ОБРАЗ ХРИСТА В
НОВОМ ЗАВЕТЕ
"Что вы думаете
о Христе?"
(Ев. Матф. 22, 41 - 42).
Вопрос "что вы
думаете о Христе?" относится не только к
фарисеям, которым он был задан Христом. Этот
вопрос относится ко всем христианам. Смысл
этого вопроса можно выразить и другими
словами: знаете ли вы Христа? Но разве можно
обращаться с таким вопросом к христианам?
Разве христиане не знают Христа? Мы не
должны забывать, что знание имеет ступени;
знание - это лестница со ступенями низшими,
средними и высшими. Знание - это своего рода
зрение, которое имеет также свои ступени:
зрение слабое, хорошее и наилучшее.
Вспомним слепого из Вифсаиды, который с
помощью Христа от полной слепоты дошел до
самого лучшего зрения, и "стал видеть все
ясно".
Знание Христа
имеет тоже свои ступени: от полного
незнания Христа до самого глубокого
познания Его. Поэтому вопрос "что вы
думаете о Христе?" имеет в нашей
христианской жизни величайшее значение.
Что мы сегодня думаем о Христе? Что мы
сегодня знаем о Нем? Эти слова экзаменуют,
испытывают каждого христианина и каждую
христианку и побуждают нас к большему
знакомству со Христом.
В нашем
вероучении много догматических вопросов:
вопрос о сотворении мира; вопрос о
грехопадении первых людей; вопрос о
сущности греха; вопрос о церкви; вопрос о
последнем суде; вопрос о рае и аде; и много
других вопросов. Но вопрос всех вопросов
гласит: "Что вы думаете о Христе?" Это
самый главный вопрос в христианстве. И он
был главным вопросом в течение всех двух
тысяч лет христианства. Многие люди
занимались этим важнейшим вопросом -
вопросом о Христе. В духовной литературе
больше всего книг написано о Самом Христе.
Во всех церквах мира Христос занимает
первое место - в богослужениях, проповедях,
молитвах и песнопениях. Но надо сказать, что
в сердцах и в жизни христиан Христос не
всегда занимает первое место. Вопрос "что
вы думаете о Христе?" ставит Христа перед
нами и сосредоточивает наше внимание на Нем.
Запомним раз и навсегда: христианство - это
не идея, не философская система, не учение, а
Христос, Сам Христос.
Два места Писания
сделают Христа особенно прекрасным для
наших сердец и привлекут наше особое
внимание к Нему. Первое место - это Псалом
44,3: "Ты прекраснее сынов человеческих;
благодать излилась из уст Твоих". Второе
место - это Малахия 4,2: "Для вас,
благоговеющих пред именем Моим, взойдет
Солнце правды и исцеление в лучах Его".
Что влечет нас на
земле сильнее всего? Это - прекрасные люди!
Прекрасный человек является сильным
магнитом, влекущим к себе людей с
неотразимой силой. Как же должен влечь к
Себе людей Христос, Который "прекраснее
всех сынов человеческих". Не будем
удивляться, что мы годами наслаждаемся
общением с Ним. И мы не собираемся прерывать
этого общения. Если бы Христос нам сегодня
сказал: не хотите ли отойти от Меня? Не
хотите ли покинуть Меня? Мы, верующие, все,
как один, сказали бы Ему словами Петра: "Господи!
к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной
жизни, и мы уверовали и познали, что Ты -
Христос, Сын Бога живого" (Ев. Иоан. 6, 68 - 69).
Если мы поставим
перед нами вопрос: что является в природе
самым величественным и прекрасным? Как мы
ответим на этот вопрос? Я бы ответил: солнце!
И если мы все согласимся с этим, то нам
станет понятно, почему халдеи и персы,
ассирийцы и финикийцы поклонялись ему и
почему весь древний Восток! был покрыт
алтарями, посвященными богу-солнцу. И,
созерцая величие и красоту нашего
физического солнца, мы понимаем все больше,
почему Библия называет Христа "Солнцем
правды". Это Солнце правды - Христос - с
неотразимой силой влечет нас к Себе, и в Его
лучах нам так тепло, так светло и так
радостно.
Перед нами стоит
вопрос: "Что вы думаете о Христе?" А где
нам взять правильное понятие о Христе,
истинное знание о Нем? В Евангелии: в
Евангелии от Матфея, в Евангелии от Марка, в
Евангелии от Луки, в Евангелии от Иоанна, в
Книге Деяний Апостолов, в Посланиях
апостолов и, наконец, в Откровении Иоанна. И
вот, если мы рассмотрим образ Христа по
страницам Евангелия, то мы получим ясное и
правильное познание Его, и нам не трудно
будет ответить на вопрос: "Что вы думаете
о Христе?"
Что же говорит
Евангелие о Христе? Образ Его, как Он
изображен Духом Святым на страницах 27 книг
Нового Завета, мы рассматриваем в течение
всех лет нашего следования за Христом, и мы
будем рассматривать Его и во все дальнейшие
годы нашей жизни во Христе. Но какова
квинтэссенция, другими словами: что самое
главное в Господе нашем Иисусе Христе? Как
мы ответим на этот вопрос? Я много думал над
этим вопросом и хочу поделиться своими
мыслями, что для меня является главным в
божественной личности Иисуса Христа. Это
будет моим ответом на вопрос, что я думаю о
Христе, ответом, основанным на Евангелии. Во-первых,
Христос носит в Евангелии имя "Иисус",
что значит: "Спаситель" (Матф. 1, 21). Он
Тот, Который взял все грехи наши на Себя и
искупил вину нашу перед Богом Своими
страданиями и смертью на Голгофе. Вот наше
первое познание Христа: Он - Спаситель всех
грешников. Во-вторых, Христос носит имя "Еммануил",
что значит: "с нами Бог" (Ев. Матф. 1, 23).
Итак, Христос - это
Бог, пребывающий с нами "во все дни"
нашей жизни (Ев. Матф. 28, 20). Христос - наша
ежедневная сила, наша ежедневная помощь для
победы над грехом и для несения всех наших
скорбей, трудностей и испытаний. И Он - наш
повседневный пример и образец для
подражания Ему, для следования по Его
стопам. Это наше второе познание Христа: Он -
наш повседневный божественный Друг и
Помощник. И третье наше познание Христа: Он -
Царь Вселенной и Владыка наших сердец! Это
значит, что Ему принадлежит первенство в
наших сердцах и в нашей жизни; наше сердце -
Его дворец; наша жизнь - Его достояние. Его
слово - царственный закон для нас, Его детей;
и наша повседневная задача - исполнять Его
божественную волю во всем. Вот что мы думаем
о Христе: Он - Спаситель, Он - повседневный
Друг и Помощник, Он - Владыка наших сердец.
Младенец Христос
в Вифлееме
(Ев. Луки 2, 15 - 20).
В то время как над
полями Вифлеема прозвучало чудесное
ангельское пение, а в царском доме Ирода в
Иерусалиме царила тревога и сумятица, у
колыбели Младенца Иисуса была глубокая
тишина, которую не нарушило ни поклонение
пастухов, ни поклонение волхвов. Войдем в
эту тишину и посмотрим, что случилось в
Вифлееме, в этом крошечном городке
Палестины. Перед нами "святое семейство"
- Иосиф, Мария и Младенец Иисус. Но как оно
очутилось здесь, в Вифлееме? Ведь Иосиф и
Мария - жители Назарета, города,
находившегося в трех днях пути от Вифлеема.
Почему же пришла сюда Мария родить Сына
своего Иисуса? Потому что Бог бодрствует
над словом Своим, чтобы оно исполнилось! А
слово Бога о рождении Христа гласило: "Ты,
Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами
иудиными? из тебя произойдет Мне Тот,
Который должен быть Владыкою в Израиле и
Которого происхождение из начала, от дней
вечных" (Михей 5, 2). Вифлеем, забытый
городок в Израиле, должен был стать местом
рождения Христа. И верный в слове Бог
побуждает римского кесаря Августа объявить
перепись по всей земле (Лук. 2, 1). Эта
перепись была небывалой еще переписью, во-первых,
потому, что все граждане Римской империи
должны были направиться в свои родовые
места, а во-вторых, в отличие от прежних
переписей, эта перепись должна была
охватить не только мужчин, но и женщин.
Для Иосифа и Марии
не оставалось ничего другого, как
направиться в Вифлеем, так как Вифлеем был
их родовым городом, а Мария подлежала тоже
переписи. Трудно было ей в ее положении
путешествовать в Вифлеем, но пророчество о
рождении Христа в Вифлееме должно было
исполниться, и Бог дал ей силу благополучно
добраться до Вифлеема и именно здесь родить
своего Сына Иисуса. Как хочется у колыбели
божественного Младенца в Вифлееме
воскликнуть: "Велики и чудны дела Твои,
Господи Боже Вседержитель! Праведны и
истинны пути Твои, Царь святых!" (Откров.
15, 3).
А теперь подойдем
поближе к божественному Младенцу в яслях.
Как беспомощен этот Младенец! Как все
младенцы, и этот Младенец в пеленах. А между
тем, какие имена даны Ему в Слове Божием.
Прочтем эти имена в Ис. 9, 6: "Чудный,
Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь
мира". И какое великое дело совершит этот
Младенец? Ему предстоит сделаться
величайшим Учителем, величайшим Врачом
человечества - Врачом и тел и душ
человеческих; из Его уст выйдут слова: "Дух
Господень на Мне; ибо Он помазал Меня
благовествовать нищим и послал Меня
исцелять сокрушенных сердцем,
проповедовать пленным освобождение, слепым
прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное"
(Лук. 4, 18 - 19).
Как беден и одинок
этот Младенец Иисус! Ему нигде не нашлось
места, как только в хлеву; вскоре не будет
места и в Вифлееме - придется искать убежища
в Египте. Но это крошечное младенческое
сердце будет большим сердцем. Оно вместит
все человечество, всех грешников земли,
даже всех врагов Своих, вплоть до тех,
которые пригвоздят Его ко кресту. Этот
бедный, одинокий Младенец в яслях станет
целью жизни миллионов людей. За имя Его и из
любви к Нему умрут многие. А в дни Рождества
мы видим Его сосущим сосцы Своей матери, как
это делает всякий младенец. Особенно
великим будет крошечное сердце Младенца
Иисуса на Голгофе, когда Он отдаст жизнь
Свою для спасения всех до единого грешников.
Но после
величественных имен, рисующих нам Младенца
Иисуса как "Бога крепкого" и "Отца
вечности", послушаем, что говорит о Нем ап.
Павел в Послании к Римлянам 8, 29: "Дабы Он
был первородным между многими братьями".
Оказывается, Младенец в яслях Вифлеема - наш
первородный брат, наш старший брат. А мы
являемся его "меньшими" братьями и
сестрами. Наш старший брат Иисус, войдя в
человеческую семью, стал прекраснейшим из
сынов человеческих (Псал. 44, 3). Как Сын Божий,
Он так славен, что мы вместе с ап. Иоанном,
готовы пасть к ногам Его (Откров. 1, 17),. А как
Сын Человеческий, Он так близок к нам. Он
подобен нам во всем, кроме греха. Как
истинный человек, Он провел 33/2 года на нашей
земле, и "оставил нам пример, чтобы мы шли
по следам Его" (1 Петра 2, 21). Эти маленькие
ножки Младенца Иисуса, когда Он станет
мужем, оставят нам чудные следы свои. О, если
бы мы, любящие Христа, всегда видели перед
собой эти следы Христа и стремились идти по
ним. Тогда у нас было бы меньше кривых путей
в нашей христианской жизни и больше
сходства с нашим Первородным Братом -
Иисусом Христом. О жизни нашего "старшего
брата" - Христа мы читаем в Ев. Иоанна 1, 14:
"И Слово стало плотью и обитало с нами,
полное благодати и истины". Если мы
пойдем по следам Христа, и наша! жизнь будет
"полной благодати и истины".
Младенец Иисус в
вифлеемских яслях - это восходящее Солнце
правды, о восходе Которого мы имеем
пророческие слова Малахии: "Для вас,
благоговеющие пред именем Моим, взойдет
Солнце правды и исцеление в лучах Его".
Наше физическое солнце восходит, как мы
знаем, в определенном месте земли и,
поднимаясь, озаряет все большее
пространство, пока, достигнув зенита, то
есть высшей точки, не озарит всей земли. Так
и Солнце правды - Христос. Он озарит Своим
светом сперва Вифлеем, потом Палестину и,
наконец, весь земной шар. Сегодня мы не
найдем ни одного уголка земли, где бы не
сияло это лучезарное Солнце правды -
Христос. А сколько душ, исцеленных в Его
лучах!
Мы уже отметили
глубокую тишину у яслей Младенца Иисуса.
Еще не слышно споров и дискуссий вокруг Его
личности. Но придет время, когда эта тишина
будет нарушена, и сперва в Иерусалиме, а
потом по всей земле люди придут в движение и
будут заниматься вопросом: "Кто Он?" -
"Кто же Он?" - "Был Он или нет?": - "Бог
Он или человек?" Но в Вифлееме этих
вопросов еще нет. Там мы видим
благоговейное поклонение Младенцу Иисусу -
поклонение пастухов и волхвов, и принесение
Ему даров.
Поступим по
примеру пастухов и волхвов. Они поклонились
божественному Младенцу. Они принесли Ему в
дар свое сердце и прославили и восхвалили
Бога за Его славное рождение в наш мир.
Пусть и нашим даром пришедшему в мир Христу
будет наше сердце, полное любви к Нему, а
также сердце, полное хвалы и славословия!
Жизнь Христа в Назарете (Ев. Луки 2, 52).
Представим себе чудную картину. Святое
семейство - Иосиф, Мария и Младенец Иисус -
направляется в Назарет. Иисус после Своего
рождения еще не был там; но Он должен будет
прожить там около тридцати лет. Как были
рады Иосиф и Мария поселиться снова в
Назарете после всего пережитого в Вифлееме,
в Иерусалиме при встрече с Симеоном и
особенно после бегства в далекий Египет.
Всем христианам
хочется больше знать о жизни на земле
нашего Господа Иисуса Христа. Хочется
больше знать и о почти 30-летней жизни Христа
в Назарете. Но, увы, Евангелие почти ничего
не говорит об этом большом периоде жизни
нашего Господа и Спасителя. И все же
Евангелие говорит о жизни Христа в Назарете.
Краткими словами оно рисует чудную картину
долголетнего пребывания Христа в Назарете.
Евангелие говорит:
"Иисус же преуспевал в премудрости и
возрасте и в любви у Бога и человеков".
Прежде всего обратим внимание на слова
Евангелия: "Иисус же преуспевал... в
возрасте..." Это значит: Он возрастал, то
есть проходил ступени нашего физического и
духовного развития. Как удивительно: Бог во
плоти уничижил Себя до законов развития
нашего человеческого существа; Дитя Иисус
был подобен всякому дитяти на земле. Иисус
переходил "от силы в силу" в телесном
отношении. Мы можем себе представить, как
Мальчик Иисус старался быть полезным в доме
Своих родителей в меру Своих телесных сил. И
так Он, достигнув отроческого и юношеского
возраста, начал помогать Иосифу в его
ремесле плотника. И вот перед нами Иисус с
орудиями плотника в руках, помогающий
Иосифу строить дома, делать деревянные сохи
для земледельцев и, может быть, лодки для
рыбаков. И в отношении труда Иисус
уподобился человекам - Своим меньшим
братьям.
Как всякое
нормальное дитя, Иисус имел Свои детские
радости, но и печали. Среди Его слез, как "Мужа
скорбен", не было одного вида слез,
свойственных всем людям, - слез, вызванных
виновной совестью, каким-либо сделанным
злом. Ведь Он не сделал ни одного греха; ведь
Он рос в Назарете, как самый чистый,
белоснежный цветок. Он. был послушен не
только Отцу Небесному, но и Своей земной
матери. Никогда не видели Его жители
Назарета раздраженным или ссорящимся с кем
бы то ни было. Всегда от Него веяло покоем и
миром, любовью и состраданием, кротостью и
смирением. И если люди слышали Его голос, то
большей частью это было пение Им псалмов,
псалмов Давида, которые были и Его псалмами.
В вечности мы услышим пение Христа, когда
будем петь вместе с Ним "новую песнь",
как слышали апостолы Его пение в
Иерусалимской горнице и на пути в
Гефсиманию.
Но Христос
преуспевал в Назарете не только в возрасте
физическом, но и в возрастании; духовном.
Евангелие говорит, что Он "преуспевал в
премудрости... и в любви у Бога и человеков".
Мы можем себе
представить Иисуса, как Он в Назарете с
самого раннего возраста искал одиночества
на вершинах холмов, окружавших город со
всех сторон. На холмах этих было много
терновника, и Иисус, поднимаясь на них,
возможно, не раз ранил Свои ноги и руки, -
раны, с которыми Он встретился в еще более
мучительной степени, когда воины Понтия
Пилата надели Ему на голову венок,
сплетенный из столь знакомых Ему терний. На
горах и холмах Он общался с Отцом, в то время
как Назарет спал крепким сном. Это общение с
Богом содействовало возрастанию Христа в
премудрости и любви у Бога и человеков. С
самого раннего возраста Он стал Мужем
молитвы и оставался им до последнего вздоха
на Голгофском Кресте.
Пусть Христос, как
Муж молитвы, стоит всегда перед нашими
глазами и зовет нас к более частому общению
с Богом. Без молитвенного общения с
Господом не может быть духовного роста и
преуспеяния в премудрости и в любви у Бога и
человеков.
Первая книга,
которую читал Христос в Назарете, была
книга природы. В ее красках и звуках Он
видел и слышал Самого Бога, Творца
Вселенной. Ходя среди лилий долин и
нарциссов саронских, Иисус, без сомнения,
часто воспевал Псалом Давида - его
известные слова: "Когда взираю я на
небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и
звезды, которые Ты поставил, то что есть
человек, что Ты помнишь его, и сын
человеческий, что Ты посещаешь "го?" (Псал.
8, 4-5).
Христос любил
читать великую книгу природы и извлекал из
нее драгоценнейшие истины Царствия Божия,
которые мы находим теперь в Его притчах и
поучениях. Будем учиться у нашего Господа
любить природу и видеть в ней воплощение
премудрости и любви. Божией. Пусть при
созерцании природы сердца наши наполняются;
радостной хвалой Богу нашему, как мы поем в
одной песне: "Когда весной природа
расцветает и слышу в дальней роще соловья, и
аромат долины грудь вдыхает, и слух ласкает
звонкий шум ручья; тогда поет мой дух,
Господь, Тебе: как Ты велик, как Ты велик!"
Любя природу, как ее любил Христос, будем
бережно относиться к каждому дереву и к
каждому стебельку, к каждой птичке и к
каждому жучку.
Мы знаем, как
Христос удивлял Своих слушателей знанием
Писания. В Ев. Иоан. 7, 15 мы читаем: "И
дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания,
не учившись?" Нет сомнения, что слова
Писания изливались в сердце Иисуса прежде
всего из уст Иосифа и Марии. Будучи
благочестивыми иудеями, они были послушны
словам Книги Второзакония 11, 18 - 20: "Итак
положите сии слова Мои в сердце ваше и в
душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою,
и да будут они повязкою над глазами вашими.
И учите им сыновей своих, говоря о них, когда
ты сидишь в доме твоем,, и когда идешь
дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. И
напиши их на косяках дома твоего и на
воротах твоих..."
Слова Писания, как
и молитвенное общение с Богом,
содействовали преуспеянию нашего Господа
Иисуса Христа в премудрости и любви у Бога и
человеков. Все существо Христа было
пропитано словами и духом Писания. Таким Он
покинул Назарет, чтобы стать Учителем
народа израильского и Своей Церкви. И Он
оставил всем Своим ученикам завет, который
гласит: "Исследуйте Писания... они
свидетельствуют о Мне" (Ев. Иоан. 5, 39).
Будем послушны этому завету Христа. Будем
исследовать Писание. Молитвенное общение с
Богом и глубокое и всестороннее
исследование Писания будут содействовать и
нашему духовному преуспеянию и росту нашей
любви к Господу и к человекам.
Христос в водах
реки Иордана
(Ев. Луки 3, 2 - 6; 21 -
22).
"При
первосвященниках Анне и Каиафе был глагол
Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне..."
"В пустыне"... О чем это говорит? О том,
что Предтеча Христа, Иоанн Креститель,
обитал в пустыне. Пустыня - это прекрасное
место для размышлений. О чем размышлял
Иоанн в пустыне? Нет сомнения, что он
вспоминал там своих уже умерших родителей -
отца Захарию и мать Елисавету. Он размышлял
над словами отца, которые были пророчески
сказаны у его колыбели: "И ты, младенец,
наречешься пророком Всевышнего, ибо
предъидешь пред лицом Господа - приготовить
пути Ему, дать уразуметь народу Его
спасение и прощение грехов их... просветить
сидящих во тьме и тени смертной, направить
ноги наши на путь мира..." (Лук. 1, 76 - 79). Где
же Он, - размышлял Иоанн в пустыне, - Которому
я должен приготовить пути? И когда я должен
выступить с проповедью покаяния к моему
народу? Когда же придет повеление от
Господа - начать предназначенное мне
служение?
"Пустыня" -
благоприятное место, чтобы слышать голос
Божий. И Иоанн услышал его; к нему был "глагол
Божий", то есть повеление Божие: "Иоанн,
начинай твое служение!" - "Где, - Господи?"
- "Здесь же, в пустыне! В тишине ее пусть
раздается твой голос о Мессии, Который идет
уже к Своему народу". И Иоанн, послушный
Господу, приступил к своему великому
служению - к подготовке пути для Иисуса
Христа. Мы читаем о его славном служении
Предтечи: "И проходил он по всей
окрестной стране Иорданской, проповедуя
крещение покаяния для прощения грехов".
Иоанн призывал к покаянию и обращению к
Мессии, ко Христу, Который идет за ним, и к
крещению покаяния. Это крещение в виде
погружения в воды Иордана должно было
говорить крещаемым об очищении их от греха,
но не водою Иордана, а Кровию Агнца Божия,
берущего на Себя грех мира.
Откуда взял Иоанн
Креститель крещение покаяния как символ
очищения от греха? Из Ветхого Завета, В
книгах Моисея - Исход, Левит и Числа - мы
найдем многочисленные повеления от Господа
Своему народу употреблять воду, как
символическое средство для очищения от
греха. Вот почему Иоанн призывал к крещению,
то есть к погружению в воды Иордана, и вот
почему он крестил кающихся. Крещение Иоанна
не очищало от греха - вода не может смыть
грех с грешника. Но вода может громко
говорить к сердцу грешника о необходимости
для него внутреннего очищения, которое дает
только Христос, Агнец Божий. Воды Иордана не
очищали сердец крещаемых, но они говорили
им об очищении от греха силою Христа. Вот
почему Иоанн оглашал пустыню проповедью о
Христе, как об Агнце Божием, Который возьмет
грех мира на Себя и освободит кающихся
грешников от нечистоты его. Иоанн говорил
всем, приходившим к нему в пустыню, о "спасении
Божием" во Христе.
Но где же Он, этот
Христос? Проходит день за днем, а Его все нет...
Иоанн крестит и крестит, а Его все нет... Но
пришел день, когда Иоанн увидел Его. Агнец
Божий стоял перед ним на берегу Иордана.
Иисус пришел креститься вместе с тысячами
израильтян. Иоанн не может понять желания
Христа, ведь он крестит кающихся грешников,
а Иисус - чистый и непорочный. Иисус говорит
Иоанну об исполнении правды, а правда в том,
что Он пришел в мир спасти грешников путем
взятия на Себя их грехов и преступлений. И
Он полон решимости совершить это. Он хочет
вступить на путь полного послушания и быть
послушным до самого Креста Голгофы, до
смерти и смерти крестной. Вот правда,
которую надлежит Ему исполнить от начала и
до конца. И Иоанну становится ясно желание
Христа, и он совершает над Ним крещение.
Для крещаемых
Иоанном людей погружение в воды Иордана
имело одно значение, для Христа оно имело
совершенно другое значение. Крещаемым оно
говорило об очищении греха; Христу крещение
от Иоанна в Иордане сказало о предстоящем
Ему крещении на Голгофе, как Он Сам сказал
однажды об этом крещении страданий: "Крещением
должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока
сие совершится!" (Ев. Луки 12, 50). Вот почему
путь Христа на Голгофу начинается
крещением в водах Иордана.
Вот какое
глубокое значение имело это крещение для
Христа. Воды Иордана, в которые Он
погрузился, напомнили Ему слова Псалма 41,8:
"... все воды Твои и волны Твои прошли надо
Мною". Эти страшные воды и волны прошли
над Ним во время "крещения" на Голгофе.
И прообразом этого голгофского крещения
было для Него крещение в Иордане.
И что же мы видим
во время крещения Христа? "Когда же
крестился весь народ, и Иисус крестившись
молился, - отверзлось небо, и Дух Святый
нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и
был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой
возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Ев.
Луки 3, 21 - 22). "Дух Святый нисшел на Него",
чтобы совершить служение, которое
начиналось для нашего Господа здесь в водах
Иордана и закончится на Голгофе в водах и
волнах величайших страданий для искупления
нашей вины, нужна была сила Духа Святого, н
Христос исполнился ею, и в силе Святого Духа
совершил Свое славное служение и принес
Себя в жертву на Голгофском кресте.
Будем и мы все
снова и снова исполняться силою Духа
Святого, чтобы в Его силе проходить наше
земное поприще и жить для славы Христа;
чтобы силою Духа Святого и нам быть
послушными воле Божией до конца нашей жизни,
как был послушен Христос до смерти и смерти
крестной. Как нужна и нам сила Духа Святого,
но как мало мы! жаждем ее и как мало молимся
о ней.
Будем помнить, что
Дух Святой нисшел на Христа, когда Он
молился (Ев. Луки 3, 21 - 22). И Он получил ее.
Получим ее и мы, как говорит Христос: "...Тем
более Отец Небесный даст Духа Святого
просящим у Него".
Обратим внимание
на слова с небес: "Ты Сын Мой возлюбленный;
в Тебе Мое благоволение". Это чудное
свидетельство получил Сын Божий от Отца при
начале Своего крестного пути, когда Он
погрузился в воды Иордана в знак Своей
готовности погрузиться в "воды"
голгофских страданий. Но послушаем, что
говорит Отец о Сыне Своем на горе
Преображения, то есть накануне Его "крещения"
на Голгофе: "Сей есть Сын Мой
возлюбленный, в Котором Мое благоволение"
(Ев. Матф. 17, 5). Слова те же, что и при крещении;
свидетельство то же. О чем это говорит? О том,
что на Христе почивало благоволение Отца от
начала и до конца Его земного пути за Его
послушание до смерти.
Если начало у нас
было прекрасным, пусть будет прекрасным у
нас и конец. Будем искать благоволения
Божия во все дни нашей земной жизни.
Благоволение Божие будет почивать и на нас,
если мы будем ценить жертву Голгофы.
Величие Христа,
явленное в лодке Петра
(Ев. Луки 5, 1 - 11).
В истории
человечества страны, обладавшие большим
флотом, часто назывались "владычицами
морей". Но все снова и снова море являло и
продолжает являть свою грозную силу.
Сколько судов,
больших и малых, перевертывали и поглощали
в пучину его сильные волны. И трудно себе
представить более грозную силу в природе,
чем разбушевавшееся море, чем, скажем, 12-балльный
шторм. Но страницы Евангелия рисуют нам
Христа, как истинного владыку морей.
Евангелие повествует нам о Христе, ходившем
по волнам моря, как по суше. Мы читаем в
Евангелии от Матфея 8, 27 возглас удивления,
после того как Он водворил на бушующем море
"великую тишину": "Кто Этот, что и
ветры и море повинуются Ему?" У верующих
во Христа как в истинного Бога эти
повествования Евангелия о владычестве
Христа над грозной морской стихией не
вызывают удивления. Наоборот, удивление
вызывало бы бессилие Христа, неповиновение
сил природы Его божественному слову.
Повествования
Евангелия о владычестве Христа над силою
моря несут сердцам верующих величайшее
ободрение и надежду. Ведь не только Библия,
но и литературные произведения
человечества сравнивают нашу жизнь на
земле с морем и говорят о "бурях жизни",
о волнах, захлестывающих нас. Страницы
Священного Писания говорят о Христе как о
Владыке и над бурями жизни, над волнами и
житейского моря. И на море жизни ветры и
волны повинуются Ему. Так было в прошлом,
так оно в настоящем, так будет и в будущем.
Наша личная жизнь была богата бурями, порой
очень сильными, но мы знаем, как десница
нашего Господа смиряла эти бури и водворяла
великую тишину в нашей жизни. История
Церкви Христа также богата бурями. Буря в
церквах галатийских еще при жизни
апостолов разве была малой бурей? Нет, это
был сильнейший шторм. И дальнейшие века
христианства свидетельствуют о бурях
разного рода в жизни Церкви Христовой.
Корабль Церкви много раз сильно бросало
большими волнами - волнами внешними и
волнами внутренними. Но всякий раз мощная
десница Христа либо успокаивала бурю, либо
оборачивала ее ко благу Церкви. Еще больше
богата бурями история человечества.
Перечислить бури, пережитые человечеством
за все века истории, невозможно. Особенно
ужасными были военные бури. А разве не
является бурей современное международное
положение, когда над человечеством
сгущаются грозовые тучи новой войны, причем
самой ужасной из всех войн? Но десница
Христа может рассеять эти грозные тучи и
водворить над человечеством, измученным
страхами и опасениями, синее безоблачное
небо с ярко сияющим солнцем. Церковь должна
горячее взывать ко Христу - Владыке
житейского моря о великой тишине для всего
человечества. Церковь должна быть
соработницей Христа в деле создания мира на
земле. Но пойдемте к Галилейскому морю. На
сей раз там полная тишина. Под лучами
утреннего солнца Петр вымывает свои
рыболовные сети. Море тихое и ласковое, но в
сердце Петра царит небольшая буря, знакомая
хорошо всем рыбакам мира: он провел
бесплодную ночь на море; в его неводе
оказались одни только морские водоросли. Мы
не рыбаки, но у нас могут быть свои неудачи,
а они тоже нарушают покой сердца. Петр
слышит повеление Христа: "Отплыви на
глубину, и закиньте сети свои для лова".
Петр говорит: "Наставник! мы трудились
всю ночь и ничего не поймали; но по слову
Твоему закину сеть. Сделавши это, они
поймали великое множество рыбы, и даже сеть
у них прорывалась..."
Здесь мы видим
сострадание Христа даже к небольшим
переживаниям и горестям человеческого
сердца. Христос знает, что и крошечный комар
может испортить наше настроение. И Он идет к
Петру со Своим утешением; Он вознаграждает
его обильно за бесплодную ночь; его сети
прорываются от обилия рыбы. Не будем
удивляться этому чуду: Владыка моря
является Владыкой и над существами, его
населяющими. В Его деснице пути человека, и
в Его деснице могут быть и пути рыбы, как и
пути ворона и всякого другого творения.
Но не в этом
удивительном лове рыбы заключается главное
благодеяние, оказанное Петру Христом. Это
удивительное событие в жизни Петра привело
его к глубокому сознанию своего
ничтожества перед таким величием Христа.
Припав к ногам Христа, Петр воскликнул: "Выйди
от меня, Господи! потому что я человек
грешный". Не будем думать, что жизнь Петра
до встречи со Христом была особенно
греховной, вроде жизни Марии Магдалины. Нет,
он был, без сомнения, в числе благочестивых
израильтян, и о нем можно было бы сказать то
же самое, что сказал Христос о Нафанаиле:
"Вот, подлинно израильтянин, в котором
нет лукавства". Но как самая опрятная
хозяйка видит в своей начисто убранной
комнате пылинки, кружащиеся в лучах солнца,
так Петр увидел всю пыль своего
благочестивого сердца в присутствии Христа,
в Его божественной чистоте и славе.
Величие Христа
повергло Петра в глубокое смирение, а
смирение в жизни последователей Христа -
это залог величайших Божиих благословений,
как сказано в Послании Иакова 4.6 "Бог
гордым противится, а смиренным дает
благодать". Петру предстояло быть
благословенным служителем Христа и Его
Церкви; он должен был принять в свое сердце
многие славные наставления своего Учителя;
ему предстояло получить полноту Духа
Святого. А для всего этого ему было
необходимо стать "нищим духом",
сосудом пустым, годным для принятия
божественной благодати. И в рыбачьей ладье,
посреди Галилейского моря, Христос Своим
величием и славой опустошил его сердце,
освободил его от самомнения и гордого "я".
Христос сделал Петра сосудом, годным для
почетного употребления.
Вот то, что
необходимо всем верующим, всем детям Божиим:
смирение и еще раз смирение. Смирение не в
смысле пресмыкательства перед кем-либо, а в
смысле сознания своего ничтожества по
сравнению с величественным и славным
Христом. Лозунг смиренного сердца таков:
"Христу должно расти, а мне умалятся". У
нас, христиан, большая задача: являть в
нашей жизни Христа и Его добродетели;
являть Его любовь, Его мир и радость, Его
чистоту и святость. А для этого необходимо
иметь смиренное и скромное сердце, чтобы
принимать от Христа благодать на благодать.
Благодеяние,
явленное Христом в Вифсаиде
(Ев. Марка 8, 22 - 25).
Благодеяние,
оказанное Христом слепому в Вифсаиде,
занимает особое место среди всех
благодеяний Христа, среди всех Его великих
и славных дел. В каком смысле исцеление
слепого в Вифсаиде отличается от других
благодеяний Христа, явленных людям? В том
смысле, что это исцеление совершено Христом
двумя, если так можно выразиться, приемами.
Возьмем исцеление Христом расслабленного,
о котором говорится в девятой главе
Евангелия от Матфея, или исцеление тещи
апостола Петра, или исцеление слепого
Вартимея - во всех этих и многих других
случаях сила Христа была проявлена сразу,
без всякого промедления. А исцеление
слепого в Вифсаиде произошло постепенно, не
сразу. Дважды Христос возлагает на него
руки. После первого возложения на него рук
Христом и вопроса, видит ли он что, он сказал:
"... вижу проходящих людей, как деревья".
После второго возложения рук Христом он "стал
видеть все ясно".
Дар зрения - одно
из величайших благ в нашей жизни. Даже
слабое зрение лучше полной слепоты. А как
драгоценно хорошее, ясное зрение, и мы можем
себе представить радость и счастье
исцеленного Христом слепого в Вифсаиде.
Теперь является
вопрос: почему Христос в отношении слепого
в Вифсаиде действовал постепенно?
Поскольку все врачевания Христа несли ее
только телесное облегчение страждущим
физически людям, но имели и глубокий
духовный смысл, то и исцеление слепого в
Вифсаиде должно было служить прообразом
исцеления от духовной слепоты. И
действительно, духовное прозрение
происходит постепенно, не в один момент.
Постепенно идет рост наших человеческих
знаний. Постепенно, шаг за шагом, открывает
Дух Святой и наше духовное зрение. Разве
можно сравнить наше первое познание Христа
и Его Евангелия с духовным знанием
верующего человека после долгих лет
следования за Христом? И даже самое
глубокое познание Христа в нашей земной
жизни разве можно сравнить с тем нашим
знанием Христа, которое мы будем иметь в
вечности, когда увидим Его таким, как Он
есть, когда познаем Его так, как познаны Им
мы (1 Кор. 13, 12), то есть познаем Его в
совершенстве.
Вспомним первые
дни нашей христианской жизни, когда мы
впервые взглянули на Христа и впервые взяли
в руки Евангелие. Мы увидели Его голгофские
раны, но не сразу познали всю глубину их
значения. Подобно апостолу Фоме, мы были
волнуемы разными сомнениями. Не сразу
многим из верующих далась вера в даровое
спасение, то есть в спасение не ради наших
заслуг, а ради заслуг Христа на Голгофе,
ради Его страданий и смерти за наши грехи.
Мы познали прощение наших грехов, приняв
это прощение из пронзенных рук нашего
Спасителя. Но мы не представляли себе еще
благодатного пути очищения и освящения,
которое следует за принятием нами спасения.
Мы познали одну великую и драгоценную
истину, а именно: что мы спасены Христом
навеки; но мы еще не прозрели настолько,
чтобы видеть и понимать тысячи других
великих сокровищ Священного Писания. Наше
богословие было очень простое: Христос умер
за грехи наши и воскрес для оправдания
нашего.
Все это
первоначальное духовное зрение наше было
похоже на зрение слепого в Вифсаиде после
первого возложения Христом рук на него, то
есть это было весьма слабое и несовершенное
зрение. Конечно, и такое слабое,
несовершенное духовное зрение радовало
наши сердца. Но Христос не оставил нас на
полпути, не оставил нас к, половинчатым
зрением. Увидеть, осознать свой грех и
познать Христа как своего личного
Спасителя, - это великая милость Божия,
явленная нам при нашем обращении ко Христу.
Но, идя по пути Христа, мы прозревали
духовно все больше и больше, и наши
внутренние сердечные очи все яснее могли
видеть красоту нашего Господа Иисуса
Христа. Об этом все более ясном созерцании
красоты и славы Христа мы читаем в Книге
Притчей Соломона 4, 18: "Стезя праведных,
как светило лучезарное, которое более и
более светлеет до полного дня".
Большая разница
между первыми днями нашей жизни во Христе,
когда мы многие истины видели как бы в
тумане, и нашим зрелым духовным возрастом,
когда эти же самые истины нам стали так ясны
и понятны. Ап. Павел на пути в Дамаск увидел
славу Христа и познал Его любовь в прощении
своих грехов. Но под конец своей земной
жизни этот убеленный сединою служитель
Христа выражает желание еще и еще познавать
Христа (Филип. 3, 10). Его познание Христа на
пути в Дамаск, когда ему было около 30 лет, и
его знание Христа, когда ему было около 70
лет, можно сравнить со знанием школьника
первого класса и седовласого профессора,
умудренного глубоким и всесторонним
знанием своей науки.
Но и это свое
зрение ап. Павел не считает совершенным. В 1
Кор. 13, 12 ап. Павел говорит, что совершенное
духовное зрение нам будет даровано Христом
только в вечности Он говорит: "Теперь мы
видим (как бы) сквозь тусклое стекло,
гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь
знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я
познан". Как еще мало знают Христа даже
духовные старцы в наших церквах. Как еще
мало понятны нам пути, которыми ведет нас
Христос в нашей земной жизни. И как мало мы
еще почерпнули от полноты, которая нам дана
во Христе. О, что мы увидим, когда Христос в
вечности еще раз возложит Свои
божественные руки на наши духовные очи.
Вера, которой мы жили на земле, сменится
лицезрением Христа; мы увидим Его, как Он
есть (1 Иоан. 3, 2). Мы знаем молитву Давида: "Открой
очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Псалом
118, 18). Наши очи будут открыты полностью, и мы
будем созерцать нашего Спасителя во всем
блеске Его вечной славы, силы и премудрости.
Христос - источник
любви и силы
(Ев. Марка 5, 24 - 34).
"За Ним
следовало множество народа, и теснили Его..."
Обратим наше внимание на это "множество
народа", следующего за Христом.
Следование за Христом этого множества
людей не было следованием веры и любви. Это
было следование из любопытства, из желания
увидеть какое-нибудь чудо, которое совершит
Христос. Это не было тем следованием, к
которому призвал Христос апостолов Петра,
Иоанна, Иакова и других. Каждому из них Он
сказал Свои величественные слова: "Следуй
за Мною". Их следование было следованием
веры во Христа, любви и преданности своему
божественному Учителю. Их следование за
Христом было ученичеством в божественной
школе Христа. Но в толпе людей, которых мы
видим идущими за Христом, не видно веры в
Него и любви к Нему, так как из всего этого
множества людей мы видим только одну
больную женщину, получившую исцеление от
Христа. Ведь нет сомнения, что в этом
великом множестве людей, шедших за Христом,
было немало больных разными болезнями, и
если исцелилась только одна больная, то это
не значит, что у Христа хватило силы для
исцеления только одной больной. Очевидно, у
всех других больных в этой толпе не было
веры во Христа, как в божественного Врача
души и тела. И хотя многие из них "теснили
Его", то есть прикасались к Нему, но это не
было прикосновением веры.
Посмотрим теперь
на эту больную женщину, получившую столь
чудесное избавление от своей тяжелой
болезни. В чем заключалась ее болезнь?
Евангелие говорит: она страдала "кровотечением"
двенадцать лет. В медицине эта болезнь
носит название "кровоточивости", и она
заключается в трудно останавливаемых
кровотечениях на почве пониженной
свертываемости крови. Это очень тяжелая
болезнь, и она весьма трудно поддается
лечению даже в наше время, а тем более врачи
были беспомощны в те дни, когда жил на земле
Христос. Зная эту болезнь, мы поймем слова
Евангелия о страдавшей кровоточивостью
женщине: она "много потерпела от многих
врачей, истощила все, что было у ней, и не
получила никакой пользы, но пришла еще в
худшее состояние".
"Услышавши об
Иисусе, подошла сзади в народе и
прикоснулась к одежде Его..." "Услышавши"
- вот источник веры во Христа, ибо "вера -
от слышания", говорит апостол Павел в
Послании к Римлянам 10, 17. Вера - от слышания
евангельской вести о Христе. Что услышала о
Нем больная кровоточивостью женщина? Она
услышала то, что Христос велел сказать
Иоанну Крестителю: "Слепые прозревают и
хромые ходят, прокаженные очищаются и
глухие слышат, мертвые воскресают и нищие
благовествуют..." Она получила
благословенное знание о Христе, знание о
Его безграничной силе и беспредельной
любви к человекам.
Услышав о
могущественном проявлении силы Христа, она
решила найти Его и получить помощь от Него.
Вера, которая теплилась в ее сердце, хотя
она еще никогда не видела Христа, привела ее
в движение: она начала искать Христа и нашла
Его. Задача веры заключается во встрече со
Христом, в соприкосновении с Ним, в общении
с Ним. Если Христос не найден, то вера как бы
повисает в воздухе; если вера
удовлетворяется только религией - будь это
храм, богослужения или священные обряды, но
не Сам Христос, - то она не выполнила своей
миссии. Вера, истинная вера должна быть
связующим звеном между человеком и Христом.
Именно на вере этой больной кровотечением
женщины мы можем хорошо понять, что значит
верить во Христа. Найдя Христа, она "прикоснулась
к одежде Его", говоря себе: "Если хотя к
одежде Его прикоснусь, то выздоровею". Ее
прикосновение ко Христу говорит нам о том,
что такое вера. Много объяснений веры можно
найти в богословских книгах, но на примере
этой женщины мы видим самое лучшее, самое
понятное объяснение веры. Вера - это рука,
протянутая ко Христу за помощью, за Его
дарами и принимающая их. Женщина протянула
свою руку ко Христу с полной уверенностью,
что получит от Него желаемое исцеление. Ее
протянутая ко Христу рука не осталась
пустою, - она получила полное исцеление.
Есть дар, который
дороже всех, даров, даруемых Христом. Это
дар спасения и вечной жизни. Его дает
Христос во имя Своих страданий и смерти на
Голгофе. Но необходима рука веры, чтобы
принять от Христа этот дар спасения и
вечной жизни.
Каким же мы видим
Христа в повествовании Евангелия об
исцелении страдавшей кровотечением
женщины? Каков Его образ перед нами? Мы
читаем: "Иисус почувствовал Сам в Себе,
что вышла из Него сила..." Перед нами
Христос, как источник божественной силы. От
Него исходит сила, спасающая грешника от
греха и ада, и сила, врачующая нашего
внешнего и внутреннего человека.
Далее мы читаем:
"...(Иисус) обратился к народу и сказал: кто
прикоснулся к Моей одежде?" Не странный
ли это вопрос Христа? Разве Он, будучи Богом,
не знал, кто прикоснулся к Нему? Конечно,
знал. Но задавая этот вопрос, Христос хотел
показать и Своим ученикам, и всему народу
"трофей" Своей божественной силы.
Исцеленная женщина не должна была
затеряться в толпе. Она должна была
сделаться известной не только людям, шедшим
вместе с ней за Христом, но и всем людям,
читающим Евангелие.
Каждый христианин
и каждая христианка являются такими
трофеями, такими "памятниками" любви и
силы Христа, потому что каждый верующий
испытал на себе силу, исходящую от Христа.
Рука веры, протянутая ко Христу, не остается
пустой; вслед за величайшим даром спасения,
полученного нами от Христа, мы получали и
получаем дары за дарами, помощь за помощью,
исцеление за исцелением, милость за
милостью от нашего великого Спасителя -
источника всяких благ. Вот почему мы
поистине являемся памятниками любви и силы
Христа.
Об этом же желании
Христа показать эту исцеленную женщину как
трофей Своей божественной любви и силы
свидетельствуют и дальнейшие слова
Евангелия: "Но Он смотрел вокруг, чтобы
видеть ту, которая сделала это". Христос
достиг Своей цели: женщина подошла, то есть
вышла вперед и "пала пред Ним",
исполненная горячей благодарности за
полученную милость. Чем мы можем воздать
Христу за дар вечного спасения и за все Его
прочие бесчисленные дары, как не хвалой и
благодарением наших сердец. И Христос ждет
от нас новой хвалы и благодарности.
Но вот перед нами
"одежда" Христа, к которой
прикоснулась больная женщина. О чем эта
одежда может сказать нам? Пусть эта одежда
скажет нам о другой "одежде", в которую
как бы облечен наш Господь Иисус Христос.
Такой "одеждой" Христа является Слово
Божие, Писание и особенно Евангелие. Ведь
Христос Сам сказал о Писании: "Оно
свидетельствует о Мне" (Ев. Иоан. 5, 39).
Прикасаемся ли мы к этой "одежде"
Христа? Соприкосновение со Словом Божиим
ведет к соприкосновению с Самим Христом.
"Хочу познать Христа в Писании, в
страницах Библии святой", - поем мы в
одной из наших песней. Соприкосновение с
страницами Библии будет соприкосновением
нашего ума и сердца со Христом. Это да и
аминь!