СМЕРТЬ ИИСУСА
ХРИСТА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Распятие Христа
Ев. Иоан. 19, 17 - 34
"Неся крест
Свой..." Понтий Пилат осудил Христа на
смертную казнь через распятие. Евангелист
Иоанн говорит: "Тогда, наконец, он предал
Его (Иисуса) на распятие". Понтий Пилат
мог осудить Христа и на другой вид казни,
практиковавшейся римлянами: на казнь мечом;
но тогда не исполнилось бы пророчество
Библии о смерти Христа на "древе", то
есть о Его распятии.
История
христианства говорит, что ап. Павел был
казнен мечом, а ап. Петр в это же время путем
распятия. Кресты, на которых римляне
распинали приговоренных к смерти, были двух
родов: искусственные и естественные.
Искусственные - это кресты, сделанные
руками плотников; естественные - это стволы
дерев с двумя ветвями, имевшие вид креста.
Мы можем предполагать, что Иисус был распят
на искусственном кресте, то есть кресте,
специально для этого сколоченном.
"Неся крест
Свой..." Как легко произносятся эти
короткие слова, но какое море страданий
сокрыто в них. Что только не перенес Он, наш
Спаситель, до того, как на Его плечи был
возложен этот позорный крест. Мы должны
всегда помнить страдания Христа в Гефсиман-ском
саду. Мы должны знать, что за Гефсиманией
последовала бессонная ночь, полная
оскорблений в Синедрионе. Христос прошел
два суда и два смертных приговора - суд
Синедриона и суд Пилата, и оба суда были
несправедливейшими в истории судов. Оба
приговора были смертными приговорами, но
полными лжи и клеветы на нашего Господа
Иисуса Христа. Синедрион осудил Его за
богохульство; подумать только: Христа - за
богохульство! Понтий Пилат осудил Его за
соперничество с римским кесарем; подумаем
только: Христос - соперник кесаря! Прелюдией
к распятию были также страдания Христа в
претории Понтия Пилата. Мы читаем в
Евангелии Иоанна 19, 1 - 3: "Тогда Пилат взял
Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши
венец из терна, возложили Ему на голову, и
одели Его в багряницу, и говорили: радуйся,
Царь Иудейский! И били Его по ланитам".
Раны, нанесенные нашему Господу Иисусу
Христу бичеванием и терновым венцом, были
источником очень мучительных страданий.
И вот, мы на
Голгофе: на центральном месте всей Библии; в
центральном месте всей христианской
истории. Голгофа - это "остров
безопасности" в бушующем море
человечества. "Тихо у креста..." - поем
мы в одной нашей духовной песне. И вот в этой
тишине Голгофы мы рассмотрим все, что там
произошло. Что же произошло там?
Прежде всего, мы
видим на Голгофе чашу с вином и смирною (Ев.
Марк. 15, 23). Этот напиток был предназначен
для распинаемых, чтобы притупить их
чувствительность к предстоящим страданиям.
О Христе Евангелист Марк говорит: "И
давали Ему пить вино со смирною, но Он не
принял". Христос отказался от этого
напитка, потому что хотел перенести все
страдания за наши грехи в полном и ясном
сознании.
После предложения
чаши с напитком последовало пригвождение
ко кресту. Гвозди прошли через ладони и
ступни нашего Спасителя, причинив Ему более
невыносимые страдания, чем бичевание и
терновый венец в претории Пилата. А когда
был поднят крест с телом Иисуса, раны Его на
руках и ногах стали раздираться тяжестью
Его тела, и физические страдания Христа
достигли высшей меры.
Обратим теперь
наше внимание на надпись, которую поставил
Пилат над головой Христа. Эта надпись
гласит: "Иисус Назорей, Царь Иудейский".
Это - пророческая надпись: Израиль,
распявший своего Мессию, преклонится перед
Христом и признает Его "Царем Иудейским".
Церковь Христа уже преклоняется перед Ним,
как перед своим Властелином. И придет время,
когда перед именем Иисуса преклонится
всякое колено. (Филип. 2. 10).
У подножия креста
Голгофы мы видим три отношения: равнодушие,
вражду и любовь. Равнодушие ко Христу мы
видим в сердцах воинов, беззаботно
бросающих жребий о Его одеждах. Вражду мы
видим в сердцах священников, фарисеев и
книжников. Любовью ко Христу бьются сердца
друзей Его, стоящих у креста: Его матери, Его
ученика и апостола Иоанна, Его учениц -
Марии Клеоповой и Марии Магдалины.
В темноте
Голгофской ночи мы видим светлый, яркий луч.
Это - покаяние разбойника. В горькой чаше, о
которой молился Христос в Гефсимании,
оказалась очень сладкая капля.
Обратим внимание
на небольшое, но полное идиллии
происшествие на Голгофе: Иисус поручает
матери Своей Иоанна, а Иоанну - Свою матерь.
О чем это говорит? О том, что у Марии не было
других детей, а братья Господни, о которых
говорит Евангелие, были "двоюродными"
братьями Христа, то есть сыновьями Марии
Клеоповой - сестры матери Иисуса.
Из уст распятого
Христа раздались на Голгофе семь
знаменитых слов, на которые написана целая
библиотека книг и множество чудесных
музыкальных произведений. Из этих слов мы
выделим одно короткое слово - слово "Совершилось!".
Глаз является самым маленьким членом в
нашем организме, но в нем может
концентрироваться громадная местность,
вплоть до самого горизонта, притом со всеми
деталями. Так в коротком слове распятого
Спасителя "Совершилось"
концентрируются все остальные слова Его на
кресте, даже больше - все слова Писания.
Выслушаем еще
один звук на( Голгофе. Это - последний вздох
Христа, означавший, что Он умер, умер за нас,
умер за наши грехи. Не уснул, не впал в
обморок, но умер, о чем свидетельствуют
кровь и вода, истекшие из Его пронзенного
копьем воина сердца. И эти кровь и вода,
истекшие из сердца Христа на Голгофском
кресте, говорят нам об исполнении
пророчества Захарии, которое гласит: "В
тот день откроется источник дому Давидову и
жителям Иерусалима для омытия греха и
нечистоты" (13, 1).
И, наконец, еще
одно происшествие на Голгофе - это
пробуждение сотника после смерти Христа.
Евангелист Лука говорит: "Сотник же,
видев происходившее, прославил Бога и
сказал: истинно, Человек Этот был праведник"
(Ев. Луки 23, 47).
"Христос умер
за грехи наши"
1 Кор. 15, 1 - 3
Один брат написал
такое пожелание проповедникам Евангелия:
"В центре каждой проповеди должен быть
распятый Христос... Вокруг Голгофского
креста должны развиваться мысли той или
иной проповеди. К сожалению, в некоторых
проповедях, произносимых с кафедры, весьма
слабо виден крест Голгофы, а иногда и совсем
не виден". Это прекрасное пожелание всем,
кто проповедует Евангелие. К такой
проповеди стремился и апостол Павел. В 1 Кор.
1, 22 - 23 он пишет: "Иудеи требуют чудес, и
еллины ищут мудрости; а мы проповедуем
Христа распятого". И в этом же Послании во
второй главе, во втором стихе мы читаем: "Я
рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме
Иисуса Христа, и притом распятого".
Но не только в
проповеди - во всем нашем христианстве
крест Голгофы должен занимать первое место.
Только в христианстве мы видим крест
Голгофы, возвещающий человечеству о любви
Божией ко всем грешникам. Смерть Иисуса
Христа за грехи мира - это самая светлая
истина среди всех истин христианства. Как
звезда Сириус является самой светлой из
всех звезд Вселенной, так Голгофская жертва
Христа за грехи мира является самым сияющим
событием в истории христианства. Задача
всех нас, любящих Господа, никогда не
отделять Христа от креста Голгофы. Правда,
Он был снят с креста и погребен, но для нас
Он был, есть и будет во веки веков Иисусом
распятым.
В жизни нашего
Спасителя на земле было много
замечательных событий: Его удивительное
рождение в Вифлееме; Его чудесная,
кристально чистая жизнь в Назарете; Его
крещение в реке Иордане; Его искушение в
пустыне с победой над диаволом; Его многие
славные чудеса; Его преображение; Его
полное славы воскресение; Его вознесение с
горы Елеонской... Но самое величественное
событие в жизни нашего Господа - это Его
смерть на Голгофе за грехи мира. Если мы
хотим знать какого-либо человека, мы должны
знать его жизнь. Если мы хотим знать Христа,
мы должны побывать на Голгофе и познать
сущность и значение Его смерти. Он - великий
Учитель; Он - пример и образец для всех людей
на земле; Он - прекраснее всех сынов
человеческих... Но что нас привлекло к Нему -
так это Его крест, это Его Голгофская жертва,
это Его драгоценные раны и Кровь, которая
текла из них. Мы знаем из науки, что земной
шар является грандиозным магнитом,
притягательная сила которого действует на
очень далекие расстояния. Но на земном шаре
есть точка, именуемая Голгофой, с крестом,
на котором был распят Спаситель мира -
Христос. Распятый Иисус - это поистине
магнит, Который влечет к Себе сынов и
дочерей земли. Вот этот божественный магнит
привлек нас, верующих, на Голгофу, где в
Крови Христа мы омылись от грехов наших.
Что же говорит ап.
Павел в 1 Кор. 15, 1 - 3? Он говорит, что
центральной истиной Евангелия, которое он
благовествует, является истина: "Христос
умер за грехи наши". Это значит, что
центром Евангелия является крест Голгофы.
Ап. Павел говорит: "Я первоначально (то
есть прежде всего) препрдал вам, что и сам
принял, то есть что Христос умер за грехи
наши". С принятия этой драгоценной истины
Евангелия - истины, что Христос умер за
грехи наши, - начинается новая жизнь каждого
верующего человека. Но этой же величайшей
радостью, что Христос умер за грехи наши,
будет наполнена жизнь наша и в вечности. Об
этом же говорит "новая песнь", которую
поют в вечности искупленные души и слова
которой записаны в Откровении Иоанна 5, 9 - 10:
"И поют новую песнь, говоря: достоин Ты
взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был
заклан и Кровию Своею искупил нас Богу из
всякого колена и языка, и народа и племени, и
соделал нас царями и священниками Богу
нашему..." Вот эта "новая песнь"
искупленных в вечности говорит очень ясно о
том, что крест Голгофы будет озарять своим
ярким сиянием всю вечность и все уголки "нового
Иерусалима" и наполнять бесконечным
счастьем сердца всех небожителей.
Апостол Павел
пишет Коринфянам, что они "приняли"
Евангелие, Евангелие Голгофы, то есть
Грех - это стена
между Богом и человеком, которую не могут
удалить никакие усилия человека. Библия
повествует об одной весьма непроницаемой и
непреодолимой стене, но которая пала, как
карточный домик. Силою человеческой? Нет.
Силою Божией! Я говорю об Иерихонской стене.
Но грех является более непреодолимой
стеной между Богом и грешником. Вот об этой
стороне греха мы часто забываем.
До каких же пор
стояла эта преграда между святым Богом и
чело веками? Об этом очень ясно сказано в
Евангелии от Матф. 27, 50 - 51: "Иисус...
испустил дух. И вот завеса в храме
разодралась надвое, сверху донизу".
Смерть Христа низвергла стену греха,
разделявшую нас с Богом. Именно смерть
Христа на Голгофе открыла нам путь "во
святи лище", к престолу святого Бога, к
сердцу Небесного Отца.
Долго, веками
висела завеса в храме, закрывавшая путь во
святилище и святое святых. Долго стояла
стена, воздвигнутая нашими грехами и
разделявшая нас, грешников, с святым Богом.
И как мы счастливы,
что мы знаем даже момент, - не только век или
год, - а даже момент, когда исчезла завеса в
храме, а вместе с ней рухнула и стена греха,
стоявшая между Богом и нами. Этот великий
момент - момент смерти Христа на Голгофском
кресте, момент Его последнего вздоха.
Он "испустил
дух, и завеса в храме разодралась надвое,
сверху донизу". О свободном пути к Богу
через смерть Христа говорится и в Послании
к Евреям 10, 19 - 20: "Итак, братья, имея
дерзновение входить во святилище
посредством Крови Иисуса Христа, путем
новым и живым, который Он вновь открыл нам
через завесу, то есть плоть Свою..."
На Голгофе
открылся для всех грешников "новый путь"
в небесное святилище и к святому Богу, а
именно: через Кровь Иисуса Христа и через
"Плоть" Его, изъязвленную за грехи наши
и за беззакония наши (Ис. 53, 5).
Теперь мы
понимаем, почему "надлежало пострадать
Христу", почему нужны были раны Христа,
Кровь Его и особенно смерть Его. Все, что
совершилось со Христом на Голгофе, было
необходимо, чтобы разорвать завесу,
низринуть толстую и высокую стену наших
грехов и беззаконий и открыть свободный
доступ для каждого грешника к святому Богу.
Вот в чем заключается не только
драгоценность Голгофы, но и необходимость
Голгофы. И "надлежало" пострадать и
умереть именно Христу, то есть Самому Богу,
приняв на Себя нашу плоть, способную
страдать и умереть.
Уничтожить нашу
вину перед Богом мог только Сам Всевышний
Судья, и только через смерть, Свою
собственную смерть, потому что приговор
этого божественного Судьи гласил: "Возмездие
за грех - смерть" (Римл. 6, 23). И Он умер и
таким путем уничтожил нашу вину.