовал за Господом» (стих 9). А разве может быть «неточное» следование за Господом? Мы все по опыту знаем, что значит неточное следование за Господом. Мы все знаем, что значит прямая и что значит кривая борозда. Мы все знаем, что значит прямая дорога и вьющаяся тропинка. Будем учиться у Халева сохранению молодости души и силы до самой глубокой старости. А точное следование за Господом — это самый верный путь к вечной молодости. «Внешний человек» может быть весь в морщинах, но «внутренний человек», то есть душа может быть юной. Эту молодость души и эту неугасающую силу мы черпаем у Христа. Как сок дерева весной течет по всем его ветвям и производит зелень и плоды, так сила Христа производит в нас вечное благодатное лето.

Точное следование за Господом ведет к полной победе над всеми «хананеями». Халев был единственным человеком в израильском народе, котррый изгнал из своего удела всех хананеев со всеми их железными колесницами. Во всех других уделах Израиля хананеи сумели сохранить свое существование. Как мало среди нас «халевов» с полной победой над нашими «хананеями». Нет сердца, свободного от них. А причина — в нашем неточном следовании за Христом.

Точное следование за Господом сделает нас источниками благословения для других. У Халева была дочь Ахса. В борьбе с хананеями в уделе Халева отличился Гофониил. И Халев отдал ему дочь свою в жены (Иис. Нав. 15, 15 — 17). Ахса испросила у отца источники вод, и дал ей Халев источники верхние и источники нижние.

Наша великая задача — быть источниками благословения! Об этой нашей задаче Христос говорит очень ясно и определенно. Прочтем Ев. Иоанна 7, 38: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». «Ахсы» и «Гофониилы», которых так много вокруг нас: и дома, и на работе, и повсюду, — найдут в нас и «верхние и нижние источники».

 

НАШ УДЕЛ — ХРИСТОС

Иис. Нав. 18, 2 — 3

Мы теперь знаем, что ветхозаветная церковь получила свои уделы в ханаанской земле. И мы знаем, как она получила эти уделы: по жребию! Но означает ли это, что получение каждым коленом своего удела было случайностью? Нет! Каждый жребий был решением от Господа, как написано в книге Притчей 16, 33: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Итак, каждый израильтянин получил свой удел от Господа.

Новозаветная церковь тоже получила свой удел. Что это за удел? Его можно назвать одним словом: Христос! Но если наш удел — Христос, то выходит, что все мы равны. Нет ни севера, ни юга, ни востока, ни запада, но все и во всем — Христос. Да, так должно бы быть, но в действительности дело обстоит не так. Сколько детей Божьих, похожих на семь колен ветхозаветного Израиля, которые по жребию получили уделы, но не радели, чтобы пойти и взять в наследие свою землю. Прочтем Иис. Нав. 18, 2 — 3: «Из сынов же Израилевых оставалось семь колен, которые еще не получили удела своего. И сказал Иисус сынам Израилевым: долго ли вы будете не радеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь, Бог отцов ваших?»

Христос дарован каждому из нас, но как много у нас нерадения в отношении Его, в отношении познания Его, в отношении следования по стопам Его, в отношении обогащения Его дарами. Всех детей Божьих можно разделить на три категории: одни, имея Христа, прозябают; другие, имея Христа, живут; третьи, имея Христа, царствуют. Одни «ковыляют» за Христом, другие идут, третьи бегут. Когда мы читаем на страницах Евангелия слова: 1 Петр. 2, 9; Откров. 1, 6; Римл. 5, 17, мы должны понять, что здесь идет речь об идеальном христианстве, о христианах — «отличниках».

Но доступно ли такое христианство для всех? Мы прочитали, что царствовать в жизни посредством Иисуса Христа будут «приемлющие обилие благодати Его». Что это значит? Это значит, что «обилие благодати» Христа предназначено для всех. Надо только одно: брать его, принимать его. Есть цветы садовые. Они за изгородью, они не для всех. Есть колодцы во дворах — они не для всех. Есть колонки — они для всех и без ограничения; бери воду день и ночь беспрепятственно. Таков наш Христос! Таково обилие Его благодати.

Почему же нет этого обилия у большинства верующих? Поговорим о причинах нашей духовной скудости. Нерадение. Прочтем Иис. Нав. 18, 3: «И сказал Иисус сынам израилевым: долго ли вы будете не радеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь, Бог отцов ваших?» Пожалуй, это основная причина. Равнодушие к высотам духовной жизни, удовлетворенность тем немногим, что мы имеем. Мы не работаем над усвоением нашего благоцатного удела во Христе. Прислушаемся к разговору между сынами Иосифа и Иисусом Навином — Иис. Нав. 17, 14 — 18: «Сыны Иосифа говорили Иисусу и сказали: почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так благословил меня Господь? Иисус сказал им: если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле ферезеев и рефаимов, расчисть себе место, если гора Ефремова для тебя тесна. Сыны Иосифа сказали: не останется за нами гора; потому что железные колесницы у всех хананеев, живущих на долине, как у тех, которые в Беф-Сане и в зависящих от него местах, так и у тех, которые на долине Изреельской. Но Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии: ты многолюден и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя. И гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь его, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь хананеев, хотя у них колесницы железные и хотя они сильны».

Удел сынов Иосифа оказался покрытым лесом. Чтобы иметь почву для посева, надо было расчистить лес. Труд требовался большой, чтобы иметь изобилие. О, какой пример для всех христиан, имеющих чудный удел во Христе!

В земле — много сокровищ. Одни из этих сокровищ лежат близко к поверхности, и их нетрудно добыть; другие заложены глубоко в земле, и их добывают с большим трудом. Так и сокровища, которые имеются во Христе: одни достаются нам легко, как, например, прощение грехов, вечная жизнь, спасение... «Что мне делать, чтобы спастись?» — спросил темничный страж в Филиппах. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой», — ответил ему апостол Павел.

Спасение — весьма драгоценное сокровище, и как просто его получить. Но есть во Христе сокровища, для овладения которыми надо копать и углубляться, а копать — дело очень трудное; но и радость овладения этими сокровищами весьма великая.

Итак, перед нами две жизни: жизнь нерадения к драгоценным сокровищам во Христе и жизнь усердного добывания этих сокровищ во Христе. Какую жизнь изберем мы? Жизнь нерадения ведет к прозябанию, к жалкому духовному существованию. Жизнь усердия ведет к «царствованию», к осуществлению слов Откров. 1, 6 и Римл. 5, 14.

 

КАК БЫЛ УСТРОЕН ХАНААН

СКИНИЯ В СИЛОМЕ

Иис. Нав. 18, 1

В дни странствования израильского народа по пустыне скиния занимала центральное место в народе. Двенадцать колен Израиля располагались вокруг нее: три колена с северной стороны скинии, три колена — с южной, три колена — с восточной, три колена — с западной. Но и в ханаанской земле скиния должна была занять тоже центральное место, и заняла. До этого центрального места она находилась в Галгале, но Галгал — не центральное место Ханаана. Где же Иисус Навин поставил скинию? В Силоме. В самом сердце Палестины.

А в новозаветной церкви кому должно принадлежать центральное место? Иисусу Христу. Он — центр Своего народа. Не церковь, не верующие, не вероучение, не крещение и не хлебопреломление, а Сам Христос! Он — центр у всех искренне верующих на земле. Он — центр у всех искупленных на небе.

Шесть городов — убежищ: Иис. Нав. 20, 1 — 9. Река Иордан, протекая с севера на юг Ханаана, делит его на две половины. И вот Господь повелел выделить три города по одну сторону реки Иордана и три города по другую сторону Иордана, чтобы в них мог убегать убийца, убивший человека по ошибке, без умысла, и найти убежище от мстящего за кровь. Эти горда следующие: Кедес, Сихем, Кириаф-Арбы, Бецер, Рамоф, Голан. Дороги, ведущие к ним, содержались в особом порядке. Всюду были указатели, облегчавшие неумышленному убийце найти путь к ближайшему гоооду-убежищу.

Мы все нуждаемся в убежище. Но мы же никого не убили — ни с умыслом, ни без умысла. Посмотрим, однако, так ли мы невинны. Я докажу со Словом Божьим в руках, что мы все повинны в убийстве.

Прочтем Деян. Ап. 3, 14 — 15, 17: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели... Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению». Мы повинны в убийстве Начальника Жизни — Христа. Правда, мы сделали это «по неведению». Наш грех вонзил гвозди в Его божественные руки и ноги. И нам дано убежище: это — Голгофа. Как оно близко от каждого грешника. Один только шаг до него — шаг веры, и ты спасен. Спасен навеки! «Лишь один шаг к Иисусу — поверь, и будешь жить. Ждет Он тебя с любовью, готов тебя простить. Лишь один шаг к Иисусу — приди, скажи: «Иисус! Радостно и навеки Тебе я отдаюсь».

Сорок восемь городов левитских: Иис. Нав. 21, 1 — 3. Прочтем повеление Господне Аарону о левитах — Числа 18, 20 — 23: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними. Я — часть твоя и удел твой среди сынов израилевых. А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания. И сыны израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть. Пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши: среди же сынов израилевых они не получат удела»; и Иис. Нав. 13, 33; «Но колену Левину Моисей не дал удела: Господь. Бог Израилев, Сам есть удел их, как Он говорил им». Итак, левиты получили сорок восемь городов. Это значит, что Господь расселил их по всей земле ханаанской, как Свои благословенные светильники. Отслужив при скинии, они возвращались в свои города, неся свет Господень повсюду и оглашая всю ханаанскую землю от края до края чудным свидетельством о Господе.

Левиты были учителями закона среди своего народа. Они были как •бы солью для всего Ханаана. Прочтем Второзак. 33, 9-6 и 10: «...Ибо они, левиты, слова Твои хранят, и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лицо Твое и всесожжения на жертвенник Твой». Какая премудрость Божья! Какая забота о душах! Что ни шаг в Ханаане, то учитель закона — левит, свидетель Божий. Сорок восемь точек равномерно распределенных по всему Ханаану.

А разве в новозаветное время Господь не проявляет той же заботы о человеческих душах, распределив так же равномерно Свои светильники по всей земле? Христиане являются левитами Нового Завета, расселенными Господом по всем местам, чтобы «возвещать совершенство призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9), чтобы светить ярко своей жизнью, чтобы быть солью на каждом шагу. Как мудр и сегодня наш Господь!

Но для всех левитов Нового Завета есть серьезное предостережение в Слове Божьем. Это — притча Христа о милосердном самарянине. В ней Христос говорит об одном недобросовестном левите. Прочтем Ев. Лук. 10, 32: «Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо». Это левит, не исполнивший своего долга. Их немало в Церкви Христовой, этих несветящих светильников, этой соли, потерявшей свою силу.

Где тебя Господь поставил? Не беги с своего поста, потому что ты стоишь на месте, которое Господь тебе дал. Заботься только о том, чтобы как можно лучше светить.

Я люблю биографию Иоанна Крестителя. У него было три поста в жизни, и на всех трех постах он светил одинаково ярко. Первый пост, на который его Господь поставил, была пустыня Иудейская с тысячами людей, слушавших его проповеди. Второй пост, на который его тоже Господь поставил, был дворец царя Ирода. Третий пост была темница.

 

ЖИЗНЬ В ХАНААНЕ И ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

«И дал им Господь покой со всех сторон»

(Иис. Нав. 21, 44).

Семь лет продолжалось завоевание Ханаана. Благодатную землю поделили по жребию между коленами израильского народа. В центре страны поставили скинию, то есть в Силоме. Шесть городов выделили, как города-убежища (великий прообраз Голгофы). Сорок восемь городов дали левитам, и, таким образом, расселили их по всей земле ханаанской, чтобы они были наставниками от Господа для израильского народа. И вот началась новая жизнь в Ханаане, после рабства в Египте, после странствования по великой и страшной пустыне. Началась жизнь изобилия, жизнь вкушения от обильных и приятных плодов земли, жизнь в городах и домах, которых они не строили, пользование плодами садов и виноградников, которых они не насаждали, как сказал Господь через Иисуса Навина (24 гл. 13 ст.). И ко всему этому изобилию плодов земли Господь дал им покой со всех сторон.

Наш Ханаан — Христос. И в Нем новозаветный Израиль, то есть Церковь Христа имеет изобилие духовных плодов, сладчайших плодов, как сказано в Книге Песни Песней 7, 14: «У дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые». И нам, новозаветным детям Божьим, Господь дал покой. Все мы знаем слова Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Но покой в Ханаане не был покоем полным. Это был покой внешний, хранение от внешних врагов — хананеев. А им нужен был другой покой — покой сердца в Боге. Прочтем Евр. 4, 8 — 11: «Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божья еще остается субботство, ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность». Вот этот покой во Христе, этот мир Христа познали мы, соединившие свою жизнь с Ним. Но этот покой, этот мир во Христе имеет разную глубину. От чего это зависит? От степени познания нами Христа и от нашего послушания Ему. Есть разница между верующим во Христа и знающим Христа. Верить во Христа можно с первого же дня после нашего обращения к Нему, а чтобы знать Христа — нужны годы следования за Ним. И когда мы знаем Христа, когда мы знаем, что все пути Его истинны, и что любящим Его все содействует ко благу, — тогда мир сердца нашего и покой души нашей ничто не может нарушить. Чем больше и лучше мы знаем Христа, тем больше мы доверяем Ему, а чем больше доверия ко Христу, тем глубже наш мир. Чем дальше мы следуем за Христом, тем меньше волнуется наше сердце.

Посмотрим теперь на единение израильского народа вокруг скинии. Только она должна была быть центром, объединяющим все колена народа в одно целое. Опасность разъединения была велика. Каждое колено имело свой удел, и каждое колено могло уйти в свою скорлупу и сказать: что мне до моего соседа?

Особенно большая опасность разъединения появилась, когда Иисус Навин отпустил воинов двух с половиной колен, живших в своих уделах за Иорданом: колен Рувимова, Гадова и половины колена Манассиина. Дело в том, что когда воины этих двух с половиной колен перешли Иордан, они подумали: «а что если в будущем Израиль, живущий по ту сторону Иордана, скажет: не ходите к нам в Силом для жертвоприношения. И они решили соорудить свой жертвенник и назвать его — «Ед». Прочтем Иис. Нав. 22, 9 — 10, 34: «И возвратились, и пошли сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина от сынов израилевых из Силома, который в земле ханаанской, чтоб идти в землю Галаад, в землю своего владения, которую получили во владение по повелению Господню, данному чрез Моисея. Пришедши в окрестности Иордана, что в земле ханаанской, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили там подле Иордана жертвенник, жертвенник большой по виду... И назвали сыны Рувимовы и сыны Гадовы жертвенник: Ед, потому что, сказали они, он свидетель между нами, что Господь есть Бог наш». Но остальные колена израильского народа были возмущены сооружением этого жертвенника, и готовы были даже войною пойти против двух с половиной колен, сооруживших жертвенник «Ед», потому что они увидели в этом их желание отделиться от остального народа. Они увидели в этом опасность раскола ветхозаветной церкви на две части с двумя центрами: Силом и Ед. Но, слава Господу, до раскола не дошло. Ветхозаветная церковь сохранила единство в Господе, олицетворением которого была скиния в Си-ломе. На жертвеннике Ед жертвы не приносились. Святыня была одна для всего Израиля — в Силоме (Иис. Нав. 22, 21 — 29).

Вопрос о единстве детей Божьих — чрезвычайно важный вопрос. В первые дни нашей новой жизни во Христе мы думаем, что единство верующих заключается в единой организации, в едином понимании всех вопросов веры, в едином вероучении. Но в дальнейшей нашей христианской жизни нам делается все яснее и яснее, что сила, объединяющая всех верующих — к какой бы они церкви ни принадлежали, как бы себя ни называли, — в личности Иисуса Христа. Чем ближе мы к Самому Христу, тем ближе мы ко всем, кто искренне любит Его. Книга Откровения рисует нам «новый Иерусалим», то есть Церковь Христа, как бы построенный из разноцветных камней: ясписа, сапфира, халкидона, смарагда, сардолика, хризолифа, вирилла, топаза, хрисопраса,. гиацинта и аметиста. Какое разнообразие камней! Так же разнообразны и живые камни «духовного дома» (1 Петра 2, 5). Но всех их объединяет Агнец, сидящий на престоле. Прочтем Откров. 21, 23: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божьия осветила его, и светильник его — Агнец».

Обратим теперь наше внимание на великую заботу в сердце Иисуса Навина: ветхозаветная церковь окружена хананеями, а хананеи — идолопоклонники. Остается ли она верной Господу? Не привяжется ли она к идолам хананеев? И вот, Иисус Навин созывает всех израильтян на большое собрание, и выступает на нем со словами предостережения (Иис. Нав. 23, 1 — 11). Какое же средство предлагает он народу от идолопоклонства? а) «Прилепитесь к Господу Богу вашему!» (стих 8); б) «Старайтесь любить Господа Бога вашего!» (стих 11).

Замечательное средство! Надежное средство. Единственное средство, могущее спасти и нас от всяких идолов и кумиров. И мы в опасности изменить Христу, прилепиться сердцем к чему-либо или к кому-либо. Но если мы будем стараться все больше и больше прилепляться ко Христу и все больше любить Его, то нам не страшны никакие идолы и никакие кумиры. И мы ни на что и ни на кого не променяем нашего драгоценного Спасителя.

 

ПОСЛЕДНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ

Иис. Нав. 24 глава

Стих 1: «И собрал Иисус все колена израилевы в Сихем». Мы уже знакомы с Сихемом, с этой долиной между двумя горами: горой Гевал и горой Гаризим. В этой долине много веков позднее произошла встреча и беседа Христа с сямарянкой у колодца Иаковлева. Что же происходило в этой долине? Иисус Навин устроил там жертвенник, и на этом жертвеннике были принесены две жертвы: жертва всесожжения и жертва мирная. Второе дело, которое было совершено в долине Сихем, — это написание слов закона на больших камнях. Эти камни все еще стояли, и закон, записанный на них, все еще можно было читать, И третье дело, сделанное Иисусом Навином в долине Сихем, — это прочтение израильскому народу благословений и проклятий.

И вот, ветхозаветная церковь снова в этой долине Сихем, и снова она внимает наставлениям Иисуса Навина. Но это его последние наставления.

Стихи 2 — 23. Иисус Навин рассказывает народу полную чудес Божьих историю израильского народа. Он начал с Фарры, отца Авраама, и подчеркнул, что он (Фарра) служил иным богам, то есть поклонялся идолам. Затем он рассказывает об Аврааме, об Исааке, о Иакове и Исаве, о Моисее и Аароне, о поражении Египта язвами, о выходе из Египта, о чудесном переходе Чермного моря, о странствовании по пустыне, о чудесном переходе Иордана, о взятии Иерихона и, наконец, о поселении в земле ханаанской. Но в подробном перечислении событий из жизни израильского народа все снова и снова встречается слово «Я», относящееся к Богу. «Я взял отца вашего Авраама»... «Я дал ему Исаака»... «Я дал Исааку Иакова и Исава»... «Я послал Моисея и Аарона»... «Я вывел отцов ваших из Египта»... О чем это нам говорит? О том. что во всей истории ветхозаветной церкви Господь — все и во всем. Он — Альфа и Омега, начало и конец!

Посмотрим и мы на историю своей жизни. Вспомним наше детство, отрочество и юность, наши зрелые годы; вспомним родных, друзей и знакомых; все наши скорби и радости; наше обращение к Господу; дни и годы, проведенные со Христом; наши слабости и спотыкания; все случаи помощи от Господа. И в отношении жизни каждого из нас Господь говорит: Я... Я… Я... То есть все в нашей жизни — от Него, Им и к Нему.

Обратим особое внимание на слова Иисуса Навина в стихах 14 и 15: «Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности: отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, и служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, — богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам аморреев, в земле которых живете: а я и дом мой будем служить Господу». «Отвергните богов!» Есть любимые .грехи, то есть грехи более часто повторяемые, чем другие.. У израильского народа любимым, то есть более частым, грехом было идолопоклонство. Этот грех тянется за ним на протяжении всей его истории. Израильский народ, еще находясь в рабстве в Египте, прилепился к египетским богам; по выходе из Египта даже Аарон не устоял перед этим грехом и сделал идола — золотого тельца. И вот израильский народ в Ханаане, в земле, полной идолов. Искушение для него велико, и Иисус Навин предостерегает народ (и в 14 и в 23 стихах).

А в жизни новозаветных детей Божьих разве нет идолов? В чем заключается новозаветное идолопоклонство? В том, что что-то в нашем сердце отодвигает Христа на второе место, а само начинает занимать первое место. Идолом чада Божьего может сделаться «Исаак», то есть дитя, сын, дочь; или «Рахиль», то есть жена, муж; деньги, как у членов первой церкви — Анании и Сапфиры; «Далида», то есть любимый человек. Но самый любимый идол наш — это наше «я».

Прочтем стихи 16 — 18: «И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь, Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения, и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, чрез которые мы проходили. Господь прогнал от нас все народы и аморреев, живших в сей земле»; затем стихи 21 и 24: «И сказал народ Иисусу: нет, мы Господу будем служить... Народ сказал Иисусу: Господу, Богу, нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать». Обещание прекрасное, но оказавшееся обещанием на словах.

Сколько наших обещаний Господу осталось неисполненными. Сколько наших решений осталось только решениями. Наши богослужения — это наши «сихемы», где мы даем Господу обеты, где мы многое решаем - сделать, где мы загораемся многими святыми желаниями. Но когда л мы расходимся по нашим домам, когда мы спускаемся с наших «фаворов» в нашу повседневную жизнь, — тогда мы забываем о наших решениях и обещаниях, данных под влиянием благословенных проповедей в доме Божьем, и огонь святых желаний угасает в наших душах. Будем осторожны в наших обещаниях. Вспомним самонадеянного Петра, давшего своему Учителю поспешное обещание — пойти с ним и в темницу и на смерть, а потом отрекшегося даже перед служанкой Каиафы. Поменьше обещаний — побольше послушания. Меньше слов — больше дела. А это будет тогда, когда будет действовать в нас Христос, а не мы сами, как говорит апостол Павел в Послании к Гал. 2, 20: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божья, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Когда Он будет совершать — все будет совершенно!

Мы кончаем наши беседы о славном служителе Господа — Иисусе Навине. Он, как и Моисей, принадлежит к числу людей, которым Господь дал «пять талантов». И он, как и Моисей, оказался верным своему Господу. Можно быть не с пятью талантами, а только с двумя, или даже только с одним, но Христос говорит, что награда будет не за таланты, а за верность.