ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКАЯ
МОЛИТВА ХРИСТА
Ев. Иоанна 17 глава
Стихи 1 - 4.
Истинной молитвой Господней является
молитва Христа, которую богословы назвали
"первосвященнической" молитвой.
Молитва "Отче наш" является молитвой
Господней только в том смысле, что она дана
Господом, как образец для всех наших молитв.
Но Христос Сам не мог бы ею молиться, так как
в ней есть просьба о прощении "долгов",
то есть грехов, которых у Него не было.
"Первосвященническая"
молитва - это молитва Христа, и только
Христа, и никто из людей не может и не должен
ею молиться. Но мы можем и должны глубоко
вникать в эту молитву Христа, и чем глубже,
тем лучше.
Начнем же
исследование этой благословеннейшей
молитвы. "После сих слов Иисус возвел очи
Свои на небо..." После каких слов Христа
была вознесена эта молитва? После тех
чудных слов Христа, которые были сказаны Им
в Иерусалимской горнице, непосредственно
перед Гефсиманией и Голгофой. Сколько в них
ободрения и утешения для всех детей Божиих!
Какое это великое сокровище, оставленное
Христом Своей Церкви на земле!
Как же Евангелист
Иоанн, слышавший эту чудную беседу Христа в
Иерусалимской горнице, а также Его
первосвященническую молитву на пути в
Гефсиманию, мог восстановить их в такой
полноте и целостности? Ответ на этот вопрос
один, и мы находим его в словах Христа о Духе
Святом: "Утешитель же, Дух Святой,
Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас
всему и напомнит вам все, что Я говорил вам"
(Ев. Иоан. 14, 26). Страницы Евангелия написаны
с помощью Духа Святого, Который напомнил
авторам их все, что Христос говорил и делал.
"Иисус возвел
очи Свои на небо и сказал..." Не удивляет
ли нас эта форма молитвы Христа? Когда мы,
люди, в молитве поднимаем наши очи к небу,
это так естественно, ведь мы всегда мыслим
Бога над нами, и говорим вместе с ангелами:
"Слава в вышних Богу", то есть "слава
Богу в вышине". Но Христос ведь Сам Бог, к
кому же Он возводил Свои очи? Христос
молился, будучи Сыном Человеческим, а не
только Богом, и, уподобившись нам во всем,
кроме греха, Он уподобился нам и в поднятии
очей к небу. Но в молитве важна не внешняя
форма, - важно поднятие сердца к Богу. В этом
все духовное значение молитвы.
"Отче!.." Вот
первое слово первосвященнической молитвы
Христа. Но слово "Отче" является первым
словом и в молитве "Отче наш". Слово "Отче",
произносимое в наших молитвах, и слово "Отче",
произносимое Христом в Его молитвах, имеют
разное значение.
Слово "Отче"
в устах Христа имеет значение полного
равенства Его с Богом, такого равенства,
которое выражено в Его словах: "Я и Отец -
одно" (Ев. Иоан. 10, 30). Христос - полное,
абсолютное подобие Отца, поистине "образ
ипостаси Его" (Евр. 1,3). Но когда мы в
молитве говорим Богу "Отче", то мы
подчеркиваем этим словом Его превосходство
над нами: Он - Отец, а мы - дети, малые, часто
неразумные, беспомощные дети, нуждающиеся в
отцовской любви, заботе и помощи. Мы
радуемся, что престол Божий - престол нашего
Небесного Отца, но все же это престол,
полный божественной славы, и об этом мы не
должны забывать.
"Отче! пришел
час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой
прославит Тебя". О каком часе говорит
здесь Христос, который прославит Бога и
Сына Божия, Иисуса Христа? На мировых часах
такой час был только один: это был
Голгофский час - час смерти Христа за грехи
мира. Это был удивительный час: час
величайшего мрака и величайшего света; час
двух громких возгласов Христа. "Боже Мой!
Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?" - это
один возглас Христа на Голгофе. И другой
возглас, возглас триумфа и победы: "Совершилось!"
Совершилось искупление всех грешников мира!
Голгофский час всеобщего искупления мира
сделал Голгофу местом величайшей славы
Божией. Для человеческих глаз Голгофа - это
место величайшего позора и уничижения
Христа, но для очей веры Голгофа
действительно место величайшей славы
Христа - Спасителя мира. Вот почему и в
вечности, которую рисует нам последняя
книга Библии - Откровение, Крест Голгофы в
лице Агнца Божия продолжает сиять ярким
светом перед взором всех искупленных.
"Так как Ты дал
Ему власть над всякою плотью, да всему, что
Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную". Как
удивительно: у ворот Гефсиманского сада,
где Его ожидает такое уничижение, где Ему
свяжут руки и поведут, как злодея, - Христос
говорит о данной Ему власти над всякой
плотью и о даровании Им вечной жизни всем,
кого дал Ему Отец. Христос говорит, что Он
дарует вечную жизнь и имеет на это власть
благодаря Голгофе, где через смерть Свою Он
стал Спасителем мира.
Но кому дарует Он
вечную жизнь? Всем тем, которых дал Ему Отец!
В этом глубокая истина, которая в
богословии называется "предопределением".
Но что значит "предопределение"?
Предопределение не есть определение одних
людей к спасению, а других к погибели.
Такого учения во всем Писании мы не найдем.
Наоборот: Писание говорит о том, что Бог "хочет,
чтобы все люди спаслись и достигли познания
истины" (1 Тимоф. 2, 4).
Слово "предопределение"
- слово библейское; оно имеется в Послании к
Римлянам 8, 29, но там оно стоит в сочетании с
другим словом - словом "предузнание":
"Кого Он предузнал, тем и предопределил
быть подобными образу Сына Своего..." Бог
предопределяет к спасению, потому что
наперед знает, кто примет спасение Божие и
кто его не примет. И все, о которых Бог знает,
что они примут спасение, - они все даны
Христу для дарования им вечной жизни. Вот
что означают слова в молитве Христа: "Да
всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную!"
"Сия же есть
жизнь вечная, да знают Тебя, единого
истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса
Христа". Мы все любим описание "нового
неба" и "новой земли", которое мы
находим на страницах Библии. Нас радует, что
на новой земле будет обитать правда; нас
радует, что в вечности не будет слез, не
будет болезни, не будет смерти. Но в Своей
первосвященнической молитве Христос
открывает нам еще другую тайну вечной жизни,
а именно: мы будем знать Бога и Спасителя
нашего Иисуса Христа так, как мы не знаем
Его на земле.
В настоящее время
существуют в мире величайшие богословы,
которые поражают христианство своим
глубоким знанием Бога и Библии. И вместе с
тем они смиренно заявляют, что они далеки от
полного познания Бога. В познании Бога - все
большем и более глубоком - будет также
заключаться счастье и радость неба.
Я прославил Тебя
на земле, совершил дело, которое Ты поручил
Мне исполнить. "Я прославил Тебя на земле".
Если мы вникнем в жизнь Христа на земле, то
мы увидим, каким образом Он прославлял Бога
изо дня в день Своей жизни.
Во-первых, Он
прославлял Бога Своим небесной красоты
характером. Самые строгие судьи и самые
глубокие критики не могли найти в Нем ни
малейшего недостатка. Во-вторых, Христос
прославлял Бога Своим славным учением. Его
слова о Боге и Царстве Божием были полны
такой силы, что даже враги Его должны были
признать, что "никогда человек не говорил
так, как этот Человек" (Ев. Иоан. 7, 46). И,
наконец, Христос прославлял Бога Своими
делами. Восхищенный этими делами Никодим
воскликнул: "Равви! мы знаем, что Ты -
Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес,
какие Ты творишь, никто не может творить,
если не будет с ним Бог" (Ев. Иоан. 3, 2).
"Совершил дело,
которое Ты поручил Мне исполнить". Слово
Божие говорит о делах Христа и о деле Христа.
Дело всех дел Христа - это дело искупления
нас, грешников. В Откровении Иоанна
говорится о "Песни Агнца", которую поют
искупленные в вечности. Знаем ли мы, что это
за песнь - песнь Агнца? Это песнь об
искуплении наших душ Иисусом Христом. Все
наши песни, посвященные Голгофе, являются
этой чудесной песнью Агнца. Пусть и наши
сердца участвуют в этой песни Агнца,
воспевая великое и славное дело искупления
наших душ Христом!
Стихи 5 - 8: "И
ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого
славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия
мира". Христос повторяет Свою просьбу:
"Прославь Меня Ты, Отче..." Но это не
повторение просьбы, а просьба о другой
славе. В первом стихе Христос просит о славе
Голгофского креста. В пятом стихе Христос
просит о славе, которую Он имел прежде бытия
мира. Пред Его очами стояла не только
Гефсимания и Голгофа, но и гора Елеонская, с
вершины которой Он вознесется в славу небес
и займет место одесную Отца. Мы на земле
никогда не поймем этой "предвечной"
славы Христа, славы, которую Он имел "прежде
бытия мира".
Апостолы,
пребывавшие со Христом, видели славу Его (Ев.
Иоан. 1, 14), но это были только отдельные лучи
этой славы. Марфе из Вифании Христос сказал:
"...если будешь веровать, увидишь славу
Божию" (Ев. Иоан. 11, 40). И Марфа увидела эту
славу при воскрешении Христом ее брата
Лазаря. Маленький кусочек, если можно так
выразиться, предвечной славы Христа
созерцали три апостола на горе
Преображения. Все это были отдельные лучи
божественного Солнца и к тому же прошедшие
"сквозь тусклое стекло", как
выражается ап. Павел (1 Кор. 13, 12). Но мы увидим
полноту славы Христа, мы увидим Солнце
Правды, сияющее в полной силе, и тогда мы
поймем, что значит слава Христа, которую Он
имел прежде бытия мира.
Мы подошли к
словам, которые являются особенно
драгоценными в первосвященнической
молитве Христа. Это слова: "прежде бытия
мира". Почему эти слова так драгоценны?
Потому что они говорят о равенстве нашего
Господа Иисуса Христа Богу. Но разве мы не
знаем, что Христос равен Богу? Да, мы это
знаем, и мы в это верим.
Но мы должны знать,
что в Церкви Христа были времена, когда шли
горячие споры по вопросу о том, равен ли
Христос Богу или Он только подобен Богу.
Пятьдесят лет продолжался в Церкви Христа
так называемый арианский спор",
получивший свое название от Ария -
пресвитера церкви в Александрии в Африке.
Арий начал учить, что Христос не равен Богу,
а только подобен Ему, и что Христос не
Творец, а Сам является творением Бога, хотя
и самым высшим из всех творений Бога. Арию
противостал Афанасий - в то время диакон
церкви в Африке. Афанасий с пламенной
убежденностью учил, что Христос равен Богу
и есть истинный Бог, не творение, а Сам
Творец.
Пятьдесят лет
длился горячий спор, волновавший все
тогдашнее христианство, вокруг двух слов:
равен - подобен, подобен - равен. И
закончился этот спор победой слова "равен",
то есть победой учения, что Христос равен
Богу и как Бог существовал "прежде бытия
мира", как Он и Сам говорит в Своей
первосвященнической молитве: "Прославь
Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую
Я имел у Тебя прежде бытия мира". И когда
Слово Божие говорит во многих местах о
Христе, как сидящем "одесную Бога", оно
этим выражением говорит нам об одном: что
Христос равен Богу и есть истинный Бог. Не
будем никогда забывать этих важнейших слов
Христа, что Он имел славу "прежде бытия
мира".
"Я открыл имя
Твое человекам..." Каким человекам? "Человекам",
говорит Христос, "которых Ты дал Мне от
мира". Он говорит о Своих учениках, -
прежде всего имея в виду апостолов, а затем
и всех дальнейших Своих учеников. Вот им
всем Христос "открыл" имя Отца, имя
Божие. "Открытие" имени Отца Своим
ученикам является очень важным делом
Христа.
Но что значат
слова Христа: "Я открыл имя Твое"? В
некоторых переводах Евангелия эти слова
Христа переведены так: "Я открыл Тебя
человекам..." Есть переводы, где сказано
так: "Я открыл Твое существо человекам".
И это понятно, так как во многих местах
Слова Божия под именем Божиим надо понимать
Самого Бога. Достаточно взять одно место
Писания, чтобы убедиться в этом. В Притчах
Соломона 18, 10 мы читаем: "Имя Господа -
крепкая башня: убегает в нее праведник и
безопасен". Конечно, не одно имя Господа,
а Сам Господь является "крепкой башней",
скалой, убежищем... И когда Христос говорит
Отцу: "Я открыл имя Твое человекам", то
Он, конечно, имеет в виду прежде всего
существо Бога, которое Он открыл людям.
В чем же
заключается в основном существо Бога, как
оно открыто нам Иисусом Христом? Существо
Бога в основном заключается в Его
всемогуществе, святости и любви. Все эти
свойства Бога явлены в жизни Иисуса Христа
самым ярким образом. Всемогущество было
явлено в удивительных чудесах Христа.
Святость была явлена в абсолютной чистоте
Его жизни и полном совершенстве Его
характера. Любовь Он являл на каждом шагу,
но ярче всего она проявлена на Голгофе.
И теперь
начинается молитва Учителя за Своих
учеников, Пастыря за Своих овец,
Первосвященника за Свою Церковь. Вот почему
эта молитва Христа и называется "первосвященнической"
молитвой. Молясь за Своих учеников, Христос
рисует образ их, и мы получим большую
духовную пользу, если вникнем в То, что
Христос говорит о Своих учениках. Прежде
всего Он говорит, что ученики Его являются
людьми, "которых Отец дал Ему от мира".
Слова "тех, которых Ты дал Мне"
повторяет Христос в Своей молитве пять раз,
подчеркивая этим их особое значение.
Итак, учениками
Христа являются те, которые даны Ему Отцом.
Как понимать это? Три слова объяснят нам
тайну этих слов Христа. Обратимся снова к
Посланию ап. Павла к Римлянам, глава 8, стихи
29 и 30: "Кого Он предузнал, тем и
предопределил быть подобными образу Сына
Своего, дабы Он был первородным между
многими братьями; а кого Он предопределил,
тех и призвал..." Подчеркнем здесь три
слова: предузнал, предопределил и призвал.
Бог знал нас до нашего появления в мир, что
мы примем Христа, и предопределил нашу
жизнь так, чтобы мы встретились с Ним и
услышали Его призыв. Вот что значат слова:
предузнал, предопределил, призвал. На
основании такого учения Библии мы можем
сказать, что Бог прежде бытия мира знал
имена и количество всех учеников Христа,
всех, которые уверуют в Него и полюбят Его -
где бы они ни жили и в какое бы время они ни
жили.
Далее Христос
говорит о Своих учениках: "...они
сохранили Слово Твое". Новый русский
перевод этих слов гласит так: "Слово Твое
они соблюли". Христос говорит о
послушании Своих учеников Слову Божию.
Говоря о послушании Своих учеников словам
Учителя, Христос хочет, чтобы это
послушание было главным качеством каждого
Его ученика и каждой Его ученицы. Вся наша
христианская жизнь зависит от этого
качества - от нашего послушания Слову Божию.
"Ныне уразумели
они, что все, что Ты дал Мне, Я передал им, и
они приняли и уразумели истинно, что Я исшел
от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня".
В этих словах Христос говорит о вере Своих
учеников в божественность своего Учителя:
"...они уразумели, что Я исшел от Тебя".
Никто не может считаться учеником Христа,
если отсутствует вера в божественность
Христа. Каждый ученик Христа должен иметь
троякую веру: во-первых, веру, что Христос
есть Бог; во-вторых, что Христос Своей
смертью на Голгофе спас весь мир; и в-третьих,
что Христос спас лично меня. Проверим себя:
имеем ли мы эту троякую веру?
Стихи 9 - 13: "Я о
них молю: не о всем мире молю, но о тех,,
которых Ты дал Мне, потому что они Твои".
"Я о них молю..." Христос молится о Своих
учениках. Знаем ли мы, в чем заключалась
молитва Христа за Своих учеников? Он
молится о них очень определенно; и если мы
прочтем внимательно все дальнейшие стихи 17-й
главы Евангелия Иоанна, то мы увидим, о чем
просит Христос Отца небесного в отношении
Своих учеников. Он просит о пяти
драгоценных сокровищах для них, а именно: 1)
чтобы они были "соблюдены", то есть
сохранены в мире, когда Он уйдет к Отцу; 2)
чтобы они имели святость среди зла и греха
окружающего их мира; 3) чтобы они имели
единство между собой; 4) чтобы они имели
радость совершенную и 5) чтобы они были там,
где Он, и видели славу Его. И нам, Его
сегодняшним ученикам, необходимы эти пять
драгоценных благ.
"Не о всем мире
молю..." Означают ли эти слова, что Христос
молится только о Своих учениках, а не о всем
человечестве? Конечно, нет! Слава Господу,
что на страницах Евангелия мы имеем молитвы
Христа, из которых мы узнаем, за кого Он
молился. Возьмем Его молитву в Гефсимании -
за кого Он молился там? За Себя Самого: "Да
минует Меня чаша сия", - говорит Он Отцу.
Но если мы возьмем слова Христа, сказанные
ап. Петру на пути в Гефсиманию: "Симон!
Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как
пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не
оскудела вера твоя" (Ев. Луки 22, 31), - то мы
увидим, что наш Учитель молился и об
отдельных душах. А Его молитва на кресте:
"Отче! прости им, ибо не знают, что делают"
- была молитвой за людей, распинавших Его.
В Своей
первосвященнической молитве Он молится за
учеников, но не только за учеников, - Он
молится и о мире, не знающем Его, Два раза Он
молится о людях, которые еще не знают Его, но
должны познать Его. Он говорит Отцу: "Да
будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в
Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да
уверует мир, что Ты послал Меня". "Я в
них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино,
и да познает мир, что Ты послал Меня".
Добрый Пастырь Иисус, Который сказал слова:
"Есть у Меня и другие овцы, которые не
сегодвора, и тех надлежит Мне привести... и
будет одно стадо и один Пастырь" (Ев.Иоан.
10, 16), - этот добрый Пастырь в
первосвященнической Своей молитве просит и
об овцах, еще не находящихся в Его стаде.
"И Я
прославился в них..." Обратим внимание на
слова Христа: "в них". Я прославился в
них; не через них, а в них. Это значит, что Он
явил им Свою славу, славу Мессии, славу Сына
Божия, славу Самого Бога, и прославился в
них так, что каждый из них мог, подобно Фоме,
сказать Ему: "Господь мой и Бог мой". Но
Христос, прославивший Себя в апостолах, не
мог еще прославиться через них. Правда, они
были благочестивыми иудеями и до того, как
стали учениками Христа. Они принадлежали к
числу ожидающих Мессию, и, услышав призыв
Христа следовать за Ним, - они тут же
оставили свои рыбачьи лодки и пошли за Ним.
Но, будучи учениками Христа, они были полны
недостатков: у них было мало веры, мало
любви, мало духовного знания. Пообещав
своему Учителю умереть вместе с Ним, они
трусливо покинули Его; а когда Он воскрес,
они с трудом поверили в Его воскресение. С
печалью надо отметить, что Христос,
прославившись в них, не мог быть прославлен
через них. Так было до дня Пятидесятницы,
когда они получили силу свыше, изменившую
их в корне. Тогда началось прославление
Христа в их жизни и служении.
Мы, верующие во
Христа, должны понимать разницу между
прославлением Христа в нас и прославлением
Христа через нас. Христос прославился в нас,
то есть Он явил Свою славу каждому из нас, и
мы говорим Ему, подобно ап. Фоме: "Господь
мой и Бог мой", с прибавлением еще слов:
"Спаситель мой!" Но, несмотря на
познание нами Христа, как нашего Господа и
Бога и Спасителя, Он, возможно, мало
прославляется через нас. Ведь и наше
христианство далеко от совершенства и
полно недостатков.
"Отче Святый!
соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне
дал..." "Соблюди..." - это значит:
сохрани. Мне вспоминаются слова ап. Павла в 2
Тимоф. 4, 7: "Подвигом добрым я подвизался,
течение совершил, веру сохранил..."
"Течение
совершил..." Какое замечательное
сравнение нашей земной жизни с плаванием
корабля. Течение, плавание совершил,
закончил! - говорит ап. Павел. Каждое море
богато штормами - малыми и большими. И море
жизни тоже богато бурями - малыми и большими.
Ап. Павел говорит, что он завершил свое
плавание, пройдя благополучно через все
штормы и ураганы, и при этом "сохранил
веру", как драгоценный груз, до небесной
пристани.
Но не все
совершают благополучно плавание по морю
жизни. В 1 Тим. 1,19 - 20 ап. Павел пишет о двух
христианах Именее и Александре, которые
потерпели "кораблекрушение в вере". В 2
Тим. 2,17 - 18 он говорит еще о третьем - Филите,
который также потерпел кораблекрушение в
вере. Теперь мы поймем, как драгоценна
молитва Христа о сохранении в вере Его
учеников во время их плавания по бурному
морю жизни. "Отче! соблюди (сохрани) их во
имя Твое!" Пусть эта молитва будет и нашей
достоянной молитвой.
"Чтобы они были
едино, как и Мы..." Этими словами Христос
говорит, как Он высоко ценит единство всех
верующих в Него. О, если бы все верующие
ценили единство так, как ценит его наш
дорогой Господь Иисус Христос, и молились
бы о нем так, как молится о нем наш великий
Первосвященник - Христос. Первые дни
христианства были в этом отношении
солнечными днями, так как среди детей
Божиих царило удивительное единство, как мы
об этом читаем в Деян. Ап. 4, 32: "У множества
же уверовавших было одно сердце и одна душа".
Последующие времена нагнали мрачные тучи
на безоблачное небо первых дней
христианства: появились многочисленные
разногласия и разделения.
Но в наши дни
совершается радостное событие в жизни
христианства всего мира: происходит
небывалое сближение и объединение между
всеми христианами и всеми церквами.
Родилось небывалое в истории христианства
движение. Это так называемое экуменическое
движение - движение для объединения всех
верующих во Христа в одну единую семью. Нет
сомнения, что божественное сердце
небесного Первосвященника радуется этому
прекрасному стремлению христиан наших дней
к единству.
-"Тех, которых
Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не
погиб, кроме сына погибели..." Мы знаем, о
ком говорит Христос, как о "сыне погибели".
Это Иуда Искариот. Иуда - это одна из мировых
загадок. Великий средневековый поэт Данте
поместил его, как величайшего из грешников,
на дно ада рядом с сатаною. Есть богословы,
которые оправдывают поступок Иуды-предателя
тем, что он имел доброе намерение -
заставить Христа восстать против Своих
врагов и установить Свое царство на земле.
Мы же не будем ни судить его, ни оправдывать.
Слово Божие очень определенно говорит о том,
что Иуда был вор и что он - сын погибели,
променявший Христа на тридцать жалких
сребреников. Грех сребролюбия погубил его.
Пусть Господь сохранит каждого из нас от
погибели из-за какого-либо греха!
"Чтобы они
имели в себе радость Мою совершенную..."
Христос хочет, чтобы мы имели радость Его
совершенную. А ведь Он только что перед
Своей первосвященнической молитвой сказал
Своим ученикам на Вечере в Иерусалимской
горнице: "В мире будете иметь скорбь" (Ев.
Иоан. 16, 33). Радость, которую Христос хочет
видеть в наших сердцах, - это радость не
только светлых, солнечных дней, но и темных
ночей в нашей жизни. Радость Христа -
совершенная радость, ибо, в отличие от всех
видов человеческой радости, она нисколько
не зависит от наших внешних обстоятельств.
Узник Павел, с звенящими оковами на руках и
ногах, пишет филиппийцам: "Радуйтесь
всегда в Господе!" Будем и мы просить
Господа, чтобы эта радость всегда наполняла
наши сердца.
Стихи 14 - 17. "Я
передал им слово Твое". Эти слова Христа
говорят о том, какое великое значение Он
придает Слову Божию. Он передал Своим
ученикам это Слово, как драгоценнейший
подарок. О значении Слова Божия в нашей
христианской жизни .можно многое сказать.
Это очень богатая тема. Но чтобы мы оценили
великий дар Христа - Слово Божие, достаточно
рассмотреть его с трех сторон: Слово Божие
как меч духовный, Слово Божие как пища для
души и Слово Божие как средство для нашего
освящения.
Возьмем Слово
Божие как меч духовный. Это сравнение мы
находим в Послании к Ефесянам 6, 17: "И шлем
спасения возьмите, и меч духовный, который
есть Слово Божие". В Послании к Евреям 4, 12
мы читаем, что Слово Божие "живо и
действенно и острее всякого меча
обоюдоострого, оно проникает до разделения
души и духа, составов и мозгов, и судит
помышления и намерения сердечные".
Слово Божие -
обоюдоострый меч; оно имеет свойство
поражать, но что поражать? Спящую совесть
грешника. И это поражение глубокое - до
разделения души и духа, составов и мозгов.
Оно вскрывает самые затаенные мысли и
намерения и обнажает все грехи и пороки. О,
благословенный меч! Ап. Петр в день
Пятидесятницы пустил его в ход, и три тысячи
душ были поражены в своем духовном
равнодушии. Пробудившись от своего
духовного сна, они воскликнули: "Что нам
делать, мужи братья?" Духовный меч - Слово
Божие ударяет и по спящей совести верующих,
вскрывая и их грехи и пороки.
Нам дано Слово
Божие и как пища для души. Всем возрожденным
душам ап. Петр пишет в 1 Петра 2,2: "Как
новорожденные младенцы, возлюбите чистое
словесное молоко, дабы от него возрасти вам
во спасение". Возьмем нашу физическую
жизнь: мы все были младенцами, детьми,
подростками, молодыми людьми, людьми
средних лет и наконец стали пожилыми. Мы
росли постепенно: из крошечных младенцев мы
стали взрослыми людьми и достигли того или
другого роста. Но никто из нас не чувствовал,
как происходил этот рост. И мы не только
росли, но и крепли; сила младенца и сила
взрослого человека - большая разница.
Нашему физическому росту содействовали
разные факторы, но важнейшим из них было
питание.
В точности так же
обстоит дело и с нашей духовной жизнью. Наш
внутренний духовный человек имеет тоже
свои фазы развития, то есть периоды
младенчества, детства, отрочества, духовной
молодости, зрелости и наконец достижение
высшей степени - степени духовного старца. И
в духовной жизни, как и в физической, разные
факторы, разные действующие силы
способствуют нашему духовному росту и
умножению наших духовных сил.
Духовное питание
среди всех факторов нашего духовного роста
имеет первостепенное значение. Теперь нам
будут понятны слова ап. Петра: "Возлюбите
чистое словесное молоко, дабы от него
возрасти вам во спасение". "Словесное
молоко", то есть молоко Слова Божия, - от
него наш духовный рост. И эту духовную пищу -
Слово Божие - надо возлюбить и принимать,
если мы хотим возрастать и крепнуть духовно.
Посмотрим теперь
на Слово Божие, как на средство для нашего
освящения. Христос говорит в Евангелии
Иоанна 15,3 Своим ученикам: "Вы уже очищены
через слово, которое Я проповедовал вам".
Слово Божие очищает нас, потому что оно
обличает нас, то есть показывает нам наши
недостатки, как это делает зеркало. С другой
стороны, Слово Божие ставит перед нами
нашего Господа Иисуса Христа и зовет нас к
очищающему и освящающему общению с Ним.
Другими словами: Слово Божие очищает нас
погружением нас в Иисуса Христа. В этом -
величайшее значение Слова Божия.
"Я передал им (Моим
ученикам) Слово Твое", - говорит Христос
Отцу в Своей первосвященнической молитве. А
мы скажем нашему Спасителю: "Слава Тебе
за неизреченный дар божественного Слова -
этого меча обоюдоострого, этой чудесной
пищи для наших душ и этого сильнейшего
средства для нашего очищения!"
"Не молю, чтобы
Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от
зла". Только так мог молиться наш Господь
за Своих учеников. Ведь в Своей нагорной
проповеди Он назвал Своих учеников "светом
мира" и "солью земли". Разве мог
Христос молиться, чтобы Отец небесный взял
из мира эти светильники и эту соль? Конечно
нет! Задача учеников Христа быть "светом"
и "солью" для земли.
Есть христиане,
которые хотят уйти с земли, но их желание -
неправильное желание. Они хотят уйти от
своей священной обязанности быть "светом
мира" и "солью земли". А молитва
Христа гласит: "Не молю, чтобы Ты взял их
из мира, но чтобы сохранил их от зла". От
какого зла? Чтобы сохранил их от утраты
света и от утраты свойства соли! Сам Христос
предостерегает нас не превратиться в соль,
потерявшую силу (Ев. Матф. 5, 13). И в Своей
первосвященнической молитве Он просит Отца,
чтобы мы, Его ученики, не потеряли силу
света и силу соли.
"Освяти их
истиною Твоею..." Освящение наше - вот путь
к тому, чтобы быть светом и солью земли.
Освящение - это одно из великих учений
Библии. "Воля Божия есть освящение ваше"
(1 Фессал. 4, 3). Так ясно и определенно
формулирует ап. Павел необходимость
освящения нашего. Освящение наше - это воля
Божия. Наша задача понять это. "Освяти их"
- вот молитва Христа о нас.
Мы все должны
знать, что означает освящение, где его
начало, где его конец и как оно достигается.
Где начало нашего освящения? На Голгофе.
Началом, альфой нашего освящения является
наше примирение с Богом, наше спасение,
прощение наших грехов, наше оправдание. Все
это мы получили на Голгофе. Там положено
начало нашего освящения. Вот почему Слово
Божие всех верующих в жертву Голгофы
называет "освященными". Прочтем Деян.
Ап. 26, 18: "...открыть глаза им (язычникам),
чтобы они... верою в Меня получили прощение
грехов и жребий с освященными"..
Но прощение
грехов - это только начало освящения. А в 1
Фессал. 5, 23 ап. Павел пишет о полноте
освящения: "Сам же Бог мира да освятит вас
во всей полноте..." Концом нашего
освящения будет "день Христов", день
явления нашего Господа, когда мы увидим Его
таким, как Он есть, и станем подобными Ему (1
Иоан. 3, 2), то есть достигнем Его чистоты и
святости, Его совершенства, Его духа и Его
образа в нас. Молитва Христа: "Освяти их..."
будет полностью осуществлена в каждом
искупленном чаде Божием.
Мы должны знать,
что все дело нашего освящения, во всем его
диапазоне, то есть от прощения и оправдания
нашего на Голгофе до полного уподобления
нашего Христу, - все дело освящения
совершается Христом, и только Христом.
Огненными буквами должны гореть перед нами
слова 1 Кор. 1, 30: "...(Христос Иисус)
сделался для нас премудростью от Бога,
праведностью, и освящением и искуплением".
Христос, и только Христос, наше оправдание и
наше освящение.
Стихи 18 - 23: "Как
Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир".
Этими словами Христос говорит о Своем
посланничестве в мир и о посланничестве в
мир Своих учеников. И Он сравнивает Свое
посланничество в мир с посланничеством в
мир Своих учеников.
Рассмотрим
внимательно посланничество в мир Христа.
Прежде чем приступить к выполнению Своей
миссии на земле, Христос получил помазание
Духа Святого. Мы знаем, как перед началом
Своего служения, при крещении в Иордане, Он
был исполнен силою Духа Святого. В силе Духа
Святого Он учил Своих учеников, а также и
толпы народа в Галилее, Самарии и Иудее. В
силе Духа Святого Он творил Свои великие
дела. В силе Духа Святого Он принес Себя в
жертву за грехи мира. И в силе Святого Духа
Он воскрес из мертвых.
Но мы должны
вспомнить также Его жизнь в Назарете. Там Он
был светом и солью в Своем доме и среди
жителей города. Там, в Назарете, изо дня в
день Он выполнял с великой верностью Свои
повседневные обязанности, в том числе и
Свой повседневный труд плотника. И Свою
скромную повседневную жизнь в Назарете Он
вел также в силе Святого Духа.
"Как Ты послал
Меня в мир, так и Я послал их в мир", то
есть в той же самой силе - силе Святого Духа.
Прочтем Ев. Иоанна 20, 21 - 22: "Иисус же
сказал им вторично: мир вам! как послал Меня
Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и
говорит им: "примите Духа Святого". Это
дуновение было введением, как бы прелюдией
к великому, событию в день Пятидесятницы,
когда произошло излияние Духа Святого на
первых учеников Христа, на Его раннюю
Церковь. В силе Святого Духа и ученики
Христа, как и их божественный Учитель, были
светом и солью для окружающего их мира. В
силе Святого Духа совершали они свое
славное служение, проповедуя Евангелие и
свидетельствуя о Христе. И нам, сегодняшним
ученикам Христа, необходима эта
благодатная сила Святого Духа. Она
необходима нам для чистой и святой жизни и
для нашего служения Господу и ближним.
Заметим еще раз,
что Христос сравнивает Свое посланничество
в мир с нашим посланничеством и говорит нам,
что сила Святого Духа, которая действовала
в Нем, должна действовать и в нас и через нас.
Мы должны все снова и снова исполняться
Духом Святым, тогда наше большим
самодовольством, с духовной гордостью,
желающих быть учителями и наставниками в
церкви, но которым следует сказать словами
Христа в Откр. 3, 17: "Ты говоришь: я богат,
разбогател и ни в чем не имею нужды; а не
знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и
слеп и наг..."
И, наконец, есть в
церквах Христовых люди, которые были уже в
дни апостолов и которых ап. Павел называет
"производящими разделения", и о
которых он пишет в Послании к Римлянам 16, 17 -
18: "Умоляю вас, братья, остерегайтесь
производящих разделения и соблазны... и
уклоняйтесь от них..." Таким образом, мы
видим, что сохранение единства верующих,
как и вообще людей, является делом нелегким,
и руководителям церквей требуется мудрость
свыше, мудрость от Господа, чтобы не
допускать разделений.
Мы слышим сегодня
молитву Христа о всех верующих в Него: "Да
будут все едино..." Пусть эта драгоценная
молитва Христа будет молитвой всех церквей
Его на земле. Но будем не только молиться о
единстве всех верующих, но будем и творить
единство! Будем больше льнуть к нашему
Господу Иисусу Христу, и тогда все Его
ученики и ученицы будут иметь одно сердце и
одну душу (Деян. Ап. 4, 32), о чем и молился
Христос у ворот Гефсиманского сада. Мы
имеем чудную песнь, в которой есть такие
слова: "Потеснее окружим Иисуса Христа и,
взирая к предвечным горам, под бронею Его,
под покровом щита пойдем по Господним
следам". Именно к этому зовет нас Христос.
Стихи 24 - 26: "Отче!
которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и
они были со Мною, да видят славу Мою, которую
Ты дал Мне, потому что .возлюбил Меня прежде
основания мира". "Отче!., хочу..." Чтю
же хочет Христос? Он хочет, чтобы там, где Он,
и ученики Его были с Ним, и чтобы они-
созерцали Его предвечную славу. "Там, где
Я..." Где же это местопребывание нашего
Господа Иисуса Христа? С одной стороны, мы
имеем обетование Его: "Се, Я с вами во все
дни до. скончания века" (Матф. 28, 20) и еще
другое обетование: "Где двое или трое
собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф.
18, 20), и третье обетование: "Не оставлю вас
сиротами; приду к вам" (Иоан. 14, 18).
Все эти три
обетования Христа говорят об одном: что Он -
повсюду! Где тоскует и плачет Его одинокий
ученик, там и Христос со Своим божественным
утешением. Он пребывает со всеми Своими
искупленными. Он вошел в сердце каждого
верующего человека и живет в "ем Духом
Своим Святым (Откр. 3, 20). Но слова
первосвященнической молитвы Христа: "Там,
где Я..." - означают какое-то определенное
местопребывание Христа, где будут с Ним Его
искупленные дети. Речь идет о вечности, о
жизни после смерти, об обителях в доме Отца,
о которых Христос сказал Своим ученикам:
"Я иду приготовить место вам. И когда
пойду и приготовлю вам место, приду опять и
возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Иоан.
14, 2 - 3).
Как же Христос
берет к Себе Своих учеников и учениц? Двумя
путями: через смерть и без смерти в день
восхищения Церкви. Что означает смерть для
верующего во Христа человека? Соединение со
Христом! Вот почему смерть - приобретение
для учеников Христовых. Прочтем Филип. 1, 23:
"Имею желание разрешиться (то есть
умереть) и быть со Христом..." Где? В доме
Отца. В жилище на небесах, в доме
нерукотворенном, вечном (2 Кор. 5, 1).
Итак, смерть
переносит нас в дом Отца, дом
нерукотворенный, вечный. Но многие из
учеников Христа не вкусят смерти. Они будут
взяты в дом Отца в день восхищения Церкви.
Прочтем об этом славном событии в 1 Фессал. 4,
17: "...Мы, оставшиеся в живых (ап. Павел
говорит о тех, которые доживут до дня
восхищения Церкви)... восхищены будем
на облаках в
сретение Господу, итак всегда с Господом
будем" - "там, где Он".
"Там, где Я"
Вспомним слова распятого Спасителя,
сказанные разбойнику: "Истинно говорю
тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук. 23,
43). Место, где Христос, названо Им Самим раем.
Земной рай был потерян людьми; небесный рай
приобретен для грешников жертвой Христа на
Голгофе. В Своей первосвящеинической
молитве Христос молится, чтобы все
множество Его учеников было с Ним в этом раю.
И мы будем там с Ним.
Но что это за
место, именуемое раем? "И не войдет в него
ничто нечистое..." (Откр. 21, 27). В Едемский
рай вошел грех и запачкал первых людей. В
небесный рай не войдет искуситель, и там не
будет искушений. "И моря уже нет" (Откр.
21, 1). Море - это символ бури; "там нет бурь,
там нет гроз, но как солнце там светит
Христос". Там будет Бог обитать с
человеками; они будут Его народом, и Сам Бог
будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с
очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни
вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее
прошло (Откр. 21, 3 - 4). "И узрят лицо Его" (Откр.
22, 4). "Мы увидим Его, как Он есть" (1 Иоан.
3, 2). "И рабы Его будут служить Ему" (Откр.
22, 3). Это особенно радостно, что наше
служение Господу будет там продолжаться.
Какими будем мы
там? С венцами на головах наших. Слово Божие
говорит о разных венцах: о венцах жизни, о
венцах правды и о венцах славы. "Венец
жизни" предназначен для всех любящих
Господа (Иак. 1, 12). "Венец правды" - это
венец тех, кто, подобно ап. Павлу, течение
совершил в чистоте, святости и правде (2
Тимоф. 4, 8). "Венец славы" - это венец,
предназначенный для преданных служителей
Христа (1 Петра 5, 4). Какой венец будет на
твоей голове, брат, сестра?
Те, кто будут со
Христом в вечности, носят имя "побеждающих".
Что же ожидает этих "побеждающих" там,
где находится наш Господь Иисус Христос со
Своими искупленными? "Побеждающему дам
вкушать от древа жизни, которое посреди рая
Божия" (Откр. 2, 7). Вкушать от древа жизни -
это значит иметь вечную, нескончаемую жизнь.
Вот первая награда "побеждающим". "Побеждающий
не потерпит вреда от второй смерти" (Откр.
2, 11). Вторая смерть - это отлучение от Бога;
не потерпит вреда от второй смерти - это
значит будет иметь общение с Богом во веки
веков.
"Побеждающему
дам вкушать сокровенную манну, и дам ему
белый камень, и на камне написано новое имя..."
"Сокровенная манна" - это небесная пища
искупленных. Вкушать ее - это значит
получать самое глубокое познание Божиих
истин. "Белый камень" - это камень
оправдания. В дни Христа и апостолов в
римских судах осужденному вручался черный
камень, а оправданному - белый камень. На
белом камне - новое имя. Другими словами,
оправданный получит совершенно новую
природу и совершенно новый характер, причем
только ему свойственный.
"Кто побеждает...
тому дам власть над язычниками..." (Откр. 2,
26). Это значит, что мы будем царствовать со
Христом в Его вечном Царстве. "Побеждающий
облечется в белые одежды; и не изглажу имени
его из книги жизни, и исповедую имя его пред
Отцом Моим и пред ангелами Его". "Белые
одежды" - это преображение в образ Христа,
одежды Которого на горе Фаворе были белыми,
как свет (Матф. 17, 2). "Не изглажу имени его
из книги жизни" - это означает, что из рук
Христа нас никто и никогда не похитит. "И
исповедаю имя его перед Отцом и пред
ангелами Его". Христос представит нас
Отцу и ангелам, как Свое драгоценное
наследие. Вот Я и дети, которых Ты Мне дал.
"Побеждающего
сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже
не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего
и имя града Бога Моего, нового Иерусалима...
и имя Мое новое" (Откр. 3, 12). Там все
тростинки будут "столпами",
устойчивыми, непоколебимыми колоннами с
надписями: "Бог, Церковь, Христос, - то
есть три идеала, которыми мы жили на земле и
которым отдали всю нашу жизнь. "Побеждающему
дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я
победил и сел с Отцом Моим на престоле Его"
(Откр. 3, 21). Это самое великое обетование
Христа, данное Его ученикам. Сесть с Ним на
престоле Его - это и есть исполнение того, о
чем Он молился у ворот Гефсиманского сада-"Отче!
которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и
они были со Мною, да видят славу Мою..."
Именно на престоле Его мы увидим всю
полноту Его небесной, божественной славы!