Выход

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

 

О грехе

Римл. 5, 19

«Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Эти слова говорят ясно, где и как вкрался грех в сердце человека. Эти слова говорят также о том, в чем заключается сущность греха.

Где же и как вкрался грех в сердце человека? Об этом говорит 3-я глава Книги Бытие. Но эта глава говорит только о начале греха в сердце человека. О появлении греха в сердце диавола и других падших ангелов она не говорит. Библия говорит, что до появления греха в сердце человека он зародился в сердце диавола. Грех до падения Адама и Евы был уже в мире. В двух первых главах Книги Бытие мы видим человека совершенным, не знающим еще греха.

Грех вкрался в сердце человека в саду Едемском. Как же это произошло? Мы читаем в Быт. 2, 16: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него...»

Под влиянием диавола, говорившего через змея, человек нарушил эту заповедь Божью или, как говорит ап. Павел в Послании к Римлянам, человек проявил «непослушание» этой заповеди. О непослушании этой заповеди, о нарушении ее мы читаем в Быт. 3, 1 — 6 следующее: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

Итак, в чем же сущность греха Адама и Евы? В том, что они сознательно нарушили данную им заповедь Божью; они проявили сознательное непослушание Богу. В непослушании Богу — сущность всякого греха. Нет сомнения, что и падение диавола заключалось в непослушании Богу.

В связи с падением диавола и первого человека часто задается вопрос: почему Бог допустил диавола и человека пасть, то есть сделать грех? Ответ на этот вопрос только один: падший ангел, ставший диаволом, падший человек в лице Адама и Евы, были созданы по образу и подобию Божью и поэтому обладали свободной волей, то есть они имели свободу исполнять волю своего Творца и не исполнять ее. В этом было величие человека: в его абсолютной свободе. Но счастье человека было связано с исполнением воли Божьей — благой и совершенной (Римл. 12, 2). Адам и Ева избрали путь непослушания воле Божьей совершенно добровольно; их грех был совершенно добровольным делом. Они отказались исполнить волю Божью и решили поступить по своей собственной воле. Такой же грех — пойти собственным путем, отвергнув путь Божий, — предлагал диавол и Христу совершить в пустыне.

Результатом греха является разрыв с Богом, то есть духовная смерть. Но согрешили не только первые люди; согрешили и все последующие люди. Об этом очень ясно говорится в Послании к Римлянам 3, 10 — 12: «Нет праведного ни одного... все совратились с пути, до одного негодны», и в 23 стихе: «Все согрешили и лишены славы Божьей». «Все совратились с пути...» С какого пути? С пути послушания Богу, Его заповеди, Его закону.

Как при крушении поезда за паровозом сходят с рельсов и вагоны, так и при духовном крушении в саду Едемском — за непослушанием первых людей последовало непослушание Богу и всех последующих поколений людей. И в результате: «все согрешили», то есть никто не проявил полного послушания Богу, все оказались нарушителями воли Божьей, выраженной в заповеди, в законе Божьем.

В Библии есть слова: «сила греха — закон» (I Кор. 15, 56). Эти слова говорят о том, что грех может быть только там, где есть закон, где есть заповедь, и где налицо — непослушание закону, нарушение заповеди. Если бы в Едемском саду не было закона, не было заповеди Божьей: «не ешь», «не прикасайся» к дереву, которое среди рая, — Адам и Ева не согрешили бы, если бы ели даже без конца плоды этого дерева.

Где нет закона, где нет заповеди, там нет греха, то есть там не может быть непослушания. И опять мы подошли к сущности греха, как непослушания Богу, Его закону, Его заповеди. Теперь нам станут понятны слова Римл. 7, 8: «Без закона — грех мертв», и стиха 7 этой же главы: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона». Если бы не было десяти знаменательных заповедей, данных Богом ветхозаветной церкви; если бы не было заповедей Нагорной проповеди, данных Христом новозаветной церкви; если бы не было Священного Писания Ветхого и Нового Завета, полного повелений Господних, — мы имели бы очень мало понятия о грехе.

Вот почему Христос говорит, что Судьей за грех будет Слово Божье, то есть заповедь Божья. Прочтем Ев. Иоан. 12, 48: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Итак, имеющие Слово Божье будут судимы по Его закону, по Его заповеди. А не имевшие Слова Божья? Может быть, они будут без греха? Ведь нельзя же их судить за непослушание заповеди, которой они не имели? Что говорит Библия о них?

Библия говорит, что, кроме закона, данного Богом на страницах Священного Писания, есть еще закон совести, начертанный внутри человека. Прочтем об этом законе совести в Послании к Римлянам 2, 12 — 16: «Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся... ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие, одна другую, — в день, когда... Бог будет судить тайные дела человеков». Итак, имеющие закон Слова Божья, будут судимы по нему; не имеющие закона Слова Божья будут судимы по закону совести.

Библия говорит, что вина непослушания Богу будет разная, не одинаковая у всех людей. Вина зависит от знания воли Божьей, от знания Его закона, Его заповедей. Об этом очень ясно говорит Христос в Ев. Луки 12, 47 — 48: «Раб же тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше».

Библия говорит, что одни люди склонны к непослушанию Богу в одном, другие — в другом. Что это действительно так, видно из Ев. Марка 10, 17 — 22. Христос говорит богатому юноше: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать». Юноша сказал Христу в ответ: «Учитель! все это сохранил я от юности моей». Заповедям, которые перечислил Христос, юноша был послушен. Но он не был послушен заповеди: «Не сотвори себе кумира», и имел идола в виде большого богатства, которому поклонялся.

Библия говорит об одном особом грехе — грехе к смерти. Прочтем 1 Иоан. 5, 16 — 17: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь... есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти». Что же это за грех — грех к смерти? Ответ на этот важный вопрос мы найдем в Послании к Евреям 6, 4 — 6: «Невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божья и сил будущего века, и отпадших, — опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божья и ругаются Ему». Грех отпадения — вот что из себя представляет грех к смерти. И почему? Потому что отпадших невозможно обновлять покаянием. Очевидно, их ожесточение достигает такой степени, при которой покаяние уже невозможно.

Библия говорит, что для послушания заповедям Божьим нужна любовь к Богу. Послушание из страха перед наказанием — жалкое послушание. Послушание из любви к Господу — это путь к исполнению воли Божьей, всех Его заповедей. Вот почему первой заповедью является заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего». Именно с этого начинается новая жизнь, жизнь, исполненная воли Божьей (Ев. Иоан. 14, 15).

 

О святости

1Петра 1, 15 — 16

«По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Насколько Библия ясно и определенно говорит о грехе, настолько же ясно и определенно она говорит о святости. Много проповедей посвящается этой великой теме, этому важнейшему вопросу — вопросу о святости, вопросу об освящении.

К сожалению, далеко не все проповеди дают ясное, обоснованное Словом Божьим понятие о святости.

Что же говорит Библия о святости? Прежде всего и Ветхий и Новый Заветы, говоря о святости и освящении, имеют в виду отдачу чего-либо в распоряжение Господу. Вот почему Слово Божье называет «святым» все, что посвящено Господу и что принадлежит Ему. Оно говорит о святых местах, особенно часто о «святой горе», каковой является гора Сион с воздвигнутым на нем храмом. Святым называет Слово Божье и храм, в котором Израиль поклонялся Богу. Говорится даже о святой воде (Числа 5, 17). Святые места — это места, посвященные Господу. Святая гора — это гора, предоставленная в распоряжение Господа. Святую воду можно сравнить с другими предметами скинии, которые были святы только в смысле посвящения их Господу, в смысле отдачи их на служение Ему. В этом смысле и прежде всего именно в этом смысле Библия говорит и о святых людях. «Освяти Мне каждого первенца», — читаем мы повеление Господне в Исх. 13, 2. «Освяти» — это значит: посвяти Мне каждого первенца.

Первым шагом на пути освящения является отдача сердца Христу, посвящение себя Господу. Новый Завет всех верующих во Христа называет «святыми», то есть посвященными Господу, отдавшими сердца свои Иисусу Христу. Таково первое понятие святости: святость в смысле принадлежности Господу. «Освяти Мне», то есть посвяти Мне.

Второе понятие святости: святость в смысле отсутствия греха. Все места Библии, в которых говорится о святости Бога, имеют в виду именно эту святость, то есть отсутствие греха в Боге. Достаточно прочесть одно место в Слове Божьем, чтобы нам стало ясно, что значит «святой Бог». Этим местом является 1 Иоан. 1, 5: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы». Если на ясном солнце телескопы обнаружили пятна; если в светлом мире ангелов Бог усматривает недостатки (Иов. 4, 18), то в Самом Боге, согласно свидетельству Библии, нет никакой тьмы, ни одного недостатка. Бог — свят абсолютно, безгранично!

Но, может быть, кто-нибудь скажет: мне понятна святость Божья поскольку Бог «обитает в неприступном свете и Его никто из человеков не видел и видеть не может», — как говорит ап. Павел в 1 Тим. 6, 16. «В неприступном свете» — это значит там, куда не могут проникнуть миазмы, то есть скверны греха нашего мира. Но мы, люди, живем среди миазмов греха и порока, и нас с неотразимой силой грех влечет к себе.

Но вот Библия говорит, что Бог из «неприступного света» пришел на нашу землю и, приняв нашу плоть со всеми ее свойствами, провел на нашей земле 33 года. Библия говорит, что Он был искушен во всем, подобно нам (Евр. 4, 15), но сохранил Свою святость, не запятнав ее ничем. Из уст Христа — Бога во плоти — мы слышим вопрос: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ев. Иоан. 8, 46). Какой другой человек, кроме Сына Человеческого Иисуса Христа, мог бы повторить этот вопрос, не боясь быть обличенным в том или другом грехе?

Обратим внимание на святость Христа, и мы увидим, что Он свят в обоих смыслах святости. Он был свят на нашей земле в смысле посвящения Себя Богу. Вспомним Его посвящение старцем Симеоном в Иерусалимском храме. И эта печать посвящения была на Нем до последнего вздоха на Голгофском кресте. Покидая Свой неприступный свет, Сын Божий сказал: «Вот, иду... исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10, 7). Посвятив Себя исполнению воли Божьей, Христос был послушен ей до смерти и смерти крестной (Филипп. 2, 8).

Но Он был свят и в смысле отсутствия греха в Его жизни. В 1 Петра 2, 22 мы читаем о Христе: «Он не сделал никакого греха». Над всей Его жизнью на земле можно сделать надпись: «Он есть свет и нет в Нем никакой тьмы». Таким стоит перед нами наш дорогой Господь Иисус Христос.

К чему же призывает нас Слово Божье? Слово Божье призывает нас следовать примеру Христа. Мы прочитали: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы...» Кто это «призвавший нас Святой»? Это Господь наш Иисус Христос. И мы призываемся к Его святости. А Его святость мы знаем: это полная отдача Себя, полная посвященность Богу и отсутствие всякого греха. Мы призываемся к такой же отдаче нашего сердца Господу, к такому же посвящению себя Ему.

Где же в Слове Божьем ярче всего выражен этот призыв к посвящению, к отдаче сердца Богу? В словах Иисуса Христа (они же содержатся и в Ветхом Завете): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Возлюбить — значит отдать сердце, все свое существо тому, кого любишь. Возлюбить Господа — это значит: отдать Ему все сердце, все существо свое. И чем горячее наша любовь к Господу, тем глубже, тем полнее наша принадлежность, наша посвященность Ему. Но мы призываемся также к святости во всех поступках наших; к тому, чтобы и в нашей жизни, как в жизни нашего Господа, не было греха. Нет сомнения, что чем горячее будет наша любовь ко Христу, тем меньше нечистоты будет в нашей жизни. И все же Слово Божье говорит, что «все мы много согрешаем» (Иаков. 3, 2) даже и при горячей любви ко Христу.

Как же нам достигать святости Христа в смысле неделания греха в нашей жизни? На этот вопрос Христос дает нам очень ясный ответ. Прочтем Ев. Иоан. 15, 2: «...всякую (ветвь), приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

«Очищает»... Кого? ветвь, которая на Лозе. То есть сердце, принадлежащее Христу. Жизнь, посвященную Ему. Кто же очищает? Сам Бог. Как же Он очищает? Через Слово Божье Ветхого и Нового Заветов. Слово Божье непрестанно зовет нас к чистоте и святости. Слово Божье непрестанно обличает нас, озаряя своим светом все наши пятна, большие и малые.

Слово Божье указывает нам волю Божью, исполняя которую мы будем жить праведно и свято. Бог очищает нас огнем испытаний. Об очищающем действии испытаний говорит Малах. 3, 3: «И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их» как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде».. К числу испытаний, нас очищающих, принадлежат и наши болезни. Прочтем 1 Петра 4, 1: «Страдающий плотью перестает грешить».

 

О судах Божьих

Псалом 118, 137

«Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои». Библия говорит не об одном суде Божьем, а о судах Божьих. Не все христиане имеют понятие о каждом из Божьих судов, и поэтому очень важно разобраться в них на основании Слова Божья. Прежде всего необходимо отметить, что суд Божий коснется каждого человека. Об этом очень ясно сказано в Екклез. 12, 14: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо»; и в Евр. 9, 27: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд».

Но Библия говорит и о судах над народами. Прочтем Псалом 97,9: «Он будет судить вселенную праведно и народы верно». Суда требует справедливость. Справедливость требует наказания зла и награждения добра. В этом и заключаются суды Божий: в наказании зла и в награждении добра. Если бы не было наказания зла и награждения добра, не было бы и справедливости Божьей. Библия говорит, что суды Божий — разные, но Судия один — это Христос. Прочтем в доказательство этой истины несколько мест Писания.

Ев. Иоан. 5, 22: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, то есть Христу».

Деян Ап 10, 42: «Он (Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых».

Деян. А п. 17, 34: «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».

2 Кор. 5, 10: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

И еще одно место — 2 Тим. 4, 1: «Итак, заклинаю тебя перед Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его»...

Нам должно быть понятно, почему весь суд отдан Христу. Христос Сам объясняет нам причину этого в Ев. Иран. 5, 27: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Христос — плоть от плоти нашей, и кость от кости нашей. Он прошел весь путь человеческой жизни; Он испытал на Себе все стрелы лукавого, и Он человеческими глазами видел бездну человеческих страданий, испытаний и искушений. Он по опыту знает человеческую природу со всеми ее слабостями и наклонностями ко греху. Поэтому и судить человека приличествует именно Ему — Сыну Человеческому.

Посмотрим теперь, каковы же эти разные суды Божий? Прежде всего Библия говорит о совершившемся уже величайшем суде Божьем на Голгофе. Мы читаем в 1 Петра 2, 24: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо...»

Крест Голгофы — вот место, где совершились суд и возмездие за грехи всего мира, за грехи каждого грешника в отдельности. Библия повествует о судах Божьих, которые совершаются изо дня в день в жизни тех или других людей. Эти суды совершаются с целью остановить грешника на его злом пути. Такой суд совершился, например, над царем Иродом (Деян. Ап. 12, 23); над членами Иерусалимской церкви Ананией и Сапфирой (Деян. Ап. 5 гл.), над Иерусалимом в дни Иудейской войны; и много других судов Господних, о которых повествует многовековая история человечества.

Библия говорит о суде над Церковью, над «домом Божьим». Мы читаем об этом суде в 1 Петра 4, 17: «Время начаться суду с дома Божья», то есть с Церкви Христа. Этот суд связан не с осуждением, а с похвалой и награждением детей Господних, или, наоборот, с порицанием их и оставлением без награды. О похвале в день этого суда над Церковью говорит Христос в Своей притче о талантах в Ев. Матф. 25, 14 — 30. Верные Господу в малом услышат похвалу из Его уст: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Библия говорит о венцах: венцах жизни, венцах славы, венцах праведности, венцах радости, венцах нетленных. Все это награды для детей Божьих, которые они получат в день суда над ними. Книга Откровения во 2 и 3 главах говорит о семи наградах для «побеждающих». И эти награды будут вручены «побеждающим» в день суда над Церковью. Но в день суда над Церковью, над «домом Божьим» будут слышны и порицания из уст Господних, одно из которых мы знаем из притчи Христа о талантах. Оно звучит очень неприятно: «Лукавый раб и ленивый!» (Ев. Матф. 25, 26).

В день суда над Церковью многие дети Божий останутся без награды. Об этом очень ясно сказано в 1 Кор. 3, 13 — 15: «Каждого дело •обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое гон строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон: впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня».

Библия говорит о суде над двенадцатью коленами народа израильского. Мы читаем в Ев. Матф. 19, 28 слова Христа: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною... сядете... судить двенадцать колен Израилевых». Израильский народ получил от Бога яркий светильник — Слово Божье со всеми его пророчествами о пришествии Христа — Мессии. Но когда Христос, обещанный пророками, пришел, — Израиль не принял Его, отверг и продолжает отвергать Его. Израиль получил от Бога особенно много, и потому и суд над ним будет особый. В этом суде, по словам Христа, примут участие двенадцать апостолов.

Библия говорит неоднократно о суде над «живыми и мертвыми», то есть о суде над теми, которых пришествие Христа застанет живыми, и о суде над теми, которые воскреснут в день второго воскресения мертвых. Суд над живыми описан в Ев. Матф. 25, 31 — 46, а суд над мертвыми описан в Откровении 20, 11 — 15. Есть мнение многих толкователей Писания, которые думают, что это не два отдельных суда, а один суд — суд белого престола: по закону совести и по закону Слова Божья. Живые, застигнутые пришествием Христа во славе, это люди периода великой скорби, не имевшие светильника Слова Божья и поступавшие или не поступавшие по велению своей совести. Вот почему они и удивляются словам Христа: «Алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня». «Алкал Я и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня». В период великой скорби они не услышали свидетельства о Христе, но одни из них поступали по велению совести своей, а другие поступали против голоса совести. Воскрешенные же мертвые будут судимы по «написанному в книгах»; в каких книгах? В книгах Священного Писания, слова которых большинство из мертвых слышало.

Библия говорит еще об одном суде: о суде над павшими ангелами, во главе с диаволом. Об этом суде мы читаем в 2 Петр. 2, 4: «Если Бог ангелов согрешивших... предал блюсти на суд для наказания». И в Послании Иуды 6: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства... соблюдает... на суд великого дня». Библия говорит, что в суде над павшими ангелами будет участвовать Церковь Христа. Прочтем об этом в I Кор. 6, 3: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?»

Библия говорит о двух особых наказаниях за нечестие. Это «огонь, который не угасает», и «тьма внешняя». Об огне, который не угасает, Христос говорит в Ев. Марка 9, 44. О тьме внешней Он говорит в Ев. Матф. 8, 12 и 22, 13. Огонь, который не угасает, это не физический огонь, который именно угасает, а огонь совести, которого не потушить даже океаном вод. А «тьма внешняя» — это тьма вне «чертога брачного», тьма вне Христа, в Котором свет и вечное счастье.

Церковь Христа должна так жить, чтобы не только не подвергнуться этим двум тяжелым наказаниям, но, наоборот, чтобы получить нетленный венец славы!

 

О втором пришествии Христа

Откров. 22, 20

Учение о втором пришествии Христа занимает большое место на страницах Священного Писания. Можно с уверенностью сказать, что нет другой истины, которая занимала бы столько места на страницах Библии, как вопрос о втором пришествии Христа. Если мы возьмем Ветхий Завет, то там мы найдем пророчества, относящиеся и к первому пришествию Христа — Мессии и к Его второму пришествию, причем пророчеств о втором пришествии Христа в Ветхом Завете значительно больше, чем пророчеств о Его первом пришествии.

Иногда первое и второе пришествия Христа содержатся в одном и том же ветхозаветном пророчестве. Примером такого смешанного пророчества может служить 11 глава книги пророка Исайи, где мы читаем следующие слова: «И произойдет отрасль от корня Иессеева и ветвь произрастет от корня его». Эти слова направляют наши взоры к Вифлеему, к деве Марии и к яслям с божественным Младенцем — Иисусом, являющимся поистине «отраслью от корня Иессеева». Но когда мы читаем дальше в этой же 11-й главе Исайи слова: «...и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого... тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». В этих словах мы уже видим пророчество не о первом пришествии Христа в Вифлееме, а о Его втором пришествии во славе.

Переходя к Новому Завету, мы удивимся, как много он также говорит о втором пришествии Христа, и прежде всего о Своем втором пришествии много говорил Сам Христос. Послушаем ясные слова Христа об этом великом событии. Прочтем Ев. Матфея 24, 27: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого»; стих 30: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»; стих 42: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет»; стих 44: «будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий».

Прочтем Ев. Иоан. 14, 3: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я». Как ясно все эти слова Христа говорят о том, что Он придет опять, то есть во второй раз. В день вознесения нашего Господа Иисуса Христа мы слышим весть о Его втором пришествии из уст ангелов.

Прочтем Деян. Ап. 1, 10 — 11: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Апостолы в своих посланиях тоже много говорят о втором пришествии Христа. Мы читаем в 1 Иоан. 2, 28: «Итак, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение не постыдиться пред Ним в пришествие Его».

В 1Фессал. 4, 15 — 16 ап. Павел пишет: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела... сойдет с неба». Прочтем еще Евр. 9, 28: «Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, — во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». И на последней странице Библии, в 22 главе Откровения, звучат слова Христа: «Се, гряду скоро!» И Церковь торжествующе отвечает Ему: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 7 и 20).

Второе пришествие Христа должно быть сияющей звездой живой надежды и постоянного ожидания Церкви и каждого ее члена. Это значит, что об этом великом событии Церковь никогда не должна забывать. Она должна быть в постоянном ожидании прихода своего небесного Жениха — Христа. Каждое чадо Божье должно жить, изо дня в день «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 13).

Ожидание явления Христа побуждает верующего человека к чистой : и .святой жизни и к ревностному служению своему Спасителю. В 1 Иоан. 3, 3 мы читаем: «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист». Встретиться с грядущим Христом, живя в каком бы то ни было сознательном грехе или пороке, должно страшить каждого христианина и каждую христианку. Мы должны научиться чаще задавать себе вопрос: если бы Христос сейчас пришел, — был бы Он доволен мной?

В учении Библии о втором пришествии Христа содержится величайшее утешение для всех детей Господних. В чем же заключается это утешение? В том, что пришествие Христа в славе будет означать конец всем скорбям и конец всем нашим слезам. Каковы бы ни были причины наших слез, — пришествие Христа положит им всем конец. Все наши стоны сменятся радостным аллилуйя!

Как же придет наш Господь Иисус Христос? Он придет видимо для всех. Об этом очень ясно сказано в Откров. 1,7: «Се, грядет с облаками, узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его». Есть толкователи Библии, которые вторым пришествием Христа считают пришествие Духа Святого в день Пятидесятницы. Но Дух Святой пришел как сила, а не как личность; Он пришел в виде несущегося сильного ветра, не знающего преграды на Своем пути. А Христос придет как личность, как властелин земли и неба. Необходимо также различать пребывание Христа с нами и Его второе пришествие.

О Своем пребывании с нами Он дал нам драгоценное обетование, записанное в Ев. Матф. 28, 20: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». Но это пребывание незримое, невидимое. Оно воспринимается только верою сердца. А обетование о втором пришествии Христа гласит: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откров. 22, 12). И это явление Христа будет видимым, и именно для физических очей; ведь сказано ясно: «И узрит Его всякое око...»

Слово Божье говорит, что второе пришествие Христа будет иметь два момента: начальный и заключительный. Начальный момент — это невидимое пришествие Христа за Своею Церковью, которое всем верующим известно под названием: «восхищение Церкви». Заключительный момент — это видимое пришествие Христа со Своею Церковью. Сколько времени пройдет между восхищением Церкви и видимым пришествием Христа, Библия не говорит. Но она говорит, что период между этими двумя событиями будет наполнен так называемой «великой скорбью».

Что говорит Слово Божье о времени второго пришествия Христа? Прочтем слова Христа в Ев. Матф. 24, 36: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один». Но если Слово Божье не говорит о точном времени второго пришествия Христа, то оно говорит о признаках близости этого великого события. Этих признаков указано в Слове Божьем много, но самый яркий признак указан в словах Христа в Ев. Матф. 24, 14: «И проповедано

будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

Слово Божье говорит, что главное событие, которое ожидает Церковь Христову, — это ее восхищение. И к этому событию она должна быть готова каждый день. В притче о десяти девах Христос указывает, в чем должна заключаться готовность Его невесты — Церкви к восхищению. Это — сердце, исполненное Духа Святого!

 

О воскресении мертвых

Ев. Иоан. 11, 25

Как Ветхий, так и Новый Завет содержат учение о воскресении мертвых. Посмотрим, что говорит Ветхий Завет о воскресении мертвых. Прежде всего мы должны прочесть слова Иова, которые так ясно говорят об этом событии. Иов на одре своей страшной болезни говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов. 19, 25). Так же ясно говорится о воскресении мертвых в Книге пророка Даниила 12,2: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление!» Авраам, отец верующих, имел веру в силу Божью, могущую воскрешать мертвых. Мы читаем в послании к Евреям 11, 19: «Ибо он (Авраам) думал, что Бог силен и из мертвых воскресить (Исаака), почему и получил его в предзнаменование».

С великим торжеством провозглашается воскресение мертвых в. книге пророка Исайи 26, 19: «Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений и земля извергнет мертвецов».

И, наконец, светлый пасхальный гимн звучит в Книге пророка: Осии 13, Г4: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Ветхий Завет повествует о некоторых случаях воскрешения мертвых: сына вдовы Сарептской (3 Цар. 17, 17 — 22); ребенка сонамитянки (4 Цар. 4, 32 — 35);. безымянного человека (4 Цар. 13, 21). Все эти места в достаточной степени свидетельствуют, что Ветхий Завет ясно и определенно говорит о воскресении мертвых. Но еще больше говорит об этом событии Новый Завет.

Посмотрим, что говорит Новый Завет о воскресении мертвых. И прежде всего, что говорит об этом Христос? Прочтем Ев. Иоан. 5„ 28 — 29: «...наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божья, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». В стихах 40, 44 и 54 главы 6-й Ев. Иоанна Христос три раза повторяет слова: «Я воскрешу его в последний день». В Ев. Иоан. 11, 25 Христос говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».

В Ев. Луки 14, 13 — 14 мы слышим слова Христа: «Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они: не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных». В 20 главе Ев. Луки, стихах 35 и 36, Христос говорит: «...сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут, ибо они... суть сыны Божий, будучи сынами воскресения». И далее Христос продолжает: «А что мертвые воскреснут, и Моисей; показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова». Свою силу воскрешать мертвых Христос показал на дочери Иаира, на сыне вдовы Наинской и на Лазаре.

Обратимся теперь к учению апостолов о воскресении мертвых. В Деян. Ап. 24, 14 — 16 ап. Павел свидетельствует о воскресении мертвых правителю Феликсу. Он говорит ему: «...признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают; посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми».

Большая картина воскресения мертвых нарисована Духом Святым через ап. Павла в 1 Кор. 15 главе. Эта глава требует самого внимательного рассмотрения и самого глубокого изучения. В 1 Фессал. 4, 13 — 16 ап. Павел пишет: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что... мертвые во Христе воскреснут прежде».

Вот об этом первом воскресении мертвых ап. Павел и говорит в послании к Филиппийцам 3, 11: «...чтобы достигнуть воскресения мертвых».

О воскресении мертвых говорят и последние страницы Нового Завета; мы читаем в Откров. 20, 13: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим».

В чем будет заключаться сущность воскресения? Мы прочитали у пророка Исайи слова: «Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела!» Возвращение умерших к жизни в теле — вот сущность воскресения. Но в каком теле? В новом теле. Тело, в котором мы живем сейчас и которое будет после нашей смерти предано земле, Слово Божие называет «уничиженным телом», «душевным телом».

Новое тело, которое мы получим в день воскресения, Слово Божье называет «славным телом», «телом духовным». Прочтем об этих двух родах тел в послании к Филип. 3, 21: «Который уничиженное тело* наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которого Он действует и покоряет Себе всё». И в I Кор. 15, 42 — 44: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тел» душевное, есть тело и духовное». Эти слова говорят о том, что предание земле мертвого тела является своего рода сеянием, а день воскресения является днем всхода посеянного. В послании к Римлянам 8, 23-говорится об «искуплении тела нашего». Искуплением нашего теле будет преображение его в день воскресения в славное тело, в тело, подобное славному телу Христа.

Что говорит Библия о новом, славном теле воскресения? Прочтем 1 Кор. 15, 35 — 37: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет„ если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно». Сажая в землю клубни тюльпана или нарцисса, мы знаем, что из этих невзрачных клубней вырастут чудесной красоты цветы. Так будет и в день воскресения мертвых: вместо бренных тел, опущенных в могилу, мы увидим новые тела в нетленной красоте и неувядающей славе. 15 глава Первого послания к Коринфянам говорит, что новое тело будет телом «нетленным» («сеется в тлении, восстает в нетлении») новое тело будет телом «в славе» («сеется в уничижении, восстает в славе»); новое тело будет телом «духовным» («сеется тело душевное,. восстает тело духовное»); новое тело будет телом «небесным» («как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного»).

«Духовное тело» не означает духовное существо без материи, но оно является духовным существом в одухотворенной, преображенной материи. Новое тело будет подобно телу воскресшего Христа!

Библия говорит о двух воскресениях мертвых. О воскресении первом, которое произойдет в день взятия Церкви и о котором говорится в 1 Фессал. 4, 13 — 18.

В Откровении 20, 4 — 6 мы читаем: «...они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом».

Второе воскресение будет «воскресением осуждения» (Ев. Иоан. 5,. 29), и совершится оно перед последним Судом, судом «белого престола», о котором говорит Откровение 20, 11 — 15. Будем жить так, чтобы стать участниками «первого воскресения».